Гипотеза – это что такое, виды гипотез

Понятие гипотезы и её виды

Гипотеза - это что такое, виды гипотез

Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений.

Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой.

Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в невидимое. Неслышимое и неосязаемое.

Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями.

Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.

Специфика гипотезы – быть формой развития знаний – предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением – углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что диктуется потребностями практической жизни. Ф.

Энгельс писал в своей книге “Диалектика природы” :”Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающихся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет установлен в чистом виде закон”.

О познании каких бы явлений не шла речь – явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений.

Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений. Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке.

Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание.

Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений.

Значит, гипотеза – это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы – это не хаотический и не подсознательный, закономерный логический процесс. Построение гипотезы – это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений.

В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она – результат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения – предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания – проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающаяего.

Виды гипотез

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.

– это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека.

Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.

Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

– это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов.

Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.

– научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку. В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.

– это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования.

Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Версия в судебном исследовании – одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом. Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц, виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания.

Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д.

Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.

Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.



Источник: http://biofile.ru/bio/6292.html

Ответы@Mail.Ru: что такое гипотеза и как её сформулировать?

Гипoтeзa – пoдлeжaщee пpoвepкe нa иcтиннocть yтвepждeниe o нaличии (или oтcyтcтвии) тex или иныx пpичиннo-cлeдcтвeнныx cвязeй мeждy oпpeдeлeнными пpoцeccaми или явлeниями.

К гипoтeзe пpeдъявляютcя cлeдyющиe тpeбoвaния: oнa нe дoлжнa включaть в ceбя cлишкoм мнoгo пoлoжeний: кaк пpaвилo, oднo ocнoвнoe, peдкo бoльшe; в нee нeльзя включaть пoнятия и кaтeгopии, нe являющиecя oднoзнaчными, нe yяcнeнныe caмим иccлeдoвaтeлeм; пpи фopмyлиpoвкe гипoтeзы cлeдyeт избeгaть цeннocтныx cyждeний, гипoтeзa дoлжнa cooтвeтcтвoвaть фaктaм, быть пpoвepяeмoй и пpилoжимoй к шиpoкoмy кpyгy явлeний; тpeбyeтcя бeзyпpeчнoe cтилиcтичecкoe oфopмлeниe, лoгичecкaя пpocтoтa, coблюдeниe пpeeмcтвeннocти. Рaзличaют cлeдyющиe виды гипoтeз: oпиcaтeльныe – пpeдпoлaгaющиe cyщecтвoвaниe кaкoгo-либo явлeния (пpoцecca); oбъяcнитeльныe – вcкpывaющиe пpичины явлeния (пpoцecca); oпиcaтeльнo-oбъяcнитeльныe. Оcнoвныe этaпы пocтpoeния гипoтeз: выдвижeниe гипoтeз. Выдвижeниe гипoтeз ecть ocнoвнoй вид нayчнoгo твopчecтвa, cвязaнный c oбъeктивнoй пoтpeбнocтью в нoвoм знaнии. Пpи этoм выдвигaeмaя гипoтeзa дoлжнa быть: дocтaтoчнo тeopeтичecки нaдeжнa (пpeeмcтвeннoй c пpeдшecтвyющим знaниeм, нe пpoтивopeчить фaктaм нayки) ; oднoзнaчнo лoгичecки coглacoвaнa c пpoблeмoй и цeлью; включaть пoнятия, пoлyчившиe пpeдвapитeльнoe yтoчнeниe и интepпpeтaцию; пpилoжимa к дaнным, зaключeнным в пpeдвapитeльнoм oпиcaнии пpeдмeтa иccлeдoвaния; пpeдocтaвлять вoзмoжнocть эмпиpичecкoй пpoвepки (вepификaции) c пoмoщью пpeдмeтнo-мeтoдичecкиx cpeдcтв пoзнaния, кoтopaя oбecпeчивaeт пepexoд oт нee к тeopии и зaкoнy; фopмyлиpoвкa (paзpaбoткa) гипoтeз. Выдвинyтyю' гипoтeзy нeoбxoдимo cфopмyлиpoвaть. От пpaвильнocти, чeткocти и oпpeдeлeннocти фopмyлиpoвки гипoтeзы зaвиcят xoд и peзyльтaт ee пpoвepки; пpoвepкa гипoтeз. Дoкaзaтeльcтвo дocтoвepнocти гипoтeз cтaнoвитcя глaвнoй зaдaчeй пocлeдyющeгo эмпиpичecкoгo иccлeдoвaния. Пoдтвepдившиecя гипoтeзы cтaнoвятcя тeopиeй и зaкoнoм и иcпoльзyютcя для внeдpeния в пpaктикy. Нeпoдтвepдившиecя либo oтбpacывaютcя, либo cтaнoвятcя ocнoвoй для выдвижeния нoвыx гипoтeз и нoвыx нaпpaвлeний в иccлeдoвaнии пpoблeмнoй cитyaции.

ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположение об отдельных свойствах окружающего мира, возникающее как фактор ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира.

Если решение задачи индивиду неизвестно, то в начале формируются очень общие гипотезы, за счет проверки которых устанавливается более определенное направление поиска. В качестве общих гипотез необязательно должны быть теоретические понятия, процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез может быть интуитивными, без рефлексии логических оснований.

Как сформулировать гипотезу? Этот вопрос вызывает множество недоразумений. Некоторые соискатели считают, что их задача – продемонстрировать прозорливость и предсказать результаты исследования. Они собирают данные, находят какие- то статистические связи и затем пишут, что их гипотеза якобы и состояла в наличии этих связей. Абсолютно бессмысленное мероприятие.

Цель научного исследования – установление закономеностей. Мы догадываемся о существовании психологической закономерности либо на основе уже имеющейся теории, либо на основе житейских представлений. Правильно спланированное исследование должно позволить нам проверить предположение “на прочность” – подтвердить его или опровергнуть.

Если исследование не предполагает возможности опровергнуть гипотезу – оно спланировано НЕПРАВИЛЬНО. Следовательно – основное предназначение гипотезы не в том, чтобы продемонстрировать проницательность, а в том, чтобы выбрать верный метод исследования и собрать нужные данные.

Пример: если гипотеза состоит в том, что у мужская и женская эмоциональность отличаются, то мы должны предположить, в чем именно будут проявляться эти различия: в модальности эмоций? В силе? В продолжительности? В уровне инициирующего события? Это позволит нам подобрать измерительные инструменты, необходимые для сбора именно этих данных.

Если в процессе обработки данных мы решим выявить гендерную специфику роли эмоций в принятии решений, то у нас ничего не получится, поскольку эти данные собраны не были! Именно поэтому гипотезы должны формулироваться ДО НАЧАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ! (если только целью исследования не является ДОБЫЧА ДАННЫХ) Другое недоразумение, связанное с гипотезами в том, что соискатели путают статистическую гипотезу и гипотезу исследования. Разумеется, в психологическом исследовании гипотезы должны быть психологические. Это значит, что выявив статистически значимые различия между выборками вы должны их описать в качественных, психологических терминах и по возможности проиллюстрировать средствами визуализации – графиками и диаграммами.

ГИПОТЕЗА- отдельные предположения или догадки, к которым прибегают при построении теории или постановке эксперимента с целью проверки теории.

Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки и обоснования.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи превращаются в заблуждения и отбрасываются в случае отрицательного результата.

Что то все слишком сложно отвечают. Это предположение, которое необходимо проверить и доказать.

Шамсу ответил коротко и понятно, спасибо.

Читайте также:  Как забыть парня, которого очень любишь - советы психолога

гипотеза это предположение

гипотеза: это предложение которое проверяется и доказывается в конце проекта

Гипотеза- это предположение или догадка

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/24440698

Гипотеза: определение понятия и виды

Гипотеза – это довод о тех или иных явлениях действительности, основанный на субъективном взгляде на мир, который направляет действия индивида в определённую сторону. Если результат деятельности человеку неизвестен, то в первую очередь создаётся довольно обобщённое предположение, проверка которого позволяет скорректировать направление работы. Таково значение слова «гипотеза».

Способность предугадывать, делать прогнозы результатов будущей работы является важнейшим условием любого научного открытия. Она позволяет все рассчитать и снизить вероятность ошибок и промахов. Гипотеза исследования, если она родилась непосредственно во время написания работы, может быть доказана и частично. Если же точно известен итог, то предположение не имеет смысла.

Теперь, когда стало понятно, что такое гипотеза, можно говорить о том, как она строится. Рождение довода в голове человека – непростой процесс. Исследователь должен не только уметь создавать и обновлять знания, но и обладать следующими качествами:

  • Проблемное видение – способность представлять пути развития науки, определять её основные тенденции, связывать единичные задачи с общими. Оно складывается из имеющихся знаний и навыков, внутреннего чутья, исследовательских способностей.
  • Альтернативный характер – способность делать неожиданные выводы, находить новое в известном.
  • Интуиция. Данный термин означает бессознательный процесс, в отличие от сознательного он не основан на логических размышлениях.

Виды предположений и требования к ним

Понятие гипотезы включает два вида: первичную и научную. Первая устанавливает задачи и условия исследования. Прежде всего она используется, когда область мало изучена. Такой довод помогает лишь отобрать и систематизировать информацию, а сделанные на её основе выводы формируют условия для дальнейшего изучения и способствуют созданию реальной гипотезы.

Рекомендуем: Понятие апперцепции

Научная гипотеза основана на теории и отличается большей конкретностью от гипотезы первичной. Это довод о реальной связи между явлениями и их обоснованиями, о наличии того или иного феномена, качества или следствия. Однако разница между первичной и научной гипотезами условна – во время изучения одна переходит в другую.

Выделяют и другие виды гипотез. В зависимости от содержания предположение бывает описательным, объяснительным и теоретическим. Для экспериментальных исследований характерно первое.

Описательное суждение – это лишь соображение о практической связи между воздействием и его последствиями, изложение причин и предполагаемых выводов.

Оно приводит к догадке, что один метод будет результативнее другого, но не разъясняет его действия.

Объяснительная гипотеза отличается тем, что раскрывает причины реалии и включает их предполагаемые выводы, а также описывает критерии, при которых данные выводы неизбежны.

Теоретическое суждение – это предположение закономерного характера утверждения, которое доказывается в процессе исследования.

Она нуждается в ряде действий, свидетельствующих, что взаимодействие между причинами имеет закономерный характер.

Рекомендуем: Антиципация — это

Гипотеза как научное предположение обязана отвечать некоторым требованиям:

  • Она не может содержать несколько тезисов.
  • Довод не должен включать понятия и суждения, имеющие двусмысленное значение и не разъяснённые исследователем.
  • Излагая предположение, нельзя использовать ценностные суждения. Гипотеза должна подтверждаться фактами, проверяться и применяться к широкому кругу реалий.
  • Суждение должно быть безукоризненно стилистически оформлено, понятно, логично.
  • Оно должно отвечать теме, задачам и предмету исследования. Часто любопытные предположения бывают неестественно привязаны к теме.
  • Довод не должен уводить от темы. Если в процессе изучения выявилось много новых фактов, предпочтительнее развить предположение, нежели заранее включать в него положения, доказательство которых потребует много времени, и в итоге они не подтвердятся.
  • Суждение должно отвечать неоспоримым фактам, растолковывать их, выявлять новые. Преимущество – у того предположения, которое одинаково убедительно разъясняет больше всего фактов.
  • Гипотеза не может противоречить доказанным теориям. Если предположение всё же расходится с какими-то из них, но распространяется на более широкий круг явлений, то старые теории делаются его частным случаем.
  • Суждение должно включать способ решения проблемы, чтобы стать частью исследования.

Этапы построения и функции предположений

Довод строится в несколько этапов.

Сначала производится накопление и анализ информации, научно-практических открытий и других данных, связанных с предметом исследования, а также выдвижение предположения – нужно сформулировать гипотезу.

Затем, исходя из данного суждения, делаются выводы и проверяется его соответствие условиям научного утверждения. После этого следует умозаключение об аргументированности и состоятельности предположения.

Рекомендуем: Понятие инициативы в психологии

Следующий этап – это проверка гипотезы исследования. Доказательство предположения является основной задачей будущей практической работы. Суждения, которые были обоснованы, становятся теорией и применяются для введения в практику. Если предположение не доказано, значит, оно отбрасывается или используется как основа для новых доводов и путей изучения.

Научные исследования невозможны без гипотез.

  • Они нужны для синтеза знаний, обобщения и развития практических сведений.
  • Могут быть любым предположением, рабочим или упрощающим.
  • Суждения помогают направить ход исследования в нужное русло.
  • Предположения применяются для толкования экспериментальных сведений или других гипотез.
  • Их используют для сохранения одних гипотез при появлении новых эмпирических показателей или обнаружении несоответствия предыдущему опыту.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/gipoteza.html

Понятие гипотезы и ее структура. 58. Виды гипотез. Понятие версии

Гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Определить гипотезу можно через следующие черты:

1) гипотеза – это обязательная форма развития любого познавательного процесса. Она является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми фактами;

2) построение гипотезы обязательно должно сопровождаться выдвижением предположения;

3) данное предположение рождается на основе рассмотрения материала, на базе неоднократных наблюдений.

Гипотезы делятся на две большие группы: по познавательным функциям и объекту исследования. СО По познавательным функциям выделяют описательные и объяснительные гипотезы.

Описательная гипотеза – это предположение о том, что тому или иному исследуемому явлению присущи те или иные определенные свойства. Данные гипотезы выдвигаются с целью определения структуры предмета или особенностей его деятельности.

Среди описательных гипотез особое место занимают экзистенциальные гипотезы – гипотезы о существовании того или иного объекта.

Объяснительная гипотеза – это предположение о том, что послужило стимулом появления объекта исследования.

По объекту исследования выделяют общие и частные гипотезы.

Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека.

Данные гипотезы выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей в любое время, в любом месте.

Например: гипотеза Демокрита об атомистическом строении вещества, которая впоследствии превратилась в научную теорию.

Частная гипотеза – это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимодействиях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.

Частные гипотезы создаются для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторой под-множественности элементов данного множества. Гипотезы в области вирусологии являются частными, а не общими, потому что они выдвигаются для уяснения закономерностей отдельных, только некоторых из организмов – вирусов, а иногда даже не всех вирусов, а их отдельных разновидностей.

Также выделяют такой вид гипотезы, как единичная. Она представляет собой научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях единичных фактов, конкретных событий или явлений.

В ходе доказательства тех или иных гипотез выдвигается особый вид предположения – рабочая гипотеза, т. е.

предположение, выдвигаемое чаще всего на начальном этапе того или иного исследования и еще не ставящее задачу выяснения причины или закономерности.

Рабочая гипотеза позволяет исследователю построить определенную группировку результатов наблюдения и дать согласующееся с ними предварительное описание изучаемого явления.

Версия – одно из возможных объяснений отдельных обстоятельств преступления либо события преступления в целом.

Отличие версий от гипотез:

а) предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества, предметом версий являются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные, но имеющие отношение к расследуемому делу;

б) научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями, а версия должна быть доказана в строго установленные сроки;

в) научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна, но в судебно-следственном исследовании версия не может быть единственной;

г) при построении и проверке научной гипотезы свобода творчества ученого ограничена необходимостью использовать уже известные науке законы и средства, способы и методы познания, при построении же версий свобода следователя (суда) ограничена уголовно-процессуальным кодексом (факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов);

д) после прекращения расследования проверка версий не может производиться, решение по этому вопросу следователя (суда) считается окончательным – в науке же нет окончательных истин;

е) проверка версий затруднена множеством субъективных причин, в частности, стремлением преступника скрыть следы преступлений, проверка научных гипотез связана лишь с техническими трудностями;

ж) за окончательное решение об истинности версий на плечи следователя – судьи возлагается гораздо большая ответственность, чем на ученого (хотя в свете глобальных проблем современности ученые также ответственны за результаты внедрения своих открытий).

По объему обстоятельств исследуемого события различают общие и частные версии.

Общие версии относятся к предмету доказывания по уголовному делу в целом и содержат предположения о наличии (отсутствии) события преступления и виновных лицах.

Общие версии объясняют всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопрос: какое преступление совершено? Например, при построении следственных версий следователь должен руководствоваться следующими вопросами: а) что представляет собой данное событие? б) если это преступление, то кто виноват (кто преступник)? Первый вопрос относится к объективной стороне дела (обстановка, время события, предшествующая жизнь потерпевшего, сведения о похищенном и т. п.). Второй вопрос относится к субъективной стороне дела (присутствие того или иного лица на месте происшествия, свойства личности, профессиональные знания и способно­сти, характер преступника, мотив преступления и т. п.).

Частные версии относятся к отдельным сторонам и элементам предмета доказывания и содержат предположения об отдельных сторонах исследуемого события, объясняют особенности и происхождение отдельных обстоятельств преступления, отдельных фактов (например, о мотиве преступления, его месте, времени, орудии).

Деление версий на общие и частные – довольно условно, так как частные версии неразрывно связаны с общей. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии; общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий и является основой планирования расследования преступлений.

По характеру деятельности, связанной с установлением истины по делу, различают следственные, судебные, розыскные и экспертные версии.

Следственные версии – такие, которые выдвигаются при расследовании события, имеющего признаки преступления, в случае возбуждения уголовного дела.

Субъектом построения версии может быть только должностное лицо, ведущее расследование: следователь, прокурор, дознаватель и т. п.

После окончания проверки следователь формулирует «доказанное обвинение», для суда оно является «версией обвинения», которую необходимо обосновать (или опровергнуть) в процессе судебного разбирательства.

Судебные версии («версии обвинения») – предположения суда об обстоятельствах рассматриваемого события-преступления, способе его совершения, о виновном лице и т. д. Специфика судебной версии состоит в том, что суд не ограничивается «версией обвинения», а наряду с ней обязательно проверяет и прямо противоположную версию (контрверсию).

Суд проверяет также, были ли исследованы до конца все вытекающие из обстоятельств дела версии, противоречащие выводам следствия (в частности, версии, основанные на показаниях всех участников производства по делу).

Читайте также:  Признаки измены жены - как узнать изменяет ли жена с точностью

Характер достоверного объяснения фактов, составляющих предмет доказывания, приобретает лишь та версия, которая объективно подтверждена в ходе следственной и судебной проверки и полностью исключает все другие объяснения.

Розыскные версии выдвигаются оперативными работниками в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по поводу местонахождения скрывшегося преступника, похищенных вещей, без вести пропавших людей и т. п.

Экспертные версии выдвигаются специалистами из различных областей знания (экспертами) в процессе выяснения обстоятельств расследуемого события. В качестве экспертов могут выступать судебные медики, баллисты, автотехники, психологи и др.

Помимо изучения следов и иных объектов обстановки места происшествия эксперты дают заключение по результатам анализа всего комплекса ситуативных факторов: физическое и психическое состояние участников происшествия, время суток, освещение и т.

д.

По обоснованности и логической взаимосвязи версии подразделяются на основные и контрверсии. Основные версии создаются на основе фактического материала, которым располагает следователь по данному делу.

Контрверсии – логическое отрицание основной версии. Например, основная версия: кражу в магазине совершил разнорабочий Гусев; контрверсия: кражу совершил кто-то другой.

Контрверсии гарантируют объективность расследования, предо­храняют его от односторонности и субъективности.

Источник: https://cyberpedia.su/5xbc04.html

Гипотеза – понятие, виды, для чего нужны гипотезы

Многие знания являются первоначальными гипотезами, которые выдвигались учеными для их подтверждения или проверки.

Если рассматривать понятие гипотезы, то можно понять, что она является предположением или догадкой человека, который рассматривает конкретное явление или характеристику предмета.

Под гипотезой подразумевается некое утверждение, которое человек выдвигает в адрес неизученного явления. Поскольку изучать можно что угодно, существует несколько видов гипотез.

Когда человек чего-то не знает, но постоянно сталкивается с определенным явлением или предметом, он желает его изучить. Это вполне нормально для человеческого ума, который чувствует себя спокойным только тогда, когда окружающие его явления ему понятны и имеют логические доказательства.

Чтобы начать что-либо изучать, человек должен заметить то, что ему непонятно, после чего начать выдвигать предположения, почему случается то или иное явление, как оно развивается, как устраняется, на что направляется и т. д.

Человек сначала выдвигает свои соображения на счет того, что пока не изучено. После чего происходит процесс доказывания или опровержения выдвинутой идеи.

Теперь человек должен подтвердить, что его мнение оказалось правильным и всегда работает, либо опровергнуть, найти особые условия возникновения того или иного явления, его изменчивости и пр.

Интернет-журнал psytheater.com обращается к мудрости ученых: ни одно знание не может быть сформировано без гипотезы, и не каждая гипотеза является абсолютно доказанной. Другими словами, человеку нужно сомневаться даже в тех знаниях, которыми он обладает, поскольку в мире можно найти опровержение уже доказанному явлению.

Даже точные науки не полностью доказывают те или иные явления. Несомненно, знания, которые приобретаются детьми в школах, имеют свою доказанность. Но верить в их исключительную истинность и неизменность не следует. Любое знание может быть подвергнуто сомнениям и опровергнуто другими доказательствами.

Не верьте знаниям безоговорочно. Сомневайтесь в тех знаниях, которые вы получаете из книг, журналов, научной литературы. Более того, проверяйте в действии те знания, которые вы получаете.

Самым легким примером того, как людей «пичкают» ложными знаниями, являются учебники по истории вашей страны и других государств.

Чем дольше вы живете, тем больше получаете новой информации и доказательств того, что то, что вы раньше знали из истории в школьные годы, является неправдой.

Точно такой же подход используйте и с прочими знаниями. К примеру, все женщины не раз сталкивались с тем, что современные крема, шампуни и мази по уходу за телом и волосами не дают того эффекта, который пишется на баночках.

Существует множество народных средств, которые якобы тоже должны помогать в поддержании своей молодости и красоты. Но и они зачастую являются неэффективными. Соответственно, вам дают ложную информацию, то есть обманывают.

Знания полезны и важны всем людям. Но если вы не хотите стать марионеткой в руках людей, которым выгодно вас на что-то запрограммировать, сомневайтесь в получаемой информации. Вам о чем-то говорят, принимайте во внимание, но проверяйте полученные знания.

Ведь многое из того, что людям рассказывается, является неправдой, направленной на то, чтобы людей отвлечь, направить в ложном направлении, запугать или вызвать определенные реакции, которые на самом деле необоснованные. Сомневайтесь в том, что познаете, до тех пор, пока не проверите свои знания на практике.

Проверяйте, чтобы понимать, какие знания правильные и какие ложные.

Что такое гипотеза?

Но вернемся к тому, с чего начинаются все знания – к гипотезе. Сначала ученые выдвигают гипотезу, чтобы потом сделать ее знанием или опровергнутой гипотезой. Что это такое? Гипотеза – утверждение в виде догадки или предположения, которое требует объяснения.

Она возникает в любой сфере жизни человека, где человек пока не обладает знаниями и не может объяснить конкретные явления.

Гипотеза выдвигается в адрес объекта, явления или конкретной характеристики, причины возникновения или устранения, что потом требует доказательств и изучения.

Поначалу гипотеза не является истинной или ложной. Нужно провести эксперименты, посмотреть на явление в естественных условиях, проследить все изменения, найти все веские доказательства или опровержения, чтобы прийти к тому, что гипотеза превращается в истинное знание или ложное предположение.

Если гипотеза была опровергнута, она не забывается, а остается в истории изучения конкретного явления.

Причиной такого подхода становится то, что ложная гипотеза базируется на реальных и доказанных факторах, просто ее нужно изменить, скорректировать, дополнить, чтобы она стала истинным знанием.

Просто так гипотезы не возникают у человека в голове, поэтому опровергнутое знание требует пересмотра, корректировки и доведение его до истинного.

Процесс достаточно прост:

  1. Сначала у человека в голове появляется идея – гипотеза. Он предполагает или по-своему объясняет некоторое явление.
  2. Затем проводятся исследования и эксперименты, которые должны доказать или опровергнуть гипотезу.
  3. Делаются выводы на основе полученных результатов.

Даже если гипотеза была опровергнута, она все равно становится подспорьем для выдвижения новой гипотезы. Ее просто корректируют, дополняют, видоизменяют.

Если гипотеза была доказана, то она превращается в знание. Однако не каждое знание является абсолютным. Возможно нахождение опровержений, которые подвергают сомнениям истинное знание. Поэтому даже знания могут оказаться в некоторых (не во всех) ситуациях ложными.

Гипотеза может быть:

  1. Общенаправленной или частной.
  2. Поверхностной или глубокой.
  3. Касаться конкретных характеристик или рассматривать предмет в целом.
  4. Относиться к одной области знаний или совмещать несколько наук.

Гипотеза – научно-теоретическое знание, которое требует своего доказательства. Гипотеза выдвигается ученым, который сталкивается с определенными явлениями или предметами, за которыми замечает конкретные характеристики, пока еще не имеющие своего объяснения. Там, где у человека возникают вопросы, появляются и гипотезы.

Только если у ученых гипотезы являются знанием, которое нужно доказать или опровергнуть путем исследований и экспериментов, то у простых людей идеи и мысли, которые на индивидуальном уровне возникли в голове, часто воспринимаются человеком как истинное знание, инсайт, познание истинного, поэтому он даже не опровергает свою идею, считая ее правильной во всех вариантах.

Знание сначала является гипотетическим, то есть всего лишь предположением, которое объясняет причины, связи, характеристики и явления.

Затем наступает период многочисленных исследований и экспериментов, наблюдений и прочих процессов, которые должны подтвердить или опровергнуть гипотезу. Если гипотеза оказалась неполной, тогда ее корректируют.

Если она вообще не имеет под собой никаких оснований для возникновения, тогда от нее полностью отказываются.

перейти наверх

Виды гипотез

Гипотеза бывает таких видов:

  1. Теоретическая – когда нужно устранить противоречия и отнести гипотезу к определенной теории.
  2. Эмпирическая – когда истинность гипотезы нужно доказать.
  3. Описательная – когда рассматриваются характеристики конкретного объекта. Также она включает экзистенциальную гипотезу – рассмотрение существования чего-либо, например, гипотеза о наличии Атлантиды.
  4. Объяснительная – когда рассматриваются связи и причины развития конкретных явлений.
  5. Общая – когда рассматриваются явления, затрагивающие жизнь в целом.
  6. Частная – рассматриваются характеристики конкретных предметов или даже одного объекта.
  7. Рабочая – когда гипотеза только выдвигается и находится на стадии опровержения или доказательства.
  8. Гипотеза, опирающаяся на реальность.
  9. Научно-экспериментальная.
  10. Экспериментальная.
  11. Статистическая – рассматриваются параметры, которые применяются для доказываний или исследований.

перейти наверх

Будьте в итоге сомневающимися?

В современном мире самой лучшей стратегией выстраивания отношений является постоянное сомнение в правдивости собеседника. Особенно это касается людей, с которыми только что произошло знакомство. Лучше не доверять окружающим, чем поверить в их безграничную доброту и в результате попасть в неприятную ситуацию.

Современный человек без усилий может обмануть собеседника. Этому люди обучаются с самого детства, когда понимают, что их родители определенным образом реагируют на те или иные слова. Ребенок привыкает говорить родителям то, что они хотят услышать, что перерастает в привычку аналогичным образом общаться с окружающими.

Вы можете быть не исключением и заметить за собой привычку в определенных случаях прибегать ко лжи. По осознанным и неосознанным причинам человек начинает лгать, понимая, что делает. Даже в этом случае он не останавливается, поскольку ложь приносит ему больше выгоды, чем правда.

Все лгут или просто ошибаются. Есть люди, которые обманывают и понимают, что делают плохо, из-за чего потом раскаиваются. А есть те, кто лжет и не испытывает сожаления о содеянном. Знайте, что практически каждый, с кем вы общаетесь, лжет, особенно если вы знакомы друг с другом недавно.

Следует отметить одну значительную особенность того, когда человек все-таки говорит правду. Какой бы ни была истина, как бы ни ранила, она вызывает уважение у собеседника, которому говорится.

Вы можете обижаться за услышанную правду, но вместе с тем у вас появится уважение к человеку за отсутствие страха раскрыть истину, какой бы горькой она ни была, и поставить в опасность ваши отношения. На правду все реагируют по-разному: одни люди благодарны за то, что им сказали, другие – обвиняют говорящего во всех грехах.

Сказать правду порой становится опасным, особенно для взаимоотношений. Тот, кто не рискует и не говорит ее, не получает уважения. Удивительным образом горькая истина является средством подсознательного уважения к тому, кто ее рассказал.

Источник: http://PsyTheater.com/gipoteza-vidy.html

Что такое гипотеза?

Мы часто встречаемся с термином гипотеза и сами иногда используем слово в собственном лексиконе. Но точно ответить на вопрос, что оно означает, сможет не каждый. Каково значение слова и почему “гипотезу” необходимо выдвигать, доказывать и подтверждать.

1

Гипотеза – это способ познания

Человек – представитель высшего класса животного мира наделен сознанием: способностью рассуждать, искать истину, пытаться осмыслить явления, не имеющие научной трактовки.

Его интересуют процессы, и события, происходящие в окружающей его действительности.

Стараясь найти им объяснения, он собирает факты, систематизируя их, проводит аналогию между похожими явлениями, выдвигает собственные умозаключения, предположения, догадки, которые в научном мире называются гипотезами, нуждающимися в доказательстве.

Если гипотезу удается обосновать, посредством научного метода и путем эксперимента, она становится теорией. Если она не находит научного подтверждения ее называют ложной гипотезой. Если гипотезу сложно доказать и опровергнуть она относится к разряду острых проблем.

2

Виды гипотез по объекту исследования

Общая гипотеза основана на научных данных, охватывает большой пласт явлений связанных с жизнью,  общественным развитием, природой, Вселенной и Галактикой. Как правило, общая гипотеза в дальнейшем находит научное подтверждение и становится теорией. Например:

  1. Гипотеза Демокрита и М. В. Ломоносова об атомном строении веществ нашла подтверждение и стала теорией.
  2. Современная биохимическая теория А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле имеет научное обоснование. Существуют другие гипотезы, которые не нашли подтверждение, но и полностью не отвергнуты:
  • самозарождение живых существ
  • креационизм – божественное начало всего живого
  • панспермия – космическое происхождение жизни на земле в результате попадания в ее атмосферу, почву и воду бактерий, спор животного и растительного происхождения.

Частная гипотеза охватывает определенный раздел науки или рассматривает одну сторону события и явления, например:

  • В медицине существует несколько версий возникновения у человека иммунодефицита.
  • Гипотеза наследственного или вирусного происхождения онкологических заболеваний.
  • Микробиологи сформулировали гипотезу о происхождении вируса.
  • В юриспруденции: ограбление квартиры – это общая гипотеза, а варианты проникновения в квартиру преступников – частная гипотеза.

Единичная гипотеза затрагивает частный случай или явление:

  • Американские геронтологи предположили, что люди, проживающие в квартирах на верхних этажах, старятся быстрее, чем на нижних этажах.
  • Врач выдвигает предположение, о болезни пациента основываясь на его жалобы.
  • Оценщик драгоценностей “на глаз” определяет их стоимость.

3

Гипотеза научная и рабочая

Научная гипотеза – опирается на уже существующие исследования и доказательства, при этом не должна их опровергать и идти с ними вразрез (хотя, нельзя утверждать на 100%, что эти доказательства не являются ложными). Гипотеза подтверждается экспериментальным путем и в ходе проверки должна опираться на установленные научные факты и теории, не требующие доказательств.

Рабочая гипотеза возникает первоначально на исследовательском этапе работы, путем систематизации и объединения фактов, доказательств, наблюдений. Судьба рабочей гипотезы двоякая – она может стать научной гипотезой или замениться на другую версию и прекратить свое существование.

4

Гипотеза по содержанию

Описательная гипотеза – это догадки и предположения о физических и химических свойствах и структуре предметов, объектов. Теория волнового движения света стала результатом исследования светового потока, его описания и характеристики.

Объяснительная гипотеза выдвигается на основе объяснения происходящих в данный момент или происходивших ранее событиям, или явлениям. Рассмотрим гипотезу о гибели динозавров, мамонтов, голосеменных растений.

Объяснительная гипотеза строится на основе археологических находок и останков растений и древних животных в вечной мерзлоте или скелетов и окаменелостей.

Определяется научным путем возраст представителей древнего мира, в какую эру и эпоху жили (эра и эпоха – это тоже гипотезы).

Гипотеза играет важную роль в познании окружающего мира. Человек старается объяснить происходящие события и явления, ищет правильный ответ, в ходе своих изысканий делает попутно новые открытия и выдвигает новые гипотезы. Финальным аккордом гипотезы становится теория.

Источник: http://SovetClub.ru/chto-takoe-gipoteza

Понятие и виды гипотез

Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Характерные черты гипотезы.

(1) Гипотеза — это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза.

Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда имеет ослабленную эпистемическую модальность: является проблематичным суждением, в котором выражено неточное знание.

Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и вызывающее сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположения раздается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений.

Важную роль в возникновение плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности фантазия исследователя.

Однако научная гипотеза — это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы рационально обоснованное принятое предположение.

Завершающий этап познания — проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знаний или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: (1) описательные и (2) объяснительные.

(1) Описательная гипотеза — это предположение о присущий исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопроси «Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?»

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявлений состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функционалных характеристик объекта.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называют экзистенциальными гипотезами.

(2) Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов.

Последняя ступень — построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.

Последовательное усложнение гипотез в процессе познания — о существовании, о свойствах, о причинах — отражение присущей процессу познания диалектики: от простого — к сложному, от внешнего — к внутреннему, от явления — к сущности.

2. По объекту исследования различают гипотезы: (1) общие и (2) частные.

(1) Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знании. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2) Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотез о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, и позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им  первоначальное объяснение.

Специфика рабочей гипотезы — в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов.

Версия

В историческом, социологическом или политологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

(1) Общая версия — это предположение, объясняющее все преступления в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает не на один, а на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств дела.

(2) Частная версия — это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Будучи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и происхождение этих обстоятельств.

Источник: http://blogyka.ru/shpargalki-po-disczipline-qlogikaq/33-voprosy-dlja-podgotovki-k-jekzamenu/692-ponjatie-i-vidy-gipotez.html

Гипотеза и её виды

Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию предметов и явлений объективного мира всœегда предшествует длительная работа по осмыслению многочисленного фактического материала.

Эта мыслительная деятельность всœегда сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений относительно действительных причин наблюдаемых явлений.

Существенная роль в данном процессе возникновения новых знаний принадлежит гипотезе, которая представляет собой научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определœенных явлений.

Научно обоснованные предположения выдвигаются в тех случаях, когда причину изучаемого явления трудно и невозможно обнаружить с достоверностью. Для вероятного объяснения причин этих явлении и создается гипотеза. Гипотеза является формой развития знания.

Без неё невозможен переход от незнания к знанию в любой области науки и практической деятельности. Любая гипотеза имеет исходные данные и конечный результат рассуждения – предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению.

Завершающий этап познания – проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Учитывая зависимость отстепени общности различают гипотезы общие и частные.

Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Будучи доказанными, они становятся научными теориями.

Частная гипотеза – ϶ᴛᴏ обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Наряду с общими и частными в науке используется термин ʼʼрабочая гипотезаʼʼ. Рабочая гипотеза – ϶ᴛᴏ предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования.

Оно непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением позволяющим сгруппировать результаты наблюдений в определœенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

Построение, проверка и способы доказательства гипотез. Исходным пунктом любого направленного исследования, как уже было сказано, является проблема. Поиск путей решения проблемы приводит исследователя к выдвижению какой-либо идеи – первоначального предположения.

С момента зарождения первоначального предположения и начинается процесс формирования гипотезы. Это предположение зачастую рождается в форме догадки, однако это не значит, что оно возникает из ничего.

Оно есть результат, во-первых, анализа отдельных фактов и отношений между ними, а, во-вторых – результат синтеза фактов.

Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования, ᴛ.ᴇ. отсутствие предвзятости и всœесторонность исследования.

Гипотеза в науке считается состоятельной, в случае если удовлетворяет следующим требованиям:

1) гипотеза должна быть непротиворечивой, ᴛ.ᴇ. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису;

2) гипотеза должна быть принципиально проверяемой;

3) гипотеза должна быть приложима ко всœему классу исследуемых объектов;

4) гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной;

5) гипотеза должна быть простой, ᴛ.ᴇ. такой, которая не требует ввода всœе новых и новых гипотез или допущений при увеличении числа наблюдений и повышений их точности.

После того как гипотеза выдвинута наступает второй этап – этап её проверки. Превращение гипотезы в достоверное знание можно получить в следующих случаях:

1) когда описываемая гипотезой причина исследуемого явления, становится доступной прямому наблюдению;

2) если положения, составляющие её основное содержание, бывают выведены в качестве следствий из достоверных посылок;

3) методом исключения (строятся всœе возможные гипотезы, а затем поочередно проверяется каждая и показывается, что всœе они, кроме одной, являются ложными);

4) выведением следствий из гипотезы и их последующим подтверждением;

5) внутренней перестройкой теории, в рамках которой она выдвинута.

Выдвижение и проверка гипотез являются закономерностью развития любой науки.

При переходе от гипотезы к теории в одном случае превращение гипотезы в достоверное знание обогащает уже имеющуюся теорию новым достоверным законом, положением или расширяет её предметную область, а в другом – подтверждение гипотезы означает появление новой достоверной теории в достаточно широко разработанном виде. Формирующиеся и постоянно развивающиеся теории служат основой для выдвижения новых гипотез и, следовательно, создания новых теорий.

Источник: http://referatwork.ru/category/regiliya/view/414006_gipoteza_i_ee_vidy

Ссылка на основную публикацию