Эйдетизм – это что такое, как развить?

Методы эйдетики

Эйдетизм - это что такое, как развить?

«Эйдетикой, — как утверждал Л.С. Выготский, — психологи называют новое направление учения о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Эйдетическая память – это особый тип памяти.

Эйдетические, или наглядные, образы памяти являются результатом последействия возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Они похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой наглядностью, которая недоступна обычному представлению. По образному выражению У.

Джемса, при эйдетической памяти “мозг воспринимает как воск, а удерживает как мрамор”.  Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который ранее находился перед его глазами.

Эйдетические образы занимают как бы промежуточное положение между послеобразами и представлениями, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим.

Научное изучение способностей человека переживать яркие образы началось совсем недавно – в начале 20 века. В 1907 году венский врач В. Урбанчич обратил внимание на способность плохо слышащих людей удерживать в памяти образы предметов в течение нескольких дней.

Они описывали на следующий день содержание предъявляемых им картинок настолько подробно, как будто продолжали видеть картинки перед собой. В. Урбанчич не связал его с резервными возможностями памяти, а счел это паталогией, поскольку наблюдал этот феномен у больных детей. Он назвал это явление “субъективно-оптическим образом”.

Однако это открытие не заинтересовало психологов. В 1911 году изучение этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш (1883 – 1940). Он создал в Марбургском психологическом институте группу единомышленников, в которую вошли  его брат Вальтер Йенш, Освальд Коро, Х. Фрайлинг и др. Э. Йенш ввел свое название для открытого В.

Урбанчичем явления – эйдетизм, а для обладателя этой способностью – эйдетик (от греч. слова “эйдос” — образ).

В настоящее время эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их взаимодействия на органы чувств. Как показал Э.

Йенш, эйдетические образы имеют полимодальную природу. Он описал зрительный, слуховой и тактильный эйдетизм. Об обонятельном  эйдетизме уже упоминал Г.Гессе, а вкусовой эйдетизм хорошо знаком гурманам.

Чтобы лучше представить положение эйдетизма среди других психологических и психофизиологических феноменов, Э.Йенш предложил аналогию с различными оттенками оранжевого цвета, которые образуют непрерывный ряд между красным и желтым цветом.       Подобно этому эйдетический образ занимает промежуточное положение между ощущением и представлением.

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, некоторые ученые считают, что эйдетизм – это закономерная стадия развития ребенка, пик эйдетизма приходится на 11-16 лет.

Считается, что у взрослых он менее выражен и лишь у немногих эта способность сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности отмечали у себя некоторые ученые художники и писатели: И.В. Гете, Д. Лондон, В. Уундт, Э. Мах, а также А. Белый, В. Пильняк, А. Толстой К. Федин, О. Форш и другие. Так, К.

Федин сообщает: “Я, прежде всего, слышу, что пишу”, а А. Толстой говорит об образах: “Я их физически видел”. А. Эйнштейн мог образно “видеть” силу тока, напряжение и другие абстрактные физические величины.

Когда его спрашивали, как он пришел к открытию теории относительности, он рассказал, что представлял себя мчащимся со скоростью света, наблюдая, как в этом состоянии выглядит земля и все, что с ней происходит.

Большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л.С. Выготский, высоко ценивший Э. Йенша как исследователя – экспериментатора. По его мнению, “изучение Э. Йеншем памяти может служить образцом… экспериментальной психологии, проникающей в психологические исследования”.

В специально посвященной эйдетизму главе, в работе “Основные течения современной психологии”, Л.С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность “видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет…”.

Л.С. Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Средней Европы доля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если в число детей – эйдетиков включать детей с латентной, т.е. скрытой эйдетической формой, доля эйдетиков составит почти 100%.

В “Педологии подростка” Л.С. Выготский идет значительно дальше и рассматривает эйдетизм как закономерную стадию нормального детского развития.

Он считает, что “… наглядные эйдетические образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству”; “в эйдетических образах, по Л.С.

Выготскому, в нерасчлененном виде заключены начатки трех будущих самостоятельных функций: памяти, воображения и мышления, — и … нельзя провести точной грани между тремя процессами”. Л.С. Выготский согласен с Э. Йеншем, что “образные представления являются … как бы переходной ступенью от восприятия к представлениям.

Они обычно исчезают с окончанием детского возраста, но исчезают не бесследно, а превращаясь, с одной стороны, в наглядную основу представлений, а с другой – входя составными элементами в восприятие”.

“Память переходит от эйдетических образов к формам логической памяти, … для эйдетических образов характерно, что они не исчезают вовсе из сферы интеллектуальной деятельности подростка, но передвигаются как бы в другой сектор этой же самой сферы.

Переставая быть основной формой процессов памяти, они становятся на службу воображения и фантазии, изменяя, таким образом, свою основную психологическую функцию”. Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать. В этом Л.С. Выготский видел влияние развития речи, когда понятия начинают занимать место прежних образов”. (Л.Выготский, С.Геллерштейн, Б.Фингерт, М.Ширвинд «Основные теории современной психологии» 1930г. )

Источник: http://www.BrainTools.ru/article/4291

Что такое эйдетика?

Что такое эйдетика? Эйдетикой называют психологи нового направления.

Эйдетикой называют психологи нового направления учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенный фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Самый факт наличия подобных субъективных наглядных образов описал в 1907 году Урбанчич. Однако, он не сумел разглядеть широкого теоретического значения этого факта, не смог даже сколько-нибудь полно и основательно изучить его.

(По Л.С. Выготскому)

Это было сделано школой Эриха Иенша в Марбурге, главным образом, в последние двенадцать лет.

Здесь сложилось и оформилось самое это психологическое учение, которое сейчас широко распространилось по всему миру, порождая повсюду исследования эйдетических феноменов, проверку фактических данных Иенша и его школы, обсуждение его теоретических построений и объяснений.

Эйдетиками (от греческого слова эйдон — вижу или эйдос — образ, картина, идея) называют психологи нового направления людей, обладающих способностью вызывать эти наглядные образы.

Сущность этого основного эйдетического феномена или эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти.

Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление, которое у всякого может быть вызвано. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например крест, квадрат и т. п., и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, мы увидим ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленым и т. д.

С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле этого слова.

Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т. д.

Это — следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.

Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются, благодаря новым открытиям, эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу нового учения.

Десятилетнему ребенку показывают в течение 9 секунд совершенно неизвестную ему до того картину.

Затем картина убирается, перед ребенком остается гладкий серый экран, но ребенок продолжает видеть отсутствующую картину и видеть ее так, как каждый из нас видит последовательное изображение, после того как цветная фигура убрана из поля нашего зрения. Ребенок видит отсутствующую картину во всех деталях, описывает ее, читает текст на картине и т. д.

Не показывая ребенку рисунка в промежутке, его спрашивают через полчаса, может ли он снова видеть на экране. Ответ утвердительный. Задаются снова подобные же вопросы, на которые ребенок дает правильные ответы. Еще через час на 25% всех вопросов ребенок отвечает:

«Я больше этого точно не вижу», или: «это стало неясно», или даже: «это уже исчезло». Для того чтобы убедиться, что здесь речь идет об эйдетическом запоминании мальчика-эйдетика, т.е.

о действительном видении образа, стоит только повторить тот же эксперимент с ребенком, не обладающим эйдетической способностью (время предъявления картины, конечно, должно быть столь же коротким, как и в данном случае).

Вот это в буквальном смысле слова видение отсутствующего предмета или картины и составляет основу эйдетизма. Первоначально, когда это явление было открыто, психологи к нему отнеслись скорее как к курьезу или как к редкому исключению, но не как к общему правилу.

Между тем исследования Марбургской школы приводят авторов к выводу, что эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, — фазой, через которую непременно проходят все дети. Ниже мы приводим статистические результаты эйдетических исследований, показывающие, как велик процент ясно выраженных эйдетиков среди детей различного возраста.

Правда, у различных авторов, в различных местностях, в различных детских группах этот процент не является постоянным.

С одной стороны, это надо отнести за счет новизны самих исследований, различий в методах и оценках. Надо сказать, что этот феномен встречается не у всех детей в совершенно одинаковой форме. Он обнаруживает различные ступени своего развития и различные степени яркости. Э. Иенш различает 5 таких ступеней развития эйдетизма.

С одной стороны, оказывается, что процент детей-эйдетиков колеблется в зависимости от того, включаются ли в число этих случаев и дети с менее яркой степенью этого явления.

С другой стороны, как это мы увидим ниже, самый этот феномен обнаруживает прямую зависимость от внутренней секреции, которая не только варьирует в зависимости от конституции, от индивидуальности, от возраста, расы, но и обнаруживает вариацию в зависимости от местности, от географических условий.

Кро нашел, что число ясно-выраженных эйдетиков для детей в Марбурге составляет 40%. Он склонен принять эту цифру за более или менее верный показатель для всей Средней Европы.

Как мы увидим ниже, многие критики, как Кизов и др., до сих пор не склонны считать это явление всеобщим и смотрят на него скорее как на исключение, чем как на правило. Однако если включить в число детей-эйдетиков и детей с так называемой латентной или скрытой эйдетической формой, тогда процент детей-эйдетиков в различных возрастах действительно оказывается почти равным 100.

Под латентным эйдетизмом Иенш подразумевает наличие этой самой формы памяти, но только в скрытом не обнаруживаемом виде. Наличие такого латентного эйдетизма устанавливается косвенным путем.

Так как эйдетические образы занимают среднее место между последовательными образами и представлениями, то они оказывают часто влияние на эти другие формы памяти.

Так, латентный эйдетизм обнаруживается в том, что дети, обладающие этой формой, показывают уклонения последовательных образов от нормы, в частности от закона Эммерта.

Читайте также:  Гипноз - регрессивный, эриксоновский, обучение гипнозу

Закон Эммерта гласит, что последовательные образы увеличиваются в своих линейных размерах в строго геометрической пропорции по мере удаления экрана от глаз. Так, если удалить экран в два раза дальше, чем он стоял раньше, то последовательное изображение возрастает ровно в два раза.

Дети, обладающие латентным эйдетизмом, обнаруживают, что у них последовательные изображения не подчиняются закону Эммерта.

Если принять во внимание, что эйдетические образы вообще уклоняются от этого закона, станет ясно, почему этот признак (уклонение от закона Эммерта) принимается исследователями за симптом латентного эйдетизма.

Готхейль показал, что если ребенок фиксирует квадрат, его последовательный образ подчиняется закону Эммерта;

если он не фиксирует этот же квадрат, образ подчиняется другой закономерности, — закономерности, установленной для эйдетических образов.

Таким образом, обнаруживая латентный эйдетизм, эти исследователи получают возможность говорить об эйдетизме, как о всеобщей ступени в развитии памяти. Близость эйдетического образа к представлению или последовательному изображению оказывается различной у детей различной конституции.

Источник: http://tbf.su/moj-rebenok/chto-takoe-ejdetika

Принципы методики эйдетики для детей

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок совсем не хочет учиться.

Плохая успеваемость и нежелание ходить в школу, конечно же, вызывают у них бурю возмущения, и все эти негативные эмоции обрушиваются на бедного малыша.

Перед тем, как наказывать его за очередную двойку, задумайтесь – возможно, причина такого поведения ребенка не его лень или нежелание учиться, а виной всему является плохая память?

Каждый день ему нужно запоминать большой объем пресной и не всегда интересной информации, слушать учителя на уроках, а потом еще готовить домашнее задание: выучить стих, запомнить несколько формул по математике и подготовить перевод текста на иностранном языке. И чем старше становится ребенок, тем больше нагрузка в школе.

В придачу к этому еще добавляются экзамены. Весь процесс обучения  превращается в сплошную зубрежку. Запомнить всю необходимую информацию таким способом довольно сложно. Это требует неимоверных усилий и высокой концентрации внимания.

Если ребенок, потратив несколько часов на то, чтобы запомнить какую-то информацию, на следующий день не может ничего вспомнить и получает неудовлетворительную оценку, то это может  надолго отбить у него желание в следующий раз вообще что-то учить. Поэтому очень важно выяснить причину плохой успеваемости вашего ребенка и помочь ему справиться с этой проблемой.

В этом вам поможет эйдетика. Чаще всего весь школьный материал ориентирован на логическое мышление и механическую память, поэтому он представляет собой сухую, сжатую информацию, которая очень плохо усваивается нашим мозгом. Тогда как ребенку ближе всего образное мышление.

Ведь малыш с самых первых лет жизни лучше всего запоминает яркие, интересные образы. Существует даже такой вид образной памяти, как эйдетизм, благодаря которой мы легко запоминаем все яркое и примечательное, а потом можем все это с легкостью вспомнить, когда нам это понадобится.

Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. С помощью этой методики можно выучить и запомнить что угодно, будь то номера мобильных телефонов, иностранные языки и т.д.

Особенно эйдетика полезна для детей, так как она способствует их всестороннему развитию, улучшению памяти и повышению концентрации внимания, и при этом сам процесс запоминая представляет собой веселую и увлекательную игру, а это значит, что учеба будет приносить им только сплошное удовольствие.

Для того чтобы вы лучше всего смогли разобраться во всех особенностях этой методики, мы можем вам порекомендовать следующие книги:

  1. «Как развить хорошую память?» Эта книга очень хорошо подойдет для маленьких детей, так как в ней много веселых историй про животных и героев из разных мультиков. Ваш ребенок будет развивать свое воображение и научится запоминать стихи и сказки с помощью пиктограмм. Также в книге представлены планы занятий и различные психологические игры, которые учителя могут использовать в своей работе.
  2. «Как развивать внимание?» В этой книге вы найдете множество полезных советов и упражнений, которые помогут вам развить ваше внимание и научат вас выделять главное и запоминать только то, что нужно.
  3. «Как запоминать слова?» Если у вас есть проблемы с правильностью написания каких-то слов, то эта книга специально для вас. В ней представлены различные способы и приемы, которые основаны на вашей фантазии и воображении. Благодаря ним вы сможете запомнить до 120 слов и научитесь писать их грамотно.
  4. «Как запоминать английские слова?» С помощью этой книги изучение иностранного языка станет простым и увлекательным занятием не только для вас, но и для вашего ребенка. В этом издании есть много методов и советов как лучше всего запоминать новые слова. К тому же подобраны уже готовые ассоциации к каждому английскому слову, благодаря которым вы легко и быстро овладеете новым для вас иностранным языком.

Эйдетика – это методика, которой можно пользоваться в любом возрасте, но особенно она придется по душе маленьким детям. В отличие от скучных и неинтересных программ обучения, эйдетика представляет собой веселую игру.

Поэтому эту методику можно применять для развития детей от 2 лет.

Если вы с самого детства научите своего малыша запоминать всю новую информацию таким способом, то в будущем ваш ребенок будет хорошо учиться и будет с удовольствием ходить в школу.

Для того чтобы вы смогли самостоятельно освоить эту методику для начала можете выполнить со своим малышом следующие упражнения:

  • Запомнить цифры. Для этого нужно попросить ребенка представить каждую цифру в виде разных образов. Например, «1» – это Буратино с длинным носом, «2» — лебедь, «3» — двугорбый верблюд, «4» — перевернутый стул и т.д. Чтобы малыш запомнил последовательность цифр можно придумать увлекательную историю, где главными героями будут Буратино, лебедь и т.д. Таким же способом можно научить ребенка запомнить ваш номер мобильного телефона. Согласитесь, что это очень полезная для него информация.
  • Запомнить буквы. Каждую букву алфавита можно представить в виде разных образов. Малышу очень понравится, если вы нарисуете портрет буквы, придумаете для нее биографию, пусть у нее будет свой характер, и при этом она будет издавать свой характерный звук. Таким образом, весь алфавит можно представить как сказочную страну, в которой живут веселые жители – буквы.
  • Запомнить слова. Чтобы малыш мог с легкостью запомнить и воспроизвести любую последовательность слов, нужно придумать интересный рассказ, в котором слова будут стоять в той же последовательности, что и в задании. Будет просто замечательно, если ребенок проявит свою фантазию и сам придумает этот рассказ.
  • Запомнить стих. Дети очень хорошо запоминают яркие картинки, поэтому чтобы ребенок легко смог запомнить нужное стихотворение, его нужно нарисовать. Конечно, некоторые слова у вас не получится изобразить на листе бумаги, но глядя на этот рисунок, ребенок сможет вспомнить ключевые слова и их правильную последовательность.
  • «Что изменилось?» Поставьте перед малышом различные предметы. Это могут быть игрушки, кубики, предметы быта. Пусть он назовет их и попытается запомнить. А затем накройте эти предметы и переставьте местами. Попросите малыша расставить игрушки в том же порядке, как и раньше. Чтобы он смог справиться с этим заданием, с самого начала придумайте историю с этими предметами.

Со временем ваш ребенок сам научится придумывать эти рассказы, представляя их в своем воображении.

Преимущества эйдетики, по сравнению с другими методиками обучения, будут заметны уже после первого занятия.

  • Во-первых, любую информацию можно представить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Во-вторых, в качестве учебных материалов можно использовать абсолютно любые вещи: любимые игрушки, книжки, различные предметы быта и т.д.
  • В-третьих, сам процесс обучения происходит в виде игры и проходит в очень радостной и веселой атмосфере.

Благодаря этой методике ваш ребенок будет всесторонне развитым и уверенным в себе, сможет быстро находить правильное решение и придумывать новые оригинальные идеи. Будущее ваших детей – в ваших руках!

Источник: https://brjunetka.ru/chto-takoe-eydetika/

Как развивать память: тренируем эйдетические способности

Эйдетика – это уникальное направление психологии, направленное на изучение эйдетизма.

Эйдетизм – это особый вид памяти, который основан на зрительных образах и впечатлениях. Он больше известен под названием фотографическая память.

Эйдетизм был открыт в ходе необычного эксперимента, проведенного сербским ученым-офтальмологом В. Урбанчичем в начале двадцатого века.

Он предложил испытуемым смотреть на красный квадрат в течение 8-9 секунд, а после этого перевести взгляд на чистый лист бумаги.

Многие испытуемые и на чистом листе бумаги увидели красный квадрат. Именно этот эксперимент и подтверждает возможность возникновения эйдетических образов у людей, которые от природы обладают способностями к хорошему запоминанию зрительных образов.

Читай также: Как исправить почерк ребенка: 5 советов родителям

Что такое эйдетические способности?

Эйдетические способности – это ни восприятие, ни представление, это способность сохранения прошлого, то есть данных предыдущего восприятия.

Эти способности встречаются далеко не у всех людей. Принято считать, что в детском возрасте склонности к эйдетическим способностям всегда выше, чем во взрослом возрасте.

Психологи уже успели отметить, что тренировка эйдетических способностей, имеющихся у человека или ребенка от природы, положительно влияет на развитие памяти, как взрослых, так и детей.

Эйдетические способности и дети

Дети по природе своей большую часть информации воспринимают образами, так как в первые 5-7 лет жизни в большей степени развивается правое полушарие мозга человека, которое отвечает за воображение и пространственное мышление.

Развитие и тренировка эйдетических способностей в детстве дает возможность использовать больше ресурсов нашего мозга, поддерживая природные склонности человека.

Читай также: Как развить способности ребенка: советы маме и папе

Как тренировать эйдетические способности детей?

Сегодня есть множество тренингов и курсов для детей, где обучают запоминать информацию, используя эйдетические образы.

Методика использования изображений для запоминания подкрепляется положительными эмоциями ребенка. Такая тренировка памяти дает возможность в будущем воспринимать огромное количество информации разной сложности, насыщенности, быстро ее обрабатывать и запоминать.

Для увлекательного и эффективного обучения на таких тренингах и курсах используются игры, сотрудничество, соревнования, открытые обсуждения и другое.

Продолжение

Читай также: Как любовь к чтению влияет на развитие мозга ребенка?

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/slider-26389-kak-razvivat-pamyat-treniruem-eydeticheskie-sposobnosti/

Эйдетическая память | Как развить зрительную память

Эйдетическая память позволяет человеку запоминать субъективные образы, то есть использовать свое зрение и последовательные ассоциации для дальнейшего воспроизведения информации. На сегодняшний день существует утверждение, что ею обладают только дети и подростки, в период их самого активного развития. Что касается взрослых, эйдетическая память наблюдается лишь у малой части.

Правда, сейчас появляется все больше школ, помогающих ее улучшить, так как это открывает перед человеком массу новых, неизвестных ранее способностей.

Что это такое?

Способность человека запоминать и воспроизводить живые образы в максимально детальном их отражении называется эйдетической, фотографической или зрительной памятью. Все это одно и то же. Зрительная память позволяет запомнить/воспроизвести текст или образ в малейших деталях. Как правило, такие образы запоминаются надолго и вспомнить их не составляет никакого труда.

Фактически, человек обладающей развитым типом этой памяти способен воспроизвести в деталях картинку, целый сюжет и прокрутить его в сознании, подобно видеоролику.

В качестве помощника, для создания максимально точной картины, к процессу запоминания также присоединяется слуховая, тактильная и, во многих случаях, обонятельная память.

Все это увеличивает шансы запомнить событие надолго, так как образы максимально яркие, а как известно, яркие образы – основа долговременной памяти.

Если вы хотите проверить, преобладает ли зрительная память в процессе запоминания у вашего ребенка, проведите простой тест. Его результаты покажут вам, надо ли что-то улучшить в работе с малышом.

Для теста вам понадобится несколько рисунков, которые он ранее никогда не видел. Попросите посмотреть на них некоторое время и закройте. Теперь пусть он закроет глаза и представит, что только что видел. Попросите описать в деталях картинку. Если все получилось, поздравляем, эйдетическая или фотографическая память присутствует и можно попытаться ее развить.

Читайте также:  Ментор - кто это такой, зачем он нужен, как его найти

Как мы уже говорили, чаще всего такая память развита у детей и подростков. Это их очень увлекает, так как, полностью отпадает необходимость в каких-либо шпаргалках, ведь достаточно закрыть глаза и воспроизвести в памяти учебник. Если спросить у детей, как выглядит этот процесс, они ответят, что просто листают в голове учебник и списывают с его страниц нужную им информацию.

Актуальность тренировок

Практически 80% информации человек воспринимает через органы зрения, однако не все применяют на практике такую возможность. Натренированная зрительная память позволяет повысить свои способности как в образовательном процессе, так и в работе, а также в обычной жизни. Эйдетическая память расширяет восприятие, позволяя человеку быть более сконцентрированным.

В качестве тренировок разработаны множество упражнений. К основным относят следующие:

  1. Рисуйте. Такой простой способ можно задействовать независимо от способностей. Главное правило – перенести на бумагу то, что запечатлелось в памяти.
  2. Образы. Практиковать такое упражнение можно где угодно и когда угодно. Техника заключается в запоминании объекта и его воспроизведении в мыслях. Представьте предмет во всех тонкостях. Кстати, это могут быть как недвижимые предметы, так и лица людей.
  3. Игра. Создано немало игр, которые направленных на улучшение эйдетической памяти. Пожалуй, самая популярна, это «найди отличия», когда берутся с виду одинаковые изображения, но с небольшими отличиями.
  4. Воспоминания. Тренировка заключается в воспроизведении перед сном всего того, что происходило в течение дня. Главное вспоминать, создавая зрительные образы.

В следующем разделе Вы познакомитесь с более подробными занятиями на тему, как развить зрительную память.

Как развивать?

Память развивается лишь с помощью постоянных тренировок, которые очень увлекательны. Улучшить ее, очень просто, достаточно внимательно наблюдать за всем, что вы видите вокруг и стараться запоминать каждую деталь. Прекрасным способом являются прогулки, во время которых вы будете пытаться запомнить каждую улицу на вашем пути.

Не менее успешно развить зрительную память можно с помощью игры в шахматы. Смысл в том, чтобы стараться запомнить, как можно больше возможных ходов и комбинаций. Поэтому, если вы хотите улучшить зрительную память своего ребенка, отдайте его в шахматный клуб.

Существуют и специальные упражнения, помогающие развить зрительную память:

  • Можно взять несколько спичек и бросить их на стол в хаотичном порядке. Попросите ребенка внимательно посмотреть на фигуру, которая получилась. Закройте спички плотным листом бумаги, а малыш пусть восстановит и нарисует фигуру, которую он только что видел.
  • Можно немного усложнить задачу. Загадайте ребенку какой-нибудь предмет домашнего обихода, с которым он часто сталкивается или игрушку. Попросите закрыть глаза и представить, как он выглядит. Очень важно вспомнить малейшие детали и представить максимально яркую картинку. Пусть малыш нарисует то, что видел.

Хорошая зрительная память – результат тренировок. С каждым упражнением, вернее его результатом, вы будете понимать, как улучшить зрительную память еще больше.

Усложняйте упражнения, будьте внимательными и наблюдательными. Все это вызывает активную работу мозга, что, несомненно, только развивает ваши способности.

Фотографическая память

Применение данного вида памяти позволяет расширять возможности человека. За считанные секунды можно запоминать большие объемы информации, людей, местонахождение вещей и т.д. Но чтобы добиться таких результатов, следует систематически и упорно тренироваться.

Время от начала занятия до получения первых результатов весьма индивидуально и зависит от способностей личности. Например, при наличии хорошо развитой зрительной памяти, можно утверждать, что и фотографическая хорошо развита, а, следовательно, улучшение будет происходить быстрее. Чтобы получить результаты, нужно не меньше 15-20 минут в день упражняться. Эффект будет заметен уже через месяц.

Упражнения для развития фотографической памяти:

  1. Наблюдение. Выберите предмет, находящийся от вас в 2-х метрах. Наблюдайте за ним две минуты. Запоминайте любые мелочи и не отводите глаз от объекта. Затем, закройте глаза и постарайтесь мысленно воспроизвести все то, что вы познали о предмете. Если забыли какой-то нюанс – на секунду откройте глаза. По происшествии времени задание необходимо усложнить, применяя тексты или сложные картинки.
  2. Следующее упражнение рекомендует выполнять, находясь в движении. По пути к дому или на работу выберите любой объект, выделив его основные характеристики. Затем воспроизводите картинку в голове в течение дня. Результат можно сравнить на обратном пути.
  3. Видеоскоп. Внимательно наблюдайте за одним предметом. Затем переведите взгляд на другой и также наблюдайте. Далее, прикройте глаза и мысленно совместите изображения двух объектов. Результатом считается двойное или тройное наложение картинок.

Все приведенные в статье упражнения для развития эйдетической памяти необходимо выполнять ежедневно. Только при таком подходе можно добиться ошеломляющих результатов.

Источник: https://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/vidy-pamyati/ejdeticheskaya.html

Как развить эйдетическую память: советы, упражнения

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные.

К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое, что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Как развить эйдетическую память?

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать, как завещал нам великий Шерлок Холмс.

Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь.

Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Для развития памяти, максимально приближенной к эйдетической, полезным будет внимательное разглядывание картинок в течение 10-30 секунд (в ходе тренировок время желательно постепенно уменьшать) с последующим описанием того, что вы увидели. Постарайтесь припоминать мельчайшие детали, в точности восстанавливать в голове образ увиденного.

Вспоминайте события минувшего дня, просмотренный фильм и другие увиденные явления. Некоторые специалисты советуют также вспоминать сны, однако, со снами могут возникнуть определенные проблемы: как правило, мы в принципе запоминаем их не полностью, непоследовательно, и вообще сны — это не всегда зрительные образы.

Подробнее смотрите в статье «Интересные факты о снах».

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то,что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

Источник: https://experimental-psychic.ru/razvit_ehjdeticheskuju_pamjat/

Эйдетика – методика по развитии памяти и мышления

При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.

Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать? Команда Elgreloo.com подготовила ответы на интересующие вас вопросы.

Что такое эйдетизм и эйдетика?

Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги.

Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное.

Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

  1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
  3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

История исследования методики эйдетики

Одним из первых, кто описал феномен эйдетизма является сербский учёный Виктор Урбанчин. Исследования учёного датируются 1907 годом, от чего можем сделать вывод, что эйдетике на сегодняшний день более ста лет.

После 1933 года в Германии в марбургской психологической школе Эрика Йенша были проведены колосальные исследования эйдетизма. В следствии этого развивалась «интеграционная типология» – концепция идеологий, которая объединяет эйдетику с национал-социалистическими идеями.

Активное развитие психологии в советское время знаменательно повлияло на становление эйдетики. Теорию эйдетики исследовали: Пётр Блонский, Сергей Кравков, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякини и другие. Научные статьи печатались в Большой Советской Энциклопедии, а в 1930 годах академиком Александр Луриея написал «Маленькую книжку о большой памяти».

Сегодня эйдетика невероятно популярна! К ней обращаются психологи, педагоги, врачи, бизнесмены, литераторы, студенты и просто интересующиеся люди.

Для кого подходит методика эйдетика?

Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:

  • миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
  • вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
  • вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
  • вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.

Эйдетика для детей

В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.

Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).

Читайте также:  Патомимия - причины, симптомы, лечение

Эйдетика для взрослых

Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше.

Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом.

Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

Методы и результаты эйдетики

Чаще всего, занятия эйдетики проходят в виде тренинга по развитию памяти. В него входит психологическая беседа, объяснение методики, комплекс различных упражнений, тесты. На сегодняшний день профессионалы предлагаю разные способы проведения тренинга:

  • индивидуальная консультация в Skype
  • выездной тренинг
  • корпоративный тренинг для улучшения работы в компании
  • групповые тренинги
  • индивидуальные тренинги
  • семейные занятия

Это делает методику доступной и понятной. Оценивать её качество конечно же вам.

Команда Elgreloo.com рекомендует школу развития памяти в Киеве «Шалений равлик» под руководством Елены Калачиковой! Разработанные тренинги для взрослых и детей всех возрастов.

Эйдетика – популярная мнемотехника, которая позволяет любую необходимую информацию запомнить в виде картинок или образов в игровой форме.

Вместе с профессиональными педагогами вы достигнете положительных результатов во многом!

Итог

Не случайно, фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром» зачислена в ряд крылатых. Когда вы с лёгкостью запоминаете важный для вас материал, вы чувствуете себя уверенно и имеете больше возможностей, вы – энциклопедия. Научиться правильно мыслить и проще запоминать совершенно реально. Обучение с помощью эйдетики – отличная инвестиция в собственное будущее.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

Источник: https://elgreloo.com/nauka-obuchenie/ehjdetika-metodika-razvitiya-pamyati

Понятие эйдетики и ее развитие у детей – Балу

11 января 2015

Слово «эйдос» переводится с греческого языка как «образ». От этого термина происходит название способности «эйдетизм» – возможность очень ярко и детально представлять образ предмета, которого в данный момент человек не видит.

Все дети имеют способность мыслить таким образом, однако проявляется эта способность не у каждого, поэтому существует два вида эйдетического ума – явный и скрытый. Многие могут восстанавливать в памяти любой виденный когда-то предмет, увидеть его форму, цвет, ощутить его запах.

Способность образного мышления присутствует в человеке еще со времени его появления, позднее с развитием возможностей человечества мы научились представлять себе не только изображение или образ, но также абстрактные понятия и символы, такие как слова или цифры.

Эйдетическая методика – это специально разработанная методика, которая способна помочь ребенку запоминать большие объемы информации без лишних усилий, а также уметь правильно использовать свою память. Эйдетика ставит перед собой цели гармоничного развития логики и памяти. Это также очень хорошая возможность обнаружить и усилить творческий потенциал.

Методика ставит ориентацию на развитие скрытых творческих талантов ребенка. Она помогает детям быть нестандартными и творческими личностями, избавляет их от шаблонности восприятия. При этом у детей усиливается креативность ума, память и внимание.

Каковы основные цели эйдетической методики?

  • усовершенствование зрительной и тактильной памяти, внимания, образного мышления и воображения;
  • активизация процессов познавания;
  • прогресс речевого аппарата;
  • стимулирование инициативности, уверенности в своих силах, лишение страха перед неизвестным;
  • формирование простых математических и речевых понятий;
  • усовершенствование и обнаружение скрытых способностей;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • формирование позитивной самооценки.

Методы, которыми пользуется эйдетика в достижении поставленных целей, гармоничны и естественны природе малыша. Эйдетика способна слаженно и гармонично развить оба полушария мозга малыша. Ребенок лучше учится, становится более работоспособным и творческим, улучшаются его память и воображение. Восприятие мира становится позитивным и улучшается психическое состояние. Эти результаты остаются на всю оставшуюся жизнь.

Изначально эйдетика была направлением исключительно в практической психологии, однако со временем ее стали использовать педагоги и даже родители.

Эйдетическая память является самой стойкой и естественной способностью человека запоминать, так как она неотделима от его характера и увлечений, стремления познавать мир, из его интересов и знаний.

Эта черта способна воссоздать абсолютно любые образы – цифры, слова, предметы, эмоции, понятия и много других образов.

Как пример, дети могут очень легко «оживить» цифры и с интересом работать с ними. Дети представляют себе двойку как маленькую зеленую лягушку, тройку – как летящую ворону, четверку – как сломанный стульчик.

Именно применение образного типа мышления и позволяет запоминать цифры и вырабатывать удовольствие при общении с математикой.

Абсолютно так же вырабатывается у ребенка возможность запоминать предложения, которые не связаны между собой по смыслу и даже целые тексты.

Как было установлено, образное мышление появляется и развивается в течение первых двух – пяти лет жизни. В этот период ребенок обнаруживает удивительную способность создавать другой мир, представляя себе его во всех мельчайших подробностях, воспроизводя отдельные предметы у себя в воображении.

Эта возможность позволяет ему делать то, чего он не может сделать в реальном мире. Взрослые могут воспользоваться этой особенностью и помочь ему в развитии.

Достаточно всего лишь включить в обычные игры с детьми задачки на представление образов, и они уже самостоятельно будут их воспроизводить в своей фантазии, и это станет для них привычным делом, не вызывающим каких-либо сложностей.

Важно лишь найти и поддержать то умение и стремление ребенка, которое дано ему природой, и результаты не заставят себя ждать. Следует помнить о том, что если человек чего-то не умеет или умеет, но не пользуется своим умением, то, со временем оно утрачивается и восстановить его будет очень трудно.

назад…

Источник: http://center-balu.com.ua/articles/chto_takoe_eydetika

В чем причина феноменальной памяти

Обладатели исключительной памяти считаются людьми особенными. Часто такие способности связывают с жизненным успехом, приводя в пример Юлия Цезаря, Наполеона и другие исторические фигуры. Иногда в основе феноменальной памяти лежат неврологические патологии.

Содержание статьи

Гипертимезией называют феноменальную автобиографическую память. Мишель Мак из Вирджинии помнит в деталях каждый день своей жизни, начиная с восьми лет.

Мишель родилась без левого полушария мозга, поэтому ничто не сдерживает ее правое полушарие от фиксирования и хранения информации, которую мозг других людей отсеивает за ненадобностью. Вместе с тем отсутствие части мозга наложило на жизнь Мишель множество ограничений и существенно повлияло на ее интеллект.

Ученые считают, что по тому же принципу работает мозг многих людей с феноменальной памятью и низким общим уровнем интеллекта, когда одна часть мозга развивается особенно активно за счет недостаточного развития других отделов.

Отмечено также, что при гипертимезии височная доля и хвостатое ядро увеличиваются в размерах, а также ослабляются биохимические алгоритмы «забывания». Человек запоминает мельчайшие детали даже помимо воли, поскольку нарушена селективная функция механизмом памяти.

Савантизм – синдром саванта – характеризует людей с особенностями развития, которые, тем не менее, обладают исключительными способностями в какой-либо области знания.

Чаще всего упоминают пациентов с аутизмом, синдромом Аспергера, перенесших черепно-мозговые травмы и имеющих врожденные неврологические дефекты.

Например, американец Ким Пик обладал фотографической памятью, знал наизусть Священное Писание и сочинения Шекспира после первого прочтения и помнил каждую ноту музыкальных произведений сорок лет спустя после концерта. Другие аутисты умеют производить в уме арифметические действия с десятизначными числами.

Исключительные математические способности и феноменальную память могут также развивать люди, не страдающие аутизмом. Достигается это путем тренировки, в ходе которой они, подобно савантам, развивают функционал определенной области мозга, но сознательно. Иными словами, достигают исключительности, подражая патологии.

Ментальные тренировки и мнемонические техники увеличивают число связей между нейронами одного отдела или соседних, что способствует быстрому запоминанию, качественному хранению и воспроизведению информации.

Нейрофизиологи считают, что при этом формируются закодированные в молекулах нейронов алгоритмы и конструкции, на основе которых и производятся мгновенные вычисления.

Кроме того, такие регулярные тренировки создают “базовую матрицу” развитой нейронной сети, которая служит основой для быстрого запоминания любой другой информации, а также обеспечивают общий высокий уровень интеллектуального развития.

Синестезия – это способность мозга устанавливать мгновенные ассоциации между информацией, поступающей от разных сенсорных систем.

Восприятие синестетов обусловлено одновременной активацией нейронов разных отделов мозга, например, мы слушаем музыку, и одновременно активируются слуховая и зрительная кора, что заставляет нас не только слышать звуки, но и видеть образы внутренним зрением.

Люди, у которых развита синестезия, способны запоминать информацию, используя сразу несколько перцептивных систем, благодаря чему данные лучше закрепляются в памяти, дольше хранятся и легче воспроизводятся.

При этом можно использовать любой ключ для извлечения информации – образ, звук, запах, вкус или осязательное воспоминание, поскольку информация кодируется сразу несколькими способами. Эйдетизм – фотографическая память – может быть как врожденным, так и приобретенным. Отдельные исследователи утверждают, что все дети от рождения обладают этой способностью, но стандартные образовательные программы планомерно эту способность ослабляют вплоть до полного исчезновения.

Нейробиологическое объяснение эйдетизма дает теория остаточного возбуждения зрительных анализаторов. Прирожденные эйдетики могут испытывать значительные трудности в повседневной жизни, например, когда остаточные образы увиденного минуту назад накладываются на то, что человек воспринимает визуально в текущий момент. Если же тренировать эйдетическое восприятие осознанно, ваши мнемонические способности очень скоро перейдут на качественно новый уровень.

Есть люди, которые умудряются заблудиться даже там, где, казалось бы, это невозможно. Про таких говорят, что они страдают топографическим кретинизмом. Можно ли избавиться от этого неприятного, а подчас даже опасного явления?

Сам термин «топографический кретинизм» стал популярным в начале 80-х годов прошлого века. Тогда подобные названия были в большой моде среди студентов. О том, что топографический кретинизм может иметь биохимические причины, тогда особенно не думали. «Диагноз» ставили обычно друзья, если кто-то в компании умудрялся заблудиться буквально в трех соснах. Человек мог не найти нужный дом даже в том случае, если его сто раз туда водили, при этом во всем остальном он был абсолютно нормальным и мог даже обладать в какой-то области выдающимися способностями.

Топографический кретинизм не является медицинской проблемой. Такого диагноза никто никому не ставит. Это просто особенность развития головного мозга. За умение ориентироваться в пространстве отвечает правое полушарие. У некоторых людей оно развито недостаточно. Кроме того, активность этого сегмента может снизиться в результате некоторых заболеваний (например, острого нарушения мозгового кровообращения), но и в этом случае лечат не топографический кретинизм, а вызвавший его недуг. Именно в правом полушарии находятся «пространственная карта мира» и «биологический компас».
«Биологический компас» устроен по тому же принципу, что и компас обычный. Дело в том, что в клетках мозга в числе прочих веществ есть и кристаллы магнетита. Если этих кристаллов мало – человек утрачивает инстинкт, позволяющий ему хорошо ориентироваться в пространстве. Кстати, вещества может быть и больше, чем у других. В этом случае способность ориентироваться может быть исключительной. Но это столь же редкое явление, как абсолютный слух или феноменальная память.
Поскольку топографический кретинизм не является заболеванием, то его никто и не лечит. Но человек, обладающий этим неприятным качеством, должен как-то ориентироваться. Единственный выход – не пытаться искать нужное место по зрительным ориентирам, а всегда запоминать точный адрес. Могут помочь и некоторые приборы. Выручит даже самый обычный компас, если вам приходится ориентироваться в лесу или в сельской местности. Поможет также навигатор.

Распечатать<\p>

В чем причина феноменальной памяти

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение.

Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-888434-v-chem-prichina-fenomenalnoy-pamyati–

Ссылка на основную публикацию