Агглютинация в психологии, примеры

Агглютинация

Агглютинация — это в психологии важнейший инструмент оценки состояния личности и ее виденье окружающей реальности. Явление агглютинации очень распространено в человеческой натуре и в целом в мире.

Иногда наблюдается у больных шизофренией или обнаруживается у людей, страдающих расстройствами речевых функций.

Термин агглютинация описывает явление, что представляет собой сплавление в единое целое разных элементов (слов, мыслей, образов).

Агглютинация в психологии это воображение, которое создается путем комбинирования объектов, имеющихся в реальности. Это особый вид соединения или вернее слияния, в котором соединяются абсолютно несоединяемые в объективной реальности характеристики и черты.

Воображение человека – это по своей сути диалог, который личность ведет с различными частями своего «я». Стимуляторами являются различные мотивы жизненной необходимости.

Стимуляция самого воображения совершается за счет психических действий человека, которые представляют собой формирование образов.

Агглютинация в психологии — примеры представлены в сказочных образах: кентавры (соединение черт человека с характеристиками коня), сфинксы (черты человеческого лика сливаются с характеристиками льва), русалки (присоединение к туловищу красивой женщины рыбьего хвоста), также другие разнообразные мифологические образы.

Все эти образы появились благодаря богатому человеческому воображению. Так, этот самый образ кентавра, скорее всего, сформировался в условиях при плохой видимости прыгающего на лошади человека, поэтому он мерещился, как некое фантастическое животное.

Так же образ человека с крыльями возник, по-видимому, сознательно, ведь он символизирует саму идею передвижения человека по воздуху, сформирован в таком чувственном образе.

Явление агглютинация это процесс, который имеет отношение к психологии, встречается в медицине и лингвистике.

Процесс агглютинация в лингвистике означает слияние разных слов в одно, с сокращением морфологической структуры, сохраняя первоначальный смысл. То есть агглютинация в лингвистике – это процесс, в котором разные морфологические элементы языка объединяются в целое, создавая слова.

Агглютинация в психологии

Некоторые ученые полагают, что агглютинация является единым приемом, что формирует деятельность воображения человека.

Согласно данной теории сама агглютинация сводится к новым перегруппировкам различных компонентов. Для употребления этого приема человеку необходимо располагать определенным опытом.

Только наличие соответствующего опыта поможет использовать агглютинацию, как метод создания образов.

Агглютинация в психологии это воображение, которое создалось вследствие комбинирования различных приемов интеллектуальных операций и является довольно распространенным способом для изменения реальности. Ее используют, как способ творческой деятельности, в науке, техническом изобретательстве.

Агглютинация это не случайный процесс, а целенаправленный подбор прежде продуманных черт и характеристик. Этот подбор творец осуществляет вполне осознанно, руководствуясь идеей, замыслом, композицией произведения.

Часто тенденция, определяющая сочетание компонентов человеческого воображения, работает неосознанно, однако всегда есть в мотивах, что непосредственно определяет воображение человека.

Чем огромнее, богаче опыт индивидуальной жизни человека, тем воображение этого индивида будет также богаче.

Однако признание факта, что человеческое воображение зависит от опыта человека не должно восприниматься, как способ, определяющий перемещение и комбинирование разных элементов. Подобный подход считается ошибочным среди многих психологов.

В этом подходе агглютинация воспринимается, как исключительно механическое явление, что приводит к перегруппировке неизменных уже имеющихся признаков.

Восприятие индивидом действительности не содержит в понимании компоненты, которые всегда неизменны. Все объекты реальности, которые используются человеком в воображении, подвергаются изменениям, поэтому непостоянны, а эти изменения разнообразны и многолики.

В психологии явление агглютинации является механизмом, который поможет подчинить воображение определенной тенденции, которая будет определять весь ряд комбинируемых признаков, элементов и будет придавать им смысл.

Творческое преобразование процессов и предметов действительности подчиняется в воображении собственным правилам и осуществляется соответственно к определенным методам. Новые представления возникают благодаря анализу-синтезу информации, они создаются на основе того, что было уже закреплено сознанием.

Все процессы воображения находятся в мыслительном разложении базовых представлений на составляющие части (процесс анализа) с дальнейшим их объединением в сочетания (процесс синтеза).

Агглютинация в психологии это воображение, которое сформировалось, путем слияния отдельных частей образов, какие возникают в мыслях человека или уже имеются в нём. Кроме этого данное воображение в психологии встречается еще в психотерапевтическом направлении. Оно позволяет выявить имеющиеся психические патологии.

Агглютинация в психологии примеры: если человек в своей одной мысли пытается сочетать одновременно несколько понятий или осуществляет слияние разных слов, их частей, что свидетельствует о шизофрении, поскольку здоровый человек совсем по-другому строит свои суждения.

В лексике людей больных шизофренией наблюдается множество неологизмов. Человеку удается придумать новые, несуществующие слова или наделить старые понятия новыми значениями.

Агглютинация у больного приводит нарушению процесса восприятия внешней действительности и собственного «Я».

Часто такие личности не могут отличить самих себя от остальных или даже не отличают, где заканчивается грань их личности и начинается какая-то вещь или предмет.

Психоанализ также использует термин «агглютинация» и понимает под ней форму синтеза образов воображения, что заключается в слиянии нескольких разных не соединяемых в обыденной жизни свойств, качеств, частей фигур в один целостный образ, что выражается в сновидениях, психопатологических переживаниях, художественном творчестве.

Причины агглютинации

Чтобы понять, что такое понятие агглютинация, необходимо узнать, какие причины её возникновения. Процесс агглютинации в воображении имеет не случайный характер. Слиянию различных компонентов в единый цельный образ способствует возникновение идеи, мотива, которые иногда существуют также в подсознании.

Весь процесс базируется на опыте человека. Чем более разнообразным и широким будет опыт, тем более богатым будет воображение.

Также стоит понимать разницу между механическим прорабатыванием ранее известных элементов и созданием цельного жизнеспособного и нового образа.

То есть те образы, какие человек использует в собственном воображении, вмещаясь в границы нового облика, несколько изменяют свой вид, обобщаясь в целое единое образование.

Процессы, находящиеся в основании агглютинации, довольно разнообразны, их также можно распределить на группы. Первую группу составляют процессы, что связанны с недостатком критичности, или нехваткой аналитичностью восприятия. Вторая группа состоит из произвольных процессов, имеющих связь с мыслительными обобщениями, контролируемых сознательно.

Агглютинация является способом творческого воображения, посредством которого можно создавать новые образы. Здесь понятие «новый» имеет двойное значение. Новый образ, новое представление могут быть, объективными, или субъективными.

В объективном представлении эта идеи еще вовсе нет, ни в каком из миров. Это очень оригинальный образ. Также новизна может быть очевидной лишь конкретному человеку, если образ субъективный.

Выходит, что субъективно новый образ может полностью открыться только своему автору.

Агглютинация не просто метод образования художественных образов в литературных произведениях, это также возможность воплотить абсолютно новые замыслы в технике и науке. Творческое воображение изобретателя позволяет ему мысленно соединить в одно целостное разнообразные совершенно детали и позже применять это практически, двигая прогресс, совершая для этого открытия.

Источник: http://psihomed.com/agglyutinatsiya/

Агглютинации в психологии – определение и примеры

Воображение – явление, которое невозможно пощупать, однако оно помогает создавать новое и ранее невиданное.

Агглютинация относится к результату человеческого воображения, которое рассматривается в психологии для познания личности человека.

Примеры также можно наблюдать в гематологии, где под агглютинацией понимается свойство отдельных клеток крови объединяться, чего им в обычном состоянии не свойственно.

Интернет-журнал psytheater.com определяет человека как сложное существо, поскольку ему присущи мыслительные процессы. Интеллектуальные способности в различных своих проявлениях позволяют человеку быть интересным существом, способным создавать нечто новое и уникальное.

Вы когда-нибудь задумывались над такими простыми вопросами?

  • Как было придумано колесо?
  • Как был придуман первый летательный аппарат?
  • По какому принципу создавались первые автомобили?

Все, что не является результатом создания самой природой, является следствием воображения человека. Это человек создал колесо, автомобиль, самолет, мотоцикл и прочие гаджеты, вещи, которыми на сегодняшний день пользуется. Но возникает вопрос, а с чего начиналось создание данных предметов. С воображения человека. И здесь проявляется процесс агглютинации, о котором поговорим в данной статье.

Что такое агглютинация?

Агглютинация в прямом своем значении подразумевает сплавление отдельных элементов в единое целое. Обычно речь идет об элементах, которые между собой не объединяются. Это могут быть слова, образы, мысли и пр.

Так, благодаря агглютинации, были придуманы такие сказочные существа, как русалки, кентавры и пр.

Человеческое воображение объединило животных, рыб, птиц с человеческими телами, из-за чего получило таких сказочных персонажей.

Психология активно изучает агглютинацию, поскольку она подразумевает мыслительный процесс каждого индивида. Агглютинация присуща всем людям. Чаще всего ее наблюдают у людей с различными психическими расстройствами, в частности, у шизофреников.

Однако следует понимать, что агглютинация не означает больное воображение. Благодаря совмещению отдельных элементов из разных областей получается нечто новое. Так и были созданы все те предметы, которыми на сегодняшний день пользуется человек.

Психология обращается к агглютинации как к способу познания внутреннего мира отдельного человека. Его воображение направлено в конкретное русло. Если психолог обладает большим опытом работы с нереальным миром людей, тогда он может понять натуру каждого клиента.

Можно назвать своеобразной агглютинацией набор личностных черт в одном человеке, которые обычно не привычны в своем комплекте. Это может происходить под влиянием самой личности, которая занимается самосовершенствованием или изменением себя.

Внешние обстоятельства могут создать личность, которая будет похожа на других индивидов, которые тоже сталкивались с подобными ситуациями. Однако у каждой личности есть выбор, как реагировать, каким быть, какие качества проявлять. Именно в такой ситуации человек становится уникальным.

В нем обнаруживается такой набор качеств, который можно считать несовместимым, однако эти черты идеально вписываются в образ одного человека.

Психология воспринимает воображение как диалог человека с самим собой. Внутри человека живет много личностей:

  1. Дочка/сын, муж/жена, работник, друг/подруга и т. д.
  2. Идеальное «Я», желаемое «Я» и реальное «Я».
  3. Убеждения, мировоззрение, мысли, общественное мнение, правила и законы.

Все в человеке должно сочетаться настолько, чтобы оно могло помогать ему существовать в мире людей. Однако нередко человек сталкивается с противоречиями отдельных частей своего внутреннего «Я» или несовпадения внешнего с внутренним. Тогда возникает диалог.

Человек с собой договаривается, рассуждает, обдумывает с разных сторон, фантазирует, представляет и т. д. В результате мыслительного процесса, в котором может участвовать опыт, знания, воображение, нереальные представления, появляется нечто новое.

Либо человек пользуется тем, что уже известно и реально, то есть прибегает к имеющемуся опыту, либо начинает комбинировать отдельные части уже известного и реального, чтобы создать нечто новое.

Таким образом происходит поиск решения проблемы, когда уже предложенные варианты человека не устраивают. К примеру, предполагается, что человек будет выбирать между «или»-«или», а индивид решает все совместить – сделать «и»-«и».

Агглютинация считается сложным явлением для изучения в психологии, поскольку не имеет явных внешних проявлений. Можно услышать или увидеть только результат. Но сам процесс не виден.

Агглютинация используется также в медицине и лингвистике.

  • В лингвистике под агглютинацией понимается слияние слов с изменением их морфологической структуры, но сохранением смысла. Таким образом создается новое слово.
  • В медицине понимается под агглютинацией объединение клеток в новую клетку.
Читайте также:  Эпилептический приступ - симптомы, причины, лечение

перейти наверх

Агглютинации в психологии

В психологии агглютинация воспринимается как автоматическое свойство воображения создавать новые образы из имеющегося опыта. Для агглютинации нужны знания и опыт. Человек все это нарабатывает и получает в процессе своей жизни.

Только агглютинация не считается сознательным процессом, при котором человек специально обращается к своему опыту, а скорее бессознательным процессом, когда уже имеющиеся знания используются для комбинации между собой и создания нового объекта.

Воображение зависит от богатства опыта, которым обладает человек. Чем больше индивид знает, видел, с разнообразным сталкивался, тем богаче его фантазия, которая способна выдавать различные идеи.

Конечно, процессом агглютинации человек может заниматься сознательно, то есть целенаправленно о чем-то думать и придумывать новое. Однако это требует времени и усилий. Обычно агглютинация происходит спонтанно, неосознанно.

Нередко ее можно наблюдать во сне.

Именно в мире сновидений человек сталкивается с явлениями, которые просто невозможны в реальном мире:

  1. Человек может летать во сне без каких-либо приспособлений.
  2. Дома во сне могут быть низкими, а количество этажей внутри домов достигать высотных зданий.
  3. Только во сне лифты могут ездить по диагонали.
  4. Также человеку могут сниться существа, которые напоминают реальных, однако совмещают в себе сразу несколько разновидностей животных и птиц.

Все окружающие предметы реальности не могут быть неизменными. Благодаря воображению человека каждый предмет может быть изменным, преобразовываться, обретать новые признаки.

Конечно, воображение должно учитывать некоторые правила и законы существования реального мира, чтобы из имеющегося предмета сделать новую вещь, которую можно будет воплотить в реальности.

Однако иногда это становится невозможным, поэтому человек просто оставляет некий образ внутри своего ума и периодически к нему возвращается с сожалением о том, что не может его воплотить.

Примером агглютинации может стать создание новых сказочных героев, новой идеи, которая никогда не реализовывалась людьми, сочинение нового понятия, которое имеет реальные проявления в мире.

Если обратиться к агглютинации, которая проявляется у больных людей, тогда она носит фантастический или сказочный характер. При этом человек не может отличить, где реальность, а где вымысел.

Человек не может даже понять, где начинается мир, а где – он сам.

перейти наверх

Причины агглютинации

Агглютинация не носит случайного характера, однако причинами ее появления являются мотивы и идеи, которые возникают из подсознания. В процессе агглютинации участвует опыт человека, который должен быть широким и богатым, чтобы позволить использовать множество различных компонентов для построения чего-то нового.

Сам процесс делят на две группы:

  1. Компоненты не подвергаются критике и аналитическому процессу. Человек просто их использует, какими бы они ни были.
  2. Компоненты, влияющие на мыслительное обобщение, что позволяет построить целый образ.

Сознание человека не относится к миру как к неизменному. Любой элемент, который есть в реальности, можно подвергнуть обработке, использовать в других назначениях, не только в тех, которые предлагаются. В связи с этим человек начинает использовать окружающие предметы в создании чего-то нового, что позволит улучшить свою жизнь.

Воображение является творческим процессом, у которого есть определенные мотивы и желания. Человек обращается лишь к тому, что ему известно, для создания чего-то нового.

Здесь используется прием комбинирования, когда различные объекты объединяются, отмечаются отдельные их части, остаются лишь важные и значимые составляющие. По такому принципу создаются новые виды животных и растений, когда селектируются виды, которые в реальных условиях никогда не будут объединяться.

Путем научного и искусственного выведения получается нечто новое, что должно дополнить разновидность, придать жизни и миру больше красок.

перейти наверх

Итог

Воображение, или фантазия, — мыслительный процесс, который происходит как под руководством человека, так и без его участия.

Воображение – это творческий процесс, который предполагает создание того, чего еще мир не видел или не знаком. Обычно новые идеи и образы не вводятся в реальную жизнь, поскольку они не согласованы с природными законами.

Однако если человек способен свою идею реализовать, приспособив к реальным условиям, тогда новая мысль становится новшеством.

Все это позволяет человеку экспериментировать, делать мир разнообразным. Все это позволяет человеку почувствовать себя Богом.

Однако не все так однозначно, ведь иногда агглютинация является следствием психического нарушения в процессах мышления или восприятия окружающего мира.

В таком случае речь уже идет о лечении человека, чтобы избавить его от галлюцинаций, которые он считает реальными и значимыми в своей жизни. Здесь без помощи специалиста не обойтись.

Источник: http://PsyTheater.com/agglutinacii-v-psihologii-primery.html

Агглютинация в психологии

Понятие агглютинации встречается не только в гематологии. Реакция агглютинации — склеивание частичек крови под воздействием внешних воздействий, которые в повседневной жизни сами по себе не склеиваются. Данное явление довольно распространено в природе в целом и в человеческой природе в частности.

Воображение обладает активной внутренней природой. Стимуляторами этого процесса человека являются жизненная необходимость и различные мотивы. Осуществление стимуляции воображения происходит при помощи использования человеком психических действий, которые именуются созданием образов. К таким приемам и относится агглютинация.

Что касается агглютинации в психологии, или второе название комбинирование — прием, при котором происходит создание воображаемого образа при помощи объединения от исходных существующих в реальности объектов или их элементов в единое целое. Путем применения комбинирования созданы большинство сказочных образов, среди которых русалки, избушки на курьих ножках, кентавры и т.п.

Агглютинация в психологии: понятие, причины

Агглютинация в психологии представляет собой понятие характеризующееся явлением сплавления в единое целое различных мыслей, слов или их частей.

Это явление наблюдается при выявлении у человека шизофрении или же при выявлении очаговых корковых нарушениях функций речи.

Преобразование реальных объектов и самой реальности в воображении не является произвольным изменением, этот процесс имеет определенные пути, отображающиеся в способах, используемых при осуществлении преобразования.

Один из приемов — комбинирование, оно является достаточно распространенным приемом изменения человеческим воображением реальности. Он применим в научной деятельности, худтворчестве, техизобретательстве.

Например, Л.Н. Толстой не скрывал что при создании образа Н. Ростовой — героини романа «Война и мир», одни элементы черт героини он взял от жены, а иные у родной сестры жены.

Смешав их, и создав единое целое, он получил образ героини романа.

Агглютинация не представляет собой случайный выбор, а является подбором целенаправленным заранее продуманных черт. Писатель осуществляет его осознанно, при этом им руководит идея, замысел или композиция произведения.

Иногда тенденция, которая определяет и регулирует новые сочетания элементов человеческого воображения, начинает работать неосознанно, но всегда присутствует и заключена в мотивах, которые определяют непосредственно воображение человека.

Сторонники атомистической концепции склоняются к тому, что комбинирование является единственным приемом, который преобразует деятельность человеческого воображения. Согласно этой концепции само комбинирование сведено к лишь новым сочетаниям и перегруппировкам элементов.

Несомненным является тот факт, что для использования такого приема как агглютинация человеческим воображением ему требуется определенный опыт.

Именно наличие опыта является той стартовой площадкой, которая позволяет использовать комбинирование в качестве приема для создания образов.

По этой причине можно утверждать, что чем богаче жизненный опыт, тем богаче человеческое воображение этого индивидуума.

Но признание такой зависимости человеческого воображения от наличия опыта не должно приводить к тому, что комбинирование признается только, как прием, определяющий только перемещение и перегруппировки различных элементов. Такой подход большим количеством психологов считается ошибочным.

При таком подходе агглютинация в психологии воспринимается как чисто механическое явление, приводящее к процессу перегруппировки уже известных и неизменных признаков.

Дело в том, что восприятие человеком действительности не заключается в понимании неизменных агрегатов. Все элементы реальности, которыми пользуется человеческое воображение, подвержены изменению и непостоянству и эти изменения являются многоликими и разнообразными.

Агглютинация в психологии является лишь тем механизмом, который позволяет подчинить воображение какой-то тенденции, которая определяет весь спектр комбинируемых признаков и придает им смысл.

Источник: http://hematologiya.ru/world-news/agglyutinaciya-v-psikhologii.htm

Что такое агглютинация в психологии

В настоящее время понятие «агглютинация» довольно часто встречается в мире, и каждый человек ежедневно сталкивается с ним. Многие, возможно, не понимают значения данного слова. Это не беда. Сейчас будем разбираться.

Что это за явление

Агглютинация в психологии представляет собой самый важный предмет оценки личностного самочувствия и то, как определенный человек или группа людей видят реальный мир. Редко, но все же это явление можно найти у людей, страдающих шизофренией, и у людей с расстройством речи. Так что такое агглютинация на самом деле?

Рекомендуем: Как найти свой талант?

Сейчас под термином «агглютинирование» принято понимать не что иное, как воображение. В этом воображении чаще всего соединяются несколько предметов, которые окружают человека в его настоящей жизни. Этот особенный тип объединения вроде бы не объединяемых в реальности вещей все чаще встречается в настоящее время.

В литературе можно найти многочисленные яркие примеры агглютинации. Так, всем известный мифологический персонаж кентавр является неким объединением некоторых характеристик человека и коня.

Другие примеры – сфинкс и русалка. Все эти образы являются результатом агглютинации.

Как можно догадаться, если бы у человека не было такой богатой фантазии, вряд ли появились бы все эти герои и данное понятие тоже.

В настоящее время агглютинирование рассматривается и как процесс. Этот процесс вызывает интерес исследователей в различных областях психологии, медицины и лингвистики.

Существует точка зрения, что данное явление представляет собой определенный прием, с помощью которого происходит становление воображения у человека. Следовательно, агглютинирование связано с разнообразными комбинациями и перестановками компонентов реальных вещей в наших фантазиях.

Рекомендуем: Что такое конфабуляция?

Довольно распространённый способ использования данного явления – это применение его в творческой деятельности или научных исследованиях. Рассматриваемое явление не носит случайного характера, это всегда целенаправленный процесс. Как показывает практика, если у человека большой жизненный опыт, то и придумывать новые образы ему легче – следовательно, его фантазия будет богаче, чем у других.

Почему возникает агглютинация

Для того чтобы лучше разобраться в данном феномене, нужно узнать, почему он возникает. Как уже говорилось, агглютинация – явление не случайное. Вот несколько причин его возникновения:

1. Помогает возникнуть идее, образу. Очень часто бывают такие моменты, когда мы чего-то хотим, но вот чего именно, определиться не можем. В таких случаях нас может выручить именно агглютинация – с ее помощью мы можем придумать образ чего-то нового.

2. Тренирует наше воображение. Как было отмечено ранее, для того чтобы воображение было богатым, человеку необходимо иметь определенный опыт. Получить такой опыт можно, тренируя свою фантазию.

3. Помогает лучше понять своё нутро. Как известно, чаще всего воображение отражает наши мысли из подсознания. Есть люди, которые считают, что на самом деле человек владеет всей информацией мира, просто он не умеет этой информацией пользоваться – точнее, извлекать ее из своего подсознания. А наше воображение, считают такие люди, показывает нам именно ту самую общемировую информацию.

Рекомендуем: Симптомы гипомании

Читайте также:  Флегматик - характеристика женщины, мужчины, ребенка

К настоящему времени ученые предложили много различных точек зрения на данное явление. Как уже отмечалось, чем богаче опыт человека, тем выше вероятность, что у него очень богатое воображение.

Но довольно редко бывает, чтобы богатое воображение напрямую зависело от нашего опыта, нажитого за всю жизнь.

Воображение является одним из методов комбинирования неких образов из реальности для получения новой идеи либо некоего абсолютно нового образа.

Многие психологи считают данный метод ложным. В данном случае отмечается механический характер агглютинации. То есть человек не придумывает что-то новое, а на основе уже имеющихся предметов «создает» образ. Некоторые специалисты относят это, скорее, к творческой деятельности, нежели к агглютинации.

Также данное явление в психологии можно понимать как некий механизм, который способствует тому, что наша фантазия подстраивается под определенную тенденцию. Как известно, тенденции в мире меняются постоянно, и человеку нужно уметь подстраиваться под трансформирующуюся реальность мира. Многие знают, что когда меняются мысли, меняются и процессы, связанные с воображением.

Возможно, кто-то встречался с таким понятием, как ложная агглютинация. Понимая, что такое агглютинации, почему она появляется и для чего нужна, можно задаться вопросом: «А как она может быть ложной?» На самом деле все предельно просто. Иногда человек в процессе комбинирования некой новой идеи может придумать что-то такое, что уже давно – ну, или недавно – придумано другими людьми.

Если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что агглютинация в психологии является неким механизмом, который тесно связан с внутренним миром человека. Данное явление способствует развитию воображения, помогает лучше узнать, чего хочет человек и на что он способен.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/agglyutinaciya.html

Vikent – Комбинирование, агглютинация, акцентуирование, типизация – техники воображения по С.Л. Рубинштейну

«Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным её изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приёмах преобразования.

Одним из таких приёмов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространённый способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве.

Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие – у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи.

Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и её сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестёр. Только в результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи.

Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация,которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев.

Примером агглютинации может служить и приведённая на рисунке аллегорическая фигура. Комментируя свою композицию, Леонардо да Винчи поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого; делаются они с повернутыми спинами, так как они противоположны друг с другом…».

Из этих слов художника отчётливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется определённой тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определённой идеей, замыслом, общей композицией.

Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения.

Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте.

Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека,  тем – при прочих равных условиях – богаче будет и его воображение.

Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространённой и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или (перегруппировке элементов.

Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и её значимость падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических агрегатов неизменных элементов.

Все его образования могут подлежать преобразованию, которое производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают комбинирование как один из приемов, но никак не сводятся к нему.

В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идёт о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл. Другим приёмом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик.

Акцентуирование – это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций.

Этим приёмом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой.

При этом  акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности.

Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладёт Илью Муромца себе в карман, от его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.

; в сказках встречается мальчик-с-пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией.

Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя.

С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа.

Так же как игра еле видного на эстраде ребенка производит большее впечатление, чем объективно равная игра взрослого человека, проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны ребёнка особенно поражает, если он представляется как мальчик-с-пальчик. Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.

Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное.

Это лишь один из путей, которыми идёт преобразование единичного образа, придающее обобщённое значение.

Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. […]

Все средства выразительности (тропы, фигуры и т. п.), которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения.

Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты – это всё приёмы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется.

Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение».

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, СПб, «Питер», 2008 г., с. 304-307.

Источник: http://vikent.ru/enc/6875/

Что значит агглютинация в психологии? Особенности агглютинации

Термин агглютинация в переводе с латинского языка обозначает «склеивание», причем это понятия широкого используется и в медицине, и в лингвистике, и даже в психологии. Агглютинация в психологии позволяет выявить закономерности преобразования конкретным человеком нескольких реальных образов в один обобщенный, но имеющий набор черт, которыми отличаются исходные предметы или характеры

людей.

Агглютинация – это в психологии является важнейшим инструментом оценки состояния человека и его виденья окружающего мира.

Путем проведения тестов, позволяющих выявить, на основе каких принципов человек соединяет в сознании те или иные реальные образы в единый воображаемый, можно выявить имеющиеся проблемы, а также определить пути их решения. Агглютинация не является каким-то произвольным явлением, которое проистекает без причин.

Все дело в том, что агглютинация в сознании человека протекает по определенным принципам, причем, как правило, совмещение тех или иных образов в единый, происходит в прямой взаимосвязи с тем опытом из реальной жизни,

который имел тот или иной человек.

Процесс агглютинации имеет массу особенностей, причем нередко психологу приходится прибегать к различным методам, чтобы понять, как именно осуществляется преобразование образов и их совмещение в единое целое у конкретного человека. Кроме того, агглютинация в психологии позволяет быстро выявлять имеющиеся психические отклонения.

К примеру, если человек постоянно сочетает в единой мысли сразу несколько понятий, или же произносит слитно разные слова или же отдельные их части, то подобное явление может свидетельствовать о развитии шизофрении.

В этом случае агглютинация в психологии – это крайне быстрый способ определения повреждения мозга, вызванного шизофренией и направить больного на консультацию к психотерапевту, который сможет провести все

необходимые исследования головного мозга и выявить очаги повреждению.

Помимо всего прочего, различные корковые повреждения, наблюдающиеся вследствие травмы или же инфекционного поражения мозга, могут спровоцировать патологические агглютинации. Психология человека крайне сложна, поэтому для оценки состояния мыслительной

и эмоциональной сферы применение анализа агглютинации позволяет быстро выявить сферу проблемы.

Читайте также:  Психоанализ в психологии - теория, методы, техники

Стоит отметить, что агглютинация в психологии также важна еще и потому, что этот процесс не является хаотичным.

Конечный образ, который воспроизводится человеком при анализе реальных событий или явлений, как правило, является выражением четко отобранных черт, причем нередко подобные дифференциации проводятся человеком совершенно неосознанно.

Многие люди, которые имеют психологические травмы, в дальнейшем при анализе действий окружающих и составлении о них какого-то мнения, делают это

с учетом своего прошлого неблагоприятного опыта.

Таким образом, человек может на подсознательном уровне ожидать от даже близких людей каких-то негативных действий, хотя даже формальных причин для этого нет.

Следует отметить, что чем богаче жизненный опыт конкретного индивидуума, тем лучше развито его воображение и способность перегруппировывать признаки, которые относятся к разным реальным объектам.

Разобраться в том, что такое агглютинация в психологии, человеку, не имеющему специального образования, крайне сложно, но при проведении сеансов психотерапии именно этот метод нередко позволяет определить, какие именно психологические и психические проблемы не дают человеку покоя и не

позволяют ему вести счастливую жизнь в гармонии с самим собой.

Однако когда речь идет о агглютинации в психологии, что это такое и как протекает это явление, не стоит рассматривать его как чисто механический процесс, который на 100% определяет тенденцию работы воображения у конкретного индивидуума. Изучение агглютинации позволяет выявить лишь отдельные особенности тенденции, подчиняющей полный спектр образов, которые были скомбинированы человеком в воображении, и

придать конечному результату определенный смысл.

Правильная оценка агглютинации позволяет выявить не только имеющиеся психологические проблемы, но и определить, что именно спровоцировало их появление. Этот метод нередко становится главным при анализе соотношения человека с окружающим обществом,

причем дает сразу и ответ, что именно следует индивидууму обдумать и изменить в своем поведении и способе мышления.

Источник: http://provizor.org/node/47782

Операции воображения

Для трансформации данных и создания продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции — слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской.

Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (т.е. его жены и ее сестры).

Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей и т.д.

Особый вид слияния — это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты.

Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр).

Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец — полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его.

Так, в классических комедиях (например, в комедиях Фонвизина) Недоросль, Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения.

Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их силу и отвагу. Ум и ловкость ребенка (мальчик-с-пальчик) особенно велики по контрасту с величиной и глупостью людоеда — это тоже результат гиперболизации.

Акцентирование, так же как и гиперболизация, связано с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

Другим придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт.

Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя, в отличие от гиперболизации, правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А.Н.

Островским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.

Воображение тесно связано с другими сторонами психики — эмоциями, памятью, мышлением.

Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая.

Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д.

Положительные эмоции, например ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания.

Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голос врача или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх.

Воображаемая реакция близкого человека на подарок усиливает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека.

Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания.

В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок.

Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий.

Сходный механизм проявляется и при образовании личностных смыслов, однако в этом случае важны не только память, опыт, но и эмоциональное отношение к пережитому, которое может отсутствовать в репродуктивном воображении. В этом плане характерен пример Б.М.

Теплова, рассказавшего о мальчике 7—8 лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие «пострижения в монахи», не знакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской.

Этот крайне наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.

Можно отметить, что воображение заменяет мышление в затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.

Выделяют образную и вербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется креативность, которая до 7—8 лет существенно опережает вербальную у всех детей.

Ранее уже речь шла о работе Вертгеймера, доказавшего сензитивностъ творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический.

У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Важным моментом является и несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления.

Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата.

Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

Источник: https://psyera.ru/5019/operacii-voobrazheniya

Механизмы воображения

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в формах агглютинации, акцентирования (гиперболизации), заострения, схематизации, типизации.

Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Пример – образы русалки, кентавра, Пегаса. Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования аг­глютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна.

Акцентирования (гиперболизация) – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой. Пример – различные литературные персонажи (великаны, гномы и т.д.).

Заострение – подчеркивание каких-либо признаков. Примером могут служить дружеские шаржи, злые карикатуры и т.п.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Пример – создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Пример – типизация образа в художественной литературе (Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи).

Формы воображения:

Мечта: образ желаемого будущего.Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы.

Фантазия: изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности.

Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью.

Творческая активность, порождающая фантазию, спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.

Грезы: мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, тормозит психическое и социальное развитие.

Галлюцинация: восприятие человеком несуществующих объектов. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших образов как объективно воспринимаемой реальности.

Индивидуально-типологические особенности воображения:

· Образность воссоздающего воображения (взаимодействие сигнальных систем).

· Рефлексивные возможности.

· Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям.

· Способность предвидения событий и их эмоционального переживания.

· Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность.

· Творческие возможности индивида.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 4266;

Источник: https://poznayka.org/s51638t1.html

Ссылка на основную публикацию