Психодрама – метод морено, техники, тренинг, упражнения, виды

Психодрама как способ преодоления трудностей в семье

Психодрама - метод Морено, техники, тренинг, упражнения, виды

Пожалуй, нет человека, который бы не сталкивался в своей семье с проблемами партнерских или детско-родительских отношений. Путь преодоления сложившихся трудностей мы, как правило, начинаем с самостоятельных поисков ответов на сложные вопросы.

Чтение книг по психологии, просмотр документальных и художественных фильмов на важные темы запускают механизм самоисследования.

И если сложившиеся проблемы не имеют глубинных причин, а носят ситуативный характер, то этого, как правило, достаточно, чтобы восстановить нарушенную гармонию в семье.

Но часто бывает так, что самостоятельный поиск ответов затягивается на долгие годы, не приводя к ощутимым изменениям, и порождает чувство безысходности, ощущение замкнутого круга. В этот момент кто-то опускает руки и обесценивает все предпринятые попытки: «Я столько прочитал и столько сделал, но ничего не меняется!» А кто-то, осознав свое бессилие, решает прибегнуть к помощи специалиста.

Обычно путь в психотерапию начинается с индивидуальной консультации психолога, за которой следует курс индивидуальной терапии. Другой вариант – занятия в психотерапевтической группе. И индивидуальная, и групповая терапия обладают своими особенностями.

В индивидуальной работе легче раскрыться, имеет место большая степень конфиденциальности, но ресурс психолога, как правило, меньше, чем ресурс психотерапевтической группы. В группе каждый участник, имея свой уникальный опыт, является дополнительным, помимо терапевта, ресурсом для других участников.

Кроме того, в постоянной, закрытой для новых людей, группе очень быстро возникает атмосфера доверия и взаимной поддержки.

Отдельного разговора заслуживает такой вид групповой психотерапевтической работы как психодраматическая терапевтическая группа.

Психодрама – это метод психотерапии, использующий драматическую импровизацию для работы с внутренним миром клиента (ведет свою историю с начала 1920-хх годов). Основатель метода – Якоб Леви Морено.

Главная движущая сила психодрамы – энергия спонтанности. Символическое пространство психодрамы – место встречи воображаемого и реального мира. Создатель метода определил философию психодрамы так: «Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было».

Спонтанное проигрывание драматичных событий, болезненных воспоминаний, тревожащих сновидений приносит освобождение от связанных с ними негативных эмоций.

Это происходит благодаря психодраматическому развитию и завершению (или переигрыванию) события, прояснению иррациональных переживаний.

Первый приход в группу обычно сопровождается естественной тревогой по поводу самораскрытия в кругу незнакомых людей.

Талант ведущего (в психодраме — директора) заключается в том, чтобы помочь участникам новой группы почувствовать себя в безопасности.

В течение нескольких первых занятий страх уходит и возникает атмосфера взаимной помощи и поддержки. Это само по себе уже немало, особенно в те моменты жизни, когда мы чувствуем себя одиноко и беспомощно.

Далеко не каждый участник группы сразу решается предъявить свою проблему.

Но суть психодраматической работы заключается в том, что любой человек может быть выбран на роль в сцене другого участника (роль вспомогательного Я).

Волшебство психодрамы заключается в том, что, отыграв заместительскую роль в чужой сцене, исполнитель этой роли вскрывает или решает свои неосознаваемые проблемы. Тем самым — помогая другому, одновременно помогает и себе.

Психодрама способна показать путь к решению множества проблем, в том числе семейных. Мы часто говорим: «Я бы на твоем месте…». Но как часто мы реально становимся на место другого человека? А ведь это действительно единственный способ почувствовать другого, понять его.

В ходе психодраматической работы протагонист (клиент в психодраме) имеет возможность реально стать на место другого человека (супруга, ребенка, отца, матери) и посмотреть на себя его глазами.

Иногда этого уже достаточно для того, чтобы осознать причины сложившихся трудностей во взаимоотношениях. Кроме того, появляется шанс непосредственно прочувствовать другого таким, какой он есть.

Возникает возможность избавиться от иллюзий, на поддержание которых мы тратим огромное количество энергии. Психодрама позволяет человеку стать ближе к реальности.

Много написано о потребности ребенка в безусловной любви. То есть любви не за то, что он успешен (послушен, удобен), а просто за то, что он есть. Как же дать такую любовь своим детям? Нужно получить чувственный опыт безусловной любви к себе, позволить БЫТЬ своему Внутреннему Ребенку. Психодраматическая сцена – то место, где это становится возможным.

https://www.youtube.com/watch?v=kwX0xlr7Dhk

Трудности в детско-родительских отношениях довольно часто становятся темой работы группы.

Когда запрос предъявляет родитель, то, как правило, психодраматическое действо выявляет неразрешенные проблемы его собственного детства: чувство обиды, вины, незащищенности в отношениях с собственными родителями.

Психодрама – очень быстрый и эффективный способ увидеть подобные связи. Это, пожалуй, самый короткий мост между проблемами и осознанием причин этих проблем. Понимание приходит не с поверхности разговоров о проблеме, а из глубины психодраматического действия.

Кроме того в безопасных условиях психодрамы клиент имеет возможность отреагирования долго вытесняемых негативных чувств (агрессии, обиды, ненависти, страха). Незавершенные ситуации получают свое развитие и завершение, что способствует освобождению от тяжелых воспоминаний прошлого.

Сталкиваясь с невротическими проявлениями у детей, родители должны помнить, что ребенок — это продукт семьи и его поведение реализует запрос семейной системы.

Психодрама помогает устранить подобные проявления у детей посредством работы с родителями (одним из родителей).

Это происходит благодаря прояснению функции такого поведения по отношению к семейной системе и позитивному переигрыванию ситуации.

Вообще говоря, любая работа, связанная с запросом относительно поведения ребенка, бесполезна, если другие члены семьи не готовы к изменениям. Работа детского психолога будет иметь непродолжительный результат, если останутся не проработанными проблемы в отношениях между родителями.

В процессе совместной жизни у мужа и жены возникают общие «слепые пятна» в отношениях. Они оба не видят одного и того же, оба не способны понять истинных причин своих разногласий. Дело осложняется еще и тем, что в период семейного кризиса у каждой из конфликтующих сторон появляется своя группа поддержки (друзья, родственники).

Близкие люди обычно принимают позицию одного из супругов, они не способны объективно оценить ситуацию, они щедры на советы (часто противоречивые и взаимоисключающие). Именно в этот момент важен беспристрастный, независимый взгляд специалиста.

Квалифицированный психолог или психотерапевт в индивидуальной или групповой работе может помочь клиенту выйти за границы конфликта и увидеть его с разных точек зрения.

Каждый психолог сталкивался с желанием клиента иметь более удобную версию партнера. Человек ежедневно прилагает титанические усилия к тому, чтобы изменить того, кто рядом. Но единственный способ преобразования окружающей действительности – это собственная внутренняя трансформация, так как внешний мир всегда соответствует внутреннему.

Отношения между супругами также составляют значительную часть запросов на психодраматических сессиях: нарушение коммуникации, отсутствие эмоционального контакта, трудности освоения семейных ролей, кризис опустевшего гнезда и др. Самые частые причины различного рода трудностей — повторение семейного сценария родительской семьи, нарушение ролевых функций, отсутствие между супругами взаимного движения к саморазвитию и развитию отношений.

В психодраме (в отличие от семейного консультирования) работа идет не с реальными близкими людьми клиента, а с его внутренними образами партнера, ребенка, родителей. Но прояснение отношений с фигурами внутри психики человека неизбежно меняет реальные отношения.

Это объясняется тем, что семья, как любая система, подчинена закону: в случае напряжения внутри системы изменение в одном элементе приводит к изменению системы в целом.

Клиент, проработавший свою проблему, автоматически меняет свое поведение, иначе мыслит, более осознанно воспринимает действительность. Это не может не отразиться на поведении, мышлении и восприятии других людей.

Глубинные изменения хотя бы одного из родителей или одного из супругов неизбежно повлекут новое содержание и качество отношений с другими членами семьи.

Ценность психодраматического опыта, помимо прочего, заключается еще и в том, что побывав в роли протагониста, человек усваивает новый способ построения внутренних диалогов и может использовать его самостоятельно. Этот процесс называется аутодрама.

На пике любого конфликта или в момент кризиса любой коммуникации человеку, обладающему психодраматическим опытом, легче увидеть ситуацию с других точек зрения, в том числе с позиции независимого наблюдателя.

Это помогает принимать более осознанные и взвешенные решения, видеть реальность более объективно.

Вариант использования психодраматических приемов и техник в индивидуальном консультировании называется монодрамой.

Новое для Беларуси направление психотерапии – интегративная психодрама.

Оно предполагает сочетаниеклассических приемов психодрамы с техниками и методами, разработанными в рамках других направлений психотерапии: арт-терапия, символдрама, мифодрама, сказкотерапия, системные семейные расстановки, НЛП, телесно-ориентированная терапия, теория объектных отношений и др. При высоком профессионализме ведущего группы и честном отношении к работе клиента возможность психодрамы, как психотерапевтического метода, грандиозны.

Помимо особенностей, присущих только психодраме, этот метод обладает и общими для других групповых видов психотерапии преимуществами.

Участники в течение занятия постоянно находятся в состоянии саморефлексии (развитие эмоционального интеллекта), имеют возможность открыто делиться своими чувствами (в обычной жизни мы делаем это крайне редко), распознают свои и чужие модели поведения (это первый шаг к изменениям устойчивых паттернов).

Привнесение полученного в ходе занятий опыта в реальную жизнь, в семейные отношения дает свои бесценные плоды. Осознавая собственные чувства мы можем научить своего ребенка быть более осознанным. Супружеские отношения становятся более искренними и глубокими.

Понимание, прощение и принятие собственных родителей освобождает нас от плена повторяющихся сценариев. Меняя содержание внутреннего диалога мы способны повлиять на все сферы нашей жизни наилучшим образом.

А главное, познакомившись с новым – психодраматическим – изложением своей души, мы становимся более подлинными, потому что, только осознавая себя, мы можем стать соавтором своей судьбы.

Татьяна Елисеева

Источник: http://www.i-psychodrama.com/psixodrama-kak-sposob-preodoleniya-trudnostej-v-seme/

Что такое психодрама?

homofelix (Антон Воробьев)(Москва)
Екатерина Манькова(Челябинск)
Екатерина Третьякова(Саратов)
Лариса А (Лариса Анисимкова)(Барнаул)
Эмма Гаус(Ростов-на-Дону)
Наталья Гордий(Челябинск)
Валентина Мельникова1(Санкт-Петербург)
Владислава Сахно(Ростов-на-Дону)
Юлия Вьюгова(Санкт-Петербург)

И ещё 30 человек…
 Я интересуюсь

Практикуют

masha li (Мария Либерман)(Екатеринбург)
Танита Счастливая(Екатеринбург)
Сергей Владимирович (Сергей Мостиков)(Екатеринбург)
Чародейка (Анфиса Коробицына)(Екатеринбург)
Марат Ситдиков(Екатеринбург)
Юлия Прудникова(Екатеринбург)
Наталья Пермякова(Екатеринбург)
Белленок Елена(Екатеринбург)
Надеждарадость(Екатеринбург)
Серджио (Сергей Баканов)(Екатеринбург)
Марина Ивакина(Екатеринбург)
Anzhelika Amirhanova(Екатеринбург)
Антон Бандурко(Ростов-на-Дону)

И ещё 467 человек…
 Я практикую

Социодрама, Монодрама, Якоб Леви Морено, Джей-Эл, Psychodrama. Поведенческая психотерапия  →  Психодрама  → Мифодрама,  Playback-театр,  Социодрама,  Игротерапия.

1 апреля 1921 года в венском театре некий врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «На злобу дня», где в процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в свое действие зрителей.

Постановка с треском провалилась, однако именно 1 апреля, день смеха, считается днем рождения психодрамы, как метода групповой психотерапии, создателем которого является Джей-Эл (так во всем мире называют Якоба Леви Морено, по первым буквам его имени).

Собственно, и сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено.

Описать метод словами довольно сложно. Если сказать коротко и совсем просто, то суть метода состоит в разыгрывании разнообразных сцен и ситуаций. У психодрамы есть два основных применения — она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. Естественно, эти применения часто сопутствуют и дополняют друг друга.

Классическая психодрама представляет собой терапевтический групповой процесс, использующий инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Но на сегодняшний день психодрама применяется намного шире, нежели лишь в качестве групповой психотерапии, являясь очень гибким и многогранным методом, который может быть универсальным при умелом подходе.

Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии, и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения.

Читайте также:  Как снять стресс женщине, мужчине - способы, методы, приемы

Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.

Это не отдельная техника, а целая методология, синтетический метод, посредством которого пациент может получать самый широкий спектр переживаний.

Удивительно, однако, своими корнями психодраматические эксперименты (которых на сегодняшний день насчитывается уже более трехсот), какими бы странными и фантастическими ни казались, уходят в ритуалы и обычаи древних культур. Их можно также найти в классических произведениях мировой литературы.

Согласно концепции Морено, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Группа представляет собой открытую систему, живой, постоянно меняющийся организм.

Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент — социометрию. Как работает этот «инструмент»? Каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например: «С кем бы я хотел пойти на прогулку?».

Затем необходимо подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает «рисунок» группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе.

Видны «звезды притяжения» — люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, «звезды отвержения» — те, с кем никто не хочет общаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т.д. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе.

Психодраматические группы обычно состоят из 5–20 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными — на несколько месяцев, так и короткими — на 1–2 дня или несколько часов. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя — только с самого начала, в течение первых встреч.

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Очень важный критерий уровня профессионализма ведущего: в психодраме (как и в психотерапии в целом) не оценивается работа протагониста, не даются советы, — психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к их чувствам и внутреннему миру.

Екатерина Михайлова руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГиСП) так рассказывает о методе: «Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия.

И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле «правдивее» слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности.

Всё оказывается немножко не так…И от любого пустяка [в психодраме] вдруг открывается какое-то бесконечное пространство, в котором человек обнаруживает массу вещей про себя, которые даже в голову не приходили.

Вся жизнь человека, его память, его чувства, его отношения начинают складываться в какой-то узор, и этот узор становится понятен, как будто осязаем. И тогда, когда узор понятен, становится ясно, что делать дальше.

Для меня в психодраме самым дорогим как раз и является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни. Я думаю, что основной эффект психодрамы именно в этом, — человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать».

В настоящее время психодрама широко распространена во многих странах, существуют множество объединений психодраматистов, регулярно проводятся конференции, издаются книги и периодические издания по психодраме.

В нашей стране этот метод получил распространение с 1989 года.

Сегодня в России психодрама представлена 5-ю институтами и Ассоциацией психодрамы:Институт ролевого тренинга и психодрамы,Институт групповой терапии и социального проектирования,Институт групповой и семейной психологии и психотерапии,Московский институт гештальта и психодрамы, Институт психодрамы и тренинга.

Они осуществляют подготовку специалистов по психодраме в различных городах России и за рубежом. Секция психодрамы в рамках Профессиональной психотерапевтической лиги была создана в 2005 году. Представители секции регулярно принимают участие в конгрессах и декадниках ППЛ.

В настоящее время существует четыре региональных представительства секции психодрамы: в Ростове-на-Дону, в Новосибирске, Казани и Екатеринбурге. Обучающие и клиентские группы под руководством членов секции психодрамы ОППЛ проходят в Москве, Ростове-на-Дону, Таганроге, Омске, Перми, Казани, Глазове, Иваново.

версия для печати

Формат классической психодраматической работы

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.

Структура встречи

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека.

Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя.

Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению.

И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Всегда ли это психотерапия?

Психодрама — разве это не обучение навыку, когда вас пересаживают со стула на стул, разве это не обучение навыку анализировать свои эмоции? Тогда что это? Обучающий тренинг или психотерапия?

Если психодрама проводится с людьми, которые находятся в позиции автора и руководствуются не эмоциями, не беспомощностью, а разумной головой – это обучающая педагогическая и развивающая работа.

Если человека нужно вынуть из его переживаний и его вовлекают в новое состояние, но сам он подобные вещи делать не может, т.к.

у него нет ни сил, он ощущает себя жертвой трудных обстоятельств, психодрама является типовой психотерапией.

Методы и приемы одни и те же, но в зависимости от позиции клиента и характера работы — учим мы клиента или лечим — когда-то это психотерапия, а когда-то психологическое обучение.

Структура стадий разыгрывания драмы

У любой драмы есть свое определенное строение, также и в такой науке, как психотерапия, психодрама разделяется на стадии:

  • Сближение участников группы. Это необходимо для выявления субъекта, то есть протагониста. Также происходит определение проблемы.
  • Само действие драмы. Протагонист – главное лицо психодрамы, он погружается в свои проблемы, достигая озарения. Ведущий же смотрит со стороны, следя за каждым участником.
  • Анализ. Члены группы выплескивают наружу свои мысли и эмоции, появившиеся в результате действа. Главный герой получает отдачу, видя, что он не один, проблема их едина.

Этот психологический прием дает человеку прочувствовать в полной мере проблему, выплеснуть свои эмоции, не замыкаясь в себе. Психодрама окружает человека пониманием, состраданием и избавляет человека от одиночества.

Основные методики

Психолог Морено подарил миру прекрасную методику – психодраму. За годы своего существования она стала чрезвычайно популярной. Разработано много методик этого механизма, и до сих пор не перестают разрабатываться и вноситься все новые и новые способы психодрамы.

Рассмотрим некоторые техники психодрамы:

1. Монолог. Вспомним театр и существование бессмертных монологов Гамлета, Фамусова или же князя Болконского – сколько в них звучало проблем и чувств!

Здесь точно так же. Протагонист, которому дана главная роль, рассказывает о своей проблеме, делая это максимально четко и выразительно, чтобы слушатели поняли ее. В процессе объяснения он сам начинает рассматривать свою проблему, приходя к ее пониманию в итоге.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/chto-takoe-psihodrama.html

Психодрама как метод групповой терапии

Реферат

по социологии

на тему:

«Психодрама как метод

групповой терапии»

Выполнила

студентка группы ФФ-2289

специальности «Журналистика»

Катерина Могутова

Проверила: Маисеева Е.В.

Оглавление

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.

Глава 2. Психодраматическая сессия.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Современная жизнь со всеми стрессами и нервными срывами, тяжелыми эмоциональными переживаниями порой не представима без помощи со стороны людей — близких или совсем посторонних. Подобную помощь могут оказать группы психологической поддержки.

В современной литературе понятие групповой терапии используется в трех значениях:

1. Групповая терапия — как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы групповой терапии — трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арт-терапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др. Групповая терапия находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.

2. Групповая терапия — как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.).

Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются.

Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.

3. Групповая терапия — как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа [4].

Существует огромное множество методов групповой и индивидуальной терапии: это арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, техника взрыва, суггестия (внушение), самовнушение, гештальт-терапия, гипноз, гипнотерапия, наркосуггестия, дебрифинг, игровая психотерапия, музыкотерапия, техника наводнения, нейролингвистическое программирование, оперантное обусловливание, поэтическая терапия, психоаналитическая терапия, терапия творческим самовыражением, разговорная терапия, theraplay (терапевтическая игра), холдинг-терапия и др. Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод психодрамы. Он нем и пойдет речь.

1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Читайте также:  Как выйти замуж за богатого мужчину - советы

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми [5]. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.

В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций [5].

У психодрамы есть два применения — она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга.

Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом.

Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться [2].

Психодраматические группы обычно состоят из 8 — 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными — от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими — на несколько часов или 1-2 дня.

Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.
Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности.

Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека.

В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз) [2].

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает».

В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» — и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу.

Может быть, найти им какой-то лучшее применение — «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве» [2].

Источник: http://dogmon.org/psihodrama-kak-metod-gruppovoj-terapii.html

Психологические тренинги: Расстановки или Психодрама?. Статья. Психодрама. Самопознание.ру

Многим знакомы системные семейные расстановки Хеллингера, но не все знают, что прародителем этого метода является психодрама Якоба Морено. В чем же отличия этих теперь уже самостоятельных методов?

И в том и другом тренинге герой выбирает на роли людей из своей ситуации.

В психодраме он задаёт им типичные позы, жесты, характерные фразы, расстояние между людьми также имеет символическое значение — все это помогает лучше прочувствовать ситуацию и проникнуть в скрытые мысли и чувства. В расстановках все происходит молча, позы и жесты не задаются, и понять что-то можно только по расстоянию между фигурами.

В психодраме подчёркивается, что происходящее на сцене — это внутренний мир главного героя, который он сам создаёт, и в котором он сам решает свои проблемы. Через обмен ролями, человек сам создаёт этот внутренний мир на сцене.

И так как все действия происходят с подачи главного героя (он показывает все роли), то получается, что он практически самостоятельно распутывает сложные ситуации. Конечно, ему помогает тренер и группа с помощью разных техник.

Но все равно, весь процесс направлен на то, что бы человек рано или поздно стал делать это сам. И психодраматический процесс — это обучение человека самостоятельному решению своих проблем. Этакий процесс развития клиента, происходящий одновременно с “решением проблемы”.

В расстановках Хеллингера герой скорее пассивен, вместо этого выбранные на роли фигуры людей сами интуитивно двигаются и решают как им лучше расположиться в этой ситуации.

Именно в этих идеях психодрама Морено больше всего расходится с расстановками по Хеллингеру. Как будто у этих методов немного разное понимание слова “решение”.

В силу отсутствия в расстановках процедур направленных на развитие (обмен ролями, зеркало, шеринг) в них и меньше внимания уделяется этому развитию. Раскрывая тему, можно выдвинуть гипотезу, что расстановки, давая “родовое” объяснение большинству проблем — сужают задачу метода до решения этих проблем.

А когда проблема объяснена и сужена до необходимости решения, в ней остаётся меньше места для развития человека и его самосознания.

В психодраме работа над проблемой идёт от проблемы и дальше расширяется, если этого требует ситуация и человек готов это принять и понять. В расстановках неважно, с какой проблемой пришёл человек: выставляется на сцену вся семейная система и в ней наводится порядок.

Это очень роднит расстановки с одним из упражнений в психодраме — “семейное дерево”, когда на сцену выставляются все поколения, которые помнит главный герой, включая умерших. В такой большой сцене легко увидеть, как передаются семейные послания, наследуются неправильные установки и стереотипы, проклятия и судьба.

Здесь же можно многое изменить: простить и попросить прощения, получить силу рода и разблокировать энергию жизни.

Я думаю, что расстановки получили такое распространение в России благодаря основателю метода Хеллингеру — истинный немец, со свойственной ему педантичностью и чёткостью, а также благодаря тому, что метод молодой и к нему испытывается что-то типа влюблённости (как в первый период отношений). Мне же лично больше импонирует психодрама Морено (румына по происхождению, родившегося на корабле), которая полноценна как метод и многогранна как инструмент, а также достаточно магии, чтобы ей восхищаться!

Психодрама — способ решения различных жизненных трудностей. Проблемная ситуация “разыгрывается” с помощью членов группы, которые играют роли участников ситуации (родители, дети, супруги) или её элементов (цель, препятствие, болезнь, страхи и пр.).Это краткосрочная психотерапевтическая методика, основными… Читать дальше Все мы знаем, что дети много играют: играя едят, играя познают мир, играя общаются. И всё это удивительным образом рождается внутри ребёнка, эта энергия, она не перестаёт удивлять окружающих! Ребёнок восхищает своей спонтанностью, непосредственностью! Дети не могли бы развиваться, не обладай они этой… Читать дальше
Панические атаки (ПА): что это? Стоит ли их бояться? Пора ли умирать? Или можно с ними что-то сделать?Вообще панические атаки — это самое излюбленное заболевание современных мужчин, которые “не должны быть слабыми” (только если в болезни) и некоторых женщин. Не буду здесь описывать признаки паники —… Читать дальше
“Изучать верования, не веруя, это все равно, что петь песню, не зная мелодии. Уступчивость, послушание, готовность принять предлагаемые тебе ноты как единственно верные, предлагаемый рисунок роли как единственно возможный — вот основа сценического искусства, перевода и вообще — взаимопонимания. Этот… Читать дальше Психодрама, от слова “драма” — действие, это способ развития ребёнка и возможность к изменениям через игровое действие. Игра — наиболее понятный и доступный для ребёнка язык, благодаря которому взрослый может найти с ним контакт. А детская психодрама — это уникальный метод психологической работы с ребёнком… Читать дальше
Если вас спросят, хотите ли вы быть счастливой, вы почти наверняка согласитесь. Принято считать, что любая нормальная женщина стремится к счастью. Например, она хочет встретить Любовь. Выйти замуж. Желательно, за эту самую Любовь. Ну, или хоть за “нормального мужчину”. Конечно, она хочет иметь детей… Читать дальше У меня уже некоторое время назад появилась идея создать терапевтическую группу, которая сочетала бы в себе возможности, которые известны мне из психоанализа и из психодрамы. Методы эти в чём-то чрезвычайно разнятся, а в чём-то — легко сходятся, сочетаются.Психоанализ, как известно, это метод… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/psihologicheskie_treningi_rasstanovki_ili_psihodrama/

Упражнения в тренингах по психодраме

Драматурги Древней Греции трудились в двух жанрах: трагедия и комедия, потому ипостаси современного им лицедейства распределялись соответственно – существовали актёры-трагики и актёры-комики. Китайская постановочная традиция включает в себя семь классических характеров: герой, героиня, комик, отрицательный персонаж, простак, простолюдин, второстепенное лицо, военная балерина (да-да!).

Театр – уменьшенная, а когда и преувеличенная копия общества, выстроенная по образу и подобию, на основе опыта поколений и соответствия моменту.

С той разницей, что, в действительности шаблонов – гораздо больше, причём исполняют их не подготовленные артисты, а простые люди, каждый из нас.

Жителей на Земле – великое множество, каждый – носитель личной, неповторимой психологической информации.

Не мудрено, что с пониманием, классификацией, структурированием и, собственно, практической реализацией круга ролевых обязанностей у многих возникают проблемы.

Для устранения подобных трудностей, коррекции поведения, и, возможно, даже пробуждения скрытых творческих задатков индивида служит тренинг по психодраме.

Это, тревожное с виду, название принадлежит чрезвычайно эффективному инструменту группового взаимодействия гомо сапиенсов, который, заранее подогнан в нужные экспериментатору условия.

При надобности, они отражают типичные состояния субъекта, страдающего алкоголизмом, наркоманией, различными формами психических заболеваний или антисоциального бунтарства.

Метод предполагает работать не один на один с терапевтом, а в коллективе, «отыгрывая» свою же жизнь, но изменяя некоторые её «кусочки». Ведь, сколько раз каждому из нас приходило в голову – «Эх, поступи я тогда иначе, всё сложилось бы куда лучше».

Однако, не стоит думать, что тренинг по психодраме – это кабинетная вещь, инсценировка.Широкий спектр тренинговых упражнений для психодрамы позволяет добиваться долгосрочных прикладных результатов.

К примеру, психодрама-тренинг на преодоление страха предлагает заказчику вытащить наружу самое пугающее и перебороть это под руководством грамотного профессионала.

«Театральная» база лишь обеспечивает потенциал перевоплощения: посетитель практикума волен надеть на себя, словно платье или брюки, любую личину, в том числе ту, которую он считает идеальной.

При этом, методика, всё же, имеет определённую структуру, которая является незыблемой. В каждой проживаемой драме обязательно присутствуют: директор (профессионально обученный специалист, ведущий), протагонист (центральная фигура драма-сессии), «вторые «Я» (занимают места референтных окружающих), зрители (квазисоциум), сцена.

Все тренинговые упражнения для психодрамы вертятся вокруг оси означенных элементов.

Технически это такие:

• Монолог
Протагонист или «вторые Я» сообщают остальным важную для себя тему, что помогает аудиализировать и визуализировать проблему.

• Двойник
Назначается дублёр, который «продолжает» выступление если основной “игрок” теряется, не способен найти решение. Такой себе внутренний голос, эрзац-интуиция, который, можно не только почувствовать, как обычно, но услышать и увидеть.

Обмен ролями
Используется для повышения эмпатических умений. Вживаясь в «чужую» функциональную шкуру, личность правильнее уясняет механизмы обратной связи, переживательный аспект общественного жизнеустройства

• Отображение
Возможность, которой сильно не хватает в повседневности: партнёры изображают протагониста точь-в-точь таким, каким они его видят, понимают, чувствуют. Коллективный взгляд со стороны – одно из эффективнейших средств личностного роста.

Насыщенность сессии упражнением зависит от задачи, которую пришёл решить для себя клиент (Психодрама-тренинг на преодоление страха будет плотнее наполнен отображениями, а занятие по межличностному общению – обменом ролями etc).

При необходимости, и, учитывая уровень интеллектуальной готовности группы, задания можно «приземлить», предложив разыграть стандартные бытовые ситуации: «в магазине», «в метро», «начальник-подчинённый», «праздник», «вечер в моей семье» и т.п.

Читайте также:  Как познакомиться с девушкой на улице - первые фразы

В любом случае, чтобы ни происходило во время психодраматического процесса – это уже эффект, т.к. именно действие выступает главным в психодраме. Играючи, выполняя «свои не свои» роли, запутавшийся в быту человек находит конец ниточки и последовательно разматывает клубок своих невзгод.

Источник: http://thepoz.ru/stati/item/uprazhneniya-v-treningah-po-psihodrame

Психодрама как психокоррекционный метод

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Психодрама как психокоррекционный метод

§ 1. Описание метода

Психодрама — это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы, и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Яковом Леви Морено (1892—1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название «спонтанный театр».

Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии. По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой.

При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы.

Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами.

В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта. В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах.

Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы — диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания.

Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются, таким образом, как если бы они происходили в данный момент.

Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы.

Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей.

Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации.

Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.

Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации.

Необходимое условие для проведения психодрамы — доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация.

«Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.

3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования.

В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.

Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:

1. Протагонист.

2. Режиссер (фасилитатор).

3. Вспомогательные «Я».

4. Зрители.

5. Сцена.

Протагонист первый игрок (от греческих слов «ргоtos» — первый и «agon» — борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни.

Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы.

С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер — тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог.

Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления), предоставляя тем самым всем членам группы, возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях.

Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей.

Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения.

Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести, спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям.

Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.

Вспомогательные «Я» — это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные «Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я».

Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные «Я» решают в психодраме следующие задачи:

□ Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.

□ Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.

Q Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами.

Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.

Вспомогательное «Я» олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста.

Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного «Я» должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить.

Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

Источник: http://works.doklad.ru/view/DqClxX63E3c.html

Ссылка на основную публикацию