Психоанализ в психологии – теория, методы, техники

Классический психоанализ Фрейда

Психоанализ в психологии - теория, методы, техники

    Краткий обзор классического психоанализа Зигмунда Фрейда: методы, технические приёмы, область применения и критика со стороны научного сообщества.

Предпосылки возникновения теории

    Теория психоанализа была разработана в конце 19 века. Есть два важных момента, предшествующих этому по мнению самого Зигмунда Фрейда, которые он «взял на вооружение», создавая свою теорию.

Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма.

С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.

    Метод доктора Брейера.

    Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания.     Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни (1, с. 165–170).     Историю её болезни Брейер и Фрейд впоследствии опубликовали совместно в работе «Исследования истерии» (1895). Аффективные переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть психическими травмами. Было определено направление движения: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний (1, с. 170–177).

    Метод доктора Бернхейма.

    Ипполит Бернхейм, психиатр, применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.

    Впоследствии Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного (1, с. 180–185).

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

    Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов…     Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения.

Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл.

«О психоанализе», с. 199).     Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства.

«Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).

    Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

Методы классического психоанализа

    Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.     Основное правило гласит: пациент должен говорить всё.

«Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов» (1, с. 190).

    Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого.

    «Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум… Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» (1, с.190).

    Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.

    Толкование сновидений.     Сновидения – есть зашифрованные сообщения бессознательного, а не бессмысленный набор образов. «Представим себе, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Сделать это будет непросто…

ещё сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения».

    «В предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга (*Толкование сновидений) в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить.

Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» (5).     Своеобразное психосексуальное направление теории классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определённых психических процессов.

    Процесс перенесения.

    «Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо свои либидозные надежды… Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача», – писал Зигмунд Фрейд (1, с. 293).     «Врач должен признать, что влюблённость пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» (1, с. 303).

    Процесс контрпереноса.

    Контрперенос – это ответные бессознательные чувства аналитика к пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».

    Процесс переработки сопротивлений.

    «Преодоление сопротивлений начинается с того, что врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него… за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 284).     Сопротивления пациента – это бессознательный защитный механизм, он препятствует осознанию им своих неприемлемых вытесненных мыслей и желаний.     «Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» (1, с. 285).

    Процесс катарсиса.

    Катарсис – это эмоциональная разрядка, в результате которой человек освобождается от вытесненных, травмирующих переживаний. Это разрешение невротического конфликта за счёт воспоминания и переживания когда-то «застрявших» в психике негативных эмоций.

Техника классического психоанализа

    Общее представление о технических приёмах можно получить из следующих разъяснений Зигмунда Фрейда:     1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел…

Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» (1, гл. «Психоанализ и характер», с. 259).     2. Не следует указывать пациенту, о чём он должен говорить.

«В общем безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете». (1, с. 259).     3. Надо говорить всё. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам.

Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» (1, с. 260).     4.

«Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо… Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем как спокойно, сознавая своё превосходство, можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» (1, с. 317).     5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов теории. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» (5, «Толкование сновидений»). В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Зигмунда Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.     6. Когда можно начать давать пациенту необходимые сведения, когда наступает время раскрыть ему тайное значение появляющихся у него мыслей? Не раньше, чем тогда, когда начнёт развиваться процесс перенесения. «Первой целью лечения остаётся привязать больного к лечению и к личности врача. А для этого нужно сделать только одно – дать больному достаточно времени» (1, с. 265).

    Область применения теории.

    Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия».     Методика неприменима также для лиц, «не обладающим известным образованием и относительно внушающим доверие характером», – писал Фрейд (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 224). «У меня выработалось правило только условно на срок в одну-две недели принимать больных, которых я мало знаю» (1, с. 248).     Не следует использовать анализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» (1, с. 325).     При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условиях конфликта, а быстро погибнет или наделает худших бед, чем их собственное невротическое заболевание» (1, с. 238).

    Гарантии.

    Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» (1, с. 255).     Классический психоанализ является длительным, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» (1, с. 252).     «Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» (1, с. 254).

    Дорога, ведущая в никуда.Фотосессия с канадской моделью Риком Дженестом (Rick Genest).

Критика теории психоанализа

    Для многих положений психоанализа не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными. «Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки» (Bloom P. Introduction to Psychology) (5).

    Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Зигмунда Фрейда в книге «Десять теорий о природе человека» (англ.

Читайте также:  Деспотизм - что это такое, причины и признаки

Ten Theories of Human Nature, 1974), обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, чьи представители «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков – то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции.

По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика» (3, 5).     «Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» (5).

    Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Зигмунда Фрейда, таких как , Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.

    Литература:

    1. Фрейд, З. По ту сторону удовольствия / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2004. – 432с.     2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры.     3. Jose, Brunner. Freud and politics of psychoalanysis. – N.J.: Transaction Publishing, 2001.     4. Стивенсон, Лесли. Критическое обсуждение / Десять теорий о природе человека. – СЛОВО/SLOVO, 2004.     5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Фрейд, Зигмунд.     6. Фрейд, З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

Источник: http://psy-nets.ru/psychoanalysis_part1.html

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы.

Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными.

Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился.

По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии.

Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит.

Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение.

Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание».

Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут.

Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна. Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания.

Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок.

Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания.

Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки.

Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека. Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» — одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми.

«Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов.

Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • сны;
  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме. К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту.

Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы.

Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы. В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/klassicheskij-psihoanaliz-zigmunda-frejda.html

Психоанализ: теория и психоаналитическая терапия

Другая терапия

04.12.2017

425

285

8 мин.

Психоанализ как психологическая теория появился на рубеже XIX-XX веков благодаря работе австрийского невролога Зигмунда Фрейда. Теория стала основой для практического метода психотерапии, который заслужил огромный авторитет в последующие годы.

Принципы психоанализа в значительной степени повлияли на последующие психологические теории, а само направление получило название «неофрейдизм». Представителями этого направления психологии считаются Эрих Фромм, Жак Лакан, Карен Хорни.

Они не только развили метод психоанализа, но и внесли огромный вклад в изучение мотивов человеческого поведения.

Концепции, положенные в основу классического психоанализа, существовали задолго до Фрейда. Но они были разрозненны и носили фрагментарный характер, лишь косвенно затрагивая главную часть фрейдистской теории – бессознательное.

Именно Фрейд – первый автор, четко описавший механизм действия бессознательных процессов, подавляемых сознанием человека.

Причиной этого являются неприятные, травмирующие психику события, произошедшие в раннем детстве, которые в силу раннего возраста не могли быть полноценно осмыслены сознанием, но отложились в подсознании.

Уже во взрослом возрасте эти подавленные воспоминания дают о себе знать в виде неявных символов, приходящих во сне или в состоянии эмоционального потрясения. Они вызывают у пациента тревогу и страх, но сам он не может избавиться от них и нуждается в помощи психотерапевта.

Продолжив изучение психических механизмов, Фрейд установил, что существует три уровня сознания:

  1. 1. Сознательное – основная составляющая психики, осознаваемая самим человеком и формирующая в большей степени его поведение в социуме и семье. В процессе формирования и взаимодействия с другими людьми в сознании происходит конфликт между двумя его составляющими: принципом удовольствия и принципом реальности. Чаще всего принцип удовольствия подавляется реальностью и вытесняется в другой уровень сознания.
  2. 2. Бессознательное – структура психики, в которой находятся вытесненные сознанием желания. Подавляемые, они проявляются только во сне, когда граница между уровнями размывается, и оставляют след в сознательной части психики, что и приводит к внутреннему конфликту.
  3. 3. Предсознательное – область, находящаяся между двумя предыдущими. Процессы, протекающие в ней, не так глубинны, как в бессознательном, и могут быть проанализированы, если уделить им внимание. К этой области психики относятся среди прочего свободные ассоциации, на которых строится терапевтический метод психоанализа.
Читайте также:  Иллюзия - что это такое, виды иллюзий

Разделение психики человека на уровни стало основой теории психоаналитической психологии, где главенствующую роль играет бессознательное, управляющее большинством сознательных процессов в мышлении и поведении.

Фрейд установил, что рациональные поведенческие мотивы – это скрытые подавленные желания, которые не могут быть проявлены открыто в силу этических или моральных ограничений, и поэтому сублимируются в другие виды деятельности. Под сублимацией психолог понимает перенаправление сексуальной энергии от прямой, желанной цели к социально приемлемой.

В большей степени такое характерно для чрезмерно религиозных людей, которым кажется, что сексуальное желание будет осуждено не только обществом, но и Богом.

Подавление желаний и их сублимированное проявление стало основой метода свободных ассоциаций при проведении психоанализа.

Суть его заключается в том, что пациент, лежа на кушетке в расслабленном эмоциональном и физическом состоянии, должен давать ответы на вопросы психолога первой пришедшей на ум ассоциацией.

Вопросы составляются заранее, а образ ответов дает психоаналитику представление о характере содержания бессознательного.

Особенное внимание Фрейд уделял тревожности как подавленному состоянию страха. Он выделил 3 формы тревоги:

  • реалистическая;
  • невротическая;
  • моральная.

Реалистическая тревога – это обоснованный страх за свою жизнь при реально существующей угрозе, но с длительным периодом. Испытанное чувство не оставляет человека длительное время после происшествия, снова и снова возвращая его к травмирующему переживанию.

Невротическая тревога – это подавление страха наказания, испытанного в раннем детстве. Ярким примером этого является пациент Фрейда Дэниел Шребер, который в детстве страдал от жестокого обращения отца.

На приемах у психоаналитика он рассказывал, что ему часто снится, как в его теле начинают происходить изменения, и он превращается в женщину. Это так пугало его, и он не мог понять, почему этот сон снится снова и снова.

В ходе лечения выяснилось, что отец молодого человека был с ним груб и холоден, не разрешал ему плакать и проявлять сентиментальные чувства. Если это случалось, он жестоко наказывал ребенка, в результате чего у мальчика сформировался устойчивый страх быть похожим на девочку.

Все это Фрейду удалось выяснить после полутора лет психоанализа Дэниела. Стоит сказать, что у молодого человека в период лечения у известного психоаналитика отмечались невроз, паранойя и выраженное психическое расстройство, из-за чего он считал себя родоначальником новой расы.

Моральная тревога возникает как результат борьбы подавленного сексуального влечения с социальными и моральными нормами. Это может быть и внутренняя борьба инстинктивных желаний человека с его моральными принципами. Подавление естественных желаний ведет к появлению тревоги, отстранению от общества, исключению близких и интимных отношений.

Определение тревоги как основного инструмента конфликта сознательного и бессознательного позволило Фрейду дополнить свою теорию уровней сознания. Вместо сознательного, бессознательного и предсознательного, он ввел такие понятия, как:

  • Эго – область, отвечающая за сознательные действия и за работу психологических механизмов защиты.
  • Суперэго – структура, располагающаяся над Эго и осуществляющая контроль за соблюдением установленных моральных кодексов и принципов. В более широком смысле под Суперэго понимается совесть.
  • Ид – область подавленных страхов и желаний, которая ранее относилась к бессознательному.

Новая модель психических структур стала толчком к развитию психоаналитической теории, позволив выявить больше психических расстройств и подобрать методы лечения для каждого из них. Основным достижением новой теории структур психики стали защитные механизмы, выявленные в ходе работы с пациентами. Фрейдом были подробно описаны такие психологические защиты, как:

  • замещение — подмена объекта желания другим, «разрешенным»;
  • компенсация – необходимость преодоления воображаемых или реальных недостатков;
  • вытеснение – намеренное удаление из памяти и игнорирование предмета конфликта;
  • реактивное образование – преобразование без очевидных причин негативных чувств в позитивные, и наоборот;
  • проекция – ошибочное восприятие внутренних событий как реально происходящих в окружающем мире;
  • отрицание – неприятие информации, которая противоречит внутренней позиции человека;
  • регрессия – возвращение человека к простым формам поведения во время конфликта или угрозы, мнимой и действительной;
  • сублимация – перенаправление энергии на другой объект, отличный от желаемого;
  • рационализация – попытка post factum объяснить свои действия логикой и избежать потери самоуважения.

Полный список механизмов психологической защиты насчитывает более тридцати пунктов. Он был составлен уже после смерти Фрейда его последователями, в основном Анной Фрейд и такими известными психологами, как Гарднер Линдсей, Кэлвин Холл и Карл Юнг.

Последний в итоге разработал собственную концепцию теории психики и мотивации человеческого поведения.

Вклад в развитие теории психоанализа внес советский психолог Артур Владимирович Петровский, разработавший теорию конформизма и нонконформизма как реакции человека на внешнее социальное давление.

В основу практического метода психоанализа легли клинические наблюдения Фрейда за своими пациентами. В ходе работы он использовал такие инструменты, как:

  • свободные ассоциации;
  • анализ сновидений;
  • интерпретация сопротивления;
  • анализ переноса;
  • эмоциональное переучивание.

Методика предполагает полное расслабление пациента как в физическом, так и в эмоциональном плане. Ему предлагается удобнее устроиться в кресле или лечь на кушетку и проговаривать вслух все мысли, приходящие в голову.

Психотерапевту нужно акцентировать внимание на том, что должны быть озвучены любые мысли, какими бы абсурдными они ни казались.

Сам психолог должен расположиться вне поля зрения пациента, а обстановка в комнате не должна отвлекать последнего.

В основе метода свободных ассоциаций лежит правило, что одна мысль обязательно повлечет за собой другую и так далее, пока это не приведет к истинной проблеме, находящейся глубоко в бессознательном. Задача психотерапевта внимательно слушать и записывать за пациентом, постепенно направляя его в сторону раскрытия подавляемых желаний.

Согласно фрейдистской теории детерминизма, все озвучиваемые пациентом мысли и ассоциации на самом деле не «свободные», а зависят от содержимого бессознательного, которое не может быть выявлено без устранения сознательного ценза. Все, что озвучивается, помогает психоаналитику провести исследование характера и механизмов возникновения внутреннего конфликта, для того чтобы пациент мог избавиться от него.

Основным источником проявления бессознательных желаний являются сновидения. Психоаналитик должен найти важные детали во снах, которые указывают на характер и причину внутреннего конфликта. Нужно учитывать, что в этом случае, более чем в методе свободных ассоциаций, образы, озвучиваемые пациентом, символичны, и трактовать их нужно на фоне общего сценария сновидения, а не выборочно.

При правильном подходе к сеансу психоаналитик и пациент вместе обнаруживают и изучают подавленные воспоминания детства, неосознанно всплывающие при ссорах с родителями. Таким образом, правильная интерпретация дает возможность пациенту самому лучше понимать причины своего поведения и управлять им.

В этом случае сопротивление представляет собой неосознанное стремление пациента избегать болезненной темы, не давая психотерапевту возможности вскрыть ее и указать на истинные причины. Оно может проявляться частыми опозданиями больного на сеансы, переносом внимания во время сеанса на посторонние темы, затрагивание личности аналитика.

Задача психолога здесь правильно интерпретировать такое поведение и указать на него пациенту. Преодоление этого барьера возможно только при установлении доверительных отношений между аналитиком и больным.

Методика применяется уже после выявления и проработки проблемы для изменения поведения пациента с учетом новых обстоятельств. Он должен научиться думать, чувствовать и воспринимать себя по-другому, учитывая даже негативные свои стороны.

Конечная цель методики – коренным образом изменить восприятие человеком своего «Я», научить его совершать поступки без последующего чувства вины или страха. Пациент учится не только воспринимать себя, но и правильно взаимодействовать с близкими людьми, не проецируя на них свои комплексы.

Со времен Фрейда психоанализ претерпел множества изменений и был существенно дополнен как в теоретическом плане, так и в практическом. Новый психоанализ не акцентирован на сексуальных аспектах, а рассматривает личность пациента в более широком плане.

Такой подход позволил устранить множество спорных моментов во фрейдистской теории и помог развить психоанализ как метод на этапе, когда он уже почти утратил свой авторитет в мире психологии.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/another-therapy/psixoanaliz-eto.html

Психоанализ. Методы работы в психоанализе

Главная Психоанализ. Методы работы в психоанализе

ПСИХОАНАЛИЗ – направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.   

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю.

Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела.

Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.                                                                                   

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов.

Результаты    психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

     Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами.

  Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно.   Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять.

  Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения.   Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа.

Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.

Основные методы работы, которые используются в психоанализе это:

  1. метод свободных ассоциаций;

  2. метод толкования сновидений;

  3. метод интерпретации.

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ.

Метод свободных ассоциаций (от лат. associatio – соединение, присоединение) – исследовательский, диагностический и терапевтический прием психоанализа З. Фрейда.

  Основан на использовании феномена ассоциативности мышления для познания глубинных (преимущественно бессознательных) психических процессов и явлений и применения полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики, посредством осознания пациентами причин, источников и характера их проблем.

Особенностью Методом свободных ассоциаций является совместная, осознанная и целенаправленная борьба психоаналитика (врача, психотерапевта) и пациента против состояния психического дискомфорта или (и) заболевания.

Пример свободных ассоциаций психоаналитика на тему психотерапии, психоанализа.

Свободные ассоциации – это высказывние всех, без разбора, мыслей, которые приходят в голову – либо отправляясь от какого-то элемента (слова, числа, образы сновидения, представления), либо самопроизвольно.” (Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис “Словарь по псхоанализу”)Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее, при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Читайте также:  Биоэнергетика человека - лечение, обучение, секреты

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Он предлагал расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов.

  Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту.

Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания.

МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ.

По Фрейду, с помощью сновидения открывается наличие интенсивной психической жизни в глубинах мозга. Анализ сновидения заключается в том, что в нём отыскивают скрытое содержание, деформированную бессознательную истину, которая таится в каждом сновидении. Чем оно запутаннее, тем больше значимость скрытого содержания для человека.

Это явление на языке психоанализа называется сопротивлениями, и они проявляются даже тогда, когда видевший сон отказывается от толкования ночных образов, населяющих его ум. С помощью сопротивлений бессознательное устанавливает барьеры для собственной защиты.

Они отделяют бессознательное от сознательного мира, делают бессознательное неясным или деформируют беспокойные мысли. Сновидение выражает тайные желания посредством символов. У ребенка различия между явным содержанием и скрытым менее заметны.

Тайные мысли, преобразуясь в символы, становятся приемлемы для сознания, что позволяет им преодолеть цензуру. Проявление бессознательного в форме сновидения – это одна из великих тайн.

Интерпретировать сновидение означает выявить его смысл.

Фрейд решил обрабатывать сновидения как симптомы болезней и применять для этого тот же метод, что и для анализа, т.е. метод свободной ассоциации. Фрейд замечает, что для правильного применения этого метода не следует рассматривать сновидение как нечто единое целое, потому что такое «расследование» ведет в никуда.

  Напротив, при рассмотрении сновидения нужно брать элемент за элементом, фрагмент за фрагментом и применять правило ассоциаций. Сновидение для Фрейда представляет не только объект, достойный научного интереса, но ещё и средство глубже познать самого себя и других, обнаруживая скрытое содержание, которое прячется за внешним.

Пример толкования сновидений

МЕТОД ИНТЕРПРЕТАЦИИ.

Интерпретация является основным, наиболее важным инструментом аналитика. И в свободных ассоциациях и в толковании сновидений

психоаналитик использует интерпретации.   Так что же это такое – интерпретация. Интерпретация (от лат.

interpretatio – посредничество) -1) истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо; 2) творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями актера, режиссера, музыканта и т.п.

Интерпретировать – истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

Свободные ассоциации – своего рода фантазии пациента наяву, это полет мысли, своего рода творческий процесс; сон – это тоже фантазии, мечты, грезы; рисунки – это результат творческой, фантазийной деятельности человека. И свободные ассоциации, и сны, и рисунки, и какой-либо другой продукт творческой деятельности человека являются непосредственным объектом для интерпретации.  

Интерпретации в психоанализе – это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный. В процессе психотерапевтической работы напряжения в человеке снижаются, а, следовательно – исчезают симптомы заболевания, которые возникают в результате вытеснения “негативной” информации на бессознательный уровень.

Подготовила материал психолог, психотерапевт психоаналитической школы Горькова Татьяна.

Источник: http://lpsy.ru/metody_raboty_psihoanaliz

Психоанализ: основы метода

Каждому из нас снились необычные, удивительные грезы, которые наутро мы могли припомнить в деталях. Первое, что приходит на ум после пробуждения любому человеку, – посмотреть в толкователе значение увиденного сна.

Один из самых известных сонников разработал основоположник теории психоанализа, австрийский ученый Зигмунд Фрейд. Психоанализ Фрейд считал единственным инструментом, способным выявить скрытые переживания, тревоги, страхи, находящие выражение в наших сновидениях в довольно причудливых формах.

Так что такое психоанализ? В своей книге «Введение в психоанализ» Фрейд написал о том, что метод направлен на выявление скрытых, подавленных переживаний индивида, которые могут привести к росту внутреннего напряжения, углублению конфликта между составляющими личности, а как следствие – к различного рода психическим расстройствам. Современная психология считает несомненным преимуществом метода психоанализа то, что человек рассматривается как единство противоположностей, находящихся в постоянной борьбе друг с другом.

Немного истории

Судьба Зигмунда Фрейда была довольно непростой. Он родился 6 мая 1856 года в городе Фрайберге, в еврейской семье. Мальчик был амбициозен, мечтал стать министром или генералом. Однако в те времена в Австрийской империи для евреев выбор специальностей был невелик: юриспруденция или врачевание.

Будущий основатель психоанализа поступил в Венский университет и перескакивал с факультета на факультет. Метания Фрейда продлились недолго, вскоре он окончательно выбрал медицину.

Фрейд был неординарной личностью: доподлинно известно, что он свободно говорил на восьми языках, состоял в престижных научных сообществах, обладал феноменальной памятью.

Фрейд является автором огромного количества научных работ, помимо этого он ввел в медицину термин ДЦП, стал известен как автор революционного подхода к лечению разного рода психических расстройств.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Несмотря на все достижения Фрейда, представители научного сообщества того времени подвергли психоанализ жесткой критике, а многие не стесняясь называли автора метода шарлатаном и сексуально помешанным маньяком.

В биографии психоаналитика есть другие интересные моменты: некоторое время он изучал полезные свойства кокаина, лечил от наркотической зависимости этим веществом, призывал пить небольшое количество порошка, растворенного в воде, для улучшения самочувствия. Известно и то, что Фрейд страдал весьма забавными фобиями: он боялся цифр 6 и 2, папоротников и пистолетов, не смотрел в глаза собеседнику, никогда не дискутировал, считая, что его мнение единственно верное.

Умер Фрейд в возрасте 83 лет от летальной дозы морфия. Он страдал тяжелым недугом, причиной которого было чрезмерное увлечение курением. Многие считают, что психоаналитик прибег к эвтаназии, чтобы избежать сильных болей, сопутствующих этому заболеванию.

Теоретические основы метода

История психоанализа столь же необычна, как и биография ученого, разработавшего этот метод. Работая в Париже под руководством видного психиатра Жана Шарко, Фрейд занимался исследованиями истерии и выявлением причин возникновения неврозов.

Ученый обнаружил, что поведение и поступки человека контролируются не только его сознанием, но и еще некой бессознательной составляющей, вступающей в конфронтацию с установленными обществом нормами и правилами. По мнению Фрейда, это противостояние и приводило к возникновению различного рода расстройств.

Рекомендуем: Гедонизм — это

Для разработки нового подхода к лечению психических заболеваний Фрейд проводил собственные исследования, а также использовал данные других ученых. Теория психоанализа уникальна, она отлична от остальных направлений тем, что не рассматривает отдельные проблемы человека, а анализирует его как целостную личность. Кратко рассмотрим основные положения психоанализа.

1. Классический психоанализ зиждется на детерминизме биологической составляющей, а именно на постулате о том, что физиологические и сексуальные потребности превалируют над остальными. Современная психология уже не уделяет такой существенной роли этим составляющим.

2. Психический детерминизм говорит о непрерывности душевной жизни человека. Каждый поступок человека имеет скрытый или явный мотив и определяется предшествующими событиями.

3. Выделение трех компонент психической жизни: сознательного, предсознательной составляющей и бессознательной.

Первая компонента – то, что человек переживает, чувствует и думает; предсознательное – средоточие фантазий и желаний; третья – то, что вытесняется из сознания, подавляется внутренним цензором личности.

Психология с точки зрения Фрейда должна уделять особое внимание именно этому сложному механизму.

Психоанализ личности – одна из самых интересных разработок ученого. Фрейд выделил три составляющих в структуре личности: Ид, Эго и супер-Эго.

Первая составляющая – Ид – есть совокупность уникальных характеристик, заложенных при рождении, это источник энергии и бессознательная часть личности. Вторая часть – Эго – сознательная, постоянно контактирующая с внешней средой.

Третья является контролером, вместилищем моральных норм, правил, ограничений, диктуемых цивилизованным обществом.

Рекомендуем: Причины психологического мазохизма

Техники психоанализа состоят из нескольких этапов: продуцирование, анализ, рабочий альянс. На этапе продуцирования можно выделить такие методы психоанализа, как свободная ассоциация, сопротивление, реакция переноса. Каждый из этих методов имеет свои особенности и область применения.

Первый метод психоанализа использует ассоциации для постижения глубинных бессознательных процессов человеческой психики. Полученные данные анализируются и используются для терапевтического воздействия с целью коррекции поведения человека. Метод предполагает совместную работу пациента и врача над снижением внутренней напряженности.

Процесс постижения причинно-следственных связей, изменение личностных установок, формирование нетипичного вида поведения часто у пациентов встречает негативную реакцию – сопротивление.

Этот феномен является общепризнанным и выражается в стремлении не дать установить настоящие источники возникновения проблемы.

По мнению Фрейда, такое сопротивление является неосознанным, это следствие попыток воссоздания вытесненных переживаний в сознании.

Рекомендуем: Глубинная психология: основы и принципы

Третий метод психоанализа предполагает проведение сеансов, в ходе которых пациент озвучивает любые приходящие в голову мысли. Беседуя с психотерапевтом, пациент подсознательно переносит свойства своих родителей на доктора. Успешность работы в этом случае во многом зависит от того, насколько доверительные отношения сложились между лечащим врачом и его подопечным.

Аналитический этап подразделяется на четыре шага: конфронтация, интерпретация, прояснение, проработка.

Рабочий альянс предполагает существование между пациентом и психотерапевтом конструктивных и продуктивных отношений, направленных на целенаправленное решение проблем на аналитической стадии.

Стоит упомянуть и о методе толкования сновидений, направленном на поиск истины, скрытой за деформированными образами.

Философия психоанализа такова, что этот метод не только является строго научной концепцией, но и используется в терапевтической практике для исцеления душевных недугов пациентов.

Фрейд считал, что разработанные им основы психоанализа должны стать бесспорной истиной для всех практикующих специалистов.

Анализ бессознательных процессов, протекающих в психике человека, концепция сопротивления и подавления, Эдипова комплекса, полового развития, либидо – вот настоящий предмет исследования любого психотерапевта.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Стоит упомянуть о трудах других авторов, также внесших весомый вклад в развитие теории. Свой аналитический психоанализ Юнг разработал, взяв за основу выкладки Фрейда.

Второе направление – индивидуальный психоанализ – основал и развил австрийский психолог Адлер.

Оба ученых сходились во мнении, что превалирование сексуальных побуждений над остальными безосновательно преувеличено, но теория бессознательного действительно имеет серьезную научную основу.

Юнгианский подход наиболее интересен и в качестве движущего мотива рассматривает стремление к власти как способу компенсировать чувство неполноценности. Юнгианский метод рассматривает два типа бессознательного – коллективное и личное. Широко известно деление людей на два типа: экстраверт (направлен вовне) и интроверт (сосредоточен в себе).

Современный взгляд на теорию

На современном этапе развития психология имеет довольно разнообразный инструментарий для исследования проблем человеческой психики.

Однако несомненным авторитетом пользуется именно психоанализ, основные положения которого претерпели некоторые изменения под влиянием таких видных ученых, как Адлер, Юнг, Фромм.

Так, меньшее значение стало придаваться побуждениям сексуального характера, было признано безусловное влияние бессознательного на психику человека, появилось понятие коллективного бессознательного.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии

Современный психоанализ развивается по трем направлениям:

  • Прикладной психоанализ – направлен на решение глобальных социальных задач.
  • Клинический – используется для помощи людям, имеющим психологические проблемы.
  • Теоретический – психология должна развиваться, а для этого нужно вырабатывать новые подходы к решению стоящих перед наукой задач.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixoanaliz.html

Ссылка на основную публикацию