Самореализация ребенка дошкольного возраста

Консультация на тему: Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Самореализация дошкольника через социализацию и творческую деятельность.

В ФГОС ДО важное  место  отводится  социальной  коммуникации,  включающей  в  себя  задачи  развития  положительного  отношения  ребёнка  к  себе,  становления  самостоятельности  и  стремление  к  познанию,  развитию общения  и  взаимодействия  ребёнка с взрослыми  и  сверстниками,  развитию  эмоционального  интеллекта,  формированию  уважительного  отношения  к  окружающему  миру,  коммуникативной  и  социальной  компетентности  детей.

          Модернизация современного российского образования закрепила приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения.

Такой подход требует большего внимания к личности ребенка, его социальным проблемам, которые в условиях дошкольного образовательного учреждения носят многоплановый характер.

Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем ребенка, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания, взаимоотношениями с педагогами ДОУ, обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.

Психологией признается тот факт, что в каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации. 

Воспитательная ценность самореализации заключается в проявлении потенциальных возможностей личности дошкольника, их актуализации и дальнейшем развитии. Важным условием самореализации личности дошкольника в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.

Взрослым необходимо заботиться  об  эмоциональном  благополучии  ребенка  (поддерживать,  подбадривать,  помогать  поверить  в  свои  силы  и  возможности),  уважать  и  ценить  независимо  от  его  достижений,  достоинств  и  недостатков,  необходимо  установить  с  детьми  доверительные  отношения;  которые  способствуют  развитию  у  ребенка  чувства  собственного  достоинства,  осознанию  своих  прав  и  свобод  (иметь  собственное  мнение,  выбирать  друзей,  игрушки,  виды  деятельности,  иметь  личные  вещи,  по  собственному  усмотрению  использовать  личное  время).

Важнейшей  основой для самореализации дошкольника является  его  желание  и  стремление  к  познанию,  к  саморазвитию,  положительному  самоощущению, уверенности  в  своих  возможностях.

Поэтому своевременная  поддержка,  помощь  грамотного  и  внимательного  взрослого  позʙоляет  дошкольнику решать  разного  рода  задачи,  ʙозникающие при общении:  преодолеʙать  эгоцентризм,  распознаʙать  различные  коммуникатиʙные  ситуации  и  правила  дейстʙия  ʙ  них,  ʙыстраиʙать  своё  поведение  адекватно  и  творчески.

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда социальное окружение помогает сделать значительный вклад в самореализацию дошкольника.

При целенаправленном воспитании закладываются основы самореализации дошкольника. Поэтому особую  актуальность  приобретает  тесное  сотрудничество детского сада, семьи и социума.

Их сотрудничество способствует более  эффективному  процессу  самореализации  ребенка-дошкольника.

Огромное влияние на процесс самореализации дошкольников оказывают те лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (члены семьи, сотрудники детского сада (в первую очередь воспитатели), социум). Поэтому основной задачей детского сада является целенаправленная социализация личности ребенка.

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств.

Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Участие в конкурсах, викторинах, фестивалях расширяет возможности дошкольника для самореализации. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «я». Возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности.

Требования, которые предъявляются к современному дошкольному образованию, включают в себя создание благоприятных условий для воспитания творческой личности. Обеспечить такие условия для ребёнка должно дошкольное образовательное учреждение, в частности воспитатель.

Важное условие самореализации ребенка дошкольника – ориентация на творческую деятельность. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активны, развивали свои способности.

 Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, развивается в результате длительной систематической работы педагогов с дошкольниками. Развитие творческой деятельности ребенка создает условия для его самореализации.

Поэтому  следует  поощрять  совместные  игры  детей,  организовывать  и  направлять  их  совместную  деятельность,  направленную  на  создание  общего  продукта.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/05/31/samorealizatsiya-doshkolnika-cherez-sotsializatsiyu-i

Самореализация ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Самореализация ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности

Панкова Г.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 “Веселые ребята”, г. Железногорск, Красноярский край, Россия

В статье акцентируется внимание на специфике проектной деятельности в творческой самореализации ребенка дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период, в процессе которого происходит становление личности, закладываются его основные личностные качества, характер и психические особенности. Высокая природная активность детей обеспечивает их быстрое развитие.

Самовыражение является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, реализовать себя в деятельности, опредметить свою активность.

«Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство», – писал детский психолог и педагог Л.А. Венгер [1].

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высока. Каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Сегодня в своей воспитательской деятельности я отдаю предпочтение проектному методу обучения.

Почему?

– Отношения «взрослый – ребёнок» в ходе проекта я строю на соучастии в деятельности – это общение на равных. В этой деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими.

– Я веду детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно-ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход.

– Я отмечаю, что в условиях проекта возможно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

– В ходе реализации проекта я создаю условия, в которых дети могут удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявить поисковое поведение в разных ситуациях, получают выход своим внутренним возможностям, развиваются их творческие способности и познавательный интерес.

Таким образом, я создаю условия для самореализации детей.

С одной стороны проектная деятельность позволяет детям наиболее полно осуществлять актуальное исследование окружающего мира и активно применять в жизни, полученные знания и умения, а с другой стороны в этом случае происходит интеграция знаний детей из разных областей при решении одной волнующей, интересующей их проблеме, раздвигает границы новых идей.

Так, однажды прослушав сказку «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена дети буквально засыпали меня вопросами: «Каким был человек, который написал эту красивую сказку? Чем увлекался? А где находится страна Дания? А можем мы сами показать эту сказку? Что нужно для этого сделать?». Так началась работа над проектом.

Основной целью проекта стало – самореализация личности ребёнка средствами театрально-познавательной деятельности.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

– развить творческий потенциал ребенка средствами театральной деятельности, раскрыть индивидуальные способности детей, расширить эмоционально-образное восприятие окружающего мира;

– развить основные психические процессы – восприятие, память, внимание, наблюдательность, воображение;

– сформировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность, свободу мышления, индивидуальность восприятия, коммуникабельность, смелость публичного самовыражения;

– обогатить словарный запас детей в лексическом поле проекта;

– создать сообщество детей и взрослых, способных творчески решать общие цели.

После того, как были определены цель и задачи проекта стало ясно, что без помощи родителей и сотрудников детского сада здесь не обойтись. Началась совместная деятельность детей и взрослых, которая с самого начала увлекла всех участников проекта в мир удивительных открытий. В группе появилась карта мира и найдена страна Дания – родина Г.Х. Андерсена.

В центре «Страноведение» дети знакомились со страной, в которой родился великий сказочник, с её культурой, обычаями, традициями, праздниками, народными играми. Каково было удивление детей, что всеми любимый детский конструктор «Лего» был изобретен именно в этой стране, и в переводе с датского означает «играть хорошо».

Многие семьи, после посещения с детьми библиотеки, принесли в группу журналы и книги о жизни писателя, благодаря чему, все ребятишки узнали интересные факты из его биографии. Приняв участие в викторине «Наш любимый сказочник», узнав много интересного о сказочнике, о стране Дании, дети предложили открыть новую страничку в нашем детсадовском музее, посвятив её этой удивительной стране.

И какую радость испытали они оказавшись в роли экскурсоводов. Ведь в нашем детском саду уже много лет действует музей «Я познаю мир», в котором накоплен богатый материал по страноведению.

Музей привлекателен для детей своей красочностью, наличием большого количества экспонатов, возможностью совершать увлекательное путешествие по странам, быть исследователями культуры и быта народов различных стран, узнавать много нового и интересного, а самое главное самим быть в роли гидов.

В центре «Творческая мастерская» также началась работа. В этой работе дети и взрослые проявили себя настоящими творцами. В конкурсе рисунков каждый старательно нарисовал полюбившегося героя из прочитанной сказки Андерсена. Некоторые семьи потрудились дома над поделками.

И в группе заработала выставка «Наш Андерсен». Дети со взрослыми рисовали декорации, делали атрибуты для спектаклей, моделировали эскизы костюмов для своих героев. Началось преобразование среды в группе. Уголок природы временно превратился в сказочное болото для весёлых лягушат.

Спортивный уголок – в дерево-жилище жука. Благодаря выдумке родителей в группе появился большой волшебный цветок, из которого во время спектакля появлялась Дюймовочка.

В подобном процессе в детях проявилось стремление сделать многое своими руками, а, познав результат, они испытали гордость за себя и других, ощутили себя, как частицы большого общего дела, силу и целостность коллектива.

В центре «Театр» мы вместе с детьми прочитали сказку, просмотрели мультфильм, обсудили характеры героев.

А несколько семей вместе с детьми написали свои сценарии сказок, после обсуждения которых был составлен детьми и написан со взрослыми сценарий новой сказки про маленькую девочку, а именно «Little girl», потому что дети захотели сыграть сказку непременно на английском языке, который они учат с трёх лет и очень любят. При распределении ролей я учитывала темперамент детей, их речевые, пластические и актерские способности, и, конечно же, мнения детей из группы и желание самих детей. Одновременно я знакомила и обучала детей игровым упражнениям, направленным на выработку мимики, жестов, пантомимы, которые являются прологом к будущему спектаклю. Для достижения результата была необходима большая совместная работа с родителями.

Я рекомендовала родителям провести совместные с детьми импровизации, разыграть мини-сценки, этюды на выражение основных эмоций, на выразительность жестов, воспроизведение отдельных черт характера.

Обсудив с родителями и детьми, как должен выглядеть каждый герой спектакля, мы разработали костюмы. Так у нас появилась костюмерная с большим выбором костюмов. На помощь пришли родители, которые умели шить и красиво рисовать.

В свободное время в группе и дома дети с большим удовольствием сами пытались изображать различных героев, вникать в особенности их речевых характеристик, отрабатывали линию поведения каждого персонажа, его мимику и особенности походки, опираясь на свое творческое воображение и жизненный опыт. Меня радовало то, что постепенно «маленькие актеры» начинали самостоятельно находить выразительные средства, что всегда поощрялось.

Читайте также:  Трансактный анализ берна - теория, методы, игры, примеры

Параллельно с этим вместе с детьми мы слушали и подбирали музыкальное сопровождение к спектаклю. Вместе с родителями мы записали классическую музыку, а так же современные мелодии, фонограммы, звуковые эффекты. Я подбирала такой репертуар, в котором ребенок почувствовал себя уверенным, и раскрыл бы с помощью песни и танца образ своего героя.

В центре «Английского языка» я вместе с учителем английского языка и детьми подбирали лексический материал и песни для персонажей сказки.

А перед самой премьерой спектакля у родителей появилась новая идея – были выпущены красочные программки и газета, в которой рассказали об исполнителях главных ролей сказки с другой, неизвестной зрителям стороны: об их семьях, увлечениях, своём отношении к сказке. В оформлении использовались рисунки выполненные детьми. Дети также были в роли корреспондентов: брали интервью и вместе с родителями составляли рассказы для газеты.

Важно, что в спектакле участвовала вся группа, у каждого ребёнка была роль. Работа над спектаклем объединила детей, развила чувство партнерства, взаимовыручки, сняла скованность, ускорила процесс овладения навыками публичных выступлений, помогла преодолеть стеснительность, поверить в себя.

Характер участия ребенка в этом проекте постоянно менялся, и ребенок мог выступать: как заказчик (запрос на прочтение произведения, организации экскурсии); как руководитель (проведение экскурсии, участие в распределении ролей); как непосредственный участник (от зарождения идеи до непосредственной реализации этой идеи); как эксперт.

Главным результатом в проектной деятельности стало то, что все участники проекта получили возможность самореализоваться. Этому способствовали: многообразие деятельностей и отношений; демократический стиль отношений; доминирующая форма общения взрослых и детей – диалог; учет детских интересов и приобретений.

Реализация данного проекта способствовала приобретению опыта совместной творческой деятельности детей путём развития личностно-ориентированного общения и партнёрского взаимодействия детей и взрослых. Так же расширению кругозора ребёнка, повышение его самооценки, развитию творческих способностей, умение использовать полученные знания в игре.

А. Маслоу, один из современных западных, психологов, написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено» [2].

Вклад каждого ребенка в проект может и должен быть своим, уникальным, так же как и приобретения для каждого ребенка будут своими: кто-то научится высказывать свои мечты и идеи, кто-то поймёт, что его мысли интересны другим, кто-то придумает, как лучше закрасить поверхность или даст название свой поделке, сочинит и сыграет роль, проведёт экскурсию в музее.

Таким образом, в проектной деятельности у детей развиваются творческие способности, формируются коммуникативные, социальные компетентности. Система моей работы способствует повышению личностной самооценки, развитию творческих способностей и формированию положительного мировосприятия у детей.

Я вижу, всё, что мы делаем, детям интересно! Они уверенны в себе и радуются своим успехам, ведь высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах наших детей!

Литература

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

2. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка, речь, движение». – Москва.: «УРСС», 2002.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/113736.html

Создание условий для самореализации ребенка

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Сегодня у нас непростая тема: «Создание условия для саморазвития ребенка». Все родители мечтают, чтобы их дети достигли в жизни больших высот, чем они сами. А вот как помочь ребенку проявить себя, найти самые сильные стороны и самореализоваться мало кто знает. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Заложена ли в школьном образовании система саморазвития ребенка

Это грустно осознавать, но школьная система подачи знаний, за долгие годы отточенная, казалось бы, до мелочей, и направленная на то, чтобы ребёнок, покидая школу, не потерялся в жизни и в себе, от идеала не просто далека.

Подавляющее большинство вчерашних школьников не просто неэрудированы – в них убито желание копить знания и навыки. В них атрофировались способность задаваться вопросами и задавать вопросы, рвение учиться новому и познавать новое.

Чему же на самом деле ребёнок должен учиться в школе от первого класса до последнего?

Задавать вопросы

Вопрос учителя «Всем всё понятно?» зачастую просто символический. Случается, что сам педагог не может дать ответ на уточняющий вопрос. Или считает, что ученик слушал невнимательно, раз переспрашивает. Так или иначе, не получая ответ, ученик теряет охоту спрашивать учителей вообще, а вследствие этого не пользуется мощнейшим способом получения знаний.

Как научить ребенка самостоятельности

Решать возникающие проблемы самостоятельно – научить этому ребёнка не так сложно, как кажется. Для начала можно предложить ему подготовить рабочее место для рисования, если он захотел порисовать.

Освободить рабочую зону, найти краски, альбом, набрать воды в стаканчик – и задача, разделённая на подзадачи, будет решена сама собой.

Такие задания помогают ребёнку учиться настойчивости и терпению в достижении своих целей.

Посмотрите видео «Как вырастить уверенного в себе ребенка»

Задача эта не из лёгких, но если родители внимательно понаблюдают за сыном или дочерью в часы досуга и работы, если прислушаются к ребёнку во время разговоров, то они будут иметь представление о его мечте. И после главное – не отговаривать его, каким бы абсурдным или непрактичным ни казалось «дело жизни» ребёнка родителям.

Родители могут помочь ребёнку найти увлечение (которое, может стать, кстати, его призванием в дальнейшем). Посещение выставок, мастер-классов, знакомства с профессионалами своего дела, совместное наблюдение за их работой – организовать такие часы профориентации в наш век проще простого.

Учите ребенка контролировать время

С момента рождения и до школы ребёнок пребывает в поле зрения взрослых и в окружении ровесников, поэтому никогда не бывает один. А стоит ему остаться одному – и он уже чувствует себя не в своей тарелке, следовательно, ему трудно сосредоточиться. Пытаясь компенсировать вынужденное одиночество, он начинает играть в компьютерные игры или уходит на улицу.

Неумение быть наедине с самим собой может стать причиной зависимостей. Во избежание таких последствий родители стараются уже в раннем детстве объяснить дочери или сыну, что быть одному – это не так страшно, как кажется. Ведь минуты одиночества можно использовать рационально – например, подготовить подарок к грядущему дню рождения кого-то из членов семьи или друга.

Поддерживать стремление ребенка к независимости

Уже не секрет, что наибольших успехов в самореализации достигают те, кто свободен от чужого мнения. Однако многие родители часто путают воспитание независимой личности с отсутствием воспитания как такового.

Независимость в ребёнке нужно воспитывать, она никогда не расходится с тактичностью, то есть отстаивание своей позиции в споре не граничит с полемикой ради полемики, и отвержение чужого мнения должно быть убедительным.

Советуем прочитать статью «Развитие детской самостоятельности». Статья поможет глубже разобраться в теме.

Посмотрите видео «Как вырастить ребенка успешным и богатым».

Источник: http://superwoomen.ru/semya-i-deti/sozdanie-uslovij-dlya-samorealizacii-rebenka.html

Волшебный Сад Детства

В своей работе мы представляем опыт изучения роли семьи в развитии творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Исследование проводилось в д/с №176 «Белочка» АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти Самарской области. В исследовании принимали участие дети средних групп и их родители.

Изобразительное искусство включает в себя эмоциональную и интеллектуальную стороны жизни ребёнка. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества».

Мир, в котором живёт и взрослеет малыш, во многом зависит от того, какие чувства вносим в него мы, взрослые.

Как часто и не всегда по праву воспитывающие и значимые для дошкольника взрослые, со своими заботами о материальном комфорте, забывают о создании элементарных условий для развития и творческого самовыражения детей.

Свою работу по изучению актуальной проблемы мы проводили в два этапа, в течение одного месяца. На первом этапе — диагностическом — было проведено анкетирование родителей на тему: «Условия для творческого самовыражения ребенка в изодеятельности». Выяснилось, что не все родители детей 3-5 лет понимают смысл заданного вопроса.

65% из опрашиваемых ответили: «Мы не мешаем ребёнку рисовать, значит, создаём условия для творчества». На вопрос: «Посещаете вы вместе с детьми выставки, музеи?», «Обсуждаете ли с детьми прочитанные книги, телепередачи, фильмы?» большинство ответило: «К сожалению, нет».

Вместе с тем, 87 % опрошенных родителей отмечают, что у них с детьми есть взаимопонимание, общие занятия и увлечения. Результаты анкетирования родителей еще раз подтверждают актуальность заявленной проблемы.

Результаты дальнейшей экспериментальной работы показали, что уже в среднем дошкольном возрасте можно научить детей выражать свои эмоции и чувства через самостоятельную творческую изодеятельность: рисование, аппликацию, лепку, ручной труд, а значит научить мыслить творчески, быть эмпатийным, отзывчивым человеком, способным на рефлексию своих чувств. Был сделан вывод, что одного только участия воспитателей детского сада недостаточно, необходимо привлечение родителей к решению поставленной задачи.

На втором этапе исследования мы предложили родителям воспитанников создать условия в семье для самостоятельной деятельности детей выполнить творческое задание на тему: «Моё настроение».

Предварительно была проведена консультация с родителями на тему: «Как правильно создать условия для творческого самовыражения детей в изобразительной деятельности».

Выполненные работы предоставили возможность для анализа ролевых отношений в семье, а также отношение самих родителей к творческому заданию. 76% родителей выполняли работу вместе с детьми: папа нарисовал ёлку, а ребёнок её украсил игрушками; мама нарисовала рыбку, а ребёнок водоросли вокруг нее и т.

д. Часть работ (14%) была выполнена самими родителями, без участия ребенка. 10% родителей создают необходимые условия для творчества ребенка, вместе с тем не принимают непосредственного участия, дети работают самостоятельно.

В последствии, используя результаты творческой совместной деятельности детей и родителей, мы провели цикл комбинированных занятий с целью формирования у детей представления о ролевых взаимоотношениях в семье и семейных ценностях; создавали условия для творчества, поощряя потребности ребёнка в самовыражение через изодятельность, в результате чего была оформлена выставка рисунков, посвященная настроению людей. Таким образом, дети могли понять, что все люди разные, но не одиноки в этом мире: иногда бывает грустно не только тебе, но и другим. Совместно с родителями было проведено развлечение «Планета настроений». Так мы помогаем родителям лучше понимать своих детей, повышаем их психологическую грамотность.

Каждый человек, каждый ребёнок уникален, поэтому уникален и путь его развития, формирования его талантов и характера. И важную роль в формировании личности ребёнка, развитии его творческих способностей играет его семья.

По материалам И.А. Никиревой, г. Тольятти (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 113-115).

Источник: http://el-mikheeva.ru/avtor/usloviya-tvorcheskogo-samovyirazheniya-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta

Журнал Педагог | “Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста”

Автор: Миронова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Д/С №17 г.Челябинска”
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: “Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста”
Дата публикации: 17.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Читайте также:  Как перестать себя жалеть и жаловаться на жизнь?

Назад


ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье уточняется понятие «духовно-творческая самореализа- ция детей дошкольного возраста».

Ключевые слова

: самореализация, духовно-творческая самореализа- ция, духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста. В условиях демократизации общества, трансформации российского об- разования в контексте Болонского соглашения обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации приобретает особое зна- чение. В Законе Российской Федерации «Об образовании» гл.1. ст.3. «Основ- ные принципы государственной политики и правового регулирования отно- шений в сфере образования»», говорится о том, что содержание ребенка должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности и созда- ние условий для ее самореализации. В Конвенции о правах ребенка ООН самоопределение, самореализация, сохранение и развитие индивидуальности ребенка рассматриваются как наиболее существенные его права (ч.1., ст.8). Федеральный Государственный Стандарт Образования ставит перед собой ре- шение таких задач: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, раз- витие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ре- бенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой; формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуаль- ных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответ- ственности, формирование предпосылок учебной деятельности. В педагогической энциклопедии понятие «самореализация» трактуется как: – одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи лич- ности; человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личные ам- 1 биции удовлетворены, включая полученное образование, творческую состоя- тельность и пр. [1]; – практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя и общества в целом [2]. В настоящее время выделяются несколько аспектов изучения самореализа- ции: – философский – исследует сущность, структуру, место, роль, значение самореализации в жизни личности и общества; – психологический – изучает процесс самореализации с точки зрения ин- дивидуальных особенностей, личностных качеств, темперамента и т.п. – педагогический – определяет содержание образования, средств, мето- дов, приемов, условий обучения и воспитания, способствующих успешной самореализации человека. В психологии сложилось два подхода к определению феномена самореа- лизации. Первый подход (Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) рассматривает самореализацию как «поиск себя» и предполагают самопозна- ние личностью своих возможностей, задатков, способностей и их реализа- цию. Движущей силой человеческой деятельности, по мнению авторов, яв- ляется, мотивация, а главной тенденцией, определяющей характер действий человека, выступает стремление к самореализации, актуализации своего по- тенциала. К. Роджерс, один из основоположников теории самореализации, считал, что задача личности – «отыскать» себя. Представление о самореали- зации содержится и в работах Э. Фромма. По его мнению, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активно- сти и понимание человеческой души должно основываться на анализе чело- веческих потребностей, вырастающих из условий существования [3]. По мне- 2 нию А. Маслоу, высшие уровни потребностей – это потребности в самоува- жении, потребности в достижении высших метаценностей (Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т. д.). Второй подход (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин- штейн) выходит на проблему самореализации через мотивационно-смысло- вой аспкет «смыслотворчество». Основное внимание в данном подходе уделя- ется жизненному выбору, жизнетворчеству, смыслу жизни, пространственно- временным моделям жизненного пути. К.А. Абульханова – Славская, разви- вая в своих исследованиях положение концепции жизненного пути, разрабо- тала вопросы творческого самовыражения личности. А.Н. Леоньтев вводит понятие смыслообразующего мотива, под которым понимается мотив, побу- ждающий к деятельности придающий ей личностный смысл. С.Л. Рубин- штейн считает, что мотив – это «осознанное побуждение для определенного действия». Понятие «самореализация» начал использовать А. Адлер в своих работах по психологии личности. По его мнению, люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что представляет собой фундаментальный закон человеческой жизни. Превосходство А.Адлер понимал как достижение наибольшего из воз- можного. Такое стремление является врожденным, потому что это и есть сама жизнь. Иными словами, это «нечто, без чего жизнь человека нельзя предста- вить» [4]. По А. Адлеру человек сам творит свою личность. Обладая креатив- ным «Я», он ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения. Одна ко, цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недости- жимой, фикцией. Тем не менее, цель является реальным стимулом. Посред- ством креативного «Я» интерпретируется, осмысливается опыт организма и, прежде всего, изыскивается опыт в осуществлении жизненного стиля, уни- кального для человека. Считаем необходимым определиться с пониманием сути духовного и ду- ховно-творческого в самореализации личности. 3 В философском словаре Э.П. Радлова, изданном в 1913 году, сказано: «Дух обозначает начало, противоположное телу; а в противоположность душе дух обозначает высшие душевные способности, разум». Таково традиционное по- нимание духа, дошедшее до наших дней почти в неизменном виде. В фило- софской энциклопедии: «Дух – совокупность и средоточие всех функций со- знания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрирован- ных в индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действи- тельности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания» [5]. Понятие духовности сущностно сопряжено с понятием творчества, «кото- рое есть целостное качество целостной человеческой личности» (В.Б. Губин). Связь духовности и творчества проявляется в общности субъективно-бытий- ностного субстрата. Они дополняют друг друга, базируясь на вхождении лич- ности в состояние вдохновения, озарения. С древних времен духовность ин- терпретировали как творчество, так как творческий процесс самопознания выступает как экстериоризация духовности. В ряде философских работ С.Л. Рубинштейна, В.Б. Губина отмечается связь духовности и творчества как рядо- положенных понятий, выступающих основой строительства личности, которая связана с выбором собственного образа, судьбы, роли в социуме. Фе- дотова, Батищев определяют духовность как состояние расширения сознания, которое опережает возможности самоидентификации субъекта. Духовное со- знание – это движущееся самосознание, это становление субъективного бы- тия. Таким образом, для светского и религиозного понимания можно выде- лить общий аспект – духовно-творческая самореализация всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры человека укоренены в системе надиндивиду- альных ценностей. Современная парадигма образования провозглашает субъ- ектное образование, а субъект начинается там, где человек начинает действо- вать свободно. Мы соглашаемся с мнением И.Е. Емельяновой и понимаем 4 свободу в духовно- творческой самореализации как способность принимать волевое решение, связанное с сознательным вы- бором и направленное на со- зидание, где личность добровольно идентифицирует себя с идеальным об- разом. Особую значимость здесь приобретает духовное становление ребенка дошкольного возраста в вере, так как именно в начале пути должны быть за- ложены основы любви, добра, трудолюбия, созидательной направленности в деятельности, обеспечивающие сознательное и бессознательное стремление к состраданию, самопожертвованию. Иначе духовный выбор ребенка в замысле и идее может быть направлен на уничтожение и укрепление недоверия к миру, так как будет ситуативен [6] . В каком либо другом аспекте духовность приобретает относительность и инерционность, поэтому в науке отражение в социуме духовных задатков в поведении и деятельности человека называют нравственностью, нравственными поступками и качествами. А.З. Рахимов выделяет несколько этапов нравственного развития личности детей дошколь- ного возраста. Возрастные ступени нравственного развития и становления личности могут совпадать с этапами общего развития лишь в общем плане точно так же, как это относится к интеллектуальному, эстетическому и дру- гим аспектам развития человеческой личности. Но какими бы ни были раз- личия между общим развитием ребенка и развитием отдельных сторон его личности, они представляют различия внутри единого целого, и поэтому должны рассматриваться в едином контексте общего развития. Мы соглаша- емся с мнением А.З. Рахимова, что дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для формирования ценностных ориентаций и нрав- ственных установок. Духовное становление ребенка происходит в возрасте от 5 до 7 лет. Это время свободной воли, которая учится различению и выбору: важно отличать послушание в любви от своеволия, любовь от хотения, со- вестливое от бессовестного [7]. Обобщая вышеизложенное на основе ретроспективного анализа философ- ских, психолого – педагогических и исторических учений, мы понимаем под 5

духовно-творческой самореализацией ребенка дошкольного возраста реализа- цию актуальных и потенциальных самостей как архетипа целостности лично- сти, динамического равновесия сознательного и бессознательного в духовно- творческих переживаниях, основанных на самопознании и мотивационно- рефлексивной деятельности в жизнетворчестве.

В таком понимании самореа- лизация обеспечит ребенку в будущем самостоятельный контроль своей жиз- ни, когда личность способна самоопределяться не только по отношению к со- бытиям, но и по отношению к ходу жизни в целом. Библиографический список 1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический словарь. – М.: 2002. – С.253 2. Тулькибаева, Н.Н.

Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. – М.: Издательский дом «Восток», 2003. – 274с. 3. Фромм, Э. Душа человека / Перевод с англ. – Т.В. Панфилова, Т.И. Перепе- лова. – М.: АСТ.,1998, С.89. 4.Хьелл, Л.А. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 608с. С.494. 5.Лосев, А.Ф. Дух. Философская энциклопедия. Т.

2. – М., 1962. С.82. 6.Емельянова, И.Е. Развитие детской одаренности в аспекте духовно-творче- ской самореализации дошкольников: монография – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. – 248 с. 7.Рахимов, А.З. Нравственная психология. – Уфа: Изд-во «Наука, образова- ние, культура», 1995. – 202 с. МИРОНОВА Елена Юрьевна –воспитатель МАДОУ «Д/С№17 г.

Челябинска». 6

В раздел образования

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=5694

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Автор: Бобровская Елена Николаевна, воспитатель, МКДОУ Правдинский детский сад, Воронежская область, Павловский муниципальный район

В раздел дошкольное образование

Средство самовыражения и самореализации в театрализованной

деятельности детей дошкольного возраста

Бобровская Е.Н., воспитатель МКДОУ Правдинский детский сад

Павловского муниципального района Воронежской области

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, в котором у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности.

«Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство», – писал JI.A. Венгер.

Игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников, участие в игре, которая имеет коллективный характер, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, требует общения между ее участниками и способствует развитию речи детей.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы выражения эмоций жестом, мимикой, движением куклы. Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей, а также их тесная связь с литературными произведениями и фольклором.

Театрализованные игры, как и сюжетно-ролевые, имеют содержание, творческий замысел, ролевые действия и взаимоотношения персоналий. Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание стихотворения, рассказа, сказки.

Поскольку в сказке образы героев очень яркие, динамичные и понятные детям, действия четко сменяют одно другое, дошкольники легко воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц.

Читайте также:  Как познакомиться с девушкой на улице - первые фразы

Детям легче представить себя зайкой, собачкой, неуклюжим медведем. Воспитателю необходимо правильно подобрать литературное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно-развивающийся сюжет. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненасильственное педагогическое средство. Тематика и направленность театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти свое отражение в игре. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость.

Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием пе ревоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно присваивает свойственные ему черты. В работе с детьми но данному направлению мы используем разнообразные виды кукол – героев наших постановок и разные виды кукольных театров: теневой, настольный, пальчиковый, перчаточный, театр напольных кукол.

Артисты пальчикового театра – это самые маленькие наши артисты. Их высота всего 7-9 см. Таких малышек мы часто берем с собой на прогулки и экскурсии. Пальчиковый театр хорош тогда, когда нужно показать малышам сразу несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев.

Герои теневого театра – это плоские фигуры животных и людей, которые оживают на белом экране. Представление теневого театра очень похоже на черно-белый мультфильм, в котором пусть и неподвижные фигуры выполняют характерные движения. А детям старшего дошкольного возраста интересно, что они сами выполняют роль мультипликационного режиссера.

Куклы для настольного театра не требуют ширмы и декораций. Можно показать детям или разыграть пьесу вместе с ними прямо на столе. Театр на столе – это самый простой и доступный всем возрастам театр. Куклы-варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. При помощи фантазии педагогов и детей они превратились в животных и людей.

Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении и предназначены для детей самых младших возрастов. Перчаточные куклы подвижные и выразительные. С помощью перчаточных кукол мы разыгрываем различные сценки, используем в качестве помощников на занятии, ставим спектакли. Необходимо только показать ребятам, как должна двигаться кукла, как ее водить на ширме, чтобы она «ожила».

Напольные куклы – это большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода, а наши кукловоды – дети. В нашем арсенале есть напольные куклы ко всем русским сказкам. И выполнены они так, что мышка – самая маленькая кукла, а медведь – самый большой. Голова куклы подвешивается веревочкой и закрепляется на шее ребенка. Руки и ноги куклы крепятся с помощью резинок к рукам и ступням ребенка.

Эти куклы обладают большими возможностями: они могут ходить, танцевать, причем создается ощущение, что все это делают они сами. Целесообразно использовать их при адаптации детей в детском саду. Малыш быстро отвлекается, берет зайчика или лисичку за лапку, ведет в группу,

показывает свою кроватку, стульчик.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является “артист”, к игре, в которой представлен комплекс позиций “артист”, “режиссер”, “сценарист”, “оформитель”, “костюмер”, но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально- игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. Яркой особенностью игр детей 6 лет является их частичный переход в речевой план. Это объясняется объединением разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный план и фантазия ребенка дополняют друг друга. Использование педагогом различных видов театральной деятельности способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Жизнь дошкольника в детском саду обогащается за счет сочетания игры и театрального искусства в театрально-игровой деятельности.

В раздел дошкольное образование

Форма: E-mail:

для обращений
pedrazvitie@mail.ru

  • Подписаться на новости сайта
  • Отписаться от рассылки новостей
  • Условия использования
  • pedrazvitie.ru © 2013 – 2018

Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 60640 от 20.01.2015г.

Возрастная категория: 0+

Источник: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=42228

Формирование готовности личности к самореализации как психолого-педагогический процесс

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИКАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Любавина О.С.

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 175 «Полянка»,

г.о. Тольятти

Россия, OksLyubavina@yandex.ru

Дошкольное детство – период, в процессе которого происходит становление личности, закладываются его основные личностные качества, характер и психические особенности.

Каждый ребенок интересен своей уникальностью, и высокая задача – сберечь эту уникальность, вырастить личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я».

Самовыражение является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, стимулирует к самореализации в будущем.

Процесс стимулирования к самореализации личности дошкольника будет протекать успешно при реализации в образовательной деятельности условий, способствующих личностному росту детей.

По вопросу самореализации личности к  настоящему времени наработан содержательный теоретический материал.

Усиление внимания к проблеме самореализации сопряжено с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Теоретической основой для понимания процесса самореализации личности дошкольника в обучении и путей его активизации послужили труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Фундаментальные основы психологической теории развития и саморазвития личности заложены в трудах К.А. Абульхановой – Славской, В.П. Зинченко, Л.Н. Куликовой, В.А. Петровского, Д.И.

Фельдштейна. Вопросы роли самопознания и самопринятия в дошкольном возрасте нашли отражение в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, А. Бандура, А.А. Бодалев, В.А. Горбачева, Д. Келли, И.С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерс, Б.Ф. Скиннер, В.М. Слуцкий, Е.О. Смирнова, Э. Фромм, Э. Эриксок, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.).

Однако современное образование дошкольников пока еще не сориентировано на развитие их способности к самореализации, а объективная действительность современного общества предъявляет новые требования к качествам личности.

Современному человеку необходимо уметь реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств, возрастающей информатизации и постоянно ускоряющегося темпа жизни.

В настоящее время содержание дошкольного образования составляет совокупность интегральных компонентов – направлений развития ребёнка, и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Одним из системообразующих факторов эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании является формирование интегративных качеств личности.

Такое интегративное качество как «любознательный, активный» предполагает, что в итоге освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования  ребенок способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и в своем внутреннем мире), а в случаях затруднений обращается за помощью ко взрослому. Развитие данного качества определяет формирование готовности личности к самореализации, так как предполагается ее высокая активность.

Решающей для рассмотрения проблемы самореализации в образовательной деятельности дошкольников послужила концепция самоактуализирующего развития А. Маслоу.

Согласно теории, источником активности человека являются его потребности, которые образуют пять уровней пирамиды (физиологические потребности; потребность в безопасности и защищенности; потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке; потребность в уважении и признании; потребность в самовыражении (самореализации). Каждый из этих уровней может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. Высший уровень пирамиды — потребность в самовыражении — А. Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может. Чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его психологическое здоровье.

Для решения проблемы стимулирования детей к самореализации непосредственную образовательную деятельность в дошкольном учреждении следует выстраивать с учетом теории иерархии потребностей А.

Маслоу: начиная с обеспечения базовых потребностей, реализуя принадлежность детей социальной группе; стимулируя к уважению и признанию друг друга.

Результатом верно выстроенного образовательного процесса в данном направлении выступает проявление познавательной и творческой активности каждого ребенка.

В связи с нововведениями в системе дошкольного образования, для педагогов становится нормой деятельности обновление содержания, поиск и самостоятельный выбор конкретных форм работы.

Так, развивать интегративное качество «любознательность» у детей возможно через реализацию потребности в собственной познавательной, творческой активности. Организация непосредственной образовательной деятельности с целью стимулирования детей к самовыражению требует тщательной подготовки.

Содержание деятельности воспитателя должно соответствовать теоретическим положениям концепции самоактуализирующего развития А. Маслоу, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Этапы

Реализация потребностей детей по А.Маслоу

Деятельность детей

1.

Мотивационный

физиологические потребности; потребность в безопасности и защищенности

подготовка помещения к непосредственной образовательной деятельности: соблюдение режима проветривания, требований к освещению и т.д. Игры на снятие психоэмоционального напряжения, тактильные упражнения

2.

Организационный

потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке

Сюжетно-ролевые игры, самостоятельное распределение ролей

3.

Деятельностный

потребность в уважении и признании

Беседы, получение социального подкрепления принятия активности ребенка

4.

Заключительный

потребность в самовыражении (самореализации)

Собственный выбор рода деятельности, реализация познавательных, творческих интересов

Из таблицы видно, что деятельность детей планируется в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу. В итоге непосредственной образовательной деятельности потребность в самовыражении каждого ребенка проявляется в результате его собственного выбора рода деятельности, реализации познавательных, творческих интересов.

Таким образом, формирование готовности личности дошкольника к самореализации через непосредственную образовательную деятельность возможно при создании условий для проявления познавательной и творческой активности детей, что требует обеспечения базовых потребностей: в безопасности и защищенности; принадлежности социальной группе, причастности; уважении и признании.

Литература:

1. Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — с. 110-134 

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.,1995.

3. Горностай, П.П.. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблемы саморазвития личности: методология и практика : сб. науч. трудов. / П.П. Горностай. – М. : ИНИОН, 1990 г. — С. 126-138

4. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.87-94.

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/formirovanie-gotovnosti-lichnosti-k-samorealizatcii-kak-psikhologopedagogicheskii-protcess/

Ссылка на основную публикацию