Сознание в философии, формы сознания человека

Сознание в философии: понятие, структура и проблемы

Понятие сознания в философии сложно определить, поскольку этот термин имеет многоаспектный круг объяснений. Оно содержит в себе мысли, восприятие мира, осознание.

В зависимости от времени оно воспринимается как мнения, собственное Я. Мыслители превозносят осознанное бытие, как самое важное в мире. А ученые считают, что данное понятие расплывчато и не имеет границ использования.

Сознание означает человеческую деятельность на ментальном уровне.

Философские теории

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания.

Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности.

Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром.

Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного.

Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Формы

Различают 4 формы рассматриваемого понятия: самосознание (осознание личности), рассудок (осознание, способное мыслить и постигать мир), разум (разум в самосознании) и дух (высшая форма осознания, объединяющая все другие).

Философская наука старается найти решения на 2 основные проблемы сознания: в чем состоит его сущность и его взаимосвязь с физическим миром (особенно телом).

Дуализм

Это предположение о существовании 2 видов субстанций: сознание и физические субъекты. Прародитель этой ветви – Рене Декарт, утверждающий, что человек – это мыслящая субстанция, которая может сомневаться в существовании всего окружающего мира, за исключением своего сознательного Я, которое никак не связанно с физическим окружением.

Двойственность духовного мира и телесной оболочки – теория, по которой сознание и материя понимаются, как: независимые, дополняющие и находящиеся на одном уровне по значимости субстанции.

Эта точка зрения начала развиваться в трудах Платона и Декарта. По Платону тело является частью физического мира и поэтому умирает.

А душа не привязана ни к временному, ни к пространственному течению, и поэтому ей доступна истинная сущность мира идей.

Последователем дуализма нашего времени можно назвать Дэвида Чалмерса. Он считает свою точку зрения натуралистическим дуализмом, согласно которой сознательный опыт не имеет физической природы, хотя и находиться в зависимости от нее в соответствии с природными законами. Законы психофизики предполагаются Чалмерсом как дополнение к миру физических объектов.

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм – концепция, предполагающая бытие в психическом положении, нахождение в бихевиоральном состоянии, то есть выражение некоей поведенческой позиции, или противоположное мнение к ней.

Это направление перекликается с психологическим бихевиоризмом, но имеет существенное отличие: последний вариант предполагает рассмотрение бихевиоризма как способа изучения человека без попыток решения философских задач в области понятия сознания и его взаимосвязи с телесной оболочкой. Представителями этой философской ветви являются Гемпель и Райл.

Эта теория пытается отрицать двойственность по Декарту, потому что она находится в противоречии с утверждением о единстве науки (физикализм).

Идеализм

Следуя теории идеализма, мир есть совокупность сознаний. Мир материального не существует без них. Джо Беркли считал, что бытие – это восприятие внешним миром.

Индуизм

В этом ответвлении, философы представляют Пурушу (молчаливую высшую силу), который обозревает деятельность Пракрити (материальных субъектов). Духовное сознание ошибочно сопоставляется с телом, которое охвачено и увлечено гуннами (природными качествами).

Материализм

Материализм – философская концепция о физической оболочке всего существующего. Сознание – это черта высокоорганизованной субстанции. Материалисты критикуют прочие направления, изучающие сознательную сущность, и утверждают, что поведение человека является его физическим источником внутри тела. Представителями этой теории считаются Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон.

Функционализм

В соответствии с этой теорией нахождение в психическом положении означает нахождение в функциональном сознании (выполняя конкретное действие).

Функционалисты считают, что сознание находится в таком же соотношении с мозгом, как опция показывать время – с материальным объектом самих часов.

Функционализм критикует точку зрения материалистов, потому что не принимает взаимосвязь сознания и мозга: сознание только функция различных материальных объектов. Функционалистами считаются Дэвид Льюис, Хилари Патнем, Дэниел Деннет.

Двухаспектная теория

Теория гласит, что психическая и физическая сущности – это два качества реальности, на которой основано все мироздание. Эта реальность не относится ни к психической, ни к физической. Теория двух аспектов отрицает остальные философские ветви, которые утверждают о существовании психического и физического. Таких вглядов придерживались: Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел, Питер Стросон.

Феноменологическая теория

Феноменология пытается описать сущность опыта без каких-либо объяснений реальности его объекта.

Это направление старается найти идеальные качества мышления человека и восприятия, не зависящие ни от каких индивидуальных особенностей, и объяснить прочие науки в виде основанных на мышлении.

Интернациональность – основополагающая черта человека. Представители феноменологии – Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.

Эмерджентная теория

По эмерджентной концепции сознание не может быть сведено к физическому состоянию мозга, хотя и есть качество некоего материального объекта. Это нередуцируемая субстанция, которая имеет уникальные характеристики, и реальный объект для изучения наукой. Среди сторонников выделяется Джон Серл.

Понятие сознания не употребляется в философии, если говорится о движении в мышлении без соотношения с мирозданием.

Без опыта соотношения с миром, оно перестает быть самостоятельным и превращается в способность рефлексии по отношению к мысленному содержимому.

В мышлении субъект движения – это само мышление, которое понимается, как некое общее пространство действий и, как субъект этих действий одновременно.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/soznanie.html

Глава 11: Понятие сознание. Функции сознания

Человек, как существо владеющее самыми сложными проялениями психики, является носителем сознания.
Сознание — это особенное образование, которое сформировалось во врем общественно-исторического развития на основе труда, как пецифического вида человеческой деятельности, является формой целенаправленного психического отражения.

Через сознание еловек способен познять сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает.

Сознание как философская категория

Возникновение этих идей началось еще в античности, когда сформировались 2 философских направления — идеализм и метариализм. С точик зрения первого — сознание объясняется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия.

Материалисты рассматривают сознание, как результат отражения человеком действительности, продукт приспосабливания и активного отношения к бытию.

Но по поводу более точной интерпретации этого понятия возникает огромное количество нерешенных вопросов, поэтмоу изучение и трактовка понятия сознание и по сей день остается открытой научной проблемой.

Структурный элементы сознания пребывают в взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают ряд жизненно важных для человека функций:

  1. Главной функцией сознания является познавательная, или отражающаая функция, то есть способность индивида получать знания ою окружающем мире и о себе. Как познавательная деятельность сознание начинается из чувственно-образного познания и достигает абстрактного мышления.

    На этапе эмпирического познания накапливается разнообразный фактический материал, который позже обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая таким образом в суть сложнейших явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчиняются. Эта функция является всеохватывающей и из нее вытекают все остальные.

    Она имеет не пассивный, а активный, эвристический характер, то есть у сознания есть свойство опережающего отображения действительности.

  2. Познавательная функция обусловливает акумулятивную (накопительную) функцию.

    В памяти человека накапливаются не только полученные ею из личного опыта знания, но и те, что «добыты» современниками или предыдущими поколениями. Эти знания, в меру необходимости, актуализируются, воспроизводятся и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем проще ему принять оптимальное решение.

  3. Еще одной функице сознания является аксиологическая (оценочная). Человек не только достает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих нужд и интересов.

    Сознание, с одной стороны, является формой объективного отображения, формой познания независимой от человеческого стремления действительности, результатом чего является получение знаний, но с другой стороны, сознание впитывает в себя проявления субъективного отношения к действительности, как к миру в котором человек существует, его оценку, осознание своего мира и его проявлений, смысл собственной жизни. Если мышление и познавательная способность тебует в основном придержания логических схем и оперирование ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личностных усилий, собственных раздумий и переживаний.

  4.  Оценочная функция непосредственно переходит в функцию формирования цели. Это специфически человеческая способность, являющаяся кардинальной чертой сознания. Цель — это идеализированная нужда человека, которая нашла свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвидется результат действий человека. цели формируются на базе всего опыта человечества и достигают высших форм проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность человека обонована неудовлетворенностью человека миром и нуждой поменять его, придать ему такой формы, которая нужна человеку, обществу.
  5. Высшие возможности сознания проявляются в творческой (конструктивной) функции. Формирование целей, то есть осознание того для чего и ради чего чедовек совершает свои действия,  — необходимое услови любого сознательного поступка. Но, как обозначал гегель, суть дела исчерпываются не целью, а свершением. Реализация цели предусматривает применение неких средств, то есть того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, что природа до него не творила, строит нвоый мир.
  6. Важнейшей также является комуникативная функция. Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей совершается через язык (звук), технические средтсва (тексты, коды и т.д). Стоит понимать, что в письменных текстах выложены не знания, а лишь информация. Чтобы информация стала знаниями, она должна быть субъективной. Вот почему распространение газет, журналов и интернет являются лишь условием, но не гарантией того, что изложенная в них информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знания, — это субъективное приобретение.
  7. Заканчивает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основе оценки факторов и соответственно поставленой цели сознание регулирует и упорядочивает действия человека, а потом и человеческих коллективов. Эта функция вплетена во взаимодействие человека с окружающим миром и выступает в двох формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и действительности людей имеет очень важное значение. В меру того, как идеи приобретают побудительную силу, человек совершает поступки сознательно, целенаправленно, по своим убеждениям. Исполнительная регуляция приводит действиетльность людей в соответствие с их нуждами, обеспечивает размеренность цели и реальные средства их регулировки.

Только гармоничное развитие всех этих функций формирует действительно целостную, в интелектуальном и духовном плане, личность.

В начале XXI века ученые многое сделали для того, чтобы передать отдельные функции интелекта информационным машинам. Уже сегодня компьютеры выполняют сложную работу: переводы, управление тарнспортом и т.д. Они совершают некоторые логические операции, свойственные человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать машину, которая могла бы полностью заменить человеческий разум?

С точки зрения технических возможностей, действительно не стоит устанавливать черту между усовершенствованием информационных машин, но аналогия между машинними и мозговыми операциями не дает оснований для признания способностей машин к мышлению.

По сути, машина воссоздает только один аспект нашег омышления — формально-логический, тогда как реальное мышлени человека — это и воля, и эмоции, и интуиция, мечты, фантазии и прочее.

Багатство внутреннего мира человека является следствием багаста и разносторонноси ее общественных связей.

Значит, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, не достаточно воссоздать только структури мозга. Для этого надо было бы воссоздать также весь исторический путь развития человека, обеспечить всеми нуждами, в том числе и политическими, морльными, эстетическими.

Источник: http://freephilosophy.net/glava-11-soznanie.html

3. Сущность, основные характеристики и структура сознания

Философское понятие сознания является интегрирующим ключевым понятием для анализа взаимоотношений человека с действительностью, характеристики одного из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, которое заключается в активной, творческой способности человека как социального существа отображать и познавать объективный и субъективный мир в форме идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологические и психоаналитические традиции.

Таким образом, сущность философского исследования феномена сознания заключается, во-первых, в выявлении онтологического статуса сознания.

С этой точки зрения, сознание осуществляется при помощи мозга, но сознание – не функция мозга самого по себе, а функция специфического типа взаимоотношения социально развитого человека с миром.

Такая характеристика сознания предполагает выяснение онтологических истоков сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции.

Во-вторых, важной чертой сознания является его характеристика в гносеологическом аспекте. В этом плане сознание есть отражение действительности, возникающее в результате формирования таких телесных органов, как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел – головной мозг.

В-третьих, сознание суть идеальное, его бытие проявляется в форме идеальных образов.

В-четвертых, сознание есть не только отображение деятельности, но и отношение к ней. Этим определяется ценностный и вместе с тем личностный аспект сознания, наиболее ярко выражающий социальную природу сознания.

В-пятых, сознание обозначает высший уровень психической активности человека, позволяющей благодаря идеальному предвосхищению практической деятельности человека придавать ей целенаправленный характер.

В-шестых, философское осмысление сознания предполагает анализ предпосылок развития сложнейших форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости переживания системы своих отношений к реальности, социуму, другим людям и самому себе.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия XX в.

наряду с субстанциально-функциональной, социокультурной парадигмами выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенционально-феноменологической и психоаналитической традициями, где акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при одновременном творческом внесении личностных смыслов в действительность (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и др.).

Истинное бытие сознания многовекторно в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, «архетипы» и ассоциации, онтологические и гносеологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге «Я» и Мира, «Я» и Другого, межличностной коммуникации, обусловливая вариативность и открытость проекции человеческого сознания и бытия человека в мире.

Можно выделить следующие концепции, объясняющие сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Объективно-идеалистическая концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому – психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Диалектический материализм рассматривает сознание в неразрывном единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи.

В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение.

Будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека.

Основными характеристиками сознания являются соотнесенность его с миром знания, идеальность, интерсубъективность, предметность и направленность (интенциональность); сознание раскрывается в его связи с логикой и действительностью, а также с бессознательным.

Уже сама грамматическая структура слова «со-знание» наводит нас на мысль о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понятна многим (совместное знание). Это есть часть фиксированного человеческого опыта. И отметим, такая часть, без которой непосредственного практического опыта быть не может.

Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность. Эта характеристика основана на гносеологическом противопоставлении сознания как идеального материальному.

Идеальное – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отраженного, представленного в психическом мире и жизнедеятельности сознания человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира.

Идеальное всегда обладает материальным носителем, в качестве которого выступает не только его нервно-мозговой субстрат, но и выработанные в процессе исторического развития человека феномены культуры (например, язык и другие знаковые системы).

Поскольку сознание связано с областью знаний человека, а существенной частью этой области является наука, представляющая собою объективное знание, то возникает вопрос, каким образом идея может быть объективной.

Идея может быть объективной, когда она понятна многим носителям сознания. А именно тогда, когда она становится интерсубъективной, доступной для всех. Такая доступность для понимания должна иметь достаточное основание.

В науке этим основанием может служить теоретическое доказательство или эмпирическая (опытная) проверяемость.

Сознание связано с пониманием, их нельзя представить друг без друга. Что мы понимаем в идее? Во-первых, то, что идея, а вместе с ней и сознание направлены на определенный предмет. Мы мыслим идеи для того, чтобы говорить с их помощью о предметах мысли.

Следовательно, сознание всегда направлено на определенный предмет, оно всегда предметно содержательно. Не бывает беспредметного сознания.

Предметность и направленность сознания вместе составляют такое его свойство, которое принято называть интенциональностью.

Термин «логика» имеет два значения. Во-первых, он обозначает естественную способность людей к рассудочной деятельности, способность рассуждать, мыслить, делать выводы, обобщения, анализировать и производить многочисленные логические операции. Второй смысл термина «логика» заключается в том, что логика — это наука, изучающая рассудочную деятельность людей.

Все логические правила формулируются по отношению к форме мыслей, что обеспечивает всеобщность их применения. Конкретное содержание не имеет значения. Материальным средством выражения мысли является язык (отметим, как естественный, так и искусственный). Мысль выражается в языке.

Логика изучает не язык, а мышление. Язык – лишь средство выражения мысли. Рассуждая о предметности мышления, мы должны обратиться к понятию действительности под которым понимается предмет, на который может быть направлено наше сознание. Действительность есть предмет мысленной установки.

Вводя понятие “действительность”, мы получаем четырехчленную схему: действительность – сознание – логика – язык.

Каждую пару из этой схемы можно рассматривать отдельно, и эти парные отношения будут представлять реальные проблемы, решение которых привело к возникновению конкретных научных дисциплин.

Рассмотрим как раскрывается сознание в его связи с бессознательным.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Cамый нижний и самый мощный слой — «Оно» находится за пределами сознания. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи.

Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» человека. Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-Я»– это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.

По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой — неосознанными осуждаемыми побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я».

Таким образом, оказывается, что собственное «Я» — сознание человека не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.Г. Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно».

Как уже отмечалось, Юнг выделил в нем помимо «личностного бессознательного» «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений.

Содержание коллективного бессознательного составляют, по нему, общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями.

Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, — это прежде всего существо архетипное.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа — последователями Фрейда. Согласно теории А.

Аскера человек — не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это имеет место у Фрейда.

Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное.

Это противоречие он называет «экзистенциальной дихотомией». Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием.

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.

В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которые гарантируют целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они, так же как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания.

Структурная дифференцированность и интегральность, социокультурная обусловленность и индивидуальность Я, непосредственность чувств и отвлеченность рациональных конструкций, отражение и творчество – все эти характеристики органично дополняют друг друга в реальном опыте сознания.

Анализируя проблему сознания, нельзя оставить без внимания вопросы о том, что входит в него и как оно “работает”, функционирует.

В качестве первичной конструкции можно выделить следующие уровни сознания: чувственно-эмоционального, связанный с непосредственным отражением внешней действительности; абстрактно-дискурсивный, предполагающий интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом; интуитивно-волевой, акцентирующий не редуцируемый к внешним характеристикам опыт “Я”, самосознания.

Данная схема может быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания (см. таблицу 1). Когнитивная проекция описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности, аксиологическая конкретизирует иерархию ценностных ориентации, регулятивная выявляет связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания.

Таблица 1 – Структура сознания

ПроекцииУровни Когнитивная Аксиологическая Регулятивная
Чувственно-эмоциональный Ощущение, восприятие, представление Эмоции Чувства
Интуитивно-волевой Интуиция Смыслы Воля
Абстрактно-дискурсивный Понятия, суждения, умозаключения Значения, ценности Вера

Все уровни и все проекции сознания функционируют как единая целостность, тотальность.

Акцент на онтологии индивидуального сознания сущностно пересматривает традиционные представления о привилегированном статусе разума. Начиная с К. Г.

Юнга, в психологии и философии говорят о двух типах мышления: образно-ассоциативном и рационально-логическом, причем генетически первичным и функционально более значимым оказывается образно-ассоциативное мышление.

Согласно Юнгу, различия между ними состоят в следующем: если разум экстравертен, подчинен “внешним” языковым, логическим и причинно-следственным связям, то интровертивный опыт образного мышления представляет собой его подлинную и наиболее органичную среду.

Поток свободных ассоциаций всякий раз “перекрывает” искусственную логику разума, а подлинное понимание идеальных смыслов обеспечивается не столько умозаключением, сколько интуицией, обеспечивающей синхронную целостность рационального и чувственного, прошлого и настоящего, внутреннего и внешнего.

Интуиция как основной когнитивный механизм образно ассоциативного типа мышления связана с непосредственным знанием об объекте, получаемым в результате внелогического соединения различных фрагментов опыта в целостный образ.

Существуя помимо устойчивых логических и языковых структур, интуиция тем не менее в ином по сравнению с разумом контексте воспроизводит социокультурную размерность сознания, являясь результатом изначальной, обусловленной наличной ситуацией нацеленности мысли на проблему и предварительной работы по ее решению.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/6482

Сознание в философии это..

Сознание в философии это…

Сознание в философии это…

Иногда у ребят возникают проблемы с таким абстрактным понятием, как сознание. В этом посте разберем эту непростую тему. Сознание в философии – субъективная реальность; содержание всех форм общественного и индивидуального духовного мира; свойство человеческого мозга отражать объективный мир в идеальных образах, которые выражаются в языке и служат регуляторами человеческой деятельности.

Одна из самых острых философских проблем – проблема сознания. Можно говорить о каких-то проявлениях «сознательного» отношения животных к окружающей среде. Но это лишь видимость; в этом больше нашего желания видеть животных подобными нам, чем очевидного. Признаем, что человек – единственное существо (по крайней мере, пока) в мире, обладающее сознанием.

Структура сознания

В истории философии есть несколько вариантов решения проблемы возникновения сознания: божественный, материалистический, идеалистический, космический, мутационный.

Следует заметить, что какому бы варианту мы ни отдали предпочтение, однозначно определить природу сознания невозможно – «тайна сия за семью печатями есть».

Нам остается принять сознание за данность и попытаться продвинуться к его сути.

Что же включает в себя оно с точки зрения философии? Первым элементом его являются ощущения – работа пяти всем известных органов чувств человека. Далее следует восприятие – способность нервной системы передавать сигналы от ощущений в головной мозг. Затем – представление.

На этом этапе происходит формирование чувственного образа объекта и сравнение его с уже имеющимися образами. Все эти элементы наблюдаются и у высших животных; в биологии это психика. Но на этом и заканчивается наше сходство с животными, а собственно сознание только начинается.

Речь идет о воображении.

Это уникальная способность человека создавать идеальные образы объектов и оперировать ими. Понятно, что имеется в виду мысль (ум, разум, рациональное). Именно это и является главной загадкой в проблеме сознания. Благодаря мысли человек может анализировать, познавать, сравнивать, действовать ассоциативно и интуитивно, а следовательно, целесообразно и целенаправленно.

Способность человека создавать идеальные образы (мыслить) обуславливает диалоговую природу сознания. Человек может рефлексировать, то есть смотреть на себя (разумеется, абстрактно) и свое обращение к объекту внимания со стороны.

Сознание, таким образом, изначально предполагает внутреннее раздвоение, внутренний диалог, что и является сутью мыслительного процесса.

Животные не обладают способностью рефлексировать – создавать идеальные образы, мыслить, а значит, не имеют сознания.

Но нельзя сводить его только к воображению. Дело в том, что человеческие ощущения, восприятие, представление, воображение – одна система, где все элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Немецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие «апперцепция» (лат.

Ad – к, perception – восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего жизненного опыта и уровня интеллекта. То есть то, как ощущает и воспринимает человек окружающее, зависит от того, как он мыслит. Другими словами, наши мысли источником информации имеют ощущения, а последние окрашены нашими мыслями.

Сознание не есть продукт отдельного (индивидуального) человека.

Диалогический характер сознания имеет социальную природу; вне социума человек и сознание невозможны. Человек рефлексирует, оценивая себя, только в сравнении с чем или с кем-либо. Целесообразная деятельность невозможна без общества.

Для функционирования сознания необходим язык. Язык здесь понимается как выражение сознания с помощью знаковых символов (буквы, цифры, графики и т. д.) и речевых сигналов (слово). Язык определяется сознанием, но и сам играет активную роль в отношении его.

Бессознательное в сознании

В связи с сознанием говорят о бессознательном (иррациональном). В упрощенном виде бессознательное есть действия, совершаемые автоматически, рефлекторно, когда человек не сопровождает эти действия мыслительным усилием. Например, невменяемость имеет психическую природу, но не сознательную.

В глубоком смысле бессознательное понимается как особая область человеческой психики, определяемая не животными, а именно человеческими инстинктами. Действительно, многое в поведении людей и даже целых групп трудно объяснить с точки зрения сознания. Мысль – логична, бессознательное – алогично.

Некоторые современные исследователи даже считают, что бессознательное – более глубокое духовное образование, нежели сознание; именно оно в основном определяет всю жизнь человека.
Формой сознания является самосознание. Это выделение человеком самого себя в ряду других людей и из окружающего мира. Наши далекие предки себя практически не осознавали: они все были «на одно лицо».

Развитие способности рефлексировать привело к тому, что отдельный человек обнаружил свою непохожесть с другими – начал осознавать себя. Суть у всех людей одна, но проявляется она у каждого по-своему. Это индивидуальное проявление и есть самосознание.

Оно есть у каждого, но степени его различны и неповторимы. Это можно объяснить и физиологическими причинами (например, нарушения в работе головного мозга), и наследственностью. Но главное все же – в социальной природе человека, в его самооценке, способностях к самоанализу и изменению себя самим.

Оба качества имеют диалоговую природу.

Осознать себя человек может только через других людей: оценивание себя на фоне других, сравнивание себя с другими. Качество этого процесса зависит от полноты и глубины общения.

Многие люди малоэффективны в общении (здесь очень много причин и аспектов), поэтому мешают диалогу, лишая тем самым себя возможности заглянуть в себя глубже, узнать себя лучше. А значит, и их практическая деятельность недостаточно эффективна.

Значит, самосознание – это способность каждого отдельного человека быть самим собой.

Сознание и познание

Человек – часть мира. Для того чтобы существовать в нем, он должен понять суть вещей и мира в целом. Проблемами этого процесса в философии занимается гносеология (теория познания). Процесс познания имеет своей целью и результатом знание. Знание нельзя отождествлять с информацией.

Информацию человек получает постоянно и часто неосознанно – это сигналы внешнего мира; многое из этого потока человеку бывает не нужно. Знание же – результат целенаправленной мыслительной и практической деятельности людей. В гносеологии сформировалось обобщенное понятие знания – идеальный образ объективной реальности, получаемый в результате целенаправленной мыслительной деятельности.

(Насколько этот образ соответствует и должен соответствовать реальности, будет рассмотрено в следующей теме)

Процесс формирования знания сложен и весьма противоречив. Знание, с учетом диалогичности сознания и объективности информации, не может быть получено. Оно формируется самим человеком. Можно дать информацию, но невозможно дать знание, поскольку информация сама по себе бесценностна и может не иметь жизненно важного значения для человека. Знание же – основа практической деятельности последнего.

В гносеологии принято выделять следующие составляющие процесса познания человеком мира и самого себя: предмет, объект, субъект.
Предметом познания является все то, что окружает человека. Сюда входит то, на что мы часто не обращаем совершенно никакого внимания – объективная реальность.

Предмет познания, например звезда, которую мы не видим и ничего о ней не знаем; но она есть. Как только мы обратим на нее внимание в любом варианте: увидели, представили, вообразили – она становится объектом познания. Значит, объект – это то, на что направлено наше внимание сознательно.

Следует помнить, что и предмет, и объект познания независимы от человека. Однако как только мы имеем в виду объект, мы должны говорить о субъекте. Субъект – это человек, осознанно направивший свое внимание на объект.

Как только человек обратился к предмету осознанно, последний становится объектом. Объект, как и предмет, объективен и от человека независим. Но предмет существует сам по себе, а объект – только в связи с человеком.

Поэтому в гносеологии эту связь определяют как субъект-объектный дуализм (лат. Dualis – двойственный).

Итак, цель и результат гносеологического процесса – получение знания. Знание объективно по источнику: объект не зависит от человека, но субъективно по форме выражения: то, как и что я сужу об объекте, зависит от меня.

Получается, что объект становится частью человека в его понимании – приобретает форму субъекта. С другой стороны, объект нужен человеку, и он становится формой объекта. Таким образом, субъект есть олицетворение объекта, а объект есть олицетворение субъекта.

В этом и заключается субъект-объектный дуализм.

В процессе познания выделяют две стороны: чувственное и рациональное. Первое основано на работе органов чувств; с этого начинается познание – получение информации от объекта.

Надо помнить, что чувства человека весьма несовершенны и часто ошибаются. Поэтому основным требованием к этой стороне познания является необходимость тщательной опытной проверки данных чувственного восприятия.

Здесь главным является объяснение явлений.

Вторая сторона – рациональное. Здесь упор делается на способность человека представлять объект идеально (абстрактно). В этом случае совершается своеобразный отрыв от детальных конкретных характеристик объекта и он предстает в виде понятия (знания). Здесь же главным является понимание явлений как по сути, так и во всей полноте.

Безусловно, что обе стороны гносеологического процесса взаимосвязаны. Но нельзя представлять его однолинейным – от чувственного к рациональному.

Да, без чувственных данных знание об объекте невозможно. Но способность человека абстрагироваться позволяет ему оперировать в буквальном смысле идеальными образами.

Последние олицетворяют собой то, чего нет в реальной действительности; это символы ее.

Например, в природе нет абсолютно твердого тела, так как любому твердому найдется что-то более или менее твердое. Оперируя же понятием «абсолютно твердое», мы не имеем в виду никакой ему альтернативы.

Но тем самым мы четче представляем себе, что такое «твердое». Более того, человек способен, абстрагируя, создавать чисто идеальные образы, отрываясь от чувственного восприятия.

В этом случае познание далеко уходит от действительности и в определенном смысле творит ее.

Результат творения в гносеологическом аспекте не есть плод чистого любопытства; он в итоге все равно должен быть проверен практикой.

Память – уникальная способность человека к сохранению и воспроизведению того, что уже было. Животные тоже имеют память. Но у них она основана на инстинкте и приобретенном. «Запоминать» то, что не предусмотрено инстинктом или, например, дрессировкой, животное не будет. Человеческая же память основана на воображении.

Чувственность здесь, безусловно, присутствует как толчок к формированию идеального образа. Но затем в дело вступают рациональная сторона сознания и оперирование идеальными образами. Мы помним подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года. А ведь у нас нет чувственного восприятия тех событий, есть лишь документы, которые нам оставили люди со своим восприятием.

Однако в нашей памяти сохранилась, в сущности, адекватная картина того, что было в 1812 году.

Таким образом, память выполняет важнейшую гносеологическую функцию – передачу накопленного познавательного багажа от поколения к поколению, от человека к человеку.

Человеческое сознание (познание) имеет эйдетический характер (греческое eidos – образ). Человек способен долгое время сохранять в своей памяти образы предметов внешней действительности. Толчком к этому является восприятие этих предметов через органы чувств – чувственный образ.

На этой основе создается идеальный образ, который уже не содержит в себе чувственного восприятия; это воображение.

Таким образом, эйдетичность познания заключается в следующем: человек через органы чувств воспринимает окружающую действительность – запечатлевает предметы в виде чувственных образов (это сродни фотографированию).

Затем, абстрагируясь на основе способности рефлексировать, создает идеальные образы и оперирует ими. Так вот, последние становятся относительно самостоятельными, что и позволяет человеку совершать мыслительные операции, прямо не зависящие от внешнего мира. Чувственное восприятие дает толчок созданию идеальных образов, воображение – основа творчества в отношении внешних предметов.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: http://ege59.ru/2017/04/04/soznanie-v-filosofii-eto/

Психология и педагогика. Курс лекций

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом.

Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е.

возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах.

В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности.

Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

 житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

 проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

 научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

 эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

 этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Источник: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl20.shtm

Ссылка на основную публикацию