Виктимность поведения – виды, причины, профилактика, коррекция

Семейные советы

Виктимность поведения - виды, причины, профилактика, коррекция

Виктимное поведение представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий. А.В.

Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность – субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье» [4, с.23]. Люди, рискующие оказаться в положении жертвы,  демонстрируют разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или  абсолютное непонимание хитростей преступника [6, с.88]. Главный признак виктимного поведения – это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый.

Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут [5, с.96].

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.

 Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека.

К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии,  саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. [6, с.

55] Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков. 

Основные составляющие виктимности подростков:   

1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.

2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.

3. В структуре личности: социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и высокая степень конформности.

4. В ситуации конфликта тенденция «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.

5. Низкий уровень сексуальной просвещенности.

6. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).

7. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.

8. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

Профилактика виктимного поведения детей и подростков:

  1. Выявление деструктивных семей и работа с ними.
  2. Диагностика индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации.
  3. Профилактика употребления спиртных напитков и ПАВ у несовершенннолетних.
  4. Правильное и своевременное полоролевое воспитание. Формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов.
  5. Формирование коммуникативных навыков, приемлемых форм и стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях.
  6. Просвещение обучающихся и родителей о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников (с привлечением сотрудников ПДН).
  7. Разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях.
  8. Организация досуга детей и подростков во внеурочное время.
  9. Самое главное в профилактике виктимного поведения детей и подростков – это грамотное воспитание и благоприятная психологическая среда развития ребенка в семье. Ведь семья – это не только первый институт социализации будущей взрослой личности, но и микромир, “среда обитания” ребенка. И при правильной ее организации риски виктимизации будет сведен к минимуму.

Педагог-психолог Бигун Е.С.

10 февраля 2017

Источник: https://sch46.edusev.ru/activity/semejnye_sovety/post/199882

Виктимность – психология

Существуют люди, которые являются хозяевами своей жизни. Они уверенно идут по избранному пути, добиваются цели и притягивают к себе удачу.

Однако есть персоны, которые постоянно попадают в неприятные ситуации и становятся жертвой насилия.

В современной психологии для обозначения модели поведения, которая предрасполагает к возникновению опасных для жизни и здоровья обстоятельств, используется термин – виктимность.

Как проявляется виктимность: признаки

Человек с виктимным поведением имеет специфический характерологический портрет, особое мировоззрение и восприятие своей личности, что обуславливает его деструктивное мышление и провокационные действия, в результате чего он «притягивает» к себе, как магнит, недоброжелателей, преступников, манипуляторов. Он приносит себя в жертву ради благ окружающих. Он терпит любые несправедливости и молча сносит обиды. Он поступает наперекор своим интересам и жертвует своими благами.

Такая персона в любом коллективе становится объектом насмешек и критики. На такую добровольную жертву руководство наваливает огромный объем обязанностей, нещадно критикует и упрекает в мельчайших промахах. Над ней смеются и издеваются коллеги.

У людей с виктимным поведением всегда имеются проблемы в личных отношениях. К ним быстро теряют интерес их спутники, поскольку пребывать рядом с запуганной жертвой не престижно и неинтересно. Для домочадцев такая персона – добровольная рабыня, призвание которой – всех ублажать. Ее оскорбляют, унижают, бьют партнеры, вовсе не считаясь с ее мнением и потребностями.

Индивида с виктимным поведением сгоняют с места в автобусе. Именно его выпихивают из очереди в магазине. Такую особу люто ненавидят соседи. Эта личность постоянно попадает в прескверные и опасные ситуации.

Окружающие манипулируют человеком с виктимным поведением, нагло злоупотребляют их безотказностью и мягкосердечием. Субъект с виктивным поведением часто страдает от аферистов и мошенников. Именно его грабители избирают в качестве мишени.

На него направлена охота маньяков.

Стоит отметить, что беспомощность жертвы очень заметна окружающим.

Идеальный объект, образ которого притягивает наглых мужчин, хулиганов и насильников выглядит так: сутулые плечи, сгорбленная спина, сжатые движения, потухший взгляд, опущенная голова, неуклюжая поступь.

При этом такой человек вовсе не хочет испытывать страдания и не понимает, из-за чего он становится регулярно жертвой. Он, как и другие люди, хочет внимания, уважения, признания.

Однако он не способен разобраться в причинах пренебрежительного отношения к нему, не может вести себя по-другому.

Его модель поведения – бездумные, неосторожные, провокационные действия, которые вызывают желание у других людей унизить его и причинить вред.

Как формируется виктимное поведение: причины позиции жертвы

Психологи указывают, что формирование виктимной модели поведения происходит в ранние детские годы человека.

Основные причины появления виктимности у ребенка – взросление в асоциальной среде, неправильная стратегия воспитания со стороны родителей, отсутствие согласованности в действиях матери и отца.

Под действием хронических негативных обстоятельств на подсознательном уровне у незрелой личности закладывается фундамент для специфического жизненного сценария, в которой все аспекты базируется на восприятии себя, как жертвы.

Опишем несколько ситуаций, которые могут привести к формированию виктимности.

Одна из распространенных ошибок родителей – чрезмерная требовательность к своему потомку. Мамы и папы очень хотят, чтобы их чадо было лучше всех: умнее, развитее, образованнее. Они записывают своего отпрыска на различные секции, нанимают ему репетиторов, заставляют учиться сутками напролет.

При этом родители вовсе не считаются с тем, что ребенку интересно, а что нет. Они не принимают к сведению, какой объем заданий он в состоянии сделать без ущерба для психики. Постоянная загруженность малыша и отсутствие удовлетворения вызывает у него внутренний протест. Однако идти против воли родителей он не может.

Ведь за малейшее неповиновение следуют укоры и наказания. Постоянный моральный прессинг приводит к тому, что малыш пребывает в нервном напряжении. Вечное недовольство родителей, нескончаемые упреки, оскорбления и унижения малыша прививают ему чувство своей никчемности и вины.

Маленький ребенок не может дать отпор строгим родителям, и для того чтобы им угодить, ему приходится терпеть придирки и стараться продемонстрировать усердие. В подсознании малыша утверждается мысль: чтобы слыть хорошим и не получить наказания, нужно жертвовать собой и поступать, как велят другие.

И такой конструкт мышления в дальнейшем управляет поведением взрослого человека.

Еще один существенный промах в воспитании – равнодушие родителей, дефицит внимания, заботы, любви. Такое происходит в тех семьях, где помыслы взрослых сосредоточены на зарабатывании денег, строительстве успешной карьеры, обустройстве личной жизни.

В итоге малыш чувствует себя ненужным и лишним, поэтому всеми силами старается продемонстрировать свое присутствие. Самый простой способ, по мнению юного карапуза – быть послушным и покорным, угождать и соответствовать желаниям родных.

Детство вскоре проходит, а склонность к самопожертвованию превращается в привычку.

К родительским ошибкам воспитания относится и гиперопека над ребенком. Эта та ситуация, когда родители берут на себя полную ответственность за жизнь наследника. Когда они его чрезмерно оберегают и потакают всем капризам. Когда они все решают за ребенка. Когда они принимают решение, с кем малышу общаться, где учиться, чем заниматься.

То есть такие родители, которые не дают ребенку ни малейшей возможности заявить о своем мнении, принять собственное решение, получить урок на личных ошибках. В итоге повзрослевший человек попросту не умеет брать ответственность за происходящее в его жизни. Он не может отказать и дать отпор. Он не способен отстоять свою точку зрения и защитить интересы.

Еще один фактор, который может привести к виктимному поведению – получение ребенком неправильных родительских установок. Многие предки воспитывают малыша путем формирования у него определенного образа «хорошего» человека.

Они вкладывают в сознание ребенка мысль, что «хороший» человек – мягкосердечная, покорная, нетребовательная персона. Та, которая жертвует своими интересами ради благ других. Та, которая молча сносит обиды и не идет наперекор воли других.

Поскольку для детей любимые родители – авторитет, то они всеми силами стараются сделать из себя «хорошего» человека, загоняя вглубь души естественное озорство и бунтарство, стремление к лидерству и независимости.

  И в дальнейшем маска хорошего человека не позволяет им показать миру свою самостоятельность и уникальность.

Читайте также:  Холерик - характеристика женщины, мужчины, ребенка

Распространенная причина виктимности – безалаберность человека и его легкомысленное отношение к жизни.

Источник:

Виктимность

от лат.

victima — жертва] — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей. В рамках современной психологической науки, по сути дела, на «проблемном» перекрестке юридической и социальной психологии сформировалась область знания, которая определяется как виктимология, то есть наука о поведении жертвы. В логике социальной психологии такое личностное свойство, как виктимность, достаточно жестко коррелирует с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой и нежеланием отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с избыточной готовностью принимать позицию другого как несомненно верную, с неадекватной, а иногда патологической тягой к подчинению, с неоправданным чувством вины и т. п. Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является, так называемый, «стокгольмский синдром», который выражается в том, что жертвы на определенном этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать им, выступать на их стороне, иногда даже против своих спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить). Личностная виктимность достаточно часто актуализируется в форме откровенно провокационного поведения потенциальных жертв, при этом часто ни в коей мере не осознающих того факта, что их поведенческая активность, по существу, практически впрямую подталкивает партнера или партнеров по взаимодействию к насилию. Подобное поведение особенно в экстремальных или попросту неординарных ситуациях является стимулом агрессии прежде всего со стороны авторитарных личностей.

Несмотря на то, что виктимность проявляется в самых разных сферах жизненной активности людей и сферах их межличностного взаимодействия, наиболее углубленно эта проблематика исследована в области внутрисемейных контактов.

Так, например, показано, что одной из наиболее значимых причин формирования устойчивой личностной виктимности является семейное насилие в самом широком смысле этого понятия. Так, С. В. Ильина выделила два наиболее опасных в данном отношении периода развития.

Проведенное ею «сравнительное изучение статистических данных по внутри- и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6—7 лет, тогда как средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше — 13—14 лет. Дошкольный и подростковый возрастные периоды являются «возрастами риска» в отношении насилия.

Жестокое обращение или сексуальная травматизация в этот период вероятнее всего окажут куда более разрушительное воздействие, чем в период относительной эмоционально-личностной стабильности. В период возрастных кризов происходит целый ряд изменений, которые усиливают виктимность ребенка: изменение телесного облика, личности. С. В.

Ильина утверждает, что имеются «сензитивные к насилию» периоды в жизни ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосексуальные изменения делают жертву более травматизируемой. Эти периоды являются опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, телесных наказаний, психологического насилия.

Изменившийся физический облик и поведение ребенка становятся провоцирующими не только для потенциального насильника, но и у родителей вызывают стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. Другие возрастные периоды по статистике являются менее опасными для непосредственного насилия.

Однако проявления, так называемого, «токсичного» родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения — депривация и симбиоз — ложатся в основу формирования виктимной личностной организации, которая вынуждает ее обладателя всю последующую жизнь вызывать на себя то или иное насильственное воздействие»1.

Последнее замечание С. В. Ильиной представляется особенно важным в связи с тем, что травматическое родительское воздействие в раннем возрасте, влекущее формирование виктимности, часто не носит внешних признаков насилия и является неосознанным.

Довольно типичным житейским примером такого рода может служить ситуация, когда мужчина, страстно желавший стать отцом мальчика, начинает воспитывать дочь по мужскому образцу — вовлекать ее в типичные мужские игры, побуждать заниматься экстремальными видами спорта, «мужественно» терпя при этом боль от неизбежных физических травм, и т. п.

Подобный тип взаимоотношений, внешне нередко носящий характер товарищеского партнерства и порождающий сильную привязанность дочери к отцу, по сути дела, представляет собой типичный симбиоз с отчетливо выраженной садо-мазохистской направленностью.

Девочка, растущая в подобных условиях, усваивает на подсознательном уровне, что для того, чтобы привлечь внимание значимого мужчины и заслужить его одобрение, она должна быть готовой пожертвовать своими интересами, терпеть страдания и унижения.

В этом контексте особенно интересен тот факт, что страдающие от виктимности индивиды в определенных условиях сами склонны к насилию и жестокости. По мнению некоторых исследователей, в частности, А. А. Гурьевой, «дети, пострадавшие от жестокости, …

составляют особую виктимологическую группу, когда жертва в конечном итоге превращается в жестокого мстителя»2. Данный, видимый парадокс становится совершенно понятным, если обратиться к интерпретации сущности садо-мазохистского симбиоза, предложенной Э. Фроммом.

По его мнению, «взаимосвязь садизма и мазохизма очевидна, но с точки зрения бихевиоризма они являются противоположностями. В действительности же это два различных аспекта одной и той же основной ситуации: ощущение экзистенциальной и витальной импотенции.

Хотя садист вроде бы не зависит от своей жертвы, на самом деле она ему необходима; он в ней нуждается, но ощущает эту потребность в извращенной форме.

Из-за тесной связи между садизмом и мазохизмом будет правильнее говорить о садо-мазохистском характере, хотя ясно, что у каждого конкретного лица преобладающим является либо один, либо другой аспект.

Садо-мазохистский характер можно еще назвать авторитарным, если перейти от психологической характеристики к политической, ибо, как правило авторитарные лидеры демонстрируют черты садо-мазохистского характера: притеснение подчиненных и подобострастие по отношению к вышестоящим»3.

Однако в определенной ситуации может проявиться и противоположный, садистический аспект. Как правило, такого рода «месть» за пережитые унижения и страдания направляется не на реального мучителя, а на того, кто воспринимается как «удобный» объект, то есть еще более слабый и беззащитный, чем сама виктимная личность.

Нередко в такой роли выступают животные, а в более зрелом возрасте и собственные дети. Таким образом, виктимность может «передаваться по наследству». Социально-психологическая и психотерапевтическая практика показывают, что родители и более отдаленные предки жертв насилия также подвергались насилию.

Совершенно очевидно, что подобный семейный синдром является одним из наиболее опасных проявлений виктимности в обществе.

Происходит “вторичная виктимизация”, заключающаяся в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва»1. Таким образом, происходит внутрисемейное «заражение виктимностью» не только «по вертикали» — из поколения в поколение, но и «по горизонтали».

Источник: http://obu4ayka.ru/psihologiya/viktimnost-psihologiya.html

Виктимность: понятие в психологии, причины и типы виктимного поведения

Человек — это продукт взаимодействия с социальной средой. При этом среда оказывает решающее влияние на формирование личности, и далеко не всегда это влияние идет во благо.

В ряде случаев процесс социализации приводит к тому, что индивид превращается в забитое или агрессивное существо, готовое принести себя в жертву. Не ради каких-то высших идеалов или благополучия близких, а просто потому что позиция жертвы для него близка и привычна.

Эта особенность поведения и мировоззрения личности называется виктимностью, что в дословном переводе с латинского означает «жертвенность».

В чем проявляется виктимность

Термин «виктимизация» первоначально появился в юриспруденции и криминалистике. Означал он процессы, приводящие к тому, что некоторые люди предрасположены стать жертвами агрессии, насилия, мошенников. Поведение жертв таково, что они сами провоцируют различных асоциальных субъектов на противоправные действия в отношении их.

Виктимное поведение с точки зрения психологии

В психологии это явление стали изучать сравнительно недавно – в конце прошлого века. Но интерес исследователей к нему увеличивался по мере того, как становилось понятно, что истоки виктимного поведения нужно искать именно в психологических особенностях жертв.

Тем более было доказано, что склонность подвергать себя опасности стать жертвой насилия – это не просто блажь или глупость, а отклонение от нормы, которое может превратиться в настоящее психическое заболевание, требующее серьезного, в том числе медикаментозного лечения.

Проявляется виктимность в своеобразном поведении человека, который провоцирует людей, склонных к агрессии, вызывает по отношению к себе проявление насилия. В народе о таких очень точно говорят: «Сам напросился».

Примеры виктимного поведения разнообразны: жена грубит и ведет себя вызывающе с пьяным мужем; девушка, откровенно заигрывающая с «плохими парнями» в баре; подросток, жалующийся учителям на своих сверстников; заложник, демонстративно отказывающийся подчиняться террористам и т. д.

Но людей, склонных к виктимному поведению, нельзя назвать глупцами или мазохистами. Хоть со стороны кажется, что роль жертв их привлекает, но это верно лишь отчасти.

Такие индивиды обычно очень любят жаловаться на свою судьбу, тем самым привлекая к себе внимание, которого иным способом они добиться не могут.

Но открыто демонстрируя свои слабости, обиды, раскрывая перед всеми свою жалкую сущность, они вызывают не жалость, а презрение и агрессию.

Это хорошо заметно в компаниях подростков или в школьных классах, где издевательствам подвергаются самые жалкие и, казалось бы, безобидные дети.

Известный исследователь поведения людей и высших животных этолог Конрад Лоренц сравнивал подростковую группу со стаей животных. В стае не место слабым и ущербным, они – то слабое звено, из-за которого может пострадать весь социум.

Поэтому слабые вызывают неприязнь и агрессию, их изгоняют из стаи, а то и вовсе убивают.

Конечно, общество – это не стая волков или обезьян, однако древние поведенческие механизмы дают о себе знать, особенно у людей, склонных следовать животным инстинктам, а не социальным нормам. К сожалению, здесь справедливо высказывание: «Если есть жертвы, то найдутся и насильники». Правда, проявляется провоцирующее поведение жертв по-разному и далеко не всегда его можно сразу распознать.

Два типа виктимного поведения

Различие в поведении жертв обусловлено их психологическими особенностями. Среди людей, склонных к виктимному поведению, встречаются не только потенциальные жертвы, но и потенциальные насильники, в другой ситуации охотно демонстрирующие агрессию и жестокость. Поэтому можно выделить два типа виктимного поведения, которые существенно различаются.

  • Комформное (соглашательское) поведение людей, с готовностью принимающих роль жертвы, ждущих в отношении себя насилия, оскорблений, обмана. Эти люди робкие, склонные к подчинению, часто боготворящие находящегося рядом с ними насильника, так как видят в нем сильную личность, способную на поступки, которые недоступны жертве. Для таких «жертв» характерна заниженная самооценка и уверенность в собственной никчемности, неудачливости. И в то же время им свойственно чувство перманентной обиды на весь мир, они любят жаловаться, демонстрируя свой статус «жертвы».
  • Эмоционально-неустойчивое, демонстративное и вызывающее поведение. Этот тип виктимного поведения часто проявляется в агрессивности самой «жертвы», в склонности к провокациям. Это характерно, например, для подростков и для людей, страдающих инфантилизмом. Люди с этим типом поведения обычно сами любят травить тех, кто слабее, нередко примеряют роль насильников и преступников. Склонность к жестокости и подавлению слабых делает в глазах этих индивидов подобные действия обычными, и в ситуации, когда насильник сталкивается с более сильной личностью, он сам принимает роль жертвы. Про таких говорят: «Удалец среди овец, а перед удальцом сам овца».
Читайте также:  Психологический барьер в общении, в отношениях, как преодолеть

Бывает, что в роли жертвы оказываются сильные, уверенные в себе личности с повышенным чувством ответственности.

Иногда обстоятельства складываются так, что эти люди сознательно идут на жертву, чтобы отстоять свои принципы, защитить близких людей, свою страну и т. д.

Но несмотря на многие признаки виктимного поведения, такая жертвенность к нему не относится. Чаще всего она объективно оправдана.

Факторы, порождающие склонность к виктимности

Психологи считают, что для людей, склонных к виктимному поведению, характерны различные явления деформации личности и психические заболевания.

Однако считать их единственными причинами синдрома жертвы нельзя. Скорее, нарушения в психике и деформация личности не только сопровождают виктимность, но и порождены общими с ней причинами.

В психологии выделяют две группы факторов, порождающих психологию жертвы.

Социальные факторы

Совершенно очевидно, что выросший и воспитанный в нормальных условиях человек не может даже подсознательно желать себе вреда. Кроме этого, работает еще и инстинкт самосохранения, препятствующий виктимному поведению.

И нужны действительно особые условия, чтобы врожденная программа начала давать сбой. Поэтому многие психологи считают виктимность порождением уродливой социализации, формирующей у индивида искаженные представления о системе ценностей, о себе самом и своих отношениях с другими людьми.

Можно выделить несколько социальных причин, влияющих на склонность человека принимать статус жертвы:

  1. Особенности семейного воспитания: конфликты в семье, пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни родителей, жестокое обращение с ребенком и манипулирование им.
  2. Отсутствие у ребенка ощущения любви, заботы и чувства защищенности со стороны родителей.
  3. Чрезмерная опека родителей, ограждающих ребенка от всякого влияния внешнего мира. В результате этого он вырастает неспособным различать добро и зло и противостоять опасностям, о которых даже не подозревает. Гиперопека – это причина инфантилизма, социальной недальновидности и незнания часто жестоких законов социума.
  4. Проблемы и конфликты со сверстниками, особенно в подростковом возрасте.
  5. Наличие негативного эмоционального опыта, связанного с наблюдением за сценами насилия.
  6. Ощущение собственной неполноценности и ущербности под влиянием реакции социума на какие-то отклонения, дефекты, травмы человека.

Все эти причины так или иначе связаны с неблагополучной социальной средой, в которой рос ребенок. И эти условия привели к развитию деформированных представлений о своем месте в социуме, о низкой значимости и ценности собственной личности.

Феноменологические факторы

Под влиянием неблагополучной социальной среды формируются качества индивида, которые превращают его в слабовольную и зависимую жертву обстоятельств.

Так, психологи считают важной предпосылкой виктимного поведения повышенную агрессивность, проявляющуюся еще в детском возрасте.

Демонстрируя собственную жестокость по отношению к более слабым детям и животным, ребенок привыкает к ней и вырастает человеком, для которого жестокое и агрессивное поведение – норма.

Он готов к тому, что и в отношении его будет применено насилие, потому что для него это обычное дело.

Нередко привычной и естественной становится жестокость подростков не только из-за неблагополучного семейного воспитания, но и под влиянием общения с агрессивными сверстниками, жестоких фильмов, компьютерных игр со сценами насилия.

Но все же следует подчеркнуть, что реальные социальные условия играют решающую роль – подросток вполне способен отличить виртуальную действительность от реальной, если только последняя не демонстрирует ему то же самое насилие. Под влиянием постоянных столкновений с жестокостью в своем окружении и на экране дети становятся более черствыми, равнодушными, притом не только к окружающим, но и к самим себе.

Это касается и взрослых, состоявшихся личностей. Постоянное пребывание под влиянием отрицательных эмоций, отсутствие позитива в жизни, душевного тепла близких порождает у людей повышенную тревожность, постоянное ожидание чего-то еще более худшего, а также психические заболевания: неврозы, депривации, депрессии и т. д.

Как избавиться от виктимности

Виктимность, особенно в ярко выраженном виде – это психическое отклонение, болезнь, а лечение любой болезни следует начинать с устранения ее причины. Но в психотерапии это, к сожалению, не всегда возможно.

Так, если синдром жертвы сформировался под влиянием дефектов детской социализации, то ничего в прошлом мы изменить уже не можем. Поэтому придется устранять не причину, а ее последствия.

И здесь есть несколько путей, но все они требуют вмешательства квалифицированного психолога, психотерапевта, а то и психиатра:

  • Изменение отношения к прошлому. Ведь именно оно в данном случае формирует поведение человека. Психотерапевтические методики позволяют избавиться от последствий детских психических травм, изменить отношение человека к тому, что случилось с ним в прошлом, научить его отпускать прошлое и чувствовать себя независимым от него.
  • Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, повышение самооценки и самоуважения. Уверенность в себе и обретение чувства независимости позволят человеку отказаться от статуса жертвы.
  • Использование методов когнитивной психотерапии для коррекции установок, взглядов, ценностей, отношения к себе и окружающим.
  • Развитие самоконтроля, формирование установок на адекватный тип поведения, развитие коммуникативных навыков и способности взаимодействовать с другими людьми, правильно оценивать их намерения и отношение. Этого можно достигнуть с помощью специальных социально-психологических тренингов.
  • Снятие напряженности и последствий стресса, выход из состояния депрессии, что достигается с помощью специальных медикаментозных средств, назначенных психиатром.

Но важным условием коррекции поведения людей с синдромом жертвы является создание благоприятной социальной обстановки, обретение истинных друзей, единомышленников, близких людей. И возможно, для этого необходимо будет сменить место жительства и уехать туда, где в этом человеке не будут видеть жертву.

Источник: https://psychologist.tips/2522-viktimnost-ponyatie-v-psihologii-prichiny-i-tipy-viktimnogo-povedeniya.html

Виктимность в психологии – что это такое?

Личные качества некоторых людей вызывают недоумение, особенно если они направлены им во вред. К таким особенностям поведения можно отнести виктимность – совокупность свойств человека, склонного стать жертвой преступления и несчастных случаев. Понятие рассматривается в психологии и криминалистике.

Что такое виктимность?

Виктимность – это особенность поведения человека, который ненамеренно навлекает на себя агрессию со стороны других людей. Термин произошел от латинского слова «victima» — жертва.

Понятие широко употребляется в российской виктимологии – междисциплинарной области криминологии, исследующей процесс становления жертвой преступления. Одно из первых определений этого явления – свойство быть жертвой, но можно рассматривать его как патологию.

Виктимность и виктимное поведение проявляются в разных сферах жизни. Но глубже всего феномен рассмотрен в семейных отношениях.

Виктимность в психологии

Феномен жертвы находится на перекрестке юридической и социальной психологии. С точки зрения последней виктимное поведение – это отклонение, основанное на таких факторах, как:

  • предрасположенность;
  • внешние обстоятельства;
  • влияние социума.

Комплексу виктимности больше всего подвержены подростки. Незрелая личность чаще взрослых становится жертвой негативных обстоятельств, явлений, людей и не только. Наносить ущерб не обязательно должен другой человек, это может быть дикое животное, стихия, вооруженный конфликт. Данная проблема – одна из актуальных в современной психологии и еще не нашла решения.

Причины виктимности

Интуитивно человек стремится не показывать свои слабости в присутствии потенциального врага, избегать конфликтных и опасных ситуаций. Если этого не случается – проявляется виктимное поведение жертвы. Что же провоцирует поступки индивида, совершая которых он навлекает на себя беду? Выделяют три вида людей, провоцирующих насилие над собой:

  1. Пассивно-подчиняемые. То есть жертва выполняет требования нападающего, но делает это вяло, или неправильно интерпретирует слова и приказы. Таких людей больше всего (40%) из общего числа людей с описываемым синдромом.
  2. Псевдопровоцирующие. Не ведая того, потенциальная жертва делает все, чтобы склонить оппонента к агрессии: ведет себя вызывающе, откровенно и пр.
  3. Неустойчивый тип. Чередование обоих типов поведения, непоследовательность в своих решениях и действиях, проявление невнимательности или непонимания.

Неадекватная самооценка, тревожность, эмоциональная неустойчивость делает человека подверженным риску стать пострадавшим. Причины виктимного поведения зачастую кроются в семейных отношениях. Предпосылкой его возникновения становятся такие факторы, как:

  • насилие;
  • синдром жертвы у родителей;
  • неблагоприятная среда, в которой вырос индивид (неблагополучная, неполная семья);
  • нахождение в прочих антисоциальных группах.

Признаки виктимности

В ситуациях, где проявляет себя психология жертвы, виктимное поведение отражается в правомерных и неправомерных поступках, которые могут никак не повлиять на совершение преступления, а могут сыграть решающую роль.

Виктимный тип проявляет себя по-разному: выражается в эмоциональной неустойчивости, тяге к подчинению, сложностях в общении, искаженном восприятии своих чувств и т.д. Если люди склонны неправильно реагировать в опасные для жизни моменты, они, скорее всего, попадут в переделку.

Личную виктимную принадлежность определяют такие качества характера, как:

  • покорность;
  • внушаемость, доверчивость;
  • неосторожность и легкомыслие;
  • неумение постоять за себя.

Виктимное поведение и агрессия

В отношениях преступник-потерпевший в половине случаев совершенное насилие – это вина взаимодействующих людей, а не стечение обстоятельств. Человеческий фактор играет большую роль.

Одни люди уязвимы в большей мере, другие в меньшей, но в абсолютном большинстве преступлений насильственного характера действие потерпевшего становятся толчком к агрессии. Что можно делать «не так»? Вести себя дерзко, нарываясь на неприятности или, напротив, вяло, безэмоционально.

При этом психология виктимного поведения такова, что потенциальная жертва сама склонна к агрессии и насилию.

Виктимность и личностная, и профессиональная

Всякая виктимная личность нестабильна. Проблемы возникают при психологических и социальных (а, возможно, и физиологических) свойствах индивида. Но синдром жертвы проявляет себя по-разному. Российские специалисты выделяют четыре его разновидности, которые в реальной жизни могут накладываться один на другой:

  1. Виктимогенная деформация – результат плохой социальной адаптации. Выражается в повышенной конфликтности, неустойчивости, неспособности к абстрактному мышлению.
  2. Профессиональная или ролевая. Характеристика роли человека в обществе, повышающая опасность посягательства на его жизнь и здоровье в силу занимаемой должности.
  3. Патологическая, когда синдром становится следствием болезненного состояния личности.
  4. Возрастная – некоторые группы населения, которым в силу возраста или наличия инвалидности свойственна виктимизация.

Виктимные отношения в семье

Все отклонения закладываются в детстве, и модель обидчика и жертвы начинает формироваться в семье. Домашнее насилие имеет физическую, сексуальную, психологическую и экономическую формы и осуществляется путем угроз и дискриминации. Случаи не единичны.

Виктимность женщин порождает агрессию мужчин (и наоборот). Механизмы контроля и власти, которые использую мужья, лишают слабый пол свободы, возможности самореализации, иногда здоровья. И это накладывает свой отпечаток на психологическое состояние детей.

Как избавиться от виктимности?

С психологической точки зрения виктимность – это отклонение от нормы, и оно поддается лечению. Конкретного лекарства от расстройства нет, и подход будет зависеть от причин его возникновения. Виктимность поведения можно устранить двумя способами:

  1. Медикаментозно (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты и пр.).
  2. С помощью психотерапии. Коррекция производится с помощью исправления поведения или чувств, обучения самоконтролю и других техник.

Предрасположенность человека попадать в неприятные ситуации – не всегда его вина. И тем более феномен не оправдывает агрессора (например, насильника или убийцу) и не перекладывает его вину на жертву.

Если проблема в действиях и поступках, нужно научиться их контролировать. Осознав неправильность поведения, есть шанс его исправить, чтобы не совершать глупости и не находить проблему на пустом месте.

Источник: https://womanadvice.ru/viktimnost-v-psihologii-chto-eto-takoe

Виктимность подростков. Причины, особенности проявления

Виктимность подростков. Причины, особенности проявления.

Особенности психологического консультирования по телефону жертв насилия

Дети и подростки нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия. Проблема насилия и виктимности подростков прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, без сомнения она далека от разрешения.

Читайте также:  Почему я одинока и у меня нет личной жизни?

Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности.

Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении» [1, с.12].

Согласно современным данным, под виктимностью подростков понимается своего рода способность стать жертвой негативных явлений. Подросток ею еще не стал, но в его личности имеются определенные качества, делающие его при определенных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств

Социальные качества формируются на протяжении длительного времени в процессе взаимодействия человека с внешней средой. Хотя формирование личности происходит практически всю жизнь, но с точки зрения виктимологической профилактики период взросления человека является наиболее важным. Ведь виктимогенные деформации личности не берутся «из ничего».

Повышенные виктимные потенции приобретаются индивидом, видимо, ещѐ в детстве, и тем самым создаѐтся реальная возможность опасного для него развития событий, хотя сами эти события могут наступить и в отдаленном будущем В результате некоторых исследований доказано, что  подросток с такими качествами личности как: неадекватной самооценкой, высоким уровнем тревожности и агрессивности, с эмоционально-волевой неустойчивостью, –  «готов» стать жертвой насилия На каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации [11, с. 112-116]:

  • В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность или пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; негативное отношение учителя или сверстников; отрицательное влияние сверстников или старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); растление; угнетение; физические травмы; изнасилование.
  • В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы; травля сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи.
  • В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; вовлечение в преступные группы; изнасилование; физические травмы; потеря перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля сверстников, романтические неудачи; суицидальные устремления.

Анализ поведения личности требует обязательного учета ее адаптационного потенциала, то есть анализа специфики ее адаптации Адаптация ( лат.– приспособляемость, приноровление) в широком смысле слова означает приспособление организма к условиям существования Психическую адаптацию как процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды (психический гомеостаз) необходимо рассматривать как важный фактор личностного развития При исследовании психической адаптации личности учитываются ее составляющие психологические факторы. К ним относятся такие базовые эмоционально-волевые компоненты личности, как тревога, фрустрация, а также установки и потребностно-мотивационные характеристики личности, которые гармонизируют личность и лежат в основе интегрирующего или дезинтегрирующего ее поведения

При анализе личности жертвы важным является анализ внутренних и внешних механизмов индивидуального поведения. Это требует комплексного подхода к исследованию личности жертвы с обязательным учетом таких параметров, как:

  • психическая адаптация, включающая в себя особенности фрустрационной напряженности, тревожности личности, уровень ее эмоциональной устойчивости;
  • особенности реагирования личности на стрессовые ситуации с обязательным анализом ее защитных механизмов и механизмов совладания;
  • особенности мотивации;
  • особенности интеграции поведения с обязательным анализом системы потребностей, установок, системы отношений и самооценочного компонента личности

Уровень психологической адаптации (ПА) можно отнести к энергетическому механизму поведения жертвы. Низкий уровень ПА проявляется у потерпевших эмоциональной неустойчивостью, высокой степенью нервно-психической напряженности и тревожности. Как системообразующий фактор виктимного поведения психическая дезадаптация часто встречается у жертв, в структуре личности которых наблюдаются социальная робость, высокая степень конформности, низкая способность к интеграции поведения. В ситуации конфликта у них наблюдаются выраженные дезадаптивные реакции, что проявляется в повышенной фиксации на источнике конфликта, в тенденции  «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта

Жизненный опыт в значительной степени определяется особенностями семейного воспитания. Специальный анализ стилей семейного воспитания потерпевших показал, что у 40%  из них наблюдалось отсутствие эмоциональных, доверительных контактов в семье, особенно с матерью.

У 20% потерпевших наблюдалось воспитание в семье по типу повышенной моральной ответственности. Такие девушки отличались излишней добросовестностью, ответственностью, у них наблюдались стойкие моральные принципы.

Они охотно откликались на провоцирующие просьбы насильников (например, сесть в автомобиль и показать, как проехать, зайти в квартиру и попросить вызвать девушку и пр.)

Особенности поведения жертвы определяются ее ценностными ориентациями. Анализ показал, что только у 43,5% потерпевших ценностные ориентации носили адекватный  и устойчивый характер.

У остальных – особенно у потерпевших с неадекватной самооценкой – ценностные ориентации отличались выраженной неустойчивостью, а в отдельных случаях носили социально неадекватный характер.

У этих  потерпевших еще до изнасилования наблюдались эпизодические сексуальные контакты, отмечался высокий уровень сексуальной просвещенности. Многие из них посещали видеосалоны, были знакомы с порнографической литературой.

Некоторые из них оказались жертвами преступления, находясь в состоянии тяжелого алкогольного или наркотического опьянения. Их поведение отличалось повышенной виктимностью, причем большинство из них были ранее знакомы с насильниками, были членами их компаний и нередко сами инициировали сексуальные притязания обвиняемых

Анализ особенностей самооценки показал, что у 31,5% потерпевших наблюдалась неадекватная самооценка. У потерпевших с неадекватно завышенной самооценкой преобладали позитивные характеристики образа «Я», а с заниженной – негативные характеристики.

Нарушение баланса позитивных и негативных характеристик значительно препятствовало пониманию случившегося, снижало критичность поведения жертвы. Анализ показал, что поведение потерпевших с заниженной самооценкой отличалось ограничением активности, неуверенностью, наблюдалась высокая степень нервно-психической напряженности.

Потерпевшие с завышенной самооценкой проявляли выраженную некритичность  поведения, у них наблюдалась тенденция брать на себя решение задач, превышающих их возможности. Они сами нередко являлись организаторами деликта. Устраивали совместные выпивки с насильниками, оставались ночевать с ними в одной комнате, останавливали машины с просьбой подвезти их и др.

Их поведение отличалось выраженной виктимностью. У некоторых потерпевших наблюдалась выраженная самооценочная тревожность, то есть они воспринимали нейтральные ситуации как такие, которые содержат угрозу самооценке. Анализ показал, что жертвы с высокой самооценочной тревожностью, как правило, были знакомы с насильниками раньше или были влюблены в них.

Большинство потерпевших с высокой самооценочной тревожностью подвергались групповому изнасилованию, причем в эти группы входили их избранники, которые нередко выступали организаторами групповых изнасилований.

Произойдет ли столкновение конкретного человека с какими-либо опасностями зависит и от объективных обстоятельств, и от его индивидуальных особенностей.

Но есть обстоятельства, в которых жертвой станет любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей (например, сиротство), но и в этом случае восприятие или невосприятие себя жертвой может быть связано с индивидуальными особенностями человека.

Виктимизация человека зависит от темперамента, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению. Становление жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека.

К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень  устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. Особо следует назвать такую характеристику, как экстернальность – интернальность, т.е.

склонность человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.

Таким образом, можно выделить основные составляющие виктимности подростков, позволяющие предположить, что наличие  этих признаков делает подростков виктимными:

  1. Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью.
  2. Такие индивидуально-психологические особенности личности, как неадекватная самооценка, высокие показатели по уровню тревожности, эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности.
  3. Как системообразующий фактор виктимности психическая дезадаптация часто встречается у жертв, в структуре личности которых наблюдаются социальная робость, низкая способность к интеграции поведения и  высокая степень конформности. В ситуации конфликта  наблюдаются выраженные дезадаптивные реакции, что проявляется в повышенной фиксации на источнике конфликта, в тенденции «ухода в себя» с целью смягчения эмоционального дискомфорта.
  4. Низкий уровень сексуальной просвещенности.
  5. Нервно-психические расстройства (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.).
  6. Безнадзорность, заброшенность и эмоциональное отвержение, недостаточный уход и недостаток эмоционального тепла, а также отставание в психофизическом развитии, легкая внушаемость, неспособность оценить степень опасности и сопротивляться насилию.
  7. Условия жестокого обращения в семье, враждебное восприятие мира, готовность быть жертвами насилия со стороны сильных и самим проявлять его в отношении слабых.

На основании изучения литературы, опыта очного и заочного консультирования (обращений к психологам в Центре и обращений  на  Телефон доверия) методическим объединением Центра разработаны рекомендации по консультированию подростков (и других жертв насилия) по телефону.

Работа с жертвой насилия:

  • Дайте ей (жертве) возможность рассказать свою историю: пусть она знает, что вы верите ей и хотите выслушать ее переживания. 
  • Помогите ей осознать свои чувства: поддержите ее право быть разгневанной; не отрицайте ни одно из ее чувств.
  • Будьте чувствительны к различиям между людьми, принадлежащими к разным национальностям, культурам и классам: хотя между всеми есть сходство, ни одна из них не является стереотипом, у каждой свой жизненный опыт.
  • Уважайте культурные ценности и верования, оказывающие влияние на ее поведение: не забывайте, что эти представления в прошлом могли быть для нее источником спокойствия и уверенности и их важность не должна принижаться.
  • Осознавайте различие между сельским и городским жителем: необходимо помнить о физической изоляции и культурных ценностях сельского жителя.
  • Знайте, что она нуждается в спасении, помогите ей оценить ее собственные ресурсы и систему поддержки.
  • Помните, что она находится в состоянии кризиса, который снижает ее собственные защитные свойства, помогающие ей справиться с любой проблемой. Помогите ей вновь обрести силу и эмоциональный настрой, и она примет свое собственное решение.

Работа с собственным Я:

  • Осознайте ваши собственные позиции, переживания и реакции в ответ на насилие: вспомните, какую роль насилие сыграло в вашей жизни.
  • Отдавайте себе отчет в своих эмоциях и ограничениях по времени: будьте хорошо осведомлены о наличии и работе отделений милиции и прочих служб с тем, чтобы не быть голословным; помните, вы помогаете ей определить проблему, но не решить ее.
  • Остерегайтесь удовлетворять свою собственную потребность быть экспертом (наверное, не раз люди говорили ей, что делать): ей нужен человек, который внимательно отнесется к ней, советов она получила уже достаточно.
  • Осознавайте свои культурные приверженности, верования и предубеждения, когда консультируете женщину другой культуры, расы и класса: не забывайте, что могут быть предубеждения и против вас и что с ними нужно поступить по справедливости.
  • Не ставьте диагноз! Сделайте акцент на решении конкретной проблемы и эмоциональной поддержке, но не на субъективной интерпретации поведения.
  • Не выражайте разочарования, если жертва решает вернуться к прежним взаимоотношениям: будьте откровенны и объясните свои опасения, но дайте ей знать, что она всегда сможет обратиться к вам, и вы позаботитесь о ней.

Помните! Возможно вы первый в ее жизни человек, который проявил уважение и оказал поддержку именно в тот момент, когда она больше всего в этом нуждалась. Взамен вы получите ее признательность и удовлетворение от мысли, что можете быть кому-то полезны!

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/viktimnoste-podrostkov-prichini-osobennosti-proyavleniya.html

Ссылка на основную публикацию