Развитие мышления – логического, критического, творческого

Практическая логика развития критического мышления у специалистов творческих профессий

Развитие мышления - логического, критического, творческого

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УДК 008

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕСИЙ

Багрова Н.В.

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем развития критического мышления в творческой подготовке. На примере архитектурного образования рассматриваются противоречия концепций академического и проблемно-ориентированного образования.

В центр современного подхода, связанного с «практической логикой», ставятся рефлексия и самоопределение в деятельности, обеспечивающие персонифицированное и мотивированное сотворчество педагога и обучающегося в ходе моделирования результатов образования и образовательного процесса.

Ключевые слова: подготовка специалистов творческих профессий, критическое мышление.

В статье ставится проблема ценностных и институциональных противоречий эйдетической основы и целеполагания современных концепций подготовки специалистов творческих профессий. По А.Г.

Бермусу, эти противоречия укоренены в «противоположности классической университетской традиции, находящей свое обоснование в идеях платонизма, новоевропейского рационализма, философии культуры и компетентностном подходе с базой в неклассических представлениях позитивизма и прагматизма» [2].

Таким образом, объектоцентричность традиционного образования вступает в противоречие с проблемоцентричностью современных концепций.

В качестве переходной модели от объекта деятельности и ситуации деятельности к субъекту деятельностной ситуации предлагается модель образовательной программы на основе паритета академического и деятельностного начал с доминантой субъектности.

В этом случае стартовые проблемы проектирования новых образовательных курсов и программ снимаются процессуально в «последовательной селекции» путем нарастающего включения элементов компетентностного подхода в циклы ротации образовательных программ.

В этом случае целеполагание программ первых итераций выстраивается традиционно, при этом осведомленность в

профессиональном предмете предполагается как необходимое, но недостаточное условие.

Дидактический акцент программы делается на разворачивании совместной работы студентов и преподавателей по осмыслению профессиональной культуры с позиций осознанного отношения к методу своей работы и осознанного управления методом.

В ядре – концепция последовательного развития критического мышления как мыслительного выхода за пределы ситуации, в качестве которой рассматриваются не только педагогические симуляции, выстроенные вокруг учебной псевдопрофессиональной задачи, но и ситуации, связанные с проектированием самой учебно-игровой профессиональной деятельности. Подобный выход из контекста возможен только при развитом теоретическом сознании с навыками рефлексии. Задача нового подхода – вызвать способность к выходу из текущего контекста с минимальным участием внешних стимулов.

Неочевидность дефиниции понятия «критическое мышление» проявляет проблему неотделимости критической составляющей в пространстве мышления вообще. В философском дискурсе понятие критического мышления синонимично понятиям логического и аналитического мышления.

Кроме того, критическое мышление содержит компоненты творческого продуктивного мышления.

Функциональное отличие критического мышления от какого-либо другого состоит в том, что оно включает в себя оценку не как процедуру отбора варианта в творческом мышлении и не как рефлексию в логическом или проверку достоверности в аналитическом мышлении. В критическом мышлении оценка – продукт самого размышления.

Не останавливаясь подробно на этимологии понятия критического мышления, извлеченной из истории рационализма, можно говорить о его генетической связи с «конструктивным скептицизмом», исходной посылкой которого является допущение о том, что отсутствие однозначного ответа на вопрос или отсутствие единственного решения проблемы не является исключительным обстоятельством, но в большей степени нормой действительности. С этих позиций наиболее адекватным способом организации педагогической ситуации развития критического мышления является ситуация самоопределения в деятельности.

Каким образом обучение «практической логике» реализуется в профессиональной подготовке по творческим направлениям и, в частности, в архитектурной подготовке? В качестве отправной точки поиска ответа на этот вопрос можно постулировать не нуждающуюся в обосновании связь архитектурной педагогики и архитектурно-теоретического знания (академического, методологического, эмпирического и т.п.). Естественно, что кризисные состояния архитектурной теории немедленно сообщаются с архитектурной педагогикой.

Так, кризисное состояние архитектуроведения теоретик архитектуры и методолог А.Г. Раппапорт [2, с. 27] описывает следующим образом: «в

современной теории архитектуры акцент делается… на нормативную сторону -на принципы и методы, которые якобы способны обеспечить продуктивное развитие архитектурного проектирования, а критический анализ этих принципов, соотношение мифологических, логических, нормативных и эмпирических моментов в их построении остается не выявленным».

Из чего можно сделать вывод о том, что современное архитектуроведение готовится вступить в очередную фазу активизации рефлексивных тенденций, которую не раз уже переживало.

Таким образом, ситуация самоопределения в рефлексивном выходе характерна не только для педагогической действительности подготовки архитекторов, но представляет собой сегодняшний экзистенциальный субстрат профессии в целом.

В этой ситуации, которую можно охарактеризовать как состояние текучего «горизонтального» состояния профессиональной культуры с характерными размытыми ориентирами, особо актуальными становятся универсальные структуры деятельности, технологии, алгоритмы и операции, совершаемые с любым эмпирическим материалом. Необходимо лишь осознать их, отделив от эмпирического содержания.

Как известно, осознанию подлежит лишь то, что превращено в содержание сознания, то есть интериоризовано в системе личностного знания. Только персонифицированные структуры деятельности могут стать основанием для реализации технологий. Каковы структуры критического мышления и технологии их персонификации?

В дидактическом аспекте «Критическая педагогика» Л.М. Симели [1, р. 148] устанавливает основные принципы развития критического мышления: 1) развитие понимания характера репрезентации действительности; 2) обеспечения знаниями о контекстах и целях; 3) поощрение интереса к изучению процесса выбора, интерпретации, и действия после восприятия артефакта в различных контекстах».

Таким образом, приоритетом в организации педагогической ситуации является не формирование знания о конкретных методах или даже принципах.

В технологическом аспекте формирование критического мышления предполагает ответы на вопросы о цели познавательной деятельности, об исходных гносеологических посылках, о программе действий и результатах обратной связи.

Ответы должны содержать в себе вариативный выбор, обобщение фактов, оценку достоверности аргументов, оценку неопределенности и сопоставление ее с прогнозом решения.

Критическое мышление включено в последовательность основных мыслительных операций процесса рассуждения и аргументации: оно является необходимой составляющей формулирования проблемы, постановки цели, выдвижения гипотезы, построения прогноза последствий реализации гипотезы, анализа и обоснования оценки последствий, выдвижения альтернатив. В постановке проблемы, в анализе аргументов, выборе и оценке решений базовой операцией

критического мышления проявляется сопоставление. Сравнение аналогов осуществляется на эмпирическом уровне критического мышления. Выявление соответствия – на нормативном и ценностном уровнях. На эмпирическом уровне преобладает когнитивная составляющая мышления.

На нормативном и ценностном – логическая. Вместе с проектированием технологии и обучением алгоритму мыслительных операций важным представляется тщательный подбор материала критического осмысления в подмножествах «кейсов», академического материала, результатов научных исследований.

Наряду с перечисленными ситуациями педагогического сопровождения на пути к найденному и известному заранее результату педагогические ситуации могут разворачиваться как неопределенные, не имеющие ответа.

Это ситуации осмысления по поводу самой технологии критического мышления и мыслительных алгоритмов.

Сегодня в процессе реформирования образовательных программ высшей школы мгновенная инверсия отечественной образовательной концепции в нечто иное путем механической компиляции откопированных внешних образцов невозможна, особенно в ситуации, когда иного нет в отечественных производственных отношениях, рынке труда и, как следствие, в культуре, когда иное не осознано в части механизмов своей реализации. Однако сама идея модернизации создает особую проблемную ситуацию, открывающую актуальность и запускающую процесс осознания новых возможностей и прежде всего возможности совместного творчества педагогов и студентов по моделированию результатов образования и образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовани // Интернет-журнал «Эйдос». – 2013. – 10 сент.

2. Раппапорт А.Г. История архитектурной мысли и ее будущее // Доклад на Междунар. науч. конф. «Личность, эпоха, стиль» 6-7 октября 2008 г. – М.: НИИТАГ РААСН, 2008.

УДК 378.14

ТЕСТИРОВАНИЕ НА ДОВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-

АБИТУРИЕНТ»

Гудкова Т.В.

Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-logika-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-u-spetsialistov-tvorcheskih-professiy

Развитие критического и творческого мышления

Журн. “Школьные технологии” №2, 2004
M.B. Кларин

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Создание условий учебно-исследовательской деятельности в учебном процессе

Для развития исследовательской, творческой позна­вательной деятельности учителю можно и . нужно : искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Понятно, что рецепты здесь едва ли уместны. Однако по каким направлениям сле­дует вести этот поиск?

В последние годы группа учёных под руководством С. Парнсо предложила рекомендации по созданию творчес­кой обстановки в ходе обучения. Сегодня эти рекомендации общепризнанны в мировом научно-педагогическом сообще­стве.

— Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в. своих взаи­моотношениях с окружающими — соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или осмеяны их соображения. Важно, чтобы они не боялись сделать ошибку.

Уделять внимание работе подсознания. Даже ес­ли проблема не находится непосредственно в центре вни­мания, наше подсознание незаметно для нас работает над ней. Некоторые идеи могут лишь на мгновение показаться на поверхности; важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

Воздерживаться от оценок. Благодаря этому пра­вилу учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размыш­лению над проблемой.

  • Показывать учащимся возможности использо­вания метафор и аналогий для творческого поиска, отыс­кания новых ассоциаций и связей. Психологические иссле­дования творческих процессов показывают, что возможнос­ти творческого поиска расширяются благодаря неочевид­ным сопоставлениям, сравнениям. Образное мышление на основе метафорических срав­нений многие считают “природ­ной способностью” детей, од­нако и у детей эта способность нуждается в поддержке и раз­витии. В средней и высшей школе работа с метафорами предполагает не просто побуж­дение к образному мышлению, но и сочетание спонтанности в создании образов и целена­правленности в их осмыслении, включении в решение творчес­кой задачи.

Давать ученикам воз­можность умственной раз­минки.

Поначалу сама обста­новка совместного группового поиска решений может пока­заться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать воз­можность учащимся освоиться в новой для них ситуации, на­пример, дать “разогревающие” упражнения (обычно не связан­ные с содержанием предстоя­щей деятельности).

Поддерживать жи­вость воображения. Это реко­мендация общего плана, но её очевидность кажущаяся.

Во­преки распространённому мне­нию, будто фантазирование — признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддер­живать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, так как они служат основой творческого мышления.

– “Дисциплинировать” воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свобо­ды, учитель и ученики помнят, что после некоторого “инкуба­ционного периода”, “созрева­ния идей” все соображения бу­дут критически пересматри­ваться и часть их будет отбро­шена.

Развивать восприим­чивость, повышать чувстви­тельность, широту и насы­щенность восприятия всего окружающего. Эта задача мо­жет стать предметом специаль­ной работы на занятиях по изоб­разительному искусству или ли­тературе. Однако она может ре­шаться учителями и попутно, например, в специальных уп­ражнениях на развитие наблю­дательности, восприимчивости.

Расширение фонда знаний. Объём имеющихся сведений — это база, на кото­рой создаются новые идеи. Од­нако зависимость творческих возможностей от осведомлён­ности, информированности не­однозначна. Усвоение инфор­мации не заменяет и само по себе не развивает умение ду­мать.

Помочь учащимся об­наружить смысл, общую на­правленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возмож­ностей решать творческие за­дачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, бу­дут восприниматься лишь как развлечение.

Читайте также:  Невменяемость - критерии и признаки

Едва ли стоит специально пояснять, что все перечислен­ные рекомендации осуществи­мы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсужде­ния, творческой дискуссии.

Ещё одна их черта — личност­ная включённость учащихся в творчество, создать которую можно лишь при соответст­вующей включённости само­го учителя.


Может ли школа научить творческому мышлению?

В современной культуре творческое мышление – обще­признанная ценность. Его фор­мирование и развитие — одна из часто провозглашаемых за­дач современной общеобразо­вательной (а тем более альтер­нативной, специальной и, ко­нечно же, высшей) школы в раз­ных странах мира.

Но возможно ли научить творческому мышлению? Это не риторический вопрос, и от­вет на него не так прост, как это может показаться на первый взгляд.

В мировой практике из­вестны многочисленные педа­гогические поиски, направлен­ные к тому, чтобы развивать именно мышление, творческие возможности обучаемых.

Одна­ко для научно достоверного от­вета нужны не просто отзывы или впечатления участников та­кого рода программ, учеников или учителей, не только мнения сторонних наблюдателей, но и результаты обследований, вы­полненных по стандартизован­ным, воспроизводимым мето­дикам.

Сложность в том, что ис­следовательская, творческая деятельность с трудом подда­ётся прямому и однозначному определению и соответственно замеру. Для научной фиксации необходимы конкретные пара­метры, поддающиеся если не количественной, то хотя бы со­держательной (качественной) оценке.

Что такое творческое мышление?

Можно насчитать немало определений творческого мыш­ления.Обычно их авторы выде­ляют такой ключевой признак творческого мышления, как способность образовывать новые сочетания идей, отве­чающих той или иной цели. Это понимание сосредоточено на процессе, ходе мыслитель­ной деятельности, в котором целенаправленно и целесооб­разно создаётся нечто новое.

Наряду с таким процессу­альным пониманием творчес­кого мышления существует и содержательно ориентирован­ное.

Творческое мышление направлено на достижение творческого результата. Такое понимание напоминает нам о том, что конечным критерием творчества является результат.

Мы называем творческой лич­ность, которая устойчиво доби­вается творческих результатов; под такими результатами, гово­ря упрощённо, мы понимаем оригинальные и приемлемые результаты, отвечающие требо­ваниям данной предметной области” (Dimensions of thinking: A framework for culliculum and instruktion /Ed. byRJ. Marzano. 1989,24).

Итак, признак творческого мышления — результат, дости­гаемый вследствие творческой учебно-познавательной дея­тельности как внутреннего ха­рактера (принятие решения, построение и формулирование вывода, построение гипотезы и т.д.), так и внешнего (создание картины, подготовка плана про­ведения эксперимента, подго­товка реферата, разработка творческой аналогии и т.д.).

Рабочее определение: критическое мышление пред­ставляет собой рациональное, рефлексивное мышление, кото­рое направлено на решение то­го, чему следует верить или ка­кие действия следует предпри­нять. При таком понимании кри­тическое мышлениевключает как способности (умения), так и предрасположенность (уста­новки).

Источник: http://psihdocs.ru/razvitie-kriticheskogo-i-tvorcheskogo-mishleniya.html

Как развить творческое мышление творческое и критическое мышление

Творческое мышление напрямую связано с воображением. Оно не менее важно для успеха, чем логика. Взаимодействие критического мышления и творческого позволяет интеллекту человека работать на порядок эффективнее в любой сфере. Точно так же, как в математике нужна креативность, в литературе или живописи часто не обойтись без логики.

Развитие серьезного творческого мышления опирается на использование специальных упражнений. Они описаны ниже.

Креативность позволяет человеку решать задачи,  на практике кажущиеся неразрешимыми. Также оно помогает добывать недостающие крупицы информации. Человеку с развитым интуитивным началом легче составить целостную картину интересующей его проблемы.

Что такое творческое мышление

Главные особенности творческого мышления – это умение глубже проникнуть в суть вопроса, усилить познавательные способности, решить сложную задачу. Дж. Гилфорд, автор психологических исследований творческого мышления, выделял характерные черты:

  1. Устремленность ко всему необычному, к новизне.
  2. Способность увидеть привычную вещь под другим углом, использовать ее нестандартным образом.
  3. Умение обнаруживать неочевидные свойства обычного предмета.
  4. Способность создавать новые идеи в напряженной или неопределенной ситуации.

Творческий характер мышления, по мнению других психологов, проявляется в следующем:

  • Оно никогда не повторяет уже знакомого, идя по необычной траектории. Творческая личность всякий раз решает задачу другим, оригинальным путем.
  • Серьезное творческое мышление, как и логическая мысль, предполагает наличие критического настроя. Креативная личность критически относится ко всему привычному, стремясь улучшить его. Иногда это приводит к конфликтам с окружением.
  • Также креативная личность легко отыскивает несколько решений для одного и того же задания. Она не довольствуется единственно верным вариантом.
  • Творческий человек умеет усматривать причинно-следственные связи между явлениями, которые на первый взгляд кажутся незаметными.

К таким элементам креативности относят:

  • воображение,
  • ясность сознания,
  • интуицию,
  • гибкость мыслительного процесса,
  • умение переносить знания из одной сферы в другую плоскость,

и многие другие свойства. Все эти качества нужны в реальной жизни. Именно они делают человека находчивее, изобретательнее, богаче и счастливее.

Тесты

В тесте творческого мышления, разработанного П. Торренсом, испытуемому нужно дорисовать графические элементы. Например, дополнить картинку, на которой изображена волна, или же заполнить изображением контуры овальной фигуры.

Иногда используется и тест дивергентного (в некоторых вариантах – творческого) мышления Вильямса. Опросник состоит из восьми разделов, оценивающих оригинальность, гибкость, беглость, любознательность и другие качества. Обычно тест дается школьникам.

Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» по Хеллер используется для анализа одаренности у детей с 10-11 лет. Во время тестирования школьникам нужно придумать как можно больше вариантов использования предметов (линейки, газеты). Тестирование творческого мышления по этому методу обычно выполняется на время: на обдумывание каждого предмета дается по 6 минут.

Как развить творческое мышление

Иногда говорят, что креативности нельзя научить. Это не совсем так. Врожденные таланты играют роль. Но в то же время почти все произведения искусства и достижения науки создавались именно взрослыми, развившими в себе созидательное начало. Следующие упражнения помогают усилить творческую интуицию.

Расшифровка аббревиатур

К этой технике развития творческого мышления можно прибегать в любое свободное время: стоя в очереди, в автомобильной пробке, во время скучной домашней работы. Метод заключается в том, чтобы придумать как можно больше расшифровок аббревиатур. Для примера рассмотрим слово «СУП».

  • «Самый умный полицейский»;
  • «Сон уставшего пассажира»;
  • «Сообщество умопомрачительных парижанок».

И другие. Потренировавшись, можно развивать фантазию и изобретательность с помощью слов, состоящих из 4 и более букв.

Придумывание вымышленного персонажа

Техника хорошо подходит для развития творческого мышления и фантазии у младших школьников. Упражнение проделывается так:

  • Фамилия, имя или прозвище.
  • В каком доме он (она) живет? На какой улице, в какой стране?
  • Какой его (ее) самое любимое блюдо?
  • Если бы этот персонаж превратился в цвет, то каким бы он был?
  • Если бы он стал животным, то каким?
  • Имеется ли у него (нее) тайна? Какая?

Находить как можно больше вариантов использования обыденных вещей

Придумать нужно минимум 10 идей. Для разминки берут любой попавшийся на глаза предмет. Взрослому полезно для размышлений ответить на несколько вопросов по поводу того, можно ли этой вещью:

  • что-нибудь удерживать;
  • делить другой предмет на две или более частей;
  • направлять другую вещь, перемещать ее в пространстве;
  • о чем-нибудь с ее помощью информировать.

Если речь идет о развитии творческого мышления и изобретательности у старших дошкольников, формулировки немного переделывают:

  • Можно ли что-нибудь хранить внутри этой вещи?
  • Можно ли с ее помощью издавать какой-нибудь звук?
  • Как можно играть с предметом?
  • Получится ли с его помощью рисовать?
  • Как можно учиться (читать, считать, наблюдать за окружающей природой), используя данную вещь?
  • Получится ли пользоваться ею в качестве транспорта (для себя, игрушек)?
  • Понадобится ли она еще кому-нибудь в работе (маме на кухне, папе в гараже, дедушке с инструментами)?

Практика изменения характеристик предмета

Этот метод стимулирования творческого мышления заключается в изменении свойств любого предмета (пуговицы, стакана, стула – чего угодно):

  • прибавить какую-либо часть к предмету, или отнять его у него;
  • поменять цвет;
  • поменять материал, из которого он изготовлен;
  • поменять местами части этого предмета;
  • изменить его внешнюю форму;
  • уменьшить или увеличить.

Воспользовавшись этой технологией для развития креативности и творческого мышления, один из кондитеров решил обновить свою фабрику. На ней стали производить противоположность печенья с шоколадной крошкой – печенье с кусочками белого шоколада.

Покупатели быстро раскупали новое печенье. Это принесло предприимчивому кондитеру немалый доход. Нетрудно догадаться, что в данном случае были использованы пункты 2 и 3 – подвергся изменению цвет и материал предмета.

Спички с римскими цифрами

Чтобы научиться видеть мир под другим углом, полезно и решение головоломок. Следующее арифметическое выражение неверное. Как исправить его, не касаясь спичек, не перемещая их, не добавляя и не убирая?

Ответ
Чтобы сделать выражение правильным, его нужно просто перевернуть вверх ногами

Методы развития творческого мышления

Майнд-карты

Один из самых лучших методов стимулирования творческого мышления – майнд-карты. При их составлении ключевое понятие пишут в центре чистого листа. Вокруг него рисуют стрелки и выписывают ассоциации, связанные с этой идеей. Каждая из этих ассоциаций обрастает новым кругом связанных с ней понятий.

Метод фокальных объектов

Этот метод активизации креативности и творческого мышления выполняется в 6 шагов:

  1. Сначала выбирают «фокальный» объект – то, что нужно изменить.
  2. Выбираются 2-5 других случайных предмета. Например, понятия из книги или журнала (непременно существительные). Они должны максимально отличаться от фокального объекта по своим свойствам.
  3. На бумаге выписываются характеристики этих случайных объектов.
  4. Затем их присоединяют к фокальному объекту. Егохарактеристики следует развить путем создания новых ассоциаций.
  5. Конечный результат оценивается с позиции интересности и возможности использования на практике.

Предположим, фокальный объект – жвачка. Другие три объекта, выбранные произвольно – «сон», «солнце», «кресло». Определяются характеристики этих объектов:

  • «сон» — сладкий, безмятежный, тихий;
  • «солнце» — яркое, теплое, лучистое;
  • «кресло» — удобное, мягкое, старое.

Все сочетания использовать не нужно – ведь очевидно, что многие из них окажутся нежизнеспособными. Но приписывая эти свойства жвачке, можно получить и занимательные варианты.

Например, свойство «безмятежный» наталкивает на мысль о производстве жвачки с мгновенным успокаивающим эффектом. Характеристика слова «солнце» «яркое» может стать идеей для создания светящейся жвачки для детей.

Или можно сделать продукт и «удобным» — например, выпуская жвачку в небольших коробочках с удобной защелкой.

Метод «Шести шляп» де Боно

Один из самых серьезных способов развития творческого мышления был предложен Эдвардом де Боно. Он называется«Методом шести шляп». В нем мышление делится на шесть способов, представляемых головным убором разного цвета. Краткое описание каждой «шляпы» таково:

  1. Белая (информационная). Этот тип думания предполагает оперирование сухими фактами.
  2. Красная (шляпа эмоций и чувств). Здесь мышление связано с внутренними переживаниями, желаниями и мечтами. Шляпа выражает чувства, имеющиеся по поводу проблемы.
  3. Черная (скептицизм).Черная шляпа страхует от безрассудных и бессмысленных идей, выявляет риски.
  4. Желтая (оптимизм). Логика желтой шляпы заключается в выявлении плюсов и возможных перспектив.
  5. Зеленая (креативность). Прибегая к этой стратегии, человек придумывает новые идеи, а также изменяет уже существующие.
  6. Синяя (организованность). Надевая данную шляпу, мыслитель управляет собственным разумом, направляет его в необходимое русло. Этот тип полезно использовать в самом начале созидательного процесса, а также в конце, для оценки результатов.
Читайте также:  Как завоевать женщину - сильную, замужнюю, красивую?

Автор идеи проводит аналогию между этим типом думания и задним ходом автомобиля: оно помогает выбраться из тупикового направления, но часто применять его нет надобности. Чтобы сместить вектор мысли, дать ей новое направление де Боно рекомендует:

  1. уйти от общепринятых клише;
  2. подвергать критической оценке допускаемое, сомневаться в нем;
  3. использовать необычные новые идеи (даже если они кажутся абсурдными).

Система ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

Система ТРИЗ для развития творческого мышления предполагает, что:

  1. Технический прогресс происходит по определенным законам. Исследовав эти законы, их можно применять в работе и обычной жизни.
  2. Все разнообразие изобретательских трудностей можно разбить на группы и успешно решить.
  3. Традиционная логика отличается от изобретательской. Используя первую, человек идет на компромисс. Прибегая ко второму типу, он отыскивает глубокие противоречия, лежащие в корне проблемы.

Упражнения из ТРИЗ для развития творческого мышления:

  • Назвать как можно большее количество предметов, которым свойственно заданное качество (горячий, круглый, колючий, жидкий).
  • Перечислить как можно больше предметов, которым свойственна пара качеств (колючий и горячий, твердый и квадратный, белый и яркий).
  • Назвать как можно больше изменяющихся свойств, выявляемых во время наблюдения за простым процессом (закипание воды, горение свечи, надувание воздушного шара). Например, во время горения свечи меняется ее размер и вес, нагревается воздух, пламя становится большим или меньшим.
  • С помощью логических выводов доказать абсурдную гипотезу. Например, что наличие бороды полезно для здоровья. Человек с бородой кажется окружающим мудрее – отношение к нему более уважительное – социальные контакты положительно влияют на настроение, что благоприятно отражается на состоянии здоровья.

Курс Викиум для развития творческого мышления

Подробно о том, как развить творческое мышление, рассказывается в специализированном курсе Викиум.

Курс дает возможность:

  • Узнать, как созидательное начало в человеке понималось в различные времена, что вкладывали в это понятие великие люди.
  • Выяснить, что такое креативность в психологии и физиологии.
  • Убедиться на практике в том, что каждая личность – это первооткрыватель и исследователь. Ограничения создаются только ею самой. В рамках курса «Викиум» пользователь обучается тому, чтобы разрешать себе быть творцом.
  • Снова научиться замечать явления, во взрослом возрасте кажущиеся пустяковыми.
  • Детально разобраться, как работает мозг. Курс помогает научиться управлять своим интуитивным началом. В процессе работы пользователь поймет, что у каждого человека изначально имеется гигантский спектр возможностей, чтобы проявить себя в различных жизненных областях.
  • Научиться применять полученные знания на практике. Курс рассчитан не только на те сферы, которые традиционно считаются творческими (рисование, музыка, танцы или ремесла). Они будут полезными и в быту, и в работе.
  • Отыскать собственную нишу и реализовать имеющиеся таланты.
  • Опробовать техники, помогающие развить креативность. Подобрать самые действенные для себя задания. В курсе представлены упражнения разного уровня сложности.

Каждый из уроков заключает в себе:

  • Набор графических схем;
  • Видеоурок;
  • Комплекс упражнений.

Также курс развивает следующие качества:

  • Фантазию и воображение;
  • Память и внимание;
  • Логическое мышление;
  • Способность находить нетривиальные решения сложных задач;
  • Умение воплощать в жизнь задуманное.

Отзывы о курсе помогают составить представление о том, какую пользу приносит его прохождение на практике:

  • Многим курс помог научиться нешаблонно мыслить, развить креативность. Уроки насыщены и теорией, и наглядными примерами, и занимательными упражнениями. Поначалу техники определенного уровня кажутся сложными. Но после систематических занятий остается только удивляться возможностям, заложенным в мозге.
  • Некоторым людям курс помог избавиться от страхов и ограничений. Раскрепостившись, они научились пользоваться своим интуитивным началом в обычной жизни.
  • Пользователи отмечают, что устойчивый результат появляется после долгих тренировок. Через некоторое время после работы с заданиями воображение становится богаче, развивается память и внимание.
  • Еще один плюс – обучение в виде игры. Оно позволяет снова обрести тягу к получению знаний. Это полезно для тех людей, кому пребывание в школе или вузе было не в радость и кому проще даются игровые задачи.

Как развить творческое мышление Ссылка на основную публикацию

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/tvorcheskoe-myshlenie.html

Особенности развития творческого мышления

Санкт-Петербургское государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМЕНИ КАРЛА ФАБЕРЖЕ»

Статья

Особенности развития творческого мышления

Штохова Елена Владимировна

Преподаватель дисциплин «Основы изобразительного искусства» и «Основы композиции и дизайна»

Санкт-Петербург

2014 г.

Образ мышления, сформированный традиционным образованием, в значительной степени, делает акцент на навыках анализа.

В средних и высших учебных заведениях учащиеся обучаются понимать правила и формулы, следуя существующим логическим доказательствам.

В поиске ответа учатся устранять некорректный способ решения и сосредоточиваться на правильном решении.

Существует  еще один тип мышления, цель которого исследование идей, создание возможностей, поиск множества правильных ответов, а не только одного. Оба этих вида мышления имеют жизненно важное значение для успешной трудовой деятельности.

Виды мышления можно дифференцировать:

Критическое мышление – творческое мышление;

Аналитическое мышление – генерирующее (порождающее);

Дедуктивное – всесторонний подход;

Правдоподобное мышление – невероятное;

Объективное мышление – субъективное;

Вербальное мышление – визуальное мышление;

Линейное – ассоциативное;

Разумное – изобильное, необычайное, новое;

Работа левого полушария – работа правого полушария.

Когда нам нужно принять решение, для нас важны оба вида мышления. Мы должны вначале проанализировать проблему, а затем придумать  возможные варианты решений.

Из всех возможных вариантов решений выбрать лучшее,  оценить эффективность этого решения. Для того чтобы принять решение, должны быть использована работа левого и правого полушарий головного мозга.

Чередуются критическое и творческое мышление. Они работают вместе и не зависят друг от друга.

Творчество – это способность придумать или изобрести что-то новое. Человек не может создать СОВСЕМ что-то новое, о чем он не догадывается и чего он никогда не видел.

Если мы возьмем в пример искусство, то увидим, что даже художники – сюрреалисты, для создания своих полотен используют смешение объектов, предметов материальной природы этого мира, комбинируя, изменяя, утрируя их формы, совмещая и перемешивая формы между собой.

Художник Даниель Мерриам

Каждый из нас имеет творческие способности.

В детстве дети много рисуют, поют или танцуют, не стесняясь никого. У них нет страхов, что у них что-то не получится, нет комплексов… Они просто, выражают через творчество свои мысли, эмоции, чувства, общаясь с этим миром.

У взрослых, творчество часто подавлено в процессе образования. Но желание создать что-то новое заложено в каждом человек. И потенциальные возможности у каждого из нас достаточно большие.

Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку.

Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятиемира и то, как мы себя в нем ощущаем.

Часто, для того, что бы быть творческим, необходимо поставить себе задачу в творчестве и уделить ей время.

Творчество – способность воспринимать новые идеи, иметь готовность играть с идеями и возможностями, гибкость мировоззрения, привычка пользоваться хорошим, и в то же время непрерывный процесс поиска путей к улучшению.

Творческий человек знает, что «нет пределу совершенства» и стремится улучшить созданный им объект.

Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации.

Создавая что-то новое, можно поменять и изменить окружающий мир.  Человек непрерывно растет, меняется сам.

Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.

Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации.

Что же мешает нам творить?

Если в человеке слабо развиты способности, он подсознательно будет создавать себе барьеры и доказывать, что он ничего не умеет, и что, несмотря на все старания у него ничего не получится. Он будет себя винить за неспособность придумать что-то новое и, возможно, заниматься «самоедством».

Так же нам мешают комплексы, приобретенные в детстве и юности.

Если нам не повезло с учителями по причине того, что они не поддерживали наши творческие способности и ждали от нас только тех действий и результатов, которые хотели получить. Если родителям не нравилось то, что мы создавали, придумывая, и они критиковали нас вместо поддержки и хвалы, комплекс неполноценности в творчестве может сохраниться надолго.

По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут “пробиться” через поток наши забот и переживаний.

Необходимо перед тем, как начать заниматься творчеством (рисовать, лепить, петь, танцевать, играть в театральном кружке) осознать неправильные установки, данные нам нашим окружением и сознательно изменить их, поверив, что это мнение только этих людей и понять, что их мнение может быть ошибочным. Нужно отбросить все страхи и сомнения и смело идти вперед, имея право на ошибки.

Во время занятий со студентами я часто напоминаю им о том, что они могут ошибаться, и что право на ошибки в творчестве имеют все, и я, преподаватель, в том числе.

Нужно снять эмоционально-психологическое напряжение и расслабиться. На самом деле творческий процесс больше похож на удовольствие, чем на работу.

Нужно подготовиться к творческому процессу. Сделать настройку своего мышления и физического тела. Часто сделать это помогают медитация, спокойная музыка, нахождение на природе или посещение выставки….

Необходимо «успокоить» ум. В этом случае освобождается интуиция, обостряются чувства.

На физическом уровне в этот момент происходит переключение работы с левого полушария на правое полушарие. И вы сможете получить доступ к внутренним ресурсам — состояниям покоя, вдохновения и лёгкости.

Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы).  Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи;

3. Озарение — появление интуитивного решения;

4. Проверка — испытание и реализация решения.

Важно работать с ограничивающими убеждениями. В голову могут приходить навязчивые идеи, которые могут убеждать вас, что у вас «все равно ничего не получится», что вы «выполняете напрасную работу и тратите время зря». Нужно отрицательные убеждения заменять положительными аффирмациями, убеждая себя, что все у вас получится.

Формировать мышление победителя.

Люди различаются на несколько типов. Существует тип, называемых психологами «поперечниками»- людей, с ограниченными убеждениями, которые не в состоянии принять любые новые, инновационные идеи. Раньше их называли консерваторами.

Чтобы войти в творческий процесс им необходимо осознать свою ограниченность мышления и взглядов и открыть себя для всего нового и необычного, неожиданного.

Для развития мышления можно применить  часто встречающиеся коллективные подходы и методики. Можно использовать методики не только для группы, но и заниматься по ним индивидуально:

· Мозговой штурм. Автором данного метода является Алекс Осборн.

Записывайте (зарисовывайте) на листе самые безумные, фантастические идеи. Затем выберите из них самые интересные и откорректируйте их, внося новые изменения.

· Ментальные карты (Тони Бьюзен).

Поместите в центр листа ключевое понятие (мысль, фразу, изображение). Из центра в разные стороны нарисуйте лучи. На них напишите (нарисуйте) свои ассоциации, противоположности по смыслу и значению. Можно использовать вырезки из журналов, символы, зарисовки…

Решение вопроса может прийти совсем неожиданно.

Читайте также:  Саморегуляция психическая, эмоциональная, методы саморегуляции

· Шесть шляп Эдварда де Боно.

Проанализируйте вначале ключевое понятие и точно установите цель.

Постарайтесь найти все негативное. Затем, – все позитивное, что есть в ключевом понятии. Потом – придумайте новые возможные вариации решений. Разрешите себе испытать сильные эмоции. На последнем этапе подведите итоги.

Смысл методики в том, что одевая шесть разноцветных шляп, человек использует разные варианты мышления.

· Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки.

Напишите (нарисуйте) на листе ключевое понятие. Постарайтесь увидеть его не как единое целое, а в виде частей-деталей.  Из компонентов-деталей выберите самые существенные. Измените их и объедините в новое целое.

Может получиться совсем новый объект.

Синектика (автор – Уильям Гордона)

Нарисуйте таблицу.

В первый столбик запишите все аналогии (ассоциации);

Во второй – все отрицательные признаки первого столбца;

Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Выбрать что-то среднее между ними, перемешав их.

Например: ключевое понятие – «воздух»; ассоциация – легкое перышко; противоположность – тяжелый метал.

Среднее – перышко, изготовленное из метала.

Как определить, какое полушарие у вас наиболее активно и чаще всего включается в работу? К какому типу вы или ваши студенты относятся?

Существует большое количество тестов, но предрасположенность к левополушарному мышлению или правополушарному мышлению можно определить по таблице психолога М. Гриндера (США).

ТИПЫ УЧЕНИКОВ по М. Гриндеру

Левополушарный Правополушарный
Видит символы (слова, буквы) Видит конкретные объекты
Преуспевает в чтении, алгебре, языке Преуспевает в геометрии
Любит информацию в письменной форме Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций
Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями Не принимает авторитарность
Повторяет фактическую информацию Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию
Любит проверять работу Не любит проверять работу
Фокусирован вовнутрь Фокусирован на внешнее
Анализирует от части к целому Анализирует от целого к части
Предпочитает сначала чтение, потом фильм Любит смотреть фильм до чтения книги
Сосредоточен Отвлекается
Реагирует на словесные замечания Реагирует на невербальные сообщения

Существуют несколько типов личности, к каждой из них должен быть индивидуальный подход развития творческих способностей. Вначале нужно определить, к какому типу личности относится студент. М. Гриндер разделил всех людей по разному виду восприятия. Типы индивидуального восприятия он назвал «модальностью». У каждого из нас какой-то один вид восприятия информации более активизирован.

МОДАЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ по М. Гриндеру

Преимущественно АУДИАЛ Преимущественно КИНЕСТЕТИК
Смотрит вверх, когда учитель говорит Проговаривает про себя, разговаривает с собой Говорит медленно. Множество движений от шеи и ниже
Читает сам, если учитель читает Легко повторяет услышанное Раннее физическое развитие
Хмурит брови, щурит глаза, мигает Шевелит губами, ушами, издает «а», «м»… Подбородок вниз, голос низкий
Предикаты: смотреть, видеть, наблюдать, ясно, картина Предикаты: слушать, ритм, подобные звуки Предикаты: схватывать, чувствовать, трогать, придерживаться мнения
Осмотрительный, спокойный Разговорчивый, любит дискуссии Сильный «интуитор», слаб в деталях. Вовлекает других в проекты, игры
Хорошо запоминает картинки, плохо – словесные инструкции Помнит то, что обсуждал, реагирует на словесные инструкции. В письменных работах более слаб, чем в устных ответах. Особенности памяти: «последовательность» и «целые звенья» Обучается, делая. Запоминает движения
Не отвлекается на шум. Видит слова «глазами мозга» Любит музыку. Отвлекается даже на шепот Много жестикулирует
В чтении силен, успешен, скор Хороший имитатор. Легко осваивает языки Хорошо работает с карточками, манипулируя
В книге обращает внимание на декорации, описание природы В книге обращает внимание на диалоги Любит книги, ориентированные на сюжет
Внешне и в вещах аккуратен Отлично слушает других Стоит близко, касается людей

В зависимости от типа личности развитие творческих способностей может быть разной. До сих пор не существует индивидуальной методики развития творческих способностей в зависимости от модальности учащихся.

Перед нами открыт огромный спектр решения задач по этой теме. Можно разработать методику развития творческих способностей для каждого типа людей.

ПОРТРЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
– Он не боится оказаться в одиночестве, защищая свои идеи.
– Он часто предается воображению.
– Он мыслит независимо: мыслит своей головой, не опасаясь того, что о нем подумают другие.

– Он внимательно прислушивается к мнениям других, даже если они отличаются от его мнения.
– Он не боится, если поначалу его идеи несколько неясны, так как знает: со временем они прояснятся.

– Он верит в себя и в свои способности

Развивая творческие способности, можно:

· Лучше узнать и понять себя;

· Найти новые решения для стандартных проблем;

· Взглянуть на мир по-новому;

· Повысить собственную эффективность

Помните, что мы обладателем безграничным творческим потенциалом!

Используемая литература:

http://samopoznanie.ru/schools/razvitie_tvorcheskih_sposobnostey/

Источник: http://aneks.spb.ru/raznoe/osobennosti-razvitiia-tvorcheskogo-myshleniia.html

Критическое мышление в массы!

Всем доброго дня. Сегодня мы с вами затронем серьезный вопрос и рассмотрим критическое мышление как средство борьбы с нарастающей глупостью и людской неразумностью.

В современном обществе зачастую происходят странные процессы. С одной стороны, цивилизация достигла своего расцвета: появились сложнейшие технологии, преодолены многие проблемы, продолжительность жизни выросла.

Но с другой – мы видим признаки упадка: войны не утихают, экологические вопросы не находят разрешения, этнические конфликты накаляются. Человеку, которому чуждо вдумчивое мышление, жить в таком обществе просто и сложно одновременно. Просто – поскольку за него все решат, сделают.

Сложно – потому что такими людьми легко манипулировать и управлять.

Если вы хотите управлять собственной жизнью, готовы брать ответственность за свои мысли и поступки, вам необходимо познакомиться со стратегиями критического мышления. Но перед этим важно понять, что собой представляет данный вид интеллектуальной работы, какие у него преимущества.

Для начала давайте посмотрим короткий видео ролик.

Чем данное мышление лучше других видов мышления?

На самом деле, несправедливо сравнивать ценность наглядно-образного, или творческого, или абстрактного способа мыслить. Все они необходимы и важны. Но образ мыслей, обладающий способностью к критике, все же немного отличается от обычных видов.

Причина кроется в следующем: это мета-мышление, которое позволяет приподняться над процессом работы логики, узнать ее суть.

Критические мысли не просто обобщают, они выстраивают логическую цепочку для разрешения определенного жизненного вопроса, объективно рассматривает варианты действий, выбирает максимально эффективный.

Что не является критическим мышлением?

Запоминание. Это, конечно, необходимая мыслительная функция, но запомнить большой объем информации еще не значит его понять и обработать.

Понимание. Является частью сложного мыслительного процесса. Но понять не имеет отношения к оценке объективности и постановки информации под сомнение.

Творческое мышление. Замечательная, полезная способность.

Но если мы представим, что в ситуации решающего броска спортсмен начнет размышлять, под каким углом лучше бросить мяч, не лучше ли передать пас партнеру, как на его месте поступил бы другой игрок, это будет не к месту. С интуитивным мышлением многие процессы проходят бессознательно. Это хорошо, но не относится к критическому размышлению.

Пять необходимых критических элементов:
(по Д. Клустеру)

  1. Независимость. Никто другой не сможет решать или думать за нас. Процесс обработки информации должен оставаться индивидуальным.
  2. Информация используется в начале, как отправная точка, а не как вывод, под который нужно подладить суждения.
  3. Работа мысли стартует с постановки проблемного вопроса.
  4. Хорошая, убедительная аргументация для доказательства своей мысли (в идеальном случае – с учетом контраргументов).
  5. Социальная направленность и открытость. Любой критический мыслитель находится в сообществе, он должен уметь прислушиваться к мнению других.

Разумеется, если один из вышеперечисленных пунктов выпадает, вас отбрасывает на уровень назад, к другому типу мыслительных процессов. Существует много способов, как развить данный вид мышления. При должном терпении ими можно овладеть.

С помощью чего развивать способность мыслить критически?

Важно начать с рефлексии, самоосознания. Учиться следить за собой, своими мыслями и чувствами, продумывать, оценивать принятые решения, размышлять над ошибками. Можно попробовать перед сном вспоминать свой день, обращая внимание на ход мыслей, обдумывая лучшие решения.

Попробуйте изменить привычный порядок мыслей, для развития критического мышления. Учитесь:

  1. Дедуктивному методу. Раскрывайте причинно-следственные связи.
  2. Ставить все под сомнение. Не стоит принимать на веру информацию, взятую даже из очень надежных источников.
  3. Проверять факты. Честно работать над всеми имеющимися данными (даже с теми, что противоречат вашей позиции).
  4. Принимать решения взвешенно, не исключая едва вероятные повороты событий.
  5. Структурированно относиться к решению задачи через четыре стадии: сбор информации, работа над решениями, выбор решения, оценка его правильности.
  6. Относиться к проблеме креативно, рассматривать ее под разными углами.

Данные приемы критического мышления приучат к четкой структурированной мысли, корректной обработки информации. Эти способности не являются врожденными, безусловно, их можно и нужно развивать. Лучше начать этим заниматься в детстве.

Ребенок с критическим мышлением

Мыслить критически умеют даже малыши. К первому классу у ребенка достаточно опыта, чтобы он смог решать самостоятельно какие-то вопросы. К нашему счастью, в России все большее применение находят технологии критического мышления.

В начальной школе начинается работа над ними. Учителя перенимают опыт своих американских коллег и начинают свои занятия не с привычной скучной проверки домашнего задания и невыносимой зубрежки.

Авторы технологии развития критического мышления предложили строить урок по следующим этапам:

  • Вызов. Побуждение к приобретению новых знаний, актуализация старых.
  • Осмысление. Групповая работа над материалом.
  • Рефлексия. Подведение итогов, размышление, рождение новых целей.

Многие педагоги считают, что наибольшей эффективностью обладает технология развития критического мышления через чтение и письмо. Эти привычные нашим школьникам процессы необходимо деавтоматизировать, научить вдумчиво, внимательно читать. Не с целью наспех пролистать страницы книги, а с задачей понять, что хотел донести автор.

Письмо – обратная активность. Здесь уже ребенок рефлексирует, пишет текст и старается вложить с максимальной убедительностью свои мысли. Основная цель данной технологии – развивать мыслительные способности учеников, которые пригодятся им не только для успешной учебы, но и в жизни.

Технология критического мышления позволила обращаться к непосредственному опыту ребят и мотивировать их на исследование новых знаний. Они превратились из пассивных полуслушателей в активных участников процесса познания.

Обучение критическому мышлению основывается на том, чтобы человек мог грамотно работать с информацией, проводить анализ проблемы с разных сторон, был способен на основе всех сведений принять верное решение.

Большинство из нас, к сожалению, в школе пропустили чудесные технологии. Для России они стали появляться с конца 90-х годов. Да и сейчас представлены, в основном, только в интернете.

Все-таки было бы здорово, если с детства в нас были заложены основы активного, вдумчивого размышления. Однако есть хорошая новость: начать никогда не поздно.

Воспринимайте эту статью критично и делитесь ее с друзьями. Желаю хорошей рефлексии!

Для закрепления сегодняшнего материала давайте посмотрим интересное видео:

С уважением, Александр Фадеев.

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/kriticheskoe-myshlenie.html

Ссылка на основную публикацию