Сенситивные периоды развития

Сенситивные периоды (часть 1)

Добавлено 18.06.2014

 Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Бывает и наоборот, ребенок начинает проявлять интерес к какому-то виду деятельности, но через некоторое время этот интерес пропадает, если малыш не получает должную поддержку от взрослых.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.

Такие периоды называются «сенситивными» (от латинского sensus – чувство, ощущение). В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.

Например, в раннем возрасте речь ребенка формируется с удивительной легкостью, ребенок сам, без специального обучения со стороны взрослых, учится говорить, постепенно постигая весь грамматический строй, фонетические особенности и лексическую базу родного языка. Если же «в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…». (А.Н. Леонтьев).

Классической и печальной иллюстрацией этой психофизиологической особенности  развития человека являются многочисленные истории про детей-маугли. Так две индийские девочки – Камала и Амала – были обнаружены в 1920 году в волчьем логове в возрасте около 8 и 2-х лет.

Они обладали всеми повадками диких волков, передвигались на четвереньках и не умели говорить, вместо этого они издавали звуки, характерные для волков: выли, скулили, рычали. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая прожила до 17 лет.

Только для того, чтобы научиться стоять выпрямившись и ходить, ей понадобилось целых 2 года. Долгие годы ушли на то, чтобы приучить девочку пользоваться посудой, одеждой… Через семь лет Камала понимала и говорила всего лишь около 45 слов.

К семнадцати годам умственное развитие волчьей воспитанницы соответствовало уровню 4-хлетнего ребенка.

То есть определенные сенситивные периоды человека: годы становления речи, приобретения и развития основных навыков и умений – проведенные ребенком среди волков, обернулись навсегда упущенными возможностями.

Что же нужно знать, чтобы сенситивные периоды ребенка были оптимальными для его развития?

Мария Монтессори считала, что: для этого необходимо знать и понимать общие характеристики сенситивных периодов. Кроме того, на основе своих многолетних наблюдений она пришла к таким выводам:

1.    Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.

2.    У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие – наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.

3.    Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.

4.    Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка. 

5.    Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

Пиком – сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

Спадом – более или менее медленным завершением.

М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:

Ребенок от 0 до 3 лет – «духовный эмбрион» (по мнению М.Монтессори)

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.


Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» (по мнению М.Монтессори)

В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.

Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.

Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь» (по мнению М.Монтессори)

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то,что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.


Ребенок от 9 до 12 лет – учёный (по мнению М.Монтессори)

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:

Период порядка (от 2 до 4 лет)

Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.

Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Период движения (от рождения до 1,5 лет)

Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.


Период маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)

У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.

Период вежливости и этикета (от 2,5 до 6 лет)

Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)

Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)

У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.

Период чтения (от 3 до 5,5 лет)

У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.


Период языка (от рождения до 6 лет)

Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.

Период пространственных отношений (от 4 до 6 лет)

Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Период музыки (от 2 до 6 лет)

Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии.

Период математики (от 4 до 6 лет)

Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.

В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей  активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.


Период для эмоционального развития

Благоприятный период – 0 – 24 месяца Следующий благоприятный период – 2 – 5 лет Дальнейший возможный благоприятный период – любой возраст

Период двигательной активности

Благоприятный период – 0 – 24 месяца Следующий благоприятный период – 2 – 5 лет Дальнейший возможный благоприятный период – уменьшается с возрастом

Период развития зрения

Благоприятный период – 0 – 24 месяца Следующий благоприятный период – 2 – 5 лет Дальнейший возможный благоприятный период – уменьшается с возрастом

Период способности говорить

Благоприятный период – 4 – 8 месяцев Следующий благоприятный период – 8 месяцев – 5 лет Дальнейший возможный благоприятный период – любой возраст

Период музыкальных способностей

Благоприятный период – 0 – 36 месяцев Следующий благоприятный период – 3 – 10 лет Дальнейший возможный благоприятный период – любой возраст

Период умственных способностей

Благоприятный период – 0 – 48 месяцев Следующий благоприятный период – 4 – 10 лет Дальнейший возможный благоприятный период – любой возраст

Период изучения иностранного языка

Благоприятный период – 5 – 10 лет

В статье использованы материалы книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому»

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/1116/

Сенситивные периоды развития ребенка, сензитивные преиоды развития ребенка

Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй- слишком горячая. А в третьей- в самый раз.

Потом Машенька прошла в   комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй- слишком мягким, зато третий – в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори.

В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать среду, в которой все для ребенка было «в самый раз».

Все: мебель, учебные занятия, социальные отношения. Одежда. Распорядок, ритуалы, -все должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что побудило Машеньку отправиться в лес.

Но монтессори-педагоги уже почти сто лет изучают побуждения детей по всему миру. Доктор Монтессори называла такие мотивации «сенситивными периодами».

Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки. Этот внутренний потенциал невозможно узнать напрямую. Ребенок не может ни осознать, ни непосредственно воздействовать на свои способности.

И тем не менее, в основе Монтессори-философии заложена вера в то, что каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо». Если, конечно все в среде, окружающей ребенка, будет «как раз».

У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать «как раз». Первое- знание сенситивных периодов. Второе- знание о том, как создать в классе среду, способную удовлетворить каждый сенситивный период. Третье- умение наблюдать.

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще –вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течении некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с космическим планом развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

  Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

  • знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;
  • предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей

  Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей.

Они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Поэтому выглядит, мягко говоря, странной идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет): во-первых, биологический возраст 5 лет не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания какого-либо сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно так.

  Отсюда следует необходимость динамической диагностики развития детей, определения индивидуальных особенностей развития ребенка в определенный период времени.

  Протекание каждого   сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

От рождения до шести лет

В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т.д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.

Читайте также:  Пацифизм - определение, эра пацифизма

Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни.

И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом.

Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного.

При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей.

То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Таким образом, действуя в Монтессори-среде, где всегда есть все необходимые составляющие: упражнения в практической жизни, сенсорный, речевой материал, математический и естественнонаучный, двигательная зона, и наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свою тягу к познанию и вносящие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасной основой для развития навыков социального поведения, ребенок подходит к следующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, который имеет при этом четкую внутреннюю структуру.

Но оказывается, что возможностей органов чувств человека совершенно не достаточно для дальнейшего и более глубокого познания мира. Да и чтобы верно ориентироваться в нашем мире, мало обладать чувственным образом мира.

Здесь ребенок переходит к следующей ступени развития, основные цель и результат которой, согласно космическому плану – формирование в сознании ребенка осмысленных образов мира, самого себя как человека и своего места в мире. Здесь глобальная ориентация в развитии связана с поиском места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной, индивидуальной роли.

  Сенситивный период развития речи

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное.

В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь.

Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно».

Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка.

Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой.

Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй   — образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой.

Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим.

Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.

, могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

  Сенситивный период восприятия порядка

«Истинная сущность разума состоит в придании порядка» хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе.

Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.

В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми*.

Сенситивный период сенсорного развития

Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.

В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.

Как распознать и удовлетворить потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств?

Ответ дает Монтессори-среда. В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. То есть внутренний учитель ведет ребенка, а Монтессори-педагог, наблюдая за выбором ребенка, определяет его актуальное развитие и намечает перспективы работы в зоне ближайшего развития.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов

От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим   и состоит из все более мелких частей.

Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п.

Сенситивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить.

Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.

Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Естественное стремление ребенка много двигаться учтено Марией Монтессори при создании методики работы с Монтессори-материалом.

Например, место для работы выбирается достаточно далеко от полки, где он хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал или его отдельные части.

Есть упражнение по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении.

Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которая отводится удовлетворению естественной потребности ребенка.

Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.

Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т.д.

Для овладения вежливыми формами общения в программе Монтессори-группы служат упражнения в навыках социальной жизни.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/74608898-65930/

Восприимчивость ребенка к обучению в сенситивный период развития

Вы замечали, как хорошо маленькие дети запоминают информацию? Они могут пересказать сказку почти что слово в слово. Движения танца или иностранный язык – все схватывается на лету. Вы с тоской вспомните про это время, когда в первом классе ваш малыш часами будет зубрить стихи. Поэтому период времени, когда все дается так легко, нужно использовать правильно.

Существуют особые, сенситивные периоды развития ребенка. В такой момент важно сосредоточиться на его правильном обучении. Конечно, работать с детьми нужно по особой технологии.

Тогда активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание, запоминание и легкое обучение.

Вы удивитесь, какие успехи будет делать ваш малыш! В раннем возрасте учеба похожа на игру, так что ему понравится такой вид занятий.

Что такое «сенситивный период»

Психологи доказали, что маленькие дети очень восприимчивы к обучению, особенно в определенные моменты жизни. В такие моменты создаются почти идеальные условия для того, чтобы развивалась наша психика. Такие же периоды существуют и для физического развития. Главное – не упустить их.

Например, от 1,5 года до 3 лет — сенситивный период развития речи. Если в это время способствовать обучению малыша, то не будет никаких проблем и задержек в развитии. Он быстро усвоит новое, ведь сейчас его психика сосредоточена именно на речи.

Читайте также:  Дедлайн - что это значит, примеры употребления

В этот период у него есть потребность в выражении своих чувств и общении с другими людьми.

В основе сенситивного подхода к обучению лежит очень простая закономерность. В определенном возрасте психика особо чувствительна к изменениям внешней среды и поддается влиянию. Конечно, для каждого ребенка это индивидуально.

Кто-то начинает говорить раньше, кто-то чуть позже, но сконцентрироваться нужно именно на том времени, когда потребность мозга в речи возрастает. Точно так же с иностранными языками, развитием логики, мышления и воображения.

В сенситивный период психика ребенка способна подстраиваться под новые обстоятельства без трудностей.

Сенситивные периоды охватывают все сферы развития ребенка. Они существуют для того, чтобы подготовить его к будущей взрослой жизни. Ученые считают, что после 8-10 лет существуют другие, уже взрослые сенситивные периоды.

Пока еще тяжело определить их точно, ведь развитие взрослого человека идет значительно медленнее, а коридор для нового навыка становится гораздо уже.

Но разве это мешает узнавать новое? Человек учится всю жизнь, так что, возможно, скоро мы сможем делать это в разы эффективнее.

Техника Монтессори

Существует известная техника для раннего развития. Ее основатель — Мария Монтессори. Эта женщина родом из 19 века, но до сих пор ее система обучения малышей признается одной из лучших.

Эффективность ее в том, что знания подаются в простой игровой форме и именно тогда, когда мозг готов их принять.

Сенситивные периоды используются для обучения речи, письму, математике, творческой деятельности и спорту.

Уникальность системы Монтессори в том, что ребенок обучается практически сам.

Не к этому ли мы стремимся? Заинтересовать малыша, предложить ему все необходимое для занятий и наблюдать, как он сам познает новое, получает знания. Главное, что это желанный процесс.

Ребенок учится на собственном опыте. Вся техника основана на том, что личность «строит» себя сама. Малыш сам выбирает занятия, которые ему по душе.

Монтессори наблюдала за детьми и выяснила, что до 7-8 лет их мозг работает на «впитывание» информации. Не всегда ребенок запоминает важное, но всегда то, что ему интересно. Все зависит от правильной подачи материала.

Любой урок можно сделать захватывающим, интересным. Тогда автоматически мозг ребенка эти знания систематизирует как полезные. В правильный момент времени получить полезный опыт — бесценно для развития личности.

А эти самые правильные моменты и есть сенситивные периоды.

Периоды развития

Психологи разбили первые 10 лет жизни ребенка на 5 основных сенситивных периодов. Возраст везде дан приблизительный (+1-2 месяца), ведь все дети индивидуальны.

  • 1,5-3 года. Время для пополнения словарного запаса. В этот период предлагается подключить еще один язык для изучения. Это совершенно не запутает ребенка, а, наоборот, поможет систематизировать знания.
  • 3-4 года. Осознанный период. Ребенок начинает задумываться, готовится к письму как к еще одному способу выразить собственное «я».
  • 4-5 лет. Интерес к форме и размерам предметов, их качественным различиям. Сейчас активно развивается логическое мышление – можно подключать занятия математикой или музыкой.
  • 5-6 лет. Развитие физических возможностей, интерес к спорту.
  • 8-9 лет. Время для воображения и творческой деятельности. Еще один пик развития способностей к изучению языков.

Использовать это время или нет — зависит в первую очередь от желания родителей. Не все знают о технике правильного развития детей, но большинство родителей уже согласились: сенситивные периоды действительно приносят свои плоды, если активно заниматься.

Не стоит перегружать малыша. Если вы видите, что ему сейчас тяжело по каким-то причинам, то лучше дайте ему время. Например, при адаптации к детскому саду или начальной школе. Это время не всегда простое, особенно для тех деток, которые отличаются интровертностью.

Языковой феномен у малышей

С самого детства мы слышим слова – чаще всего на родном языке. Язык мы не знаем – мы выучиваем его благодаря тому, что слышим каждый день. У нас есть пример произношения всех букв, слогов и звуков. Мозг формирует языковой центр родного языка.

Мы не задумываемся о том, как говорим на нем. Затем уже взрослый человек, пусть даже лет в 16-17, начинает учить другой язык. Что происходит? Наш мозг пытается впихнуть его в тот же центр, отвечающий за родную речь.

Нам тяжело, ведь приходится отделять один язык от другого.

Если начинать учить язык рано, пока еще не сформировался полностью центр родного языка, малышу будет гораздо легче. В период 1,5-3 лет возможны настоящие языковые чудеса. Дело в том, что в этом возрасте мозг сформирует два языковых центра.

Для родного языка один, а для иностранного — другой. Чудо в том, что даже если вы учите два языка параллельно, то для каждого из них наш мозг найдет место. А это значит, что обучение языку упрощается. Не приходится «разгребать» завалы слов и значений всех языков в одном месте.

Все аккуратно распределено — каждый язык имеет свой центр.

В 3 года иностранный язык дается легко. Запоминаются песенки, стихи, слова и фразы. Просто уделите этому как можно больше внимания, если хотите развить у ребенка любовь и способности к иностранным языкам.

Это будет получаться легко, само собой. Именно благодаря этому дети из смешанных семей говорят на двух-трех языках без проблем и затруднений.

Сегодня существует множество дошкольных учреждений, которые занимаются с малышами по методу Монтессори.

Наилучшее время для психического развития

Родители должны помнить, что если сенситивный период был пропущен, то дальнейшее формирование какого-либо навыка будет проходить нормально, но с большими трудностями для ребенка.

Это не значит, что если в 2-3 года вы не начали учить иностранные языки, то потом малыш будет к ним неспособен. Нет, просто потом мозгу понадобится гораздо больше усилий для обработки нового навыка.

Сенситивность сегодня трактуют как наилучшие условия для обучения и развития. Почему бы и нет? Просто попробуйте позаниматься с малышом по этой методике.

Сейчас психологи и ученые разрабатывают новые подходы к процессу психического развития ребенка. Вне зависимости от национальности, пола и расы эти процессы проходят с одинаковой интенсивностью у всех детей.

Сенситивный период — это граница, которая показывает, что очередной этап усложнения психической деятельности завершен. Теперь, используя накопленный опыт, малыш перейдет на следующий уровень.

Как раз 3 кризисных возраста (1, 3, 7 лет) являются примерными границами смены периодов. В этот момент психика перестраивается.

Сенситивные периоды физического развития

Физическое развитие характеризуется равномерностью протекания. Ребенок не может перейти к более сложным вещам, пока не освоит простые движения, мелкую моторику. Период развития 5-6 лет идеально подходит для начала занятий спортом.

Речь не идет просто о физкультуре или физических упражнениях. Если вы видите предрасположенность к спортивной деятельности — этот период считается идеальным для начала серьезных занятий.

Спортивная деятельность необходима телу, ведь благодаря ей кровь лучше насыщается кислородом, а это полезно мозгу и всем органам.

Врачи рекомендуют уже с одного годика начинать простые упражнения. Это помогает малышам по многим причинам, одна из них — выплеск энергии. Иначе ребенок будет перевозбужден, не сможет вовремя заснуть.

Чем дальше идет развитие, тем большая потребность в кислороде для работы мозга существует. Физическое развитие проходит ступенчато. Оно затрагивает все сферы жизни, в том числе эмоциональную.

Необходим достаточный уровень эмоционально-волевого развития для понимания основ спорта и соревновательной деятельности.

Сейчас главное — развивать прыжки и точные движения. Этот сенситивный этап характеризуется быстрым освоением навыков, таких как скорость, чувство расстояния, физическая сила, гибкость, активность суставов. Ребенок достаточно взрослый для занятий и самокритики. Это помогает еще и психическому развитию. Вообще, все сенситивные периоды связаны между собой, ведь развитие идет планомерно.

В возрасте 5 лет у детей уже хорошая координация. Также они могут держать равновесие, совершать более сложные моторные движения. Позвоночник и кости все еще остаются мягкими.

С одной стороны, это хорошо, например, для занятий гимнастикой. С другой — всегда есть опасность деформации костей. Квалифицированный тренер знает, как избежать этого.

Потому лучше всего отдать малыша в спортивную секцию к профессиональным педагогам.

Время для развития речи

Этот период один из самых длительных. Формирование речи начинается практически с рождения, когда выражать свои простые потребности малыш может криком. Потом, с каждой неделей, месяцем и годом, речь становиться более осмысленной и правильной.

Психологи доказали, что дети понимают речь прежде, чем начинают говорить. Слова и звуки, слышимые вокруг, откладываются у них в голове, запоминаются. Чем больше словарный запас в пассиве, тем больше желание говорить. Этот процесс необходимо мотивировать.

Если нет потребности выражать свои мысли или отношение к чему-то, то нет и потребности говорить.

Стимулировать эту потребность необходимо в правильное время (сенситивный период речи) и правильными методами. Не говорите с малышом на его детском языке, обращайтесь по имени, используйте простые слова и фразы для того, чтобы ему было легче.

Но всегда нужно повторять слова правильно, если ребенок коверкает их. Не акцентируйте на этом внимания, а лишь повторите для него слово четко и медленно. Так он быстрее научится выражать свои чувства словами.

Это необходимо для успешного психического развития.

В период речевой сенситивности необходимо делать акцент на расширение словаря ребенка. Учите его названиям цветов, месяцев, предметов и явлений. Сейчас ему легче всего усвоить это и запомнить.

Все должно быть наглядным: читая сказки, показывайте детям изображения, описывайте то, что происходит на картинке. В период развития речи очень важно помогать ребенку подбирать слова, ведь он их пока попросту не знает.

Давайте подсказки и учите слова вместе.

Источник: https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/vospriimchivost-rebenka-k-obucheniyu-v-sensitivnyj-period-razvitiya.html

От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге.

Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке.

В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Читайте также:  Психоанализ в психологии - теория, методы, техники

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки.

Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной.

Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями.

Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Источник: http://medportal.ru/enc/parentschildren/precocity/28/

Сензитивные периоды развития: что это такое

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом.

Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения.

Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивные периоды развития

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом.

Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения.

Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости.

Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития.

Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» – говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому.

Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения.

В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

Пять периодов развития речи по Выготскому:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать. 

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

Сензитивный период для развития речи: от 0 до 6 лет

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам .

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает».

 У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают.

Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения.

Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях. Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития.

Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия.

Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

Читать на эту тему:

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части.

Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

Сензитивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам.

К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности.

Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками.

Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми.

Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить.  Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитии эмоциональной сферы. Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому.

Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым.

Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

Источник: http://www.parents.ru/article/senzitivnye-periody-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию