Индивидуальность человека – понятие, развитие индивидуальности

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Индивидуальность человека - понятие, развитие индивидуальности

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы: – организм – морфофизиологическая организация;

– личность – социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека.

Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.

Человек — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек – существо биологическое.

Индивид – существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим – яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане.

В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо).

С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы – доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»: 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями.

В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость.

Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом: – наследственно биологических свойств;

– социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся.

Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К.

Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня: – первый уровень – низший – составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.); – второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.); – третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

– четвертый – высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе).

При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов.

Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности – совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Источник: https://psyera.ru/chelovek-individ-individualnost-lichnost-293.htm

Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность” и “субъект”

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)

Факультет вечернего и заочного обучения

Реферат

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»

Саяпов Ярослав

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Л.И. Скрябина

Новосибирск 2013

Введение

Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е.

способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.

Человек – носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека – его самосознание.

Индивид – конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид – наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Личность – сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли.

Роль – это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности.

Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Индивидуальность – это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности.

Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность – форма существования личности.

Мотивация, темперамент, способности и характер ? основные параметры индивидуальности.

Субъект – активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта ? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Выше были приведены научные определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Эти понятия можно отнести к разряду вечных.

Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Эти понятия являются близкими, но не совпадают, их нельзя отождествлять.

В своей работе я попытался рассмотреть каждое понятие отдельно и более подробно.

Цель:

.Рассмотреть отдельно каждое понятие;

.Найти соотношение между понятиями.

. Человек

Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е.

способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.

Человек – носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека – его самосознание.

Оттолкнемся от этого определения. Действительно, строение тела младенца, появившегося на свет, имеет возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение рук – перспективу использования орудий труда и т.д.

, и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного и утверждается его принадлежность к человеческому роду.

Как уже было выше сказано, человек – это живое биологическое существо, и как все живое, имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с внешним миром, подчиняется биологическим и физиологическим законам.

Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Он наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности и т.д. Эти свойства не передаются человеку по наследству, а формируются им в течение жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести особые человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.

Есть данные, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Человек – носитель сознания, а значит он осознает, так как осознанность – результат включения сознания на происходящее. В свою очередь осознанность как способ жизни – способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

И наконец самопознание. Самопознание – это изучение человеком собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, ребенок, родившийся на свет, является человеком, так как имеет все внешние признаки Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет огромный потенциал развития. В нем заложено природой стремление совершенствования и самопознания, которые развиваются по мере его взросления.

. Индивид

Индивид – конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид – наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Итак, давайте-ка разберёмся, что значит понятие индивид. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Отсюда следует, что каждый человек является индивидом. Но так же говорится и том, что он отличается от других такими особенностями, как рост, цвет кожи, вес, цвет глаз и т. д.

Читайте также:  Интериоризация это в психологии, в педагогике, пример интериоризации

Так же идет речь о том, как он проявляет себя где бы то ни было, с учетом своего индивидуального развития. Действительно, людей с одинаковыми внешними данными, не бывает, так же как и людей с одинаковыми характерами. Могут быть какие – то сходства, но идеального совпадения, просто – напросто не бывает.

Из вышесказанного можно заключить, что индивид – это единичный (конкретный) представитель вида “homo sapiens”. Индивиды отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Другой вопрос, с какого момента человек считается индивидом.

Есть мнение, что Человек рождается, а затем уже становится индивидом, но так ли это? Существуют данные, о том, что на втором месяце беременности матери у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отстраниться от света, который направлен непосредственно на живот матери.

Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на ласки и слова, пугаться или сердиться. Таким образом, поведение зародыша полностью зависит от настроения беременной матери, в результате чего на данном этапе начинается формирование эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка. Так, индивид развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие индивид формируется при зарождении.

3. Личность

личностный индивид психологический

Личность – сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли.

Роль – это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности.

Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Переводя на простой язык, можно сказать, что личность – это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Личность тот, кто не равен своим природным влечениями, кто может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо.

Личность тот, кто способен к сознательному руководству собственным поведением.

У послушных детей встречается «стихийная нравственность»: человек, тем более ребенок, может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Так его воспитали, таковы его привычки. Но это действовал не он, а его привычки руководили им.

Личность тот, у кого есть свое Я. Большое число людей живет механически, следуя влечениям своего тела и бездумно, по шаблонам реагируя на внешние требования. Если тело с хорошими влечениями, внешние требования разумные и социальные привычки адекватные, перед нами будет вполне приличный социализированный человек. Но – не личность. У него нет своего Я.

Личностью называют того, кто не просто сильный, а внутренне сильный. Не просто человек много знающий, а человек умный. Не просто интересный в общении, а человек с богатым внутренним миром. Не просто одаренный от природы, а “self made” – человек, сделавший себя сам. Не просто удачливый, а умеющий быть успешным.

https://www.youtube.com/watch?v=_qjgeeBCuM4

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Во все времена привлекали внимание люди, которые выделялись из массы за счет своих внутренних качеств. Личность – это всегда человек, который выделяется, хотя не всякий, кто выделяется – личность.

При том, что личностные особенности есть у каждого из нас, “личностью” называют не каждого.

О человеке говорят с уважением: “Это – личность!” тогда, когда он выделяется среди других людей своими внутренними особенностями, делающими его достойным.

Подытожим. Из выше сказанного ясно, что Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Личность – это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик, т.е. создает человека природа, а формирует его общество. В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

А самое главное, это то, что Личностью – не рождаются, личностью становятся! Или – не становятся…

Индивидуальность.

Индивидуальность – это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности.

Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность – форма существования личности.

Мотивация, темперамент, способности и характер ? основные параметры индивидуальности.

Индивидуальность, так же как и личность, не проявляется в человеке, буквально, с рождения. Только что родившийся ребенок является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности.

Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами. Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы.

Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами. В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности.

Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества.

Под индивидуальностью понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку.

Индивидуальность – это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее.

Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии личности и других направлениях психологии. Обычно словом “индивидуальность” определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих.

Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.

Итак, выходит, что индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. И она, бесспорно, не вырастает на основе биологических предпосылок или на пустом месте.

4. Субъект

Субъект – активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта ? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности.

Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении.

Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.

Заключение

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека на определенном жизненном пути или каких то жизненных ситуациях.

Так, например, понятие человек. Ребенок рождается, и он уже является человеком, так как имеет все его внешние признаки. Так же он является индивидуумом. В дальнейшем, при взрослении, человек становится личностью. Индивидуальность – это, можно сказать, описание личностных качеств человека или личности.

Субъект – это активно действующий и познающий индивид.

Литература

1.Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. ? М.: Изд-во ЦЕНТР, 1997. ? 256 с.

2.Психология и педагогика: учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 384 с.

Источник: http://diplomba.ru/work/109108

Индивид, индивидуальность, личность

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения.

В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность».

Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад.

Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями.

Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:
Читайте также:  Пацифизм - определение, эра пацифизма

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

Основные характеристики:

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Индивидуально-психологические особенности личности

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально — психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Определение индивидуальности

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников.

Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни.

Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер — это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности.  Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

И в заключении можно сказать, что последовательность развития такого сочетания: человек – индивид – личность зависит, в первую очередь, от социума и среды, в которой человек развивается и, конечно же, от его генетического кода.

Индивид, индивидуальность, личность was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Источник: http://DizzWizz.ru/obschestvo/lichnost/individ-individualnost-lichnost.html

Понятие индивидуальность

Индивидуальность– под этим термином понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку .

При рассмотрении индивидуальности в психологии учитывается и анализируется характер человека и его темперамент , ищутся основания для выделения конкретного типа человека, а так же ставится проблема выделения у личности особенных типологических черт и индивидуальных различий , в результате чего индивидуальность описывается как совокупность различных признаков которые присущи конкретному человеку.

Дети которые только родились на свет так же проявляют свою индивидуальность , это проявляется в том, что каждый ребенок по-разному воспринимает окружающую его действительность.

Реакция на то или иное действие у разных детей может быть разная.

Со временем, когда ребенок подрастает и развивается, его индивидуальность подвергается различным изменениям под влиянием различных как внутренних, так и внешних факторов и становится более ярко выраженной.

Понятие индивидуальность употребляется в психологии как синоним слова «индивид» и обозначает совокупность различных признаков , которые относятся к конкретному организму и отличают его от других организмов конкретного вида.

Она проявляется как в общении, так и в различных способностях в повседневной деятельности человека.

Так же она подразумевает в себе какую либо оригинальную черту личности, обычно она бывает одна и делает личность выделенной , не похожей на других, при чем может быть ярко выраженной или скрытой.

К оригинальным чертам можно отнести например оригинальность интеллекта, что позволяет личности видеть в воспринимаемой информации , то чего не видят другие, или сильную волю, что дает человеку сильную выдержку, самообладание.

Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности человека .

Способность является особенностью психики человека , которая определяет возможность продуктивного получения человеком различных умений и навыков в той или иной сфере деятельности, но наличие самой способности еще не означает, что человек с определенной способностью уже имеет какие то навыки и умения в сфере к которой у него есть расположение, они являются лишь предпосылкой к легкому освоению необходимых знаний.

Люди отличаются между собой как раз своими способностями в том или ином роде деятельности.

Система способностей включает в себя основные и дополнительные качества, к основным можно отнести зрительную память или музыкальный слух, к дополнительным можно отнести те качества которые не относятся к основным но помогают справляться с основным видом деятельности, например хороший глазомер у строителя .

Читайте также:  Почему мужчины врут, а женщины ревут - психология

Источник: http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=35

Вопрос – 29: индивид, личность, индивидуальность, субъект: сопоставительный анализ

ОТВЕТ: Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек – как предмет познания») –системный или комплексный подход в изучении Личности.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо.

Эти разные уровни бытия человека получили названия “индивид”, “субъект”, “личность” и “индивидуальность”. На рисунке изображён ещё один, высший уровень бытия человека – универсум, но современной наукой он изучен недостаточно.

Индивид– человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать – люди. (Отдельное животное существо – особь). Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Два признака:

1. Неделимость или целостность субъекта.

2.Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография.

Глядя на предметные представления человека, мы видим, что личность – это только одна из ипостасей человека. Так же важно, что человек вне общества не становится личностью. Свобода и ответственность своей позиции – вторая важная часть определения личности. Личность – это и быть в обществе, и быть, в определенном образе, независимым от общества.

Личность можно определить по-иному. То, что человек живёт в человеческом обществе, является существом общественным, привело к формированию бесчисленного множества особых свойств, все эти свойства, взятые вместе, называются личностью. И человек, как носитель этих свойств, тоже является личностью.

Индивидуальность – человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности.Если Личность – есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Два подхода:

1. Как неповторимость в совокупности его свойств, хар-к.

2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.

Субъект – человек в контексте его Деятельности.

Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире.

Соотношение понятий «индивид» – «личность» – «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).

Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность.

Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. Во-первых, некоторые из отдельных проявлений могут отсутствовать. Например, индивид без личности (Маугли), или личность без индивида (придуманный персонаж).

Хорошим доказательством нетождественности этих понятий выступает феномен раздвоения личности.
Еще одна иллюстрация несовпадения понятий: Леонтьев говорил – предположим, через 30 лет после совершения преступления поймали преступника. И что с ним делать? Ведь мы судим не индивид, а личность.

А за 30 лет личность могла стать совсем другой. Имеем ли мы права судить его теперь?

В принципе при ответе на связь этих понятий существует два направления ответа:

1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).

2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств). Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими

Сопоставительный анализ: По логике определения «индивид», не каждый индивид раз­вивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками.

Несовпадение индивида и личности иллюстрируется на примере литературных персонажей, неимеющих телесной оболочки, но при этом обладающих впол­не определенными чертами личности (таковы, например, поручик Киже из повести Ю. Тынянова, несуществующий рыцарь Агилульф из романа И. Кальвинов).

Пони­мание взаимодействия индивида и личности отражает в целом проблему тела и духа, которая решалась в истории по-разному. Так, например, утверждая, что тело — это судь­ба, 3.

Фрейд биологическому фундаменту личности отво­дил решающую роль в жизни человека, а в отечественной психологии, напротив, несколько десятилетий назад широ­ко обсуждались условия становления индивида личностью: кто может быть ею назван, а кто остается всего лишь инди­видом. Это противопоставление, впрочем, имело не столько научный, сколько идеологический смысл, что вполне осоз­навалось сторонниками психофизиологического крыла пси­хологии индивидуальных различий.

В отечественной психологии существует несколько под­ходов к выделению структуры индивидуальности, автора­ми которых являются Б.Г. Ананьев,B.C. Мерлин, Э.А. Голубева. Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С. Егоровой (таблица ниже).

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны (10). B.C. Мерлин, в отличие от А.Н.

Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность. Индивидуальность — это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система.

Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические.

Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты.

В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Таблица- сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина и Э.А. Голубевой

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны. B.C. Мерлин, в отличие от А.Н.

Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность. Индивидуальность — это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система.

Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические.

Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты.

В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Тогда на нижнем уровне (биологическом фундаменте лич­ности) мы можем собрать все индивидные, формально-ди­намические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий головного мозга).

На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения).

А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характе­ристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).

Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» — от потребностей, средний этаж обеспечива­ет средства деятельности человека (способности, характер, особенности когнитивных функций, стилевые характерис­тики), а третий этаж — это цели (направленность личнос­ти, особенности самосознания — «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится). Уровни инди­видуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.

Соподчинение не означает главенства какого-то из эта­жей.

Но нижний более устойчив во времени, практичес­ки не поддается социальному воздействию (попробуйте-ка изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изме­нять, способности — формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наиболь­шей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убежде­ния, ценности человек меняет в течение жизни несколь­ко раз).

Естественно, существуют и другие попытки выделить структуру индивидуальности. Так, например, К.

Леонгард выделяет 3 сферы: направленность интересов и склоннос­тей (по содержанию напоминает выделенные нами духов­но-мировоззренческие свойства), чувства и воля (близкие понятию «темперамент») и ассоциативно-интеллектуальная (соответствующая способностям и стилевым особенностям). Сравнительный анализ представлений о структуре индивиду­альности, сложившихся в рамках отечественной психологии, предпринят в современном учебнике М.С. Егоровой.

Источник: https://cyberpedia.su/4x9e71.html

Ссылка на основную публикацию