Антропогенез человека — факторы, стадии, теория антропогенеза

Антропогенез человека – что такое, стадии, факторы, теория

Антропогенез человека - факторы, стадии, теория антропогенеза

Человек требует своего изучения. Каждый хоть раз задавался вопросом, откуда он взялся, как появился человек вообще. Существует множество теорий о том, откуда происходит человечество. Одним из них является теория Дарвина, которая гласит, что человек отделился от мира животных. Антропогенез занимается изучением стадий и факторов, которые способствовали развитию человека.

Антропогенез является одной из наук, которая изучает человека разумного – homo sapiens, который отделился от животного мира благодаря следующим факторам:

  1. Прямохождение.
  2. Изготовление орудия труда.
  3. Использование вещей в своей деятельности.
  4. Возникновение языка.
  5. Образование сообществ.

Другими науками, изучающими человека и его происхождение, являются физиология, генетика, лингвистика и этнография. Каждая из них рассматривает отдельные аспекты развития и эволюции человека, которые рассматриваются в интернет-журнале psytheater.com.

Если рассматривать рождение человека, то здесь выделяются стадии от зачатия и до его появления на свет. Слияние яйцеклетки и сперматозоида, происходящее вследствие полового акта мужчины и женщины, служит точкой отсчета биологического и психического развития организма. Процесс пренатального (внутриутробного) развития включает следующие стадии.

Герминальная стадия (от оплодотворения до двух недель):

  1. Сперматозоид сливается с яйцеклеткой, их одинарные хромосомные наборы объединяются. Этот процесс называется оплодотворением и происходит в фаллопиевых трубах. Множество факторов может помешать нормальному оплодотворению.
  2. Проходит от 24 до 30 часов, и одноклеточная зигота начинает делиться. Деление также происходит в фаллопиевых трубах. В процессе митоза каждая хромосома удваивается. Таким образом, образуется идентичный хромосомный набор, который переходит к новой клетке. Деление и рост клеток продолжается и на других стадиях развития нового организма.
  3. Спустя 3-4 дня оплодотворенная яйцеклетка достигает матки. Происходит имплантация: зародыш внедряется в слизистую оболочку матки.
  4. Начинается закладка внезародышевых органов. Этот период продолжается до восьмой недели беременности включительно.

Эмбриональная стадия (с 3-й до 8-й недели):

  1. Продолжается интенсивное деление клеток. Эмбрион приобретает черты, присущие организму человека. Начинает формироваться нервная система и другие системы организма.

Фетальная стадия (с 9-й недели до рождения):

  1. Этот период длится вплоть до рождения ребенка. Начинается на третьем месяце беременности. На этой заключительной стадии предродового развития плод чрезвычайно уязвим. Многие психические проблемы вызваны сбоями в процессе формирования головного мозга и нервной системы плода. Умственная отсталость, плохая обучаемость и другие расстройства часто объясняются неправильным развитием плода.

Бесплодие может быть вызвано многими причинами: прекращением сперматогенеза и овогенеза (выработки организмом половых клеток) вследствие преклонного возраста, эндометриоза, воспаления органов малого таза.

Оплодотворение происходит не так легко, как это может показаться на первый взгляд, — даже полноценной женщине в самом благоприятном для зачатия возрасте (20-25 лет) может потребоваться до года, чтобы забеременеть.

Искусственное оплодотворение (введение семенной жидкости вблизи созревшей яйцеклетки) облегчает зачатие.

У некоторых мужчин сперматозоиды не достигают женской половой клетки, которая находится глубоко в фаллопиевых трубах.

Зачатие in vitro, или «зачатие в пробирке», дает почти стопроцентную гарантию успеха, так как при этом сперматозоид вживляют непосредственно в созревшую яйцеклетку, не полагаясь на случайность.

Однако если говорить об антропогенезе, то данная наука изучает историческое становление и эволюцию человека. Как он произошел? Как формировался? Как развивалось общество? Как формировалась речь? И многое другое рассматривается в истории, чтобы понять, как человек отделился от животного.

Что такое антропогенез?

Изучением истории человеческого появления и развития стали заниматься еще в 18 веке. Тогда люди верили, что человек является творением Бога.

Однако с развитием науки стали выдвигаться новые теории, которые гласят о животном происхождении человека. С момента своего развития он постепенно становился другим.

Таким образом, человек постоянно эволюционирует, развивается, что и рассматривается антропогенезом.

Многие ученые подхватили данную идею и стали ее развивать. Карл фон Линней ставил человека в один ряд с обезьянами. А Буше Де Перта проводил многочисленные археологические раскопки, которые позволили ему обнаружить каменные орудия труда. Однако все это противоречило библейским канонам, поэтому поначалу данные идеи не принимались и полностью отвергались.

В антропогенезе существует множество вопросов, на которые ученые пока не могут дать однозначные ответы.

  • Когда и каким образом появился человек?
  • Какие стадии определяют развитие и формирование человека разумного?
  • Какие факторы повлияли на отделение человека от остального животного мира?
  • Как соотносить физическое влияние с социальным?
  • Как формировались первые сообщества, общины?

Основной вклад в антропогенез был сделан Чарльзом Дарвином, который определил, что человек является эволюцией обезьяноподобного существа.

Человек вышел из обезьяны, что объяснялось естественным отбором и необходимостью адаптироваться к внешним условиям.

Энгельс определял развитие человека как существа, который мог работать как в отдельности, так и в коллективе с другими. Другими словами, труд сделал из отдельного вида обезьян человека.

Почему же другие животные не могут эволюционировать? Это объясняется тем, что животный мир подчиняется природным законам, а человек сумел осознать себя и окружающий мир, после чего воздействовать на него и уменьшать влияние биологических факторов.

Где человек впервые зародился, тоже является одним из вопросов антропогенеза:

  1. Одни считают, что человек пришел из Африки.
  2. Другие – из южной Евразии.

Не рассматриваются лишь Америка, Австралия и северная Евразия.

перейти наверх

Факторы антропогенеза

Что повлияло на формирование разумного человека? Ученые рассматривают лишь биологические и социальные факторы антропогенеза:

  • Биологические факторы являются основными в антропогенезе. Способность человека меняться, анатомически приспосабливаться, использовать свое тело и пр. Все это закрепляется на генном уровне, что позволяет передавать новому поколению в уже усовершенствованном виде.
  • Социальные факторы включают в основном склонность человека мыслить, объединяться в группы, трудиться и развивать речь. Трудовая деятельность, по мнению Энгельса, сделала обезьяну человеком.

Наука рассматривает человека как обезьяноподобное существо, которое поначалу жило в лесу. По мере уменьшения лесной местности и изменения климата человек вынужден был приспосабливаться путем становления на ноги, чтобы лучше изучать территорию. Вскоре это стало нормальным явлением, что освободило руки, которыми теперь человек мог выполнять трудовую деятельность.

Чтобы выжить, человек обязан был объединяться с себе подобными. Так образовались общины, коллективная работа, иерархия и пр. Людям было легче охотиться и выживать, если они действовали сообща.

Внешние условия во все времена заставляли человека постепенно меняться и приспосабливаться. Это осуществлялось путем отказа от всего ненужного и вредного и приобретения полезного, выгодного.

Так, человек постоянно мигрировал, приспосабливаясь к новым условиям местности. Он развивал в своем организме новые функционалы, а прочие атрофировались.

Менялась внешность человека в зависимости от того, с чем он постоянно контактировал.

Естественный отбор предполагает сначала развитие биологических характеристик человека, более адаптированных к существующим условиям. А социальные факторы формируются самим человеком для его большего комфорта в социуме.

перейти наверх

Стадии антропогенеза

Анатомические изменения, формирование общественного сознания и развитие трудовой деятельности разделяют на стадии антропогенеза, которые насчитывается несколько:

  1. Антропоидные предки – приматы, передвигающиеся на ногах и способные орудовать простыми предметами.
  2. Палесантропы и архантропы (древнейшие и древние люди) – похожие на современных людей особи, которые охотились, жили в пещерах, разводили огонь, собирались в общины, изготовляли орудия и пр. Отличались они от современных людей дугой над бровями, низким лбом и выступающим затылком.
  3. Неоантропы – имели вид современного человека, у которого изменилась форма черепа, увеличился мозг и рост стал выше. Строили жилье, вместе охотились, собирали овощи и ягоды, шили одежду, рисовали, на примитивном языке разговаривали.

Другая классификация включается 5 стадий антропогенеза:

  1. Погнидно-гоминидная – 16-18 млн. лет назад. Имели далекие от современных человекообразные формы, жили стадным способом.
  2. Прегоминидная – 2-5 млн. лет назад. Достигали роста до 130 см, вес – до 40 кг. Они уже создавали орудия труда, развивали галечное искусство.
  3. Архантропная – древнейшие люди ростом до 170 см. Передвигались они уже на полусогнутых ногах. Называют таких людей питекантропами.
  4. Палеоантропная – 0,5 млн. – 30 тысяч лет назад. Неандертальцы создавали орудие охоты, охотились, наблюдалось примитивное развитие речи.
  5. Неоантропная – период кроманьонцев, которые были приблизительно похожи на современного человека. Период около 200-50 тысяч лет назад. Здесь человек уже создавал сообщества, строил жилища, занимался развитием земледелия и одомашниванием животных.

перейти наверх

Итог

Эволюция предполагает, что человек будет постепенно приспосабливаться к тем условиям, в которых он находится. Если условия меняются, тогда и человек адаптируется  к ним всеми доступными ему способами. В итоге это формирует его новое тело и социальный строй.

Если бы человек не мог меняться и адаптироваться, тогда он бы не выжил. Организмы, которые не могут приспосабливаться к новым климатическим условиям, вымирают, что является одной из теорий о том, почему вымерли динозавры.

Антропогенез представляет одну из теорий происхождения и развития человека разумного. Однако не забываем, что существуют и другие теории, например, происхождение от Бога. Доказательства различным теориям находятся по всей Земле, что помогает их приверженцам продолжать верить в ту или иную концепцию.

Источник: http://PsyTheater.com/antropogenez-cheloveka.html

Факторы антропогенеза

Антропогенез — происхождение человека, становление его как вида. Антропогенез неразрывно связан с социогенезом — формированием общества. Поэтому движущими силами антропогенеза являются не только биологические, но и социальные факторы.

Биологические факторы (по Дарвину) — это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор; согласно синтетической теории (СНТ) эволюции — мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

Социальные факторы — трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Биологические факторы антропогенеза были вскрыты Ч. Дарвиным и его последователями, социальные факторы — Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах. В результате уменьшения площади лесов они перешли к наземному образу жизни. На открытых пространствах они вставали на задние конечности, чтобы лучше обозревать местность.

Со временем такое положение тела из случайного перешло в необходимое. Прямохождение привело к высвобождению передних конечностей от функции передвижения.

Постепенно они совершенствовались и обеспечили возможность осуществления человеком трудовой деятельности.

Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий. Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались в органы членораздельной речи человека.

Использование огня для согревания позволило человеку расселиться в области с более холодным климатом. Термическая обработка пищи способствовала ее лучшему усвоению. Употребление термически обработанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, уменьшению лицевого черепа и одновременно к увеличению головного мозга.

Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию головного мозга, мышления и сознания, совершенствованию труда и речи.

Роль биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза была неодинаковой. На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) основную роль играли биологические факторы. Под действием естественного отбора формировались морфологические особенности человека: сложное строение головного мозга и кисти, вертикальное положение тела.

В дальнейшем, овладев культурой изготовления орудий труда, производством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных природных факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора. О снижении роли биологических факторов свидетельствует общность морфологических признаков ископаемых людей современного типа и ныне живущих.

Читайте также:  Десоциализация личности детей, подростков - причины, примеры

В то же время человек в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование человека стало невозможным, т.е. человек занимает особое положение в природе, являясь одновременно и биологическим, и социальным существом. Дальнейшая эволюция человека, видимо, будет определяться в основном социальными факторами.

Что касается биологических факторов эволюции, то в современном обществе их действие претерпело значительные изменения. Естественный отбор, хотя и замедлил свое действие, идет на всех стадиях онтогенеза.

Но при этом он теряет свою ведущую роль как фактор видообразования и в известной мере выполняет лишь стабилизирующую функцию. Изоляция также теряет свое значение. Наблюдается смешивание генофондов популяций разных регионов, народов, рас.

Популяционные волны фактически не оказывают эволюционного действия, поскольку численность человечества не подвержена значительным колебаниям. Мутационный процесс сохранил свое значение.

В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами. Ослабление действия отбора может привести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей.

Источник: http://jbio.ru/faktory-antropogeneza

Основные этапы антропогенеза

Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
150 тыс. лет назад — наши дни Неоантропы. Человек разумный Тип современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных. Освоение и преобразование природной среды
300—40 тыс. лет Палеоантроп. Неандерталец Сочетал черты современного человека и антропоидов. Объем мозга — 1200—1400 см3 Совершенствование изготовления орудий. Зачатки речи
1,5—0,3 млн лет Архантропы: питекантроп, синантроп. Человек прямоходящий Объем мозга — 800—1200 см3 Поддержание огня. Объем мозга — 500—600 см3 Изготовление орудий из гальки (галечная культура). Прямохождение. Использование предметов в качестве орудий охоты и защиты. Стадный образ жизни
Около 1,5 млн лет Человек умелый Древесный образ жизни. Неосознанное использование предметов. Стадность.
5—1 млн лет Стадия протоантропа. Австралопитековые. Общие предки антропоморфных обезьян и гоминид

Австралопитеки— высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 ᴦ. в Южной Африке.

Οʜᴎ были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объём мозга достигал 500 см3 — по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян. Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Οʜᴎ жили около 9 млн.

лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis — человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 ᴦ.

в Танзании. Возраст их определœен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см.

объём головного мозга был на 100 см3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности.

Οʜᴎ могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты.

Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Homo erectus — человек прямоходящий — вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги всœе еще оставались массивными, но объём головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселœением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно.

Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с крайне важно стью выжить в зимнюю стужу.

Первый представитель архантропов питекантроп (японский человек) — обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 ᴦ.

Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет.

Рост питекантропа составлял около 170 см, объём черепной коробки — 900 см3.

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гᴦ. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропынеандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселœены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см3.

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Οʜᴎ жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неандертальцев сменили люди современного типа — кроманьонцы — или неоантропы. Οʜᴎ появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 ᴦ. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род и вид Homo Sapiens – человек разумный.

У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Οʜᴎ приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев — завершающий этап формирования человека современного типа. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

Антропогенез — происхождение человека и становление ее как виду в процессе формирования общества. У человека есть ряд специфических признаков, которые отличают ее от животного мира.

1. Человек — существо социально и живет не только за биологическими законами, но и за общественными. 2. Человек владеет членораздельным языком и передает за ее помощью свой жизненный опыт. 3. Человек мыслит абстрактно, понятийно. У нее развитая вторая сигнальная система.

Биологическими факторами происхождения человека были такие же, как и у животных: мутации, наследственная изменчивость, борьба, за существование, естественный отбор.

Прямохождение формировалось долгое время за законами биологической эволюции. Оно дало возможность освободить руки, применить их в трудовой деятельности.

Изготовление орудий труда повлияло на формирование руки, а затем и на появление языка и усложнение высшей нервной деятельности..

С возникновением человека современного физического типа роль биологических факторов в его эволюции свелась к минимуму, уступив место социальной эволюции. Об этом отчетливо свидетельствует отсутствие существенных различий между ископаемым человеком, жившим 30—25 тыс. лет назад, и нашим современником.

Темпы антропогенеза резко ускорились, когда биологические законы развития изменились на социальные: труд, язык, общественный образ жизни, изменение характера еды, возникновения социальных закономерностей и отношений.

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Выделяют пять этапов взаимоотношения человека с природой:

1) непосредственное единство;

2) общество охотников и собирателœей;

3) общество земледельцев и скотоводов;

4) индустриальное общество;

5) постиндустриальное общество.

Что касается первого этапа – неполнота палеонтологической летописи, никогда не даст возможность узнать точно, какую именно модель отношения к природе осуществлял человек при своем становлении. А вот о последующих стадиях мы поговорим поподробнее.

  • — Основные этапы антропогенеза.

    Отечественные антропологи, внесшие большой вклад в разработку теории эволюции человека, выделяют четыре стадии антропогенеза. I. Предшественники человека — австралопитековые. II. Древнейшие люди — прогрессивные австралопитеки, архантропы (питекантропы, синантропы,… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/ekologiya/view/537652_osnovnye_etapy_antropogeneza

    Антропогенез

    Мы, пришедшие в жизнь в 20-21-м столетии, привыкли воспринимать себе подобных такими, какими они есть сейчас. Но до того времени, когда человек стал по внешнему виду и поведению походить на наших современников, ему пришлось пройти достаточно длинный, преисполненный трудностей и испытаний историко-эволюционный путь.

    Основными вехами развития было не только физическое формирование, но и развитие речи, деятельности, способов проживания.

    Задачу докопаться до оснований, нюансов и причин совершенствования Homo, берёт на себя антропология, палеоантропология, физиология, лингвистика, этнография и прочие науки, изучающие антропогенез, скрывающий тайну становления человеческой особи.

    История изучения становления рода людей

    В объяснении факторов прямохождения, использования и изготовления орудий труды, появления речи и особенностей стадного существования, большую роль сыграла теория Ч.Дарвина, под которой учёные современности видят наиболее убедительное, научно обусловленное основание.

    К изучению вопросов антропогенеза человечество пришло в XVIII веке, когда с углублением в науку можно было позволить себе иначе взглянуть на мир, и постараться понять основы его создания и развития.

    К примеру: Карл Фон Линней классифицировал человека, как выходца из животного мира, а точнее – поставил Homo в один рад с человекоподобными обезьянами.

    Свой след в теории антропогенеза оставил французский археолог Буше де Перта, обнаруживший орудия труда первобытного человека, обитавшего в эпоху, когда соседство мамонтов и шерстистых носорогов считалось обычным явлением.

    Самые главные вопросы антропогенеза заключаются: во времени и месте появления первых людей; влиянии тех или иных факторов на разные периоды развития; особенностях сочетания физических и социальных факторов; формировании общинного способа существования.

    Основным толчком для понимания сути антропогенеза исследователи признают анатомическую схожесть человекообразных обезьян и нас с вами. Исходя из мнения Ч.Дарвина, направляющим вектором в развитии человеческой расы является естественный отбор, т.е., способность к адаптации в силу изменения условий существования.

    Отсюда вывод, что истоки эволюции человека берут начало с его трудоспособности, умения целенаправленно действовать в условиях общины.

    Рис. 1 – Антропогенез

    От остального органического мира, из среды которого вышел человек, его отличает не слепое подчинение капризам и законам природы, а способность осознания своих возможностей, как и своими действиями, свести к минимуму влияние на развитие биологических факторов. Аргументами в пользу теории антропогенеза от Дарвина, служит сходство анатомического строения, физиологии, формы зародыша человекообразных обезьян нашего времени и Homo sapiens.

    По мнению разных исследователей, родиной человечества могла быть Евразия, Австралия и Южная Америка, но поскольку теория Дарвина считается основополагающей для современного научного мира, местом происхождения человеческой расы, берущей начало от обезьян одного вида, принято воспринимать Африку.

    Читайте также:  Психология успеха - секреты того, как добиться успеха

    Антропогенез в свете основных факторов

    Исследуя этапы антропогенеза, нельзя не учитывать определяющую роль физиологического аспекта, наложившего неизгладимый отпечаток на развитие человеческой расы.

    В этом отношении стоит отметить появление новых особенностей и функций анатомического строения, передаваемых последующим поколениям.

    Так получается, что сквозь фильтр естественного отбора просачиваются самые приспособленные представители вида.

    Роковой ошибкой была бы недооценка социального фактора, имеющего вид становления человеческого общества. Особое значение здесь имеет способность мышления, умения разговаривать, совместно трудиться и строить жизнь в соответствии с потребностями общности.

    Разделение ветвей эволюции

    Судя по находкам палеонтологов, есть все основания утверждать, что временем появления приматов является период, уходящий в глубину веков на 70 млн. лет.

    А вот расхождение двух ветвей эволюции, продолживших свой путь по линии человекоподобных обезьян и человека, произошло 30-40 млн. лет назад.

    Данное разделение хорошо заметно по способам адаптации к образу жизни, что и вылилось специфическими особенностями биологической организации видов.

    Общей точкой, от которой и пошло разделение рода людей и человекообразных обезьян, считаются высшие обезьяны – парапитеки, которые могли организовывать свою жизнь, как на деревьях, так и на земле.

    Именно из этих корней и появились дриопитеки, относимые учёными к сборной группе обезьян, время существования которых было пресечено полным вымиранием. Всё же, исследователи склонны полагать, что истоками эволюционной линии гоминид является отдельная группа дриопитеков. Скорее всего, это были рамапитеки.

    Такое развитие событий было неизбежным, когда изменение природных условий вылилось в похолодание, уменьшение лесистых территорий и появление необходимости становиться на ноги.

    С уклоном в сторону прямохождения, человек приобретал преимущества удобства быстрого ориентирования на местности, улучшения обзора и выполнения передними конечностями функций трудовой деятельности. А чтобы достичь согласия и понимания в коллективных работах, охоте и защите сородичей от врага, приходилось искать оптимальные способы общения.

    Если на первых порах удавалось обходиться языком жестов и простых звуков, то в дальнейшем надо было осваивать навыки такой сигнальной системы, как речь. Но для использования данного метода для достижения взаимопонимания, неизбежными были изменения в строении гортани и ротового аппарата.

    Перечисленные перемены служили основой для других усовершенствований в виде увеличения и развития мозга, формирования коры головного мозга.

    Плохо подходящие для изменившихся условий качества отмирают, а новые, способствующие адаптации, закрепляются и передаются по наследству.

    К примеру: использование огня для приготовления пищи, способствовало изменению, как жевательного аппарата и формы лица, так и всей системы пищеварения, работающей на полноценное усвоение термически обработанной пищи.

    Притом, широте расселения человек по планете, независимо от особенностей климата, послужило использование огня для обогрева.

    На первых этапах антропогенеза, самыми главными факторами, минимизировавшими зависимость человека от окружающей среды, стали биологические аспекты:

    • удобный для ходьбы в вертикальном положении s-образный позвоночник;
    • широкая стопа;
    • форма грудной клетки;
    • строение мозга.

    С приобретением навыков пользования и изготовления орудий труда, умение термически обрабатывать пищу, обустраивать более-менее комфортные жилища и организация общинного образа жизни, не только уменьшают зависимость от природных условий, но и способствуют снижению влияние биологических факторов.

    С этого времени возрастает роль социального аспекта в жизни человека, сыгравшего особую роль в антропогенезе. Эволюция человеческой расы стала возможной только под влиянием биологических и социальных факторов.

    В то же время, если особенности физиологии могут быть переданы от поколения к поколению по наследству, то способность к размышлению, речи и труду, получает развитие только через воспитание и образование, притом, обязательно в социуме.

    Три стадии антропогенеза

    Оценивая антропогенез, как самый главный процесс формирования человеческой общности и самого человека, приходится принимать во внимание нюансы трудовой деятельности, сознания общины, как и физиологических особенностей тела. Как раз по вышеперечисленным признакам и удаётся различать стадии антропогенеза, где можно выделить:

    1. Этап антропоидных предков, представленных приматами, способными двигаться на двух ногах, а в качестве орудий труда использующих палки, камни и кости. Объём их мозга не превышал 300-500 см3, а масса тела – 35-50 кг.
    2. Стадия внешне схожих с нами древнейших и древних людей (архантропов и палеоантропов), но с примитивным строением мозга, низким лбом, уплощенным затылком и толстыми надбровными дугами. Зубы древних людей приобретали всё большую схожесть с человеческими. Преобладание наземного образа жизни и снижение необходимости лазить по деревьям, привело к отсутствию отведения в сторону первого пальца стопы, что характерно для Homo sapiens, с котором мы имеем дело сегодня. На этом этапе осваивается изготовление орудий труда, использование огня, совместная охота, обустройство жилищ и формирование общин.
    3. Наступление эры неоантропов, освоивших первые навыки речи, охоты и собирательства. Кроме того, они уже умели не только пользоваться готовыми пещерами, но и самостоятельно строить жилища, наносить рисунки на скалы, шить одежду. Их внешний вид мало чем отличается от современного человека: мозг более развит и объёмен (1600 см3), изменено строение черепной кости, увеличился рост (180-190 см), выражен подбородок, говорящий об умении говорить.

    Пять стадий антропогенеза

    Право на жизнь в научном мире также отвоевала теория пяти стадий антропогенеза:

    Теория пяти стадий антропогенеза Погнидно-гоминидная стадия
    Прегоминидный этап
    Архантропный период
    Эпоха древних людей
    Неоантропная эпоха
    1. Отдалённая от нас на 16-18 млн. лет назад — погнидно-гоминидная стадия антропогенеза, воплощённая в первых гоминидах, объединённых стадным образом жизни. У этих существ удаётся выделить только минимальный перевес в сторону высших человекообразных.
    2. Прегоминидный этап, принадлежащий австралопитеку, отделившемуся от человекоподобных обезьян, датируется 5-2 млн. лет назад. Средой обитания гоминид того времени служила Африка, где зародились задатки галечной культуры и первые попытки изготовления орудий труда. Их рост колебался в пределах 1.3 м, вес – 40 кг, объём мозга – 700 см3. На смену Н. habilis пришёл человек прямоходящий.
    3. Подтверждением архантропного периода являются останки питекантропа, обнаруженные французом Дюбуа на острове Ява. В этом случае, передвижение на полусогнутых ногах, наличие увесистой челюсти, выпирающего лба и мощных надбровных дуб, сочеталось с ростом в 1.7 м, как и объёмом мозга в 1000 см3. Проживающие 2-0.5 млн. лет назад, они уже начинали осваивать речь и пользоваться огнём. География обитания архантропов распространяется на южную Африку, Азию и Европу, где был найден древнейший из питекантропов – гейдельбергский человек.
    4. Эпоха древних людей – палеоантропов, приходится на период 0.5 млн. – 30 тыс. лет назад. Это время принадлежит неандертальцам, останки которых впервые обнаружены в Германии. По строению и объёму мозга (1300-1500 см3) они не так сильно отличаются от современного человека, а их орудия труда разделяются по назначению и состоят из каменной основы и отделяемых от неё пластин. Для этой стадии антропогенеза свойственна групповая охота на большого зверя, строительство жилья и общение посредством развития речи. Данный вид Homo можно легко отличить по массивности телосложения, выступающему вперёд лицу, широким ноздрям, развитым надбровным отделам черепа, увеличению височной передней и средней части мозга. Усовершенствование коснулось и артикуляционного аппарата. На этом этапе эволюции можно отследить использование особых ритуалов во время погребения. Первые свидетельства существования данного вида найдены при раскопках в 1856 г. в долине реки Неандерталь (Германия).
    5. Последней стадией антропогенеза считается неоантропная эпоха, характеризующаяся, как эра Homosapiens. 200-50 тыс. лет назад истории было угодно дать толчок в развитии кроманьонцам, физически подобным человеку нашего времени. Их стоянки обнаружены не только в Европе, Америке и Австралии, но и в арктических зонах планеты. У этого исторического периода нет чётких границ возникновения.

    Анатомическое сходство кроманьонцев и наших современников заключается в форме черепной коробки, особенностях нижней челюсти, узости носа, прямоте лба и высоте роста (180-190 см).

    А развитость выступающего подбородка говорит о возможности владения членораздельной речью. И мало того, что мозговой отдел превосходил лицевую часть черепа и отсутствовал сплошной валик надбровных дуг, так и объём мозга достигал размеров 1600 см3.

    Впервые останки кроманьонца обнаружены во Франции в гроте Кро Маньон (1868 г.).

    Относительно географии антропогенеза неоантропов, некоторые группы исследователей склонны отдавать предпочтение в пользу происхождения из Субсахары (100 тыс.

    лет назад) и распространения неоантропов по азиатским регионам, что и послужило причиной вытеснения оттуда неандертальцев.

    Приверженцы второй версии склоняются к мнению насчёт естественного пути эволюции ранних африканских гоминид в человека разумного.

    Кроманьонцы не только научились делать орудия труда из кости, камня и дерева, но также постигли технику рисунка и нанесения изображений на тему охоты на стены пещер. В ходе этой стадии антропогенеза, человек не только расселился по планете, но и развил свою речь, что расширило возможности передачи информации относительно трудовых навыков и опыта, как иным племенам, так и потомкам.

    Выжить смогли только те племена, которые нашли способ социально организоваться и поднять групповую деятельность на более высокий уровень.

    Немаловажную роль в спасении от голода и увеличении популяции человеческой расы сыграло приручение и одомашнивание животных, а также земледелие и окультуривание растений, приведшее к увеличению урожайности и повышению выносливости к жёстким природным условиям.

    С развитием речи и общения, человеку удалось упростить сохранение и упорядочивание приобретённых знаний и технических навыков.

    Только так и можно было установить и соблюсти правила внутри человеческой общности, что неизменно способствовало выживанию, росту населения и увеличению продуктивности усилий в том или ином деле.

    А чтобы минимизировать влияние природы на антропогенез, Homo sapiens наблюдал за её законами, а результаты использовал во благо себе и будущим поколениям.

    Кто выиграл в борьбе за выживание?

    Наблюдая антропогенез, нельзя не удивляться мудрости природы, испытывающей на силу и прочность разные виды гоминид. Поскольку известные в истории этапы антропогенеза не отличаются прямотой и плавностью, все Homo вынуждены были выбирать свой путь совершенствования, ведущий к выживанию, растворению в других видах или исчезновению.

    Какое-то время разные виды могли сосуществовать на земле и, даже наблюдались случаи смешения, что подтверждается ископаемыми находками на территории Израиля, сочетающими черты неандертальцев и кроманьонцев.

    Победа в схватке за будущее досталась тому, кто лучше всех прошёл дистанцию биологического приспосабливания к новым условиям жизни – и достойно подхватил эстафету социального развития.

    Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-kamennogo-veka/antropogenez

    Основные теории антропогенеза

    Антропогенез(от греч. anthropos – человек, genesis – развитие) – процесс развития современного человека, палеонтология человека; наука, изучающая происхождение человека, процесс его развития.

    Количество теорий о происхождении человека огромно, однако основными являются две – теории эволюционизма(возникшая на основе теории Дарвина и Уоллеса) и креационизма(возникшая на основе Библии).

    Вот уже около полутора столетия не стихают дискуссии между сторонниками этих двух различных теорий в биологии и естествознании.

    Согласно эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Место человека в отряде современных приматов таково:

    1)подотряд полуобезьян: секции лемуроморфных, лориморфных, тарсииморфных;

    2)подотряд антропоидов:

    а)секция широконосых обезьян: семейство игрункообразных и капуцинообразных;

    б)секция узконосых обезьян:

    • надсемейство церкопитекоидов, семейство мартышкообразных (низшие узконосые): подсемейство мартышковых и тонкотелых;

    • надсемейство гоминоидов (высшие узконосые):

    • семейство гиббонообразных (гиббоны, сиаманги);

    Читайте также:  Догматизм - что это такое в философии, в науке?

    • семейство понгид. Орангутан. Африканские понгиды (горилла и шимпанзе) как самые близкие родственники человека;

    • семейство гоминид. Человек – его единственный современный представитель.

    Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

    Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств — палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.

    Согласно этой теории имеют место следующие основные стадии эволюции человека:
    § время последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек);

    § существование древнейших людей: питекантропа;

    § стадия неандертальца, то есть древнего человека;

    § развитие современных людей (неоантропов).

    Теория творения (креационизм).
    Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала.

    Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди — Адам и Ева — были сотворены из глины.

    Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

    Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

    Теория внешнего вмешательства (палеовизит).
    Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. Сам термин палеовизит означает посещение Земли внеземными цивилизациями. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

    Более сложные варианты ТВВ предполагают:

    а) скрещивание иномирян с предками людей;

    б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

    в) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

    г) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

    На рубеже 50–60-х годов тема палеовизита получила реальный шанс быть включенной в сферу нормальных научных исследований.

    Теория пространственных аномалий.
    Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии — гуманоидной триады, под которой принято пониматьсубстанции, слияние и взаимодействие которых привело к возникновению человечества.

    Данные субстанции образуют цепь «Материя — Энергия — Аура», характерную для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах.

    Данная теория считает материю и энергию не естественными элементами мироздания, а пространственными аномалиями: идеальное пространство не содержит ни материи, ни энергии и состоит из проточастиц, находящихся в равновесном состоянии, нарушение этого равновесия ведет к возникновению элементарных частиц, находящихся в энергетическом взаимодействии между собой.

    Аура — это информационный элемент мироздания. Она способна оказывать влияние на материю и энергию, но и сама зависит от них, то есть здесь тоже наблюдается взаимодействие. Она больше похожа на компьютер, хранящий и обрабатывающий информацию и просчитывающий план развития материального мира на несколько шагов вперед.

    Впрочем, последователи теории пространственных аномалий полагают, что развитие человеческой цивилизации, а может быть, и других цивилизаций вселенной, делает ауру всё более похожей именно на Вселенский разум и даже на божество, возможности которого возрастают по мере развития и распространения разума во Вселенной.

    Биосфера Земли. Взаимодействие организмов со средой обитания. Экология. Сущность экологического кризиса.

    Биосфе́ра — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

    Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу.

    Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И.

    Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».

    Границы биосферы

    • Верхняя граница в атмосфере: 15—20 км. Она определяется озоновым слоем, задерживающим коротковолновое ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов.
    • Нижняя граница в литосфере: 3,5—7,5 км. Она определяется температурой перехода воды в пар и температурой денатурации белков, однако в основном распространение живых организмов ограничивается вглубь несколькими метрами.
    • Граница между атмосферой и литосферой в гидросфере: 10—11 км. Определяется дном Мирового Океана, включая донные отложения.

    Структура Биосферы:[2]:

    1. Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4…3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее одной миллионной части всей биосферы (ок. 3·1018 т), которая, в свою очередь, представляет собой менее одной тысячной массы Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живые организмы не просто населяют земную кору, а преобразуют облик Земли. Живые организмы населяют земную поверхность очень неравномерно. Их распространение зависит от географической широты.
    2. Биогенное вещество — вещество, создаваемое и перерабатываемое живым организмом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь большую часть атмосферы, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.
    3. Косное вещество — продукты, образующиеся без участия живых организмов.
    4. Биокосное вещество — вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.
    5. Вещество, находящееся в радиоактивном распаде.
    6. Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.
    7. Вещество космического происхождения.

    Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

    Сложности определения экологии

    • Неопределённость границ дисциплины и взаимоотношения со смежными дисциплинами
    • Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.
    • Деление экологии на общую экологию и частную экологию
    • Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем
    • Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию
    • Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.

    Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

    1. Всё связано со всем
    2. Ничто не исчезает в никуда
    3. Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.
    4. Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)

    Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии.

    В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:

    • Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).
    • Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.
    • Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.

    Также выделяют геоэкологию, биоэкологию, гидроэкологию, ландшафтную экологию, этноэкологию, социальную экологию, химическую экологию, радиоэкологию, экологию человека, антэкологию и др.

    В связи с многогранностью предмета и методов исследований в настоящее время некоторые ученые рассматривают экологию как комплекс наук, который изучает функциональные взаимосвязи между организмами (включая человека и человеческое общество в целом) и окружающей их средой, круговорот веществ и потоков энергии, делающих возможность жизнь[6].

    Сущность экологического кризиса

    Общество как часть природы есть часть особенная, специфическая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение понятий натура (природа) и культура. Природа (натура) — эта та часть объективной реальности, которая не затронута человеком, его деятельностью и существует по своим собственным основаниям и законам.

    Напротив, культура — это то,что преобразовано, возделано человеком, включено в орбиту его преобразующей и познавательной деятельности, обработано им, приобрело социальное качество.

    В этом смысле общество, культура одновременно и включены в природу, и противостоят ей, вступают с природой в определенные, исторически изменяющиеся отношения. Взаимосвязь и взаимовлияние общества и природы реализуются непосредственно через естественную окружающую среду, которая охватывает гео-и биосферу, т.е.

    те материальные системы планеты Земля, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать со временем либо уже становятся объектами его деятельности.

    Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами, человечество одновременно вступает во все более многообразные связи с природой.

    В итоге расширяется диапазон зависимостей общества от природы, что прежде всего обусловлено непрерывным возрастанием общественных потребностей.

    Таким образом, современная цивилизация отличается от эпохи дикости и варварства не тем, что она будто бы достигла чуть ли не абсолютной независимости от природы (напротив, эта зависимость стала несравненно большей), а тем, что общество обрело независимость и свободу в выборе средств и способов воздействия на природу, ее освоения и преобразования.

    Воздействие общества на природу осуществляется через социотехносферу. Под социотехносферой понимается не общество в целом,а те его проявления, которые выступают в качестве факторов воздействия на природу. Человечество получило в свои руки такие средства воздействия на природу, которые по своей мощи сопоставимы с геологическими и космическими факторами.

    Это с особой силой обнаружилось во второй половине ХХ в.в ходе развертывания современной НТР.

    Все более усиливаются процессы деформации атмосферы: в атмосфере неуклонно увеличивается содержание СО, и нарастает в связи с этим угроза развития парникового эффекта; сжигание в возрастающих объемах топлива, полеты реактивной техники ведут к прогрессирующему сокращению содержания кислорода в воздухе; развиваются процессы разрушения в верхних слоях атмосферы озонового экрана, защищающего живое от воздействия ультрафиолетового излучения. Загрязнение мирового океана и рек, вырубка лесов, потеря видового разнообразия. Появились «болезни цивилизации» — аллергии, токсические , лучевые заболевания, рак, болезни верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистые заболевания

    Один из таких вариантов преодоления эк кризиса сводится к существенному сокращению своей численности, свертыванию материальных производительных сил и отказа от современных орудий труда и технологий. Такая позиция активно отстаивалась в 6О-7О гг.

    в документах и публикациях Римского клуба, члены которого во имя глобального природного равновесия предложили концепцию «нулевого роста» экономики. Этот способ утопичен. Вторая концепция – технократическая.

    Суть этой концепции в откровенном игнорировании кризисных явлений в сфере экологии, в готовности авторов ее крайних вариантов пойти на полную замену естественной среды обитания человека средой обитания искусственной.

    

    Источник: https://infopedia.su/11x1ab0.html

    Ссылка на основную публикацию