Понятие личности в психологии, в философии, в социологии

Понятие личности в философии, социологии и психологии

Понятие личности в философии, социологии и психологии.

Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах.

Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.

О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида».

При этом соц. психология изучает статус и соц.

роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.

Различные подходы к пониманию личности.

Психология личности изучает личность, в первую очередь, как соц. сущность ч-ка. Однако существуют разные подходы к её пониманию, поскольку проблема личности имеет междисциплинарный статус.

Современные концепции темперамента.

Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу.

Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении ч-ка к условиям жизни и д-ти. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает следующие:

реактивность – сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

– активность – интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории Я.Стреляу: существуют относительно стабильные индивид.различия по отношению к формальным характеристикам поведения – интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих. Темпераментальные характеристики есть рез-т биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, к-ая и определяет их индивид.проявления.

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии.

Я – концепция (понятие, структура, функции).

«Я-концепция» — это динамическая система представлений ч-ка о самом себе, в к-ую входит осознание ч-ком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Структура «Я-концепции»

“Я-концепция'' включает в себя т3 компонента:

1) когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего х-ра и т. д.;

2) эмоционально-оценочный компонент – переживание ч=ком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.

3) поведенческий компонент – действия, к-ые предпринимает ч-к, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Возможность развивать систему представлений о себе (“Я-концепцию'') у ч-ка возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

Функции Я-концепции.

Функция интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения.Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

Функция интерпретации опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивид.субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место – женщина может оценить как знак вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).

Функция предвосхищения. Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий.

Понятие личности в философии, социологии и психологии.

Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах.

Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.

О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида».

При этом соц. психология изучает статус и соц.

роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.

Источник: https://cyberpedia.su/12x2e3d.html

Понятие личности в философии, социологии и психологии

Так же можно  встретить утверждение что: ':в  практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа'.

Здесь тоже не понятно о чем идет речь, поскольку психоанализ акцентирует базисный конфликт между подавленными инстинктивными устремлениями с интернализованными значимыми взрослыми, в то время как экзистенциальная психология усматривает конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования, под которыми понимаются:

  • Смерть, как наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность.
  • Свобода, как первичный принцип, порождающий ужас, поскольку отсутствует 'почва под ногами' – это отсутствие внешней структуры.
  • Изоляция, как фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции.
  • Бессмысленность, как экзистенциальный динамический конфликт порожденный дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Эти базовые, первичные проблемы далеки от поля зрения психоанализа настолько, насколько сам психоанализ далек от экзистенциальной психотерапии.

Психоанализ занимается 'раскопками самых ранних событий жизни индивида', в то время как ':истина находится к нам ближе кончика собственного носа (Дзен)'. Отсюда проблема: 'экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит.

У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою.

Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве), не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства' (И. Ялом). Именно простота и неприкрытость постулатов и делают это направление столь не популярным.

По сути, экзистенциальная психология – это направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого существования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В.

Франкла, аналитическую экзистенциальную психологию М. Босса, экзистенциальную антипсихиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в первую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками экзистенциальной психологии явились 'философия жизни', экзистенциализм и феноменология.

В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Западная мысль и наука терзались этим расколом со времен Ренессанса.

Бинсвангер назвал этот раскол 'раковой опухолью всей психологии… раковой опухолью доктрины о расколе мира на субъект и объект'.

Экзистенциализм это: 'настойчивая попытка понять человека, расширив область его изучения далее той черты, по которой проходит трещина между субъектом и объектом' (Р. Мэй).

Эта психология может быть названа экзистенциальной, потому что ее основная концепция состоит в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире.

Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный либидозными инстинктами, который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией (Адриана ван Каам).

Это идея о том, что существование (existence) предшествует сущности (essence). Где существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться.

Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность.

Таким образом, экзистенциализм постулирует первичность  духовной субстанции, а личность для нее – субъект-объект. Такое глубокое понимание сущности подразумевает отсутствие общепринятого смысла понятий: внутри, снаружи, вокруг и т.д., переводя их в категорию разговорных терминов, не имеющих 'объективной' подоплеки.

Единственное с чем можно сравнить такой подход это – психоанализ второй ступени, который говорит, что: 'Войти в состояние парапсихоанализа, можно только уже хорошо осознавая, что есть страх, боль, смерть и вечное.

Оказывается, единственное знание, без которого мы точно никак не обойдемся, вознамерившись открыть двери в запредельное, и что прежде просто обязаны будем вспомнить, это то, что мы и Космос есть нечто единое.

Исходную позицию парапсихоанализа следует трактовать как осознанный отказ личности, вознамерившейся искать любые мыслимые способы произвольного вхождения в ирреальное пространство Духа, от защиты, льгот и бремени эгрегора, намоленного человеками'.

В этой короткой формулировке скрыты основные данности экзистенциональной психологии, которых нет, а точнее, которых избегают, другие направления психологического толка.

И если мы говорим о психологии, как науке о душе, то экзистенциальная психология и психоанализ второй ступени – это наука о Духе, не имеющая ничего общего с психоанализом З. Фрейда и бихевиоризмом, предназначенных для базового понимания природы человека в рамках механистической концепции.

Исходя из этого, стоило бы перевести эти дисциплины из разряда психологии в разряд высшей психологии. Может быть, тогда на них обратят внимание, и они займут достойное место в науке.

Но почему же экзистенциальная психология не принимается  академической психологией и  психотерапией? Суть в том, что академическая психология признает в этом плане только эмпирическое исследование.

Однако это не помешало открыть двери психодинамической теории, не смотря на то, что: 'После смерти Фрейда персонологи почти полностью игнорировали объективную и систематическую верификацию центральных теоретических положений Фрейда.

Читайте также:  Изотерапия для дошкольников и детей - методы, упражнения, занятия

Беглый просмотр истории психоанализа как метода лечения достаточно хорошо объясняет причину этого. Во времена Фрейда аналитики вообще не были заинтересованы в использовании методов научного исследования для обоснования теории.

Сам Фрейд тоже не акцентировал внимание на проблеме эмпирической валидизации, основанной на контролируемом, систематическом изучении феноменов в лаборатории, как делают сегодня большинство психологов'.

Если же и  были, некоторые исследования то о них можно сказать, что 'Приведенные работы представляют огромный интерес с точки зрения определения научной валидности психоаналитических гипотез.

Однако при внимательном рассмотрении этих исследований становится очевидным, что многие из них не обеспечивают прямого, недвусмысленного подтверждения валидности предположений Фрейда о поведении человека.

По этой причине, вероятно, будет благоразумным сделать вывод о том, что большинство из них не получили убедительного эмпирического подтверждения', и все же заняли почетное место в психологической науке.

Человек в экзистенциальном понимании не разложим на сумму каких-либо частей (таких, например, как отдельно эмоции, воля, мышление). Человек больше всех своих составных частей. Отсюда, говоря о личности, следует сказать, что в экзистенциальной психологии ее нет и быть не может. Избегается само понятие 'личность', а используется, в основном, понятие 'человек'.

Есть также понятие 'самости', которая в здесь понимается как открытость человека миру. Мир человека характеризуется в экзистенциальной психологии четырьмя измерениями, между которыми нет иерархии: физическое, социальное, психологическое и духовное. Экзистенциальная психология противостоит взглядам на человека как на вещь.

Человек свободен и один ответственен за свое существование. 

Как уже говорилось выше, в рамках экзистенциальной психологии выделяются четыре конечные данности, существования: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Также можно выделить такие экзистенциальные характеристики как тревога, вина, время, чувство бытия. На этих принципах и строится рассмотрение природы человека и его движущих сил.

И действительно, если мы, исходя из свободы, каждое мгновение делаем выбор в направлении быть или не быть, то зачем инстинкты, объясняющие движущие механизмы? По сути, я бы выделил только две базовые данности – смерть и свобода, из которых вытекают все остальные. Смерть нас заставляет искать смысл жизни, а свобода, способна уничтожить его.

Не смотря на то, что экзистенциальная психология не рассматривает личность, как таковую, все же в ней есть место некоторым типам личности, из которых можно выделить индивидуалиста и конформиста.

Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллектуальной жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение, обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви.

Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности. В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий, прежде всего свои биологические потребности.

Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности.

Не смотря на то, что эти типы и названы 'типами личности', я бы назвал их 'тип человека', исходя из терминологии экзистенциальной психологии.

Здесь же следует сказать, что полный смысл экзистенциальной психологии и ее взгляд на природу человека, не был раскрыт, но лишь краткая характеристика данного направления и ее отношение к понятию личности.

Это обусловлено тем, что внутри самого экзистенциализма нет единого мнения на данный вопрос. Да его (мнения) и не должно быть. А чем рассматривать все имеющиеся на сегодняшний день, проще и полезней иметь свое.

58. Учение  Б.Г. Ананьева о человеке

Приступая к  изложению этой темы этой темы, хотелось бы подчеркнуть, что выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития.

Иными словами психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке, в ходе его индивидуального развития.

Это означает, что в человеке имеются структуры относящиеся в большей мере либо к биологическому либо к социальному началу.

По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является главным образом индивид.

Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Каждый человек  как личность проходит свой жизненный  путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется  его социальная зрелость.

Человек как личность представляет собой  совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек  – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений.

Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда.

Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения.

Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для  каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам.

Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия.

С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Источник: http://freepapers.ru/18/ponyatie-lichnosti-v-filosofii-sociologii/252546.1682893.list14.html

Личность в философии, социологии и психологии

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens. По мнению Э.

Фромма причина такого положения дел обусловлена тем, что ученые связывают специфику человека с различными факторами его существования. Поэтому, предлагает автор, лучше поискать общее представление о человеческой природе нежели отыскивать специфику человека в отдельных факторах его существования.

Однако, прежде чем приступать к такому поиску, приведем мнение авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера. Они справедливо отмечают, что «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, что «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Тем не менее мы будем отталкиваться от идей, высказанных Э. Фроммом. Ответ на это – после краткого представления его точки зрения.

По его мнению представление о собственно человеческой природе покоится на взаимосвязи двух фундаментальных биологических факторах, характерных для человека: это уменьшение доли инстинктивной детерминации поведения и рост объема мозга и особенно коры головного мозга.

Отсюда следует, что собственно человек «начинает свое развитие в тот момент эволюции, когда инстинктивная детерминация становится минимальной, а развитие мозга достигает максимального уровня». Действительно, не считая элементарных инстинктов самосохранения и сексуального влечения, у человека почти нет других врожденных или унаследованных программ поведения.

Что же касается мозга человека с его неокортексом, то его объем в три раза превышает размеры мозга человекообразных предков. Главное же его отличие состоит в фантастическом количестве межнейронных связей – нейрофизиологической основы ассоциативных процессов. Как отмечает Э.

Фромм, именно чрезвычайная развитость мозга в известной степени компенсирует низкий уровень инстинктивной детерминации поведения. За счет чего? Э. Фромм не дает прямого ответа. Он говорит, что человека ведет по жизни его разум.

И хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить», тем не менее благодаря ему «человек приобретает совершенно новое качество – самосознание», что позволяет ему осознать самого себя и выделиться из природы путем противопоставления ей. Таким образом нарушается гармония естественного природного существования, что свойственно всем животным.

Благодаря самосознанию человек оказывается изгнанным из природного рая, (он становится свободным) но при этом «он не знает, куда попадет» и ему нужно самому отвечать за себя, за свой путь (он становится ответственным). Таким образом, возникает одна из первых, если не первая экзистенциальная проблема: свобода и (или) ответственность (детерминизм).

Итак, существование человека (человеческая природа), вся его весьма противоречивая жизнь по мысли Э. Фромма сводятся к основной биологической дихотомии между инстинктами, которых мало, и самосознанием, которого в избытке. Этот экзистенциальный конфликт обусловливает так называемые экзистенциальные потребности, каждая из которых может быть удовлетворена различными способами.

Различие способов зависит от общественного положения человека, а сами способы удовлетворения потребностей проявляются в различных «страстях». Те или иные страсти, укореняющиеся в поведении человека, составляют тот или иной тип его характера, выражающий соответствующий тип личности. Таким образом, именно в личности находят свое выражение собственно человеческие качества.

Почему же из множества точек зрения на природу человека мною выбрана эта? Во-первых, потому, что она диалектична.

Неравновесное состояние, в котором находятся между собой слабая инстинктивная детерминация поведения и максимально развитая мозговая организация – суть противоречие между ними – порождает принципиально новый вид психической деятельности, иными словами,– сознание и самосознание, что и обусловливает становление Homo sapiens.

Человек как животное существо всегда стремится к установлению равновесия между собой и средой, а также внутри себя. Но постоянное воздействие внешних и внутренних стимулов нарушают это равновесие, которого фактически никогда и не существует. Но именно благодаря этому состоянию динамического неравновесия у человека появляется возможность развития, в том числе и психического. Следует сказать, что идея динамического неравновесия как источника развития получила широкое распространение и в биологии, и в психологии. В области теоретической биологии эта идея согласуется с «принципом устойчивого неравновесия живых систем», сформулированного Э. Бауэром в 1935 году. В области психологии – это теория установки Д. Узнадзе, который подчеркивал, «что человек … психически склонен больше к явлениям асимметрии, чем симметрии», а также теория билатерального контура регулирования Б.Г. Ананьева.

Читайте также:  Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет - советы

Во-вторых, именно Э. Фромму удалось наиболее выразительно продемонстрировать социальные (культурные) детерминанты личности, не отрывая при этом личность от ее природного индивида. Личность – это продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и социокультурными влияниями.

В-третьих, идеи Э. Фромма о природе человека, генезисе личности, как мне кажется, довольно близки аналогичным идеям Б.Г. Ананьева, который рассматривал индивида в качестве природной основы личности, а личность как общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Наконец, в-четвертых, Л. Хьелл и Д.

Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются: 1. Свобода – Детерминизм (ответственность). 2. Рациональность – Иррациональность. 3. Холизм (целостность) – Элементализм. 4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное). 5.

Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность. 6. Субъективность – Объективность. 7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы). 8. Познаваемость – Непознаваемость. 9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения.

И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека, его целостность и цельность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Кроме того, очевидно, что для понимания человека как целостного и цельного образования необходимо обращение ко всем перечисленным выше шкалам. Вместе с тем очевидно и другое – глубина понимания человека как индивида, личности и субъекта требует последовательного анализа в рамках каждой отдельной взятой шкалы.

Проведенный анализ природы человека позволил выявить то, что отличает человека от животного. И эта специфика проявляет себя прежде всего на личностном уровне. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека. Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения.

Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа. Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер.

Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других. Прав и Р.

Ассаджиоли, констатируя важный вклад в психологию личности таких дисциплин и направлений как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психологии религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихологии, исследований сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряда других.

Тем не менее, важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух психологических словарях, вышедших последовательно в 1983 и 1985 гг. нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности, в частности. Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе условий ее возникновения.

Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э. Штерн. Б.Г.

Ананьев, так резюмирует изучение проблемы личности в психологии: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология) субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии). Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все они позволяют раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит по мнению Б. Ф. Ломова в вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

В тоже время многоуровневый анализ личности требует максимальной точности анализа ее поведения. Поскольку этот анализ, как правило, проводится в контексте той или иной теории личности, последняя должна удовлетворять ряду требований, определяющих ее конструктивность, возможность ее широкого применения. Поэтому следующий вопрос – это вопрос о требованиях к психологической теории вообще, критериях оценки теории личности, в частности.

Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-7394.

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/17394

Природа человека. Личность в философии, социологии и психологии (Psyarticles.ru)

Нить Ариадны в Отношениях [НАвО]

Как прийти в отношениях к истинной Любви и стабильному чувству счастья?

Какой важнейший элемент отношений и жизни вы потеряли?

3 линии Любви, и почему две из них вы постоянно игнорируете

Это бесплатно->

Видеолекция “Уныние и депрессия”

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое…

Подробнее->

“На тренинг Дмитрия Науменко “Путь Женственности” попала случайно…”

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

Дальше->

Запись онлайн-семинара “39 ответов на горячие вопросы об отношениях”

Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Подробнее->

“Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась…”

Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

Дальше->

Видеокурс “Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?”

Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

Подробнее->

“Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось…”

Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

Дальше->

100-дневная системная программа личностного роста для женщин

Любовь, поиск себя, отношения, раскрытие женской природы, самореализация, смысл жизни

Подробнее->

“До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника…”

Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

Дальше->

Скайп-консультации

Я ценю ваше время.

Одна-две встречи в Скайпе – и вы уже на верном пути.

Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

Тогда жду вас здесь->

“Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу…”

Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

Дальше->

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Природа человека. Личность в философии, социологии и психологии

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность.

Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Читайте также:  Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens.

По мнению Э. Фромма причина такого положения дел обусловлена тем, что ученые связывают специфику человека с различными факторами его существования.

Поэтому, предлагает автор, лучше поискать общее представление о человеческой природе нежели отыскивать специфику человека в отдельных факторах его существования.

Однако, прежде чем приступать к такому поиску, приведем мнение авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера.

Они справедливо отмечают, что «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, что «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями». Тем не менее мы будем отталкиваться от идей, высказанных Э. Фроммом. Ответ на это – после краткого представления его точки зрения.

По его мнению представление о собственно человеческой природе покоится на взаимосвязи двух фундаментальных биологических факторах, характерных для человека: это уменьшение доли инстинктивной детерминации поведения и рост объема мозга и особенно коры головного мозга.

Отсюда следует, что собственно человек «начинает свое развитие в тот момент эволюции, когда инстинктивная детерминация становится минимальной, а развитие мозга достигает максимального уровня».

Действительно, не считая элементарных инстинктов самосохранения и сексуального влечения, у человека почти нет других врожденных или унаследованных программ поведения.

Что же касается мозга человека с его неокортексом, то его объем в три раза превышает размеры мозга человекообразных предков.

Главное же его отличие состоит в фантастическом количестве межнейронных связей – нейрофизиологической основы ассоциативных процессов.

Как отмечает Э. Фромм, именно чрезвычайная развитость мозга в известной степени компенсирует низкий уровень инстинктивной детерминации поведения. За счет чего?

Э. Фромм не дает прямого ответа. Он говорит, что человека ведет по жизни его разум.

И хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить», тем не менее благодаря ему «человек приобретает совершенно новое качество – самосознание», что позволяет ему осознать самого себя и выделиться из природы путем противопоставления ей.

Таким образом нарушается гармония естественного природного существования, что свойственно всем животным.

Благодаря самосознанию человек оказывается изгнанным из природного рая, (он становится свободным) но при этом «он не знает, куда попадет» и ему нужно самому отвечать за себя, за свой путь (он становится ответственным). Таким образом, возникает одна из первых, если не первая экзистенциальная проблема: свобода и (или) ответственность (детерминизм).

Итак, существование человека (человеческая природа), вся его весьма противоречивая жизнь по мысли Э. Фромма сводятся к основной биологической дихотомии между инстинктами, которых мало, и самосознанием, которого в избытке.

https://www.youtube.com/watch?v=_qjgeeBCuM4

Этот экзистенциальный конфликт обусловливает так называемые экзистенциальные потребности, каждая из которых может быть удовлетворена различными способами.

Различие способов зависит от общественного положения человека, а сами способы удовлетворения потребностей проявляются в различных «страстях».

Те или иные страсти, укореняющиеся в поведении человека, составляют тот или иной тип его характера, выражающий соответствующий тип личности. Таким образом, именно в личности находят свое выражение собственно человеческие качества.

Почему же из множества точек зрения на природу человека мною выбрана эта?

Во-первых, потому, что она диалектична. Неравновесное состояние, в котором находятся между собой слабая инстинктивная детерминация поведения и максимально развитая мозговая организация – суть противоречие между ними – порождает принципиально новый вид психической деятельности, иными словами,– сознание и самосознание, что и обусловливает становление Homo sapiens.

Человек как животное существо всегда стремится к установлению равновесия между собой и средой, а также внутри себя. Но постоянное воздействие внешних и внутренних стимулов нарушают это равновесие, которого фактически никогда и не существует. Но именно благодаря этому состоянию динамического неравновесия у человека появляется возможность развития, в том числе и психического.

Следует сказать, что идея динамического неравновесия как источника развития получила широкое распространение и в биологии, и в психологии.

В области теоретической биологии эта идея согласуется с «принципом устойчивого неравновесия живых систем», сформулированного Э. Бауэром в 1935 году. В области психологии – это теория установки Д. Узнадзе, который подчеркивал, «что человек …

психически склонен больше к явлениям асимметрии, чем симметрии», а также теория билатерального контура регулирования Б.Г. Ананьева.

Во-вторых, именно Э. Фромму удалось наиболее выразительно продемонстрировать социальные (культурные) детерминанты личности, не отрывая при этом личность от ее природного индивида. Личность – это продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и социокультурными влияниями.

В-третьих, идеи Э. Фромма о природе человека, генезисе личности, как мне кажется, довольно близки аналогичным идеям Б.Г. Ананьева, который рассматривал индивида в качестве природной основы личности, а личность как общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.

Наконец, в-четвертых, Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность). 2. Рациональность – Иррациональность. 3. Холизм (целостность) – Элементализм. 4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное). 5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность. 6.

Субъективность – Объективность. 7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы). 8. Познаваемость – Непознаваемость. 9.

Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности.

При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения.

И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека, его целостность и цельность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Кроме того, очевидно, что для понимания человека как целостного и цельного образования необходимо обращение ко всем перечисленным выше шкалам. Вместе с тем очевидно и другое – глубина понимания человека как индивида, личности и субъекта требует последовательного анализа в рамках каждой отдельной взятой шкалы.

Проведенный анализ природы человека позволил выявить то, что отличает человека от животного. И эта специфика проявляет себя прежде всего на личностном уровне. Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

Нас же интересует прежде всего психологическая трактовка личности. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л.М. Веккер.

Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности.

Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е.

Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида».

При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Прав и Р.

Ассаджиоли, констатируя важный вклад в психологию личности таких дисциплин и направлений как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психологии религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихологии, исследований сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряда других.

Тем не менее, важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух психологических словарях, вышедших последовательно в 1983 и 1985 гг.

нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности, в частности.

Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе условий ее возникновения.

Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э. Штерн.

Б.Г.

Ананьев, так резюмирует изучение проблемы личности в психологии: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология) субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все они позволяют раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности.

Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит по мнению Б. Ф.

Ломова в вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

В тоже время многоуровневый анализ личности требует максимальной точности анализа ее поведения.

Поскольку этот анализ, как правило, проводится в контексте той или иной теории личности, последняя должна удовлетворять ряду требований, определяющих ее конструктивность, возможность ее широкого применения.

Поэтому следующий вопрос – это вопрос о требованиях к психологической теории вообще, критериях оценки теории личности, в частности.

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=3

Ссылка на основную публикацию