Ступор у ребенка – признаки, причины, лечение

Ступор у ребенка, как преодолеть?

Ступор у ребенка - признаки, причины, лечение

В психиатрии говорят о ступоре, когда нарушается двигательное расстройство и у ребенка ослаблены реакции на разные раздражители, в том числе и боль. Как правило, впадают в ступор девочки, они более эмоциональны.

Чаще всего ступор появляется после сильного душевного потрясения – горя, страха, разочарования, ужаса. После испытания негативных эмоций у ребенка блокируется двигательная и мыслительная активность.

Что же делать в данной ситуации? Возможно ли помочь ребенку?

Причины ступора

Психиатры рассказывают, что иногда ступор проходит сам по себе, поэтому не требуется проходить лечение. Опасно, когда состояние приводит к панической атаке, во время которой ребенок начинает внезапно кричать, куда-то убегает, бросает все окружающие предметы, неадекватно ведет себя.

Основной причиной является депрессия. Она может быть спровоцирована сильным эмоциональным потрясением – увиденной катастрофой, потерей близкого человека, а также проблемами в школе. Например, довольно часто ребенок впадает в ступор, когда его вызывают к доске или на экзамене.

Основные симптомы

Первый признак – это отсутствие движений и реакции. Затем повышается или снижается мышечный тонус. В некоторых ситуациях говорят о «восковой гибкости». Как правило, симптоматика зависит от основной причины, а также заболевания, которое приводит к ступору. Довольно часто такое состояние наблюдается у детей с психогенным психозом, шизофренией, поражением центральной нервной системы.

Диагностика

Чтобы поставить точный диагноз, врач обращает внимание на:

  • Симптомы ступора – обездвиженность, снижение реакции на тактильные, слуховые, зрительные раздражители.
  • Историю заболеваний.
  • Недавние стрессовые события, которые пережил ребенок.

Виды ступора

«Восковая гибкость»

Кроме того, что ребенок перестает двигаться, он долгое время сохраняет одну и ту же позу. Может застыть с поднятой рукой, ногой. В некоторых ситуациях появляется симптом Павлова: отсутствие реакции на обычный голос и ответ на шепот. Иногда ребенок резко встает ночью, начинает ходить, что-то рассказывать.

Негативистический вид

Когда больному хотят помочь выйти со ступора, изменить его позу, он начинает сопротивляться. Больного невозможно поднять или снова уложить в постель. Также ребенок сопротивляется, когда его вводят в кабинет к врачу, он активно убегает, кричит. Когда врач начинает протягивать руку ребенку, он свою начинает прятать, также может зажмурить глаза, отвернуться.

Мышечное оцепенение

Ребенок принимает внутриутробную позу, при этом сильно напрягает мышцы, вытягивает вперед губы и закрывает глаза. В данном случае дети полностью отказываются от приема пищи. Врач принимает решение о введении пищи через зонд. Чтобы вывести с такого ступора, используют амиталкофеиновое растормаживание.

Депрессивный вид

Кроме обездвиженности, у ребенка страдальческое лицо. На вопросы он отвечает однообразно и без эмоций. Иногда больной может резко вскочить и начинает вредить себе: хочет разбить голову, порвать свою одежду, качается по полу. Обращаем внимание, что такой ступор чаще всего характерный для тяжелой формы эндогенной депрессии.

Апатический вид

Ребенок ложится на спину и перестает реагировать на все, что происходит. На вопросы практически не отвечает, при этом нарушается аппетит, сон. Такой ступор характерен для симптоматического психоза, энцефалопатии.

Кататонический вид

Ступор появляется после сильного испуга, пережитого страха. Психотерапевты такое состояние объясняют «потерей собственного Я». В данном случае больной не осознает, жив ли он. Как вывести ребенка с кататонического ступора? Все зависит от конкретной ситуации. Один может легко выйти после обращения к нему. А другому ребенку помогут дыхательные техники, физические упражнения.

Выход со ступора

Психотерапевты обращают наше внимание на такие способы:

  • Точечный массаж. Необходимо помассировать точки, находящиеся над зрачками, начиная от бровей, заканчивая линией роста волос. Массируются точки подушечками большого и указательного пальца.
  • Необходимо вызвать любые эмоции, можно и негативные. В тяжелых случаях рекомендуют использовать пощечину.
  • Согнуть ребенку пальцы на руках и сильно прижать их к ладони, при этом большие пальцы не трогать.

Лечение ступора у детей

В тяжелых случаях требуется лечение в стационарных условиях. Для определения характера ступора, растормаживания используется кофеиновый барбамил. С помощью данного средства можно вернуть аппетит ребенку.

Сначала вводится 2 мл 20% кофеинового раствора, а затем спустя 5 минут медленно вводят 10 мл 510% раствора, при этом врач контролирует состояние ребенка. Если ему становится легче, сразу же прекращает вливание.

При кататоническом ступоре используется препарат Френолон, который вводят внутримышечно. Иногда назначают психостимулирующее средство Сиднокарб. В случае ступора с галлюцинациями, бредом назначают Триседал, Стелазин. У ребенка депрессивный ступор? Врачи принимает решение о применении Мелипрамина. А при психогенном ступоре назначают Реланиум.

Осложнения

Состояние опасно тем, что может закончиться внезапным импульсивным возбуждением, а также суицидом. В профилактических целях необходимо своевременно оказать помощь ребенку.

Таким образом, если ваш ребенок все чаще начал погружаться в себя, он болезненно реагирует на стрессы или у него что-то произошло, не теряйте время. Вашему чаду нужна срочная помощь психиатра, не доводите до крайностей.

Также важно своевременно предупредить ступор, для этого общайтесь с ребенком, узнавайте о его проблемах, не допускайте, чтобы он все держал в себе.

Только доверительные отношения, спокойная семейная атмосфера могут помочь защититься от опасных психических состояний и заболеваний.

Источник: https://med.propto.ru/article/stupor-u-rebenka-kak-preodolet

Дцп у детей лечение и симптомы

Этим термином принято именовать двигательные нарушения, которые проявляются параличами, дискоординацией движений, избыточными непроизвольными движениями. ДЦП у детей часто сочетаются с различными расстройствами речи, психики, иногда с эпилептическими приступами.

Симптомы развития ДЦП у детей

Клиническая картина до лечения полиморфна. Основными симптомами болезни у детей являются разнообразные двигательные нарушения. Нарушается последовательность развития движений.

Примитивные двигательные рефлекторные реакции не редуцируются, а активизируются, что способствует формированию патологических поз, препятствует становлению статических и двигательных функций.

Параличи при ДЦП у детей бывают разной степени выраженности и распространенности (монопарезы, гемипарезы, парапарезы, тетрапарезы, трипарезы), с различными вариантами нарушений тонуса мышц (дистонический, спастический, пластический, гипотония, атония), гиперкинетических явлений в форме хореических гиперкинезов, атетоза, торсионной дистонии, миоклоний, гемибаллизма, тремора, нарушений координации движений. Характерно также наличие патологических синкинезий.

В дальнейшем при симптомах ДЦП у детей формируются контрактуры, деформации конечностей.

У большинства детей речевые расстройства проявляются в виде задержки речевого развития, разных вариантов дизартрии (псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая), моторной алалии и др.

При ДЦП почти всегда отмечаются психические нарушения, характер и степень которых зависят от тяжести и преимущественной локализации поражения мозга.

У 30-40 % детей с симптомами ДЦП наблюдаются умственная отсталость (по типу осложненных форм олигофрении) разной степени, вплоть до идиотии, у остальных – вторичная задержка психического развития.

Для умственной отсталости легкой степени и задержки психического развития характерна отчетливая диссоциация между сравнительно удовлетворительным уровнем развития логического мышления и недоразвитием функций, связанных с дефектным пространственным анализом и синтезом, астереогнозом, оптической агнозией, речевыми нарушениями, неполноценными кинестезией и моторикой. У детей с симптомами ДЦП часто развиваются дислексия, дисграфия, дискалькулия, диспраксия.

Дети с ДЦП, неразвитой речью, неполноценной моторикой, замедленными мимическими реакциями, иногда с гиперсаливацией имеют вид более глубоко умственно отсталых, чем на самом деле.

Наблюдаются повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения – от необоснованной веселости до плаксивости, пугливость, обидчивость; у некоторых детей – психоорганические черты с назойливостью, застреванием аффекта.

Признаки ДЦП у детей старшего возраста

Для старших детей с симптомами ДЦП характерны повышенная впечатлительность, душевная ранимость, растущее чувство неполноценности и беспомощности.

Это способствует развитию патологических черт характера, обычно дефицитного типа (замкнутость, парааутизм), или гиперкомпенсаторного фантазирования.

Могут возникнуть генерализованные большие и малые эпилептические припадки, а также фокальные, чаще джексоновского типа.

Нередко при симптомах ДЦП у ребенка отмечаются разнообразные вегетативнососудистые и висцерально-обменные нарушения:

1.

срыгивания,

2.

рвота,

3.

боль в области животе,

4.

запор,

5.

чувство голода,

6.

повышенная жажда,

7.

трудность засыпания,

8.

извращение ритма сна,

9.

гипотрофия,

10.

реже – ожирение,

11.

отставание в физическом развитии и др.

Основные синдромы ДЦП у детей:

1.

синдром спастической диплегии – центральный тетрапарез с преимущественным поражением ног (парапарез, синдром Литла);

2.

синдром двойной гемиплегии – центральный тетрапарез с преимущественным поражением рук;

3.

гиперкинетический синдром, сопровождающийся мышечной дистонией, гиперкинезами (двойной атетоз);

4.

атонически-астатический синдром (атония, мозжечковая атаксия, гиперрефлексия);

5.

гемипаретический синдром, выражающийся в центральном гемипарезе при всех синдромах в той или иной степени, с задержкой психического и речевого развития;

6.

судорожный синдром; цереброастенический (астеноневротический) синдром.

Формы, стадии ДЦП у детей

Выделяют следующие клинические формы болезни.

Спастическая диплегия – тетрапарез, при котором верхние конечности поражаются в значительно меньшей степени, чем нижние, иногда минимально (парапарез или болезнь Мит-ла). Спастичность при этой форме ДЦП у детей преобладает в разгибателях и приводящих мышцах нижних конечностей. У ребенка в положении лежа ноги обычно вытянуты.

При попытке его поставить ноги перекрещиваются и упор совершается на носки. В связи с постоянным напряжением приводящих мышц бедер ноги слегка согнуты в тазобедренных и коленных суставах и ротированы внутрь. При попытке ходить с посторонней помощью ребенок делает танцующие движения, поворачивая тело к ведущей ноге.

Одна сторона тела обычно поражается больше другой, при этом разница возможности движений рук более четкая. Помимо спастических парезов, могут наблюдаться хореоатетоидные гиперкинезы, более выраженные в пальцах рук и мимических мышцах. Дети малообщительны, тяжело переживают двигательную неполноценность, лучше себя чувствуют среди таких же детей.

Эта форма протекает наиболее благоприятно.

Двойная гемиплегия – тетрапарез с преимущественным поражением рук. Мышечный тонус повышен по смешанному (спастически-ригидному) типу, преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет тонических рефлексов (шейного и лабиринтного).

Почти всегда при этой форме ДЦП у детей выражены симптомы псевдобульбарного паралича, в связи с чем затруднены глотание и жевание. У многих больных отмечаются судорожный синдром, внутренняя гидроцефалия, сочетающаяся с микроцефалией.

Эта форма ДЦП прогностически наиболее неблагоприятна, сопровождается глубокой умственной отсталостью.

Гиперкинетическая форма ДЦП проявляется изменением тонуса мышц, преимущественно по типу мышечной ригидности или дистонии, наличием гиперкинезов, которые начинают выявляться с 4-6-го месяца жизни и сочетаются с парезами.

Часто отмечаются нарушения речи, вегетативно-сосудистые и висцерально-обменные нарушения, выраженные цереб-растенический и дезадаптационный синдромы. Нередко при этой форме ДЦП у детей снижается слух. Психическое развитие отстает нерезко: дети дружелюбны, общительны, не всегда осознают свой дефект.

Однако тяжелые нарушения движения и речи затрудняют их социальную адаптацию.

Атонически-астатическая форма ДЦП у детей характеризуется низким тонусом мышц при наличии патологических, тонических, высоких сухожильных и периостальных рефлексов, выраженной атаксии, дисметрии, асинергии при движении, что мешает больным ходить, стоять.

Читайте также:  Как познакомиться с парнем - способы, советы психолога

Отмечается нарушение речи в виде мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. С возрастом эти явления постепенно уменьшаются. Иногда они проявляются с одной стороны, комбинируются с пирамидными и экстрапирамидными расстройствами.

Прогноз обычно благоприятный, но при сочетании этой формы ДЦП с выраженным психическим недоразвитием (вариант Форстера) – малоблагоприятный.

Гемиплегическая (гемипаретическая) форма при этой форме ДЦП у детей – гемиплегия или гемипарез, при которых больше поражены верхняя конечность, ее дистальный отдел, имеются синкинезии, иногда гиперкинезы, укорочение и утончение конечностей. При длительной гемиплегии и выраженной спастичности мышц может развиться контрактура.

Иногда наблюдаются нарушения речи по типу псевдобульбарной дизартрии, реже – в виде моторной алалии, эпилептические приступы – генерализованные или в виде джексоновских судорог на пораженной стороне, задержка или недоразвитие психических функций.

Встречаются смешанные, комбинированные формы ДЦП, при которых не удается выделить типичный для той или иной формы синдром.

Выделяют также 3 стадии ДЦП у детей:

1.

раннюю (от 3 нед до 3- 4 мес);

2.

начальную хронически-резидуальную (от 4-5 мес до 2-3 лет)

3.

и конечную резидуальную.

Конечная стадия ДЦП у детей имеет I степень, при которой дети овладевают элементами самообслуживания, и II – наиболее тяжелую. Течение ДЦП зависит от степени поражения (легкая, средняя, тяжелая), начала и этапности лечения.

Особенности лечения ДЦП у детей

Систематически проводимая комплексная терапия, начатая с первых месяцев жизни, способствует более благоприятному течению. При тяжелой степени поражения с выраженным психическим дефектом, наличием судорог течение может быть даже прогредиентным.

Лечение ДЦП у детей следует начинать сразу после исчезновения острых явлений, нормализации общего состояния ребенка (обычно с 3-й недели). В ранней стадии оно должно быть направлено на ликвидацию последствий повреждений мозга, стимуляцию развития его функций, предупреждение осложнений.

Медикаментозная терапия включает препараты, нормализующие и стимулирующие церебральный метаболизм, процессы миелинизации, регенерации (Цианокобаламин, Кислота глутаминовая, Липоцеребрин, Аминалон, Церебролизин, Энцефабол, Пирогенал, Пропермил, Алоэ и др.

), подавляющие патологическую активность структур мозгового ствола (Лидокалм), дегидратирующие, противосудорожные средства (при судорожном синдроме).

В начальной хронически-резидуальной стадии болезни метод лечения ДЦП имеет компенсаторно-восстановительный характер, зависит от клинических особенностей паралича. Назначают антихолинэстеразные препараты (Дибазол, Оксазил, Галантамин и др.), Префизон, Пирацетам (Ноотропил), Аденозинтрифосфорную кислоту, Лидазу и др.

Лечение ДЦП положением осуществляют с помощью валиков, шин, шин-штанишек, лонгет, туторов, воротников. Проводят также при ДЦП ЛФК и массаж, основываясь на онтогенетической последовательности развития движений ребенка, в строгом соответствии с выраженностью и характером клинических проявлений, непрерывно с постепенным усложнением задач, использованием различных методик.

Стимуляцию психического и предречевого развития при лечении ДЦП у детей осуществляют посредством привлечения внимания ребенка к ярким, озвученным игрушкам, тренировки фиксации и прослеживания взора, развития зрительного и слухового сосредоточения, зрительно-моторной координации.

Физиотерапия при лечении ДЦП у детей

Физические методы лечения ДЦП применяют для коррекции тонуса мышц (миорелаксирующие методы), стимуляции паретичных мышц (миостимулирующие методы), ослабления контрактур (фибромодулирующие методы лечения ДЦП у детей), усиления трофики (трофостимулируюшие методы лечения ДЦП), коррекции психоэмоциональных расстройств (тонизирующие и психостимулирующие методы). Эти задачи помогают реализовать следующие методы физиотерапии:

1.

Миорелаксирующие методы физиотерапевтического лечения ДЦП: вибротерапия, теплые пресные ванны .

2.

Фибромодулирующие методы: пелоидо-, парафино-, озокеритотерапия .

3.

Миостимулирующие методы лечения ДЦП у детей: миоэлектростимуляция, импульсная магнитотерапия .

4.

Трофостимулирующие методы физиотерапевтического лечения: лечебный массаж, диадинамотерапия.

5.

Тонизирующие методы лечения ДЦП у детей: души, подводный душ-массаж, жемчужные ванны, талассотерапия.

6.

Психостимулирующие методы: электрофорез психостимуляторов и стимуляторов мозгового кровообращения, воздушные ванны, неселективная хромо-терапия .

Противопоказания к физиотерапии при ДЦП:

1.

синдром двойной гемиплегии,

2.

гиперкинетический и атонически-астатический синдром,

3.

нарушение психики (деменция, идиотия),

4.

эпилептические приступы,

5.

декомленсированная гидроцефалия.

Санаторно-курортное физиотерапевтическое лечение ДЦП

Больных с ДЦП различной этиологии, сопровождающимся двигательными расстройствами легкой и средней тяжести (спастическая диплегия, болезнь Литла, гемипаретическая форма) при нормальном интеллекте и отсутствии эпилептических припадков направляют в климато-, бальнео- и грязелечебные (Зеленогорск, Сочи, Евпатория, Комарове, Анапа, Пятигорск, Одесса, Джермук и др.) местные санатории и санатории курортной зоны. Задачи санаторно-курортного лечения:

1.

коррекция локомоторной дисфункции

2.

(фибромодулирующие методы лечения ДЦП у детей),

3.

стимуляция нейротрофических процессов (трофостимулирующие методы),

4.

тонуса (тонизирующие методы) и психической деятельности (психостимулирующие методы) больного ребенка (методы санаторно-курортного лечения),

5.

положительный психоэмоциональный настрой больного ребенка,

6.

уменьшение двигательных нарушений (снижение мышечного тонуса, устранение тугоподвижности в суставах),

7.

увеличение объема активных движений в конечностях.

Противопоказания к санаторному лечению ДЦП у детей :

1.

ДЦП с двигательными нарушениями тяжелой степени (гиперкинетическая, двойная гемиплегическая и атонически-астатическая формы),

2.

нарушение психики (деменция, олигофрения, идиотия),

3.

декомпенсированная гидроцефалия,

4.

эпилептические припадки,

5.

возраст до 2 лет.

Цель физиопрофилактики при ДЦП у детей – предотвращение прогрессирования заболевания и его отдельных симптомов, устранение локомоторных дисфункций (миорелаксирующие методы лечения ДЦП у детей ) и нормализация психоэмоционального статуса (психостимулирующие методы).

Причины детского ДЦП

Возникают вследствие ранних органических поражений головного мозга (внутриутробно), во время родов или в первые месяцы жизни. Важная особенность ДЦП – отсутствие прогрессирования и тенденция к восстановлению нарушенных функций.

ДЦП возникают чаще всего в результате комбинации вредных влияний, действующих на ранних этапах развития. Внутриутробное влияние могут оказывать инфекционные (краснуха, грипп, цитомегалия, листериоз, токсоплазмоз и др.

), сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери, токсикоз беременных, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, психическая травма, физические факторы, некоторые лекарственные препараты; в период родов – причины развития внутричерепной родовой травмы и асфиксии.

В ранний послеродовой период ДЦП могут развиться после менингита, энцефалита, травмы головного мозга.

Патогенные факторы ДЦП у детей, действующие в период эмбриогенеза, чаще вызывают аномалии мозга, а на более поздних этапах внутриутробного развития приводят к замедлению процессов миелинизации нервной системы, нарушению дифференциации нервных клеток, патологии формирования межнейронных связей и сосудистой системы мозга.

При иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВ0 и другим антигенам эритроцитов) в организме матери вырабатываются антитела, вызывающие гемолиз эритроцитов плода.

Непрямой билирубин, образовавшийся в результате гемолиза, оказывает токсическое действие на нервную систему, особенно в области базальных узлов.

У плодов, перенесших внутриутробную гипоксию, к моменту рождения защитные и адаптационные механизмы оказываются недостаточно сформированными, что способствует развитию родовой внутричерепной травмы и асфиксии.

В патогенезе поражений нервной системы, возникающих в период родов и частично постнатально, главную роль при ДЦП у детей играют гипоксия, ацидоз, гипогликемия и другие метаболические сдвиги, приводящие к отеку и вторичным нарушениям гемоликвородинамики.

Существенное значение в патогенезе ДЦП придают иммунологическим процессам: мозговые антигены, образующиеся при деструкции нервной системы под влиянием инфекций, интоксикации и других поражений мозга плода, могут привести к появлению соответствующих антител в крови матери. Последние вторично оказывают патологическое влияние на развивающийся мозг плода.

Источник: https://www.astromeridian.ru/medicina/met_lech_dcp.html

Ступор у ребенка – признаки, причины, лечение

Ступор у детей  – это психопатологический синдром, который выражается в полной неподвижности, снижении гипертонуса мышц и психической активности, молчании, угнетении рефлекторных реакций, негативизме и характеризуется отсутствием контактов с окружающими людьми. Проявления ступора у детей зачастую отмечают не в двигательном оцепенении, а в резком замедлении и скованности произвольных движений. Ступор является кратковременным, постоянно перемежающимся с рудиментарными проявлениями кататоническим возбуждением.

Признаки ступора у ребенка

Ступор у ребенка в детском саду или яслях иногда наблюдают психологи у вновь поступивших малышей. Его возникновение связывают с адаптацией ребенка к детскому саду.

Признаки ступора у детей дошкольного возраста включают следующие проявления:

  • малыши крайне медленно во время еды жуют;
  • медленно одеваются с большими паузами;
  • отрывисто и замедленно говорят;
  • активно сопротивляются действиям и требованиям окружающих: стискивают зубы на просьбу открыть рот или низко опускают голову, если им пытаются заглянуть в лицо и т. п.

У детей младшего школьного и подросткового возраста проявления кататонического ступора приближаются к типичным признакам взрослого протекания болезни: явно выражается пассивный и активный негативизм, больные не реагируют на просьбы произвести какое-либо действие.

При кататоническом психопатологическом синдроме (в момент застывания в страхе или испуге) дети, как младшего, так и школьного возраста зачастую кратковременно отказываются от пищи. У детей наблюдается задержка дефекации и мочеиспускания.

Другими признаками заболевания и возрастными особенностями у малышей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста выступают изменчивость мышечного тонуса, а также отсутствие мышечного напряжения.

При кататоническом психопатологическом синдроме у подростков наблюдаются выраженные явления каталепсии, сохранение «эмбриональной позы», симптом «воздушной подушки», мутизм, выраженный активный негативизм, стойкий отказ от еды.

Зачастую отмечаются выраженные вегетативные расстройства: гиперсаливация, сальность лица, акроцианоз. Задержка дефекации и мочеиспускания способна чередоваться с диареей, энурезом.

Во время психопатологического синдрома ребенок может следить взглядом за происходящим, по окончанию приступа имеет воспоминания о событиях, происходивших во время ступора.

Причины ступора у детей

Это состояние возникает зачастую из-за эмоциональных переживаний (посещение новых мест малышом), душевных потрясений (ужас, страх, горе, разочарование). Состояние оцепенения может развиться вследствие чьих, то страданий, свидетельств катастроф, аварий, во время сдачи экзаменов, выступлений на праздниках.

При этом у детей происходит блокировка аффективной и двигательной активности, замедляется мыслительная деятельность. Данное состояние в одних случаях заканчивается быстро и легко без определенного лечения и без последствий, а в других возникает паническое расстройство, которое в последствии приводит к депрессии.

Ступор у ребенка в детском саду нередко обескураживает обеспокоенных родителей, и они не знают, как правильно реагировать на такое поведение крох. Нередко малыши входят в ступор на праздниках в детском саду. Данное состояние происходит у тех малышей, которые недавно начали посещать дошкольные учреждения.

Это временное явление, связанное с тяжелой адаптацией к детскому саду. На адаптацию к детскому саду в тяжелых случаях необходимо до одного года.

Имеется ввиду не только привыкание к новым условиям (чужие взрослые, незнакомая обстановка, множество сверстников, подчинение новым правилам, но и полное раскрытие личного творческого потенциала, которое позволит малышу чувствовать себя полностью счастливым в детском садике).

Как вывести ребенка из ступора? Для этого необходимо со стороны взрослых терпеливое, доброжелательное отношение к малышу, принятие темпов его развития, похвала относительно мелких достижений и успехов. Увещевания, упрёки, уговоры, лишь только будут понижать самооценку ребёнка и способствовать полнейшему закрытию от взрослых в виде ступора.

Читайте также:  Косплей, что это такое, как сделать косплей, история косплея

Ступор у ребенка в 5 лет отмечается при встрече с серьезными трудностями и проявляется в некотором отупении и растерянности, снижении адекватности. Малышу трудно ответить на простые вопросы, у него отсутствует воля и концентрация внимания, он не знает, что ему делать. Иногда у малыша трясутся руки, часто появляется беспомощность при выполнении самых несложных действий.

Как развивается ступор у детей? Детская растерянность предшествует развитию ступора. Растерянность в отличие от ступора относят к естественной выученной эмоции. Большинство родителей непроизвольно участвуют в формировании, а также укреплении у ребенка поведения и состояния растерянности.

Зачастую мамы, видя, что малыш растерян, начинают его жалеть, проявляя к нему повышенное внимание и защищая от трудной ситуации. Родители пытаются что-то за ребенка сделать, тем самым подкрепляют его беспомощность.

Если на малыша, вошедшего в ступор, взрослый недовольно кричит, то в этой ситуации только усиливается данное состояние, поэтому кричать является малоэффективным в устранении психопатологического синдрома.

Ступор у ребенка лечение

Необходимо приучать малышей слушаться и не давать им возможности по незначительным поводам входить в психопатологической синдром. Если малыш чувствует и видит, что ступор ему взрослые разрешают, то он идет по пути самонаучения от растерянности до беспомощности по жизни. Взрослым следует относиться к этому состоянию спокойно. Не надо паниковать, винить ребенка — это не поможет.

Как вывести из ступора ребенка? Ребенка быстрее всего выведет из данного состояния спокойная уверенность взрослого, убедительная похвала, не сложные вопросы, четкая инструкция, что делать.

Существуют некоторые способы, которые позволят снять это состояние. Массаж специальных точек, расположенных над зрачками глаз.

Область массажа находится ровно посредине, и равноудалена от начала линии роста волос и бровей. Массировать следует подушечками пальцев: большого и указательного.

Можно попытаться у больного вызвать любые сильные эмоции, вплоть до негативных и общаться с ребенком уверенным и четким голосом.

Помощь при ступоре у ребенка включает предупреждение опасных действий и обеспечение мер по безопасности больного.

При депрессивном психопатологическом синдроме предупреждают возможность внезапного развития депрессивного эмоционального возбуждения, стремления к суициду и отказу от приема пищи.

При кататоническом психопатологическом синдроме предупреждают купирование импульсивного внезапного возбуждения. Следует учитывать, что на смену психогенному ступору приходит психогенное возбуждение.

Прогноз благоприятный, поскольку по истечении определенного отрезка времени, возможно, самокупирование ступора. При интенсивном своевременном лечении можно достичь положительных результатов.

Лечением ступоров занимаются психологи, психотерапевты, психиатры.

Источник: http://www.cs.housepsych.com/stupor-u-detey_default.htm

Дцп у детей – причины, симптомы, лечение, реабилитация

Рубрика: Здоровье ребенка

Сегодня мы поговорим о тяжелом заболевании — детском церебральном параличе, которое навсегда меняет жизнь семьи, расскажем на alter-zdrav.ru о возможных причинах этой патологии, видах болезни, симптомах и признаках, способах лечения и реабилитации детей при ДЦП.

Что такое ДЦП у детей

ДЦП (детский церебральный паралич) — это название, объединяющее различные нарушения центральной нервной системы, сформировавшиеся в период внутриутробной жизни ребенка или в первые месяцы после его рождения.

Основными проявлениями клинической картины являются поражения двигательной и речевой функции, нарушения поведения и нередко отставание в интеллектуальном развитии. Вследствие заболевания возможна полная инвалидность или эпилептические припадки.

Заболевание встречается в 2-4% случаях на 1000 новорожденных. В России это свыше полумиллиона человек.

Первым научным работником, взявшимся за изучение патологии, в 20 веке был британец Литтл. Он дан характеристику ДЦП, как заболеванию, выдвинул предположение, что главной причиной поражения мозга является гипоксия ребенка во время сложных родов.

Позже поиском причин ДЦП занялся Зигмунд Фрейд. Он разработал подробную классификацию предрасполагающих факторов и форм болезни, на которую основываются до сих пор.

Основные причины возникновения ДЦП

Почему рождаются дети с диагнозом ДЦП? Различные факторы, формирующие нарушения в корковых, подкорковых структурах и стволе головного мозга, можно разделить на несколько групп.

  1. Генетические факторы. Это различные генные мутации, наследственно передающиеся болезни, несовместимость крови мамы и малыша, хромосомные нарушения родителей.
  2. Гипоксия плода во время беременности или родов. Происходит из-за обвития пуповиной и ранней отслойки плаценты.
  3. Инфекции во время беременности и в первые месяцы жизни, протекающие при ослабленном состоянии организма матери или при тяжелом течении заболевания. Самая распространенная болезнь во внутриутробном периоде вызвана герпесом матери. К остальным патологиям относятся менингоэнцефалит, энцефалит, менингит, арахноидит, гемолитическая болезнь.
  4. Токсический фактор. К этой группе относятся прием сильнодействующих медикаментов, передозировка разрешенных лекарств, вредные условия работы, яды в окружающей среде, наличие вредных привычек матери или отца (курение, прием алкоголя и наркотиков).
  5. Физические причины обусловлены негативными последствиями на плод рентгеновских лучей, радиации, электромагнитного излучения.
  6. Группа механических воздействий — это травмы, полученные в процессе родов.
  7. Также предрасполагающими факторами считаются многоплодная, недоношенная беременность и дети, рожденные с массой тела менее двух килограмм.
  8. Часто причиной ДЦП называют патологии сосудов. В детском возрасте они очень эластичные и не могут повредиться самостоятельно, только под воздействием тяжелых травм.
  9. К факторам риска возникновения ДЦП можно отнести также подростковый возраст мамы или, наоборот, слишком большой для родов (после 40 лет), умственная отсталость родителей.

Несмотря на все многообразие причин, ни одна из них не является 100% гарантией заболевания. Это всего лишь повышает риск его возникновения. В большинстве случаев имеет место совокупность причин.

Формы ДЦП, код по МКБ 10

Классификация патологии зависит от того, какой именно участок головного мозга поражен.

  1. Спастической диплегией называют самую часто диагностируемую форму (до 80% случаев). Заболевание приводит к патологиям развития внутренних органов, легкому слабоумию и поражению двигательных нервов и, как следствие, парезам. Функция рук остается сохраненной.
  2. Гемипаретический тип ДЦП проявляется параличом только одной половины тела, как руки, так и ноги, сложностью к воспроизведению речи, но возможность получения новых умений и знаний не нарушена. Пораженное полушарие головного мозга находится на противоположной стороне.
  3. Нарушение подкорковой структуры называется гиперкинетическим типом болезни. Основным симптомом являются непроизвольные мышечные сокращения тела, усиление которых происходит во время усталости, при стрессовой ситуации, ярком всплеске эмоций, волнении. При данной форме слабоумие практически не возникает и ребенок в состоянии учиться в школе и институте наравне со здоровыми детьми.
  4. В 10% случаев встречается атонически-астатическая форма. Для нее характерны атония мышечной системы и нарушения координации. Данный тип обусловлен поражением мозжечка.
  5. Самым тяжелым проявлением ДЦП является двойная гемиплегия. При этой форме наблюдается полное нарушение всех мозговых структур. Состояние сопровождается абсолютной неспособностью мышц к выполнению своих функций. Ребенок не может стоять, сидеть, поднимать конечности и даже держать голову.

Не во всех случаях наблюдается течение одной конкретной формы. Иногда встречается смешение типов ДЦП и их проявлений.

Код по МКБ 10 ДЦП — G80.

Симптомы ДЦП, признаки у ребенка

Первые проявления болезни могут быть заметны сразу после рождения малыша. Но в основном патология диагностируется на момент достижения ребенком 2-4 месяцев жизни. Развитие ребенка, больного ДЦП, как моторное, так и психическое, затормаживается.

  1. Двигательные навыки ребенка не развиваются (не переворачивается, не держит голову, не может сжать игрушку в руке и не интересуется ею).
  2. Может поздно научиться стоять и стоит только на цыпочках.
  3. Нарушения двигательной системы наблюдаются как с одной стороны, так и с обеих.
  4. Выраженные проблемы с речью.
  5. Трудность проглатывания пищи.
  6. Аномалии развития зрительной, эндокринной и пищеварительной системы.
  7. Неконтролируемое мочеиспускание.
  8. Ослабление слуха или глухота.
  9. Слабость интеллектуальных способностей, олигофрения, тяжелое слабоумие, проблемы с восприятием информации, задержка психического развития, трудности с обучением, отклоненное от нормы поведение.
  10. Парезы конечностей.
  11. Истончение, укорочение, отставание в развитии пораженной конечности.
  12. Деформирование костного скелета. Это приводит к атипичному строению грудной клетки и сколиозу.
  13. В парализованной конечности формируются контрактуры, вызывающие боль, локализующуюся в области ступней, плечах, спине и шее.
  14. Повышение мышечной активности при гиперкинетической форме проявляется подергиванием конечностей, поворотом и киванием головы, выпячиванием глаз, строением гримас.
  15. Слабость мышечной системы при атонически-астатической форме характеризуется частыми падениями и покачиваниями в стоячем положении.

Детский церебральный паралич не склонен к прогрессированию. Но с течением жизни ребенка проявляются симптомы, которые не были заметны ранее. Также нередко присоединяются такие проблемные состояния, как инсульт, некроз, эпилепсия.

Лечение ДЦП у детей

Данная патология не передается родственникам. Поэтому ребенок, рожденный до или после больного ДЦП, практически всегда оказывается здоровым. Но заболевший на протяжении всей жизни должен подвергаться реабилитационным мероприятиям, приему препаратов, работе с психологами.

Лекарственная терапия направлена на облегчение состояния, путем купирования симптомов и предотвращения осложнений. Назначаются препараты:

  • Антиспастического действия;
  • Антиконвульсанты;
  • Спазмолитические;
  • Обезболивающие;
  • Ноотропы;
  • Транквилизаторы;
  • Сосудоукрепляющие;
  • Антидепрессанты;
  • Метаболиты;
  • Нейролептики;
  • Препараты, облегчающие заболевания эндокринной и пищеварительной системы.

Хирургическое лечение детского паралича

В процессе протекания заболевания детским параличом в пораженных конечностях образуются контрактуры, обездвиживающие орган и вызывающие сильную боль.

  1. Проведение спинальной ризотомии показано при тяжелой форме контрактур.
  2. В некоторых случаях для восстановления симметрии скелета проводят удлинение костей.
  3. Тенотомия сухожилий. Это манипуляция, действия которой направлены на принятие опорного положения пораженной конечности.
  4. Физиотерапия назначается в комплексе с курсом массажа и лечебной физкультуры.
  5. Ванны с использованием лечебных веществ и трав (хвоя, кислород, радон, скипидар, йод, бром, валериана).
  6. Электрофорез.
  7. Лечебные грязи.
  8. Тепловые методы.
  9. Иглорефлексотерапия, постановка пиявок.
  10. Общение с животными (анималотерапия) разрешено детям с любой формой ДЦП, но в обязательном присутствии психотерапевта и инструктора. В результате происходит положительная динамика двигательных, речевых и эмоционально-психических функций. Самые популярные это иппотерапия (лошади) и дельфинотерапия.
  11. Сейчас развивается много новых методов борьбы с ДЦП, например, терапия клетками пуповинной крови, стимулирующими и усиливающими нейрогенез (процесс образования, роста и развития новых нервных клеток), активизирующими ангиогенез (образование новых кровеносных сосудов), обеспечивающими трофику (питание) клеток головного мозга, обладающими нейропротекторным эффектом, защищающим структуры мозга от дальнейшей дегенерации. Для заметного эффекта бывает необходимо до 5-6 трансфузий. Степень восстановления функций зависит от возраста ребенка (чем он моложе, тем лучше эффект) и формы ДЦП. Основной минус данного способа лечения детского ДЦП — существенно высокая стоимость.

Реабилитация детей с ДЦП

Обучение детей с ДЦП часто бывает проблематично, в большинстве случав они не могут посещать обычные общеобразовательные школы. Ребенок с церебральным параличом должен посещать специализированные сады, школы, общества. Работающие там квалифицированные психологи, коррекционные педагоги, реабилитологи, логопеды помогут освоить необходимые навыки для дальнейшей жизни.

Читайте также:  Индивид - понятие, социализация, развитие и поведение индивида

К тому же очень важна психологическая поддержка от членов семьи. Которым, к слову сказать, тоже далеко не просто.

При всем желании что-то изменить, ребенок с детским церебральным параличом на всю жизнь останется особенным и требующим постоянного внимания, родителям необходимо постараться принять это.

Лучше, если получится найти контакт с такими же родителями проблемных деток, тогда бороться с трудностями и иногда охватывающим отчаянием будет чуть легче.

В центрах реабилитации для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа, включающая следующие пункты:

  1. Развитие и поддержка речевых навыков.
  2. Общий массаж и массаж биологически активных точек.
  3. Лечебная гимнастика.
  4. Водные и грязевые процедуры.
  5. Путевки в санатории и на курорты.
  6. Ортопедические тренажеры и аппараты.
  7. Самой распространенной поддерживающей терапией, использующейся для коррекции развития при ДЦП является Бобат-терапия. Лечение направлено на то, чтобы путем различных массажный действий придать больной конечности нормальное положение, обратное тому, которое она стремится принять. Такой массаж проводится 3-5 раз в день в спокойной для ребенка обстановке. Терапию можно проводить дома родителям самостоятельно после прохождения курса обучения.

ЛФК при ДЦП — видео комплекса упражнений

К технической реабилитации при ДЦП у детей относятся специальные приборы и методики.

  1. Инвалидные кресла, инвалидные коляски и ходунки.
  2. Вертикализатор для адаптации тела ребенка к вертикальному положению.
  3. Костюм Адели (способствует перераспределению физической нагрузки на тело).
  4. Тренажер Гросса (развивает моторику).
  5. Велотон (стимулирует мышечную систему).
  6. «Спираль» (обучение новым движениям).

Несмотря на все лечебные и поддерживающие методы, ребенок с ДЦП на всю жизнь остается инвалидом с разной степенью выраженности заболевания. И нормальное его существование в обществе возможно только при регулярном лечении и любви окружающих его людей.

Источник: https://alter-zdrav.ru/dtsp-prichiny-simptomy-lechenie-reabilitatsiya-detej/

Церебральный паралич у ребенка, симптомы, причины, лечение

Церебральный паралич у ребенка, симптомы, причины, лечение

У детей, больных церебральным параличом, имеется повреждение в области головного мозга, которая отвечает за двигательную способность и мышечный тонус.

У многих таких детей вполне нормальное умственное развитие, несмотря на трудности с контролированием моторики и движений. Такое состояние вызывает различные типы нарушения моторики, которые могут различаться от слабых, едва заметных форм до очевидных.

В зависимости от степени серьезности заболевания ребенок, больной церебральным параличом, может быть слегка неуклюжим и неловким, а может быть даже неспособным самостоятельно ходить. У некоторых детей наблюдаются вялость и слабый контроль движений руки и ноги, находящихся с одной стороны тела (такое явление называют гемипарезом).

У многих детей наблюдается паралич верхних и нижних конечностей с обеих сторон – такое явление называют диплегией. У некоторых детей наблюдается общий повышенный мышечный тонус (который называют мышечной спастичностью, или гипертонусом), в то время как другие дети патологически слабы (такое явление называют гипотонусом).

Помимо этого может быть затронута и речь ребенка.
Зачастую причиной церебрального паралича становится мальформация, или повреждение головного мозга во время беременности, родов или непосредственно после родов. Преждевременные роды связаны с повышенным риском проявления у ребенка церебрального паралича.

Церебральный паралич может развиться у ребенка после крайне серьезной степени послеродовой желтухи либо в более поздний период младенчества после повреждения или заболевания, задевающего головной мозг.

Тем не менее в одном из докладов Американской академии педиатрии и Американского колледжа акушеров-гинекологов говорится о том, что в большинстве случаев проявление церебрального паралича не является результатом той или иной ситуации, возникшей во время предродовой или родовой деятельности, такой как недостаточная подача кислорода (гипоксия).

Признаки и симптомы

Признаки и симптомы церебрального паралича очень сильно различаются, поскольку существует множество типов и степеней нарушений.

Ключевым симптомом, сигнализирующим о вероятном заболевании ребенка церебральным параличом, служит задержка овладения навыками моторики и несоответствие умений ребенка основным этапам, изложенным в главах с 5-й по 9-ю. Вот некоторые характерные предупредительные признаки заболевания.

Ребенок в возрасте после двух месяцев:

  • когда вы берете ребенка на руки из положения лежа на спине, его голова не поднимается вместе с телом;
  • ребенок малоподвижен;
  • у ребенка «болтающиеся» конечности;
  • когда вы держите ребенка на руках, кажется, что он перенапрягает спину и шею, как бы постоянно стараясь отодвинуться от вас;
  • когда вы берете ребенка на руки, его нижние конечности сильно напрягаются и скрещиваются или приобретают положение ножниц.

Ребенок в возрасте после шести месяцев:

  • у ребенка сохраняется асимметричный рефлекс шейного тонуса;
  • владеет только одной рукой, в то время как другую сжимает в кулачок. Ребенок в возрасте после десяти месяцев:
  • ползает кривобоко, выставляя вперед нижнюю и верхнюю конечность одной стороны тела и подволакивая конечности с другой стороны;
  • ребенок начинает движение с места на ягодицах либо коленях, а не ползет на всех четырех конечностях.

Если развитие ребенка вызывает у вас какие-либо сомнения, поговорите об этом с педиатром во время очередного осмотра. Поскольку уровень развития у разных детей сильно различается, в некоторых случаях на первом или втором году жизни ребенка очень сложно поставить диагноз слабой степени церебрального паралича.

Зачастую при установлении диагноза потребуется консультация педиатра, занимающегося вопросами развития ребенка, или педиатра-невропатолога. Для того чтобы определить наличие нарушений головного мозга, может потребоваться компьютерная томография уровня развития ребенка или магнито-резонансная томография головы ребенка.

Даже если врач в раннем возрасте ребенка поставит точный диагноз, зачастую сложно предугадать, насколько сильно болезнь будет проявляться в будущем.

Лечение

Если у педиатра возникнут подозрения о наличии у ребенка церебрального паралича, вас направят на прохождение программы вмешательства на ранней стадии.

Такие программы проводятся преподавателями, занимающимися вопросами раннего детства; терапевтами, занимающимися вопросами физической, трудовой и языковой терапии; медсестрами; работниками сферы социальных проблем и медицинскими консультантами. Из этой программы вы узнаете, как быть учителем и врачом для собственного ребенка.

Вас научат упражнениям, которые необходимо выполнять с ребенком; положениям, которые наиболее комфортны и полезны для него; а также способам помощи ребенку в таких моментах, как употребление пищи.

Вам расскажут о некоторых новых подходах в лечении, таких как баклофен-терапия, которая помогает справиться с мышечной пластичностью, вызванной церебральным параличом, и ботулотоксин типа А (ботокс), который является препаратом, расслабляющим мышцы и способным помочь при хождении ребенка на носочках, которое вызвано напряжением мышц.

Вам расскажут о так называемом «адаптивном оборудовании», которое поможет ребенку в повседневной двигательной активности, несмотря на его физические недостатки. Такое оборудование включает в себя специальные принадлежности, которые помогут облегчить процесс употребления пищи; карандаши, которые проще держать в руке; инвалидные кресла и ходунки.

На этих программах вы встретите родителей детей с такими же нарушениями, сможете поделиться с ними опытом, задать волнующие вас вопросы и обменяться способами решения проблем.Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, – это помочь ему развивать свои умения и расти, ощущая себя нормальным человеком.

Когда ребенок станет достаточно взрослым и сможет задавать вопросы и понимать ответы на них, объясните ему, что у него имеется нарушение развития, но при этом обязательно заверьте его, что он сможет приспособиться к этому и достичь определенных успехов в жизни. Способствуйте выполнению ребенком заданий, к которым он уже готов, но ни в коем случае не заставляйте его делать то, чего он выполнить не сможет. Специалисты центров раннего вмешательства помогут оценить способности вашего ребенка и научат, как достичь посильных целей.

Не пытайтесь найти волшебные средства для излечения болезни и не предпринимайте сомнительных способов лечения – вы лишь потратите свое время, силы и средства. Вместо этого расспросите обо всем вашего педиатра или обратитесь в Объединенную ассоциацию церебрального паралича, где вам предоставят информацию об имеющихся в вашей области средствах и программах.

Проблемы, связанные с заболеванием

Умственная отсталость. По результатам исследований, больше половины детей, больных церебральным параличом, страдают от нарушений умственной деятельности (способности думать, находить решение проблемы).

Многих детей относят к умственно отсталым, в то время как остальная часть детей обладает средними способностями с некоторыми нарушениями при обучении.

У некоторых детей наблюдаются вполне нормальные умственные способности.

Пароксизм. У одного из каждых трех детей, больных церебральным параличом, уже имеется или разовьется впоследствии пароксизм. (У некоторых детей пароксизм развивается не ранее чем через несколько лет после непосредственного повреждения головного мозга.) К счастью, такой пароксизм, как правило, можно контролировать при помощи противосудорожных препаратов.

Проблемы со зрением.

Поскольку во многих случаях повреждений головного мозга оказываются задетыми глазные мышцы, у троих из каждых четырех детей, больных церебральным параличом, наблюдается страбизм (косоглазие) – проблема с одним глазом, смотрящим внутрь или наружу с миопической рефракцией глаза или без нее. Если эту проблему не исправить на ранней стадии, зрение затронутого глаза будет ухудшаться и в конечном счете пропадет совсем. Поэтому крайне важно регулярно проверять зрение ребенка.

Укорачивание конечности и сколиоз. Больше чем у половины детей,-больных церебральным параличом с только одной затронутой половиной тела, постепенно разовьется укорачивание пораженных нижней и верхней конечностей.

Разница длины ног редко достигает 5 см, но при обнаружении укорачивания необходимо проконсультироваться насчет необходимости проведения хирургической операции. Позже, в зависимости от разницы длины ног, ребенку могут назначить носить ботинок на высоком каблуке или высокой подошве на укороченной ноге.

Это делается для того, чтобы избежать смещения тазовых костей, которое может привести к искривлению позвоночника (сколиозу), проявляющемуся при ходьбе или в положении стоя.

Потеря слуха. Некоторые дети, больные церебральным параличом, страдают частичной или полной потерей слуха. Чаще всего это происходит, если церебральный паралич развился в результате серьезной послеродовой желтухи.

Если вы заметите, что ребенок в возрасте одного месяца не реагирует на громкие звуки, в возрасте трех-четырех месяцев не поворачивает голову в сторону издающегося звука либо к 12 месяцам не произносит слов, сообщите об этом педиатру.

Проблемы с суставами. У детей со спастическими формами церебрального паралича зачастую сложно предотвратить контрактуру – непроизвольное сокращение мышц, вызванное мышечным дисбалансом.

Физиотерапевт-педиатр, занимающийся вопросами развития ребенка, либо доктор физикальной терапии научит вас, как растягивать мышцы для того, чтобы предотвратить приступы контрактуры.

Для улучшения подвижности и прочности суставов могут быть использованы специальные ортопедические аппараты, скобы или лекарственные препараты.

Больше информации по теме: http://www.sweli.ru

Источник: http://mymylife.ru/zdorove/lechenie/21873-tserebralnyj-paralich-u-rebenka-simptomy-prichiny-lechenie

Ссылка на основную публикацию