Авторитарность – что это такое, как ее развить?

Авторитарность

Авторитарность – это характеристика человека, отображающая его сильное стремление к максимальному подчинению других личностей своему влиянию. Авторитарность синоним таких понятий, как тоталитаризм, авторитаризм, тоталитарность, антидемократизм.

В поведении личности эта социально-психологическая характеристика выражается в стремлении добиваться своего, доминировать в группе, занимать самое высокое положение, в склонности  манипулировать другими, достигать целей, но не столько благодаря собственным достоинствам, а с помощью других людей и преимуществу своей ролевой позиции.

Достаточно ярко авторитарность наблюдается в отношениях лидера и его ведомых. Она выражается в давлении руководителя на его подчиненных, в устранении коллег или команды от участия в принятии важных решений.

Руководитель с авторитарным стилем управления слишком строго контролирует подопечных; проверяет, в частном порядке, как они справляются с данными им обязанностями, какие принимают решения при выполнении любого задания, чересчур грубо пресекает всякие инициативы участников группы, поскольку усматривает в этом своеволие и даже посягательство на его личный авторитет в данной группе.

Авторитарность является характеристикой мышления, которая придает преувеличение и решающее значение мнению определенных авторитетов.

Такое мышление характеризуется стремлением конкретизировать и усилить выдвигаемые положения, путем нахождения и комбинирования различных изречений и цитат, принадлежащих определенным авторитетам.

Также эти авторитеты становятся кумирами, идеалами, которые никогда не ошибаются и гарантируют успех тем, кто за ними следует.

Авторитарность в психологии это характеристика человека, проявляющаяся в агрессивности, повышенной самооценке, склонности к соблюдению стереотипов, уровне притязаний, слабой рефлексии.

Авторитарность — что это такое

В становлении авторитарности личности имеют большое значение не только психологические факторы, внешняя обстановка, но и ситуация в какой осуществляется развитие авторитарности.

Личность, имеющая в характере долю авторитарности, является незащищенной от воздействия отрицательных факторов, она воспринимает мир, как опасный, несущий отовсюду потенциальную угрозу.

Но в мире выходит так, что одни начинают прятаться, принимать пассивную позицию, а другие становятся активными, потому что полагают, что лучше нападать и обороняться, поэтому они становятся лидерами, подчиняющими себе этих пассивных.

Авторитарность является социально-психологической характеристикой индивида, стилем руководства, который он реализовывает в отношении к подчиненным, партнерам по взаимодействию, общению.

Авторитарность в психологии это характеристика, которая имеет такие поведенческие признаки: агрессивность, завышенную самооценку, склонность к диктаторству, стереотипы в поведении, шаблонные высказывания.

Авторитарность характеризует стремление человека к жесткому контролю над выполнением задач своих подчинённых, родных или коллег. Человек, которому присуща авторитарность остается таким и дома, он надзирает за тем, как хорошо каждый дома исполняет обязанности, ни в чем, не давая спуска.

Поскольку авторитарность синоним тоталитарности, то противоположностью здесь является демократия. Если рассматривать авторитарность в политическом ключе, как один из политических режимов, то стоит сказать, что здесь власть сводится к конкретному лицу (класс, партия, элита), с наименьшим участием общества, и характерными бюрократическими приемами управления обществом.

Авторитарность политики выделяется тем, что вся власть реально концентрируется на одном институте или человеке, допускается управляемый плюрализм в действиях и политических мнениях. От общества требуется демонстрировать преданность властвующим лицам, но исключается возможность их участия в принятии значительных для общества решений.

Родители, проявляющие авторитарность в воспитании ребенка, в довольно-таки малой степени показывают свою любовь детям, они будто от них отстранены, не могут понять их потребности похвалить их за достижения и успехи.

Такие родители относятся к собственным детям, будто к подчинённым, отдают им распоряжения и инструкции, которые те обязаны беспрекословно соблюдать.

Не обращая особого внимания на потребности, желания и мнение детей, не говоря о возможности компромисса с ними.

Семьи, применяющие в своем воспитании авторитарность, довольно высоко ценят соблюдение традиций, уважение и послушание. Правила установленные родителями не обсуждаются. Родители, которым присуща авторитарность думают, что всегда правы, что их правила самые лучшие, поэтому непослушание детей наказывают, очень часто физическим образом.

Авторитарность родителей может делать их жесткими тиранами. Чаще они просто очень строгие, но не переходят черту, доводя до избиения детей и жестокого обращения. Они ограничивают свободу и самостоятельность самого ребенка, не обосновывая свои требования к нему, сопровождая указания суровыми запретами, физическим наказанием, жестким контролем и выговорами.

Дети таких родителей ради избегания наказания стремятся постоянно и беспрекословно подчиняться им, становясь безынициативными. Родители, обладающие авторитарностью, ожидают, что дети станут более зрелыми, чем их ровесники, что они опередят свой возраст. Активность таких детей низкая, поскольку данный подход в воспитании ориентирован только на нужды их родителей.

Авторитарность в воспитании способствует развитию ряда недостатков у ребенка, негативных моментов в личностном развитии. Когда ребенок достигает подросткового возраста, начинают образовываться другие проблемы, которые порождает авторитарность родителей. Возникают частые недоразумения, конфликты, враждебность.

Некоторые подростки даже покидают дом, в котором жили с семьей, чтобы освободить себя от родительских упреков и правил. Но так могут поступить исключительно сильные и активные подростки, у которых найдется достаточно усилий, чтобы уйти.

Неуверенным и робким подросткам это не под силу, ведь они более податливы, легко подчиняются авторитету и приучаются слушать взрослых, не пытаются предпринять любые попытки что-либо решить самостоятельно.

Также дети авторитарных родителей в подростковом периоде легче поддаются плохому влиянию сверстников, поэтому подчиняют свое поведение их распоряжениям, привыкают обсуждать собственные проблемы с ними, а не вместе с родителями.

Они ложно думают, что родители не обратят никакого внимания, никогда их не поймут, поэтому считают не нужным утруждать себя, если одинаково окажутся неправыми.

Разочаровавшись в ожиданиях, они больше сближаются с компанией и отдаляются от родителей, протестуя их принципам, правилам и ценностям.

В отношениях авторитарность синоним деспотизма, не исключая отношений родителей с ребенком. Авторитарность в воспитании это большая проблема, поскольку она оставляет свой отпечаток в формировании личности ребенка. Согласно статистике, от насилия в семьях, где процветает авторитарность родителей, больше страдают мальчики.

К девочкам более лояльны авторитарные родители. Такие дети не уверены в личном успехе, у них невысокая самооценка, они менее стрессоустойчивые, неуравновешенны и нерешительны.

Есть исследования, которые демонстрируют, что нерешительные дети не умеют социально адаптироваться, они редко инициируют с сверстниками какую-нибудь совместную деятельность, трудно заводят знакомства.

Авторитарность в воспитании это отрицательный фактор, влияющий на то, что ребенок делается не любознательным, не может действовать спонтанно, импровизировать, не умеет отстаивать свое мнение, становится безответственным, поэтому часто слушает мнение старших себя лиц. У детей, воспитанных в авторитарности, формируется механизм внешнего контроля, что держится на чувстве вины и страхе перед наказанием, и когда угроза извне наказания пропадает, поведение ребенка делается антисоциальным.

Авторитарность в отношениях полностью выключает духовную близость к детям, между родителями и детьми редко образовывается привязанность, что может привести к враждебности, настороженности и подозрительности к окружающим.

Когда в отношениях кто-то из партнеров обладает авторитарностью, другой будет сильно страдать. Поэтому о полноценной семье, где между партнерами будет взаимное уважение, искренняя любовь, общение на равных, не может идти речь.

Когда один из партнеров понимает, что второй страдает авторитарностью, он старается уйти от отношений, поскольку это только будет отравлять жизнь обоим, в дальнейшем он также не пожелает, чтобы дети воспитывались в тиранических условиях.

Хотя бывают исключения, когда партнер занимает позицию жертвы, и живет так всю жизнь.

Часто люди путают понятия авторитет и авторитарность, но между ними существенная разница. Авторитет – это форма влияния, приобретенная путем определенного поведения, мудрости, соблюдения определенных правил, этических норм и общественной морали.

Авторитетные личности зарабатывают уважение независимо от личного мнения о добродетелях, что эму это уважение в итоге дает. Само слово авторитет произошло от лат.

«auctoritas» и значит «влияние», «власть», авторитарные личности властвуют умами именно благодаря своей репутации.

Авторитарность – это стиль поведения, при котором право власти провозглашается человеком самостоятельно. Человек, который априори имеет власть, способен стать авторитарным лидером, если не сумел адекватно справиться с той властью, что была ему дана. Поскольку определенная часть власти у человека уже имелась, то препятствовать её расширению будет очень трудно.

Если коротко определить отличие понятий авторитет и авторитарность, то авторитет – это власть, которой окружающие люди наделяют человека сами, авторитарность – это власть, которую человек «выбивает» самостоятельно, заставляя окружающих послушанию. Авторитарность или просто наличие власти – не всегда значит авторитет, его нужно заслужить.

Как развить авторитарность

Принято считать большинством, что авторитарность – это отрицательная характеристика, но есть причины полагать, что положительный момент также в ней есть.

При правильном построении поведения авторитарность помогает справиться руководителю с объемом информации, с подчиненными, различными обязанностями, однако авторитарность в воспитании это негативная тактика и как говорилось выше, отношения с ребенком не должны попадать под угрозу, поэтому в данном случае лучше ее не использовать. Однако, человек, истинно обладающий авторитарностью, является таковым везде.

Если по определенным причинам человек посчитал нужным развить у себя авторитарность это его право, для этого он может воспользоваться определенным рекомендациям. Человек, который наделен авторитарностью, всегда уверен в себе. Ведь если бы он был неуверенным, то не сумел бы добиться власти, поэтому необходимо развивать самоуверенность.

Желательно тренироваться перед зеркалом, проговаривая различные призывы, девизы, чтобы сразу увидеть, какую позу лучше занять, какой сделать взгляд. Внутренняя сила возрастает, если внешне человек выглядит уверенным.

Окружающие сразу замечают походку, взгляд сильной личности, поэтому войдя в комнату, где уже есть другие люди, авторитарный человек ведет себя так, чтобы другие ощутили, что вся комната принадлежит лишь ему одному.

Личность, которой присуща авторитарность, признает только самое ближайшее окружение, состоящее из подобных ей индивидов, однако не таких сильных, которые могут ее повредить. Он уважает этих «своих», а «чужих», (не подобных ему) он ненавидит. Несоответствие «стандартам» резко осуждается. Любое инакомыслие агрессивно пресекается.

Нужно запомнить, что любые средства ради достижения цели хороши. Если придется для этого воспользоваться другими, значит надо так. Поэтому не нужно очень привязываться к людям, ведь они могут потом стать средством в достижениях целей.

Чтобы вести себя, как авторитарная личность необходимо научиться взаимодействовать с окружающими по вертикальной схеме: «Если я говорю – ты слушаешь, не перебиваешь, не обсуждаешь, потом исполняешь». Такому воздействию легко поддаются дети и часто родители вынуждены прибегнуть к данному приёму, чтобы ребенок вовремя сделал положенное.

Часто условия вынуждают родителей проявлять авторитарность, поэтому их позиция вынужденная.

Так, мамы взваливают на одну себя множество дел, из-за которых пребывают в непрерывном стрессе, отчего нарастает напряжение и выливается в давлении на ребенка.

Одинокие матери становятся авторитарными «волей судьбы», им никто не помогает, поэтому боясь самой не справиться с воспитанием ребенка, эти женщины превращаются в деспотов.

Если руководитель желает быть в глазах подчиненных авторитарным, он может использовать некоторые способы. Например, ввести метод штрафных санкций, один из популярных способов гарантирования беспрекословного подчинения. Благодаря этим санкциям у подчиненных будет вырабатываться страх наказания, что станет отрицательным подкреплением не подчиняющегося поведения.

При общении с подчиненными следует любой разговор заканчивать распоряжением. Оно может стать разнообразным – от просьбы сделать кофе, или заложить бумагу в принтер до распоряжения поехать на встречу, забрать документы.

Это стоит делать, чтобы подчиненные не расслаблялись, не допускали мысли, будто просто можно перекинуться несколькими фразами с начальником. Нужно вырабатывать в себе командные интонации, отшлифовывать тона, чтобы одним тоном можно было передать абсолютную важность задачи.

Голос должен быть крепким, уверенным, с нажимом. Распоряжения формулировать четко, кратко и ясно.

Следует не давать другим решать важные решения, не делиться информацией, не спрашивать их совет или мнение. Лучше сесть, хорошенько обдумать все и категорически высказать свой вердикт: «Я решил – и так должно быть. К выполнению!».

Читайте также:  Косплей, что это такое, как сделать косплей, история косплея

Личности, обладающие авторитарностью, являются приверженцами консерватизма, они следуют традициям. Их речи шаблонны, а поведение стереотипно, что заявляет о постоянстве. Авторитарный индивид считает себя победителем, поэтому он всегда настраивается на победу, не давая сомнениям прокрасться к своим мыслям.

Поскольку мысли материальны, следует говорить самому себе: «я лучший», «я неповторимый», «я уверенный», «я сильный», «у меня есть власть, я смогу всё» и т.д. Безусловно, все мысли должны быть твердыми, положительными и быть направленными на то, чтобы стать независимым и властным человеком.

Уверенность и гордость должны существовать не только в одной голове и оставаться мыслями, они должны проявляться в поступках.

Источник: http://psihomed.com/avtoritarnost/

Авторитарность – что такое и как ее развить в себе?

Многие люди знакомы с таким понятием, как авторитет. Пожалуй, большая часть хотела бы обладать авторитетностью в глазах окружающих, особенно детей. Однако есть еще одно понятие – авторитарность. Несмотря на однокоренные слова, они обладают различными значениями. Что такое авторитарность и как ее развить в себе, рассмотрит интернет-журнал psytheater.com.

Авторитарность предполагает насильственное навязывание своего мнения и воли другим людям. Основывается авторитарность личности на желании властвовать над окружающими. Нередко такое поведение наблюдается в семье (между родителями и детьми, между супругами), на работе (между начальником и подчиненными, между коллегами с различным уровнем должностей).

Другими словами, там, где существует иерархия, наблюдается авторитарность. Если же человек желает достичь авторитетности – когда люди сами желают слушаться человека, поскольку видят в нем знания, силу, опыт и прочие желаемые качества, в его отношениях с окружающими нет иерархии, хотя она и выстраивается благодаря самим людям, которые слушаются и подчиняются.

Главное отличие между авторитарностью и авторитетностью:

  1. Авторитарность – это насильственное побуждение других людей слушаться, навязывание своей мысли, требование подчиняться.
  2. Авторитетность – это желание самих людей слушаться и подчиняться конкретным индивидам.

Если рассматривать понятие авторитарности, то у одних читателей возникнет отрицательное отношение к данному качеству, а у других – положительное. Как при авторитарности, так и при авторитетности люди стремятся к власти, только происходит это различными путями. Рассмотрим, чем отличается авторитарность в своей сути.

Что такое авторитарность?

Под авторитарностью понимается желание доминировать, управлять, властвовать над другими людьми. Причем данное стремление является ярко выраженным и проявляется постоянно. Достижение данной цели осуществляется различными способами, в том числе с помощью манипуляций, обмана и пр.

Авторитарность предполагает использование человеком своего положения или статуса. Вы должны его слушаться и подчиняться, потому что он является вашим «мужем», «мамой», «учителем», «политическим деятелем» и т. д.

При этом часто авторитарность предполагает, что человек перекладывает ответственность на других людей, а сам не выполняет возложенных на него обязательств.

Человек занимает должность, но не делает своих дел, поскольку он зачастую перекладывает их выполнение на других.

Авторитарность – это максимальное подчинение других людей своей воле и желаниям. Синонимами данного понятия являются тоталитаризм, тоталитарность, авторитаризм, антидемократизм. Авторитарность проявляется в:

  1. Доминировании в группе.
  2. Стремлении достигать своего.
  3. Занимании самой высокой должности.
  4. Желании манипулировать окружающими.
  5. Достижении целей не благодаря собственно приложенным усилиям, а благодаря другим людям, на которых он оказывал воздействие, ссылаясь на свое социальное или рабочее положение.

Авторитарный человек желает занимать позицию лидера. Если он ее получается, тогда по полной программе отыгрывается за счет подчиненных себе, прибегая к различным способам самоудовлетворения своих амбиций и желаний:

  1. Он единолично принимает важные решения, исключая любую возможность подчиненными предлагать идеи и вводить их в процесс.
  2. Он контролирует деятельность каждого подчиненного и критикует в частном порядке, если она его не устраивает.
  3. Контролирует процесс принятия решений каждым подчиненным на своем месте.
  4. Он пресекает любую возможность своими подчиненными проявлять инициативу, поскольку считает это посягательством на его власть.

Чтобы усилить свою авторитарность, личность прибегает к различным авторитетам, которых идеализирует и возвышает, считая их решения и мнения всегда правыми и необсуждаемыми. Так, авторитарный человек может использовать различные цитаты и известные фразы, якобы ссылаясь на их истинность.

В психологии авторитарный человек обладает агрессивностью, стереотипным поведением, завышенной самооценкой и самоуверенностью, высоким уровнем притязаний (то есть он постоянно требует от других людей, а себе может позволять некоторую ленность и необязательность).

Авторитарный человек ведет себя одинаковым образом со всеми: с коллегами по работе, с подчиненными, с друзьями, с родственниками и даже с любимыми людьми. Он контролирует их жизнь, действия и решения.

Он всегда пытается навязать свое мнение и даже настоять на нем, чтобы люди делали то, что ему хочется. Почему человек так делает? Таким образом он защищает себя от опасности.

Если авторитарный человек может влиять на поведение других людей, значит, он ограждает себя от тех поступков, которые ему неприятны или вредны, поскольку не умеет их адекватно воспринимать, реагировать, мириться с ними.

Антонимом авторитарности является демократизм. Достаточно часто авторитарность наблюдается в политических кругах. Здесь вся власть базируется на одном человеке или группе людей, которые принимают решения за весь народ и страну. При этом люди, общество, должны быть преданными главе(-ам). Их исключают от процесса принятия важных решений.

Нередко родители могут вести себя авторитарно по отношению к своим детям, мол, «слушайся меня, потому что я старше и больше знаю». В такой семье родители не проявляют любви.

Они относятся к детям, как к подчиненным, которые должны делать все так, как взрослые скажут. При этом мнения, желания и потребности детей не учитываются.

Родители даже не способны услышать о них, вместо этого выдают инструкции и распоряжения, которые должны соблюдаться беспрекословно.

Авторитарные семьи всегда соблюдают традиции, поощряют послушание и уважение взрослых. Авторитарные родители всегда считают свое мнение верным, а установленные правила – самыми правильными. Дети должны не перечить и делать все так, как говорят родители, иначе их наказывают, нередко применяя физическую силу.

Родители жестоко наказывают детей за их непослушание: делают различные запреты, совершают физическое наказание, ограничивают в чем-то. Дети, чтобы избежать наказания, становятся послушными и безынициативными. Родители в такой семье никогда не похвалят и не проявят любви к ребенку, однако всегда покажут свое недовольство и власть.

В связи с авторитарностью родителей, которые всегда хотят, чтобы их дети опережали развитие сверстников и были отличниками во всем, получают обратный эффект.

Ребенок становится пассивным, безынициативным, ничем не интересующимся и безразличным к тому, о чем говорят его родители. Авторитарность – это ориентация только на собственные нужды.

Поскольку нужды и желания ребенка полностью игнорируются, ребенок не чувствует себя активным и энергичным. Все это в нем не возникает, когда его заставляют сделать то, что ему неинтересно.

Нередко дети авторитарных родителей начинают слушаться сверстников в подростковом возрасте, других людей – во взрослом возрасте. Другими словами, они являются послушными всю жизнь, только по мере роста начинают слушаться уже не только родителей, а порой и вовсе отвергают их любые наставления, ориентируясь на мнения других конкретных людей.

Результатом авторитарного воспитания становится:

  • Безынициативность ребенка.
  • Неумение действовать спонтанно.
  • Потеря любознательности.
  • Безответственность, поскольку ребенок следует советам и рекомендациям других лиц.
  • Неумение импровизировать.

Если говорить об авторитарности в любовных отношениях, то в них один партнер должен подчиняться другому. Здесь будет отсутствовать полноценная семья с любовью, уважением и удовлетворением желаний обоих супругов. Вот почему лучше покинуть те отношения, где партнер является авторитарным.

Еще раз обратим внимание на то, что авторитет и авторитарность – различные понятия:

  1. Авторитетность — власть дается человеку другими людьми, которые замечают за ним мудрость, соблюдение этических и нравственных правил, наличие хороших манер и приятного поведения. Он не требует себя слушаться, его уже слушают другие люди.
  2. Авторитарность провозглашается человеком самостоятельно, который теперь начинает требовать от других, чтобы его слушались и подчинялись. Он может не обладать полезными навыками и познаниями, может совершать антисоциальные и даже преступные действия.

Авторитетный человек может стать авторитарным, если он по какой-то причине начинает терять власть, чего не желает. Тогда он начинает «выбивать» свою власть, требовать ее от других.

перейти наверх

Как развить авторитарность?

Авторитарность зачастую воспринимается как отрицательное качество. Однако в нем есть свои плюсы, если человек правильно выстраивает свое поведение и постепенно из требовательности переходит к безусловному получению своей власти. Порой, чтобы прийти к авторитетности, нужно начать с «выбивания» своей власти. Данное качество можно в себе развить, если человек того хочет:

  • Развить самоуверенность в себе. Будьте уверены в том, что все ваши мысли, слова и поступки являются правыми. Только уверенность в том, что вы правы всегда и во всем, позволит вам быть авторитарным человеком.
  • Чувствуйте себя так, словно вы лидер. Когда попадаете в какую-то группу людей, ведите себя так, словно власть принадлежит здесь только вам.
  • Пресекайте инакомыслие. Требуйте соблюдения другими людьми правил и советов, которые вы им даете.
  • Делите людей на «своих» и «чужих». В круг «своих» входит ограниченное количество людей, а все остальные являются «чужими».
  • Ставьте себя выше других людей. Стройте отношения с другими людьми по принципу иерархии, когда вы говорите, а другие должны слушаться.
  • Считайте, что любые средства хороши ради достижения цели. Не привязывайтесь к людям, которые будут вашими инструментами для достижения целей.
  • Не спрашивайте совета, не давайте возможность другим принимать решения, не делитесь полезной информацией.

Следует понимать, что авторитарность иногда необходима. Например, руководители должны быть в некоторой степени авторитарными, выдавая указания подчиненными, а матери, которые самостоятельно выполняют воспитание своих детей, тоже должны ставить некоторые ограничения, которые пойдут им на пользу.

перейти наверх

Авторитарность – положительное или отрицательное качество в итоге?

Авторитарность может быть как положительным, так и отрицательным качеством. Итог зависит от того, в какой ситуации человек использует свою власть, на что направляет и в какой форме преподносит. Порой авторитарность необходима и полезна. Однако в отношениях с людьми, которые являются равными человеку, авторитарность является абсолютно неприемлемой.

Источник: http://PsyTheater.com/avtoritarnost.html

авторитарность – это… Что такое авторитарность?

  • Авторитарность — (от лат. autoritas влияние, власть) характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых. Наиболее ярко… …   Википедия
  • Авторитарность — англ. authoritarian принцип доминирования спроса или предложения на биржевых торгах при соблюдении принципов конкуренции. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов
  • Авторитарность — (автократичность) стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности . В качестве средств… …   Психологический словарь
  • авторитарность — АВТОРИТАРНЫЙ, ая, ое; рен, рна (книжн.). Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарные режимы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • АВТОРИТАРНОСТЬ — характеристика мышления, придающего преувеличенное или даже решающее значение мнениям каких то авторитетов. Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения прежде всего путем поиска и комбинирования цитат И… …   Философская энциклопедия
  • авторитарность — сущ., кол во синонимов: 5 • авторитаризм (3) • антидемократизм (4) • …   Словарь синонимов
  • авторитарность — и, ж. autorité f. Свойство по знач. прил. авторитарный. БАС 2. Управление промышленным предприятием еще и сегодня в значительной степени сохраняет признаки командования и авторитарности. Огонек 1991 № 27. // Скляревская 1998. Лекс. САН 1932:… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • АВТОРИТАРНОСТЬ — АВТОРИТАРНОСТЬ. То же, что автократичность. Социально психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). А. проявляется при сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, устранении других людей от решения важнейших… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • АВТОРИТАРНОСТЬ — (от лат. autoritas влияние, власть) характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых. Наиболее ярко А.… …   Юридическая энциклопедия
  • АВТОРИТАРНОСТЬ — (лат. autoritas – влияние, власть) черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует, не учитывая их мнения, отношения, позиции. А. может стать негативной профессиональной… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Читайте также:  Алалия у детей - моторная, сенсорная, симптомы, лечение

Источник: https://psychology.academic.ru/13/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Авторитарность – это..

Авторитарность [от лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. -п.

На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции.

Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов как стратегических, так и тактических.

При этом авторитарная личность полностью готова беспрекословно подчиняться указаниям “-сверху”- в рамках той управленческой системы, членством в которой она удовлетворена и “-винтиком”- которой она себя с гордостью считает, но при условии, что ей будет предоставлена возможность осуществлять полновластное давление “-вниз”- по иерархическому властному вектору “-руководство — подчинение”-. Именно эту особенность авторитарной личности отмечал Адорно, фиксируя ее с помощью специальной шкалы “-фашизма”-. Другими словами, авторитарность как личностная характеристика не исчерпывается лишь стремлением к доминированию, но и предполагает готовность к подчинению вышестоящим, как раз и делегирующим за это авторитарной личности право подавлять нижестоящих. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. Помимо этого, в современной семейной психологии и семейной психотерапии авторитарность рассматривается как типичная “-горячая картофелина”- — деструктивный поведенческий паттерн, передаваемый из поколения в поколение в процессе семейного воспитания.

В практическом плане проблема авторитарности тесно связана с такими явлениями, как авторитарный стиль воспитания и авторитарный стиль управления. И то, и другое предполагает жесткую статусно-ролевую иерархию, контроль и подавление инициативы и автономии индивидов, занимающих подчиненное положение.

Тем самым не только ограничиваются возможности развития, самоактуализации личности, но и нередко провоцируется устойчивое неприятие любых общепринятых авторитетов и социальных норм.

Как показывают последние исследования, наиболее тяжкие преступления достаточно часто совершаются лицами, выросшими в условиях авторитарного воспитания.

Понятно, что проблематика авторитарности и ее проявлений наиболее развернуто исследуется в рамках психологии управления и политической психологии. В то же время и в рамках социальной психологии развития и, в частности, социальной возрастной психологии эти вопросы активно и достаточно давно изучаются и обсуждаются.

Так, например, очень точный портрет типичной авторитарной матери дал в своей работе “-Идентичность: юность и кризис”- Э. -Эриксон. “-Описывая пациентов с некоторыми патогенетическими тенденциями, мы склонны спрашивать себя, что общего у них с их родителями.

Я думаю, можно сказать, что в наших случаях общим для значительного числа матерей является ряд черт, прямо не зависящих от их реального социального статуса. Во-первых, это провозглашаемое стремление к власти, претенциозность или намерение &ldquo-держаться за что-то&rdquo-.

Они, как правило, склонны отвергать понятия чести и интеллектуальности в пользу видимости здоровья или статуса, благопристойности и &ldquo-счастья&rdquo– фактически они пытаются заставить своих детей претендовать на &ldquo-природную&rdquo- и &ldquo-правильную&rdquo- социальность.

Во-вторых, они обладают специфическим качеством проницательной вездесущности- их обычные голоса, равно как и тишайшие вздохи, на деле оказываются острыми, занудными или раздражающими, от которых нигде нет убежищ. … Матери, подобные этой, любят своих детей, но любят отчаянно и назойливо.

Они сами настолько изголодались по одобрению и признанию, что изводят своих малышей бесконечными жалобами, особенно по поводу отцов, почти умоляя детей оправдать свое материнское существование их собственным существованием”-5.

Как видно из приведенного описания, авторитарность в контексте детско-родительских отношений отнюдь не всегда является синонимом прямых жестокости и физического насилия. В частности, в своем исследовании детства А. -Гитлера, Э.

 -Фромм отмечает, что его отец — Алоис Гитлер “-…не был тираном, хотя и был авторитарной личностью- он верил в такие ценности, как долг и честь, и считал своим долгом определять судьбу своих сыновей до наступления их зрелости”-6.

Однако, будучи по самой своей природе, в сущности, симбиотической зависимостью садо-мазохистского характера, авторитарность часто порождает жестокость и насилие. Так, например, английский путешественник Дж. -Флетчер, так описывал нравы простого, “-черного”- люда в Московском царстве конца XVI в.

: “-Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они также бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств. Жизнь человека считается нипочем. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, что подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами”-7.

Перед нами, по сути дела, классическое описание общества, основанного на авторитарной иерархии. Это, разумеется, не случайно. Авторитарность с давних времен являлась главной составляющей традиционного воспитания и социального устройства на Руси. По словам известного отечественного историка И. -Е. -Забелина, “-…

старинная родительская философия и житейская практика со стороны всяческой власти стояла на том, чтобы не давать воли малому, т. -е. малому или меньшему во всех отношениях, и домашних, и общественных. …

Это было коренное, несомненное начало, руководившее прежде всего воспитанием детей, следовательно родительской властью, а потом всяким начальством, всяким управлением в житейской среде, начиная с домовладычества и восходя до владычества в каком-либо воеводстве или наместничестве, или даже в государстве.

На этом начале крепко стоял смысл всякой власти, сколь бы ни была она мала или велика. Оно господствовало везде и не допускало никаких других понятий о подчиненных, подвластных, как только о детях, о малолетних или домочадцах, которыми управлять — значило не давать им воли”-8.

Представление о покорности и полном подчинении вышестоящему — “-старшему”- как о главной нравственной добродетели и проявлении житейской мудрости превратилось в устойчивый архетип российского коллективного бессознательного, что отчетливо проявляется в пословицах и поговорках: “-Покорись, да в ноги поклонись”– “-Повинюсь, да в ноги повалюсь”– “-Послушание паче поста и молитвы”– “-Не делай свое хорошее, а делай мое худое”- и т. -п. Этим во многом объясняется живучесть авторитарных установок и в современном российском обществе. Авторитарность по-прежнему рассматривается многими родителями и педагогами как наиболее эффективное, а часто и единственно возможное, средство выполнения своей миссии и достижения поставленных целей. Аналогичных взглядов придерживаются многие руководители бизнес- и государственных структур.

Между тем по практически единодушному мнению специалистов в области организационной психологии и психологии менеджмента, авторитарный стиль руководства наименее эффективен из всех возможных. Как пишет известный американский специалист Д. -Гоулман, “-Давайте проанализируем, как он (авторитарный стиль управления — В. -И., М. -К.

) влияет на климат в организации. Больше всего страдает гибкость корпоративной среды. Крайняя форма иерархичной деспотии в принятии решений убивает все новые идеи в зародыше.

Люди чувствуют, что босс не испытывает к ним ни малейшего уважения, и поэтому не питают никаких иллюзий: &ldquo-Мне нет смысла даже заикаться о своих идеях, — все равно они будут отвергнуты&rdquo-.

Пропадает также и чувство ответственности перед организацией: не имея возможности проявлять инициативу, сотрудники теряют ощущение причастности к судьбе компании и мало заботятся о качестве своей работы. … Авторитарное лидерство наносит вред и системе стимулирования.

Для самых лучших работников факторы мотивации не ограничиваются деньгам — для них важно еще и удовлетворение от хорошо выполненной работы. Авторитарный же стиль руководства не щадит профессиональную гордость.

Наконец, этот стиль лидерства лишает начальника одного из важнейших инструментов грамотного управления — возможности показать сотрудникам, что их работа является частью значимой коллективной миссии, и тем самым повысить их мотивацию. Такой стиль руководства приводит к потере ясного представления задач организации, к ослабевающей приверженности общим целям и, наконец, приводит к отчуждению людей от своей работы. Сотрудники задаются вопросом: &ldquo-Да какое мне до всего этого дело?&rdquo-“-9.

Следует добавить, что последние исследования в области корпоративного управления, проведенные, в частности, крупнейшим международным консалтинговым агентством McKinsey, доказали полную несостоятельность весьма распространенного и тиражируемого утверждения о якобы эффективности и, более того, необходимости авторитарного руководства в экстремальных условиях функционирования организации.

В действительности авторитарная иерархия с ее многоуровневой системой принятия решения, тотальным контролем и доминирующим принципом мышления (“-Как бы чего не вышло”-) оказывается совершенно несостоятельной в экстремальных ситуациях, каждая из которых характеризуется выраженным давлением временных ограничений в сочетании с высокими требованиями к инициативности, самостоятельности, готовности к принятию ответственности на всех уровнях. Более того, данные требования на глазах становятся необходимым условием успешности и повседневного функционирования в современном мире. По словам одного из экспертов агентства, Т. -Петерса, “-для того, чтобы сохранить хоть какой-то шанс удержать контроль над событиями в наше бурное время, необходимо отказаться от большей части средств и методов контроля”-10.

Деструктивные последствия авторитарности проявляются не только в специализированных областях человеческой деятельности, но и в негативных социально-психологических явлениях, вызывающих широкий общественный резонанс.

В частности, так называемая “-дедовщина”- в российской армии является прямым следствием авторитарных установок, доминирующих и, более того, порой сознательно культивируемых в армейской среде.

В ходе ряда полевых экспериментов было установлено, что в наибольшей степени к насилию и издевательствам над солдатами первого года службы склонны те из старослужащих, кто, будучи “-первогодком”-, проявлял наибольшую склонность к подчинению требованиям “-дедов”-, причем не только и даже не столько уступая физическому давлению, сколько в силу внутренней готовности признать легитимность такого рода требований. Совершенно очевидно, что и здесь речь идет о типичных авторитарных личностях.

Таким образом, проблема авторитарности на практике затрагивает самые различные и существенно важные сферы жизни общества. В связи с этим она остается одним из приоритетных направлений исследовательской и прикладной деятельности социальных психологов.

Практическому социальному психологу, работающему в реально функционирующих группах и организациях разного типа, необходимо уметь диагностировать категорию авторитарных членов сообщества, что позволяет, с одной стороны, адекватно осознавать действительные мотивы конкретных проявлений активности отдельных личностей, а с другой — корректировать, а порой и купировать как сами эти проявления, так и их последствия и в пространстве диадических контактов, и в пространстве внутригруппового партнерства в целом.

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Авторитарность [лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные…

Читайте также:  Шизотипическое расстройство личности - симптомы, лечение

Философский словарь

— характеристика мышления, придающего преувеличенное или даже решающее значение мнениям каких-то авторитетов. Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения прежде всего путем поиска и комбинирования цитат и изречений, принадлежащих признанным…

Философский словарь

(от лат. auctoritas – власть или влияние) – убеждение, что в духовной жизни все вопросы решаются не иначе как в послушании авторитету без спора и протеста. Авторитаризм превращает авторитет в идола. Христианин, по словам о. А.Меня, “остерегается авторитаризма и патернализма,…

Психологический словарь

(автократичность) – стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности – . В качестве средств выступают приказы и распоряжения…

Психологическая энциклопедия

(от лат. auctoritas -власть, влияние) – социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жесткая централизация руководителем (лидером) своих управленческих функций, сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление…

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. auctоritas – власть. Категория. Стиль руководства. Специфика. Характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов, касающихся…

Источник: http://insai.ru/slovar/avtoritarnost

Авторитарность | Мир Психологии

Авторитарность (от лат.

auctoritas — власть, влияние) – социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жесткая централизация руководителем (лидером) своих управленческих функций, сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление инициативы подчиненных («ведомых»), недопущение их к решению важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных форм наказания для осуществления на них соответствующего воздействия. Син. автократичность.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Авторитарность (от лат.

autoritas — влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п.

На поведенческом уровне А. нередко проявляется в стремлении индивида во чтобы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции (см. Роль). Наиболее ярко А.

проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических.

Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Авторитарность (АВТОКРАТИЧНОСТЬ) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр.

В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти.

Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, – в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Авторитарный – относящийся к стилю управления, предполагающему подчинение власти, при котором существует четкая социальная иерархия и один индивид принимает решения и определяет процедуры.

предметная область термина

Авторитарный лидерский стиль – поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти.

Авторитарный стиль воспитания – см. Стили воспитания детей.

АВТОРИТАРНЫЙ (ПОДХОД) En.: Authoritarian (approach)
гипноз Долгое время ассоциировался с авторитарным подходом, и многие эстрадные гипнотизеры имеют обыкновение говорить приказным тоном. Среди медиков такое тоже еще встречается, но в более мягкой форме.

В новом гипнозе почти не используется прямой подход, и если это все-таки происходит, то выглядит примерно так: «Не согласитесь ли вы…?», «Я хотел бы…». Обороты типа «Я хочу, чтобы…» используются в исключительных случаях (см. пример Ноэми).

Эриксон не отвергает авторитарный подход полностью, он может использоваться в определенных случаях (Erickson, 1986). Психотерапия зачастую состоит в том, чтобы дать возможность пациенту испытать нечто новое.

Поэтому язык приказаний иногда может оказаться нужнее, чем язык рекомендаций (Watzlawick, 1988).

Авторитарный стиль управления – совокупность приемов управле¬ния, используя которые, руководитель ориентируется на собственные зна¬ния, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллега¬ми или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует админис¬тративные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.

АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР – см. Авторитарная личность.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/avtoritarnost

Авторитетность vs авторитарность

В обоих случаях речь идет о власти. Но в чем разница? Как бы вы сформулировали отличия?

У меня сложилась определенная позиция по этому вопросу. В нескольких словах ее можно обозначить следующим образом:

Авторитет – это власть, которой нас наделяют слушающие нас люди, или дети, если будем говорить о более узкой выборке.

Авторитарность — это власть, к которой мы прибегаем сами, чтобы заставить детей нас слушать и слушаться.

Авторитет – как будто без усилий

Первый вариант намного привлекательнее, не правда ли? Мы как будто никаких усилий не прикладываем, никого ни к чему не принуждаем и, между тем, нас слушают и выполняют наши распоряжения. Желание слушающего нас человечка и его готовность следовать нашим указаниям во много раз превосходит наше желание подчинить его своей воле.

Но как такое может быть? Откуда в другом отдельном существе, со своими желаниями и предпочтениями, возникает стремление наделять нас авторитетной властью и прислушиваться к нашим указаниям? Что за волшебство очаровывает его и словно отключает всякое сопротивление?

Я упомянула, что мы «как будто никаких усилий не прилагаем». Что в момент высказывания просьбы ребенок тут же соглашается ее выполнять. Но это только видимая деталь, как яркий праздничный воздушный шар, взмывший в небо над головами восхищенных наблюдателей.

В другой же части, cкрытой от посторонних глаз, как раз и отображены все те предварительные усилия, которые нам надо предпринять. Они заключаются в установлении невидимой связи, надежного контакта, который и становится гарантом взаимопонимания и настройки на одну волну с ребенком.

Но установить этот уровень контакта – это, выражаясь метафорично, всего лишь надуть наш шар. А затем воздух в нем нужно постоянно подогревать. Иначе никуда не улетишь, и даже более того – рухнешь на землю.

Беспричинное общение – невидимая работа

Этот постоянный «подогрев» и есть то условие, та самая главная невидимая работа родителя, которая создает и поддерживает контакт в активном состоянии. Подогревать загодя, не дожидаясь того момента, когда гондола начнет цепляться за верхушки деревьев или сбивать черепицу с крыш.

Примерьте на себя. Если у вас есть знакомая, которая вспоминает о вашем существовании лишь тогда, когда ей нужна ваша помощь, и так из раза в раз, то не слишком долго продлится ваша «искренняя» дружба.

Как бы хорошо и бескорыстно она ни относилась к вам, вы не почувствуете этого. У вас не будет внутренней непоколебимой уверенности в том, что знакомство с вами является значимым для нее просто так, без всяких дополнительных бонусов.

Дети точно так же ощущают нехватку в наполненности «беспричинным» общением с родителем, когда начинают саботировать просьбы и обращения в свой адрес. Кто поверит, что мы любим и ценим ребенка просто за факт его существования в вашей жизни, если обращаемся к нему исключительно по делу: « Собери, пожалуйста, игрушки!», «Вымой руки! Будем обедать!», «Одевайся, пойдем на прогулку!»

Авторитарность – когда не работает авторитет

И наш авторитет больше не работает. Нам приходится прибегать к авторитарности. Нам приходится повторять по нескольку раз наши просьбы, повышать голос, угрожать последствиями.

Как будто не наш собственный любимый ребенок перед нами, а незнакомый сорванец, который всем своим невозмутимым видом вопрошает: «Да кто ты мне такая, чтобы мной командовать?»

Пусть ребенок и не произнесет этого вслух, даже может быть и не осознает, какие эмоции его обуревают в данную минуту, но невербальный язык очень красноречив. Родитель сразу почувствует свое бессилие и неспособность управлять ситуацией.

Тут же возникнет желание показать наглецу, кто здесь главный. Приструнить, прикрикнуть, принудить. Кровь клокочет в жилах, и праведный гнев рвется наружу.

Пойти на поводу у этих эмоций – только усугубить положение. Невозможно принуждением и угрозами восстановить прерванную связь с ребенком и пробудить в нем желание слушаться. Повторю, не заставить ребенка слушаться, прибегая к силе, а вызвать в нем порыв слушать нас по собственному желанию.

Тактика авторитарного решения проблемы только увеличит разрыв и еще больше отдалит ребенка от родителя. А нам ведь надо совсем другое. Нам надо восстановить контакт и дождаться того состояния души малыша, когда он опять наделит нас авторитетом.

Самое сложное – верить и ждать

И это, наверно, самое сложное. Поверить в то, что ребенку нравится быть хорошим для нас, нравится откликаться на наши слова, нравится уважать наш авторитет.

Просто сейчас произошла «авария» и коммуникации обрезаны.

Первое, что надо сделать родителям, — это постараться ничего не требовать от ребенка в «аварийной» ситуации. Все равно на том конце провода нас не слышат. Сначала необходимо провести восстановительные работы.

Хорошая новость в том, что эта связь действительно самым удивительным образом восстанавливается. Как будто смятая после бури трава снова тянется вверх под ласковыми теплыми солнечными лучами.

Плохая новость – это не происходит в одночасье. Надо набраться терпения и дождаться того момента, когда ребенок отзовется на наше ожидание продолжить мирное общение. Инициатива в налаживании контакта — в наших руках, в родительских. Не нужно становиться в позу младшего дошкольника «я с тобой больше не дружу», нужно самим исправить свои оплошности.

Это мы не уделили вовремя внимание ребенку, это мы напугали его своей вспышкой недовольства, это мы в суете ежедневных забот забыли, что общение с нами ему нужно больше, чем еда, и чуть-чуть меньше, чем воздух.

Забудьте о сиюминутных требованиях, сосредоточьтесь на отдаленных результатах, на тех плодах, которые принесет нерушимая связь с ребенком.

Восстанавливаем авторитет

Давайте подведем итог. Перечислим еще раз основные шаги по восстановлению нашего естественного авторитета:

  1. Прекратить выдвигать требования в ситуации нарушения глубинной связи с ребенком.
  2. Дать выход своим негативным эмоциям, но — не пугая ребенка, не навешивая на него ответственность за ваше плохое настроение. Заняться энергичной физической активностью, например.
  3. Поверить, что ребенку нравится быть хорошим для нас.
  4. Проявить инициативу в налаживании контакта. Предложить почитать книгу, съесть вместе пирожное, помочь одеться, просто посидеть рядом и т.п.
  5. Запастись терпением и ждать.
  6. Когда контакт с ребенком восстановлен, постоянно поддерживать в нем это ощущение. Разговаривать с ним, играть, обмениваться взглядами и улыбками, оказавшись поблизости, предлагать свой контакт задолго до того, как ребенок почувствует пустоту внутри и будет сам приставать к вам за наполнением.

Источник: http://semeynoe.com/magazine/theory/psy/avtoritetnost-vs-avtoritarnost/

Ссылка на основную публикацию