Вандализм – понятие, причины, мотивы, виды, примеры

Что такое вандализм? Примеры вандализма. Ответственность за вандализм. Ст. 214 УК РФ :

Вандализм - понятие, причины, мотивы, виды, примеры

Человеческие действия можно разделить на две группы: созидающие и разрушающие. Последние вызывают негативную реакцию общества. В зависимости от степени опасности за разрушающие действия устанавливаются разные наказания – от общественного порицания до уголовной ответственности. Люди, совершающие их, имеют разные мотивы и цели.

Одним из проявлений негативного поведения считается вандализм. Ответственность за него устанавливается в 214 статье УК. На практике возникает немало проблем при квалификации этого деяния. Далее в статье рассмотрим, что такое вандализм, чем он отличается от иных преступлений и какое наказание за него предусмотрено.

Общие сведения

Многие полагают, что вандализм – такие действия, которые направлены исключительно на осквернение культурно-исторических сооружений. Это не совсем верно.

Данное явление можно рассматривать с разных точек зрения.

К примеру, что такое вандализм в психологическом смысле? Под ним понимают такое состояние субъекта, при котором он хочет совершать разрушающие действия, осквернять скульптуры, памятники, причинять ущерб общественному имуществу.

Противоположным ему будет патриотизм. Он представляет собой состояние, при котором индивид гордится страной и народом, стремится сохранить культурно-историческое наследие.

Некоторые ученые полагают, что вандализм – такая форма девиантного поведения, при которой субъект совершает бессмысленные действия, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Как правило, разрушающее поведение присуще недовольным людям, ничего не добившимся в жизни.

Объекты

Действия человека могут быть направлены на разрушение различного имущества. Однако только в отношении общественных ценностей его поведение будет признано вандализмом. К примеру, это могут быть:

  • Могилы.
  • Памятники.
  • Административные здания.
  • Общественный транспорт.
  • Жилые и офисные здания.
  • Аттракционы.
  • Мусорные баки, урны.
  • Лифты.
  • Садово-парковый инвентарь (скамейки, фонари, газоны и пр.).

Нанесение нецензурных выражений на фасады, заборы, сидения в общественном транспорте и пр. также считается вандализмом. Преступление отличается высокой общественной опасностью. Оно посягает не только на имущество, но и на духовные ценности населения.

Кто такой вандал?

Этим термином называли восточно-германское племя завоевателей. Вандалы в 455 г. вторглись в Рим, захватили ценности и пленных. Их действия были в основном связаны с грабежом, а не с разрушением. Тем не менее их называли некультурными, беспощадными, дикими варварами.

Учитывая приведенную выше информацию, можно определить, кто такой вандал в современном понимании. Им называют человека, намеренно, эмоционально причиняющего ущерб общественному имуществу.

Классификация

В настоящее время исследователи выделяют следующие распространенные виды вандализма:

  • Сожжение книг.
  • Осквернение могил.
  • Сожжение церквей.
  • Бомбинг. Он представляет собой нанесение надписей и картин с помощью трафарета.
  • Теггинг. Им называют нанесение подписи автора в общественном месте.
  • Граффити – рисунки и надписи, выполненные разными красками.
  • Порча или уничтожение произведений искусства.

Стоит отметить, что ученые однозначно не могут сегодня определить, чем является граффити – искусством или вандализмом. Представляется, что характеристика будет зависеть от содержания надписи или рисунка. Если в них есть элементы, оскорбляющие чье-то достоинство, нецензурные выражения, порнографические детали, то нанесение их можно считать порчей архитектурных памятников и прочих сооружений.

Альтернативное разделение

В литературе встречается классификация, основанная на направленности умысла виновного. По этому признаку выделяют вандализм:

  • Корыстный.
  • Идеологический.
  • Экологический.
  • Антикультурный.
  • Электронно-вычислительный.
  • Из мотивов мести.

Некоторые авторы выделяют отдельные подвиды криминального вандализма:

  • Бытовой.
  • Террористический.
  • Эпатажный.
  • Идеологический.
  • Религиозный.
  • Государственно-чиновничий.

Хулиганство и вандализм

Многие люди считают эти термины синонимами. Между тем каждое из них характеризует определенное поведение, имеющее свои специфические черты.

Вандалы далеко не всегда действуют с целью оскорбить кого-то или выразить протест обществу. Мотивы хулигана, в свою очередь, именно такие. Свои действия он совершает из желания пойти против общества.

Он нарушает общепринятые нормы, правопорядок, демонстративно оскорбляет или выражает свое пренебрежение к устоям. Наиболее ярким примером считаются фанаты.

Они нападают на людей, разрушают, портят или уничтожают общественное или частное имущество.

Хулиганство и вандализм объединяются тем, что оба нарушают порядок. В первом случае противоправные действия направлены преимущественно на других людей. Вандализм же касается в основном имущества.

Одним из ярких отличий между этими деяниями является форма их совершения. Вандалы, как правило, действуют скрыто. Хулиганские действия, в свою очередь, совершаются открыто – человек демонстративно показывает пренебрежение к другим людям или правилам поведения.

Причины вандализма

Проявления такого поведения можно увидеть практически в каждом городе. Взять хотя бы граффити.

Но художественные рисунки, не содержащие оскорблений и других запрещенных элементов, вполне можно рассматривать как форму позитивного самовыражения.

Что же касается порчи надгробных памятников, фасадов, имущества в общественном транспорте, парках и других публичных местах, то здесь имеет место негативное поведение. Безусловно, должна быть причина для совершения таких действий.

Психологи выделяют разные обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на человека и подтолкнуть его к совершению противоправных действий. К примеру, подростковый вандализм может возникать вследствие:

  • Проблем в семье.
  • Недостаточной развитости позитивных наклонностей и интересов.
  • Стремления к самовыражению любыми доступными способами.
  • Негативного влияния друзей или взрослых. Подростки очень подвержены отрицательному воздействию, вследствие чего у них формируются установки на противоправное поведение.
  • Отсутствия цели в жизни.
  • Нарушения социализации, адаптации в обществе.

Причинами эпатажного вандализма может являться стремление:

  • Самоутвердиться.
  • Противостоять нормам морали и закона потому, что их соблюдают все остальные.

Бытовой вандализм часто становится следствием неприязни к конкретному субъекту. В этом случае гнев и злость виновного направлены не столько на имущество, сколько на его владельца. Достаточно часто противоправные действия совершаются в состоянии опьянения.

В некоторых случаях акты вандализма совершаются с целью скрыть другие преступления, нанести конкретный вред из идеологических соображений (например, противники коммунизма в некоторых зарубежных странах разрушают или портят надгробные памятники советским солдатам). В отдельных случаях причиной противоправных действий является корысть (например, разрушаются чугунные скамейки в парке, чтобы сдать их элементы на металлобазу).

Мотивация

Каждый человек, совершая то или иное действие, чем-то руководствуется. Если говорить о вандализме, то четко определить мотивы преступников достаточно сложно. Каждый виновный руководствуется своими нуждами и потребностями. Между тем считается, что акты вандализма совершаются тогда, когда индивид стремится получить или восстановить контроль над людьми либо ситуацией.

Разные ученые проводят различную классификацию мотивов вандализма. К примеру, С. Коэн выделяет вандализм таких типов:

  • Приобретение. В этом случае человек разрушает одно имущество для завладения другим.
  • Тактика. В такой ситуации индивид совершает акты вандализма для достижения определенной цели.
  • Идеология. В этом случае вандал преследует политическую или социальную цель.
  • Месть. Акты вандализма направлены на причинение вреда субъекту, оскорбившему или обидевшему виновного.
  • Игра. Подростки часто совершают необдуманные действия, считая их игрой.
  • Злость. Вандализм, как выше говорилось, может основываться на личной неприязни к конкретному человеку, зависти, враждебности.

Зачастую противоправные действия совершаются людьми под влиянием идеологической или иной пропаганды. Как правило, такая ситуация имеет место в группах молодых людей, формирующих свою собственную систему правил и стереотипов.

В обществе распространено мнение, что подростковый вандализм – нормальное явление. Во многом такой вывод сформировался под влиянием СМИ. Кроме того, существует минимальный возрастной порог ответственности за вандализм по УК. Ст.

214 Кодекса, как и другие уголовные преступления, не распространяется на лиц, не достигших его.

По мнению Д. Кантера, мотивами вандализма являются:

  • Гнев.
  • Эстетическое переживание.
  • Экзистенциальное исследование.
  • Скука.

Факты вандализма указывают на несовершенство социальных структур, ответственных за воспитание нового поколения. Психическое напряжение, проблемы, отсутствие своевременной поддержки являются предпосылками для развития внутренней агрессии. Человек может направить ее как на другого индивида, так и на его имущество.

Распространенные примеры

Чаще всего вандализм проявляется в:

  • Сожжении кнопок, порче стен в лифте.
  • Разрушении скамеек у подъездов и на детских площадках.
  • Нанесении надписей на фасадах административных, общественных, жилых зданий, запрещенных знаков (фашистской символики и пр.).
  • Сбросе памятников с постаментов.
  • Разрезании ножом сидений в автобусе, нанесении нецензурных надписей.
  • Разрушении могил, выкапывании захороненных трупов, уничтожении надгробий.
  • Разбитии фонарей, стекол в сооружениях.
  • Уничтожении церковного имущества.

Вандализм на кладбище

Это особая категория преступлений, требующая пристального внимания правоохранительных структур. Следует сказать, что уголовное законодательство разделяет ответственность за акты вандализма и осквернение мест захоронения.

Родственники умерших приходят на могилы, чтобы почтить их память. Они ухаживают за местом захоронения, ставят цветы, убирают сорняки и мусор. Крайне отрицательное влияние на родственников оказывают действия вандалов, разоряющих могилы, выкапывающих тела, наносящих надписи, оскорбляющие как самих умерших, так и их близких.

Существуют индивиды, которые используют кладбища как места проведения ритуалов и даже жертвоприношений. Сравнительно недавно большой резонанс вызвали действия одной девушки, убивавшей животных на могилах.

Часто акты вандализма на кладбище совершают подростки в состоянии опьянения. Мотивом может быть стремление самоутвердиться среди сверстников, вызвать расположение к себе со стороны взрослых и пр. Преступными признаются действия, связанные с:

  • Нарушением целостности могил. Речь о повреждении надгробий, раскапывании места захоронения, разрушении гроба и пр.
  • Осквернением тела умершего. Есть такое понятие, как некрофилия. Она предполагает совершение насильственных действий с трупом.
  • Нанесением нецензурных надписей и рисунков на памятники, надгробия.

Наказание

В соответствии со ст. 214 УК РФ, виновным в вандализме может быть назначено одно из наказаний:

  • Денежное взыскание до 40 тыс. р. или равное доходам осужденного за 3 мес.
  • До 3-х мес. ареста.
  • 120-180 ч. обязательных или до 1 г. исправительных работ.

Наказание может быть ужесточено, если действия субъекта обусловлены расовыми, политическими, идеологическими, национальными, религиозными мотивами, ненавистью к определенной социальной группе.

Вандализм как социальная проблема

Законодатель неслучайно отграничил вандализм от прочих противоправных действий. Объективный аспект этого преступления состоит не только в нарушении этических и законодательных норм, но и в причинении существенного материального ущерба.

Актуальность проблемы вандализма в последние несколько лет очень возросла. Это связано с тем, что некоторые неформальные группировки пропагандируют агрессивные формы протеста. Под такое влияние попадает, в первую очередь, молодежь.

Причины массовых всплесков противоправных действий кроются в недостаточной профилактике. Вандализм – социальная проблема, решать которую необходимо совместно с государством.

Большинство юристов сходятся во мнении, что наказание, предусмотренное ст. 214 УК РФ, недостаточно строгое и не соответствует ни характеру преступления, ни тяжести последствий. Исследователи полагают, что санкции за вандализм необходимо ужесточить.

Ведь такие акты не только нарушают общественный порядок, но и причиняют зачастую существенный имущественный ущерб. На восстановление внешнего вида зданий и сооружений, памятников, садово-паркового инвентаря, имущества, общественных транспортных средств необходимы большие суммы денег.

Читайте также:  Как понять, что ты влюбилась по-настоящему

Специалисты полагают, что возмещение этих затрат должно возлагаться на осужденных. Штраф, предусмотренный в УК за вандализм (около 40 тыс. руб.), не покрывает этих расходов.

Юристы предлагают изменить категорию преступления. В настоящее время вандализм признается деянием небольшой или средней тяжести (в зависимости от наличия квалифицирующих признаков). Юристы считают, что эта категоризация не соответствует степени опасности деяния.

Заключение

По мнению многих исследователей, вандализм можно считать своего рода болезнью общества. Искоренять ее необходимо еще со школьных лет. Каждый человек должен знать нормы и правила, понимать их важность и соблюдать их.

Вандализм – проявление агрессии к обществу, имуществу, конкретным людям. Особое внимание необходимо уделить профилактике преступления.

На государственном, региональном, местном уровнях должны быть разработаны программы мероприятий по предупреждению актов вандализма.

Населению, в первую очередь молодежи, необходимо объяснять важность проявления патриотизма, уважения к религии, духовным убеждениям, обеспечения сохранности культурно-исторических ценностей.

По мнению экспертов, целесообразно привлекать к восстановлению испорченного или поврежденного имущества самих виновных. Такие меры будут иметь большое воспитательное значение для них.

Особенно эффективной является такая мера в отношении подростков. Никому не хочется, чтобы их сверстники видели, как они исправляют то, что сделали.

В будущем вряд ли им захочется снова причинить ущерб имуществу.

По действующему законодательству, собственник материальных ценностей, которые были повреждены или испорчены, может подать в суд иск о возмещении затрат на их восстановление. В этом случае нужно предоставить доказательства виновности конкретного субъекта.

Кроме того, закон допускает взыскание и морального вреда. К примеру, если было осквернено здание церкви, разрушено или испорчено ее имущество, можно подать в суд требование о компенсации, поскольку указанные действия причинили нравственные страдания прихожанам.

Справедливости ради следует сказать, что в России случаи вандализма фиксируются не так часто, как в других странах.

Во многом это связано с тем, что русские люди воспитаны на идеях патриотизма, сплоченности, недопустимости осквернения культурно-исторических ценностей.

Люди знают свою историю, чтят героев, с уважением относятся к нормам морали, чувствам верующих, национальным интересам. Это говорит о высокой духовной культуре многонационального народа России.

Возможно, именно поэтому ответственность за вандализм можно назвать мягкой. Если бы случаев его совершения было больше, наказание могло бы быть ужесточено. Примером является терроризм.

В связи с участившимися терактами возраст ответственности за них был снижен. Кроме того, были приняты дополнительные меры воздействия на лиц, причастных к такой противоправной деятельности.

К примеру, законом в настоящее время предусмотрена возможность лишать террористов или лиц, связанных с ними, российского гражданства.

Источник: https://www.syl.ru/article/363939/chto-takoe-vandalizm-primeryi-vandalizma-otvetstvennost-za-vandalizm-st-uk-rf

Примеры вандализма: сожжение книг, осквернение могил, граффити на стене. Ст. 214 УК РФ. “Вандализм” :

Поведение человека может быть, как созидающим, так и разрушающим. Создавать гораздо сложнее, чем ломать, крушить или портить.

Однако именно эти действия становятся зачастую способом выражения накопившихся эмоций. Достаточно открыть газету или новостной сайт, чтобы найти свежие примеры вандализма, т.е. осквернения, порчи имущества.

Людей не останавливает даже уголовная ответственность и жесткие санкции.

Простой состав

Ответственность за вандализм (порча имущества в общественных местах и транспорте, осквернение зданий и сооружений) предусмотрена в ст. 214 УК.

При простом составе наказание подразумевает, как правило, штраф в размере до 40 тыс. руб., либо в эквиваленте зарплаты осужденного (иного его заработка) за период до 3-х месяцев.

В качестве альтернативы может быть назначено до 1 г. исправительных работ, либо до 3-х месяцев ареста.

Квалифицированный состав

К квалифицирующим признакам вандализма (ч.2 ст. 214 УК РФ) относят:

  • совершение деяния по предварительной договоренности (сговору) группой лиц;
  • совершение деяния по мотивам расовой, политической, идеологической, религиозной, национальной ненависти, либо вражды по отношению к определенной социальной группе людей.

В отношении осужденного в этом случае применяется одна из следующих санкций: до 3-х лет ограничения либо лишения свободы или принудительных работ.

Предмет, объект и объективная сторона

Опасность вандализма для общества заключается в том, что его действия в грубой форме нарушают общественный порядок, нормы нравственности, спокойствие граждан, а также наносят ущерб имуществу. Дополнительным объектом преступного деяния являются отношения собственности.

Предметы вандализма (ст.

214 УК РФ), во-первых, это построенные людьми сооружения и здания, отличающиеся по функциональному назначению (жилые, складские помещения, предназначенные для проведения массовых культурных мероприятий или спортивных), а также находящиеся в индивидуальном пользовании, общественном или коллективном (мосты, трубопроводы, стадионы и т.д.). Во-вторых, это имущество, расположенное в общественных местах, в т. ч. в транспорте (стекла, сиденья, световые приборы, стены, двери, окна, туалеты, переговорные устройства и пр.).

Например, демонстративное сожжение книг с целью протеста на пороге здания Министерства образования, в результате которого была повреждена лестничная конструкция, а государству нанесен материальный ущерб.

Объективная сторона – это всегда действия, которые наносят оскорбление общественной нравственности. Она проявляется в осквернении или порче.

Состав преступления формальный. Оно признается оконченным с того момента, как были выполнены указанные в ч. 1 анализируемой нормы действия.

Осквернение

Осквернение законодатель трактует, как действия, обезображивающие сооружения и общественные здания, либо отдельные их части и наносящие оскорбление общественной нравственности.

Выражаться это может в нанесении непристойных граффити на стены и другие поверхности, рисунков, циничных надписей, нецензурных слов, расклеивании плакатов, стихотворений, репродукций аморального содержания, загрязнении объектов нечистотами и красящими веществами, повреждении культурных и исторических памятников, а также отдельных их частей, глумлении над общепризнанными историческим и духовными ценностями, чувствами верующих.

В качестве примера вандализма можно привести действия нескольких молодых людей из Крымска. Они исписали маркером танк, установленный на месте братской могилы солдат, погибших в ВОВ. Текст имел негативное содержание и относился к красноармейцам и лицам еврейской национальности. На сам памятник были наклеены стикеры со свастикой.

Стоит оговорится, что осквернение могил квалифицируется по другой уголовной норме – ст. 244 УК.

Не образуют состава преступления действия, которые не были направлены на оскорбление нравственности в обществе. В частности, нанесение на забор заброшенного здания нецензурных слов, рисунков, изображений птиц, природы или животных, пристойных лозунгов и изречений.

Порча имущества

Порча – это повреждение, разрушение или уничтожение имущества, размещенного в общественных местах или транспорте. Иными словами, приведение его в негодность (частичную или полную) для дальнейшего использования по непосредственному назначению.

Пример вандализма посредством порчи имущества – это разрушение одним из жителей поселка в Тверской области гипсового памятника Ленина. Мужчина, будучи пьяным снес кувалдой голову памятника вождю пролетариата. Суд приговорил его к году ограничения свободы.

Если при акте вандализма происходит умышленное уничтожение имущества или его повреждение в размере, оцениваемом как крупный или значительный, то его квалифицируют по совокупности со ст. 167 УК.

Субъект и субъективная сторона

Субъект вандализма – это физическое лицо старше 14 лет, вменяемое. Субъективная сторона – прямой умысел. Преступник в полной мере осознает, что совершает противоправные деяния.

Мотивы хулиганства и вандализма, как правило, похожи и выражаются в неуважении к обществу, пренебрежении общественными интересами и нормами, озорстве.

Разграничение составов проводят по месту совершения преступления и по предмету.

Пример №1 из практики

Молодой человек, будучи пьяным, находясь в подъезде жилого дома, действуя умышленно и нарушая в грубой форме общественный порядок, аэрозольным баллончиком с лакокрасочным веществом нанес надписи и рисунки. Граффити на стене было нецензурного содержания и занимало ее значительную поверхность. Тем самым компании, обслуживающей многоэтажку, был причинен ущерб в размере 43 780 рублей.

Действия осужденного были квалифицированы по ч.1 ст.214. Судом назначено наказание в виде обязательных работ продолжительностью 150 часов.

Пример №2 из практики

Двое молодых людей, находясь возле супермаркета в ночное время, решили зайти в него, чтобы приобрести сигареты. Однако, охранник остановил мужчин, объяснив, что магазин закрыт. На этой почве у обвиняемых возник с ним словесный конфликт.

Раздосадованные, они вместе подошли к двери супермаркета. У обвиняемых возник преступный умысел на повреждение стекла в дверном проеме и окне.

Осознавая характер своих действий, факт нахождения в общественном месте и открыто пренебрегая общественными нормами, каждый из них нанесен удар кулаком по оконным стеклам. В результате два окна были разбиты.

Таким образом, супермаркету был причинен ущерб на сумму 30 тыс. рублей. Виновные были приговорены к 4 месяцем лишения свободы без ее ограничения. Наказание признано условным с испытательным сроком 6 мес.

Примеры вандализма встречаются гораздо чаще, чем мы можем себе представить – это и нецензурные надписи в подъездах и автобусах, и разбитые фонари в парке, и опрокинутые урны с мусором.

Источник: https://BusinessMan.ru/primeryi-vandalizma-sojjenie-knig-oskvernenie-mogil-graffiti-na-stene-st-uk-rf-vandalizm.html

Что такое вандализм

Вандализм – форма деструктивного поведения, толкающая человека на порчу, осквернение и разрушение объектов общественного значения. Совершая акт вандализма, индивидуум:

  • сознательно или неосознанно портит красивые вещи;
  • разрушает памятники культуры, исходя из соображений протеста (может быть даже официальным);
  • портит объекты общественного имущества из-за национальной, идеологической, религиозной ненависти и других видов нетерпимости по отношению к определенной социальной группе;
  • устраивает атаку на интернет-ресурс, захламляя его постами сомнительного содержания (этот вид вандализма распространен на Википедии и аналогичных информационных ресурсах).

Определение вандализма широкое, может по-разному трактоваться в зависимости от культурного или политического значения. Уголовный кодекс причисляет его к преступлениям против нравственности.

Для вандализма синонимами будут такие понятия как “варварство”, “дикость”. Это более общие понятия, не раскрывающие особенностей явления.

Виды вандализма

Виды порчи имущества можно классифицировать по объектам, которые разрушает или оскверняет вандал. Классификация следующая:

  • осквернение могил, вандализм на кладбище;
  • сжигание церквей, икон, религиозных объектов;
  • повреждение памятников и объектов культуры;
  • реставрационный вандализм (неумышленный, произошедший при реставрации объекта культуры и искусства);
  • граффити с антиобщественным содержанием;
  • теггинг и бомбинг (подвиды граффити);
  • сожжение книг.

Объект вандализма должен нести общественную или культурную ценность. Если вы испортили личную вещь другого человека – это хулиганское действие, направленное на индивидуума, а не на общество. Вы руководствуетесь стремлением нанести ущерб личности, не непосредственному объекту.

Другие квалифицирующие признаки определяет мотивация. Ученый С.Коэн выделяет следующие мотивационные разновидности:

  • Приобретение.
  • Идеология.
  • Мщение.
  • Игра.
  • Злость, гнев.
  • Тактический.
Читайте также:  Как пережить развод с мужем - советы психологов

Главное отличие вандализма от административного проступка в глобальности и мотивации. В зависимости от серьезности вандального акта назначается наказание.

Примеры

Деятельность вандалов видна ежедневно, стоит выйти из дома. Это вандализм в подъездах (изрисованные стены, другие повреждения общественного имущества), общественном транспорте, гаражах, жилых домах, производственных строениях. Такие мелкие действия уже даже не замечаются, настолько привычными они стали.

Самые бытовые примеры:

  • Сожжение кнопок в лифте.
  • Разрушение лавочек у дома.
  • Разрезание сидений в общественном транспорте.
  • Рисование граффити, не несущего художественной ценности.
  • Рисование нацистской символики на стенах зданий.
  • Обливание краской памятников, сбрасывание их с постаментов.

Упоминания вандальных действий есть в литературе, известны в истории. О проблеме вандализма аргументы из литературы затрагивают тему разрушения и осквернения церквей, памятников. Исторические примеры крупных, даже массовых актов:

  • Фашистский вандализм.
  • Разрушение статуй Будды участниками террористической группы Талибан.
  • Уничтожение террористами памятников шумерского, вавилонского искусства.

Граффити: искусство или вандализм?

Любые надписи и рисунки, сделанные на стенах зданий, мостах, других объектах строительства относятся к граффити. Даже надпись на кирпичной стене, написанная маркером. Споры о том, что же такое граффити, искусство или вандализм, не утихают уже долгие годы.

Стрит-арт, сделанный с целью художественного самовыражения, рассматривать как акт вандализма, не стоит. Его задача – привнести свое, а не разрушить объект. Граффити-художники порой создают картины на стенах, становящиеся их настоящим украшением. К действиям вандалов гораздо ближе теггинг – быстрое нанесение своей подписи везде, где придется.

Граффити как вандализм рассматривается в тех случаях, когда его цель – в осквернении общественного объекта. Так нанесение грубых надписей или пошлых рисунков на культурные или могильные памятники – вандализм, как он есть. Создание картины с художественным содержанием на чистой стене дома – нет (хотя и относится к противоправным нарушениям, за которые предполагается наказание).

Пытаясь понять, что такое стрит-арт – вандализм или искусство – попробуйте определить мотивацию художника. Желание художественного самовыражения отличает его от хулиганского деструктивного поступка.

Отличие от хулиганства

Термин “хулиганство” часто путают с вандализмом. Это понятие более широкое, предполагает под собой любое грубое нарушение правопорядка. Объектов хулиганства множество, это:

  • покушение на здоровье индивида;
  • покушение на личностное достоинство;
  • демонстративное нарушение общественного порядка;
  • совершение действий, демонстрирующих неуважение к общественным элементам;
  • показательная порча имущества – личного или общественного.

Главное отличие хулиганства от вандализма в показательности совершаемого действия. Вандал может действовать скрытно. Его цель – разрушение или осквернение предмета, а не другой личности или нанесение физического и психологического урона. Вандализм – одна из разновидностей хулиганства, но хулиганство вандализмом не ограничивается.

Вандализм подростков

Вандализм подростков может выделяться как отдельная категория хулиганской деятельности. Это – коммуникация с миром взрослых, проявление протеста, юношеского бунтарства. Может быть следствием проблем в семье, нарушений психики, желания выделиться среди ровесников.

Определяя, как бороться с вандализмом, в первую очередь требуется понять его причину. Чтобы начать прорабатывать ее с малолетним вандалом, направлять с пути деконструкции к созиданию. Любого вандала, будь то подросток или взрослый, необходимо учить принимать общественные нормы или менять их цивилизованными мерами, а не выражать протест через разрушение.

Источник: http://klevet.ru/vandalizm-eto

ВАНДАЛИЗМ, КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

ВАНДАЛИЗМ, КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Павлова Екатерина Михайловна

студент 5 курса, кафедра социальной педагогики и психологии ВлГУ, г. Владимир

Е-mail: ekaterina_pavlova_2013@bk.ru

Попов Виктор Алексеевич

д-р пед. наук, профессор ВлГУ, г. Владимир

Как известно, «социальные нормы — образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции» [7, 204—205 с.]. В обществе поведение человека достаточно часто выходит за рамки, допустимые нормами.

Необходимо подчеркнуть, что нормы только указывают на то, что человек должен делать, а что нет. В последнее время в нашем обществе поступки людей очень часто выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Данное отклонение от нормы и является социальным отклонением.

«Социальное отклонение — такое проявление деятельности, образа жизни, поведения индивида, которое противоречит социальной нормативности. Отклонение от нормы является социальным ввиду того, что сама норма выступает как социальный регулятор поведения, имеющего общественный характер» [6, 6—11 с.].

Материалы исследования данной проблемы показывают, что у подростков в современном обществе все чаще проявляется такой вид отклоняющегося поведения, как вандализм.

«Вандализм — (франц. vandalism, от лат.

vandali) — форма делинквентного поведения; преступление против общественного порядка, которое проявляется в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах» [3, 106—107 с.]. Данный вид отклоняющегося поведения характеризуется особым воздействием на предметы, оскорбляющим общественную нравственность.

Достаточно пристальное внимание к данному виду отклоняющегося поведения в нашей стране было обращено с 90-х годов 20 в., причем данная проблема находилась в рамках исследования юристов, в связи с увеличением числа проявлений противоправного характера.

На основе анализа современной научной литературы ученые выделяют 4 группы форм проявления вандализма:

1.Осквернение зданий и сооружений: нанесение на различные объекты надписей, знаков, символов.

Пример:8 октября в дежурную часть г.

 Коврова Владимирской области поступило заявление от настоятеля прихода строящегося храма Святой праведницы Анны о том, что в ночь с 6 на 7 октября красящим веществом черного цвета были нанесены надписи оскорбительного характера («Слава дьяволу», «asyr hard») на металлической двери строящегося храма, входной двери в часовню и на деревянном поклонном кресте [8].

2.

Порча имущества на общественном транспорте и иных общественных местах с повреждением: разбитие (нанесение ударов по стеклянным, пластмассовым и иным хрупким элементам, которые влекут за собой нарушение их целостности); деформация оборудования (приведение в негодность механизмов и конструкций коммунального и уличного хозяйства, телефонной сети, оград и т. д.); разрезание (приводятся в негодность материалы, которыми обтянуты сиденья общественного транспорта, кинотеатров, предприятий и других мест).

Пример:Только в Санкт-Петербурге в 1991 г. убытки из-за регулярных поломок и хищений уличных таксофонов возросли в 4 раза по сравнению с 1989 г. На Московской железной дороге за один только 1992 г. было похищено 12 360 мягких сидений, повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 тыс. кв. метров обшивки, разбито 49800 кв. метров стекла [4, 139—140 с.].

3.Порча имущества с уничтожением: поджог, взрыв, снос.

Пример:В результате поджога уничтожена половина общей площади уникального памятника природы — Боголюбовского луга у храма Покрова-на-Нерли во Владимирской области. Огонь уничтожил множество редких растений и насекомых на территории луга [9].

4.Порча имущества на общественном транспорте и в иных общественных местах и осквернение зданий и сооружений, при этом используются все перечисленные способы в различных сочетаниях [1, 83—87 с.]

К основным признакам вандализма относят:

1.Скука, желание развлечься.

2.

Вандализм как игра. Это распространенная причина детского и подросткового вандализма рассматривается, как возможность поднять статус в группе сверстников за счет силы, ловкости, изобретательности.

3.Материальная выгода.

4.Вандализм как мщение. Разрушение происходит как ответная реакция на обиду и оскорбление.

5.Злобный вандализм представляет собой акты разрушения и агрессии, вызванные неприязнью к другим людям, желанием разрушить, то, что им дорого и получить удовольствие от причиненного вреда.

6.Гнев. Разрушительное поведение происходит из-за неумения справиться со своими эмоциями, из-за невозможности достигнуть чего-либо и являются попыткой справиться со стрессом, возможность таким образом излить свое раздражение на постороннем объекте» [4, 139—144 с].

В обществе принято считать, что вандализм больше присущ мальчикам, нежели девочкам, т. к, крупные разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших физических усилий.

Девочек же больше контролируют родителями и они слабее физически. Хотя к некрупным разрушениям и порче школьного имущества девочки склонны наравне с мальчиками. Подростковый пик вандализма приходится на 11—13 лет.

При этом разрушения для них считаются развлекательным время препровождением.

Признаки подросткового вандализма имеют общие черты с взрослым, но они имеют свою специфику:

·присутствие сообщников, их обычно 3—4 человека, как правило, это сверстники или разница в возрасте у них не более 2 лет;

·подростковый вандализм может проявляться в форме игры, в то время как для взрослых вандалов это не характерно;

·для детей младшего возраста характерно разрушение чего-либо как форма познания. Причиной этому может служить любопытство, желание понять, как работает система и ее отдельные части;

·такие причины разрушительного поведения как: тактический вандализм (разрушение, как средство для достижения каких-либо целей), идеологический вандализм (объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл), совершенно не характерны для подростков — вандалов. Скорее они присущи взрослым, которые могут вовлекать подростков с неустойчивым поведением, для осуществления своих замыслов.

В обществе подросток — вандал представляется примитивным существом, недостаточно развитым в умственном и психическом отношении. Как правило, это ассоциируются с низким социальным статусом семьи. Но на самом деле это не всегда так.

Исследования, проведенные в процессе прохождения производственной педагогической практики в Лицее № 17 г. Владимира показали, что вандалы имеют такой же уровень интеллектуальных способностей, как и их сверстники, но склонны к прогулу занятий, низкой успеваемости.

Это и является одним из факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом, внутришкольной и внешкольной жизни класса намного снижает вероятность вандализма у подростков.

Таким образом, борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма.

Также не маловажную роль в развитии детского вандализма играет и обстановка внутри семьи ребенка:

·конфликт с родителями. Социально–педагогические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении.

Это присуще любой личности, но может приобретает такой искаженный вид, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье.

Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер;

·отсутствие у родителей должного контроля над детьми, безразличного отношения к их время провождению, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свое мнение разрушительными действиями;

·гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности в действиях, суровые наказания за провинность или непреднамеренную порчу, чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.

Читайте также:  Признаки измены жены - как узнать изменяет ли жена с точностью

Несмотря на выраженный интерес к данной проблеме, на мой взгляд, среди социальных психологов и социологов, крупных теоретических достижений здесь не наблюдается. Ни исследования агрессии, ни криминологические, ни работы в области девиантного поведения не привели к каким-либо действенным результатам.

Также, по моему мнению, требует разработки само понятие вандализма. Главную трудность здесь представляет различение намеренных и ненамеренных разрушений. Это разделение определяет выбор способов борьбы с вандализмом.

В первом случае акцент должен быть сделан на изменении мотивов поведения, во втором — на усвоении правил поведения и изменении дизайна потенциальных объектов разрушения.

Список литературы:

  1. Ватова Л.С. Социально–психологические основания молодежного вандализма и его профилактика. — М., 2007. — 83—87 с.
  2. Ореховский А.И. Введение в философию ответственности. Монография. — Новосибирск.: СибГУТИ, 2005. — 135—140 с.
  3. Попов В.А. отклоняющееся поведение молодежи (социально-педагогический и психологический словарь). — В.: 2010. — 106 — 107 с.
  4. Причины подросткового вандализма // Дни науки в МГПУ. — Ч. 1: Материалы конференции — М.: МКО МГПУ, 1999., — 139—140 с.
  5. Психология подросткового вандализма // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: Тезисы 4-й., научно-практической конференции молодых ученых. — М.: ИРЛ РАО, 1996. — 92—95 с.
  6. Социальные отклонения. — М.: Юридическая литература, 1989. — 6—11 с.
  7. Социологический энциклопедический словарь / ред. — корд. — Г.В. Осипов. — М.: ИНФРА — М — НОРМА, 1998. — 204—205 с.
  8. Интернет источник —http://www.regnum.ru.
  9. Интернет источник —http://www.sedmitza.ru.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/v/29700

Вандализм (стр. 1 из 6)

Скороходова Анастасия Сергеевна – научный сотрудник Социологического института РАН.

Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати, опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма [1-4].

В статье будут рассмотрены понятие вандализма, степень распространенности и социальные последствия разрушений, социально-психологические характеристики лиц, склонных к разрушениям, мотивы их действий, основные теории вандализма, а также способы его предотвращения и контроля.

Слово “вандализм” произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры.

Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом [5]. Изобретение термина приписывают члену конвенции Генеральных Штатов аббату Грегуару [6, 7]. В 1794 г.

он выступил с “Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения”, призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства. В XIX в.

слово “вандализм” вошло в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры. Так, в 1846 г. появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей [8].

Большая советская энциклопедия определяет вандализм как “бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей” [9]. Сходные толкования дают и другие современные отечественные справочники и словари [10-12], акцентируя внимание на иррациональности поведения разрушителя, а также на наносимом ущербе. В.

Даль обращает внимание на несоответствие этого действия моральным нормам, определяя его как “поступок грубый, противный просвещению, образованности” [13]. Французский энциклопедический словарь “Лярусс” выделяет такой аспект, как “состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства” [14, p. 664].

В современном англоязычном источнике обращается внимание на правовой аспект вандализма: “Вандал – тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу” [15, p. 762]. В таком смысле понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства.

Оно стало обозначать порчу общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т.п.

В российском Уголовном кодексе до 1996 г. такой состав преступления не предусматривался. В новом Уголовном кодексе данное преступление определяется как “осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах” [16, с. 485].

Следует заметить, что юридические определения вандализма в разных странах не совпадают [17]. Кроме того, действия, связанные с разрушением чужого имущества, циничные поступки в отношении святынь и т.п. могут иметь различную юридическую квалификацию.

УК РФ содержит несколько статей, связанных с уничтожением или порчей материальных и культурных ценностей и имущества.

Помимо “вандализма” это “хулиганство”, “надругательство над могилой”, “умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры”, “умышленное уничтожение или повреждение имущества”. Юридическое определение вандализма принято и в криминологических исследованиях [18].

Обращаясь к социально-психологическим и социологическим исследованиям, мы обнаруживаем гораздо более широкое толкование этого феномена [19]. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков.

Трудность в выработке определения состоит также в том, что индивидуальные, групповые и социальные нормы в понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают. С.

Коэн справедливо пишет: “Мы приходим к неприятному признанию того, что вандализм не является ни точной характеристикой поведения, ни узнаваемой правовой категорией, это ярлык, применяемый к определенным типам поведения при определенных условиях” [20, p. 23]. Некоторые виды разрушений в обществе “нормализованы”, институционализированы.

Коэн перечисляет следующие обстоятельства, при которых разрушения рассматриваются обществом как допустимое или терпимое поведение. Это ритуализм, общественная лояльность по отношению к действиям некоторых социальных групп, игра, привычность [20].

Несмотря на неизбежные затруднения, все-таки можно выделить основные сущностные элементы вандализма. Так, А. Голдштейн выделяет намеренность, деструктивность и право собственности на разрушенный объект. Исходя из этого, он дает определение: “Вандализм – это намеренный акт разрушения или порчи чужой собственности” [19, p. 36].

Именно преднамеренность разрушения создает главные трудности и разночтения в применении этого понятия. Многие виды ущерба окружающей среде и оборудованию наносятся не столько из-за осознанного желания разрушить, сколько вследствие невнимательности, отсутствия заботы и аккуратности, соображений личного удобства.

К числу таких действий относится вытаптывание газонов, замусоривание улиц, грубое обращение с телефонными автоматами и т.п. Отличительной чертой этих поступков является то, что люди не осознают последствий своего поведения, и, следовательно, не ощущают ответственности за них.

На практике провести различие между намеренными и ненамеренными разрушениями довольно сложно, так как они имеют одинаковый результат – материальный ущерб и деградацию окружающей среды, а часто и ощутимый моральный вред другим людям. Некоторые исследователи считают описанные виды поведения формой вандализма.

Например, Уайз дает такое определение: “Если кто-то изменяет часть физической среды без согласия на то ее собственника или управляющего, то это вандализм” [21, p. 31]. Уайз различает “предумышленный” и “случайный” вандализм.

Последний представляет собой повреждения из-за использования не по назначению, любопытства, озорства и несовпадения планов проектировщика и желаний пользователя. Другие авторы применяют понятие “разрушающее поведение” (depreciative behavior) [22]. Фактически, во многих эмпирических исследованиях намеренные и ненамеренные разрушения не различаются.

Масштабы вандализма в обществе и социальные последствия

Количественные оценки этой социальной проблемы затрудняются из-за ряда обстоятельств. Прежде всего, во всем мире случаи вандализма не полностью учитываются статистикой. Люди, чье имущество пострадало от разрушений, обычно не склонны обращаться в полицию.

Даже в странах с развитой системой социальной статистики не существует учета многих форм вандализма, например, в школах. В России такой учет вообще не ведется. Уголовное преследование за вандализм введено недавно, и юридическая практика применения наказания заданное преступление еще не разработана.

Кроме того, трудности возникают и в связи с отсутствием однозначного определения вандализма.

Распространенность и финансовый ущерб. В США за вандализм ежегодно арестовывается около 200 тыс. человек (и 15 тыс. за поджоги [23]).

По данным обследования 899 домохозяйств в сельской местности штата Огайо, за год 15,5% хозяйств испытали хотя бы один случай вандализма, более 40% пострадали 2 раза и более.

Наиболее частые виды вандализма: разрушения или порча почтовых ящиков молотком или битой; наезд на газоны и посевы; битье стекол домов, гаражей, сараев; пачканье машин краской; порча заборов и фонарей [24].

В Канаде 37% жителей Торонто и 56% жителей пригородов выделяют вандализм как значимую проблему в местах своего проживания [25]. По данным опросов канадских школьников, до 85-92% из них признают за собой совершение разрушений (учитывались и мелкие, такие, как вырезание инициалов на партах) [25].

Оценки латентности вандализма колеблются от 14-15 раз [19] до 30 [17]. В Канаде, например, 65 из 100 пострадавших от вандализма не сообщают в полицию об ущербе [25]. Многие исследователи констатируют, что за последние десятилетия в Европе и Америке происходит рост числа различных проявлений вандализма [18, 19, 26, 27].

Финансовый ущерб от вандализма огромен. Хаубер сообщает, что ежедневные материальные потери от вандализма в Нидерландах составляют 4 млн. долларов [18]. В 1991 г. убытки Лондонского метро от вандализма составили 20 млн. долларов, французских национальных железных дорог – 14 млн. долларов.

В последние десятилетия увеличился ущерб от граффити. По данным американских исследователей, в 1970 г. ущерб, связанный с устранением рисунков и надписей на станциях и в вагонах метро Нью-Йорка, оценивался в 250 тыс. долларов, в 1974 г. – 2 млн. долларов [28]. В 1989 г.

округ Лос-Анджелес, города Нью-Йорк и Сан-Франциско потратили на борьбу с этим явлением соответственно 50, 55 и 2 млн. долларов [29]. Согласно Голдштейну, общий ущерб от вандализма в США превышает 1 миллиард долларов. Убытки от вандализма только в американских школах составили в 1969 г. – 100 млн.

долларов, а в 1990 г. – 600 млн. долларов [19].

В России социальная нестабильность сопровождается увеличением различных форм хулиганства и вандализма. Только в Санкт-Петербурге в 1991 г. убытки из-за регулярных поломок и хищений уличных таксофонов возросли в 4 раза по сравнению с 1989 г. [30]. На Московской железной дороге за один только 1992 г.

было похищено 12 360 мягких сидений, повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 тыс. кв. метров обшивки, разбито 49 800 кв. метров стекла [31]. По некоторым оценкам, в Санкт-Петербурге 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма.

Зачастую единичные разрушения незначительны, но, накапливаясь, они приводят к заметному ущербу. Учет косвенных финансовых убытков еще больше увеличит оценки ущерба.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204632/vandalizm

Ссылка на основную публикацию