Логотерапия франкла — основные принципы, техники, цель, методы

Логотерапия Франкла: основные принципы

Логотерапия Франкла - основные принципы, техники, цель, методыОбразование 5 апреля 2017

Двадцатый век стал периодом изучения человека. Буквально за сто лет возникли и развились многие научные дисциплины, целью которых стало раскрытие тайн человеческого существования.

Ослабление влияния церкви на умы населения, связанное с техническим прогрессом, вызвало большой интерес к человеческой душе и методикам самопознания. Это послужило толчком к развитию психологии и психотерапии. Одно из ее направлений называется логотерапия.

Франкл, автор методики, сумел создать уникальную научную теорию, с помощью которой можно вылечить широкий диапазон психозов разного характера и провести эффективный самоанализ. Данной методике и ее основным принципам посвящена сегодняшняя статья.

Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

Франкл — фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия.

Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией.

Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.

Видео по теме

Логотерапия Франкла: кратко

Методика австрийского психиатра является разновидностью психотерапии. Теория логотерапии Франкла становится более понятной, если учесть, что греческое слово «логос» здесь используется в значении «смысл». Иные интерпретации перевода будут только путать и не передадут истинного значения метода.

Дело в том, что Франкл считал человеческую жизнь бесконечным поиском смысла.

Он был уверен, что отсутствие смысла приводит людей на грань безумия и самоубийства, ведь они начинают испытывать психологический вакуум.

Логотерапия не пытается дать пациенту ответы на вопросы и навязать свое видение ситуации. Она всего лишь направляет человека и позволяет ему самому определить свой смысл, ради которого стоит жить и идти вперед.

Основы логотерапии

Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед.

В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом.

Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных.

Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого.

Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается.

Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.

Цели логотерапии

Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл.

К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед.

Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.

Франкл утверждал в своих работах, что человек — создание свободное. Его ничто не может ограничить, он двигается по своей духовной вертикали и внутри ее способен принимать абсолютно любые решения.

Работая с душевными расстройствами различной тяжести, психотерапевт считал, что внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление о полной неадекватности пациента.

Именно до этой основы необходимо «достучаться» логотерапевту, она всегда является статичной величиной.

В связи с этим Франкл выделил три основных принципа своей научной теории:

1. Свобода воли.

В любых заданных условиях у человека остается возможность выбирать и самостоятельно принимать решения. Причем личность пользуется этой свободой во внутренних решениях, обусловленных воспитанием, темпераментом и опытом. А также во внешних или социальных, когда определенные условия предложены социумом и ситуацией.

Данная свобода позволяет пациентам выйти из различных заболеваний, ведь личность приходит к пониманию того, что здоровье и болезнь тоже являются ее собственным свободным выбором. Этот факт наполняет жизнь многих пациентов новым смыслом.

2. Воля к смыслу.

Свобода сама по себе не имеет никакого значения, но стоит только понять, что она дается с какой-то целью, как все встает на свои места.

Самореализация, то есть стремление к достижению своей цели, является самым главным жизненным смыслом личности.

Любые препятствия на данном пути, которые явно или подсознательно мешают выполнению намеченных задач, приводят к психологическим проблемам разной тяжести.

Логотерапевт дает возможность пациенту видеть и осознать эти препятствия для того, чтобы устранить их и вернуться на свой первоначальный путь. Причем сделать эту работу должен сам пациент всего лишь с помощью психотерапевта.

3. Смысл жизни.

Логотерапия объясняет существование человека не просто поисками смысла, но и совокупностью определенных преобразований в результате данной деятельности.

Каждый индивид должен сделать лучше себя и окружающий его мир, но это вовсе не означает некоторую общность смысла. У каждой личности он свой и может меняться в зависимости от обстоятельств.

Это обусловлено первыми двумя принципами логотерапии.

Смысловые системы Франкла

В процессе своего развития у человечества образовалось несколько смысловых систем, на которых акцентирует внимание логотерапия. Франкл выделял три ценностно-смысловые установки:

  • творчество;
  • переживания;
  • отношения.

Ценности творчества заключают в себе то, что создает личность и дарит ее миру. Эти творения всегда вызывают массу эмоций и дарят смысл определенным категориям индивидов.

Окружающий мир дает ценность переживаний, они перерастают в опыт и становятся частью личности, срастаются с ней. Ценность отношений является самой противоречивой величиной.

Ведь она выражается не только в личностных отношениях, но и в позиции относительно своей судьбы и общении с окружающим миром.

Особое внимание психиатр уделял совести. Методы логотерапии Франкла выделяли ее в особый душевный орган, который является неотъемлемой частью существования личности. Совесть функционирует как некая система, координаты которой нацелены на поиски общего смысла, можно сказать вселенского. Он направляет человека и координирует его поступки независимо от оценки отдельных индивидов и социума.

Техники логотерапии

Логотерапия Франкла техники использует весьма эффективные. Чаще всего их применяют в работе с пациентами, которые страдают различными неврозами и тревожными синдромами.

Франкл доказал, что фобии и тревожные состояния отлично лечатся с помощью логотерапии. Но каждый из методов является весьма глубоким и приносит эффективность только при слаженной работе врача и пациента.

Логотерапия Франкла основные техники представляет тремя следующими методами:

  • парадоксальной интенцией;
  • дерефлексией;
  • логоанализом.

Каждая технология заслуживает пристального внимания.

Парадоксальная интенция

Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.

Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.

Дерефлексия

Данная методика отлично работает в случаях, когда повышенный уровень самоконтроля и внимания не позволяет пациенту достичь желаемого.

Чаще всего это связано с различными интимными проблемами, такими как мужское бессилие и женская аноргазмия, не имеющими под собой физических оснований.

С помощью дерефлексии пациент отвлекается от своей персоны и полностью переключается на своего партнера. В итоге отпадает проблема соответствия ожиданиям и усиленного самоконтроля.

Логоанализ

С помощью логоанализа психотерапевт получает возможность изучить ценностную шкалу пациента. Он стимулирует творческое начало и позволяет в кратчайшие сроки проанализировать всю жизнь, чтобы определить индивидуальный смысл.

В связи с этим у личности пропадает ощущение бессмысленности и пустоты. Как следствие, пропадают неврозы, тревоги и депрессии.

Заключение

Логотерапия уже нашла свое применение во многих областях психологии. Она весьма эффективна в работе с различными психологическими проблемами, которые решаются с помощью логоанализа и терапии.

Настолько же эффективно данное направление в лечении людей с тяжелыми формами психозов, в том числе шизофрении.

Ведь логотерапия позволяет осознать смысл своего существования абсолютно в любой ситуации, а, значит, помогает продвигаться к поставленной цели.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Бизнес
Система управления взаимоотношениями с клиентами: основные принципы

Сравнительно недавно в хозяйственном секторе был распространен ручной труд. Со временем на смену ему пришло массовое производство, в котором доля участия человека существенно снизилась. Вместе с этим был ликвидирован …

Бизнес
Типы проектов: основные принципы их классификации

На практике можно встретить различные типы проектов. Управление ими может объединять совершенно разные подвиды деятельности с их результатами. В данном случае речь может идти и о строительстве пирамид в Египте, и о на…

Бизнес
Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса: основные принципы написания.

Следуя закону, юридическим лицам, имеющим форму ООО, ЗАО, ОАО, запрещено иметь фактическое место нахождение своей фирмы в обычных жилых помещениях, в отличие от ИП. В таких случаях руководителям компаний приходится ре…

Бизнес
Закрытые акционерные общества: суть и основные принципы организации их деятельности

Данная форма осуществления деятельности у российских предпринимателей является достаточно распространенной. Однако закрытое акционерное общество (ЗАО) менее популярно, чем ООО.

Бизнес
Основные принципы менеджмента

Основные принципы менеджмента – это общие правила управления. Они относятся к категории универсальных, соблюдение которых должно привести коллектив к общей цели: процветанию компании, предприятия, организации ил…

Бизнес
Процессный подход к управлению: суть и основные принципы

Процессный подход в управлении определяет рассмотрение коммерческой деятельности фирмы как совокупность бизнес-процессов, которые связаны между собой миссией компании и целью ее деятельности. В современных усло…

Бизнес
Организация производственного процесса. Основные принципы.

Любой вид промышленной деятельности нуждается в грамотном построении производственного процесса, под которым понимают процедуру превращения предмета труда (сырья, материалов, полуфабрикатов) в готовую продукцию, необх…

Читайте также:  Активное слушание, техника и приемы активного слушания

Домашний уют
Чем отличается земляника от клубники: основные принципы различия

Сейчас мало кто из садоводов задумывается над тем, что именно он выращивает на своем участке: клубнику или землянику садовую. При этом большинство с уверенностью называют эту ягоду клубникой. А вот так ли это на самом…

Домашний уют
Дизайн спальни в хрущевке: основные принципы

Хрущевка — это, наверное, самый неудачный проект жилья в области дизайна и архитектуры. Низкие потолки, маленькая кухня и очень неудобные комнаты делают жилище неудобным и непривлекательным. Если вы являетесь “с…

Духовное развитие
Основные принципы христианского мировоззрения

В конце X века воссиял на Руси свет православия, который принес сюда великий князь Киевский Владимир, причисленный впоследствии к лику святых как равноапостольный, то есть по величию своих деяний равный апостолам ― уч…

Источник: http://monateka.com/article/177788/

Логотерапия

В начале двадцатого века индустриализация обещала обеспечить всех и каждого необходимым и принести изобилие в каждый дом. Научно-технический прогресс шагал огромными шагами по Западной цивилизации.

Казалось, что тысячелетия выживания и борьбы со стихией, средневековым мракобесием и междоусобной грызни за ресурсы остаются позади и наступает новая эпоха.

Новая эпоха действительно началась, имя ей — высшая стадия капитализма — империализм.

Империалистический передел мира принес человечеству две чудовищных по своим масштабам и расчетливой жестокости мировых войны, лагеря смерти и холокост, газовые камеры и массовые расстрелы, тоталитаризм и оружие массового поражения. Человечество ужаснулось и погрузилось во страх и уныние, апатия захлестнула европейского обывателя. Ощущение отсутствия смысла жизни и абсурдности бытия стали повсеместны.

Никогда еще история человечества, с лишениями и страданиями прошлого, не знала такого количества самоубийств как в первой половине 20 века.

Ответом на отчаянный страх стала логотерапия – лечение смыслом в дословном переводе с греческого.

Ее автор – австрийский психотерапевт Виктор Франкл, прошедший все ужасы нацистской системы лагерей «Дахау» не просто теоретизирует на тему «В чем смысл жизни», а является сам пациентом своей же терапии смыслом.

Что такое логотерапия.

Теория логотерапии – это учение, которое постулирует мотивацию поведения человека, как стремление к смыслу жизни. По утверждению Виктора Франкла, при любых обстоятельствах человек старается найти смысл своего бытия, сопоставляя этот смысл с окружающей реальностью и людьми.

Еще, будучи заключенным лагеря Аушвиц, Франкл заметил, что некоторые узники ломались очень быстро, не выдерживая побоев капо или надзирателей, голода, холода, изнурительной работы и ощущения беспомощности. Многие просто отказывались выходить на работу, что неминуемо вело их в газовую камеру.

Иные бросались на колючую проволоку под высоким напряжением, что прекратить свои страдания. Также Франкл отметил в своих наблюдениях и других заключенных. Тех, которые день ото дня сносили все муки, молча, и даже с неким вызовом обстоятельствам, ежедневно вставали на работу.

Никогда не жаловались и не роптали.

У каждого из них был смысл вытерпеть все, что только не пошлет им судьба. У кого-то на воле были родные и любимые и выжить для них, была главная задача.

Кто-то мечтал поскорее вернуться к недописанному роману, кого-то тянуло вернуться к любимому плотницкому делу.

Имея опыт наблюдения за своими стойкими товарищами по несчастью, Франкл пришел к выводу, что движущая сила человека это его стремление обрести и реализовать смыл жизни, находящийся вне него.

Источник: https://psydeal.com/terapiya/logoterapiya/

Логотерапия – что это, основные принципы, методы, техники и упражнения

Логотерапия – хотя бы раз в жизни каждый человек нуждается в такого рода психологическом методе. Возрастные кризисы жизни часто приводят к утрате имеющихся смыслов на которые человек мог опираться, и это похоже на такое состояние, когда почва выбита из-под ног.

Логотерапия в психологии

Логотерапия и экзистенциальный анализ – методы экзистенциальной психологии, выросшие из психоанализа. Логотерапия происходит от греч. logos – слово, therapeia – забота, уход. Психологи-логотерапевты видят своей задачей помочь обрести человеку утраченные смыслы или создать новые. Очень хорошо зарекомендовала себя логотерапия в лечении неврозов.

Основатель логотерапии

Логотерапия Франкла кратко: «Человек постоянно нуждается в смысловом сопровождении своих действий, задач, ситуаций, поступков». Логотерапия была основана Виктором Франклом, австрийским психиатром и психологом, прошедшим немецкий концентрационный лагерь. Все его методы пропущены через себя и узников доказали свою эффективность, что в любых ситуациях можно выжить и сказать жизни: «Да!».

Логотерапия – исследования

Основы логотерапии Франкла базируются на его исследовании и представлении человека как трехмерной модели, в горизонтальном измерении это психическое и физическое ядро личности, и в вертикальном духовное (ноэтическое).

Все вместе это неделимое целое. Духовное отличает индивида от животного.

Все три сферы находятся в некоем напряжении между внутренним содержанием и внешним миром, стремление постигать новое, находить новые смыслы взамен устаревшим – это и есть цель человека.

Виды логотерапии

Виды и методы логотерапии дополняются последователями В. Франкла , но неизменность того, что было выстрадано и опробовано на тысячах людей, говорит о том, что методы рабочие и актуальны сегодня. виды техник логотерапии:

  • парадоксальная интенция;
  • дерефлексия;
  • логоанализ.

Задачи логотерапии

Принципы логотерапии осуществляют основную ее задачу: обретение персонального смысла, помогающего идти дальше, творить, любить и быть любимым.

Смысл может быть найден в одной из трех сфер: творчество, эмоциональное переживание, сознательное принятие ситуаций, которые человек не в силах изменить. Приоритет в ценностях В.

Франкл отдает творчеству, определяя человека как творца. А в эмоциональных переживаниях – любви.

Показания к применению логотерапии

Логотерапия рассчитана на людей и в здравии и в болезни, цель логотерапии не навязать человеку смысл, который видит терапевт, но помочь отыскать его, здесь вся ответственность лежит на пациенте. В. Франкл обозначил 5 сфер применения логотерапии:

  • психогенные неврозы;
  • не поддающиеся излечению соматические заболевания;
  • социогенные явления (чувство опустошенности, экзистенциальный вакуум);
  • социогенное сомнение (ятрогенные неврозы, фрустрации);
  • отчаяние.

Логотерапия Франкла – основные принципы

Логотерапия Франкла показала свою эффективность и в казалось бы запущенных случаях, когда невменяемость человека была констатацией факта психического заболевания. В.

Франкл считал, что даже у измененного ядра личности есть часть, которая полноценно здорова, и достучаться до этой части личности помогает ослабить болезнь, и даже свести к ремиссии, а в самом лучшем случае ведет к выздоровлению.

Принципы логотерапии:

  1. Свобода воли. Человек волен принимать любые решения, делать осознанный выбор в сторону болезни или здоровья, понимая это, любой диагноз – не приговор, а поиск смысла, почему болезнь возникла, для чего, что она хочет показать.
  2. Воля к смыслу. Свобода – субстанция, не имеющая сама по себе значения, пока человек не обретет стремление к смыслу и не выстроит цель. Все возникающие проблемы даются с какой то целью.
  3. Смысл жизни. Обусловлен первыми двумя принципами и у каждого он индивидуален, хотя общее понятие ценностей есть у всех. Самый главный смысл жизни это сделать себя лучше, и для окружающих это будет стимулом обретать свои смыслы и стремиться к улучшенной версии себя.

Методы логотерапии Франкла

Методы логотерапии зарекомендовали себя в лечении разного рода фобий, неврозов, тревожности неясного происхождения. Максимальной эффективности логотерапия достигает тогда, когда человек доверяет терапевту идет вместе с ним в творческом тандеме. Существует три метода логотерапии:

  1. Парадоксальная интенция. Человек боится чего-то, что осложняет его жизнь. Этот метод помогает встретиться лицом к лицу со свои страхом, пойти ему навстречу, сделать что страшно, усилить свое ощущение страха до критической точки, ответить на вопрос: «Что самое страшное произойдет, если я решусь/сделаю/не сделаю?»
  2. Дерефлексия – метод, разработанный для лечения гиперрефлексии и контроля, с успехом применяется для лечения женской аноргазмии переключение с себя, тревоги и концентрация на своем партнере, происходит отпадание проблемы соответствия чужим ожиданиям и отпускание гиперконтроля.
  3. Логоанализ – детальная инвентаризация жизни человека, позволяющая логотерапевту отыскать индивидуальный смысл. Уходят неврозы, тревоги и страхи.

Логотерапия – упражнения

Логотерапия является помогающим методом высвечивая светлые стороны жизни человека, те ресурсы, которые он может использовать для того, чтобы выйти из пучины утраты смысла жизни. Логотерапия – техники и упражнения на имажинацию (фантазирование, воображение, домысливание), работа с образами:

  1. Огонь. Символ огня одновременно это и жизнь и смерть. Какой огонь видит в своем воображении человек, может быть это огонек свечи или факел в темном подземелье, уютно потрескивающие дрова в камине или пожар? Есть ли присутствующие рядом также смотрящие на огонь – все эти ассоциации могут многое рассказать о мироощущении человека.
  2. Вода. Представить себе водоем, что это: озеро, река, может океан. Каков цвет воды и течение бурное или спокойная гладь воды – даже у людей со сложностями воображения образ воды легко представляется. По отношению к воде где человек находится: на берегу, или стоит в воде, плывет? Какие эмоции? Упражнение помогает расслабиться и получить позитивные эмоции и реальные тактильные ощущения.
  3. Дерево. Человек похож на древо, поэтому важно, какой символ дерева он видит. Это тонкий саженец, дрожащий на ветру, или могучее исполинское древо, глубоко уходящее мощными корнями вглубь, и устремленное ввысь раскидистой кроной? Одно оно, или вокруг есть другие? Все детали: листья, ствол, крона имеют значение. Образ можно дорабатывать и дополнять, помогая человеку укрепляться.

Групповые техники логотерапии:

  1. «Я счастлив(а) когда…» продолжить в позитивном ключе, чем больше утверждений, тем лучше, человек привыкает к хорошему и перестает его замечать, упражнение помогает снова отыскать это хорошее в своей жизни.
  2. Позитивное восприятие себя и других. Каждый член группы должен при всех похвалить себя за что-то, затем сделать комплимент рядом сидящему человеку, это должно звучать искренне.

Логотерапия – книги

Виктор Франкл «Логотерапия и экзистенциальный смысл. Статьи и лекции» – эта книга о зарождении и становлении логотерапии как психотерапевтического метода. Другие книги автора:

  1. «Сказать жизни «Да!» Психолог в концлагере». Произведение считается великим и влияющим на судьбы людей. Даже в нечеловеческих условиях нацистского лагеря можно выжить благодаря стойкости духа и нахождении собственного смысла.
  2. «Человек в поисках смысла». В чем смысл отдельно взятой жизни и смерти человека или явлений: любви, страдания, ответственности, свободы, религии –об этом рассуждает В.Франкл в своем труде.
  3. «Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия». Книга будет полезна людям, утратившим интерес к жизни. В.Франкл анализирует причины возникновения утраты смыслов и дает рецепты избавления от тягостного восприятия действительности.

Книги последователей В. Франкла:

  1. «Логотерапия для профессиональной помощи. Социальная работа наполненная смыслом» Д. Гуттман. Профессор экзистенциальной психологии каждый день ведет осмысленную жизнь, продолжая дело В. Франкла, помогая множеству людей поверить что их жизнь – это дар, а все события в ней преисполнены глубочайшего смысла.
  2. «Логотерапия: теоретические основы и практические примеры» А. Баттиани, С. Штукарева. Терапевтический процесс логотерапии в действии, как происходит, какие методы применяются – обо всем этом повествует данная книга.

Источник: https://womanadvice.ru/logoterapiya-chto-eto-osnovnye-principy-metody-tehniki-i-uprazhneniya

Приемы логотерапии по поиску смысла жизни личности по Виктору Франклу

«Лишь с признанием того, что душа создана Богом, всё становится у Франкла на свои места. Без метафизической концепции свободы воли, считает Франкл, невозможны психология и психотерапия.

Радикальное изменение отношения пациента к самому себе, к миру, к собственному заболеванию является необходимым условием любой психотерапии. Люди, конечно, обладают свободой воли, то есть способны выбирать, решать или отказываться от решения стоящих перед ними проблем.

Франкл предлагает мероприятия, направленные на устранение экзистенциальных неврозов. Изложены они в главной его работе «Логотерапия» .

Основная задача лечения, по мысли автора, заключается в изменении отношения пациента к своему страданию; исходным служит тезис о свободе выбора отношения к условиям существования. «Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями:

1) совершая дело (подвиг);

2) переживая ценности» (в любви);

3) путём страдания».

Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла в любых, даже критических, жизненных обстоятельствах.

Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. Такие состояния могут привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. Цель психотерапевта — помочь пациенту обрести утраченный им смысл жизни без навязывания ему собственных смыслов, что может быть сделано при условии активного включения человека в многообразный поток жизни. Одним из главных источников смысла в ней выступает религиозная вера.

Вместе с тем, религия не является единственно возможным источником смысла; эта проблема может решаться одинаково успешно и верующими, и неверующими людьми. Уникальный смысл жизни или выполняющие ту же функцию обобщенные ценности могут быть найдены пациентом в одной из трёх вышеназванных сфер.

Основным в практике логотерапии является метод сократического диалога, применяемый при терапии специфических ноогенных неврозов. В логотерапии разработан также метод парадоксальной интенции  для лечения фобий и навязчивых состояний и метод дерефлексии для лечения сексуальных неврозов.

Как психотерапевт Франкл прекрасно знает, что многие неврозы являются следствием жизненной дезориентации, потери смысла собственного существования.

Читайте также:  Ссоры в семье - причины, что делать если ссоры постоянные

Вывод Франкла о том, что ценностная дезориентация вызывает состояние дискомфорта, а наличие цели в жизни помогает преодолеть физический недуг, является важным в методологическом отношении.

Выдвижение на передний план в мотивации сознательных факторов выглядит в разбираемой концепции более рельефно, чем в построениях других представителей экзистенциализма.

Согласно интерпретации Франкла, смыслом жизни обладают лишь те, кто наделен «базисным доверием к бытию». Логотерапия предназначена для тех, кто не имеет устойчивых убеждений, чья вера поверхностна, у кого отсутствует философское видение мира. В результате, человек осознает свою абсолютную свободу по отношению к миру и свою абсолютную ответственность перед Богом.

С этим связан один из важнейших принципов концепции Франкла: любая жизнь, в том числе и протекающая в нестерпимых страданиях, осмысленна. Поэтому логотерапевт не нуждается в том, чтобы навязывать собственные ценности другому человеку. Он только помогает поставить вопросы, дать же ответ на них должен сам пациент.

По Франклу, биологическая и социальная жизнь человека лишены смысла. Она наполняется смыслом только благодаря приобщению к трансцендентным ценностям.

Осмысленность существования, моральная ответственность, совесть возможны лишь у религиозного человека: «С психологической точки зрения религиозная личность такова, что она испытывает не только то, что говорится, но и говорящего: слух её более чуткий, чем у нерелигиозной личности.

В диалоге с собственной совестью — этом интимнейшем из диалогов — Бог является её собеседником», религиозный человек надеется на  «жизнь вечную», а поэтому его настоящая жизнь осмысленна и моральна».

Тихонравов Ю.В., Экзистенциальная психология, М., «Интел-Синтез», 1998 г., с.110-112.

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме» 

Источник: http://vikent.ru/enc/5921/

Практическая логотерапия метод парадоксальной интенции Виктора Франкла Выступление

Практическая логотерапия: метод парадоксальной интенции Виктора Франкла Выступление студента группы У 7 -16 Лапина Кирилла

Введение • Неуверенность в себе и навязчивые мысли – довольно распространённые явления в условиях мегаполиса, часто препятствующие успешным (в том числе деловым) коммуникациям и продуктивной деятельности, не говоря уже о здоровой полноценной жизни.

Страхи в паталогической форме называют фобиями*, а навязчивые мысли – обсессивно-компульсивным расстройством**. • Цель моего письменного выступления – рассказать слушателям о методе, который используется в логотерапии для лечения фобий и навязчивых состояний – методе парадоксальной интенции.

Благодаря своей относительной простоте и универсальности он может быть полезен каждому. (*) Фобия – сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению.

В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций. (**) При обсессивно-компульсивном расстройстве у человека непроизвольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии).

Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий).

В процессе выступления я планирую ответить на следующие вопросы: 1. Что такое логотерапия? Кто такой Виктор Франкл? 2. В чём заключается метод парадоксальной интенции, на какой идее он основывается? 3. Как может применяться метод парадоксальной интенции? 4. О двух важных аспектах применения метода.

Логотерапия – вид экзистенциальной (т. е. направленной на смысл человеческого существования) психотерапии, разработана Виктором Эмилем Франклом в середине XX века. (Θεραπεία – «лечение» , «оздоровление» , «лекарство» ; λόγος – не столько «слово» , сколько «смысл» , подчёркивает Франкл).

“Если есть зачем, можно выдержать почти любое как” (Ницше) – наиболее часто используемая Франклом цитата. Причина повсеместной распространённости неврозов в XX веке – неспособность человека реализовать своё стремление к смыслу. Смысл (жить) может быть найден в любой ситуации.

Чтобы отыскать этот смысл, человек вместо вопроса “Чего мне ждать от жизни (ситуации)? ” должен задаться другим вопросом: “Чего жизнь (ситуация) ждёт от меня? ” (активное отношение взамен пассивного) Даже в случае неминуемых страданий: если мы не способны изменить ситуацию, нам следует измениться самим – изменить своё отношение к ней (см. книгу “Психолог в концлагере”). Логотерапия – это…

Коротко: кто такой Виктор Франкл? Учёный, психиатр, основатель третьей венской школы психотерапии, автор понятия “логотерапия” Очень рекомендую к прочтению главный труд учёного – “Говорить жизни “да” несмотря ни на что. Концлагерный опыт психолога”.

Эта небольшая по размерам книга написана доступным языком, содержит бесценный жизненный опыт выдающегося учёного и человека и способна зарядить жаждой к жизни даже безнадёжно больного.

Виктор Эмиль Франкл (1905 -1997) – выдающийся австрийский психиатр, психолог и невролог, большое внимание в своих работах уделявший философии (дипломную работу в гимназии он посвятил психологии философского мышления). По происхождению еврей, Франкл в 1942 году попал в концлагерь.

Жесточайшие условия концлагеря, смерть друзей и близких не сломили его; в 1945 году он с немногими выжившими был освобождён. Вскоре после освобождения он написал свою самую знаменитую работу – “Говорить жизни “да” несмотря ни на что; концлагерный опыт психолога” (дословный перевод).

В первой, повествовательной, части рассказывается об условиях пребывания в концлагере, психологии мучителей и заключённых. Первая часть используется в качестве аргументационной базы для второй, где Виктор Франкл кратко описывает суть и основные положения логотерапии. Виктор Франкл также известен как основатель третьей венской школы психотерапии, делающей упор на смысле как главной движущей силе человека. (Первая – Фрейда – делала упор на удовлетворении сексуальных потребностей, а вторая – Адлера – на удовлетворении стремления к власти).

Метод парадоксальной интенции: основания и суть Метод парадоксальной интенции основывается на том, что пациент, страдающий от фобии или синдрома навязчивых состояний, вовлечён в замкнутый круг: Приближение нежелательной ситуации → АТ, ГИ, ГР → реализация опасений → усиление симптома.

АТ: Антиципированная тревога – термин, применяемый в логотерапии, который описывает состояние тревоги приближении нежелательной ситуации. Способности индивида к самоконтролю существенно ухудшаются. ГР: Гиперрефлексия – сосредоточенность мыслей индивида на себе и на своём поведении.

ГИ: Гиперинтенция – навязчивое желание индивида достичь чего-то, что в норме является не целью, а лишь побочным продуктом стремления к чему-то другому (например, погоня за счастьем). Существует два варианта реализации такой схемы, причём один как правило можно свести к другому: 1. (Желание: событие A) → (не.

Реализация: событие A) 2. (Страх: событие A) → (Реализация: событие A) Рассмотрим их на конкретных примерах.

Навязчивые состояния: примеры • Знакомый всем пример: бессонница как навязчивое состояние. Человек мучается от бессонницы потому, что боится не заснуть (↔ очень хочет заснуть). Беспокойство порождает невозможность засыпания. С каждой ночью преодолеть такую бессонницу становится всё труднее.

• Страх перед публичными выступлениями: человек боится выступать, поскольку считает, что не способен нормально выступить. В качестве главного фактора неуверенного и скованного поведения выступает именно этот страх, “антиципированная тревога”.

• В сексуальных связях условием успеха является спонтанность, “растворённость” в партнёре. Один из распространённых сексуальных неврозов состоит в том, что главной заботой партнёра становится собственная способность переживать оргазм (возможно, из-за предыдущих неудачных случаев – замкнутый круг).

Мысли этого человека обращаются на себя (гиперрефлексия) и лишают секс самого главного (см. выше).

Метод парадоксальной интенции… Для разрыва вышеупомянутого замкнутого круга логотерапия предлагает пациенту в критической ситуации или непосредственно перед ней захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. В этом и заключается метод парадоксальной интенции.

Эффективность данного метода обусловлена его механизмом действия. Человек, “захотевший” того, чего на самом деле хотеть не может, психологически отстраняется от себя, переходит из области эмоций в область смыслов.

Чтобы убедить слушателя в применимости и эффективности данного метода, скажу, во-первых, что сам неоднократно с успехом применял его; во-вторых, приведу примеры из терапевтической практики.

Метод парадоксальной интенции: примеры (1) • Страх потоотделения. Одним из примеров, приводимых автором метода, является случай с молодым врачом, испытывавшим сильный страх потоотделения. Как только молодой человек начинал бояться, что вспотеет, он тут же обильно потел.

Возникал порочный круг: страх вспотеть порождал еще более интенсивную реакцию потоотделения. Чтобы разорвать возникший порочный круг, психотерапевт рекомендовал молодому врачу следующее: каждый раз, когда тот начинает потеть, намеренно стараться продемонстрировать окружающим, насколько хорошо он умеет это делать.

Теперь как только он встречал кого-нибудь, кто вызывал у него предваряющую тревогу потоотделения, то говорил себе: «Раньше я потел только на кварту, а теперь напотею по меньшей мере на десять кварт!» В результате после одного сеанса пациент, десять лет страдавший этой фобией, за неделю освободился от нее навсегда.

• Страх бессонницы делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, пациенту обычно советуют не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать.

Иными словами, усиленное стремление заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон.

Метод парадоксальной интенции: примеры (2) • Писчий спазм*. Следующий пациент работал бухгалтером и лечился у многих врачей без малейшего успеха. Когда этот человек обратился в клинику В. Франкла, он был в крайнем отчаянии, признаваясь, что близок к самоубийству.

В течение ряда лет он страдал от писчего спазма, который в последнее время настолько усилился, что вызвал угрозу потерять работу. Следовательно, только непосредственная краткосрочная терапия могла облегчить ситуацию.

С самого начала ассистент порекомендовал пациенту, чтобы он поступал противоположным образом, нежели поступал обычно, а именно, вместо того чтобы стараться писать максимально разборчиво и красиво, постараться писать самыми безобразными каракулями.

Он должен был говорить себе: «Ну, я им всем покажу, какой я каракулист!» И в тот же момент, когда он попытался писать каракули, ничего не получилось. «Я пытался писать каракули, но просто был неспособен к этому», – говорил он на следующий день.

Таким образом, пациент за сорок восемь часов освободился от писчего спазма и не страдал от него в течение всего периода наблюдения после лечения. Он снова счастлив и совершенно работоспособен. *Расстройство, зачастую невротической природы. Нарушение письма возникает в результате напряжения отдельных мышц, принимающих участие в акте письма.

Метод парадоксальной интенции: примеры (3) • Учащённое сердцебиение. Женщина Мэри В. в течение одиннадцати лет пыталась разными способами избавиться от того, что доставляло ей страдания, но ее состояние только ухудшалось.

У нее были приступы сердцебиения, сопровождающиеся выраженной тревожностью и страхами, которые были связаны с ожиданием внезапного обморока. После первого приступа она стала бояться, что он повторится, и, конечно же, он повторился.

Пациентка рассказывала, что, когда бы она ни начинала чувствовать этот страх, после этого сразу следовал приступ сердцебиения. Однако главным ее опасением было то, что она могла упасть в обморок прямо на улице.

Доктор Кокоурек посоветовал ей говорить себе в такие моменты: «Мое сердце бьется все быстрее! Я упаду в обморок прямо здесь, на тротуаре!» Еще ей посоветовали нарочно посещать те места, которых она раньше избегала, считая их для себя неприемлемыми и даже опасными.

Две недели спустя пациентка сообщила: «Чувствую себя очень хорошо и не ощущаю никакого сердцебиения. Страх полностью исчез» . Через несколько недель после ее выздоровления она сообщила: «Учащение сердцебиения иногда случается, но как только я говорю себе «мое сердце должно биться все быстрее» , сердцебиение становится нормальным» .

Два важных аспекта применения метода I. • Американский психолог Гордон Олпорт пишет: “Невротик, который учится смеяться над собой, встал на путь к самообладанию, а возможно и выздоровлению”.

Как я уже отмечал, применяя метод парадоксальной интенции, человек психологически отстраняется от самого себя. Эта способность к самоотстранению, т. е. способность воспринимать себя несерьёзно, как бы со стороны, тесно связана с чувством юмора и понятием самоиронии.

Успех в применении метода парадоксальной интенции коррелирует со способностью пациента к самоиронии. • Способность к самоотстранению, хорошее чувство юмора – очень важные качества для человека, способные в тяжёлых условиях защитить его внутренний мир.

Виктор Франкл, рассказывая о своём концлагерном опыте, пишет о бесценном значении юмора.

II.

Учёный, описывая свой метод, говорит следующее: “В благоприятных случаях, когда отсутствует вызывающий и проявляющий симптом экзистенциальный вакуум, пациент оказывается в состоянии не только высмеивать свой невротический страх, но, в конце концов, и полностью его игнорировать. ” Экзистенциальный вакуум вызывает и проявляет симптом. Человек прозябающий, лишённый позитивного смысла существования, предрасположен к невротическим расстройствам и не может быть окончательно излечен без позитивной переориентации.

Читайте также:  Подсознание может все, как им управлять, работа с подсознанием

Заключение Надеюсь, что рассмотренный мной метод станет полезен тем моим слушателям, которые страдают в жизни от навязчивых мыслей или фобий (таких людей в Москве довольно много, если верить статистике!) Призываю всех относиться к любым своим недостаткам отстранённо и с иронией, это сбережёт много ваших сил и возможностей. Ищите свой смысл и своё призвание в каждой конкретной ситуации. Живите “на максимум”, осуществляйте все то, что можете и считаете нужным осуществить. Это скажется на всём, и в первую очередь – на душевном здоровье. Для более подробного ознакомления с методом парадоксальной интенции и логотерапией вообще рекомендую следующую литературу: 1. 2. 3. Франкл В. Сказать жизни «Да!» : психолог в концлагере. — М. : Альпина Нон-фикшн, 2009. — 239 с. Франкл В. Воля к смыслу = The will to meaning. — М. : Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. — 97 с. Франкл В. Психотерапия на практике.

Источник: http://present5.com/prakticheskaya-logoterapiya-metod-paradoksalnoj-intencii-viktora-frankla-vystuplenie/

Глава 4. Логотерапия: Виктор Франкл

Виктор Франкл (1905-1997) — австрийский психиатр, психолог и невролог. С 1942 по 1945 год Франкл находился в германских концентрационных лагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать, брат и жена погибли в лагерях.

Франкл является основателем третьей Венской школы психотерапии (логотерапии), после первой психоаналитической школы Фрейда и второй школы индивидуальной психологии Адлера (Глэддинг С., 2003).

Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоана­лиз сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на стремлении к власти.

Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека. Согласно Франклу (1990), стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования. Смысл жизни уникален для каждого человека и изменяется с течением времени.

Пациенты часто утверждают, что смыслом жизни является удовольствие. Если бы удовольствие было главным источником смысла, вряд ли стоило бы жить, поскольку неприятных ощущений в жизни гораздо больше, чем приятных. Те же, кто слишком занят поиском удовольствия или счастья, не могут их найти, потому что слишком концентрируются на их поиске.

Франкл выделяет три основных способа, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни:

1) что-то давать жизни (ценности творчества);

2) что-то брать от жизни (ценности пережива­ния);

3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя из­менить, например, при неоперабельном раке (ценности отношения).

Кроме того, пере­живания, имевшие место в прошлом, и религия — это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Смысл в работе.Работа — главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Работа, которой человек занимается, не имеет большого значения, имеет значение способ выполнения этой работы.

Необходимо разъяснить это невротическим личностям, которые предъявляют жалобы на то, что другой род занятий позволил бы им лучше реализовать себя. Франкл считает, что при выполнении любой работы существуют такие возможности, хотя он признает, что некоторые виды работ в основном рутинны.

В таких случаях смысл творче­ства следует искать в делах, которыми можно заняться на досуге.

Экзистенциальная важность работы проявляется в том, что Франкл называет «неврозом безработицы». Наиболее выраженным симптомом у безработного является апатия, чувство бесполезности и пустоты.

У невротических личностей безработица становится оправданием всех неудач и снимает с них всякую ответственность перед другими и перед собой, а также перед жизнью. Вместе с тем безработица скорее может быть результатом невроза, чем невроз — результатом безработицы.

Безработица не является ударом судьбы, с которым следует смириться. Некоторые люди реагируют на экзистенциальный вызов безработицы, оставаясь активными и увлеченными, таким образом им удается избежать невроза, связанного с безработицей. Существует альтернатива физическому отступлению под напором социальной судьбы.

Вполне можно заняться различными другими видами деятельности, с пользой проводить время, занять жизнеутверждающую позицию. Работа — не единственный способ придать жизни смысл. Человек способен решать, каким будет его отношение к потере работы, позитивным с элементами надежды или же апатичным.

Логотерапия показывает безработному способ обрести внутреннюю свободу, несмотря на неблагоприятную ситуацию, и учит осознанию ответственности, благодаря которой он сохраняет возможность сделать свою трудную жизнь содержательной.

Занятость может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Некоторые люди пытаются избежать столкновения с пустотой своего существования, ища убежища в работе или в профессии.

Смысл в страдании. По мнению Франкла (1990) люди могут выбирать, как им отвечать на страдание.

Например, смертельно больные люди могут видеть в жизни смысл до последнего момен­та, если они принимают брошенный им судьбой вызов и страдают мужественно.

Франкл цитирует Гете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не мог­ли бы облагородить либо деянием, либо терпением».

Некоторые люди могут возвыситься до вызова страданию и способны духовно обогащаться и укреп­ляться благодаря ему. Однако людям нужно быть осторожными и не принимать судьбу с излишней с готовностью. Обращаться к ценностям отношения следует только тогда, когда у них появляет­ся твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.

Смысл любви. «Любовь — лишь один из возможных способов наполнить жизнь смыслом, причем далеко не лучший способ. Наше существование было бы весьма печальным, а жизнь бедной, если бы их смысл зависел от того, испытываем ли мы счастье в любви…» (Франкл В., 1990).

В тоже время отсутствие любви может объясняться скорее невротической неудачей, чем судьбой. Внешняя физическая привлекательность сравнительно не важна, а ее отсутствие не является достаточной причиной для отказа от любви. Отказ от любви связан обычно с завышенной или с заниженной оценкой любви.

Невротические личности могут опасаться напряжения, связанного с несчастной, неразделенной любовью, поэтому склонны избегать возможностей для любви.

Сверхсмысл.Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания. Однако это не значит, что страдание не имеет такого предельного смысла.

Франкл не согласен с положениями светской экзи­стенциальной философии, согласно которым одна из главных задач человека — терпеть бессмысленность жизни.

Франкл считает, что люди должны мириться со своей неспо­собностью охватить умом и увидеть с рациональной точки зрения предельный смысл жизни. Бесконечный Бог скорее молчалив, чем мертв.

Одной из тенденций современной жизни является не уход от религии, а ослабле­ние акцента, который делается на различиях между различными вероисповеданиями.

Франкл не выступает в защиту универсальной религии.

Вместо этого он видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном язы­ке, используя свои слова.

Экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Франкл различает две стадии бессмысленности — экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз.

Экзистенциальный вакуум, или экзистенциальная фрустрация, — феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии, пустоты, цинизма.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бес­смысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными трудностями. Фрустрация воли к смыслу — это «экзистенциальная фрустрация». Такая фрустрация иногда заместительно компенсируется жаждой власти или удовольствия.

Экзистенциальная фрустрация не всегда является патологическим феноменом.

Франкл не считает, что поиск смысла существования, или даже сомнение в его наличии обязательно обусловлено каким-либо заболеванием или приводит к нему.

Часто он успокаивает «не-пациентов», говоря, что их экзистенциальное отчаяние — скорее дос­тижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверх­ностности.

Экзистенциальный,илиноогенный невроз, развивается при присоединении к экзистенциальной фрустрации невротической симптоматики. Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект.

Неврозы, по мнению Франкла, коренятся в четырех различных слоях (или «измерениях») человеческого бытия — физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном, или духовном. Разные типы неврозов различаются с точки зрения относительной важности каждого из этих четырех измерений.

Цель диагностики — выявить среди них первичный. Ноогенные неврозы составляют лишь около 20% случаев неврозов.

Терапия затрагивает человека в целом и может включать физическое (или медицинское) вмешательство, психотерапию и логотерапию, параллельно или последовательно. Логотерапия ставит целью не занять место существующей психотерапии, а лишь дополнить ее духовным измерением. Она фокусируется на смыслах и ценностях.

Термин ноэтический относится к духовному измерению. Ноогенные неврозы возникают из-за экзистенциальных проблем, среди которых фрустрация воли к смыслу играет значительную роль.

Психозы также включают экзистенциальные аспекты, которые заключаются в свободе определять собственное отношение к болезни.

Следовательно, даже психоз представляет собой проверку человеческих качеств пациента.

Логотерапевты внимательно относятся как к явным признакам экзистенциального ва­куума (например, к словам клиента: «Моей жизни не хватает смысла»), так и к скры­тым симптомам, таким как апатия и скука, которые указывают на то, что клиенты ощу­щают внутреннюю пустоту.

Ликвидация признаков экзистенциальной фрустрации, таких как апатия и скука, является «побочным продуктом» поиска и обнаружения смысла.

Когда кли­енты начинают видеть больше смысла в своей жизни, выраженность имеющих­ся у них симптомов (депрессии, наркомании, агрессии) обычно уменьшается.

Массовая невротическая триада. Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенци­ального вакуума. Глобальное воздействие экзистенциального вакуума не ограничива­ется индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл исполь­зует термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии.

Относительно депрессии су­ществуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциаль­ной фрустрации.

Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности.

Что касается агрессии, Франкл уверен, что люди с наи­большей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

Логотерапевтические методы. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать кли­ентов на решение этих задач.

Логотерапия придает важное значение отношениям между пациентом и психотерапевтом. Эти отношения есть важнейший аспект психотерапевтического процесса, гораздо более важный фактор, чем любой метод или техника.

Отношения требуют равновесия между двумя крайностями, человеческой близостью и научной отстраненностью.

Это значит, что психотерапевт не должен руководствоваться исключительно симпатией или желанием помочь пациенту, но также и не должен подавлять человеческий интерес к нему, сводя отношения к техническим приемам.

В техническом отношении логотерапия близка к когнитивно-бихевиоральной терапии. Методы парадоксальной интенции, дерефлексии, изменения установок и позитивного переформулирования (их называют методами сократического диалога) характерны для обоих направлений.

Один из основных методов экзистенционального анализа — работа с биографией — противопоказан при высоких эмоциональных нагрузках, так как может привести к состоянию перенапряжения и повысить суицидальный риск у клиента.

При невротических состояниях основными методами логотерапии являются парадоксальная интенция и дерефлексия.

Парадоксальная интенция. Использование парадоксальной интенции рекомендуется для краткосрочного лечения клиентов с обсессивно-компульсивными и фобическими психическими расстройства­ми.

Суть парадоксальной интенции заключается в том, что клиентам предлагают наме­ренно сделать именно то, чего они боятся. Кроме того, парадоксальная интенция задействует чувство юмора клиентов и поддерживается им; благодаря чувству юмора у клиентов усиливается ощущение от­страненности от неврозов, так как они начинают смеяться над ними.

Парадоксальная интенция категорически противопоказанапри психотической депрессии.

Дерефлексия. Цель применения парадоксальной интенции — помогать клиен­там высмеивать имеющиеся у них симптомы невроза, а цель применения дерефлексии — помогать клиентам игнорировать эти симптомы.

Дерефлексия особенно полезна в случаях мужской импотенции и неспособности достичь оргазма у женщин. Дерефлексия отвлекает внимание от выполняемого действия и собственной персоны, переключая его на партнера.

При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапию можно применять в сочетании с лекарственной терапией. Сама по себе логотерапия имеет дело со здоро­вой частью личности, помогая клиен­там увидеть смысл в страдании.

Оценка. Было бы несправедливым судить о логотерапии на основе техник парадоксальной интенции и дерефлексии. Это специфические техники для вполне конкретных симптомов или невротических состояний.

Они едва ли применимы в случае более тяжелых нарушений, с которыми имеет дело экзистенциальная психотерапия, в частности при экзистенциальной фрустрации и утрате смысла жизни.

Логотерапия призвана заниматься этими философскими или духовными проблемами.

Высказывается мнение о том, что логотерапия — это скорее вера, философия жизни, светская религия, чем наука или школа психотерапии в обычном смысле слова.

Терапия Франкла представляет собой «смыслотерапию», а бессмысленность и поиск смысла всегда будут для человека проблемами; даже по одной этой причине следует ожидать, что логотерапия сохранит свое значение как самостоятельная форма лечения в сфере психотерапии.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Источник: https://lektsia.com/8x4cb8.html

Ссылка на основную публикацию