Психические расстройства у детей – симптомы, признаки, лечение

Психические расстройства у детей

Психические расстройства у детей - симптомы, признаки, лечениеВы здесь

Оглавление:

Не совсем правильное поведение детей, некоторые их странности родители объясняют, чаще всего, возрастом ребенка, мол, еще мал, многого не понимает. Не совсем адекватные поступки детей истолковываются как детские капризы.

Однако врачи утверждают, что психические расстройства у детей можно очень легко распознать. Подобные расстройства негативно влияют на социальные возможности детей, на их развитие.

При оказании профессиональной помощи возможно приостановить развитие болезни, а в некоторых случаях – даже ее излечить.  К сожалению, не все расстройства вылечиваются, есть такие, к которым нужно приспосабливаться.

Психические расстройства обычно нельзя предупредить, но при обнаружении подозрительных признаков на начальных стадиях можно будет помочь ребенку, не дать дальнейшего развития болезни.

Виды психических болезней у детей

Дети страдают от таких же психических заболеваний, которым подвержены взрослые. При этом эти болезни проявляются по-разному. К примеру, депрессивные дети склонны к раздражительности в тех случаях, когда взрослые пребывают в печали.

Дети очень часто переносят различные заболевания, к числу которых могут относиться острые либо хронические психические расстройства. Вот некоторые из них:

  • Одними из наиболее часто распространенных являются тревожные расстройства, для которых характерны признаки беспокойства у детей, превращающиеся со временем в постоянную проблему. Это нарушает повседневный ритм деятельности ребенка.
  • Расстройства аутистического спектра. Представляет собой серьезное расстройство развития, чаще всего наблюдаемое в раннем детстве – в возрасте до 3-х лет. Основные симптомы при этой болезни могут часто изменяться, но при этом ребенок в определенной мере теряет дар общения и взаимодействия с чужими людьми.
  • Дефицит внимания или гиперактивность. Такое расстройство проявляется, как правило, в трех видах симптомов: гиперактивности, непроизвольного поведения и концентрации внимания. При подобной патологии отдельные дети могут иметь либо все три вида, либо один или два из этих симптомов;
  • К пищевым расстройствам относятся анорексия, булимия и обжорство. Эти заболевания могут оказаться смертельными для ребенка. Они придают столько внимания еде и собственному весу, что не могут сосредоточиться на чем-либо другом.
  • Расстройства настроения в виде депрессии и биполярного расстройства, которые могут вызвать длительное чувство печали либо, напротив, мгновенные перепады настроения, при этом такая изменчивость гораздо более серьезная, чем у здоровых людей.
  • Психические расстройства у подростков могут выражаться в шизофрении.

Признаки психических заболеваний у детей

Нужно знать хотя бы самые явные симптомы, на которые родители всегда должны обращать внимание:

  • Изменения настроения. Здесь можно заметить преобладающие признаки грусти или тоски, которые могут длиться достаточно долго, может быть, на протяжении полутора-двух недель.  У ребенка могут быть резкие перепады настроения, вызывающие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, а также дома.
  • Ярко выраженные эмоции. В этих случаях может появиться беспричинный страх. В таких ситуациях необходимо следить за ребенком, поскольку у него может наблюдаться тахикардия или учащенное дыхание, что может привести к более серьезным последствиям.
  • Нехарактерное поведение. Проявляется в резких изменениях в поведении, с выходящими из-под контроля действиями. Возможны систематические драки с применением посторонних предметов, появляется непреодолимое желание причинить кому-либо вред.
  • Неспособность к концентрации. Такой признак можно легко заметить при выполнении домашнего задания. Кроме того, об этом могут свидетельствовать жалобы учителей, а также проблемы в учебе.
  • Беспричинная потеря веса может вылиться в полную потерю аппетита, частым позывам к рвоте. Это связано с дефектами пищевого поведения.
  • Физические симптомы. В отличие от взрослых, дети с нарушениями психики жалуются скорее на боли в животе и головные боли, а не тревогу и печаль.
  • Физический ущерб. У некоторых детей развивается склонность причинить самому себе травму, так называемое самоповреждение. Ребенок может порезаться и даже поджечь себя. Часто у этих детей появляется склонность к суициду, а также готовность реализовать его на самом деле.
  • Злоупотребление психоактивными веществами. Дети могут применять алкоголь или наркотики с целью изменения своего настроения.

Видео о симптомах психических расстройств у детей

Нервно-психические расстройства у детей

Статистика оперирует данными о том, что каждый пятый ребенок в мире имеет различные психические нарушения. Нервно-психические расстройства самым отрицательным образом воздействуют на возможности детей.

Нервная система особенно ранима в раннем возрасте. Сложность в данном случае заключается в том, что лишь специалист-психотерапевт может определить психический дисбаланс ребенка и в соответствии с этим назначить нужное лечение психического заболевания.

Психические расстройства у детей выражаются достаточно непринужденно и открыто. Близкие родственники, преподаватели, знающие характер ребенка, могут отметить у него беспокойство, приступы агрессии на критику, отсутствие интереса к познанию нового.

Внимательные и наблюдательные взрослые способны самостоятельно определить в поведении ребенка различные отклонения. Каждый месяц жизни добавляют ребенку новые признаки и качества в сторону взросления. Когда по каким-либо причинам это не наблюдается, то следует ребенка показать специалистам и выяснить причину этого несоответствия.

Одной из часто встречающихся расстройств у детей является невропатия. Она образуется на основе детской нервности, а также наследственности. Дети, страдающие невропатией, худощавы и изящны. Обычно очень подвижны, чаще всего музыкальны.

Могут научиться читать и писать раньше своих сверстников. Энергии и любознательности им не занимать. Вместе с тем, внимание у них концентрировано, они могут очень быстро переходить от отчаяния к радости. Успокаиваются достаточно долго.

Чаще всего они устраивают различные конфликты, а взрослые считают их очень непослушными.

Другим расстройством является гиперкинетический синдром. Им чаще болеют мальчики. Такие дети очень активны, но не завершают начатых действий до конца.

Они непоседы, очень неусидчивы и импульсивны, могут совершать непредсказуемые поступки, в связи с чем они считаются стойкими нарушителями дисциплины.Среди больных встречаются дети с ЗПР, то есть с задержкой психического развития.

У них поздно появляется речь, отсутствует интерес к знаниям, настольным играм, конструкторам.  Необязательно, чтобы дети с задержкой развития полностью проигрывали в интеллекте. Ребенок может достигнуть определенных вершин в какой-то одной сфере, хотя может и отставать в другой.

Дети с ЗПР очень обидчивы, агрессивны, не стремятся к общению с другими детьми. Правильным лечением таким детям можно помочь. Это состояние у детей является пограничным по отношению к умственной неразвитости.

Помощь родителей

Родители должны помнить, что именно в таких ситуациях ребенок больше всего нуждается в поддержке родителей. Дети, имеющие проблемы с психическим здоровьем, впрочем, как и сами родители часто испытывают чувство беззащитности и разочарования. Но не стоит опускать руки, а надо бороться за своего ребенка.

  • Нужно искать способы поднять ребенку настроение, сделать так, чтобы он расслабился и весело проводил время.
  • Полезно чаще хвалить его, поощрять за хорошее поведение, указывать ему на недопустимое поведение и, в то же время, положительно оценивать его нормальные поступки.
  • Следует изучить новые методы, принятые для борьбы со стрессом, для того чтобы быть наготове против этой напасти.
  • Желательно присоединиться к какой-либо группе поддержки или семейной консультации. Поддержка людей очень много значит для родителей, имеющих детей с психическими проблемами.

Родители, наблюдающие психические расстройства у детей, симптомы которых были перечислены, должны не сидеть сложа руки, а непрерывно должны советоваться со специалистами, не стыдиться и не бояться болезни своего ребенка, а именно добиваться того, чтобы получить максимум помощи от кого бы то ни было, чтобы помочь ребенку обрести свое счастье.

А Вы замечали у своего ребенка психические расстройства? Что Вы предприняли? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-psihicheskie-rasstroystva-u-detey-7799.html

Психические расстройства у детей: виды, симптомы

Психические расстройства у детей — это нарушения развития детской психики вследствие влияния различных факторов. Таких как черепно-мозговая травма, генетическая предрасположенность, перенесённые инфекции во время беременности или тяжёлые роды. Также может сказаться напряжённая обстановка в семье, с частыми скандалами и рукоприкладством.

Очень важно научиться распознавать симптомы расстройства, чтобы своевременно получить квалифицированную помощь. Ведь если вовремя обратиться к специалистам, возможно излечить некоторые отклонения в развитии. Или в крайнем случае предотвратить тяжёлые последствия. Поэтому если заметили какие-либо признаки, не ждите что скоро само пройдёт, не теряйте время и возможность помочь малышу.

Классификация заболеваний и степени их тяжести

1. Умственная отсталость или олигофрения

Отставание малыша в умственном и психическом развитии. Считается сложным психопатологическим состоянием. Характерной особенностью является недостаток речи. Выделяют 4 степени: лёгкая, умеренная, тяжёлая и глубокая.

  • Лёгкая степень или дебильность (IQ 50–60 баллов). Такие детки намного позже научаются ходить, говорить. Они физически слабые и проявляют мало интереса к окружающей действительности. Не всегда понимают вопросы, а тем более длинные предложения. Преобладает многократное и бесцельное повторение одних и тех же действий (очень долго может катать машину взад и вперёд). При этой степени они дееспособны и в состоянии нести воинскую службу, отвечать перед законом…
  • Умеренная степень или имбецильность (IQ 35–49 баллов). Заметить этот вид расстройства можно рано. Такие детки лишены «комплекса оживления» при виде взрослых, очень поздно начинают держать головку (минимум 4–6 месяцев). Ходить учатся после 3 лет. Речь очень примитивна в более взрослом возрасте. Признаются инвалидами с детства. Они вполне обучаемы, и могут овладеть навыками общения.
  • Тяжела степень или тяжёлая олигофрения (IQ 20–34 балла). Почти неразвита моторика и практически отсутствует речь. Они практически неспособны общаться и не могут сами себя обслуживать.
  • Глубокая умственная отсталость или идиотия (IQ 20 баллов). Возможно диагностировать в ранний период. Такие детки очень поздно начинают ходить, стоять. Порой этого не происходит и они ведут лежачий образ жизни. Чаще всего не могут обслуживать себя и нуждаются в постоянном уходе.

Нарушенная умственная работоспособность, характеризуется замедленными процессами мышления, ослабленным вниманием и памятью. Обычно обнаруживают при поступлении в школу, но порой отклонения возможно заметить и раньше. Может быть:

  • Конституциональная. Это наследственное заболевание. У такого ребёнка незрелая эмоционально-волевая сфера, что свидетельствует о сложностях в формировании процесса обучения. Он просто неспособен придерживаться правил поведения. Чаще всего радостный и обладает малым запасом знаний об окружающем мире.
  • Соматогенная. Ребёнок рождается здоровым, а после перенесённых инфекционных заболеваний появляется задержка развития. Такие малыши безынициативны, у них отсутствует интерес к познаниям. При усталости снижается аппетит, возникает головная боль и проблемы с сердцем. Эти симптомы используют для манипуляции при возникновении сложностей в работе.
  • Психогенная. Возникает вследствие неблагоприятных условий воспитания. У ребёнка снижается интеллектуальная мотивация. Может повлиять отсутствие материнского тепла и внимания, однообразная среда обитания. Обычно проявляется в неблагополучных семьях. Такой малыш становится пассивным, тревожным с травмированной психикой. Обычно чрезмерно агрессивны или, наоборот, излишне покорны.
  • ЗПР церебрально-органического характера. Проявляется вследствии перенесённых инфекций как матерью во время беременности, так и ребёнком на первом году жизни. Из-за алкоголизма или наркомании родителей, а также при тяжёлых родах. Отклонения проявляются в сниженной концентрации внимания и чрезмерной утомляемости. Умственное развитие на уровне олигофренов. Навыки общения очень снижены, усвоенную информацию быстро забывают. Не умеют включаться в процесс обучения в силу того, что делают только то, что им хочется.

3. Синдром дефицита внимания (СДВ)

Отклонение в развитии поведенческого и неврологического характера. Проявляется чаще всего в дошкольном или младшем школьном возрасте. Возникает вследствие болезни ЦНС, при повреждениях мозга, а также в связи с генетической предрасположенностью.

Этот синдром подразделяется на три вида:

  1. Преимущественно импульсивный (или гиперактивный). Такой малыш будет излишне активен, вспыльчив и импульсивен. Постоянно куда-то бежит, даже сидя дёргает и болтает ногами. Тороплив и практически никогда не доводит начатое до конца. Даже со сверстниками поиграть в одну игру неспособен, постоянно будет переключаться на другие предметы или игры. Игнорирует запреты и лезет постоянно туда, куда опасно или не разрешено. Во сне также ведёт себя беспокойно — часто крутиться и сбрасывает с себя одеяло. Недослушивает до конца вопрос, поэтому часто отвечает неверно. Вклинивается в разговоры и очень много говорит. Не слушает собеседника и перебивает его.
  2. Преимущественно невнимательный. Исключается возможность возникновения гиперактивности, такой ребёнок слишком невнимательный. Он не может сосредоточиться на чём-то одном, не умеет планировать и качественно выполнять задания. Порой кажется, что он не слушает то, что ему говорят. На самом деле он не может собрать услышанное в одно целое, но при этом понимает, о чём идёт речь. Когда идёт куда-то, обращён внутрь себя и полностью поглощён своими мыслями. Поэтому такие детки неуклюжи и часто врезаются в предметы. Они попросту их не замечают. Постоянно теряют свои вещи. Очень сложно им выполнять задания, связанные с умственной нагрузкой.
  3. Комбинированный вид. Наиболее распространённый вид расстройства. Сочетает предыдущие виды и симптомы невнимательности и гиперактивности.
Читайте также:  Бихевиоризм в психологии - теория, направления, представители

4. Синдром раннего детского аутизма

Характеризуется полным отсутствием потребности в общении. Первые признаки можно заметить уже в грудном возрасте. Когда малыш отказывается от груди и отстраняется при попытках взять его на руки. У него отсутствует комплекс «оживления» при проявлении к нему внимания. Взгляд как бы сквозь человека, он никогда не смотрит в глаза.

Со временем начинает страдать бессонницей. Когда научается сидеть, может часами просто раскачиваться из стороны в сторону. Абсолютно безразличен к близким и их присутствию. Боится шумных компаний и новизны.

Мимика у детей с аутизмом маловыразительна. Речь чаще всего задерживается в развитии. О себе говорят в третьем лице или просто повторяют последнее слово из предложения другого.

О своих потребностях заявляют коротко, без употребления местоимений.

Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но нередки случаи, когда обладают гениальными способностями в какой-либо сфере. Порой не различают между собой одушевлённые и неодушевлённые предметы. К матери может проявлять безразличие или даже агрессию, а к кусочку листика сохранять неизменную привязанность.

Предпочитают следовать одному и тому же маршруту при прогулке, есть из одной и той же тарелки и пользоваться всегда одним мылом. В случае если попробуете что-то изменить — может проявить себя непредсказуемо, вплоть до агрессии.

Точные причины возникновения не выяснены, но существуют теории о наследственном факторе. Также могут повлиять инфекции, которые мать перенесла в период беременности и отравление ядовитыми веществами. Существенную роль играет обстановка в семье и методы воспитания. Порой влияет на развитие аутизма нарушение гормонального баланса.

Психические расстройства у детей в каждый период возраста может проявляться по-разному. Но в основном сохраняются такие общие признаки, по которым можно заподозрить отклонения:

  • резкие перемены в поведении;
  • перепады настроения;
  • чрезмерная замкнутость или продолжительное ощущение печали;
  • повышенный уровень тревоги и беспричинного страха;
  • порой жестокое поведение как к себе, так и по отношению к другим;
  • проблемы с едой, чаще всего отказ.

Если вы заметили странности в поведении своего ребёнка, а особенно если совпали симптомы с вышеуказанными расстройствами, отведите его на консультацию. Психиатр, психотерапевт или детский врач смогут помочь вам развеять сомнения в случае неоправданных подозрений. Или назначить лечение, коррекцию и подсказать о методах воспитания в случае подтверждения диагноза.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/psihicheskie-rasstrojstva-u-detej-simptomy.html

Симптомы и признаки шизофрении у подростков

Шизофрения у детей раннего возраста – это тяжёлое психическое расстройство, которое оказывает разрушительное действие на мыслительное, познавательное и эмоциональное состояние малыша.

На смену обычным функциям сознания ребёнка приходят галлюцинации, бред и паранойя.

При шизофрении происходит расщепление личности подростка, меняется его взаимоотношения с окружающим миром и социумом.

Разум ребёнка с шизофренией искажает действия, происходящие в реальном мире, и смешивает их с выдуманными событиями. В результате подросток перестаёт различать реальность и воображаемый мир, что приводит к полной неразберихе в сознании.

Такие дети начинают испытывать проблемы в общении с близкими людьми и друзьями. Они становятся тихими, замкнутыми и запуганными, а связь с социумом теряется.

Вылечить подростковую шизофрению, к сожалению, невозможно, можно лишь заглушить её симптомы медикаментозными препаратами и психотерапией.

Шизофрения у детей и подростков возникает значительно реже, чем у взрослых людей

Причины шизофрении у подростков

Прежде чем узнать какие бывают симптомы и признаки шизофрении у подростков, следует рассмотреть причины её возникновения. Основным фактором, ведущим к шизофрении, является нарушение генетического кода.

В ДНК детей, страдающих от недуга, имеются «поломки», которые отсутствуют у здоровых сверстников.

Ещё не так давно болезнь не связывали с генетикой и наследственностью, однако сегодня врачи говорят о том, что дети, чьи родственники (не обязательно близкие) были больны этим заболеванием, имеют большую предрасположенность к шизофрении.

Кроме того причины болезни кроются в нарушениях мозговых клеток. В случае когда элементы ДНК не в силах соединиться с ацетильной группой, развивается недостаточность ацетильно-гистоновых связей, что и приводит к данному диагнозу.

Не менее интересна версия, утверждающая, что причины появления патологии заключены в неправильном балансе в организме таких гормонов и элементов как: серотонин, допамин, вазопрессин, норадреналин и холецистокинин.

В результате данного дисбаланса появляются нарушения в обменных процессах белковых и углеводистых соединений.

Среди косвенных причин, влекущих появление заболевания можно выделить:

  • поздняя беременность и пожилой возраст отца ребёнка;
  • применение ребёнком сильных психотропных и наркотических препаратов;
  • перенесённые вирусные болезни в процессе внутриутробного развития;
  • внутриутробное воздействие сильных токсинов;
  • недостаточное питание матери в процессе вынашивания плода;
  • хроническая гипоксия плода и нарушение питательной функции плаценты;
  • сильные стрессы и переживания.

В детском возрасте проявления шизофрении не столь выражены, как у взрослых

Интересный факт заключается в том, что порой у людей, страдающих шизофренией, рождаются дети с очень высоким уровнем интеллекта, который в несколько раз превышает уровень развития детей рождённых от здоровых родителей. Причины такого феномена до сих пор неизвестны.

Симптомы заболевания

Симптомы и признаки шизофрении у детей очень сильно отличаются от течения болезни у взрослых. Они зависят непосредственно от возраста ребенка.

Симптомы у малышей до 4 лет

У самых маленьких пациентов шизофрения проявляется следующим образом:

  • ребёнок бесцельно ходит по кругу;
  • малыш становится импульсивным, нервным;
  • может наблюдаться хаотичный бег или передвижения по помещению без видимой цели и направления;
  • происходит однообразное выражение эмоций и чувств;
  • беспричинный плач сменяют приступы смеха.

Симптомы у детей 7 лет

По достижению ребёнком возраста 6—7 лет, симптомы дополняются. Среди них:

  • нарушение мыслительных процессов;
  • заполнение разума фантазиями и воображаемыми действиями;
  • появление необоснованных страхов, паники и тревоги;
  • возникновение навязчивых идей, скука и апатия к происходящему;
  • перепады настроения.

Симптомы у подростков

Первые признаки шизофрении у подростка также имеют свои характерные отличия, чем старше возраст, тем более сложное течение имеет болезнь.

У подростка 13 лет могут возникать галлюцинации, бредовые идеи, некоторые из детей становятся совершенно неконтролируемыми и представляют опасность для окружающих людей.

Многие родители, не желая искать причину таких перемен, списывают происходящее на переходный период.

Основные симптомы шизофрении у детей — различные страхи, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование

Вызвать тревогу должны нижеперечисленные симптомы:

  1. Подросток проявляет клоунское поведение, много дурачится, чрезмерно эмоционирует.
  2. С трудом ведёт беседу, слова путаются, мысли становятся непоследовательными.
  3. В воображении подростка прослеживается агрессия по отношению к окружающим, это можно заметить по рисункам, играм и т. д.
  4. Проявляет чрезмерную самовлюблённость, эгоизм.
  5. С течением времени ребёнок становится отрешённым, теряет интерес к общению с близкими, появляется жестокость.
  6. Зачастую подросток ведёт бессмысленную беседу сам с собой.
  7. Длительное время находится сидя в одной позе, либо, наоборот, проявляет гиперактивность.
  8. Ребёнок может начать активно интересоваться книгами на научно-фантастическую тематику, изучать процессы мироздания, зачитываться энциклопедиями и справочниками.
  9. Игры подростка однотипны и цикличны, он проигрывает одну и ту же ситуацию по несколько раз.

Проявление детской шизофрении может стать причиной низкого уровня интеллекта. Подросток перестаёт общаться с ровесниками, становится замкнутый, часто уходит в себя.

Ему постоянно кажется, что его недолюбливают, ущемляют и презирают. В дальнейшем сознание ребёнка перестаёт воспринимать целую картину мира, он зацикливается на отдельных фрагментах.

В конечном итоге всё это становится причиной распада личности.

Признаки детской шизофрении

Помимо вышеописанных симптомов шизофрении, существуют общие признаки заболевания. Проявление этих тревожных звоночков должно насторожить близких людей:

  • противоречивые взгляды;
  • трудности в общении с близкими и сверстниками;
  • комплексы, может считать себя неполноценным;
  • бессвязное мышление;
  • трудности речи (может говорить слишком быстро или, наоборот, медленно);
  • потеря интереса к жизни;
  • дефекты интеллекта;
  • страх, паранойя и беспричинная паника;
  • отсутствие ярких эмоций;
  • быстрый переход от слёз к смеху;
  • рассеянность и бесцельное времяпрепровождение;
  • чрезмерная самовлюблённость.

Шизофрения в данном возрасте может маскироваться под обычную усталость и эмоциональное истощение. Поэтому диагностикой заболевания должен заниматься только высококвалифицированный специалист.

Дети, больные шизофренией, нуждаются в адекватном лечении у психиатра

Виды подростковой шизофрении

Характерными формами психического расстройства для подростков являются:

Параноидный тип. Данная форма шизофрении у детей встречается нечасто. Обычно данный диагноз ставят подросткам в возрасте 11—13 лет.

Среди симптомов параноидной шизофрении самыми яркими являются: галлюцинации, мания преследования, паника, паранойя и бредовые мысли. Больной постоянно испытывает страх, может во всём видеть опасность.

Нередко такие дети становятся агрессивными по отношению к родным. Данное состояние сопровождается отказом от пищи, что зачастую приводит к анорексии.

Кататонический тип.

Для этого вида шизофрении характерны ярко выраженные двигательные нарушения: чрезмерная подвижность, гиперактивность, постоянно повторяющиеся действия, замирание в одной позе на длительное время. Подросток отключается от реального мира, становится замкнутым и отрешённым, перестаёт контактировать с близкими людьми и не реагирует на попытки поговорить с ним.

Гебефренический тип. Наиболее часто эта форма встречается именно в подростковом возрасте. Характеризуется клоунским поведением, дурашливостью, немотивированной веселостью, ребёнок ведёт себя нелепо, часто гримасничает. Больного мучает бессонница, мигрени и посещают бредовые идеи. В некоторых случаях подросток галлюцинирует.

Простой тип. Встречается у детей дошкольного возраста, гораздо реже в подростковом. Малыш становится апатичным, злобным, замкнутым, теряет всякий интерес к учёбе и окружающему миру.

У ребёнка падает уровень интеллекта, может начать развиваться паранойя. Принуждение ходить в образовательное учреждение может вызывать вспышки ярости и агрессию, попытки уйти из дома.

Нередко такие дети совершают асоциальные действия.

Привитый тип. Возникает у подростков после серьёзных черепно-мозговых травм, повлекших за собой задержку психического развития. Развивается преимущественно у детей, которые ранее проявляли капризность, упрямство, раздражительность, были погружены в собственный мир. Кроме того, данная шизофрения иногда прививается и после перенесённого тяжёлого заболевания или интоксикации.

Задача родителей – не только вовремя обратиться к врачу, но и оказать сыну или дочери максимум поддержки, понимания, любви

Диагностические мероприятия

Диагностировать шизофрению у детей можно основываясь на видимых признаках. На сегодняшний день не существует клинической методики, которая бы позволила со 100% гарантией выявить патологию. Для определения болезни врачи применяют психологические методы и лабораторные исследования. Комплекс диагностических мероприятий включает в себя следующие процедуры:

  1. Магнитно-резонансная томография. С помощью процедуры можно выявить характерные изменения структур головного мозга, происходящие при психическом расстройстве, а также исключить присутствие опухолей.
  2. Электроэнцефалография. Обследование, позволяющее увидеть функциональную активность головного мозга.
  3. Допплерография сосудов. Исследование проводят для оценки состояния сосудов и кровоснабжения, чтобы исключить возможные патологии.
  4. Нейротест. Нейро-иммунологическое исследование сыворотки крови, позволяющее в короткий срок оценить состояние нервной системы, и определить характер патологического процесса.
  5. Лабораторные анализы крови. Их проводят с целью обнаружения следов наркотиков в организме, а также для выявления вируса Эпштейн-Барра.

В процессе диагностики психических расстройств используют метод изучения рисунков пациентов. Конечно, по одним только картинкам обнаружить шизофрению трудно, но творческая работа в состоянии отразить возможные симптомы патологии.

Рисунки подростка с диагнозом шизофрения отличаются символизмом, стереотипностью, разрывом «ассоциативного ряда», агглютинацией и невыясненными формами. Ещё одним распространённым признаком болезни является неправильное сочетание цветов.

К примеру: солнце чёрного цвета, а деревья синего.

Лечение заболевания

Шизофрения – это хроническое психическое расстройство, которое не лечится самостоятельно.

Терапия заболевания у подростков имеет некоторые отличительные черты, это связано с тем, что патологические изменения в синтезе нейронов головного мозга имеют врождённый или наследственный характер.

Если в точности следовать советам и рекомендациям врача и придерживаться назначенной схемы лечения, можно достичь стойкой ремиссии. При выявлении хотя бы нескольких тревожных симптомов следует как можно скорее посетить врача и при подтверждении диагноза начать лечение.

Появление шизофрении в подростковом возрасте осложняется гормональным созреванием

Для успешного лечения подросткового расстройства психики применяют медикаментозную терапию в сочетании с психотерапевтической. Как правило, врачом назначаются следующие лекарственные препараты:

  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • седативные средства.
Читайте также:  Сангвиник - характеристика мужчины, женщины, ребенка

В самых тяжёлых случаях медики прибегают к лечению электрошоком. Данный метод может быть использован только на подростках и людях старшего возраста. Электрошок используется для того чтобы в короткий срок вывести пациента из состояния тяжёлой депрессии.

Сама методика подразумевает воздействие на головной мозг коротких разрядов электрического тока. Перед процедурой больному дают медикаменты для расслабления мускулатуры и вводят в сон.

Такая терапия способна спасти пациента и от сильной депрессии, в том случае если имеются суицидальные наклонности.

В последние годы набирает популярность методика самовыражения, в которой подросток может заниматься танцами, рисованием и прочими видами творчества.

В случае когда лечение приносит свои плоды и у шизофреника появляется стойкая ремиссия, он может спокойно заниматься в учебном учреждении, где для таких детей имеется упрощённая программа.

В сезоны обострения болезни обучение продолжают на дому. В особо сложных ситуациях детей больных шизофренией госпитализируют.

Источник: http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/shizofreniya/simptomy-i-priznaki-shizofrenii-u-podrostkov.html

Психические заболевания у детей

Главная / Статьи о детях / Психические заболевания у детей

Малышей не принято водить к психиатру, а любые отклонения в их поведении приписывают возрастным особенностям.

В то же время специалисты утверждают, что распознать психические заболевания у детей можно на ранних стадиях.

Особенность детской психики заключается в том, что ее восстановительный потенциал огромен – важно лишь во время поставить диагноз и начать лечение.

Наиболее часто встречающимися психическими заболеваниями у детей являются:

  • Заикание;
  • Истерия;
  • Навязчивые состояния;
  • Нарушения мышления;
  • Нарушения сна;
  • Неврастения;
  • Нервные тики;
  • Расстройства настроения;
  • Расстройства поведения;
  • Страхи;
  • Тревожность;
  • Шизофрения;
  • Энурез.

Психически больным детям назначают медикаментозную терапию, психотерапию, либо комплексное лечение. Также как здоровые дети, они постепенно познают окружающий мир и адаптируются в нем.

Признаки расстройства психического развития

Многие, кажущиеся вполне здоровыми, дети, на самом деле имеют различные психические нарушения. При этом существует ряд признаков, которые позволяют родителям заподозрить начало болезни и направить все силы на борьбу с ней:

  • Жестокость по отношению к себе и окружающим;
  • Отказ от еды и навязчивое желание похудеть;
  • Панические атаки;
  • Подавленность и замкнутость на протяжении боле двух недель;
  • Проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность;
  • Резкие перепады настроения;
  • Склонность к суициду;
  • Склонность к употреблению наркотиков и алкоголя;
  • Существенные изменения в поведении;
  • Частые конфликты и драки со сверстниками.

Родителям следует понимать, что перечисленные признаки не являются диагнозом, а служат поводом для обращения к специалисту. В целом, детская психиатрия имеет профилактическую направленность, причем не только по отношению к психическим заболеваниям у детей, но и к некоторым особенным состояниям – расстройствам сна, синдрому дефицита внимания ит.п.

Отставание в психическом развитии

Отставание в психическом развитии расценивают как временное пограничное состояние между патологией и нормой. Оно может развиться из-за незначительных поражений головного мозга, как врожденных, так и полученных в раннем возрасте, а также при нехватке родительской ласки или некорректного поведения педагогов.

Дети с психическими отставаниями полноценно видят, слышат и двигаются. Более всего страдает их эмоционально-волевая сфера, снижается концентрация внимания, память, нарушается мышление и восприятие, при этом двигательная и речевая активность могут повышаться.

Мозговая деятельность данной категории детей разбалансирована. Это создает проблемы в обучении и общении со сверстниками. Задержки и расстройства психического развития требуют индивидуальной коррекции, приема лекарственных препаратов и регулярного врачебного наблюдения. Также необходима работа с родителями и оказание им психологической помощи.

Дети с задержками психического развития (ЗПР) условно делятся на четыре группы. К первой относят ребят излишне эмоциональных инфантильных, крайне привязанных к матери. Такие дети с трудом адаптируются в среде сверстников; по сравнению с ними кажутся младше своего возраста.

Вторая группа детей с ЗПР – часто болеющие, ослабленные малыши. Их излишне опекают родители, в то время как полноценное общение с ровесниками ограничено. Такие дети не самостоятельны, тревожны и нервозны.

Третья группа – дети из неблагополучных семей, где агрессия и насилие являются нормой. Они растут без должного надзора, не умеют контролировать свое поведение, безответственны. К четвертой группе относятся психически больные дети с органическими поражениями ЦНС. Прогноз для них наименее благоприятен.

В целом, психические заболевания у детей достаточно хорошо лечатся, если обнаружены вовремя. Забота и внимание родителей к малышу являются лучшей профилактикой подобных состояний.

Слайд-шоу

Как повысить качество жизни

Как заставит мир вокруг себя засиять новыми красками? Воспользуйтесь следующими советами и повысьте качество своей жизни. …

Читать далееКак избавиться от ревности

Ревность – разрушительное чувство и поэтому, если она присутствует в отношениях двух любящих людей, от нее нужно избавляться. …

Читать далееО пользе и вреде солнечного загара

В преддверии пляжного сезона редко какая женщина не задумывалась о пользе и вреде солнечного загара. Эта тема волнует даже муж…

Читать далее10 правил здорового питания

Здоровое питание – основа нормальной жизнедеятельности человека. Правила здорового питания помогут составить рацион, с учето…

Читать далее

Статьи о здоровье

О пользе мяса для организма

О том, вредно или полезно мясо для организма человека, ведутся постоянные споры. Сторонники вегетарианства и приверженцы сочных…

Читать далее

При быстрой ходьбе, калории сжигаются в большом количестве. Поэтому, если вы хотите сбросить лишние килограммы, необходимо мног…

Читать далееДетские инфекционные болезни

Детские инфекционные болезни это та патология, с которой родители сталкиваются чаще всего. Отчасти виной тому не до конца сформ…

Читать далее

Изучение техники массажа спины поможет освоить классические массажные движения, которые помогут снять боль, напряжение в мышца…

Читать далееКак принимать контрастный душ

Контрастный душ это душ с попеременным использованием то горячей, то холодной воды. Такой душ имеет сильный оздоровительный эфф…

Читать далееОпасные свойства безобидных продуктов

О полезных свойствах многих продуктов нам известно не понаслышке. Несомненно, употреблять в пищу зелень, фрукты и овощи, рыбу и м…

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6969-psihicheskie-zabolevanija-u-detej-.php

Психические расстройства у детей виды

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии.

Оглавление:

Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: депрессия, шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Депрессия

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи, и эта проблема приобрела важное медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя.

Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен, при этом его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние.

Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы заболевания:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются нарушения сна и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Подросток проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы, все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него спрашивают.
  • Подросток страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия.

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями, но в реальности ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при этом новые не появляются. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни, немотивированная агрессия и изменение личности. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка бессонницу и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают упорными головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин, как при респираторных заболеваниях, а вызваны психосоматическими нарушениями.

Эти болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка психического здоровья ребенка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки болезни у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его, продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности, будущим проблемам во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию, на первый взгляд может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Источник: http://auto-painter.ru/psihicheskie-rasstrojstva-u-detej-vidy/

Психические расстройства у детей: симптомы, причины и методы избавления

Чаще всего странное поведение ребенка родители списывают на то, что он еще маленький, ничего не понимает, да и, вообще, не умеет реагировать на происходящее так, как взрослые. Обычно их странная реакция и поведение воспринимаются как обычные капризы.

Но современные специалисты утверждают, что психические расстройства у детей можно заметить невооруженным взглядом. Как правило, такие расстройства накладывают негативный отпечаток на социальные возможности ребенка, его развитие.

Если профессиональная помощь таким детям будет оказана своевременно, то некоторые психические расстройства можно полностью излечить. Но есть и такие отклонения, к которым придется приспособиться.

Практически невозможно предупредить психические расстройства, но если подозрительные симптомы будут обнаружены на ранних стадиях, то можно помочь ребенку и предотвратить тяжелые последствия.

Читайте также:  Как не думать о плохом, а думать о хорошем - советы психологов

Симптомы психических расстройств у детей

В случае психического расстройства у маленького пациента специалистами диагностируются следующие симптомы:

  • страхи, тревожные расстройства (ребенок болезненно реагирует на различные ситуации);
  • синдром навязчивости, тики (ребенок произносит бессмысленные звуки и делает непроизвольные движения);
  • расстройства поведения (игнорирование ребенком установленных правил, поведение чрезвычайно агрессивное);
  • расстройства настроения (без видимых причин у ребенка меняется настроение);
  • снижение интереса к активным играм;
  • необычные или замедленные телодвижения;
  • связанные с нарушением мышления отклонения;
  • шизофрения и другие.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств может быть вызвано разными причинами. Специалисты утверждают, что на их развитие оказывают влияние многие факторы: биологические, психологические и социопсихологические.

  • Одной из причин может быть генетическая предрасположенность. Однако сама по себе она не приведет к развитию болезни.
  • Темперамент. При формировании темперамента наследственность играет большую роль. Под темпераментом понимается врожденный тип реакции или способ реагирования ребенка на что-то новое. Когда темпераменты родителей и ребенка не совпадают, могут возникнуть поведенческие проблемы.
  • Мозговые поражения и ограниченность интеллекта являются причиной тяжелых психологических проблем.
  • Конфликты между родителями, семейные проблемы, события, травмирующие психику, являются следовыми факторами, которые ведут к возникновению и развитию детских психических расстройств.
  • Аспекты способов воспитания имеют большое значение.
  • Вероятность возникновения психического расстройства у ребенка увеличивается, если один из родителей страдает душевным заболеванием.

Чтобы определить, какого вида помощь требуется ребенку, нужно правильно установить причину психических проблем.

Лечение психических расстройств у детей

Для выбора метода лечения за помощью нужно обратиться к психотерапевту или психиатру.

Многие расстройства психики требуют длительного лечения. Схемы лечения детских расстройств разработаны в меньшей степени. Сейчас исследователи ведут поиск эффективных методов борьбы с детскими болезнями психики.

Для лечения используются те же препараты, что и для взрослых, только в меньших дозах. В тех или иных случаях хорошие результаты дает прием противотревожных препаратов, антидепрессантов, антипсихотиков, различных стимуляторов и стабилизаторов настроения. Для ребенка очень важна семейная и межличностная терапия.

Нельзя оставлять психические заболевания детей без внимания. Требуется обследование и адекватное лечение, и самое главное, родительская любовь и внимание.

Дорогие читатели нашего сайта! Внимательно проверяйте указанные майлы, комментарии с несуществующими майлами игнорируются. Также если вы дублируете комментарии на нескольких сайтах, на такие комментарии отвечать не будем, они просто будут удаляться!

Источник: http://zdorovye-rebenka.ru/psixicheskie-rasstrojstva-u-detej

Особенности психических расстройств в детском возрасте

В детском возрасте могут проявляться самые различные заболевания — неврозы, шизофрения, эпилепсия, экзогенные поражения мозга.

Хотя основные важнейшие для диагностики признаки данных заболеваний проявляются в любом возрасте, симптоматика у детей несколько отличается от той, которая наблюдается у взрослых.

Вместе с тем существует ряд расстройств, характерных именно для детского возраста, хотя некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни человека.

Данные расстройства отражают нарушения в естественном ходе развития организма, они относительно стойки, значительных колебаний состояния ребенка (ремиссий) обычно не наблюдается, как, впрочем, и резкого нарастания симптоматики. По мере развития часть аномалий может быть компенсирована или исчезает вовсе. Большинство из описанных ниже расстройств чаще возникает у мальчиков.

Детский аутизм

Детский аутизм [F84.0] (синдром Каннера) встречается с частотой 0,02—0,05 %. У мальчиков отмечается в 3—5 раз чаще, чем у девочек. Хотя аномалии развития можно выявить еще в младенчестве, диагностируют заболевание обычно в возрасте 2 года — 5 лет, когда формируются навыки социального общения. Классическое описание данного расстройства [Кан-нер Л.

, 1943] включает чрезвычайную замкнутость, стремление к одиночеству, сложности в эмоциональном общении с окружающими, неадекватное использование жестов, интонации и мимики при выражении эмоций, отклонения в развитии речи со склонностью к повторам, эхолалии, неправильным употреблением местоимений («ты» вместо «я»), монотонное повторение шума и слов, снижение спонтанной активности, стереотипии, манерность. Указанные расстройства сочетаются с прекрасной механической памятью и навязчивым желанием поддерживать все в неизменном виде, страхом перед изменениями, стремлением достигнуть завершенности в любом действии, предпочтением общения с предметами общению с людьми. Опасность представляет склонность данных больных к самоповреждениям (кусание, вырывание волос, удары головой). В старшем школьном возрасте часто присоединяются эпилептические припадки. Сопутствующая задержка умственного развития наблюдается у 2/3 пациентов. Отмечено, что нередко расстройство возникает после внутриутробной инфекции (краснухи). Эти факты свидетельствуют в пользу органической природы заболевания. Похожий синдром, но без нарушений интеллекта описан X. Аспергером (1944), который рассматривал его как наследственное заболевание (конкордантность у однояйцевых близнецов до 35 %). Дифференцировать данное расстройство приходится от олигофрений и детской шизофрении. Прогноз зависит от выраженности органического дефекта. У большинства пациентов с возрастом отмечается некоторое улучшение поведения. Для лечения применяются специальные методы обучения, психотерапия, небольшие дозы галоперидола.

Детское гиперкинетическое расстройство

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) [F90] является относительно частым нарушением развития (от 3 до 8 % всех детей). Соотношение мальчиков и девочек 5:1.

Характерны чрезвычайная активность, подвижность, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала.

Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников.

Предполагается, что в основе расстройства лежит минимальная мозговая дисфункция, однако отчетливых признаков психоорганического синдрома почти никогда не отмечается.

В большей части случаев поведение нормализуется в возрасте 12—20 лет, однако для предотвращения формирования стойких психопатических асоциальных черт следует начать лечение как можно раньше.

Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом). Кроме психотерапии, используются и психотропные средства. Широко используются ноотропные средства — пирацетам, пантогам, фенибут, энцефабол. У большинства пациентов отмечается парадоксальное улучшение поведения на фоне применения психостимулирующих средств (сиднокарб, кофеин, производные фенамина, стимулирующие антидепрессанты — имипрамин и сиднофен). При применении производных фенамина изредка наблюдаются временная задержка роста и снижение массы тела, возможно формирование зависимости.

Изолированные задержки в формировании навыков

Нередко у детей отмечается изолированная задержка развития какого-либо навыка: речи [F80], чтения, письма или счета [F81], двигательных функций [F82].

В отличие от олигофрений, которые характеризуются равномерным отставанием в развитии всех психических функций, при перечисленных выше расстройствах обычно по мере взросления наблюдаются существенное улучшение состояния и сглаживание имеющегося отставания, хотя некоторые нарушения могут оставаться и у взрослых. Для коррекции применяются педагогические методы.

В МКБ-10 включено несколько редких синдромов, предположительно органической природы, возникающих в детском возрасте и сопровождающихся изолированным расстройством некоторых навыков.

Синдром Ландау—Клеффнера [F80.3] проявляется катастрофическим нарушением произношения и понимания речи в возрасте 3—7 лет после периода нормального развития. У большинства больных возникают эпилептиформные припадки, практически у всех наблюдаются нарушения на ЭЭГ с моно- или билатеральной височной патологической эпиактивностью. Выздоровление наблюдается в 1/3 случаев.

Синдром Ретта [F84.2] встречается только у девочек.

Он проявляется потерей мануальных навыков и речи, сочетающейся с задержкой роста головы, энурезом, энкопрезом и приступами одышки, иногда эпилептическими припадками.

Возникает заболевание в возрасте 7—24 мес на фоне относительно благоприятного развития. В более позднем возрасте присоединяются атаксия, сколиоз и кифосколиоз. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации.

Расстройства некоторых физиологических функций у детей

Энурез [F98.0], энкопрез [F98.1], поедание несъедобного (пика) [F98.3], заикание [F98.5] могут возникать как самостоятельные расстройства или (чаще) являются симптомами детских неврозов и органических поражений мозга. Нередко у одного и того же ребенка в различные возрастные периоды можно наблюдать несколько из указанных расстройств или их сочетание с тиками.

Заикание у детей встречается довольно часто. Указывают, что преходящее заикание возникает у 4 %, а стойкое — у 1 % детей, чаще у мальчиков (в различных работах соотношение полов оценивается от 2:1 до 10:1). Обычно заикание возникает в возрасте 4 года — 5 лет на фоне нормального психического развития.

У 17 % пациентов отмечается наследственная отя-гощенность заиканием. Выделяют невротические варианты заикания с психогенным началом (после испуга, на фоне тяжелых внутрисемейных конфликтов) и органически обусловленные (дизонтогенетические) варианты.

Прогноз при невротическом заикании значительно более благоприятен, по миновании пубертатного возраста исчезновение симптоматики или сглаживание отмечается у 90 % пациентов. Невротическое заикание тесно связано с психотравмирующими событиями и личностными особенностями пациентов (преобладают тревожно-мнительные черты).

Характерны усиление симптоматики в ситуации большой ответственности, тяжелое переживание своей болезни. Довольно часто такому типу заикания сопутствуют и другие симптомы невроза (логоневроз): нарушения сна, плаксивость, раздражительность, утомляемость, боязнь публичных выступлений (логофобия).

Длительное существование симптоматики может приводить к патологическому развитию личности с нарастанием астенических и псевдошизоидных черт. Органически обусловленный (дизонтогенетический) вариант заикания постепенно развивается вне зависимости от психотравмирующих ситуаций, меньше выражены психологические переживания по поводу имеющегося дефекта речи.

Часто наблюдаются другие признаки органической патологии (рассеянная неврологическая симптоматика, изменения на ЭЭГ). Само заикание имеет более стереотипный, монотонный характер, напоминающий тикообразные гиперкинезы. Усиление симптоматики связано больше с дополнительными экзогенными вредностями (травмами, инфекциями, интоксикациями), чем с психоэмоциональным стрессом.

Лечение заикания должно проводиться в сотрудничестве с логопедом. При невротическом варианте логопедическим занятиям должна предшествовать релаксирующая психотерапия («режим молчания», семейная психотерапия, гипноз, аутотренинг и другие варианты суггестии, групповая психотерапия). В лечении органических вариантов большое значение придается назначению ноотропов и средств, расслабляющих мускулатуру (мидокалм).

Энурез на различных этапах развития отмечается у 12 % мальчиков и 7 % девочек. Диагноз энуреза ставится детям старше 4 лет, у взрослых данное расстройство отмечается редко (до 18 лет энурез сохраняется только у 1 % юношей, у девушек не наблюдается). Некоторые исследователи отмечают участие наследственных факторов в возникновении данной патологии.

Предлагается выделять первичный (дизонтогенетический) энурез, который проявляется тем, что нормальный ритм мочеиспускания не устанавливается с младенчества, и вторичный (невротический) энурез, который возникает у детей на фоне психотравм после нескольких лет нормальной регуляции мочеиспускания.

Последний вариант энуреза протекает более благоприятно и к концу пубертата в большинстве случаев исчезает. Невротический (вторичный) энурез, как правило, сопровождается другими симптомами невроза — страхами, боязливостью. Данные больные часто остро эмоционально реагируют на имеющееся расстройство, дополнительные психические травмы провоцируют усиление симптоматики.

Первичный (дизонтогенетический) энурез часто сочетается с мягкой неврологической симптоматикой и признаками дизон-тогенеза (spina bifida, прогнатия, эпикантус и пр.), нередко наблюдается парциальный психический инфантилизм. Отмечаются более спокойное отношение к своему дефекту, строгая периодичность, не связанная с сиюминутной психологической ситуацией.

От неорганического энуреза следует отличать мочеиспускание во время ночных приступов эпилепсии. Для дифференциальной диагностики исследуют ЭЭГ. Некоторые авторы рассматривают первичный энурез как признак, предрасполагающий к возникновению эпилепсии [Шпрехер Б.Л., 1975]. Для лечения невротического (вторичного) энуреза применяются успокаивающая психотерапия, гипноз и аутотренинг.

Больным с энурезом рекомендуется сокращать потребление жидкости перед сном, а также употреблять продукты, способствующие задержке воды в организме (соленые и сладкие блюда).

Трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитрипти-лин) при энурезе у детей оказывают хороший эффект в большинстве случаев. Часто энурез проходит без специального лечения.

Тики

Тики [F95] возникают у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, обычно не прогрессируют и у части больных полностью исчезают по достижении зрелости. Тревога, страх, внимание окружающих, применение психостимуляторов усиливают тики и могут их спровоцировать у взрослого излечившегося от тиков человека.

Нередко обнаруживают связь между тиками и неврозом навязчивых состояний у детей. Всегда следует тщательно дифференцировать тики от других двигательных нарушений (гиперкинезов), нередко являющихся симптомом тяжелых прогрессирующих нервных заболеваний (паркинсонизма, хореи Гентинггона, болезни Вильсона, синдрома Леша—Нихена, малой хореи и др.).

В отличие от гиперкинезов тики можно подавить усилием воли. Сами дети относятся к ним как к дурной привычке. Для лечения невротических тиков используются семейная психотерапия, гипносуггестия и аутогенная тренировка. Рекомендуется вовлечение ребенка в интересную для него двигательную активность (например, занятия спортом).

При безуспешности психотерапии назначаются мягкие нейролептики (сонапакс, этаперазин, галоттеридол в небольших дозах).

Тяжелым заболеванием, проявляющимся хроническими тиками, является синдром Жиля де ля Туретта

Источник: https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/155-osobennosti-psixicheskix-rasstrojstv-v-detskom.html

Ссылка на основную публикацию