Конфликты личности, конфликт между личностью и группой, поведение

Конфликт между личностью и группой

Конфликты личности, конфликт между личностью и группой, поведение

В социальной группе отражается все многообразие общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них является конфликт между личностью и группой.

В основе конфликта между личностью и группой, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее.

Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.

Само членство индивида в группе является конфликтным, С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой — он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям.

Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов.

Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования: 1) преследуя свои личные цели; 2) случайно или потому, что еще не в полной мере освоил эти нормы;

3) индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.

Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и коллективом: 1) ожидания личности противоречат ожиданиям группы; 2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.; 3) борьба за повышение своего статуса в группе; 4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой;

5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.

Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения.

Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы.

Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.

Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей ответственности и власти.

Источник: https://psyera.ru/konflikt-mezhdu-lichnostyu-i-gruppoy-1353.htm

Групповые конфликты и их особенности

В последнее десятилетие, по мнению А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова (2009), групповые конфликты стали повседневным явлением нашей общественной жизни. Во многом благодаря их активизации стала быстрее развиваться конфликтология в России.

Групповые конфликты всегда более масштабны и тяжелы по своим по-

следствиям, чем межличностные. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, «экс-руководителей» и т.п.

Существуют и другие причины межгрупповых конфликтов. Знание теории групповых конфликтов, как и других типов психологических конфликтов, является важнейшим ориентиром для каждого из нас в групповых взаимоотношениях.

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность – группа» и конфликт «группа – группа».

Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.

Конфликт «личность – группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым – в групповых.

Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта, которые непосредственно связаны с положением индивида в группе.

Человек обладает устойчивыми способами поведения в обществе (ролями), зависящими от его статуса в системе социальных и межличностных отношений.

И здесь уместно Вам вспомнить, некоторые понятия из психологии: «социальная роль», «нормативная роль», «интероризованная роль», «статус», «социальная позиция».

Социальная роль – это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.

Нормативная роль – сопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе.

Интероризованная роль – такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным.

Статус – это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли.

Социальная позиция – это отношение человека к своим ролям и своим статусам.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с несоответствием социальной позиции с нормативной ролью; в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т.д.

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие и причины. Например, конфликт между руководителем и коллективом, между рядовым членом коллектива и коллективом, между лидером и микрогруппой и т.д.

Среди основных причин таких конфликтов можно выделить целый ряд:

– ожидания личности противоречат ожиданиям группы (поведение личности не соответствует нормам группы);

– противоречия между личностью и группой в целях, ценностных ориентациях, интересах и т.д.;

– борьба личности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;

– поиск и нахождение реального или мнимого виновника неудач в деятельности группы;

– неудовлетворительный стиль управления, низкая компетентность руководителя.

Конфликт «группа – группа».Эти конфликты принято еще называть межгрупповыми.

Само понятие «межгрупповой конфликт» предполагает, что конфликт возникает во взаимодействии между различными группами, и осуществляться он может по различным причинам, в различных условиях, в различных формах и с различной степенью напряженности. Фактически там, где имеет место межгрупповое взаимодействие, могут возникать и, как правило, возникают межгрупповые конфликты.

В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.

В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать и некоторые другие их особенности.

Во-первых, следует определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов.

В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок.

Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям:

1. «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы – Они».

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются.

3. Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.

Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации: руководство организации – персонал; конфликт между подразделениями внутри организации; конфликт между организациями; конфликт между микрогруппами внутри коллектива.

Здесь же уместно обозначить и их основные причины:

– неудовлетворительные коммуникации;

– нарушение правовых норм;

– невыносимые условия службы;

– низкая заработная плата;

– взаимная зависимость по выполняемым задачам;

– распределение ресурсов;

– неудовлетворительные коммуникации;

– структурная перестройка;

– нарушение договорных обязательств;

– борьба за ресурсы, сферы влияния;

– противоположность интересов, ценностей, целей;

– амбиции лидеров;

– противоположность духовных интересов, ценностей;

– групповой экстремизм и т.п.

В-третьих, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются: собрания, совещания; встречи лидеров; дискуссии; переговоры.

Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют такие, как: межгрупповая враждебность; объективный конфликт интересов; внутригрупповой фаворитизм.

Впервые межгрупповая враждебность была описана З.Фрейдом, который утверждал факт ее универсальности в любом взаимодействии групп. Он определил функцию этой враждебности, объяснив ее как средство поддержания сплоченности группы.

Наиболее полно объективный конфликт интересов был описан Д.Кэмпбеллом (1979). Ее суть:

– конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;

– угроза обусловливает внутригрупповую солидарность;

– угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм;

– угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группы и т.д.

Внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая конфликтность может наблюдаться и без объективного конфликта интересов, а только благодаря определенным познавательным процессам.

Источник: https://infopedia.su/4x7c67.html

Классификация групповых конфликтов. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой

Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа.

Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью.

Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

Позиция – официальное, определяемое должностью положение

Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.

Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:

Вариант конфликта Возможные причины
Руководитель-коллектив Новый руководитель, назначенный со стороны Стиль управления Низкая компетентность руководителя Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров
Рядовой член коллектива – коллектив Конфликтная личность Нарушение групповых норм Неадекватность внутренней установки статусу
Лидер – группа Низкая профессиональная подготовка Применение компромата против лидера Превышение полномочий лидерства Изменение группового сознания
Читайте также:  Активное слушание, техника и приемы активного слушания

Конфликты типа «группа-группа» называют еще межгрупповыми.

24 Типология межгрупповых конфликтов. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

Соперничество – такой вид межгруппового взаимодействия, в котором социальные группы – коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п.

– состязаясь друг с другом, добиваясь одной цели, стремятся в чем-то превзойти соперника.

Например, основными соперниками советских, а затем российских хоккеистов в борьбе за мировое первенство обычно выступают канадские, чешские, шведские, финские американские хоккейные клубы.

Столкновение – такой вид межгруппового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный, друг другу И.А. Гончаров в своем знаменитом произведении “Фрегат “Паллада” пишет: “Столкновение двух судов ведет за собой неминуемую гибель одного из них”.

Доминация (господство) -такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна группа имеет существенное преимущество в самом важном, в силу чего господствует над другой в экономическом, политическом, языковом и т.д.

отношении. В.В.

Короленко так описывал соответствующую ситуацию в отношении использования языка: “В первые годы моего детства в нашей семье польский язык господствовал, но наряду с ним я слышал еще два: русский и малорусский”

Уклонение – такой вид взаимодействия между группами, в процессе которого одна из них или обе стремятся отстраниться, отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п.

Типичным примером такого взаимодействия являлись действия русских войск во время Отечественной войны 1812 года до знаменитого Бородинского сражения, а отступающих французских – после сражения под Малоерославцем.

Избегание -такое межгрупповое взаимодействие, при котором одна из конфликтующих групп стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия. Так, обычно, поступают группы контрабандистов, избегающие встреч с таможенниками, или браконьеров, стремящихся уйти от контроля органов рыбнадзора

Аккомодация – такой вид межгруппового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной социальной группы.

Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п. Таким путем происходит слияние народа или его определенной части с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев и т.д.

межгрупповой конфликт причина управление

Подавление –вид межгруппового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы, ярким примером чего может служить подавление советской властью, ее карательными органами Кронштадского мятежа в 1921г.

Переговоры –специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которой соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, сближают свои позиции и достигают соглашения о способах урегулирования конфликта путем взаимных уступок друг другу.

Компромисс –такое межгрупповое взаимодействие, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.

Согласие –своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности, к соглашению по какому-либо важному для них вопросу.

Сотрудничество –такой вид межгруппового взаимодействия, при котором дружественные или соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

Значительный вклад в изучение механизмов возникновения межгрупповых конфликтов и враждебности внесли психологи. Представители различных школ обосновывали обычно один из механизмов межгруппового конфликта, придавая ему наибольшую значимость. Поэтому при рассмотрении в целом механизмов возникновения этих конфликтов надо учитывать следующие обстоятельства:

 в различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения;

 межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия.

Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют такие, как: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов, внутригрупповой фаворитизм.

Межгрупповая враждебность. Фрейд определил функцию этой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания сплоченности группы. Данный механизм получил развитие в работах Долларда, Миллера, Берковитца.

Последний обосновал неизбежность переноса человеком агрессии на всех «похожих», на тех, кто оказал на него фрустрирующее воздействие в прошлом, в процессе «социального научения».

Здесь вновь постулируется неизбежность межгрупповой агрессии.

Последователи теории «фрустрация — агрессия» показали возможность возникновения агрессии в том случае, когда человек непосредственно не испытывал фрустрирующего воздействия, а лишь являлся его пассивным свидетелем.

Наличие сцен жестокости в просмотренном фильме усиливало агрессивные реакции испытуемых, особенно тогда, когда они сталкивались с потенциальной жертвой, которая, чаще всего по этническим признакам, могла быть ассоциирована с жертвой из увиденного фильма.

Объективный конфликт интересов. Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующему:

 конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;

 угроза обуславливает внутригрупповую солидарность;

 угроза обуславливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;

 угроза увеличивает непроницаемость групповых границ;

 угроза уменьшает отклонение индивида от групповых норм;

 угроза увеличивает степень наказания и степень ответственности нарушивших верность своей группе.

Внутригрупповой фаворитизм. Ряд специалистов (Фергюссон, Келли, Рабби, Горвитц) показали, что межгрупповая конфликтность может наблюдаться и без объективного конфликта интересов, а только благодаря определенным познавательным процессам. Данный феномен получил название «внутригрупповой фаворитизм».

Источник: https://zdamsam.ru/b19172.html

Групповые конфликты

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение 3

1. Понятие групповых конфликтов, их виды и классификация 4

2. Межгрупповые конфликты, их причины и функции 6

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Введение

Актуальность темы работы. Как свидетельствует опыт человеческих отношений, конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Социальная психология выделяет весьма разнообразные их типы от микрогрупп до макрогрупп.

Групповые конфликты не менее распространены в социальной практике, чем межличностные. Практически вся история человечества – это история разноуровневых разнотипных групповых конфликтов.

Они, как правило, более масштабны, тяжелы по своим последствиям, так как в них могут быть втянуты от нескольких человек до десятков миллионов.

В процессе группового взаимодействия каждый может оказаться вовлеченным в групповой конфликт. Само вхождение человека в социальную группу, без которого невозможна его социализация, самореализация, сохранение и проявление индивидуальности, создает объективные предпосылки для возникновения группового конфликта.

Цель работы – изучение сущности групповых конфликтов.

Для достижения поставленной цели выделены задачи:

– изучение понятия групповых конфликтов, их виды и классификация,

– изучение межгрупповых конфликтов, их причины и функции.

Предмет изучения – конфликтология, объект – групповой конфликт.

При написании работы использовалась литература: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология, Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.

1. Понятие групповых конфликтов, их виды и классификация

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой [1, с. 69].

Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность — группа» и конфликт «группа — группа».

Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.

Конфликт «личность — группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами. 

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.

Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».
Позиция — официальное, определяемое должностью положение личности в группе.

Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким.

Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке); в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

Любая социальная группа — сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений.

В свою очередь, неформальные отношения в группе включают ценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами.

Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возникать самые разнообразные конфликты. Наиболее характерными из них являются [1, с. 71]:

1. Внутриличностный конфликт:а) вызванный внутригрупповыми проблемами;б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность.2.

Межличностный конфликт:а) ценностно-нормативный;б) статусно-ролевой;в) психологической несовместимости.3. Конфликт между группой (подгруппой) и членом группы.4. Конфликт между подгруппами в отдельной группе.

5. Конфликт между формальной и неформальной системами отношений.

6. Межгрупповые конфликты.

  Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов:

1. Мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация).2. Мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм).3. Мотив максимилизации относительного выигрыша (соперничество).4. Мотив максимилизации выигрыша другого (альтруизм).5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Минимизация различий между собственными и чужим выигрышем (равенство).

  Каждый из перечисленных мотивов предполагает свои причины возникновения противоречий, свою конфликтную установку и свои способы конфликтного взаимодействия.

2. Межгрупповые конфликты, их причины и функции

Человек в процессе своей жизни одновременно является членом нескольких социальных групп. Это членство носит изменчивый характер (меняются возраст человека, его статус, место работы, профессия и др.).

Читайте также:  Детский аутизм - признаки, симптомы, причины, лечение

Так как интересы различных групп, как правило, не совпадают, а в отдельных случаях противостоят друг другу, это приводит к возникновению между ними конфликтных ситуаций, конфликтного взаимодействия, в которое втягиваются члены этих групп.

Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, а большинство участников конфликта не осознают, чьи истинные интересы они отстаивают и почему. С одной стороны, оказать решающее влияние на ход и исход этих конфликтов по большей части они не могут [4, с. 56].

А с другой, уклониться от них они тоже не могут. Чтобы снизить негативные последствия такой ситуации, необходимо формирование осознанного понимания того, что собой представляют межгрупповьые конфликты, в чем их сущность и особенности, почему они неизбежны. Каковы их последствия, основные приемы и способ., конструктивного разрешения.

Знание теории и практики групповых конфликтов является не только ключевой составляющей профессиональной подготовки менеджеров, но и важнейшим ориентиром для каждого в групповых взаимоотношениях. Данная тема посвящена рассмотрению различных аспектов этих конфликтов.

В общем виде под групповым конфликтом понимается конфликт, в котором хотя бы одна из сторон представлена социальной группой. Выделяют два основных типа групповых конфликтов.

К специфическим особенностям конфликтов первого типа следует отнести столкновение личностных и групповых интересов и мотивов, а также специфику причин противостояния и форм его проявления: применение групповых санкций, полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим и тд К особенностям конфликтов второго типа относят [4, с. 59]:

– во-первых, ярко выраженный субъективный характер,

– во-вторых, специфичность форм их протекания (забастовки
митинги, демонстрации и др.);

– в-третьих, антагонизм субъектов конфликта, обусловленный тем, что члены конфликтующих групп воспринимают обычно друг друг а по принципу «мы – они» и «свои – чужие».

В рассмотрении групповых конфликтов следует выделять два основных подхода: социологический и психологический Социологический подход в большей степени делает упор на рассмотрение межгрупповых конфликтов, в частности конфликтов больших социальных групп (классов, наций, государств, культур и т.д.). Психический подход больше внимания уделяет внутригрупповым.

Конфликтам, рассматривая групповой конфликт как процесс групповой динамики. Межгрупповой конфликт рассматривается как столкновение малых социальных групп.

Наряду с объективными основаниями для дифференциаци людей, которые обусловлены естественно историческим ходом общественного развития, существуют и субъективные. Они обуславливают сознательное, целенаправленное объединение людей в те или иные социальные образования (партии, общественные движения, профессиональные союзы, религиозные конфессии, добровольные сообщества и др.).

Социальные группы, создаваемые в результате действия субъективных факторов, как правило, противопоставляются другим аналогичным группам. Таким образом, можно выделить два основных способа создания (возникновения) социальных групп.

Способы возникновения социальных групп [4, с. 63]:

– Биполярный

– Многополюсный

Биполярный способ порождает парную структуру, состоящую из двух взаимосвязанных, но изначально неравных элементов: наемный работник и собственник работодатель, управленец и исполнитель, политическая, экономическая элита и масса, городское и сельское население и т.д. Стороны этих пар связаны меж собою неразрывно, но связаны в рамках объективной конфликтной ситуации, которая при определенных условиях может перерасти в открытое конфликтное противостояние в жестких агрессивных формах.

Многополюсный, то есть множественный способ образования социальных групп приводит к возникновению профессиональных объединений, наций, различных территориальных общностей. Общество в данном случае «дробится» на множество различных частей.

Механизм возникновения групповых конфликтов между «биполярными» социальными образованиями иной. Система отношений них изначально неустойчива, не сбалансирована. Для поддержании в равновесии (предупреждение конфликта) требуются значительные усилия.

Если их не хватает, то система не колеблется вдруг равновесия, а переходит в стадию открытого противоборства. Конечно, социальное равновесие через некоторое время восстанавливается, но уже в «другой системе», на ином социальном уровне.

Таким образом, сам способ образования социальной группы во многом определяет ее место в системе «социальных координат» и характер конфликтного взаимодействия.

По мнению социальных психологов Г. Дебона, Г. Тарда («Психология толпы»), Д.В.

Ольшанского («Психология масс»), полярност этого усиления не всегда положительная, зачастую наблюдаете деградация личностного поведения, особенно в условиях конфли ного взаимодействия.

Это позволяет предположить, что групповые конфликты находятся в зависимости от множества дополнительных факторов, не свойственных межличностным конфликтам.

Социальная фасилитация (от англ. facility – легкость благоприятные условия) – эффект усиления доминирующих реакций в присутствии других.

Простое присутствие кого-либо другого как правило, повышает энергичность наших действий (в том числе и конфликтных). Действие этого феномена неоднозначно.

Это означает, что присутствие других положительно сказывается на решении индивидами простых задач, в которых доминирует правильный ответ. Решение сложных задач, напротив, затрудняется.

Социальная леность – тенденция людей уменьшать свои усилия, если они объединяются с другими, для достижения обшей цели но не отвечают за конечный результат.

Но и здесь есть обратное правило: коллективность усилий не приводит к их ослаблению если общая цель необыкновенно значима и важна, или, если известно, ко индивидуальный результат будет проконтролирован.

Данный феномен способствует формированию внутригрупповой конфликтной ситуации.

Деиндивидуализация – утрата индивидом в групповых ситуациях чувства индивидуальности и сдерживающих норм самоконтроля Обезличенность, анонимность индивида в группе могут «отпускать социальные тормоза». Чем больше группа, тем сильнее деиндивидуализация и тем вероятнее проявление актов насилия, вандализма и прочих асоциальных действий.

Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление первоначального мнения индивида, склонного принять рискованное или, наоборот, осторожное решение. Групповое обсуждение не усредняет мнений индивидов, а напротив – смещает их к одному из полюсов. Свойство группы поляризовать имеющиеся тенденции мо-Квт приводить и к усилению ее агрессивных намерений и действии.

Огрупление мышления – стремление к единообразию мнений в группе, которое мешает реалистично оценивать противоположные точки зрения. Выделяют следующие основные общие черты и элементы группового мышления, характерные для членов групп
и состоянии конфронтации.

Эти групповые феномены, выявленные и подтвержденные соответствующими экспериментами (С. Аша, М. Шерифа, Ф. Зимбардо), наблюдаются у реальных индивидуумов как в малых, так и в больших социальных группах.

Заключение

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

1. Внутриличностный конфликт:а) вызванный внутригрупповыми проблемами; б) привнесенный из вне и вызывающий внутригрупповую напряженность.
2. Межличностный конфликт: а) ценностно-нормативный; б) статусно-ролевой; в) психологической несовместимости и др.

Классификацию групповых конфликтов можно рассматривать также в зависимости от разновидностей социальных мотивов внутригруппового взаимодействия. Ч. Макклинток выделил шесть разновидностей таких мотивов: мотив максимилизации общего выигрыша (кооперация), мотив максимилизации собственного выигрыша (индивидуализм) и др.

К специфическим особенностям конфликтов первого типа следует отнести столкновение личностных и групповых интересов и мотивов, а также специфику причин противостояния и форм его проявления: применение групповых санкций, полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим и тд К особенностям конфликтов второго типа относят:

– во-первых, ярко выраженный субъективный характер,

– во-вторых, специфичность форм их протекания (забастовки
митинги, демонстрации и др.);

– в-третьих, антагонизм субъектов конфликта, обусловленный тем, что члены конфликтующих групп воспринимают обычно друг друг а по принципу «мы – они» и «свои – чужие».

Список использованной литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

  2. Белкин А.С., Жаворонкоа В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: Наука о гармонии. – Екатеринбург: Глаголь, 1995.

  3. Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000.

Источник: http://works.doklad.ru/view/WoKQHGioUms.html

Конфликт между личностью и группой Наиболее характерные

Конфликт между личностью и группой

Наиболее характерные причины внутригрупповых конфликтов: 1) ожидания личности противоречат ожиданиям группы; 2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д. ; 3) борьба за повышение своего статуса в группе; 4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой; 5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.

Отличительные особенности межличностного конфликта: 1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных 3.

межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально психологических особенностей 4.

отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами 5. затрагивают интересы окружения

В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом: Тип конфликта Модель межличностных отношений Взаимно положительный + + Взаимно отрицательный Односторпонне положительно + отрицательный Односторонне положительный Односторонне противоречиво + + противоречиво отрицательный + Взаимопротиворечивый + + безразличный 0

Межличностные конфликты

Особенности межличностных конфликтов: 1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2.

В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных. 3.

Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза имодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально психологических особенностей. 4.

Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений междуконфликтующими субъектами. 5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Сферы проявления межличностных конфликтов Сфера проявления Типы конфликтов Коллектив (организация) Руководитель подчиненный Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные Причины Организационно технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т. д.

Психологические (социально психологические): индивидуально психологические особенности; социально психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.

) Семья Супружеские конфликты Ограничение свободы, активности и действий; Родители—дети Супруги девиантное поведение одного или нескольких —родственники членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально психологические особенности и уровень психо лого педагогической культуры членов семьи Общество Гражданин—общество Неразвитость технологий приема граждан в (учреждения Гражданин—чиновники государственных учреждениях и в сфере социальной сферы; т. п. обслуживания; низкая правовая и психолого государственные педагогическая культура учреждения; улица; общественный транспорт и т. п. )

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

Этап управления Основное содержание Прогнозирование конфликта Изучение индивидуально психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.

) Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.

Читайте также:  Что мужчины ценят в женщинах больше всего?

Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; использовать все технологии регулирования конфликта; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников Исходя из оценки глубины конфликта предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический Регулирование конфликта Разрешение конфликта

Технологии регулирования конфликта Название Основное содержание Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п.

Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения Социально психологические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами, снижение социальной напряженности и укрепления социально психологического климата в коллективе Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п.

Типология межличностных конфликтов

Тип факторов и их основное содержание Формы проявления Информационные факторы— Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; неприемлемость информации для преждевременная одной из сторон опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факты; информация или информация, переданная с неадекватные акценты Поведенческие факторы— Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; неуместность, грубость, бестактность и нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных т. п. отношений Факторы отношений— Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, неудовлетворенность от манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; взаимодействия между сторонами классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитетности Ценностные факторы— Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); противоположность принципов приверженность поведения религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности к групповым (представления о традициям, добре и ценностям, зле, нормам; справедливости и несправедливости и т. п. ) Структурные факторы— относительно Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, стабильные объективные обстоятельства, которые трудно «правила игры» и т. п. ; социальная принадлежность

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность — группа» и конфликт «группа — группа» .

Конфликт «личность — группа» Особенности: 1. Структура конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.

2. Специфика причин рассматриваемого конфликта, связанные с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция» , «статус» , «внутренняя установка» , «роль» , «групповые нормы» . Позиция — официальное, определяемое должностью положение личности в группе.

Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким. Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установке); в) с нарушением групповых норм.

3. Формы проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

Классификация конфликтов «личность — группа» Вариант конфликта Руководитель — коллектив Возможные причины Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя.

Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров Рядовой член коллектива — Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. коллектив Неадекватность внутренней установки статусу Лидер — группа (микрогруппа) Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера.

Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания

Управление конфликтами между личностью и группой Этап управления Основное содержание управленческих действий Прогнозирование конфликта Изучение индивидуально психологических особенностей сотрудников.

Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п. ).

Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация личных интересов, потребностей конфликтующей личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью).

Нарушение групповых норм, высокомерие Предупреждение конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации.

Применение педагогических мер: беседа, разъясне ние, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм и т. д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и т. п.

Регулирование Добиться признания реальности конфликта конфликтующей конфликта личностью. Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации.

Вести работу с лидерами группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта Разрешение Как правило, конфликты типа «личность — группа» разрешаются конфликта двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и недостатки, приведшие к конфликту, и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы. Это обстоятельство должен учитывать руководитель принятии решения

Основные модели поведения личности в конфликте Модель поведения Поведенческие характеристики личности Конструктивная Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна Деструктивная Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения Конформистская Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов

Типы конфликтных личностей Тип конфликтно й личности Поведенческие характеристики Демонстративый Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь.

Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо Ригидный Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости.

Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду.

Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен.

Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков Сверхточный Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью.

Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п. ).

Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе «Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении. • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание при нимаемой информации, так и ее детали.

• Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации. • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения. • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.

Соблюдайте по следовательность сообщения информации. Не убедившись в точ ности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям. • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

• Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Значение некоторых жестов и поз См. раздаточный материал

Технологии рационального поведения в конфликте Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте.

Источник: http://present5.com/konflikt-mezhdu-lichnostyu-i-gruppoj-naibolee-xarakternye/

Ссылка на основную публикацию