Экспрессивность – это что такое, средства экспрессивности

Экспрессивность это эмоциональность

Экспрессивность - это что такое, средства экспрессивности

Человек испытывает различные чувства. Они являются реакциями на те вещи или слова, которые говорились в адрес человека. Через словесные выражения человек может в ответ выразить свое отношение к происходящему, что и является основным средством экспрессии. Что это такое? Простыми словами это можно назвать комплексом переживаний, которые окрашивают речь говорящего.

Человек редко выражает свои слова без каких-либо эмоций. Это могут заметить читатели интернет-журнала psytheater.com. Когда каждый выражает какую-то мысль, он вкладывает туда все свои эмоции.

Это становится возможным с помощью семантических, лексических и речевых средств, которые только помогут передать все переживания.

В этом и заключается экспрессивность, которая в переводе с латинского обозначает «выражение».

Экспрессивность – это эмоциональный окрас информации, которая субъективно воспринимается и бессознательно воспроизводится говорящим. Речь наполнена эмоциями, которые человек вкладывает в то, какие слова он подбирает, как простраивает предложения, какой интонацией произносит информацию и т. д.

Некоторые выражения уже являются устойчивыми и применяются многими людьми для передачи своего отношения к той информации, которую они выражают. Однако нередко человек сам придумывает обороты, которые помогут ему наиболее точно передать те переживания, которые он испытывает.

Другим пониманием экспрессивности является безрассудное поведение, беспечность, жизнерадостность, восторженность, импульсивность, эмоциональная значимость, динамичность общения, эмоциональная яркость. Противоположностью является сдержанность, которая предполагает рассудительность, осторожность, благоразумие, беспокойство о будущем и пр.

Если говорить общим понятием, экспрессивность – это эмоциональное проявление самого себя. Человек не сдерживает эмоций и выражает свое отношение к тому, что с ним происходит, о чем он говорит, что его окружает.

Что такое экспрессивность?

Экспрессивность часто проявляется в речи человека. Что это такое? Это эмоциональная передача информации. Люди, которые внимательно относятся к своим собеседникам, могут охарактеризовать говорящих по тому, как они произносят информацию. Чем более импульсивной и неосознанной она является, тем более точно можно отнести человека к той или иной группе, охарактеризовать его внутренний мир.

Экспрессивная речь передает отношение человека к предмету разговора. Чаще всего индивид позволяет себе выражать экспрессию, когда находится на пике эмоций. В нем проявляются ирония, снисхождение, скепсис, пренебрежение. При этом он ставит объект, о котором идет речь, ниже себя. Он негативно отзывается о том, что говорит, думая, что выражает объективную точку зрения.

Экспрессивность редко выражается в такой позиции, когда человек принижает самого себя. Такое ранее можно было увидеть, когда человек обращался к индивиду, более высокому по званию. На сегодняшний день такая ситуация складывается при разговоре обычного человека с более высоким по званию, статусу, материальному положению собеседником. Например, он называет себя не Иван, а Ивашка.

При экспрессии человек ставит себя выше не только по отношению к предмету, о котором говорит, но и нередко к собеседнику, с которым при этом общается.

Через выражаемую информацию человек показывает, что принадлежит к некой элитной группе, в которую не входят те, кому говорится данная информация. Он смотрит на них сверху вниз.

Такое поведение распространено в молодежных и криминальных кругах.

Следует понимать, что существует разная степень экспрессии:

  1. В более мягкой форме экспрессия передает субъективное мнение человека, основанное на хорошем познании предмета, о котором идет речь.
  2. В высшей степени экспрессивности зачастую передается грубость, нецензурность речи, пренебрежение, фамильярность, устрашение.
  3. Какими способами человек может передать свое пренебрежительное отношение, то есть поставить себя в позицию сверху?

  4. Не использовать нейтральное слово, обозначающее предмет, а применить некое жаргонное или просторечевое понятие, которое уже несет определенный окрас.
  5. Принижение путем устранения, усечения с сохранением дополнительных наименований.
  6. Не следует относиться к экспрессивности как исключительно негативному явлению.

    Несмотря на то, что люди часто прибегают к экспрессии, когда желают кого-то обвинить, вызвать негативное отношение к другим лицам, спровоцировать определенные эмоции, нередко экспрессия передается в положительном контексте. Несомненно, контекст здесь играет важную роль. Самым главным здесь остается цель, которую преследует человек.

    Средства экспрессивности

    Поскольку экспрессивность используется в речи, здесь выделяют речевые средства для ее передачи:

    • Лексические – составление словосочетаний, где могут использоваться междометия, частицы усиления, оценочный компонент.
    • Фонетические – нарушение в произношении звуков. Например, растягивание, долгое произношение, акцентирование, интонационное выделение.
    • Морфологические – составление слов, где могут использоваться суффиксы, придающие слову уменьшительное или пренебрежительное значение.
    • Синтаксические – составление предложений. Здесь человек может прибегать к определенной перестановке слов, необычной для речи, делать повторы конкретных фраз.
    • Паралингвистические – мимика, громкость речи, жестикуляция, тембр, темп речи.
    • Еще одним немаловажным компонентом речи является интонация, которая бывает положительной или отрицательной. Это постановка своего голоса таким образом, чтобы слова произносились с эмоциональным окрасом. Следует отметить, что это значительно отличается от сухой информации, которая не передает никакого отношения. Через интонацию человек выражает свои эмоции в отношении информации. Порой это приводит к искажению самой информации, которая очень сильно отличается от первоначального ее смысла.Отрицательная интонация часто используется для выражения экспрессивности в речи. Особенно богатой она становится, по сравнению с положительной интонацией, поскольку не имеет преград для своего выражения. Человек полностью раскрывается в своем негативном настроении.Экспрессия в виде негативной интонации представляет интерес для изучения психоаналитиками и психологами, поскольку именно в этот момент раскрывается сущность человека, его глубинные мотивы и желания. Здесь можно выявить:

    • Истинные эмоции и комплексы человека.
    • Локус контроля.
    • Самооценку.
    • Принадлежность к социальной группе и ментальность.
    • Способы психологической защиты.
    • Общая удовлетворенность жизнью.
    • Положительная интонация используется реже отрицательной. Она выражает восхищение, воодушевление, яркие впечатления о предмете.Человек довольно часто прибегает к экспрессии, когда находится на пике чувств. Намного чаще выражаются предложения, которые лишь частично передают эмоции и настроение человека. Сложно выделить конкретные средства, которые при этом используются, поскольку каждая личность использует свой набор.Экспрессивность является приемлемым выражением своих эмоций и чувств. Итог такого общения зависит не только от того, каким образом говорящий передает свою мысль, но и от отношения слушателя к тому, что ему говорится. Нередко здесь возникают споры, если слушатель не согласен с тем, что ему говорят. Однако экспрессивность продолжается как в ситуации конфликта между собеседниками, так и в ситуации согласия слушателя с говорящим.Экспрессивность включает в себя три компонента:

    • Намерения говорящего.
    • Исходные знания и данные, с которыми слушатель вступает в диалог.
    • Способ передачи информации.

Следует отметить, что современный человек все чаще прибегает к нецензурной лексике как к одному виду передачи своих эмоций. Нередко в таких случаях индивид произносит: «Я по-другому это назвать никак не могу!».

Через мат и нецензурную брань он может выразить собственное отношение к собеседнику, явлению или происходящему.

Чем чаще он произносит данные слова, тем больше ими начинает пользоваться даже в тех ситуациях, которые не несут такого яркого эмоционального окраса.

Экспрессивность часто интерпретируется как речевое понятие, которое отражается в различных способах передачи информации.

На самом деле в большей степени экспрессивность зависит от эмоций, которые переживает человек. Если бы отсутствовали переживания, тогда не возникало бы экспрессивности.

Чем меньше барьеров человек испытывает в выражении своих эмоций, тем больше экспрессии проявляется в его речи.

psytheater.com

Категории «эмоциональность», «экспрессивность» как объекты лингвистических исследований Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Бижева Лариса Халидовна

В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию и соотношению таких категорий, как « эмоциональность », « эмотивность », « экспрессивность », представленные в научной литературе.

CATEGORY “EMOTIONALITY”, “EXPRESSIVITY” AS OBJECTS OF LINGUISTIC RESEARCH

.postlight.com”>

Источник: http://all-voprosi.ru/ekspressivnost-eto-emotsionalnost/

Экспрессивность Экспрессивный

03.07.2014 by petr8512

(Просмотров 4 164 всего, 1 сегодня)

Равнодушие губительно. Если ты пробуждаешь в людях

сильные эмоции – это по-настоящему позитивно.

(Просмотров 1 всего, 1 сегодня)

Автор афоризма: Молко Брайан

Экспрессия начинается там, где заканчивается мышление.

Альбер Камю. Миф о Сизифе

 Критик: — Ах, что это? Какая прекрасная вещь, какое видение, какая экспрессия! Художник:

— Да? А ведь это как раз то место, о которое я вытираю краску со своих кистей.

      Экспрессивность  как качество личности – способность ярко, значительно и выразительно проявлять чувства, настроения, переживания.

Приходит грузин с похорон жены.  Сел за стол. Подпер опущенную голову руками, на лице написано отчаяние. — Один, совсем один! (с надрывом, отчаянием).

— Один, совсем один… (слегка встрепенулся, поднял голову, задумался, говорит уже гораздо спокойнее, без надрыва). — Один, совсем один? (заинтересованно, удивленно, встрепенулся, в глазах появляется блеск).

— Один, совсем один!!! (проявляет экспрессию, бурный восторг, вскакивает и пляшет лезгинку).

      Экспрессивность противоположна сдержанности.   Психолог Абрахам Маслоу писал:  «В здоровой личности гармонично сосуществуют обе эти тенденции (экспрессивность и сдержанность — автор) . Здоровый человек не только спонтанен.

Он спонтанен и экспрессивен тогда, когда хочет быть спонтанным и экспрессивным. Он способен расслабиться, отказаться от самоконтроля, способен, что называется, расстегнуть пиджак, когда находит это уместным.

Но он умеет также контролировать себя, может отложить удовольствие на потом, он вежлив, он старается не обижать людей, умеет промолчать и умеет держать себя в руках.

Он воплощает в себе и дионисийство, и аполлонизм, он способен быть стоиком и эпикурейцем, экспрессивным и функциональным, сдержанным и раскованным, искренним и отстраненным, веселым и деловитым, он живет настоящим, но умеет думать о будущем.

Здоровый, самоактуализирующийся человек поистине универсален; в отличие от среднестатистического человека он осуществляет гораздо большую часть возможностей, заложенных в человеческой природе. Его арсенал реакций гораздо шире, чем у обычного человека, и он движется в направлении к абсолютной человечности, то есть к полному раскрытию своего человеческого потенциала».

      В кругу друзей экспрессивности  не найдешь осторожности, благоразумия, хладнокровия и рассудительности. Её компания – эмоциональность, импульсивность, восторженность и экзальтированность.

Советую почитать:  Эйфория

      Душа по своей природе красива, ярка и экспрессивна.

В зависимости от того, какими качествами личности будет обусловлено проявление энергии души, наружу может вылиться темпераментность, интуитивность, восприимчивость, а в случае обусловленности энергии души пороками во внешний мир прорывается истеричность, плаксивость, несдержанность в чувствах и чрезмерная эмоциональность. Словом, зло обусловливающее экспрессивность порождает мутантов межличностного общения – сквернословов, хамов, скандалистов и склочников.

    Слово «экспрессия» происходит от латинского ex-pressio — «выдавливание, выжимание, нагнетание». Экспрессия – это внешнее выражение, прежде всего, чувств и переживаний. Это могут быть истерики, слезы, энергичные жесты, возгласы, крики, подавленное состояние, уныние или апатия.

Читайте также:  Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет - советы

      У разных народов экспрессивность как качество личности диагностируется по-разному. Выразительно жестикулирующий итальянец или грузин в Эстонии будет идентифицирован как экспрессивная личность. У себя на Родине его могут посчитать меланхоликом. То есть проявления экспрессивности во многом определяются культурными особенностями общения в той или иной стране.

    В психологии экспрессивность рассматривается как широкий набор средств (косметика, одежда, украшения, стиль речи и т.д.) посредством которого личность выражает себя, то есть демонстрирует свои особенности стороннему наблюдателю.

      Экспрессию как внешнее выражение эмоций научились «ловить» художники-экспрессионисты. Если зритель смог увидеть в произведении выражение чувств и эмоций, значит оно экспрессивно.

Экспрессивными являются образы эллинистической скульптуры, произведения художников Маньеризма, западноевропейской Готики. Экспрессионистами называют П. Брейгеля Старшего, И. Босха, Эль Греко и Феофана Грека.

Очевидно, что экспрессионистскими являются такие течения как кубизм, собственно экспрессионизм, хай-тек и японский минимализм.

    По художественному музею ходит интеллигент в пенсне, рассматривает картины и громко восторгается: — Ах!… Ах!!! Какой портрет! Какой пейзаж! Какая палитра! Какая экспрессия!…  За ним, разинув рот, ходит мужичек в телогрейке, кирзовых сапогах тоже глазеет, в избытке чувств подходит к интеллигенту, трогает его за плечо и говорит: — А ты это… с козой не пробовал? Тоже здорово!!!

Советую почитать:  Экстренность

        Экспрессивность тяготеет к ироничности и жаргону, которые усиливают весомость ее слов.

Например, характеризуя конкретные действия или поведение человека в определенных ситуациях, экспрессивность использует следующие выражения: как худой кабан делать что-либо (бестолково, суетясь, неловко, неумело); как трусы без резинки (о свободном поведении); скакать как вошь на гребешке; как бешеный слон; как муха в туалете (на аэродроме) (вести себя слишком шумно, вызывающе без видимого повода); [болтаться] как дерьмо в проруби; как белочка больная (делать что-либо); жрать как корова; ржать как жеребец; бежать, как будто скипидаром задницу намазали; врать (свистеть) как Геббельс (как Троцкий, как сивый мерин); как честная девочка делать что-либо.

     При характеристики внешнеговида экспрессивность зачастую говорит: глаза как два пельменя; морда кирпичом; морда как сапог; ноги как руки, а руки как спички; с палец (о худом, тощем, маленьком человеке); задница с кулачок; как коряга (о худой, непривлекательной женщине); как кувалда (о некрасивой, крупной женщине); как куль (мешок) с дерьмом (о толстом, неловком человеке); ноги как у козы рoги (о некрасивых ногах); руки словно две большие птицы (шутл. о человеке, который пытается сделать что-либо грациозно) и др.

Приобозначении индивидуальных качеств личности или временных эмоциональных состояниях: прямой как разрез на заднице; ненасытный как женщина после сорока; шустрый как вода в унитазе; холодный как крокодил голодный; спокойный как удав и др.

    Об интеллектуальных или физических способностях, возможностях: хитрый как сто китайцев; голова как дом советов (об умном человеке); разбираться в чем-либо как акула в алгебре; голова с кулачок (о глупом человеке) и др.

    Наиболее распространенными метафорическими обозначениями, мотивированными представлениями экспрессивности о различных признаках, свойствах, функциях предметов служат: шкаф (крупный мужчина); утлый мешок (обращение к человеку, вызывающему презрение); бензовоз (энергичный, напористый, смелый человек); бамбук, чурка (лицо южной национальности; глупый человек, тупица); вешалка (худая, высокая девушка); изюмчик (красивый подросток); арматура (худой, высокий человек, чаще женщина); балалайка (девушка, подруга, приятельница); компостер (зануда); метелка (девушка); зажигалка (озорная девчонка; танцовщица, исполняющая быстрый танец).

Советую почитать:  Экспансивность Экспансивный

   Активно используются экспрессивностью слова и выражения, образованные по метафорической модели «человек – человек»: ботаник (старательный ученик, отличник, зубрила); грузчик (тот, кто берет на себя всю тяжесть преступления; обманщик, лгун, болтун); даун (неинтересный, неоригинальный человек; глупец, посредственность, зануда); чукча (странный, чудаковатый, недалекий человек); мачо (сексуальный молодой человек); гость с фальстартом (гость, который все время говорит, что собирается уходить, а сам остается).

     Иными словами, экспрессивность за словом в карман не полезет. Она не опасается своей живости, активности и жизнерадостности, не смущается своих эмоций, говорит «во весь голос», ясно излагает  свои мысли, не пряча глаза от собеседника.

Психолог Елена Родионова пишет: «Экспрессивное поведение – это своего рода зеркало, оно отражает, обозначает или выражает некое состояние человека.

Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением лица добряка; красотой красивой женщины; тяжело опущенными плечами, пониженным тонусом и унылой миной подавленного человека.

Как порой бывает приятно наблюдать за работой энергичного тренера – он заряжает своим энтузиазмом, после общения с ним хочется горы свернуть! Успешные люди, особенно лидеры, обладают именно такой «зажигающей» харизмой… Главное в экспрессивности – это раскрепощение и энергичность».

     И, наконец, анекдот в тему. В армии объявили конкурс на самый экспрессивный анекдот из СТА слов. Победитель: «Рядовой Иванов подпилил доски на полу сортира. Остальные 85 слов сказал старшина Петров, выкарабкиваясь из дерьма…»

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 4 164 всего, 1 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/ekspressivnost/

Экспрессивность художественного текста как лингвистическая категория

Категория экспрессивности относится к сложнейшим языковым категориям лингвистики.

В данной исследуемой статье рассматривается важность изучения лингвистического понятия экспрессивности как объекта комплексного стилистического анализа текста, а также влияния на процесс становления, влияния и развития языковой личности, и также кроме всего, рассматривается огромная роль экспрессивности в художественном тексте.

Экспрессивность как средство стилистического своеобразия художественного текста, в данный момент, является одной из наиболее часто исследуемых языковых категорий в лингвистической науке.

Интерес к данной проблеме в лингвистике обусловлен вопросами формирования «языковой личности», когда язык выступает не только в качестве средства коммуникации, но и как средство влияния на процесс становления и развития языковой личности.

Экспрессивность как неотъемлемое свойство речи оказывает большое и серьезное влияние на поведение и внутреннюю духовную деятельность человека. В любом тексте она выступает как средство прагматики, обнаруживая речевую стратегию автора и становясь одним из средств речевого воздействия на читателя.

Начиная с 60-х годов, появился термин «экспрессивный синтаксис». Экспрессивность как общеязыковая категория затрагивает все сферы языка и арсенал его выразительных средств необозрим.

Лингвистический энциклопедический словарь дает следующее определение экспрессивности: «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи» [1, 78].

Экспрессивность связана с рядом лингвистических категорий. Она имеет сложную и многоуровневую природу. Наиболее тесно экспрессивность взаимосвязана с эмоциональностью. Очень часто эти понятия используются как синонимы или их разграничение представляется непринципиальным и незначительным (О.С. Ахманова, Р.А. Будагов, В.Г. Гак, А.Н. Гвоздев, В.А. Звегинцев и др.).

Нельзя не отметить, что между этими двумя категориями существует тесная связь. Они находятся в постоянном пересечении. Общую часть их содержания составляет широкий спектр эмоциональной экспрессивности.

Непересекающимися сферами являются компоненты денотативного содержания, связанные, с одной стороны, с передачей эмоций, а с другой стороны с неэмоциональной, “логической” экспрессивностью.

Кроме всего, экспрессивность связана также с акцентностью и интенсификацией, оценочностью, персуазивностью (способностью выражения оказывать воздействие на читателя/слушателя), с образностью и изобразительностью. Д.С.

Писарев, который относит экспрессивность к прагматическим категориям, отмечает, что во многих исследованиях не всегда четко проводится разграничение данных понятий «эмоциональность» и «экспрессивность». Некоторые лингвисты соотносят экспрессивность с эмоциональностью, считая данные понятия абсолютно синонимами, что является дискуссионным (В.В.Виноградов, 1947; В.А.

Звегинцев, 1957; Ш.Бали, 1961). Одним из важнейших элементов выражения экспрессивности является экспрессивный синтаксис. Проблемы экспрессивного синтаксиса приобретают в современной лингвистике всё большую актуальность.

Это, прежде всего, связано с интенсивным изучением структуры текста, языковой личности как субъекта речевой деятельности, ее прагматических аспектов разговорной, устно-диалогической речи, взаимоотношения говорящего и адресата, звуковых средств усиления выразительности речи и усиления ее воздействия на воспринимающего.

На важность изучения экспрессивного синтаксиса указывали многие видные лингвисты и ученые, занимающиеся данной проблемой. Академик В.В.

Виноградов в круг необходимых исследований по стилистическому синтаксису включал «проблему экспрессивных — выразительных, изобразительных — оттенков, присущих той или иной синтаксической конструкции или тем или иным комбинациям синтаксических конструкций» [3, 105]. Экспрессивный синтаксис обладает большими возможностями, как усиливать, так и, наоборот, ослаблять выразительность речевого высказывания. На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Экспрессивный синтаксис обычно уточняют словом «стилистический» — «экспрессивный (стилистический) синтаксис», — подчеркивая тем самым его принадлежность к категориальному аппарату стилистики. Однако, будет правомерным термином «экспрессивный синтаксис» обозначить учение о построении выразительной речи, предметом изучения которого являются лингвистические основы экспрессивной речи, термин же «стилистический синтаксис» отнести к метаязыку стилистики, ибо, как известно, стилистический прием всегда является обнаружением потенциальных выразительных возможностей определенных средств общенародного языка [1, 90].

Общей задачей экспрессивности является выражение или стимуляция субъективного отношения к сказанному. Со стороны говорящего или пишущего это — усиление, выделение, акцентирование высказывания, отступление от речевого стандарта, нормы, выражение чувств, эмоций и настроений, наделение высказывания эмоциональной силой, оценивание, достижение образности и создание эстетического эффекта.

Экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка и обладает относительно чётко выраженной положительной или отрицательной коннотацией.

Экспрессивность — это выражение психического состояния говорящего и тесно связана с категорией эмоциональности.

Считается, что многие экспрессивные средства, в том числе тропы и фигуры речи восходят к особенностям построения высказывания в эмоционально окрашенной речи.

Экспрессивность представляет собой именно такую лингвистическую категорию, которая реализуется в первую очередь в языке и речи. Экспрессивность проникает во все сферы деятельности человек. Она является совокупностью признаков языковой и речевой единиц, а также целого текста. Благодаря им говорящий или пишущий выражает свое (субъективное) отношение к содержанию или адресату речи.

Взаимодействуя с рациональным, логическим, экспрессивно окрашенные лексические единицы вносят в утвержденные правила элементы новых изобразительно-выразительных средств. Экспрессивность текста художественной литературы — категория многоплановая. Специфика языка художественного текста состоит в особой организации различных языковых средств.

Как известно, природа художественного текста двойственна: он одновременно есть форма существования языка и произведение искусства.

Она изначально присуща ему и определяется сущностью искусства — не только выражать то или иное содержание, но, главное, отражать чувства и переживания человека, взывать к чувствам человека, пробуждать в нем эмоциональную реакцию на сообщаемое — любовь и ненависть, радость и огорчение, гордость и стыд и т.д., т.е. сопереживать.

Человек получает из различных произведений художественной литературы огромный процент знаний об окружающем мире, о жизни. Он впитывает в себя огромное количество эмоций, передаваемых автором данного произведения.

В отличие от музыки или живописи, ориентированных практически полностью на оказание эмоционального и эстетического воздействия путем непосредственного влияния на органы слуха и зрения, художественная литература в подавляющем большинстве случаев оказывает это воздействие через сообщение определенной информации.

Читайте также:  Ревность мужчины и женщины, как избавиться от ревности мужа

В художественном тексте любое сообщение становится фактом искусства, причем мир в художественном тексте отражается, весьма специфически: то, что предстает в тексте как реальность, есть на самом деле плод воображения писателя, созданный им конструкт. Существенной стороной художественного текста являются стилистические приемы.

Поэтому основная функция стиля художественной речи — это путем использования языковых и специфических стилистических средств способствовать соответственно замыслу автора произведения и его более глубокому раскрытию перед читателем внутренних причин условий существования, развития или отмирания того или иного факта этой действительности.

«Экспрессивные синтаксические конструкции являются средством выражения не только лингвистической категории экспрессивности, но и ключевых текстовых категорий. К примеру, в художественных произведениях это может быть выражено с помощью такого средства как знаки препинания» [5,189].

Экспрессивные синтаксические конструкции помогают читателю заглянуть в самые сокровенные уголки человеческой души и заставляет задуматься о некоторых аспектах действительности, чтобы придать тексту большую яркость и выразительность.

Таким образом, теперь можно сделать вывод о том, что мы сталкиваемся, с неоднозначным определением понятия экспрессивности в словарях, справочниках и прочей лингвистической литературе.

На протяжении всей статьи мною рассмотрено большое количество различных, но в тоже время взаимосвязанных терминов и понятий, определяющих такое многообразное явление как экспрессивный синтаксис.

Кроме всего, было рассмотрено мнения разных ученых лингвистов по поводу понятия экспрессивности. В художественном произведении автор передаёт тончайшие оттенки смысла не только словами или синтаксически, но и с помощью пунктуации, которая тоже выполняет немаловажную роль.

Однако не только пунктуацию можно с полным основанием назвать одним из ярких средств усиления выразительности текста, но и экспрессивные синтаксические конструкции.

Источник: https://novainfo.ru/article/13796

Экспрессия — что это такое? Экспрессивность в биологии, медицине и психологии. Экспрессивное поведение человека

Вам приходилось слышать выражения «экспрессивная девушка» или «экспрессивный танец»? Слово «экспрессия» в переводе означает выразительность, интенсивное проявление настроения и эмоций. Экспрессия еще толкуется в качестве предъявления другим людям скрытых психологических личностных особенностей для прямого наблюдения.

Определение экспрессии

Что такое экспрессия? В медицине это генетический процесс, посредством которого содержащаяся в генах информация преобразуется в определенные клеточные структуры.

Экспрессивность в биологии – это неразрывно связанное с жизнедеятельностью и здоровьем человека определение, которое получает дальнейшее развитие в психологии и психотерапии.

К этой же медицинско-биологической сфере относится понятие «экспрессировать» – это означает транскрибировать и транслировать ген.

Экспрессивность – это степень выраженности определенного состояния, чувства, эмоции, отношения.

Понятия «экспрессивность» и «экспрессия» применяются не только в психологии, но и в театроведении, искусствоведении, если требуется подчеркивать уровень выраженности духовности.

А также показать средства выражения, к примеру, живопись, музыка, архитектурные элементы. Получается, что в имеющихся определениях данных терминов есть указания на связь этого явления с душевным и духовным миром людей.

Противоположным по смыслу значением является импрессивность – склонность к внутренним, а не внешним переживаниям, накоплению преимущественно отрицательных чувств. О таких людях говорят, что они держат переживания в себе, не склонны делиться эмоциями и проблемами, обиды и расстройства к ним приходят не сразу, не моментально.

Мнения о связи внутреннего мира людей и экспрессии, которые сформировались по большей части в искусствоведении и философии, дополняются психологией. Сущность этой связи в психологическом выражении видна в том, что экспрессия получает место не только сопровождения действий внешне. Она выступает частью данных явлений, формой их проявления.

Экспрессивная девушка рассказывает что-то своей подруге

По этой причине стоит говорить об экспрессии в виде личностного образования, способа познания духовного мира личности, а также в качестве внешнего «Я».

Экспрессивное поведение

В науке под личностным экспрессивным поведением подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.

Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями.

Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства.

Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека», означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.

Что такое экспрессивный человек? Это значит, что поведение личности представляет собой постоянно изменяющееся самоизваяние. Наше тело является зеркалом, которое отражает действие внешности и души.

Внутренние перемены личности тянут за собой внешние изменения.

По этой причине внешний вид не является беспорядочным сочетанием элементов, а строгим четким отражением личностных особенностей.

В экспериментальной науке привилегию получают непостоянные элементы экспрессии. Это сочетание движений, которые неустанно меняются согласно с положением и отношением человека. Подобные движения показываются с применением оптической системы.

К зрительным методам общения психологами относится кинесика. Она являет собой широту движений, которая воспринимается зрительно и несет разную информацию с разных точек зрения партнеров. В ее состав включены только показательные жесты и позы с четкой семантикой.

Экспрессивных людей отличает эмоциональное, выразительное поведение

Экспрессивные действия в виде внешнего «Я» связаны с его непостоянными и стойкими подструктурами. Это действительный показатель множества черт личности. Его можно рассматривать в виде:

проявления выразительных элементов всеобщей личностной активности, которая связана с темпераментом;выразительного состава состояний психики;показателя модальности знаков связи одной личности с другой;способы экспрессии качеств;признака развитости личности как субъекта коммуникации;показа выразительных элементов социального статуса человека;скрытия внешних «Я» личности;

способа показа и создания допустимого поведения.

Экспрессивность личности

Экспрессивность личности – это умение ярко и живо показывать собственные чувства, эмоции и отношение. Это понятие противоположно сдержанности. По мнению А. Маслоу, в нормальной личности обе черты существуют в гармонии, балансе.

Адекватная личность не просто спонтанна: она спонтанна и экспрессивна тогда, когда ей этого хочется. Она способна расслабляться, отказываться от контроля, когда это к месту.

Но такая личность способна и контролировать себя, откладывать удовольствия, проявлять вежливость и т. д.

В сопутствующих экспрессивности качествах нет обдуманности, осторожности, разумности и самообладания. Ее спутниками является возбудимость, внезапность и восторженность.

Наша душа отличается природной красотой. В зависимости от качеств личности, которые обуславливают демонстрацию энергетики души, наружу выходят инстинктивность, темпераментность, восторженность. А если энергетика души обуславливается пороками, то во внешнем мире проявляется необузданность и излишняя эмоциональность.

Слово «экспрессия» пришло из латыни – expressio, что означает нагнетание и выжимание. Экспрессия является внешним выражением переживаний и эмоций в первую очередь.

Сюда стоит отнести слезы, истерику, восклицания, эмоциональные жесты, печаль, крики, апатичное состояние.

В лингвистике русского языка присутствует термин «экспрессема» – это стилистическая единица, которая служит для раскрытия выразительных конструкций.

В каждой культуре экспрессивность в виде личностной черты по-разному трактуется. Активно жестикулирующий испанец в странах Прибалтики будет считаться экспрессивным человеком. Но на Родине его примут за меланхоличного человека. Получается, что проявление экспрессии немало определяется особенностью культуры.

Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно

В психологии эмоциональная экспрессия – это выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Она рассматривается в виде обширного набора средств, применяя который личность показывает свои способности другим. Экспрессию в виде показа эмоций сумели «поймать» художники-экспрессионисты.

Если зрители способны видеть в работах выражение эмоций, то они считаются экспрессивными.

Заключение

Понятно, что нет такого прибора или датчика, чтобы измерить, сколько экспрессии содержится в картине художника, хореографическом танце или поведении человека. Экспрессивные действия являются зеркалом, которое отражает или показывает состояние личности. Более того, подобное поведение – это часть естественного состояния человека.

И на десерт предлагаем видео – по-настоящему экспрессивное выступление гимнасток на Кубке России по эстетической гимнастике:

Источник: https://sunmag.me/sovety/28-03-2014-ekspressiya-chto-eto-i-kak-ona-proyavlyaetsya.html

Синтаксические средства экспрессивности в текстах научного дискурса

И. А. Скрипак

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭКСПРЕССИВНОСТИ В ТЕКСТАХ

НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Работа представлена кафедрой теории языка и массовой коммуникации Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Г. Н. Манаенко

Статья посвящена специфике проявления экспрессивности в текстах научного дискурса. Обосновывается и доказывается положение о доминантности синтаксических средств выражения экспрессивности в текстах собственно научного и научно-учебного подстилей, а также раскрывается специфика функционирования общеязыковых синтаксических средств экспрессивности в научных произведениях.

The article is devoted to special features of expressiveness in science discourse texts. The domination of syntactical means of expressiveness expression in proper science and educative-science texts is substantiated and proved, and the specificity of common language syntactical means of expressiveness functioning in science literature is shown.

Прежде чем подойти к вопросу экспрессивности в научном дискурсе, необходимо уточнить объем и содержание этого понятия, чтобы отграничить его от других смежных понятий. Вслед за Е. М. Галкиной-Фе-дорук мы считаем, что экспрессивность гораздо шире эмоциональности.

Экспрессия понимается как комплексное явление, подчиняющее себе эмоциональность. Но неверно было бы предста-вить, что экспрессия всегда связана с эмоциональностью. Экспрессивность может пронизывать как эмоциональное, так и интеллектуальное. Эмоциональность связывается с чувствами. Она выступает как один из параметров экспрессивной функции.

Разграничение эмоциональности и экспрессивности позволяет избежать ошибочных суждений о недопустимости экспрессии в научной речи, которые являются следствием отождествления данных понятий.

С этой точки зрения экспрессивность определяется как усиление выразительности высказывания, которое связано с ориентацией высказывания говорящим/пишущим на адресата с целью воздействия на его восприятие.

Экспрессивность – это «свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью и имеет своим результатом эмоциональное или логическое усиление, которое может быть или не быть образным»1.

Научная речь в целом, а также рассматриваемые ее разновидности относятся к типу речи, имеющему логическую доминанту, а поэтому функция экспрессивных средств здесь иная, чем, например, в художественной речи, она подчинена замыслу научного произведения. То, что выразительно для научной речи, может не быть выразительным для художественной.

Экспрессивные элементы приобретают здесь своеобразное преломление, благодаря чему не нарушаются общие закономерности научного дискурса: они способствуют усилению аргументированности высказывания, а также облегчению восприятия наиболее сложных моментов изложения, сопутствуя основным, характерным для научного дискурса языковым средствам.

Читайте также:  Как понравиться парню в школе, по переписке, на первом свидании

Принимая во внимание то положение, что основой выявления и описания качества речи является соотношение средств и цели, речевого построения и коммуникативного задания, под экспрессивностью научного дискурса понимаем экспрессивность акцентуации, конкретизации мыслей, логического подчеркивания, выделения, усиления аргументированной мысли автора, активизацию внимания читателя. Экспрессивные средства лучше способствуют выражению содержания, общению в научной сфере и благодаря этому делают более убедительными и ясными доказательства, подчеркивают важные моменты высказывания, более точно выражают оценку автора описываемых явлений.

Функции воздействия экспрессии – образность, оценочность, эмоциональность -связаны с реализацией научного знания и направлены на оптимизацию способа изложения в неодинаковой мере в разных жанрах научного дискурса.

Под образностью в научном дискурсе подразумевается отра-жение внешнего облика реальной действительности средствами, выполняющими определенную функцию – делать незримые явления зримыми, выражать языком образов то, что невозможно выразить языком логических построений. Эмоциональность –

субъективные внутренние состояния, переживания, эмоции ученого-творца. Оценочность – реализация отношения человека к действительности. Экспрессивное в конкретных научных произведениях выражается в оценочности, эмоциональности, образности, усиливая логичность изложения.

Экспрессивные средства в языке обладают системностью. Главной особенностью данной системы является то, что она представлена единицами разных уровней языка. Таким образом, экспрессивные элементы образуют не однородную систему, а систему систем.

Ядром общеязыковой системы экспрессивности можно считать лексические средства, в наибольшей степени выражающие данную категорию, а синтаксические средства можно отнести к дальней периферии2.

В научной же речи экспрессивные средства образуют систему, ядро которой, на наш взгляд, составляют не лексические, а именно синтаксические средства, так как употребление эмоционально-оценочной лексики ограничено нормами дискурса.

Следует подчеркнуть, что элементы экспрессивного синтаксиса научной речи изучены менее глубоко по сравнению с другими уровнями языка.

С. Л. Нистратова предлагает рассматривать систему синтаксических средств экспрессивности как организованную по принципу поля (центр – периферия).

К центру поля относятся восклицательные конструкции, у которых экспрессивность выражена наиболее интенсивно.

Эмоциональное значение данных конструкций выражается с помощью интонации (графически – !), порядка слов (в препозиции -наиболее важное информативное слово: Сделано великолепно!), использование определенных лексических средств (частиц, междометий, наречий, местоимений, например: Очень просто! Ах, как умно!). Для устной научной речи характерны конструкции с замещенной позицией оценочного определения: Ну это просто потрясающее совпадение!

Все восклицательные предложения из анализируемых научных текстов представ -ляют собой повествовательно-восклица-тельные и вопросительно-восклицательные конструкции.

Они способствуют коммуникации, стимулируя внимание читателя, усиливая категоричность экспрессивного утверждения, возникшего на основе предшествующих высказываний, подготавливающих для него почву: «Логика доказательства хранит свои тайны в логике творчества!».

Периферию поля составляют средства с ослабленным проявлением экспрессивности. Они отличаются разной степенью усиления своих номинативных и иных модальных характеристик. На этом основании в периферийной области выделяются две зоны распределения средств: примыкающая к центру (вопросительные конструкции) и удаленная от него (повторы).

Вопросительные предложения, употребляемые в научной речи, неоднородны по своим функциям, структуре, характеру взаимосвязи с ответом и степени экспрессивности. Поэтому их можно разделить на несколько групп: риторический вопрос, вопросно-ответный комплекс, диалогическое единство3.

Широко используется в исследуемых научных текстах риторический вопрос. Его цель – привлечь внимание к тому или иному явлению. Особенность риторического вопроса в том, что его синтаксическая форма не соответствует его логическому содержанию.

В научном тексте такой тип вопроса осознается как эмоциональное предложение, реализуя два синтаксических значения – значение вопроса и значение утверждения.

Разве здесь может быть другая функция? Почему бы и нет? В приведенном примере авторский текст является скрытой формой диалога: автор как бы вступает в разговор со своим читателем, обращает его внимание на основной момент изложения. Риторический вопрос выступает как яркий стилистический прием, отражающий ком-

муникативную природу языка: учет говорящим или пишущим адресата, разговор со своим вторым «я». Поэтому мы причисляем его к средствам выразительности научной речи. Используется он для того, чтобы автор мог сформировать свое собственное отношение к рассматриваемому в научном произведении вопросу.

Вопросно-ответный комплекс в научных текстах – результат влияния живой разговорной речи на все дискурсы современного русского языка. Однако вопросительные предложения в научном тексте своеобраз -ны.

В разговорной речи вопрос необходим для непосредственного общения, в анализируемых же нами текстах он сосредоточивает внимание получателя речи на каком-либо утверждении, активизирует внимание и мышление читателя.

Специфика вопросно-ответного комплекса научной речи заключается в том, что отвечает на вопросы сам автор, хотя нередко вопрос как бы задается от лица читателя, т. е. в нем предвидится вопрос читателя.

В основном в научном изложении встречаются примеры, в которых ответ и вопрос отделены друг от друга частями высказывания.

Однако, по нашим наблюдениям, в научных текстах последних лет вопросноответный комплекс представляет собой единство, где ответ не отделен от вопроса другими частями высказывания.

Это является следствием одного из самых активных процессов в современном русском языке -вхождения разговорных конструкций в литературный письменный язык. Например: «Но откуда берется этот порождающий механизм? Имото полагает, что он берется из субстрата благодаря нашему творческому воображению в использовании языка»4.

Диалогические единства отличаются от предыдущих конструкций тем, что вопрос и ответ настолько связаны между собой лексико-тематически и синтаксически, что теряют смысловую и синтаксическую самостоятельность. С их помощью пишущий/ говорящий имитирует сиюминутность

творчества, демонстрирует перед аудиторией ход своих мыслей, размышлений, вовлекая в него читателей/слушателей, активизируя их внимание; заставляет вместе искать ответ на поставленный вопрос. Например: Существительное, потому что склоняется? Так? Да, и в то же время не совсем.

Диалогические единства в устной научной речи позволяют говорящему предуга-дывать возможные неясности, возражения слушателей, тут же давая ответ: Ну вот такой метод вообще-то непродуктивен. Почему непродуктивен? Потому, что здесь предмет не схватывается в самом существе.

В таких построениях сообщаемая информация расчленяется, причем самая важная ее часть содержится в ответной реплике, оформляемой с помощью экспрессивных эллиптических конструкций. Например: Все эти зависимости надо вскрывать. Как? Сопоставлять различные издания.

Экспрессивность диалогических единств часто усиливается за счет включения в ответную реплику разнообразных вводных и эмоционально окрашенных слов, частиц, междометий. Например: Где в этой классификации русский язык? Конечно, на первой полочке; Что они перечисляют? Да что угодно!

Как упоминалось выше в статье, к периферийной зоне экспрессивности, наиболее удаленной от центра, относятся различные виды повторов, которые отличаются от аналогичных построений в других дискурсах по регулярности употребления, своим функциям и степени распространенности.

В научных текстах используются лексико-синтаксический и синтаксический повторы. Лексико-синтаксические повторы выполняют здесь экспрессивно-эмфатическую (выделительную) и экспрессивно-поясняю-щую (конкретизирующую) функции.

В экспрессивно-эмфатической функции повтор выделяет определенные части высказывания, лексически тождественные и занимающие одинаковую синтаксическую позицию, на которые падает логическое ударение. Данные повторы могут быть свя-

заны либо с акцентуацией самого повторяющегося слова, либо следующего за ним слова. Например: И вот когда мы говорим

об этих аспектах, мы всегда учитываем, всегда пишем, всегда помним о них.

В экспрессивно-поясняющей функции используются повторы с распространением повторяемого слова. Такие конструкции обычно употребляются для уточнения, выраженного повторяемым словом, и одновременно для его выделения. Например: «Первый мир – это так называемый внешний мир, который мы воспринимаем в качестве такового в процессе нашей жизни»5.

Лексико-синтаксический повтор обра-щает на себя внимание как наиболее употребительное экспрессивное средство. Сущность повтора заключается в целенаправленном отклонении от нейтральной синтаксической нормы, для которой достаточно однократного употребления слова, с целью особой эмфатизации высказывания6.

Синтаксический повтор способствует достижению ясности, четкости изложения, а также большей выразительности его ритмико-интонационной организации.

На его основе строится такая фигура экспрессивного синтаксиса, как синтаксический параллелизм, который в научном тексте, как правило, осложняется еще и лексическим повтором.

Этот вид повтора выполняет экспрессивно-выделительную, ритмическую, а иногда и экспрессивно-конкретизирующую функцию. «Он [символ] многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине. Он – органичекое образование, как кристалл. Он даже не монада».

В научной речи использование параллелизма всегда оправдано. Параллельная организация логических суждений выражает своей формой равнозначность содержа -ния отдельных частей высказывания7. Например: «Изменяется лишь интонационная структура фразы, приобретающая экспрессивный характер. Это изменение может затрагивать интонационную структуру фразы в целом или касаться отдельных ре-

чевых тактов. В первом случае фразовое ударение в речевом такте перемещается в ее начало или середину. Во втором случае ударение в речевом такте перемещается с конца речевого такта в его начало».

В указанном примере налицо использование конструкций синтаксического параллелизма в целях логического сопоставления.

Конструкции синтаксического параллелизма также служат и для выражения отношений уточнения: «Лексический фон, на котором разворачивается хиастическая структура, может усиливать ее симметричность: чем больше неконструктивных элементов левой части повторяется в правой, тем ярче выступает архитектоника хиазма, тем симметричнее становится вся конструкция».

Являясь одним из характерных способов организации научного текста, параллельные конструкции в то же время оказываются местом концентрации языковых средств, выражающих субъективную эмоциональную оценочность8.

Вслед за А. П. Сковородниковым синтаксическая экспрессивность понимается нами как «функция – способность синтаксической конструкции усиливать как прагматическую, так и собственно грамматическую информацию, заложенную в высказывании или в каком-либо его компоненте»9.

Следовательно, экспрессивность может быть связана с усилением собственно логической обработки текста. В этом случае экспрессивность научного текста отлична от экспрессивности художественного.

Это так называемая логическая, или интеллектуальная, экспрессивность, экспрессивность рационального начала.

Рассмотренные выше синтаксические средства экспрессивности изложения регулярно используются в современных научных текстах, поскольку их употребление органически вытекает из задач данных видов коммуникации. Это дает основание сделать вывод о том, что экспрессивность здесь имеет статус системообразующего признака.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М., 1981. С. 62.

2 Шарова В. В. Категория экспрессивности в русском языке (на фоне английского языка): Авто-реф. дис. … канд. фил. наук. СПб., 2002. С. 4.

3Нистратова С. Л. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей. М.: МАКС Пресс, 2004. Вып. 28. С. 144.

4 Кравченко А. В. Гипотеза Сепира-Уорфа в контексте биологии познания // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2007. Вып. 1.

5 Там же.

6 Арнольд И. В. Указ. соч. С. 15.

7 Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М., 1958. С. 233.

8 Разинкина Н. М. Функциональная стилистика английского языка. М., 1989. С. 138.

9 Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Томск, 1981. С. 17.

Источник: https://psibook.com/linguistics/sintaksicheskie-sredstva-ekspressivnosti-v-tekstah-nauchnogo-diskursa.html

Ссылка на основную публикацию