Дисграфия – виды, причины, коррекция, лечение, профилактика

Дисграфия у детей – причины, основные симптомы, методы лечения

В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.

При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?

Дисграфия – определение

Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать.

Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка.

При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.

Не стоит данное нарушение путать с аграфией, алексией, которые характеризуются полной неспособностью ребенка освоить навыки письма.

Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.

Основные причины

Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.

Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.

Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.

Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.

Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.

Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины.

Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны.

К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.

Проявления заболевания

Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).

Также ребенок:

  • пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
  • заменяет похожие слова по звучанию;
  • добавляет лишние буквы, слоги в слова;
  • искажает написание букв, например, пишет зеркально;
  • не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).

Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.

Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.

Диагностика

Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.

Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.

Диагностика расстройства включает:

  • изучение, анализ письменных работ;
  • исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.

По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.

При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.

Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.

Классификация

С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:

  1. Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
  2. Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
  3. Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
  4. Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
  5. Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.

Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.

Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.

Механизм дисграфии

Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие.

Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении.

Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.

Согласно современным представлениям, патогенез расстройства связан с несвоевременным формированием латерализации функций головного мозга. В норме данные процессы должны завершиться к началу обучения.

При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.

Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.

Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.

Коррекция и лечение

В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми.

Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом.

Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.

Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.

Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:

  • устранение нарушений произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматики;
  • развитие связной речи;
  • развитие других функций.

Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.

Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.

Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.

Особенности заболевания

Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.

Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.

К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.

О чем стоит помнить родителям

Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.

Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно.

Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память.

Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».

Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.

Предупреждение дисграфии

Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.

Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:

Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.

Отвечая на вопрос, что это такое дисграфия, можно утверждать, что это специфическое нарушение, которое поддается лечению. С ним можно и нужно работать!

Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/disgrafiya.html

Дисграфия

Медучреждения, в которые можно обратиться

Дисграфией называют частичное нарушение способности к письменной речи. Заболевание проявляется повторяющимися ошибками при письме, от которых можно избавиться, только пройдя специальный коррекционный курс лечения.

Читайте также:  Эритрофобия - что это такое, причины, лечение эритрофобии

Данная патология быть одним из симптомов афазии, алалии, недоразвития речи. Коррекция дисграфии заключается в проведении различных реабилитационных мероприятий, которые направлены на устранение дефектов речи и письма.

Виды дисграфии

Наиболее часто встречаются следующие формы заболевания:

  • акустическая дисграфия — проявляется тем, что у человека нарушен процесс распознавания звуков;
  • оптическая форма — проявляется пространственной и зрительной неразвитостью;
  • аграмматическая дисграфия — у пациента возникают проблемы с грамотным построением речи, и наблюдается недостаточное лексическое развитие;
  • артикуляционно-акустическая дисграфия — проявляется трудностями в произношении различных звуков, а также нарушением их восприятия на слух.

Следует отметить, что на практике редко встречается какой-либо из вышеперечисленных видов заболевания в чистом виде. В большинстве случаев дисграфические ошибки имеют смешанную форму, с преобладанием одного из видов.

Причины дисграфии

Точную этиологию данной патологии установить довольно сложно. На нарушение процесса письма могут повлиять самые разные факторы. Основным из них является неправильное формирование мозга. Также считается, что причиной заболевания может стать наследственная предрасположенность.

Кроме этого, довольно часто признаки болезни обнаруживают у детей, которые владеют двумя и более языками.

К нарушению письма могут привести некоторые соматические патологии, а также функциональные нарушения, которые вызывают задержку развития психики и речи ребенка.

Причиной дисграфии может стать недоразвитие или повреждение мозга. Это может случиться во время внутриутробного развития ребенка, при родах или после них.

https://www.youtube.com/watch?v=Lccu3F01R4Y

Данная патология может возникнуть под влиянием следующих причин:

  • асфиксия плода;
  • болезни матери во время беременности;
  • менингит;
  • инфекционные заболевания;
  • травмы головы, полученные при родах;
  • тяжелые соматические патологии, в результате которых нарушается работа нервной системы.

Помимо этого, существует ряд дополнительных факторов, которые могут вызвать проблемы с письменной речью у ребенка. К ним относят:

  • недостаток вербальных контактов;
  • знание ребенком двух и более языков;
  • раннее обучение чтению и письму при недостаточной психологической подготовке ребенка;
  • отсутствие контроля взрослых за тем, как разговаривает их ребенок.

Симптомы дисграфии

Основным признаком заболевания являются стойкие ошибки в написании слов, которые не связаны со знанием правил и норм языка.

К таким ошибкам относят:

  • замена букв, которые сходны по написанию;
  • замена звуков, имеющих схожее звучание;
  • слитное написание раздельных и раздельное написание слитных частей речи;
  • лишние слоги, перестановка и пропуск букв.
Дисграфические ошибки

Почерк у детей при данной патологии трудноразличимый, они пишут неуверенно и очень медленно. При артикуляторно-акустической форме заболевания грамматические ошибки обычно связаны с неправильным произношением слов.

При акустической форме заболевания произношение у ребенка не нарушено, но восприятие произносимых слов на слух недостаточно сформировано. При этой форме ребенок заменяет буквы, которые на слух воспринимаются похоже.

При аграмматической форме ребенок не может правильно изменять слова, неправильно строит предложения.

При оптической форме заболевания ребенок при написании текста смешивает или заменяет буквы, которые имеют схожее написание.

Помимо вышеперечисленных симптомов заболевание может проявляться снижением работоспособности, неврозами, гиперактивностью малыша, снижением памяти и внимания.

Диагностика дисграфии

Для постановки правильного диагноза может понадобиться совместная работа сразу нескольких докторов (логопеда, оториноларинголога, невролога).

Необходимо исключить вероятность наличия у пациента проблем со слухом и зрением, дифференцировать дисграфию от неграмотности ребенка.

Кроме этого, диагностика данного патологического состояния организма включает в себя:

  • анализ того, как пишет пациент;
  • изучение речи ребенка по специальной технологии.
Диагностика дисграфии

Если ребенок может писать, но делает это с большим количеством ошибок, то говорят о наличии у него дисграфии. Если пациент вообще не может освоить письменную речь, то ставится диагноз аграфия.

Так как письменная речь тесно связана с чтением, у ребенка с нарушением письма часто диагностируют сопутствующие заболевания — алексия, дислексия. Кроме этого, такие дети плохо и мало говорят, не могут строить сложные предложения.

Следует помнить, что дисграфия не пройдет сама по себе, ее необходимо лечить. Причем, чем раньше будет начата терапия, тем благоприятнее прогноз. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует, ребенок не может полноценно учиться и не овладевает предлагаемой школьной программой даже на базовом минимальном уровне.

Лечение дисграфии

Коррекция дисграфии у младших школьников комплексная. В лечении участвует логопед, который разрабатывает индивидуальный план занятий с ребенком, исходя из имеющихся у него проблем и психолог, который помогает малышу освоиться в школе и преодолеть связанные с болезнью сложности в общении со сверстниками.

Наиболее эффективными способами коррекции дисграфии являются:

  • проведение специальных занятий с логопедом, которые направлены на улучшение речи;
  • коррекция неправильного произношения звуков;
  • занятия, улучшающие мышление, внимание и память ребенка;
  • повышение словарного запаса;
  • специальные упражнения для исправления дисграфии;
  • развитие умственно-аналитической деятельности;
  • формирование правильной грамматики;
  • письменные упражнения, при помощи которых ребенок закрепляет полученные на занятиях навыки.

Помимо этого, для устранения дисграфии у детей может быть назначено реабилитационное (массаж, гидротерапия, физиотерапия) и терапевтическое лечение. Коррекция оптической дисграфии заключается в выполнении различных упражнений, которые были разработаны специалистами специально для решения подобных проблем.

Для улучшения восприятия ребенком цвета проводятся специальные занятия, во время которых он называет цвета на показываемых картинках, учится формировать их в группы по оттенкам или цветовому фону. Кроме этого специалист дает малышу задание закрасить различные картинки в конкретные цвета.

Лечение дисграфии

Преодоление дисграфии также заключается в выполнении специальных упражнений по распознаванию букв. Например, ребенку в игровой форме предлагается найти определенную букву, определить в каком слове допущена ошибка и так далее.

Для развития памяти ребенку предлагаются такие упражнения, как запоминание предметов либо картинок, их расположения и цвета. Для развития пространственной ориентации ребенку необходимо научиться ориентироваться в собственном теле (например, различать левую и правую сторону), на листе бумаги и в окружающем мире.

Огромную роль в успешном лечении заболевания играют родители ребенка. Именно они должны своевременно обнаружить у малыша задержку в развитии речи и обратиться к специалисту. Чем раньше будет сделан этот шаг, тем благоприятнее прогноз.

Лучше всего решить все проблемы до школы, иначе ребенку будет сложно учиться на равных со своими сверстниками, что может привести к возникновению целого ряда психологических проблем. Логопед разработает для малыша индивидуальную программу, по которой заниматься можно будет не только у него на сеансах, но и дома.

Если родители решают начинать бороться с проблемой, когда ребенку уже исполнилось 9-10 лет, то скорректировать письменную речь будет гораздо сложнее. Необходимо, чтобы ребенок осознавал свою проблему и хотел от нее избавиться. Не стоит давить на ребенка психологически.

Довольно часто ошибки при письме являются следствием того, что ребенок боится ошибиться или считает, что неспособен писать правильно и без ошибок. Избавить его от этого ложного ощущения могут только родители и грамотный психолог.

Профилактика дисграфии

Первичные профилактические мероприятия при дисграфии у детей направлены на предотвращение развития любых патологий у женщины во время беременности и родов, а также снижение родового травматизма. Кроме этого, необходимо на ранних этапах выявлять неврологические нарушения у малыша и проводить их своевременное лечение.

Вторичная профилактика заключается в своевременной диагностике проявлений дисграфии и проведении реабилитационных мероприятий, в которых должны участвовать родители малыша, педагоги, логопед, психолог.

Коррекцию грамматических ошибок необходимо начинать еще в раннем возрасте. Воспитатели в садике должны обращать внимание на то, как ребенок произносит слова, строит предложения и исправлять его речь.

В последние годы наблюдается тенденция к раннему изучению иностранных языков. Считается, что если ребенок начинает учить второй язык с трех лет, то учеба дается ему легче и он быстрее осваивает новый язык. Но у этого есть и обратная сторона. В результате обучения у ребенка могут развиться такие патологии, как дисграфия и дислексия.

Родители не должны повторять за ребенком неправильное произношение слов. Наоборот, нужно не лениться и каждый раз поправлять малыша, обращая его внимание на то, как правильно произносится то или иное слово. Это позволит в будущем избежать проблем с письменной речью.

Здоровья вам и вашим детям!

Источник: https://online-diagnos.ru/illness/d/disgrafiya

Акустическая и оптическая дисграфия у детей и взрослых: причины, виды, диагностика, лечение и профилактика

Когда у ребенка (взрослого человека) выявляются сложности (вплоть до отсутствия возможности ? аграфии) с овладеванием письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия.

Причины дисграфии у детей и взрослых

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с устной речью – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивая фразы.

Причины дисграфии у младших школьников бывают спровоцированы как медицинскими проблемами, так и обусловлены условиями, в которых осуществляется социальное, психологическое становление малыша. При этом могут присутствовать также:

  • ЗПР;
  • дизартрия (звуки выговариваются неверно из-за проблем со структурами организма, отвечающими за речь);
  • алалией (ребенок практически не разговаривает или говорит очень плохо и мало);
  • афазией (пропадает уже установившаяся речь);
  • дислалией (неверно выговариваются звуки, но нет структурных поражений) и пр.

Медицинские причины ? это повреждение мозга из-за:

  • сложной беременности (родов);
  • инфекций;
  • гипоксии и т.д.

Социальные и психологические условия:

  • вынужденность одномоментного овладевания рядом языков из-за семейных обстоятельств (как пример, билингвизм);
  • проблемы с речью у лиц в окружении малыша;
  • недостаток общения посредством разговорных навыков;
  • отсутствие настороженного отношения к особенностям речи малыша со стороны значимых взрослых;
  • начало обучения грамоте на фоне недостаточной готовности;
  • конституциональные черты;
  • наличие иных проблем (психических, речевых и т.п.).

У взрослых факторами, предрасполагающими к дисграфическим проблемам, служат в структурах мозга:

  • хирургические вмешательства;
  • опухолевые образования;
  • травмы;
  • инсульт и др.

Классификация и виды

Предложен целый ряд классификаций, основанных на причинно-следственных взаимодействиях. Наиболее распространено выделение 6-ти видов.

Оптическая

Довольно редко встречается сама по себе, но часто сопутствует иным формам. Для нее типичны:

  • проблемы с пространственным, зрительным мировосприятием;
  • слабая зрительная память;
  • проблемы с восприятием понятий величины, формы, цвета;
  • сложности с различением буквенных изображений.

Проявляется:

  • заменой (неправильным изображением) на письме похожих внешне букв (л-м, э-с и пр.).

Акустическая

Причиной патологии служат трудности дифференциации звуков, которые похожи по звучанию (проблемы с фонематическим слухом). Проявляется:

  • заменой букв, которые соответствуют парным звукам (ж-ш, д-т, е-и и пр.);
  • перестановкой и/или пропусками букв.

Аграмматическая

Несформированность умения правильно выстраивать речь ? причина данного типа. Проявления:

  • неправильное применение рода, предлогов, числа;
  • неверное упоминание окончаний падежей;
  • пропуски ряда членов в предложении;
  • неверный порядок слов;
  • нарушения взаимосвязей между предложениями, внутри одного.
Читайте также:  Эпилепсия у ребенка - симптомы, лечение, причины

Артикуляторно-акустическая

Патология вызвана неверным выговариванием звуков. Проявляется:

  • написанием, как самому пациенту «слышится», как он сам произносит.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Патология заметна в предложениях (при их делении на слова) и словах (проблемы со слогами/звуками). Проявления:

  • буквы/слоги меняются местами, пропускаются, добавляются лишние;
  • появляется склонность к неверному написанию слов слитно и/или раздельно;
  • появляется склонность к сливанию предлогов с иными словами;
  • появляется склонность к отделению корня от приставки.

Моторная или диспраксическая

Обуславливается двигательными проблемами во время письма, а также со связыванием зрительных отображений слов и звуков с моторными. Проявляется в виде структурных искажений, замен предложений и отдельных слов.

Представляем вашему вниманию видео, в котором рассказывается о причинах и признаках дисграфии:

Диагностика

Мероприятия подразумевают изначальное исключение физиологических факторов, слуховых и зрительных патологий и предполагают консультацию узких специалистов – невролога, окулиста, ЛОРа. Для выявления уровня сформированности речи пациент обязательно обследуется логопедом. Зачастую дисграфия и дислексия встречаются у ребенка одновременно.

При постановке диагноза важными моментами являются дифференцирование дисграфии с простым незнанием грамматических основ, а также определение типа патологии.

Проводятся обследования:

  • речевого, общего развития;
  • слуха, нервной системы, зрения, артикуляционного аппарата;
  • моторики (ручной, речевой);
  • по выявлению «главной» руки;
  • по оценке выговаривания звуков, способности к проведению звукового анализа;
  • специфических черт и объема словарного запаса, точности речевого построения;
  • аналитический разбор работ, которые пациент выполняет письменно;
  • на основе выполненных заданий на списывание, составление описаний, написание под диктовку, чтение и пр.

Лечение

Коррекция проводится с учетом механизма и типа нарушения. При наличии показаний назначаются медикаментозное и/или реабилитационное (физио- и гидротерапия, лечебная физкультура, массаж и пр.) лечение.

Коррекционная работа

Логопед оказывает пациенту помощь в:

  • восполнении пробелов при произнесении звуков;
  • формировании верной грамматически речи и обогащении словаря;
  • развитии связности речи;
  • развитии памяти, двигательной активности, пространственной ориентации, мыслительных процессов, восприятия на слух, способности к звуковому анализу/синтезу.

Сформированные в результате устойчивые навыки устной речи далее закрепляются посредством письменных упражнений.

Упражнения для устранения и коррекции дисграфии

Исходя из вида нарушения, логопед предлагает проведение ряда специфических упражнений. Однако имеются и примеры общего уровня, которые можно осуществлять своими силами в домашних условиях.

  • «Лабиринты». Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
  • «Пропущенные буквы» ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения ? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
  • Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
  • Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
  • «Корректурная правка» ? вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе ? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.

Подобные упражнения, в отрыве от занятий со специалистом, не способны разрешить проблему, но позволяют значительно увеличить результативность лечения дисграфии у младших школьников.

Профилактика

Профилактические мероприятия эффективны до начала освоения грамоты и включают:

  • устранение проблем устной речи;
  • стимуляцию своевременного развития представлений о пространстве, сенсорных функций, способности различать звуки/буквы на слух или зрительно;
  • выявление и лечение проблем медицинского характера.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/lechenie-disgrafii-u-detej.html

Методы коррекции дисграфии у детей

Дисграфия у детей характеризуется нарушением письменной деятельности. Основной причиной заболевания является дефицит психических функций, которые отвечают и контролируют навык письма. Особенностью отклонения является стойкое и типичное наличие ошибок при написании слов. Диагностика и коррекция дисграфии направлена на устранение имеющихся проблем.

Что такое дисграфия

Дисграфией называют состояние, которые характеризуется расстройством навыков письма. Исследования показывают: проблема встречается у 53% детей вторых классов, что свидетельствует о недостаточном фонетико-фонематическом развитии, а также об общем недоразвитии речи малыша.

У школьников с дисграфией возникают проблемы при выполнении упражнений, которые требуют скоординированных действий глаз и руки. Дети с плохим почерком не уделяют внимание орфографии и пунктуации. Дисграфия у ребенка сказывается и на основных когнитивных процессах: контроль, самооценка, самосовершенствование.

Обычно нарушение навыков письма сочетается с нарушением расстройствами чтения и математических вычислений. Врачи связывают это с патологий языкового и нейропсихологического развития.

Причины дисграфии

Патологию вызывает ряд нарушений:

  1. Недоразвитие устной речи во всех категориях. Малыш при этом плохо произносит звуки, отсутствует связная речь, грамматика, фонетика и лексика речи нарушены.
  2. Болезни мозга, патологии, связаны с травмами при рождении или после появления малыша на свет. Часто причиной дисграфии становится истощение ЦНС.
  3. Нарушения в социально-психологической сфере. К примеру, когда в семье родители разговаривают на разных языках и с ребенком мало общаются, у него возникает дефицит разговорного общения.
  4. Наследственная предрасположенность, задержка психического развития.
  5. Травмы черепа, поражения головного мозга. Эти причины также часто провоцируют отклонение и у взрослых людей.

Как развивается патология

Отклонение возникает при:

  • несвоевременном становлении ведущего полушария головного мозга, который ответственен за способности речи. Если развитие малыша проходит нормально, процесс формирования письма завершается до начала дошкольного обучения;
  • нарушениях познавательной сферы;
  • нарушениях развития зрительного анализа и синтеза;
  • нарушениях фонематических процессов и лексико-грамматической стороной речи.

 Классификация дисграфии

Выделяют пять видов дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая. Ошибки на письме возникают из-за неправильного произношения. Коррекция этого вида отклонения проводится путем устранения фонетико-фонематического речевого развития.
  2. Акустическая. При этом виде отклонения произношение развито правильно, в то время как фонематическое восприятие нарушено. На письме отмечаются ошибки, при которых неизвестные буквы ребенок меняет похожими.
  3. Аграмматическая. Для аграмматической дисграфии характерно неумение склонять слова в предложении.
  4. Оптическая. При этом виде отклонения ребенок путает визуально похожие символы. Оптическая дисграфия исправляется путем выполнения упражнений для коррекции под наблюдением логопеда, врача-невропатолога.
  5. Дисграфия, которая появилась на фоне несформированности языкового анализа и синтеза. Отклонение, при котором ребенок не способен делить слова на предлоги, а сами предложения на отдельные слова.

Диагностика

Целью диагностики патологии является дифференцирование отклонения от безграмотности ребенка. Обследование проходит в несколько этапов, включая:

  • анализ письма;
  • оценку развития речи;
  • обследование нервной системы, органов слуха и зрения;
  • анализ моторики;
  • чтение текста вслух;
  • описание сюжетной линии по рисунку.

Коррекция дисграфии

Так как устранить дисграфию у детей в школе практически невозможно, родителям нужно обратиться за помощью к логопедам. Методики по коррекции дисграфии подбираются на основе вида отклонения. Целями корректировки являются:

  1. Устранение всех дефектов, которые наблюдаются при произношении звуков у ребенка.
  2. Повышение словарного запаса малыша.
  3. Развитие грамматики.
  4. Обучение ребенка связной речи.
  5. Развитие у малыша аналитического развития.

Программа занятий по устранению дисграфии должна включать:

  1. Составление правильной модели слова. Задача упражнения заключается в демонстрации картинки со схемой слова. Малыш при просмотре картинки должен назвать нарисованный предмет, после чего вслух произнести звуки, которые есть в слове, по порядку.
  2. Способ Эббигауза заключается в необходимости вставить  в слова буквы, которых не хватает.
  3. Анализ букв и звуков в словах. Суть метода заключается в том, что ребенку предоставляют карточку с изображением предмета. Малышу нужно назвать, что это за предмет, после чего написать слово. Дальше ставится ударение, делится слово по слогам, затем произносится вслух и подчеркивается каждый звук определенным цветом. Ребенку необходимо сравнить количество звуков с количеством букв в слове.
  4. Исправление ошибок. Ребенку выдаются слова с ошибками. Малыш читает слова и находит ошибку, после чего исправляет их.

Существует также ряд упражнений, игровых технологий, которые используют и в профилактике смешанных форм дисграфии.

  1. Базовое задание «Пишем вслух» помогает устранить дисграфию. Заменить это упражнений ничем нельзя. Принцип заключается в проговаривании написанного текста вслух. При этом необходимо выделять слабые места, не торопиться, проговаривая каждую букву. С помощью этого упражнения удается повысить грамотность, устранить акустическую дисграфию.
  2. «Корректор». Для этого упражнения необходимо выбрать самую скучную книгу, в которой буквы большие. Задача малыша – найти самые легкие гласные (вначале) буквы, зачеркнуть их в каждом слове, после этого найти согласные буквы, и также зачеркнуть их. На основе этого упражнения происходит коррекция оптической дисграфии.
  3. «Найти и объяснить». Для этого задания необходимо взять несколько диктантов, которые писал ребенок. Из каждого выбрать по пять предложений. В каждом предложении малышу нужно назвать и объяснить запятые, которые он поставил (почему в том месте) и сложные слова (почему написал именно таким образом). Если у малыша не хватает знаний, педагог обязан подтолкнуть его к правильному ответу или понятным языком объяснить ему правила грамматики.
  4. «Лабиринт» – упражнение заключается в том, что ребенок пальчиком проводит по нарисованному лабиринту, ищет выход или правильный путь к дому, школе и т. п.

Методики коррекции отклонения разнообразны и подбираются в зависимости от формы патологии. Лечение дисграфии при правильной корректировке имеет благоприятный прогноз. Важно поддерживать малыша, хвалить его даже за самые незначительные достижения.

Рекомендации родителям

Дети с нарушением навыков письма не могут понять, почему они не такие, как все. Их называют отсталыми, медлительными, безграмотными. Такие ежедневные испытания могут послужить причиной замкнутости, а иногда и агрессии.

Если ребенка не поддерживают учителя и родители, он не захочет в дальнейшем учиться, станет притворяться, будет избегать общения, тем самым ограничит себя в радостях.

Такие дети сталкиваются с внутренними психологическими переживаниями, у них низкая самооценка, часто возникает депрессия.

Стоит отметить, что дисграфия у ребенка часто сочетается с гиперактивностью, дефицитом внимания или другими поведенческими расстройствами.

Сочетание таких проблем можно объяснить индивидуальной защитной реакций в ответ на агрессивное окружение.

Американские психотерапевты выяснили, что 25% с нарушением школьных навыков, в том числе и дисграфией, имеют задержку интеллектуального развития или нарушения в социальных контактах.

Вывод

Профилактика дисграфии заключается в постоянном наблюдении и общении с малышом. Обычно малыши трехлетнего возраста быстро и легко усваивают новую информацию, поэтому родители постепенно начинают изучать с ними иностранный язык. В этом случае важно исправлять произношение малыша, чтобы слова выговаривались четко и правильно.

Можно также отметить, что люди с дисграфией при адекватном доброжелательном отношении родителей и учителей вполне могут компенсировать свой недостаток.

Многие добиваются успеха в областях, не связанных с правильным написанием слов (танцы, спорт). Родители должны быть уверены, что у их ребенка есть свои сильные стороны, поэтому надо всячески развивать их.

Читайте также:  Как справиться со стрессом самостоятельно - советы психолога

Это станет залогом полноценной счастливой жизни.

(1

Источник: https://golmozg.ru/deti/korrekciya-disgrafii.html

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример.

Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение».

У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок.

Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками.

Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии.

Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга.

Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте.

Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление.

Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией.

Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений.

Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога.

Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии.

Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.

Источник: http://zdorrov.com/bolezni/disgrafiya-u-shkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию