Духовность человека – определение, её проблема и развитие

Духовность человека: особенности развития и формирования

Все, что отличает человека от других живых существ, — это дух, духовность как самая возвышенная сфера жизнедеятельности человека и общества.

Духовность — это специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе осознания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. В сумме они создают духовный мир человека (личности), обеспечивая социально-психологическую сторону его здоровья, культурные и эстетические потребности.

Духовность, или духовная сфера человека, состоит из определенных ценностей и потребностей (от упрощенных до утонченных, синтетических), среди которых условно выделяют несколько групп: мировоззренческие, моральные, гражданские, эстетические и др.

Потребности в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании мира и т. д. формируют человека как неповторимую личность. Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства [7, 129— 150}.

Духовные потребности в специальной литературе чаще всего определяют как своеобразное состояние человека, побуждающее его к созданию и постепенному, последовательному освоению духовных ценностей.

Духовные ценности — важнейшие составляющие в структуре человеческого сознания и самосознания. Они обусловливают отличительные сущностные черты человека и его характеристики как личности. Такие ценности объективны, независимы от самого человека, ибо появились в обществе еще до его рождения.

Постепенно овладевая духовными ценностями, каждый человек входит в общество. Духовные ценности становятся его жизненными ценностями и ориентирами.

С приобретением жизненного, социального опыта человек и сам все больше включается в создание и развитие духовных ценностей в процессе разнообразной общественно полезной деятельности.

Таким образом, духовность — это своеобразная многомерная система образований в самосознании человека, которые оттеняют его наиболее существенные и актуальные потребности, интересы, взгляды, отношение как к труду и окружающей действительности, так и к самому себе — социальному индивиду.

Есть и другие, достаточно точные определения духовности. “Духовность, — пишет, например, И. В. Степаненко, — это ценностное отношение к миру и лично к самому себе. Это способность и потребность усваивать и перерабатывать внешний и внутренний мир по законам Истины, Добра, Красоты в их единстве” [23, 48}.

Специфическим качеством ценностных ориентации, личностных характеристик человека является их органическое единство с конкретными жизненными целями человека, их связь с моралью.

Духовность непосредственно связана с мировоззренческими надеждами, стремлениями, идеалами нации, народа, человеческого сообщества, этноса. Все это обусловливает жизненный выбор и путь человека.

Ради удовлетворения духовных потребностей осуществляется духовное производство, основными функциями которого являются духовная деятельность, или, как ее еще называют,

“производство новых технологий”, а также производство общественного мнения [11, 190].

Любое общество заинтересовано в своем продолжении в последующих поколениях. Такое продолжение не может быть лишь биологическим. Оно и духовное, и социальное.

Поэтому очень большое значение имеет социализация личности, представляющая собой, с одной стороны, процесс сознательного усвоения человеком нравственных норм и ценностей, существующих в данном обществе, а с другой — его способность адаптироваться к общественной среде, активно самореализоваться, воздействовать на преобразование общества. Иными словами, конечная цель социализации — формирование зрелой личности, обладающей активной жизненной позицией.

Человек не только обладает материальными и духовными ценностями, но и воспроизводит их. Поэтому социализация — это и процесс передачи обобщенного опыта данной культуры (ролей, ценностей, умений, значений, норм) индивидуальным членам общества.

Целью социализации, кроме передачи, усвоения, а затем развития достижений данного общества, является преодоление определенных жизненных трудностей и проблем, поиск человеком путей наиболее эффективного приспособления к обществу.

При этом для отдельных молодых людей с определенными недостатками, допустивших ошибки, промахи в жизни, может быть характерным и такое явление, как ресоциализация, т. е. возобновление утраченных качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Формирование духовности граждан, особенно молодых, осуществляется на основе обучения, развития познавательной активности, удовлетворения определенных духовных и культурных потребностей. Коль скоро о социологических проблемах познания, обучения, образования речь уже шла в предыдущих лекциях, остановимся прежде всего на проблемах культурных запросов молодежи и их удовлетворении.

Общий интерес молодежи к духовным и культурным ценностям, как свидетельствуют материалы исследований, осуществленных в последнее время, весьма высок: 58% из числа опрошенных привлекает славянская культура; 16 — западноевропейская; 15 — американская; 7 — восточная; 4% — другие культуры. Среди опрошенных 16% заинтересованы в том, чтобы больше читать; 10 — больше слушать музыку; 8 — чаще посещать кинотеатры, концерты, выставки; 4% — заниматься каким-нибудь видом искусства.

Однако немало молодых людей склонны к бессодержательному времяпрепровождению: чаще посещать дискотеки предпочитают 13%, больше смотреть телевизор — 9; ничего не делать — 4%.

Показательно и весьма важно, что молодежь часто обсуждает вопросы музыки (39%), культуры и искусства (16%), национальной культуры (10%), религии, церкви и веры (11%), еще больше (практически каждый второй молодой человек) — организации отдыха вообще (46%).

Тем большую озабоченность вызывает то обстоятельство, что 82% из числа опрошенных молодых людей ответили, что свое свободное время они проводят в основном у себя дома (в квартире, общежитии), 64% — у друзей, 29 — на природе, 22 — на улице, во дворе, в подъезде и только 14% — в учреждениях культуры (респонденты имели возможность отметить все возможные варианты ответов, поэтому сумма превышает 100%).

Серьезным препятствием для формирования духовного мира, гражданской позиции, политической культуры молодежи является, прежде всего, отсутствие необходимых возможностей для удовлетворения духовных потребностей.

Как известно, за последнее время в Украине значительно уменьшилось количество дворцов культуры, клубов, объединений по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.

Закономерно, что на вопрос* “Принимаете ли Вы участие в работе клубов по месту проживания7” — были получены такие ответы: “Нет, никогда не принимал” — 58%; “Раньше принимал, а теперь нет” — 33; “Да, принимаю” — только 9%.

К этому можно добавить и проблему коммерциализации культуры, существующую во всех постсоциалистических странах, в том числе и в Украине. Из числа опрошенных 65% юношей и девушек ответили, что “коммерциализация ограничивает доступность культуры для населения” и еще 58% — что она “является выгодной лишь оборотистым дельцам от культуры”.

Принципиальное значение с точки зрения не только духовного развития молодежи вообще, но формирования у нее чувств патриотизма, гражданственности имеет отношение к книге, читательский вкус и пристрастия.

Не секрет, что молодежь в своем большинстве читает с каждым годом все меньше и меньше.

Из опрошенных молодых людей 30% признались, что в течение года они прочитали всего от 1 до 5 книг, 21% — от 6 до 10 книг, 18% — от 11 до 20 и только 5% —

От 21 до 30 книг (в среднем чуть более двух книг в месяц). Среди печатных изданий, которым отдает предпочтение украинская молодежь, на первом месте находится современная художественная литература (79%).

При этом 40% опрошенных читают детективы, 31 — книги о любви, 26 — фантастику, 25% — приключенческую литературу. Классику, как правило, читают в соответствии с требованиями программ учебных заведений (32%).

Примечательно, что и набор любимых писателей современной молодежи достаточно беден: А. Пушкин (16%), Д. Чейз (14%), С. Есенин (9%), Т. Шевченко (8%), А. Дюма (7%), все остальные — не больше 6-2% [17].

Это свидетельствует о необходимости не просто развивать у молодежи потребность в овладении культурными, духовными ценностями и тягу к ним, но и формировать определенные эстетические вкусы, понимание и ощущение прекрасного. С этой целью активнее должны использоваться все средства — учебная, пропагандистская работа и многое другое.

Активной и дееспособной частью молодого поколения Украины, обладающей разнообразными талантами и дарованиями, является творческая молодежь. В театрах, художественных коллективах, группах, творческих объединениях сегодня работают свыше 100 тыс. молодых деятелей литературы, искусства, тысячи талантливых молодых людей обучаются в творческих учебных заведениях различного уровня.

В течение ряда лет в Украине и за ее пределами приобрели большую популярность такие известные фестивали и конкурсы, как Международный кинофестиваль “Молодежь”, Международный конкурс лучших произведений молодых украинских литераторов Транослов”, Международный конкурс молодых исполнителей украинской эстрадной песни им. Владимира Ивасюка, Всеукраинский фестиваль традиционных народных художественных промыслов; творческая лаборатория молодых художников Украины “Седнев” и др.

И все же современная ситуация в украинской культуре, связанная с коммерциализацией, высокими ценами на услуги в учреждениях культуры, сокращением количества библиотек, центров, клубов и объединений по работе с молодежью по месту проживания, отрицательно сказывается на духовном развитии юношей и девушек, исключает значительную их часть из публичной культурной жизни.

Традиционная сеть культурно-образовательных, досуговых заведений, которая десятилетиями формировала определенный уровень культуры молодежи, сегодня не только значительно сократилась, но и не отвечает потребностям подрастающего поколения, переживает кризис; большая часть молодежи ее услугами не пользуется. Так, еще четыре года назад в Украине насчитывалось свыше 3 тыс. населенных пунктов, где не было ни одного учреждения культуры, 6,5 тыс. таких учреждений требовали капитального ремонта, около 500 находились в аварийном состоянии [21, 25.

Духовность в значительной мере является производной от социально-экономических особенностей функционирования об щества.

Так, имущественное расслоение населения в Украине и в других подобных ей по условиям странах, развитие коммерческого сектора создают объективные условия для предложения населению, прежде всего молодежи, “престижных” видов услуг в сфере орга-1 низации досуга: открываются казино, бары, ночные клубы, дискотеки, с которыми государственные учреждения культуры попросту неспо собны конкурировать на равных. Кроме того, мало кого (в том чис-, ле, к сожалению, и государство) интересует содержательная сторона, деятельности таких учреждений; в какой мере они действительно рас-; ширяют и развивают духовный мир молодых людей. '

Одной из важных основ любой национальной культуры является религия. Религиозные институты принимают активное и, действенное участие в формировании духовного мира человека.

В условиях нестабильного развития общества популярность религий и культов особенно возрастает.

Не находя решения своих больших и малых проблем в этом мире, многие граждане (молодежь — не исключение) с надеждой обращают свои взоры на другой мир.

Если говорить об оживлении интереса украинской молодежи к религии, то здесь в последние годы просматриваются две тенденции. Первая — возрождение у части молодежи интереса к традиционным религиям, исторически присущим Украине.

И вторая — появление и бурный рост интереса к так называемым нетрадиционным религиям и культам (западным течениям христианства, восточным культам, оккультизму и т. п.). При этом интерес молодежи часто носит весьма поверхностный характер, не основан на достаточном знании сущности той или иной религии.

Так, по данным российских исследователей, 75% опрошенных молодых людей знают Биб-

лию, Коран, Талмуд понаслышке: только 20% держали их в руках и пересматривали, всего 5% изучали и читали [14, 124]. К тому же молодые люди чаще всего определяют свое вероисповедание не по религиозным убеждениям, а по формально-этническому признаку: украинец — православный, поляк — католик, татарин — мусульманин и т. д.

Усиление влияния религии и церкви на молодых людей, повышение их интереса к религиям, особенно нетрадиционным, не дает основания считать, что возможно автоматическое утверждение в молодежной среде ценностей христианской морали. Скорее всего, такое утверждение само по себе будет происходить постепенно и длительно, а основным его средством будет не столько непосредственно религиозная община, сколько семья, семейное воспитание.

В ситуации экономической, политической и социальной нестабильности, которая характерна для Украины с 1991 г.

, серьезную озабоченность вызывает определенная политизация самих религиозных деятелей, межконфессиональное противостояние и конфликты, неоправданное распространение нетрадиционных религий и культов, деятельность зарубежных экстремистских религиозных центров.

Пользуясь экономической, конфессиональной нестабильностью, несовершенством законодательной базы, они осуществляют свою деятельность и ведут пропаганду ценностей, которые не соответствуют духовным и историческим традициям украинского народа. Понятно, что такая деятельность четко сориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь.



Источник: https://infopedia.su/13x10b4b.html

Духовность человека

В последнее время часто можно слышать разговоры о проблеме духовности современного общества. Религиозные лидеры, деятели культуры и даже депутаты много и красиво рассуждают, гневаются на СМИ, говоря о разрушающем воздействии на подрастающее поколение.

И нельзя сказать, чтобы для развития и воспитания духовности личности не предпринималось никаких мер – информация, подаваемая через средства массовой информации, проходит строгий контроль, в школах вводятся предметы религиозного толка, на центральных телеканалах можно увидеть передачи, которые ведут духовные пастыри.

Никто не говорит, что это плохо, только вот сомнительно, чтобы это все эти действия могли помочь решить проблему духовности человека. Почему, давайте разберемся.

Что такое духовность человека?

Прежде чем говорить о духовности и бездуховности личности, нужно определиться, что следует понимать под этими понятиями, так как заблуждений в этой области существует немало.

Грубо говоря, духовность – это стремление к самосовершенствованию духа, отсутствие привязанностей к чувственной жизни, низменным удовольствиям. Следовательно, бездуховность – это желание пресыщать (не путать с элементарным удовлетворением) потребности своего физического «Я», не задумываясь ни о чем другом.

Часто духовность человека связывают с религией, посещением религиозных учреждений и чтению литературы такого толка.

Но все же ставить знак равенства между религиозностью и духовностью ставить нельзя, существует множество примеров, когда люди, регулярно посещающие церковь, являются худшими представителями рода людского.

Крест (полумесяц, красная нить на запястье) – только символ духовности, но не ее проявление.

Нельзя сказать, чтобы духовность и от образования зависела – знание законов Ньютона, даты крещения Руси и имен апостолов не спасут человека от глухоты к чужой боли и страданию. Поэтому, когда нам говорят, что введение религиозного воспитания будет способствовать закладке основ духовности, можно только посочувствовать такому неумелому лукавству.

Духовности не учат в школе, ей учит жизнь. Кто-то уже приходит в мир с этим качеством, которое по мере взросления переходит в четкое осознание того, что все материальное – преходяще и без внутреннего наполнения не имеет никакого смысла.

Кому-то требуются серьезные жизненные испытания, чтобы постичьэту простую истину. Таким образом, духовность – это всегда осознанный выбор человека, а не навязанное кем-то мнение.

Это как музыка, которую мы слушаем по велению сердца, а не по совету музыкальных критиков.

Читайте также:  Чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта

Иногда можно слышать, что современная женщина, культура и духовность, понятия несопоставимые, мол, мы так погрязли в бытовых проблемах, настолько любим деньги, что ни для чего больше места и не остается.

Может быть, такое мнение имеет право на существование, только вот пусть те, кто так говорит, постараются припомнить, когда в последний раз они замирали перед прекрасной картиной, не пытаясь посчитать, сколько может стоить это чудо.

Источник: https://womanadvice.ru/duhovnost-cheloveka

Духовное развитие

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития.

Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром.

Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Наиболее важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней силы, позитивности), познание и реализация своего предназначения.

Истинно духовные знания делают жизнь человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу.

Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.

Внутренняя сила – способность достижения каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград.

Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах.

Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих. «Ничто меня не остановит» – их девиз.

Слабость – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».

В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений.

Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более сложные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов.

Получение силы подчинено универсальным законам, но она может быть светлой или темной, что определяется реализуемыми целями и методами.

Различение Добра и Зла – один из ключевых вопросов всех мировых религий и большинства духовных школ, именно он определяет выбор пути развития. Светлый путь – путь Любви, Добра, Справедливости, служения Богу и обществу.

Темный путь – совершенствование во Зле, путь насилия, страха, разрушения, борьбы с Богом, обществом и т.д.

Доброта, позитивность – чистота мыслей и мотивов, отсутствие каких-либо негативных эмоций, способность сохранять доброжелательность, удовлетворенность в любых, самых неприятных ситуациях, способность любить и верить, видеть в каждом человеке творение высших сил и желать ему счастья.

Все это достигается соответствующими духовными практиками, ведет к просветлению и другим возвышенным состояниям.

Зло, негативность (в той или иной мере свойственны почти каждому человеку) – обман, желание зла, злость, зависть, страхи, несвобода, насилие, агрессивность, неверие в Бога или целенаправленное служение злу, преступления и любые другие нарушения духовных законов, воли высших сил.

Значение духовности

Значение духовности трудно переоценить. Она позволяет человеку подняться над миром животных, шаг за шагом, по мере своей эволюции, познавать волю высших сил и приближаться к божественному совершенству.

Осознавая значимость духовного развития для Бога, человека и общества, совершая великий подвиг, в различные эпохи приходили свои миссии (существа высокого уровня: божества, боги), чтобы передать людям духовные знания, основать религии и учения.

Именно они во многом определили историю и культуру множества народов.

Основное предназначение человека перед высшими силами, о котором говорят все религии и позитивные учения – стать помощником Творца в реализации его замыслов, служить Богу.

Путь реализации предназначения – развитие – достижение духовного совершенства и раскрытие всех, заложенных в человеке способностей. Жизнь на Земле – это уникальная возможность для наслаждения, добрых дел и развития, большой учебный класс.

Когда обучение закончено, можно уйти в более высокие миры, «выйти из колеса сансары», «родиться в мире богов» (по буддизму).

Власть над собой – один из наиболее значимых результатов духовного развития. Эта власть означает, что в человеке живут только те чувства, желания и эмоции, которые он считает правильными, которые его усиливают, т.е.

он свободен от раздражения, обиды, злости и т.д., спокойствие, доброжелательность и удовлетворенность стали его природой.

Для такого человека нет принципиальных преград к каким-либо внутренним изменениям, он способен реализовать в себе любые знания, качества и состояния, которые ему необходимы.

Получив силу, власть над собой, человек способен получить и власть над своей судьбой. Все основные жизненные цели: работа, личная жизнь, формирование окружения – становятся достижимыми, т.к.

духовный человек знает, каким образом «вещи происходят», как влияют на судьбу духовные законы, кармические задачи, прошлое, где человек свободен в своем выборе, а где обязан действовать только определенным образом.

Такой человек способен принимать наилучшие решения и наилучшим образом воплощать их в жизнь, приближаясь к своей цели.

Наше общество может стать совершеннее, только если совершеннее станут его граждане, если люди сумеют избавиться от состояния потерянности и озлобления, обретут смысл жизни и получат силу для ее изменения.

Духовное развитие пробуждает в человеке стремление к позитивной деятельности и помощи людям, к служению обществу, поиску своего места в нем и устранению его основных проблем: невежества, бездуховности, бесцельности, нелюбви, преступности, насилия, наркомании, нищеты, экологических бедствий…

Развитие духовности

Несмотря на то, что понятие духовности достаточно широко известно, большая часть людей, все же, не понимает его истинного значения и слова Кришны, сказанные тысячи лет назад, к сожалению, остаются справедливыми до сих пор: «Из тысячи людей, едва ли, один стремится к совершенству, а из тысячи стремящихся и достигших, едва ли, один воистину меня разумеет». Если же человек, действительно, стремится к духовному совершенству, то, прежде всего, он должен принять ответственное решение и выбрать соответствующую систему развития.

Ответственное решение имеет ряд принципиальных отличий от разнообразных псевдорешений (благих пожеланий, всевозможных оправданий и т.д.).

Оно основано на четком понимании значения духовного развития для себя, своей судьбы, Бога и общества, причем доведенном до такой степени, что человек может о себе сказать: «Я все преодолею, все смогу».

Это соответствует максимально возможной силе стремлений и предполагает избавление от всего противоположного, от любых сомнений в необходимости развития.

Путь духовного развития не усыпан розами, он предполагает избавление от недостатков, изменение многих привычек и, казавшихся незыблемыми, убеждений, преодоление множества преград, что никогда не дается легко, без борьбы.

Ответственное решение основано на том, что человек это понимает и готов к выполнению всех условий, необходимых для достижения поставленной цели.

Это готовность взять на себя роль ученика, признав, что он находится в самом начале пути и с уважением относиться к мнению тех, кто стоит на ступень выше.

Выбор системы развития – в идеале должен быть таким, чтобы человек об этом никогда не пожалел. Это сложная и важная задача.

Любая нормальная система развития, по сравнению с самообразованием, имеет ряд неоспоримых преимуществ: четко проработанную, проверенную временем программу и методику, дающую положительные результаты, возможность контроля адекватности развития и получения необходимых консультаций, круг единомышленников, которые готовы прийти на помощь.

В подавляющем большинстве случаев, самообразование в духовной сфере, также бесперспективно, как и попытки самостоятельно научиться играть на скрипке, управлять современным самолетом и т.п.

Безсистемное изучение духовной литературы часто порождает внутренние противоречия, с которыми человек не может справиться, что блокирует его дальнейшее развитие.

Первичное назначение духовной литературы – пробудить интерес к этой сфере знаний и стремление к совершенству, вывести на путь развития.

Основные ошибки

Чем сложнее область знаний, тем выше в ней вероятность ошибок и в духовной сфере их более чем достаточно.

Первой глобальной ошибкой, свойственной духовным школам, является игнорирование, противопоставление или отторжение второй составляющей комплексного развития – развития энергетического (совершенствование тела, управление энергией, раскрытие экстрасенсорных способностей, др.).

Объяснение такого отношения может быть каким угодно, но имеет всего две причины – элементарное непонимание или желание удержать аудиторию, убив интерес к другим вопросам.

Комплексное развитие ускоряет достижение и духовного и энергетического совершенства. Духовное развитие позволяет очистить сознание, убрать запреты высших сил, получить право на раскрытие способностей.

Энергетическое развитие делает человека энергетически сильнее: повышает работоспособность, увеличивает скорость внутренних преобразований и принятия решений, при раскрытии видения, позволяет войти в контакт с тонким миром и своей душой, на практике проверить большую часть духовных положений.

«Наука начинается там, где начинаются измерения». Второй глобальной ошибкой многих духовных школ является отсутствие четко определенных критериев развития: уровней (ступеней внутренней силы) и позитивности (различение Добра и Зла).

В этом случае, оно лишается конкретных целей и этапов, становится неэффективным и недоступным для анализа, часто превращается во времяпрепровождение.

Наличие критериев позволяет не нарушать логику развития, вкладывать усилия в доступные задачи, дающие наибольшую отдачу.

Следующую ошибку с первого раза различить не очень просто – это фанатизм – искажение преданности, путь к катастрофе. Преданность – необходимое условие развития, способность не изменять выбранному пути, преодолевать все трудности и соблазны.

Это предполагает соблюдение системой кодекса чести иерархии Света, способность видеть свои ошибки, недостатки и, по возможности, их устранять.

Фанатизм – слепая вера, это оправдание любых глупостей и злодеяний, если они соответствуют догматам или спущены сверху, неспособность к критическому анализу происходящего.

Распространенной ошибкой, также, является негативное отношение к другим школам и направлениям. Чуть раньше или позже, но, все позитивные силы объединятся в единую иерархию Света на Земле, сейчас каждая из систем реализует свою кармическую задачу.

Силы Света не должны бороться друг с другом, для этого есть достаточное число других противников: внутренние проблемы, болезни общества и другие проявления Зла.

При выборе пути развития желательно проверить, чтобы соответствующая система была свободна, по крайней мере, от указанных ошибок.

Миание М.Ю.доктор философии, профессор,основатель и научный руководитель

Центра Развитие Человека

Источник: http://www.vitamarg.com/teaching/article/916-duhovnoe

Духовность человека

В мире, где все стремительно развивается и совершенствуется, велик соблазн посвятить свою жизнь накоплению материальных благ и удовлетворению своих (или чужих) самых абсурдных прихотей.

В погоне за богатством и статусом можно так и не познать замысел человеческого существования и лишиться духовности, а только она, как считают ученые, философы и верующие, делает человека высокоразвитой личностью.

Духовность человека ― это:

  • высший этап развития личности ― зрелость, мудрость, когда полностью сформированы жизненные ценности: определение своего призвания, чувство ответственности перед следующим поколением, воспитание в себе нравственности и тяга к высокому (искусство, культурные достижения человечества);
  • готовность к самопожертвованию ради благополучия других, открытость и способность к сопереживанию;
  • определенный виток развития в физическом и ментальном плане, основа которого ― Слово Божье.

Единого определения этому понятию нет. Различные направления психологии трактуют его по-разному.

Например, аналитическая психология Юнга, возникшая в прошлом столетии, связывает духовность человека с религиозностью. Опираясь на труды восточных и западных мыслителей, швейцарский ученый сформулировал понятие «архетипа духа человека» и выделял роль этого самого духа в процессе его формирования.

Духовность в западной психологии

Западная психология, сформировавшаяся и получившая признание в послевоенные годы ХХ века, включает в себя несколько направлений:

  • трансперсональная (не отрицающая влияние религии на сознание человека);
  • гуманистическая (в центре ее изучения ― личность, как единственная в своем роде целостная система);
  • экзистенциальная (относящаяся к психологии гуманистической, затрагивает разные аспекты жизни человека). Для нее все имеет значение: отдельный мир человека, его личные переживания и так далее.

По Маслоу человек, обладающий духовностью, находится на высоком эволюционном этапе. Это люди свободны от примитивных желаний, грязных мыслей и поступков, они сеют добро вокруг и проявляют снисходительность к тем, кто этого не заслуживает.

Психологи и психотерапевты в начале считали ХХ века, что отсутствие нравственности есть болезнь и от нее нужно избавляться.

Но и многие неразвитые культуры занимались так называемым исцелением души, совершая разные шаманские обряды, жертвоприношения и прочее.

Духовность в немецкой и христианской психологии

Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.

Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:

  1. считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
  2. не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
  3. любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
  4. тоталитарен по отношению к другой религии;
  5. не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
  6. не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.
Читайте также:  Регрессия - защитный механизм, примеры регрессии в психологии

Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.

Как определить в человеке духовность

Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время. Чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний.

Духовность выражается:

  • в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота;
  • избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других;
  • помощи нуждающимся;
  • социальности и открытости обществу;
  • отсутствии желания как можно больше заработать и попробовать;
  • спокойствии и уравновешенности.

В обычной жизни духовность проявляется в мелочах.

Это приверженность религии (утверждение в вере ― хороший толчок к положительным внутренним изменениям), занятия благотворительностью (помочь бездомному псу найти хозяев, передать вещи в детский дом, стать донором крови), уважительное отношение к супруге (супругу) и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.

Нет такого сверхчеловека, в котором идеально сочетаются эти достоинства. Главное ― ответить на важный вопрос.

Как из заурядной персоны превратиться в нравственного героя? Где достать преображающий волшебный эликсир? Любой психоаналитик скажет, что к такой перезагрузке подталкивают пережитые трудности и горести.

Если выстоял на ногах, не сломался, все мирское и суетное больше не будет принимать такие масштабные формы.

Развитый человек постоянно занимается познанием себя, исследует свои сильные стороны и слабости, ощущает себя частью чего-то большего, не просто сотрудником какой-то организации, членом большой семьи. Овладение техниками медитации поможет отыскать способы постичь свою сущность, установить свое предназначение.

Почему важно обладать духовностью

Если духовность можно в себе развить с течением времени, то справедливо бы понять, что это в итоге дает.

  1. Каждому хочется ощущать себя особенным. Духовность дает огромное преимущество ― обладать этим качеством означает быть на пике своего развития.
  2. Способность любить и ценить окружающих увеличивается в разы. Любовь к людям открывает новые возможности, устанавливаются прочные связи, появляется чувство нужности и важности.
  3. Начинаешь видеть прекрасное вокруг, темп жизни замедляется, меньше шансов упустить что-либо значимое из виду.
  4. Чувства беспокойства и несправедливости отступают, решения приходят быстро, настроение всегда бодрое.
  5. Некоторые люди утверждают: основа жизни ― терпение и смирение. Высоконравственная личность обладает сильной волей и выдержкой, что помогает не попасть в безвыходную ситуацию.
  6. Непреодолимое желание совершенствоваться не покидает, больше энергии, больше топлива для осуществления своих желаний.
  7. Жизнь без чувства вины и с ощущением свободы.

Существует так называемая мера духовности. Порог есть у всего, и здесь важно не обмануться, ведь существует еще и псевдодуховность.

Полностью безгрешными и никогда не ошибающимися мы быть не можем (в Библии говорится, что человек с рождения грешен). Перфекционизм (от англ. perfect ― «идеальный»), склонность к идеалу и прочее значительно отравляют жизнь.

Во всем этом особое место занимает простой человеческий эгоизм. Как же тогда считать себя морально развитым человеком?

Формула духовности до безобразия проста

Духовность ― это нечто среднее между двумя пороками: постоянной нехваткой чего-то материального (страсть к накопительству) и избытком «духовного» (ощущение себя Богом, презрение к обыденным вещам, сознательное ограничение себя в походах на вечеринки, встречах с друзьями, неумение расслабляться, погружение себя в религию и так далее).

В заключение

Желание обрести нравственность внутри себя оправдано. Если духовность ― это высокая ступень развития, то она и есть конечный этап, к которому важно стремиться, чтобы осуществить свое предназначение.

Развить ее можно разными способами.

Самые простые среди них ― увлечение искусством (высокоинтеллектуальное кино, живопись, художественные произведения, походы в театр), изучение богослужебных книг, посещение церковных служб.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/duhovnost.html

Духовность в понимании человека

Человек всегда стремился стать духовным, не понимая истинной сути данного понятия. Обычно он связывал его с религией, считая, что если ходишь в церковь, следовательно, являешься духовным.

Но чаще духовность связывали с сознательностью человека: чем выше сознательность, тем выше и его духовность. Казалось, здесь всё предельно ясно и не в чем разбираться, но данное понятие несёт в себе много таинственных сторон, неизвестных людям.

Высшие раскрывают его с новых, энергетических позиций.

Духовность – это строго определённое качество, которое строится через прохождение определённого числа стадий развития в положительном направлении и при соответствующих построениях в ячейках матрицы.

Духовность – это особый вид чистой энергии, которой человек обогащается в процессе жизни, в результате высокой нравственности, совершения добрых дел, гуманных поступков и приобретения духовных знаний.

Духовность – это вовсе не высшее институтское образование, это не масса технических знаний и не постоянные моления в церкви. Это всегда совокупность многого. Что же входит в это понятие?

Прежде всего, и самое главное – духовности не бывает без высокой нравственности, а нравственность – это, прежде всего, внутреннее значение тех действий, которые не причиняют вреда другим; знания, которые доходят до автоматизма, то есть человек, не задумываясь, всегда любую ситуацию поворачивает на добро, на непричинение другим вреда, зла.

Духовность включает в себя также совокупность знаний о жизни, чтобы суметь дать полезный совет другим, разрешить их жизненную ситуацию или проблему. Духовность – это умение принять чужую боль как свою собственную и по мере сил попытаться облегчить её, смягчить удар судьбы, направить сбившегося с пути на правильную дорогу жизни, открыть кому-то во мраке его путеводную звезду.

Стать духовным – это, значит, вобрать в себя столько доброты, света, любви, чтобы источать их самому, чтобы люди, соприкасаясь с тобой, черпали из тебя как из родника с чистой водой, чтобы в соприкосновении с тобой очищали свою душу, испытывали облегчение и успокоение. Но эта великая сила благости и любви должна исходить из души, из сердца, и только тогда она приобретёт врачующую, целебную силу.

Святые накапливали эту чистую энергию молитвами и в таком количестве, что аура их начинала светиться, появлялись золотые ореолы. На фотографиях, запечатлевающих венчание, у некоторых священников вокруг головы обнаружена лёгкая «засветка». Это не что иное, как излучаемая ими энергия, их аура.

Сергий Радонежский, к примеру, столько накопил молитвами духовной энергии, что излечивал ею больных при жизни, а после смерти его кости продолжали источать энергию на протяжении несколько веков, вплоть до нашего времени.

А чтобы дойти до такого состояния, надо многое понять и переосмыслить в жизни самому, надо научиться милосердию и добру, любви и самоотдаче, надо уметь жертвовать собой во имя другого, то есть это всё – основы и принципы высокой нравственности и морали.

Но если говорить более конкретно, то духовность приобретают через совокупность действий, поступков, знаний, мышления, религию. Но самое главное, за счёт чего духовность приобретает особое качество и чудодейственную силу – это добро и самоотдача, любовь и бескорыстие.

Количественный набор духовности должен обязательно перейти в качество за счёт преобразования уже набранного количественного запаса энергии.

Преобразование количества в качество осуществляется за счёт действия и только действия, но не какого-либо, а определённого – ведущего к добру.

Если не будет действия, приносящего добро другим людям или существам, или Космосу, то человек останется замкнутым на себя энергетически, и никакого преобразования духовной энергии производиться в нём не будет.

До определённого количественного уровня энергетика у человека накапливается без действия. Этот предел обычно равен 350 условным единицам (по шкале от 0 до 500 у.е.э. Цифры дают лишь сравнительную характеристику. Они могут меняться в зависимости от принятой шкалы).

А чтобы произошёл дальнейший рост духовной энергии, необходимы последующие дела, добрые поступки, нужны действия. Не будет действия, и энергетика у человека выше 350 единиц подниматься не станет.

(Можно предположить, что у различных групп людей этот предел тоже индивидуален).

Мать Тереза, испанская монахиня, занималась благотворительностью, её духовность за счёт этого возросла до 600 условных единиц энергии.

Дыхательные упражнения, когда они идут как дополнение к вышеперечисленному, тоже способствует подъёму уровня энергии. Но если использовать только последний способ, то это приведёт к раскрытию низкого психизма и всяких отрицательных сторон характера человека.

Таким образом, можно набирать энергию до определённой величины (350 у.е.э.) любыми способами, но в зависимости от того, какой способ человек изберёт дальше: добрые дела, благотворительность и т.д.

или начнёт искать славы и строить из себя всемогущего мага, манипулируя энергиями, будет зависеть, во что обратится данная энергия – в духовность или послужит развитию дальнейшего эгоизма и себялюбия личности.

Технические знания не дают никакой духовности. И инженер с высшим образованием может иметь 25 единиц духовной энергии, если пользоваться всё той же относительной шкалой от «0» до «500».

Также и академик-технократ может иметь только 60 единиц, потому что, кроме своих технических наук, его ничего больше в жизни не интересовало. А технические науки всегда уводят в сторону от духовности. В то же время иная безграмотная женщина имеет духовность 300 у.е.

э,, потому что она делает добро другим, сострадает сердцем каждому несчастному и готова всё отдать, чтобы облегчить его участь.

Но вернёмся к способам подъёма духовности.

Религия, чтение религиозной литературы и книг, написанных контактёрами, такими как Сведенборг, Рерихи, а также современными высокими контактёрами, повышает энергетический уровень души, потому что их тексты заряжены энергией.

А молитвы построены таким образом, что каждая несёт в себе определённый энергетический заряд (несёт не великий смысл, а именно – заряд энергии). К примеру, слова «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе» – несут 60 единиц энергетики (по принятой условной шкале).

Молитва «Царю Небесный, Утешителю Душе истины…» несёт 115 ед. «Пресвятая Троица, помилуй нас…»- 140 единиц, а «Отче наш…» –160 ед.

Кроме того, страница молитвенного текста или страница, на которой находится несколько молитв, даёт свой средний заряд – заряд страницы.

При чтении молитв или заряженного текста часть заряда передаётся человеку, за счёт чего его общий энергетический уровень повышается.

При этом соблюдается индивидуальность: каждый человек усваивает свой определённый энергетический объём. После чтения молитвы «Отче наш…» у одного энергия может повыситься на 10 ед., у другого – на 25.

Всё зависит от готовности души принять, вобрать в себя эту чистую духовную энергию.

Однако замечено и то, что энергоёмкость полных людей намного выше, чем худых.

Дыхательные упражнения тоже повышают энергетический заряд через окислительно-восстановительные реакции, в результате которых вырабатывается тонкая энергия, и ею насыщается тонкое тело. Кстати, молитвы – это тоже дыхательные упражнения, молитва создаёт ритм дыхания.

В результате однодневных упражнений или молитв энергетика человека может сразу повыситься на 50 и более единиц, но через некоторое время спадёт, так как организм ещё не способен удержать в себе такой объём. Он маломощен. Энергия в нём накапливается постепенно и по крупицам изо дня в день.

Только систематические занятия в течение года могут повысить энергетический заряд человека с 20 ед., к примеру, до 40.

(Если же человек занимается в течение месяца ежедневно, а потом бросает, то, как показали замеры, уже через две недели вся приобретённая энергия спадает и человек остаётся на том же уровне, что и был).

Помимо этих механических способов человек обязан расширять своё сознание соответствующими знаниями Космоса, его законов, чтобы правильно воспринимать все те изменения, которые с ним могут происходить.

Повышают духовность и все виды искусства, но в то же время не любое и каждое произведение, а только те из них, которые достигли уровня классики.

Это – классическая музыка, классические картины, литература, любые шедевры человеческого созидания.

Они формируют в человеке правильный эстетический вкус, вырабатывают правильные морально-нравственные нормы поведения и включают в себя ту гармонию, на которой строятся светлые миры.

Правда, люди часто к классическим произведениям приписывают и недостойные, но это уже ошибки общества в целом. Люди не понимают, что такое классика и для чего она выделена в особую категорию.

Конечно, не для того, чтобы увековечить чьи-то фамилии, а для того, чтобы воспитывать и устремлять души ввысь.

Всё, что тянет душу вниз или способствует хотя бы малейшей её деградации, не должно иметь никакого отношения к классике.

Классика – это не просто свод устарелых норм и канонов, традиций, это определённые кодовые энергетические сочетания, которые передают человеку, доросшему в своём развитии до её понимания, ту энергетику высших миров, на основе которых создаётся их гармония и достигаются высшие планы сознания.

Так что классика – это не что иное, как особый шифр энергетики верхних частот, ведущий к высшим мирам через восприятие азов их энергии. Азов – потому что в высших мирах всё гораздо сложнее.

Одним из факторов, повышающих духовность, являются страдания, именно они повышают её в первую очередь, давая душе то высокое качество, которое не способна выработать она ни от музыки, ни от чтения, ни от любого художественного произведения.

Страдание даёт душе новое осмысление и виденье мира, заставляет человека становиться лучше в действии, а не в своих мечтах или мыслях, помогает, прежде всего, и самое главное – понимать других и приближаться к ним сердцем.

Все прочие способы по повышению духовности направлены больше на развитие эгоистической стороны личности, потому что нет такого единения и понимания с другими, как в страдании.

Поэтому человек обязательно проходит через эту стадию развития и только, когда его сердечная чакра раскроется любовью ко всему миру, ко всему человечеству, он переходит в новую форму существования и продолжает путь совершенствования на более высокой ступени.

Читайте также:  Как перестать ревновать девушку - советы психолога

Источник: http://www.lawsuniverse.ru/dir/razvitie_cheloveka/ponjatie_dukhovnosti/dukhovnost_v_ponimanii_cheloveka/77-1-0-432

Духовность

Духовность (греч. Πνευματικότητα, ивр. רוחניות, лат. Spiritualitas, англ. Spirituality) — абстрактный существительное к слову духовной.

Как и слово первооснова духовность связана с внутренним психическим жизнью человека, его нравственным миром. Также слово часто имеет оттенки оценочной категории и связывается с религией.

Как термин слово «духовность» используется в таких науках, как философия, этика, богословие для определения различных понятий так или иначе соприкасающихся внутреннему миру человека.

Духовность — это идеал, к которому стремилась и стремится человек в ее собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности, а также это проявление зрелости психики личности деятельностью сигнальной системы.

Употребление

Согласно Айлин Баркер духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренне психический опыт человека.

Обычно, в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную возвышенность мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низком, несовершенном, вульгарном, греховном, аморальном.

Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество или почти реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде «человек большой духовности», «дефицит духовности в обществе» и другие.

В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью (теология внутренней жизни), верой, мистическим опытом, «общением с Богом».

Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогических риторике вроде нареканий на «низкую духовность молодежи» или «упадок духовности общества». Однако, что же считать духовностью и соответственно, что является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.

Понятие духовности в философии

Понятие духовности в философии, как правило, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания.

Велся настойчивый поиск, который сводился к разработке научно-универсальной, «общественной» сущности духовности. В противовес этой тенденции наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированный той или иной конфессией.

В современных западных трудах об обществе и культуре понятие «духовность» почти не употребляется, оно как правило используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека.

Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности с тематических областей философии.

К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятие «духовность» по-разному.

Понятие «духовность» всегда мало в философии важное значение, и играет значительную роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь.

И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Памфил Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие «духовность» является производным от слова «дух» (лат. Spirit и греч. «Pneuma»), что означает подвижное воздуха, повивання дыхания, носителя жизни .

Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не розмежовувалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.

Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.

Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Ими духовность понималась вдвойне.

  • С одной стороны: Духовность это одухотворение тваринности, сущностная характеристика человека, выделяет ее из мира животных.
  • Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.

По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная способность и высшая ценность.

Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущий таким философам, как Мартин Бубер, Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки.

Ведущей идеей этих ученых являются: «человек разумный» на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы в жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти «человек духовный».

И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 1990-е годы после того как в Украине марксистские методологические правила перестали быть «официальными» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:

  • религиоведческим, предметом которого является духовность, истолкована богословски, как совершенство веры в сверхъестественные силы;
  • культурологическим, в контексте которого духовность выступает как способ самостроя лица в рамках культурного мира через самоопределение и самоспрямування лица, предполагает не только знание, но и чувства, осмысление действительности, способность к сопереживанию;
  • философско-социологическим, в котором духовность рассматривается как многомерный социально-исторический феномен, специфичность проявлений которого обусловлено своеобразием всемирной истории как полицентрической образования.

Понятие духовности в психологии

Духовность — это интегральное образование человеческой психики, сложное гармоничное сочетание определенных психически процессуальных и личностных качеств человека, как и любое психическое явление имеет определенные формы проявления, которые можно изучать.

Духовность — это совокупность системно интегрированных особенностей когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которая обеспечивает человеку способность к психически личностного совершенствования и самосовершенствования. Иначе говоря, духовность, с одной стороны, является системно-интегрированной составляющей психики, с другой — синергетическим фактором взаимодействия различных психических сфер человека.

В конце ХХ — нач. XXI в. наблюдалось усиление внимания к феномену духовности со стороны отечественных психологов.

Так, плодотворную попытку объяснить психологические механизмы духовного развития личности совершил украинский психолог А. П. Колесник, проанализировав ведущие этапы этого процесса [.

Наш соотечественник, психолог М. Л.-А.

Чепа, рассматривая структурные уровни человеческого развития как подсистемы большой системы — психики человека как целостного образования обнаружил общие и особые функции структурных уровней, их иерархическую и координационную организацию. Он подчеркнул, что по своим сущностным характеристикам духовность является сложной системой нелинейного типа, а следовательно, должен изучаться средствами синергетики.

Формы проявления духовности

Прежде всего духовность проявляется в направлении интересов, склонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей.

Духовные ценностные ориентации рассматривают как сложную систему психических образований, которые направлены на процесс усвоения (восприятие, интериоризации, создания) духовных ценностей. В то же время это положительная установка личности на духовные поступки.

В условиях целенаправленного формирования духовные ценностные ориентации могут приобрести высшей формы — трансформироваться в духовные потребности, то есть систему мотивов активности человека, которая побуждает человека к различным видам духовной деятельности (познавательной, эстетической, коммуникативной).

В отличие от других видов деятельности, духовная определяется не прагматическими целями, а направлена ​​на удовлетворение бескорыстных духовных потребностей (в знаниях, общении, эстетическом удовольствии).

Специфичный формами проявления духовности есть духовные состояния и чувства — недостаточно исследованы традиционной психологией явления.

Поразительным фактом в человеческом чувственно-интеллектуальной опыте всегда были странные моменты внутреннего «инсайта», которые в некоторых философских кругах получили название «космическая» или «расширенная» сознание.

Чаще всего они возникают в процессе общения человека с лицом которую горячо любит или созерцание пейзажей природы, произведений искусства. В этот момент человек переживает бурный эмоциональный, чувство облегчения, свободы, всеобъемлющей любви ко всему миру.

В некоторых возникают ощущения, что его собственное «Я» расширился до границ Вселенной, некоторые осознает себя маленькой частицей этого бесконечного мира. Тогда стирается грань между живым и неживым в природе, человеком и животными, близкими и незнакомыми — все воспринимается как единое целое, неотъемлемой частью которого является тот, кто переживает духовное состояние.

Люди, которые имеют опыт духовных состояний, утверждают, что после пережитого их охватывали чувства любви ко всему живому, желание творить добро. Итак, духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств (совесть, вина, раскаяние, любовь, вера, надежда).

Специфической формой чувственного проявления духовности, по нашему мнению, является эмпатия, то есть способность человека к сочувствию другому лицу (существу), желание и умение понять и почувствовать его внутренний мир, понять ее ценность и неповторимость, стремление к бескорыстному удовлетворение его потребностей и интересов.

Системно-структурный анализ духовности как феномена психологии

В процессе теоретической разработки проблемы можно сделать вывод, что духовность как психологический феномен является творческой способностью человека к психической самореализации и самосовершенствования и имеет сложную структуру.

Для осуществления анализа составляющих духовности использовался системный подход, который предполагает рассмотрение объекта исследования (в нашем случае — духовности) как системы, то есть определенной обособленной множества элементов, находящихся во взаимодействии (Аверьянов А., Афанасьев В., Садовский В. ).

С позиций системного подхода по сложившейся классификации систем духовность можно отнести к разряду динамичных открытых систем.

Динамичность духовности проявляется в способности ее структурных компонентов к определенным изменениям, а значит к метаморфозам самой духовности, уровней ее развития.

Открытость духовности как системы заключается в возможности ее взаимодействия на разных уровнях с биологическим и социокультурным окружающей средой.

Понятие «система» тесно связано с понятием «структура», что означает построение системы, то есть определенное количество элементов и характер их взаимосвязи. Структурные элементы системы представляют собой тоже сложные системы. Для полного исследования сущности и особенностей развития духовности как системы можно исследовать ее структурные компоненты как подсистемы.

Потребностно-ценностный компонент. Включая духовные потребности и духовные ценностные ориентации. Под духовными потребностями понимается стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их создание в процессе духовных видов деятельности.

В индивидуальные ценности входят интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. «Общечеловеческие ценности» включают: человечность, добро, красоту, справедливость, знания.

Наличие ценностей является проявлением неравнодушия человека в отношении к окружающему, которая возникает из значимости различных сторон, аспектов окружающего мира для его жизни.

Личность начинает согласовывать и строить свои отношения с другими, направлять усилия на самосовершенствование в соответствии со своими ценностных ориентаций, собственных убеждений и взглядов, является проявлением ее духовных потребностей в самореализации и саморазвития.

Духовные ценностные ориентации рассматриваются как относительно устойчивая система направленности интересов, потребностей личности, которая нацелена на процесс интериоризации духовных ценностей. В то же время это положительная психическая установка на духовное тип поведения:

  • Поступков-поведенческий компонент, к которому относят духовной тип поведения, духовное саморазвитие и духовной поступок;
  • духовный тип поведения может проявляться в утверждении человеком в своей жизнедеятельности гуманистических и эстетических общечеловеческих идеалов, то есть ценностей, которые выступают как цель жизнетворчества;
  • духовное саморазвитие розглядается как процесс осуществления субъектом сознательного управления своей деятельностью и поведением в соответствии с духовных ценностных ориентаций, целью которого является психическое самосовершенствования и самореализации;
  • духовный поступок, это может быть бескорыстная действие, направленная на сохранение или поддержание существования людей, живых существ, предметов и объектов окружающей среды;
  • когнитивно-интеллектуальный компонент определяется такими особенностями интеллектуальной сферы как наблюдательность, любознательность, глубина, самостоятельность, критичность мышления;
  • волевой компонент духовности проявляется в таких качествах личности: целеустремленность, настойчивость, самообладание, саморегуляция, а также отличаются спецификой мотивов волевых действий, основанных на духовных потребностях, интересах;
  • чувственно-эмоциональный компонент духовности предполагает развитость эмоциональной сферы (способность к переживанию разнообразной гаммы эмоций и чувств, в том числе и экзистенциальных — совесть, вина, сомнение, любовь, вера, надежда, раскаяние — которые выполняют функцию глубинной связи человека с Вселенной, поддерживают константу личности и ее индивидуальную целостность), а также духовных состояний;
  • гуманистический компонент духовности проявляется в отношении человека к любой формы жизни как высшей ценности; уважении к внутреннему миру другого человека, который сочетается со способностью к сочувствию и реализуется через воплощение в отношения с этим человеком высоких духовных ценностей — добра, красоты, любви;
  • эстетический компонент духовности — отражает специфическое чувственно-эмоциональное и интеллектуально-когнитивное отношение человека к окружающей действительности, отражают ее стремление к красоте, гармонии, совершенства и оказывается в необходимости и способности воспринимать эстетические объекты, а также испытывать чувство эстетического удовлетворения.

Психологический смысл понятия «духовное развитие»

Развитие духовности, в нашем понимании, — процесс позитивных количественных и качественных изменений:

  1. в умственной сфере человека (ребенка) — от познания предметов и явлений на чувственном уровне — к осознанию их сущности и взаимосвязи.
  2. в чувственно-эмоциональной сфере — от простых эмоций — к способности сочувствовать и переживать духовные состояния и чувства;
  3. в моральной сфере — от эгоцентризма к гуманизму, альтруизма;
  4. в деятельно-волевой сфере — от непроизвольных действий — к целенаправленной саморегуляции, духовных поступков;
  5. в эстетическом мировосприятии — от созерцания эстетических объектов — к эстетической потребности и эстетической деятельности.

Исходя из главных постулатов гуманистической психологии, где личность исследуют как уникальную целостную систему, имеющую чисто человеческую возможность для самоактуализации, мы рассматриваем духовное развитие как динамику иерархии метамотивив и потребностей, с позиции которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует.

Существенным для осуществления духовного развития мы считаем формирование и реализацию таких высших потребностей человека: в познании мира, себя, смысла жизни; в признании и уважении собственной личности со стороны других лиц; в восприятии и создании красоты (то есть эстетическую) в добродетели и утверждении справедливости (т.е.

гуманистическую) в психическом и личностном совершенствованию.

Итак, психологическое содержание понятия «духовное развитие» можно определить как процесс реализации когнитивно-интеллектуального, чувственно-эмоционального, волевого, креативного потенциалов субъекта, осуществления прогрессивных качественных и количественных изменений в его ценностных ориентациях и поступках, результатом которого является достижение психической целостности и гармонии. Этот процесс может быть интерпретирован как разновидность творчества, поскольку он является индивидуальным путем познания человеком своей природы, открытие собственных возможностей и их реализации.

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/d/dukhovnost.html

Ссылка на основную публикацию