Сдвг – лечение, симптомы, коррекция, причины, диагностика

Синдром дефицита внимания у детей – признаки, терапия препаратами, процедурами и работа с психологом

Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста.

Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков.

С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.

Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя.

СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом.

Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.

Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга.

Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Симптомы СДГВ у детей

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают.

Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках.

Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство.

У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность.

Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники.

Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам.

Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.

Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:

  1. Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
  2. Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
  3. Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.

В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:

  • Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
  • Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
  • Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
  • Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.

Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:

  • Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
  • Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
  • Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.

Физиотерапия и массаж

В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
  • Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.

Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.

Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
  • Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
  • Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
  • Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.

Видео

Источник: https://vrachmedik.ru/959-sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html

Понимание СДВГ – Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности

Вашему ребенку трудно спокойно сидеть или концентрировать внимание? Возможно, вам говорили, что причиной этого может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Эта статья поможет вам понять, что такое СДВГ и как помочь вашему ребенку.

Что такое СДВГ?

Почему СДВГ является проблемой

Ребенку с СДВГ трудно долго оставаться сосредоточенным (дефицит внимания). Кроме того, ему может быть сложно контролировать свои побуждения (гиперактивность).

Читайте также:  Человек-манипулятор, как противостоять, типы людей манипуляторов

Ребенок, у которого есть одна из этих проблем или обе, ежедневно борется с ними и старается хорошо себя вести. В СДВГ нет ничьей вины.

Но если оставить все как есть, СДВГ может понизить его самооценку и ограничить его успехи.

Как вы можете помочь

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым и здоровым. В вашихсилах способствовать этому. Работайте вместе с врачом вашего ребенка и другими специалистами. При соответствующей помощи ребенок сможет лучше контролировать себя. (Например, педиатр+детский психолог http://www.indigo-papa.ru/).

Распространенные симптомы

У каждого человека с СДВГ свой набор признаков. В большинстве случаев некоторые характерные симптомы СДВГ возникают раньше 7 лет. Большинство симптомов, связанных с СДВГ, проявляются в разной окружающей обстановке, например, и дома, и в школе.

Что из нижеперечисленного подходит к описанию вашего ребенка?

Ниже приведен неполный список симптомов, характерных для СДВГ. У вашего ребенка могут быть признаки из одной или обеих групп.

Дефицит внимания – Не может долго оставаться сосредоточенным – Испытывает трудности в последовательном выполнении заданий – Легко отвлекается – С трудом переключается на другие виды деятельности  – Неорганизован или теряет вещи 

– Забывчив

Гиперактивность/Импульсивность – Ему трудно контролировать свои побуждения; бывает болтлив, перебивает других, или ему сложно дожидаться своей очереди  – Легко расстраивается или раздражается – Постоянно находится в движении (иногда бесцельном)

– Не учится на своих ошибках

Новые особенности, регистрируемые в последние годы

– “Феномен разбитого зеркала” ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми

– “Феномен соскальзывания взгляда” – потеря строки. Теряется понимание прочитанного.

– Кратковременные выключения внимания. Ребёнок “не здесь”. Пробелы в восприятии урока. “Не помню”. 

Подробнее об этом здесь: Видеолекция http://www.indigo-papa.ru/node/351 

Помните сильные стороны своего ребенка

Трудно растить детей с СДВГ. Поэтому так легко не заметить их хорошие качества. Что особенного есть в вашем ребенке? Приложите все усилия, чтобы оценить и поддержать его уникальные способности, сильные черты и интересы.

Что происходит в мозгу?

Мозг контролирует тело, мысли и чувства. Он делает это при помощи нейромедиаторов. Эти химические вещества помогают мозгу посылать и получать сигналы. При СДВГ уровень этих веществ часто меняется. Это приводит к тому, что симптомы СДВГ то появляются, то исчезают.

Когда сигналы не получены

При СДВГ в определенных частях мозга может недоставать некоторых химических веществ. Поэтому некоторые сигналы не передаются нервными клетками. Сигналы, которые “говорят” человеку контролировать поведение или концентрировать внимание, не проходят. В результате могут появиться характерные для СДВГ симптомы.

При низком уровне химических веществ в мозгу сигналы не могут преодолеть расстояние между нервными клетками.

При нормальном уровне химических веществ в мозгу сигналы могут преодолеть расстояние между нервными клетками.

Влияние на функции мозга

Каждая часть мозга контролирует определенные поведенческие и мыслительные процессы. Считают, что СДВГ затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок мозга затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.

Окрашенные цветом участки мозга могут находиться под влиянием СДВГ.

Проблемы, сопутствующие СДВГ

Любой ребенок может испытывать депрессию, страхи или учебные трудности. Эти проблемы могут сопутствовать СДВГ или существовать сами по себе. Только тщательное обследование может определить их истинную причину.

Депрессия

Ребенок, страдающий депрессией, большую часть времени грустит. У него может быть низкая самооценка, и он может проявлять мало интереса к жизни. Ребенок может есть или спать больше или меньше, чем раньше.

Он может отгородиться от всего мира. Как правило, если у ребёнка депрессия, то по одной из линий предков (мамы-папы, бабушки-дедушки, дяди-тёти) имеется или имелась выраженная депрессия. Вот что написано о депрессии в Библии http://www.

indigo-papa.ru/depressiya_bible

Страхи 

Это нормально, если ребенок чего-то боится. Но чрезмерный страх может сделать ребенка пугливым и ранимым. Его могут преследовать тревожные мысли. Он может быть неспокоен, слишком активен или замкнут.

Депрессия и страхи ребенка могут быть связаны с СДВГ, а могут быть вызваны другими причинами.

Учебные проблемы

Ребенок с учебными проблемами не может полностью обработать определенные виды информации. Одни хуже понимают то, что они видят. Другие — то, что они слышат. Например, даже если учитель дает четкие устные указания, это сообщение не регистрируется в мозгу ребенка. В результате у ребенка могут возникнуть трудности в изучении одного или более школьных предметов.

Как диагнозируют СДВГ?

В диагностике СДВГ используют множество методов. Родители и учителя описывают поведение ребенка. Работники здравоохранения и педагоги могут также наблюдать ребенка. Этот процесс может помочь исключить другие проблемы.

Взрослые описывают ребенка

Если врач подозревает СДВГ, то он попросит вас заполнить опросник. Вас также попросят охарактеризовать внимание и поведение вашего ребенка. Подумайте и о прошлом, и о настоящем вашего ребенка. Другие взрослые, которые хорошо знают вашего ребенка хорошо, могут также поделиться своими наблюдениями.

Специалисты обследуют ребенка

Специалист может проверить внимание вашего ребенка. Он может также наблюдать вашего ребенка в классе. СДВГ, похоже, передается по наследству. Сообщите врачу, если другой член семьи проявляет признаки СДВГ. Врач ознакомится со всей информацией. Если поставлен диагноз СДВГ, возможно, будет назначено лечение.

Лечение зачастую комплексное

Хотя СДВГ не излечивается полностью, его можно корректировать. Цель — помочь ребенку реализовать свой потенциал. В лечении могут сочетаться образовательные, медикаментозные и поведенческие методы. Каждый вид лечения подбирается индивидуально.

Образование

Ваш ребенок и люди, с которыми он проводит время, должны знать об СДВГ. Желательно, чтобы школьное окружение вашего ребенка было приспособлено к нему. Такие меры могут помочь вашему ребенку лучше учиться и совершенствовать свои социальные навыки.

Медикаментозное лечение

Лекарства часто помогают управлять уровнем химических веществ в мозгу ребенка с СДВГ. Некоторые лекарства помогают такому ребенку оставаться сосредоточенным. В результате ребенку легче учиться. Это также содействует успеху поведенческой коррекции.

Поведенческая коррекция

Поведенческая коррекция помогает ребенку действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы реагировать на импульс, который он чувствует. Со временем у ребенка могут сформироваться хорошие навыки и улучшится поведение.

Образование — первый шаг

Прежде, чем вы сможете помочь вашему ребенку, вы должны понять, что такое СДВГ. Хотя СДВГ не является образовательной проблемой, он может помешать учебе. С надлежащей помощью вашему ребенку будет легче учиться как в школе, так и дома.

Изучение СДВГ

Один из лучших способов помочь вашему ребенку — изучить тему СДВГ. Вы можете начать с того, что поверите в то, что ваш ребенок не ленив или глуп. Когда вы поймете особые потребности, вызванные СДВГ у вашего ребенка, поделитесь своими знаниями с другими. Некоторые люди могут противиться диагнозу или отрицать проблему. Даже в этом случае сообщите им, как они могут помочь вашему ребенку.

Учеба с СДВГ

За редким исключением, умственные способности ребенка с СДВГ не нарушены. Чтобы облегчить ему учебу, действуйте заодно с его учителем. Помните: федеральный закон подтверждает право вашего ребенка получить помощь, в которой он нуждается.

Что могут сделать родители 

Вот некоторые способы, как вы можете помочь своему ребенку:

  • Будьте информированы. Читайте об СДВГ. Присоединитесь к местной группе поддержки родителей СДВГ-детей.
  • Убедите вашего ребенка в том, что в СДВГ нет его вины.
  • Постарайтесь, чтобы у вашего ребенка был учитель, который может помочь ему. Поддерживайте с ним связь.
  • Создайте для ребенка дома аккуратное и спокойное рабочее место.

Что может сделать учитель

Вот несколько советов учителю:

  • Посадите ребенка в начале класса, подальше от всего, что может отвлечь его, например, от окон или шумных кондиционеров.
  • Найдите наилучший способ обучения ребенка. Используйте магнитофон, компьютеры или игры, если они способствуют учебе.
  • Поощряйте ребенка заниматься любимыми предметами. Предлагайте ему специальные проекты для повышения его самооценки.

Что может сделать ребенок

Вот несколько советов ребенку:

  • Говори своим родителям и учителям, когда ты нуждаешься в их помощи.
  • Выдели дома и в школе место для хранения своих учебников, папок и проектов.
  • Составь список своих заданий со сроками из выполнения. Можешь также помечать даты в календаре.
  • Если это помогает, делай короткие перерывы между домашними заданиями. Используй таймер, который будет напоминать тебе, когда закончить перерыв и вернуться к домашней работе.

Как могут помочь лекарства

Во многих случаях лекарственное лечение является частью плана лечения ребенка. Лекарства обеспечивают равномерное снабжение химических веществ, необходимых для передачи и получения сигналов в мозгу.

Передача сигналов

Некоторые стимуляторы воздействуют на определенные участки мозга так, что они посылают более сильные сигналы. При более сильных сигналах ребенок лучше контролирует свое внимание и деятельность. Стимуляторы действуют быстро на протяжении нескольких часов.

Получение сигналов

Некоторые антидепрессанты помогают мозгу лучше получать сигналы. Эти лекарства применяются в лечении депрессии и невнимательности, и их принимают ежедневно.

К вашему сведению

Может потребоваться время, чтобы найти самое лучшее лекарство для вашего ребенка. Доза и время приема также должны быть выверены. В некоторых случаях надо проверить, нет ли у вашего ребенка побочных эффектов. Если лекарство не помогает, подумайте о том, чтобы снова обследовать ребенка.

Что могут сделать родители 

Если вашему ребенку назначат лекарства, вам необходимо:

  • Знать о лекарствах, которые принимает ваш ребенок. Спросите, каких результатов следует ожидать и как скоро они могут появиться.
  • Поговорить с врачом о любых побочных эффектах.
  • Получить мнение второго специалиста, если у вас есть вопросы по лечению вашего ребенка.
  • Следовать инструкциям врача по приему лекарств.
  • Наблюдать за положительными изменениями у вашего ребенка дома и в школе. Следить за любыми побочными эффектами. Сказать врачу обо всем, что вы замечаете.

Что может сделать ребенок

Вот несколько советов ребенку:

  • Что ты чувствуешь после приема лекарства? Расскажи о своих ощущениях родителям и врачу.
  • Твое лекарство — таблетка. Если ты не можешь проглотить целую таблетку, спроси у родителей, как облегчить тебе прием лекарства.
  • Знай, когда тебе надо принимать таблетку. Напоминай об этом своим родителям.
  • Если кто-то дразнит тебя за то, что принимаешь лекарство, расскажи родителям или учителю. Они могут помочь тебе в том, что сказать этому человеку.

Изменение поведения

Ребенок с СДВГ часто плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Но вы можете показать вашему ребенку иные способы реакции на происходящее. Этот процесс требует времени и тренировки. Здесь могут помочь занятия с психологом.

Навыки самоконтроля

Что выводит вашего ребенка из равновесия? Возможно, плохое поведение возникает в результате необходимости выполнить домашнюю работу или поделиться игрушкой. Старайтесь работать с вашим ребенком каждый день. Дайте ему несложное задание. Покажите ему, как успешно реагировать на разочарование и злость. Это может помочь ему научиться самоконтролю.

Закрепление успеха

Дети с СДВГ плохо учатся на прошедших событиях. Положительная обратная реакция помогает закрепить позитивное поведение. Похвалите ребенка за хорошо выполненную работу. Это поможет ему надолго запомнить такое поведение. Отмечайте каждый успех наклейкой в таблице вознаграждений.

Что могут сделать родители 

Вот некоторые способы, которыми вы можете помочь:

  • Учите ребенка навыкам самоконтроля после того, как он принял лекарство. В это время обучение, вероятно, будет более успешным.
  • Хвалите ребенка за успехи. Улыбнитесь ему, обнимите его, сделайте позитивное замечание или дайте ему маленькую награду.
  • Установите четкие правила. Объясните, чего ребенок лишится, если не будет следовать этим правилам. Придерживайтесь этой политики до конца.
  • Старайтесь придерживаться заведенного порядка. Готовьте вашего ребенка к любому изменению в этом порядке.
  • Помогайте ребенку оставаться сосредоточенным. Например, избегайте многолюдных шумных мест, если они выводят ребенка из себя. Кроме того, ограничивайте его выбор.
Читайте также:  Синдром хронической усталости - лечение, симптомы, причины

Что может сделать ребенок

Вот несколько советов ребенку:

  • Пробуй новые способы реакции на людей и места, которые выводят тебя из себя. Когда ты расстроен, ты можешь говорить, рисовать, писать, бросать мячик или побыть одному какое-то время.
  • Делай так: остановись, подумай, сделай, а затем подумай еще раз, правильно ли ты поступил.

СДВГ — это семейная история

Уход за ребенком с СДВГ может создать проблемы во взаимоотношениях между домочадцами. Так не должно быть. Каждый член семьи может помочь выстроить прочные взаимоотношения. Таким образом всем будет лучше.

Что вы можете чувствовать

Если у вас есть ребенок с СДВГ, вы можете чувствовать вину, тревогу и усталость. Старайтесь побольше отдыхать и заниматься тем, что доставляет вам удовольствие. Ищите поддержку в семье и у друзей.

Вы и ваш супруг

Легко обвинять друг друга. Возможно, между вами есть разногласия по поводу диагноза ребенка, лечения или дисциплины. Найти решения нелегко, но пытайтесь ежедневно разговаривать. Это самое время, чтобы выстроить заново ваши отношения.

Воспитание остальных детей

Вы, вероятно, уделяете много времени и внимания ребенку с СДВГ. В итоге остальные дети могут почувствовать себя обделенными. Приложите все усилия, чтобы проводить время с другими вашими детьми. Возможно, вы увидите, что такие моменты не только не расходуют ваши силы, но и напротив — восполняют их.

Что могут сделать родители 

Попробуйте следующее, чтобы позаботиться о себе и о своей семье:

  • Лично для вас: Расслабляйтесь и восполняйте свои силы. Освободите какое-то время для себя, найдя няньку, понимающую СДВГ. Попросите консультанта или свою группу поддержки порекомендовать людей, которые могли бы присмотреть за вашим ребенком.
  • Для вашего брака: Старайтесь уважать иное мнение. Кроме того, проводите время вдвоем. Беседуйте не только об СДВГ и вашем ребенке, но и на другие темы.
  • Для остальных детей: Занимайтесь с ними. Спрашивайте об их любимых занятиях, желаниях и страхах. Давайте им понять, что вы их любите. Помогите им построить отношения с ребенком с СДВГ.
  • Поощряйте старания каждого действовать как член единого целого — семьи.
  • Профессиональные консультации могут помочь вам управлять своим психологическим состоянием. Они помогут укрепить ваш брак и решать семейные конфликты.

Есть перспектива в будущем

По мере взросления вашего ребенка симптомы СДВГ у него, вероятно, изменятся. Но со временем и при необходимой помощи ваш ребенок может учиться управлять своими особенностями. Есть много счастливых и преуспевающих взрослых с СДВГ.

По материалам статьи: Understanding ADHD – When a Child Has Attention Deficit Hyperactivity Disorder
Перевод: СДВГ мама

Источник: www.indigo-papa.ru раздел «тесты».

Как записать вашего ребёнка на консультацию доктора медицины, ассоциированного профессора по психологии Пýгача В.Н. и кандидата психологических наук, Кабаевой В.М. (Москва) Заполнить заявку >>

Источник: http://www.deti-indigo.ru/node/13

Гиперактивность

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Э Я

Синдром гиперактивности – данный термин применяют к тем детям, которые чрезмерно активны. Такие дети подвижны и невнимательны, они неуправляемы. Если такая манера поведения свойственна вашему ребенку, не стоит сразу делать выводы, так как  точный диагноз можно поставить только с помощью врача, а также путем диагностики головного мозга.

Разновидности (типы) болезни, классификация

 Проявления СДВГ у детей бывают самыми разными, при этом Всемирной  организацией здравоохранения разработана международная классификация болезней. В этом документе даются  отличия самых ярких проявлений  болезни, которая может принимать  три формы:

  1. Повышенная двигательная активность.
  2. Гиперактивность и дефицит внимания с гиперактивностью.
  3. Дефицит внимания.

При любых формах проявления заболевания, его необходимо лечить, процесс наблюдения и лечения таких детей приходится проводить на протяжении 7-8 лет.

Причины, факторы возникновения гиперактивности

  • Неблагоприятное течение  беременности. Сюда входят стрессы, гипоксия или нехватка кислорода у плода, угроза выкидыша, курение, прием лекарственных препаратов (например, капли для носа сосудосуживающие).
  • Неблагополучные роды, при которых у ребенка возникла гипоксия, либо происходила стимуляция родовой деятельности, а также стремительные роды.
  • Послеродовые факторы. Такие факторы возникают в процессе роста малыша. К ним относят частые конфликты, либо чрезмерные строгости родителей в процессе воспитания крохи, отсутствие частого эмоционального и тактильного контакта с мамой

Немалую роль в возникновении гиперактивности могут сыграть:

  • наследственность;
  • дефицит у ребёнка жирных кислот, магния, цинка, Витамина В12;
  • наличие у матери аллергии, частых мигреней, экземы или астмы;
  • неблагополучные отношения внутри семьи

Признаки и симптомы гиперактивности

 Безусловно, не стоит каждому расшалившемуся ребенку ставить диагноз гиперактивности. Если ребенок энергичный, но при этом он в состоянии сконцентрироваться на игре боле 5-7 минут, значит, он здоров. Но чтобы себя обезопасить необходимо, знать основные  признаки и симптомы болезни.

  1. Ребенок перескакивает с одного занятия на другое, уделяя данному делу меньше 10 минут.
  2. Ребенок непоседлив, он часто агрессивен, и плохо спит.
  3. Наблюдается задержка речи, и плохой аппетит
  4. Ребенок не любит перемен, он плохо на них реагирует, например, сильно плачет или просто уходит в себя.

Как правило, эти симптомы проявляются в 2-3 года, но в этом возрасте они являются элементами нормы, и только если после 3-х лет они не пропадают, обязательно обращайтесь к врачу. Стоит отметить, что  чем раньше выявится заболевание, тем легче его лечить. Если оно запущено, могут возникнуть осложнения.

Всемирная Организация Здравоохранения разработала специальный тест, который помогает психологам и родителям поставить диагноз заболевания

Диагностические признаки гиперактивных детей.

  1. Проявление беспокойства при необходимости посидеть какое-то время спокойно
  2. Постоянные движения ногами и кистями рук, извивание.
  3. Быстрое переключение на посторонние стимулы.
  4. Проявление нетерпения при необходимости дождаться своей очереди или в ситуации, когда необходимо дождаться своей очереди
  5. Частые ответы на вопросы невпопад, при этом ответ даётся ребёнком ещё задолго до полного озвучивания самого вопроса
  6. Наличие определенных трудностей при выполнении заданий, даже в тех ситуациях, когда для их выполнения у ребёнка присутствуют все необходимые знания.
  7. Невозможность сконцентрироваться на игровом процессе или во время выполнения поручений или уроков
  8. Постоянный переход с одного действия на другое.
  9. Слишком подвижные игры и неприемлемость тихого и спокойного времяпрепровождения
  10.  Чрезмерная болтливость.
  11. Постоянное требование внимания к себе, что проявляется в приставании к окружающим детям и взрослым.
  12. Отстранённость при обращении.
  13. Частые утери личных вещей
  14.  Необдуманное совершение действий, опасных для жизни.

Осложнения при заболевании, чем опасна болезнь

 Если у ребенка обнаружена гиперактивность, то это свидетельство того, что процессы возбуждения у него превалируют над процессами торможения. При отсутствии своевременного лечения с течением времени будет всё труднее и труднее достичь равновесия в психике малыша, что приведёт к большим проблемам развития личности и её социализации.

Диагностика

 Простому невропатологу трудно понять, болен ли ребенок или нет, поэтому стоит пройти обследование, подразумевающее:

  1. Информативный метод. При этом лечащий врач собирает информацию о ребенке, изучает историю заболевания с рождения, уточняет, как протекала беременность.
  2. Специальные тесты (если ребенок старше 4-х лет).
  3. Проведение обследования на оборудовании (электроэнцефалограмма).
  4. Обследование на  магнитно-резонансной томографии.

Диагноз считается правомерным, если психолог при опросе родителей и наблюдении за ребёнком выявляет наличие хотя бы восьми симптомов из четырнадцати диагностических признаков, предложенных ВОЗ.  Если у ребенка действительно выявляют гиперактивный синдром, то для разработки правильной коррекции поведения психологу предстоит выявить возможные причины такого поведения ребенка.

Лечение

В большинстве случаев лечение гиперактивности у детей  подразумевает работу с психологом. При отсутствии положительного эффекта назначается медикаментозная терапия

Что необходимо знать родителям ребёнка с синдромом гиперактивности?

Основная задача взаимодействия психолога и родителей – разработка определённой модели поведения, которая поможет разнообразить эмоциональный опыт малыша, научит его самоконтролю, уменьшит имеющуюся повышенную активность.

И никто лучше не справится с этой задачей, как мама. Именно ей предстоит проникнуться пониманием своего чада, любовью к нему.

Именно ей необходимо окружить ребёнка тёплой доброй атмосферой, которая снимет излишнее напряжение гиперактивного малыша или подростка.

Родителем стоит помнить, что мозг детей до 9-10 лет очень пластичен, и вовремя начатое лечение способно восполнить дефицит развития. И даже в более позднем возрасте ни в коем случае нельзя «ставить крест» на таком ребёнке, нужно верить в него и стараться всячески помогать в борьбе с гиперактивностью.

 Исходя из причин возникновения гиперактивности, особенностей семейного уклада, каждые родители получают свои рекомендации психолога. Однако всем мамам и папам следует придерживаться общих правил при общении с такими детьми:

  1. Избегайте излишней эмоциональности, старайтесь говорить тихо и мягко.
  2. Возьмите за правило хвалить своего малыша во всех ситуациях, когда он этого заслуживает, формируйте в нём уверенность в своих силах
  3. Не злоупотребляйте словами «нельзя» и «нет», а если говорите их, то делайте это уверенно и никогда не уступайте назад под давлением детских капризов, плача или шантажа
  4. Разработать размеренный образ жизни, когда всё нужно делать по часам, например, в 8-00 зарядка, потом завтрак, после прогулка. В 12-13  часов тихий час, потом, игры или занятия (можете вместе рисовать) и т.д. Все это для ребенка младше 3-х лет. Если ребенок школьного возраста, правильный распорядок дня при возможности родителей также не помешает.
  5. Давайте чаду только одно задание, стремитесь, чтобы он играл только с одним партнёром
  6. Выделяйте на выполнение своего задания определённый промежуток времени, старайтесь, чтобы дитё уложилось в него.
  7. Избегайте посещения мест с большим скоплением людей.
  8. Следите, чтобы ребёнок не переутомлялся.
  9. Ограничивая его гиперактивность при выполнении каких-либо заданий, найдите место применение избыточной энергии чада. Это могут быть занятия спортом, танцами, длительные прогулки и т.п.
  10. Как можно больше общайтесь с ребёнком и помните, что при наличии синдрома недостатка внимания, имеющуюся гиперактивность можно и нужно держать под разумным контролем

Работа психолога с гиперактивными детьми

 В своём взаимодействии с детьми младшего возраста психологи часто задействуют  приёмы игровой терапии. При этом выбираются:

  • Быстрые игры на внимание («Волейбол без мяча», «Шапка-невидимка», «Мяч в круге» и пр)
  • Игры на усидчивость («Восковая скульптура», «Живая картина», «Море волнуется»)
  • Занятия на контроль импульсивности («Угадай мелодию», «Подскажи молча», «Съедобное-несъедобное»)
Читайте также:  Вытеснение - психологическая защита, примеры вытеснения

Медикаментозное лечение гиперактивности

Его назначают лишь в том случае, когда поведение ребёнка не поддаётся коррекции при длительной работе с психологом.

  Если ребенку поставили диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности, то ему могут выписать  транквилизаторы, психостимуляторы, ноотропные  лекарства  на основе трав или гомеопатические препараты.

Наиболее эффективными признаны амфетамин риталин и амитриптилин, относящийся к антидепрессивным препаратам.

Хорошую отдачу в лечении показал метилфенидат, после приёма которого фиксируются положительные сдвиги у 80% больных с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

 Прием таких препаратов нужно проводит только по назначению врача, так как при передозировке могут  быть и побочные эффекты (головные боли, потеря аппетита).

 Лечение народными средствами

 При  заболевании, имеющем признаки гиперактивности, используют некоторые методы,  которые помогают устранить дефицит внимания с гиперактивностью. К ним относятся:

  1. Ванночка с морской солью. Такую процедуру проводить перед сном. Для приготовления понадобится 3 литра воды и 6 столовых ложек морской соли с хвоей.
  2. Также можно поместить или повесить у изголовья кровати мешочек со смесью сухого корня валерьяны. При этом проверьте, нет ли у ребенка аллергии на такие травы.

Побочные эффекты

При правильном лечении гиперактивности, и соблюдении всех рекомендаций лечащего врача  вероятность возникновения побочных явлений очень мала. При лечении  аптечными лекарствами может возникнуть бессонница, головокружение, боли в животе, снижение настроения и головные боли. Если использовать народную медицину, нужно быть осторожными с травами ( риск развития аллергии).

Профилактика синдрома недостатка внимания и гиперактивности у детей

 Самой основной причиной гиперактивности с дефицитом внимания у детей все же считается наследственность. Для профилактики дефицита внимания с гиперактивностью врачи рекомендуют правильный режим физической активности мамам и детям; рациональное применение витаминов; правильно организованный досуг; сбалансированное питание, здоровые отношения в семье.

Диета, питание

  Для того чтобы победить болезнь помимо лекарств также требуется специальная диета и  сбалансированное питание. Такой метод коррекции гиперактивности,дает успех в лечении уже с первого месяца  применения диеты.

Так в рацион  питания  включают такие продукты как  рыба, яйца, молоко, печень говяжья. Эти продукты содержат такие вещества как  лецитин и холин, которые  выполняют роль строителей и защитников всей нервной системы.

Пожалуйста, оцените статью, помогите сделать сайт лучше

Источник: http://www.academ-clinic.ru/bolezny/giperaktivnost

Сдвг у детей

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.

У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.

Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.

СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца. 

Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.

Симптомы СДВГ

Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность

Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время.

Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте.

Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.

Гиперактивность

Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.

Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.

СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.

Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

Нарушения внимания

  • Ребенок плохо организован;
  • Часто забывает;
  • Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
  • Постоянно что-нибудь теряет;
  • Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
  • С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
  • Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
  • Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.

Импульсивность/гиперактивность

  • Ребенок очень болтлив;
  • Ему сложно сидеть на одном месте;
  • Ребенок всегда в движении;
  • Постоянно суетится;
  • Ему сложно тихо и спокойно играть;
  • Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
  • Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
  • Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует. 

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Коррекция СДВГ

Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.

Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.

Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями. 

Советы родителям

  1. Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.

     

  2. В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание. 
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.

  4. Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.

Задать вопрос на форуме

Как правильно настроить ребенка с СДВГ на учебу в школе? Второй раз идем в первый класс. Первый раз была дизадаптация . (2)

Ирина   3 августа 2018 года

ОтветитьДобрый день. Я про СДВГ до этого не слышал, но прочитав симптомы, увидел себя. Мне 30 лет, я гиперактивен (не могу долго сидеть на месте, качаю ногой или ногами), в детстве был болтлив (постоянно… (1)

Дмитрий   19 апреля 2018 года

ОтветитьДобрый вечер, как я только что поняла, у меня в детстве был сдвг. … Есть подозрения что у дочери тоже,(4года) выражается это в том, что, она почти не утомляема, больше 15 минут за игрушками не…

Елена    30 марта 2018 года

ОтветитьКак оказалось у меня в детстве было СДВГ. К 16 годам импульсивность и гиперактивность пропала сама собой. Мне уже 25 а многие симптомы с категории "Нарушения внимания" остались. Пройдет ли…

Денис   2 марта 2018 года

ОтветитьЗдравствуйте. Моему сыну 5 лет. Активный он с раннего детства.но диагноз СДВГ нам поставили год назад. Ребенок ходит на футбол и плавание(но там тоже поведение оставляет желать лучшего) Начали…

Вика   18 февраля 2018 года

ОтветитьУ моего партнера СДВГ это доставляет ряд проблем. Но они ни в сравнении с его самочувствием. Скажите можно ли помочь взрослому (38 лет) человеку либо как-то стабилизировать и убучшить его состояние.

Екатерина   22 ноября 2017 года

ОтветитьЗдравствуйте. Я бабушка внука, которому 1г. 10 мес. считаю, что у внука СДВГ. Выражается это в том, что он почти не откликается на "призывы" к нему, когда его зовут, чтоб привлечь к… (6)

виктория   4 ноября 2017 года

ОтветитьЗдравствуйте.У моего ребёнка, мальчик 11 лет стоит диагноз СДВГ. Очень большие проблемы в школе. Что бы мы не делали, результаты кратковременны. Очень хотелось бы пройти Обследование в вашей клинике…

Валерия   19 октября 2017 года

ОтветитьДобрый день. Мне 52 года. И я была ребенком с СДВГ. Мама воспитывала меня сама и никто меня не лечил. Сейчас, уже во взрослом возрасте, имею все те же проблемы с невнимательностью. Возможно ли мне… (1)

Ева   4 августа 2017 года

Ответить

Загрузить еще записи

Источник: http://www.sulamot.ru/sdvg.html

Ссылка на основную публикацию