Гендерные стереотипы и роли – их влияние на поведение, примеры

Гендерные стереотипы. Исследования гендерных стереотипов :

Гендерные стереотипы и роли - их влияние на поведение, примеры

Стереотип поведения – вещь обоюдоострая. Он определяет не только ожидания окружающих, но и корректирует непосредственно поведение субъекта. Не выделяться, не выпадать из общей нормы, быть таким, как нужно, быть правильным – стимул, достаточно сильный для того, чтобы всю жизнь играть навязанную обществом роль, а со временем даже забыть, что это не маска, а лицо.

Проблема гендерных стереотипов в обществе

Сейчас гендерные стереотипы обычно упоминаются в связи с дискриминацией по половому признаку. И это довольно плохо, потому что создает неправильное представление о проблеме. Беда стереотипов не в том, что они создают неправильное представление о женщинах, тем самым обеспечивая почву для дискриминации.

Проблема намного обширнее.

Подобные устоявшиеся представления одинаково искажают мнение как о женщинах, так и о мужчинах, загоняя людей в узкие рамки норм и правил, навязывая им определенный способ действий.

Мягкий, чувствительный мужчина наверняка столкнется с большой долей негатива именно потому, что его поведение отличается от предписываемого. Вот только дискриминацией это почему-то никто не считает.

Мужские роли, женские роли

Гендерные стереотипы существуют столько же, сколько существует человечество. Наверняка они менялись: вряд ли во времена матриархата представления о роли мужчин и женщин в социуме были одинаковыми.

И даже сейчас некоторые народности, живущие достаточно изолированно, искренне удивляются, когда им рассказывают о том, что пол определяет не только физическую силу, но и характер, образ мышления.

Четкое гендерное разделение ролей – прерогатива больших социальных групп, которые могут себе это позволить.

А если каждое копье, каждый меч на счету, если нужны рабочие руки, кому бы они ни принадлежали – мужчине ли, женщине ли – тут уже не до предрассудков.

Но это скорее исключение, чем правило. Наша культура унаследовала традиционную сепарацию мужского и женского начала, строгое разделение на мягкое и жесткое, активное и пассивное, инь и ян.

Еще философы Древней Греции писали о различиях между мужчинами и женщинами, наделяя их диаметрально противоположными чертами.

Мужчина – сильный, активный, разумный, логичный, властный, женщина – слабая, пассивная, эмоциональная, подверженная порывам, покорная. И эти представления о психологии полов оказались на удивление устойчивыми.

Шли века, один государственный строй сменял другой, менялись традиции и правила, этикет и религия. Но гендерные стереотипы оставались незыблемыми, как скалы.

Даже сейчас, когда никого не удивляет ни право женщины на работу, ни ее право избирать и быть избранной, традиционная формула «Мужчина – голова, женщина – шея» по-прежнему в ходу. И вреда от этого больше, чем пользы.

Стереотипы в действии

Впервые проблемой гендерных стереотипов заинтересовались в 70-х годах прошлого века. Тогда ученые задались вопросом о том, насколько соответствует истине то, что всем кажется очевидным фактом. Почему все уверены, что дела обстоят именно так? Это результат объективного положения вещей или просто предубежденность?

Первые исследования гендерных стереотипов выявили любопытную закономерность.

В результате проведенных опросов выяснилось, что мужчины априори считаются более компетентными и профессиональными, их успехи объяснялись высоким уровнем знаний и хорошей подготовкой, а карьерный рост оценивался как естественное следствие таких преимуществ.

В то же время женщины, по мнению опрашиваемых, либо добились успеха случайно, либо специально стремились занять более высокую ступеньку в социальной или профессиональной иерархии, прилагая к этому дополнительные усилия. Именно так проявляли себя гендерные стереотипы.

Примеры таких искажений восприятия весьма многочисленны. Во время эксперимента наблюдателям предлагали оценить уровень подготовки студентов. При одинаковой компетентности ответы мужчин всегда оценивались выше, чем ответы женщин, хотя фактически разницы не было.

Необъективность как норма

Впрочем, у этого социального феномена есть и обратная сторона. Тот же эксперимент с опросом студентов показал, что если отвечающие одинаково некомпетентны, то наблюдатели склонны завышать оценки именно женщинам, находя мужчин по сравнению с ними менее знающими.

Предъявляя к сильному полу завышенные требования, социум предоставляет им фору, но жестче судит за любой промах. Это оборотная сторона медали. Говоря о том, что современные гендерные стереотипы ущемляют женщин, нельзя игнорировать и тот факт, что они также ущемляют и мужчин. Просто необъективность проявляется в оценке других факторов.

Если женщине социум с трудом прощает успех, то мужчине никогда не простят провала. Социальные стереотипы требуют, чтобы юноша одерживал победу за победой, в любом другом случае он будет признан неудачником.

Стереотипы с точки зрения этологии

Самое необычное в сложившейся ситуации то, что и мужчина, и женщина действительно по-разному видят мир. Эти отличия не кардинальны, но они есть. У любого биологического вида поведение самцов и самок разнится.

Причем различия эти находятся совсем не там, где их предполагают найти стереотипы. Примеры тому многочисленны. Скажем, легендарная тестостероновая агрессивность самцов.

В отношении гомо сапиенс именно этим оправдывают склонность мужчин к насилию.

На самом деле внутривидовые бои носят скорее показательный характер, их назначение всего лишь привлечь внимание самки, а не уничтожить противника. Это такая же демонстрация, как токование у тетеревов или ритуальные танцы у журавлей. В противном случае самцы просто перебьют друг друга – и популяция вымрет.

Борьба за лидерство выглядит совсем иначе. Здесь все определяет не столько физическая сила и агрессивность, сколько интеллект и сила воли. Здоровый, злобный и тупой – не лучшие качества для лидера.

Особенно хорошо это видно на примере популяций, чье выживание напрямую зависит от совместных скоординированных действий. Собаки, волки, широко всем известные сурикаты. И в таких популяциях лидер-самка – не редкость.

Но то, что естественно в природе, гендерные стереотипы с негодованием отвергают.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе.

Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий – мужчина, а ведомый – женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции.

А уж половая принадлежность лидера – факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров – так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

Причины возникновения стереотипов

Почему же возникли гендерные социальные стереотипы? Теорий на этот счет существует много.В качестве причин ученые называли и социальные факторы, и экономические, и исторические.

Самая распространенная теория гласит, что по мере усложнения хозяйственных процессов все большее значение приобретала грубая сила, которой обладали именно мужчины.

Если в первобытном обществе функции, выполняемые обоими полами, были равно важны, то при переходе к оседлости и культурному земледелию именно мужчины стали выполнять активную функцию.

Строительные работы и занятие сельским хозяйством требовали приложения значительной силы. То же касалось и военных конфликтов, которые приобрели организованную форму, перестав быть просто столкновением двух кочующих племен.

В подтверждение этой теории говорит тот факт, что именно в конце 20 века, когда автоматизация производства нивелировала значение физической силы, гендерные стереотипы в современном обществе подверглись ревизии.

Мужчина: миф и реальность

Если ученые, придерживающиеся такой версии, правы, гендерная сегрегация на том этапе развития была вполне оправдана. Больше шансов на выживание у того племени, в котором больше сильных боеспособных мужчин.

И абсолютно логично, что именно эти качества культивировались, насаждались в ходе воспитания. Стереотипы о мужчинах знакомы всем. Сильный, уверенный, активный, рассудительный, прирожденный боец и лидер, кормилец семьи.

Качества очевидно хороши. Человек, обладающий всеми этими достоинствами – это же просто помесь Кларка Кента, Альберта Эйнштейна и Александра Македонского. Вряд ли найдется кто-то, кому не хотелось бы стать таким совершенством.

Беда в том, что реальный мужчина редко соответствует заданным стандартам. И, пытаясь дотянуться до идеала, наживает невроз, гастрит и хроническую депрессию. Не справляешься с ролью кормильца? Неудачник. Физически неразвит? Неудачник.

Не можешь сделать карьеру? Конечно же снова неудачник!

Мальчика с детства учат держать эмоции при себе, не плакать и не жаловаться. А потом оказывается, что единственный способ справиться с сильными эмоциями для мужчины – это алкоголь. Все другие ведь под запретом. Настоящий мужик не плачет в жилетку, он пьет и решает свои проблемы сам. Подобный стереотип поведения вряд ли может считаться конструктивным.

Чего ждут от женщины

То же касается и женщин. Образ «хорошей девочки» тоже сам по себе неплох. Доброжелательная, неконфликтная, общительная, сочувствующая. Заботливая мать и жена, трудолюбивая хозяйка.

Наверняка в реальности такая женщина произведет самое благоприятное впечатление на окружающих, и это будет абсолютно справедливо. Карьерные устремления – это, конечно, хорошо, но не они отличают хорошего человека от плохого.

Если девочка ощущает себя именно такой, если ей легко и комфортно в рамках этих представлений – что ж, значит, ей повезло. Ее внутреннее самоощущение и стереотипы о женщинах не будут вступать в противоречие.

Проблемы возникают тогда, когда девочка заданным стандартам не соответствует. В этом случае объективно хорошие, полезные качества – напористость, активность, решительность – подавляются и воспринимаются исключительно в негативном ключе.

Стереотипы – причина необъективности

Именно такая двойственность трактовок и оценок и выступает в качестве основного разрушительного фактора. Формирование стереотипов предполагает, что одно и то же поведение оценивается по-разному в зависимости от того, кто именно совершает действие, мужчина или женщина.

Плачет девушка? Она просто очень ранимая и чувствительная. Плачет парень? Хлюпик и слабак. Девушка спорит и отстаивает свое мнение, не соглашаясь на компромисс? Склочная стерва. То же самое делает парень? Он просто уверен в себе и решителен.

Источник: https://www.syl.ru/article/167383/new_gendernyie-stereotipyi-issledovaniya-gendernyih-stereotipov

Что такое гендерные стереотипы: примеры и влияние на социум

Общение с другими людьми

Гендерные стереотипы являются неотъемлемой частью современного общества. Они могут касаться как женского пола, так и мужского, затрагивая самые разнообразные сферы деятельности.

Важно бороться с эти явлением, препятствовать его распространению, так как любые стереотипы — это дискриминация отдельно взятых людей в конкретных ситуациях, появление неправильных и пустых выводов о половых принадлежностях в целом, а также неконструктивной критики и напрасных упреков.

Гендерный стереотип (половой, принадлежащий к тому или иному роду) — это распространенное, обобщенное, часто утрированное понятие, которое касается поведенческих особенностей, интеллектуальных способностей, знаний и умений мужчин либо женщин. Под термином подразумевается, что отдельно взятая личность в силу своих биологических, анатомических особенностей повторяет определенный, выработанный большинством стиль поведения.

Если приводить примеры, наиболее часто девушкам либо молодым людям приписывают какие-то когнитивные, умственные либо поведенческие особенности.

Обычно в обществе считают, что мужчина должен быть сильным, эмоционально устойчивым и храбрым, а женщина — хрупкой, слабой, нежной.

Если представитель мужского пола (иначе называемого «сильным») плачет прилюдно — это воспринимается как что-то не соответствующее норме. Если же плакать начнет девушка, это не будет воспринято так же агрессивно или непонятно для большинства.

Также стереотипы могут отражаться и на внедрении конкретной личности в какую-либо социальную группу.

Например, если девушка, обладающая достаточной квалификацией, знаниями, способностями и талантами, придет устраиваться на «мужскую» должность, ей могут оказать в получении рабочего места по причине влияния выработанных в данном обществе гендерных стереотипов.

А мужчина, который имеет меньший трудовой стаж и хуже разбирается в данной профессиональной сфере, будет принят, так как он представитель другого пола, более подходящего на конкретную должность.

То же самое касается СМИ (средств массовой информации), рекламы, современного спорта, искусства и иных сфер жизни.

Стереотипы по признаку гендера происходят от ролей, ранее распределенных в обществе. Издревле было принято, что женщина — хранительница очага, хозяйка, воспитательница детей, а мужчина обеспечивает семейство финансово и выполняет особо тяжелую физическую работу.

Исследования в этой области делятся на два основных типа — мужские и женские. Но бинарная гендерная система не универсальна, и по факту в разных странах мира существует более двух гендерных ролей.

Некоторые люди меняют гендер по мере взросления и выхода из пубертатного периода, а некоторые игнорируют его совсем, не считая, что это важно для их сосуществования в социуме.

То есть девушка способна просить обращаться к себе в мужском роде, парень может не определять себя как мужчину или женщину и тому подобное.

По мере развития общества стигмы, клише и стереотипы могут видоизменяться, исчезать и формироваться снова.

Важно бороться с гендерными стереотипами, чтобы сформировать здоровую атмосферу в социуме, включающую:

  • Равные условия труда и оплату. И мужчины, и женщины должны иметь право на то, чтобы реализовываться в интересных для них сферах деятельности. В особых случаях на работу не берут людей, неподходящих по физиологическим параметрам, но обычно отказы совершенно необоснованны.
  • Отсутствие общественного неодобрения. В среднестатистической паре, состоящей из девушки и юноши, может сложиться такая ситуация: супруг захочет воспитывать детей и вести хозяйство, а его жена — работать и обеспечивать семью. Часто люди сталкиваются с осуждением, непониманием, насмешками, хотя по факту их желания и распределение обязанностей абсолютно нормальны, поскольку удобны для обеих сторон.
  • Искоренение предвзятости в отношении конкретной личности только по причине его или ее пола. Этот пункт касается тех людей, которые выделяются своей внешностью, характером либо чем-то еще. В пример можно привести то, что мужчины редко используют косметику, не посещают косметические салоны, не интересуются одеждой или аксессуарами, полагая, что это «только для женщин». Если же юноша открыто и не стесняясь проявляет заинтересованность чем-то из вышеперечисленного, на него начинают давить психологически.
Читайте также:  Речевое общение - виды, этикет, особенности, речевые средства

Важно не поддаваться влиянию стереотипов по признаку гендера и правильно истолковывать данное определение другим людям.

При общении с человеком, мыслящим предубеждениями, необходимо обратить особое внимание на то, все мужчины и женщины абсолютно разные, они не обязаны соответствовать чьим-то представлениям о них.

Также нужно пояснить, что анатомические особенности, различия девушек и парней хоть и существенны, но не отличают их кардинально.

Иногда у человека может произойти изменение стереотипов. В психологии существует такой термин, как внушаемость. Большинство неосведомленных людей соглашаются с доводами, опровергают собственные слова.

У них закрепляются мысли о том, что все мы разные, вне зависимости от пола и гендера.

Другие же могут продолжать спорить, опираясь на свой жизненный опыт, общие представления о мире, нежелание признавать свою неправоту.

Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/other-people/gendernye-stereotipy.html

Гендерные стереотипы

То, что мужчины и женщины очень разные, хорошо известно. Но зачастую эти различия действуют не по принципу «противоположности притягиваются», а совсем наоборот. Во многом взаимопониманию мешают гендерные стереотипы. Это определенные модели поведения, устойчивые образы-символы, навязываемые представителям разных полов общественным мнением.

Гендерные роли и стереотипы

По мнению ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Так, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома.

А женщина – мать, хранительница очага, воспитательница. Однако на современном этапе произошли изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей.

Прекрасные дамы научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения. А многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки, переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг.

И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

Примеры гендерных стереотипов

Наиболее распространенными гендерными стереотипами в современном обществе являются:

  1. Мужчины – это сильный пол, а женщины – слабый (хотя уже давно доказано, что дамы могут быть более устойчивы и психически, и физически).
  2. Представители сильного пола не должны плакать (хотя слезы – это естественная реакция живого организма).
  3. У мужчин более высокий интеллект (просто у женщин более развито полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу).
  4. Незамужняя женщина – неполноценная (Одинокие дамы сегодня – далеко не редкость и они ни в коем случае не считают себя несчастными или ущербными).
  5. Главное предназначение женщины – семья и дети, мужчины – карьера (многие дамы сегодня успешно справляются и с тем и с другим, а многие мужчины предпочитают быть хорошими папами и мужьями, а не покорителями карьерных Эверестов).

Стоит отметить, что сильное влияние оказывает на гендерные стереотипы и реклама. С легкой руки этой индустрии в массовом сознании закрепились следующие социальные роли-символы:

  1. Женские – городская кокетка, образцовая жена, деловая женщина, соблазнительница.
  2. Мужские – искатель приключений, мачо, соблазнитель, успешный бизнесмен, «вечный мальчик», спортсмен, образцовый семьянин.

Источник: https://womanadvice.ru/gendernye-stereotipy

Гендерные стереотипы и роли – их влияние на поведение, примеры

Гендерные стереотипы – это сложившиеся устойчивые и распространенные представления, касающиеся особенностей поведения, внешности, самопредставления и стремлений в зависимости от пола. Стереотипы связаны с поддержанием функционирования гендерных ролей, будучи порожденными их особенностями, но и влияющими на их воспроизведение у последующих поколений.

Изучение гендерных стереотипов показало их влияние на установление гендерного неравенства, а также ущемление личности на основании пола, что породило множество митингов о гендерной и половой толерантности, а также феминистское движение.

Сила влияния таких стереотипов зависит от исторического периода анализа и культурной среды, которая изучалась. Более развитые в исследовательском и культурном отношении страны в меньшей степени используют гендерные стереотипы для регуляции общественного поведения.

Осознание того, что представляемые факты про соблюдение норм больше надуманны и не соответствуют действительности, позволяют людям более объективно относиться к реальности и обустраивать свою жизнь комфортным образом, реализовывая таланты и удовлетворяя потребности, возникающие в эту секунду, а не в соответствии с предписаниями.

Гендерные роли и стереотипы

В менее развитом обществе соотнесение себя и оценка окружающих по стереотипам довольно сильна, поскольку при построении стереотипного отношения не приходится анализировать свое внутреннее отношение, ситуацию и личность другого, можно просто взять готовую, внушаемую из вне информацию и следовать ее модели. При этом характерным является манипулирование смыслами и понятиями, заключающимися в избирательном восприятии информации и личном ее вольном трактовании, что делает подобные установки на счет характерного поведения основой для манипулирования окружающими.

Возникновение жесткой структуры гендерных предрассудков присуще традициям западной культуры, где гендерные роли четко разделены, соответствуют физиологическому полу с постоянным закреплением, а в других культуральных сообществах может, как полностью отсутствовать социальная роль, определяемая полом, так может и сменяться вместе со сменой условий и потребностей. В таких условиях не зарождаются стереотипы и рамки, а человек чувствует себя более свободным в собственных проявлениях и может успешно осуществлять различную деятельность.

Нужны ли гендерные стереотипы – вопрос, имеющий множество ответов, поскольку с одной стороны, любые стереотипы не позволяют видеть ситуацию реальной и проявлять гибкость приспособления, с другой они служат довольно сильным конструктом поддержания соответствующего поведения, являясь негласным сводом законов, что упрощает выбор жизненной стратегии тем, кто по различным причинам не способен выстроить самостоятельную.

Безусловно, различия феминного и маскулинного существуют, и этими вопросами занимается гендерная психология.

И чем больше исследований особенностей данного спектра, тем больше было получено подтверждений тому, что между различными гендерами значительно больше схожего, чем различного, а психика любого человека содержит проявления обоих полов (собственную аниму и анимуса).

Акцентируются различия в силу того, что они режут глаз, являются вечным камнем преткновения и глубоко закреплены в архаичных пластах психики, также этим удобно объяснять и прикрывать другие концепции (например, унижения или подчинения другого).

Если человек начинает действовать лишь в рамках соответствия своему физическому полу, это влечет за собой личностные расстройства, своеобразный бунт противоположной части, оказавшейся непринятой и отправленной в тень.

Понятие гендера было введено не как синоним биологического пола, а для обозначения его социальной составляющей. Физические половые признаки не дают предопределения социальных проявлений, ведь чтобы считаться самцом или самкой необходимо только родиться.

А чтобы считаться женщиной или мужчиной в социальном понимании необходимо соответствовать определенным критериям и ожиданиям, накладываемым культурой относительно представления собственного пола.

Когда же человек не играет соответствующую социальную роль, его считают странным или больным, люди у которых сильно развито стереотипное мышление в отношении гендера могут испытывать страх или ненависть к тем, кто действует вне рамок, определяемых социумом.

Гендерная идентичность также формируется под социальным влиянием, ведь изначально дети не различают пол, потом они просто знают его формально, когда им объясняют через те же стереотипные ожидания их поведение («мы не будем брать синюю футболку, ты же девочка, мы возьмем тебе розовое платье», «ты сильный и смелый, сможешь сам заснуть в темной комнате, ты же мальчик»). Дети пробуют, играют в семью, но окончательное понимание своей поло-ролевой принадлежности и чувствование гендерных ролей начинается при половом созревании.

Гендерная роль включает свод представлений определенной культуры на отрезке конкретного времени, о том, как подобает себя проявлять.

Это такое поведение, которого ожидает от человека общество, в русле которого воспитывают (вспомните объяснения родителей «ты же мальчик» – логика отсутствует, зато присутствует предопределение какого-то поведения лишь на основании половых признаков).

Подобное строгое отношение присутствует в школах и дворах каждого дома западной цивилизации, чтобы определить соответствующий упор на проявление феминности или маскулинности.

Гендерные роли не устойчивое образование или обозначение, характеристика пола, невозможно сказать, что если человек чувствителен, то значит это женщина.

Подобные исполняемые и проявляемые моменты полностью регулируются культурой, и то, что на одном континенте будет считаться маскулинным проявлением, на другом может оказаться типичной женской обязанностью.

То, какое отношение человек будет иметь к ролевым проявлениям (действие стереотипного мышления) определяется окружающими людьми.

Изменения восприятия гендерных ролей, а соответственно и силы стереотипизации зависит от исторического промежутка, когда проводилось изучение гендерных стереотипов. Если в более древние времена деятельность и досуг мужчин и женщин были четко разделены, то сейчас все смешалось.

Существовавшие ранее стереотипы еще сильны, но происходит внутренняя революция общества и официально нет разделения профессий относительно пола, появилось больше свобод проявления.

Так же и в досуговом времени – женщины ходят на бокс, а мужчины пишут картины и все большее количество людей руководствуется в своих оценках гендерными предпосылками – на первое место выступает удовольствие самого человека и качество производимого им продукта.

Влияние гендерных стереотипов

С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.

Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.

Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).

Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии.

Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности).

Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.

Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.

При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.

В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.

Примеры гендерных стереотипов

Еще не родившись, человек уже попадает под действие гендерных стереотипов, когда узнав пол ребенка, родители выбирают коляску и кроватку голубого или розового цвета. Дальше вся рекламная и социальная инфраструктура нацелена на разделение – отличаются чепчики и бутылочки, рюшечки и динозавры на футболках.

Читайте также:  Адюльтер - что это такое в отношениях между мужчиной и женщиной

Примером такого же гендерного стереотипа является выбор игрушек и игр для детей – девчонкам куклы и посудка, а мальчишкам машинки и роботы.

Если посмотреть на игры младших групп детского сада, то заметите, что дети играют те, что привлекло их внимание, там девочки катают машинки, а мальчики укладывают пупсов спать, но потом им всем расскажут с какими игрушками нужно играть, каждый дома у себя будет видеть определенный набор и постепенно начнет играть в свое. Таким образом, начинают формироваться первичные стереотипы про внешность и деятельность, мало кто из родителей думает, что их дочь будет дальнобойщиком.

Дальше больше и вот типичная женщина должна быть чистой и аккуратной, как и все пространство вокруг нее, ее профессия должна быть помогающей и связана с людьми (учителя, врачи, секретари), при этом уровень дохода у женщины не превышает мужской.

Для женщин не важно образование, и она его может не получать, точно так же они не занимаются спортом и политикой. Во взаимоотношениях женская роль всегда вспомогательная, молчаливая и в тени, подчиняющаяся тому, что скажет мужчина.

А главные направления женской деятельности заключены на домашней территории в готовке, уборке и заботе о детях, работать и ходить куда-то еще можно, только когда выполнен приоритет и считается прихотью (если не придурью).

Женщины любят петь, танцевать и искусство, а не любят сетевые игры, автомобили и рыбалку; при этом они всегда хорошо выглядят и пахнут и никогда не злятся.

Стереотип мужчины можно построить на антонимах женскому, так как они занимаются серьезными внешними вопросами, но не домашними обязанностями. Мужчины могут починить сломанное и увлекаются играми, но не могут долго и душевно общаться или убрать за собой. Мужчины в стереотипном восприятии много зарабатывают, ведут свою деятельность в политике, активно занимаются спортом и руководят женщинами.

Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера.

Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи.

Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).

Все построение стереотипов строится по бинарному принципу, и если женщина интуитивна, то мужчина логичен. За этим идут анекдоты про женскую логику, но никто не рассматривает, что интуиция это та же логическая система, работающая по другим законам.

Структурированность и подчинение так же отражают дихотомию стереотипов, но не отражают суть.

А помимо общих тенденций, каждый в собственной семье может найти личные стереотипы (например, мужчина обязательно должен быть военным, а женщина уметь готовить осетрину – и никак иначе).

Источник: http://www.cs.housepsych.com/gendernyie-stereotipyi_default.htm

Гендерные Стереотипы и их Влияние на Развитие Детей

Гендерные стереотипы – это определенные убеждения об особенностях поведения людей, сформированные обществом на протяжении длительного времени.

Несмотря на то, что мы живем в век просвещения и инноваций мы по-прежнему связаны жесткими социальными соглашениями и гендерными стереотипами.

Многое из этого — проблема поколений, поскольку гендерные роли были более четко определены на протяжении веков, в то время как у мужчин и женщин были социальные ожидания, которые им необходимо было выполнить.

Существует также явный человеческий фактор гендерным стериотипам, и он влияет на решения, которые мы принимаем ежедневно.

Будучи блоггером, я хорошо знакома с этой проблемой, поскольку мне часто приходится разрываться между созданием контента, которым я увлекаюсь, или его оптимизацией, которая влияет на управление трафиком.

Это часть более широкой повседневной борьбы, поскольку мы стремимся реализовать свои собственные уникальные амбиции, а также справляться с гендерными и социальными ограничениями, которые на нас возлагаются.<\p>

Один из примеров гендерных стереотипов

Почему детям не нужно соответствовать гендерным стереотипам?

Для детей это особенно тяжело, и нам, как родителям, крайне важно не продолжать стереотипные взгляды и ожидания, которые формировали наше собственное детство.

Конечно, может быть естественным полагать, что ваш сын должен развивать интерес к спорту или что ваша дочь должна быть увлечена модой или танцами. Но вам не следует беспокоиться, если они выбирают совершенно другие или уникальные пути в жизни.

На фундаментальном уровне желание видеть, как дети придерживаются таких гендерных ролей, фактически исходит из страха и заблуждения.

Мы ошибочно полагаем, что если наш сын станет заниматься спортом, например, он легче поймет процесс социальной интеграции и станет общепринятой частью общества.

Если нет, мы опасаемся, что он, скорее всего, станет чем-то вроде социального изгоя, неспособным сформировать связи или адаптироваться к ожиданиям общества.

В результате, конечно, он будет бороться за то, чтобы преуспеть в жизни и развить атрибуты, необходимые для соблюдения типичного мужского стереотипа.

Однако, если учесть долголетие некоторых гендерных стереотипов и социальных условностей, то решение ваших детей следовать альтернативным жизненным путям следует рассматривать в другом свете.

В конце концов, требуется определенное мужество, независимая мысль и умственная сила, чтобы мальчик мог влиться в общество и соответствовать ему, избегая при этом гендерных стереотипов, вроде необходимости заниматься спортом.

По иронии судьбы, мужество и умственная сила — это те качества, которых вы ожидаете от обладающего стереотипом человека. В этом отношении дети могут по-прежнему придерживаться позитивных гендерных ролей, не прибегая к нелогичным и устаревшим стереотипам.

Ловушки гендерных стереотипов и что могут сделать родители

Несмотря на то, что могут быть вполне логичные причины, по которым следует избегать гендерных стереотипов, однако родителям может быть сложно отказаться от устоявшихся условностей, которые укоренились в них.

Поэтому важно определить некоторые из ловушек гендерных стереотипов и то, как родители могут воздержаться от них.

Как для мальчиков, так и для девочек угнетение, вызванное гендерными стереотипами, может подавлять индивидуальное самовыражение и творчество, что, в свою очередь, может помешать детям развивать свои уникальные навыки и в будущем строить карьеру, в которой они действительно могут преуспеть.

Поэтому, нам родителям, важно поддерживать и поощрять своих детей к преследованию своих увлечений, независимо от того, как вы их воспринимаете, или то, что они удерживаются обществом.

Для мальчиков выбор гендерных стереотипов может препятствовать эмоциональному росту. Это может также привести к низкой самооценке и проблемам уверенности в дальнейшей жизни, особенно если ваш сын приобретет роль главы семьи или другую подобную роль.

Вы должны всегда сосредотачиваться на эмоциональном благополучии своего ребенка и понимать, что ограничения, которые вы ему накладываете в детстве, могут иметь разрушительные последствия для взрослой жизни.

Заключение

Как мы можем видеть, гендерные стереотипы, которые продолжают существовать в современном обществе, могут оказать пагубное воздействие на наших детей.

Наша обязанность как родителей понять причины существования этих предвзятых гендерных ролей и нерациональные страхи, которые лежат в их основе, прежде чем предпринимать активные шаги для поощрения наших детей к достижению их собственных уникальных амбиций в жизни.

Источник: http://uspeh-woman.com/gendernie-stereotipi-i-ih-vlijanie-na-razvitie-detey/

Нужны ли гендерные стереотипы

Довольно часто мы слышим фразы типа «Ну, ты же девочка…», «Как настоящий мужчина, ты должен…», «Все мужики…».

Меня всегда раздражала такая абсолютизированная, упрощенная форма мышления у людей, когда пол является критерием правильности или неправильности действий, поведения человека.

Я решила разобраться в этом вопросе и выяснить, напрасно ли мое негативное отношение к проблеме и насколько хорошо или плохо иметь гендерные стереотипы?

Сначала ответим на вопрос, зачем вообще нужны стереотипы? Первый очевидный ответ: «Для того, чтобы упростить жизнь».

Как гласит понравившаяся мне цитата: «Стереотипы похожи на костыли при здоровых ногах: на них можно ходить, но невозможно бегать».

Разумеется, стереотипы делают жизнь проще, — на них легко опереться при отсутствии собственных знаний и мнения и нежелании обогащаться новой информацией.

Но, по моему мнению, простота здесь — весьма сомнительное достоинство.

Стереотипы нередко искажают наше восприятие действительности и в результате приводят к неверному выводу о человеке. При таком способе восприятия мы смотрим на окружающих как будто с отдаления, через призму уже готовых наборов характеристик, порожденных усредненным, обывательским мнением, и тем самым лишаем себя возможности строить собственное суждение. 

К примеру, мы видим женщину полного телосложения, несущую коробку конфет.

Первой бессознательной мыслью будет мысль о том, что она собирается съесть всю коробку одна. Или молодой человек не уступает место бабушке в транспорте. Мы не думаем, что он мог устать после тяжелого дня на работе, а сразу считаем его наглым и невоспитанным.

Разумеется, стереотипы не всегда ложны. Но и это не отменяет неразумность возведения их в Абсолют, верно?

Я считаю, что одно из достоинств стереотипов — это их юмористическая сторона.

Поведение человека, совпадающее с каким-нибудь стереотипным образом, часто является смешным — ворчливые бабушки на скамейке у подъезда, ВДВ-шники, купающиеся в фонтане, студент в больших очках или русский человек (согласно национальным стереотипам) обязательно должен быть в ушанке, с балалайкой в одной руке и бутылкой водки в другой. Это позволяет обнаруживать негативные черты, делать их очевидными и высмеивать их. Активное отрицание какого-либо поведения иногда вызывает желание повторить это поведение, чтобы «не быть как все», продемонстрировать свою независимость, индивидуальность. Высмеивание же показывает, что такое поведение вызывает пренебрежение, что общество считает такое поведение глупым, а выглядеть глупцом куда хуже, чем бунтарем.

Но вернемся к теме гендерных стереотипов: что говорят о них ученые?

Гендерные различия давно привлекают внимание учёных. Долгое время основной целью исследователей был поиск научных подтверждений гендерных стереотипов, то есть убедительное оправдание существующих ролей мужчин и женщин.

Однако достичь этой цели не удалось: большинство исследований обнаружили гораздо больше сходств между мужчинами и женщинами, а выявляемые незначительные различия нередко имеют социальные причины.

Например, мужчины, сообщают, что в отличие от женщин,

не считают себя очень склонными к эмпатии, но измерения физиологических и мимических реакций показывают, что различий в эмпатических реакциях между мужчинами и женщинами нет.

Другие исследования обнаруживают, что мужчины испытывают злость, грусть и страх так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают преимущественно злость и подавляют другие негативные эмоции; женщины же, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх. Отличная демонстрация влияния общества на поведение людей, не так ли?

Как они появились?

Корни гендерных стереотипов лежат в основе традиционного распределение ролей в семье.

Так исторически сложилось, что мужчина должен быть сильным, мужественным, решительным работником, который не оставит семью голодной, а женщина — женственной, хозяйственной и заботливой матерью.

Сегодня, несмотря на относительную эволюцию взглядов, многим просто лень отходить от этих традиций и принимать что-то новое. Таким образом, мы соглашаемся с гендерными ролями и все время следуем им, так или иначе становясь объектами гендерных стереотипов.

Говоря о мужских и женских особенностях поведения, нельзя не затронуть тему моды. 

В большинстве случаев мода оказывает влияние на отношение человека к самому себе

и окружающим; и хотя многие станут отрицать этот факт, их потребительские предпочтения подтверждают это. Рост значения моды как исторического явления —

одна из главных черт современности, а именно — отход от традиций и бесконечная потребность «нового». Как пишет Вальтер Беньямин: «Мода — это вечное возвращение нового». 

Говоря о моде, чаще всего мы подразумеваем именно моду в одежде, однако следует понимать, что это понятие гораздо шире. Мода — это масштабный социальный механизм, проявляющий себя почти во всех сферах деятельности человека. Модными становятся не только вещи, но и манеры поведения, формы общения, даже вредные привычки. Но в нашем случае я хотела бы уделить больше внимания одежде.

Спектр возможности самореализации у девушек в этой сфере значительно шире:

пёстрая юбка или платье в один день, джинсы с однотонной футболкой — в другой, посещение мужского отдела одежды и покупка там чего-нибудь для себя — все это воспринимается как норма. Если же парень (особенно в нашей стране) надевает футболку, которую принято относить к женским (блестящую, полупрозрачную, обтягивающую и т.д.), воспользуется косметикой или средствами ухода за кожей,

на него как минимум начнут «косо смотреть». Почему-то для женщины допустимо быть похожей на мужчину, а мужчине быть похожим на женщину — позорно.

Мне это кажется не совсем честным. Это не значит, что все парни должны начать носить короткие юбки и блестящие футболки? Сегодня это считается ненормальным. Но парадокс влияния общества состоит в том, что когда-то то же самое считалось нормой. Вспомним традиционные шотландские килты или мужской модой 70-х годов (см. вырезки из журналов того времени).

Читайте также:  Нервное расстройство - симптомы, признаки, лечение, причины

(с) Софья Котихина, 2017

студент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета,

г. Челябинск, Россия

Многим это покажется смешным, потому как увиденное резко противоречит уже заложенным в нас стандартам «правильности» и кажется нелепым. Признаюсь, некоторые из этих нарядов заставляют улыбнуться и меня.

Все потому, что общество заковало нас в эти рамки, ограничило наше восприятие, и теперь при встрече с какими-либо отклонениями от норм, нам трудно оставаться объективными. Нормы слишком глубоко в нас «засели», и мы уже практически не в состоянии поменять в себе эти устоявшиеся стандарты суждений.

Большинством такие стандарты воспринимаются безболезненно, но меньшинству приходится либо подавлять в себе отклонения, не одобряемые обществом, либо же терпеть негативное отношение со стороны окружающих.

Подчеркну, что я — противник гендерных стереотипов, но не гендерных различий. Мужчина должен отличаться от женщины стилем одежды, образом жизни, обязанностями, увлечениями и так далее. Я за это. Но перечисленное выше очень относительно. Каждый человек уникален и он может быть малоспособен к одной деятельности, обладая талантом к другой, независимо от пола.

И тому существуют доказательства — примеры разрыва шаблонов, так заботливо оберегаемых обществом. Это женщины, увлекающиеся футболом (и даже профессиональные футболистки), женщины, интересующиеся наукой, политикой, женщины-водители и т.д.

Существуют мужчины, интересующиеся модой, не скрывающие слез, следящие за своей опрятностью (несмотря на стереотип, выражающийся, например, в строчке популярной песни:

«У меня нет задачи подбирать к тебе ключ. Я мужик! Я угрюм, волосат и вонюч»…) и т.д. Сегодня мода активно меняется, и немалый процент людей относится к этому негативно, присваивая опрятность и стиль в одежде женскому полу и утверждая, что мужчине стыдно соответствовать этим тенденциям.

Я считаю, что единственное, в чем мужчина и женщина действительно отличаются друг от друга — это в степени физической силы, способе мышления и само собой детородной способности.

Но, говоря о первом пункте, мы знаем, что сейчас существует множество возможностей самосовершенствования (спортзалы, фитнес-центры или регулярные упражнения дома), поэтому если женщину не устраивает ее физическая сила, то это можно изменить (как говорится, было бы желание).

Что касается мышления, то по результатам многочисленных исследований, мужчины действительно чаще мыслят более упрощенно и у них больше развито логическое мышление; женщины же, как правило, более гибки, и у них хорошо развита интуиция. Это природные факторы, появившиеся без вмешательства общества.

Хотелось бы сделать акцент на этом «как правило». Как правило, но не всегда. Мы все разные, и это естественно — иногда выходить за рамки, если от этого не страдают другие люди (заметим, страдают, а не возмущаются, ведомые стереотипами мышления).

В жизни одно всегда преобладает над другим, это инь и ян. Но должно быть место исключениям, поэтому во всем важно понимать чувство меры.

Я считаю, что не нужно быть ярым противником традиций, равно как и бездумно реагировать на любое отклонение от нормы, как на преддверие катастрофы.

Библиографический список

1. Все, что нужно знать о гендерных стереотипах [Электронный ресурс]. URL:

(дата обращения: 23.04.2017)

Источник: http://www.meteor-city.top/nuzhny-li-genderny-stereotipy

1.3 Гендерные стереотипы в социальной системе

Исследование специфики гендерного стереотипа невозможно без рассмотрения комплекса существующих научных взглядов на систему социальных стереотипов, частью которой он является.

Термин «социальный стереотип» происходит от греческих слов «твердый» и «отпечаток» и означает обобщенную, упрощенную и ригидную систему представлений об объекте, характеристики которого распространяются и приписываются любому представителю данной группы.

Многие авторы отмечают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, высокую степень ошибочности. В качестве особенностей выделяют его динамические характеристики – устойчивость, ригидность, консерватизм – свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой попытке изменения. Бауст Э.

О причинах, обуславливающих развитие мужского и женского потомства /Э.Бауст. – Киев., 2014,- С. 31

Как вид познания, социальный стереотип можно охарактеризовать тем, что он зачастую основывается на ложных знаниях об объекте. В результате в стереотипе фиксируются некоторые основные элементы действительности, а остальная информация подвергается искажению.

Хочется отметить, что благодаря социальному стереотипу достигается высокая устойчивость восприятия, осмысления реальности и осуществления практических действий, что позволяет человеку быстро включаться в разнообразную работу, пусть даже не всегда достигая желаемого результата.

Большой интерес для раскрытия темы работы представляет такой вид социальных стереотипов как гендерные стереотипы, затрагивающие особенности взаимоотношений между полами.

Теоретические подходы к изучению сущности гендерных стереотипов, их содержания, а также механизмы гендерной стереотипизации прослеживаются в научных трудах зарубежных и отечественных авторов. Например, Р. Унгер при изучении гендерных стереотипов делает акцент на их социальную основу.

Категории «маскулинность» и «феминность» связываются с потребностями человека придерживаться социально одобряемого поведения, ощущать свою целостность с социальной группой, что знаменуется различным поведением мужчин и женщин, их неравновесным распределением внутри социальных ролей и статусов.

Такие исследователи, как Р. Ашмоа и Ф.

дель Бока, акцентируют внимание на свойствах личности мужчин и женщин и изучают гендерные стереотипы как ряд схематизированных представлений о личностных качествах мужчин и женщин.

Другая группа исследователей берет за основу сами понятия «маскулинность» и «феминность». Колбановский В. Н. Проблемы воспитания /В.Н. Колбановский. – Кострома., -2013. – С. 84

Согласно определению А.В. Меренкова, «гендерные стереотипы-это устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола.

Они возникают в процессе исторического становления социальных способов взаимодействия личности с окружающим миром в зависимости от своей половой принадлежности. Она выступает важнейшей характеристикой системы детерминации сознания и поведения индивидов, поскольку в значительной мере определяют их социальные возможности». Костикова И.

Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. Костикова, А. Митрофанова, Н.Пулина, Ю. Градскова // Высшее образование в России. – 2011. – №2. – С. 59

В современной науке все большее значение приобретает концепция Э. Мэккоби и К. Жаклин, закладывающих в основу формирования гендерной роли и гендерной идентичности социальные ожидания общества, специфика которых зависит от конкретной социально-культурной среды, а процесс усвоения происходит через воспитание.

В данной концепции приобретаемый социальный, психический пол, усвоенный в процессе социализации играет большую роль, чем биологический. Особое значение исследователи Э. Маэккоби и К.

Жаклин отводят стереотипу зависимости женщин, причем если данная черта в раннем возрасте характерна для детей обоего пола, то в процессе социализации она фиксируется в гендерных установках именно девочек, закрепляется в структуре личности и подкрепляется социальными ожиданиями.

Научные взгляды данных исследователей представляют наибольший интерес для работы с точки зрения социального конструирования гендерных стереотипов. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание/ Ю.М. Орлов. – М., 2013, – С. 62

Начиная с 60-х гг. ХХ века, набирают популярность исследования в области компетентностных свойств мужчин и женщин, их профессиональных особенностей и источниках успехов, особенностях функциональных способностей представителей обоего пола. Например, П.

 Голдберг обнаружила взаимосвязь между низкой оценкой девушками своих научных способностей, которая нашла отражение в завышенной оценке студентками колледжа статей, подготовленных мужчинами. Исследователи Дж. Боулинг и Б.

Мартин видят причину, мешающую научной и изобретательской деятельности женщин, в традиционных представлениях и стереотипных установках, господствующих в современном социуме.

Данное обстоятельство обуславливает преобладание патриархата в науке и в обществе, актуализирующее социальные отношения, которые воспроизводят доминирование мужчин в наиболее престижных и значительных сферах.

Таким образом, большинство исследователей психологии пола и гендерных стереотипов утверждают, что нет объективных физиологических оснований для разной оценки способностей и функций мужчин и женщин в науке, ограничения сфер приложения их активности. Каменская Е.Н. Модель гендерного образования/ Е.Н. Каменская // Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции: Сборник материалов международной научно-практической конференции V Славянский педагогический собор. – Москва: Изд-во МГУ, 2012.- С. 97.

В то же время особый интерес для исследования представляет изучение ценностных ориентаций и гендерных стереотипов студенческой молодежи, так как студенческая молодежь являет собой организованную, высоко интеллектуально развитую, социально и творчески активную, а главное, обладающую выраженной восприимчивостью к инновациям.

Выступает примером для остальных групп молодых людей.

Ценность определяется как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, обусловленная не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Ценность является субъективным восприятием того, что является полезным и направлено на удовлетворение человеческих потребностей и интересов. Как и стереотипы, ценности нужны человеку для обеспечения стабильности социального порядка, они задают стандарт, в соответствии с которым отбираются цели действия. Они усваиваются в процессе социализации, усиливая связь человека с социальной системой и таким образом обеспечивают порядок и предсказуемость. Стереотипы часто не поддаются изменению или исправлению при сравнении с действительностью, поскольку порождают чувство социальной солидарности, способствуют сохранению важных ценностей. Их устойчивость усиливается под воздействием национальных обычаев и традиций, равно снижается скорость их распространения в социуме. Будучи одной из разновидностей житейских понятий, стереотипы имеют преувеличенную степень обобщенности существенных признаков объекта, их неполный или избыточный набор.

Гендерные стереотипы во многом связаны с социальными стереотипами. Они несут в себе эмоционально – оценочный компонент, так как оценка изначально заложена в гендерном стереотипе (например, женские черты – слабость и чувствительность, мужские – храбрость и самообладание).

Однако такая оценка может варьироваться и доходить до полярных значений (мужчины, идущие к цели – амбициозны, чувствительные женщины – капризны). Следующим свойством, по мнению Т.Е. Рябовой, является их устойчивость и стабильность. Можно сказать, что гендерные стереотипы, как и стереотипы вообще, подвержены изменению под влиянием общественных практик.

В последнее столетие произошли значительные изменения в представлении о гендерной идентичности мужчины и женщины, мужского и женского поведения. Теперь мужчина уже не так однозначно воспринимается, как защитник и кормилец семьи, а женщина как домохозяйка, что связано с все возрастающей ролью женщины в общественной жизни, производстве, политике.

Вместе с тем, изменения гендерных стереотипов, также, как и социальных, проходят намного медленнее, чем общественные трансформации.

Феномен полярности гендерных стереотипов рассматривается в исследованиях X. Липса. Согласно его представлениям, основной функцией гендерных стереотипов является поддержание полярности двух групп – мужчин и женщин.

В случае такого разделения частичное несоответствие мужчины стереотипу мужественности становится основанием для приписывания ему женских качеств, а не полного отрицания его маскулинности.

Таким образом, бинарная оппозиция маскулинности и феминности служит целям поддержки групповой идентичности, сплоченности всех членов внутри социальной группы. Помимо данной функции, гендерные стереотипы участвуют в когнитивном процессе, когда человек выучивает нормативы гендерного поведения и распределения гендерных ролей.

С точки зрения идеологии, гендерные стереотипы также несут в себе социальные функции, аргументируя существующую социально детерминированную гендерную асимметрию, иерархию, а также с целью поддерживания, воспроизводства данных отношений, обеспечения стабильности социальных норм.

Гендерные стереотипы транслируются через большинство социальных институтов – медиа, религию, семью, образование, политические и социальные институты. Это в том числе способствует росту популярности исследований ретрансляционной функции гендерных стереотипов.

В современной научной среде актуализируется изучение таких тем, как трансляция и формирование гендерных стереотипов через основные механизмы стереотипизации сознания (социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и другие каналы). Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков /С.И. Кудинов// Психологический журнал. -2012. – №1. -С. 53

В современной научной мысли отмечаются следующие основные направления изучения особенностей влияния гендерных стереотипов на общество. Зачастую гендерные стереотипы как концепты мужественности и женственности определяют социально приемлемые образцы гендерной самопрезентации.

Например, данные экспериментов, проведенных психологами, демонстрируют гендерную обусловленность различного поведения мужчины и женщины в процессе общения с работодателем.

Осуждению зачастую подвергаются люди, чье поведение не соответствует общепринятой гендерной роли (декретный отпуск мужчины вызовет негативную реакцию со стороны общества). Гендерно-определяемым может стать также выбор профессии, предопределенный гендерными ролями.

Для мужчины такие роли строго регламентированы и определяют спектр нормального и ненормального поведения. Данные нормы способствуют (или препятствуют) формированию и распространению гендерных стереотипов (например, мужчина – няня в детском саду).

Таким образом, можно сделать вывод, что гендерные стереотипы выполняют функции социального контроля. С другой стороны, принадлежность к группе мужчин или женщин может послужить достаточной основой для восприятия и объяснения деятельности конкретного человека.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/2144

Ссылка на основную публикацию