Социальная адаптация детей, инвалидов – проблемы, диагностика

Социальная адаптация инвалидов

Социальная адаптация детей, инвалидов - проблемы, диагностика

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации.

У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни.

Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения.

Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще.

Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya_invalidov/

Социальная адаптация детей

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Социальная адаптация детей-инвалидов

С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются:

  • Недостаток психического и физического здоровья;
  • Ограниченность социального опыта;
  • Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

На государственном уровне для этой категории людей должны быть созданы все необходимые условия, облегчающие их жизнедеятельность, а также нужно провести подготовку общества к принятию детей с ограниченными возможностями. Эти меры помогут снизить количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно сократит затраты на их лечение на уровне семей и государства в целом.

Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе. Однако единого пути решения проблемы социальной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, потому для ее решения используются различные разработки психологов и педагогов.

В связи с тем, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, то и подход к решению этой проблемы должен быть многофакторным и динамичным. На государственном уровне, в свою очередь, должно быть сделано все возможное для того, чтобы адаптивный потенциал детей-инвалидов повышался.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение.

Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов.

Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.

От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Видео с YouTube по теме статьи:

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6831-socialnaja-adaptacija-detej.php

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Определение понятий

В социальном смысле дети-инвалиды – это наиболее проблемная категория, т.к. их возможности привыкнуть и приспособиться весьма ограничены.

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Психоанализ в психологии - теория, методы, техники

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей. Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/socialnaja-adaptacija-detej.html

1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация, то удобнее всего помогать ему, выстраивая социальную работу в русле психологоориентированных моделей социальной работы. Психологоориентированные модели отражают подход к человеку, какой бы он ни был, в каком бы состоянии ни было его здоровье, как к субъекту своей жизни, как к лицу, которое может само выбирать и строить свою жизнь. Конечно, у этой модели социальной работы есть существенные ограничения, так как инвалидами часто признаются недееспособные лица, не могущие отвечать за свои поступки. В процессе адаптации, ребенок только тогда сможет достичь успехов, когда он сможет принять посильную часть ответственности за свою жизнь на себя. Учиться принимать ответственность – это один из важнейших результатов социализации ребенка-инвалида. Психологоориентированная модель определяется принципами гуманистической психологии К.Роджерс. Что значит становиться человеком?. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ сост. Д.Я.райгородский. – Самара, 1996, с.390-408

.

Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П.Социальная педагогика. – М., 2001, с. 210-212

:

достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества;

стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослы ми и детьми.

«Существенная черта этой модели социальной работы – недирективный подход к решению проблем клиента» Е.В.Филатова. Теория социальной работы. – режим доступа: www.druzya.org. Большая практика психологов-гуманистов доказала, что человек лучше растет и развивается, если к нему доброжелательное внимательное отношение.

Это приводит не только к душевному равновесию, но и к существенным положительным сдвигам в психике человека. Гуманистическое отношение к ребенку-инвалиду противостоит развитию социального иждивенчества и деструктивных жизненных установок, воспитывает у него уверенность в себе и способность противостоять ударам судьбы.

Главные направления – это развитие у детей

собственной активности в отношении своих жизненных проблем;

развитие оптимизма, как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни.

Результаты опроса, выполненного Н.И.Скок, Н.И. Скок. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции// СОЦИС, 2005, №4, с.125

показали, что в самом тяжелом социально-экономическом положении находится инвалиды с детства: у них самый низкий уровень образования и среднедушевого дохода; среди них самый высокий процент лиц, не имеющих профессии, семьи, собственного жилья; большая часть из них проживает в сельской местности, где слабо развита социальная инфраструктура; подавляющее большинство не имеет постоянной и даже временной работы. Полученные ею данные наглядно демонстрируют неадекватную первичную социализацию инвалидов с детства, приведшую в конечном итоге к формированию дефектного биосоциального потенциала. Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни взрослого инвалида. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Все это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». Отношение к себе как к объекту, оценка своих жизненных сил как минимальных, порождает неспособность и нежелание трудиться, быть занятым, а, следовательно, включенным в социальную жизнь.

Как отмечают исследователи, оптимизм и пессимизм – не просто умонастроение личности, но представляют собой совершенно разнонаправленную практическую ориентацию личности в мире.

«Экспериментально доказано, что оптимисты, фокусирующие свое внимание на положительной стороне жизни, видят желаемые цели как достижимые и продолжают прилагать усилия ради их реализации, порой вопреки общим тенденциям функционирования окружающей среды.

Пессимисты, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели недостижимыми и отказываются заранее предпринимать какие-либо усилия» Р.А.Смирнова. Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населения республики Беларусь// СОЦИС, 2005, № 10, с.30

. Социально-психологическое самочувствие ребенка-инвалида определяет динамику, темпы успешной реабилитации и адаптации.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/12827

Проблемы адаптации детей-инвалидов в обществе

Наверняка, путешествуя по Европе или Америке, многие замечают сравнительно большое количество инвалидов, которые, не чувствуя себя ущемленными, посещают магазины и кафе.

Кажется, что там на них никто не обращает особого внимания, в то время, как увидеть инвалида на наших улицах – редкое явление. Значит ли это, что в нашей стране инвалидов меньше? Вовсе нет.

Просто, наши инвалиды, не адаптированы в обществе, они чувствуют себя ущербными, изгоями.

Люди эти, в дополнение к проблемам со здоровьем, вызвавшим инвалидность, получают отторжение общества, препятствия на каждом шагу и, зачастую, непреодолимые.

Каким бы странным это не показалось, жалость – это последнее, что нужно инвалиду. Ему, как и любому другому человеку, нужно общение, радости и горести повседневной жизни, друзья, учеба, работа, развлечения.

Наверное, получив все это, он в какой-то мере смирится со своей болезнью.

Проблему адаптации инвалидов в обществе стоит решать с раннего детства. Воспитывая ребенка – инвалида, нужно внушать ему, что он не хуже других, просто он отличается от сверстников.

К сожалению, если это и возможно в рамках отдельно взятой семьи, то в рамках детского учреждения, города, государства – такое отношение к инвалидам пока лишь в планах. Мы воспитаны воспринимать таких людей как ущербных иждивенцев.

Государство платит им мизерные пособия, тем самым как бы откупаясь от них.

В рамках возросшей в последнее время жестокости среди детей, трудно себе представить вливание в их общество отличающихся от них и более слабых сверстников. Поэтому стоит начать решение проблемы именно с воспитания сострадания в нашем молодом поколении. Объясняя детям прописные истины, как то, что обижать более слабого неприемлемо, можно подготовить общество к новой ступени развития.

С другой стороны, многие родители опасаются, что в обществе, где находятся их дети, будут находиться малыши с умственными отклонениями. С одной стороны, их можно понять. Ведь детки с отклонениями, способны неосознанно травмировать кого-то из окружающих.

Кроме того, учебный процесс притормаживается, так как объяснения педагогов должны быть понятны всем детям. Чтобы решить эту проблему, стоит начинать занятия с детками-инвалидами с самого раннего детства по специальным программам раннего развития.

Такой подход даст им возможность минимально отличаться по умственным показателям от сверстников.

Многие умственно отсталые детки, занимающиеся в группах по программе Марии Монтессори, не только не отставали от сверстников в развитии, но и опережали их, что ставило под сомнение их диагноз.

При таком подходе к адаптации, можно легко решить эту проблему, так как инвалидность деток становится незаметной.

Но что делать с инвалидами по физическим показателям? Их отличия от других детей слишком очевидны и вводя их в наше общество, мы рискуем добавить к проблеме инвалидности замкнутость, обиду на общество, отвержение общения.

К сожалению, без законодательной базы такая проблема не решаема. Как часто мы видим, что инвалидов выгоняют из общественных заведений и магазинов, чтобы они своим видом не пугали потенциальных клиентов. Такое отношение к этим людям неприемлемо.

Наши дети, видя такое отношение к инвалидам, растут с мыслью, что от этих людей нужно избавляться, они лишние в этом мире. Но ведь инвалидность – это то, что может случиться с каждым на любом этапе его жизни.

Читайте также:  Эпилепсия у ребенка - симптомы, лечение, причины

Стоит как можно больше говорить об этой проблеме, воспитывая в подрастающем поколении сострадание.

Вы видели когда-нибудь глаза ребенка инвалида, с которым общаются как с равным? Это глаза полные счастья и веры в свои возможности. Веры, которая придает сил и толкает на дальнейшее развитие.

Веры, которая излечивает. Именно эти, счастливые дети-инвалиды, в большинстве своем способны на скорую реабилитацию, а иногда, полное выздоровление.

Так давайте распахнем для них двери в наш мир, подарив им жизнь полную веры и надежды!

Источник: http://www.invalist.ru/problemy-adaptacii-detej-invalidov-v-obshhestve/

Особенности социализации, реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов

Куликова Татьяна Олеговна
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Kulikova Tatiana Olegovna
Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Т.О. Особенности социализации, реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5358 (дата обращения: 07.06.2018).

На протяжении долгих лет проблема инвалидности очень актуальна, государство стремится помочь тем, кто столкнулся с инвалидностью, признавая все их нужды, предоставляет обеспечение доступа к услугам образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки, доступ к трудовой деятельности и к средствам отдыха. Таким образом, это приводит к полноценной жизни инвалида, это касается всех, независимо от состояния здоровья, духовного развития и национальности.

В жизни ребенка немало важна реабилитация и адаптация, так как все нарушения в здоровье мешают жить полноценно, участвовать в бытовой, повседневной и социальной жизни. Очень важно чтоб ребенок чувствовал себя, полноценном человеком, был в прямой связи с обществом, имея ввиду такие факторы как, жизнь в семье, учеба, общение со сверстниками.

Ребенку инвалиду необходимо помочь в адаптации в общество, в процессе адаптации, ребенок сможет достичь тех успехов, когда он сможет принять за себя ответственность. Одним из важнейших результатов социализации ребенка инвалида, это принимать ответственность.

Необходимо достойное отношение к детям инвалидам, вне зависимости от того в каком состоянии он находится, будь то в физическом, эмоциональном, материальном, социальном положении, уважительно относится к ним, помочь ребенку с его проблемами и развивать их способности.

Самым важным фактором в адаптации ребенка является – семья. Семья сильнее всех влияет на ребенка, семья формирует в ребенке личность, осуществляет воспитание, дает ребенку стержень и силу.

Ребенок с различными ограничениями имеет особое место в обществе. Окружающие к таким детям относятся специфически. Ребенок ограничен в своей активности, в физической и умственной, а также у таких детей отношения с окружающими совершенно иные, потому что дети инвалиды нуждаются во внимании, уходе и заботе, и соответственно в других условиях воспитания и обучения.

К такому ребенку обычно относятся с гиперопекой, вместо того что бы ребенок сам выполнял какие либо действия, родители делают это за него, хотя с объективной точки зрении ребенок может сделать это сам.
Ребенка это устраивает, он не стремится делать что то сам.

Но как правило у родителей, чей ребенок родился с особенностями ситуация складывается очень тяжелая, и это серьезное испытание с которым они сталкиваются.

Конечно социальная адаптация не мала важна для ребенка, как нам известно, что процесс социализации осуществляется на протяжении все нашей жизни, и происходит это в трех формах:

  1. в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;

  2. в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;

  3. в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки

Для детей с нарушениями в развитии самой важной задачей является социальная адаптация. Такая адаптация для детей имеет свои специфические особенности. И так как мы уже сказали, что на процесс социальной адаптации влияет семья, и не только, так же воздействует общая обстановка в регионе и стране в целом.

Существуют специализированные центры, где способствуют социальной адаптации, где окажут программно- целевой подход к ребенку, а так же сформируют комплексную программу социальны услуг, такая поддержка будет эффективной для ребенка и его семьи в целом.

Целью данных центров содействовать возрождению личности и семьи, преодолевать проблему социальной адаптации, максимально развить способности ребенка, что бы подготовить его к жизни в обществе, а так же трудовой деятельности, и реализовать соответствующие направления(в зависимости от ситуации, положения ребенка и его семьи):

  1. консультация со специалистами и разработка индивидуальной программы для ребенка, а так же его родителей.

  2. Занятие со специалистами широкого профиля- психологом, педагогом. (психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия)

  3. Коррекционные и логопедические занятия с ребенком.

  4. Терапии по различным технологиям;

  5. Профилактика эмоционального выгорания;

  6. Организация праздников, кружков, и многое другое.

Таким образом, можно сделать вывод, что в помощи адаптации должны быть задействованы все окружающие ребенка, это семья, друзья, помощь центров реабилитации, помощь специалистов, это поспособствует дальнейшему развитию ребенка, сформирует познание самого себя, даст развитие личности, развитию способностей, понимания, ответственности, а самое главное адаптации в обществе.

Библиографический список

  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. – 88 с., ил.
  2. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008.
  3. Законодательное регулирование государственной политики в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования // Основные проблемы социального развития России: аналитический вестник.- 2007.– №7 (324). – с. 37 – 42.
  4. Защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 3 -10.
  5. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. – 76 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2013/12/5358

Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Лапшина, М.Ю.,

студентка 5 курса историкофилологического факультета отделения культурологи,

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

Lapshina, M.Y.,

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях: экономические, законодательные, культурные.

Социальнокультурная адаптация является базой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.

Анализируются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES AS A SOCIOCULTURAL PROBLEM

SUMMARY. The article discusses various aspects of socio-cultural adaptation of children with disabilities in modern terms: economic, legal, cultural. Socio-cultural adaptation is the basis of the socialization of the child with disabilities, adapting it to the creative activity and overall self-development, self-expression and selfrealization.

The problems of families with children with disabilities.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная реабилитация, ребенок-инвалид.

Keywords: socio-cultural adaptation of the children with disabilities, social rehabilitation, the disabled child.

Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями в современном обществе не становится менее актуальной, ее злободневность только возрастает. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социально-культурной дезадаптации.

В условиях кризиса всех сторон жизнедеятельности обостряются противоречия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Это актуализирует необходимость научного осмысления, а также теоретического обоснования и практического развития условий и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Процессы социализации и адаптации в современном обществе объективно обусловлены тем обстоятельством, что российский социум переживает воздействие двух масштабных, но разнонаправленных тенденций. С одной стороны, продекларировано намерение развиваться в направлении демократизации, повышения значимости прав человека, становления гражданского общества.

С другой стороны, объективные условия социального развития, примитивизация экономического базиса, хаотичность кризисных изменений, которые делают невозможной для индивидов задачу рационального приспособления к ним, приводят к тому, что адаптация для многих людей приобретает вынужденный характер, ее содержание минимально, она имеет целью выживание, а не развитие.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень медицины, и т.д.

В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы людей с ОВЗ, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.

Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, практически изолированно от общества.

В современном обществе происходит постепенное становление и усиление демократических эгалитарных установок, признание прав каждой личности, независимо от её физического, психического или интеллектуального состояния.

Проявлениями этих тенденций является укоренение представлений о праве каждого ребенка воспитываться в семье (Конвенция о правах ребенка, 1989) и расширение инфраструктуры социально-реабилитационных учреждений в помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

В настоящее время «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей с ограниченными возможностями.

Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

Хотелось бы заметить, что идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии, в отношении детей теперь нормой считается говорить не «инвалид», а «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья».

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, предпринимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленными к интеграции в социальнокультурную жизнь.

Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [3, с. 25].

В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием

детей-инвалидов в лучшую сторону. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты.

Складывается система нового вида специализированных учреждений – реабилитационных центров, специальных коррекционных образовательных учреждений, позволяющих комплексно решать многие проблемы.

Начала осуществляться подготовка высококвалифицированных специалистов, призванных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность.

В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивноадаптивных школ для инвалидов и т.д.

Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.

Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и ее стабильному функционированию [1, с. 4].

Включение детей, имеющих проблемы с физическим здоровьем, в социокультурную среду своей страны с целью их духовно-творческого развития, для ощущения себя полноправными членами общества, а не изгоями – задача не только родителей и медицинских работников, но и социальных педагогов и психологов, работников творческих, реабилитационно-педагогическх центров и культурно-досуговых учреждений.

Читайте также:  Потеря сознания ребенком - причины, первая помощь

Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагоги и социальные работники) заняты поиском путей и форм интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, возможностей их адаптации в большом и малом социумах.

Семья остается одним из главных средств социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями, способным стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору.

Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга.

Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности, с одной стороны, – возможной, а с другой, – как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями здоровья.

«Социокультурная адаптация личности» – это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения

посредством организации совместной деятельности (прежде всего, игровой, образовательной, трудовой и творческой).

Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений со сверстниками. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе у детей с ограниченными возможностями встречаются чаще, чем у обычных детей [4, с. 27].

Анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, которая предполагает, что социокультурная и творческая среда обладают большими возможностями в создании эффективных условий для успешной адаптации детей, имеющих ограниченные возможности физического здоровья, в том случае, если:

• дети, имеющие ограниченные возможности физического здоровья, рассматриваются как равноправные члены общества;

• в семье и обществе нет предубеждения против больных детей, и они не находятся в позиции «изгои общества»;

• обучение, воспитание и творческое развитие детей-инвалидов и здоровых детей осуществляется в школьных, реабилитационно-педагогических учреждениях на основе принципа интеграции;

• дети с ограниченными возможностями физического здоровья имеют равные возможности в творческой самореализации;

• коррекционно-развивающая деятельность центров реабилитации осуществляется на основе новейших технологий, включающих современные методы, формы и средства работы с детьми-инвалидами.

Для выявления объективных закономерностей решения проблем социально-культурной адаптации необходимы достаточно продолжительные научные исследования.

Если речь идет о детях с ограниченными возможностями, то процессы их социализации и адаптации приобретают особенно сложный характер и требуют особенно сложных исследований. Люди, ставшие инвалидами в силу травмы или утраты здоровья, переживают деформацию какой-то уже сложившейся социальной ситуации и изменение уже сформировавшейся структуры личности, социальной роли и статуса.

Дети, родившиеся с физическими, психическими и интеллектуальными отклонениями, формируют особый тип личности, по-своему адаптируются к социальной действительности, рассчитанной на «обычного», «типичного» индивида. Многие черты их характера, самоощущения, социальной роли создаются не под влиянием врожденного ограничения здоровья, а под влиянием факторов микро- или макроокружения.

Такие дети являются жертвой среди двух групп воздействующих условий: во-первых, среда их жизнедеятельности не приспособлена к проживанию и полноценному социальному развитию детей с особыми нуждами.

Множество социальных барьеров мешает таким детям свободно передвигаться, полноценно воспринимать впечатления от действительности, осваивать необходимый объем социокультурной информации.

В дальнейшем возникают ог-

раничения на получение полноценного образования, на доступ к профессии, препятствия для самообеспечения и самообслуживания.

В систему этих барьеров оказываются втянутыми также семьи детей-инвалидов, поскольку их выбор в пользу детей, воспитание ребенка дома, а не оставление его в государственном стационарном учреждении, становится практически непреодолимым препятствием для личностного развития, успешного профессионального и социального роста, обрекая семью на мало-обеспеченность и бесперспективность.

С другой стороны, дети-инвалиды являются жертвами субъективных суждений и психологических стереотипов общества, пока еще не воспитавшего в себе толерантность к своим «другим», нетипичным членам.

Происходит стигматизация инвалидности, которая на социально-психологическом уровне выражается в чувстве жалости и снисходительной нетребовательности к детям-инвалидам.

Такая позиция бывает присуща также семьям, в которых воспитываются эти дети; у них самих она формирует социальную безответственность, демотивирует усилия по личностному социальному росту, стремление к саморазвитию, полноценной интеграции в общество [2, с. 42].

Специалисты, работающие с детьми-инвалидами, далеко не всегда обладают достаточными знаниями, умениями и навыками в сфере социокультурной реабилитации. Их информированность относительно потенциала воздействия этих факторов на личность ребенка с «особыми нуждами» в период социализации далека от полноты.

Кроме того, ограниченные социальные, экономические, технические и культурные ресурсы, которыми располагает система социальной реабилитации и социальной поддержки детей-инвалидов, нередко вынуждают руководителей и специалистов органов и учреждений социальной защиты осуществлять деятельность, направленную только на удовлетворение витальных потребностей детей-инвалидов, тем самым пренебрегая возможностью полноценного развития их личности.

Между тем, в ряде случаев разработка программ социокультурного реабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями может быть осуществлена без привлечения больших финансовых средств, на существующей материально-технической базе, кадрами специалистов реабилитационных центров. Для того, чтобы реализовать такую возможность, необходимо исследование сущности, содержания и механизмов социализации в процессе социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, чем активнее ребенок с ограниченными возможностями включается в социокультурную среду, тем меньше он «уходит в болезнь», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.

Социально-культурная адаптация является базой социализации личности ребенка с ограниченными возможностями, его адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации.

Решение проблем социокультурной адаптации представляет собой социальную ценность, укрепление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии [Текст] / Л. И. Аксенова // Дефектология. – 1997. – №1. – С. 6.

2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. – М. – 1999. – № 3. – С. 60.

3. Дименштейн, Р.П., Кантор, П.Ю., Ларикова, И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст] // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А.А.Цыганок. – М. : Теревинф, 2006. – С. 71.

4. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // – Педагогика. – 2003. – №1. – С. 21-30.

Источник: https://psibook.com/articles/adaptatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-kak-sotsiokulturnaya-problema.html

Проблемы адаптации детей-инвалидов

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ3

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов6

1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов6

1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации12

Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни16

2.1.Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики16

2.2.Проблемы адаптации при получении образования детьми-инвалидами23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ31

ВВЕДЕНИЕ

Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д.

Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания.

Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались за границами жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас оживились и наука. И практика и общественное сознание в отношении детей-инвалидов.

Сами понятия инвалид и ребенок-инвалид стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию инвалид определены еще в 1975 г. в Декларации о правах инвалидов.

Согласно этой декларации инвалид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

В Советском Союзе понятие инвалид отражало потерю трудоспособности. Это отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском освидетельствовании. Практика рассмотрения инвалидности как потери трудоспособности традиционно сохраняется и в наше время.

Очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособность потерять не может он ее просто еще не имеет.

Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

А инвалидность в детском возрасте можно определить, как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии.

В отношении детей теперь нормой считается говорить не слепой, а ребенок с ослабленным зрением, не умственно отсталый, а ребенок с неспособностями.

Термины идиотия, имбецильность, дебильность по мнению ВОЗ, должны остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемы любой человек с ограниченными возможностями так или иначе обдумывает.

Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме. Детям это особенно сложно.

И им необходима помощь не только со стороны родителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных чужих людей, в частности.

Данная курсовая работа посвящена исследованию проблем детей-инвалидов через призму их социальной ситуации и таящихся в ней адаптационных возможностей.

Объектом курсовой работы является социальная ситуация детей-инвалидов.

Предметом курсовой работы являются ключевые моменты социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе.

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном рыночном обществе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
  2. Изучить правовые источники по теме курсовой работы;
  3. Выполнить теоретическое исследование проблем детей-инвалидов на основе изученной литературы;
  4. Сделать обобщения и выводы;
  5. Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов

1.1.Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов

Мировая тенденция утверждать и охранять институт детства. На протяжении 20- го века несколько раз принимались важнейшие документы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для всего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе и больного, неполноценного, была предусмотрена в Женевской Декларации прав ре

Источник: http://geum.ru/doc/work/129974/index.php

Ссылка на основную публикацию