Формы мышления человека – понятие, суждение, умозаключение

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

Формы мышления человека - понятие, суждение, умозаключение

Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными.

Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел».

Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.

Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

Пример суждения.

Понятие, суждение и умозаключение — это категории, которые немыслимы без привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на практике.

Практика — это ежедневная общественная, материальная, производственная и прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики, права, промышленности, сельского хозяйства и т. д.

Иными словами, практика — это проверка теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.

Любое изделие проходит перед началом эксплуатации такую проверку. Поезда, машины, самолеты испытываются. Теории и концепции проверяются. Определения также испытываются на практике (вспомним случай с «человеком Платона»).

Все эти трудности необходимы для достижения реального знания, истины. Истина — знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы окружающего мира.

Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.

Абстрактное мышление — это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие. Это очень значимое явление, и поэтому оно имеет характерные признаки:

1) отражает особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации.

Он приходит к этому результату, опираясь на свои знания, полученные ранее (студент математического института, решая незнакомую задачу, применяет знания, полученные ранее при решении подобных задач), на опыт (старый охотник, участвующий в облаве, догадывается, в какую сторону будет уходить зверь), на воображение (человек, никогда не бывавший на Гавайских островах, составляет представление о них по описанию собеседника);

2) это всегда обобщение явлений действительности с целью выявить существующие закономерности. Любой человек инстинктивно стремится к упрощению процесса мышления, что увеличивает его скорость и эффективность. Именно к этому результату приводит обобщение.

Информация о предмете или явлении как бы сжимается, доступ к ней за счет образующихся связей в мозгу ускоряется. Иными словами, находя в процессе мышления нечто общее между разными предметами, человек как бы ставит эти предметы в один ряд.

Таким образом, ему нет нужды запоминать все данные об одном предмете из ряда, а лишь его характерные особенности. Общее для всех этих предметов необходимо запомнить лишь один раз. Для подтверждения можно привести пример с автомобилем.

Если попросить человека представить себе автомобиль, в его воображении возникнет объект, как раз характеризуемый общими признаками, — четыре колеса, несколько дверей, капот, багажник и т. д. Далее необходимо только конкретизировать марку, тип, принадлежность машины;

3) невозможно без непосредственной связи с языковым выражением мысли. Процесс мышления можно условно разделить на два вида — мышление без посредства языка и «внутренний разговор», т. е. протекающее в виде общения с самим собой.

Как бы то ни было, нельзя не отметить, что большую часть информации, особенно сложной информации (создаваемой не на основе чувственного отражения), человек получает посредством общения, через книги, журналы, а также СМИ. Все это осуществляется преимущественно посредством разговорного (письменного) языка.

Таким образом, создается ситуация, когда человек получает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и снова закрепляет. Поэтому язык выступает не только как средство выражения, но и как средство закрепления информации.

Источник: http://mirror2.ru.indbooks.in/?p=808622

Предмет понятия, умозаключения и суждения

Наука не представляет собой простой сводки наблюдений и экспериментов.

Наблюдения и эксперименты имеют смысл, когда производятся не вслепую, а сочетаются с глубоким научно-теоретическим анализом, когда путем сравнений, сопоставлений и обобщений делаются выводы не только о том, что непосредственно воспринимается, но и о том, что непосредственно воспринять нельзя (например, процесс образования небесных светил, процесс развития жизни на земле).

Логическая обработка, обобщение фактов, результатов наблюдений дает возможность отразить общие черты, существенные свойства предметов и явлений, проникнуть в глубину содержания фактов, в единичном раскрыть общее, главное, существенное.

Силой одних только ощущений невозможно измерять расстояния между звездами, «взвешивать» планеты, звезды, Солнце, определять их химический состав, температуру. Это стало возможным благодаря человеческому разуму, мышлению.

Глазами можно различать цвета, фигуры, внешнее состояние предмета, ушами – улавливать звуки, органами обоняния – чувствовать запах, но глазами, ушами и органами обоняния невозможно непосредственно познать общие связи и отношения между вещами и явлениями объективного мира, ибо они не могут быть восприняты чувственно. Только восходя на ступень абстрактного мышления, становится возможным познать действительную сущность окружающих нас явлений.

Процесс абстрактного мышления осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это форма мышления, отражающая наиболее общие, наиболее существенные, решающие и необходимые свойства, признаки реальных вещей и явлений. Понятия отражают не все признаки предметов, которые воспринимаются нашими органами чувств, а только главные, существенные признаки.

Например, в понятии “человек” фиксируется все то общее, существенное, что принадлежит всем людям (например, способность изготовлять орудия производства). Поэтому понятие лишено наглядности.

В процессе образования понятия разум отвлекается от индивидуальных, случайных, несущественных признаков отдельных предметов, обобщает восприятия, представления большого количества однородных предметов, выделяет в них то, что необходимо присуще им, что составляет их специфику.

Абстрагируясь от случайного, несущественного, индивидуального, разум отходит от конкретных вещей и явлений, но этот отход совершается для лучшего понимания. Содержанием понятия служит материал, который дают человеку восприятия, представления, т. е. в конечном счете, объективная действительность, человеческая практика. Понятия – результаты, в которых обобщаются данные опыта.

Самые общие понятия поэтому не оторваны от действительности, от реальных единичных вещей и явлений, а теснейшим образом связаны с ними, содержат в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного.

Мышление обходит, опускает несущественное, частное, что принадлежит индивидуальным предметам, но, абстрагируясь от деталей, мы получаем возможность полнее, глубже, разностороннее познать конкретные предметы.

Понятия позволяют правильно ориентироваться в конкретных условиях, правильно понять и оценить отдельные события, обобщать конкретные факты, опыт людей, практику революционной деятельности масс, позволяют строить научное предвидение.

Поэтому понятия играют огромную роль в научном исследовании. Каждая наука вырабатывает определенную систему понятий, в которых обобщается и концентрируется все богатство наших знаний. Но прежде чем составить научное понятие о том или ином предмете, люди проходят длинный путь изучения этого предмета.

Сначала люди узнают о самых простых, поверхностных свойствах предмета. Но в процессе дальнейшего изучения постигаются все более и более глубокие, скрытые, внутренние свойства, особенности изучаемого предмета.

По мере выявления отдельных свойств, особенностей предмета мы составляем суждение об этом предмете.

Суждение – отражение в сознании человека какого-либо признака, свойства, особенности исследуемого предмета. В процессе углубления знаний происходит процесс совершенствования, углубление понимания предметов объективного мира.

Еще доисторические люди знали, что трение производит теплоту, но прошло несколько тысячелетий, пока люди смогли высказать суждение: “трение есть источник теплоты”.

Прошли новые тысячелетия, и люди в процессе дальнейшего изучения сущности движения сформулировали новое, более глубокое суждение: «всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту».

И только в середине 19 века, когда наука и общественная практика в своем развитии шагнули далеко вперед, люди получили возможность сформулировать суждение, являющееся всеобщим законом движения: “любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения”.

Так изменение, углубление знаний сопровождается совершенствованием и углублением суждений людей о предметах, явлениях материального мира.

Суждение является одной из основных и важнейших форм мышления. В суждениях отражается объективная связь предметов и явлений, их внутреннее содержание и закономерности развития. Всякий закон объективного мира, всякое научное положение выражается в форме определенного суждения. Особенно большую роль в процессе логического мышления играют умозаключения.

Умозаключение – мыслительный акт, в котором из предпосылок выводится новое суждение о вещах и явлениях объективного мира. Без помощи умозаключений трудно познавать явления и процессы, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств.

Нельзя, например, непосредственно увидеть форму Земли, но все знают, что планетя имеет приблизительно шарообразную форму.

К этому выводу люди пришли благодаря правильной связи, например, таких истинных суждений: “все шарообразные тела всегда отбрасывают тень в форме диска” и “Земля во время лунных затмений всегда отбрасывает тень в форме диска”. Отсюда следует вывод: “Земля имеет форму шара”.

Правильные умозаключения должны удовлетворять двум основным условиям: во-первых, предпосылки, из которых выводится умозаключение, должны быть истинными, соответствующими действительности; во-вторых, связь предпосылок в умозаключении должна быть логически правильной по форме. Элементарные законы и формы правильного построения суждений в умозаключении изучаются формальной логикой.

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает возможность более полно и глубоко познать объективный мир, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи и закономерности действительности, почему оно и представляет собой наиболее важную, высшую ступень познания объективного мира.

Источник: http://scientiam.ru/philosophy/predmet-ponyatiya-umozaklyucheniya-i-suzhdeniya

Психология мышления. – Логические формы мышления

Страница 13 из 42

Логические формы мышления.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).

Рис. 3. Формы мышления

Человеческое мышление – эторечевое мышление. Мышле­ние неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специ­фически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышле­ния и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.

Понятие представляет собой основное содержание мышле­ния, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии сущест­венных связей и отношений объективного мира, способа его воз­никновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у поня­тия существует особого рода “наглядность” – опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия – сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).

Рис. 4. Классификация понятий

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фик­сирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Специфическим со­держанием теоретического понятия выступает объектив­ная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общест­венно-историческом опыте.

Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще­ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея­тельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Читайте также:  Паника - причины, признаки, виды, формы, лечение

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в сло­весной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями дей­ствительности.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании рас­ширяются” – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются вы­сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри­цают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности.

Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) не­посредственно, когда в них выражают то, что воспринимает­ся; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуж­дений. В первом случае мы видим, например, стол коричнево­го цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”.

Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суж­дения. Например, Д.И.

Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).

Рис. 5. Классификация суждений

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относи­тельно всех предметов данной группы, данного класса, напри­мер: “Все рыбы дышат жабрами”.

В частных суждениях ут­верждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”.

В единичных суждениях – только к одному, на­пример: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение – это выведение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедук­тивное, по аналогии (см. рис.6).

Рис. 6. Классификация умозаключений

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

ДедуктивнымАналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий.

называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть основная форма опосредствованного познания действительности.

Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суж­ение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух).

Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода.

Следовательно, умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”.

Источник: https://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/logicheskie-formi-mishleniya

Основы логики Формы мышления. Тема: Формы мышления Основные понятия Понятие Высказывание Умозаключение Содержание понятия Объем понятия Логическая форма. – презентация

1 Основы логики Формы мышления<\p>

2 Тема: Формы мышления Основные понятия Понятие Высказывание Умозаключение Содержание понятия Объем понятия Логическая форма суждения Основной принцип формальной логики Логика<\p>

3 Логика (от греч. Logos –слово, понятие, рассуждение, разум) – Наука о законах и формах рационального мышления, методах формализации содержательных теорий. Основателем формальной логики считается древнегреческий философ Аристотель Аристотель<\p>

4 Родом Аристотель был из города Стагира на фракийском побережье полуострова Халькидика. Его отец был врачом и другом македонского царя Аминта II. Аристотель рос и учился вместе с сыном Аминта – будущим царем Филиппом II Македонским, и на протяжении всей жизни его судьба была тесно связана с македонским царским домом. В возрасте 18 лет Аристотель отправился в Афины к великому мыслителю Платону и провел в его школе около 20 лет. Он был самым способным из учеников Платона, глубоко усвоившим его знания и идеи, но далеко не всегда согласный со своим учителем. В 343 году до н.э. царь Филипп приглашает Аристотеля стать наставником своего сына Александра. Когда через несколько лет Александр сам становится царем, знаменитым Александром Македонским, Аристотель возвращается в Афины и собирает вокруг себя учащуюся молодежь, которой читает курсы различных наук. В 323 году до н.э. умер Александр Македонский и в Афинах победила антимакедонская партия. Аристотель, как друг и учитель Александра, вынужден был покинуть Афины. Год спустя он умер на острове Евбея. Аристотеля считают основоположником логики. В определении Аристотеля логика представляет собой науку о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме. В соответствии с этим логику Аристотеля называют формальной. В своих трудах Аристотель впервые обосновал один из важнейших разделов логики учение о суждениях и силлогизмах. Аристотель ( гг. до н.э.)<\p>

5 В логике выделяют следующие формы мышления: Понятие Суждение Умозаключение<\p>

6 Понятие Форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов. Примеры: апельсин, традиция, белизна, река Нил, студент медицинского института, ураганный ветер.<\p>

7 Логические характеристики понятия: Содержание понятия- совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.<\p>

8 Круги Эйлера геометрическая иллюстрация объемов понятий и отношений между ними Е А В С D=Ø E – множество учеников класса A – ученики, занимающиеся спортом B – ученики – любители путешествий C – ученики, увлекающиеся литературой D – ученики, знающие 5 языков<\p>

9 Суждения (высказывания, утверждения) Это форма мышления, в которой что- либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах, или отношениях между ними. Всякое суждение по своему содержанию может быть истинным или ложным<\p>

10 Значение истинности высказываний Простых – лежит вне области логики Сложных – вычисляется, по законам логики<\p>

11 Упражнение 1. Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность. 1. Число 6 –четное. 2. Посмотрите на доску. 3. Все роботы являются машинами. 4. У каждой лошади есть хвост. 5. Внимание! 6. Кто отсутствует? 7. Есть кошки, которые дружат с собаками. 8. Не все то золото, что блестит. 9. Х Некоторые люди являются художниками. 11. Выразите 1 час 15 минут в минутах. 12. Всякий моряк умеет плавать.<\p>

12 Логическая форма суждения – это его строение, способ связи его составных частей. Суждение: Логическая форма суждения Все лошади едят овес. Все реки впадают в море. Все книги имеют страницы. Все S есть P Все медузы не имеют головы. Люди не боги. Все S не есть P<\p>

13 Умозаключение – Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение (вывод умозаключения) Посылка Заключение Всякое умозаключение, как и всякое суждение имеет форму, которая может быть логически правильной или логически неправильной.<\p>

14 Примеры верных логических умозаключений: УмозаключениеФорма умозаключения Все люди смертны. Сократ – человек. Сократ смертен. Все S есть P. Некоторые А есть S. Некоторые А есть P.<\p>

15 Примеры верных логических умозаключений: УмозаключениеФорма умозаключения Все граждане России имеют право на отдых. Я – гражданин России. Я имею право на отдых. Все S есть P. А есть S. А есть P.<\p>

16 Примеры верных логических умозаключений: УмозаключениеФорма умозаключения Если цветы поливают, то они не засохнут. Цветы засохли. Цветы не поливали. Если S есть P1, то S не есть P2. S есть P2. S не есть P1.<\p>

17 Что такое формальная логика? Основной принцип логики как науки гласит, что правильность рассуждения (умозаключения) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него суждений.<\p>

18 Развитие логики Логика изучает формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания. Логика изучает приемы, используемые человеком при познании действительности, такие как абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.<\p>

19 Вклад в развитие логики внесли: Р. Декарт (Франция, ) Г. Лейбниц (Германия, ) М.В.Ломоносов (Россия, ) И. Кант (Германия, ) О. де Морган (Англия, ) Дж. Буль (Англия, ) Г. Фреге (Германия, ) А.А. Марков (Россия, ) и многие другие.<\p>

20 Отношения между понятиями Сравнимые понятия Делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни по одному элементу). Несравнимые понятия – далекие друг от друга по содержанию понятия, не имеющие общих признаков. Примеры: 1) романс и кирпич. 2) безответственность и нитка.<\p>

21 Сравнимые совместимые понятия: Тождество Х – Ю.А. Гагарин, У- первый космонавт Х, У<\p>

22 Сравнимые совместимые понятия: Пересечение Х – школьник, У- спортсмен Х У<\p>

23 Сравнимые совместимые понятия: Подчинение (Х подчинен У) Х – лев, У- хищник У Х<\p>

24 Сравнимые несовместимые понятия: Соподчинение (А и В соподчинены С) А – береза, В – ель, С- дерево С А В<\p>

25 Сравнимые несовместимые понятия: Противоположность А – большой дом, В – маленький дом А В<\p>

26 Сравнимые несовместимые понятия: Противоречие А – большой дом, В – небольшой дом А В<\p>

27 Диаграмма Эйлера- Венна Х – лев, ¬Х- не львы (дополнение к множеству Х) Х ¬Х¬Х<\p>

28 Вопросы и задания: 1.Приведите примеры понятий, суждений, умозаключений из курсов математики, русского языка, информатики. 2.Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: a)Квинтэссенция; b)Добродетель, c)Истина, d)Ложь. (Пояснение: посмотрите толковый словарь) (ОТВЕТ)<\p>

29 Вопросы и задания: 3.Определите объемы понятий: a)Столица России; b)Столица, c)Город, d)Знаменитый полководец, e)Бесконечность, f)Змей Горыныч. (Пояснение: единичное, общее, пустое) Ответы: a) единичное b) общее с) общее d) общее e) единичное f) пустое<\p>

30 Вопросы и задания: 4.Выведите, если возможно, заключение из каждой пары посылок: a) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. (Ответ)(Ответ) b) Ни один добрый поступок не является незаконным. Все что законно, можно делать без страха. (Ответ) (Ответ) c) Некоторые уроки трудны. Все что трудно, требует внимания. (Ответ)(Ответ)<\p>

31 Ответы: 2. а) Квинтэссенция – самое главное, наиболее существенное в тексте, рассуждении. b) Относится к области этики, нравственности; является положительным нравственным качеством; рассматривается как цель, к которой надо стремиться в отношениях с окружающими. c) Основная цель познания, то, что существует в действительности; утверждение, суждение, подтвержденное практикой, опытом. d) Противоположность истине; утверждение, не соответствующее действительности.<\p>

32 Ответы: 4) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. а) Суждения: А = некто имеет волосы; В = некто нуждается в расческе; С = некто – ящерица. Умозаключение: Если не А, то не В. Если С, то не А. Если С, то не В. Ни одной ящерице расческа не нужна.<\p>

33 Ответы: 4) b) Ни один добрый поступок не является незаконным. Все что законно, можно делать без страха. Суждения: S = совершать добрый поступок; M = поступать законно; P = испытывать страх. Умозаключение: Ни один S не есть не M. Все М есть не Р. Все S есть не Р. Все добрые поступки можно делать без страха.<\p>

34 Ответы: 4) с) Некоторые уроки трудны. Все что трудно, требует внимания. Суждения: S = урок; M = быть трудным; P = требовать внимания. Умозаключение: Некоторые S есть M. Все М есть Р. Некоторые S есть Р. Некоторые уроки требуют внимания.<\p>

35 Домашнее задание Учебник Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. 10 класс. Профильный уровень. § 3.1стр , устно отв. на вопросы в конце параграфа<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/578900/

Логические формы мышления как продукты мыслительного процесса

Мышление изучает не только психология. Для философии мышление выступает как общественно-исторический процесс, как процесс возникновения и исторического развития познания человеком мира. Философию интересует окончательный продукт мыслительного познания, его отражательные возможности (отражает свет или нет?).

Психология же концентрирует внимание на процессе мышления конкретного человека, конечно, в ее социально-исторической обусловленности, в самом процессе получения продуктов мышления.

Логика– это наука о формах и законах мышления.

Объектом логического исследования являются “формы” мышления: понятие, суждение, умозаключение. Логику интересует правильное, истинное мышление.

Большое значение для развития логики имели труды выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля, в которых он показал, что правильные соображения подчинены небольшому количеству законов, которые зависят не от содержания высказываний, а только от их формы. Учитывая это, Аристотелеву логику называют формальной, а Аристотеля считают отцом формальной логики.

С точки зрения логики правильным есть такое мышление, которое отличается определенностью и четкостью, не отрицательностью, последовательностью, обоснованностью и доказательством, т.е. мысль правильная, если она соответствует логическим законам. Достичь правильного мышления, не понимая понятий, с помощью которых субъект желает высказать мнение, невозможно.

Понятие– это форма мышления, в которой отражается суть предметов и явлений реального мира в их существенных, необходимых признаках и отношениях.

Существенность признаков объекта имеет относительный характер, так как она изменяется в зависимости от того, какую цель ставит перед собой человек. Например, геолог изучает одни характеристики Земли, а геодезист – другие.

Существуют родовые и видовые признаки. Родовыми называют признаки, существенные для предметов одного класса, видовыми – те, которые лежат в основе выделения определенной группы предметов в пределах рода. Совокупность существенных признаков, общих для всех предметов определенного класса, которые входят в данное понятие, называется содержанием понятия.

Объем понятия означает определенную совокупность, множество, класс предметов, каждый из которых имеет признаки, отраженные в содержании понятия.

Соотношение между содержанием и объемом понятия определяется законом обратного отношения между его содержанием и объемом. Суть этого закона заключается в том, что с увеличением содержания понятия уменьшается его объем, и наоборот – уменьшение содержания понятия увеличивает объем.

Например, в объем понятия “искусство” входят все виды искусства (литература, живопись, театр, кино, архитектура, музыка и т.п.). Смысл этого понятия есть существенные признаки, общие для всех видов искусства (искусство – это отражение действительности в эмпирических образах).

Понятие “архитектура” меньше по объему, чем понятие “искусство”. Понятие “архитектура” содержит в себе признаки “искусства” (архитектура – это отражение действительности в чувственных образах).

Кроме того, оно имеет еще и свои признаки, которых нет у других видов искусства (например, архитектура – искусство строить здания).

Понятия делятся на виды по их объему и содержанию. По объему они делятся на единичные, общие, сборные.

Единичное понятие отражает признаки какого-либо единичного предмета или явления ( “Земля”, “Киев” и т.п.).

Общие понятия отражают признаки определенной группы или класса (множества) предметов. Объем таких понятий всегда будет больше объема одного элемента. Например, “планета”, “дерево”, “лампа”, “государство” и т.п.

Сборные понятия отражают признаки некоторой совокупности однородных предметов, мыслятся как одно целое. Эти понятия охватывают признаки особенного, сборного индивидуального предмета.

Например, “оркестр”, “листья”, “созвездие” и т.д. По содержанию признаков, составляющих виды отличий выделенных предметов, понятия делятся на конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия отражают предмет в совокупности его признаков. Этим понятиям соответствуют определенные конкретные предметы. Примеры конкретных понятий: “книжка”, “школа” и др.

Абстрактные понятия отражают какой-либо признак предмета, который отделяется мысленно от предмета и сам становится предметом мышления.Например, “мужество”, “сила”, “загадочность” и т.д.

На основе сравнения содержания и объема понятий их разделяют на две большие группы: сравнения и сопоставимости.

Те понятия, в содержании которых есть общие признаки, называют сопоставимыми. Так, “прямоугольник” и “квадрат”, их общий ближайший род – понятие “плоская фигура”. Несопоставимые понятия не имеют ближайшего общего родового понятия.

Понятия сравнения делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимыми понятиями называют такие, которые предусматривают полное или частичное совпадение объемов сопоставимых понятий (понятие “прямоугольник” и “квадрат” – совместимые). Совместимые понятия включают в свой объем такие понятия, которые находятся в отношении тождественности, подчиненности и частичного совпадения.

Несовместимые понятия – это понятия, объемы которых совершенно не совпадают. К несовместимым относятся понятия, которые находятся в отношении со регулирования, противоположности и противоречия.

Понятие и слово представляют собой единство. Понятие существует и закрепляется в слове. Однако понятие и слово не являются тождественными. Слово – средство образования понятия, элемент языка, а понятие – продукт деятельности мышления, элемент мысли.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, то суждение, как форма мышления, отражает отдельные отношения между предметами и их признаками, причем путем утверждения или отрицания.

Истинным будет суждение, в котором утверждается признак, который принадлежит предмету или отрицается признак, который не принадлежит предмету.

Следовательно, суждение истинно, когда его содержание соответствует истинному положению вещей.

Все суждения делятся на две группы: простые и сложные. В простом суждении нечто утверждается или отрицается.

Суждение, в котором утверждается или отрицается наличие определенного свойства у того или иного объекта, – это суждение о принадлежности или атрибутивные ( “Одесса – город-герой”). Суждение, которое отражает отношения между объектами, – это суждение об отношении или релятивное ( “Планета Юпитер по размерам больше за планету Земля”).

К простым суждениям принадлежат еще суждения о существовании или экзистенциальные суждения ( “Ученые утверждают, что не узнали, что летающие объекты существуют”).

Суждение, в котором утверждается или отрицается признак предмета, множества (класса) или части множества (класса) предметов, независимо от любых условий, называется категорическим ( “число 1232 делится на 4”).

Категорические суждения делятся на виды:

  • по качеству – утвердительные или отрицательные;
  • по количеству, то есть учитывая множество предметов, о которой идет речь, – единичные, частичные и общие ( “Аристотель – основоположник формальной логики”, “Некоторые четырехугольники являются квадратами”, “В любом треугольнике сумма внутренних углов равна 180 °) ;
  • по качеству и количеству – общеутвердительные, частично утвердительные, общеотрицательные и частично отрицательные.

Несколько простых суждений, объединенных в одно, называют сложным. В сложных суждениях простые суждения объединяются в союзы.

Основными среди бинарных (двойственный, тот, который состоит из двух частей) союзов являются:

  • коньюнкция (объединение) (союз “и”);
  • разделительная и нераздельная дизьюнкция (союз “или”);
  • импликация ( “если .. . то “) ;
  • эквиваленция (” тогда и только тогда, когда “).

Связи между предметами или между предметами и их признаками бывают возможными, действительными или необходимыми. Согласно связей между предметами различают суждения возможности, действительности и необходимости.

По значению истинности все суждения делятся на три группы:

  • тождественные истинные (или законы);
  • тождественные ошибочные;
  • осуществления.

Человек приобретает знания непосредственным и опосредованным путем.

Непосредственный путь – это путь прямого взаимодействия субъекта с объектом. Когда же непосредственный путь для получения знаний невозможен, то человек приобретает их в процессе последовательного логического рассуждения на основе накопленных знаний.

Следовательно, опосредованные знания – это те знания, которые субъект приобретает путем выведения из уже готовых, проверенных на истинность, знаний . Эти знания требуют логического доказательства, аргументации и т.п.

Мысли человека состоят в неразрывном единстве со словом. Однако суждения и предложения, будучи неразрывно связанными, не являются тождественными. Суждения – это акт мышления, его продукт, а предложение – грамматическая конструкция, определенное сочетание слов. Существуют знания в форме суждений, а формой получения таких знаний является умозаключение.

Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводят новое суждение. Умозаключение может быть как правильным, так и неправильным.

В последнем отсутствует последовательная связь между суждениями.

Неправильные умозаключения разделяют на две группы: неправильные логично и умозаключения, неправильность которых вызвана неточностью словесного выражения мысли.

По характеру логических форм и логического вывода умозаключения делят на необходимые и правдоподобные (вероятные).

Среди необходимых, наиболее распространенными являются дедуктивные умозаключения. С помощью дедуктивных (от лат. deductio – выведение) рассуждений переходят от общих положений к конкретным.

Итак, дедуктивное умозаключение позволяет понять конкретный факт на основе общего положения. Этими исходными положениями являются аксиомы, высказывания, несущие определенное обоснованное мнение. Они выражают общее правило (закон) или знание о части класса предметов или единичный предмет, который подчиняется этим общим правилам.

Если все суждения умозаключения истинные, такую схему называют дедуктивной или правилом вывода. Приведем примеры дедуктивных умозаключений: “Если идет дождь, земля становится мокрой. Идет дождь, поэтому земля мокрая”, “Все жидкости упругие. Вода – жидкость, поэтому вода упругая”.

В обычном общении дедукция не всегда выступает в развернутом виде. Но каждый раз, когда возникает сомнение в обоснованности сделанного вывода, необходимо вернуться к общему положению и суждению о единичном факте.

Только таким образом можно выявить ошибку и добиться правильного умозаключения. Схем правильных дедуктивных умозаключений множество.

Логические законы, на которых основываются правильные соображения, объективны и не зависят от сознания и воли человека.

Любой закон опирается на определенное количество фактов, которые пришлось наблюдать исследователю, который, выйдя за их пределы, сформулировал общее универсальное положение (закон).

Возникает вопрос, как перейти от знания о ограниченном круг фактов к новому, более общему и широкому и вместе с тем истинному. Следовательно, назрела проблема индукции.

Индуктивным (от лат. Inductio – введение) называют умозаключение, в результате которого на основании знаний об отдельных объектах определенного класса получают общий вывод, который касается всех объектов этого класса.

Пример индуктивного умозаключения: “Железо проводит электрический ток. Олово проводит электрический ток. Медь проводит электрический ток. Цинк проводит электрический ток. Алюминий проводит электрический ток. Платина проводит электрический ток.

Железо, олово, медь, цинк, алюминий, платина – металлы. Все металлы проводят электрический ток”.

Правильно ли сделано заключение? Это можно установить только из дополнительных исследований, а пока их не проводили, можно говорить только о вероятной (возможной) истинности полученного заключения .

Итак, вывод мы получили с помощью неполной индукции, поэтому он является правдоподобным умозаключением. Неполная индукция не гарантирует истинности сделанных выводов, а лишь выдвигает гипотезы, предположения, истинность которых необходимо обосновать.

Неполная индукция делится на популярную и научную. В популярной индукции применяется простой пересчет объектов, научные методы исследования предметов не используются. Популярная индукция считается самой простой индукцией. Она лежит в основе признаков, которые являются обобщением наблюдений.

В научной неполной индукции направление мысли такое же, как и в других видах индукции, но отличие ее от популярной состоит в том, что в ней решающее значение приобретает не количество фактов, а специальный отбор случаев, которые изучаются в различных ситуациях и условиях.

Итак, научная индукция – это умозаключение, в котором общий вывод приобретают на основании знания необходимых признаков и свойств. Заключение научной индукции выше, чем популярной, но все же имеет вероятный характер.

Полная индукция– это такой метод рассуждения, при котором общий вывод делают на основе рассмотрения всех возможных отдельных случаев.

Например: “Круг пересекается прямой в двух точках. Эллипс пересекается прямой в двух точках. Парабола пересекается прямой в двух точках. Гипербола пересекается прямой в двух точках. Круг, эллипс, парабола и гипербола – это виды конических сечений .

Все конические разрезы пересекаются прямой в двух точках”. Этот пример свидетельствует, что на основе знаний об отдельных объектах класса можно получить знания о классе этих объектов. Полная индукция является одним из необходимых умозаключений, т.е.

таким, который следует из истинных положений (посылок).

К правдоподобным (вероятным) умозаключениям принадлежит аналогия.

Аналогией называют умозаключение, которое приобретается через отыскание в двух предметах нескольких одинаковых признаков и образования вывода, что эти предметы имеют еще и другие общие признаки.

Например, Земля и Солнце схожи между собой по многим признакам: они являются небесными телами одной планетной системы, оба тела находятся в движении, они имеют сходный химический состав (химические элементы, которые есть на Земле, путем спектрального анализа Луны открыты и на Солнце) и т.д. На Солнце был обнаружен новый элемент, еще неизвестный на Земле. Его назвали гелием.

По аналогии было сделано предположение, что этот элемент на Земле. Вывод оказался правильным, вскоре на Земле этот элемент был открыт. Итак, аналогия, как и неполная индукция, хотя и является вероятным умозаключением, ценна тем, что дает возможность делать предположения, гипотезы, догадки.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-michlenie.html?id=logicheskie-formy-myshleniya

Мышление. Умственные действия. Понятия. Суждения. Умозаключения

Мышление– рациональная способность структурировать и синтезировать данные путем обобщения, даёт имя вещам (рациональная функция). Является высшим познавательным психическим процессом. Его суть заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Виды умственных операций:

1.Сравнение. Операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нам являются существенными.

Следует отметить, что из-за этого одни и те же предметы в одном случае считаются похожими друг на друга, а в другом- мы не видим между ними никакого сходства.

(раскладывание предметов гардероба по цвету или по назначению).

2.Анализ и синтез.

Анализ-мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить след. Часть и т.д.

Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части,т.е. Позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез-мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных его свойств. Когда мы смотрим на отдельные лежащие перед нами части механизма, мы можем понять,как выглядит механизм и как он работает. Для синтеза, как и для анализа, характерно мысленное ориентирование свойствами предмета.

Абстракция и конкретизация.

Абстракция-мысленное отвлечение каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Суть абстракции заключается в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от др. частей и свойств данного предмета.

С помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информации,т.е. Отвлечься, или абстрагироваться от др. признаков получаемой нами информации.

Конкретизация- процесс, противоположный абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков.

Индукция и дедукция.

Индукция-переход от частных случаев к общему положению, кот. Охватывает собой частные случаи.Г. Эббингауз, изучая процессы забывания информации у отдельных людей, люнаружил общую закономерность и сформулировал один из законов памяти, описывающий процесс забывания полученной человеком информации.

Дедукция-умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения. Например, зная то, что на три делятся все числа, сумма цифр которых кратна трем, мы можем утверждать, что число 412 815 разделится на три.

Следует иметь ввиду, что дедуктивные суждения часто наталкиваются на определенные затруднения. Эти затруднения вызваны тем, что наблюдаемый нами случай не осознается как случай, попадающий под действие того или иного общего положения.

Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие-отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Бывают общими и единичными.

Общими понятиями называют те, кот. Охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих 1 и то же название. Пример: понятие «стул», «здание». В общих понятиях отражаются признаки., свойственные всем предметам, кот. Объединены соответствующим понятием.

Единичными понятиями называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Пример: «Енисей», «Венера», «Саратов». Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, и при этом отражают свойства, кот. Могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Суждения-это высказывание,содержащее в себе определенную мысль.Суждение как форма мышления, основана на понимании субъектом многообразие связей конкретного предмета или явления с др. предметами или явлениями.Суждение первично формируется в действии, кот. Что-то принимает и утверждает или отвергает.

Это суждение действием или суждение в действии. В суждении проявляется личность, её отношение к происходящему. Пример: отношение к др. людям устанавливается в суждении, на основании познавательного отношения к объективной действительности.

Суждение бывает истинным или ложным, в зависимости от того, адекватно или неадекватно оно выражает убеждения субъекта.

Умозаключение.Представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Рассуждение принимает форму умозаключения, когда, исходя из посылок, оно раскрывает ту систему суждений, кот. Из них следует.

Умозаключение включает в себя ряд операций, подчиненных единой цели. Умозаключение– это высшая форма мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.

Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения, чаще всего используется в процессах теоретического мышления.

Память. Классификация и характеристика видов памяти.

Память-это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Виды памяти. Их делят по:

Источник: https://megalektsii.ru/s17283t9.html

Основные формы мышления: понятие суждение умозаключение

В основе человеческой способности мыслить лежат три составляющих, так называемые – формы мышления. Именно благодаря этому человеческий мозг имеет столь высокую лабильность и способен на сложнейшие процессы анализа и синтеза. Самые первые учения в этой области возникли еще в древнем мире.

Но основоположником современной теории считается Аристотель. Именно он выделил основные формы мышления.

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Основой этого процесса является понятие.

Понятие

Понятие – это мыслительный процесс, который выделяет отличительные и существенные признаки, обобщающие различные предметы и явления.

Такие признаки могут быть существенными (общими) и несущественными (единичными). Например, говоря четырехугольник, каждый из нас представит себе разные фигуры. У кого-то это будет квадрат, у кого-то трапеция, а кто-то может представить фигуру с разными сторонами.

Но, несмотря ни на что, у них одно общее – 4 угла, именно это и будет общим или существенным признаком, объединяющим понятие четырехугольник.

А вот уже равенство сторон и показатели величины углов будут единичными или несущественными признаками, по которым можно разделить эти фигуры на, прямоугольники, параллелограммы и т.д.

В понятии отражаются лишь существенные, обобщающие признаки. Например, понятие спортсмен подразумевает людей занимающихся тем или иным видом спорта и не имеет значения что это, фигурное катание или баскетбол.

Презентация на тему: “Фомы мышления. Основы логики”

Отличают так же конкретные и абстрактные понятия:

  • Конкретное понятие – это то, что имеет четко сформулированные характеристики и отражает события, предметы и явления окружающего мира, например: «игра», «вода», «снег».
  • Абстрактное понятие характеризует отвлеченные идеи, которые трудно представить и классифицировать, например: «добро», «зло», «любовь».

Невозможно представить себе нашу жизнь без возможности пользоваться понятиями, в таком случае нам пришлось бы дать имя буквально каждому предмету на планете, и, говоря о лесе, пришлось бы перечислять «имена» всех деревьев.

Понятия лежат в основе всей умственной деятельности человека. Объединяя их между собой, мы можем общаться друг с другом, делать выводы и совершать открытия. В этой деятельности участвует вторая форма мышления.

Суждение

Суждение – мыслительный процесс, устанавливающий связь между понятиями о явлениях и предметах, в процессе, которого формируется мнение на основе полученной ранее информации.

Основой его можно считать логику. Именно способность логически объединить понятия и лежит в основе мышления и согласованности всех его форм.

Выделяют общие, частные и единичные суждения. Например, общее – «вода во всех морях соленая», частное – «некоторые моря являются внутренними», и единичное – «соленость Черного моря 14 ‰».

Так же различают формальные и эмпирические. При формальном, утверждаются факты взаимосвязи между объектами, без утверждения их правдивости («трава зеленая», «у кошки четыре лапы»). А, эмпирическое суждение – характеризует факт взаимосвязи между двумя объектами на основании наблюдения за ними, вследствие чего возможно проверить их подлинность («посмотри какая трава зеленая»).

Например, если мы воспринимаем 3 таких понятия «человек», «собака», «поводок», мы можем судить о том, что человек гуляет с собакой. Более сложный способ этого типа мышления – образование суждений независимо от наличия понятий.

Например «Мой сосед каждый день в это время гуляет с собакой, но сегодня его нет, значит, они уехали в деревню». На основании предпосылки «отсутствие во дворе соседа с собакой» подводиться итог, с использованием ранее полученной информации.

Такой вывод и является третьей формой мышления – умозаключением.

Умозаключение

Умозаключение – это высшая форма мышления, при которой мысль формируется в результате синтеза и обработки нескольких суждений и понятий.

Такие заключения являются доказательствами, добытыми логическим путем. Например, известно, что «фигурист – это спортсмен, занимающийся фигурным катанием». Так же известно, что «Иванов, занимается фигурным катанием». На основании этих суждений, формируется умозаключение о том, что Иванов – фигурист.

В основном человек пользуется двумя видами умозаключений – это индукция и дедукция. Но к ним так же относятся аналогия и предположение.

Дедукция – это рассуждение от общего к частному, а индукция – способность обобщить единичные понятия.

  • Дедукция. Используя дедукцию, мы можем познать смысл отдельных явлений и фактов на основании общих закономерностей. Так, например, зная, что при замерзании вода расширяется и повреждается тара, можно предположить, что хранение и транспортировка таких продуктов должны осуществляться при положительных температурах.
  • Индукция. Руководствуясь индукцией, мы начинаем с накопления знаний о как можно большем числе предметов имеющих сходные черты. При этом опускается все второстепенное и не существенное. В результате можно сделать общий вывод о свойствах или структуре исследуемого понятия. Так, например, разбирая на уроке понятие «ядовитые животные», сначала определяют на основании чего их можно считать ядовитыми. Затем делают заключение, что некоторые змеи ядовиты, многие пауки и насекомые ядовиты и даже некоторые рыбы и земноводные. И на основе этого строиться общее заключение, о существовании смертельно опасных животных, которых нужно знать, и уметь отличать.
  • Аналогия – это более простой способ умозаключения. Такая форма мышления применяется чаще всего для выстраивания психологических закономерностей. В этом случае умозаключение основывается на схожести наиболее значимых признаков. То есть, если из группы в 30 человек 6 более спокойны и медлительны, можно сделать вывод, что, скорее всего они относятся к людям, имеющим флегматичный тип характера.
  • Предположение же, нельзя считать достоверным умозаключением, поскольку делается оно, не имея под собой никаких доказательств. Самым известным в истории человечества предположением, было высказывание Н. Коперника о форме и движении нашей планеты. Он пришел к этому выводу на основании наблюдений. Заметив цикличность в смене времени суток и сезонов, он предположил, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Но доказательства его умозаключений появились лишь спустя сотни лет.

Мышление лежат в основе всей человеческой деятельности. Это двигатель прогресса, основа человеческой сущности, вместилище сознания и ума.

Благодаря умению оперировать понятиями, строить суждения и синтезировать умозаключения, человечество находится в той точке развития, в которой мы есть сейчас. Освоение космоса, строительство высокотехнологичных машин, достижения в медицине, всем этим мы обязаны мышлению, как начальной точке любого открытия.

Источник: https://tonusmozga.ru/myshlenie/vidy-myshleniya/formy.html

Ссылка на основную публикацию