Дебрифинг – в психологии, в тренинге, в критические моменты

Основных понятий кризисной психологии 5

Дебрифинг - в психологии, в тренинге, в критические моменты

Обстановка для проведения психологического дебрифинга должна быть удобной, желательно с изолированной комнатой, в которой группа была бы защищена от внешних вмешательств, таких, например, как телефонные звонки, случайные посетители. Члены группы могут расположиться вокруг стола.

Это предпочтительней, чем использование традиционной модели групповой терапии: расположенные по кругу стулья. Пустое пространство в центре круга непривычно для группы людей, тем более тех, кто пережил травматическое событие, поэтому может быть восприняты ими как несущий тревогу фактор.

Интервенция означает вмешательство. При вмешательстве психолог является важнейшей частью этого процесса. Квалификационные требования к ведущему отражают знание и опыт проведения группового тренинга, умение работать с людьми, пережившими горе, страх, тревогу, психическую травму, т.е.

знание симптоматики посттравматических стрессовых расстройств, готовность к интенсивному проявлению эмоций у членов группы, владение приемами эмпатийного слушания. Руководит проведением психологического дебрифинга один человек, имеющий ассистентов – одного или двух ко-терапевтов.

Наличие ассистентов – обязательное условие проведения психологического дебрифинга.

Сердцевина дебрифинга – фасилитирование группового обсуждения, которое включает говорение, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня и доведение встречи до удовлетворительного для членов группы окончания.

Исходя из этого в список умений руководителя включаются его действия на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики и их использование в терапевтических целях, фасилитация, контроль за перемещением членов группы внутри и вне комнаты, где идет дебрифинг, контроль за временем, индивидуальные контакты с тем, кто переживает дистресс.

Процесс дебрифинга должен быть записан, однако применение технических средств (аудио- и видео запись) ограничено, так как требуется согласие всех членов группового обсуждения.

Численность группы для психологического дебрифинга варьируется вокруг цифры 15. Заметное увеличение количества участников, связано с необходимостью иметь дополнительное число ко-руководителей и условия для проведения дебрифинга: просторное помещение, чтобы люди могли осуществлять обсуждение одновременно в нескольких группах из 15 человек.

Структура психологического дебрифинга включает три части и семь отчетливо выраженных фаз.

Часть первая: проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса включает: 1)вводную фазу, 2) фазу фактов, 3) фазу мыслей, 4)фазу реагирования.

Часть вторая: детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки состоит из 5)фаза симптомов, 6)подготовительной фазы.

Часть третья: мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее 7)фаза реадаптации.

Следует еще раз подчеркнуть, что излагаемая процедура психологического дебрифинга дана в его классическом варианте. Все перечисленные фазы возможны и необходимы, так как участники группового обсуждения были свидетелями или пострадавшими от одного чрезвычайного для них события.

Часть I. Проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса

1. Вводная фаза психологического дебрифинга предполагает умелое начало групповой работы: проведение знакомства, порядок размещения участников за столом. На введение тратится около 15 минут.

В начале вводной фазы ведущий дебрифинга представляет себя и своих помощников, излагает цели и задачи встречи.

Правила дебрифинга обозначаются для того, чтобы минимизировать тревогу, которая может возникнуть у участников группового обсуждения.

Правило первое. Участники группового обсуждения говорят только тогда, когда пожелают это делать. Никто не может принуждать их к откровению. Единственное требование – они должны назвать свое имя и выразить свое отношение к обсуждаемому событию.

От членов группы требуется умение выслушивать, не перебивая и давать высказываться всем желающим.

Правило второе. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания обсуждения. На каждой встрече устанавливается свой уровень конфиденциальности.

Руководитель дает гарантию того, что все, что будет сказано, не выйдет за рамки этого круга общения. Членов группы также просят не сплетничать о том, что здесь будет происходить.

Это создает у участников группового обсуждения состояние психологической безопасности

Особо следует оговорить ведение записей во время групповых дискуссий. Необходимо снять страх, успокоив участников заверением, что ничего не будет записываться против их воли.

Однако, с другой стороны, им можно сообщить, что было бы полезно для них же самих делать запись изложенных фактов и мыслей, чтобы потом можно было еще раз обратиться к данному материалу. Это полезно особенно для снятия иллюзий, которые возникают по поводу уникальности происшедших событий.

Источник: https://refdb.ru/look/1521719-p10.html

Психологический дебрифинг

Дебрифинг – метод работы с групповой психической травмой (Бадхен, 2001; Ромек и др., 2004). Это форма кризисной интервенции, особо организованная и четко структурированная работа в группах с людьми, совместно пережившими катастрофу или трагическое событие.

Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, иногда через несколько часов или дней после трагедии.

Считается, что оптимальное время для проведения дебри-финга – не раньше чем через 48 часов после события.

К этому моменту завершится период особых реакций и участники событий будут в состоянии, в котором возвращается способность к рефлексии и самоанализу.

Но если времени пройдет слишком много, воспоминания станут расплывчатыми и туманными. В таких случаях при необходимости воссоздания пережитых чувств и состояний могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии.

Процедура дебрифинга заключается в отреагировании в условиях безопасности и конфиденциальности, она дает возможность поделиться впечатлениями, реакциями и чувствами, связанными с экстремальным событием.

Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение,– у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников.

Действия ведущих направлены на то, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к возникновению тех симптомов или реакций ПТСР, которые могут возникнуть впоследствии. Участникам обязательно сообщают о том, где они впоследствии могут получить помощь.

Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Общая цель группового обсуждения – минимизация психологических страданий. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

• «проработка» впечатлений, реакций и чувств;

• когнитивная организация переживаемого опыта посредством понимания структуры и смысла происшедших событий, реакций на них;

• уменьшение индивидуального и группового напряжения;

• уменьшение ощущения уникальности и ненормальности собственных реакций. Эта задача разрешается при помощи группового обсуждения чувств;

• мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и. понимания;

• подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть в ближайшем будущем;

• определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию причин своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить эти последствия. Поэтому дебрифинг – одновременно и метод кризисной интервенции, и профилактика.

Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Идеальной обстановкой для дебри-финга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как телефонные звонки.

Участники располагаются вокруг стола. Это лучше, чем традиционная модель групповой терапии, когда стулья расположены по кругу с пустым пространством посередине, поскольку последняя форма организации пространства может быть непривычной и поэтому восприниматься как угроза.

Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. При необходимости включить большее количество людей одновременно целесообразно разделять группу на небольшие подгруппы. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Время сессии четко обозначается вначале и составляет 2–2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции.

Тот, кто руководит дебрифингом, должен ясно представлять себе, что он не консультант и уж, конечно, не групповой терапевт в традиционном смысле. Дебрифинг нельзя назвать «лечением».

Его смысл – в попытках минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Тот, кто руководит дебрифингом, должен быть знаком с групповой работой, с проблемами, связанными с тревогой, травмой и утратой.

Ему необходимо быть уверенным в себе и спокойным, несмотря на интенсивные эмоциональные проявления у членов группы.

Самое важное – это организация группового обсуждения.

Оно включает проговаривание, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату.

У ведущего имеются и другие функции, например, использование законов групповой динамики, контроль над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось, и запись происходящего.

Но хотя эти функции важны, они должны быть подчинены главным задачам действия.

В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз:

часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;

часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;

часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Читайте также:  Невменяемость - критерии и признаки

Ниже сформулированы и описаны семь фаз дебрифинга:

1) вводная фаза;

2) фаза описания фактов;

3) фаза описания мыслей;

4) фаза описания переживаний;

5) фаза описания симптомов;

6) фаза завершения;

7) фаза реадаптации.

ВВОДНАЯ ФАЗА

Вводная фаза очень важна: если она проведена* на хорошем уровне, организованно, это уменьшает вероятность того, что группа будет плохо функционировать в дальнейшем. Чем больше времени потрачено на введение, тем меньше шансов, что что-нибудь пойдет неверно. В типичном случае на введение уходит 15 минут.

Ведущий группы представляет себя, команду дебрифинга и поясняет цели встречи примерно таким образом: «Я – N… Подобную процедуру обсуждения того, что случилось, я уже использовал много раз в ситуациях после сложных трагических событий, таких, как…

Эти обсуждения большинство людей признают полезными. Они дают возможность выразить и понять мысли и чувства, которые возникли у нас в связи с тем, что произошло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным.

Это поможет вам разобраться в своем состоянии и чувствах, которые сейчас кажутся странными и непреодолимыми».

Ведущий представляет собравшимся основные задачи дебрифинга. Участники могут выразить опасения, что они не сумеют передать факты или не смогут сформулировать свою проблему.

Ведущий разъясняет, что дебрифинг – это новое для них занятие, в котором они никогда не участвовали прежде. Поэтому то, насколько хорошо они будут это делать, выяснится в процессе обсуждения. Такой подход задает определенную систему ожиданий: всем присутствующим предстоит говорить о своих мыслях и чувствах и всем им стоит попытаться найти пользу в этом занятии.

Затем ведущий определяет правила для дебрифинга. Правила обозначаются, чтобы минимизировать тревогу, которая может быть у участников.

Обычно члены группы успокаиваются, услышав о том, что ни одного из них не будут вынуждать ничего говорить, если он не пожелает. Единственное требование заключается в том, что они должны назвать свое имя и выразить отношение к катастрофе или к тому событию, участником или свидетелем которого были. Однако членов группы просят стараться слушать не перебивая и давать высказаться всем желающим.

Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности. Руководитель или ответственный дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга общения.

Аналогично членов группы просят не передавать кому-либо за пределами этого круга личной информации о других участниках, «не сплетничать» о том, что тут говорится.

Слово «сплетни» здесь предпочтительнее, так как многие смутно представляют себе, что означает «конфиденциальность», и поэтому им легче понять инструкцию с употреблением бытовой лексики.

Необходимо снять страх, успокоить участников относительно того, что ответы не будут записывать помимо их воли. Они не должны опасаться скрытых записывающих устройств.

Однако, с другой стороны, им можно сообщить, что для команды дебрифинга было бы полезным вести запись фактов и мыслей без указания авторства.

Если затем это быстро перепечатать, то впоследствии люди смогут еще раз обратиться к материалу, который обсуждался в группе, для снятия иллюзий, которые возникают по поводу того, что происходило.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/26658.html

Похожие записи

Любое упражнение в тренинге бессмысленно без обсуждения его итогов, без дебрифинга. Что такое дебрифинг?

Дебрифинг – это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и

делиться друг с другом.

В литературе можно встретить перечни вопросов для упорядочивания анализа пережитого в хронологическом порядке. Так например Gaw (1979) составил перечень ключевых вопросов для каждой из приведенных ниже фаз обучения,

полученного на основе пережитого опыта.

  1. Фаза проживания опыта (например: “Что происходит?”).
  2. Фаза разделения опыта (например: “Какие чувства у вас возникли при этом?”).
  3. Фаза интерпретации (например: “Как вы объясняете это?”).
  4. Фаза обобщения (например: “Чему вас это научило?”).
  5. Фаза приложения (например: “Что бы вы хотели сделать с этим?”).
  6. Процессуальная фаза (например: “Что в этом плохого/хорошего?”).

Lederman и Stewart (1986) применили другую рамку для структурирующих вопросов, которые используют в процессе анализа пережитого опыта.

  1. Вопросы обоснованности (например: “О чем все это было?”).
  2. Вопросы достоверности (”Почему это произошло?”)
  3. Вопросы выгодности (например: “Чем вы за это заплатили?”).

При использовании процесса анализа пережитого опыта ролевой игры Morry van Ments
(1989), предложил три группы вопросов.

  1. Установление фактов (например: “Как вы думаете, что произошло?”).
  2. Анализ причин поведения (например: “Есть ли другая возможность?”).
  3. Планирование действия (например: “Как вы могли бы применить эти стратегии в реальной жизни?”).

Шесть шагов дебрифинга разработанные Тиаги
(1980).

  1. Как вы себя чувствуете?
    Эти вопросы обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах.
  2. Что произошло?
    Функция этих вопросов – сбор информации. Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении.
  3. Согласны ли вы?
    (чему научились) Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями. […] Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: “Согласны ли вы, что…” либо “Что вы думаете о том, что…”
  4. Как это соотносится с реальной жизнью?
    (эффект уже виденного ранее) Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас.
  5. Что если..?
    Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение)? если бы изменились условия и правила игры. Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте.
  6. Что бы вы сделали по-другому?
    Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.

В дебрифинге важным принципом является соединение структурированности с гибкостью. […] Используйте систематическую упорядоченность вопросов дебрифинга. Если это вам подходит, то запишите свою последовательность обсуждения через ключевые вопросы на доске.

по материалам Н. Немичевой

Источник: https://trainingtechnology.ru/blog/debrifing/

Дебрифинг – это психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму

Многие из нас, к сожалению, переживали травмирующую ситуацию. Это могла быть авария, смерть близких, пожар в доме, теракт… После произошедшего состояние психики человека настолько неустойчивое, что его можно сравнить с верхней точкой маятника. На дальнейшую траекторию может повлиять малейшее дуновение ветерка.

Первая психологическая беседа со специалистом после экстремальных происшествий имеет особый смысл и предназначение. Ведь в такие моменты люди, как никогда, нуждаются в помощи и поддержке.

Дебрифинг – это консультация человека или группы людей, переживших чрезвычайную ситуацию, чаще всего проходит в форме тренинга в первые двое суток после случившегося.

Как возник данный термин?

Слово “дебрифинг” – это антоним термина “брифинг”. Он широко используется в американском военном деле и означает “инструктаж”. Следовательно, “дебрифинг” означает “разбор полетов” или “разговор после”.

Виды дебрифинга

В психологии данная процедура имеет два вида: аналитический и кризисный дебрифинг.

Первый – это беседа между экспериментатором и испытуемым. Цель аналитического дебрифинга – убедиться, что участник эксперимента не пострадал и не травмирован психологически.

Метод кризисного используется в качестве первой помощи после стрессовых ситуаций. Такой вид дебрифинга направлен на максимальное снижение риска развития ПТСР.

Суть аналитической беседы

Некоторые психологические исследования могут быть потенциально опасными для человека. Экспериментатор иногда использует техники, которые граничат с моралью. Испытуемый часто не информируется о многих нюансах исследований, дабы их показатели были максимально правдивы, естественны и объективны.

Так как психология – наука неосязаемая, кажется, что эксперименты с психикой – это баловство. На самом деле последствия могут быть невероятно фатальными и глобальными. Если медицинские опыты в случае провала имеют явные последствия, то психологические максимально латентны, скрыты.

Были случаи в экспериментальной психологии, когда мальчика воспитывали как девочку. Причиной стало якобы повреждение органа во время обрезания, на самом деле это был эксперимент Джона Мани, который хотел доказать, что гендерная принадлежность – это результат воспитания, а не природы.

В результате жизнь юноши-девушки была сломана, его брат-близнец находился в постоянной депрессии, родители, которые согласились на этот шаг, имели попытки суицида. Пытался покончить жизнь самоубийством и главный герой эксперимента, который завершил начатое в 38 лет.

Во избежание сломанных судеб, после эксперимента проводится краткая беседа между участником и исследователем, которая помогает убедиться, что испытуемый не пострадал.

Читайте также:  Прием психотерапевта - как проходит, что говорить и себя вести

Дебрифинг проводится только после потенциально опасных экспериментов, в которых есть подвох, умолчание или обман.

Особенности беседы с жертвами ЧС

Беседа с пострадавшими проводится в первые 2 суток после случившегося, так как в этот период большой процент вероятности предотвращения психологических проблем.

Максимально заметный эффект дебрифинг имеет в первые сутки, когда человек не успел поспать и употребить транквилизаторы. Если данную беседу приходится отложить, то специалисты замечают, что случившиеся события уже перешли в постоянную память. Поэтому задача психологов – не допустить консолидации следов памяти, минимизировать любые негативные психические проявления после пережитого стресса.

Сценарий дебрифинга

Каждая беседа должна иметь сценарий, он будет дополнительной опорой для психолога, которому тоже приходится работать в экстремальных условиях.

Дебрифинг часто проводится в форме тренинга, когда участники садятся по кругу, но в данном случае предпочитают не оставлять пустого пространства в центре, ведь это не совсем привычная обстановка может восприниматься участниками как угроза. Чтобы сделать условия максимально комфортными, используют круглый стол.

Дебрифинг состоит из трех основных частей:

1. Репродукция случившегося.

2. Анализ симптомов и реакций.

3. Мобилизация психологического состояния здоровья.

Кроме того, весь процесс разделен на фазы:

  1. Знакомство. Как и в обычном тренинге, участники должны назвать имя и рассказать какую-то информацию о себе.
  2. Изложение фактов. На этом этапе пострадавшие повествуют, что именно им пришлось пережить. Как они поняли, что приближается беда, их дальнейшие действия.
  3. Фаза впечатлений. Участники делятся своими переживаниями, мыслями, эмоциями. Если разговор заходит в тупик, тренер обязан подогреть его вопросами: “Что вы думали о случившемся?”, “Как вы оценивали ситуацию вокруг себя?”
  4. Фаза чувств. Самый длинный и важный этап. Многие пострадавшие испытывают не знакомые им ранее эмоции, отчего они кажутся дикими, странными, постыдными. Каждый считает, что такой переворот сознания происходит только с ним, но в ходе разговора понимает, что все переживают аналогичные чувства. Зарождается взаимоподдержка и эмоциональная связь. Этот ключевой момент дебрифинга зависит в первую очередь от тренера, который обязан подтолкнуть участников к искренности.
  5. Фаза симптомов. Ее можно не выделять как отдельную, часто она входит в предыдущую.
  6. Ведущий и его помощники (тоже психологи) должны обработать информацию о чувствах участников, дать наставление на будущее, рассказать о возможных психологических проявлениях.
  7. Обучение сглаживанию в будущем негативных психологических проявлений. На этом этапе есть возможность договориться еще об одной встрече.

Что такое многоуровневый дебрифинг?

Структура и масштабы данного психологического вмешательства могут изменяться в зависимости от глобальности происшествия. Если это техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые теракты, то применяется многоуровневый дебрифинг.

Первый уровень – это работа психологов, медиков, работников МЧС с пострадавшими.

Второй уровень – это работа психологов с теми специалистами, которые оказывали помощь на месте событий. Ведь работа в эпицентре – это сильная эмоциональная нагрузка.

ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство – тяжелое психическое состояние, причиной которого может послужить психотравмирующая ситуация.

Психическая травма может привести к пограничному состоянию. Стоит разделять психическую и психологическую травмы.

Психическая более глобальна, может иметь постоянный характер и передаваться по наследству. Психологическая – временная, человек после такой травмы относительно быстро восстанавливается, сохраняется адекватность и умение приспособиться во внешней среде.

Стрессовое расстройство характеризуется постоянным возвращением мысленно к травмирующему событию. В один из таких приступов могут возникнуть мысли о самоубийстве, так как душевные муки могут быть несовместимы с жизнью.

Пострадавший старается не возвращаться в те места, которые провоцируют воспоминания, не общаться с людьми, связанными с трагическими событиями, избегать любых разговоров на эту тему.

Первое время у человека появляется тревога, связанная с повторением событий, он постоянно находится в волнительном тонусе, что может спровоцировать соматические расстройства и болезни.

Для лечения ПТСР используют совокупность медикаментозных и психотерапевтических методов.

Есть ли смысл в дебрифинге?

Итак, дебрифинг – это профилактика возникновения посттравматического стрессового расстройства или снижение вероятности возникновения ПТСР.

Слово “вероятность” сразу настраивает на скептическое отношение к данному методу. Во-первых, все превентивные меры практически в любом деле, а особенно психологическом, не видны. Никаким образом нельзя измерить пользу от профилактических мероприятий и доказать, помогли они или нет.

Единственный способ проверить действенность этого метода – сравнение результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Но никак нельзя доказать, что было бы в противном случае конкретно с этими испытуемыми, так как не существует параллельной реальности.

Однозначно, есть люди, которым дебрифинг помог, есть те, на ком никак не отразился, а есть и жертвы.

Какова основная суть дебрифинга? Вербализировать все свои переживания, выговориться, выпустить пар. Но кто сказал, что данный метод одинаково полезен для всех?

Есть экстраверты, процесс вербализации им помогает, а есть интроверты, которым легче все обдумать молча, а любое озвучивание только усугубляет проблему в их мозге. Очень странно, что ведущие психологи не учли индивидуальных особенностей личности.

Результаты исследований дебрифинга

Было проведено огромное количество исследований, посвященных данной процедуре. И эти наблюдения показали, что дебрифинг не снижает вероятность развития осложнений для людей, которые пережили психологическую травму. В некоторых случаях он может быть даже опасен.

Например, исследователи обнаружили, что жертвы пожара, участвовавшие в дебрифинге, спустя 13 месяцев чаще были подвержены ПТСР, чем контрольная группа. А пострадавшие в дорожных авариях, участвовавшие в данной процедуре, спустя 3 года имели психопатологии, вызванные аварией.

Ученые сделали вывод, что дебрифинг – это терапия, которая не имеет положительных результатов, а в некоторых случаях даже калечит.

Парадокс дебрифинга

Несмотря на то что ученые доказали бесполезность этого метода, многие пострадавшие после данной процедуры утверждали, что им стало лучше. Они искренне были убеждены, что скорая помощь была эффективной.

На самом деле есть тип психологически устойчивых людей, которые сами способны пережить травму без развития ПТСР. Поэтому присутствие их на процедуре дебрифинга или отсутствие большой роли не играет, они сами вскоре полностью выздоравливают.

Есть ли смысл общаться пострадавшим, которых объединяет лишь общая трагедия?

В критические моменты людям необходима поддержка, которая может быть не только вербальной, но и невербальной. Важно, чтобы она исходила от близких людей. Если мы впервые видим человека в критической ситуации, на подсознательном уровне у нас может возникнуть привязка, условный рефлекс, а его появление вызывать былые негативные эмоции.

Скниловская трагедия

В 2002 году недалеко от Львова произошла крупная авиационная катастрофа.

При выполнении фигуры высшего пилотажа – косая петля с поворотом – самолет под управлением Владимира Топонаря и Юрия Егорова упал на зрителей авиашоу. Второй пилот привел в действие катапульту, сохранив жизнь себе и Владимиру Топонарю.

Катастрофа унесла жизни 77 человек, более 500 признаны пострадавшими. Самолет летел над землей и тянул за собой колючую проволоку. В результате тела были очень изуродованы.

Людей в морге собирали по кусочкам, близким приходилось это опознавать.

Самый суровый приговор суд вынес первому пилоту Владимиру Топонарю – 14 лет лишения свободы. На суде он сказал такую фразу: “Самолеты падали, падают и будут падать”. Он не признал своей вины, из-за чего все родственники погибших стали приравнивать его к дьяволу и люто ненавидеть.

Родственники погибших и пострадавшие на авиашоу объединились в общественную организацию “Скниловская трагедия”.

Люди смогли оправиться после произошедшего, но теперь, собираясь каждую субботу, они не позволяют друг другу забыть о страданиях. В их кругу не принято жить по-другому.

Для них счастье – это предательство погибших. Большинство из них до сих пор живет с ненавистью к пилоту, которого они не простили.

15 лет изо дня в день люди убивают себя, вспоминая и переживая последствия этой ужасной катастрофы. Это один из немногих примеров, который показывает, к чему может привести систематический разбор полетов и подогревание боли. Возможно, они не осознают этого, но длительное переживание ненависти и чувства утраты убивает их.

Эти люди сами организовали себе “психологический дебрифинг”, который усугубляет их состояние и не дает возможности оправиться от трагического происшествия.

Источник: http://buyokproduction.ru/article/355771/debrifing—eto-psihologicheskaya-beseda-s-chelovekom-perejivshim-ekstremalnuyu-situatsiyu-ili-psihologicheskuyu-travmu

Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке рекомендуется проводить так называемую деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условиям деятельности.

В рамках короткой 10-15 минутной беседы обсуждаются симптомы постстрессовой реакции, способы их уменьшения, даются соответствующие рекомендации. В конце беседы командир отдает распоряжение о порядке дальнейшей организации службы и прохождения реабилитационного периода.

Читайте также:  Как простить измену жены - советы психологов

В заключение дается необходимая информация о том, куда обратиться за дополнительной консультацией, о времени и месте проведения полного психодиагностического обследования и (или) полного психологического дебрифинга.

Трансактный анализ – социально ориентированный терапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности, метод социального переучивания с целью разрешения внутренних проблем личности и в тех случаях, когда человек чувствует неэффективность своих привычных способов коммуникаций с д

ругими людьми.44

Цель:

  • подведение человека к осознанию бессознательных механизмов формирования у него определенного сценария;

  • реконструкция и создание автономной и свободной личности, которая сама принимает ответственность за собственную судьбу;

  • научить человека жить полностью реализуя себя.

Основой ТА являе6тся модель эго – состояний. Эго – состояние – это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявлений нашей личности в данный момент.

ЗАБОТЛИВЫЙ РОДИТЕЛЬ КРИТИЧНЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК КАПРИЗНЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

Способы распознавания эго – состояний.(4 диагноза)45

  1. Поведенческий диагноз .Анализируется поведение человека – его слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица.

  2. Социальный диагноз. Анализируется эго – состояние, из которого обращаются к нам в наше эго – состояние люди.

  3. Исторический диагноз. Проведение анкетирования по специальному опроснику, с помощью которого выясняется роль родительских фигур в детском возрасте человека.

  4. Феноменологический диагноз. Анализируется оценка социального окружения (родители, близкие) данные индивидууму.

Трансакция имеет место тогда, когда имеет место какой –то вид коммуникации (общения). Начало коммуникации – стимул, ответ – реакция.

Параллельная(дополняющая) трансакция – это такая трансакция, в которой трансакционные векторы параллельны друг другу, а эго – состояние в которое они направлены, является источником реакции.

Пересекающиеся трансакция- это такаятрансакция, в которой векторы не параллельны друг другу, или эго – состояние, в которое они напрвлены, не являются источником реакции.

Также возможна скрытая трансакция, в которой одновременно передаются два сообщения.

Одно из них открытое, или сообщение социального уровня (Взрослый – Взрослый) , другое – скрытое, или сообщение психологического уровня (Родитель – Дитя, или Дитя – Родитель).

Концепция сценария в настоящее является, наряду с моделью эго – состояний, центральной идеей ТА.(впервые была разработана Э.Берном в сер. 60-х гг. ХХ в.)

Основные положения концепции сценария в ТА.

  • Сценарий –это план жизни.

  • Сценарий – всегда приводит к определенному финалу.

  • Человек сам принимает решение о сценарии.

  • Сценарий – подкрепляется родителем.

  • Сценарий – лежит вне пределов осознания.

Реальность искажается человеком с целью «оправдания» сценария.

Психодрамаметод терапии, в ходе которой человек с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Участие раненых в психодраматических группах позволяет психологам решить целый ряд задач психокоррекционной программы:46

  • оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта;

  • преодолеть имеющиеся внутриличностные конфликты, повысить личностную интегрированность, уровень адекватности самовосприятия и самооценки, изменить неадекватные установки по отношению к другим людям, себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;

  • оказать помощь раненым в преодолении неэффективных способов вступления в контакт с партнером по общению, ведения диалога с ним и выходу из контакта;

  • осмыслить причины имеющихся межличностных конфликтов, повысить компетентность в умении, предвидеть возникновение конфликтных ситуаций,

  • адекватно в них ориентироваться, эффективно взаимодействовать с оппонентом в случае возникновения конфликтов и быстро их разрешать;

  • снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе;

  • овладеть навыками самоконтроля и релаксации, способствующими эффективному общению47.

Сам Я.Л. Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии48.

В психодраме участник одновеменно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни, причем не только реальных событий и жизненных кризисов, но и различных аспектов внутренних психологических событий. В ходе психодрамы человек проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний.

Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни.

С помощью специальных техник в ходе драмы реконстуиуются и раскываются не проявленные чувства и неосознанные установки, помогая человеку по-новому увидеть себя, взглянуть на ситуацию и свои возможности.

Ключ здесь лежит в проигрывании различных ролей в групповом процессе, в котором есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлективного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, внутреннего и межличностного, духовного и эстетического49.

Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано с тем, что психологическая правда человека предъявляется им в ситуации эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, побуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игы. Все эти качества психодраматического действия способствуют личностному росту, укрепляют надежду на изменения, стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения, помогают преодолевать трудности в общении.

Задачи психодрамы:

  • восстановление функционального состояния организма;

  • снижение психоэмоционального напряжения, уровня тревожности;

  • повышение характеристик личностного адаптационного потенциала;

  • формирование стереотипа поведения для последующей профессиональной деятельности и личной жизни;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • фомиование положительного отношения к собственной болезни.50

1.4 Метод психологического дебрифинга в комплексной системе социально-психологической реабилитации раненых

Метод «дебрифинга критического инцидента», разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действий, и др.)

Дебрифингпредставляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного профессионала, это особым образом организованное групповое обсуждение, предназначенное для того, чтобы помочь участникам кризисного инцидента справиться с психологическими последствиями кризиса, а также выработать навыки, которые необходимы в случае повторного столкновения с подобной ситуацией. Дебрифинг относится к мерам экстренной психологической помощи. Он проводится как можно раньше после события, возможно, через несколько часов или дней после трагедии. Экстренная психологическая помощь характерна тем, что проводится с людьми в остром стрессовом состоянии (ОСР – острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.51 Процедура дебрифинга позволяет участникам в условиях безопасности и конфиденциальности отреагировать на впечатления, реакции и чувства, связанные с событием. Встречая похожие переживания у других людей, участники получают облегчение, – у них снижается ощущение уникальности и ненормальности собственных реакций, уменьшается внутреннее напряжение. В группе появляется возможность получить поддержку от других участников. Действия ведущих направлены к тому, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы участников, помочь им подготовиться к переживанию тех симптомов или реакций ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), которые могут возникнуть впоследствии. Обязательно участникам сообщается о том, где они впоследствии могут получить помощь.

Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса и. предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств..52

Задачи дебрифинга:

  • Отреагирование впечатлений, реакций, чувств.

  • Способствование когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций.

  • Уменьшение индивидуального и группового напряжения.

  • Уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.

  • Мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности, понимания.

  • Подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть.

  • Информирование участников о том, где они в дальнейшем могут получить помощь.

Проводить дебрифинг возможно в любом месте, но нужно стремиться к тому, чтобы помещение было удобным, доступным и изолированным. Оптимальное количество участников в группе от 10 до 15 человек. Проводится дебрифинг под руководством двух подготовленных специалистов-дибриферов. Не допускается присутствие посторонних лиц, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Время проведения четко обозначается вначале и составляет 2–2,5 часа без перерыва. Ограничение вводится по той причине, что за это время происходит очень интенсивная переработка опыта, в которой задействованы достаточно сильные эмоции.

Дебрифинг имеет четкую структуру и включает в себясемь последовательных фаз:53

  1. вводная фаза;

  2. фаза описания фактов;

  3. фаза описания мыслей;

  4. фаза описания переживаний;

  5. фаза описания симптомов;

  6. фаза обучения;

  7. завершающая фаза

Вводная фаза.

Начинается процедура со знакомства – дебриферы и участники представляются. Ведущие выражают сожаление по поводу случившегося.

Затем устанавливаются цели дебрифинга – помочь справиться с последствиями травмирующего события. Следует подчеркнуть, что дебрифинг – это не психотерапия, эта процедура позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать о том, какие бывают обычно реакции на подобные события и как с ними справляться.

Для создания атмосферы безопасности принимаются правила. Рекомендуемые правила:

Источник: http://works.doklad.ru/view/8EW-lRtSc5I/5.html

Ссылка на основную публикацию