Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления в дошкольном возрасте: особенности и упражнения

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Добрый день друзья! Мышление – та человеческая способность, которая начинает формироваться достаточно рано. Процесс его становления постепенный, проходит в несколько этапов. Нельзя сравнивать образ мыслей взрослого человека и ребенка: они очень сильно различаются.

Поэтому, пожалуй, нам непросто бывает понять логику малыша. Что вовсе не означает, что ее нет. Развитие мышления в дошкольном возрасте носит очень интенсивный характер, а задача взрослого – помочь маленькому человечку на этом нелегком пути.

Как это сделать? Расскажу подробнее.

Что стоит за бесконечными «Почему»?

Мысли дошкольника основываются на представлениях. Если ранее он мог думать только в конкретной ситуации, находясь в ней, то теперь он способен размышлять о том, что не воспринимает в данный момент, но о чем знает по предыдущему опыту. Использование образов позволяет мышлению не зависеть от ситуации, выходить за ее пределы, а значит – значительно расширить горизонты познания.

Детское размышление стартует с вопрошания. Постановка вопроса является признаком проблемного мышления, через нее видно поставленную перед малышом задачу интеллектуального или практического характера. Вопрос имеет познавательную функцию, означает любознательность, желание постичь окружающий мир.

Не стоит пренебрегать детскими вопросами: за их невинностью стоит недюжинное стремление понять сущность явления. Следует очень серьезно, со всей ответственностью подходить к ответам. Вы же не желаете, чтобы у вашего чада сложилась неправильная картина мира?

Вопросы возникают по нескольким причинам:

  • ребенок встречает новый объект, который ему непонятен,
  • рождается противоречие между тем, с чем малыш познакомился раньше и что видит сейчас,
  • желание убедиться в собственной компетентности, верно сформированном выводе.

Малыш пытается выстроить стройную картину реальности, понять функции предметов, установить внешние связи, а также назначение предметов. Поэтому вопрошание играет важную роль для развития мышления у детей.

Вместе с взрослением увеличивается понимание причинности. Возраст пяти лет можно назвать переломным: внешние причины сменяются выделением внутренних, причины подвергаются более точному объяснению, начинается процесс отражения всеобщих закономерностей.

Что дает понимание причин?

Осознание причинности свидетельствует о способности замечать несоответствия, а это уже элемент критического мышления. Дошкольник по-новому воспринимает сказки, а также небылицы. Он замечает, что они не соответствуют реальности.

В отличие от раннего детства малыш в возрасте от 3 до 6 лет подходит к решению логических задач принципиально другого уровня. Он уже может придумывать свои собственные теории, даже проверять их на практике. Растет самостоятельность, оригинальность образа мыслей.

Ребенок строит рассуждения вслух, сопоставляет, обобщает, выбирает среди различных вариантов, доказывает. Он способен использовать аналогию как прием, чтобы через понятное объяснить непонятное. Для мышления характерна образность.

Дети частенько обращают внимание на яркие, но необязательно основные признаки предметов, что рождает оригинальные умозаключения. Совсем не логичные с точки зрения взрослого.

Однако мы не можем игнорировать тот факт, что детские рассуждения по-своему логичны. Развитие логического мышления дошкольников взаимосвязано с наглядно-действенным и наглядно-образным образами мыслей.

Ребенок и логика

Рассуждения малышей могут показаться поверхностными, неглубокими. Возможно, но на это есть свои причины.

Оригинальность – вовсе не отсутствие логики, но такая ее особенность: умозаключение строится от частного к частному, не задействуя общее (трансдукция).

Нельзя считать это однозначным недостатком, ведь подобная схема мыслей является способом справиться с избытком информации, которая обрушивается на ребенка каждый день, а также попытка осознать окружающую реальность.

Оригинальность логики и своеобразие объяснений имеют три причины:

  • ограниченность знаний, нехватка жизненного опыта,
  • несформированные (пока!) способы интеллектуальной активности,
  • малая критичность способности мыслить.

Познание реальности у ребенка проходит не в понятийном (он сформируется позже), а в наглядно-образном формате. Именно через настройку образного мышления у ребенка перед школой формируется картина мира, вместе с первичным мировоззрением. Это подготавливает малыша к дальнейшему развитию: готовности воспринимать понятия.

Теория и практика

Изменение соотнесения практического действия и внутреннего движения мысли является важнейшей чертой развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Ребенок уже не просто замечает связи между предметами, но может их использовать. От внимания к простым, очевидным связям он приступает к пониманию более сложных, даже причинно-следственных.

Сначала ребенок действует в реальности, экспериментирует с различными предметами. Он не может решить задачу в уме. Но позже он сможет обойтись без предметных манипуляций. Огромное значение при этом имеет речь. Она сопровождает каждую операцию решения. А дальше накопленный опыт позволяет малышу без использования действий решать задачу во внутреннем плане, выдавая словесный результат.

Особенности мышления дошкольников:

  • независимость от конкретной ситуации, возможность решать задачи в воображении,
  • рассуждение становится основным способом решения задач, возникает осознание причинности,
  • вопросы – показатель любознательности и проблемности,
  • практическая деятельность уступает мыслительной, растет способность строить планы,
  • связи между явлениями усложняются, становятся менее очевидными,
  • возникают попытки объяснить непонятное,
  • эксперимент – метод, чтобы попробовать свои возможности, применить полученные знания,
  • ум приобретает черты независимости, гибкости, пытливости.

Как взрослый может помочь?

Например, использовать игры на развитие мышления у дошкольников. Они могут быть очень простыми, но от этого не потеряют в полезности. Кто из нас в детстве не играл с мячом в съедобное-несъедобное? А ведь эта забава развивает способность к классификации, выделению существенных признаков.

Есть еще одна незамысловатая игра. Выберете предмет, который хорошо знаком ребенку. Предположим, яблоко. Задача малыша: подробно описать словами выбранный объект, его свойства, функции. Как усложненный вариант – придумать рассказ с упоминанием данного предмета.

Вот упражнение на сравнение слов: что общего, что различного между молоком и чаем; бабочкой и шмелем; блокнотом для рисования и книгой.

Делитесь статьей через социальные кнопки.

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/razvitie-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste.html

Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет) – Психологос

​Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями.

Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет, а железный тут же погружается в воду? Почему помещенный в морозильник фруктовый сок в формочке превращается в фигурный лед?

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления.

С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А. А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие.

Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех – пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит…

Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием.

«Мышление руками» не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.

На развитие наглядно-действенного мышления дошкольников работают картинки-пазлы, детали конструктора «Лего», разные модели кубика Рубика, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и других фигур.

Как пишет детский психолог В.С.

Мухина, к старшему дошкольному возрасту появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения ребенку необходимо будет учитывать связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно.

Например, такие задачи возникают в играх с механическими игрушками (если поместить шарик в определенном месте игрового поля и определенным образом дернуть за рычажок, то шарик окажется в нужном месте), в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и т. д.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его.

В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер.

То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели.

Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Так, детские рисунки в большинстве случаев представляют собой схему, в которой передается связь основных частей изображенного предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Скажем, при срисовывании домика на рисунке изображается основание и крыша, при этом расположение, форма окон, дверей, какие-то детали интерьера не учитываются.

Например, с пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты.

Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их «задачи на сохранение количества вещества».

Например, ребенку предъявляется два одинаковых шарика из пластилина. Один из них на глазах ребенка превращается в лепешку. Ребенка спрашивают, где пластилина больше: в шарике или лепешке. Дошкольник отвечает, что в лепешке.

При решении подобных задач ребенок не может независимо рассмотреть наглядно происходящие с объектом перемены (например, изменение площади) и остающееся постоянным количество вещества. Ведь для этого требуется переход от суждений на основе образов к суждениям на основе словесных понятий.

Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Уже к трем годам ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначать при помощи другого предмета (кубик – как будто стаканчик, из которого можно пить), рисунка, слова. Выполняя разные действия, ребенок часто сопровождает их словами, и может показаться, что он мыслит вслух.

Но фактически на этом этапе ребенок пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет вспомогательную роль. Так, дошкольники четырех-пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно определяли причину поломки и устраняли ее.

Но рассказать, почему они так делали, не смогли, указывая на какие-то второстепенные признаки игрушки (по В.С. Мухиной).

Слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий – знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл.

Для ребенка используемые слова – это слова-представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается. На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно переходит от единичных понятий к общим.

Спросим детей трех – шести лет, что такое кошка. Трехлетний ребенок может ответить: «Я знаю кошку, она живет у нас во дворе».

Пятилетний: «Кошка мышей ловит, она еще молочко любит», «Кошка – это голова, туловище, хвостик и лапки, на них – царапки. Еще на голове есть ушки». Шестилетний: «Кошка – это животное.

Она дома живет, но я знаю, есть и дикие кошки. Они мышей ловят». (По материалам Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько)

К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления.

Читайте также:  Интроверсия социальная - определение, характеристика

Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения.

Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.

Например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей детей учат пользоваться таким средством, как мера.

Скажем, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сопоставляя их между собой. При помощи меры величина определяется объективно, независимо от внешнего вида.

Ребенок может убедиться, что высокий шкаф и низкий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объектов.

В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы.

Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д.

При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм.

Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название «формализм мышления».

Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.

Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматизация и другие детские продуктивные виды деятельности.

На протяжении дошкольного возраста получают развитие и такие формы мыслительной деятельности, как суждение и умозаключение. В детской психологии долгое время шли дискуссии относительно способности детей к этим формам мышления.

Нет оснований приравнивать детские суждения и умозаключения к взрослым. Но и говорить об отсутствии у детей логики нельзя. Ребенок пытается объяснить наблюдаемое, но не может сделать верный вывод из-за ограниченности опыта.

Взрослый спрашивает: «Откуда звезды на небе?» Шестилетний Гоша отвечает: «Из золотых бумаг. Их туда космонавты бросили». – «Звезды движутся?» – «Движутся». – «Почему?» – «Потому что ветер раздувает по разным местам». (По материалам Л.Ф. Обуховой)

Дошкольный возраст – это пора бесконечных детских вопросов. Как отмечают Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько, у детей младшего дошкольного возраста преобладают вопросы, вызванные любопытством («Где он?», «Чье это?», «Что это?», «Кто это?»).

В четыре-пять лет ребенок начинает проявлять интерес к более «далекой» действительности (вопросы о школе, профессиях), возникают вопросы по поводу своего появления на свет.

В пять-шесть лет все чаще звучат вопросы, вызванные любознательностью, выражающие причинное отношение в форме «Почему?» («Почему гусь не тонет в воде?», «Почему курица не плавает?» и т. п.).

Вопросы шести-семилетнего ребенка вызываются уже не столько любопытством, сколько потребностью убедиться в истине («А как кровь течет?», «Если поселить у нас дома обезьянку, она превратится в человека?»). См. →

С точки зрения Д.Б. Эльконина, изучение детских вопросов показывает, что детская мысль направлена на дифференциацию и обобщение предметов и явлений окружающего мира.

Различение живого и неживого, добра и зла, прошлого и настоящего и т. п. является основой для проникновения ребенка в сущность разных сфер жизни.

На основе этого возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения.

Первым исследовал содержание представлений о мире и о физической причинности знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он выделил три больших периода становления причинности. От рождения до четырех лет ребенок чаще всего использует магические объяснения причин происходящего вокруг него – объясняет происходящее волшебством.

С пяти до девяти лет на первый план выходят анимистические объяснения. Ребенок одушевляет окружающий мир. Он вполне может представить себе шагающий шкаф, поющий будильник, разговаривающую собаку и т. п. На анимизме детского мышления строятся сказки и анимационные фильмы.

И лишь с десяти лет постепенно исчезают эти детские формы объяснения причинности, и им на смену приходят рационалистические обоснования внешнего мира.

Ж. Пиаже считал центральной характеристикой детского мышления его эгоцентризм. При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира.

Шестилетней девочке задают вопрос:
– Ты ведь видела, как движутся облака? Что заставляет их двигаться?
Она отвечает:
– Когда мы двигаемся, они тоже движутся.
– А ты, например, можешь заставить их двигаться?
– Любой может, если будет ходить.

– А если я хожу, а ты нет, то облака движутся?
-Да.
– А ночью, когда все спят, они движутся?
-Да.
– Но ты же говоришь, что они движутся, когда кто-нибудь ходит.
– Они движутся всегда.

Кошки, когда они ходят, и потом собаки – они заставляют тучи двигаться.

(По материалам Ж. Пиаже)

Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм: когда вместо объяснения ребенок связывает «все со всем» и дает не аргументы, а описание ситуации.

Шестилетнего Антона спрашивают:
– Почему ветер дует?
Он отвечает:
​- Потому что ведь надо помогать людям на парусниках и в спорте, он дует и помогает людям.

(По материалам Л.Ф. Обуховой)

Как развивать мышление в дошкольном возрасте

Мышление ребенка связано с его знаниями. Н.Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.

Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе занятий, специального обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого, как указывает А. А.

Люблинская, требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных.

Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.

Доктор психологии И.В. Вачков предлагает дошкольникам такие упражнения:

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

«Пусть мама или папа положат перед тобой 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ты должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч – нет».

2. Для развития анализа и синтеза.

«По очереди с мамой или папой берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет».

3. Для развития анализа и сравнения.

«Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что – нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему – нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант».

4. Для развития анализа и обобщения.

«Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

– чашка, ложка, тарелка, вилка;

– яблоко, груша, лимон, банан;

– голубь, павлин, утка, цапля;

– собака, корова, свинья, баран;

– ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;

– зима, весна, лето, осень».

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. →

Предупреждение и преодоление задержки умственного развития

Основная рекомендация как для ее предупреждения, так и для преодоления – упорная работа с ребенком, побуждение его к разумению, ободрение его и помощь ему. Взрослые члены семьи, распределив время, занимаются с ребенком, задержавшимся в умственном развитии, без устали, превращая нелегкий труд в увлекательную для него игру. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/diagnostika-razvitiya-myshleniya-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov-ot-3-do-10-let

Образовательный портал

Рейтинг:  5 / 5

Мубаракшина Диляра Наилевна,
воспитатель ГБДОУ д/с №27
Калининского района Санкт-Петербурга

В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Обогащается содержание детского мышления.

Область познания ребёнка-дошкольника значительно расширяется.

Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни, с которыми ребёнок знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д.

В пределах известного круга явлений дошкольник может понять некоторые зависимости между явлениями: причины, лежащие в основе простейших физических явлений («Банка лёгкая, потому что она пустая», — говорит шестилетний Ваня); процессы развития, лежащие в основе жизни растений и животных (пятилетняя Маня прячет косточку съеденного персика: «Я посажу её в вазон, и вырастет персиковое дерево», — говорит она); общественные цели человеческих действий («Водитель на троллейбусе быстро едет, чтобы дяди и тёти на работу не опоздали»,— говорит пятилетний Петя).

В связи с этим изменением содержания мышления меняется характер детских обобщений.

Дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.

Прослеживая развитие понимания различного рода явлений, можно видеть, как ребёнок на протяжении дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам.

Дети младшего дошкольного возраста часто строят свои предположения о весе, исходя из таких внешних признаков, как форма и величина предмета, в то время как дошкольники среднего возраста и особенно старшего возраста всё больше ориентируются на такую существенную в данном случае особенность предмета, как материал, из которого он сделан. С усложнением содержания мышления у дошкольника перестраиваются и формы мыслительной деятельности.

Дошкольник постепенно учится мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребёнок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях.

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (например, решить какую-либо головоломку).

В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений.

На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности.

Уже у ребёнка среднего дошкольного возраста можно наблюдать относительно сложные рассуждения, в которых он тонко учитывает все новые данные, обнаруживающиеся в процессе решения задачи. Знакомясь с новыми фактами, сообразуясь с явлениями действительности, ребёнок-дошкольник учится рассуждать более или менее последовательно, избегая ошибок и противоречий.

Читайте также:  Меланхолик - характеристика женщины, мужчины, ребенка

Характерной особенностью мышления дошкольников является его конкретный, образный характер. Хотя дошкольник может уже мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает и с которыми он в данный момент практически не действует, но в своих рассуждениях он опирается не на отвлечённые, абстрактные положения, а на наглядные образы конкретных, единичных предметов и явлений.

Вследствие наглядности, образности мышления ребёнку-дошкольнику очень трудно решать задачу, данную в абстрактной, отвлечённой форме. Например, младшие школьники легко решают задачу с отвлечёнными числами (вроде 5—3), не задумываясь особенно над тем, чего было 5 и 3 — домов, яблок или автомобилей.

Но для дошкольника такая задача становится доступной лишь тогда, когда ей придают конкретную форму, когда ему, например, говорят, что на дереве сидело пять птиц, а к ним прилетело ещё три, или же когда ему показывают картинку, наглядно изображающую это событие.

В этих условиях он начинает понимать задачу и производить соответствующие арифметические действия.

При организации умственной деятельности ребёнка-дошкольника, при сообщении ему новых знаний необходимо учитывать этот конкретный, наглядный характер детского мышления. Однако следует отметить, что при организации соответствующей воспитательной работы ребёнок к концу дошкольного возраста может достигнуть больших успехов в умении абстрагировать, в умении мыслить отвлечённо.

Эти успехи обнаруживаются, в частности, в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста может усваивать не только видовые, но и родовые понятия, точно соотнося их друг с другом.

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т. е. производить простейшие умственные операции.

Сравнение – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

К 5-6 годам ребёнок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других).

Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта. 

Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом важно научить ребёнка видеть общие свойства сначала у двух предметов, а потом у нескольких. Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок научиться обобщать.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отражённых в слове – название группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии в полном объёме овладеть приёмами обобщения и классификации, так как в этом возрасте ему ещё трудно освоить нужные для этого элементы формальной логики.

Но ребёнка можно научить относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия, единичное.

Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определённом порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Умозаключения – мыслительный приём, состоящий в выведении из нескольких суждений одного суждения – вывода, заключения.

Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает правильная организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата.

Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка. Дальнейшее развитие мышления происходит в школьном возрасте.

Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития.

Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/8504-razvitie-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие мышления у детей дошкольного возраста: как необходимость в дальнейшей жизни

Здравствуйте, мои дорогие мамы и папы, коллеги-воспитатели и, конечно, малыши-дошкольники. С вами Татьяна Сухих, и сегодня я предлагаю обсудить тему: развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Вспомните, пожалуйста, как порой наши малыши заставляют нас удивляться их логике, подходу к решению вопроса, рассуждениям. Ведь еще совсем недавно ни логики, ни мышления не было и вовсе.

Или может нам так казалось?<\p>

Такое разное мышление, такое переменное

Крошечный карапуз учился ползать по полу, переворачиваться на животик или спинку и делать первые шаги.

И вот спустя буквально пару лет он обескураживает родителей своими умозаключениями! Как ребенок научился делать выводы? Как ему удалось соорудить такое сложное строение из конструктора? Как он может помнить то, что у родителей давным давно вылетело из головы? Почему малыш смешал зубную пасту с мылом и решил, что это супер чистящее средство?

Одни сплошные «Как и почему»! Родители вместе со своим воспитанником превращаются в почемучек – они не могут привыкнуть, что их крошечное чадо взрослеет и учится размышлять. А ведь это все результаты наглядно-действенного способа развития. Поэтому давайте разберемся в этих вопросах подробнее.

Можно я задам вопрос родителям, какие виды мышления вам известны? Логическое? И это правильный ответ, но (!) далеко не полный. Выделим три основных вида:

  • критическое мышление;
  • образное мышление;
  • и то самое – логическое мышление.

Узнать о том, как правильно взаимодействовать с детьми дошкольного возраста, чтобы любой из перечисленных видов мышления, а также интеллектуальное развитие происходило должным образом, можно приняв участие в вебинаре http://www.

uchmag.ru. Ведь ни что так не помогает воспитателю или родителям, как подробный рассказ профессионалов.

А возможность сделать это удаленно, то есть, не вставая с любимого домашнего стула просто отличный способ повысить свою квалификацию!

Вы узнаете не только о видах мышления, но и о заданиях, которые возможно применять в детском саду или на домашнем обучении, требованиям к развитию мышления по ФГОС и многом другом.

Давайте и я кратко попробую рассказать вам о каждом из перечисленных видов мышления.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-8500929059585348″ data-ad-slot=”5932752765″

data-ad-format=”auto”>

И так, критическое мышление представляет собой систему рассуждений ребенка, анализирующую ситуацию, действия или предметы. Именно этот вид мыслительной способности помогает ребенку делать выводы, давать свои оценки происходящему, применять полученные результаты к возникающим ситуациям и проблемам.

Развивать критическое мышление у дошкольника следует по определенной технологии с самого раннего детства.

В этом нам, несомненно, помогают сказки, в которых описаны правильные или неправильные ситуации, показана разница между добром и злом.

После чтения малышу рассказа, с ним нужно побеседовать, узнать его мнение о сюжете сказки, попросить ответить на вопрос, что в ней было правильным или неправильным.

По мере взросления вашего дошкольника сказки или рассказы должны становится более сложными. При этом воспитанник научится различать реальное от нереального, что тоже присуще сказочным сюжетам.

Помимо слухового восприятия, можно использовать упражнения для зрительной оценки ребенком, то есть использовать наглядно-действенный способ. Картинки вам в помощь! Особенно если речь идет об упражнениях в детском саду. Если они нацелены на разделение правильного или неправильного, то обычно должны комплектоваться попарно.

На одной иллюстрации, например, мальчик вытирает грязные руки об кофту, на другой – моет с мылом, вытирает полотенцем. Какой мальчик сделал правильно и почему? Этот вопрос воспитатель или мама во время занятий по развитию мышления должны задать ребенку. В случае, если малыш не может оценить ситуацию, ему понадобится ваше объяснение.

Карточки с картинками также могут содержать изображения реальных или нереальных животных.

В качестве примера могут привести следующий принцип работы: например, трехголовый Змей-Горыныч из русской сказки или Скрудж Макдак из иностранного многосерийного мультфильма.

Кто из них настоящий и встречается в реальной жизни? Конечно же, это утенок, хотя в этой самой реальной жизни он не разговаривает, не ездит в автомобиле и не борется с преступной бандой братьев Гафс. Упражнение подойдет для средней группы дошкольников.

В помощь также могут прийти загадки. Они развивают, как критическое, так и образное или логическое мышление детей. Казалось бы, такой простой способ, но сколько от него пользы!? Чтобы использовать эти детские упражнения повсеместно, нужно запастись большим запасом загадок. Поэтому обратите внимание на специальные книги с загадками и разгадками для малышей  здесь http://www.uchmag.ru.

Образное мышление дошкольника

Понятие образного мышления подразумевает некий образ, то есть воспроизведение увиденного, знакомого по приобретенному опыту, услышанного в описании и связанного мышлением ассоциативным образом. Развивать этот вид осознания у малыша довольно просто. Ведь с ранних лет он рисует, лепит из пластилина, вырезает из бумаги, конструирует – в общем использует творческие занятия.

Главное развивать! Помощь опекунов и педагогов в этом вопросе заключается лишь в регулярном обращении внимания ребенка на окружающие предметы, животных, явления – в общем, окружающий мир и все его составляющие. А потом после прогулки или просмотренного мультфильма малышу можно предложить вылепить их героев из пластилина или нарисовать в альбоме.

Для развития образного мышления можно предложить следующее задание: нарисуйте на бумаге круг и горизонтальную линию от него вниз. Спросите воспитанника, с чем он ассоциирует этот рисунок.

Самое первое, что возможно придет ему в голову – это воздушный шарик. Но не обязательно. Воображение малыша может воспринять иллюстрацию по-своему.

Работая с двумя или несколькими детьми можно организовать настоящую игру-конкурс, где победителем станет тот, кто больше назовет ассоциаций.

В более старшем возрасте дошкольнику можно предложить дорисовать картинку. Например, нарисовать круг или квадрат или цветочек наполовину. Недостающую часть ребенок должен отобразить самостоятельно.

Готовые методические пособия нередко содержат другое упражнение, где с одной стороны нарисован на половину предмет, а с другой недостающие его части. Причем в них обязательно должен быть «кусочек», не подходящий к изображению.

И цель юного ученика найти эту лишнюю часть, а также подходящие детали мозаики.

Логическое мышление для малышей

Этот вид мышления необходим ребенку не только, как подготовительный к школе, то есть для поступления в первый класс, но и для связывания между собой предметов, живых существ с их запахом, вкусом, звуком, тактильными ощущениями. Упражнения для дошкольников младшего возраста содержат вопросы: кто мяукает – кот, почему трава мокрая – дождик прошел или роса утренняя.

В играх для развития логического мышления ребенку нужно задавать конкретные вопросы с конкретными условиями, требующие определенных ответов. Например: нам нужно пойти в магазин, но на улице пошел дождь – что делать? Мы едим купаться в речке – что нужно взять с собой? Мама готовит пирог – какие продукты ей нужны?

Дети старшего возраста – 5-6 лет в упражнениях на логическое мышление уже должны иметь понятие о цифрах – больше меньше; о предметах – выше ниже, большеменьше и так далее.

Нередко воспитатели используют логические ряды с изображенными предметами.

Например: кастрюля, тарелка, кружка, сапоги – что лишнее? Ручка, тетрадка, книжка, кукла – что лишнее? Кошка, медведь, попугай, стул – что лишнее? Такие логические ряды могут содержать не только предметы, но и цвета, слова, которые начинаются на одну и ту же букву, четные или нечетные цифры и другое. Сложность задания зависит, как вы сами понимаете, от возраста ребят.

Дети очень любят играть в лото. И это на самом деле интересно – сложить фишки в правильном порядке и при этом иметь возможность выиграть. Это ли не стимуляция к обучению! Вот например, игра «В мире животных».

Читайте также:  Как заставить себя работать, если нет сил и настроения?

В ней малыш не просто проявляет свои логические способности, он учит животных, развивает внимательность и зрительную память. А играть в нее можно уже с 2-х лет.  Лото может помочь дошкольнику выучить профессии взрослых или озадачить игрой в магазин.

Каждая из этих игр по-своему полезна и интересна!

В качестве заключения

Несомненно, в развитии мышления ребенка огромную роль играет его речь. И если поначалу дошкольник просто пытается выполнить неизвестное действие для получения того или иного результат, то с возрастом он начинаем проговаривать цели и задачи вслух. А сможет ли он сформулировать их правильно, будет зависеть только от вас и ваших упражнений на развитие речи.

Больше общайтесь с малышом, предлагайте ему и самому рассказывать вам о своих впечатлениях, мыслях и фантазиях. Поверьте, что очень интересно слушать истины устами младенца! Тем более, что подобные упражнения требуются образовательной программой по ФГОС.

Конечно же, мышление ребенка во многом зависит от окружающей его обстановки. Но технологии и принципы, которые вы будете применять в упражнениях, поверьте, сыграют немаловажную роль.

Правильно подобранные игры, задания и упражнения смогут не просто подготовить дошкольника к обучению, они помогут ему во всем – разовьют память, ассоциативные способности, воображение, логику, способность к запоминанию и внимательности – в общем всему, что пригодится ему в последующей жизни.

Источник: https://metodbv.ru/razvitie-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

Виды мыслительной деятельности

Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  2. Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  3. Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.

У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  1. Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  2. Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  3. Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.

Мыслительные операции

Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

  1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
  2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
  3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
  4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.

Детские вопросы

У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

  1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
  2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
  3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.

Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности.

Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью.

Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

Творческое мышление

Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно.

В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер.

Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях.

Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей.

Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически.

Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова.

Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

Инженерное мышление

Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами.

Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры.

Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно.

Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом.

Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

Подбор упражнений

Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам.

Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте.

Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы.

В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков.

Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников.

Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода.

Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам.

Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели.

Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/intellektualnoe-razvitie-detej.html

Ссылка на основную публикацию