Компьютерная зависимость у детей – профилактика, признаки, лечение

Компьютерная зависимость у детей

Компьютерная зависимость у детей - профилактика, признаки, лечение

Сегодня в каждом доме есть компьютер, а ещё и не один, конечно. Мы не представляем свою жизнь без интернета, каждый по сути зависит от компьютера и интернета, однако должны быть здоровые временные рамки пребывания в интернете и за компьютером.

Проблема происходит ещё от родителей, которые и сами-то проводят немало времени в сети, выкладывая на всеобщее обозрение свою личную жизнь, не задумываясь даже, можно ли выкладывать фото новорожденных своих детей.

 К сожалению у детей временных рамок тем более нет, потому существует такая проблема, как компьютерная зависимость у детей. Соц сети, чаты, онлайн игры — сегодня это всё открыто для наших детей.

И намного интереснее для современного среднестатистического ребёнка(как это не печально), проводить время не за игрой на улице с друзьями, а за компьютером, в интернете, погружаясь всё глубже и глубже в виртуальную реальность.

Итак как понять когда начинается зависимость детей от компьютерных игр и какие признаки зависимости от интернета?

Интернет и компьютерная зависимость у детей, признаки зависимости.

Эта реальная болезнь сегодня опаснее чем кажется и поражает именно молодых. Понятно, что это вовсе не инфекция, но скорость распространения по планете происходит именно с такой скоростью. Чтобы понимать всю серьёзность ситуации, вспомните события по всему миру связанные с детьми за компьютером, которые увлеклись настолько что умерли от истощения организма.

Специалисты борющиеся с данной проблемой утверждают, что вероятность стать зависимым увеличивается у людей, которые проводят за компьютеров более двух часов в сутки. Для борьбы с компьютерной зависимостью у детей, необходим комплексный подход.

Очень важно своевременно выявить зачатки зависимости ребёнка от компьютера. Ведь чем раньше вы обнаружите проблему, тем легче будет её решить. Итак самые основные пункты, как выявить компьютерную зависимость у ребёнка:

  • Конечно в первую очередь — это слишком длительное пребывание за компьютером: в соцсетях, за компьютерной игрой или просто слоняясь по всемирной паутине. Как правило тревогу нужно бить, если ребёнок проводит больше 4х часов за компьютером и его это совсем не напрягает.
  • Забывчивость и игнорирование. Вплоть до того, что ребёнок может забыть поесть, к примеру, или проигнорировать просьбы родителей о помощи по дому.
  • Нервное отрицание и отказ. Отказ от обязанностей, отказ от еды, от общения.
  • Резкая смена эмоционального состояния. Радость сменяется разочарованием, беспричинным горем или чувством вины. Хотя, для ребёнка, конечно, такая “депрессия” не будет, на его взгляд,беспричинной. Угнетённое состояние может быть связано с неудачной попыткой пройти очередной уровень в компьютерной игре. Погружение в виртуальную среду для ребёнка происходит настолько глубоко, что даже отойдя от монитора, он будет испытывать чувство разочарования.
  • Нарушение коммуникативных навыков. Компьютерная зависимость у детей приводит к тому, что ваше чадо замыкается в себе и полностью избегает общения со сверстниками, или максимально ограничивает общение, предпочитая “общение” с компьютером.
  • Пассивность к окружающему миру во время нахождения за компьютером и не только.
  • Агрессия. Самый главный симптом, который наблюдается у всех детей зависимых от компьютера — это резко агрессивная реакция на попытки прекратить пребывание за компьютером. Конечно, если вы целенаправленно не раздражаете ребёнка, угрожая выключить компьютер посреди разгоревшейся баталии на мониторе. Лучше поставьте ребёнку рамки, например временные, через столько-то времени компьютер должен быть выключен и соблюдайте обещанное.

Не малоизвестная и печальная всем ситуация тяжёлой зависимости:

Как физиологически происходит формирование зависимости от компьютера

По сути всё происходит по тому же принципу, что зависимость от азартных игр. В мозгу у человека есть область мозга, которая отвечает за удовольствие. Опыты на животных показали, что стимуляция этого отдела мозга приводит к тому, что несчастное животное умирает от удовольствия в буквальном смысле. Так как все другие потребности в мозгу атрофируются.

Также и человек забывает обо всём что вокруг него происходит, сконцентрировавшись только на игре. Если у человека, тем более ребёнка, компьютерная зависимость, то он подсознательно будет избегать даже употребления пищи в угоду удовольствию от игры. В конце концов это приводит к смерти от истощения.

Ребёнок зависим от компьютера что делать родителям?

Компьютерная зависимость у ребёнка, что делать? Чего Вам точно не нужно делать, так это паниковать и начинать давить на ребёнка в попытке отвадить его от компьютера.

Не только в этой, но в любой ситуации такой подход к воспитанию в корне неверен. Успокойтесь и поймите, что борьба с детской компьютерной зависимостью в первую очередь требует от Вас эмоциональной выдержки, терпения и времени.

Итак как помочь ребёнку побороть зависимость от компьютера?

  1. Наверное, Вы будете в шоке, но постарайтесь поиграть вместе с ребёнком. Не нужно непрестанно читать ребёнку лекции о том, что компьютер — это монстр, он очень вреден, сушит мозги и всё в таком духе. Наоборот — разузнайте что за игры у вашего сынишки или дочурки, поиграйте вместе, расположите ребёнка к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Ведь именно к этому привело сближение с компьютером вашего ребёнка — желание уединится. Такими методами вы потихоньку разобьёте одиночество и восстановите общение.
  2. Очень часто дети “уходят с головой в компьютер” именно из-за недостачи внимания, может быть вы совсем не уделяете внимание малышу? Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
  3. Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие-то поделки, например. Главное, чтобы тема была интересна. Спортивная секция, спортзал, бассейн, танцы, хор. Дайте ребёнку самому показать что ему наиболее интересно. Прививайте вашему чаду хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Постепенно ребёнок втянется и это станет интереснее компьютера.
  4. Добейтесь расположения ребёнка. Если видите, что всё-таки добились расположения, на партнёрских началах договоритесь ограничить время пребывания за компьютером во имя высшей цели — здоровья в первую очередь. Не стоит сразу же устраивать жёсткие ограничения, сокращайте время пребывания за компьютером постепенно.
  5. Найдите первопричину проблемы. Может быть, что уход в компьютер, это уход от реальности. От реальных проблем: проблем со сверстниками, неудачной первой любви или чего-то ещё? Постарайтесь выявить что не так. И помогите ребёнку как минимум разговором, сочувствием и передачей опыта в ситуации, с которой он столкнулся.
  6. Ещё раз стоит сделать ударение на том, что методы давления на ребёнка в данном случае, да и вообще в воспитании, чаще имеют полностью противоположный эффект. Не орите, не угрожайте, что разобьёте монитор, выкинете в окно компьютер, выдерните шнур и прочее прочее. На такой подход ребёнок ответит Вам истерикой, обидой и ещё больше замкнётся в себе. Намного эффективнее тактика замещения компьютера более полезными и интересными делами.

Компьютерная зависимость у детей — виды и признаки

Для того, чтобы знать как решать проблему, необходимо правильно диагностировать какая именно зависимость от компьютера у вашего ребёнка. Существует основных два вида компьютерной зависимости:

Зависимость от сети интернет — отсюда название сетеголизм

Как проявляется сетеголизм? В виртуальной сети человек может находиться по 15 часов в сутки, непрерываясь, занимаясь при этом абсолюьно всё равно чем.

Время может уходить на социальные сети, на общение в чатах, просмотры бесконецных сериалов и прочего. Как правило такие люди неуравновешены и неухожены.

Если Вы не хотите для своего ребёнка такого будущего — проблему необходимо решать уже сегодня.

Зависимость от видеоигр — кибераддикция

В чём проявляется гипераддикция и какие виды бывают: подразделяется такое заболевание в зависимости от вида игры. В частности зависимость от ролевых игр, от неролевых игр, при этом у человека проявляется азарт к достижению цели(набор ачивментов, очков и прочего виртуального “успеха”).

Проявляется в следующих признаках:

  • Невозможность и нежелание оторваться от компьютера и виртуальной игры.
  • Повышенное неестественное настроение при нахождении за компьютером.
  • Возведение в приоритет игры за компьютером. При этом все остальные жизненные задачи страдают. Будь это учёба, работа, уборка по дому или ещё что-то, вплоть до личной гигиены.
  • Коммуникация ребёнка сводится всегда к одной теме: компьютерным играм. Также отдача приоритета виртуальному общению перед реальным общением с друзьями.

Физиологические недуги, связанные с компьютерной зависимостью:

  • Снижение защиты организма перед инфекционными заболеваниями
  • Постоянные головные боли от недостача кислорода в домашних условиях
  • Бессоница от перевозбуждения после игр
  • Сниженный энергетический ресурс организма
  • Боль в позвоночнике и запястьях

Помните, что компьютерная зависимость у детей — это настолько же серьёзная психологическая зависимость, как детский алкоголизм, например.

Потому и относитесь к ребёнку мягко, вызывая доверие и расположение к себе, а не резко реагируя и угрожая. Будьте готовы, что на все ваши попытки вы будете получать неадекватную реакцию.

Наберитесь терпения и спокойствия. Лучше проведите время с ребёнком, сходив куда-то на выходных.

Источник: http://all-mama.com/kompyuternaya-zavisimost-u-detej/

Профилактика игровой зависимости у детей

Тренинг для детей по теме: «Профилактика компьютерной и игровой зависимости».

Цель: проинформировать детей о проблемах, связанных с повышенным интересом к телевизору, компьютеру, побудить детей к полноценному общению со своими сверстниками, родителями.

Оглавление:

Ребята наша речь сегодня пойдет о проблеме компьютерной зависимости среди подростков и детей. Владение компьютера должны позитивно влиять на детей и на все области в которых протекает его жизнь – это семья, образовательное учреждение и окружение подростка (друзья, одноклассники).

Международное сообщество, признало наличие «игровой угрозы» и ввело в реабилитационную практику специальный медицинский термин данному виду зависимости – лудомания

Этому виду зависимости могут быть подвержены люди любого возраста. Зависимость влечет за собой поведенческие расстройства у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости.

Множество финансовых предприятий ведет свою деятельность по созданию компьютерных игр при этом не неся никакой ответственности за последствия своей деятельности.

Опрос детей с подозрением на наличие начальной стадии зависимости показал, что игра на компьютере носит у них характер увлечения. Проблема в том, что это увлечение подростков, будучи чрезмерным, может повлиять на развитие личности молодого человека.

Беседы с родственниками подростков показали следующее: в результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Всё это свидетельствует если не о нарушениях, то об отклонениях в эмоциональной сфере личности подростка, выражающихся в изменении психического состояния детей: снижение активности, настроения, ухудшение самочувствия, дисфории вплоть до депрессии.

Тревожность у детей и подростков, часто играющих в компьютерные игры это не только причина, но и следствие длительного или регулярного нахождения в виртуальной сфере. Тревожность, как личностная характеристика, является своего рода катализатором формирования и усиления психологической зависимости ребёнка от компьютерных игр.

При этом отсутствие зависимости не означает отсутствия негативного влияния от злоупотребления компьютерными играми на личность ребёнка.

Особенно это относится к играм, содержащим насилие, убийство, кровавые сцены, обязывающие виртуального героя к насилию ради выживания.

Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации и к другим негативным последствиям.

Злоупотребление компьютерными играми и сетью Интернет несёт в себе отрицательные последствия. Подросток вырабатывает у себя привычку уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы в реальности.

Читайте также:  Этика и психология делового общения

Отрицательное влияние оказывается и на физическое здоровье подростка, т.к. игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает при этом зрение.

Также оказывается отрицательное влияние на нервную систему и психику подростка. В результате многочасового сидения за монитором возникают постоянные перегрузки и утомление.

Подростки стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры. Большинство таких несовершеннолетних – в жизни, замкнутые, необщительные люди, отвыкшие или не научившиеся общаться напрямую без помощи компьютера.

После потока ярких образов игры, насыщенной виртуальными событиями, подростку сложно переключиться на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.

Рассказ для чтения и обсуждения с детьми:

– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то какой славный, солнечный, – предложила мама. – Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.

Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!

– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.

– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.

– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.

«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.

Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.

«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.

– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.

– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.

– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…

– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.

– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.

– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.

– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.

– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.

– Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:

– Расскажи мне про рыбалку.

– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.

– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.

Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.

Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.

– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.

– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.

Володя испуганно подскочил:

– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.

– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.

– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

Компьютерная зависимость: вопросы для беседы

Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?

Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?

Расскажи о том, что человек не может сделать без компьютера.

Расскажи о том, что компьютер не может дать человеку.

Легко ли тебе прервать интересную игру на компьютере, если надо делать другие дела?

Что надо делать, чтобы, играя не уйти «во внутрь компьютера» и не забыть о реальной жизни?

Упражнения для участников тренинга

ЦЕЛЬ: привитие навыков конструктивного общения в классе, группе, развитие мотивации на совместную конструктивную деятельность.

РАЗМИНКА: время 5 минут. Игра «ТОК». Дети, сидя в кругу, обмениваются рукопожатием с рядом, сидящим учащимся (по часовой стрелке).

Информационная составляющая для учащихся по теме о преимуществах «живого» общения.

ИГРА «ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ».

Предварительная подготовка: доска делится на две части.

Источник: http://atlasplay.ru/profilaktika-igrovoj-zavisimosti-u-detej/

Лечение компьютерной зависимости у детей

По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают до 10% всех пользователей персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире.

В некоторых странах (Китай, Северная Корея) проблема компьютерной зависимости вышла на государственный уровень и взята под контроль правительства.

Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. Главную роль в лечении компьютерной зависимости играет социальная реадаптация пациента, которая возможна только при участии квалифицированных специалистов психологов и психотерапевтов.

Применение различных лекарственных препаратов в лечении компьютерной зависимости дополняет психотерапию и помогает закрепить полученные результаты.

Различные препараты нетрадиционной медицины с успехом используются для лечения различного вида зависимостей, в том числе и компьютерной.

Основной характеристикой этих препаратов является их способность устранять нарушения обмена веществ организма и восстанавливать равновесие между различными системами организма.

Психотерапия является основным методом лечения различных видов зависимостей. Целью психотерапии является устранение психологического конфликта (таковой имеется в большинстве случаев), приведшего к возникновению компьютерной зависимости и социальная реинтеграция больного.

Сеансы психотерапии проводятся врачами специалистами в специально оборудованных для этих целей кабинетах или на дому. Для того чтобы сеансы психотерапии были эффективными необходимо согласие больного на их проведение и желание больного сотрудничать с врачом.

«Навязанные» сеансы психотерапии, проводимые против воли больного, не имеют никакого положительно эффекта, а только усугубляют проблему.

В процессе психотерапии врач психотерапевт помогает больному осознать патологическую суть его привязанности к компьютеру, Интернету или электронным играм, при этом важно избежать возникновения у больного чувства вины. Напротив, целью врача является пробуждение здорового критического отношения больного к его патологическому пристрастию.

Социальная реадаптация больного предусматривает выяснения причин нарушения связей больного с обществом и принятие мер по их устранению.

В случаях неэффективности психотерапии или отсутствия возможности ее проведения, в целях лечения компьютерной зависимости может быть использован гипноз.

Советы родителям по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.

Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм.

Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.

Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

В то же время если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.

Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности.

Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий.

Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).

Применение лекарственных препаратов в лечении компьютерной зависимости

В лечении компьютерной зависимости используются различные группы медицинских препаратов. При этом, специфического лечения компьютерной зависимости не существует. Основной целью назначения лекарств является устранение различных нарушений, которые сопровождают компьютерную зависимость и утяжеляют ее течение.

Например, при наличии симптомов депрессии у больного компьютерной зависимостью назначают курс лечения антидепрессивными препаратами. Избыточную нервозность и возбужденность устраняют при помощи успокоительных средств.

Растительные препараты могут с успехом использоваться в лечении компьютерной зависимости. Препараты этой группы (экстракт Женьшеня, препараты Родиолы розовой, препараты Душицы, Кордицепс, Икан) снижают возбудимость нервной системы и оказывают положительное влияние на работу головного мозга.

На фоне приема растительных препаратов нормализуется сон, повышаются самооценка и социальный интерес больного. Кроме того, некоторые препараты растительного происхождения обладают выраженным иммуностимулирующим и адаптогенным действием и улучшают работу внутренних органов.

Прием любых лекарственных препаратов должен быть согласован с врачом.

На фоне компьютерной зависимости (из-за пренебрежительного отношения к еде) часто возникает недостаточность витаминов и минералов. Поэтому комплексное лечение компьютерной зависимости в обязательном порядке включает витаминно-минеральные комплексы, различного состава.

Для больных страдающих компьютерной зависимостью в частности и для людей проводящих длительное время за компьютеров вообще полезны препараты содержащие витамин А, Е и селен.

Эти микронутриенты повышают метаболическую активность головного мозга и предотвращают избыточное выделение свободных радикалов (вещества разрушающие ткани мозга), которые выделяются в процессе напряженной работы мозга.

Лечение физических симптомов компьютерной зависимости (нарушения зрения, карпальный синдром, синдром «сухого глаза», дисплейный синдром, нарушения осанки) предусматривает в первую очередь правильное обустройство рабочего места и соблюдение режима работы и отдыха. В целях профилактики нарушений зрения рекомендуется проводить гимнастику для глаз и оборудовать компьютер качественным монитором.

  • Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь, М. : PerSe : ПЕР СЭ, 2002
  • Свит Коринн Соскочить с крючка : Как избавиться от вредных привычек и пристрастий, Спб.и др. : Питер, 1997
  • Юсуф Ибрахим Ахмед Чатовая зависимость как психосоциальная проблема, М., 1991

Источник: http://www.tiensmed.ru/programmer5.html

Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами.

Читайте также:  Невроз - лечение, симптомы, признаки, формы, причины неврозов

Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией.

Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны.

Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни.

А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

https://www.youtube.com/watch?v=M8rlLs1S1-Y

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список.

Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр.

Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

Источник: http://auto-painter.ru/lechenie-kompjuternoj-zavisimosti-u-detej/

Компьютерная зависимость у детей: как уберечь ребенка

Компьютерная зависимость у детей – новая болезнь XXI века. Важно распознать ее следует на ранней стадии и вовремя оказать помощь ребенку. Ваша любовь и понимание, а также лечение у специалиста поможет предотвратить страшные последствия компьютеромании.

Современный человек не представляет свою жизнь без компьютера. Однако этот предмет  для многих представляет большую опасность, вызывая новую болезнь – компьютероманию. Чаще всего компьютерная зависимость встречается у детей и подростков, поскольку их психика является наиболее слабой и восприимчивой.

Как формируется компьютерная зависимость у детей

Компьютерная зависимость у детей формируется постепенно, она имеет общие корни с игроманией.

Постоянная стимуляция центра удовольствия в головном мозге приводит к тому, что в угоду своим желаниям ребенок отказывается от пищи, сна и других важных вещей, а при отсутствии доступа к сети, возникает абстенентный синдром, напоминающий похмелье у алкоголика. Стать компьютероголиком может каждый, кто проводит в сети более 2 часов в день.

Виды компьютерной зависимости у детей:

  1. Сетеголизм – зависимость от интернета, характеризуется продолжительным пребыванием ребенка за компьютером. Дети общаются в соцсетях, скачивают музыку, ищут информацию на сайтах, предвкушая последующее сеансы он-лайн. В результате этого у ребенка появляется неуравновешенность, равнодушное отношение к близким.

  2. Кибераддикция – зависимость от компьютерных игр. Если предыдущий вид компьютеромании больше относится к подросткам, то получить эту зависимость рискуют даже дети младшего школьного возраста.

    Во время игры у них заметно улучшается настроение, и если вы отрываете их от развлечения, они испытывают раздражение и проявляют агрессию.

Компьютерная зависимость у детей вызывает следующие физические нарушения:

  • снижение иммунитета;
  • нарушение зрения;
  • головные боли;
  • утомляемость;
  • нарушения режима дня и сна;
  • развитие сколиоза;
  • боли в запястье.

Как лечится компьютерная зависимость у детей

Зависимые дети зачастую не уверены в себе, не удовлетворены жизнью, имеют заниженную самооценку, страдают от комплексов и поэтому испытывают трудности в живом общении со сверстниками. Выявление причин, побуждающих ребенка уходить от реальности, поможет вам в лечении компьютерной зависимости у ребенка.

Не следует критиковать ребенка за увлечение компьютером. Попытайтесь вникнуть в его интересы: что он смотрит, во что играет, с кем общается, и понять причины его поведения. Если вы заметили признаки зависимости, воспользуйтесь помощью психотерапевта.

Не говорите ребенку, что его будут «лечить от компьютера», придумайте другой предлог – психологическое тестирование или определение профориентации, психолог сам найдет правильный ключ к его сознанию.

В результате лечения у ребенка улучшится физическое и эмоциональное состояние, восстановятся отношения в семье, будут развиваться волевые качества, повысится самооценка и возникнут новые увлечения.

Итак, если у вашего ребенка появились первые признаки компьютерной зависимости, окажите ему соответствующую психологическую помощь, проявляйте больше любви и внимания. Ведь зачастую именно отсутствие винимания со стороны родителей и является основной причиной погружения в виртуальную реальность.

Источник: http://VitaPortal.ru/medicine/zavisimosti-alkogol-kurenie-narkomaniya/kompyuternaya-zavisimost-u-detej-kak-uberech-reben

Компьютерная зависимость у детей: признаки, профилактика, как избавить

Сегодня расскажем про компьютерную зависимость у детей и подростков, а точнее про признаки недуга и как избавить ребенка от компьютерной зависимости.

Чем является компьютер для современных людей? Это помощник для родителей, или запрещенная игрушка для детей? Первоначальное удовольствие играть в «танчики» и «бомбочки» превратилось в длительное сидение за стрелялками и квестами. Наши дети (а порой и взрослые) прилипают к монитору компьютера более чем на несколько часов в день.

На эту большую проблему мало обращают внимания мировые производители компьютерной техники. Также игнорируют ее российские врачи, хотя проблема уже требует решения. Беспокоятся только родители. Действительно, быстрое развитие науки и техники породило в нашем мире еще одну большую проблему которая называется — компьютерная зависимость у детей.

Несмотря на общее показное спокойствие некоторые зарубежные врачи отмечают, что действительно, компьютерная зависимость является болезнью. Ведь именно на почве компьютерных игр у подростка наблюдается повышенная возбудимость нервной системы.

Поскольку он проводит за компьютером много часов подряд, то психика постоянно находится в напряжении. Вот такая зависимость нервной системы человека от «компьютерного» состояния и является болезнью.

Симптомы ее сродни болезни Альцгеймера, развивающейся у престарелых людей. В старческом возрасте она характеризуется деградацией мышления, речи и памяти.

Ребенок, который постоянно находится в таком состоянии, привыкает к нему. Он начинает воспринимать все поверхностно не раздражаясь быстрой сменой картинок на мониторе компьютера. Способность усваивать новый материал подросток теряет. Первоначально заложенная в голове у ребенка база знаний забывается.

Усвоение нового проходит с большим трудом. В данном случае можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру для установления диагноза данной болезни и дальнейшего лечения.

Однако, в наше время компьютерные игры все более развиваются. Появляются ультра-современные изобретения. Кроме обычной клавиатуры сейчас имеются различные пульты управления, рули, шлемы. Ребенок почти реально входит в физический контакт с монитором и Сетью, а компьютерная зависимость от этого становится все сильнее.

Как относятся родители к решению данной проблемы? Известно, что:

  • Большинство покупает компьютер только лишь для того чтобы ребенок «не болтался где попало», а также не мешал родителям проводить их свободное время;
  • Другие покупают технику с целью использовать ее в помощь для учебы. При этом ребенок знает, что в компьютере имеется много полезных школьных сайтов и различных тестов.
  • Третьи невольно становятся участниками компьютерных войн поскольку не покупают компьютер своему ребенку. Более взрослые дети (братья, сестры, соседи) подсаживают за мониторы их малолетнее чадо. Родители при этом не успевают проследить за поведением обоих из-за чего дети рано привыкают к компьютеру или даже становятся зависимыми от него.

Прогрессирует зависимость от компьютера стремительно.

В данное время эта проблема требует неотложного решения. Наши дети уже не только играют в Сети в различные игры: они не могут прожить без компьютера и дня!

Ребенок бесцельно блуждает по интернету, кликает все, что попадается «под руку». Не пропускает любую движущуюся фигуру. Его бессистемно привлекают все ролики подряд, различные яркие картинки, всевозможные всплывающие рекламные окна.

Такое проведение свободного времени становится для детей привычным. Вместо физических игр на улице с друзьями, они постоянно находятся у дисплея.

Каким образом можно отучить ребенка от этой зависимости родители задумываются только в том случае когда у ребенка уже происходит физическая деградация.

Ваш ребенок становится сутулым от беспрерывного сидения за компьютером. Из-за отсутствия минимальной физической нагрузки он набирает много лишних килограммов. Общаясь с родителями не может среагировать сразу и отвечает на вопросы медленно. В школе становится рассеянным. При этом подросток начинает отставать в учебе!

Вот уже именно тогда родители начинают задумываться: нужен ли ребенку компьютер? Как можно организовать его свободное время без чудо-техники? Как переключить внимание ребенка с компьютера на уроки в школе? Ведь несмотря на то что ребенок должен использовать компьютер в учебных целях без родительского надсмотра обучающие программы его не заинтересуют. Компьютер для него — только игровое развлечение.

И реагировать в этом случае нужно как можно быстрее, поскольку ребенку, проводящему за компьютером недели, месяцы, а затем и годы, будет впоследствии трудно сориентироваться в реальной взрослой жизни. Более того — компьютерная зависимость будет продолжать развиваться, если ее не лечить.

В любом случае имеется только одно решение данной проблемы: родители подростка со своим вниманием и заботой должны заменить компьютер. Именно родители должны помочь ему организовать свободное время, а оно появится в большом избытке.

Занять время ребенка можно различным образом: легким домашним трудом, посещениями кружков, спорткомплекса, бассейна. Следует обратить внимание на успехи в учебе.

Если лечение компьютерной зависимости проходит во время каникул можно предложить ему и другие развлечения.

Конечно «приклеившийся» к компьютеру ребенок не будет доволен этими переменами. Он может нагрубить и накричать, вероятны даже психические срывы. Если родители в это время не будут находиться рядом, он может убежать на улицу.

Либо уйти к другу у которого есть в наличии интернет и нет компьютерной войны. Может не вернуться домой именно из-за того, что компьютер ему не дают.

Если вы не хотите лечить ребенка амбулаторно или стационарно у врача-психиатра, значит весь «урожай» этого негативного поведения вы должны принять на себя. Возможно это будет продолжаться довольно длительное время, вы постоянно должны находиться рядом с подростком, сообща с ним отдыхать и работать.

Более простым процессом является профилактика компьютерной зависимости. Она также требует родительского внимания и участия.

Заключается она в следующем: перед приобретением компьютера вы должны дать конкретную установку ребенку, что компьютер используется только для работы и является лишь инструментом, помогающим человеку в жизни.

Начинать работать на компьютере нужно совместно с ребенком и заняться только учебой.

Например: показать как удачнее можно сделать домашнее задание; продемонстрировать, как пишутся рефераты и доклады; как можно работать с фотографиями; познакомить его с сайтами которые востребованы для учебы и работы. Научите его пользоваться переводчиками и справочниками, википедией и почтой.

Примерно в течение полугода ребенок привыкнет заниматься за компьютером работой, используя технику по назначению. Только уже после этого ему можно позволить компьютерные игры. Время на них должно быть строго определено. Таким образом можно предупредить это коварное заболевание — компьютерная зависимость у подростков.

Не все могут выдержать такую нагрузку! Действительно, воспитание детей требует большого терпения и времени. И поэтому часто родители забывают про свои намерения.

Они оправдывают себя тем что ребенок находится дома, нигде не гуляет и не имеет вредных привычек. Только родители которых действительно беспокоит будущее ребенка с помощью профилактики компьютерной зависимости достигают положительных результатов.

Действительно, компьютеры сегодня избавляют от многих проблем. Дети не гуляют — не приобретают венерических болезней, не пьют и не курят травку во дворе.

Подросток находится дома. Но, несмотря на все плюсы, компьютерная зависимость дает нам одну большую проблему — изменения в психике ребенка, приводящие к болезни мозга. Чтобы будущее ребенка не искалечить сейчас родителям стоит побеспокоиться!

Источник: http://bez-tebya.ru/moj-rebenok/kompyuternaya-zavisimost-u-detej-priznaki-profilaktika-kak-izbavit

Статья на тему: Профилактика компьютерной зависимости у детей

Профилактика компьютерной зависимости

Вопросы профилактики компьютерной зависимости в настоящее время практически не разработаны.

Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов.

В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными.

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной

компьютерной зависимости. Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости:

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, и фа в шахматы и т. д.).4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте.

Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики.

Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих — общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, административно-законодательные мероприятия.

Первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными ее последствиями.

Целью информационных мероприятий является заполнение информационного вакуума, что включает в себя необходимые регулярные публикации по профилактике компьютерной зависимости, телефон доверия, работа со специалистами, профессиональными психологами, создание «психологической

службы» в сети.

Информационный этап представляет собой также повышение компетенции подростков в таких сферах, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Рекомендованы тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают формирование и развитие навыков работы над собой.

В структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев.

Главная цель- научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми, избегая аддиктивных  стереотипов, с акцентом на эмоциональную поддержку.

Образовательное направление включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером.  

 Первые признаки зависимого поведения от компьютера  

1. Навязчивое желание деятельности за компьютером.2. Постоянное ожидание следующей работы за компьютером.3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером.

4. Жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу за компьютером.

Учебные программы для учеников школ, лицеев, техникумов, студентов вузов должны повысить уровень знаний учеников относительно использования персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема аддиктивного поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию.

Нужно отметить значимость технологий занятости. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире.

Клубная работа — спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни.

Большое значение имеют семейные технологии. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье, доверительные отношения между родителями и детьми, общие интересы всех членов семьи — неотъемлемая часть полноценного развития ребенка.

Подросток нуждается в умеренном контроле над его действиями и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою личную жизнь.

Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на отход от реальности существующего мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и этической силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям.

Духовное развитие также имеет значение для формирования почтенного отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений.

Вторичная профилактика основана на познании личности компьютерных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента.

Отмеченные профилактические технологии были применены по отношению к ученикам лицеев и лично к 63 ученикам группы риска с целью предупреждения последующего формирования компьютерной зависимости.

Все ученики из группы риска согласились на участие в проведении беседы на тему «Проблема компьютерной зависимости», где обсуждались вопросы факторов риска, первых признаков формирования компьютерной зависимости, роль индивидуальных особенностей и характерные признаки аддиктивной личности.

Почти все лицеисты вступили в контакт с дополнительными вопросами о компьютерной зависимости, некоторые ученики просили дать рекомендации психотерапевта в городе проживания. Лишь у пяти (8%) учеников через полгода (данные клинико-катамнестического метода) были выявлены признаки психической зависимости, характерные для второго этапа развития компьютерной адцикции.

Участие в исследовании и беседе помогло многим респондентам критически оценить свою ситуацию и принять меры по изменению своего поведения. Была проведена беседа на тему компьютерной зависимости с учителями и родителями учеников. Нужно отметить, что, в основном, матери респондентов обратили внимание и предложили провести беседу с детьми отдельно.

Характерно, что большинство респондентов спрашивали о возможности проведения психокоррекции в сети и получили в ответ объяснение о нецелесообразности и невозможности такого варианта терапии и предложение обратиться к квалифицированному психотерапевту в городе проживания. Программа профилактики компьютерной зависимости апробирована и внедрена в работу психологов с учениками в лицеях.

                             Профилактика интернет-зависимости у детей

Интернет-зависимость психологи сравнивают с любой другой формой зависимости. Замените слово «компьютер» словами «наркотические вещества» или «алкоголь» — и вы поймете, что Интернет-одержимость вписывается в рамки классического определения зависимости.

Она предлагает способ убежать от реальности, приятные чувства и альтернативную реальность, которая маскирует депрессию или беспокойство. Она также может вызвать изменения в нормальном функционировании мозга, стимулируя центры удовольствий.

Социальные контакты в Интернете представляют большую опасность, чем телевидение, так как предлагают общение с другими людьми. Притворяясь новыми личностями, люди могут начать верить, что их любят и заботятся о них за их новые обличия. Людям нужны друзья, они испытывают потребность принадлежности.

Без подобных отношений они могут испытывать серьезные личные и социальные проблемы. Однако способность находить общий язык с людьми вне круга семьи должна воспитываться.

Помимо того, что искусственные кибермиры предлагают легкую альтернативу, они являются также соблазнительной заменой, особенно для юных подростков, чья застенчивость может осложнить их социальные отношения. Интернет захватывает ребенка целиком, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности, на упорядочивание жизни собственной становящейся личности.

Существует «группа риска» среди учащихся, которые могут быть подвержены «Интернет-зависимости». Они интровертированы, необщительны или не имеют коммуникативных навыков, умны.

Их легко отличить по поведению: они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам.

В результате дети, обладающие индивидуальной внутри психологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы ко всякого рода аддикциям.

Профилактическая программа направлена не только на эту группу, но и на всех учащихся школы, она универсальна. Психиатр Иван Голдберг, создатель интерактивной группы поддержки интернет-зависимых людей, предложил пять советов для преодоления этой зависимости.

                                         Преодоление Интернет-зависимости

1. Признайте свою зависимость. «Патологическое использование компьютера» можно распознать по «симптомам» навязчивой потребности, пропущенным урокам и встречам, забытой и несделанной домашней работе, потере контакта с друзьями и родственниками.

2. Определите проблемы, лежащие в основе зависимости. В зависимости от возраста человека, такие моменты, как неуверенность в будущем, трудность успевать в школе или проблемы социальных отношений, могут подвигнуть ребенка на побег в гостеприимные виртуальные миры.

3. Решайте реальные проблемы. Стараясь избегать стрессовые ситуации, мы только усложняем их. Вы можете найти репетитора, который поможет с домашним заданием, поможет начать решать социальные трудности, написать о том, что вас «гложет», или даже обратиться к специалисту.

4. Контролируйте работу на компьютере. Совсем не обязательно полностью выключать его — можно просто ограничить время нахождения в Интернете.

В зависимости от возраста родители или сам учащийся могут взять на себя эту ответственность. Все виды деятельности должны быть выстроены по их приоритетности.

Общение в Интернете не должно происходить до выполнения домашней работы или других обязанностей.

5. Проводите различие между интерактивной фантазией и полезным использованием Интернета.

     Конец формы

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/02/17/profilaktika-kompyuternoy-zavisimosti-u-detey

Ссылка на основную публикацию