Тщеславие – что это такое, признаки, как от него избавиться

Тщеславие

Тщеславие - что это такое, признаки, как от него избавиться

Тщеславие – это свойство человеческого характера, выражающееся в чрезмерном желании производить хорошее впечатление, причем как в глазах окружающих, так и в собственном восприятии. Тщеславный использует все методы, если его реальный образ не дотягивает, то вполне может использовать ложь, преувеличения, высказывания, унижающие других с целью демонстрации своего превосходства.

Поиск славы и всеобщего признания вместе с восхищением выражается столь ярко, что человек принимает лесть за правду и ценит окружающих подхалимов, предоставляющих необходимый уровень почета и восхищения несуществующими достоинствами. Проявление черт тщеславия – это пустота и безосновательность, то есть тщетная, неподтвержденная реальностью слава.

Значение слова тщеславие синонимично кичу, гордыне, спесивости, а также целому комплексу проявлений, именуемому, как звездная болезнь. Это высокомерие, сопровождающееся страстью и зависимостью от данного переживания.

Человек, испытывающий потребность в постоянном внешнем прославлении очень скоро, как наркоман, начинает нуждаться все в больших дозах.

И вот, если раньше лести было достаточно только на работе, то теперь она необходима и в личных отношениях, там, где вполне было достаточно похвалить раз в неделю, появляется психологическая необходимость в более частых стимулах, вплоть до ежечасных.

Первоначальной обусловленности данного проявления среди людей нет, также как и закономерностей среди возрастов, национальностей и вероисповеданий. Тщеславие имеет исключительно психологические предпосылки и возникает часто там, где отсутствует смирение или наблюдается неадекватная самооценка.

Для определения тщеславия опасно смотреть на внешние проявления человека, поскольку завуалированность получаемой выгоды может быть очень высока. Так, человек может сознательно брать на себя вину за все происходящее, вести чрезмерно скромный образ жизни и быть тщеславным.

Он только и ждет комментариев от окружающих, оценивающих его отшельническую жизнь и возвышающих его скромность.

Так, мы приходим к выводу, что тщеславие может проявляться у любого и в разнообразных ситуациях, а не только относительно достижений и богатства, ведь некоторые кичатся тем, как они все потеряли.

Что это такое

Многие направления рассматривают, что такое тщеславие и, несмотря на разницу подходов религии и психологии, социальных и философских наук, остается единым восприятие данного качества в разделе недостатков. Причем от многих черт личности, являющихся неугодными только кому-то одному, тщеславие наносит вред и персоне и окружению.

Во многом тщеславная личность даже не осознает своей проблематики, поскольку механизмы, запускающие такое отношение к миру являются в большей степени подсознательными.

В итоге могут разрушаться значимые личностные связи, стопориться карьерное развитие и прочие социальные стороны жизни, при этом сама личность, упуская свой вклад, находится в растерянности, не зная, что предпринять.

Пустое тщеславие подразумевает незаслуженную похвалу, причем независимо от первоначального уровня.

Так художник, чья выставка однажды прогремела на весь мир, будет ожидать такого же поклонения всем своим работам, даже если в них нет объективного момента творчества.

Но и человек, чье самомнение раздуто, может ожидать оваций и восхищения от любого своего шага, даже в профдеятельности, где у него нет минимальных знаний.

Функционирует тщеславие через увеличение других недостатков, например, когда человек не видит желаемого отклика от окружающих, он может начать использовать хвастовство и ложь, а чтобы обеспечивать себе постоянную подпитку положительными эмоциями окружает себя лгунами и льстецами. Такой способ существования в итоге оказывается довольно фрустрирующим, ведь льстецы обычно ищут свою выгоду и оставят при неблагоприятной возможности, а собственная ложь и хвастовство могут разрушить последние искренние связи.

На деле может показаться, что тщеславие движет человека в сторону развития и достижения, ведь эти люди не прощают себе промахов и хотят показывать высокие результаты в любой сфере. Это претензия на идеальность, где амбиции настолько высоки, что невозможны в достижении, не будучи сказочным персонажем или божеством.

Высокопоставленные посты, умение танцевать, уровень энергии и способность в молекулярной химии – все это должно быть на высоте (или как минимум так должны заявлять окружающие).

Вот и получается, что как двигатель начала новых достижений и стремлений тщеславие вполне подходит, вот только оно не прекращается и после, изменяя всю жизнь человека.

Признаки тщеславия

Чтобы не спутать тщеславие с требованием заслуженного вознаграждения, а также со скромностью или же наоборот хвастовством, важно отметить основные признаки такого тонкого и многоаспектного понятия.

Первым является постоянное желание похвал и лести, причем неважно в искренней или лживой форме. Порой такие люди могут сами начать хвалить другого, преувеличивая его достоинства, чтобы получить похвалу.

Тщеславие всегда стремится к внешней активности, показушности собственных дел.

Такие люди предпочитают всегда быть на виду, если это компания друзей, то занимать ведущую роль, а если работа, то выбирают связанную с социальной публичностью.

Даже осуществляя деятельность, необходимую для себя (пожертвования, посещение храмов, волонтерское движение), руководствуясь тщеславием, эти люди создают целую пиар-компанию даже из посещения монастыря и причастия.

Жажда внимания проявляется сразу на нескольких уровнях – внешности, поведения и духовности. Про активную деятельность все понятно в определении ее публичности.

Одежда, а также общий стиль своего внешнего вида создается с учетом привлечения внимания, что достигается за счет одежды, макияжа, прически, татуировок и шрамирований, а также многих других компонентов. Исполнение может быть различным.

В дешевом и безвкусном варианте это будут яркие цвета, сумасшедшие покрои и неподходящие (зато в большом количестве) аксессуары. Те, кто обладает вкусом и материальными средствами обычно используют брендовые вещи, коллекционные модели и стиль, разработанный мировыми дизайнерами.

Духовный аспект проявляется в склонности поучать, отсутствии смирения и признания собственного пути каждой личности.

Для навязывания своих мотивов, убеждений и предпочтений, тщеславному человеку вовсе необязательно быть экспертом в области или хоть как-то ориентироваться – достаточно смутного ощущения, как следует поступить и как ему самому хочется.

При этом люди склонны получать как можно больше наград и свидетельств, премий и похвальных грамот – любые материальные доказательства их достижений, используя которые можно демонстрировать окружающим свой высокий уровень и неординарность.

Но душевно эти люди слабы – все внешние титулы служат броней от оскорблений и обид. Самое страшное в их жизни – потерять репутацию у других, а значит, и жизнь строится не на основании собственных потребностей и побуждений, а только ориентируясь на внешние факторы.

Восприятие критики в собственный адрес довольно сложно, причем, даже если она имеет конструктивную направленность, тщеславец всегда выберет переслащенную лесть и останется в иллюзии вместо того, чтобы задуматься о собственных ошибках. Ориентированы такие люди больше на слова и восхваления, чем на деятельность.

То есть они могут потратить пару часов, чтобы убедить группу профессионалов, что именно им следует доверить какой-то проект, потому что никто лучше сделать не сможет и аналогичного уровня специалистов не существует, но не приступить к реализации.

Расхождение слов и дел – главная проблема, раздражающая ближайших людей и при этом не замечаемая самим тщеславным человеком.

Как избавиться от тщеславия

Понимание того, что тщеславие работает против личности и мнимое довольство, ощущаемое впервые минуты при долгосрочной перспективе, приводит к тому, что рушатся многие внутриличностные и социальные важные вещи.

Чтобы снизить уровень своих тщеславных проявлений, необходимо опираться на силу воли и отвечать людям только когда они спрашивают, причем в контексте вопроса.

То есть не высказывать мнение, которое не спрашивали, не учить жить и не предоставлять лишнюю информацию, особенно рекламирующую самого человека. В принципе сократить количество слов необходимо и сосредоточиться на деятельности – ставить новые практические цели, добиваться достижений.

В настоящем мире пустить пыль в глаза можно только единожды, а потом человека судят по его делам и свершениям, поэтому свою потребность в славе и почете стоит заслужить делами, а не сомнительной саморекламой.

Необходимо отказаться от любых оценочных суждений относительно людей и своей личности. При контакте с окружающими отсутствие таких комментариев убережет от возвышения за счет унижения других или от лживых похвал, чтобы услышать хорошее в свой адрес.

Еще тщательнее следует выбирать слова относительно себя, а лучше вообще от них отказаться и предоставить людям делать выводы самостоятельно.

Какая разница расскажете ли вы, что никогда не подставите или являетесь гуру математики – пока общество не увидит вашу надежность и способности, слова остаются ничего не значащими.

Чтобы не впасть в привычную модель поведения, следует проводить профилактические работы, и тут хорошо помогут также люди, заботящиеся о вас.

Необходимо периодически просить близких о конструктивной критике, позволяющей не только сбить спесь, уменьшить мнимую корону, но и построить новый путь улучшения себя.

Проводите ежевечернюю рефлексию собственных мотивов и побуждений, отсеивая порожденные желанием славы и одобрения.

Если чуть больше задуматься над этим явлением может оказаться, что не хватает не пустого признания, а конкретной похвалы или даже объятий близкого, а возможно так закрывается рана, нанесенная еще в детстве. При должном подходе, можно установить истинные причины, а не просто бороться силой воли со следствием – самостоятельно на это потребуется больше времени, в содействии психолога работа пройдет интенсивнее.

Если вы уже решили бороться с тщеславием, значит, признали наличие данного недостатка у себя и представляете негативные последствия дальнейшего развития событий в данном ключе.

Постарайтесь все время держать ядом напоминание, к чему уже привело подобное поведение, а также варианты возможных последствий (примеры литературы и кино, а также биографии известных личностей отлично иллюстрируют эту тематику).

Источник: http://psihomed.com/tshheslavie/

Из наследия Оптинских старцев. Гордость, тщеславие и самолюбие / Православие.Ru

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

Читайте также:  Дебрифинг - в психологии, в тренинге, в критические моменты

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Преподобный Амвросий наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень.

Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною.

Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят.

Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”.

У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше.

Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник: http://www.pravoslavie.ru/60226.html

Как избавиться от тщеславия

Тщеславие – большой грех. Забываясь, человек начинает искать похвалы и славы везде, где только это возможно, не обращая внимание больше ни на что. Болезнь тщеславия сразу трудно заметить, хотя окружающим она бывает очень хорошо видна.

Сам же человек, порой не осознавая, стремиться получить похвалу, купаться в славе, овациях и одобрении, подпитываясь ими, словно вампир.

Если вы заметили в себе грех тщеславия и искренне хотите от него избавиться, предстоит серьезная психологическая работа.

Инструкция

Контролируйте себя. Звучит довольно просто, но тщеславные люди порой и не замечают всех проявлений своего тщеславия. Необходимо научиться отслеживать любые мелочи, которые снова и снова подталкивают вас к опасному пути и сознательно их отвергать. Если вы делаете что-либо, не ждите за это похвалы.

Учитесь совершать большие добрые дела просто так, не для того, чтобы другие узнали об этом, а просто из лучших побуждений. Сперва это очень сложно, ведь вы привыкли, чтобы вас хвалили и возвышали. Но тщеславие лечится именно смирением.Учитесь быть незаметным, учитесь скромности и великодушию.

Ведь только истинно великодушный человек способен отдать частичку своего для другого так, чтобы никто об этом не узнал. Есть меценаты, которые жертвуют от своего имени, а есть такие, которые жертвуют инкогнито. Знаете, чем они отличаются? Для вторых не имеет значения, узнает кто-либо об их добром поступке или нет.

Читайте также:  Холерик - характеристика женщины, мужчины, ребенка

Для истинно благородных и добрых людей важен результат, то, ради чего они пожертвовали. Те же, кто афиширует собственные поступки, ожидая похвалы и одобрения со стороны широких масс, видят результат не в самом добром деле, а в собственной известности.

Научитесь себя любить! Любить именно таким, какой вы есть. Без прикрас и регалий.

Только в этом случае окружающие начнут вас действительно ценить и верить в то, что вы можете многое. Тщеславие – это попытка найти опору и дополнительные силы в похвале и поощрении других. Многие люди не понимают, что основная их сила не в других людях и их одобрении, а внутри их самих.

Ведь, совершая доброе дело или пересиливая себя, вы показываете собственную силу, которая не нуждается в дополнительном подтверждении извне.

https://www.youtube.com/watch?v=2JYPjkFB0lw

Обратите внимание

Для чего вы хотите избавиться от тщеславия? Не для того ли, чтобы другие это заметили и снова поставили вам плюс? Если так, то ваше желание – то же потворство тщеславию, только в другой форме. Не обманывайте прежде всего самого себя и решите точно, чего же вы на самом деле хотите.

Полезный совет

Если похвала для вас имеет большое значение, вовсе необязательно, что вы тщеславны. Многим людям недостает похвалы близких или коллег, в результате них формируется комплекс неполноценности. Не стоит путать недостаток любви с истинным тщеславием.

Распечатать<\p>

Как избавиться от тщеславия

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-73185-kak-izbavitsya-ot-tshcheslaviya

Грех тщеславия и борьба с ним

Тщеславие в вере православной — один из восьми смертных грехов, присущий каждому человеку, победить который можно только смирением, покаянием и возвеличиванием роли Бога в своей жизни.

Почему тщеславие — грех

Бог создал человека по образу Своему, наделил его теми качествами, которыми Сам пожелал. Кому-то дано больше, кому-то меньше, все по воле Творца.

Дьяволу не нравится смирение и покой в душах православных верующих, и сеет он семена греха, в виде зависти, чувства неполноценности, гордыни и превозношения, которые перерастают в тщеславие.

Тщеславие в вере православной — страшный смертный грех, ибо он разделил Царство Божье. Люцифер — прекрасный ангел, сын зари, возомнил себя равным Творцу, из-за своего бунта, причиной которому было тщеславие, гордыня, был сброшен на землю и в ад.

По словам Паисия Афонского тщеславие — постыдная и страшная вещь, ведь оно Ангелов превратило в демонов. Самолюбование и превозношение присущи каждому человеку, и борьба с этим грехом длится до самой смерти.

Самолюбование

По словам Библии все, что обладает человеком, является грехом. (1Кор. 6:12)

Превозношение и его производные — гордость, гордыня, эгоизм становятся страстью, а человек — их рабом. У раба всегда есть властелин, и в этом случае это не Бог. Тщеславие поворачивает верующего спиной к Творцу, лицом к дьяволу, который все искажает в жизни христианина.

Важно! Самое страшное, что этот грех поражает всех, кто не наполнен Божьей благодатью, от прихожанина до священника высоко ранга, последнее намного ужаснее для самого человека, ибо он на вершине православия и под судом Всевышнего.

Первое, что попадает под атаку самолюбования, это смирение, основное качества православного верующего. Скрытый грех самопревозношения паразитирует на добродетелях.

Тщеславие вызывает бунт, развивая в человеке грешные страсти. Святые Отцы Церкви подчеркивали, что тщеславные помыслы ведут к падению послушания.

Как побороть тщеславие

Тщеславие многолико

Тщетная слава — так можно разложить на два слова превозношение, стремление людей выглядеть лучше в глазах окружающего мира.

Основными проявлениями тщеславия является:

  • поиск славы;
  • желание выглядеть лучше во всех делах;
  • жажда почета, похвалы;
  • превозношение своих «надутых» достоинств;
  • «звездная болезнь».

Важно! Внешние признаки, такие как одежда, манера разговора, поведение можно увидеть с первого взгляда. Различить внутреннее превозношение можно только со временем или в критической ситуации.

Страсть к земному почитанию с точки зрения Бога является пустым звуком, ибо никаким образом не ведет к вечной жизни. Тщеславного человека больше волнует, что скажут о нем люди, чем то, что думает в этой ситуации Бог. Больной порочной страстью христианин не терпит упреков, назиданий, он постоянно ориентируется на окружение.

Тщеславные люди — двуликие, они в разных ситуациях ведут себя по-разному. Желая казаться лучше, гневливые становятся ласковыми, легкомысленные выглядят серьезными, обжоры — воздержанными в еде.

Тщеславие бывает внутреннее и внешнее.

Хорошую характеристику внутреннему самолюбованию дал Иоанн Лествичник:

Напускное смирение, раскаяние у тщеславных людей носят временных характер и обязательно проявляются в зависимости от обстоятельств.

Крик, гнев — порождение тщеславия

О гневливости, необузданном крике предупреждает преподобный Антоний Великий, который относит превозношение над ближними к греху.

Любой нераскаянный грех ведет к смерти. Апостол Павел писал, что никакой грех не должен господствовать над христианами. (Рим.6:14)

Эгоизм является одним из оттенков превозношения, гордости, гордыни. Эгоист сам не находит покоя, но и другим не даст жить в радости.

Как бороться с тщеславием

Стоящий на своем убеждении эгоист — христианин скорее «лоб разобьет», чем признает себя неправым. Эгоизм рождает страх потерять уважение, пусть ложных, но соратников.

Упорство, упрямство эгоистов — страшная сила, страсть, которой тщеславный больной накрывает себя все больше, не желая выздоравливать.

Человек, ходящий во мгле гордости, практически никогда не замечает достижений окружающих его людей. Чужие дарования у гордеца вызывают не радость за друга, а зависть и чувство самоунижения. К человеку, постоянно занятому самим собой, никогда не дойдут высокие мысли от Бога.

Гордец с презрением относится ко всему, что его окружает, будь-то совет, наставление или порицание.

Превозношение будет постоянно держать верующего, страдающего гордыней, в подвешенном состоянии. И пока он не опустится на землю и не признает себя грешником, Царства вечного ему не видать.

Мнения священнослужителей

По словам святителя Василия Великого презрение является началом гордыни, тщеславия.

Грех тщеславия и презрения

В записках митрополита Антония Сурожского сказано, что тщеславный человек всегда ставит себя в центре событий, считает свои умозаключения критерием истины.

Над гордецами нет судьи, даже Божьего, кроме него самого. Тщеславие от гордыни отличается тем, что самовлюбленный человек жаждет поклонения и возвеличивания, а гордец ко всем относится с презрением.

Совет! Победить превозношение, самолюбование можно только презрением к нему, признав готовность предстать перед судом Божьим, оторвавшись от бесовской лжи о самом себе.

Богатому Закхею было не важно мнение людей о его поступке, когда богач небольшого роста забрался на дерево, как мальчишка, чтобы обратить на себя внимание Иисуса Христа.

Закхей отбросил всякий стыд перед людьми, ему было все равно что скажет мир, самым главным для мытаря было пригласить Христа в свой дом и жизнь. (Луки 19:5)

Очень четко описал сластолюбие святитель Иоанн Златоуст, сравнив его со сменой погоды, дня и ночи. Так и тщеславный человек никогда не насытиться своим самолюбованием, пребывая в радости и унынии.

Преподобный Исаак Сирин подчеркивает, что истинно духовный христианин всегда будет считать себя хуже и ниже всех.

Как излечиться от тщеславных помыслов

Как это не звучит абсурдно, но основной почвой для гордыни в православии являются добрые дела. Библия пишет, что вера без дел мертва (Иак. 2:17), но сделав кому-то добро, тотчас следует забыть о нем, не хвалить себя, не восторгаться собой даже глубоко внутри.

Как победить тщеславие

Заметив глубокое удовлетворение внутри себя после сделанного дела или совершенного поступка, рассуждайте, кто дал силу и кому принадлежит слава. При первых проявлениях самолюбования надо помолиться, призвав Иисуса на помощь, поставить для сатаны барьер.

При выполнении любого дела православные верующие обязательно просят помощи и благословения у Святой Троицы, Святой Девы Марии и Святых. При благополучном исходе воздаем хвалу

Тому, Кто помог, не приписывая себе никаких заслуг. Бог дает:

  • силы и веру в исцеление;
  • помощь немощным и бедным;
  • средства для помощи людям;
  • деньги для строительства храмов и пожертвований.

Хороший голос, звучащий в хоре или умение передать духовную сущность святого лика — дары от Бога, в них нет заслуги человека. В притче о талантах Иисус как раз и говорит о таких случаях, когда хозяин, уезжая, оставляет рабам по таланту, а потом требует отчета. Один закопал талант, чтобы не потерять, и был изгнан, а другой приумножил свои деньги, за что получил столько же. (Мат.25:15)

Одаренные люди должны помнить, они — хорошие рабы, которых ожидает награда на Небеса, но таланты принадлежат Богу. Дьявол обязательно сыграет на возвышении самомнения, лести и похвале. Православный христианин постоянно должен помнить, все в жизни дано Богом, это Его заслуга, только Ним гордимся.

Святоотеческие правила подчеркивают, что главное оружие в борьбе с самопохвалою — ничего никогда не приписывать самому себе.

Самое опасное — внутреннее тщеславие. Делаешь — гордишься, не делаешь — снова возникает самодовольство. Благодать выдержать пост, сила проводить в молитве часы, умение смиряться — все от Бога. Сатана только и ждет, чтобы подставить подножку христианам, используя горе и радость.

Чем больше человек наполняется духовной силой, тем выше становятся искушения от страсти тщеславия, которые ведут к болезненному падению. Излечиться от тщеславия поможет отказ от человеческой суеты.

Бог помогает тем людям, которые стараются во всех делах оставаться на последнем месте во время похвалы, теряясь в тени славы. Кротость и смирение являются основным оружием против страсти превозношения.

Совет! Прекрасное лекарство от тщеславных помыслов — тайноделание, когда плоды сделанных дел остаются в тайне.

Все делается с постом, молитвой, осторожно охраняется от посторонних глаз и хвалы.

Грош цена тем христианам, которые направо и налево рассказывают, сколько дней они в строгом посте, как им тяжело, при этом, даже не подозревая, что дьявол уже украл результаты аскетического подвига воздержания.

При первых признаках обнаружения в себе страсти тщеславия следует ухватиться за помощь, дающуюся свыше, молитву раскаяния.

Как реагировать на похвалу и критику

Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.

Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.

Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.

В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.

По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.

Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении:

  • смиряться;
  • видеть свою немощь;
  • знать духовные силы;
  • оставаться самим собой.

Важно! Христианский подвиг угоден Богу только тогда, когда христианин пребывает в постоянном рассуждении и борьбе с тщеславием.

Видео о том, как побороть гордость и тщеславие. Протоиерей Дмитрий Смирнов

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-tshheslaviya-i-borba-s-nim.html

Как избавиться от тщеславия, человекоугодия, желания нравиться всем?

Вопрос: «Как покорить тщеславие, человекоугодие, желание нравиться всем? Боюсь, что это уже становится свойством души».

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Это свойство каждой души в силу грехопадения человека и пораженности его души, ума, сердца. Это наблюдается еще в детях: ребенок ищет не собственного качества, а ищет похвалы даже и ни за что.

Один человек сшил платье, другой – его продал, третий – его купил.

И вот человек надел его на себя и сам себе нравится, хотя его участие – самое элементарное: подумаешь, натянул на себя тряпочку! Или ученик в школе: «А мне пять поставили!» А если у него спросить, а что ты и как отвечал, за что тебе поставили пятерку – он даже может и не вспомнить. Главное – что получил пять. Ему важна оценка. Поэтому задача педагога, воспитателя, священника – научить человека тому, чтобы он стремился к изменению качества своего ума и сердца.

И вот для такого тщеславия, которым поражены абсолютно все люди, лишь с разной степенью поражения, существуют два метода, указанные нам святыми отцами. Причем, надо обязательно поставить себе задачу избавления от тщеславия, и постановка такой задачи и есть начало покаяния.

Первое, что совершенно необходимо: молчать, когда тебя не спрашивают. Не отвечать больше, чем содержит сам вопрос. Никогда ни в каком случае не высказывать собственное мнение.

А если всё же просят его высказать, то надо убедиться в том, что человеку это действительно надо, и он очень настойчив. Тогда можно высказаться, но очень кратко и так, чтобы в этом мнении не было превозношения или осуждения кого-то.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера - симптомы, лечение, причины, стадии

Но лучше всего – молчание. Безмолвие способствует избавлению. Это первое.

И второй способ, который является радикальным. За год можно избавиться от тщеславия. Это – полюбить поношение. Для человека очень болезненно, когда его ударяют в правую щеку. Когда его, как мы говорим, оскорбляют. Надо это полюбить и кушать оскорбления, как эклеры. Если день прошел без эклера – считайте день потерянным.

Пренебрежения, забвения, когда «вытирают о тебя ноги» – нужно не только этому не сопротивляться, а нужно это полюбить! И вот в таком огне тщеславие совершенно умирает. Человек становится спокойным. Тщеславие умирает само, поэтому многие Христа ради юродивые избирали такой путь с целью борьбы с гордостью и тщеславием.

Протоиерей Александр Березовский:
– Они даже сами вызывал на себя эти поношения!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, сами вызывали. И в течение года или двух избавлялись от этого недуга. Это радикальный, хирургический, способ.

Не все могут это понести, но надо знать, что такой способ есть. То есть когда кто-то о нас «вытрет ноги» – надо не обижаться, не плакать, не жаловаться, а вспомнить об этом.

Если удастся хотя бы изредка потерпеть, то всё это будет способствовать победе над тщеславием.

Протоиерей Александр Березовский:
– А желание нравиться? Ведь люди украшают себя с тем, чтобы понравиться другим.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это относится к внешнему, хотя такое стремление к украшениям прямо противоречит совету апостола Петра дамам: украшаться лучше внутренним, то есть добродетелями. Русский народ говорит: «С лица воду не пить». И вообще некрасивых лиц нет.

Если мы посмотрим в комплексе всю историю изобразительных искусств, то мы увидим самые разные лица, и записных красавцев и красавиц там встречается гораздо меньше, чем в жизни. А художники – это люди, которые в красоте смыслят.

И уж если они находят в своих персонажах красоту, достойную изображения – значит, она действительно есть.

Поэтому нужно стремиться к внутренней духовной христианской красоте. А внешнее – это привлечь внимание.

Но к чему в таком случае человек привлекает внимание? Только к своей одежде, потому что все мы в основном закрыты одеждой – остаются только руки и лицо.

И какой в этом смысл? Опять же: кто-то разработал дизайн, кто-то раскроил, кто-то сшил, кто-то продал, кто-то купил. А ты, что – с этого славу какую-то имеешь? Это тоже смешно…

Протоиерей Александр Березовский:
– А я себя украсил!

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Но это похоже на тех школьников, которые работают за отметку. Но опять же: с какой целью привлекает? Если твой избранник восхитился твоими кудрями или твоим макияжем, то что он скажет на следующее утро после свадьбы?

Протоиерей Александр Березовский:
– Кто это?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да… Поэтому всё это – очень зыбко.

Протоиерей Александр Березовский:
– Многие говорят: «А мне хочется нравиться себе! Вот мне приятно на себя посмотреть в зеркало! Я – не для других, я – для себя!»

Протоиерей Димитрий Смирнов:– Да, некоторые так говорят, но ведь все прекрасно знают, для чего это делается! Причем, это делается не только для противоположного пола, а в основном – друг перед другом, чтобы вызвать в другом человеке зависть или опять же оценку, похвалу. Опять трата времени на нечто абсолютно пустое.

Источник: https://elitsy.ru/communities/28320/77163/

Что такое гордыня, признаки и виды гордыни; как бороться с этим грехом

Человек – это эмоциональная личность, у которой сложились свои жизненные правила.

У него огромный энергетический запас, через свои чувства он выражает собственное отношение к окружающим и миру, но какой энергией наделены мысли этого человека, и что за эмоции он проявляет при общении с другими людьми, зависит исключительно от него и его желаний. Что такое гордыня, и почему она является грехом для людей – попробуем выяснить далее.

Гордыня – что это?

Гордыня – ощущение полного превосходства своей личности над другими. Она является неадекватной оценкой личностной важности. Проявление гордыни очень часто приводит к глупым ошибкам, из-за которых страдают окружающие.

Этот грех проявляется в высокомерии, не выказывании уважения к другим людям, их жизни и переживаниям. У людей, с обострённым чувством гордыни, повышенное желание хвастаться своими достижениями.

Свой успех они считают только своей заслугой, не принимая во внимание помощь окружающих и высших сил в обычных жизненных ситуациях, не признают помощь и поддержку окружающих.

На латынь «гордыня» переводится как «superbia». Она является грехом, потому что каждое качество человека, заложено Творцом.

И считать себя источником всех своих достижений в жизни и что все окружающее – это результат личного труда в корни неверно.

Критика действий и речи других людей, обвинение в несостоятельности, грубые насмешки – очень забавляет людей с гордыней, приносит им несказанное удовольствие.

Признаки гордыни

Очень часто человек даже не осознаёт, что подчиняется гордыне и думает это какое-то иное качество его характера.

Но дальше это все усугубляется – в результате человек полностью погружается в этот грех.

Как его можно различить в себе самом и других людях, чтобы вовремя остановиться и уберечься от греха? Для этого необходимо ознакомиться и научиться различать такие признаки греха:

  • чрезмерная гордость;
  • неумение вовремя остановить себя (человека заносит);
  • высокомерность;
  • проявление эгоизма;
  • чрезмерное хвастовство;
  • постоянные сильные обиды, которые копятся;
  • повышенное чувство раздражительности;
  • отсутствие умения принимать неприятные действия, недостатки других и прощать их;
  • несоблюдение заповедей Бога;
  • злость и ненависть;
  • саркастичность, презрение;
  • тщеславие.

Именно эти признаки часто путают с самой гордыней, иногда принимают эти признаки в качестве добродетелей, но только в том случае, когда они занимают первое место в характере человека и начинают им руководить. После этого человек неспособен контролировать самого себя, а это неизбежно ведёт к причинению вреда себе и окружающим людям.

Виды гордыни

Есть разные виды этого греха. Это может быть возрастной вид гордыни. Когда взрослые с пренебрежением относятся к маленьким, поскольку те ещё очень глупы и наивны в силу возраста. Или, наоборот, молодёжь считает, что пожилые люди ничего не понимают в современных тенденциях и их взгляды на жизнь устарели.

Есть гордыня знаний. Когда человек считает себя самым умным, а всех вокруг дураками.

Гордыня красоты. В основном этот грех на женщинах, которые считают себя самыми красивыми, а других женщин недостойными комплиментов и любви.

Национальная гордыня. Люди считают, что их нация превосходит другие, а некоторые нации даже не имеют права на существование. Примером этого греха можно считать взгляды немцев на еврейскую нацию во время Второй мировой войны? Чем это не показатель проявления гордыни в полной мере и не результат полного овладения грехом некоторыми немцами.

Видов гордыни достаточное количество, каждый вид проявляется в той или иной сфере жизни и деятельности человека.

Результаты этого греха

Гордыня в основном выступает в роли источника плохих размышлений и эмоций, которые негативно отражаются на состоянии и манере поведения людей, иначе говоря, мешают им жить «правильной» жизнью, поскольку завышенное чувство важности своего «Я» становится отправной точкой агрессии к окружающим людям. Другие представления о мире порождают внутри вспышку следующих эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и жалости. Они в первую очередь ведут к абсолютному разрушению психического здоровья человека, соответственно, и его сознания.

Гордыня и психология

Этот грех часто становится признаком неверного воспитания. В раннем возрасте родители часто говорят своему ребёнку, что он лучше других. Однако получать похвалу и поддержку малыш должен, но только по конкретному, реальному поводу.

Ложная похвала будет формировать завышенную самооценку, что неизменно приведёт к гордыне. Такие дети, повзрослев, не смогут реально оценивать собственные недостатки.

Примером этому то, что они не знают с детства о критике в их адрес, и они будут не способны воспринимать её, будучи взрослыми.

Как правило, такой грех приносит разлад в общение – ведь поддерживать дружескую связь с горделивым человеком сомнительное удовольствие.

Никто не захочет с самого начала чувствовать себя приниженным, слушать длинные монологи о чьем-то совершенстве и правоте, отсутствие шагов к компромиссу не приведёт ни к чему хорошему.

Горделивый человек никогда не признаёт таланты и способности другого.

Гордыня в православии

Это главный грех в православии, поскольку именно он является источником иных пороков человека: жадности, злости. Спасение души человека основывается на понятии – Господь превыше всего.

Затем необходимо полюбить ближнего, принеся в жертву свои интересы и желания. Но гордыня не принимает долг перед другим человеком, ей не свойственно чувство жалости.

Добродетель, которая искореняет гордыню, смирение.

Причины гордыни

Нынешнее общество навязывает мнение о том, что женщина вполне может обойтись без представителя мужского пола. Гордыня у женщин не признаёт семью, в которой мужчина главный и его мнение основное.

Женщины в подобных отношениях не признают правоту мужа, постоянно проявляют свою самостоятельность ,как доказательство, и пытаются подчинить мужчину себе. Для таких женщин важно быть лидером и победителем, не отступая от своих принципов.

Идти на жертвы ради собственной семьи для такой женщины не является возможным. Подобные картинки рисует нам современное общество.

Тотальный контроль, привычка «капать на мозг» и женская раздражительность – отравляют семейную жизнь. Каждая ссора заканчивается только после того, когда мужчина признаёт собственную неправоту и Эго женщины побеждает. Принуждение мужчины, превозносить женщину по каждой мелочи, принижают чувство собственного достоинства, поэтому любовь умирает. И мужчина хочет разорвать всякие отношения.

Избавиться от этого греха

Когда человек понимает какой грех он несёт в себе, и появляется желание от него избавиться, то сразу возникает вопрос: как от него избавиться? Нельзя сказать, что сделать это очень просто.

Ведь чтобы избавиться от плохого качества характера необходимо пройти долгий и сложный путь, осознать источники появления греха, и самое важное – приложить все усилия к избавлению, поскольку борьба будет идти с самим собой.

Освобождение от этого греха – путь к познанию самого себя и Бога, каждый последующий шаг должен быть обдуманным и уверенным. Чтобы это сделать необходимо помнить такие правила:

  1. любить окружающий мир таким, каков он есть;
  2. научиться воспринимать любую ситуацию, происходящую в жизни без обид и возмущений, каждый раз выказывать благодарность Богу за посланное им, потому что все обстоятельства – это что-то новое и полезное;
  3. уметь видеть положительные стороны в любом положении, хоть далеко не всегда заметные по первому взгляду, поскольку часто осознание приходит спустя некоторое время.

Боремся с гордыней

Бывают такие ситуации, когда человек сам уже не может ничего с собой сделать, чтобы преодолеть гордыню. В такой ситуации следует попросить помощи у «старших товарищей», послушать их мудрые наставления и суметь не отказаться от них. Это поможет встать на путь истинный, путь сопротивления, а также даст возможность шагать далее в пути самопознания.

Самый эффективный метод при борьбе с грехом – служение родным, социуму, миру и Богу. Отдавая себя другим, человек меняется, поскольку окружающая среда становится другой – чище, светлее и праведнее. Не зря мудрецы говорят: «Изменись сам – изменится все вокруг».

Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/chem-strashen-greh-gordyni-i-kak-s-nim-borotsya-v-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию