Суицидальное поведение подростков – причины, профилактика

Суицидальное поведение подростков: признаки и причины

Суицидальное поведение подростков - причины, профилактика

Все нормативно-правовые документы — это не просто отписка вроде рекомендаций.

«Конвенция о правах ребенка», многочисленные письма «Об усилении мер по профилактике суицидального поведения подростков» призваны обеспечить комплексный подход к современному воспитательному процессу.

Чтобы выявить суицидальное поведение подростков на ранних стадиях, во многих учебных заведениях введены ставки психолога.

Однако проблема не становится менее значимой. За последние 10 лет в нашей стране зафиксировано увеличение частоты самоубийств до 20 случаев на 100 тыс.подростков. В то время, когда средний показатель в мире не превышает 7/100 тыс. Что касается возрастного диапазона, то суициду подвержены чаще всего молодые люди 14-19 лет.

При изучении обстоятельств совершенных самоубийств, Генеральная Прокуратура РФ пришла к выводу, что бытовые и финансовые трудности семьи, в которой воспитывается подросток, крайне редко приводят к подобным инцидентам. В 62% случаев суицида несовершеннолетних причина кроется в конфликтной ситуации в семье между родителями, родителей с ребенком, ребенка с друзьями, с педагогами.

Если перечисленные конфликты расположить в порядке ранжирования, то на первое место все-таки выходят отношения с близкими людьми:

— постоянное унижение моральное или физическое;

— если родители не хотят удовлетворить актуальное желание;

— несчастная любовь;

— гибель близкого человека, будь то родитель или друг.

На вторую ступень справедливо будет поставить самоубийства, совершенные на почве страха осуждения за какой-либо совершенный асоциальный поступок. Такие случаи не редкость в семьях с очень строгими моральными устоями. Для подростка порой осуждение семьей или сверстниками бывает гораздо страшней, чем физическое наказание.

Нижнюю ступень среди причин подросткового суицида занимает неполноценность физического состояния или смертельный диагноз. Если такое случается, то по факту предварительного диагноза, еще не уточненного. Это свойственно очень впечатлительным людям.

Зная такую особенность ребенка, специалисты рекомендуют родителям быть особенно бдительными на начальном этапе заболевания. Пережив первые трудности, как правило, дальше подросток уже не думает о самоубийстве. Сложности с учебой или, в более старшем возрасте, с первыми профессиональными навыками редко приводят к суициду.

Под особым контролем должны быть в учебных заведениях подростки, в семьях которых были случаи суицида среди ближайших родственников. Хотя исследования показали, что 2/3 самоубийств имеют под собой реальные мотивы. Лишь 1/3 происходит в состоянии психоза.

Совершенный отказ от жизни бывает только у душевнобольных. Как правило, подростки преследуют следующие цели:

— Месть: «вот посмотрим, как вы будете без меня», «пусть им будет хуже», или банальное — «достало все!».

— Призыв: такой подросток на самом деле до последнего надеется на помощь извне и хочет привлечь внимание к своей проблеме. Именно поэтому призыв к помощи чаще всего выражается в самоотравлении.

— Избежать наказания, стыда, позора.

— Наказать себя из чувства вины: самонаказание.

Специалисты предупреждают, что градация подросткового суицида на истинный и демонстративно-шантажный условна. Даже если ребенок решил таким образом манипулировать взрослыми, он не осознает до конца всей серьезности ситуации: бравада, тяготение к рискованным поступкам может закончится однажды трагически.

Причем распознать по поведению ребенка, что он задумал, бывает очень сложно. Одни закрываются в себе, никоим образом не намекая о задуманном, другие, напротив, много шутят по поводу смерти, часто произносят в порыве обиды нечто вроде «скоро тебе не придется за меня беспокоиться».

Подросткам свойственно преувеличивать значимость проблемы, в то время как взрослые зачастую недооценивают ситуацию. Только после случившегося начинают анализировать, что ребенок уже давно сигналил о своей беде. Иногда все признаки депрессивного состояния ребенка «налицо», но родители просто не хотят придавать этому значения.

Психологи советуют: лучше напрямую спросить, чем делать вид, что все в порядке. На практике доказано, что даже самые скрытные дети бывают рады такой жесткой, прямолинейной тактике взрослых, и начинают рассказывать все, как на духу. Это происходит потому, что они устали страдать от непонимания, безразличия к себе.

Значимая роль в профилактике суицидального поведения подростков отводится школе. Именно в образовательной среде выстраиваются первые межличностные отношения. И кому, ка не учителю, классному руководителю быть в курсе ежедневного поведения каждого члена классного коллектива.

Опытные школьные психологи имеют в своем арсенале много приемов тестирования, когда можно разрешить проблему на стадии предсуицидального периода. Один из часто используемых, это тест на уровень тревожности Теммл-Дорки-Амен. Очень показательно исследование уровня риска социальной дезадаптации.

Но в последние годы школе вменяют в обязанность повышение грамотности самих родителей в плане предупреждения суицида. Но иногда проблема кроется внутри семьи, а родители не желают признавать важности своей роли в ее разрешении.

В таком случае педагогу предстоит установить контакт с семьей, отрегулировать режим посещений квартир учащихся и не сводить каждое посещение лишь к информированию об успехах в учебе. Отчасти рост количества суицида кроется в том, что родители погрузились в практическую область содержания семьи, не уделяя должного внимания своим детям.

Школьная программа тоже усложняется из года в год, и во главу угла ставится качество знаний, а не внутренний мир подростков. Те, в свою очередь, в отчаянии пытаются обратить на себя внимание. Чтобы избежать непоправимой ситуации, надо порой совсем немного: вовремя поговорить, проанализировать сложившуюся ситуацию и конфликт будет исчерпан.

Нельзя принижать проблему ребенка, если он сам об этом заговорил, не стыдить его («тоже мне беда!»), а подчеркнуть, что неудачи временны. Однако в неблагополучных семьях подобная тактика бывает невозможна, тогда важно, чтобы подросток знал, куда обратиться за защитой. Сегодня существуют службы экстренной помощи для детей.

Просвещение самих подростков в плане социально-правовой грамотности тоже является одной из главных мер профилактики суицида. Ведь к самоубийству порой приводит моральное унижение, вымогательства со стороны сверстников. Если ребенок будет знать, как вести себя в такой ситуации, вряд ли он замыслит свести счеты с жизнью.

Надо понимать, что 75% подростков легко раскрывают свои помыслы и всяческими способами пытаются «достучаться» до взрослых. Их состояние двойственно: они чувствуют абсолютную безнадежность и до последнего надеются на спасение. Выявив своевременно причины, поведение подростка можно скорректировать на индивидуальных занятиях, повысив самооценку как личности.

Источник: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/suicidalnoe-povedenie-podrostkov-priznaki-i-prichiny/

Суицидальное поведение подростков, причины, профилактика, лечение

Подробности Просмотров: 1814

Суицид представляет собой реакцию человека на возникшую проблему, которая видится ему без вариантов решения, безвыходная ситуация.

Одним из самых высоких уровней суицида во всем мире наблюдается среди подростков. Попробуем выяснить причины возникновения суицидальных мыслей и как предотвратить их появление у ребенка?

Чаще всего проблемы у подростков, толкающих их на самоубийство, возникают как правило в ближайшем его окружении: с разводом родителей, алкоголизмом, скандалами, повторными браками родителей, с потерей близких людей. Чаще всего такая эмоциональная обстановка перерастает в сложный внутренний конфликт у подростка, который не видит никакого избавления от сложившейся ситуации и решается наложить на себя руки.

Психологи и криминологи выявили группу подростков обладающих специфическими психологическими качествами, которые наиболее подвержены риску суицида:

  • Пессимистичность;
  • Эмоциональная чувствительность, ранимость;
  • Замкнутость, ограниченный круг общения;
  • Эмоциональность. Склонность к необдуманным поступкам.

Классификация проявлений суицида среди подростков

Намерение совершить самоубийство может выражаться в суицидальных мыслях, переживаниях или представлениях о ближайшей смерти.

Существует несколько уровней (степеней), которые выражают суицидальную склонность подростка:

  1. Начальная степень – пассивные суицидные мысли в виде фантазий, представлений о своей смерти, но не на само лишение себя жизни.
  2. Средняя степень – суицидальные помыслы. Это уже является активной формой выраженности суицида, стремление к самоубийству. На этом этапе для подростка свойственно продумывание плана и способа лишения себя жизни, время и место совершения суицидального действия.
  3. Крайняя степень – суицидальные намерения. Данная степень возникает из предыдущей степени. Реализуются замыслы, подкрепляясь тем самым, волевыми решениями и действиями, что позволяют совершить суицидальный акт над своей жизнью. 

Процесс перехода от первой стадии к последней может занимать различный промежуток времени, например, если подросток за несколько минут прошел все стадии, то в психологии принято называть это острым пресуицидом, но иногда для самого самоубийства потребуется несколько месяцев и даже лет и такой синдром называется хронический пресуицид.

Суицидальное поведение подростков: демонстрации и попытки

Однако специалисты подразделяют любые демонстрации и попытки подростков на истинные, демонстративные и шантажные. Чаще всего такие попытки являются демонстративными по своей сути, реже – завершенными.

Цель демонстративных и шантажных попыток заключается в том, чтобы добиться нужного результата, обратить на себя и свою проблему внимание окружающих, выразить своеобразный протест против сложившейся затруднительной ситуации.

Но взрослым необходимо помнить, что любые попытки суицидального характера могут завершиться печально, поскольку иногда даже сам подросток не в силах держать себя и саму ситуацию под контролем.

Профилактика суицидального поведения подростков

Вот представлены несколько неотложных мер по профилактике суицида среди детей и подростков, которые необходимо изучить всем родителям, дети которых имеют суицидальную склонность:

  • Не оставляйте не решенными проблемы, которые касаются как физического так и психологического состояния подростка;
  • Старайтесь разговаривать с ребенком, вместе анализируете сложившуюся ситуацию;
  • Старайтесь развить в своем ребенке ответственность за свои поступки;
  • Выработайте у своего ребенка привычку, которая позволит делится не только своими успехами и достижениями, но и тревогами, страхами;
  • Не иронизируйте ребенка, а наоборот помогите ему справится со сложной проблемой в жизни.

Источник: http://tvoj-yut.ru/detki/psikhologiya-vospitaniya/176-suitsidalnoe-povedenie-podrostkov.html

Профилактика суицидального поведения у подростков

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.
  • Суицидальная попытка(синонимы: парасуицид, незавершенный суи­цид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.

Ежегодно самоубийства совершают до 1 миллиона че­ловек во всём мире, включая 163 тысяч в Европейском регионе. По дан­ным ВОЗ, самоубийство является 13-й по счёту причиной смерти во всём мире, а в возрастном диапазоне от 15 до 35 лет в Европе оно занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий.

Показатель суицидов среди детей и подростков в Республике Бела­русь не высок и достаточно стабилен. В среднем, за последние три года, он составил 1,5 случая на 100 тысяч детского населения. По Шарковщинскому району за 2016 год и два месяца 2017 года случаев подросткового суицида зарегистрировано не было.

Читайте также:  Экспрессивность - это что такое, средства экспрессивности

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.

Типы суицидального поведения

Демонстративное поведение. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи.

Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, “осознать” свое несправедливое отношение к нему.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в видепорезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение-суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий.

Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, – затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают кпопыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение – характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия.

При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий.

Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают кповешению или падению с высоты.

Самоубийство– слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Невзирая на уникальность каждого отдельного случая, суициды имеют ряд общих характеристик.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей, для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода, переживание беспомощности и безнадежности, аутоагрессия, искаженное восприятие реальности – зацикленность на проблеме (“туннельное зрение”).

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДА И ПАРАСУИЦИДА

Кситуациям рискапровоцирующим подростков на совершение суи­цида относятся:

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, угрожающие их образу «я» и унижающие чувство собственного достоин­ства;
  • конфликтные отношения в семье;
  • смерть любимого (другого значимого человека);
  • разрыв отношений и межличностные конфликты;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребы­вание в роли жертвы;
  • серьезные трудности в учебе и высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);
  • нежелательная беременность, аборт и его последствия;
  • ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;
  • серьезная физическая болезнь.

Семейными факторами, влияющими на суицидальность детей и под­ростков являются:

  • психические отклонения у родителей;
  • история самоубийства и суицидальные попытки в семье;
  • насилие в семье (включая психическое, физическое и сексуальное);
  • недостаток внимания и заботы либо излишняя родительская авторитар­ность, отсутствие гибкости (ригидность) в вопросах воспитания;
  • конфликтные отношения между членами семьи и неспособность продук­тивного обсуждения семейных проблем;
  • развод родителей.

Психические расстройства:

  • депрессия,
  • девиантное (отклоняющееся) поведение,
  • психоз,
  • расстройство адаптации.

КАКОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА?

Поведенческие признаки:

  • внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
  • употребление спиртного и/или наркотических средств;
  • избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчез­новения из дома, прогулы в школе);
  • безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
  • внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
  • внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свиде­тельствующие о суицидальной угрозе:

  • невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любы­ми средствами;
  • разочарование в удовлетворении психологических потребностей (по­требности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чем-то, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какой-то группе);
  • поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;
  • присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невоз­можность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не может ему помочь в борьбе с его болью;
  • конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в черно-белом свете, либо все хорошо, либо все плохо;
  • противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, напри­мер: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, про­тиворечив в принятии своего решения о жизни и смерти.

Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предот­вратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение, оставляя сигналы и ключи. К ним относятся:

Словесные ключи:

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленно­сти жизни;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • самообвинения;
  • сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

  • раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);
  • написание «записок-завещаний»;
  • несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, пита­ния;
  • самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активно­сти;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

  • психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ре­бенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публич­ное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что это крик о помощи.

  1. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно “внушить” ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в “вечно недовольном виде” и “брюзгливости”, лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами– более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.
  2. Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
  3. В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
  4. В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Практические советы или правила поведения с лицами,
проявляющими склонность к суициду

1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2.Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.

3.Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

4. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве. Важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

5. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.

6. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

7.Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психолог Ермолович В.О.

Источник: http://shcrb.by/stati/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-u-podrostkov

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство.

Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование.

Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений.

Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств.

Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Причины суицидального поведения

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.
Читайте также:  Самообладание, искусство развития чувства выдержки и самообладания

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков.

Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств.

В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими.

Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих.

Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Симптомы суицидального поведения

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности.

Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения.

Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна.

Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями.

Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества.

Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью.

Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног.

После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни.

Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа. Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Лечение суицидального поведения

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей.

Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Источник: http://MyMedNews.ru/syicidalnoe-povedenie-detei-i-podrostkov/

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.

По данным Росстата России смертность детского населения от самоубийств в 2014 году составила на 100000 человек 1,3 % в возрастной группе от 10 до 14 лет и 5,9 % – в возрастной группе от 15 до 19 лет.

Установлено, что лишь у 10 % подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить с собой, в остальных 90 % – это «крик о помощи».

Важно понять, что подростковый и детский суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Самоубийство детей и подростков – чаще всего рассматривается как результат того, что «крик о помощи» не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Давайте разберемся, что же такое суицид.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от ребёнка (например, своевременная реанимация).

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых несовершеннолетний чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.

К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Помочь детям и подросткам, имеющим такую тенденцию личности, можно лишь только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к суицидальному поведению.

Причины суицида очень сложны и многочисленны. Проблемы и конфликты в семье, в школе и с друзьями, авторитарный или, наоборот, попустительский стиль воспитания, несчастная любовь, чувство одиночества, страх перед будущим, потеря смысла жизни, подражание кумирам, всё это и многое другое может являться причинами суицида.

Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например, прогулами школы или конфликтами.

Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния.

Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилия, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергну гости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Еще одним не мало важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

Читайте также:  Потеря сознания ребенком - причины, первая помощь

         Уход в себя. В подростковом возрасте желание побыть наедине с самим собой является естественным. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, выстраивать свой мир.

Но при этом мы должны помнить, что если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то невыносимой ситуации.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит, а дети, особенно подростки вдвойне. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.

Что касается детей и подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не будут замечать перемен в их поведении.

Единственным выходом в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, случались нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым.

Подростки в такой ситуации раздаривают любимые вещи (диски с играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.

) или, наоборот, начинают игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.). Как показывает опыт, это – прямой предвестник грядущего несчастья.

Психологическая травма.

Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и друзья вашего ребёнка.

Всегда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, или наоборот, всегда активный и веселый становится безразличным и пассивным ко всем окружающим, значит стоит присмотреться к нему.

Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни, это должно восприниматься серьезно. Подобные заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить  помощь, не выпускать ребёнка из вида, возможно, обратиться к специалистам.

Активная предварительная подготовка. Выражается в том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет и собирает информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п.

Если внимательно наблюдать за своим ребёнком, то можно вовремя заметить эмоционально-поведенческие нарушения и признаки суицидального поведения. У детей и подростков, попавших в кризисную ситуацию, изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Выделяются внешние, поведенческие и словесные маркеры суицидального риска. Что-то могут заметить педагоги или родители.

Поведенческие маркеры:

  • Тоскливое выражение лица.
  • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость
  • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • Повышенная, часто неестественная мимика.
  • Отсутствие мимических реакций.
  • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
  • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, ребёнок все время лежит на диване.
  • Двигательное возбуждение.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
  • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.

Что ещё могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

Приходя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен.

Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета.

Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно.

Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями.

Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и более устойчивым к жизненным неудачам.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.

Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким.

Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность.

Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в  помощи и руководстве.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

При исследовании подростковых самоубийств специалисты обнаружили, что острота переживаний становится несовместимой с жизнью, если нет эмоциональной взаимосвязи с семьей. Поэтому родителям стоит пересмотреть отношения с ребенком, воспринимать его как взрослую личность со своим мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями.

Самое главное – дать почувствовать ребенку, что он небезразличен и любим. Нужно убедить его, что душевные раны со временем заживают, что безвыходных ситуаций не бывает, и главное – помочь ему увидеть выход.

Специалисты, работающие с такими детьми, советует не бояться спрашивать у ребенка, не посещают ли его мысли уйти из жизни.

Такими вопросами мы не наведем ребенка на суицидальные мысли, но когда человек высказывает эти мысли – он психологически разряжается. Этим можно помочь ребенку и предотвратить трагедию.

Если вы чувствуете, что сами не справляетесь с его желанием покончить с собой, стоит обратиться за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру.

В статье использованы материалы:

Сакович Н.А. Диалоги на аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков [Текст]./ Сакович Н.А. – М.: Генезис, 2012, 288 с.

Письмо Минобороннауки России от 18.01.2016г.№ 07-149 «О направлении методических рекомендаций при профилактике суицида»

Иванова Н.Е. педагог-психолог

Медведкова А.Ю. педагог-психолог

Источник: http://cpms-smol.ru/parents/457-profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-sredi-nesovershennoletnikh

Ссылка на основную публикацию