Зачем оказывать самоотверженную, бесполезную помощь чужим людям?

Самопожертвование. Зачем мы жертвуем собой ради других?

Личностное качество самопожертвование является способностью посвящать собственную жизнь высшим целям, дарить себя человеку или чему-то возвышенному.

Что такое самопожертвование

Самопожертвование – это жертвование собой или собственными интересами во имя других добровольно. Оно бывает осознанное (работники МЧС, военные в бою) и неосознанное (помощь людям в экстремальной ситуации).

Но считать основой самопожертвования бескорыстие неверно. Итак, принесение себя в жертву – это:

жертвенное, чистосердечное стремление защитить других, собственную землю, дом. Подобное намерение выступает итогом чувства патриотизма человека, его идеалов и воспитания. Индивид не способен поступать по-другому.

Такие личности бросаются на помощь без раздумий, это духовный порыв;
исполнение собственных внутренних желаний. Здесь стоит привести пример. Есть люди, которые стремятся попасть в «горячие точки», чтобы спасать там жизни людей. Но зачем им это нужно? Можно подумать, что это стремление защитить Родину.

Но на деле они стремятся получить медали и награды за смелость ради того, чтобы ими гордились близкие.

В свою очередь жертвенность в понимании религии выступает добродетелью, которая выражается в чистосердечном стремлении посвятить себя окружающим.

Стремление к самопожертвованию

В людях встроено желание самопожертвования. Это не простое жертвование какими-то материальными благами. Это принесение в жертву собственного избранного пути, собственной энергии, сил, времени. То есть всего, что есть у человека.

Высшим проявлением самопожертвования выступает отдача себя самосознанию, развитию разума, достижению чистоты сознания, а также помощь другим в достижении духовности.

В виде личностного качества самопожертвование это проявление достоинства наряду с патриотизмом, бескорыстием, добротой.

Самопожертвование обладает женской природой. Первым примером его выступает безоговорочная материнская любовь. Мать стать благополучие ребенка выше всего. Любовь в качестве добровольного рабства предполагает жертвование собой, но самопожертвование – это не отдать жизнь во имя любви. Это абсолютное желание служить любимому человеку.

Проблема самопожертвования

Считается, что готовность жертвовать собой за основу использует любовь. Мощные чувства заставляют людей совершать подвиги: одни посвящают себя бескорыстно половинке, другие отдаются любимому делу.  Но эксперты уверены, что подобная теория ошибочна.

Проблемой самопожертвования выступает непривлекательность причин, вызывающих данное желание. В жизни стремление жертвовать собой порождают другие чувства: страх и сомнения. Последние становятся причиной потери ощущения силы и уверенности.

Подобные люди уверены, что их личность ничего не значит, они не готовы совершить поступки, потому живут проблемами и достижениями другого человека. Кроме того, они уверены в личных неудачах, потому считают, что снисхождение им недоступно. Результатом такого мнения выступает самопожертвование собой.

Этим способом люди пытаются получить расположение, признание.

По этой причине часто смыслом самопожертвования выступает не искреннее желание пренебрегать своими интересами, а простое манипулирование людьми для достижения внутренней цели. Страх в виде главного мотива жертвенности появляется из-за страха одиночества.

Примеров из жизни есть немало: дети, которые вырвались из-под душащей опеки матери, забывают о ней; жены, которые отказались от реализации себя ради семьи, оказываются одинокими или терпят неуважение мужа. От таких индивидов можно часто слышать жалобы, что они делали все ради других, но в итоге ничего не получили. Но их не просили о таких жертвах, их действия – собственный выбор.

Осознанное самопожертвование – это понимание человеком жертвы, ее сути, цели и ценности. Солдат, когда прикрывает собой других или идет на врага, осознает, что это станет причиной его смерти, но его действия спасут других. Именно это жертвование собой называется героизмом.

Жертвование не слишком опасно, если относится к одной семье или коллективу, т.к. его пагубное влияние не слишком глобально. Но если оно касается интересов целой страны или общества, то результат будет плачевным. Нередко основой действий террористов-суицидников выступает проблема самопожертвования. Их аргументы основываются на любви к Родине, религии.

Чем опасно самопожертвование

Первое, что приходит на ум при произнесении слова «самопожертвование» – нечто возвышенное. Это отказ от себя ради высших целей, жертва собственными интересами во имя более ценного. Но Лев Толстой говорил, что наиболее обидным выражением эгоизма выступает самопожертвование. Чем оно опасно? Что имел в виду Толстой?

Славянскому народу присуще самопожертвование, мы не являемся индивидуалистами. Помимо этого, у нас поощряется стремление приносить себя в жертву. Но случается, что жертвование собой – это стиль существования, оно обретает необычные формы.

Считается, что жертвование собой во имя любимого – показатель хорошего тона. Нам приводят в пример декабристских жен, а родителям не оставляют выбора вовсе – они обязаны делать все ради детей, подчиняя себя их желаниям. Да, любовь – это не эгоизм, но зачем кому-то страдать? Так ли нужны жертвы?

Как уже упоминалось, базой самопожертвования не всегда выступает любовь. Часто его основой является страх и неверие в собственные силы. Человек уверен, что он не достоин признания и любви, потому завоевывает их.

Самопожертвование становится элементом манипуляции. Личность читает себя не настолько хорошей, чтобы рядом с ней вторая половинка осталась просто так, потому требуется приложить недюжинные усилия.

А боязнь здесь того, что человек, ради которого совершается жертва, уйдет.

Но негатив не только в этом, чем дальше личность идет в стремлении отдать себя, тем страшнее заканчивается история. Вокруг существует много примеров того, как люди не оценивают подобные жертвы. Но предателями их называть нельзя. Если другой человек добровольно отказался от чего-то, то рано или поздно он услышит вопрос, зачем он это делал, кто его просил.

По этим причинам жертвование собой считается проявлением эгоистичности. Человек ведет себя так, как считает верным, не учитывая мнение других людей об этом. Но он также требует благодарности за свои действия.

Не получая этого, он чувствует обиду. В итоге возникает ненависть к тому, ради которого совершалась жертва, кому она оказалась ненужной.

Человеку требуется оставлять право выбора, нужна ему эта жертва или нет, отказаться от нее или принимать.

Но, как же альтруизм, отречение от себя? Жертвование собой, конечно, имеет право существовать. Ведь каждый решает, что делать и как себя вести. Главное, не ждать признания за собственные действия, тогда вы не совершите поступков, направленных на удовлетворение внутренних потребностей за счет других.

Чем объясняется самопожертвование

Эксперты психологии отмечают, что на самопожертвование способен не каждый человек. Чем объясняется феномен самопожертвования? Исследователи уверены, что это качество передается на генном уровне. Иными словами, подобное стремление посвящать себя окружающим закладывается генетикой.

Помимо этого, в развитие данного личностного качества вклад вносит воспитание. Ребенок, видя действия родителей, считает их правильными.

Но часто недостаток любви в раннем возрасте становится причиной, толкающей на жертвование собой в зрелом возрасте. Люди, которых «недолюбили» в детстве, способны пожертвовать своим интересами ради признания, гордости родителей.

Так что самопожертвование объясняется желанием получить похвалу, доказать что-то обществу, получить признание, знаменитость. Помимо этого душевные порывы спасти другого человека, природное желание защитить слабого, бескорыстные порывы помочь окружающим тоже выступают причиной стремления жертвовать собой.

Источник: https://sunmag.me/sovety/01-04-2014-samopozhertvovanie-zachem-my-zhertvuem-soboj-radi-drugikh.html

Что скрывается за желанием помогать

?e_greenberg (e_greenberg) wrote,
2013-08-27 08:25:00e_greenberg
e_greenberg
2013-08-27 08:25:00

Внимание: тема может быть тяжёлой.

Зачем мы помогаем другим? Могут ли благие дела стать разрушительными для помогающего? Всегда ли это именно желание помочь? Сегодня хочу обратить внимание на некоторые ситуации, когда помощь другому человеку является вовсе не тем, чем кажется на первый взгляд.

Сразу оговорю, что мы сразу вынесем за рамки этого вопроса экстремальные ситуации, когда, например, человек спасает других ценой своей жизни, или во время войны уничтожает вражеские танки и самолёты, идя на таран, то есть, опять же, ценой своей жизни. Об альтруизме поговорим в другой раз, тема тоже очень интересная и дискуссионная. Сейчас речь больше о бытовой жизнедеятельности.

Итак, в ситуации, когда есть помогающий (спасающий, спаситель) – есть и жертва (обстоятельств, своего мировоззрения, болезни, ситуации и т. д.).

 Помогающий и спасающий – всегда находится в неравной позиции, спаситель –  “больше”, “сильнее”, “опытнее”, у него больше ресурсов, он делает доброе дело, он “хороший”. Приятно нам чувствовать себя таким? Конечно, приятно. Это придаёт нам значимости в своих глазах или глазах окружающих.

Иногда в помощи другому есть нарциссическаий драйв, иногда – удовлетворение потребности в тщеславии, иногда – подтверждение своего мнения о собственном благородстве, собственной “хорошести”, а иногда – неосознанное или вполне осмысленное желание манипулировать тем человеком, которому помогаешь.

Поэтому первую ситуацию можно в целом описать так: нам самим приятно совершать добрые дела.  В этом смысле, помощь другому – по сути своей эгоистичная практика: помочь другому – порадовать себя самого. И почему бы и нет? Лучше бы, конечно, для человека осознавать свои мотивы, просто для ясности.

Ведь если исходить из того, что мы помогаем “для себя”, нет необходимости ждать ответной благодарности – и нет необходимости расстраиваться, если благодарности нет. Это как минимум.

Ситуация вторая: помощь оказывается от неумения сказать “нет”, не вестись на манипуляцию, из чувства вины, из воспитанной социальной нормы “Не помочь, когда тебя просят – стыдно” и подобных – примерно на этом играют все профессиональные попрошайки.

 Хотели ли мы до обращения нищего собрать всю мелочь по карманам и отдать кому-то? Собирались ли это сделать? Что изменилось, когда мы увидели этого просящего человека? Нам стало его жалко? Что это за чувство? Что за ним скрывается? Страх, неловкость, желание побыстрее отделаться от просителя? Чувство вины? Очевидно же, что вы не виноваты в том, что у этого человека что-то в жизни пошло не так, так откуда чувство вины? Если в момент обращения вы чувствуете нарушение своих границ, некое насильственное побуждение вас к “доброму делу”, которому вам трудно противостоять – стоит подумать и поискать ответы в себе. Если вы чувствуете укол “совести” (а по-сути – это чувство вины или стыда) – тоже. Это работает не только с профессиональными нищими, но и с коллегами на работе, которым трудно отказывать, с соседями, которые досаждают просьбами о помощи и так далее.

Что значит, “поискать в себе”? Это значит попробовать вспомнить, кто винил в детстве, кто учил, что “надо быть добрым”, чей осуждающий голос звучит внутри, когда вы и не хотите отвечать согласием на просьбу, но “как-то неудобно, лучше … помочь”. Обнаруженные установки исправляются тем, что осознав их, вы можете начать опираться на собственные. Например, на такие. “Отказывать не стыдно”. “Я помогаю тогда, когда у меня есть желание и ресурсы”. “Если я кому-то отказала – это не значит, что я недобрая. Просто я помогаю, когда действительно этого хочу”. “Я не могу помочь всем, но кое-кому помочь я уже смог и смогу ещё, когда сам сделаю такой выбор”. Иногда полезно продумать какую-то вполне конкретную установку: “Я не хочу помогать N., она (он) просто использует моё хорошее расположение, и в следующий раз я смогу спокойно и легко отказать ей (ему)”.

Ситуация третья, и на ней хочется остановиться особо:  помощь другим становится ежедневной бытовой практикой в ущерб своим интересам. Например, бабулечка собирает у себя дома или у подъезда 30 кошек, кормит их, спасает, помогает. Дома антисанитария, в подъезде – блохи, пенсия уходит на прокорм животным.

Или есть такие люди, к которым “липнут” разные драматичные ситуации – на их глазах постоянно сбивают собак, на их пути обязательно есть погибающие котята, в их дворе всегда есть те, чья жизнь и трагичная судьба не даёт спокойно спать по ночам.

Своя жизнь у таких людей отступает на задний план – так как есть те, кому помощь требуется больше.

Мать-одиночка уходит с головой в благотворительность (не связанную с профессией), проводит много времени с другими детьми, поэтому часто не успевает побыть со своим: “Те дети болеют, а мой здоров”, “У тех детей вообще нет родителей, а у моего есть хотя бы я” – а в это время собственный ребёнок теряет свою мать, ведь она вечно кого-то спасает.

Читайте также:  Как расстаться с девушкой - красиво и правильно, не причинив боли?

Как правило, у таких людей у самих очень большая и неудовлетворённая потребность в заботе. Не умея организовать заботу о себе самом – своими силами, или получить её со стороны – они проецируют свою потребность в объекты внешнего мира (кошки, собаки, обездоленные люди) – и заботятся о них. Они бессознательно заботятся о себе самих в лице других.

У таких людей нет навыка принимать помощь (это “не удобно”, “стыдно”, “мне всего хватает, что вы”, “ладно я, а вот…”). Предложите такому человеку помощь – и он немедленно откажется от неё. Максимум – примет, чтобы тут же раздать другим. Часто у этих людей не обнаружена, не прожита жалость к себе.

Часто в детстве такие люди были очень взрослыми, самостоятельными, решали свои проблемы сами. Дефицит заботы в детстве никуда не ушел – это он толкает спасать “таких же, каким был я”.  В ком увидится этот маленький, беззащитный, одинокий и брошенный “я” – у всех по-разному.

У кого-то в котёнке, у кого-то в чужих детях, у кого-то в дворовых алкоголиках, у кого-то в инвалиде у метро. “Всех очень жалко”.  Ещё раз: речь о ситуациях, когда помощь другим очевидно отнимает ресурсы самого человека. Лишает его собственной жизни, крадёт его у близких.

Или лишает душевного равновесия, что называется, человека “выносит” почти каждый день от вида кого-то страждущего, его захлёстывают эмоции настолько, что он не может как-то с этим справиться – продолжить работу, переключиться на свои дела.

Что делать, если в одной или нескольких описанных ситуациях вы узнали (может быть, очень частично) себя? Для начала просто задуматься и почувствовать – “Что руководит моими действиями, какое чувство или желание?”.

Если это желание порадовать в том или ином виде себя – так на здоровье, особенно, если это и ещё кому-то пользу приносит.

Если это осознанное  решение делиться тем, что у вас в избытке (деньги, время, душевные силы) – окей, тут просто важно сохранять некий баланс между тем, что вы отдаёте и что оставляете себе.

Если же это какой-то особый страх, вина, стыд, жалость, и если вы помогаете исходя из этих отравляющих жизнь чувств (или не помогаете, но часто их переживаете) – то, наверное, лучше помочь всё же сначала себе. Например, попросив поддержки у психолога в своём желании разобраться с темой “помощи” – чем не первый шаг?

Источник: https://e-greenberg.livejournal.com/24754.html

Как оказывать помощь другим людям, не унижая

Одни, делая доброе дело чувствуют себя супергероями, другие ощущают, что «приумножают» гармонию и добро в мире.

Некоторые таким образом справляются с собственной беспомощностью: ведь когда человек спасает кого-то, он чувствует себя немного сильнее.

Для многих из нас невыносим вид чужого страдания: мы стараемся облегчить состояние другого человека, потому что и нам самим от этого станет легче. Вот простой пример: утешая плачущего ребенка, мы избавляемся и от собственного дискомфорта.

Все наши действия без исключения — эгоистичны. Поэтому когда мы делаем что-то для других, мы в сущности совершаем это для себя.

Как отличить поддержку от «медвежьей услуги»?

Есть такое высказывание: помощь — это светлая сторона контроля. Конструктивная помощь — та, что была оказана в заранее оговоренных объемах, местах и времени и именно тем способом, о котором вас просили.

Допустим, молодой маме нужно, чтобы свекровь погуляла с ребенком. А она вместо этого привозит продукты, гладит белье, готовит обед, ну и между делом поучает невестку.

В итоге женщина обижается и говорит свекрови: «Мы вас больше не позовем!» Конечно, «помощница» оскорблена: она же «столько сделала». И все из лучших побуждений…

Проблема в том, что вышеописанный случай — вовсе не помощь, а бесцеремонное вмешательство в дела «суверенного государства» — другой, отдельной семьи.
Всегда правильней сперва узнать, чем вы можете помочь. Иногда ответ бывает очень простым и определенным. Например, вас могут попросить одолжить денег, погулять с собакой, забрать ребенка из школы.

В благотворительности «медвежьи услуги» тоже встречаются. К примеру, многие люди привозят подарки в детский дом, тогда как специалисты, работающие с такими учреждениями, буквально умоляют: «Прекратите, это мешает». Подобная помощь — не поддержка, это «чесание» собственного эго.

А вот, допустим, взять ребенка хотя бы на выходные, если не можешь его усыновить, — вот это действительно будет нужный и полезный поступок. Словом, девиз таков: делай то, о чем тебя просят, и останавливайся, если выходишь за границы.

Если близкий попросил о помощи

  • Дайте выговориться, не перебивая.
  • Возьмите паузу, чтобы разработать план помощи: «Я что-нибудь придумаю!»
  • Позвольте человеку сохранить чувство собственного достоинства: не «курируйте» его, не давите, не вмешивайтесь в личные дела. Это позволит вам сохранить отношения в будущем.

Почему нам трудно просить о помощи?

Есть люди, которые «технически» не умеют просить. Не знают, какие формулировки использовать, к кому и когда обращаться. Это решаемо. Можно пойти на специальный тренинг или почитать статьи о том, как озвучивать подобные запросы.

Другое дело, когда у человека в «настройках» не прописано, что можно вообще обращаться за поддержкой. Он считает, что проситель якобы становится слабым, уязвимым и должным. Скорее всего, проблема родом из детства. «В нашей семье не принято ни у кого ничего просить», — внушали малышу.

В таком случае без консультации психотерапевта не обойтись.

Вспомните «Мастера и Маргариту»: «Никогда и ничего не просите!..» А ведь эту фразу Булгаков не случайно вложил в уста Воланда… Она выражает позицию изгоя. Именно поэтому, когда человек не способен просить о поддержке, речь идет о целом комплексе внутренних проблем, решить их в одиночку невозможно.

Когда вам сели на шею

Существует единственный маркер, злоупотребления помощью: вас вроде ни о чем и не просят, но вы сами «догадываетесь», что нужно человеку, и без лишних слов делаете это для него. Вами манипулируют — а продолжаете и продолжаете помогать. Помощь, на самом деле, величина безразмерная.

Человек, которого вы поддерживаете, в этот момент как будто становится вашим ребенком. Вас будут просить о помощи еще и еще, но наступит момент, когда нужно будет остановиться и прекратить «курировать подопечного». Иначе он может попросту переложить на вас ответственность за свою жизнь. Именно отказ станет для него действительно важным и полезным действием и поможет ему встать на ноги.

Если хочется помочь всем

В повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» мудрец Будах объясняет дону Румате, который пытается спасти человечество, что если не можешь изменить всех, нужно отойди в сторону. Это очень важная книга для осознания природы помощи.

Некто, исходя из своего опыта, с высоты собственного благополучия и миропонимания, видит, что другой живет не так, как ему представляется правильным. И хочет вмешаться. Этому человеку невыносимо больно смотреть на чужие страдания, но порой приходится говорить себе стоп и признавать, что все возможности исчерпаны.

Пускай мысль о том, что вы действительно старались, поможет вам вовремя остановится и подумать о себе.

12% Россиян признаются, что никогда не обращались за помощью и всегда рассчитывают только на себя

Если нужна поддержка

Четко сформулируйте, чем именно вам могут посодействовать окружающие — деньгами, связями или эмоциональным участием? Жаловаться или ждать, что другие сами догадаются, что вам нужно, — занятие не очень продуктивное. В этом случае вы рискуете нарваться на пустые разговоры или получить медвежью услугу.

Устанавливаем границы

Перед тем, как броситься на помощь, соизмерьте свою готовность свернуть горы с реальными возможностями — личным ресурсом, расписанием, финансовыми затратами. На вас будут рассчитывать, поэтому лучше сразу четко осознать, на что вы способны, чем потом подвести людей.
Оговорите точное время и размер помощи.

Например, разделяя заботу о бабушке с родственниками, вместо общего «я буду помогать по хозяйству», договоритесь конкретных днях, за которые вы будете отвечать. Делайте это постоянно, не пропускайте ни одного визита. Тогда у вас будет полное моральное право требовать от остальных четкого выполнения обязательств.

Не навязывайте другим людям опеку над тем, кому помогаете вы. Для такой поддержки нужно искреннее желание, продиктованное благими намерениями и свободным выбором, а не чувством вины. В противном случае могут возникнуть самые разные конфликты, включая и ссору вашего подопечного с благодетелями поневоле.

Источник: https://lisa.ru/psichologia/64702-kak-okazat-pomoshh-drugim-lyudyam-sovety/

Помощь – цитаты и афоризмы

>> Все темы цитат >> Помощь, Помощь и покровительство

Даже Христу нужна была помощь, чтобы нести свой крест.
Американское изречение

Вредить легко, помогать трудно.
Квинтилиан

Когда человек нам не нравится, мы найдем любые поводы отказать ему в помощи, а если он нам нравится, мы всегда убедим себя, что ему необходимо помочь.
Джордж Бернард Шоу

Человек всегда склонен помочь другому человеку, когда это ему ничего не стоит.
Вольтер

Когда вам нужен совет, каждый готов вам помочь; когда вам нужна помощь, каждый готов дать совет.

Кто хочет вытащить ближнего из грязи, должен сам опуститься в грязь, чтобы подать ему руку помощи.
Рабби Исраэль Бешт

Лучше помогать и злым ради добрых, чем лишать помощи добрых ради злых.
Сенека

Нельзя помочь всем, говорит бессердечный, — и не помогает никому.
Мария Эбнер-Эшенбах

Легче помочь голодному, чем объевшемуся.
Мария Эбнер-Эшенбах

Помоги врагу, прежде чем помочь другу, чтобы ослабить ненависть.
Талмуд. «Бава Меция», 326

Не делай другому то, чего бы ты не мог попросить его сделать для тебя.
Генри Уилер Шоу

Не делай другому то, чего он не хочет делать для себя сам.

Если вам что-нибудь нужно, обращайтесь ко мне, и я расскажу вам, как без этого обойтись.
Колюш

Люди, на которых можно положиться, — это обычно люди, в которых мы не нуждаемся.
Саша Гитри

Если нам не будут помогать, то и мы никого не пошалим.
Анатолий Рас

Помощь — препятствие для существующего или возможного зла.
Платон

Не избегай друга, в беде находящегося.
Менандр

Познав несчастье, я научилась помогать страдальцам.
Вергилий Марон Публий

Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.
Плутарх

Всем, сколько можешь, помогай.
Неизвестный автор

Подай правую руку несчастному.
Неизвестный автор

Следует всегда поддерживать сторону, находящуюся в более тяжелом положении.
Неизвестный автор

Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.
Иоанн Дамаскин

Величайшее несчастье — нуждаться в помощи людей, достойных нашего презрения.
Унсур аль-Маали

Кто злому поможет, тем самым, поверь, Он людям готовит немало потерь.

Саади

Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку.
Саади

Любовь — это все, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку.
Эразм Роттердамский

Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот в беде. Каждый обязан помочь и поддержать своего ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье.
Мартин Лютер

Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе.
Франсуа де Ларошфуко

Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь.
Жан де Лафонтен

Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.
Бенедикт Спиноза

Если человек помог тому, кого он любил, то ни при каких обстоятельствах он не должен вспоминать потом о своем благодеянии.
Жан де Лабрюйер

Лучше стать жертвой неблагодарности, чем отказать в помощи несчастному.
Жан де Лабрюйер

Истинная цена помощи всегда находится в прямой зависимости от того, каким образом ее оказывают.
Сэмюэл Джонсон

Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?
Дени Дидро

Если я жалуюсь на отсутствие поддержки, это верное свидетельство того, что я ее не заслуживаю.
Эдмунд Бёрк

Одолжения не сближают людей… тот, кто одолжение делает, не удостаивается благодарности; тот же, кому оно делается, не считает это одолжением.
Эдмунд Бёрк

Считается признанным, что люди привязываются к тем, кому они помогли. Это говорит о доброте природы: способность любить — вот поистине заслуженная награда за благое дело.
Никола Себастиан Шамфор

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Денис Иванович Фонвизин

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли.
Вальтер Скотт

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.
Иммануил Кант

Древние… говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде. Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах!
Карл Маркс

Читайте также:  Дисморфофобия - симптомы, лечение, причины

Сам погибай — товарища выручай.
Александр Васильевич Суворов

Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику Божества.
Уолт Уитмен

Смазку получает то колесо, которое скрипит больше всех.
Генри Уилер Шоу

Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти.
Виктор Мари Гюго

Поистине, так или иначе помогал я страждущим: но всегда казалось мне, что лучше бы делал я, если бы учился больше радоваться.
Фридрих Ницше

Поддержка приходит к тому, кто ее заслужил! На таких софизмах и стоит власть, угнетение и рабство.
Антонио Миро

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками.
Лев Николаевич Толстой

Где нужда сильнее всего, там ближе всего и помощь.
Вильгельм Виндельбанд

Обычно помогаешь только потому, что сам надеешься на помощь.
Франтишек Крышка

Все меня прощают, никто не помогает.
Сенека

Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие.
Владислав Лоранц

Велика разница между дружеским советом и дружески протянутой рукой.
«Пшекруй»

Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами.
Авраам Линкольн

Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.
Китайское изречение

Если вы поможете другу в беде, он непременно вспомнит о вас, когда опять попадет в беду.
«Жалоба Чейтса»

Стоит тебе разок кого нибудь выручить, и у тебя появится новая должностная обязанность.
«Закон Пинто»

Ничто так не привязывает человека к человеку, как беспомощность.
Леопольд Новак

Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам; таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе.
Франсуа Ларошфуко

Хочешь помочь – не мешай!
А. Насибов

Источник: http://citaty.su/pomoshh-citaty-i-aforizmy

Психология героизма

Автор Татьяна в 05/07/2015. Опубликовано Социальная психология

Артур Эш

Что делает человека героем?

Есть ли ген, отвечающий за героизм? Согласно результатам одного из недавних исследований, ответ зависит от того, о каком героизме идет речь.

Исследователи обнаружили, что люди, которые совершили один героический поступок в своей жизни (спасение человека из горящего здания или из-под поезда), не сильно отличаются от контрольной группы — людей, не являющихся героями.

Те же, кто занимается спасением других в течение всей своей жизни (например, профессиональные пожарные или медсестры в учреждениях паллиативной помощи) обязательно обладают рядом важных личностных черт — таких, как сопереживание, заботливость и стремление жить согласно моральному кодексу.

«Решение действовать героически — это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени.

Если воспринимать героизм как универсальный атрибут человеческой природы, а не как редкую возможность, данную немногим избранным, он становится чем-то, что кажется в пределах возможностей каждого человека, возможно, больше вдохновляя нас на то, чтобы ответить на этот вызов», пишут исследователи героизма Зенон Франко и Филипп Зимбардо.

Психология героизма не может быть изучена досконально, однако многие эксперты считают, что научиться быть героями возможно. Посмотрите, есть ли у вас качества, необходимые для того, чтобы стать героем? Приведем лишь некоторые из основных характеристик, которые героям приписывают исследователи.

1. Люди, которые становятся героями, как правило, заботятся о благосостоянии других

По мнению исследователей, сочувствие и сострадание к другим являются ключевыми факторами, которые способствуют героическому поведению. Люди, которые спешат на помощь другим несмотря на опасность и невзгоды, делают это потому, что действительно заботятся о безопасности и благополучии других людей.

Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что люди, которые имеют склонность к героизму также обладают и склонностью к сопереживанию.

2. Герои умеют принимать точку зрения другого

Исследователи предполагают, что герои выказывают не только сострадание и заботу; они могут смотреть на мир глазами другого человека. Побывать в чужой шкуре, как еще говорят.

3. Герои компетентны и уверены в себе

На то, чтобы спешить туда, куда другие соваться боятся, нужны определенное мастерство и уверенность в себе.

Исследователи предполагают, что люди, которые совершают героические поступки, как правило, увереннее в себе и своих силах.

Когда они сталкиваются с кризисом, у них имеется уверенность в том, что они способны справиться с проблемой и добиться успеха независимо от того, каковы шансы на него.

Частично эта уверенность может быть обусловлена профессиональной квалификацией и способностью справляться со стрессом.

4. Герои обладают моральным стержнем

По мнению исследователей Зимбардо и Франко, герои обладают двумя существенными качествами, которые отличают их от не-героев: они живут согласно собственным ценностям и готовы пойти на риск, чтобы эти ценности защитить.

5. Герои владеют определенными навыками

Очевидно, что существенную роль в героическом поведении может играть специальная подготовка или определенные физические способности.

В ситуациях, когда потенциальным спасателям не хватает знаний или физической силы (как раз иногда составляющей разницу между героем и негероем), у них имеется меньше шансов помочь.

Они могут только постараться что-то предпринять, но напрямую действовать никогда не смогут. И во многих случаях этот подход, вероятно, — лучшее решение.

В конце концов, бессмысленно бросаясь туда, где у вас мало шансов помочь (например, на помощь утопающему при том, что сами плохо плаваете), вы не только не спасете человека, но и помешаете профессиональным спасателям.

6. Герои не пасуют перед лицом опасности

Человек, который бросается в горящее здание, чтобы спасти другого человека, не просто чрезвычайно смел; он обладает способностью преодолевать страх.

Исследователи предполагают, что герои по своей природе настроены более оптимистично, чем обычные люди — это помогает им видеть непосредственную опасности и отмечать более благоприятные возможности.

Во многих случаях эти люди могут также иметь более высокую толерантность к риску. Большинство заботливых и добрых людей сами боятся подвергать свою жизнь опасности.

Те, кто бросаются на помощь, как правило, более склонны к риску.

7. Герои продолжать работать над достижением своих целей даже после нескольких неудач

Настойчивость — еще одно качество, которое обычно характерно для героев. В 2010 году исследователи обнаружили, что люди, которых считают героями, скорее всего, смотрят на свои неудачи с положительно.

Сталкиваясь, например, с потенциально опасным для жизни заболеванием, такие люди склонны фокусироваться на положительных аспектах сложившейся ситуации — они начинают сильнее ценить жизнь и наслаждаться заботой любимых людей.

2 января 2007 года примерно в 75 человек, ожидавших своего поезда на переполненной станции метро, видели, как молодому человеку стало плохо, и он упал с платформы на рельсы. Очевидцы с ужасом наблюдали за происходящим, однако никто не шевельнулся — пока на помощь пострадавшему не пришел человек по имени Уэсли Отри.

Попросив незнакомого человека последить за его двумя дочерьми, он спрыгнул на рельсы в надежде успеть перетащить человека на соседние пути. Когда Отри понял, что времени нет, он положил мужчину между рельсами, и поезд прошел над ними.

«Я не чувствую, что сделал что-то сверхъестественное. Я только увидел, что кто-то нуждается в моей помощи, и сделал то, что должен был», — сказал он репортеру The New York Times после инцидента.

Когда мы думаем о героизме, на ум приходит множество примеров. Летом 2012 года три женщины, пережившие во время стрельбы в театре, рассказали, что остались в живых лишь благодаря своим приятелям. Три мужчины закрыли подруг собственными телами и в результате погибли.

Героизм глубоко ценится во всех культурах, но как именно мы определяем героя? Что заставляет людей совершать героические поступки перед лицом большой опасности?
Исследователи нашли уже много причин, по которым люди совершают злые поступки, а вот причины, побуждающие их к хорошим делам, точно установить не удалось.

Что такое героизм?

По мнению специалистов проекта Heroic Imagination — некоммерческой организации, которая обучает людей героизму, — героизм включает в себя поведение или действия, совершаемые ради другого лица или определенной моральной причины. Они выделяют четыре ключевых элемента героизма:

  • он носит добровольный характер;
  • он приносит пользу людям или группам людей, нуждающихся впомощи;
  • он подразумевает некоторый риск (физическая, социальная опасность или потенциальная угроза для качества жизни);
  • он не требует вознаграждения или материальной выгоды.

Какое определение дают героизму психологи и другие учёные? Вот только некоторые из предположений, высказываемых различными экспертами:

Филипп Зимбардо, «Что делает героя героем?» (2011)

Скотт Т. Аллисон & Джордж Р. Гетхолс, «Наше определение героя» (2011)

Селвин Беккер и Алиса Х. Игли, «Героизм у женщин и мужчин» (2004)

Другие определения часто делят героизм на типы в зависимости от степени опасности и величины жертвы. Ведь в некоторых случаях герою приходится ставить под угрозу свою жизнь, чтобы спасти другого человека, в то время как в других от человека требуется куда меньшая жертва.

В статье, опубликованной на сайте Psychology Today, психолог Фрэнк Фарли объяснил различие между тем, что он называет «героизмом с большой буквы» и «героизмом с маленькой». «Героизм с большой буквы», по его мнению, «подразумевает значительный риск, который может включать смерть, травмы, тюремное заключение или другие серьёзные или существенные последствия для оказывающего помощь».

Героизм же с маленькой буквы — «это повседневный героизм, постоянная помощь другим, свершение добрых дел, проявление доброты и т.д., которые не предполагают серьёзного вреда или крупных последствий для оказывающего помощь».

Что делает человека героем?

Теперь мы знаем немного больше о том, что представляет собой героизм.

Следующий вопрос заключается в том, почему люди становятся героями? Есть ли особые характеристики героизма? Фарли говорит, что существует два ключевых фактора в основе великих актов героизма, которые связаны с риском получения травмы: рискованное поведение и щедрость. Люди, которые готовы рискнуть жизнью ради другого, более склонны к риску, чем остальные, и обладают также такими чертами как сострадание, доброта, сочувствие, альтруизм.

В статье, опубликованной в 2004 году в American Psychologist, исследователи Селвин Беккер и Алиса Игли предположили, что героизм может иметь под собой и более корыстные основания, будучи средством обеспечить себе определённый статус. Другими словами, иногда самоотверженное поведение может привести к награде, причем в долгосрочной перспективе.

В одном небольшом исследовании, в котором приняли участие 78 человек, исследователи обнаружили, что люди, которые были готовы терпеть боль, опустив руки в ёмкость со льдом, больше нравились другим участникам.

Мало того, что другие оценивали этих людей более положительно, они также были склонны награждать их.

Склонным к риску участникам другие давали гораздо больше денег из выданной исследователями суммы в размере $1,170, которую участники могли распределять по своему усмотрению.

Исследователям уже давно известно, что и люди, и животные склонны помогать тем, с кем они связаны родственными узами. Помогая тем, кто связан с нами генетически, мы обеспечиваем неплохие шансы на то, что наши гены будут переданы следующим поколениям. В некоторых случаях мы помогаем людям в надежде, что когда-нибудь они помогут нам (этакий взаимный альтруизм).

Но что же тогда насчет альтруизма, который не связан с помощью родственникам или ожиданием взаимности? В таких случаях, главную роль могут играть ситуационные, культурные и личностные факторы.

Зачастую, после того как люди предпринимают героические действия, они утверждают, что они не считают себя в героями, что они просто делают то, что сделал бы любой в этой ситуации.

На самом деле, совершить героический поступок человек может под давлением самой ситуации — жизнь и смерть, которыми от нее веет, оказывают сильное влияние, заставляя человека решиться на действие.

Эти же самые силы, что толкают одних на героические поступки, могут фактически препятствовать другим.

Когда трагедия случается в присутствии многих людей, мы часто попадаем в ловушку бездействия, предполагая, что кто-то другой обязательно предложит помощь (эффект свидетеля).

Личная ответственность в этом случае распределяется между всеми присутствующими — вот мы и считаем, что кто-то возьмет на себя роль героя.

Некоторые люди могут также иметь черты личности, которые предрасполагают их вести себя в альтруистических и героических способами. Исследователи предположили, что вести себя в сложных ситуациях уверенно и правильно с моральной точки зрения людям помогает особый склад мышления. Не каждый сможет действовать немедленно и бессознательно, когда случается чрезвычайная ситуация.

Так рождаются героями или становятся?

Один из самых больших вопросов, с которым сталкиваются исследователи в рамках проблемы героизма, сводится к вековой дискуссии по поводу роли природы или воспитания. Героизм — это то, с чем мы рождаемся, или то, чему можно научиться?

«Некоторые утверждают, люди рождаются хорошими или плохими; я думаю, это ерунда», — поясняет Филипп Зимбардо. — «Мы все рождаемся с огромным потенциалом, и шлифуют его условия — характерные для семьи, культуры или эпохи, в которой мы растём; вот что определяет наше рождение — растём ли мы во время войны или в мирное время, растём ли мы в бедности или в достатке».

Так если героизм можно в культивировать, как именно мы можем поощрять людей к героическим поступкам?

Обучение героизму

Альберт Эйнштейн

Психолог Филипп Зимбардо, основатель проекта Heroic Imagination, считает, что героизм можно привить. Он разработал программу, направленную на развитие у детей склонности к героическому поведению.

Большинство людей знают Зимбардо как автора знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента — исследования, которое продемонстрировало, как люди ведут себя под сильным влиянием социального и ситуационного давления.

Сегодня программа Зимбардо «предназначена для привития нынешнему поколению — и всем последующим — понятия героизма как качества мышления и поведения, возможного для всех, кто способен делать что-то особенное, а не способности, дарованной лишь редким людям».

Многим эта концепция может показаться радикальной. Ведь такой популярный сегодня образ героя обладает чертами, которых у среднестатистического человека нет. Согласно самым общим представлениям о героизме, эти люди обладают качествами, которые позволяют им в нужный момент сорваться и отстаивать то, что имеет для них значение, перед лицом опасности. Они особенные. Они — редкость.

Проще говоря, считается, что они такими родились.

Читайте также:  Инстинкт - что это такое, примеры инстинктов человека

Зимбардо же утверждает, что этот образ не соответствует действительности. «Мы слишком долго жили с этой мистической точкой зрения на героизм», — говорит он. — «Мы до сих пор думаем, что герои — чуть ли не полубоги. Но ведь это не так. Герой — самый обычный человек, который просто делает что-то экстраординарное. Я считаю, что с помощью науки мы можем учить этому людей».

Препятствия

Разработанная Зимбардо программа представляет собой четырёхнедельный учебный курс для подростков, который начинается с присяги героя. В течение следующих недель студенты узнают о тёмной стороне человеческой природы, распространённости и влиянии предрассудков, социальных ролях и ожиданиях, а также об эффекте свидетеля. То есть, обо всём, что мешает человеку решиться на доброе дело.

Формирование эмпатии

Второй этап программы сосредоточивается на помощи студентам в преодолении этих проблем путём формирования и укрепления сочувствия. В том числе работа идет и над изучение воздействия фундаментальной ошибки атрибуции — или нашей склонности игнорировать то, как на поведение влияют контекст и ситуативные переменные.

Зимбардо подчеркивает важность этой работы, поскольку одна из главных причин того, почему мы не в состоянии помочь другим людям, заключается в нашей склонности верить, что они заслуживают того, что с ними происходит. Если студенты знают об этом заблуждении, они будут менее склонны обвинять жертву в происходящем и, скорее всего, примут необходимые меры.

Изучение героев и практика

Изучение историй героев — ещё одна важная часть программы. В проекте рассматривают истории как реальных лиц, так и вымышленных персонажей — начиная от Мартина Лютера Кинга и заканчивая Гарри Поттером, которые служат моделями добродетели и героического поведения.

И, наконец (пожалуй, это самая главная часть программы), студентов просят привнести в реальную жизнь то, чему они научились во время обучения. Как и любой навык, героизм, по мнению Зимбардо, требует практики.

Участники программы начинают с малого, каждый день выполняя одно доброе дело — помогая тем самым другому человеку почувствовать себя лучше.

Далее эти малые дела должны служить ступенькой к жизни, полной помощи другим.

Возможно, самая большая трудность в обучении героизму заключается в преодолении популярных стереотипов о том, что именно делают герои. Если вы попросите людей назвать героев, они, вероятно, назовут вам деятелей культуры и спорта.

«Одна из проблем нашей культуры заключается в том, что мы заменили героев знаменитостями», — говорит Зимбардо. — «Мы поклоняемся людям, которые ещё не сделали ничего полезного.

Самое время вернуться к этому вопросу, потому что сейчас мы нуждаемся в реальных героях сильнее, чем когда-либо».

Источник: http://aboutyourself.ru/socpsixologiya/psixologiya-geroizma.html

Самоотверженность Самоотверженный

28.07.2013 by petr8512

(Просмотров 1 225 всего, 2 сегодня)

Светя другим, сгораю сам.

Латинское крылатое выражение

Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст! Вот в чем вся штука-то и состоит: за брата, за мать продаст! Все продаст! О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай  жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы.

 Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

        Самоотверженность как качество личности – способность добровольно жертвовать своими интересами ради интересов других людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов.

Отец больной раком девочки просил старца помолиться о своей дочке. Старец сказал бедняге: — Я буду молиться, но тебе, как отцу, тоже нужно чем-то пожертвовать, ибо самоотверженная любовь всегда привлекает Божественное милосердие. Отец спросил, чем же он может пожертвовать.

— Пожертвуй какой-то своей страстью. Тот, мало что понимая в духовной жизни, ответил: — У меня нет страстей. — Ты куришь? — спросил старец. — Да. — Если из любви к дочери ты бросишь курить, то Бог ее исцелит.

Мужчина тут же бросил курить, и его дочь вскоре полностью выздоровела, что засвидетельствовали врачи. Однако отец забыл о своем обете и опять стал курить. Тотчас же у девочки снова обнаружили рак, в той же тяжелой форме.

Однако когда ее отец вновь пришел к Старцу, тот твердо сказал: — Если ты, отец, не имеешь мужества пожертвовать ради жизни дочери страстью, которая вредит твоему здоровью, то и я не смогу ничего для тебя сделать.

        Самоотверженность – порыв благородной души. Она соткана из любви, доброты и сострадания. Истинная, безусловная любовь – это самоотверженность. Дружба – это тоже самоотверженность. Друг, готовый пожертвовать своими интересами, скоро будет в Красной книге.  Поэтому так мало стало любви и дружбы. Самоотверженность всегда добровольно реализуется в связке с искренностью и честностью.

        Самоотверженность – это преодолённый эгоизм. Чтобы пожертвовать своими интересами, нужно прочно встать на платформу бескорыстия, совестливости, великодушия и нравственности.

В то же время, существуют и морально осуждаемые разновидности самоотверженности, в основе которых лежит систематическое волевое самопринуждение и насилие над природой личности.

Терроризм, фанатизм, сектантство провоцируют своих легковерных приверженцев проявлять разрушительную и аморальную самоотверженность, что ведет к насилию и жестокости над другими людьми.

Самоотверженность фанатика – убийственный аргумент для самооправдания в злодеяниях к другим людям. Такая самоотверженность исходит не из любви к людям, а из горделивых претензий стать спасителем человечества,  миссионером распространения истинной веры.

Советую почитать:  Смышлёность Смышлёный

       Лайонел Шрайвер в книге «Цена нелюбви» пишет: «Однако твоя готовность отдать свою жизнь другому человеку, вполне достойная восхищения, вероятно, в некоторой степени объяснялась тем, что ты не совсем понимал, что делать со своей жизнью. Самопожертвование — легкий выход.

Я знаю, это звучит злобно». Иван Гончаров вторит этой мысли в романе «Обломов»: «— Этого ничего не нужно, никто не требует! Зачем мне твоя жизнь? Ты сделай, что надо. Это уловка лукавых людей предлагать жертвы, которых не нужно или нельзя приносить, чтоб не приносить нужных».

         Примером самоотверженности является опасная поездка больного А.П. Чехова на Сахалин в 1890 году. Как сообщила впоследствии его сестра Мария Павловна, «тогда ходили слухи о тяжком положении ссыльнокаторжан на острове Сахалине.

Возмущались, роптали, но тем и ограничивались, и никто не предпринимал никаких мер… Антон Павлович не мог сидеть и спать спокойно, когда знал, что в ссылке мучаются люди. Он решил ехать туда». Вспоминает Корней Чуковский: «Ему было мало описывать жизнь, он хотел переделать ее.

Человек, никогда не щадивший себя, он и нынче не дал себе ни малейшей поблажки. Многие другие писатели чуть только они добивались известности и выкарабкивались из тяжелой нужды, уезжали туристами куда-нибудь в Париж или в Рим, а Чехов вместо этого сослал себя на каторжный остров.

За границей в ту пору он еще не бывал, и его очень тянуло туда. В конце восьмидесятых годов — то есть незадолго до сахалинской поездки — он строил десятки планов об увеселительной экскурсии в Европу: «Поехал бы на Кавказ или в Париж».

«С каким удовольствием я поехал бы теперь куда-нибудь в Биарриц, где играет музыка и где много женщин». Мог бы отдохнуть где-нибудь у Средиземного моря, а он принудил себя, больного, отправиться в самое гиблое место, какое только было в России. И при этом пояснял кратко: «Надо себя дрессировать!»

         Чехов «отправился туда, куда обычно людей гнали силой, — через всю Сибирь за тысячи и тысячи верст, поехал не по железной дороге, которой тогда еще не было, а на лошадях, в таратайке, в распутицу — по «единственным в мире» кочкам, колеям и ухабам, нередко ломавшим колеса и оси, выворачивавшим из человека всю душу.

Его так жестоко трясло всю дорогу, особенно начиная от Томска, что у него разболелись суставы, ключицы, плечи, ребра, позвонки; его чемоданы то и дело взлетали на каждом ухабе, руки-ноги у него коченели от холода, и есть ему было нечего, так как он, по неопытности, не захватил с собою нужной еды, и несколько раз только чудо спасало его от смерти: однажды ночью его опрокинуло и на него налетели две тройки, а в другой раз, идя по сибирской реке, его пароход налетел на подводные камни. Но дело, конечно, не в этих опасностях, а в тех бесчисленных лишениях и муках, которые претерпел он в пути.  Больно читать в его письмах, как, пробираясь по весеннему разливу в тележке, он промочил себе валенки и должен был в мокрых валенках поминутно выпрыгивать в холодную воду, чтобы придержать лошадей. «Плыву через реку, а дождь хлещет, ветер дует, багаж мокнет, валенки… опять обращаются в студень», и ко всему этому злая бессонница от невозможности вытянуться в неудобном возке. И все же он пробирается вперед и вперед; и, конечно, он не был бы Чеховым, если бы после всех этих мук не написал с какой-то станции одному из знакомых: «Путешествие было вполне благополучное… Дай бог всякому так ездить».

Советую почитать:  Самообман

      Здесь сказалась обычная его неохота говорить посторонним о своих испытаниях и подвигах. Между тем то был воистину подвиг.

Каторгу русские писатели изучали и прежде, но изучали почти всегда по неволе, а чтобы молодой беллетрист в счастливейший период своей биографии сам добровольно отправился по убийственному бездорожью за одиннадцать тысяч верст с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защитить их от произвола бездушно-полицейской системы,- это был такой героизм, примеров которого немного найдется в истории мировой литературы.

       И как застенчив его героизм! Этот подвиг был совершен Чеховым втихомолку, тайком, и Чехов только о том и заботился, чтобы посторонние не сочли его подвига — подвигом.

  Он отправился на Сахалин не от какой-нибудь организации, не по командировке распространенной и богатой газеты, а на свой собственный счет, без всяких рекомендательных писем, в качестве обыкновенного смертного, не имея никаких привилегий.

И когда он промок под дождем и, прошагав несколько верст по ужасной дороге по колена в воде, попал вместе с каким-то генералом в избу, генералу предоставили постель, генерал переоделся в сухое белье, а он, Чехов, должен был лечь на пол в промокшей насквозь одежде!

       И там, на Сахалине, он взвалил на себя столько работы, что, конечно, из всех тамошних каторжников самым каторжным работником был в эти месяцы Чехов.

Собирая материалы для своей будущей книги, он предпринял чудовищно трудное дело: перепись всего населения этого огромного острова, который вдвое больше Греции.

Перепись была бы по силам большому коллективу работников, а он сделал ее почти без помощников, переходя из избы в избу, из одной тюремной камеры в другую. Мудрено ли, что поездка на каторгу вконец расшатала его и без того некрепкое здоровье.

К тому же он простудился на обратном пути и стал кашлять гораздо сильнее, чем прежде. Его слишком ранняя смерть, несомненно, объясняется тем, что в тот самый период, когда он еще мог вылечиться от начавшегося у него туберкулеза, он несколько месяцев кряду провел в таких невыносимо тяжелых условиях, которые и для здорового могли оказаться губительными.

Советую почитать:  Спонтанность Спонтанный

      Кроме того, эта поездка буквально разорила его, так как он истратил на нее все свои деньги (одним ямщикам пришлось платить вдвое и втрое, да и случайные дорожные спутники обокрали его, как могли), и снова ввергла его в долгую нужду.

Даже через четыре года после поездки он пишет: «Я истратил на поездку и на работу столько денег и времени, сколько не получу назад и в 10 лет».

Еще позднее, когда он случайно очутился в глуши, в убийственно изнурительных условиях, у него в письме к Горькому вырвалась запоздалая жалоба: «О, это ужасно, это похоже на мое путешествие по Сибири».

Но в то время, когда он вернулся из путешествия, кашляющий, с перебоями сердца, он о своих странствиях стал говорить в обычном ироническом тоне. «Да, Сашечка,- писал он своему старшему брату.- Объездил я весь свет, и если хочешь знать, что я видел, то прочти басню Крылова «Любопытный». Какие бабочки, букашки, мушки, таракашки!»

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

(Просмотров 1 225 всего, 2 сегодня)

Источник: https://podskazki.info/samootverzhennost/

Ссылка на основную публикацию