Сверхсознание – понятие, развитие сверхсознания

Сверхсознание и современная наука

Сверхсознание - понятие, развитие сверхсознания

По Симонову, нейрофизиологической основой сверхсознания является «трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта». Материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания.

«Тем не менее, — отмечает ученый, — в сверхсознании содержится нечто именно „сверх“, то есть нечто большее, чем сфера собственно сознания. Это „сверх“ — принципиально новая информация, не вытекающая из ранее полученных впечатлений». В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания «не контролируется сознанием и волей ни при каких условиях».

Неосознаваемость этих процессов представляется П. В. Симоновым как защита рождающихся гипотез от консерватизма сознания и давления ранее накопленного опыта.

«Не будь этой защиты, — пишет он, — здравый смысл и догматизм прочно усвоенных норм душили бы „гадкого утенка“ смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий». «Сверхсознание и вдохновение, — пишет П. М.

 Ершов, — наиболее отчетливо проявляются в создании того, что информативно своей парадоксальностью, загадочностью. В науке — неожиданностью. Когда загадочность дает знания, и именно такие — парадоксальные, которые не могут быть выражены обиходными понятиями и требуют художественных средств воплощения в искусстве и нового термина (или формулы) в науке, то можно утверждать: здесь не обходится без сверхсознания, интуиции, творческой логики».

Открытие, как пишет математик В. В. Налимов, происходит на бессознательном уровне, слова и другие знаки не участвуют в процессе творческой работы.

Означает ли сказанное принижение сознания в творческой деятельности человеческого мозга? — ставит вопрос П. В. Симонов. Ни в коем случае! — утверждает он. — Сознание производит отбор порожденных сверхсознанием гипотез, творческих озарений, проверяет их истинность или ложность.

Достаточно важны и функции подсознания, вооружающего сверхсознание запасами ранее накопленного опыта. В руководимой им «лаборатории эмоций», в результате проводимых им разных вариантов эксперимента, П. В.

 Симонов пришел к выводу: «Взаимодействие сознания и сверхсознания есть проявление на уровне творческой деятельности человека универсального принципа возникновения нового в процессе биологической и культурной эволюции.

Сведение психики человека к одному лишь сознанию не в состоянии объяснить ни диалектику детерминизма и свободы выбора, ни механизмы творчества, ни подлинную историю культуры.

Только признание функций неосознаваемого психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под- и сверхсознания дает возможность получить ответ на многие актуальные вопросы человековедения». «Только учет этих функций открывает путь к решению практических задач воспитания, профилактики и лечения нервно-психических заболеваний».

Когда сверхсознание смело и щедро включается в мыслительную работу человека, как пишет П. В. Симонов, его посещает творческое вдохновение, он ощущает прилив силы, у него возникают положительные эмоции.

Благодаря чему такие лица не подвержены к так называемой «немотивированной» агрессии, что часто наблюдается в поведении лиц с неразвитым сверхсознанием. Развитое и активно функционирующее сверхсознание обладает двумя функциями: негативной и позитивной.

Если негативная функция сверхсознания — отрицание устаревшего, пережившего себя и утратившего некогда реальный смысл, то позитивная функция состоит в порождении нового — гипотез, догадок, озарений, ведущих к ранее не существующему знанию о мире.

В своей книге «Созидающий мозг», П. В. Симонов (1993) характеризует человека-творца. С точки зрения автора, творчество в его наивысшем проявлении (талантливость, гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности и способностью достигать специфическое психическое состояния, выражающегося в виде озарения, и является продуктом сверхсознания.

Источник: http://www.artershov.ru/science/superconscious/

Сколько же у нас разумов? Секреты вашего сознания, подсознания и сверхсознания

Секреты вашего сознания, подсознания и сверхсознанияСилы сознания, подсознания и сверхсознания. Запутались? После прочтения этой статьи для вас все станет ясно!Силы вашего сознания намного могущественнее, чем вы думаете.

Прочтите следующее изречение:«Когда вы принимаете решение, силы вселенной вступают в заговор, чтобы его осуществить». Ральф Валдо Эмерсон.В этой статье я собираюсь поделиться с вами некоторыми метафизическими теориями нового века.

Наполеон Хилл делал упор именно на данные теории.

Они являются важной частью целостной философии успеха.

Сколько же у нас разумов (сознаний)?

Говоря техническим языком, каждый из нас обладает одним разумом. Но он состоит из 3 частей: сознание, подсознание и сверхсознание. Первые два сознания находятся внутри нас, но сверхсознание находится вне наших пределов. Оно является разумом нашего расширенного «Я».

Силы сознания

Ваше сознание является той единственной частью разума, которая способна мыслить. Именно поэтому большинство людей использует свое сознание для решения задач и достижения целей. Однако, силы сознания ограничены по сравнению с силами подсознания и сверхсознания.

Самая главная сила сознания заключается в его способности принимать решения. Ваше сознание обладает властью принимать решения относительно того, какая информация проникает в ваше подсознание, но большинство людей не пользуются данной силой.

Вместо этого, они позволяют разнообразному мусору попадать в их подсознание, тем самым они приводят в действие закон: «Что посеешь, то и пожнешь».Ваше сознание также обладает способностью перепрограммировать подсознание, в основном это достигается с помощью повторений.

Например, вспомните, как вы впервые учились водить автомобиль, когда вам приходилось сознательно думать о том, на какую педаль нажимать, и какую передачу включать. Но теперь у вас больше нет нужды сознательно думать об этих действиях. Они стали автоматическими, т.е. вы способны выполнять их подсознательно.

Путем множества повторений вы запрограммировали свое подсознание. Попав в ваше подсознание, мысль (действие) становится автоматической.Это справедливо как для вождения автомобиля, так и для достижения успеха в жизни.

Силы подсознания

Ваше подсознание играет различные роли в вашей жизни. Насколько я знаю, мы можем классифицировать его функции, выделив 5 различных областей.1. Подсознание поддерживает здоровье вашего тела и балансирует внутренние процессы. Именно поэтому в природе наше тело способно на самоисцеление.

Оно способно излечить любую форму болезни, которую вы только можете придумать. Это является фундаментом всей, так называемой, альтернативной медицины.2. Подсознание защищает нас и иногда наших любимых от критических положений и опасностей.3. Оно действует как магнит. Оно способно притягивать то, что резонирует с его внутренними убеждениями.4.

Наше подсознание является выдающимся банком памяти. Оно хранит весь наш прошлый опыт.5. Подсознание выступает в роли радара. Оно посылает и принимает сигналы из сверхсознания. Эту его функцию мы обсудим с вами чуть позднее в этой статье.

Взаимоотношения между нашим сознанием, подсознанием и сверхсознанием выглядят следующим образом:

Сознание (1) Подсознание (1) Сверхсознание

Сознание (2) Подсознание (2) Сверхсознание
Сознание (3) Подсознание (3) СверхсознаниеВаше сознание связано с вашим подсознанием, которое в свою очередь связано со сверхсознанием. При этом наши подсознания связаны с одним единым для всех сверхсознанием.Исходя из диаграммы, вы можете видеть, что мы все с вами связаны на уровне сверхсознания через наши подсознания. Сознание напрямую не соединено со сверхсознанием. Мы полагаемся на наше подсознание в отношении приема информации из сверхсознания и передачи информации в него.По мере того, как ваше сознание внушает ваше желание подсознанию, ваше подсознание будет запечатлять эту информацию в сверхсознании, которое в свою очередь принимает все усилия к тому, чтобы осуществить желаемое. Как говорил Ральф Валдо Эмерсон: «Когда вы принимаете решение, силы вселенной вступают в заговор, чтобы его осуществить».

Силы сверхсознания

Наполеон Хилл называл его бесконечным интеллектом. Ученые называют его Вселенским Разумом. В некоторых книгах, а также в речах некоторых Гуру метафизики можно встретить общее понятие Бессознательный Разум. Термин Сверхсознание широко использует Брайен Трейси (brian tracy), и я также предпочитаю этот термин.Не важно, как это называется. Важно то, что оно способно сделать для вас.

Вот, что я знаю о сверхсознании:- Существует лишь одно сверхсознание (Вселенский Разум), с которым соединены все наши разумы; – Оно помогает вам принимать решения, так как сверхсознание является бесконечным интеллектом. Оно обладает всеми нужными вам ответами, включая данными о завтрашней стоимости акций. – Сверхсознание является источником всех истинных изобретений.

Великие изобретатели, такие как Томас Эдисон и Альберт Эйнштенй, овладели техниками приема идей из сверхсознания. Откуда вы думаете они брали все свои инновационные идеи? – Оно помогает вам достигать своих целей. Об этой функции сверхсознания мы поговорим в следующем параграфе.

Сверхсознание наподобие суперкомпьютера, который управляет деятельностью в каждом небольшом компьютере, подключенном к нему. Вы запечатлеваете свои цели в подсознании, а сверхсознание начинает реагировать соответственно. Нужные люди начнут появляться в вашей жизни, начнут всплывать удачные возможности, и, если необходимо, вам будут предоставлены необходимые уроки.

Все придет в движение с целью помочь вам осуществить ваше желание. Когда вы полностью поймете силы сверхсознания, вы осознаете, что успех не является лишь удачей.

Источник: kenneth koh (www.subconscious-secrets.com)
Перевод: Балезин Дмитрий

  • Читальный зал «Знахарь» © 2010

Источник: https://znaxar.com/articles/20780-chto-takoe-soznanie-podsoznanie-i-sverhsoznanie.html

Сверхсознание — способ улучшить мир

Сверхинтуиция

Чтобы познать действительность во всей ее полноте, человеку нужно развить у себя сверхсознание. Оно даст ему возможность увидеть все отражения реальности одновременно, а не малую их толику.

Такая способность откроет путь для сверхинтуиции, которая обычно считается получением информации о текущей ситуации из ниоткуда.

На самом же деле такие сведения поступают к человеку в моменты, когда его сознание воспринимает несколько картин мира в одно и то же время.

Расширить возможности собственного мозга можно, применяя некоторые психологические техники или методики, используемые йогами или буддистами.

Задачей данных тренингов является отключение сознания, которое служит завесой на пути к полному познанию мира.

Как только сигналы от привычных «датчиков» — осязания, мышления, зрения — будут заблокированы, сверхинтуиция получит доступ к остальным картинам, скрытым от понимания рутинной деятельностью сознания.

Правильный подход к жизни

Получая всю информацию о своем окружении, человек сможет принимать правильные решения и выискивать те сценарии развития событий, которые имеют наиболее благоприятный исход. Подобные варианты предлагаются вселенной всегда, однако недостаток знаний подчас мешает людям сделать верный выбор, находясь в пограничной ситуации.

Современный человек чаще всего ищет варианты поведения, которые способны принести прибыль и выгоду здесь и сейчас.

Однако в перспективе подобные действия, как правило, имеют негативные последствия, причем не только для конкретного индивида, но и для человечества в целом.

Такая политика удовлетворения сиюминутных потребностей может привести к кризису, а значит, должна быть заменена на альтруистическое мировоззрение.

Подобная смена отношения к жизни возможна только в том случае, если большинство людей обретет сверхсознание, способное привести их к пониманию глобальной, общечеловеческой истины. Она заключается в том, что благо должно быть всеобщим, а не частным. Другими словами, благополучие каждого зависит от состояния всех остальных.

Данная концепция становится более понятной, если принять за аксиому мысль о едином и неделимом мире, где каждый человек служит неотъемлемой частью целого. Искоренение индивидуалистического подхода в этом случае будет воспринято естественным витком развития цивилизации.

Однако объединение людей не является конечной целью в деле спасения человечества. Выживание населения Земли возможно лишь при разумном отношении к ресурсам планеты и заботе о ее экологическом «здоровье».

Если в случае с животным миром замечательно работает принцип саморегуляции, то для деятельности человеческого рода требуется сознательное ограничение.

Такое урезание собственных интересов должно быть продиктовано пониманием высшего добра — блага для всего живого на Земле.

Сверхсознание является путем, способным привести человечество к процветанию. Это продиктовано как повышением мистических возможностей мозга человека, так и изменением его отношения к обществу и окружающему миру. Альтруистическое поведение является залогом развития цивилизации и сохранения многих форм жизни на Земле.

Источник: http://www.yourfreedom.ru/sverxsoznanie-sposob-uluchshit-mir/

Для чего нужно сверхсознание?

?Ser Hugo (my19edwin) wrote,
2014-03-20 06:42:00Ser Hugo
my19edwin
2014-03-20 06:42:00.

Сверхсознание – разновидность неосознаваемого, как и подсознание.

К его проявлениям относят первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.

), а также интуицию, способность понимать юмор, преодоление возникших мировоззренческих противоречий и удивительную способность находить решения самых сложных, но приоритетных задач. Чем не двигатель прогресса!

Там, где рождаются открытия

Сверхсознание призвано нагружать сознание работой, тогда как подсознание защищает сознание от излишней работы и психологических перегрузок. В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания не осознается ни при каких условиях: мы способны осознать только конечные результаты этой деятельности.

Эта неосознаваемость рождения творческой искры служит защитой от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта. Без этой защиты здравый смысл, очевидность непосредственно наблюдаемого и догматизм прочно усвоенных норм душили бы смелую гипотезу в момент её зарождения, не позволив превратиться в будущее открытия.

Но не только полная рациональность сделала бы творчество невозможным: абсолютная произвольность первоначальных этапов творчества сказалась бы не менее губительно. Даже самые «безумные идеи» учёного принципиально отличны от патологического безумия душевнобольных и фантасмагории сновидений.

Всё потому, что сверхсознание производит первичный отбор возникающих идей и предъявляет сознанию только те из них, которым присуща известная вероятность их соответствия реальной действительности. Сознание, в свою очередь, занимается вторичным отбором творческого материала – сперва путём их логической оценки, а затем в рамках экспериментальной практики.

Материал для своей деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах Подсознания. Тем не менее, в сверхсознании содержится нечто именно «сверх», то есть принципиально новая информация, не вытекающая из ранее полученных впечатлений. Именно это позволяет по-настоящему гениальным людям опережать своё время на десятилетия и даже века.

Основная же часть человечества берётся за решение только тех научно-творческих задач, к которым оно относительно подготовлено.Сверхсознание тонко реагирует на сдвиги социального климата. В тот момент, когда сознанию все окружающее представляется незыблемым и устоявшимся на века, сверхсознание уже отмечает надвигающиеся изменения.

И появляются идеи, столь странные и неожиданные с точки зрения господствующих норм, что сознанию современников трудно примириться с их шокирующей правотой.

Решение самых важных задач

Согласно принципу доминанты А. Ухтомского, сверхсознание всегда «работает» на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данного субъекта.

Если главенствующая потребность (доминанта жизни) настолько сильна, что способна автоматически подавить ситуативные доминанты, то она сразу же мобилизует резервы подсознания и направляет деятельность сверхсознания на своё удовлетворение.Так, карьерист, жаждущий социального успеха, может быть гениален в построении своей карьеры, но вряд ли подарит миру научные открытия и художественные шедевры.

Читайте также:  Мотивы поведения, деятельности, система мотивов личности

В то же время Великий художник (или ученый) может быть достаточно честолюбив, скуп, играть на бегах и в карты. Он – человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Важно лишь, чтобы в определенные моменты бескорыстия потребность познания истины и правды безраздельно овладевала всем его существом.

Именно в эти моменты доминирующая потребность включит механизмы сверхсознания и приведёт к результатам, недостижимым никаким иным рациональным способом.Отсутствие практической доминанты (у безработного, пенсионера, инвалида) переживается отдельными личностями исключительно тяжело.

Не менее печально отсутствие главенствующей потребности (доминанты жизни), когда человек становится игрушкой ситуативных доминант. «Отклоняющееся» поведение подростков, алкоголизм и наркомания дают много примеров такого рода. При этом человек, как правило, не осознаёт подлинной причины тягостного для него состояния, давая самые разнообразные объяснения своему бесцельному и пустому времяпрепровождению.

Детская непосредственность

Важнейшим средством тренировки и обогащения сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных, а до определенного возраста и социально-престижных целей, игра обладает самоценностью, которая направляет её на решение бескорыстно-творческих задач.

Именно потребность познания питает деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазёром, первооткрывателем и творцом. По мере же взросления потребности познания все чаще приходится конкурировать с витальными и социальными потребностями, а сверхсознанию отвлекаться на обслуживание широкого спектра самых разнообразных мотиваций.

Не случайно подлинно великие умы характеризуются сохранением черт детскости, что было замечено давно и не один раз.

Тщательный анализ военных мемуаров выдающихся летчиков показывает, что виртуозное боевое мастерство с принятием мгновенных и неожиданных для противника решений человек проявлял при равной степени профессиональной квалификации (запасе навыков) не в состоянии страха (потребность самосохранения) и не в состоянии ярости (потребность сокрушить врага любой ценой), а в эмоционально положительном состоянии боевого азарта, своеобразной «игры с противником», то есть при наличии компонентов идеальной потребности творчески-познавательного характера, сколько бы странной она ни казалась в условиях борьбы не на жизнь, а на смерть.

Способность смеяться

Одной из функций сверхсознания является чувство юмора. Смех возникает непроизвольно и не требует логического уяснения субъектом (то есть почему смешное – смешно). Будучи положительной эмоцией, смех возникает по универсальной схеме рассогласования между прогнозом и вновь полученной информацией.

В случае смеха поступившая информация не просто превосходит существовавший ранее прогноз, а отменяет, перечеркивает его. Классический пример тому – структура любого анекдота, всегда состоящего из двух частей: ложного прогноза и внезапной, отменяющей его концовки.Мотивационную основу юмора составляют потребности познания и экономии сил.

Остроумный ход ищущей мысли не только приближает к истине, но и ведет к решению логической задачи неожиданно коротким путем. В юморе всегда торжествует превосходство нового знания над несовершенством, громоздкостью и нелепостью устаревших норм.

Присоединение к потребностям познания и экономии сил других побочных мотиваций – биологических и социальных – придает смеху множество дополнительных оттенков, делает его добродушным, злорадным, надменным, умным, глупым, беззаботным и т.д.

Два типа интуиции

Е.А.Фейнберг предложил различать интуицию-догадку (порождение гипотез) от интуиции как прямого усмотрения истины, не требующего формально-логических доказательств. Первая – интуиция-догадка – ограничена качеством доминирующей потребности и объёмом накопленных знаний.

К примеру, никакое «генерирование идей» не привело бы к открытию периодического закона без обширнейших знаний свойств химических элементов.

Вторая – представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли – воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.Тем не менее, у этих двух типов интуиции есть нечто принципиально общее, а именно: дефицит информации, необходимой и достаточной для логически безупречного заключения. В первом случае (интуиция-догадка) этой информации ещё нет, её предстоит найти в ходе проверки возникшего предположения. В случае с интуицией как прямым усмотрением истины получить такую информацию вообще невозможно. Поэтому оба варианта ярко иллюстрируют и оправдывает термин «сверхсознание».

Источник

Источник: https://my19edwin.livejournal.com/347815.html

Надсознание – Сверхсознание

Надсознание человека можно назвать сверхсознанием, потому что это соединение сознания человека с сознанием планеты Земля, Солнечной системы и так далее, которое даёт возможность получать знания, записанные в их информационно-матричных полях. Для понимания глубины важности, даваемого знания нужно знать, что Информация живёт только во времени, поэтому эти поля называют временными или хрональными. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Вся Вселенная произошла из Времени, поэтому если нет времени, то и нет ничего. Время вечно, поэтому входя во время, мы погружаемся в вечность. Если человек лишился своего времени или потратил его напрасно, то его участь весьма плачевна.

Взаимодействие с Высшими сознаниями человек осуществляет посредством своего «Высшего Я», которое является частью того вибрационного уровня сознания, откуда он пришёл на Землю. Оно есть его световой Лик, живущий во Времени.

Ему понятны и видны все мысленные образы, создаваемые человеком, как и их следствия, поэтому оно знает то, что может с человеком произойти в реальности. Естественно оно всегда сигнализирует ему о грозящих неприятностях.

Связь с надсознанием осуществляется посредством всех средств восприятия человеком тонких миров, ясновидения, тонкого слуха, тонкого запаха и других видов чутья, создающих чуткость в человеке.

Чуткость – это состояние, в котором человек способен воспринимать информационные сигналы, поступающие к нему из других более высоких по вибрационным характеристикам сфер сознания для своевременной коррекции своих состояний.

Всякому человеку необходимо знать о том, что он способен получать знания о своём будущем в соответствии с тем, что им сделано, находясь в физическом теле. Это нужно для того чтобы своевременно устранить, допущенные им нарушения общего ЛАДА.

Умение пользоваться такой связью многим людям позволило бы предотвратить любые негативные для себя ситуации и не испытывать боль там, где нужно радоваться.

Для многих людей чуткость послужила бы сдерживающим фактором в нарушении законов Вселенной и Правил созидания.

Однако сегодня господствует тенденция о том, что все знания поступающие человеку СВЕРХУ из НАД сознания — Сознания Высших Миров, приписывать подсознанию.

Такая замена равноценна замене в строящемся доме подвала крышей, а крыши подвалом.

Такой бред даже невежду заставит содрогнуться, но эта несуразица господствует в речи практически всех психологов и многих других специалистов, не задумывающихся о том, как это слово влияет на состояние многих людей. Для более точного понимания своего состояния человеку нужно научиться различать понятия действительность и реальность.

Рейтинг: 2.81 (Проcмотров: 4621)

Читайте раздел Вне течений на портале эзотерики naturalworld.guru.

Источник: https://NaturalWorld.guru/article_nadsoznanie-sverhsoznanie.htm

Что такое сознание, подсознание и сверхсознание

Добавлено в закладки: 0

Модель психики человека

В психике человека выделяются три основные части: сознание, сверхсознание, подсознание. При этом сознание относится к осознанному психическому, а сверхсознание и подсознание — неосознанному психическому (Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под-и сверхсознании, 1985, [6]).

Выполнение этих функций связано с функциональной асимметрией головного мозга. Как известно, два полушария головного мозга человека выполняют различные функции. Левое полушарие отвечает за сознание, логику, в основном за осознанную психическую деятельность. Правое полушарие отвечает за сверхсознание, интуицию, в основном за неосознанную психическую деятельность.

Логика и интуиция являются способами восприятия информации из внешнего мира. Это – общее между ними. Разница заключается в следующем. Логика есть способность восприятия информации из внешнего мира путем анализа деталей окружающего мира.

Интуиция есть способность восприятия информации из внешнего мира в целом, без анализа деталей окружающего мира.

Более подробно под логикой понимается осознанное психическое, практический ум, конкретное мышление, способность восприятия информации помимо цензуры сверхсознания, позволяющую быстро и легко распознавать количественные характеристики и детали окружающего мира, провести дифференцированный анализ ситуации, проявить изощренность, изобретательность и изворотливость (связь с экстраверсией).

Кроме того, логика позволяет человеку осознать интуитивно воспринятые образы и описать их на понятном другим людям языке. Логика определяет выживаемость человека в физической среде, поэтому ее условно можно назвать умом, сознанием.

Логика, ум, практические навыки могут стать психологическим автоматизмом и частично могут быть вытеснены в подсознание и тогда они становятся неосознанным психическим.

На основе психологического автоматизма человек способен воспринять детали окружающего мира и провести дифференцированный анализ ситуации с очень большой скоростью, практически мгновенно распознать нужный ему признак и совершить соответствующие действия. Поэтому это свойство ошибочно приписывают к интуиции, так как внешне выглядит как интуиция. На самом деле интуиция является функцией сверхсознания, а психологический автоматизм — функцией подсознания.

Более подробно под интуицией понимается часть неосознанного психического.

Она проявляется как сверхсознание, образное мышление, неосознанная связь с закономерным началом природы, общим духом, совместным знанием, а также — как способность распознавания ситуации в целом без анализа деталей, способность распознавания качества окружающего мира без дифференцированного анализа, через себя (связь с интроверсией).

Интуиция определяет выживаемость человека в духовной среде, поэтому ее условно можно назвать духом. Интуиция (интуитивно воспринятые образы) частично может быть осознана человеком своей логикой и тогда она становится осознанным психическим.

Таким осознанием человек воспринимает качественную информацию от внешнего мира, закономерного начала природы. Интуиция ассоциируется с чувством, эмоцией (собственной).

На основе интуиции у человека возникают чувства и эмоции, связанные со сверхсознанием.

Интуицию иногда путают с чувствительностью к раздражителям, импульсивностью. Чувствительность не есть эмоциональность.

Чувствительность к раздражителям и импульсивность возникает при нарушении согласованности колебательных процессов в полушариях (дестабилизации психики), а эмоциональность (чувства, эмоции, интуиция, сверхсознание) есть свойство правого полушария и возрастает при его доминировании.

Подсознание относится к неосознанному психическому и является функцией обоих полушарий. Подсознание разгружает сознание и является хранилищем ненужной и невыносимой информации. В подсознании находится то, что было ранее осознанным и превратилось в психологический автоматизм – навыки, рефлексы, а также то, что стало невыносимым для психики и было вытеснено в подсознание.

Психические травмы, вытесненные в подсознание, представляют собой скрытые чувства, страхи, которые человек не переживает в своих непосредственных ощущениях, но в экстремальной ситуации именно они управляют поведением человека (вместе с инстинктами, рефлексами).

Доминирование одного из полушарий и степень когерентности (согласованности) колебательных процессов в полушариях определяют степень гармонии личности.

Необходимо отметить, что когерентность (согласованность) колебательных процессов в полушариях соответствует стабильности связи между полушариями или стабильности психических процессов. Доминирование правого полушария соответствует преимущественному развитию интуиции, а левого полушария – логики.

Модель взаимодействия человека с окружающим миром

Для гармонического сочетания человека с окружающим миром (для внешней гармонии) требуется согласованность интуиции и логики (внутренняя гармония).

Внутренняя гармония определяет форму психики человека, а внешняя – содержание психики. Поэтому форма психики у людей отличается, так как у них разные предки, а содержание психики у всех людей одинаковая, общая, так как все люди находятся под воздействием одних и тех же законов природы (истина – одна).

Под гармонией понимается согласованность двух начал человека – интуиции и логики (или духа и ума). Внутренняя гармония личности означает наличие стабильной функциональной связи между двумя полушариями головного мозга, при которой человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария).

Гармония с внешней средой означает согласованное протекание колебательных процессов во внешней среде, идущих от закономерного начала природы и внутри человека. При наличии внутренней и внешней гармонии человек способен воспринимать реалистическую информацию из внешней среды и выработать адекватное поведение.

При нарушении гармонии (внутренней или внешней) у человека нарушается реалистичность восприятия окружающей среды и адекватность поведения. С физической точки зрения гармония личности соответствует согласованному протеканию колебательных процессов в двух полушариях головного мозга.

Гармония повышается при стабильности и совпадении частоты колебания и стабильности разности фаз этих двух колебательных процессов.

Доминирование одного из полушарий — разность амплитуд колебательных процессов в двух полушариях – влияет на степень гармонии личности неоднозначно: при средней стабильности психики никак не влияет, при низкой стабильности психики – понижает гармонию и при высокой стабильности психики – повышает.

Другими словами, степень гармонии личности соответствует степени когерентности колебательных процессов в двух полушариях головного мозга и внешнем источнике гармонизации.

С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней. Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку заняться созидательным трудом, гармонизовать окружающий мир, сделать среду и людей вокруг себя бесконфликтными — творить добро и реализоваться как человек.

 На рис.1.3. представлена схема взаимодействия человека с окружающим миром (с учетом асимметрии мозга). С помощью данной схемы можно пояснить следующие процессы: восприятие информации из внешнего мира, распознавание качества ситуации и деталей окружающего мира, цензура сверхсознания (защита от невыносимой для психики информации).

Информацию из внешнего мира человек воспринимает следующим образом. С помощью интуиции человек воспринимает информацию о качестве ситуации, а с помощью логики – о количественных характеристиках окружающей среды.

С помощью правого полушария (интуиции, сверхсознания) человек воспринимает из внешнего мира образы — форму поля, промодулированной внешней средой.

Далее с помощью левого полушария человек проявляет образы правого полушария на языке своей логики и осознает, то есть получает информацию.

Читайте также:  Антропогенез человека - факторы, стадии, теория антропогенеза

Для восприятия информации необходима гармония личности – внутренняя и внешняя, т.е. – согласованное протекание колебательных процессов между двумя полушариями головного мозга, а также с внешней средой. Другими словами, необходима устойчивая функциональная связь как между левым и правым полушарием головного мозга, логикой и интуицией, а также с внешним миром.

Правым полушарием человек воспринимает информацию через себя, интуицию, сверхсознание, что позволяет ему распознать ситуацию в целом, распознать качество, свойство ситуации и человека.

Но восприятие информации только через интуицию замедляет или делает невозможным оценить количественные характеристики внешней среды и быстро реализовать адекватное физическое управляющее воздействие на внешнюю среду.

Левым полушарием человек воспринимает информацию непосредственно через сознание, логику, по внешним признакам, внешним проявлениям, что позволяет ему быстро и легко распознать количественные характеристики и детали внешней среды. Но восприятие информации только через логику не позволяет распознать ситуацию в целом и выработать адекватную стратегию.

Если нарушена стабильность функциональной связи между двумя полушариями головного мозга, то снижается возможность гармонического сочетания человека с окружающей средой, с другими людьми. Частично перекрывается один из каналов получения информации – логический или интуитивный в зависимости от доминирования одного из полушарий.

Если, при этом, у человека доминирует левое полушарие, то ослабевает правополушарная связь. Человек теряет интуитивное восприятие и способность распознавания ситуации в целом. Он лишен каких-либо устойчивых принципов и не может выработать адекватную стратегию. Его принципы меняются мгновенно и безинерционно в зависимости от изменения внешних обстоятельств.

Логика у него становится свободной от интуиции. Практический ум становится быстрым, изобретательным, изворотливым, изощренным и дерзким. Он частично переходит в мир иллюзий и начинает разрушать окружающую среду, других людей на основе сверх ценной иллюзорной идеи о том, что благородные цели могут быть достигнуты только с помощью быстроты и изощренности ума без духовности.

Он становится «бездуховным».

Если, в условиях нарушения стабильности связи между полушариями, у человека доминирует правое полушарие, то ослабевает левополушарная связь. Человек теряет логическое восприятие и способность распознавать детали окружающей среды в реальном масштабе времени.

Он генерирует множество новых идей, но они либо нереальны, либо никому не нужны. Подавляются практический ум и здравый смысл.

Он частично переходит в мир иллюзий и начинает разрушать себя на основе сверхценной иллюзорной идеи о том, что благородные цели могут быть достигнуты только с помощью духовности, идеи без здравого смысла и практического ума. Он становится «безумным».

Таким образом, при стабильности связи между полушариями, человек правым полушарием распознает качество ситуации и вырабатывает стратегию — благородные цели, а левым полушарием анализирует детали и вырабатывает тактику, выполнение которой приводит к намеченной цели.

При нарушении связи между полушариями, человек по-прежнему имеет благородные цели и действует согласно своей тактике, но эти действия не приводят к намеченным стратегическим целям.

В этом случае люди не осознают причину происходящего и говорят: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Из книги А.Н. Ануашвили «Основы объективной психологии» (читать книгу в нашей Библиотеке)

Источник: http://univer-u.ru/blog/chto-takoe-soznanie-podsoznanie-i-sverxsoznanie/

Виды интуиции: интуиция сверхсознания

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Далеко не все случаи проявления интуиции можно объяснить работой бессознательной части ума и особыми свойствами мышления.

Если вспомнить многочисленные случаи сигналов, полученных нами в минуты опасности, крайней нужды в информации или во сне, то сколько ни своди интуицию к разновидности ума, все равно останутся вопросы, на которых нет ответа.

Есть нечто, что воспринимается человеком, как реальность, находящаяся за пределами ума. В психосинтезе она называет сверхсознанием.

Вопрос об интуиции сверхсознания в науке был впервые поставлен именно Роберто Ассаджиоли, который считал, что эта область как раз отвечает за предвидение.

Кстати и академическая наука также говорит о сверхсознании: еще в советское время был выдающийся нейрофизиолог Павел Васильевич  Симонов, создатель информационной теории эмоций, который утверждал, что сверхсознание реально и связывал его проявления с интуицией и творчеством.

О сверхсознании говорили многие люди, в частности режиссер Станиславский, активно интересовавшийся восточными духовными системами и даже привлекавшим целый ряд практик йоги в подготовку и тренировку психики актера.

 Он утверждал, что “истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества”.

Деятельность сверхсознания он связывал со сверхзадачей художника, который по определению должен быть человек с хорошо развитой интуицией.

Интуиция сверхсознания художника воспитывается в ходе занятия искусством.

Восточная версия психосинтеза, принимая все трактовки интуиции как особого свойства мышления, вместе с тем утверждает, что при объяснении природы интуиции не обойтись без теории нелокальности сознания Дэвида Бома и его полевой природы.

Именно эта доктрина позволяет объяснить такие проявления интуиции,  которые академическая наука старается не замечать. Интуиция сверхсознания опирается на теорию нелокальности сознания.

Эти две теории интуиции, возводящие его и к особому сверхскоростному мышлению, и к нелокальному, протяженному в пространстве сознанию, способному улавливать тонкие слабые сигналы, представляют собой аналог бытующих в физике представлений о том, что на любой предмет можно смотреть как на частицу и как на волну.

Если логическое мышление можно с известной мерой условности уподобить взгляду на мир как на совокупность частиц и твердых материальных тел (физика твердого тела), то интуиция, воспринимающая тонкие сигналы сверхсознания, ощущаемые как некие сверхбыстрые психические волны, больше соответствует квантовой физике.

Единой теории поля, объединяющей все существующие поля природы, включая человеческую психику, пока не создано.

Есть попытки создать теорию единого поля сознания. Эта теория могла бы соединить в единое целое сознания и сверхсознание. А это позволило бы поставить вопрос об интуиции сверхсознания.

 Ученые говорят о морфогенетических и семантических полях, об информационном поле, о коллективном бессознательном, ноосфере и психосфере.

Интересна вероятностная модель сознания и бессознательного, разработанная замечательным российским ученым Василием Васильевичем Налимовым, с которым мне посчастливилось не один раз встречаться.

Интуиция с его точки зрения механизм ориентирования человека в океане семантической вселенной, которая распаковывает нам свои смыслы только перед человеком, способным на невербальном уровне познавать мир.

Есть точка зрения, что сверхсознание имеет свою особую  тонкую анатомию и физиологию. Ведь оно связано с нашим организмом на тонком уровне и  выходит за пределы мозга.

Эзотерики и мистики говорят об астральной и о ментальной сфере, тонком мире.

Наука не признает этих теорий, поскольку до сих пор не найден материальный носитель человеческих мыслей и чувств.

Тем не менее, многие таинственные способности психики, связанные с предвидением будущего и умением точно, до деталей угадывать картины предстоящих событий, и неожиданные по своему источнику тонкие сигналы, предупреждающие человека о предстоящей опасности, наводят на мысль о том, что это будущее где-то записано.

 В каких-то случаях, когда угроза для жизни и для важных дел становится реальной, непостижимый механизм включается, и человек получает сигнал: будь начеку, может случиться нечто нежелательное или очень опасное!

В других случаях тайны будущего становятся доступными для человека, который имеет врожденные мистические способности к предвидению или развил их путем упорных тренировок.

Ряд исследователей говорит о семантическом поле (В. Налимов), о «фоновом мышлении» (О. Бахтияров).

Эти подходы также позволяют посмотреть на интуицию под новым углом зрения.

С этой точки зрения интуиция – это умение человека улавливать слабые или сверхслабые сигналы, получаемые из невидимого психического поля, как некая помощь или подсказка.

Но кто посылает человеку эти сигналы?

 Можно предположить, что в человеческую психику встроен особый механизм, или, точнее говоря, орган – сверхсознание, – являющийся одновременно центром интуиции.

Интуиция сверхсознания –  это не метафора, а реальность.

Скорее всего сверхсознание пронизывает психосферу, или коллективное бессознательное, как некое гигантское зеркало, которое «знает» все, что происходит там, и по непонятной для нас логике посылает человеку сигнал на понятном ему языке.

Этим языком являются для нас мысли, мыслеобразы, чувства, ощущения, вспышки понимания, иногда разума в виде случайных догадок, иногда озаряющие его как яркая молния.

Сверхсознание проявляет себя внутри человека разнообразными способами в виде творческих состояний, озарений, фантомных чувств, необычных форм восприятия, фантазий, снов, игры воображения и тонких сигналов, смысл которых нужно разгадать.

Логика включения сверхсознания в нашу жизнь серьезно отличается от житейской и научной логики.

Нередко бывает, что человек долго настраивается на получение знака от интуиции, задает себе или интуиции множество вопросов, почти умоляет ее как верующий в Бога: пошли знак!

Но она молчит. В других случаях интуиция посылает свои сигналы, когда человек не только не ожидает никакой помощи, но и не просит ее и вообще не думает об установлении с ней каких-либо контактов.

Если сделать допущение, что она  как раз и  есть та самая  интуиция сверхсознания , что она представляет собой сверхразумный механизм,  и своего рода внутреннего всезнающего мудреца, высшую часть нас самих, то почему этот мудрец действует столь непоследовательно – говорит очень редко и не всегда понятно, когда мы не просим, и нередко молчит, когда мы его заклинаем: «Помоги!»?

Можно предположить, что причин такого загадочного поведения интуиции существует несколько.

Если сверхсознание – это тончайшее разумное и всеприсутствующее поле, к которому мы подключены, то наше персональное психологическое поле в виде мыслей и чувств является слишком грубым и нечутким в своих реакциях на любые интуитивные сигналы.

 Мы настроены на другие, более грубые, частоты и очень редко воспринимаем тонкие вибрации нашего внутреннего голоса.

Потому мы не слышим высокий и тонкий сигнал интуиции сверхсознания, либо предупреждающий нас об опасности нашего решения, либо поощряющий нас.

Иногда мы смутно ощущаем, что действуем ошибочно или нехорошо, болезненно для наших близких, но сами выключаем сигнал этого чувства, как ручку телевизора или транзистора.

 В других случаях, получив некий не совсем понятный сигнал в виде образа, мысли или ощущения, мы не проявляем должной любознательности или настойчивости, чтобы понять, расшифровать, что же нам было послано.

Зная такие наши особенности (грубость восприятия, готовность выключить канал интуиции, если он сигналит нам о нашей неправоте, леность мысли), сверхсознание не торопится разбрасывать нам интуитивные предупреждающие сигналы.

Оно ждет от нас, чтобы мы научились жить правильно и в сложных, непонятных ситуациях умели вслушиваться в самих себя и распознавать также сигналы, идущие из нашей глубинной природы.

Оно ждет от нас, чтобы прежде пробуждении и развития интуиции сверхсознания.

Оно ждет от нас утончения нашего восприятия, повышения интенсивности наших внутренних вибраций, воспитания в себе способности улавливать и правильно понимать слабые и сверхслабые энергетические сигналы.

Чем быстрее мы утончим наш тонкий воспринимающий энергетический сигнал, тем большее количество сигналов и подсказок со стороны интуиции мы сумеем уловить и понять.

Что нужно для того, чтобы услышать посылаемые нам   сигналы интуиции сверхсознания?

В первую очередь полезно тренировать рассмотренные нами ранее виды интуиции – интуицию привычки, интуицию восприятия, интуицию воображения, логическую интуицию.

 Все эти виды интуиции могут быть развиты у человека неравномерно, но они стимулируют пробуждение и развития интуиции сверхсознания.

Во-вторых, полезно культивировать в себе состояние осознанности и ясного присутствия, бодрствования.

В-третьих, нужно убрать все факторы мешающие улавливанию тонких сигналов – мышечные зажимы и ненужное телесное напряжение, отрицательные эмоции, прежде всего страхи, агрессию и депрессию ( а это возможно в результате серьезной работы над собой), хаотические и негативные мысли, грубость восприятия.

В-четвертых, нужно научиться искусству постоянной концентрации внимания на центре интуиции ( телесный аналог места ее  пребывания либо область духовного сердца в середине груди), либо область межбровья (так называемый «третий глаз»- зона с особой чувствительностью кожи, которая играет роль «проекции образов», где сознанию легче всего улавливать тонкие сигналы  и  впечатления).

В-пятых, нужно осознать, что источник  интуиции – это высшее Я, путь к которому лежит через углубление чувства личного Я.

Это означает, что все ответы на все вопросы уже лежит внутри вас, нужно только хорошенько вспомнить все эти ответы.

Интуицию нужно прежде всего пробудить, а для этого необходимо развивать все остальные свойства сознания, которые находятся рядом с ней и которые ее усиливают. Интуиция сверхсознания ждет вашей работы, ваших стараний и дерзаний.

Если вы будете упорными, она обязательно вознаградит ваш труд.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/samoregulyaciya-upravlenie-soboy-psihotrening/1991-vidy-intuitsii-intutsiya-sverkhsoznaniya.html

Сверхсознание – это нечто, находящееся вне человека, это некая среда

Рыба, плавая в глубине, даже не подозревает, что на нее давит огромный слой воды. Мы не ощущаем давление воздуха. Это не значит, что его нет. Таким же образом на человека воздействует тонкоматериальный мир. И нужно уметь его ощущать и пользоваться им.

Тонкоматериальный мир находится вне нас. Его только нужно уметь в себя принимать и выделять. С этим связан окислительно-восстановительный процесс, ощущения тяжести-легкости. Наша задача – каждую клеточку организма сделать сознательной в этих процессах, научить переходить пассивное состояние – в активное состояние. Это основа жизнедеятельности любого организма.

Читайте также:  Синдром хронической усталости - лечение, симптомы, причины

Сверхсознание находится вне человека, его надо чувствовать Нужна определенная техника, благодаря которой можно этим пользоваться. Таких техник существует масса.

Но, есть маленькое «но»: большинство техник, которые используются в работе со сверхсознанием, строились на том, что вначале человек развивал свое физическое тело, потом сверхсознание, а потом только сознание. Поэтому до вершины доходили единицы.

Сейчас человек стал более грамотным, подготовленным, образованным, владеет колоссальной информацией. Сейчас сознание развивает сразу сверхсознание и подсознание.

Бессознательноепредставляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта.

В следствие этого, в бессознательном отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов.

Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер бессознательного – прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности.

Бессознательное находит свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью. В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений бессознательности:

1) Надиндивидуальные подсознательные явления, усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние которых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется (подражание).

2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые установки личности.

По Фрейду – это «динамическое вытесненное бессознательное», охватывающее нереализованные влечения, которые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены бессознательного в межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека собственными свойствами) и т.д.

3) Неосознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт.

4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на таких раздражителей, о которых он не мог дать отчета.

Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного: “Быть сознательным – это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие.

Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях.

Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным…

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным…

Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw) ”[1].

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности.

Но во фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и “выкристаллизовывается” из него в процессе развития психики.

Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое “может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам”.

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:·”Оно” (Id) – глубинный слой бессознательных влечений, психическая “самость”, основа деятельного индивида, которая руководствуется только “принципом удовольствия” безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;·”Я” (Ego) – сфера сознательного, посредник между “Оно” и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность “Оно” с “принципом реальности”, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;·”Сверх – Я” (Super – Ego) – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между “Оно” и “Я” в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности “Я” обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям “принципа реальности”.Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой (“Оно”) функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит “Оно”, в нем выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. “Оно” исподволь, но властно диктует свои условия “Я”.Как покорный слуга бессознательных влечений, “Я” пытается сохранить свое доброе согласие с “Оно” и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция – “Сверх – Я” или “Идеал – Я”, которая царит над “Я” как совесть или бессознательное чувство вины. “Сверх – Я” как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека “Сверх – Я” призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с “Я”. Но по своему содержанию “Сверх – Я” ближе к “Оно” и даже противостоит “Я”, как поверенный внутреннего мира “Оно”, что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское “Я” предстает в виде “несчастного создания”, которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с “Оно”, так и со “Сверх – Я”Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: “Там где было “Оно”, должно быть “Я””. Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизниВместе с тем З. Фрейд преувеличил значение бессознательного, отдал ему первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей. В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название “архетипы”, которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду.”Архетипы”, согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между “индивидуальным” и “коллективным бессознательным”. “Индивидуальное бессознательное” (или, как Юнг его еще называет, “личное, персональное бессознательное”) отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.Одно из центральных понятий юнговской “аналитической психологии”, “коллективное бессознательное”, представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно “коллективное бессознательное” является тем резервуаром, где сконцентрированы все “архетипы”. «Коллективное бессознательное – это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа». К. Г. ЮнгЮнг ввел понятие “архетип” и “коллективное бессознательное”, чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека.Однако Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он, собственно, и выступал в своей полемике с Фрейдом. Как “архетипы”, так и “коллективное бессознательное” в конечном счете, оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а, следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга – формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного – это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

История

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания.

Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г.

Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д.

Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).

Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ Б. как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б.

в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия).

Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.



Источник: https://infopedia.su/3×786.html

Ссылка на основную публикацию