Вытеснение — психологическая защита, примеры вытеснения

Вытеснение: защитный механизм психики

Вытеснение - психологическая защита, примеры вытеснения

Вытеснение в психологии – распространенное понятие, обозначающее механизм психической защиты, связанный с удержанием от осознания определенного психологического содержания. Это явление было обнаружено Зигмундом Фрейдом в начале прошлого века и является одним из важнейших открытий психоанализа и одним из его центральных понятий.

Такое забывание может затрагивать как отдельные моменты – даты, названия, имена, отдельные образы, так и распространяться на целые ассоциативные области и даже на события и временные периоды длительностью до нескольких месяцев.

Что такое вытеснение

Из множества трактовок термина «вытеснение», которые можно встретить в популярной литературе, корректными с психоаналитической точки зрения можно считать две:

  1. В раннем психоанализе вытеснение – это действие психики по устранению из сознания представления, мысли, образы, воспоминания, которые связаны с влечениями.
  2. В более поздних исследованиях вытеснением называется защитный механизм высшего порядка, сложное явление, применимое как к отдельным мыслям или образам, так и к опыту в целом, к аффекту, к фантазиям и желаниям. Важное значение при этом имеет не только устранение содержания из сознания, но и процесс удержания этого содержания в бессознательном.

Вытеснение в широком смысле считают универсальным и базовым психическим процессом, так как именно этот механизм лежит в основе формирования бессознательного как отдельной области психики.

Вытеснение – это элементарная защита Эго (той части психики, которую мы называем собственно «Я»). Психика каждого человека прибегает к использованию вытеснения в самом начале жизни (начиная с полутора лет), и по мере взросления возвращается к этой защите в те моменты, когда не срабатывают или оказываются недоступны более гибкие и сложные способы защит.

Urs Fischer

У некоторых людей вытеснение становится базовым способом реагировать на внутренние конфликты, что приводит к развитию определенного типа личности – истерического или диссоциативного (в тех случаях, когда вытеснение охватывает всю личность в целом и становится диссоциацией).

Частный случай вытеснения, когда объем и качество вытесненного материала оказывается разрушительным для личности и вызывает патологические изменения, касается вытеснения целых значительных участков воспоминаний, длительных периодов времени.

В результате может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, а если это происходит в раннем детстве — диссоциативное расстройство личности – личность человека в этом случае как бы распадается на несколько осколков, не связанных друг с другом.

India Lawton

В редких случаях каждый из этих «осколков» демонстрирует удивительные адаптивные способности психики и формирует самостоятельную функционирующую личность. Такие случаи называют раздвоением личности или множественными личностями.

Что именно вытесняется

При нормальном, не патологическом вытеснении в том смысле, который придает ему современный психоанализ, вне сознания оказываются представления, идеи, образы и мысли, связанные с влечением.

Примером может послужить гомосексуальное влечение в традиционном обществе с запретом на гомосексуализм.

India Lawton

Нэнси Мак-Вильямс указывает на то, что для использования репрессии (еще одно названия вытеснения) по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, и обладать чувством целостности собственного Я. У тех, чей ранний опыт не позволяет обрести эту целостность, неприятные и беспокоящие чувства обычно сдерживаются более примитивными защитами – такими, как отрицание, проекция или расщепление.

У маленьких детей вытесняются обычно агрессивные фантазии по отношению к родителям – например, желание убить одного из родителей, чтобы полностью завладеть другим.

То есть наиболее часто подвергаются репрессии те элементы эмоциональной жизни, которые вступают в конфликт с другими: желание того, что может навредить другим, или ненависть к тому, кто одновременно симпатичен. Провоцируют вытеснение также и желания, противоречащие морально-этическим нормам – например, желание украсть что-то или совершить другое преступление.

Urs Fischer

Что происходит потом

Вполне адаптивным и простым выглядит механизм работы вытеснения: человеку очень хочется чего-то, но это невозможно получить, и тогда человек «забывает» о желаемом, и вроде бы получает выгоду?

В результате получается бессознательный динамический процесс, который тратит силы человека на выполнение неразрешимой задачи. Вытеснив представления желаний психика зачастую не избавляется от них полностью, а лишь нагружает мозг постоянной работой по удерживанию желаний в бессознательном.

Когда начинаются проблемы

Репрессия становится помехой для полноценного функционирования психики в следующих случаях:

  1. Механизм не выполняет своей функции, то есть недостаточно хорошо удерживает от осознания беспокоящие мысли и эмоции, в результате чего у человека не освобождается достаточно сил и времени.
  2. Становится преградой для каких-либо позитивных аспектов нового опыта, то есть – не дает человеку жить полной жизнью, «скрывая» от него ценные аспекты эмоциональной жизни.
  3. Действует в тех случаях, когда более удачно было бы применить другие способы реагирования. Эта проблема характерна для истерических личностей и влечет за собой определенные трудности в отношениях и социальной жизни.

Действие репрессии неразрывно связано с чувством тревоги. Парадоксально то, что тревога может вызывать импульс к вытеснению, чтобы избавиться от тревожащего фактора, но одновременно вытесненный материал может провоцировать у человека чувство неясной, «плавающей» тревоги.

Vinti

Как это работает

Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся структуры процесса вытеснения в разных его формах. В настоящее время обычно рассматриваются три этапа этого процесса:

  1. Первичное вытеснение. На этом этапе из сознания устраняются элементы, которые первоначально связаны с влечением. Из этих вытесненных репрезентаций влечения затем создается бессознательное «ядро вытеснения», которое подобно магниту притягивает другие элементы психики, подлежащие вытеснению.
  2. Собственно, вытеснение как процесс устранения от осознания представлений и образов, который вызывает одновременное возникновение тенденции к возвращению вытесненного.
  3. Возврат вытесненного. Это волнующий и загадочный процесс, который мы наблюдаем в виде сновидений, разного рода симптомов (психических и соматических), ошибочных действий и так далее.

Эти этапы характеризуют вытеснение в широком смысле. В то время как собственно вытеснением (как динамическим процессом), строго говоря, является второй этап, и хронологически третий этап скорее присоединяется к этому процессу, а не сменяет его.

Jesse Draxler

Возврат вытесненного

Возвратом называется процесс, при котором бессознательным элементам, которые были вытеснены, удается вновь появиться в сознании. При этом конкретные представления, как правило, меняют форму, искажаются под воздействием вытеснения и проявляются только в тех состояниях, которые меньше всего находятся под контролем.

Например, по сигналам, которые подают нам эмоционально заряженные образы из сновидений, мы можем распознать то или иное вытесненное содержание.

Процесс возвращения вытесненного материала не равномерен, он может провоцироваться усилением влечения, ослабеванием защит, например, в процессе психотерапии, в измененном состоянии сознания или в психотическом бреду.

Очень часто возращение представлений, которые не удалось вытеснить окончательно, сопровождаются болезненными переживаниями, таким образом выражается сопротивление – еще один защитный механизм. Это может быть неясное чувство вины, стыд, страх, отвращение или ненависть к себе.

Одной из задач психотерапии считается возвращение неудачно вытесненного материала и развитие новых способов обращения с влечениями, которые позволят человеку стать более психологически устойчивым и адаптивным.

Источник: https://opsihike.ru/lichnost/vytesnenie-v-psixologii.html

Вытеснение – примеры, психологическая защита

Психика человека – тонкая структура, которая находится под постоянным влиянием самого человека и его окружающей среды, при этом функционирует самостоятельно.

Многое человеком не осознается и не понимается, особенно если виден только результат без осознанности процесса его формирования.

Вытеснение является психологической формой защиты психики человека от внешних стрессовых факторов, на примерах чего можно ознакомиться с ее результатами.

У психики есть несколько способов самозащиты. Что это такое? Интернет-журнал psytheater.com обращает внимание читателей на то, что происходит помимо их воли. Психика с самого детства защищает человека от различных психических травм. Поскольку ребенок является самым уязвимым существом, его психические защиты работают намного быстрее и свободнее, нежели у взрослого человека.

Под психологическими механизмами защиты понимаются программы избегания стрессовых и травмирующих факторов. И здесь у психики есть несколько способов, как это сделать:

  1. Игнорирование.
  2. Проекция.
  3. Фиксация.
  4. Регресс.
  5. Вытеснение, или подавление.

Вытеснение является одним из распространенных форм защиты, к которой индивид может сам прибегать осознанно. Только в таком случае, скорее всего, подавление будет происходить некачественно, каждый раз напоминая о себе в критических ситуациях.

Если же речь идет об естественном механизме вытеснения, когда информация уходит в подсознание и не может быть воспроизведена человеком по его воле, тогда психика ненадолго защитится от стрессовых внешних раздражителей, только не сможет избавить человека от переживаний, которые будут возникать при каждом столкновении с подобными раздражителями.

Ярким примером вытеснения может быть раздражительность человека на малозначительный фактор. К примеру, взрослый мужчина каждый раз раздражается, когда ему звонит мать. Со стороны многим людям может показаться его раздражительность беспочвенной. Мать только звонит, а ее сын уже взбешен.

Однако если обратиться к подсознательным программам, то может выясниться, что психика затолкнула туда все ситуации, когда мать различными своими действиями портила жизнь, настроение своему сыну.

И теперь у сына просто выработался условный рефлекс при виде всего лишь одного упоминания об его маме.

Каждое из предположений можно рассматривать как особую методику выработки рефлексов, причем не самую эффективную. Действие безусловного раздражителя перед условным называется обратным обусловливанием, в результате образуются очень слабые ассоциации (если вообще образуются). Звонок задолго до кормления называется следовым обусловливанием. Этот метод также неэффективен.

Для формирования устойчивых ассоциаций необходимо следующее:

  • Следить за тем, чтобы условный раздражитель действовал непосредственно перед безусловным и между ними не было «разрывов». Тогда оба раздражителя будут восприниматься как смежные.
  • Многократно и часто применять воздействие смежными раздражителями. Устойчивость ассоциативных связей прямо пропорциональна частоте и количеству повторений.
  • Использовать сильный условный раздражитель.

Стоит предостеречь от кажущейся легкости метода условных рефлексов. На первый взгляд все просто: вы действуете сильным условным раздражителем непосредственно перед безусловным, многократно повторяете всю процедуру – и условный рефлекс сформирован.

Согласно смежности раздражителей, при соблюдении упомянутых выше условий должны образоваться ассоциативные связи. Все было бы очень просто, если бы не некий студент-старшекурсник по имени Роберт Рескорла, который усомнился в том, что смежности раздражителей достаточно для формирования рефлекса.

Он предложил добавить к перечисленным выше правилам еще одно – правило предсказуемости.

Рескорла не остановился на достигнутом. Некоторое время спустя, совместно с другим психологом Аланом Вагнером, он внес еще один вклад в теорию обучения. Согласно концепции Рескорлы-Вагнера, эффективность условного стимула прямо пропорциональна его неожиданности.

Если условный раздражитель предсказывает безусловный, между ними устанавливаются ассоциативные связи. На первом этапе ассоциации быстро крепнут. Затем, по мере привыкания субъекта к условному стимулу, прочность ассоциаций перестает возрастать.

Условный раздражитель становится более ожидаемым и соответственно менее эффективным.

Что такое вытеснение?

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания.

Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти.

У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

Читайте также:  Головная боль напряжения - лечение, симптомы, причины

перейти наверх

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе.

При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание.

Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания.

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал.

Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию.

В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается.

Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу.

Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается).

Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил.

Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

перейти наверх

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение считается главным механизмом защиты психики, когда выполняются две функции:

  1. Предотвращаются негативные переживания за счет удаления из сознания в область бессознательного травмирующей информации.
  2. Контроль и удерживание травмирующей информации в области подсознания.

Примерами вытеснения могут быть ситуации после физического или сексуального насилия, ПТСР, военные действия и пр. Однако информация никуда не девается. Периодически она всплывает в памяти, человек может испытывать беспричинную тревогу, видеть кошмары или подолгу не засыпать.

С одной стороны вытеснение является способом адаптации психики к окружающим условиям. С другой стороны подавление мешает человеку развиваться, становиться сильнее и совершеннее, использовать свой прошлый опыт в теперешней жизни, а также устранять конфликты как внутри себя, так и во внешнем мире.

перейти наверх

Итог

Психика все делает ради блага своего хозяина. Однако и человеку нужно постараться сделать все для гармонизации своей психики. Здесь нужно изъять информацию из подсознания, чтобы направить ее на решение проблемы, которая больше не будет волновать.

Источник: http://PsyTheater.com/vytesnenie.html

Психологическая Защита Вытеснение

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю тему психологических защит. В этой заметке я детально расскажу про «Вытеснение» – психологическую защиту, которая встречается наиболее часто.

«», ».

С моей точки зрения, именно с Вытеснения у личности начинает формироваться клубок психологических защит.

С целью лучшего понимания того, что представляет собой Вытеснение, каковы его механизмы и методы борьбы с ним, приведу небольшие выдержки из книги Михаила Литвака «Психологический Вампиризм» (раздел 5 «Психологическая защита») и материал некоторых других авторов: «Вытеснение — форма психологической защиты, при которой психотравмирующий фактор исчезает из сознания, вытесняясь в бессознательное. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, образов, воспоминаний, побуждений или чувств. Открыт он был Зигмундом Фрейдом, который подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, к нему подключаются другие формы психологических защит. По Фрейду вытеснение — это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит личность. Взрослые имеют тенденцию говорить, что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они не происходили. Хотя действует вытеснение лишь Единожды, для своего поддержания оно Требует от нашего сознания Постоянных Затрат Энергии, (вот почему невротические личности так часто жалуются на слабость, вялость, упадок сил; вот почему так сильно и подолгу болеют; вот почему вся их деятельность напоминает автомобиль, буксующий в яме – чем больше вытеснено, тем больше энергии организм тратит впустую, следовательно, тем больше ее не хватает для жизни, а это уже неизбежно ведет к быстрому износу внутренних органов и систем; Ю.Л.).

А вот как вытеснение описывает немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр: «Неприятное мы не любим вспоминать, в особенности если было задето наше тщеславие, что случается как раз чаще всего; очень мало таких несчастий, в которых мы сами совершенно не виноваты; поэтому-то и забывается так много неприятного». Вот почему несчастная жизнь кажется такой короткой. Чтобы жизнь казалась длинной, ее следует разбавить радостными событиями и достижениями.

Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна.

Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов.
С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, Вытеснение занимает уникальную позицию, т.е.

оно способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которыми остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Но вытеснение занимает особое место среди остальных защитных механизмов в связи с тем, что это не только самый эффективный, но и самый Опасный механизм.

Отъединение от нашей реальной личности, наступающее вследствие Изоляции Сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни (подробнее про аффекты, чувства и эмоции я напишу в другой статье; Ю.Л.), может полностью разрушить целостность личности (речь идет о психозе; подробнее о нем читайте в статье «Психиатрические болезни»; Ю.Л.).

Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, которые снижают Его чувство Собственной Ценности как Личности. Чаще этот механизм проявляется у психологически незрелых личностей с истерическими чертами характера, а также у детей (подробнее о том, почему так происходит, читайте ниже; Ю.Л.)».

Здесь я привел выдержки из книги Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А «Психическое здоровье и защитные механизмы личности».

Далее вновь передаю слово Михаилу Литваку:
Что еще вытесняется? Вытесняются некоторые факты личной жизни, когда индивид проявил себя не с лучшей стороны, некоторые желания, стремления, отрицательные черты характера, враждебность к близким, Эдипов комплекс, комплекс Электры и т.д.

(к сожалению, невротические личности всего этого не осознают, не замечают в своем характере таких отрицательных черт, как обидчивость, терпеливость, гнев, ирония, критицизм и мн. др.

или не считают их плохими, и относятся к ним как к само собой разумеющимся — изменить их не стремятся; более того, иногда даже ими гордятся; (так, ироничный насмешник полагает, что обладает высоким интеллектом и остроумием, тогда как на самом деле — это садист, только в мягкой форме; так, терпеливый хвастает умением выносить муки и страдания, которых при небольших усилиях легко можно было избежать; так, храбрец засовывает голову в пасть тигру, чтобы не выглядеть трусом в глазах других людей); лишь спустя 2 года упорных занятий психотерапией и самоанализом, я наконец-то научился замечать в Себе негативные стороны Своего характера, и корректировать их; до этого весь накопленный материал из книг и аудиосеминаров Литвака я ассоциировал с другими людьми, но Никак Не с Самим Собой, наивно полагая, что все это ко мне не относится, что все это не обо мне, а о других — о невротиках, и что я — психологически здоровая личность; однако когда я понял свое заблуждение, то быстро исправился, начав методично прорабатывать дефекты Своего Характера, и отбросив стремление исправить других; вскоре дела мои пошли в гору; Ю.Л.).

Отсюда: не спорь с тем, кто вытесняет. (я бы добавил: не спорь даже с тем, кто не вытесняет; хочешь быть счастливым – перестань отстаивать свою правоту; в одной из следующих статей я напишу, в чем заключается отличие спора и дискуссии; Ю.Л.)

Вытесняются такие свойства, как любовь к власти. Об этом я писал в разделе о приемах психологического айкидо из книги Михаила Литвака. Вытесняются такие качества, как глупость, недальновидность. Вытесняются в бессознательное сексуальные влечения и некоторые другие потребности.

На некоторое время это спасает от переживания, но неудовлетворенная потребность или неисправленный личностный недостаток рано или поздно приведет к другим формам психологической защиты или к болезни.
Я заработался, вовремя не поел, и у меня закружилась голова.

Я не осознаю, что это от голода, и принимаю лекарство. Мне становится легче, но через некоторое время я чувствую слабость в коленях, опять что-то принял. Потом мне становится все хуже и хуже.

Единственное, что здесь сможет помочь, это введение в сознание факта, что я голоден и должен принять пищу.

Все вытесненное необходимо вернуть теми или иными путями в сознание и осмыслить (именно для этого мне иногда приходится буквально «заставлять» своих клиентов или пациентов писать Автобиографию; ведь методичное поэпизодное описание своей предыдущей жизни – лучший способ вернуть все вытесненное, пережить его, переосмыслить и сделать так, чтобы кошмарное прошлое не тянуло назад – не мешало наслаждаться прекрасным настоящим и не омрачало планов светлого будущего; Ю.Л.).

Михаил Литвак точно описал механизмы борьбы с психологической защитой «Вытеснение». От себя мне хочется добавить: вытесняется только то, с чем наша психика (наше сознание) Справиться Не Может (не способна это перенести).

Я заметил, что, чем сильнее Взрослая позиция (по трансактному анализу), тем меньше попадает в наше Бессознательное, и тем больше остается в сознательном (вот почему так многое вытесняется именно в детстве – ведь там Взрослой позиции, по сути, нет – мало того, что вся информация напрямую попадает в шаблон Родителя, так она еще и способна нанести сильную психическую травму нашему Дитяте; естественно, через какое-то время последняя будет вытеснена (возможно, даже сразу)). Чем сильнее Взрослый, тем больше человек способен переварить, хотя полученная информация нередко носит для него весьма болезненный характер. Но не стоит вытеснять. Раньше я часто обижался, однако всеми силами стремился придать лицу невозмутимый равнодушный вид, хотя в душе хотелось рыдать (или кричать от гнева). Я не рыдал, а занимался самоуспокоением: «Я не обиделся. Обижаться – удел невротиков». Так-то оно так, но ведь и невротизм Весь и Сразу не уходит. А если вытеснять обиду, это будет лишь замедлять наш личностный рост. Возможно, даже заблокирует его вовсе. Ведь даже если обиделся, но обида находится в твоем сознании, то простишь ее своим Естественным Ребенком и быстрее, и легче.

Как определить, что обиделся, но вытеснил? Очень просто – если, вспоминая человека, понимаешь, что общаться с ним не хочешь по каким-либо Несущественным Причинам, или чувствуешь на него какой-либо негатив (хотя явная причина для недовольства отсутствует), значит, обиду вытеснил. Вот тогда-то и надо написать в дневнике все, что происходило в Вашей жизни с участием этого человека. Вы обязательно найдете потерянного скелета в шкафу, путем анализа ситуации отыщите причину вытесненной обиды (работа Взрослого), поплачете (покричите), простите и успокоитесь (нелегкая, но необходимая работа Дитяти). Если, вспомнив о человеке, у Вас возникли положительные эмоции или же эмоций не возникло вовсе, следовательно, Вы его простили. И, следовательно, больше эпизодов, связанных с этим человеком, у Вас не вытеснено.

Читайте также:  Как понять, что ты влюбилась по-настоящему

Вытеснение существенно и не в лучшую сторону влияет на работу нашей памяти. Люди, у которых многое вытеснено, чрезвычайно забывчивы и имеют ярко выраженные проблемы с памятью. Для наглядности приведу сообщения мужчины с форума Михаила Литвака:

Так что механизм борьбы с психологической защитой «Вытеснение» одновременно и прост, и сложен. Сложен он тем, что человеку придется (возможно, неоднократно) переживать самые неприятные и болезненные моменты своей жизни. Но поверьте, Уважаемые Читатели, оно того стоит!

В следующей статье я расскажу о психологической защите «Проекция».

Источник: http://www.nevrozovnet.ru/zashita/psixologicheskaya-zashhita-vytesnenie.html

Бессознательное как продукт вытеснения — психология

Коллеги, очень хочется вместе разобраться с понятием «Бессознательное» — или с разными понятиями о бессознательном, поскольку, как показывает анализ, таких понятий много, около десятка…

Итак,Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль.

Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы.

Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.

И если мы хотим обозначить часть психики, где происходят такие неосознаваемые нами влияния, мы говорим о Бессознательном, о бессознательном в широком смысле.

С другой стороны, в сложившейся практике специалисты и «пользователи» практической психологии всегда говорят о не Бессознательном вообще, а о его какой-то определенной разновидности.

Фрейдизм говорит о неосознаваемых влияниях внутриличностных конфликтов, создавшихся в неблагополучном детстве. Дианетика говорит о неосознаваемых влияниях заякоренных эмоциональных реакций.

Психосинтез рассказывает о неосознаваемом влиянии субличностей на наши решения…

Словом «бессознательное» в сложившейся практике называют самые разные вещи, часть которых присутствует у всех, часть характеризует только определенный контингент.

Одного единого бессознательного, общего для всех людей — нет. Когда говорят о бессознательном, необходимо всегда уточнять, о чем идет речь, о каком из «бессознательных» идет речь.

Смотри Виды бессознательногоТак? Не так? Вы это видите по другому? 

История вопроса

Понятие «Бессознательное» было предложено З. Фрейдом, который предположил, что многие человеческие действия, которые обычно кажутся случайными, на самом деле не случайны, а являются симптомами глубинных внутриличностных конфликтов — настолько серьезных, что психика их не выдерживает и отказывается видеть: делает бессознательным.

Главный конфликт, по Фрейду, это конфликт между первичными детскими влечениями и требованиями общества.Бессознательное в изначальном и узком смысле, в понимании З.Фрейда — область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи (но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику).

Их может расшифровать только специалист специальными методами, например гипнозом или толкованием свободных ассоциаций клиента. Внимание туда принципиально не достает.

Важно другое: если Фрейда понимать буквально, то у маленьких детей бессознательного по Фрейду — нет.

Действительно, бессознательное по Фрейду может появиться только при совокупности некоторых условий, а именно:

  • ребенок стал понимать требования взрослых к нему,
  • взрослые предъявляют свои требования таким образом, что они вступают в конфликт с желаниями ребенка,
  • ребенка за сопротивление требованиям взрослых — наказывают, причем настолько серьезно, что это вызывает в душе ребенка ужас и он вынужден прятать свои желания даже от самого себя.

Понятно, что все это зависит от возраста, а еще более — от конкретного ребенка и конкретных родителей в конкретной семье.Сам факт конфликта между тем, что хочется ребенку и тем, что сейчас от него требуется — естественен.

Взрослый человек видит это, фиксирует это и принимает решение: изменить свои желания, либо попробовать изменить требования в свою сторону, либо найти какое-то третье, гибкое, иногда вовсе изобретательское решение.Например, устроить игру и соревнование: кому сейчас достанется мама? Папе или ребенку?Так или иначе, взрослые люди конфликты решать умеют.

Человек с более детским сознанием вместо решения конфликта (теоретически) может выбрать прятаться от него или прятать, вытеснять его, даже создавая для это специальное бессознательное.Чем более негативное и нетерпимое сознание человека, тем более он борется и с другими, и с собой, тем более у него такого вытесненного бессознательного.

Чем более дружественное, позитивное и принимающее сознание, тем меньше есть нужда что-либо вытеснять, тем меньше такого вытесненного бессознательного.Ну, хочет ребенок иметь маму и убить папу… Господи, чего только дети не хотят! Родители улыбнулись, отвлекли ребенка от этих глупостей и заняли его другими играми.

Если даже ребенок после этого настаивает на своих желаниях, то это идет в форме капризов и плача, что вполне естественно для подавляющего большинства семей. И никакого бессознательного здесь ребенку не требуется.

Аналогично, если вдруг молодой человек почувствовал, что ему пришли в голову агрессивные мысли и чувства по поводу своих родителей, он может сказать себе: «Ошибочка! Я хороший! Больше эти глупости думать не буду», улыбнуться и занять себя чем-то более дельным. И не надо ему эти мысли от себя вытеснять в бессознательное: поиграл с ними — и отставил в сторону.Похоже, что душевно взрослые люди с достаточным уровнем здоровья бессознательное по Фрейду себе не создают и без авторитетных внушений извне в себе подобных вытеснений не обнаруживают.

Впрочем, придумать себе что-то угодно, например предположить у себя наличие бессознательных внутренних персонажей — не сложно, а если это еще и выгодно, то взрослые люди это делают. Смотри Бессознательное как продукт веры

Вопрос, коллеги: как понимаете бессознательное по Фрейду вы? Оно присутствует у всех людей и всегда, оно врожденное или приобретенное, можно ли и нужно ли от него избавляться?В следующих рассылках мы расскажем о других видах бессознательного.

Источник:

Бессознательное как продукт вытеснения

Бессознательное как продуктвытеснения — содержание поля сознания, какими-то силами (силовыми центрами) по тем или иным причинам из области осознавания жестко или мягко вытесненное. Кто кого вытесняет, много ли вытесняет, как вытесняет и каковы последствия вытеснения — тут представления разных исследователей расходятся.

https://www.youtube.com/watch?v=LvyuIDpfb64

Что касается представлений Зигмунда Фрейда, то он полагал, что вытеснение может происходить только в одну сторону, а именно Сверх-Я, представитель социума в сознании, как более сильная инстанция вытесняет более слабое содержание: первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я. В результате, содержание бессознательного по Фрейду — это первичные детские влечения, которые в нас живут, но не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности.

Других видов бессознательного З.Фрейд не знал, не предполагал и просто отрицал.

Причем, по Фрейду, это вытеснение жесткое, то есть достать бессознательное, вернуть в сознание человеку обычными средствами нельзя.

Это область психического, где происходят принципиально недоступные для меня вещи, но не бессмысленные, а имеющие смысл и логику.

По Фрейду, объем такого бессознательного превосходит объем сознания (метафора айсберга, где сознание — крошечная вершина, а основная глыба под водой — бессознательное) и именно оно отвечает за большинство невротических проявлений. Именно бессознательное, согласно Фрейду, виновато во всех наших личностных бедах. Это и есть бессознательное в изначальном и узком смысле, бессознательное в понимании З.Фрейда.

Сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

По Фрейду, эти силы имеют один источник — Сверх-Я, представитель социума в сознании. А вытесняются первичные детские влечения, нежелательные для Сверх-Я.

Мы выражаем сомнение, что этот вид бессознательного присутствует в душе у всех — похоже, такого бессознательного еще нет в психике маленького ребенка, как и нет в сознании взрослого человека, если это сознание дружественное, позитивное и принимающее. См.→

Вытеснение не по Фрейду

Как продукт вытеснения, бессознательное может иметь и другую природу, отличающуюся от описания ее З.Фрейдом.

Да, нежелательное содержание из сознания может быть стерто или вытеснено в бессознательное. Но кто кого вытесняет — вопрос отдельный, ведь в сознании два игрока: «Оно» и «Сверх-Я».

Фрейд был убежден, что именно социум посредством Сверх-Я вытесняет из сознания антисоциальные влечения.

О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать. Но это было скорее неприятно.

Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм. Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся». См.

Вдумайтесь: кто тут кого вытесняет? Действительно, у многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это действие того же процесса вытеснения из сознания того, что видеть там не хочется. Вот не хочется видеть — и прогоняю из сознания. «Оно» хозяйничает…

Источник:

Вытеснение

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд.

Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства.

Читайте также:  Благость - значение слова, как жить в благости?

Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе.

Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность.

Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О.

Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении.

Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу.

Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Источник: http://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-570.html

Вытеснение — Психологос

О вытеснении часто говорят в психоанализе и редко в быту. В повседневной жизни чаще говорят: «Чтобы что-то забыть. нужно сконцентрироваться на чем-то другом». «Чтобы от чего-то отвлечься, нужно привлечь свое внимание к другому».

Какие бы здесь ни использовались формулировки, здесь говорится о самой простой форме вытеснения. С феноменом вытеснения знаком каждый из нас.

Все наблюдательные люди замечали, что в поле внимания два события (или процесса) одновременно происходить не могут: они начинают конфликтовать, и одно начинает вытеснять другое.

Если в голове навязчиво крутится мелодия, то один из простых способов от нее избавиться — это начать напевать мелодию другую. Новая мелодия скоро вытеснит прежнюю.

Если голова загружена проблемами, один из простых (хотя и не очевидно лучших) способов разгрузить голову — включить телевизор или встретиться с друзьями: новые впечатления и картинки вытеснят (по крайней мере на время) вытеснят прежние тревоги.

​​​​​​​

Более интересный и проблемный вариант вытеснения — бессознательное вытеснение человеком из поля своего восприятия того, что человеку видеть невыгодно или неприятно. Все знают: разбираясь в конфликте, обязательно нужно выслушать обе стороны.

Почему? Потому что в памяти каждого из участников конфликта остались те моменты и эпизоды, которые говорят о его правоте, в его пользу, и каждый из участников как правило не помнит тех слов и действий, которые говорят о нем менее красиво.

А самое интересное, что это не осознанное вранье (хотя такое случается также), это происходит с людьми, которые действительно хотят вспомнить все честно. Вытеснение — происходит.

Любопытнейший вариант вытеснения происходит в гипнозе, точнее в постгипнотической амнезии. Если под гипнозом человеку дали внушение что-то сделать в определенное время или при определенных обстоятельствах, человек это сделает после того, как выйдет из гипноза.

Он не помнит об этом внушении, содержание внушения вытеснено из сознания, но оно влияет на его поведение. Смешно, но человек будет пытаться придумать такому своему поведению рациональное основание, несмотря на то что стремление выполнить его было импульсивным.

Например, молодой человек искал рациональное объяснение тому, почему он открыл окно, когда гипнотизер сняла очки (это был условный сигнал), сказав, что в комнате немного душно.

Вытеснение в психоанализе

З.Фрейд рассматривал и продвигал только один вариант вытеснения: он утверждал, что вытеснение — это механизм защиты человека от внутреннего конфликта между Супер-Эго и несовместимыми с ним желаниями ребенка.

В «Толковании сновидений» Фрейд писал, что основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».

Фрейд различал первичное вытеснение, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктного импульса, и вторичное вытеснение, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании.

Он использовал следующую метафору: если во время лекции кто-то плохо ведет, его удаляют из зала (вытесняют в бессознательное). Если из-за двери он шумит, предпринимаются меры, чтобы этот шум не мешал.

Работа психоаналитика — организовать переговоры между нарушителем и лектором, чтобы нарушитель на каких-то условиях мог вернуться в зал. Подробнее взгляды Фрейда смотри Вытеснение в психоанализе

Однако сегодня уже понятно, что бессознательное — не одно, видов бессознательного множество; достаточно понятно, что вытеснение — лишь одна из причин невротических реакций, и не самая серьезная, и при этом направление и содержание вытеснения может быть самым разнообразным: в результате столкновения могут проиграть и быть вытеснены не только детские влечения, но и взрослые установки, идущие от социума.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vytesnenie

Вытеснение — форма психологической защиты

Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания — забывания — истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания.

Как принцип сохранения отсутствующего переживания вытеснение впервые описал Фрейд. Среди причин подобного явления он указал намерение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Вытесняя травмирующий мотив, человек апеллирует к ложному, скрывая истинное положение не только от других, но и от себя.

Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности.

Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей — проявлениям инфантильности, фантазированию. Вытеснение осуществляет защиту от внутренних конфликтов в большей мере, чем от внешних травмирующих воздействий. Типичный пример вытеснения.

Можно услышать от женщины: «Я не могу рожать второго ребенка, так как слаба здоровьем». На самом деле не исключено, что это мотив ложный, выдвигаемый вместо вытесненного нежелания вновь ограничивать свою свободу множеством бытовых забот.

Что значит избавиться от тревоги, забыть страхи, не изменяя реальной ситуации? Это значит произвести коррекцию в своей системе ценностей, перестроить иерархию установок, внести изменения в картину мира, т. е. сделать нечто такое, чтобы та же ситуация оценивалась бы не столько трагично или забылась вообще.

Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так. врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза.

Другой пример приводит академик Н.М. Амосов: «Умирал Федоровский. Академик Шалимов прооперировал: опухоль неудалима. как и предполагали. Конечно, больному сказали, что все сделано радикально. И он поверил.

Что значит инстинкт жизни! Опухоль явно прощупывалась, рвоты продолжались, и кахексия нарастала, а он, опытный, здравомыслящий профессор, хирург, надеялся на близкое улучшение почти до самого конца». Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему.

При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: «Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг.

Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни, уже усилившиеся, вспомнила все». Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм.

Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом.

С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.

) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям — с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось.

Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты.

Если выбор профессии сделан вынужденно, то представление о работе, о своем месте в будущей деятельности может быть насыщено отрицательными переживаниями и поэтому вытесняться из сознания. Вот пример из работы Е.В. Новиковой и И.А. Хухрева. Девочка — отличница., краса и гордость семьи и шкоды, победительница олимпиад, готовит себя к карьере переводчицы.

По окончании школы она подает заявление о поступлении в университет, но не проходит по конкурс). Расстроенная неудачей и под давлением родителей, она соглашается на компромисс — поступает в педагогический институт. Однако, при этом она обещает себе не соглашаться на работу в школе, а, получив диплом, вернуться к своей мечте и стать переводчицей.

Здесь провозглашен ложный мотив-движение к работе переводчика через педагогический вуз. Этот ложный мотив снял внутренний конфликт, возникший из-за неудачи при поступлении в университет, и позволил ей временно обрести психическое равновесие.

Если за время обучения девушка не изменит своего отношения к профессии учителя, то ей будет трудно учиться: многое будет представляться ей ненужным и восприниматься как довесок к работе переводчика. Она будет гнать от себя мысль о том, как будет работать в школе, способна ли взаимодействовать с детьми.

Попав по окончании   института   и   школу,   такая   учительница   окажется   неподготовленной   ни   психически,   ни профессионально, что обострит ее внутренний конфликт.

Таким образом, вытеснение обнаруживается в ошибках припоминания, поскольку ход мысли изменяется сплою внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного или тесно связанного с ним по ассоциации.

Источник: http://psyfaq.ru/main/1739_Vytesnenie.html

Ссылка на основную публикацию