Пацифизм — определение, эра пацифизма

Международные отношения в 1920–1930-е годы

Пацифизм - определение, эра пацифизма

Урегулирование международных отношений после Первой мировой войны, как известно, не было всеобъемлющим и бесспорным для его участников. Помимо противоречий между победителями и побеждёнными существовали разногласия в лагере самих победителей.

«Эра пацифизма»

Камнем преткновения стало отношение к судьбе Германии. Здесь особенно заметно различались позиции Великобритании и Франции. Первая была заинтересована в установлении равновесия сил в Европе, опасалась чрезмерного усиления Франции.

Британские политики выступали за то, чтобы оказать помощь Германии в быстром восстановлении экономики, стабилизации политической жизни, преодолении последствий войны и революции.

Франция настаивала на строгом соблюдении всех положений Версальского договора в отношении Германии, а также единстве действий европейских государств против возможного возрождения германской экономической и военной мощи.

Острые споры возникли в 1923—1925 гг. по поводу взыскания репараций с Германии и гарантий её западных границ. Германия, чувствуя поддержку Великобритании, стала задерживать выплату репараций. В ответ Франция и Бельгия в январе 1923 г. оккупировали Рурский район Германии (это был центр угледобычи, и его отторжение нанесло сильный удар по германской промышленности).

Конфликт урегулировали летом 1924 г. на международной конференции в Лондоне, где решающее слово оказалось за Великобританией и США.

Были приняты решения о выводе французских и бельгийских войск из Рура, а также план Дауэса. Он предусматривал смягчение репарационных обязательств Германии, оказание ей экономической помощи в виде займов, преимущественно американских. За счёт этих средств Германия не только выплачивала репарации, но и воссоздала свой военно-промышленный комплекс.

В декабре 1925 г. семь европейских государств подписали так называемые Локарнские соглашения. Главным из них являлся Рейнский гарантийный пакт, согласно которому Франция, Бельгия и Германия обязались сохранять неприкосновенность германо-французской и германо-бельгийской границ.

Таким образом обеспечивалась стабильность западных границ Германии. Правда, оставался открытым вопрос о её границах на востоке. Но это не беспокоило западные державы.

Более того, уже тогда высказывалось мнение, что они были заинтересованы в том, чтобы направить германскую экспансию на восток, в сторону Советского Союза. Осенью 1926 г. Германию приняли в члены Лиги Наций.

Политики-миротворцы считали, что могут почивать на лаврах.

Стабилизация международных отношений во второй половине 1920-х годов дала основание современникам заговорить об «эре пацифизма». Сторонники пацифизма призывали к предотвращению международных конфликтов и войн, борьбе за всеобщее разоружение.

Особое место в международных отношениях того времени занимало Советское государство. Западные державы смотрели на него с выжиданием: когда и чем закончится большевистский эксперимент. Поддерживая Германию, они были не прочь сделать из неё силу, направленную против СССР. В этой ситуации советское правительство стремилось различными способами преодолеть международную изоляцию.

Весной 1926 г. СССР подписал с Германией договор о нейтралитете. В следующем году советское правительство внесло в подготовительную международную комиссию по разоружению предложения о всеобщем и полном разоружении, которые, однако, не были приняты. В 1928 г.

несколько стран подписали так называемый пакт Бриана — Келлога — договор о запрещении войны как средства национальной политики. Советский Союз пригласили (хотя и не сразу) присоединиться к нему.

Советское государство не только первым ратифицировало этот договор, но и предложило соседним странам, не дожидаясь общей ратификации, досрочно ввести его в действие между ними.

Начало агрессии

Мировой кризис 1929—1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось.

Правда, это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем — соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

Воспользовавшись тем, что западные державы занимались преодолением последствий кризиса, Япония перешла к активным действиям на Дальнем Востоке. Осенью 1931 г. её войска вторглись в Маньчжурию, являвшуюся частью Китая. На оккупированной территории в марте 1932 г.

было провозглашено «независимое государство» Маньчжоу-Го во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым в результате революции 1911 —1913 гг. Попытки Лиги Наций приостановить японскую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций. Летом 1937 г.

японская армия оккупировала восточные провинции Китая, началась затяжная японо-китайская война.

В это время и в Европе активизировались государства, стремившиеся к захвату «жизненного пространства», и прежде всего Германия.

Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов.

Даты и события:

  • 1 марта 1935 г. — к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район.
  • 3 октября 1935 г. — Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными.
  • 7 марта 1936 г. — немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. 25 октября 1936 г. — подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин — Рим).
  • 25 ноября 1936 г. — Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединилась Италия (ноябрь 1937 г.).
  • 12—13 марта 1938 г. — аншлюс (присоединение) Австрии Германией.
  • 22 сентября 1938 г. — Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты — пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.
  • 29—30 сентября 1938 г. — Мюнхенское соглашение руководителей Германии, Италии, Великобритании и Франции о передаче Германии части чехословацкой территории.

Как смотрели на эти события другие страны? Западные державы не предпринимали сколько-нибудь решительных мер для того, чтобы остановить фашистскую и нацистскую агрессию. Когда Италия напала на Эфиопию, правительство США на основании закона о нейтралитете запретило продажу оружия обеим сторонам.

От этого решения пострадала главным образом Эфиопия, у которой не было собственного производства оружия, её слабовооружённые кавалерийские части не могли противостоять итальянским танкам.

Через два месяца после начала агрессии Великобритания и Франция согласились на закрепление за Италией всех занятых ею в Эфиопии территорий. Во время гражданской войны в Испании западные державы заняли позицию «невмешательства».

Они не протестовали против вступления германских войск в Рейнскую зону и аншлюса Австрии, так как считали, что Германия, укрепив рубежи на западе, устремит свои взоры на восток.

Немецкие войска переходят через Рейн у Кёльна

Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало Мюнхенское соглашение, подписанное А. Гитлером, Б. Муссолини, премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом и главой французского правительства Э.Даладье.

На этот раз Великобритания и Франция не просто смирились с уже свершившимся фактом агрессии, но своими подписями под договором поддержали предстоящее расчленение Чехословакии. Они питали надежду, что этой уступкой отведут от Западной Европы угрозу дальнейшей германской агрессии.

Здесь же, в Мюнхене, Чемберлен и Гитлер подписали британско-германскую декларацию о ненападении. В декабре 1938 г. Германия и Франция подписали декларацию о взаимном признании границ между ними.

Слева направо: Чемберлен, Дападье, Гитлер, Муссолини в Мюнхене 1938 г.

Западные лидеры считали Мюнхенское соглашение своим дипломатическим успехом. У них было ощущение, что удалось предотвратить опасный конфликт, возможно, даже развязывание войны. Вернувшись в Лондон, Н. Чемберлен заявил: «Я привёз вам мир для целого поколения!» Президент США Ф. Рузвельт направил Чемберлену телеграмму с единственным словом «Молодец!».

Не все западные политики поддерживали политику «умиротворения» агрессора. Незадолго до подписания Мюнхенского соглашения известный британский политический деятель У.

Черчилль передал в печать заявление, в котором говорилось:
«Расчленение Чехословакии под нажимом Англии и Франции равносильно полной капитуляции западных демократий перед нацистской угрозой применения силы. Такой крах не принесёт мира или безопасности ни Англии, ни Франции.

Наоборот, он поставит эти две страны в положение, которое будет становиться всё слабее и опаснее. …Мнение, будто можно обеспечить безопасность, бросив малое государство на съедение волкам, — роковое заблуждение.

Военный потенциал Германии будет возрастать в течение короткого времени гораздо быстрее, чем Англия и Франция смогут завершить мероприятия, необходимые для их обороны».

В Чехословакии, представителей которой в Мюнхене даже не допустили в зал заседаний, а лишь пригласили ознакомиться с уже подписанным документом, соглашение было воспринято как национальная трагедия.

На следующий день после его подписания министр иностранных дел Чехословакии заявил послам Великобритании, Франции и Италии: «Я не хочу критиковать, но для нас это катастрофа… Я не знаю, получат ли ваши страны выгоду от этого принятого в Мюнхене решения.

В одном мы уверены — мы, конечно, не последние, после нас пострадают другие».

Страница Мюнхенского соглашения с подписями его участников

Особую позицию в отношении фашистской агрессии занял Советский Союз, который осенью 1934 г. вступил в Лигу Наций. Советское правительство несколько раз выступало с инициативами создания системы коллективной безопасности, взаимопомощи против агрессии. Но они не получили поддержки.

Тогда СССР предпринял шаги по заключению двусторонних договоров о взаимной помощи с отдельными странами. В 1935 г. такие договоры были подписаны с Францией и Чехословакией. Они предусматривали оказание немедленной помощи друг другу в случае неспровоцированного нападения на них третьего государства.

Правда, к советско-чехословацкому договору по настоянию чехословацкой стороны прилагался протокол о том, что помощь может быть оказана странами друг другу, если её окажет также и Франция. Незадолго до мюнхенских событий СССР предложил Чехословакии поддержку для защиты от агрессии независимо от позиции Франции.

Но чехословацкое правительство не приняло это предложение. К тому же правительство Польши не согласилось пропустить советские войска через свою территорию для оказания помощи Чехословакии.

1939 год

В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали всю Чехословакию, некоторые пограничные территории были заняты Венгрией и Польшей. Страна была разделена на протекторат Богемия и Моравия, управлявшийся наместником Гитлера, и Словацкое государство, где установился режим фашистского типа.

15 марта 1939 г. Немецкие войска входят в столицу Чехословакии Прагу

Большинству политиков было уже ясно, что Германия на этом не остановится. Весной 1939 г. представители СССР, Великобритании и Франции начали обсуждать возможности заключения договора о взаимной помощи. В августе 1939 г. делегации трёх стран встретились в Москве.

Однако западные державы придерживались тактики затягивания переговоров, не хотели брать на себя конкретные обязательства, направили в Москву делегации, не имевшие достаточных полномочий. Одновременно британское правительство вело тайные консультации с Германией.

Десять дней трёхсторонних переговоров в Москве не дали никаких результатов.

В это время германское руководство обратилось к советскому правительству с предложением незамедлительно подписать договор о ненападении. В Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. 23 августа 1939 г. нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и И.

фон Риббентроп подписали договор о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет. В секретном дополнительном протоколе к договору предусматривалось разграничение сфер интересов договаривающихся сторон в Восточной Европе. Линия разграничения проводилась по территории Польши — по рекам Нарев, Висла, Сан.

Финляндия, прибалтийские государства, а также Бессарабия признавались сферой интересов СССР.

Известие о подписании этого договора, даже без сведений о его секретной части, ошеломило международные круги и своей неожиданностью, и самим фактом заключения соглашения идейными противниками — нацистским и коммунистическим государствами.

Существовавшие и потенциальные союзники Германии и СССР были неприятно поражены таким оборотом событий.

В Японии, которая в то время вела боевые действия против монгольских и советских войск на реке Халхин-Гол, после известий о договоре правительство ушло в отставку (считалось, что оно «потеряло лицо»).

Не меньшей неожиданностью договор стал для детища большевиков — Коминтерна. Руководителям компартий предлагалось предать забвению лозунги борьбы против фашизма, и это в условиях, когда многие страны уже находились под властью режимов фашистского типа.

Несмотря на скоротечное заключение договора 23 августа 1939 г., каждый из участников отдавал себе отчёт в том, какие преимущества он получал от него.

Советский Союз, оказавшийся в определённой международной изоляции, отодвигал на время угрозу германского нападения. Германия развязала себе руки для дальнейших действий в Европе, в первую очередь против Польши.

Вопрос о том, когда Гитлер предпримет очередной шаг, являлся лишь вопросом времени.

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xx-xxi/mezhdunarodnye-otnosheniya-v-1920-1930-e-gody

Пацифизм

пацифизм, пацифизм это
Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.

Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.

Антивоенная демонстрация на акции против вторжения в Ирак в 2003 в Шеффилде, Великобритания.

Читайте также:  Почему ребенок скрипит зубами во сне - причины и лечение

Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическим движением.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Античность
    • 1.2 Христианский пацифизм
    • 1.3 Пацифизм в СССР
    • 1.4 Современность
  • 2 Критика
  • 3 Известные пацифисты
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
    • 6.1 Основные тексты
    • 6.2 Исследования
    • 6.3 Критика
  • 7 Ссылки

История

Античность

Пацифистами были стоики, которые выступали против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души,.. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения — не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан.

Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь.

При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем».

Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви.

Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимьи, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии,  XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретением христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение.

Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах.

Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Основная статья: Группа за установление доверия между СССР и США

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям, как антисовесткие элементы. Прежде всего это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а так же представители молодёжный субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим «подходящим» статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй». При этом следует отметить, что пацифизм советских диссидентов также был противоречив и непоследователен: так, тем А.Д. Сахаровым в 1953 году был предложен античеловеческий план по уничтожению американских городов с помощью искусственных цунами, многие диссиденты своей деятельностью фактически тормозили процесс разоружения, агитируя не доверять СССР.

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир, 1916 г. Карикатура времен Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран.

Критика

Джордж Оруэлл писал о современных ему английских пацифистах: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут.

Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма — ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература изобилует туманными заявлениями, в которых если и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие, пожалуй, извинительно, если оно достаточно жестокое.»

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора.»

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией, что представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации, а пацифизм не понимает трагизма истории.

Известные пацифисты

  • Маршалл Брюс Мэтерс III
  • Берта фон Зуттнер
  • Лев Толстой
  • Боб Марли
  • Белинда Карлайл
  • Джон Леннон
  • Джим Моррисон
  • Альфред Нобель
  • Махатма Ганди
  • Джим Керри
  • Брижит Бардо
  • Альберт Эйнштейн
  • Саманта Смит
  • Виктор Цой
  • Али, Мохаммед
  • Роджер Уотерс
  • Ларри Флинт
  • Эрих Мария Ремарк
  • Уильям Сароян
  • Ульф Экберг
  • Моана Поцци
  • Майкл Джексон
  • Мусс Илья
  • Миролюбивая Странница
  • Джоан Баэз
  • Чиччолина
  • Бертран Рассел
  • Сьюзен Сарандон
  • Леди Гага

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-100728.html

Пацифизм. История возникновения

Пацифизм (от pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — сопротивления ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за — , противодействующее и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.

Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным идеологическим воплощением пацифизма является , что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии. Существует ошибочное мнение о том, что многие другие религиозные течения, берущие начало в , такие как буддизм, также имеют пацифистский характер. Но в случае буддизма это далеко не так.

Пацифистами были стоики выступал против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души,.. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения — не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Все первые христиане были пацифистами.Не существует хотя бы одного свидетельства о службе христиан вримской армии до конца II века нашей эры, но напротив известно множество случаев мученичества из-за отказа служить в римском войске.

 Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Начало отказа христиан от первоначального пацифизма связано с обретением ими государственной власти.

По этой причине христиане оказались в римской армии при Константине Великом и, по некоторым данным, даже составляли четверть его войска.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение.

Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Взято ОТСЮДА

Источник: https://sapiens4media.livejournal.com/351529.html

Кто такие пацифисты

Исследуя мировую историю, можно найти немало этнических групп, которые исповедовали пацифизм. Например, это народ мориори, который населял один из островов Новой Зеландии в далеком прошлом.

Он придерживался религиозных убеждений, запрещавших войны и сооруженные противостояния. Правда, судьба этих людей была печальна: на остров высадились племена маори, которые не имели подобных запретов.

Они смогли с легкостью поработить мориори.

Исследователи отмечают также одну из ветвей индуизма, джайнизм. Это религиозное течение, пацифисткое по своей природе, и оно занимает важную часть в формировании культурных особенностей современной Индии.

Но нельзя путать джайнизм с буддизмом: последний вовсе не подразумевает пацифизма.

Буддийские монахи нередко бывали воинами, а некоторые знаменитые виды борьбы и военной гимнастики были разработаны именно в буддийских монастырях.

В истории Европы первыми пацифистами можно назвать стоиков.

Так как древнегреческая культура повлияла на всю дальнейшую цивилизацию европейских стран, можно c уверенностью утверждать, что пафицизм в какой-то мере является одной из ее граней.

Стоики считали, что, если проявлять благожелательность, то можно завоевать расположение даже среди дурных и агрессивных людей, но если творить насилие, то даже добрые люди от тебя отвернутся.

Ранние христиане тоже в большинстве своем были пацифистами, но воинская служба ими не осуждалась.

Позднее, с организацией всемирной церкви и, особенно после деления ее на православную и католическую ветви, пацифистские настроения проявляли лишь отдельные христиане, а из теологической философии этот вопрос и вовсе почти исчез.

Однако многие постоянно появлявшиеся ответвления официальной церкви отстаивали пацифизм, например, это были катары, вальденсы, некоторые францисканские течения, а также гуситы. Немало выдающихся людей прошлого выступали против военных противостояний, в том числе и Лев Николаевич Толстой.

На современных пацифистов очень повлияли две кровопролитные войны XX века: первая и вторая мировые. На них погибло столько людей, сколько не умирало за все предыдущие войны, в которых участвовало человечество на протяжении всей своей истории.

Сегодня на словах все мировые организации и политики исповедуют пацифизм. Они заявляют, что стремятся предотвратить войны и кровопролития любыми путями. Но не все доверяют этим утверждениям, так как на деле порой ситуация оказывается противоположной.

Среди общественных пацифистских течений наиболее знамениты хиппи. Это движение, зародившееся в 60-х годах, охватило весь мир примерно на 10 лет, постепенно популярность его спадала.

Но знак хиппи – пацифик – до сих пор является символом мира и любви к своему ближнему.

Современные пацифисты считают, что война по определению не может быть средством для решения конфликта. Такие определения, как «священная», «освободительная», «правомерная» не применимы к такому слову, как война. Они устраивают мирные манифестации и протесты, отстаивая свои убеждения ненасильственным путем.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-837266-kto-takie-pacifisty

Эра пацифизма: определение и сущность

В 20-е годы прошлого столетия дипломатам ведущих мировых держав удалось урегулировать сложные политические противоречия мирным путем. Это время в истории отмечают как этап процветания.

Читайте также:  Обморок - причины, симптомы, лечение

Ряд подписанных соглашений могли обеспечить временную стабильность международным отношениям, минуя вооруженные конфликты. Подъем промышленности, рост производства и потребления, развитие новых отраслей и средств коммуникации благоприятно сказывались на образе мыслей людей.

Период относительно мирного сосуществования и получил в дальнейшем определение «эра пацифизма».

Мирный путь

Слово «пацифизм» имеет латинское происхождение и буквально означает «делаю мир». Говоря об этом явлении, прежде всего подразумевают противление всякой жестокости, аморальности, физическому насилию и осуждение военных действий для достижения власти.

Такое воззрение не оправдывает войну не под каким предлогом. Его главная идея сводится к тому, что к соглашению в любых вопросах можно прийти мирным путем – путем переговоров. Вот почему 20-е годы получили название эры пацифизма – это были годы переговоров.

Любопытно, что в это же время как противопоставление пацифизму в Италии и Германии набирают силу фашизм и нацизм, в основе которых лежат агрессия и террор.

Корни пацифизма

Без небольшого экскурса в историю невозможно будет объяснить смысл выражения «эра пацифизма». Если раньше рассматриваемое нами явление давало о себе знать небольшими всплесками, то в 20 веке можно было наблюдать, как идея мирного существования захватила целые государства.

Пацифизм как идеология живет достаточно давно и берет истоки в религии разных народов. Еще в античности философы озвучивали идеи гуманности, мира и добра. Юлий Цезарь проникается ими, воздвигая храм в честь культа милосердия. В христианстве эта мысль также занимала ведущую позицию.

Однако это явление было чуждо варварским народам, населявшим Европу и привыкшим жить войной. Мир рассматривался ими как короткая передышка, чтобы набраться сил и иметь возможность продолжать воевать дальше за господство, ресурсы и влияние. С распространением христианства картина мало изменилась, только теперь война воспринималась как священная, как путь восстановления справедливости и мира.

Наверное, этим и руководствовалась Германия как главный зачинщик Первой мировой войны 1914 года, называя ее оборонительной. Хотя этот вопрос весьма спорный, и было бы несправедливо ссылаться только на немцев. Каждая из стран-участниц преследовала свои интересы, будь то Франция или Россия.

Послевоенный мировой порядок

Эра пацифизма 20 века стала естественным следствием установленных межгосударственных отношений после трагической войны 1914-1918 гг., которая повлекла за собой большие потери. С одной стороны, социальные потрясения, ослабленные финансовые системы и разрушенные хозяйства государств требовали соответствующих условий для стабилизации.

С другой – соотношение сил и интересов великих держав поменялись, и постоянно возникающие противоречия между ними требовали урегулирования. Все это приводило к вопросу создания новой системы отношений, которая могла бы предотвратить войну или хотя бы снизить риски.

И основная роль в этом процессе отводилась «Большой тройке» — Франции, Великобритании и США.

Результатом двух международных конференций 1919-1922 годов стала Версальско-Вашингтонская система, которая предусматривала равенство всех ее участников. Конечно, на деле это было не так.

Расстановка сил

Наступило время, когда, казалось, с войнами в мире было покончено. Повсеместно звучали лозунги с призывом к миру, к разоружению.

Побежденные страны, главным образом Германия, а также обделенные участники Версальско-Вашингтонских конференций (Япония и Италия) не обладали достаточными силами для прямых возражений и противлению установленному порядку. Для реализации своих целей они вынуждены были использовать мирные методы. Эра пацифизма дала им время для восстановления и укрепления экономики и военной мощи, чтобы потом можно было уверенно «подать свой голос».

Советский Союз, занимаясь социалистическими преобразованиями в стране, также нуждался в благоприятных внешних условиях. Ему ни в коем случае не нужны были конфликты с капиталистическими державами, поэтому он придерживался принципа мирного сосуществования.

Если говорить кратко, эра пацифизма – это было время затишья перед большой бурей.

Лига наций

В ходе проведения Версальско-Вашингтонских встреч 1919-1920 гг. была основана международная организация Лига наций. Основная ее деятельность заключалась в обеспечении безопасности и урегулирование конфликтов мирными методами. Можно сказать, что с формированием этой организации и было положено начало эры пацифизма. Ее устав подписали 44 страны, Советский Союз не пригласили.

Значение Лиги той эпохи сложно переоценить: она неплохо справлялась с поставленными задачами, выступая против агрессии и всячески сохраняя мир. На ее счету большое количество разрешенных международных конфликтов. Но как в дальнейшем показала история, не все вопросы оказались ей под силу.

Германская проблема

Несмотря на все усилия, стабилизация, возникшая в 20 годы, имела весьма неустойчивый характер. Принятые меры не могли утихомирить глубинные противоречия, которые успешно стали скрываться под вуалью эры пацифизма.

Камнем преткновения для ведущих мировых держав стало отношение к германскому вопросу. США и Англия с самого начала выступали за «неслабую Германию» в качестве противовеса Франции и Советской России. Они вели активную политику финансирования и поддержки германской экономики, шли на уступки в некоторых пожеланиях.

Франция же настаивала на соблюдении Версальского договора и выступала против всяческих послаблений германским реваншистам.

Она понимала, что укрепление Германии на международной арене создает угрозу безопасности и потерю значимых позиций Франции в Европе.

Но под давлением англосаксонских государств вынуждена была поумерить свой пыл и укреплять тылы с союзными государствами, подписывая договоры о сотрудничестве.

Таким образом, германский вопрос затрагивал интересы ведущих государств и создавал определенное напряжение.

Формула Эррио

Франция, сменив свою позицию от наступательной к оборонительной, выбрала новое направление в межгосударственных отношениях – открытую дипломатию. Она выступила с рядом проектов по обеспечению международной безопасности, разработчиками которых были два ярких политика Франции – Э. Эрио и А. Бриан.

Суть формулы Эррио выражалась тремя понятиями: арбитраж, безопасность и разоружение. Она подразумевала идею отказа от военных действий как способа урегулирования межгосударственных проблем.

Члены Лиги с воодушевлением восприняли предложение – был подписан Женевский протокол 1924 года. Но он так и не мог вступить в силу из-за противоречий лидирующих держав, которые «споткнулись» на определениях «наступательная» и «оборонительная» война.

Придуманный историками для этого периода термин «эра пацифизма», как вы понимаете, является весьма условным. Наряду с громкими лозунгами о мире кипели нешуточные страсти о разделе территорий и влияния.

Британская программа

Англия выступает со своим проектом поддержания мира в Европе, по-прежнему основываясь на принципе баланса сил. Она провозглашает свою открытость к переговорам и мирной дипломатии.

Вариант европейской системы был представлен министром иностранных дел Англии Остином Чемберленом. Он условно поделил государства на три лагеря – победители, побежденные и Советский Союз, утверждая, что между первыми возможны договоренность и компромиссы, в то время как СССР является деструктивным фактором.

Уникальность плана Чемберлена заключалась в том, что он решал одновременно все основные задачи: успокоение Франции относительно ее границ; введение Германии в Версальскую систему в качестве полноправной участницы; недопущение сближения России с Германией.

Локарнская конференция

На международной конференции 1925 года, проходившей в швейцарском городе Локарно, британская программа становится главной темой обсуждения. В ходе встречи были рассмотрены и приняты документы, регулирующие отношения между странами.

Самый важный подписанный документ – Рейнский пакт – был утвержден Бельгией, Францией, Германией и Великобританией. Он служил гарантией неприкосновенности их границ, за исключением последней, выступающей арбитром в этих сложных переговорах.

Осенью 1926 года Германия становится членом Лиги Наций и получает право голоса в ее Совете.

Локарнские соглашения поспособствовали сохранению мира в эру пацифизма, но этот мир был настолько противоречивым, что его более характеризуют как временное перемирие.

Пакт Бриана – Келлога

Желая восстановить участие США в решениях европейски проблем, министр иностранных дел Франции А. Бриан обращается с призывом к американскому народу. Он предлагает подписать франко-американский договор о запрете войны как инструмента внешней политики. Его идея была одобрена. Ф.

Келлог, госсекретарь Соединенных Штатов, в ответ призывает заключить многосторонний договор, подключив правительства европейских государств. Первой отреагировала Германия, полностью поддержав проект. Великобритания вносит ряд замечаний, вследствие чего документ был доработан и уточнен.

27 августа 1928 года в результате длительных дипломатических переговоров был подписан Пакт отказа от войны между 15 государствами. Его универсальность заключалась в том, что к нему могли присоединиться не только признанные, но и зависимые, и полуколониальные страны. Показатель 63 страны в конце этого же года хорошо это объясняет.

Какие были основания эры пацифизма

Выражение идей пацифизма в 20 годы приобрело яркую окраску. Истощенность ресурсов и усталость от войны содействовали росту антивоенных настроений, которые политические лидеры не могли не учитывать.

Одни страны были ослаблены и разобщены, чтобы идти на конфликты, другие – укрепляли завоеванные позиции. На этом этапе война никому не была нужна.

Все это содействовало относительной стабилизации в Европе, получившей в дальнейшем название эры пацифизма.

Установившийся мировой порядок, несмотря на положительные моменты, имел существенные прорехи. Слишком много государств было поставлено в унизительное положение перед ведущими державами. Вопросы территориальных границ и национализма не могли быть решены в силу множества противоречий и конфликтов.

Таким образом, не так долго просуществовала эра пацифизма, как хотели бы ее сторонники. Крах Нью-Йоркской финансовой биржи 1929 года положил начало мировому экономическому кризису, политическим противостояниям, всеобщей возрастающей напряженности и угрозе новой войны.

Источник: http://aikido-mariel.ru/article/353460/era-patsifizma-opredelenie-i-suschnost

Пацифизм — определение, эра пацифизма

Пацифизм — это идеология или же философия, как угодно, которая пропагандирует лояльный и толерантный способ решения конфликтов, будь то политические или узко социальные конфликты. Придерживаясь пацифизма, человек в острых ситуациях стремится сохранять человечность, гуманный подход ко всем.

Пацифисты считают войну глупостью, пережитком прошлого, стыдного в нашем веке. В человеческой истории произошло множество войн и силовых захватов. Да и теперь, при наличии, казалось бы, большого арсенала других цивилизованных методов, военный конфликт остается наиболее часто выбираемым способом.

Поэтому любая война понимается как негативное явление, но полностью естественное, оно прижилось очень стабильно у нас в сознании.

Размышляя, почему происходят войны, интерес приводит к актуальной теме пацифизма, принципа ненасилия, избегания войн. Приверженцы этого подхода переосмысливают необходимость силовых методов с целью разрешения конфликтов. Они настаивают на возможности мирного решения.

Позиция пацифиста является неким протестом против всех боевых действий. Пацифист отвергает все, касающееся войны – он против оружия, насилия и нахождения в армии. Пацифисты уверяют, что если деньги, которые ежедневно закладываются в армию, войну, вложить в другое, правильное русло, то бы всех людей государство могло избавить от голода, нищеты и наделить достойным жильем.

Пацифизм, что это такое?

Что же есть пацифизм с позиции терминологии? Термин пацифизм достаточно молодой, происходит он от древних латинских корней «pax» – мир и «facio» – делать и дословно обозначает миротворчество.

Слово пацифизм появилось на заре 20 века, тогда проходили так называемые конгрессы мира, участники которых – писатели, журналисты, политические и культурные деятели – объединялись и обсуждали, какие механизмы можно придумать для того, чтобы правительства стран в спорных вопросах не объявляли войн, а решали спор мирным путем.

Далее определение пацифизм несколько менялось и расширяло свое значение. Пацифистами начали себя называть люди, которые были против несения военной службы. Далее появился знак пацифизма – пацифик, разработанный профессиональным дизайнером изначально для марша за ядерное разоружение.

В этом знаке семафорной азбукой зашифрована аббревиатура ND – «nuclear disarmament», в переводе с английского ядерное разоружение. Также считается, что здесь изображена лапка голубя как символа мира.

Благодаря молодежным движениям этот знак был распространен и получил сегодняшнюю широту применения, обозначая принцип ненасилия, отказа от силовых методов решения конфликтов.

В Советском Союзе к идеям пацифизма относились достаточно иронично, его принципы высмеивались официальными представителями власти. И в результате у многих людей сформировалось представление, что пацифисты это субтильные, несколько фейковые фигуры.

Что же представляют идеи пацифизма на сегодняшний день? Сторонники пацифизма объясняют, что их взгляды предельно просты и заключаются только в отрицании необходимости войны в пользу сотрудничества.

Пацифисты обосновывают пользу своей теории в том, что при отказе от войны, от самой подготовки военных действий как содержания военного арсенала и службы в армии – страны освободят множество ресурсов.

Ряд исследований подтвердили также, что сотрудничество выгоднее конкуренции.

Однако эти взгляды не работают на уровне государств, так как возможны только при полном принятии их двумя сторонами, а никто не решается доверять другой стороне настолько, чтобы отказаться от защиты – истории известны множество примеров нарушения мирных договоров.

Эра пацифизма

Сегодня идеи пацифизма стали как никогда актуальны, так как мир стал, по мнению многих, большой деревней – стремительное развитие новых скоростных видов транспорта позволяет нам легко и без значительных усилий быстро добираться в любой уголок мира.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год, особенности развития

Путешествие сейчас может занять всего несколько дней. Также резкое развитие получили и средства коммуникации, и теперь мы можем иметь связь с людьми по всему миру.

Поэтому мы теперь уже не можем легко начать войну с какой-либо страной на другой стороне света, и не чувствовать никаких угрызений совести, оттого что едва знаем этих людей.

Нет, сегодня мы так широко общаемся со всем миром, таким количеством разных стран, что не иметь представления об их гражданах мы просто не можем. А вступать в войну с теми, с кем ты уже довольно неплохо знакомы – значительно труднее, чем напасть на территорию как на безликий военный объект.

Здесь стоит сказать о философии космополитизма – видения себя не гражданином отдельного государства, а жителем мира.

Космополит утверждает, что разобщение – это иллюзия, и не может не являться пацифистом, ведь считая себя частью единого мира, он не видит смысла воевать со своими собратьями.

Космополиты стараются отделиться от идеологии отдельной страны, прививающей своим гражданам патриотизм и националистические взгляды, и рассматривают их как искусственные инструменты управления массами от политики.

Также эра пацифизма связана с внедрением и распространением ядерного оружия.

Сегодня мы в глобальном понимании все являемся соседями, и, учитывая разрушительную силу ядерного оружия, и еще тот факт, что война может разразиться с применения обычного оружия, накалиться до запуска ядерного. Это ведет к тому, что пацифисты отвергают саму категорию справедливой войны, как и войны в защиту национальных интересов.

Идеи пацифизма

Изучая тему пацифизма, стоит обратить свой взгляд к идеям христианской философии, исторически рассматривающей этот вопрос. Нельзя поставить равенство между понятием христианства и понятием пацифизма.

Позиция тотального пацифизма не тождественна христианству, несмотря на популярные наставления возлюбить ближнего или подставить вторую щеку, когда бьют по первой.

В уравновешивание этим наставлениям в Библии написана история, как Христос помогает изгнать менял из здания храма, причем делает это очень активно.

Христианский пацифизм не агитирует к пассивной позиции в жизни, скорее напротив. Ближний человек в евангельском видении – это нуждающийся в помощи, тот, кто в конкретный момент предстает на твоем пути жизни, кому ты имеешь силы помочь. Если помог, не прошел мимо в эту нужную минуту, значит исполнил христианское призвание.

Что же означает изречение подставить иную щеку? Это обозначает не дать разгореться злу, это есть позиция непротивления злу или пассивного подчинения ему, определенные формы пацифизма. Обычно в обществе зло разгорается как искра от костра, оно передается дальше другому человеку и так умножается.

Так эта цепь зла, передаваясь между людьми, может охватить целые массы народа. Когда кто-то отыскивает у себя силы разорвать эту череду зла – например, его ударили, а он не ответил, не дал сдачи – он тем самым преграждает путь дальнейшему распространению зла.

Как же противостоять злу, не применяя насилие? Миротворческая деятельность оценивается в христианстве очень высоко. В Библии есть не одно обещание вечной жизни за миротворчество.

Конфликт в христианстве рассматривается, как несогласие людей, зависимых между собой.

Они тесно связаны вместе, и попытка одного достичь личных целей в ущерб таким же интересам другого или же просто без внимания к его потребностям ведет к блокировке друг друга, оба участника конфликта теряют, что могли приобрести при согласии между собой.

Согласно христианству, только Бог может применить насилие, это поясняется тем, что лишь он знает объективно, что есть абсолютное добро, а что зло. Человек же всегда действует субъективно. Это есть христианский пацифизм.

Проблемы пацифизма, как мы рассмотрели на примере христианства, касаются нахождения грани между миротворчеством и необходимостью дать отпор. Ведь даже ярые приверженцы пацифизма, находясь в здравом уме, не будут, бездействуя, наблюдать за нападением на своих близких.

И эта грань весьма хрупка, в отдельных ситуациях сложно найти баланс и однозначно рассудить, кто прав, а кто виновен. Для решения такой проблемы пацифизма на общественном уровне подключается государственная судебная система.

Однако лично для каждого этот вопрос остается подчас открытым, очень сложным для однозначного разрешения и требующим длительной внутренней работы, для того чтобы не вступить в сделку с совестью.

Источник: http://www.cs.housepsych.com/patsifizm_default.htm

Многоликий пацифизм (стр. 1 из 7)

Многоликий пацифизм

Пацифистское движение, вышедшее на арену мировой политики на рубеже веков, властно заявило о себе во время I Мировой войны и главным образом в 20-30-е годы.

Пацифизм, будучи плюралистическим идейно-политическим течением, впитавшим в себя гуманистические ценности либерализма и мировых религий, стремился к искоренению насилия и войн международно-правовым или этическим путем.

Бурный подъем пацифистских движений был связан с резким обострением социальной напряженности, со взрывами военного и революционного насилия.

Первая мировая война, социальные потрясения и прежде всего революция в России стали громадным импульсом стихийного распространения в массовом сознании пацифистских настроений, которые в конечном итоге представляли собой ненасильственную альтернативу военному насилию и революционному максимализму.

Широкие слои разделяли надежды на то, что мировая война и ее ужасы не только были искуплением, но и гарантией последующего мира. Вспоминая о той эпохе, Р.Роллан писал: «Потребовались годы долгого и мучительного опыта, преодоления иллюзий и ошибок, прежде чем мы поняли, что кумиры, к которым обращалась наша вера, давно прогнили, что ими стали пользоваться как орудием обмана…».

Антивоенное общественное мнение, определявшее «климат» и атмосферу международных отношений, исходя из исторического опыта Первой мировой войны, способствовало отрицанию ценностей, связанных с агрессией, и становлению новых, соотносящихся с ненасильственными и миролюбивыми тенденциями.

Всеобщее распространение получили требования наказать виновников войны, свести счеты со спекулянтами и торговцами оружием, нажившимися на страданиях миллионов.

Усилились чувства общей ответственности за судьбы человечества, антивоенное общественное мнение звало человечество к миру и требовало положить конец всем войнам и революционному насилию.

Революция в России была встречена пацифистами неоднозначно. Для некоторых Россия 1917 и первой половины 1918 г. ассоциировались с позитивным миротворчеством. Неслучайно известный советский историк М.Н.Покровский период российской истории с октября 1917 г. по август 1918 г.

назвал «временем пацифизма», суть которого он видел в «переходе от иллюзий неизбежной формальной войны с империализмом… к иллюзии настоящего, хотя и непродолжительного, мира с империалистами».

Революционное пораженчество, мирные инициативы Советской России, включая Декрет о мире и Брест-Литовский мир, вызывали симпатии в некоторых пацифистских кругах, вдохновляли их на активные выступления в целях заключения демократического и справедливого мира.

Подписанный В.И. Лениным в марте 1919 г. Декрет об освобождении российских религиозных пацифистов от воинской обязанности, первоначальная терпимость в отношении Объединенного Совета религиозных общин и групп не могли не вызвать одобрения в широких кругах западных пацифистов.

С другой стороны, революционное насилие, сопровождавшее свержение старой власти, не могло не сказаться самым негативным образом на пацифистском восприятии Всеобщего Революционного мира.

Хотя первые декреты Советской власти и отвечали демократическим устремлениям, однако их воплощение в жизнь вызвало безграничное насилие и террор.

Более того, установки на мировую революцию, практику революционного насилия, разгул кровавой гражданской войны, преследование российской интеллигенции, православного духовенства и социалистов, особенно суд над эсерами в 1922 г.

по делам четырехлетней давности, стали шоком не только для левой интеллигенции, но и тех пацифистов, которые приветствовали Октябрьскую революцию. Неслучайно Р.Роллан в 1920 г. вышел из коммунистической партии. В письме к А.И.Рыкову М.Горький указывал на бессмысленность и преступность истребления интеллигенции: «…если эсеры будут убиты — это преступление вызовет со стороны социалистической Европы моральную блокаду России».

Взрыв сталинского террора, тотальное насилие в построении нового общества, лавина репрессий стали для пацифистов еще одним важным подтверждением того, что насилие рождает только насилие и поэтому не может стать позитивным фактором социального прогресса. Великий индийский гуманист и писатель Р. Тагор, посетивший в 1930 г.

СССР, восхищенный борьбой «за освобождение тех, кто был мал и унижен», заклинал советское правительство «не сотворить зла, которое повлекло бы за собой бесконечную цепь насилия и жестокости…

Ваш идеал велик, и поэтому я прошу вас о совершенстве в служении ему, создания широкого поля свободы для закладки его неизменной основы».

Война и революция привели к изменению социальной основы пацифизма и разработке многообразных миротворческих и ненасильственных альтернатив в целях сохранения мира.

Неоднородность пацифизма определялась, с одной стороны, различием социальной природы отдельных его направлений, эволюция которых в большой мере проходила в русле либеральных, религиозных и ряда социалистических установок в подходах к проблемам войны и мира; с другой — они разделялись на многочисленные течения и автономные организации, отличавшиеся по вопросу о методах борьбы с войной и степени применения насилия.

Альтернатива войне и насилию заключалась в глазах большинства пацифистов в создании международного механизма безопасности, который политическими и моральными методами смог бы регулировать международные отношения и предотвращать этим военное влияние.

Поэтому идея, а затем создание Лиги наций, провозгласившей мирные методы урегулирования конфликтов, отвечали антимилитаристской атмосфере военных и послевоенных лет.

Лига наций создавалась на уверенности в поддержке общественным мнением, которое рассматривалась как резервная сила для содействия арбитражным решениям, моральным осуждениям и международно-правовым решениям. Эти предложения были настолько сильны, что один из ведущих политиков-пацифистов, Р.

Сесил, активный сторонник Лиги наций в Англии, заявлял, что Лига наций — детище общественного мнения. Поэтому пункт о Лиге наций фигурировал во всех внешнеполитических программах послевоенного устройства международных отношений.

Большинство пацифистов считали, что «Лига народов», о которой они мечтали несколько десятилетий, наконец возьмет в свои руки международные отношения, основными принципами которых станет арбитраж, третейские суды и моральные внешнеполитические методы. Это доминирующее направление в пацифизме развивало традиционные идеи ряда либеральных политиков, стоявших у истоков Версальской системы и называвших себя пацифистами.

В центре идеологических позиций была национальная и международная политика, направленная на устранение агрессивной войны или сведения ее к минимуму, и предусматривавшая применение при необходимости силы (санкций международной организации).

Этот либеральный пацифизм, называемый американскими историками «интернационализмом», а английскими — «пацифицизмом», выдвигал на передний план дипломатию «морального принципа», ненасильственные методы разрешения международных конфликтов и предотвращения войны которые декларировала Лига наций. Что касается международных договоров, то пакт Бриана-Келлога (1928 г.) явился кульминационной точкой пацифистской дипломатии. Зафиксированный в нем тезис отказа от войны как орудия национальной политики налагал моральные обязательства на политику государств.

Идейно-политическая платформа этого направления включала ряд внешнеполитических доктрин. Исходной позицией международно-правовых (легалистских) концепций стал тезис о доминанте международного права, при котором главными факторами международных отношений считались Лига наций, Международный суд, арбитраж, санкции против агрессора, разоружение.

Другая концепция выдвигала на первый план роль моральных методов предотвращения войны. Достижение политической консолидации мирового сообщества на основе универсальной гуманистической морали, методами дискуссий, убеждений, третейских судов, добровольного морального и материального разоружения составляло ее характерную черту.

Многие сторонники этого направления отвергали возможность военных санкций. Можно выделить и космополитическую (мондиалистскую) концепцию, основанную на идеях мирового права, всемирного федерализма и международного парламентаризма.

Отвергая государственный и национальный суверенитет, эти пацифистские идеологи мечтали о создании «Всемирного правительства» как гарантии мира и альтернативы войне.

Критика агрессивной внешней политики, стремление к поддержанию мира средствами, бывшими в распоряжении Лиги наций, содействие мирному улаживанию конфликтов, заключению договоров, кодификации международного права, разработке принципов арбитража и санкций были характерными для деятельности пацифистских организаций, примыкавших к этому направлению. К ним относились Федерация обществ Лиги наций, Межпарламентский союз, Международная ассоциация права, Международная лига арбитража, Международное бюро образования, Международная федерация университетов для содействия Лиги нации и др., имевшие национальные организации практически во всех государствах — членах Лиги наций.

Федерация обществ Лиги наций, объединившая к концу 20-х годов более 40 национальных ассоциаций содействия Лиге наций и провозгласившая в 1919 г. целью «проводить политику, независимо от правительств», не играла серьезной роли. Ее деятельность принималась во внимание лишь в тех случаях, когда соответствовала планам официальных делегатов Лиги наций.

Решения ее конференций, направляемые в Ассамблею Лиги, по словам английского историка Д. Бирна, отличались «официальным штампом, сводившим на нет ее роль как голоса общественного мнения в поддержку Лиги». В 1923 г.

глава отдела информации при Совете Лиги Бартлетт писал, что надо «что-то предпринять, чтобы Федерация стала не просто отделением Лиги, а более независимым движением».

Источник: http://MirZnanii.com/a/182338/mnogolikiy-patsifizm

Ссылка на основную публикацию