Развитие ребенка в 1 год, особенности развития

Развитие ребенка в 1 год: основные навыки

Основная роль в общении малыша с близкими отводится словам, количество которых в лексиконе достигает 10-15. Мама может замечать проявления упрямства и настойчивости, взрывы эмоций, которые нередко выливаются в истерику с топаньем ногами и катанием по полу.

Психологи называют данный период кризисом первого года, который нужно с достоинством пройти и малышу, и родителям. Потакать капризам не стоит, но и жесткими запретами вы ничего не добьетесь. Уже сейчас вам нужно учиться договариваться с ребенком, делая это спокойно и тихо, не оказывая давления на маленького упрямца.

Особенности физиологии годовалого малыша

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев достаточно для начала хождения. Кроха может спокойно становится на ножки из любой позы на четвереньках и делать первые шаги. Его ноги широко расставлены, да и падения случаются часто. Важно предостеречь от испугов, чтобы малыш не «отложил» начало хождения на более поздний срок.

Если ребенок в 1 год не ходит, родителям стоит взвесить особенности его развития. Нет никакого повода для беспокойства, если при этом малыш бодрый, активно ползает, спокойно передвигается на ножках вдоль диванов или стен, проходя при этом внушительные расстояния.

Тревожный сигнал — низкая активность малыша, отсутствие «ползательных» навыков и тенденций к началу хождения. Это свидетельствует о тяжелых неврологических расстройствах. Однако остаться незамеченными до сих пор они не могли, так как ежемесячно с крохой работают педиатр и другие специалисты.

Поэтому ожидать внезапного открытия тяжелых болезней не нужно.

В соответствии с календарем развития ребенка до года, к этому периоду у малыша должно быть уже 8 зубиков.

Уход за ними обязателен, для чего необходимо использовать мягкую щеточку с маленькой головкой на длинной ручке и детскую зубную пасту.

От выбора последней зависит желание или, наоборот, нежелание крохи чистить зубки, так как нередко причиной отказа от гигиены рта является слишком резкий вкус зубной пасты или неприятное пощипывание язычка.

Также для развития годовалого ребенка характерен переход на один дневной сон продолжительностью до 2,5 часов. Не нужно переводить на него искусственно, просто следите, сколько времени кроха может спокойно проводить без дневного отдыха. Если к вечеру он становится капризным, а утром все также хочет прикорнуть часов в 11, сохраните двойной дневной сон еще на несколько месяцев.

Рост ребенка в 1 год определяется его генетическими особенностями. Самые крупные малыши могут дорастать до 80 см. Вес ребенка в 1 год также индивидуален. С принятыми для данного возраста нормативами вы можете ознакомиться ниже.

Вес, кг Рост, см Окружность головы, см
Девочки 7,0-11,5 68,9-79,2 42,2-47,6
Мальчики 7,7-12,0 71,0-80,5 43,5-48,6

Основные навыки в 1 год

Развитие ребенка 12 месяцев характеризуется следующими особенностями.

  • Для игры чаще выбирает мелкие предметы, захватывает их большим и указательным пальчиками. Такой пинцетный захват стимулирует мелкую моторику, а соответственно и речь крохи.
  • Много ходит вокруг мебели, при отсутствии поддержки переходит на ползание. Препятствия всегда переползает, поднимается вверх по лестнице, может залезать на невысокие предметы и ступеньки. Все еще существует опасность падений, если кроха не освоил технику безопасного спуска ножками вниз.
  • Речь ребенка в 1 год включает слова из двух слогов, значение которых ему известны. Слова «мама», «баба» и другие соотносятся с людьми. Не может говорить, но уже понимает сигнальные слова «играть», «спать», «пойдем». Знает значение слов «нельзя», «нет». Если малыш в 1 год не говорит, следует уделить внимание развитию его мелкой моторики. Делайте пальчиковую гимнастику, играйте в «сороку-сороку» на ладошках, перебирайте гречку и фасоль в тазике, трогайте пуговицы разного размера, пришитые на лоскуток. Такие занятия с ребенком 1 год помогут ему быстрее произнести первые слова.
  • В играх проявляется осознанность действий. Развитие малыша 1 года позволяет ему ставить кубики один на другой, сортировать игрушки, строить небольшие пирамидки, перелистывать странички книги. Если игрушку убрать из виду, будет ее искать, так как понимает, что предметы существуют, даже если их не видно.

Важный навык малыша — выбор доминантной руки. Он отдает предпочтение левой или правой в играх, когда берет ложку. Переучивать ребенка не нужно, так как склонность к большему использованию той или иной руки определяется индивидуальными особенностями человека.

Гимнастика для ребенка 1 год представляет собой веселую игру. Можно включить музыку и попрыгать с крохой. Или использовать фитбол, чтобы покатать малыша на спинке, животике. Пусть он сам попробует катить большой мяч перед собой, тем более что детки очень любят толкать крупные предметы.

Полезные игры для детей 1 года можно устраивать с помощью коробки, кастрюли. Дайте крохе предметы разных форм и попросите сложить их внутрь, а затем вытащить обратно. Затем поменяйте емкость, выбрав с меньшим горлом. Постепенно переходите к обычной пластиковой бутылке, куда влезут лишь маленькие предметы. Такая игра стимулирует моторику и развивает глазомер.

Ваш малыш, такой взрослый и самостоятельный, с каждым днем будет придумывать все новые игры и развлечения. Помогайте ему в этом, а еще больше общайтесь со сверстниками. Уже совсем скоро крохе будет крайне важно общество других малышей.

Источник: http://kids365.ru/razvitie-rebenka-v-1-god-glavnye-dostizheniya-krohi/

☀ Психика ребенка в год – как ☀ развивается и советы родителям ☀ Лучшие методики воспитателей

В первый год жизни младенец развивается особенно стремительно. Знание определенных законов, по которым происходит формирование мозга маленького ребенка, поможет маме понять и воспитывать малыша.

В статье рассказывается, какие особенности имеет психика ребенка в год, как преодолеть сложности в общении родителей с малышом. Нужно изменить отношения с крохой, свои взгляды на его поведение.

Этого требует быстро развивающаяся психика годовалого ребенка.

Чтобы малыш развивался полноценно, нужно суметь наладить с ним искреннее и доверительное общение.

Развитие психики малыша в 1 год — информация для родителей

Психическое развитие малыша – это непрерывный процесс установления связей между нейронами мозга, который формируется посредством воспитания. Поэтому так важен благоприятный моральный климат в доме, родственные связи и полноценная семья.

Что такое психика — определение

Факторы, влияющие на развитие психики ребенка в год

Психология ребенка в возрасте 1 год зависит от его физического развития. В 12 месяцев малыш уже научился прямо стоять и ходить.

Молодые родители должны понимать: для крохи это – огромное достижение, если принять во внимание, что вначале он ползал, опираясь на ножки и ручки.

Он начинает ощущать свое тело в пространстве и ориентироваться, познает расстояния до предметов и их расположение; осваивает такое понятие, как направление.

☝Ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают.☝

Он еще не знает назначения предметов, и в процессе игры постигает способы обращения с ними, беря пример со взрослых людей.

Шкафы, полки и стулья, чашки, кастрюли и тарелки привлекают его не меньше, чем игрушки. В познавательной деятельности малыш собирает разнообразные впечатления.

Кроха еще не умеет разговаривать, но он накапливает словарный запас, чтобы затем суметь построить предложения и овладеть речью.

Любовь и внимание родителей — самое важное для ребенка

Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев

Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие.

Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке.

Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице.

Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.

Стадии развития психики у детей

Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна.

Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым.

Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:

  • в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
  • в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.

Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.

Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут

Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы.

Восприятие и совершенствование мышления

Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления.

Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы).

Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства. Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание.

В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.

Как происходит развитие психических качеств

В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.

Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».

Развитие речи годовалого ребенка

?Словарный запас годовалого ребенка – примерно 15 слов.?

С 12 месяцев малыш начинает переходить к освоению фонемной  речи. Это длится до 4-х лет. В своем сознании ребенок накапливает словарный запас, его мозг анализирует услышанные предложения. Это пригодится ему, когда он начнет говорить сам. Процесс усвоения разговорных слов происходит медленно от года до полутора лет.

За этот период малыш может запомнить около 25 слов, но произносит их нечасто. После 18 месяцев ребенок начинает активно интересоваться названиями предметов, просит взрослых называть их и сам старается повторять. Так как речь ребенка в 1 год еще не развита, ограничиваются его возможности сотрудничества со взрослыми.

Этапы развития речи в возрасте до 2-х лет

Легче всего сказать «нельзя», но лучше объяснить ребенку назначение предмета и, если есть такая возможность, позволить ему поиграть с ним.

?На нервно-психическое развитие (НПР) ребенка влияет состояние его здоровья. Если малыш часто болеет, темпы его развития снижаются. Постоянное и регулярное общение с малышом в спокойной обстановке помогает развитию его речи, способствует выработке у ребенка разнообразных умений и навыков.

Маленькие дети очень чувствительны к усвоению слов. Вначале речь малыша автономна.

Он пытается произносить то, что услышал от взрослых, и говорит необычные слова (не только по звучанию, но и по смыслу), а затем, по мере совершенствования, заменяет их словами взрослой речи.

В этот период жизни ребенка взрослые, общаясь с малышом, должны произносить все слова правильно, а не сюсюкать. Четкая и правильная речь, которую слышит ребенок от окружающих – залог правильного развития его речи.

Чтение — способ развития психики

Особенности развития психики малыша

В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:

  • своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
  • строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
  • деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
  • протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.

Основа воспитания годовалого малыша – понимание

Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками.

Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития.

Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.

Общение с ребенком должно быть ежедневным

Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.

При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий.

Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации. Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается.

Читайте также:  Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.

Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей

Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета.

Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования.

Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.

О важности психологического контакта

В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.

Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.

Кризис 1-го года длится недолго

Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.

Это проявляется в:

  • обидчивости;
  • противоречивом поведении;
  • стремлении к самостоятельности;
  • в упрямстве и непослушании.

Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля. Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/psihika-rebenka-v-1-god.html

Ребенок в год: особенности развития

Первый день рождения ребенка – волнующий момент в жизни родителей. Это определённый рубеж, который не зря называют переходом из младенчества в детство. Ещё совсем недавно малыш только тем и занимался, что ел и спал, а сегодня он уже активно перемещается по комнате, делает свои первые шаги, произносит осознанные звуки.

Второй год приходится центром возрастного периода “от рождения до трёх лет” – периода “впитывающего сознания”, того времени, когда мозг ребенка словно губка вбирает в себя огромное количество информации, а процесс познания происходит посредством пережитого сенсорного опыта.

В это время мы, взрослые, еще не можем воздействовать на ребенка напрямую – не можем, например, научить чему-либо. Но в наших силах окружить малыша правильной, богатой информацией средой, демонстрировать положительный опыт и создавать такие условия, в которых малыш сможет гармонично развиваться.

Для этого нам необходимо знать, какие изменения, физические и психологические, происходят с ребенком на втором году жизни.

Итак, перед нами годовалый малыш. Как правило, он уже умеет ходить, держась за руку или самостоятельно. Навык хождения развивается скачками – вы наверняка удивитесь, как быстро и незаметно ребенок будет обретать то или иное умение.

Сначала он неуверенно отпустит вашу руку и сделает первые самостоятельные шаги, а через несколько дней побежит. К двум годам дети уже не только свободно ходят, но и бегают, поднимаются по лестнице, прыгают, карабкаются и переползают.

В возрасте от года до двух лет ребенок решает серьёзные задачи своего физического развития. В своих движениях он становится все свободнее и энергичнее. Ребенку постоянно требуется реализовывать физический потенциал, постоянно проверять новые возможности  своего тела и двигаться все больше и больше.

«Просто не может сидеть на месте!» – часто восклицают родители, и это действительно так. Природа велит ребенку двигаться и развиваться, и он не желает терять ни минуты. Важно понимать это и помогать ребенку в развитии новых навыков.

Первая помощь, конечно, заключается в отсутствии ограничений – не сидеть дома, а гулять чаще, позволять ребенку ходить в интересном ему направлении, не проходить мимо лестниц, не помогать, если ребенок в этом не нуждается.

Еще одним важным умением годовалого ребенка является способность и желание переносить предметы. Иногда нам может казаться, что малыш берёт на себя непосильную ношу и еле тащит стул или сумку, но не препятствуйте этому! Вряд ли ребенок возьмёт на себя то, что ему не под силу, а вот изрядно потрудившись и доставив стул до желаемого места, будет невероятно горд собой.

В этот период вам пригодятся всевозможные игрушки-каталки – на палочках, на веревочках, машины, тележки. При этом катать можно еще и стулья, пылесос, коляску на прогулке.

Не лишним в этом возрасте будет установить в квартире детский спортивный комплекс.

Также можно сооружать препятствия,  которые ребенок будет с удовольствием преодолевать – раскладывать подушки по комнате, использовать пустые коробки в качестве туннелей.

Чем старше становится ребенок, тем проворнее он достает игрушки с низких полок и шкафов, а ближе к двум годам самостоятельно расставляет предметы на них. Наверное, вы уже давно убрали повыше опасные и хрупкие предметы. Маленький исследователь готов заглянуть в каждый шкафчик, и день ото дня его исследовательский дух только усиливается.

https://www.youtube.com/watch?v=NwcyQMO-hhM

Вам будет казаться, что самое любимое занятие ребенка – это разбрасывание вещей, раскидывание игрушек и опустошение полок. Всё верно. Примерно до полутора лет ребенком движет стремление к хаосу.

Весь мир для него – пространство, состоящее из бесчисленного множества не связанных друг с другом вещей. И беспорядок, который ребенок способен произвести – это определённый вклад в окружающий его мир.

К тому же, разбрасывать и разбирать на части – это то, что ребенку сейчас удается лучше всего. И он раз от раза совершенствует приобретённый навык.

Но период хаоса рано или поздно закончится и в возрасте от полутора лет начинается удивительный период в развитии ребенка, которое характеризуется чувством порядка. Дети этого возраста проявляют огромный интерес к уборке, расстановке предметов по местам.

Для ребенка становится определенной игрой – вспомнить, где предмет стоял, и поставить все на место или взять совок и веник и, подражая маме, подмести сор с пола.

Ваш малыш начинает проявлять самостоятельность и всё, что требуется от родителей – поддержать новые умения вашего ребенка.

Предоставьте маленькому помощнику возможность проявить себя. Конечно, вам придётся затрачивать больше времени на уборку, чем вы делали это обычно, но зато, сколько радости получит малыш, осознавая, что без его помощи просто невозможно обойтись.

Чтобы ребенок всегда был при деле, делитесь с ним своей работой. Если моете посуду, то ставьте его рядом на стул или безопасную подставку и давайте возиться с безопасными приборами. Если моете полы, то и ему выделите небольшую тряпку.

Зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки.

Колосальные изменения происходят с руками ребенка. Предметы, которые он способен  захватывать, становятся все меньше и меньше. Самые маленькие крошки, найденные на полу, не ускользают от ловких пальчиков.

К полутора годам дети активно начинают манипулировать орудиями – ложки, зубные щётки, расчёски, ручки. Огромная страсть к подражанию вкупе с развитием ловкости рук делают свое дело.

И вот уже ближе к двум годам малыш поражает вас своими умениями собирать мозаику и нанизывать бусины на шнурок.

Активно происходит развитие пинцетного захвата – это способность брать предметы тремя пальцами руки – большим, указательным и средним. От того, насколько хорошо пинцетный захват развит, настолько быстрее и правильнее ребенок начнет пользоваться пишущими предметами.

Чтобы помочь ребенку развить важное для него умение, следует периодически предлагать ему полезные упражнения – вкладывание бусин в бутылку с узким горлышком, отщипывание кусочков солёного теста или пластилина, перелистывание страниц, регулярно давайте ребенку возможность повозиться с сыпучими продуктами (гречкой, горохом, макаронами).

Новый этап взросления характеризуется еще и развитием способности снимать и надевать одежду. Координация рук улучшается, пальцы, как мы уже сказали, становятся сильнее.

И в возрасте от полутора лет большинство деток способны снимать с себя некоторую одежду – шапки, носки, штаны, обувь. И не забывайте, что они вполне способны складывать ее на место, важно только показать куда.

Ближе к двум годам многие дети сами надевают штаны, шапки, кофты.

Мы уже упомянули про желание ребенка выполнять некоторую домашнюю работу. Интерес к этому происходит не без участия развивающейся моторики рук. Детям нравится пользоваться тряпкой – мочить и выжимать ее, протирать пыль или мыть пол, они обожают мыть посуду, а также помогают накрывать на  стол.

Две главные составляющие психического развития годовалых малышей – это желание подражать и желание исследовать все вокруг. Разговаривать по телефону как мама, нажимать на кнопки клавиатуры как папа, чистить зубы и есть ложкой как взрослые – ни одно действие не останется без внимания малыша

Наступает тот возраст, когда ребенок уже вполне способен выражать свое настроение и не только плачем, но и другими эмоциями. Он может хитрить, грустить, удивляться – и все эти эмоции в полной мере отражаются на его лице.

Начинает формироваться характер – ребенок может демонстрировать настойчивость и недовольство. Особенно остро ребенок годовалого возраста реагирует на слово «нельзя».

Большое количество запретов заставляет ребенка думать, что все вокруг запрещено, тогда как его мозг жаждет исследований и говорит рукам «потрогай все, что только сможешь достать». Разумнее всего сейчас убрать с глаз долой все опасные, хрупкие, дорогие предметы и сократить количество запретов до минимума.

Это не значит, что ребенок вовсе не должен слышать слова «нет», но и злоупотреблять им не стоит. Также следует не забывать о том, что в каждом запрете важно придерживаться последовательности – «если нет, то нет».

Период от года до двух лет характеризуется противоречием между зависимостью и независимостью.

Малыш осознает, что его возрастающие способности в движении дают ему много возможностей, например, уйти от мамы в другую комнату или далеко отойти от нее на улице, но при этом потребность быть рядом с мамой еще очень велика.

В связи с этим, ребенок буквально каждый день переживает бурные чувства, основанные на желании оторваться от мамы и стать более независимым, но и также огромное желание быть все время рядом с ней.

Нередко случаются в этом возрасте истерики и вспышки агрессии. И это не случайно. Весь день годовалого малыша наполнен огромным количеством эмоций, слишком быстрыми шагами движется его развитие.

В итоге перегружается нервная система, накапливается усталость, что и приводит к периодическим выплескам эмоций. В такие моменты важно находиться рядом с ребенком, жалеть и проговаривать его чувства.

Со временем родители начнут распознавать те моменты, которые могут привести к негативному выходу эмоций и научатся их избегать.

Ближе к двум годам у ребенка остро проявляется потребность все делать самостоятельно. В полной мере расцвет периода «я сам» произойдет ближе к кризису трех лет, но уже и сейчас малыш готов проявлять инициативу.  Главное, не препятствовать попыткам малыша сделать что-то самостоятельно, давайте ему больше простора для деятельности.

Следует также уделить должное внимание особым кризисным этапам развития ребенка на втором году жизни, которые еще называют «скачками роста». Наиболее полная информация об этой теории представлена в книге «The wonder weeks». Русская версия книги носит название «Капризничает? Значит, развивается!».

Теория кризисов развития основана на том, что ребенок до двух лет овладевает новыми навыками не постепенно, а скачками. Обычно мамы характеризуют это так: долгое время ничего не происходит, а потом наступает день, когда ребенок резко вырастает, взрослеет и обретает новые умения.

Читайте также:  Ревность мужчины и женщины, как избавиться от ревности мужа

Все происходит как будто по какому-то внутреннему звонку. И это лишь внешние проявления развития. Огромное количество изменений в ребенке происходит вне нашего видения.

Ребенок осознает себя в этом мире, осознает правила и границы, признает своих и посторонних, разбирается с категориями «мое-чужое».

В тот момент, когда приходит время для очередного навыка или этапа развития, ребенок начинает проявлять беспокойство, потому что чувствует какие-то внутренние изменения.

Обычно его беспокойство проявляется в беспричинном (как нам кажется) плаче, раздражительности, продолжительном нытье. Случаются необъяснимые перепады настроения – только что смеялся, а сейчас уже плачет.

Ребенок цепляется за маму, болезненно реагирует на ее отлучения, желает постоянно быть на руках. Часто дети в кризисные периоды плохо едят и спят, протестуют против переодеваний.

В возрасте от года до двух лет ребенок переживает три основных кризиса развития: 55, 64 и 75 недели. Каждый кризис определен неделей, на которую приходится пик кризисного поведения.

После чего, собственно и происходят изменения, а негативные проявления идут на спад. Т.е.

если кризис несет название 55-й недели, то изменения связанные с ним, начинают происходить за 2-4 недели, а после уже наступает период затишья.

Важно отметить, что временные периоды кризисов роста весьма условны. Каждый ребенок, развивается по собственной программе и абсолютно по-разному реагирует на новые изменения. Знания о кризисах помогают родителям выявить причину неожиданного расстройства ребенка.

Период от года до полутора лет – это период так называемого детского языка (преобладание гласных и междометий). Чаще всего слышатся звукоподражание и упрощенные слова в виде одного слога.

В возрасте примерно от года и трех месяцев ребенок начинает понимать 90 процентов простой речи, понимает речь, обращенную к нему, распознает эмоции. Ребенка интересуют названия предметов, поэтому важно называть все вокруг. В годовалом возрасте ребенок начинает ассоциировать слова с картинками и сейчас самое время начать рассматривать книги.

В год и шесть месяцев начинают появляться довольно внятные существительные, к году и девяти месяцам появляются глаголы и с ними простые предложения. В этом возрасте ребенок уже способен следовать простым инструкциям: «дай мячик», «положи на стол», «принеси книжку».

К двум годам завершается формирование пассивного словарного запаса и происходит взрывной период – ребенок начинает говорить все больше и больше день ото дня.

В этот период одним из главных вкладов родителя в речевое развитие ребенка является внимательное слушание. Малыш учится говорить, многие слова и фразы даются ему с трудом и уверенность в том, что тебя слышат и пытаются понять придаст сил в дальнейшем постижении языка.

Немалую роль играет и качество речи, которую ежедневно слышит ребенок. Родителям следует выражаться четко и внятно, не сюсюкать с ребенком, а разговаривать обычным взрослым языком.

Желательно избегать «детских» вариантов слов и называть предметы, так как они на самом деле называются – не «бибика», а «машина». Хорошо бы обогащать речь, которую малыш регулярно слышит.

Это возможно сделать с помощью чтения хороших стихотворений и прослушивания аудиосказок. Замечательно, если во время прогулок родители будут комментировать происходящее вокруг.

Список использованной литературы:

Л.С. Выготский «Мышление и речь»Мария Монтессори «Впитывающий разум ребенка»Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Уильям и Марта Сирс «Ваш ребенок от рождения до двух лет»

Источник: https://letidor.ru/zdorove/rebenok-v-god-osobennosti-razvitiya.htm?full

Особенности развития ребенка в 1 год

Первый день рождения крохи — серьезная дата. Вы вместе с ним одолели непростое время, называемое младенчеством. Теперь малыш представляет собой настоящую личность — со своими желаниями, характером и привычками. Чтобы развитие ребенка в 1 год приносило всей семье только радость, необходимо активно заниматься с карапузом и обеспечить полную безопасность в квартире.

Физическое развитие крохи

Годовалый малыш вырос на 20-25 сантиметров за 12 месяцев жизни. Его вес увеличился почти в три раза. Вес мальчиков в норме составляет от 7,5 до 12 кг., вес девочек — от 7 до 11,5 кг. Рост мальчиков колеблется в интервале от 71 до 81 сантиметра, а рост девочек — от 69 до 80 сантиметров.

У детей к этому возрасту обычно вырастает 8-12 зубов. Если зубиков пока мало, удостоверьтесь, что в питании крохи содержится достаточное количество витамина D, фосфора и кальция. Многие мамы перестают кормить грудью детей в 12 месяцев. Хотя специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание вплоть до двухлетнего и даже трехлетнего возраста.

В 1 годик кроха уже созрел для начала хождения. Он без затруднений встаёт на ноги из любой позы и пробует делать первые шаги. Конечно, про уверенную ходьбу речи пока не идет. Карапуз расставляет ножки слишком широко, он не очень устойчиво себя чувствует. Падения пока случаются часто.

Не все дети умеют ходить в годовалом возрасте. Если кроха уверенно ползает, проявляет двигательную активность, ходит, держась за мебель, то его развитие также находится в пределах нормы. Все малыши разные. Одни начинают ходить раньше, другие — позже. Через несколько месяцев и этот карапуз научится уверенно ходить.

Основные умения малыша

  • В речи годовалого ребенка появляются новые слова. Он уже умеет говорить «мама», «папа», «баба» и понимает этих смысл. Не может произнести, но понимает значения следующих слов: «спать», «пойдем», «играть», «нельзя», «нет». Если малыш почти не говорит, необходимо заняться развитием мелкой моторики рук, делать пальчиковую гимнастику.
  • Карапуз умеет складывать пирамидки, ставить кубики один на другой, перелистывать страницы книги. Если вы спрячете его любимые игрушки, кроха начнет их искать. Он уже понимает, что игрушки не исчезли — они где-то есть, просто их не видно.
  • Малыш умеет ходить — либо полностью самостоятельно, либо с опорой на окружающую мебель. Увидев небольшое препятствие перед собой, переползет через него. Некоторые из детей способны даже бегать, держась за руку взрослого.
  • В 12 месяцев кроха обычно отдает предпочтение одной из рук — левой или правой. Исходя из этого можно определить, растет правша или левша. Современные педиатры не советуют переучивать маленьких левшей.
  • Ребенок умеет пользовать различными бытовыми предметами: чашкой, ложкой, блюдцем, зубной щеткой, расческой. Если развиты пока не все эти навыки, следует непременно их развивать.
  • Ребенок кушает самостоятельно. Необходимости в том, чтобы мама кормила из ложечки, больше нет. Исключение составляет кормление грудным молоком.
  • Во время одевания на прогулку малыш помогает маме — ставит ножку в ботинок или пытается сам просунуть ручку в рукав.

Кризис развития

Ребенок переживает так называемый кризис первого года. Он делает большие скачки в своем физическом и психическом развитии. Освоение новых навыков (например, хождения) может давать побочные эффекты в виде сбоев в поведении.

В годик истерика ребенка с катанием по полу — явление частое. Начинается она с проявления резкого упрямства, когда малыш отказывается выполнять обычные действия, например, купаться или кушать. Потом может произойти взрыв эмоций, топанье ногами. А затем сама истерика.

Педиатры считают, что для детей данного возраста это нормально. Не следует ругать или тем более шлепать карапуза. Он рыдает не из-за вредного характера. Истерика — это один из этапов приспособления к новым открытиям в окружающем ребенка мире.

Кроху необходимо пожалеть, успокоить, приласкать. Если истерика случилась на улице, необходимо сразу идти домой. Самостоятельно ребенок вряд ли успокоится, он пока недостаточно развит для этого. Поэтому мамочки должны проявить терпение и материнскую нежность в такой важный для ребенка период.

Учитесь договариваться с маленьким упрямцем. Говорите спокойно и тихо, пусть всхлипывания ребенка не выводят вас из себя.

Конечно, это сложно. Мамочке нужно запастись огромным количеством терпения. Однако умение договариваться с крохой поможет в следующие периоды его развития. А вот применение грубой силы только усугубит плохое поведение.

Игрушки для детей и развивающие игры

Ниже приведен перечень игрушек, которые будут наиболее полезны для годовалого ребенка.

  • Кубики, из которых можно складывать разнообразные постройки.
  • Пирамидка со стержнем, на который нужно нанизывать кольца.
  • Игрушка-сортер — представляет собой ёмкость, имеющую отверстия разной формы. Дополняют эту игрушку несколько фигурок, которые следует просовывать в отверстия. То есть карапуз будет сортировать фигурки в зависимости от формы отверстий.
  • Стаканчики разной формы. Карапуз может их вкладывать друг в друга или складывать из них постройки.
  • Игрушки для улицы — ведерко, лопата, машинка с кузовом на веревочке и т.д.
  • Шкатулки и коробочки. Их так интересно открывать и снова закрывать.
  • Большие мягки игрушки, которых можно одевать, кормить и укладывать спать.
  • Предметы для игр с водой — лейка, миски для воды, плавающие игрушки.
  • Бытовые предметы, с которыми кроха сможет играть, подражая вам. Например, детский телефон, пластиковая посуда, игрушечный утюг.
  • Картонные книги с крупными картинками.
  • Простые музыкальные инструменты — дудочка, металлофон, бубен.

Игра в «песочнице». Насыпьте в широкую кастрюлю манной крупы. Поставьте на пол перед малышом. Он с удовольствием начнет в ней возиться и просеивать сквозь пальчики. Когда карапузу это надоест, спрячьте в манке небольшую игрушку. Попросите малыша найти ее.

Игра «Волшебная сумка». Отыщите старую сумку. Это может быть и дамская сумочка, и походная. Перед игрой тщательно очистите ее от загрязнений. Подготовьте безопасные бытовые предметы. Разместите их в разных кармашках сумки. Малыш получит массу удовольствия, расстегивая замочки или кнопки на разных отделениях в сумке. Эта игра помогает развивать мелкую моторику рук.

Развитие речи

Понимание речи в возрасте 12 месяцев достаточно хорошее. Пассивный словарь детей растет день ото дня. Особенно если вы занимаетесь с ними, рассказываете о своих действиях, называете разные предметы. Играйте в игру с появлением предметов. Вы достаете из-за спины игрушку и сразу называете ее: «А вот и мишка, а вот и машинка, а вот и слоник».

Учите малыша выполнять ваши просьбы, выраженные разными словами: «возьми», «положи», «подними», «брось», «отдай», «принеси». Используйте их в вашей речи чаще. Годовалого карапуза также необходимо обучать жестам, связанным со словами. Например, он может махать рукой на прощанье или разводить руками в ответ на слово «нет».

Активный словарный запас годовалых детей пока невелик. Обычно в возрасте 12 месяцев он составляет не более 15 произносимых слов.

В речи ребенка встречаются облегченные слова — он упрощает произнесение слов, глотает окончание. Ребенок с легкостью подражает речи взрослых. Он копирует интонацию и ритм слов, фраз.

Такой подражательный лепет полезен для развития крохи. Поощряйте его игровое общение по игрушечному телефону.

Чтобы развивать речь годовалого карапуза, необходимо выполнять упражнения на мелкую моторику рук. Приготовьте две миски. Наложите в одну их них крупу. Попросите кроху переложить ручками крупу в другую миску.

Полезны для развития речи также пальчиковые игры. Каждый пальчик руки может отвечать за зверюшку или за члена семьи. Ребенок поочередно загибает и разгибает пальчики. Если у него самого плохо получается управлять пальчиками, мама должна помочь.

Таким образом, кроха в 12 месяцев умеет ходить — самостоятельно или опираясь на мебель. В этом возрасте он становится более упрямым, начинается кризис первого года жизни. Для родителей это сложный период. Можно сразу запасаться валерьянкой и настраивать себя на спокойствие и позитив. В речи годовалого карапуза появляются имена членов семьи, а также такие простые слова, как «ням» или «бай».

Почему ребёнок ходит на носочках в 1 год

Источник: https://RazvitieMalysha.ru/grudnichok/mesyacy/razvitie-rebenka-v-1-god.html

Что должен уметь ребенок в 1 год

Долгожданное событие у каждого родителя, когда малышу исполняется 12 месяцев, в этом возрасте он уже многое умеет, знает и проявляет полученные навыки. В 1 год дети уверенно стоят и пытаются самостоятельно ходить, в квартире уже не остается мест, где не побывало его любопытство.

Совсем недавно это был маленький клубочек, а теперь это уже активный, любознательный и невероятно самостоятельный человечек.

Начиная с годика, малыш будет стремительно развивать свои навыки ходьбы и речи, его словарный запас будет быстро расширяться, а благодаря тому, что он начинает ходить, может посмотреть на окружающий мир по-другому.

Читайте также:  Детская шизофрения - симптомы, признаки, лечение, причины

Навыки малыша в 12 месяцев

Это время, когда дети самостоятельно принимают любые позы, ведут активный образ жизни, большинство малышей в год радуют своих родителей первыми шагами.

Они самостоятельно ползают по квартире, перемещаются на четвереньках, но при этом, свободно без поддержки могут стать на ноги, затем, снова сесть и ползти дальше.

Когда мама одевает его и просит поднять ручку, он выполняет просьбу, то же самое касается и поднять ножку.

В эмоциональном плане ребенок понимает не только себя, умеет радоваться при появлении знакомых лиц, а также вести себя осторожно, если в комнате присутствует чужой человек.

Он переживает вместе с рядом плачущим малышом, а если ему не разрешают играть на любимой площадке столько, сколько хочется, обижается.

Мама, как и прежде, остается самым главным человеком для ребенка, но пришло время знакомить его со сверстниками.

В год малыш активно ведет себя в плане общения, проявляет самостоятельность, и может выражать недовольство, он с легкостью собирает пирамидку из нескольких кубиков, из глины или теста лепит различные фигурки.

Кроме того, разделяет любимые и неинтересные занятия, во время рисования, например, может комментировать процесс.

Что касается еды, ребенок легко откусывает небольшой кусочек, жует твердую пищу, а также пользуется ложкой и чашкой.

Развитие речи годовалого малыша

В этом возрасте дети понимают многие слова, но произносят не больше 10, используя интонацию и поведение, они способны выражать свои эмоции, например, злиться или обижаться, радоваться и получать удовольствие.

Специалисты считают, что хорошее чувство юмора является признаком остроумия, поэтому хорошо, когда малыш часто шутит.

Родителям остается и дальше развивать навыки ребенка, читать на ночь сказки, играть с ним в развивающие игры, а также не забывать развивать мелкую моторику.

В 12 месяцев дети подражают животным голосам, могут выполнить просьбу мамы, например, показать, как малыши плачут или смеются, они стараются повторять за взрослыми не только движения, но и слова. Ребенок понимает, когда ему говорят «нельзя», «принеси», «закрой» или «дай», играет в ладушки, откликается на свое имя.

Уход 

В этом возрасте ребенок должен познавать азы, как правильно себя обслуживать.

Пришло время отвыкать от подгузников и переходить на горшок, на первых парах маме придется ловить моменты и сажать малыша на него, как только появились первые признаки желания сходить в туалет.

Но в скором времени и мама научится понимать, когда надо идти на горшок, и малыш привыкнет, станет самостоятельно проситься.

В любом доме, где живут маленькие дети, царит полный хаос, но малыша можно воспитывать и постепенно приучать к дисциплине, наводить порядок, собирать игрушки.

Каждый день нужно привлекать малыша к таким простым задачам, это касается не только игрушек, но и других предметов, что за весь день карапуз раскидал по комнате.

Приучать к порядку можно обучающими процессами, например, учить ребенка собирать разноцветные карандаши в коробку, убирать порванные бумаги в мусор или выносить в ванную грязное белье. Если сразу приучить малыша к этому привычному и понятному ритуалу, то в будущем, он будет аккуратным и внимательным.

Что касается купания, то тут все остается по-прежнему, с возрастом, практически ничего не меняется, процедуру проводить каждый день или через день, выполняя определенный ритуал, например, покупался ребенок, покушал и лег отдыхать. Многие детки любят этот процесс, с большим удовольствием принимают ванну, после чего спят хорошим сном всю ночь. За сутки малыш спит, как правило, 13 часов, в 12 месяцев, а днем его отдых составляет максимум три часа.

Питание

Многие мамочки возвращаются на свое рабочее место и просто хотят выглядеть стройными, красивыми и ухоженными, в этом случае, грудное вскармливание можно заканчивать.

Малыш в год уже многое кушает, его рацион достаточно широкий и разнообразный, пьет и кушает ребенок самостоятельно.

В этом возрасте многие малыши пытаются кушать самостоятельно при помощи ложки, может этот процесс не идеально получается и каша все-таки летает по кухне, но бутылочку он держит уверенно.

Как правило, проблемы с весом начинаются именно с детского возраста, поэтому надо не соблюдать диеты, а подбирать правильные продукты. Если малыш плохо набирает вес, значит, в рацион следует включить калорийные продукты.

Больше всего витаминов, протеинов и клетчатки находится в углеводах, это макароны и каши, хлеб, фрукты и овощи, сладости не принесут пользы, кроме как удовлетворения аппетита, они лишают организм ребенка полезных веществ.

Кроме того, здоровое питание ребенка зависит от рациона всей семьи, если родители не будут есть овощи, но заставлять малыша станут, он будет противиться. Как правило, химикаты детский организм выводит очень долго, поэтому переработанные или консервированные продукты лучше не предлагать ребенку.

Родительская помощь

Дети очень капризные, особенно, если что-то не так, как они хотят, поэтому многие проявляют эмоции, с которыми не в состоянии самостоятельно справиться, родители должны поддержать малыша, чтобы в будущем эти неприятные ситуации не сказывались на здоровье. Его нужно успокоить, уговорить, укачать, и когда он станет снова улыбаться, можно вернуться к негативной ситуации и спокойно объяснить ребенку, что делать нельзя и почему.

Теперь пришло время дать малышу больше самостоятельности, например, когда он собирается идти на прогулку, пусть сам одевает шапку и ботинки. В этом возрасте ему можно предложить выбрать вещи, которые он захочет одеть, спросить, куда он хочет пойти гулять, а во время питания, узнать у ребенка, что он будет кушать. Это позволит ему понять, что мама учитывает его интересы и мнение.

Если малыш не желает играть или рисовать, не следует его принуждать, пройдет время, и он сам поймет, как это интересно, а вот негативные и насильственные ситуации останутся в памяти навсегда, от которых потом будет трудно избавиться, которые перерастут в большие проблемы.

В 12 месяцев детей притягивают предметы, которые можно катить перед собой, как например, коляска, это позволяет развивать координацию движения и уверенность в себе. Если малыш не сделал первые шаги, маме не стоит расстраиваться и бить тревогу, лучше сосредоточить свое внимание на лечебной физкультуре и массаже.

Развивающие игры 

Чем больше мама проявит ласки и заботы к малышу, тем добрее он вырастет, к таким эмоциям можно приучить малыша, например, сесть с ним рядом и покачать любимую игрушку, ласково с ней поговорить, заботливо погладить. Со временем ребенок самостоятельно будет играть в такие игры, заботиться о своих игрушках

Развить другие чувства у ребенка можно многочисленными играми, например, соприкасаясь лбом и носиком, прижимая к себе кроху и его различные части тела. Можно взять на руки ребенка и покачать, пропеть песенку, сконцентрировать его внимание, а на последней строчке прижать крепко к себе малыша.

Развить ловкость и глазомер в 1 год помогут игры с широкими и узкими горлышками, сосудами, для этого взять предмет привязать его на веревочку, перед ребенком поставить широкую кастрюлю, например, и медленно опускать вещь на нитке.

С каждым разом, сосуд выбирать по уже, а нить делать длиннее, это еще позволит и развивать мелкую моторику. Такая игра напоминает рыбалку, в детстве многие родители ее помнят, где на магнитик ловили рыбку.

Но такое развлечение можно сделать и самостоятельно, используя подручные средства, и малышу будет намного интереснее в нее играть.

Более подробно, как развивается малыш в 12 месяцев, можно посмотреть на видео

Источник: http://zhenomaniya.ru/childbirth/razvitie-rebenka/chto-dolzhen-umety-rebenok-v-1-god

Ребенок 1 год 4 месяца — особенности развития и важные моменты в воспитании малыша в год и 4

x

Check Also

Игры на развитие творческих способностей для детей 2-3 лет Развивающие игры для детей группы раннего возраста в детском саду Игры для развития творческих способностей у …

Запатентованная разработка компании «Ранний Старт» — автономный шестигранный многоуровневый комплекс, использующийся в пяти различных положениях. Не требует крепления к полу, стенам или потолку и полностью …

Сайт Step by step — это женский интернет журнал, в создании и развитии которого может принять участие каждый. Мы часто бываем недовольны чем-то в своей …

Как познакомить ребёнка с миром животных? Как познакомить ребёнка с миром растений? Руки — важный инструмент познания мира Когда ребенок уже «крепко стоит на ногах», …

Сайт Step by step — это женский интернет журнал, в создании и развитии которого может принять участие каждый. Мы часто бываем недовольны чем-то в своей …

Как не допустить у ребенка излишнее увлечение трудом Одной из болезней XXI века вполне можно назвать – трудоголизм. Совсем недавно считалось за честь выполнить «пятилетку …

Загадки с ответами для детей 7-9 лет «Парад сказочных героев» Сейчас начнется наш парад, К нам выйдут целым строем Те, с кем всегда ты встрече …

Назначение: для использования в занятиях, викторинах, игровых программ с использованием народного фольклора с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Достаточно часто в занятия я использую …

Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни Все новорожденные детки приходят в этот мир с согнутыми ручками и ножками и плотно сжатыми кулачками. …

15 новогодних представлений для детей разных возрастов 30 ноября 2016 в 17:10 Если вам не близка классическая новогодняя елка в Кремле с хороводом и сладким …

Авторская подборка интересных загадок для детей с ответами: на логику и с подвохом, загадки-обманки, шуточные, смешные и серьезные, легкие и сложные, короткие и длинные. Разгадывание …

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у …

Выбираем подходящую коляску. Несколько советов родителям. У вас в семье произошло радостное событие, и вы стали родителями, или только готовитесь ими стать? В любом случае …

Без беды друга не узнаешь. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Будь друг, да не будь в убыток. Будь друг, да …

С улыбок и слез матерей; С тропинки, ребятами пройденной, От дома до школьных дверей. С березок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю, С желанья …

Солнышко в окошко Светит мне с утра, Значит, в детский садик Мне идти пора. О «СОЛНЫШКЕ» Есть солнышко на небе, А есть и в Интернете. …

Не в высь лазурную, На землю просится. Себя в безвестную Средь хлопьев тающих На нем, лелеющем, Как будто навсегда простился мир с Весной, С ее …

На протяжении всей беременности малыш был связан с вами тонким «канатиком» — пуповиной. Она прикреплялась к плаценте, от которой по артериям и венам к плоду …

Обучение детей рисованию. Как правильно выбрать краски, фломастеры и мелки для ребенка Уважаемые родители, представьте, что вы любители живописи и хотите украсить стены своей квартиры, …

Читать онлайн «Общаться с ребенком. Как?» автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна — RuLit — Страница 1 Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? Предисловие к 6-му …

Старший дошкольный возраст (5–6 лет) – время интенсивного физического, психического и личностного развития ребенка. Ведущей деятельностью детей 5–6-летнего возраста является игра, в которой происходит развитие …

Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети. …

Сегодня мы в рубрике Личный опыт публикуем мнение мамы 3 детей Натальи Коростелевой о том, как правильно выбрать детскую коляску для вашего новорожденного малыша. Статья …

— может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба); — сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках); …

Источник: http://argi.su/moj-rebenok/rebenok-1-god-4-mesyaca-osobennosti-razvitiya-i-vazhnye-momenty-v-vospitanii-malysha-v-god-i-4

Ссылка на основную публикацию