Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

Фасилитация в педагогике и психологии – принципы и правила

Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.

Фасилитация – что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация – это (от англ.

facilitate – помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор – кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор – это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации.

Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях.

Тони Манн – ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает стрессоустойчивостью;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Чем фасилитация отличается от модерации?

Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации.

Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация.

Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:

  1. Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
  2. Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
  3. Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
  4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях.

Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом.

Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Социальная фасилитация и леность

Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом.

Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей – пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.

Виды фасилитации

Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:

  1. Социальная фасилитация – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
  2. Психологическая фасилитация – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это – преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
  3. Экофасилитация – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
  4. Спортивная фасилитация – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
  5. Педагогическая фасилитация – раскрытие способностей ребенка.

Правила фасилитации

Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:

  • исследование процесса в противовес всеведению;
  • открытость и искренность к людям;
  • все участники процесса равны;
  • каждое мнение важно;
  • все люди умны, и могут эффективно решать задачи.

Техники фасилитации

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

  1. «Поиск будущего/ Future Search» – достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
  2. «Выход за рамки/ Work out» – техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
  3. «Мозговой штурм/ Brainstorming» – происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
  4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion» – метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
  5. «Открытое пространство/Open Space» – позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

Фасилитация в педагогике

Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

  • атмосфера психологической поддержки учащегося;
  • интерес к потребностям и запросам учеников;
  • умело организованный образовательный процесс;
  • понимание внутреннего мира детей;
  • способность открыто выражать свои переживания.

Фасилитация в бизнесе

Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:

  • повышение эффективности деятельности сотрудников;
  • увеличение мотивации персонала;
  • развитие интеллектуального потенциала сотрудников;
  • создание безопасного психологического пространства;
  • внедрение новых технологий в бизнес.

Фасилитация в спорте

Принцип фасилитации в спортивной психологии основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:

  • обучение игре в команде;
  • усиление командного духа;
  • повышение мотивации и ответственности за результат;
  • эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.

Фасилитация – литература

Фасилитация – востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

  1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
  2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч. Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
  3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч. В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
  4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер. Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
  5. «Социальная психология» Д. Майерс. Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.

Источник: https://womanadvice.ru/fasilitaciya-v-pedagogike-i-psihologii-principy-i-pravila

Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора — уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников — и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация — немецкое, фасилитация — английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает «облегчение», модерация — «обуздывание». Модерация — более жесткая технология. У нее определен формат — беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация — гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.

Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.

Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search («Поиск будущего»). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out («Выход за рамки»). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming («Мозговой штурм«). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion («Поляризация мнений»). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space («Открытое пространство»). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:
Читайте также:  Как снять стресс женщине, мужчине - способы, методы, приемы

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Источник: http://donskih.ru/2017/06/metod-fasilitatsii/

Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

О.Н. ШАХМАТОВА

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАВ. КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОЦЕНТ

Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.

Центральным звеном личностно развивающего образования является формирование и развитие личности.

При этом значимо не столько формирование определённых свойств, качеств, познавательных процессов, знаний, умений, навыков, сколько развитие стремления и способности к самостоятельности, саморазвитию и самореализации личности.

В межличностном взаимодействии субъектов образования, педагогов и учащихся, создаются условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придания обучению характера сотрудничества, и на этой основе достижения целей и задач образования.

Создавшееся положение актуализирует потребность исследования условий оптимального профессионального развития личности и разработку технологий, позитивно влияющих на этот процесс.

Личностно-развивающее образование, помимо традиционных форм и методов, хорошо зарекомендовавших себя, предусматривает использование развивающих технологий: диалоговые лекции, моделирование профессиональных ситуаций, деловые игры, игровые упражнения, тренинги.

Важная роль при реализации этих технологий отводится ведущему – педагогу. При их реализации возникает необходимость принятия педагогом новой позиции – педагога-фасилитатора.

Термин фасилитация (от англ.

to facilitate – облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором.

В теоретических и практических разработках в области обучения и воспитания К. Роджерса и других психологов гуманистического направления исследованы особенности личности, деятельности, общения и творчества педагога-фасилитатора. К. Роджерс стремился преодолеть обезличенность воспитания в учебной среде, обращаясь к

интересам обучаемого, к возможностям стимулировать и развивать именно личностный подход.

Центральной гипотезой этого подхода является то, что человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции и поведения. Доступ к этим ресурсам возможен при соблюдении трёх условий, способствующих созданию определённой фасилитационной психологической атмосферы. Этими условиями являются:

• конгруэнтное самовыражение в общении, подлинность, искренность;

• безусловное позитивное отношение и безоценочное принятие других;

• активное эмпатическое слушание и понимание.

Анализ теоретических и практических разработок в области гуманистического направления обучения и воспитания показал, что деятельность педагога представляет собой не некий определённый метод, а, прежде всего особую направленность личности, совокупность ценностей, мировоззренческие представления о жизни, о людях. Основу системы установок и ценностей педагога, по мнению К. Роджерса, составляют убеждения:

• в личностном достоинстве каждого человека независимо от возраста, уровня культурного и интеллектуального развития;

• в значимости и востребованности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия;

• в радости обучения как сотворчества, возникающей при

условии положительных личностно окрашенных

взаимоотношений.

Таким образом, если применить эту гипотезу к образовательному процессу, то для того, чтобы активизировать развитие личности, необходимо создать особую психологическую атмосферу, благоприятствующую проявлению личностной активности, или другими словами, осуществить фасилитационное педагогическое

взаимодействие. Следует отметить, что фасилитационное

педагогическое воздействие оказывает не только педагог на учащегося, но и учащийся на педагога.

Отечественные исследователи (Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Куликова, А.Б. Орлов, В.Н. Смирнов и др.), основываясь на концепции К. Роджерса, определяют фасилитационное педагогическое взаимодействие как субъект-субъектное

взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост и педагога, и обучаемого.

Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

В 2001 году преподавателями, аспирантами и студентами института психологии РГППУ было начато исследование особенностей личности и деятельности педагога-фасилитатора. Теоретической основой исследования стала концепция профессионального становления личности педагога (Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С.).

На первом этапе исследования изучались особенности восприятия личности фасилитатора, её перцептивнокоммуникативных характеристик, поведения. Респондентам был предложен опросник, включающий 15 полуоткрытых и открытых вопросов, а также сочинение на тему «Педагог-фасилитатор в моей жизни». Выборка составила более 500 человек.

Полученные результаты позволили создать социально-психологический портрет педагога-фасилитатора, образ, сформировавшийся в сознании респондентов.

Обобщённо, используя наиболее часто встречающиеся в ответах и сочинениях высказывания и характеристики, его можно представить как педагога, обладающего «приятной внешностью», «хорошим чувством юмора», «способного понять чувства и переживания учащихся, подобрать индивидуальный подход к каждому»; «относиться к учащимся с любовью и уважением», осуществлять педагогическое взаимодействие «на равных». Это профессионал в своём деле; умеет преподнести изучаемый материал в доступной форме, показать его актуальность, и заинтересовать учащихся своим предметом.

Второй этап включал в себя поиск и изучение личности и деятельности реально работающих педагогов-фасилитаторов, исследование проводилось в профессиональных лицеях городов Екатеринбурга, Челябинска, Качканара, Талицы, Ирбита.

В исследовании приняло участие 377 педагогов и учащихся. Экспертами выступали руководители учебных заведений: директора, заместители директора по учебно-производственной, учебновоспитательной, научно-методической работе и учащиеся.

Для выявления фасилитационной составляющей деятельности педагогов, преподавателей и мастеров производственного обучения был разработан комплекс методик, в который вошли стандартизированная беседа, шкала экспресс-диагностики, бланк экспертной оценки, метод незаконченных предложений, личностные опросники, наблюдение.

Результатом стало выделение трёх групп педагогов, которые условно получили название: педагогов-

фасилитаторов, педагогов, с ситуативным проявлением фасилитации, педагогов, у которых фасилитация отсутствует.

Значимые и интересные результаты, отражающие особенности фасилитации, были получены методом наблюдения. Методика

наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога с учащимися была разработана с учётом теоретических подходов зарубежных (К. Роджерс, Р. Зайонк и др.) и отечественных психологов (В.В. Бойко, И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер, С.Д. Смирнов и др.) Основой стали требования, сформулированные и предъявляемые к педагогу-фасилитатору К. Роджерсом: демонстрация доверия

обучаемым, помощь в формулировании и уточнении целей и задач обучения, поиск и опора на внутреннюю мотивацию в учении, выраженная эмпатия, эмоциональная открытость, активность в групповом взаимодействии, стремление передавать опыт. Формализованное наблюдение осуществлялось по

стандартизированной программе, элементы которой фиксировались в протоколе – бланке наблюдения.

При разработке бланка фиксации результатов наблюдения фасилитационного взаимодействия на занятиях были проанализированы методика косвенной оценки межличностных отношений, предложенная Ф. Кронжетом, А.

Моллером, (Техника наблюдения реальной ситуации), методика наблюдения и экспертной оценки ситуации, (Ситуационный тест Р. Бейлса).

Основываясь на выделенных В. В. Бойко конкретных признаках экспрессии уверенности – неуверенности в себе, внутреннего комфорта – беспокойства, активности – инертности, уважения -неуважения к партнёру по общению и др.

, были определены внешне наблюдаемые и подлежащие фиксации признаки проявления психологических свойств.

В качестве специально подготовленных наблюдателей – экспертов выступали студенты 5 курса института психологии РГППУ очной и заочной форм обучения, которые проходили педагогическую и преддипломную практики в учреждениях начального профессионального образования.

К началу исследования учащиеся и педагоги уже были с ними знакомы и присутствие студентов исследователей не отвлекало их внимание от педагогического взаимодействия. Наблюдатели располагались таким образом, чтобы видеть и лицо педагога, и лица учащихся. Наблюдения протоколировались: данные заносились в

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-fasilitatsiya-osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya

Фасилитация, как метод интерактивного обучения

Библиографическая ссылка на статью:
Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 07.06.2018).

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать.

Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида».

Таким образом, метод «Фасилитации» рассматривается, как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения, в процессе обучения, вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияния ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно

верного” решения и требующими творческого подхода. При профессиональном подходе, применение метода «фасилитации» в обучении может приводить к повышению эффективности  групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

Цель применения «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных бизнес-ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно,  с разных сторон; тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться  идеями, опытом и предположениями.

Продукт,  полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.

Фасилитатор –  это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному вопросу или поставленной задаче.

Однако возникает совершенно закономерный вопрос о том, существует ли ринципиальная разница между понятиями «фасилитатор» и «модератор»? При условии, что и «фасилитатор», и «модератор» организуют работу в группе и направляют ее к достижению поставленной цели.

На наш взгляд, особенностью модерирования групповых процессов является то, что модератор в большей степени должен владеть

предметной областью, в которой ведется обсуждение и больше вмешиваться в процесс, чем «фасилитатор», цель работы которого ограничивается побуждением к действию и соблюдением регламента обсуждения. Таким образом, «фасилитатор» – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным.

«Фасилитатор» не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых  группа сама находит решение.

Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Возможные методы фасилитации: технология “Open Space”, технология “интернациональное кафе”, динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология “идея-лог”, «скампер», грейп-коктейли.

Фасилитационные сессии  могут продолжаться от 4 часов до 3 дней. Размер группы: от 8 до 50 участников.

Примениение метода «фассилитации». Метод групповой работы  в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при
стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д.

Адаптация метода «фассилитации» к преподаваемой дисциплине.

Учебная дисциплина: «Финансы». Тема занятия: «Финансы предприятий».

Рассматриваемый вопрос темы: «разработка стратегии анализа деятельности предприятия».

Цель занятия – систематизировать знания в области «управления финансами предприятий», «разработки стратегии анализа деятельности предприятия», отработать деловые навыки принятия решений, потренироваться в
возможности анализировать полученную информацию, освоить новые модели поведения в интерактивном общении, умении аргументировано, грамотно представлять свою позицию (мнение).

Читайте также:  Танцевально-двигательная терапия - как метод психокоррекции

Задача: «генеральный директор крупной диверсифицированной компании по строительным изделиям обратился к нам за помощью.

Он просит проверить производственную деятельность компании «Керамо», выпускающего эмалированную керамическую продукцию. Эту продукцию составляют: ванны, унитазы, писсуары.

Генеральный директор хочет знать, следует ли одобрить капитальные затраты в 200 млн. долларов на новые производственные мощности?!

Информация о компании «Керамо»:

  1. Это одна из семи крупнейших производителей в России (доля рынка 15%)
  2. Цены на продукцию «Керамо» долгое время оставались неизменными
  3. «Керамо» работает на уровне безубыточности, его конкуренты получают небольшую прибыль
  4.  Самый крупный конкурент компании«Керамо» объявил, что намеревается построить крупный современный завод

Для повышения эффективности работы в группе воспользуемся методом «Фасилитации». Для решения «заданной ситуации» воспользуемся одним из методов фасилитации, а именно методом «Grape-коктейль».ГРЕЙП КОКТЕЛЬ (Grape-коктейль) – это инструмент, который способен решать одновременно несколько задач этапа открытия
сессии.

План работы в группе:

  • 1-й шаг:  «Трейлер» – инструмент раскрытия спектра мнений по заданной теме. Выявляем направление«движения мысли» по заданному вопросу.

Время: 10 минут

  • 2-й шаг: «MeWeUs» – техника вовлечения в обсуждение «молчаливых» и получения вклада каждого участника. Каждый из участников команды фиксирует письменно или устно своемнение по обсуждаемому вопросу.

Время: 10 -15 минут

  • 3-й шаг: «World-cafe» – мощный метод глубокой проработки решений за счет вклада каждого. На этом этапе анализируем мнения участников дискуссии, обобщаем их предложения. Всю безисключения информацию фиксируем в таблице.

Время: 15 минут

  • 4-й шаг: «IDEA-лог»— интерактивный метод, дающий максимум диалога. С помощью этого методаорганизовываем диалог в группе, обсуждаем, голосуем. В таблице оставляем самые сильные, целесообразные предложения и мнения.

Время: 15 минут

  • 5-й шаг: “Road-map» – техника «мягкого» структурирования и согласования плана действий. С помощьюпреподавателя-фасилитатора выявляем финальный план действий. Формируем предложение или ответ на заданный в начале обсуждения вопрос. В нашем случае мы для директора предприятия, обосновываем с экономической точки зрения, целесообразность капитальных затрат в размере 200 млн. долларов.  

Время: 10-15 минут

Таким образом, целью применения интерактивных форм в обучении, в том числе и применение в образовательном процессе метода фасилитации ставят целью активизировать учебно-познавательную деятельность, максимально раскрыть потенциала всех участников педагогического процесса. Наиболее точно суть метода «фассилитации», на наш

взгляд сформулировал Лао Цзы в своем гениальном труде «Дао Дэ Цзын», где он называет фасилитатора – «совершенномудрым», потому что «он никуда не зовет, а все идут куда нужно; он молчит, а все его слушают; он находится позади всех, а все его видят».

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317

Фасилитация в профессиональном образовании (стр. 1 из 2)

Сегодня общество по целому ряду обстоятельств (экономических, финансовых, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании.

Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов учения, особенно в профессиональной сфере. С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии явление фасилитации (от англ.

tofacilitate– облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).

Главная задача фасилитатора – донести до студента мысль о том, что основной результат обучения в вузе – способность к интенсивному и грамотному поиску знаний.

Личностные изменения, а не статическое знание, являются единственным, что имеет смысл при выборе цели образования в современном мире.

Значимое учение определяется особенностями отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и учащимся.

В науке выделяют фасилитацию социальную и педагогическую.

Под первой понимают повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации в ее сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями [1].

Под второй – усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [2].

По нашему мнению, объединяет эти оба вида то обстоятельство, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой, в том числе и педагогической, деятельности.

Различие же между ними заключается в том, что в социальной сфере это происходит посредством наблюдения за действиями субъекта, а в педагогической – за счет особого стиля общения педагога с обучающимися и влияния на них его личности.

Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х гг. XX в. К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. Он приводил в пример австралийских аборигенов. Эта группа людей в течение больше чем 20 тыс. лет выживала в непригодной для жизни среде, в которой современный человек погиб бы за несколько дней.

Секретом аборигенов было обучение. Молодежь усваивала знания о том, как найти воду, выследить дичь, убить кенгуру, найти путь через пустыню. Эти сведения передавались как незыблемая традиция, никакое новаторство не одобрялось. Обучение обеспечивало молодое поколение средствами выживания во враждебных и практически неизменных обстоятельствах.

Такой подход имел смысл в устойчивой среде. Вот почему он не подвергался сомнению в течение столетий. Но в настоящее время человек живет в условиях, которые непрерывно меняются, причем это касается как природы, так и социума.

Особенно ярко данная закономерность проявляется в профессиональной сфере, а следовательно, влияет на характер подготовки квалифицированных кадров.

Научная информация расширяется и обновляется с такой скоростью, что непоколебимое утверждение, сформулированное сегодня, почти наверняка изменится ко времени, когда ученик соберется его использовать.

В отечественной психологии количество работ, посвященных педагогической фасилитации, не так велико (Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина и др.). Изучая этот феномен, авторы устанавливают его особенности и психотехнологии развития. Большинство исследований выполнено в контексте педагогики (Р.С. Димухаметов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н. Куликова, Е.Г. Врублевская).

Так, Е.Ю. Борисенко рассматривает вопросы внедрения форм и методов работы по фасилитации, становления экзистенциальной направленности личности учащихся, развития слабоуспевающих школьников. В исследованиях Л.Н. Куликовой и Е.Г.

Врублевской изучается фасилитирующее общение как вид педагогического взаимодействия, в ходе и в результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие его субъектов.

Фасилитирующее общение в духовно-ценностном поле его участников порождает их нравственное самопреобразование и совершенствование. Выделены основные педагогические условия, обеспечивающие развитие способности учителя к такому взаимодействию.

В исследовании Р.С. Димухаметова на основе андрагогического, синергетического, ценностно-акмеологического подходов разработана концепция фасилитации, создающая теоретический фундамент для системы повышения квалификации.

Суть представленной технологии фасилитации заключается в инициировании самоактуализации педагога посредством обеспечения ведущей роли деятельности, развития сознания, независимости, свободы выбора в воспроизводстве новых знаний, личностно-профессиоиальном росте.

Определен алгоритм управленческих действий преподавателя и обучающегося, представленный в виде «атрибутивного кольца»:

1) фасилитация мотиво-образующей деятельности;

2) фасилитация формирования цели;

3) фасилитация поиска предмета познания;

4) фасилитация поиска метода деятельности;

5) фасилитация поиска средств познания;

6) фасилитация реализации процесса;

7) фасилитация рефлексии.

Обращение к названным работам и их анализ позволяют сделать вывод о том, что педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами.

Суть педагогической фасилитации в профессиональном образовании состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучающимися исполнительской части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования специалиста-функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника.

Потребности и мотивы активного поведения складываются не в исполнительской, а в ориептационной части взаимодействия. В связи с этим задача преподавателя – включить студентов в совместную ориентировку, разделить с ними ряд управленческих функций в целях создания условий для пробуждения глубокого интереса к предмету и возникновения реальных содержательных мотивов учения.

Мы считаем, что педагогическая фасилитация – это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практики уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, т.е. насколько он был активен в учебном процессе.

Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если обучающиеся по тем или иным причинам остались пассивными слушателями, которые лишь присутствуют па лекции и машинально фиксируют ее содержание.

Каждый из них берет от занятий ровно столько материала, сколько проявлено им сознательности при его восприятии.

При фасилитации обучения преподаватель получает возможность использовать не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами и не бояться при этом быть обвиненным в «незнании существующих на практике проблем», которые анализируются в ходе курса и часто подвергаются сомнению.

Таким образом, он остается исследователем и не теряет своего лица как ученый, не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы учебной программы. Все это вместе взятое создает условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, оптимизирует процесс развития их профессионального самосознания.

Реализация концепции педагогической фасилитации предполагает создание ряда условий. Среди них следует особо выделить: значимость учения для студентов; конгруэнтность преподавателя; психологическую безопасность и психологическую свободу. Рассмотрим каждое из них.

Только значимое учение является наиболее продуктивным, так как предполагает не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента.

Конгруэнтность преподавателя выражается в том, что он осознает свое отношение к другим людям вообще и студентам, с которыми он работает, в частности, рефлексирует взаимодействие, понимает и принимает свои настоящие чувства по отношению к обучаемым и ситуации, в которой они находятся. Это позволяет ему быть откровенным в отношениях с обучающимися.

Психологическая безопасность достигается в процессе фасилитации за счет признания безусловной ценности личности и создания обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Преподаватель обеспечивает условия для развития и способствует творчеству, если убежден, что любой человек самобытен и неповторим во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем.

Психологическая свобода предполагает формирование креативности студентов, их самовыражение.

Фасилитация позволяет открывать сокровенные мысли, чувства и состояния. Это обеспечивает искренность и доверие, а также причудливое и неожиданное сочетание образов, понятий и значений, что является частью творчества.

Соблюдение данных условий в целях организации фасилитации в процессе обучения способствует формированию и развитию таких качеств, как самостоятельность, познавательная активность, направленность на овладение профессией. Они играют важную роль в становлении будущих специалистов.

Преподаватель-фасилитатор повышает эффективность обучения, прежде всего, за счет оптимизации процесса совместной работы в группах «преподаватель–студент» и «студент-студент». При этом важны формы и способы внутригруппового взаимодействия: как обучающиеся разговаривают друг с другом, как находят общее понимание проблем, как принимают решения и разрешают конфликты.

На основе анализа и обобщения современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме педагогической фасилитации, можно заключить, что наметился определенный отход от традиционного понимания сущности этого понятия.

Чаще оно рассматривается как качественная характеристика педагога.

В то же время обращение к истории возникновения термина позволяет нам утверждать, что в своей основе фасилитация представляет собой процесс взаимодействия преподавателя со студентами, соответствующий определенным характеристикам.

Источник: http://MirZnanii.com/a/176260/fasilitatsiya-v-professionalnom-obrazovanii

Педагогическая фасилитация. опыт применения в высшей школе

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ФАСИЛИТАЦИЯ.  ОПЫТ  ПРИМЕНЕНИЯ  В  ВЫСШЕЙ  ШКОЛЕ

Чуева  Марина  Юрьевна

канд.  экономич.  наук,  доцент  кафедры  психологии  и  педагогики  Московского  государственного  университета  технологий  управления  им.  К.Г.  Разумовского  г.  Москва

E-mail:  mahamari@mail.ru

PEDAGOGIC  FACILITATION.  EXPERIENCE  IN  HIGHER  SCHOOL

Marina  Chueva

candidate  of  economic  sciences,  associate  professor  of  Psychology  and  Pedagogy  Department,  Moscow  State  University  of  Technologies  and  Management  named  after  K.G.  Razumovskiy,  Moscow

АННОТАЦИЯ

В  статье  дана  сущность  понятия  «фасилитация»,  показаны  направления  реализации  фасилитации  в  образовании,  высшей  школе.  Фасилитация  рассмотрена  как  способ  управления  развитием  как  преподавателя,  так  и  учащегося.  Приведен  ряд  технологий  фасилитации  в  образовании,  представлены  показатели  и  критерии  оценки  ее  эффективности. 

Читайте также:  Трансактный анализ берна - теория, методы, игры, примеры

ABSTRACT

The  article  reviews  the  essence  of  the  concept  of  facilitation  and  shows  the  realization  directions  of  facilitation  in  education  in  higher  school.

  Facilitation  is  reviewed  as  a  method  of  controlling  a  teacher’s  as  well  as  a  learner’s  development.

  There  is  given  a  number  of  facilitation  technologies  in  education;  efficiency  evaluation  indicators  and  criteria  are  presented. 

Ключевые  слова:  фасилитация;  саморазвитие;  педагогика;  психология;  коучинг;  творчество;  эффективность;  культура;  личностный  потенциал.

Keywords:  facilitation;  self-development;  pedagogy;  psychology;  coaching;  creativity;  efficiency;  culture;  self-potential. 

С  самого  начала  надо  сказать,  что  с  понятием  «педагогическая  фасилитация»,  я  познакомилась  только  в  этом  году,  в  нашем  вузе  (МГУТУ  им.  К.Г.

  Разумовского),  на  курсах  повышения  квалификации  по  программе  «Компетентностно-ориентированный  образовательный  процесс  (организация  мониторинга  внедрения)».

  В  результате,  я  с  большим  удовольствием  узнала,  что  тот  мировоззренческий  подход  к  общению  и  саморазвитию,  который  я  использовала  не  только  в  моей  личной  жизни,  но  и  в  общении  со  студентами,  органично  укладывается  в  данную  концепцию.

  Сам  термин  «фасилитация»  восходит  к  латинскому  «упрощать,  способствовать,  ускорять,  стимулировать».  В  современных  европейских  языках  однокоренной  глагол  означает  —  облегчать,  помогать  и  способствовать,  причем  почти  всегда  в  переносном,  психологическом  значении.

  Впервые  эффект  фасилитации,  как  улучшение  индивидуального  результата,  повышения  эффективности  деятельности  личности  в  присутствии  других  людей,  был  зафиксирован  и  описан  еще  в  конце  XIX  века.  Далее  исследован  такими  учеными,  как  Р.  Зайрец,  Н.  Триплет,  Е.  Катрелл,  Л.В.  Ланге,  Ф.  Олпорт  и  др.  [1]. 

Данное  понятие  также  тесно  связано  с  работами  К.  Роджерса  и  другими  представителями  гуманистического  направления  в  психологии,  выдвижением  ими  путей  фасилитации  в  различных  областях  человеческого  межличностного  общения,  особенно  в  сфере  педагогики.  Речь  идет  о  приоритете  «осмысленного  учения».

В  ходе  дальнейших  исследований  было  установлено,  что  на  повышение  эффективности  деятельности  личности  влияет  не  только  и  не  просто  механическое  присутствие  кого-либо  рядом  с  испытуемым,  но  и  форма  оценки  деятельности.  Причем  не  конечного  результата,  а  самого  процесса.

  Поэтому,  в  глубинном  смысле,  фасилитация,  и  особенно  фасилитация  в  педагогике,  которая  направлена  на  усиление  эффективности  обучения  и  воспитания,  на  сегодня  означает  раскрытие  настоящих  человеческих  качеств  у  присутствующих  участников  группы,  студентов,  учащихся.

  Речь  идет  о  ресурсах  человека,  о  его  качественных  резервах  как  личности.  Причем  это  касается  не  только  студентов  (если  брать  образовательный  формат  высшей  школы),  но,  и  в  первую  очередь,  самого  преподавателя.

  Как  говорили  в  свое  время  латыняне:  “Docendo  discimus”  («Уча,  мы  учимся  сами»).

Речь  идет  о  поиске  отношений  с  группой  и  самим  собой. 

Подобный  уровень  задачи  требует  от  преподавателя  до  некоторой  степени  «эталонных»  личностных  характеристик.  Причем  не  по  форме,  а  по  сути,  т.  к.  студент,  как  и  любой  партнер  по  общению,  считывает  всю  информацию  с  «тела»  преподавателя.

  Говорить  можно  все  что  угодно,  какие  угодно  «правильные  слова»,  но  если  они  не  будут  поддерживаться  «правдой  тела,  эмоций»  преподавателя,  то  действительно  заинтересовать  студента  предметом,  собой  как  носителем  и  проводником  знания,  не  удастся  [4].

Проявлением  таких  личностных  характеристик  могут  быть:  подлинность,  искренность  преподавателя  (его  конгруэнтность);  принятие,  забота  или  признание  (безусловное  позитивное  отношение  к  студенту,  признание  ценности  его  чувств,  мнений,  собственной  правоты);  способность  к  эмпатическому  пониманию,  которое  способствует  развитию  желания  студента  полноценно  жить  и  возможности  учиться  [2]. 

  Здесь  уместно  упомянуть  об  одном  эпизоде  годичной  давности.  Я  принимала  зачет  по  Психологии  бизнеса  у  студентки,  которая  не  очень  часто  посещала  мои  занятия.  Как  выяснилось,  она  работала  (при  дневной  форме  обучения),  чтобы  оплатить  свое  образование.

  Из  тестов  и  последующей  беседы  с  ней  я  поняла,  что  она  действительно  изучала  материал  (хотя  и  по  другим  источникам,  чем  я  высылала  на  группу),  достаточно  грамотно  применяет  полученную  информацию  для  интерпретации  собственного  опыта  работы.

  При  этом  она  не  только  участвует  в  общественной  жизни  университета,  но  и  активно  отстаивает  свою  жизненную  позицию.

  Так  вот,  когда  я  поставила  ей  (заслуженный)  зачет,  она  вдруг  расплакалась,  объяснившись,  что  никто  из  преподавателей  за  все  годы  учебы  еще  НЕ  интересовался  ее  мнением,  образом  мыслей,  планами  применения  полученных  навыков.  Именно  это  было  для  нее  важным  и  решающим.

Соглашусь,  что  образ  преподавателя  вырисовывается  почти  идеалистический,  почти  недостижимый  на  практике  в  настоящее  время.  Однако,  стремиться  к  нему  при  желании  можно.  Примером  может  стать  завораживающая  лекционная  практика  Лихачева  Д.С.  и  Лотмана  Ю.М.,  их  аудиторные  и  внеаудиторные  беседы-семинары  со  студентами.

  Другой  пример:  в  60-е  годы  прошлого  века  в  пору  студенчества  моя  мама  с  трудом  находила  свободное  место  в  большой  поточной  аудитории  МГУ,  чтобы  послушать  лекции-представления  (сейчас  бы  сказали,  шоу)  знаменитого  историка  и  культуролога,  академика  Рыбакова  Б.А.

  Причем  слушать  их  приходили  студенты  даже  других  факультетов  (математики  и  физики,  а  не  только  историки  и  «лирики»). 

Когда  в  моей  преподавательской  или  консультационной  практике  мне  удается  приблизиться  к  подобным  образцам  энциклопедических  знаний  и  внутренней  культуры,  силы  духа  и  харизмы,  я  бываю  непередаваемо  счастлива.  Счастлива  как  за  себя,  так  и  за  ребят,  которым  удалось  зажечься  искрой  поиска  В  СЕБЕ  вечных  вопросов:  Кто  я?  Чего  хочу?  Как  к  этому  прийти? 

В  этом  же  ряду  —  вопросы,  точнее  их  переформулировка:  не  «Кто  виноват?»  (посыл  в  прошлое),  а  «Что  делать?»  (посыл  в  будущее);  не  «За  что?»  (посыл  в  прошлое),  а  «Для  чего?»  (посыл  в  будущее).

  На  это  же  работают  открытые  вопросы,  поощрение  диалогового  режима  или  индивидуального  высказывания  студента,  по  возможности,  прояснение  позиций  сторон  при  конфликте  в  группе,  работа  в  режиме  «отзеркаливания»  и  «я-высказываний»,  обсуждение  ситуации  и  позиций  участников  после  упражнения  или  деловой  игры,  рассылка  после  занятия  дополнительных  материалов  (информации)  для  домашнего  анализа  с  последующим  обсуждением  на  занятии  (при  необходимости)  или  в  режиме  инет-общения  со  мной,  как  с  преподавателем. 

Все  это  направлено  на  позитив,  т.  е.  на  конструктивное  использование  полученных  знаний,  опыта,  как  студентами,  так  и  преподавателем. 

Это,  собственно,  и  роднит  искусство  фасилитации  с  искусством  коучинга,  например.

  Фасилитатор-преподаватель,  как  и  коуч,  —  проводники  в  мир  самоосознания,  творчества,  эффективности,  активной  жизненной  позиции,  успеха.

  Это  в  идеале,  конечно,  однако,  никому  не  возбраняется  к  этому  идеалу  стремиться.  При  желании.  Причем  со  стороны  преподавателя  —  это  желание  обязательно.  Это  —  необходимое  условие  начала  «путешествия».

Другими  словами,  все  это  сводится  к  развитию  основных  человеческих  способностей:  быть  «здесь  и  сейчас»,  говорить,  слушать  (режим  «активного  слушания»),  понимать  и  действовать  (конечно  же,  исходя  из  всего  предыдущего)  [3]. 

И  это,  по  моему  глубокому  убеждению,  не  зависит  от  предмета  преподавания,  конкретной  дисциплины.

  Важнее  живая  философия  преподавателя,  как  человека,  его  мировоззренческий  подход  к  своей  жизни.

  Важнее  быть,  а  не  казаться  реальным  помощником    проводником  студента,  группы  в  целом,  используя  весь  имеющийся  профессиональный  опыт  и  человеческий,  личностный  потенциал.

Я  часто  говорю  своим  студентам  загадочную  для  них  на  первый  взгляд  фразу:  «Иногда  важнее  не  ЧТО,  а  КАК!».

  Подобное  распространяется  и  на  предмет  обсуждения,  применяемые  техники  и  технологии  в  преподавании  каждого  предмета.  Хотя,  естественно,  важна  И  форма,  И  содержание.

  Точнее  их  гармония  в  данном  месте  и  в  данное  время.  Опять  же  —  философия!

Часто  мне,  например,  это  удается  передать  через  мою  увлеченность  предметом  исследования  и  живым  донесением  своих  личных  переживаний,  через  возможность  использовать  на  практике  полученные  результаты,  через  выстраданную  собственную  мировоззренческую  позицию,  что  «любой  результат  —  это  опыт»  (и  «Это  —  хорошо!»),  что  «То,  что  нас  не  убивает,  делает  нас  сильнее»  и  др.

Фасилитация  в  практике  моего  преподавания  реализуется  через  сведение  к  минимуму  лекционных  занятий  (методическую  и  учебную  литературу,  как  и  базовые  тексты  лекций  я  рассылаю  по  почте  в  учебную  группу  заранее),  максимальное  стимулирование  диалогового  режима  общения  на  семинарах,  проведении  полноценных  тренингов  или  введение  тренинговых  фрагментов  в  семинарские  занятия,  просмотр  и  обсуждение  видео  фрагментов,  совместное  посещение  тематических  выставок  и  музеев  с  написанием  размышлений-эссе  по  итогам  посещения.  Обязательным  для  меня  является  моя  доступность,  как  преподавателя  и  психолога,  в  инет-режиме  для  студентов.  Причем  ответом  на  вопрос  студента  является  не  «совет»  как  таковой,  а  мои  размышления,  видение  ситуации  с  разных  точек  зрения,  притча,  видео-фрагмент,  мультфильм  или  песня,  т.  е.  некий  ассоциативный  ряд,  не  навязывающий  мою  «авторитарную  точку  зрения»,  а  предложение  посмотреть  на  ситуацию  со  стороны.  Причем,  лучше  не  «сбоку»,  а  «сверху»!

  За  правило  установила  для  себя  в  начале  курса  по  любому  предмету,  который  читаю,  проводить  своего  рода  мониторинг  ожиданий  и  готовности  к  предмету.  В  диалоговом  режиме  опрашиваю  студентов  —  кто,  что  знает  о  данном  предмете,  чего  ожидает  для  себя,  в  какой  форме,  объеме  и  прочее. 

По  окончании  курса  обязательно  провожу  опрос  в  форме  свободного  написания  эссе  или  анкетирования  для  выяснения  результативности  моих  занятий.

  Студенты  оценивают  свое  (субъективное  шкалирование)  изменение  в  физическом  и  эмоциональном  состоянии,  практическую  ценность  курса  и  его  новизну,  практическую  ценность  приобретенных  знаний    информации    навыков,  оценивают  профессионализм  преподавателя,  качество  раздаточных  материалов,  высказывают  свои  пожелания  по  организации  и  ведению  курса  в  дальнейшем.  Делаю  я  это,  естественно,  после  проведения  зачета  или  экзамена,  для  получения  наиболее  объективного  среза  действительности. 

  В  данном  вопросе  я  полностью  согласна  с  подходом  К.  Роджерса,  по  мнению  которого,  учить  –  значит  провоцировать  изменения  в  учениках.  В  этом,  собственно,  я  и  вижу  смысл  фасилитации  в  высшей  школе:  учить  учиться.  Причем  делать  это  искренне  и  «вкусно»! 

Здесь  вполне  применима  восточная  мудрость-призыв:  «Ученик  —  убей  учителя!».  Речь,  конечно  же,  идет  не  о  физическом  уничтожении  учителя,  а  о  призыве  превзойти  его  в  его  знаниях  и  умениях,  превратиться  тем  самым  из  ученика  в  со-ратника,  в  со-исследователя.

Постоянно  учиться,  самосовершенствоваться  тем  важнее,  чем  быстрее  идет  объективный  процесс  обновления  знаний.  Если  еще  30  лет  назад  новейшие  знания  устаревали  уже  через  5—7  лет  (т.  е.  к  выпуску  студента  из  вуза!),  то  сейчас  темп  обновления  информации  достиг  3-х  и  менее  лет.

Таким  образом,  в  роли  преподавателя,  считаю  важным  не  надиктовывать  студентам  аксиомы  сегодняшнего  дня  по  какому-либо  предмету,  а  предлагать  им  инструмент  для  их  системного  самообразования  в  дальнейшем,  а  также,  что  не  менее  важно,  транслировать  им  свой  энтузиазм,  желание  учиться  и  самосовершенствоваться  всю  их  дальнейшую  жизнь.  В  чем,  собственно,  и  вижу  отличие  «существования»  от  «жизни».  Отличие  —  в  наличие  творческого  начала,  любознательности,  желании  удивляться  и  изменяться,  т.  е.  в  динамической,  а  не  статической  составляющей  жизни. 

В  качестве  примера-притчи,  цитирую  иногда  небольшую  по  объему  повесть  Р.  Баха  «Чайка  по  имени  Джонатан  Ливингстон».

  Радует,  что  за  последние  годы  все  большее  количество  студентов  уже  слышали  об  этом  авторе,  читали  эту  повесть-притчу  и  согласны  с  данной  динамической  концепцией  жизни.

  Другой  вопрос,  удастся  ли  им  претворить  эту  идею  в  свою  жизнь.  На  это  нужны  не  дюжие  силы,  смелость,  отвага,  позиция  «разумного  эгоизма»,  решительность  и  вера  в  себя.

Список  литературы:

1.Нумми  Пепе.  Справочник  фасилитатора,  или  История  о  том,  как  фасилитатор  Григорий  Лосик  привел  компанию  к  впечатляющим  результатам.  М.:  Институт  консультирования  и  системных  решений,  2012.  —  144  с.

2.Роджерс  К.  Клиентоцентрированный  /  человекоцентрованный  подход  в  психотерапии  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  http://    (дата  обращения  11.10.2013).

3.Ромашина  С.Я.,  Майер  А.А.  Педагогическая  фасилитация:  сущность  и  пути  реализации  в  образовании:  Учеб.  пособие.  М.:  Вита-Пресс,  2010.  —  63  с.

4.Чуева  М.Ю.  О  необходимости  введения  новых  стандартов  в  образование  //  5  Всероссийская  (с  международным  участием)  научно-практическая  конференция  Научные  проблемы  образования  третьего  тысячелетия.  Вып.  5:  Сб.  науч.  трудов.  Самара:  Инсома-Пресс,  2011.  —  454—459  с.

Источник: https://sibac.info/node/34364?set_science=1

Ссылка на основную публикацию