Культура общения, формирование культуры речи и делового общения

Культура речи в деловом общении

Культура общения, формирование культуры речи и делового общения

Любое общение – это диалоги, монологи и публичные речи. Корпоративная среда не исключение. Умение общаться принесет в этой сфере намного больше результатов.

Однако здесь важен не только словарный запас, но и интонация, невербальное общение, жесты. Культура речи и деловое общение – способ выстроить контакт между руководящим составом, аудиторией или подчиненными.

Сегодня мы расскажем, как правильно соблюдать речевой этикет, какие стили допустимы при деловом общении.

Давно известно, что своевременно произнесенная руководителем речь или похвала успешному сотруднику могут значительно увеличить прибыль предприятия, подстегнув остальных на более продуктивную работу. От того, насколько правильно будет выстроен диалог между партнерами, будет зависеть результат сделки. Устная речь в деловом общении подразделяется на следующие виды:

  • Побудительная.
  • Содержательная.
  • Выразительная.

Первая разновидность речи оказывает на оппонента определенное влияние, побуждает его к каким-либо действиям. При содержательной беседе человек воспроизводит мысли четко и лаконично, говорит коротко и внятно. Выразительная речь носит эмоциональную окраску, через которую передается настроение говорящего.

Культура речи определяется по следующим параметрам:

  • Словарный запас и состав. Именно количество слов делает речь яркой и насыщенной, красноречивой, продуманной, убедительной. Причем недопустимо использование жаргонных слов, которые оказывают негативное влияние на собеседника.
  • Произношение. Нормативным для русского языка считается старомосковская норма произношения (сомневаетесь в звучании слова – заранее загляните в современный орфоэпический словарь или специальный словарик сложных слов для телевизионных дикторов).
  • Стиль речи. Это важная составляющая грамотно построенной речи. Не допускайте использования лишних фраз, соблюдайте порядок построения предложений.

Деловое общение в сочетании с культурой речи имеют второе название – деловые коммуникации. Основная функция такого общения – определение задач и совместная их проработка, поиск решения проблем.

Формы делового общения

Кроме разновидностей, культура делового общения имеет несколько форм, которые значительно отличаются друг от друга:

  • Деловые переговоры. Это личная встреча партнеров, которые заинтересованы в решении определенного вопроса. Конечная цель таких переговоров – подписание договоров, заключение контрактов.
  • Деловое совещание. В отличие от первой формы, аудитория здесь более широкая, и обсуждение определенных задач и целей осуществляется группой специалистов, как правило, внутри одной организации.
  • Публичное выступление. Эта форма общения приемлема, когда один человек передает информацию группе людей. В этом случае используется ораторское мастерство.
  • Спор. Если между сторонами возникают разногласия, то общение принимает форму спора, когда каждая из сторон пытается отстоять свою позицию.
  • Деловая переписка. Форма передачи информации путем подготовки писем или сообщений. Этот метод не предусматривает непосредственного контакта, а передача информации осуществляется через переписку.

Важно овладеть приемами делового общения, а риторика предназначена для обучения правилам ведения переговоров, споров, выстраивания монологов.

Чтобы вас услышали и поняли, речь должна подавать вас как грамотного специалиста и надежного партнера. Важно говорить правильно, не искажая слов и грамотно ставя ударение.

К тому же речь должна быть точной, ясной, логичной и краткой. Старайтесь говорить просто, чтобы не допускать двусмысленностей.

Достойное речевое поведение позволяет осуществлять успешную предпринимательскую деятельность, развивать межличностные отношения, добиваться взаимопонимания. Человек, знающий язык делового общения и его приемы, быстрее сможет выстроить карьеру или развить свой бизнес.

Источник: https://zhazhda.biz/base/kultura-rechi-v-delovom-obshhenii

Культура речи и деловое общение

Всем известны старые поговорки про то, что слово не воробей, да и из песни его не выкинешь. В корпоративной культуре эти поговорки действуют безотказно. Малейшая интонация или не вовремя сказанное слово руководителя может лишить сотрудника работоспособности на весь день.

А незначительная похвала работы какого-нибудь одного отдела может в два раза увеличить прибыль компании. Форма делового общения имеет свои правила и нормы, которые обязан соблюдать каждый руководитель и подчиненный. Речь здесь даже не о субординации, хотя она тоже входит в культуру общения.

В деловом общении смысл имеет каждая мелочь – начиная от интонации и заканчивая невербальной речью, т.е. жестами и расстоянием между партнерами.

Речь и язык делового общения

Любой руководитель признает, что основная часть рабочего времени уходит на всевозможные согласования, приказы, поручения и совещания.

И в большинстве случаев от интонации и формы общения зависит исход сделки или решение рабочих моментов.

А культура речи и деловое общение – это тот механизм, который позволяет установить психологический контакт между руководителями, подчиненными или определенной аудиторией.

Речь в деловом общении принято делить на три составляющих – содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная речь характеризуется четкостью и логичностью мыслей. Выразительная сторона речи связана с эмоциональной окраской, которую в свои слова вкладывает говорящий. Побудительная речь способна оказывать влияние на чувства и мысли слушателей.

Культура речи в деловом общении проявляется в виде следующих показателей:

  • словарный запас. Чем большее количество слов в него входит, тем более яркой является речь и оказывает большее впечатление на окружающих;
  • словарный состав. Жаргонные и просторечные слова негативно воспринимаются обществом;
  • произношение. В современном русском языке самой приемлемой формой произношения является старомосковский диалект;
  • стилистика. Я стилистике деловой речи относятся такие характеристики как отсутствие лишних слов, правильный порядок слов в предложениях и отсутствие стандартных выражений;
  • грамматика. В деловой речи обязательно должны соблюдаться общие грамматические правила. Например, большее предпочтение в речи отдается именам существительным.

Культура речи и деловое общение нередко имеют второе название – корпоративная коммуникация. Главная цель такого общения – постановка определенных задач, а также их совместное решение. Еще одно важное отличие деловой речи – это невозможность прекратить коммуникацию без потери для одной из сторон.

Роль речи в деловом общении в основном служебная, т.е. общение чаще всего происходит в рамках одной организации в определенные рабочие часы.

Однако деловое общение в более широком смысле также подразумевает различные виды коммуникации партнеров, наемных работников и прочих участников рабочего процесса, как в организации, так и вне ее стен. Деловое или корпоративное общение может являться частью процесса переговоров и иметь несколько видов.

К ним относятся – поучительный (менторский), одухотворяющий (вдохновляющий новые силы) конфронтационный (вызывающий возражения) и информационный (передача или восстановление в памяти определенных знаний).

Помимо видов, культура речи и деловое общение также имеют несколько форм:

  • деловое совещание – открытое обсуждение задач или проблем группой коллег или специалистов;
  • деловые переговоры – главное средство приятия решений в процессе коммуникации двух заинтересованных сторон, имеющее конкретные цели, задачи, и направленное на заключение контрактов и сделок;
  • деловая переписка – различные документы, связанные с особым способом передачи текста;
  • публичное выступление – передача одним человеком информации различной аудитории, с использованием ораторского искусства;
  • спор – столкновение мнений и разногласий, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.

Деловое общение позволяет людям организовать свою совместную деятельность, познать друг друга, а также сформировать и развить межличностные отношения. Соблюдение основных принципов и норм деловой речи — залог успешности любого делового человека.

Как научиться общаться с людьми?Ежедневно нам приходиться общаться с определённым количеством людей – хорошо знакомых — и не очень, приятных — и тех, кто вызывает острые негативные чувства. Тем не менее, уметь вести грамотную и тактичную беседу со всеми представителями рода людского – задача, которая по плечу далеко не каждому.
Читайте также:  Аграфия - причины, виды, диагностика, лечение аграфии
Как научиться правильно говорить?

Красивая, плавная, а главное, правильная речь – достойное украшение любого человека. Но что делать, если вы наверняка знает. что не производите впечатление выдающегося оратора? Что ж, тогда вам наверняка пригодятся советы, которые мы собрали для вас в этой статье.

Деловой телефонный этикетМы ежедневно разговариваем с кем-то по телефону: с друзьями, родственниками, коллегами, звоним в техподдержки и общаемся с другими нужными нам людьми. И всё это стало настолько привычно, что мы даже не задумывается, как ведём телефонные разговоры. И это очень зря! Далеко не каждый из нас может похвастаться выдающимися ораторскими способностями – да и вам наверняка не раз говорили о том, что ваша речь недостаточно чёткая, громкая и внятная, не говоря уже о словах-паразитах и тому подобных дефектах. Но не стоит отчаиваться, ведь заняться своей дикцией никогда не поздно.

Источник: http://kak-bog.ru/kultura-rechi-i-delovoe-obshchenie

Формирование культуры речи и делового общения современного специалиста в условиях реализации компетентностого подхода

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 93

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТОГО ПОДХОДА

О.П. ПИВОВАРОВА, к.ф.н., преподаватель ОУВО «Южно-Уральский институт управления

и экономики», nauka@inueco.ru

Аннотация

В статье рассматривается один из вариантов структуры компетенций по дисциплине «Культура речи и деловое общение». Выделены содержательные блоки компетенций по указанной дисциплине и названы возможные формы работы со студентами по дисциплине «Культура речи и деловое общение» в рамках каждого блока.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, содержательные блоки компетенций.

Система высшего образования в настоящее время по-прежнему в состоянии поиска: изобретаются новые педагогические методики, техники и технологии, формы работы с будущими специалистами, цель которых — обеспечение не формального, а практического знания у студента; причем это знание непременно должно способствовать воспитанию, «взращиванию» и личности, и специалиста.

Развитию, воспитанию личности в условиях современного рынка труда способствует введение в систему образования новых составляющих — компетентностей.

Рынку нужны профессионалы, способные быстро адаптироваться, реализовываться как специалисты, быстро восстанавливаться в условиях постоянного развития, в условиях социальных и экономических потрясений и преобразований, кризисов и катаклизмов; обществу нужны разносторонне развитые люди, ориентированные в условиях постоянных преобразований на сохранение гуманистических ценностных отношений, убеждений, установок. Перед специалистами сферы высшего образования стоит нелегкая задача: в образовательном и воспитательном процессе, с одной стороны, необходимо сохранение гуманистической и знаниевой парадигмы, с другой стороны, важна ориентация на технократическую парадигму и сугубо прагматический результат образовательного процесса. В обучении специалистов, получающих высшее образование в условиях компетентностного подхода, необходим выбор таких техник, методик обучения, которые будут базироваться на прочной концептуальной основе, будут способствовать воспитанию личности в современных условиях.

Обучение студентов нефилологических специальностей невозможно без включения в общую «сетку» компетенций, связанных с филологическим и психологическим знанием -знанием риторики, русского языка, культуры речи, психологии личности и т. д. Интегрированной дисциплиной, связывающей воедино необходимые будущему профессионалу компетентности — «филологические» и «психологические» -, становится дисциплина «Культура речи и деловое общение».

Содержание компетенций дисциплины «Культура речи и деловое общение», формируемых у студентов-нефилологов, будет в первую очередь разниться: это связано с тем, что условно такие компетенции можно разделить на две группы: к первой группе отнесем те, которые необходимы специалисту, работающему в сфере «человек и человек» (направления обучения «Экономика», «Менеджмент»), вторую группу составят компетенции для специалистов, в сфере «человек и техника» (направления обучения «Электротехника и электроэнергетика», «Технология транспортных процессов», «Информационные технологии»). Тем не менее и первая группа компетенций, и вторая многоаспектны: они системны, ориентированы на практическую деятельность специалиста, включают в себя гуманитарные, культурологические составляющие, они ситуативно варьированы. Содержание компетенций ориентировано на деятельность в профессиональной сфере.

Знаниевая часть структуры компетенции комплектуется с учетом дидактических корректировок — она не составляется по упрощенной схеме в содержательном смысле, но ориентирована на решение так называемых проблемных ситуаций, подобных ситуациям профессионального делового общения. Компетенции дисциплины «Культура речи и деловое общение», включают в себя три содержательных блока: теоретический, адаптационный и деятельностный.

Теоретический блок. В рамках этого блока студент нацелен на восприятие информации, вербальной и письменной текстовой, которую он получает в аудитории и за ее пределами при самостоятельной работе.

Среди форм отчетности студента письменные и устные ответы (развернутые и краткие, по тематическим блокам и по всему курсу), классические контрольные работы, тестовые задания.

Задача педагога — предоставить необходимую информацию, научить ориентироваться в ней и воспроизводить в максимально полном объеме.

Студент должен знать об источниках информации по дисциплине «Культура речи и деловое общение», знать категории и понятия дисциплины, уметь структурировать информацию, анализировать изученные тексты, у него должны быть сформированы навыки по сохранению значительного объёма информации и ее воспроизведению.

Адаптационный блок. Этот блок является для студента новой ступенью в освоении дисциплины, поскольку в рамках этого блока студент впервые получает возможность действовать в разовых ситуациях, подобных ситуациям профессиональной деятельности.

Условия, максимально приближенные к возможным ситуациям профессиональной деятельности, моделируются преподавателем.

Формой деятельности студента является составление психолого-социальной характеристики, составление публичного выступления, решение ситуационных задач, анализ деловой ситуации и проблемы профессионального характера.

Возможно составление эссе, сочинений психологического характера, подбор статистических данных, связанных с профессиональной деятельностью; задачи с определением черт психики специалиста и профессиональной группы, задания по составлению анкет, опросников, интервью; создание рекламы.

Преподаватель создает оптимальные условия для творческой активности студента, демонстрирующего усвоенный материал в новых обстоятельствах условной

профессиональной деятельности. Адаптационный блок ориентирует студента на практическое применение теоретических знаний, полноценная деятельность студента возможна только в том случае, если задания, подготовленные педагогом, будут носить практический, а не теоретический характер.

Студент должен знать о речевой специфике своей профессиональной деятельности; о факторах, отрицательно и положительно влияющих на профессиональную деятельность в сфере культуры речи и делового общения; о способах самостоятельной регуляции собственной деятельности, должен уметь подготовить монолог, должен конструктивно участвовать в полилогах и диалогах, должен уметь оценивать собственные коммуникативные, психолого-социальные, этические действия и действия других участников группы, должен уметь оценивать ситуации нравственного, психологического, этического и эстетического выбора, должен уметь восстанавливать собственное психологическое и «рабочее» состояние. У студента должен быть сформирован навык самопрезентации.

Деятельностный блок. Деятельность студента относительно самостоятельна в рамках этого блока — он демонстрирует навыки и умения в деловой игровой ситуации, активно взаимодействует с другими членами коллектива в проблемной ситуации профессионального общения, умеет создавать и регулировать ситуации делового общения.

Задача преподавателя — отследить полученный результат и скорректировать деятельность группы и отдельных ее участников в случае необходимости, преподаватель стремится воссоздать наиболее полную картину возможных профессиональных ситуаций, также помогает студентам создавать ситуации делового общения. Основные формы деятельности студента — участие в деловой игре и смоделированной деловой ситуации, руководство ситуацией делового общения; роль в этой игре студент может выбирать как самостоятельно, так и с помощью педагога.

Обучающийся должен знать о приемах, техниках взаимодействия в профессиональной деятельности, должен уметь участвовать в ситуациях-моделях профессионального общения, должен уметь объективно оценивать свои действия и действия других участников ситуации; должен уметь самостоятельно организовывать ситуацию делового общения. У студента должен быть сформирован навык принятия ответственности за ситуацию делового общения, навыки анализа такой ситуации, навыки корректировки подобной ситуации.

Читайте также:  Типология личности в психологии - по юнгу, майерс-бриггс

Результативная деятельность педагога и студента в рамках дисциплины «Культура речи и деловое общение» направлена на формирование культуры речи, культуры мышления, навыков делового общения и базируется на научном и профессиональном знании и оптимальном использовании такого знания в профессиональной деятельности. Прежде всего, такая деятельность должна выходить «за рамки» аудитории и быть максимально эффективной в современном обществе.

CREATING A CULTURE OF SPEECH AND MODERN BUSINESS COMMUNICATION SPECIALIST IN THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH

O.P. PIVOVAROVA, South-Ural Institute of Management and Economics

Abstract

The article deals with one of the options for the structure of competences for the discipline «Culture of speech and business communication»/ Content blocks allocated for specified competencies named discipline and possible ways of working with the students on the subject «Culture of speech and business communication» within each block.

Keywords: competence approach, competence, substantial blocks of competences.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-rechi-i-delovogo-obscheniya-sovremennogo-spetsialista-v-usloviyah-realizatsii-kompetentnostogo-podhoda

2.1 Культура речи в деловом общении

Слово — один из важнейших элементов воздействия в процессе управления. Речь может вызывать положительные и отрицательные эмоции в результате меняется и настроение, и работоспособность.

Интонация подчеркивает, а иногда и изменяет сущность слов и смысловую информацию. Простое сердечное слово, хорошо подобранные аргументы, эмоциональная окраска — средства, которые характеризуют уровень культуры речи и способствуют установлению психологического контакта между руководителями и подчиненными.

Следует употреблять чаще слово «мы» вместо раздражающего «я». Иногда полезно вначале согласиться с другой стороной, чтобы затем по частям опровергнуть изложенную оппонентом точку зрения. «Ты говоришь, в принципе, верно, но здесь следует иметь в виду следующие моменты…

» и поэтапно опровергать его аргументы. В данном случае предварительным согласием ослабляется желание противника защищать себя, и, как правило, стороны соглашаются быстрее. Не следует опускаться до споров.

Лучше задать вопрос: «Ты не согласен со мной, а как, по-твоему, следует действовать?».

Умение слушать — это один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона. Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя.

Специалисты утверждают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется двадцать минут подготовки. Подготовка схемы выступления, подбор материалов, крылатых слов, анекдотов, проработка тезисов и всего выступления — залог его успеха.

Современная аудитория не приемлет менторского тона, ей нравится разговор по принципу «равный с равным». Привлечь внимание аудитории нужно сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, юмором. Заканчивая его, можно вернуться к началу, призвать людей к соучастию в решении какой-либо задачи, акцентировать внимание на проблеме.

Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не надо уклоняться от ответов: если не знаешь, то нужно попросить спрашивающего зайти к вам и подготовить ответ.

Многие считают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и его житейский опыт и является вспомогательным средством делового общения. Но проведенные исследования показали, что это не так.

От культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении — степень убежденности аудитории в правоте ваших слов.

Люди, как правило, не замечают, что даже их поведение программируется теми словами, которые они употребляют.

Профессиональная деятельность современного специалиста предполагает овладение навыками риторики, то есть навыками построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах — сообщения на служебных совещаниях, доклада на конференциях и семинарах, лекции, выступления на переговорах, презентациях. Во многом навыки публичного выступления закладываются общим уровнем воспитания, образования, наличием определенных личностных качеств человека. Вместе с тем, навыки риторики отрабатываются в процессе накопления профессионального опыта при наличии знаний об основных их правилах. Знание этих правил позволяет человеку подать свое выступление в более выгодном свете — как с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего.

Как на этапе подготовки, так и во время выступления необходимо помнить о том, что существуют определенные средства, позволяющие сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Установлению подобного контакта оратора со слушателями способствуют в первую очередь интересная тема выступления и его продуманная смысловая структуризация.

Однако, даже если достаточно официальный, деловой доклад не будет подкреплен умением оратора воплотить хорошо подготовленный с точки зрения логики текст в живую, немонотонную речь, активность восприятия слушателями смысла выступления явно снизится, и его цель будет достигнута не полностью.

Следует помнить, что возможности эффективного восприятия устной информации ограничены, особенно если выступление значительно по своей продолжительности.

При подготовке к выступлению и при выходе на трибуну всегда следует помнить о том, что общение с аудиторией — это возможность заявить о себе, обратить на себя внимание, и от того, насколько удачно это произойдет, во многом зависят ваш авторитет.

Для того чтобы результаты выступления достигались более эффективно, следует помнить, что устная речь существенно, отличается от письменного доклада.

Устная речь должна выгодно отличаться от письменного текста. Это достигается за счет использования средств повышения выразительности выступления.

У хороших ораторов все удачные речевые приемы воспринимаются как экспромт, хотя в большинстве случаев они являются заранее продуманной «домашней» заготовкой.

Это лишний раз доказывает, что не следует пренебрегать этапом подготовки к выступлению, самоуверенно полагаясь на собственное мастерство оратора или ссылаясь на вечную занятость другими делами.

Использование, средств выразительности деловой речи включает в себя следующее:

Варьирование тональностью выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой.

Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений, деталировки.

Следует использовать такие речевые элементы как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), изменение темпа речи, высоты голоса. Слушателями более естественно воспринимаются основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения), — в несколько ускоренном.

Аналогично, наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

Постановка в ходе выступления риторических вопросов. Традиционно к риторическим относят вопросы, заранее предполагающие определенный ответ (как правило, да или нет). По ходу устного выступления применение риторических вопросов позволяет наладить необходимый контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности с говорящим.

Использование форм диалога. Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Подобный эффект достигается за счет обращений выступающего к аудитории. Обращения говорящего к аудитории могут быть как общими, то есть направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, то есть обращенными к определенной части аудитории.

Читайте также:  Хюгге или уютное счастье по-датски: как его достичь

Призыв к действиям. Сопричастности слушателей с говорящим, их заинтересованности в восприятии слов, произносимых с трибуны, в немалой степени способствует обращенный к аудитории призыв к взаимодействию и сотрудничеству по озвученным в процессе выступления проблемам.

Включение образных сравнений, поговорок и др. Оно позволяет несколько разрядить напряженную деловую атмосферу (что вполне допустимо), подсознательно сконцентрировать внимание и память слушателей вокруг тех или иных элементов выступления.

Использование примеров. Их роль как стилистической формы выразительности речи аналогична образным сравнениям и поговоркам.

Применение повторов. Для акцентирования внимания слушателей на какой-либо важной мысли, конкретной информации (выраженной, например, в цифровой форме) выступающий может применить такой достаточно распространенный в риторике прием, как повторы.

Демонстрация заинтересованности и убежденности. Если докладчику или лектору неинтересен предмет разговора» это сразу же отражается на слушателях, им становится, как правило, также неинтересно.

Итак, еще раз следует подчеркнуть, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если выступающий просто зачитывает текст.

В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы.

Эти преимущества надо использовать, чтобы окружающие воспринимали ваше выступление как речь хорошего специалиста и интересного оратора.

Источник: http://etic.bobrodobro.ru/347

Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Показатели культуры речи

Важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи.В речевой деятельности можновыделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя.

От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

* словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

* словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)

* произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);

* грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

* стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

В процессе делового общения это представлено как взаимосвязь различных этапов деятельности (например, планирующего, координирующего и др.).

Результативность данной деятельности обеспечивается в значительной мере коммуникативной компетентностью — комплексом знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, воспитания и обучения, в том числе специального обучения красноречию.

6.2 Этика использования средств выразительности деловой речи: основы риторики

Социальная значимость красноречия (риторики) высоко оце­нивалась еще в античную эпоху. Платон говорил о риторике, что это «завоевание души словами». Аристотель указывал на то, что искусство говорить — природный дар, талант.

По его мнению, ус­пех речи оратора зависит от «этоса», т.е. честности и благород­ства намерений говорящего, от «логоса», т.е. логики речи, и от «пафоса», т.е. гражданственности, приподнятости, увлеченности оратора.

Другими словами, культура речи обсусоливает успех речевого воздействия.

Профессиональная деятельность современного делового человека неотделима от необходимости овладения им навыками риторики, т.е. навыками построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, будьте сообщение на служебных совещаниях, доклад на конференциях и семинарах, лекции, выступления на переговорах, презентациях и т.п.

Во многом навыки публичного выступления закладываются общим уровнем воспитания, образования, наличием определенных личностных качеств человека. Несмотря на это, навыки риторики отрабатываются в процессе накопления профессионального опыта при наличии знаний основных правил риторики.

Знание этих правил позволяет человеку подать свое выступление в более выгодном свете — как с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего.

Хорошая современная речь — речь умная, устремленная к истине и прекрасная своей стройной структурой и логикой, своей упорядоченностью. Кроме того, это речь не нейтральная по отношению к нравственности, т.е. добрая и правдивая.

Формы речи выражают формы мысли и иерархию ценностей данной культуры. При этом также необходимо учитывать существующие межкультурные различия, различия в менталитете, традициях, обычаях и т.п.

В современной отечественной речевой среде, логосфере, существуют и борются, по крайней мере, три различного происхождения и различной природы риторических идеала.

Наиболее распространенный, т.к. именно он принят средствами массовой информации, — это идеал американский, или, вернее, американизированный. Он восходит к софистическому и близок к нему сущностно.

Первое требование к речи этого риторического идеала — ее подчиняющая, манипулирующая функция. Такую речь отличает формальная, словесная красота и изящество, логическая изощренность и формально-логическая правильность, а также возможность самовыражения личности человека в речи.

Хорошая речь для софиста — это, прежде всего, некая «самореклама», «самоутверждение».

Старый отечественный, русский, восточно-христианский, близкий к идеалу Платона и Сократа. Здесь на передний план выходит искренность слов говорящего. Нельзя обманывать слушающих, заменять доказательства воздействием на чувства.

Идеал «советской» риторики, отличающейся крайней демагогией, деперсонификацией и другими чертами. Традиционный облик послания-письма, адресованного другу или родственнику, в русской и, скажем, английской культуре различен.

Для русского письма характерно начало, содержащее вопросы о здоровье и не просто обстоятельное, но даже несколько жалостливое описание собственного самочувствия. В английской культуре этого нет.

В письмах русских преобладают сюжеты, связанные со здоровьем, о физическом и психическом состоянии, то есть некая рефлексия. Это вообще характерно для христианской антропологии.

Ей свойственно подчеркивать в человеке все, что связано со страданиями, показывать временность всего сущего: Поэтому в письмах преобладает информация о немощи, люди просят содействия, сочувствия, участия.

Это, кстати, отражается и на речи русскоязычных пользователей Интернета. Они редко умеют говорить о себе в мажорном, жизнеутверждающем тоне, им достаточно сложно красиво и достойно презентовать свои разработки, результаты проекта в Интернет другим людям. Чаще всего, выступая в телеконференциях, они говорят о негативных сторонах жизни общества, о своих наболевших проблемах и пр.

Черты древнерусского речевого идеала, в котором высокий статус имели такие раннехристианские этические ценности, как кротость, скромность, смирение, до сих пор обнаруживаются в типичной речевой реакции у наших соотечественников на комплимент.

На замечание: «Какое у вас красивое платье! Как оно вам к лицу!» американка ответит: «Правда? Спасибо. Я так рада, что оно вам нравится!». Ответ соотечественницы скорее прозвучит как: «Ну что вы.

Оно старое!» или «Ах, подумаешь, ничего особенного!» Это нарочитое самоуничижение, демонстрация скромности, нежелание быть объектом прямой похвалы.

Вывод можно сделать следующий. Видимо, работая над культурой своей речи, нужно постепенно переходить к софистскому идеалу. Больше говорить о себе в положительном плане, гордиться своими и чужими успехами, не загружать других людей своими проблемами. Не искать причину, а действовать и искать выход.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/dlya-zhenshchiny/6419-rol-kultury-rechi-v-obespechenii-etichnosti-delovogo-obshcheniya-pokazateli-kultury-rechi

Ссылка на основную публикацию