Пессимист – значение слова, определение

Пессимист

Пессимист – это человек с резко негативными жизненными убеждениями, которому свойственна отчужденность, тревожность и категоричность.

Пессимист всегда имеет одно универсальное объяснение всем своим неудачам, склонен капитулировать по всем направлениям, если неуспех постигает его только в одной области. Для этого человека, если что-то начинается плохо, тогда и заканчивается так же.

Во всех неприятностях обвиняет исключительно себя одного, жалуется насколько он слабый, и недостоин, чтобы сделать выдающееся дело.

Что значит пессимист? Определение понятия пессимист имеет несколько значений. Первое значение слова пессимист – человек, склонный к негативизму, настроенный пессимистическим образом. Второе значение слова пессимист – личность пессимистического склада характера, которая все на свете сводит к худшему.

Существует и такое определение слова пессимист – это характеристика индивида, который во всем, что вокруг видит лишь зло, на все вещи смотрит слишком мрачно.

Пессимиста можно выделить из общего числа людей по отличительным чертам: крайне выраженная неуверенность в собственных действиях, категоричность негативной оценки всего окружающего, склонность к постоянному переживанию отрицательных эмоций, отчужденность, угрюмость и закрытость.

Эти черты являются и свойствами, и факторами, которые определяют психические личностные процессы, какие отвечают за все действия человека. Из этого выходит, что постоянная настроенность человека на неприятности становится фактором, который делает его пессимистом.

Человек с пессимистичными взглядами считает, что жизнь не доставляет ему счастье, не приносит радость.

Пессимист очень легко впадает в длительную и сильную депрессию. Физическое здоровье пессимиста не отличается высоким качеством, наоборот, часто беспокоит его, поэтому такой человек почти всегда больной. В области личных успехов – это человек, который редко добивается значительных результатов деятельности, и часто в этом ему мешает неуверенность и низкая самооценка своих способностей.

Кто такой пессимист

Человек с пессимистическим мировоззрением, мрачно смотрит не только лишь на будущее социума, но на собственную жизнь также, не ждет ничего доброго от неё. Можно сказать, он даже не признает, что жизнь может иметь белую и черную полоску, для него она серая. Поэтому даже радостное событие этот индивид воспринимает, как опасное, потому что предвещает, что за ней следует угроза.

Что значит пессимист? Это понятие обозначает личность особенного человека, которая выражается в его взглядах, отличающихся от убеждений большинства людей, поскольку большинство являются оптимисты.

Пессимистам сложно поверить в искренность доброжелательных намерений людей, им тяжело допустить вероятность того, что другие могут захотеть совершать положительные и милосердные поступки по отношению к ним.

Пессимист волнуется о судьбе общества, не ожидает ничего доброго и приятного от новостей, не верит в реальный прогресс, ему трудно представить себе улучшение текущего состояния дел, процветание и благополучие своей страны.

Такой человек думает, что напрасно всё, что пытаются сделать граждане его страны ради положительных изменений, и подкрепляет это своими наблюдениями, в которых высказывает, что негативных последствий всегда происходит больше, нежели позитивных, поэтому не видит смысла стараться.

Пессимистически настроенный индивид считает, что особенно очень счастливое событие это плохо, так как оно будет иметь еще больше трагических последствий. Из-за пессимистической настроенности он становится не способным искренне радоваться жизненным событиям.

Пессимист живет в мире, в который не позволяет другим входить, чтобы те даже не пытались его понять. Поэтому ему очень сложно существовать, когда большинство людей вокруг позитивные личности.

Можно только предположить, что ощущает пессимистически настроенный человек, ведь он живет, не надеясь на лучшее, не доверяя людям, их чувствам и искренности, живет практически без веры. Это не значит, что другие люди смотрят на всё через розовые очки, ведь не стоит также игнорировать негативные жизненные стороны.

Однако если негативные моменты всё-таки присутствуют в жизни, значит нужно с ними бороться, исправлять ситуацию, добиваться лучшего результата, «не опускать руки» и не ссылаться на несправедливость судьбы.

Пессимистом называют человека, который всё сводит к самому худшему итогу, тогда как все не настолько плохо. Трудно заставить его порадоваться чему-то, поскольку призмы радости, через которую этот человек смог бы оценить событие, не имеет.

Поэтому этого человека часто не извещают о случившихся событиях — таких, как день рождения, свадьба, и другие. Просто люди знают, что не дождутся поздравлений, вместо этого услышат, что все не имеет значения.

Не только лишь к радостным событиям пессимист относится так категорично, грустные ситуации воспринимает так же.

Пессимист всегда ассоциируется с нытиком, неудачником, человеком, жалующимся на жизнь и все его жизненные события. Однако он тоже человек, значит, ему надо также заниматься определенным делом в социуме. Зачастую у него стабильная работа, которая предусматривает конкретные обязанности.

Но часто пессимистам тяжело найти оптимальное занятие для себя, они начинают заниматься одним, если не удается, то пробуют другое, если в этом провал, тогда начинают третье, ну если в третий раз не удалось, тогда впадают в депрессию. Однако всему этому есть объяснение.

Часто пессимист не может добиться желаемого, поскольку ему не хватает терпения, усилий, уверенности – ведь это является важным в достижении успеха. Также его способны сбить с прямого пути высказывания людей, что вызывают сомнения.

Настроенность на ожидание неприятностей и бед, свойственное всем пессимистам, является очень сильным стрессогенным фактором, который увеличивается в условиях напряженной жизни: неудачи в отношениях, проблемы на работе. Но стресс может случиться у каждого.

Выходит, что оптимисты также могут переживать нервозные состояния. Это значит, что человек с оптимистическим настроем, как и с пессимистическим, могут попасть в равные условия. Здесь важным есть то, как далее поведет себя человек, таким образом можно сразу определить кто он.

Оптимист скорей всего, невзирая на неудачу, увеличит свою работоспособность и активность, чем придет к положительному итогу. Пессимист же станет беспомощным и обречёт себя на провал.

Однако если он бы попытался, то сумел бы добиться успеха, потому что вероятность этого самого успеха есть.

Несмотря на вышеописанные качества пессимиста, не нужно его недооценивать. Иногда его качества весьма полезны.

Пессимизм во многих ситуациях может возвращать человека в реальность, поэтому он редко разочаровывается, поскольку не надеется ни на что. Пессимист может дать критичную, объективную оценку ситуации.

Пессимисты почти всегда сосредоточены, поэтому могут держать контроль над внешней ситуацией.

Как становятся пессимистами

Большинство психологов и ученых приходят к выводу: станет человек пессимистом или нет – зависит лишь от него одного, образа жизни, способа поведения, мировоззрения, его окружения.

Бывают люди, что в своём детстве были серьезными неудачниками, однако в дальнейшем будущем это не помешало стать им успешными людьми. Это даже положительно повлияло на них, так как закалило дух. Другое дело, если стабильность дел успешного человека начинает рушиться, у него начинаются неприятности, которые ломают дух. Из-за чего человек теряет былую хватку и уверенность.

Читайте также:  Как пережить развод с мужем - советы психологов

Замечено, что многие с возрастом становятся пессимистами. Большинство молодых, юных людей являются оптимистами. Но приходит время, когда человек переосмысливает вещи, находит новый смысл, перестаёт торопиться, становится более осмотрительным и расположенным к самоанализу. Этот человек хоть и пессимистически настроен, но неудачником не является.

Такой пессимизм выражается в мудрости и опыте.

Хорошо ли то, что человек становится пессимистом? Об этом можно утверждать в конкретной ситуации.

Самыми неприятными являются те пессимисты, которые жалуются на личную жизнь, насколько плохи их дела. Отдельные люди пытаются исправить такого человека, но, если он является таким всю жизнь, тогда изменить его будет непросто, так как для него пессимизм – это жизненный уклад, не нуждающийся в изменениях. Стоит принять его таким, и избегать частого общения, если это слишком угнетает.

Пессимистический настрой закладывается также в детстве. Родители особенно влияют на мировоззрение ребенка, поэтому тот копирует их поведение.

Ребенок, который видит, что родители неадекватно относятся к действительности, выставляя события в мрачных тонах, начинает это подсознательно копировать.

Есть большая вероятность, что ребенок, который вырастит в этих отношениях, будет чаще подвержен депрессиям.

Человек сам непосредственно влияет на возникновение у себя пессимизма. В силу неуверенности, низкой самооценки и тревожности, человек будет винить себя самого в возникающих проблемах. Негативно настроенный человек не способен объективно оценить происходящее. Такой способ восприятия жизни очень неправильный и приводит к тому, что человек начинает так жить.

Мышление пессимистов приводит к их постоянным невезениям. Они зациклены на том, что причиной всех плохих событий являются сами, такими мыслями только притягивая еще больше неудач, лично создавая для себя черную полосу.

Пессимистами становятся нерешительные люди, которые сами делают свою жизнь серой и боятся ее изменить, затягивая себя в пропасть. Индивид, имеющий пессимистическое мировоззрение, ложно полагает, что лучше переживать негативные эмоции, нежели вообще никакие. Считает, что благодаря этому чувствует, что живёт.

Из-за реальной ненасыщенности жизни, пессимисты могут создавать выдуманные трагедии. Конечно же, случаются грустные и трагические события, которые ломают человека и тот теряет позитив. Поэтому очень важно по жизни сберечь оптимизм, отпустить боль, осознать чувства и извлечь опыт.

Источник: http://psihomed.com/pessimist/

Кто такой пессимист?

Люди по-разному относятся к событиям, которые происходят вокруг них, и условно их можно разделить на две группы: пессимистов и оптимистов.

Понятия достаточно распространенные, но при этом мало кто правильно и точно может объяснить, что означает пессимист и оптимист.

Есть определенные критерии, по которым можно отличить таких людей, но при этом в течение жизни человек может переходить из одной группы в другую.

Для начала обратимся к словарю, где написано, что пессимист – это человек, который в любых событиях видит только плохое. Для него мир представлен в большей мере в темных красках. Многие называют пессимистов нытиками, поскольку они часто жалуются на свою жизнь и на неудачи, с которыми они сталкиваются очень часто.

При этом стоит заметить, что пессимистов нельзя назвать неудачниками, поскольку они могут становиться успешными в жизни, всегда вовремя подмечая возможные трудности.

Стоит также заметить, что пессимистов больше всего среди людей в возрасте, которые пережили многочисленные разочарования и проблемы, что заставляет их больше обращать внимание на негативные стороны.

Продолжая разбираться в том, что значит пессимист, стоит сказать что этот «ярлык» не является приговором и в течение жизни человек может смотреть на вещи по-разному. Все зависит от обстоятельств и если все складывается хорошо, то пессимистический настрой пропадает.

Чем отличается пессимист от оптимиста?

  1. Пессимисты более трезво оценивают ситуацию и не переоценивают собственных возможностей, поэтому им проще прогнозировать собственные взлеты и падения.

    Оптимисты в большинстве случаев используют поверхностное мышление и часто завышают планку, сталкиваясь с разочарованиями.

  2. Оптимисты имеют надежду и верят в хороший исход событий, что помогает им не опускать руки и стремиться к своим целям.

  3. Ученые считают, что пессимисты обладают более развитым интеллектом, поэтому хоть они и печальные, но при этом мудрые.

  4. Оптимисты живут более счастливо, видя вокруг прекрасные вещи, которые позволяют бороться с плохим настроением и легче переносить стрессовые ситуации.

Чтобы не впадать в крайности, лучше всего найти «золотую середину», чтобы правильно оценивать вещи вокруг и не строить иллюзий.

Как из пессимиста стать оптимистом?

Психологи говорят о том, что у каждого человека есть возможность изменить свое мышление и научиться смотреть на мир по-другому.

Как перестать быть пессимистом:

  1. Не нужно искать виновных в своих неудачах. Воспринимайте их, как опыт, из которого стоит сделать правильный вывод, чтобы больше не сталкиваться с подобными проблемами.
  2. Поверьте в собственные силы. Не нужно заниматься самобичеванием, даже если приходится сталкиваться с неудачами. Вера в собственные силы будет важным стимулом не останавливаться и пробовать достичь успеха снова.
  3. Окружите себя положительными людьми, поскольку как хороший, так и плохой пример является «заразительным».
  4. Исключите из своей жизни вещи, которые являются мучительными и приносят дискомфорт. Если приходится выполнять нелюбимую работу, то старайтесь разделаться с ними в первой половине дня.
  5. Читайте положительные книги, смотрите фильмы и окружайте себя разные позитивными событиями. Рекомендуется при любом удобном случае путешествовать, получая новые впечатления.
  6. Главный атрибут оптимиста – улыбка. Старайтесь чаще улыбаться, причем даже себе в зеркало. Улыбаясь окружающим можно получить отличный заряд положительных эмоций. Только это касается искренней улыбки.
  7. Найдите занятие, которое будет отвлекать от проблем и приносить положительные эмоции.

Источник: https://womanadvice.ru/kto-takoy-pessimist

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimus – наихудший) – отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в П. сравнительно-историческом, от Гезиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшею.

Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени – это не требует объяснения, и упомянутый вид П. есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия, от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянного возрастания человеческого благополучия . Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, при чем с крайним отрицательным ответом является П.

безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полную формулу безусловного П.

мы находим в основном буддийском учении о “4 благородных истинах”: 1) существование есть мучение, 2) причина его есть бессмысленное хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно чрез уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет чрез познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана, полное “погашение” бытия. Этот основной пессимистический взгляд на бытие, как на страдание или мучение, и на небытие, как на избавление от муки, – к которому ничего существенного не прибавили новейшие сторонники абсолютного П., – дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека. Из 12 “нидан” принципиальное значение имеют: 1-я – неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования): 2-я – закон моральной причинности (карма), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я – жажда бытия; 11-я – рождение в определенной форме; 12-я – старость и смерть. “Ниданы” определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность, в смысле духовной субстанции, и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд) физических и психологических, распадающихся в момент смерти. В силу закона моральной причинности, дела, совершенные каждым, создают, вслед за его смертью, новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасение от этой “сансары” (вечного мучения) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего, после покрытия прежней кармы остальным страданием, погашается и всякое бытие, за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного П. должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание. Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь, даже при самых исключительно благоприятных условиях, сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть – общий удел живых существ: такой П. есть аксиома. Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и разлагается от внутренних противоречий не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всех зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный П. и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма, признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для П., признающего, что жизнь, по существу, есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом – а в таком случае общее мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительною болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем, будто бы, отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстанции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство, буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону “кармы”, находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, т. е. прежних воплощений своей “кармы”, хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного П. (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается – а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphanomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервною системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о “мировом страдании”, но именно с их точки зрения это может быть только риторическою фигурой, ибо мир, т. е. его единое метафизическое начало – “воля”, “бессознательное” и т. п. – не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное, в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается, только областью сознания – людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдание каждого с концом его жизни совершенно прекращается. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать “за пределами своей кожи”, то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его “кожи”, т. е. через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом безусловный П. ни в древней индийской; ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление чрез самоубийство. Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своею крайнею слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни, как мучительного явления – и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который, при всем своем пессимизме, не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовку средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это – высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного П. логически исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения; а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. – На самом деле безусловный П. как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”, приводит размышляющий ум к истинному заключению, что “мир весь во зле лежит”, чем и исчерпывается правда П. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результата своего опыта, то, вместо верного пессимистического отношения к односторонне материальному направлению жизни, получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье – за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный П. и в нравственной сфере. Иногда П. называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.
Вл. Соловьев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПЕССИМИЗМ (от латинского pessimus – наихудший), представление о том, что в мире преобладают негативное начало (хаос и зло), настроения безысходности, неверия в будущее и т.п. Впервые назвал пессимизмом свое учение А. Шопенгауэр. Противоположность пессимизму – оптимизм.

Современный энциклопедический словарь

ПЕССИМИЗМ, -а, м. Мрачное мироощущение, при к-ром человек не верит в будущее, во всём склонен видоть унылое, плохое; противоп. оптимизм. II прил. пессимистический, -айа, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПЕССИМИЗМ, пессимизма, мн. нет, м. (от латин. pessimus – наихудший). 1. Идеалистическое воззрение, утверждающее преобладание в мире зла над добром и рассматривающее бытие, как страданье; противоп. оптимизм (филос.). 2. Мрачьный, безрадостный взгляд на жизнь, склонность видеть всё в мрачьном свете; унылое настроение.

Словарь Ушакова

Дата последнего изменения 14.04.2008

Источник: http://netiquette.narod.ru/d/f5/p57420.html

Пессимист – Психологос

Пессимист (от лат. pessimus — наихудший) — человек с присущими ему отличительными качествами и свойствами, выражающимися, прежде всего в отрицательной оценке человеческой и всемирной жизни.

Пессимист — это человек, у которого все на свете идет к худшему, видящий во всем одно только зло, глядящий на все мрачно.

Пессимисту присущи такие черты, как неуверенность в себе и своих действиях, чрезмерная категоричность негативных оценок окружающей обстановки и т. д.

Эти черты, эти свойства и есть те факторы, которые определяют психические процессы личности, непосредственно отвечающие за действия человека.

Если человек думает о неприятностях в категориях «всегда» и «никогда», рассматривая их как постоянно действующий фактор, то он является пессимистом.

Пессимисты обычно дают универсальное объяснение своим неудачам, склонны капитулировать по всем направлениям, хотя неудача постигает их в одной конкретной области. Когда происходят неприятности, пессимист обвиняет в них себя, обращаясь внутрь.

Жизнь, по мнению пессимиста, приносит ему недостаточно радостей. Согласно мнению ученого, существуют три области, где пессимист чаще всего сталкивается с неприятностями. Во-первых, пессимист легче впадает в депрессию. Во-вторых, его физическое здоровье может оказаться хуже, чем следовало. В-третьих, пессимист обычно добивается меньших успехов, чем позволяют его способности.

В 1997 году в Дании проводилось обследование 730 пациентов с разными заболеваниями сердца. Эти наблюдения показали, что у пессимистов вероятность возникновения инфаркта на 70% выше, а вероятность преждевременной смерти — на 60%.

К тому же хронический пессимизм усиливает стресс, что приводит к повышенной выработке определенных гормонов: адреналина и кортизола. Адреналин повышает артериальное давление, увеличивает вязкость крови — всё это создает условия для развития инфаркта.

Кроме того, в ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты бросают курить реже, и чаще болеют.

Качества свойственные пессимисту также влияют на его работу и карьеру.

Психологи утверждают, что ожидание неприятностей, свойственное пессимистам, является само по себе мощным стрессогенным фактором, особенно в условиях напряженного рабочего ритма.

У любого человека бывает время, когда работа становится невыносимой: у него опускаются руки и он словно натыкается на стену. От того, как человек ведет себя в этот момент, зависит его дальнейший путь: к беспомощности или работоспособности, к неудаче или успеху.

Часто приобретенная в сложной ситуации беспомощность превращается в полномасштабную депрессию, если человек, потерпевший неудачу — пессимист.

Но не стоит думать, что качества пессимиста абсолютно бесполезны. Очень часто пессимизм помогает поддерживать реализм, в котором мы очень нуждаемся.

Во многих исследованиях было установлено, что пессимисты в среднем обладают несколько более высоким интеллектом. Пессимисты гораздо точнее способны оценить возможности своего контроля над ситуацией.

Ученые говорят, что пессимисты печальнее, но мудрее.

Качества, присущие пессимисту трудно в себе воспитать в зрелом возрасте. Ученые говорят, что чаще всего эти черты коренятся во врожденном предрасположении и в семейном воспитании. Но скорректировать эти характеристики можно. Если вы пессимист — воспитывайте в себе пессимизм защитный.

Противоположность пессимисту – Оптимист.

Ребенок-пессимист

«​Наш шестилетний сын страшный пессимист. Он постоянно хмурый и неприветливый. Он способен повергнуть в уныние всю семью. Все наши попытки изменить его поведение не дали никаких результатов, а его настроение и отношение к окружающим становятся только более мрачными и сердитыми. Что нам с ним делать?» См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pessimist

Ссылка на основную публикацию