Имбецильность — причины, характеристика и степени имбецильности

Имбецильность

Имбецильность - причины, характеристика и степени имбецильности

Имбецильность – это один из видов олигофрении, который имеет несколько своих подвидов и свои характеристики, имеющие диагностическое значение. Такие персоны находятся на промежуточном этапе олигофрении и весьма плохо способны адаптироваться в социуме.

Классифицируется эта патология по мед. классификатору МКБ 10 и является врожденным патологическим проявлением умственного отставания. К имбецильности принадлежат и Ф 71 и Ф 72, поскольку имеется две формы.

Диагноз имбецильность имеет простые критерии, которые выставляются при определении интеллекта и адаптационных умений в социо-популяционной среде. Эти персоны требуют детального присмотра, но они имеют способность приобрести наиболее элементарные навыки. Им не подвластны многие вещи: обучение, даже со спецусловиями и трудовая, даже упрощенная деятельность.

Имбецильность: это что такое?

Имбецильность в отличие от других патологий этого ряда имеет латинское происхождение от слова «имбециликус», которое обозначает слабость или немощность.

Эта степень умственной отсталости средняя, то есть промежуточная олигофрения. Является проявлением слабоумия, которое возникает в силу разнообразных факторов. Это слабоумие, которое является недоразвитием ума.

Всегда проявляется в первые годы из-за задержки развития ума.

Это сравнительно редкая форма, поскольку проявляется реже легкой. Данная патология проявляется менее чем у половины процента от всего населения. Имбецильность проявляется весьма ярко и имеет множество психопатологических проявлений.

Особенно страдает психика персоны, но эмоции у них дифференцированные и более явные, что способствует созданию элементарных семейных связей. В силу своего стремления подражать, больные способны попадать в плохие компании и совершать преступления, они легко внушаемы и поддаваемы чужому влиянию.

При неверном, особенно сверх агрессивном воспитании способны причинять немало вреда, поскольку имеют достаточно сил и плохо контролируемое поведение. Могут не подчинятся, но никогда не нарушают приказы авторитарных для них людей. Могут быть опасны даже с добрыми побуждениями.

Им нужно с аккуратностью отказывать в их просьбах, ведь они легко аффектируются и способны нанести вред. Не стоит спорить с ними, доказывая что-то или пытаться заставить, принудить к чему-то. Лучше изначально воспитывать послушание. Их проявления любви также могут быть опасны, особенно для детей.

Они могут обнять чрезмерно сильно. Интеллект у этой патологии от 20-25 до 50, определяется специальным тест опросником Векслера или же прогрессивными матрицами Равена.

Среди всей доли олигофренов таких больных одна четверть. А вот популяционное распространение насчитывает не более 4 персон на 10 000 населения. Особой характерологической чертой всего ряда этих заболеваний является то, что персона не способна прогрессировать. Лишь шарлатан может обещать родным, что поднимет интеллект ребенка до нормального уровня, т.к. возможно лишь элементарное обучение.

Легкая имбецильность позволяет персоне элементарные трудовые навыки в плане работы по дому.

Выраженная имбецильность близка к идиотии, но позволяет обучить навыкам самообслуживания, что уже облегчает жизнь родным. Таким персонам необходим опекун и на уровне страны производится оплата по группе и за опекунство, самостоятельная жизнь для них не показана.

Причины имбецильности

Этиология имбецильности, как и всего ряда олигофрений очень разнообразна. Формирование возможно внутриутробно, при воздействии на перспективную мать неблагоприятных воздействий, нередко это могут быть серьезные инфекции.

В этом плане опасны ТОРЧ-инфекции, к которым принадлежат токсоплазма и иные простейшие, цитомегаловирусы, как и вирусы герпеса, а также всем известная детская хворь – краснуха. На мать также не менее ущербно способны воздействовать множество токсинов, а также излучение.

В этом плане особенно вредны гамма и рентген лучи, разнообразные йод контрастные исследования, а также многие виды изотопного противоракового облучения. Патологическое ведение жизни, прием токсинов, особенно нарко – или же алкозависимость незамедлительно воздействует на эмбрион через плацентарный барьер.

Из лекарств особенно опасны цитостатики, многие гормоны, в частности ГКС, а также антибиотики, противогельминтные, наркозные препараты и НПВС. Токсикомания или отравление тяжелыми металлами – опаснейшие патологии.

Неправильное питание, особенно пищевые перегибы, по типу веганства и сыроедения, а также нехватка микро и ультрамикроэлементов способны привести к значительным умственным отклонениям и недоразвитию тела.

Возможна изначальная закладка имбецильности, например, при мутационных процессах и хромосомных аномалиях, особенно с трисомией по определенных хромосомных парах.

Они способны выявляться как в соматических хромосомах, так и в интимных, связанных с формированиям пола, что, как правило, дает весьма полиморфную симптоматику с разнообразными включениями.

Это своего рода наследственный фактор, не исключена передача по наследству, и как доминантное проявления и чаще как рецессивное.

Диагноз имбецильность может проявиться при травмировании интраперитонеально, а иногда и антенатально и интранатально. Поэтому беречь нужно и мать до и во время родов, а малыша потом еще три года. Ведь в это время формирование нервной системы самое чувствительное и способно привести к огромным отклонениям.

Особенно опасны травматические акушерские приемы, по типу выдавливания плода, наложение щипцов или применение вакуум экстрактора. Нередко болезнь развивается при разнообразных патологиях акушерства, по типу стремительных родов или плохих схватках.

Много патологий после рождения с ферментативной недостаточностью могут привести к умственной отсталости.

Симптомы и признаки имбецильности

Характеристика имбецильности достаточно типична. Нередко больные имеют неврологическую яркую симптоматику, что проявляется паралитическими проявлениями и парезами. Нередко может быть нарушение чувствительности.

Могут быть поражены нервы черепной коробки и даже потеря работы в корковых центрах и различных анализаторных системах. При имбецильности зачастую могут проявляться дефекты в физических данных, это особенно можно наблюдать при наличии разнообразных хромосомных заболеваний.

Это особая посадка глаз, деформированные ушки или череп, разнообразные дефекты челюсти, зубов и любые физические отклонения.

Наличие внешних пороков не освобождает от проблем с внутренними органами, нередко возникают сердечные дефекты, разнообразные стигмы дизэмбриогенеза, могут быть небольшие перекруты желчного и подобное. Все это естественно препятствует адекватной здоровой работе органов, нарушая ее нередко в значительной мере.

Характеристика имбецильности – это наличие и проявление нормальных физических актов, которые проявляются в элементарных рефлекторных действиях. Больные отличают съедобное, проявляют эмоции, могут отличать родственников.

Характеристика имбецильности – это ранее отставание от других детишек. Проявляется оно рано и легко обнаруживается при правильном осмотре ребенка. При этом есть проблемы с речевым аппаратом, дети способны выговаривать простые, часто обозначенные предметные слова.

Возможно их научить читать очень маленькие в несколько предложений тексты при правильном воспитании. Речь односложна, больные не понимают разнообразные обороты, переносный смысл, не абстрагируют и не обобщают, они плохо выстраивают речь, не разговаривают предложениями.

При запущенности могут вообще не говорить. Память сильно снижена, как и интеллект. Это выплескивается в сложностях элементарного запоминания.

Могут овладеть счетом, но считают только конкретные предметы, деньги, тогда как абстрактный счет, таблица умножения для них недоступна.

Диагноз имбецильность предполагает весьма легкую внушаемость и ведет к выраженным проблемам с законом при попадании в плохую компанию. Чаще при медико-психиатрической экспертизе они также подлежат принудительному лечению, если их поведение может быть угрожающим.

Внимание легко отвлекаемо и в целом их весьма сложно чем-то заинтересовать. Легко подвержены эмоциональному аффекту и могут навредить окружающим. Самообслуживание выполняют, но с посторонней помощью.

Могут покушать, делать простую домашнюю работу, плохо воспринимают окружающую новизну.

Степени имбецильности

Имбецильность – это промежуточный этап олигофрении. При этом сама эта патология имеет несколько подтипов, что зависит от уровня интеллекта.

Как правило, персоны со столь явной умственной проблематикой имеют группу по заболеванию, то есть инвалидность, обычно это вторая группа и оформление опекунства по недееспособности.

Хоть это и имбецильность, но эти персоны весьма разнятся по своих характерологических особенностях.

Легкая имбецильность, более характерное ее название умеренная, имеет интеллектуальные границы согласно тесту Векслера от 35 баллов до 50. Мышление у всех имбецилов грубо-конкретное и предметное. Но все же навыки самоухода сохранены, что уже неплохо.

Их обучают читать простейшие фразы, они способны посчитать по пальцам, но для них любые интеллектуально – мнестичестические нагрузки достаточно трудны. Не ассоциируют и не анализируют, всегда конкретны, не абстрагируют, не способны обозначить переносный иносказательный смысл любых фраз, в том числе и присказок.

Грамматически предложения нарушены, могут быть агрессивны и сильны, особенно под влиянием плохих индивидов. Запас слов очень скуден. Большие трудности с мелкой моторикой, сильно неуклюжи. Обычно имеются дополнительные неврологические проявления, а также проблемы с судорожной готовностью.

Легко аутизируются и замыкаются в себе, но не из-за богатого внутреннего мира, а из-за скудного запаса слов и неумения беседовать.

Выраженная имбецильность в своей степень имеет все минусы предыдущего вида, но при этом интеллект согласно Векслеру ниже 35, но не ниже 20, что граничит с идиотией. В этой форме к тому же более выражены затруднения в самообслуживании, а также неврологические усугубления.

Нередко доходит вплоть до парезов и параличей. Моторика значительно ухудшена, что приводит к выразительным проблемам с самоуходом, даже в легких деталях. Уровень словарного запаса равен 6-летнему носителю языка, а вот грамматическое построение значительно хуже.

За такими индивидуумами уход пожизненный, они не пригодны к жизни самостоятельно.

Лечение имбецильности

Фармакотерапия имбецильности направлена на повышения интеллектуально — мнестического уровня, а также на купирование множества сопутствующих проблем. Очень актуален при таких патологиях должный уход, что профилактирует много осложнений, в частности инфекций.

Для правильного купирования нужно учесть возрастные рамки, сопутствующие проблемы. Актуально применение нейрометаболитиков для питания мозговых тканей. Не менее часто используются дегидратанты, среди них диуретики, бессолевая и маловодная диета, что снижает судорожную активность.

Транквилизаторы, как и малые нейролептики в своем применении характерны для нарушений поведения. Противосудорожные и нормотимики применяют для улучшения самочувствия, например, Диазепам, Седуксен, Галоперидол, Солиан, Депакин, Вальпроаты.

Антидепрессанты также имеют важное значение при отдельной клинике: Амитриптилин, Пароктетин, Флуоксетин. Общеукрепляющие и адаптогены, отлично подходят настойки, Женьшень, витаминные комплексы, а также Адаптол.

Лучше курсовые методики лечения имбецильности с госпитализацией до трех раз в годовой промежуток. Важно добиться стойкой адаптации имбецила. Работа семьи с психологом для адаптирования окружающих.

При педагогически и психологически выверенных подходах можно адаптировать индивида и свести госпитализацию к минимуму, главное не культивировать в нем агрессивность.

Источник: http://vlanamed.com/imbetsilnost/

Имбецильность — промежуточная стадия олигофрении между дебильностью и идиотизмом

Промежуточная степень умственной отсталости (олигофрении), которая находится между дебильностью и идиотией называется имбецильностью. Это средняя степень умственного недоразвития.

Читайте также:  Ассертивность - тест, развитие и тренинг ассертивности

Ребёнок с таким диагнозом признаётся инвалидом детства, так как он не способен жить самостоятельно. Ему необходима опека и постоянный контроль.

Имбецилы обучаемы, но навыки, которыми они овладевают – самые примитивные. Они способны к общению, реагируют на одобрение, или осуждение.

Математику осваивают на уровне примитивного счёта. Считают только конкретные, осязаемые вещи: деньги, предметы. Грамота даётся тяжело: могут читать небольшие тексты, чаще всего – по слогам. Умение писать ограничивается несколькими словами.

Социально-бытовые успехи достаются им с трудом, но больного можно научить ухаживать за собой, самостоятельно есть, одеваться.
Им доступно овладение азбучными трудовыми навыками, но обучение происходит путём длительных повторений и запоминаний одних и тех же действий.

Вечные дети

Высшие функции мозга, которые, собственно, формируют уникальную личность человека, находятся на предельно низком уровне. По своему психическому развития лица, страдающие имбецильностью, навсегда остаются в возрасте «дошколёнка».

В отличие от людей с лёгкой формой умственной отсталости, имбецила легко узнать даже по внешним признакам. В зависимости от микро, или гидроцефалии, больной имеет непропорциональные размеры головы: слишком маленькую, или излишне крупную.

Неправильный прикус, уши с приросшими к голове мочками, деформированные лицевые кости, застывший, немигающий взгляд – всё это внешние признаки имбецильности.

То есть – те, которые можно заметить на лице. При ходьбе они неуклюжи, плохо координируют движения, часто горбятся, сутулятся. Мелкая моторика, благодаря очаговым неврологическим симптомам, им почти неподвластна. Большое достижение для лиц с имбецильностью – завязать шнурки, вдеть нитку в иголку.

Такие люди вынуждены всю жизнь прожить в семье родителей на положении 7-летних детей. Отец и мать являются для них объектом неистощимой любви. Своих семей они не заводят. Общение ограничено семейным кругом, или группами реабилитации.

Постоянный контроль

Речь имбецила – это набор из пары сотен простых слов, которыми они пользуются лишь при острой необходимости. Они косноязычны, неправильно строят предложения, пользуются короткими фразами. Мышление развито на самом примитивном уровне, волевой фактор отсутствует, эмоции исчерпываются проявлением либо радости, либо гнева.

Смена привычных обстоятельств повергает их в страх и растерянность. Безиницциативные, внушаемые, пассивные, они легко могут попасть под дурное влияние. Поэтому всю жизнь им необходим постоянный контроль и надзор.

Кругозор имбецила не выходит за рамки удовлетворения естественных потребностей и удовлетворения простейших инстинктов.

Их постоянно преследует чувство голода, они могут есть огромными порциями, не испытывая при этом чувства насыщения. Важно закреплять у них правила простейших норм поведения.

Без неусыпного контроля семьи, педагогов и психиатров такие больные могут представлять опасность для окружающих. Они сексуально расторможены и не могут подавить своих половых влечений. Это часто грозит вылиться в асоциальное поведение (онанизм), приставание к женщинам и преступления на сексуальной почве.

Формы заболевания

Олигофрения в степени имбецильности в зависимости от причин, вызвавших патологию, подразделяют на четыре формы.

  1. Наследственная форма. Она вызывается дефектными генами родителей.
  2. Внутриутробная форма. Болезнь провоцируют бактериальные, или вирусные инфекции, перенесённые женщиной во время беременности.
  3. Форма умственной отсталости, вызванная: а) родовыми травмами, гипоксией мозга плода, асфиксией новорождённого; б) перенесёнными в раннем детстве серьёзными инфекциями, или травмами черепа.
  4. Задержка умственного развития, вызванная врождённой неполноценностью эндокринной системы, или головного мозга.

Провоцирующие факторы и причины

Есть несколько комплексов причин, приводящий к развитию умственного развития:

  1. Причины внутреннего характера: хромосомные аномалии, генетические сбои, наследственные факторы.
  2. Причины внешней этиологии: инфекционные заболевания в период беременности, злоупотребление будущей матерью любыми видами наркотических средств. Травмы черепа ребёнка во время родов, или после них, а также разные резус — группы крови матери и ребёнка.
  3. Причины смешанной этиологии: влияние на ребёнка, как внешних, так и внутренних повреждающих агентов. Двойной натиск патологических факторов дают самую серьёзную степень имбецильности.

Стадии и степени развития

Олигофрения имеет три тяжести развития в зависимости от степени умственной отсталости — дебильность, имбецильность, идиотия.

В свою очередь имбецильность имеет 2 степени тяжести: умеренную и выраженную. Для каждой из них характерна определённая форма умственной недоразвитости:

  1. Умеренная степень тяжести. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта от 34 до 48 баллов. Способность к мышлению ограничена: оно конкретное, напрямую связано с определённой ситуацией. Возможность к анализу, ассоциациям таким пациентам недоступна. Больные неправильно строят предложения, косноязычны, имеют минимальный запас слов, необходимый для общения с теми, кто их опекает. Эмоциональность почти на нуле, слабо развита мелкая моторика. Ярко выражена неврология: парезы, расстройства чувствительности. Органическое поражение черепно-мозговых нервов нередко вызывает эпилепсию. Иногда присоединяются признаки аутизма.
  2. Выраженная степень. Нижняя граница IQ всего 20 баллов, верхняя не превышает 34. Неврологическая симптоматика весьма колоритна: к парезам присоединяются параличи, моторика в зачаточном состоянии. Интеллектуальные способности и личностные качества выражены в самой малой степени. По уровню словарного запаса похожи на 6-летних детей. Им необходим пожизненный контроль, помощь в простейшем самообслуживании.

Имбецильность у детей

В отличии от дебильности, имбецильность у своего чада можно заподозрить чуть ли не с пелёнок. Этот ребёнок всюду сильно запаздывает.

Если к годовалому возрасту он не отличает родителей от посторонних, не проявляет никакой реакции на обращённую к нему речь, не интересуется игрушками, следует насторожиться. Дети начинают поздно сидеть, стоять.

Малыш с подозрением на имбецильность не берёт протянутые ему игрушки, не хватается за ближайшую опору при угрозе падения. Ходьбу осваивает только к 2-м годам.

В этом возрасте детишки не понимают, чего от них хотят, ориентируясь больше на интонацию собеседника, чем на смысл обращения. Им не свойственна любознательность, интерес к окружающему миру.

Все их игры отличаются каким-то единым стандартом и нелепой трафаретностью. Речь даётся им с трудом, отличается неправильным построением, косноязычностью. К двум-четырём годам они только начинают учиться говорить.

В коррекционных классах таких больных можно научить только счёту в пределах 10, чтению по слогам, коротким пересказам услышанного.

Дети-имбецилы отличаются почти полным отсутствием эмоций, «застывшей» мимикой лица и тотальным безразличием к окружающему миру. В младенческом возрасте их часто принимают за глухих из-за отсутствия реакции на обращённую к ним речь.

Диагноз и тест на имбецильность

Такие пороки развития, как имбецильность, можно диагностировать ещё в период беременности женщины. С помощью скринингового исследования имеется шанс выявить отклонения в развитии плода на ранних стадиях.

Определить имбецильность помогут тесты на уровень IQ и шкала Векслера. Уровень коэффициента интеллекта при имбецильности колеблется от 60 до 20 в зависимости от степени тяжести заболевания.

Баллы в количестве меньшем 55, набранные по шкале, также свидетельствуют в пользу заболевания. По результатам тестов психоневролог ставит оценку умственных способностей.

Для постановки диагноза, помимо тестов, проводится беседа с пациентом, из которой можно сделать выводы о том, насколько у него развита речь, каковы его интересы, насколько он адаптирован среди людей.

Точной постановке диагноза и выяснению причин болезни поможет проведение компьютерной и резонансно-магнитной томографии. Нарушения в работе головного мозга выявит электроэнцефалограмма. Сосуды на предмет патологии проверяют с помощью ангиографии.

Многие заболевания, для которых характерна умственная отсталость, могут маскироваться под имбецильность. Для этого следует отличать эту болезнь от деменции, эпилепсии и юношеской шизофрении.

Возможности коррекции и адаптации пациента

Имбецильность, как и любая врождённая форма слабоумия, не излечивается. Всё, что можно сделать для таких больных – это лечить не болезнь, а симптомы. Медикаментозное лечение делится на специфическое и симптоматическое.

Специфическое лечение получают пациенты с нарушением в обмене веществ и при ферментных дефектах:

  1. При гипотиреозе недостаток тиреоидных гормонов лечат их синтезированным заменителем – Левотироксином. Эндокринолог подбирает индивидуальную схему приёма препарата, определяет первоначальную дозу и последующее её нарастание.
  2. Фенилкетонурия лечится строгой диетой. Исключаются продукты с высоким содержанием белка, то есть – фениланина. В организме не вырабатывается фермент, который должен превращать фениланин в тирозин. А именно тирозин отвечает за нормальное протеканиемногих гормональных процессов. Кроме диеты, больным необходим приём Карнитина, который тормозит избыточную выработку гормонов щитовидной железы.
  3. Токсоплазмоз хорошо поддаётся лечению антибиотиками, Дирапримом, Хлоридином, препаратами мышьяка.
  4. Инфекции мозга (энцефалит, менингит) лечат антибиотиками в сочетании с сульфаниламидами (Бисептол, Сульфатон, Бактериал).

Симптоматическое лечение состоит в назначении препаратов, стимулирующих деятельность мозга. К ним относятся:

  1. Психостимуляторы. Медикаменты, повышающие уровень умственной и физической активности (Кофеин, Сиднокарб, Риталин, амфетамины).
  2. Биостимуляторы. Фитосборы и травы, ускоряющие обмен веществ (экстракт алоэ, женьшень, мумиё, прополис, подорожник)
  3. Диуретики. Средства, выводящие лишнюю воду из организма (Фуросемид, Диакарб, Маннит). Они показаны при гидроцефалии.
  4. Противосудорожные препараты (Фенобарбитал, Фенитоин, Карбамазепин) назначаются при склонности к эпилептическим приступам.
  5. Психотропные средства группы транквилизаторов (Феназепам, Элзепам, Сибазон) и нейролептиков (Аминазин, Галоперидол, Тизерцин) применяют для снижения возбудимости и немотивируемых вспышек агрессии.

Пациенты с выраженными дефектами речи занимаются с логопедом. Все больные должны находиться под наблюдением у психиатра. Помня, что имбецилы по уровню развития не опережают семилетних детей, основное лечение сводится к воспитанию, уходу и неусыпному контролю.

Если контроля за больными нет, они легко подпадают под влияние асоциальных элементов и становятся соучастниками преступлений. Такие люди опасны и нуждаются в помещении в психиатрическую клинику, где проходят курс лечения антипсихотиками.

Предупредительные меры

Профилактика имбецильности делится на первичную и вторичную. Первичная состоит в том, что возможные патологии выявляют ещё на стадии формирования и развития плода.

Беременной женщине проходятся процедуры УЗИ и исследуется кровь на наличие некоторых гормонов. Полученные данные свидетельствуют о благоприятном течении беременности, если гормональный фон в порядке. Отсутствие некоторых гормонов может свидетельствовать о развивающейся патологии плода.

Вторичная профилактика – это быстрое выявление патологий у новорождённых. Чем раньше выявлены симптомы болезни, тем раньше предпринимаются меры по реабилитации и развитию психики и интеллекта ребёнка.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/imbecilnost.html

Имбецильность

Имбецильность - причины, характеристика и степени имбецильности

Имбецильность — умственная отсталость (олигофрения) средней степени тяжести, которая носит врожденный характер или развивается в первые годы жизни. При имбецильности наблюдаются внешние признаки недоразвития интеллекта, отставание в физическом развитии, примитивность речи, проблемы с памятью, низкая способность к обучению (уровень IQ — 25 — 50).

У детей с данным отклонением усилены бессознательные инстинкты, ограничен кругозор, повышена внушаемость, а мышление последовательно, но отличается примитивностью. Лица, страдающие имбецильностью, не способны проживать самостоятельно, но могут обучаться элементам самообслуживания. Нарушения в течение жизни не прогрессируют и частично могут корректироваться.

Читайте также:  Агрессия - лечение, проявление, виды и причины агрессии

К умственной отсталости (олигофрении) относят группу различных патологических состояний, которые возникли по причине органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (период внутриутробного развития и до 3-х лет). Разные по клинике и происхождению состояния объединяет врожденное недоразвитие психики, основным проявлением которого является интеллектуальная недостаточность.

Первое известное описание врожденного слабоумия и выделение его разновидностей в зависимости от степени глубины нарушений принадлежит Дюфуру и датируется 1770 годом.
В 1806 г. Пинель определил врожденное слабоумие как «более или менее абсолютное нарушение функций разума и/или чувства», и предположил, что это состояние является формой сумасшествия.

Критерии разграничения умственной отсталости в 1820 рассматривал Жан-Этьен Доминик Эскироль, описавший идиотию как отдельное состояние и разделивший ее на три степени в зависимости от выраженности нарушений речи.

Легкую форму идиотии Эскироль назвал имбецилизмом. Хотя этот термин использовали и до Эскироля, именно он закрепил данный термин за умственной отсталостью средней степени тяжести (до Эскироля имбецилизмом называли любое проявление идиотии или клинической группы слабоумия, которая соответствует современному пониманию деменции).

Характеристика идиотии и ее степеней была дана во втором томе первого научного руководства по психиатрии «О душевных болезнях», которое Эскироль издал в 1838 г.

Эскироль не пробовал работать с больными детьми, считая попытки их обучения пустой тратой времени. При этом в 1837 году Э.

Сеген, ученик Эскироля, по поручению учителя занялся индивидуальным воспитанием идиота, используя опыт французского врача Итара, воспитывавшего «Аверонского дикаря» (мальчика, изолированного от человеческого общества до 12 лет).

Поскольку Сегену удалось добиться значительных успехов в обучении больного некоторым навыкам, Эскироль порекомендовал Сегену исследовать группу слабоумных детей, которые находились в психиатрической лечебнице в Биссетре.

В XIX веке благодаря трудам С. С. Корсакова, Д. Н. Зернова, W. Griesinger и др.было установлено, что самой распространенной причиной «идиотизма» является раннее поражение мозга. И. П. Мержеевский (1871 г.), изучавший случаи микроцефалии, считал, что идиотия возникает в результате перенесенных заболеваний.

В начале XX века для выявления олигофрении стали использовать шкалы оценки интеллекта, однако тесты Бине-Симона и их разновидности оказались неэффективными для изучения олигофрении, поскольку врожденное слабоумие охватывает личность целиком, а на коэффициент интеллекта может влиять соматическая ослабленность или неблагоприятные условия жизни.

В 1935 г. Л. С. Выготский сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. Он полагал, что олигофрения (в том числе и олигофрения в стадии имбецильности) характеризуется в первую очередь недоразвитием абстрактного мышления.

К концу XX века было выявлено и описано множество наследственных синдромов, которые сочетаются с умственной отсталостью (синдром Сотоса, Прадера-Вилли и др.), благодаря чему терапевтические возможности значительно расширились. В настоящее время успешно лечится имбецильность, вызванная токсоплазмозом, фенилкетонурией и др.

Олигофрения в степени имбецильности выявляется в 20 % от всех случаев умственной отсталости.
В середине XX века общее количество выявленной в разных странах умственной отсталости составляло около 1% от всей популяции (по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970)). ВОЗ в то же время указывала, что число лиц с умственной отсталостью составляет 1-3 %.

Количество лиц с умственной отсталостью постоянно растет (в основном увеличивается число лиц с легкой степенью умственной отсталости). По данным А. А. Свинцова и И. В. Мотора (1995 г.), число детей-инвалидов за 15 лет увеличилось в 4,8 раза (легкая умственная отсталость выявлена у 32,9%, а тяжелая и глубокая – у 67,1%).

Разница в соотношении мужского и женского пола в младенческом возрасте минимальна, но уже в дошкольном возрасте преобладают лица мужского пола (1,5:1 и выше).

Согласно международной классификации болезней, выделяется:

  • Выраженная имбецильность, для которой характерны резко выраженные неврологические, психические, интеллектуальные и личностные проявления, а имеющиеся сопутствующие дефекты указывают на наличие аномального развития нервной системы или ее клинически значимого повреждения. IQ в большинстве случаев находится в пределах от 20 до 34. У больных отсутствует понимание причинно-следственных связей, абстрактных представлений и ценностей, запас слов и понятий очень ограничен, представления о числах, времени и пространстве неполноценны.
  • Умеренная имбецильность, при которой органические неврологические проявления, нарушения в когнитивной и личностной сфере менее выражены, а IQ находится в пределах от 35 до 49. Мышление ситуационное и предметно-конкретное, способность к образованию отвлеченных понятий ограничена, речь отличается косноязычием и аграмматизмом, а эмоциональная сфера – бедностью. Темпы психического развития замедленны, присутствует незначительная моторная недостаточность и разнообразные неврологические симптомы (парезы, поражение некоторых черепно-мозговых нервов, нарушения чувствительности). Возможно наличие аутизма и эпилепсии.

Имбецильность у ребенка может быть вызвана:

  • наследственными заболеваниями;
  • воздействиями повреждающих факторов, которые влияют на плод через организм матери;
  • инфекционными заболеваниями матери на протяжении беременности;
  • грубым нарушением диеты беременной (отказ от мяса без компенсации необходимых веществ и т.д.);
  • недостатком йода в организме беременной или в рационе ребенка в раннем возрасте (от новорожденности до 2-3 лет);
  • травмами головного мозга ребенка в процессе родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия плода и новорожденного);
  • недостаточным общением с ребенком на протяжении первых лет жизни.

К наследственным заболеваниям, вызывающим имбецильность, относят:

  • Фенилкетонурию (болезнь Феллинга), при которой в результате нарушения обмена фенилаланина образовавшиеся промежуточные продукты обмена веществ оказывают токсическое влияние на нервную систему ребенка. Слабоумие при данном заболевании носит прогрессирующий характер (к 3-4 годам достигает тяжелой формы). Сопровождается диспластическими нарушениями, гиперкинезами, незначительной микроцефалией, наличием мышиного запаха и др. симптомами.
  • Хромосомные нарушения, среди которых наиболее распространенными являются связанный с трисомией 21 хромосомы синдром Дауна (встречается с частотой 1:500), трисомия-Х у девочек и синдром дубль-Y у мальчиков (1:1000), возникающий при нарушении числа половых хромосом (от 47 до 49) синдром Клайнфелтера у мальчиков (1:1400) и вызванный отсутствием одной хромосомы синдром Шерешевского-Тернера (1:3300) у девочек, обусловленный отсутствием фрагмента 5-й хромосомы синдром «кошачьего крика» (1:4000), возникающий при трисомии 18-й хромосомы синдром Эдвардса (1:6800) и обусловленный трисомией 13-й хромосомы синдром Патау (1:7600).

Среди инфекционных заболеваний беременных, способных привести к развитию имбецильности у ребенка, выделяют:

  • Токсикоз беременных, который возникает в связи с беременностью и проходит в раннем послеродовом периоде. Вызывающие заболевание токсические вещества до настоящего времени не выявлены, но известно, что при токсикозе поражается плацента и плодное яйцо. На развитие токсикоза оказывают влияние хронические заболевания матери, употребление алкоголя, никотина или наркотиков, стрессы и др. негативные факторы.
  • Энцефалиты (воспаления головного мозга). Энцефалит может быть клещевым (вирус проникает в ткани мозга на 2 — 3 сутки после укуса клеща), вирусным, коревым, поствакцинальным (развивается под влиянием аутоиммунных механизмов, которые реагируют на введение вакцин АКДС, АДС и антирабических прививок).
  • Цитомегаловирусную инфекцию, передающуюся после пубертатного периода в большинстве случаев половым путем и протекающую у беременных под «маской» ОРВИ. Особенно опасна первичная инфекция, при которой вирус легко передается трансплацентарным путем плоду.
  • Сифилис, при котором заразившиеся через плаценту дети в результате поражения мозга, печени и других органов часто недоразвиты как умственно, так и физически.
  • Краснуху, которая в большинстве случаев передается от матери плоду (чем меньше срок беременности, тем больше вероятность заражения и нарушений развития плода).
  • Токсоплазмоз и др.

К повреждающим факторам, вызывающим имбецильность, относятся:

  • алкоголь, вызывающий необратимые изменения еще не сформировавшегося головного мозга и других органов и систем;
  • никотин, тормозящий маточно-плацентарное кровообращение и вызывающий кислородное голодание мозга;
  • наркотические вещества, оказывающие токсическое влияние на организм плода;
  • ионизирующее излучение;
  • бытовые токсины.

Причиной имбецильности может также быть возникающая при резус-несовместимости крови матери и плода гемолитическая болезнь новорожденных, гиперфункция коры надпочечников (синдром Иценко-Кушинга), возникающее при гипофункции щитовидной железы низкое содержание ее гормонов (синдром гипотиреоза), повышенное содержание в крови гормонов щитовидной железы (синдром гипертиреоза).

Важную роль в патогенезе имбецильности играет период онтогенеза, в котором на развивающийся мозг воздействует патогенный фактор. Различные патогенные факторы способны вызывать на определенном этапе онтогенеза однотипные изменения в мозгу.

75% от всех случаев умственной отсталости развиваются при внутриутробном поражении.

На развитие имбецильности оказывает влияние локализация патогенного фактора, обширность поражения и сопротивляемость организма ребенка.

Признаки имбецильности включают:

  • выраженную неврологическую симптоматику (наличие параличей, парезов, нарушений различных видов чувствительности, поражений черепно-мозговых нервов, выпадений корковых центров различных анализаторных систем);
  • многочисленные физические дефекты (в зависимости от причины развития имбецильности может наблюдаться неправильный рост зубов, заячья губа и др.);
  • проявления простейших рефлекторных актов;
  • отставание в физическом и умственном развитии;
  • недоразвитие речи (произносят только простые короткие фразы, не понимают сложную по смыслу речь, не способны к полноценной развернутой речи, испытывают трудности при восприятии или порождении предложений);
  • недоразвитие памяти (с трудом запоминают короткие отрывки стихотворения и др.);
  • неспособность к абстрактному мышлению (при обучении могут освоить примитивный счет, научиться различать предметы, но не способны связывать предметы и явления в одну смысловую группу);
  • подчиняемость, повышенную внушаемость, часто приводящую к асоциальному поведению;
  • недоразвитие воли (задание выполняется только под постоянным контролем, а при отсутствии контроля больной быстро отвлекается);
  • вспышки агрессивности и другие эмоциональные нарушения;
  • способность выполнять только несложные действия, что вызывает некоторые трудности при самообслуживании.

Лица, страдающие имбецильностью, обычно самостоятельно едят, занимаются несложной работой по дому, опрятны. При должном обучении некоторые из них усваивают элементарные знания (могут читать по слогам и считать деньги и предметы).

Перемена обстановки вызывает у больных своеобразную негативную реакцию.

Диагностика включает:

  • анализ анамнеза заболевания (в каком возрасте стали заметны признаки имбецильности и т.д.), изучение истории беременности;
  • осмотр психиатром, который включает оценку интеллектуальных способностей пациента в процессе беседы (развитие речи и уровень социальной адаптации, наличие привязанностей) и при помощи специальных шкал и тестов;
  • ЭЭГ, позволяющую выявить нарушения активности головного мозга;
  • КТ и МРТ головы, которые позволяют выявить признаки повреждения мозга.

Лечение имбецильности в большинстве случаев сугубо симптоматическое. Лечащий врач в зависимости от симптоматики назначает прием:

  • нейролептиков, психостимуляторов или транквилизаторов;
  • ноотропных препаратов и витаминов, улучшающих кровоснабжение мозга;
  • противосудорожных препаратов;
  • соответствующих гормонов при наличии эндокринных нарушений (йодсодержащих гормонов при гипотиреозе);
  • сульфата магния или лазикса при необходимости дегидратации.
Читайте также:  Интуиция - это что такое, как развить интуицию?

При гемолитической болезни новорожденных проводят снижающее тяжесть поражения нервной системы обменное переливание крови, а при фенилкетонурии назначается диета с ограничением фенилаланина.

Имбецильность требует занятий с логопедом для коррекции речи, желательно посещение дефектолога.

Обязательно правильное воспитание, позволяющее привить больным навыки самообслуживания.

Профилактика включает:

  • регулярное посещение беременной женщиной акушера-гинеколога;
  • проведение раннего генетического (скринингового) исследования;
  • отказ от вредных привычек и правильный режим дня;
  • сбалансированное питание беременной и ребенка в первые годы жизни.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://liqmed.ru/disease/imbecilnost/

Основные причины возникновения имбецильности и методы лечения

Имбецильность – средняя степень умственной отсталости. Хотя такое нарушение психики ребенка является необратимым, это не значит, что оно не может быть подвергнуто коррекции. Но для этого нужно вовремя диагностировать недуг у детей, выявить его причины и начать лечение.

Характеристика заболевания

Основным показателем наличия у пациента той или иной степени умственной отсталости является нарушение когнитивных способностей мозга, к которым относится мышление, память, речь, интеллект, способности к обобщению и абстрактному мышлению.

Имбецильность – остановка умственного развития человека примерно на уровне шестилетнего ребенка. Его круг общения в обществе ограничивается семьей, близкими людьми или другой небольшой группой людей.

Люди, которым поставлен такой диагноз, плохо и медленно воспринимают звуковую информацию, практически не используют речь в качестве средства общения. Речевой аппарат ребенка развит слабо, но, тем не менее позволяет выразить простые мысли, собственное мнение или желания.

Умственно отсталые личности легко внушаемы, неряшливы и имеют повышенный аппетит, граничащий с обжорством. Пациенты, страдающие от имбецильности, практически не могут освоить даже базовых навыков самообслуживания. Им требуется помощь посторонних лиц при удовлетворении естественных биологических потребностей в течение всей жизни.

Имбецильность не препятствует посещению школьных занятий, но больные дети, как правило, могут усвоить только начальную информацию: счет, чтение и письмо. Однако, эта стадия умственной отсталости  характеризуется нормальной физической активностью и некоторыми признаками социальной адаптации. Дети могут устанавливать контакты и общаться с окружающими их людьми.

Основные причины возникновения

Имбецильность в подавляющем большинстве случаев появляется вследствие внешних повреждающих факторов. Выделяют три разновидности причин:

  1. Пренатальные. Деструктивное воздействие на плод во время внутриутробного развития (неправильное или недостаточное питание матери, эндокринные патологии, радиация, химические отравления могут приводить к имбецильности);
  2. Перинатальны. Повреждения, которые причиняются младенцу непосредственно в процессе родов (аноксия, мозговые кровоизлияния, повреждения, возникающие при прохождении плода через родовые пути);
  3. Постнатальные. К имбецильности могут привести нарушения, возникающие непосредственно после рождения младенца.

Чаще всего эта патология появляется вследствие инфекционных заболеваний, которыми могла заболеть женщина в период вынашивания ребенка. Что касается постнатальных причин, то к ним также относятся инфекции, которыми заболевают новорожденные. Наиболее распространены менингит и энцефалит, вызывающие  воспаление головного мозга.

Не все перечисленные выше факторы обязательно вызывают имбецильность или иные степени умственной отсталости. Симптомы заболевания проявляются только в случае, если провоцирующий фактор или инфекция действует на пострадавшего достаточно длительный промежуток времени. То есть, попросту говоря, чем дольше младенец болеет менингитом, тем больший риск возникновения описываемой патологии.

Помимо перечисленных выше, существует еще несколько причин, вызывающих имбецильность. Прежде всего – это так называемый резус-конфликт.

Если плод и беременная женщина имеют различный резус-фактор, то плазма крови будущей мамы, попав в кровеносную систему ребенка, может вызвать разрушение эритроцитов в организме последнего, что оказывает пагубное воздействие на развитие головного мозга зародыша.

Ранее многие специалисты были уверены, что одна из главных причин появления патологии – наследственность. Сегодня характеристика этого фактора существенно изменилась. Современными исследованиями доказано, что по наследству передаются лишь редчайшие формы имбецильности, вызванные нарушениями метаболизма.

Немалую роль в последнем случае играет социальный компонент. Согласно статистике, симптомы умственной отсталости средней степени проявляются в неблагополучных семьях (естественно, если отсутствуют органические факторы).

Симптоматика

Внешне имбецильность может проявляться в особых физических отклонениях. Последние могут быть явными или практически незаметными. По степени тяжести дефекта может определяться стадия умственной отсталости.

Младенцы могут иметь слишком большой или маленький череп, проблемы с дыханием, врожденные дефекты сердца.

Как правило, такие дети часто заболевают инфекционными заболеваниями, у них плохо функционирует пищеварительная система.

Чаще всего первые опасения возникают у родителей после того, как у их чада проявляются задержки в развитии речи и навыков сидения. Иногда нарушения проявляются по-иному. В более раннем возрасте имбецильность может характеризоваться слишком слабым рефлексом сосания, очень тихим или, наоборот, пронзительным криком малыша.

В дальнейшем дети, страдающие имбецильностью, сохраняют ненормальное отклонение в весе, не приобретают социальные навыки и физические особенности: ауканье, смех, улыбка, мимика.

Описанная выше симптоматика сохраняется и продолжает развиваться в течение всей остальной жизни.

Отставание ребенка сразу становится заметным в детском саду или школе, особенно если педагог обладает достаточным опытом.

Человек, страдающий имбецильностью, не может адекватно вписаться в группу сверстников, участвовать в совместной деятельности, концентрироваться на выполнении той или иной задачи.

Диагностика

Установить наличие либо отсутствие признаков имбецильности достаточно сложно. Нужно оценить множество разнообразных факторов:

  • физический рост пациента;
  • развитие навыков мелкой и точной моторики рук и ног;
  • наличие и степень развития речи;
  • познавательные способности и мышление;
  • социальная составляющая.

Чтобы поставить точный диагноз, необходимо произвести тщательный внешний осмотр, изучить историю дородового и послеродового развития, обратить внимание на истории болезней родителей.

Если имеет место повреждение мозга, необходима консультация у врача-невролога. О таком нарушении могут свидетельствовать припадки. В этом случае назначается электроэнцефалограмма.

Дополнительная диагностика производится с участием других специалистов: терапевта – он определит степень мышечного развития младенца его ловкость, способность сохранять равновесие, осуществлять тонкие и грубые движения; логопеда – это специалист делает заключение о развитии речевых способностей; психолога, который с помощью специальных методик может выяснить уровень его умственного развития.

Терапия

Лечение патологии производится психотерапевтическими методами. Имбецильность, хотя и не относится к категории неврозов и психозов, вызывает множество психологических нарушений. Многие пациенты из-за осознания своей непохожести на остальных становятся агрессивными и постоянно находятся в тревоге.

Обязательной также является трудовая и групповая терапия. Совместная деятельность и обсуждение проблем в узком кругу благотворно влияют на состояние пациентов, подверженных имбецильности.

Те или иные фармакологические средства практически не применяются. В настоящее время ведутся научные исследования в области гормональной терапии, но они еще далеки от завершения.

Один из наиболее действенных методов если не лечения, то адаптации людей, страдающих имбецильностью, является тренинг. Обучение проводится в специализированных учебных заведениях, психиатрических больницах и на дому с привлечением соответствующих специалистов.

Имбецильность – неизлечимая болезнь. Но это не значит, что пациента следует изолировать от  общества или вовсе исключить из социума. Задача окружающих – вовремя выявить симптомы патологии и своевременно принять меры к адаптации больного.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/imbetsilnost.html

Имбецильность: симптомы, степени, лечение и профилактика

Имбецильность – одна из форм олигофрении, иначе именуемой слабоумием. Основными ее характеристиками будут являться такие отклонения в умственном и психическом становлении человека, как затрудненность запоминания, усвоения речи, слаборазвитость обучения, эмоциональная незрелость.

Встречается подобная патология довольно редко. Доля больных не превышает четырех случаев на каждые 10 000 населения. Такие люди требуют постоянного внешнего контроля, ухода и адекватного воспитания.

Основные причины возникновения

Имбецильность у детей – это в подавляющем большинстве случаев результат воздействия внешних агрессивных факторов на формирующийся внутриутробно плод. Появление на свет малыша с подобными отклонениями в развитии – неприятный «сюрприз», о котором женщина даже не подозревает во время беременности.

Более того, сразу после рождения патология может быть не диагностированной, а ее признаки станут заметными только после того, как ребенок начнет расти, должен будет развиваться в психоэмоциональном плане, но начнет заметно отставать в своем развитии от ровесников.

Специалистами выделяются следующие основные причины имбецильности:

Пренатальные – деструктивное воздействие на малыша, находящегося в животике у мамы:

  • нескорректированное питание;
  • радиация;
  • индивидуальные негативные привычки;
  • эндокринные патологии;
  • проникновение химических веществ – трудовая деятельность на вредных производствах;
  • прием отдельных подгрупп медикаментов.

Перинатальные – травмирование ребенка непосредственно в момент прохождения по родовым путям:

  • аноксия и гипоксия (когда ребенок столкнется с длительной нехваткой кислорода);
  • мозговые кровоизлияния;
  • травмы черепа.

Постнатальные – различные инфекционные заболевания, перенесенные малышом после его появления на свет в первые месяцы и годы жизни:

Олигофрения в стадии имбецильности может формироваться у детей и по иным причинам. К примеру, отдельными специалистами провоцирующими факторами рассматривается резус-конфликт матери и плода, хромосомные и генные аномалии. Установить истинную первопричину – это задача педиатра, невропатолога, а иногда и генетика.

Симптоматика

В прямой зависимости от выраженности снижения коэффициента интеллектуального недоразвития принято дифференцировать умеренное отставание в развитии – IQ 35–50, выраженная имбецильность – IQ 25–34, а также глубокое интеллектуальное недоразвитие – с IQ 20–25.

 Еще более глубокое интеллектуальное недоразвитие именуется идиотией.

Больные могут быть не только добродушными и застенчивыми, но и агрессивными, и даже злобными.

Их поведенческие реакции также отличаются двоякостью – одни дети апатичны или равнодушны, иные же чрезвычайно подвижны.

Основные симптомы имбецильности, позволяющие заподозрить патологию:

  • малыш поздно начинает говорить, говорит плохо, словарный запас очень маленький а чтение и вовсе не в состоянии освоить;
  • способность к счету ограничивается пальцами одной руки, ребенок не в состоянии освоить простейшие математические действия;
  • отстает и физическое развитие – ребенок долго ползает, поздно начинает ходить, движения отличаются нескоординированностью, неуклюжестью;
  • существенные трудности в самообслуживании – дети способны выполнять самые элементарные действия, к примеру, держать кружку, ложку, но в дальнейшем не овладевают навыками приготовления пищи, приобретения продуктов, застегиванием сложных вещей гардероба (не стоит путать с инфантильностью, когда ребенок может все выполнять самостоятельно, но не желает этого делать);
  • наблюдается существенное недоразвитие речи – построение исключительно простых коротких фраз, понимание сложных предложений им недоступно;
  • умственная отсталость в степени имбецильности предполагает, что процессы памяти и мышления у человека остаются на уровне шестилетнего ребенка – абстрактность и творчество им недоступны;
  • высокая подчиняемость, внушаемость – этим зачастую пользуются асоциальные личности, привлекая имбецилов в криминальные группировки.

Источник: http://psi-doctor.ru/slaboumie/imbecilnost.html

Ссылка на основную публикацию