Агрессия – лечение, проявление, виды и причины агрессии

Подростковая агрессия: причины, виды, проявления, борьба

Агрессия - лечение, проявление, виды и причины агрессии

Подростковая агрессия: почему ребенок в подростковом возрасте становится неуправляемым, какие ее виды встречаются чаще всего, проявления агрессивного поведения в период пубертата и основные методы борьбы с ними.

Содержание статьи:

  1. Причины возникновения
    • Семейные
    • Биологические
    • Личностные
    • Ситуативные

  2. Разновидности
  3. Проявления
  4. Способы борьбы

Подростковая агрессия — это побочный эффект пубертатного периода, который возникает в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности. Это могут быть отдельные ее части (отношение родителей, сверстников, комплексы, влияние соцсетей и т.д.) или нежелание мириться с действительностью в общем. В любом случае агрессивное поведение подростка — это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения.

Причины возникновения подростковой агрессии

Подростковый возраст — это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне.

То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения — большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным.

В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп.

Семейные причины агрессивного поведения подростков

Большинство психологов ставит у истоков неадекватного поведения детей пубертатного возраста именно влияние родителей: их методику воспитания, поведение, отношение к ребенку и друг к другу. А с учетом чрезвычайно обостренного подросткового восприятия окружающего любые «промахи» родных могут стать спусковым крючком для агрессии.

К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:

  • Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
  • Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет. В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
  • Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.
  • Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
  • Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.
  • Биологические причины подростковой агрессии

    Существенно «подпортить» кровь ребенка в пубертате могут изменения внутри него самого. В нем бушуют гормоны, его система восприятия мира «трещит по швам». И если родители вовремя не заметят эти изменения, ребенок может «пойти по наклонной».

    Главные биологические причины агрессии в пубертате:

    1. Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
  • Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.
  • Личностные причины агрессии у подростков

    Превратить ребенка в жесткого подростка могут не только гормоны, но и его внутреннее состояние. Оно может сформироваться в процессе взросления, достаться с генами или появиться в результате воспитания. В любом случае оно будет непосредственно с личностью подростка.

    Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:

    • Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
  • Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
  • Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.
  • Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение.
  • Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.

    Ситуативные причины подростковой агрессии

    Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка.

    Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь.

    Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

    Уже доказано разрушающее действие на психику подростков определенного контента, который «впитывается» детьми из интернета, телевизора и компьютерных игр в неограниченном количестве.

    Наиболее опасными являются фильмы, игры, ролики, посты с агрессивным содержанием. Окунаясь в такую атмосферу, подросток примеряет на себя роль отрицательного, но крутого героя, и несет ее в реальную жизнь.

    Он выбирает силовые методы решения проблем.

    Также поводом показать себя «во всей красе» в отрицательном значении может стать желание понравиться представителю противоположного пола или произвести на нее (него) впечатление.

    Если у ребенка не сформировано нормальное понятие взаимоотношений между полами, нет правильного примера таких отношений, он сам вырабатывает линию поведения, которая, на его взгляд, продемонстрирует его самые сильные стороны.

    Разновидности подростковой агрессии

    В зависимости от того, как проявляется бунт подростка, его вызывающее поведение можно разделить на несколько видов.

    Основные виды подростковой агрессии по направленности проявления:

    1. Открытая агрессия или гетероагрессия. Такая агрессивность направлена на все, что окружает подростка — людей, животных, вещи. Она может проявляться в виде драк, хулиганства, вандализма, оскорблений, унижений, использования ненормативной лексики и вызывающего поведения. Как способ противостояния миру тинейджеры могут использовать курение, алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи, бродяжничество.
  • Скрытая агрессия или аутоагрессия. Если недовольство и непринятие направлено подростком внутрь себя, внешне заметить его достаточно сложно. Такие дети не проявляют свое недовольство реальностью явно, но накопление негативной энергии все равно находит выход в виде нервных срывов, депрессий, неврозов, соматических заболеваний и даже самоубийства.
  • Формы подростковой агрессии по способу проявления:

    • Реактивная агрессия. Это враждебность, которая проявляется в ответ на ту же враждебность. То есть проявляется она не постоянно, а «по случаю». Спусковым крючком здесь может стать грубое отношение к подростку — в транспорте, школе, магазине, на улице. И подросток просто не может сдержаться, чтобы не ответить на грубость подобным поведением.
  • Целенаправленная агрессия. Это осознанное, постоянное поведение подростка, проявляющееся в неуважении к другим, хамстве, драках, вызывающем поведении. И оно не зависит от того, нагрубили ему или отнеслись доброжелательно. Чаще всего такой способ самовыражения выбирают дети с природными задатками лидера, которые без посторонней помощи просто не могут справиться со своим темпераментом.
  • Проявления подростковой агрессии

    Бунт в душе подростка зависит от многих причин: характера ребенка, отношения к нему родителей, друзей, сверстников, условий проживания и т.д. Поэтому и проявления подросткового бунтарства могут быть самыми разными — от периодических резких ответов на вопрос или замечание до абсолютно аморального поведения или жестокости.

    Основные формы проявления агрессивного поведения у подростков:

    1. Физическая форма агрессии. Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах — от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  • Вербальная форма агрессивного поведения. Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды.
  • Экспрессивная форма агрессии. Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.
  • Прямая агрессия. В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.
  • Косвенная форма агрессивного поведения. Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение — вещи, предметы, люди, животные.
  • Скрытая агрессия. Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.
  • Способы борьбы с подростковой агрессией

    Метод преодоления подростковой агрессивности будет зависеть в первую очередь от конкретного случая — особенностей самого ребенка, степени и вида агрессии и причины, которая ее вызвала.

    Поэтому подход к решению такой проблемы должен быть сугубо индивидуальным.

    Однако есть несколько универсальных правил поведения родителей, которые помогут не только исправить ситуацию, но и могут использоваться в качестве профилактических мер по предупреждению агрессивного поведения у подростка.

    Самые эффективные советы родителям, как справиться с подростковой агрессией самостоятельно:

    • Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения: зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров. Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы — его главный ориентир для подражания. Хотите сделать его лучше — начните с себя. Будьте положительным примером.
  • Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, может «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты.
  • Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы — такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку.
  • Станьте для своего трудного подростка лучшим другом. Вполне естественно, что далеко не все дети имеют идеальный набор качеств — ум, красоту, здоровье, силу, сообразительность, талант. Поэтому поддерживайте в вашем подрастающем человеке именно то, что у него есть. Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами — проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим.
  • Оберните его бурлящую энергию в нужное русло. Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор — хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании. И не исключено, что первая попытка преобразования подростковой энергии будет успешной. Но это не повод останавливаться.
  • Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.
  • Важно! Если уровень агрессии достиг критического уровня или все попытки вернуть ребенку статус «хорошего» оказались провальными, обращайтесь за помощью к специалисту. Не теряйте время — подростковая агрессия не возникает и не проходит сама.

    Агрессивное поведение у подростков — это маркер неблагополучия в какой-то из сфер жизни ребенка. И бороться с ней достаточно тяжело.

    Поэтому прислушиваться и участвовать в жизни своего ребенка нужно еще до наступления пубертата.

    Для ребенка, который чувствует себя полноценным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессия в поведении будет просто неприемлема.

    Источники: http://tutknow.ru/psihologia/8116-kak-spravitsya-s-podrostkovoy-agressiey.html

    Источник: http://1lustiness.ru/polza-i-vred-produktov/poleznaya-eda/5762-podrostkovaya-agressiya-prichiny-vidy-proyavleniya-borba

    Агрессия. Причины, формы проявления и профилактика агрессии у детей, подростков и взрослых

    В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко.

    Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

    В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

    Причины агрессии

    Боль

    Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.

    «Психологическая боль» – это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей.

    Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль. Берковиц

    сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.

    Жара

    На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Изменение климата могут влиять на поведение.

    Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара. Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни.

    В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений,

    связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Однако надежных доказательств того, что между температурой и агрессией существует прямая зависимость нет. Возможно, в горячие летние вечера людей тянет на улицу, где они могут подвергнуться влиянию факторов группового взаимодействия.

    Атакующее поведение

    Поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

    Теснота

    Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессочным фактором. Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений

    и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.

    Возбуждение

    Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение действительно усиливает эмоции. Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга.

    На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг. Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают возбуждение.

    При этом возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.

    Алкоголь

    Стимуляторы оказывают мощное воздействие на поведение людей, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя.

    Даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. Тэйлор и Гаммон обнаружили, что незначительные дозы (15 г. на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г.

    на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению.

    Формы проявления агрессии

    Форм проявления агрессии достаточно много. Вот некоторые из них:

    Раздражение – это переживание при недостатке ресурсов для реагирования или понимания ситуации, неясность объекта, на который агрессия направлена. Энергия и напряжение растёт, но пока не переходит в действие.
    Злость – активность по удовлетворению потребности направленная на объект контакта или потребности. Это контактная энергия, направленная на уменьшение дистанции, удовлетворение потребности или укрепление границ.
    Ярость – это недифференцированное агрессивное состояние в состоянии слияния, когда нет направления, контакта и контроля. Она относится к незрелым, аффективным реакциям, то есть характерна для раннего детского возраста, когда эмоции бурные, неуправляемые и обращены к кому-то сверхценному, сверхзначимому, всемогущему.
    Ненависть– аффективная реакция. Основная задача заключается в разрушении, причем себя или внешний объект не так важно.
    Досада – это злость, перемешанная с болью. Форма агрессии характерная для переживания утраты, для чего-то, что осталось в прошлом.

    Непрямые способы выражения агрессии:

    Вина – обращение агрессии на себя с передачей ответственности другому. Вина опирается на мораль (поиск правого и неправого). И тогда, если есть вина, то есть какая-то правота у кого-то другого. И тогда если он прав, пусть за все и отвечает.
    Обида – блокировка агрессии, признанием важности и ценности человека, на которого агрессия направляется. В поэтичном варианте, обида – это злость остановленная любовью. В восточной философии обида – это иньский гнев, т.е. женский способ злиться.
    Зависть – сложная социальная комплексная эмоция, включающая в себя злость, интерес и стыд.
    Скука – блокировка осознавания агрессии, способ решения проблемы размещения агрессии путем игнорирования самого чувства, затея энергозатратная, поэтому субъективно переживается как рассеянность и упадок сил.
    Депрессия – заблокированная, подавленная агрессия высокой интенсивности (ярость, ненависть, злость).

    Агрессия у детей

    Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность.

    Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля.

    Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

    Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

    В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

    У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.
    С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.
    В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

    Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

    В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.

    Подростковая агрессия

    Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей.

    Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

    На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно, это приводит к тому, что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.

    Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях, с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.

    На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

    Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе.

    С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

    Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

    Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст).

    Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст).

    Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

    Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей. Важно признать необходимость поиска путей решения. Например, “Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу”.

    Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков.

    Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек. Агрессия – это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии.

    Задача родителей – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

    Чтобы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизится потом будет крайне трудно.

    Также читайте:

    Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=5008

    Агрессия невротической и аутентичной личности

    Агрессия – «терра инкогнита (terra incognita)» для огромной массы людей. Удивительно, но сегодня мужчины вырастают, так и не испытав ни разу в жизни открытого конфликта. Вчерашние воины, первооткрыватели, мальчики растут под присмотром тревожных родителей, хуже – бабушек и дедушек, которые оборачивают ребенка в вату невротических указаний.

    Вредный совет: учись держать гнев в себе

    В таком коконе «нельзя» человек быстро теряет связь с собой и приобретает эрзац жизни – невроз. И главное «нельзя» в нашей реальности – запрет на проявление гнева, агрессии.

    Драться нехорошо! Не груби старшим!  Будь выше оскорблений! Не смей так со мной разговаривать! Ты плохой! Все эти императивы представляют собой запреты на проявление совершенно здорового чувства гнева. Подавленная агрессия превращается в аутоагрессию, направляется на себя.

    В будущем подавленная агрессия обернется алкоголизмом, депрессией, виной, стыдом и любым саморазрушительным поведением. Учась накапливать в себе невысказанную агрессию, человек разрушает себя, психически и физически. Родители обвиняют ребенка за гнев, даже за справедливый.

    А он не способен отличить правду от лжи, заблуждения от истины и как губка впитывает незрелые противоречивые указания родителей. И уж точно ребенок не слышал о конгломерате чувств: о том, что можно одновременно  и любить родителей и сердиться на них. «Как ты зло на меня смотришь! Ты меня не любишь!»– такое страшно слышать, и ребенок научается не чувствовать гнева вообще. Никогда.

    Метафора парового котла, крика, застывшего в горле, безмолвно сжатых до хруста челюстей – все эти признаки подавленной агрессии отлично видны при занятиях нервно-мышечной релаксацией по Джекобсону. Агрессия копится в мышцах, сковывая тело и не давая высвободить ресурсы сознания. И так всю жизнь, только представьте…

    Мухи не обижу — девиз невротической личности

    Во взрослом возрасте невротическая личность научилась отрицать свою агрессию как неприемлемое чувство. Искренне считая себя добрым человеком, отзывчивым и безответным. Искренне считая свою конформность достоинством, а не тормозом развития.

    А все просто: в детстве подавление агрессии поощрялось – почему бы не продолжать делать это и сейчас? Так можно заслужить одобрение людей, статус хорошей девочки и примерного мальчика. А вот только хороших девочек используют, а примерным мальчикам дают затрещины. А что поделать, ведь я такой добрый… Нет, вы не добрый.

    Вы просто в упор не замечаете своей огромной, кипящей внутри агрессии. Гнева на родителей, на одноклассников, на себя… И пока не поздно, нужно принять – да, я злюсь.

    Тогда клапан откроется, и пар пойдет наружу. И тут возникает закономерный вопрос…

    Как проявляется подавленная агрессия?

    Подавлять гнев – разрушительно. Может начаться  невроз (например, тревожно-фобический или конверсионный) и/или психосоматическое заболевание.

    Пример:

    Игорь, когда работал в офисе, очень злился на новую начальницу. Она третировала его, давила и выживала – из чувства зависти и страха, что ее заменят им (не без оснований).

    Не понимая своих чувств и не умея их выразить, он долго делал вид, что ничего не происходит и его не беспокоит ее поведение. В итоге ситуация зашла так далеко, что возникло психосоматическое заболевание (поднялось давление до 150 мм.рт.

    ст) и появился тревожно-фобический невроз, сопровождавшийся страхом поездок.

    Чем отличается психосоматика от невроза?

    Психосоматика  – обычный спутник подавленной агрессии. Все мы знаем о язве от злости и прочих, умело подмеченных мудрым народом заболеваниях.  Люди, не осознающие своих чувств и потому зарабатывающие психосоматические заболевания в состоянии стресса, называются алекситимиками.

    При психосоматике  существует врожденная неполноценность, слабость того или иного органа. И когда человек испытывает гнев, у него начинается психосоматическое заболевание, например, первая стадия артериальной гипертензии и др. (подробнее см. Бройтигам «Психосоматическая медицина»).

    Причина запуска патологического механизма — психологическая (например, конфликт на работе и невысказанный гнев, как в вышеуказанном примере). Начиная со второй стадии артериальной гипертензии уже это соматическое заболевание, которое запускается стрессовыми факторами.

    Происходят изменения стенок сосудов и реально необходимо медикаментозное лечение.

    Отличие неврозов от психосоматических заболеваний состоит в следующем. При неврозе орган биологически здоров. В стрессе, под влиянием подавленного чувства гнева или иных чувств, нарушается только его функция.

    При выходе из стрессовой ситуации или проживании спрятанных эмоций орган полностью восстанавливается и нормально функционирует. Психосоматические заболевания лечит врач-психотерапевт-психосоматик.

    Отделение психосоматической медицины есть в 20 ГКБ.

    Как обращаться со своей агрессией?

    Бывают случаи, когда человек «взрывается» и  устраивает скандал. Тихий и скромный годами  человек кричит и  ведет себя так, что потом ему становится стыдно за вспышку гнева. Но ведь гнев помогает нам решиться защищать себя, он делает отношения между людьми искренними. Как быть? Что делать со своей агрессией?

    Не подавлять! А направлять в позитивное русло. Агрессия – огромный ресурс энергии, который можно научиться контролировать и ставить на пользу вашим целям. Что-то сродни атомной энергии.

    Откажитесь от невротических убеждений, не контролируйте близких

    Для начала агрессию нужно не запускать. Для этого – держать личные границы с неадекватными людьми. Пьяница может испугать вас, вы можете разозлиться на него. Но если воспринимать его как шум снаружи вашего защитного шара – он не пробьет вашу психологическую защиту.

    В отношениях с близкими людьми агрессия в основном запускается невротическими убеждениями. Во главе всего – стремление контролировать другого человека. Созависимость предполагает некую власть над близким. Когда он не делает так, как мы хотели – вскипает гнев.

    Если отказаться от невротических убеждений «мне должны» и дать свободу воли другому – вспышек агрессии не будет. Для достижения этой цели желательно сделать психотерапевтическую коррекцию негативных установок и ошибок логики мышления.

    Вообще гнев должен быть и управляемым источником энергии (когда нужно собраться и защититься, атаковать) и своеобразным чувством-подсказкой.  Он показывает, что наши личные границы были нарушены, а достоинство растоптано (например, при общении с психопатами, биологически не способными контролировать свою агрессию) .

    Не обязательно бросаться с кулаками на обидчика, это все-таки эмоциональное решение. Эмоциональные решения обычно ошибочны, а открытый конфликт с психопатами — дело опасное.  Нужно отметить гнев, осознать его, прочувствовать, прожить и выказать в тактичной форме,  и сделать выводы о человеке или сложившейся ситуации.

    Если человек адекватен, то ему желательно выказать в тактичной форме свое чувство гнева, объяснить почему вы сердитесь и что хотели бы исправить в ситуации общения. Если ваш собеседник — психопат (лицо, страдающее расстройством личности), то разумнее не связываться с ним, но решать конфликт с помощью правоохранительных органов и суда.

    Принятие своей агрессии — признак психологического благополучия

    Агрессия — нормальная реакция человеческой психики на определенные внешние раздражители.  Способ проявления агрессии зависит от уровня зрелости личности человека.
    Так, аутентичная личность  использует агрессию конструктивно.

    Это означает, что психологически зрелые люди умеют осознавать и направлять свою агрессию в безопасное русло. Подобная здоровая агрессивность направлена не на разрушение личности, а на достижение поставленных целей.

    Иными словами, психологическое здоровье не исключает чувство гнева у человека, но придает ему форму решительности, самоутверждения, самозащиты, справедливого возмущения, мужества и т. п.

    Можно научиться управлять гневом, не подавляя  и не отрицая его

    Задача, стоящая перед самоактуализирующейся (работающей над собственным саморазвитием) личностью, состоит в приобретении навыка управления агрессией и ее перенаправления на достижение нравственных целей, а также навыка решения конфликтов методом сотрудничества.

    Для решения проблем с внутренней агрессивностью для личностей, подверженных неврозу, применяются упражнения когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Нужно научиться отличать мысли от чувств, убеждения от ценностей и произвести коррекцию на слое убеждений и слое мыслей.

    Это означает проработать невротические убеждения и ошибки логики мышления, которые приводят к чувству гнева.

    Для алекситимиков (личностей, не осознающих свои чувства и, как следствие, склонных к психосоматическим заболеваниям) рекомендуются телесно-ориентированные методы психотерапии.Это поможет им научиться распознавать свои эмоции по меняющимся ощущениям в теле.

    Общими для всех людей будут рекомендации по освоению техник нервно-мышечной релаксации по Джекобсону и/или аутогенной тренировки по Шульцу — чтобы научиться расслаблять мышцы, которые напряглись из-за возникшего  чувства гнева.
    В заключение направляем вас на тест Дайхофф на определение уровня внутренней агрессивности.

    Признать свою подавленную агрессию – первый шаг к управлению гневом

    С этой статьей обычно читают:

    Источник: http://thesolution.ru/agressiya-nevroticheskoy-i-autentichnoy-lichnosti/

    Агрессия – виды и причины. Как избавиться от агрессии

    Отечественные и зарубежные ученые утверждают – для точного описания агрессивности личности необходимо обращать внимание не только на внешние проявления, но и на мотивы поступков, осуществление намерения причинить вред объекту.

    Проявление агрессии характерно для биологического мира и считается естественной формой защитной реакции или доминирования. Большое количество видов феномена в человеческом обществе приводит к многообразию причин. Основными моментами, вызывающими психодеструкцию являются:

    • нервные и психические заболевания;
    • негативное воздействие – стресс, депривация;
    • черты характера и склонность к импульсивности;
    • интоксикация головного мозга;
    • стремление к разрядке, фрустрации;
    • социальное научение (подражание).

    Немотивированная агрессия вызывается неосознанными факторами, а иногда и полным их отсутствием и отсутствием желания направленного воздействия.

    Высокой вариабельностью отличаются и признаки агрессии. У субъекта некоторые черты характера становятся более выраженными:

    • склонность к конфронтации;
    • уклонение от социальных контактов;
    • желание самореализации, самоутверждения;
    • обострение чувства справедливости;
    • повышенная психоэмоциональная ранимость, недоверчивость;
    • чувство вины и др.

    Вспышки агрессии происходят на фоне негативных психоэмоциональных состояний – гнева, злости, враждебности, ярости. Феномен отмечается и в состоянии хладнокровия.

    Виды

    Различают следующие классификации агрессии:

    • вербальная – причинение вреда посредством словесной атаки;
    • физическая – при использовании физической силы против одушевленных и неодушевленных объектов;
    • прямая – направленная на конкретное лицо или предмет;
    • косвенная – опосредованно влияет на выбранную цель, через распространение сплетен, слухов, клевету или причинение урона имуществу;
    • внешняя – адресована вовне;
    • внутренняя или аутоиммунная – направленная на самого себя;
    • защитная – проявляющаяся как результат инстинкта самосохранения;
    • провоцирующая – целью которой является вызов ответной агрессивности.

    Оценка поведенческих аберраций часто субъективна или происходит через призму социальных, культурных, национальных и других критериев. От привлекательности для общества той или иной формы их классифицируют на:

    • здоровую /обоснованную;
    • деструктивную /необоснованную агрессию.

    Здоровым проявлением считаются соревновательные формы, стремление к достижению цели. Все остальные виды, приводящие к разрушительным последствиям, относят к деструктивным.

    Проявление агрессии

    Субъект проявляет деструктивное поведение в виде:

    • вербального нападения – крики, брань, нецензурная лексика, оскорбления;
    • вещественного воздействия – драки, порчи нематериальных объектов.

    Агрессивность подкрепляется уверенностью в своей правоте и силе. В зависимости от возраста и половой принадлежности феномен имеет характерные проявления.

    Детская

    Детская агрессия вызвана, как правило, конфликтами с взрослыми, жестоким отношением их, ощущением несправедливости наказания или возникновением неразрешимой, с точки зрения ребенка, ситуации. Нарастание фрустрации требует выхода, который малыш видит только в причинении боли и разрушения.

    Из-за физической слабости он редко прибегает к открытому нападению. Чаще всего он причиняет вред себе или портит предметы. В детском возрасте происходит формирование поведенческих моделей и от участия взрослых в этом процессе зависит дальнейшие поступки ребенка.

    Подростковая

    Причины, вызывающие подростковую агрессию те же, что и у детей. Но, кроме того, на их психическое состояние накладывает отпечаток физические изменения и необходимость вхождения в общество взрослых. В пубертатном периоде обостряется негативизм – активное или пассивное противодействие нормам, правилам, обычаям.

    Большое значение имеет и социальное научение. Подростки играют в компьютерные игры, смотрят фильмы и передачи, стирающие грань между действительностью и виртуальностью.

    Неумение правильно оценивать увиденное приводит к поведенческим аберрациям, направленным как внутрь (суицид, членовредительство, алкоголизм, наркомания, опасные виды спорта и активного отдыха), так и вовне (конфликты, драки, порча имущества).

    У мужчин

    Для мужчин в большей степени присуща открытая форма, выражающаяся как в физическом, так и в вербальном воздействии. Агрессия у мужчин может быть и пассивной. Такие индивидуумы выражают сопротивление в виде уклонения от выполнения обязанностей, неспособностью принимать решения, страхом попадания в «зависимость».

    Если в семье и социуме отсутствует помощь, то мужчины пытаются бороться с таким состоянием уходом или отстранением от стрессирующих и фрустрирующих ситуаций. Часто эти методы разрушающе воздействуют на индивида. Химические способы приводят к наркотической и алкогольной агрессии.

    У женщин

    Приступы агрессии у женщин редко имеют явный характер, т.к. они не уверены в физических силах, и бояться встретить отпор. Подавленная агрессия может спровоцировать различные заболевания, вызвать желание получить разрядку, проявляя жестокость к более слабым объектам или причинение ущерба себе.

    Психическая аберрация является симптомом гормональных нарушений, климакса, эндокринных заболеваний. Агрессия у пожилых людей, как правило, обусловлена не только возрастной дисфункцией эндокринных желез, но и старческой деменцией.

    Диагностика феномена

    С целью исследования агрессивности используются проективные методики, самым популярным примером которых является опросник Басса — Дарки. Он состоит из 8 индексов, позволяющих оценить феномен комплексно. Состояние исследуется и оценивается с помощью других тестов, шкал и опросников.

    Как избавиться от агрессии

    Лечение агрессии подразумевает методы:

    • медикаментозного воздействия;
    • психологическую коррекцию поведения.

    Таблетки от агрессии назначает врач, в зависимости от причин деструктивного поведения. Немедикаментозное лечение проводят психотерапевты, психологи, обучающие методам самоконтроля и релаксации.

    Источник: https://grailmed.com/agressiya/

    Агрессия: причины, виды, симптомы и методы лечения

    С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

    Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

    Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

    В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

    1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
    2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
    3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
    4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
    5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

    У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

    Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

    Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

    Причины агрессии у детей

    У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

    • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
    • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

    Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

    Причины агрессии у подростков и взрослых

    К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

    • агрессия в семье;
    • характер взаимоотношения со сверстниками.

    Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

    • пример агрессии;
    • избегание родителей или оказание им сопротивления;
    • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
    • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

    Вносят свою лепту и социальные факторы:

    • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
    • провокации извне;
    • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
    • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
    • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

    Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

    Виды агрессии

    Можно выделить 5 видов агрессии:

    • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
    • вербальная (словесная агрессия);
    • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
    • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
    • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
    • раздражение (готовность проявить агрессию);
    • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

    Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

    • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
    • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
    • мера выраженности (частота, длительность);
    • пространство проявления (дом, улица);
    • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
    • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

    Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

    Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия).

    В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения).

    По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

    Психологическая агрессия

    Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

    • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
    • непрошеные советы;
    • перекладывание ответственности;
    • запугивание;
    • формирование зависимости;
    • эмоциональные лишения;
    • клевета;
    • побуждение чувства вины;
    • ущемление чувства собственного достоинства;
    • принуждение;
    • несправедливые требования;
    • назойливые просьбы;
    • оскорбления и хамство.

    Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, манипуляция – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

    Формы агрессии

    К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

    • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
    • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
    • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
    • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

    1. Дайте волю своим чувствам!

    Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/agressiya-prichiny-vidy-simptomy-i-metody-lecheniya.html

    Ссылка на основную публикацию