Агрессивность — причины, признаки, коррекция и лечение агрессивности

Агрессия

Агрессивность - причины, признаки, коррекция и лечение агрессивности

Агрессия – это полное осознание и прилюдное демонстрирование превосходства собственной личности над другими. К агрессии относят и усилия, которые, обычно, направлены на подавление другого индивида, и на причинение ему (другому индивиду) какого-либо вида ущерба.

В медицинской психологии и психиатрии принято выделять ряд механических причин развития агрессии. Некоторые причины являются материалистичными, а некоторые идеалистичными. Медики – биологи считают, что причина агрессии кроется во врожденных инстинктах, и проявляется в ситуациях стресса и конфликта.

Выделяемые два типа агрессии (инструментальный и целевой) характеризуются:

  • проявлением при возникновении препятствий, во время продвижения личности к какой-то цели;
  • спланированностью действий, целью которых и является нанесение какого-либо вреда другому человеку.

Общепринятыми причинами агрессии являются:

  • пропаганда насилия и жестокости в СМИ;
  • неблагополучная атмосфера в семье.

Проявления агрессии могут быть таковыми:

  • физическая агрессия (нанесение другому человеку телесных травм или порча его имущества);
  • косвенная агрессия (сплетни и интриги «за спиной» человека);
  • вербальная агрессия (через речь – оскорбления, крик, проклятья, обвинения);
  • негативная агрессия (молчаливый отказ от выполнения просьб или приказов).

Существует три основные формы проявлений агрессии: латентная агрессия (при которой чувства не демонстрируются наружу), вербальная агрессия (или конфликтная – происходит открытая демонстрация своих чувств), физическая агрессия (то есть, агрессия в действии).

Диагностировать агрессию способен только психиатр, обладающий опытом работы в данной специализации. Поскольку агрессия может возникать на фоне каких-либо органических патологий головного мозга ( к примеру, на фоне шизофрении), то для диагностирования следует провести дополнительные лабораторные и инструментальные исследования, чтобы установить точную причину агрессивного состояния человека.

Проводят: электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию головного мозга, реовазографию, компьютерную тографию.

Профилактики агрессии не существует. Чтобы не возникало агрессии из-за социальных причин, не стоит позволять ребенку, при неразвившемся еще сознании, смотреть телевизионные программы или фильмы с содержанием агрессивного характера.

Если во время диагностирования установлены психологические причины развития агрессии, для лечения применяют семейную, групповую, индивидуальную психотерапию, сказкотерапию, смехотерапию. Назначают легкие успокоительные препараты.

При психиатрических причинах агрессии назначается прием транквилизаторов, антидепрессантов.

При органических причинах, назначается лечение в соответствии с выявленной болезнью.

Источник: https://nebolet.com/bolezni/agressija.html

Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение

Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними (9). Данная тенденция носит универсальный характер и сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида.

В широком значении агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не ругулируется правовыми нормами, хотя может не одобряться с точки зрения религиозных и морально-нравственных норм.

В переводе с латинского языка «агрессия» (aggressio) означает нападение. Это негативное значение получило широкое распространение. В настоящее время агрессию чаще всего отождествляют с негативными эмоциями (например, гневом), негативными мотивами (стремлением навредить), с негативными установками (например, расовыми предубеждениями), и, наконец, с разрушительными действиями.

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например: • любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо); • инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч.

Дарвин, К. Лоренц); • проявление влечения к смерти (3. Фрейд); • реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе); • реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец); • реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус); • стремление к доминированию и самоутверждению (А.

Адлер);

• внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция.

Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агресией и агрессивностью) включает: 1) враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели. В связи с этим выделяют два основных вида агрессии — враждебную и инструментальную.

Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет внешняя агрессия, направленная на других людей. А. Бандура, Р.

Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль.

Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и, в свою очередь, вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется негативными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить.

На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Одновременно выделяются различные формы агрессивных действий: 1) прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты); 2) вербальные — физические (словесное нападение — физическое нападение); 3) конкретные — символические (например, драка — условные жесты).

Наиболее привычными внешними проявлениями агрессии являются: конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в деструктивных фантазиях, уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее проявлений — агрессивного поведения.

В диагностических целях можно использовать следующую шкалу интенсивности и направленности агрессивных проявлений: • нулевой уровень — субнормальная агрессия — полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты; • первый уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях; адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты; сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху; отсутствие деструктивности; • второй уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей (без реальной опасности); неадекватное использование агрессии в критических ситуациях; небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции; • третий уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу; выраженная степень деструкции — опасности для окружающих;

• четвертый уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть как наиболее яркое и социально опасное проявление интолерантности личности. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.

(Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться.

Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

Ненависть также может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого.

Крайняя степень выражается в стремлении к уничтожению (убийству) или в радикальном обесценивании всех и вся.

Ненависть может побуждать и к самоубийству, например, когда Я идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям.

С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбужения, так и полного хладнокровия.

К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

Ненависть и насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) являются самыми опасными проявлениями агрессивного поведения.

Конрад Лоренц подчеркивает, что человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных.

Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Для профилактики и снижения уровня насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Насилие, в отличие от других форм агрессии, является девиацией, наиболее жестко регулируемой правовыми нормами. В Уголовном кодексе РФ в разделе «Преступления против личности» содержатся 33 статьи, непосредственно связанные с физическим, сексуальным или психологическим насилием.

В то же время общественное наказание за содеянное насилие само выступает одной из его форм, вследствие чего наиболее эффективными мерами социального контроля над насилием признаются не правовые, а культурно-воспитательные механизмы и институты, позволяющие конкретной личности реализовывать свой агрессивный потенциал в социально-приемлемых формах активности. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), спортивные состязания, деловая конкуренция. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или культовых фигур. Идентифицируясь с народными героями, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на благие цели. К наиболее ценным индивидуальным способам превращения агрессии в конструктивные формы активности является сублимация — механизм обращения нежелательных внутренних импульсов в социально одобряемые достижения и художественное творчество.

Источник: https://psyera.ru/agressiya-agressivnost-i-agressivnoe-povedenie_7306.htm

Немотивированная агрессия

Агрессия – явление, с которым сталкивался, наверное, каждый из нас.

Хорошо это или плохо? Почему люди  в некоторых случаях  ведут себя агрессивно? Как научиться контролировать вспышки агрессии? Что делать с агрессивным поведением у детей? Эти и еще многие другие вопросы приходится слышать психиатрам, психотерапевтам, психологам на приеме.Для того чтобы дать  ответы на эти вопросы, постараемся понять, что же такое агрессия и в чем ее отличие от агрессивности. Агрессия – это один отдельно взятый поведенческий акт.

 Агрессивность же – свойство, личностная черта, которая может быть характерна тому или иному человеку.

Что можно считать агрессией?Существует   множество классификаций агрессии — например, она может быть физической или словесной, прямой или непрямой, активной или пассивной.

С физической агрессией, казалось бы,   всё очевидно: это человек, который нападает прямо,  с ножом, кулаками или бейсбольной битой. Но, как оказывается, есть несколько видов физической агрессии:Как мы можем убедиться, агрессия — это не только прямое избиение кого-либо.

Действия, создающие для других препятствие или бездействие, целью которого является нанесение вреда – это тоже является актом агрессии.Кроме агрессии физической, существует еще и агрессия вербальная, то есть словесная.

Ее классификацию можно также представить наглядно:То есть, словесная агрессия – это не только крик и брань, но и…  молчание.

Кроме этих  двух видов агрессивного поведения существует еще один: это – аутоагрессия. То есть, агрессия, которая направлена  на себя. На примере поведения у детей это можно наблюдать в виде расцарапывания кожи,  выдергивания волос, попытки ударяться готовой о предметы и прочее.

Читайте также:  Как познакомиться с парнем - способы, советы психолога

Некоторые специалисты к формам аутоагрессивного поведения у взрослых причисляют неоправданно рискованное поведение (паркур, экстремальные виды спорта, курение и алкоголь, наркотики) — все те формы поведения, которые явно ведут к саморазрушению.

Впрочем, это утверждение все же является спорным.

Почему люди бывают агрессивны?Установлено, что частота агрессивных «вспышек» в поведении людей увеличивается в зависимости от особенностей и условий внешней среды. Так, в духоте, жаре и тесноте люди становятся более раздражительными и агрессивными.

Агрессию делят на немотивированную или мотивированную (аналогично другим определениями: инструментальную и враждебную). Иными словами, у агрессии первого типа есть цель (мотив) и она – лишь инструмент для достижения этой цели.

(Например, если  в темной подворотне на Вас нападают, а в ответ Вы наносите удар случайно оказавшимися в кармане нунчаками, то это будет  акт инструментальной немотивированной агрессии, целью которой является не мотив нанесения вреда ради вреда,  а спасение жизни).

Таким образом, агрессия – это, в истинном понимании, стремление нанести вред, где целью является именно причинение вреда (боли, ущерба, оскорбление и проч.) существу, не желающему с собой подобного обращения (Д. Ричардсон, Д. Бэрон).

  Это одно из самых известных определений агрессии, подвергающееся, правда, все большей критике, поскольку оно ничего не говорит об аутоагрессии, а также – косвенной агрессии.Косвенная агрессия – акт, направленный на предмет, а не на живой объект. Скажем, один из соседей царапает машину другого, стоящую во дворе. Это и будет являться актом косвенной агрессии. Если же царапина наносится случайно, а мотива такого поведения нет, то, естественно, ни о какой агрессии речи не идет.

Таким образом,  понятия «агрессивный человек» и «человек, проявляющий агрессию» — это не равнозначные понятия.

Во вторую категорию периодически входит каждый из нас, когда под воздействием различных причин мы выдаем всего лишь агрессивную реакцию.

Если же вне зависимости от внешних обстоятельств или побуждений человек имеет устойчиво агрессивное поведение, речь идет об агрессивности, как о личностной черте.

Почему развивается агрессивность?Теорий существует огромное количество. Одни утверждают, что это врожденное стремление к разрушению и смерти (Фрейд и Лоренс), другие – что это результат прижизненного научения себе подобными (теория Бандуры).

Самостоятельного определения агрессивности, как диагноза, в Мкб -10 (международном европейском классификаторе расстройств), естественно, нет. Но агрессивность как симптом может быть присуща определенному ряду заболеваний. Например, проявляется она при дисоциальном, эмоционально неустойчивом расстройствах личности.

Человек может становиться агрессивным при бредовых расстройствах, психозах на фоне различных психических расстройств, алкоголизма, наркомании. (Правда, это вовсе не означает, что такая агрессия и вспышки ярости останутся навсегда в его поведении).

Как правило, при адекватном лечении психоза и агрессивность идет на убыль, поскольку здесь все же имеет место быть немотивированная агрессия, обусловленная болезненным состоянием. Ошибочно так же считать, что все люди, страдающие психическими расстройствами, являются агрессивными и могут нести угрозу.

Так, например, пациенты, больные шизофренией, в большей степени опасны для себя, нежели для окружающих.

Как лечить агрессивность?Всегда есть объективная причина агрессии,  а в случае устойчивости этого качества, она, вероятно, достаточно серьезна.

Нужно понимать: человек агрессивен не потому, что таким родился (даже если и верна теория Фрейда о врожденном стремлении к агрессии), причину ее развития всегда можно найти, а, соответственно, исходя из нее,  и проводить коррекцию поведения, эмоциональной сферы, социальных отношений, и, если того требует ситуация – фармакологической терапии (если не в порядке, например, гормональный фон).Обращаться следует к профессиональным врачам – психиатрам, поскольку здесь очень важна не только симптоматическая коррекция, но и поиск причин, а, следовательно, дифференцированная диагностика.Агрессивность может являться следствием научения и подражания, реакции окружающей среды. И в этом случае понадобится и работа со средой (ближайшим окружением пациента).  В любом случае, если акты агрессии, вспышки ярости «ни с того ни с сего» вдруг начинают беспокоить все чаще, это свидетельствует о том, что  требуется помощь.  И ее оказание вполне возможно, достаточно просто обратиться к грамотным специалистам.

Источник: http://www.depressia.com/psihicheskie-rasstroystva-i-zabolevaniya/nemotivirovannaya-agressiya

Агрессия и агрессивность у мужчин, женщин, подростков

Агрессия – модель поведения личности, представляющая собой преднамеренное поведение, носящее деструктивный характер и причиняющее окружающим психологический либо физический урон. Как правило, подобная враждебность взаимосвязана с такими сильными эмоциями, как ярость, злость, но в ряде случаев она возникает у хладнокровных людей.

Агрессивное поведение присуще людям, имеющим негативные жизненные установки – врожденные, впитанные с детских лет, либо приобретенные – привычка добиваться своего именно подобным способом. Чаще всего это лишь одна из возможных форм реагирования человека на происходящие события, перенесенный им стресс.

Каждый по-своему выражает такое отношение – кто-то сразу же бьет посуду, другие же выплескивают негативные эмоции словесно – вербальная агрессия. При этом вовсе не важно, кто находится рядом, страдают в буквальном смысле и стар, и млад. Осознание неправильности поведения приходит несколько позже, когда психологический урон уже нанесен.

Причины и предрасполагающие факторы

Далеко не всегда и не всеми распознаются истинные причины агрессии. Многие люди настолько шаблонно реагируют на то, что окружающие им говорят или демонстрируют, что мотивы собственных поступков остаются для них скрытыми, недоступными для осознания.

Чаще всего агрессивное поведение развивается под влиянием следующих неблагоприятных факторов:

  • злоупотребление алкогольной, наркотической продукцией – сознательное ослабление контроля над ситуацией;
  • перенесенные в детские годы психотравмы, наложившие отпечаток на все действия человека в зрелом возрасте;
  • чрезмерная увлеченность детей и подростков, а также взрослых различными компьютерными играми, видеофильмами со сценами насилия, зависимость от социальных сетей;
  • дефекты воспитания – родители либо пропагандировали вседозволенность, либо в семье доминировала гиперопека;
  • сформировавшиеся и довлеющие на сознание человека проблемы в личной жизни, в семье, различные социальные либо бытовые трудности;
  • отсутствие социальной защищенности, благоустроенности – к примеру, увольнение с работы и затрудненность поиска нового рабочего места;
  • накопление нервного перенапряжения, раздражительности – синдром эмоционального выгорания;
  • отсутствие полноценного отдыха – профессиональная деятельность, взаимосвязанная с постоянными психомоциональными, либо физическими перегрузками, что, в свою очередь, может привести к формированию синдрома профессионального выгорания.

Приступы агрессии обязательно имеют под собой платформу и причины, только распознав которые можно справиться с разрушительным, как для самого человека, так и для окружающих его людей, поведением.

Классификация

Агрессия на протяжении столетий рассматривалась ведущими мировыми светилами психологии и психиатрии в качестве главного мотива поведения людей. Поэтому определение этого понятия давалось специалистами с точки зрения различных подходов.

Так, в нормативном подходе основной упор приходится на противоправность поступков человека, нарушение им общепринятых социальных норм. Агрессивное поведение обязательно включает в себя два основных условия – губительные для окружающих последствия, а также пренебрежение социальными нормами.

С точки зрения глубинно-психологического подхода, агрессия рассматривается как неотъемлемой инстинктивной чертой поведения людей. Ее относят к врожденным особенностям характера того или иного человека. Тогда как приверженцы целевого подхода рассматривают агрессивность, как один из инструментов эволюции человечества – адаптация и потребность в присвоении важнейших для жизни ресурсов.

Иные подходы:

  • если акцент делается на последствия агрессии – это результативный вариант;
  • в случае, когда оценивается мотивация субъекта враждебности – намерительный вариант;
  • если рассматривается психоэмоциональный аспект поведения агрессора – это эмоциональный подход;
  • многоаспектный подход рассматривает расстройство личности со всех возможных точек зрения.

Однако, ни один из вышеперечисленных подходов не дает исчерпывающего ответа, что же такое агрессия – настолько многогранно само понятие.

Виды и формы

По критерию, взятому за основу классификации, многие из ведущих психологов и психотерапевтов постарались дать наиболее развернутое представление обо всех существующих видах и формах, какие может принимать агрессивное состояние:

Активная форма:

  • физическая прямая, когда наносятся телесные повреждения, а также косвенная, когда повреждения причиняются заместителю жертвы;
  • вербальная агрессия – как прямая, с нанесением оскорблений, так и косвенная – злословие.

Пассивная форма:

  • физическая – прямая агрессия в виде противодействия, а также косвенная – проявление негативизма;
  • вербальная агрессия – прямая в виде полного отказа разговаривать и косвенная агрессия в форме несоглашательства.

Не менее интересная классификация агрессии была разработана С. Фешбах, в которой основным критерием выступает мотивированность поведения агрессора. Основные виды агрессии, согласно Фешбаху:

  • враждебная, криминальная агрессия – преследует своей целью причинение другому человеку физического либо психологического урона;
  • когда агрессивное поведение преследует не причинение вреда окружающим, а решение стоящей перед человеком задачи – это инструментальная агрессия;
  • экспрессивная агрессия – как одна из форм выражения личности с элементами насилия.

В ряде работ психологов принято обращаться к иным классификациям, берущим за основу другие критерии. К примеру, формы агрессии исходя из отношений между агрессором и его жертвой:

  • реактивная агрессия – как ответ на уже происходящие, насильственные действия;
  • оборонительная агрессия – нанесение различных повреждений другому человеку, также ведущему себя враждебно;
  • побудительная, мотивационная агрессия – агрессивное поведение было спровоцировано внешней стимуляцией, к примеру, получением отрицательных известий;
  • аутоагрессия – агрессия, направленная личностью на саму себя.

Это далеко не полный перечень того, какие формы агрессия может принимать. Каждый специалист дополняет классификации своими критериями, в зависимости от того, с каким поведением людей ему приходится сталкиваться в своей работе.

Признаки вербальной формы агрессии

Поведение человека, направленное на причинение психологического либо физического урона другому лицу – агрессия, может быть вполне адекватной реакцией на угрозу. Однако, если подобные действия входят в привычку, то личность будет уже характеризоваться по иному, как склонная к насилию.

Источник: http://psi-doctor.ru/simptomy/agressiya.html

Медикаментозное лечение агрессии наиболее эффективно

Лечение агрессии в Брей Клиник проводится по специально разработанным авторским психотерапевтическим методикам. Лечение агрессии в клинике всегда успешно. Применяются стационар замещающие методики и технологии восстановительной медицины. В тяжелых случаях лечение агрессии рекомендуется проводить в продленном дневном стационаре.

Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже если предыдущее лечение не помогло.

Первичная консультация и обследование2 500 Лечебно-восстановительная терапияот 5000

Лечение в клинике гарантированно на анонимной основе. Мы поможем!

Лечение агрессии

Некоторые статистические данные

Среднестатистические данные показывают, что примерно 5-10 % взрослых болеют самыми различными расстройствами личности (психопатии).

Люди, страдающие данной патологией, обычно не понимают всей полноты своего заболевания и поэтому не считают нужным обращаться к врачам за помощью. Лица, страдающие психопатией, гораздо чаще встречаются среди наркоманов, правонарушителей, так как являются наименее социально адаптированными.

Психические заболевания несут в мышлении, поведении серьезнейшие изменения, а разработка успешных методов лечения возможно только при согласии больного. Механизм заболевания психопатией до конца еще не выяснен, то тут мы рассмотрим только несколько наиболее вероятных версий.

Причины агрессии, проявления истерических всплесков и импульсивности часто скрыты от поверхностной диагностики.

Источник этих заболеваний, чаще всего, зависит от замедления реакций на внешние и внутренние раздражители. Считается, что наиболее подвержены этому заболеванию люди испытывающие «жажду приключений».

Желание испытывать все новое возбуждение начинает постоянно овладевать этими людьми. Постепенно это желание настолько переполняет их, что они уже начинают с трудом сдерживать себя. К сожалению, они не видят себя со стороны, и потому во всем обвиняют окружающих.

Агрессивное и самоуничтожающее поведение, импульсивность с одной стороны и отсутствие чувства вины с другой стороны, приводят этих людей к разнообразным асоциальным поведениям.

Очень многое зависит еще от наследственной предрасположенности. Если среди родственников есть люди с пограничной психопатией, то импульсивное поведение с элементами агрессии это наследственная черта. Поэтому лечение агрессии порой напрямую будет зависеть от причин её возникновения.

1. Расстройство электрической активности головного мозга, особенно в его височной области (височная эпилепсия). Подобные изменения характерны для таких видов психопатий, как асоциальная и пограничная.

Возникают они в результате стимуляции нарушений электрических импульсов в лимбе за счет такого вещества, как прокаин.

Лечение агрессии данного типа основывается на воздействии на концентрацию данного вещества.

2. Прерывание серотонинергической передачи приводит к началу угрожающего поведения или суициду, что проявляется повышенным уровнем 5-гидроксииндолуксусной кислоты в СМЖ.

3. Люди, испытывающие «жажду приключений», подвержены нарушениям передачи импульса вторичного генеза в норадренергической системе. Скорость и частота секреции СТГ, как реакция на введение клонидина, когда проводится лечение агрессии, коррелирует со степенью агрессивности.

4. Частая импульсивность и некоторая агрессивность, скорее всего, появляются в следствии запущенной детской гиперактивности. В дальнейшем такие состояния могут перерасти в асоциальную психопатии. На это также необходимо обращать внимание, проводя лечение агрессии.

Читайте также:  Газлайтинг, что это, как противостоять, как бороться?

Основное лечение агрессии, в зависимости от патологии с которой она проявляется
Агрессивность — это поведение, по которому сегодня классифицируются многие психопатии.

Эффективное медикаментозное лечение агрессии зависит от рационального применения лекарственных препаратов самых разных групп: нейролептической, противосудорожной, психостимулирующей, ингибиторов МАО, серотонинергической, а также лития.
Агрессивность в редких случаях еще относится и к признакам психоза, развивающегося на фоне психопатии.

Это происходит в тех случаях, когда перед больным возникает препятствие, которое он не может преодолеть в силу своей не способности адекватно реагировать на внешние раздражители. В данном случае, лечение агрессии возможно употреблением нейролептиков, которые уменьшают интенсивность проявления психоза. Они устраняют агрессивность благодаря неспецифическому седативному действию.

В результате приема нейролептиков во время неадекватного поведения количество вспышек агрессивности и других форм неконтролируемого поведения заметно уменьшается, особенно уличностей, склонных к шизофрении.

Лечение агрессии такими препаратами в конкретно данном случае является эффективным.
При проведении независимого исследования было выяснено, что психопатически агрессивные люди испытывают острый дефицит серотонина.

В терапии агрессии у таких личностей широкое применение получили серотонинергические лекарственные средства.

Например, такой препарат, как фенфлурамин показан при наличии суицидальных мотивов в поведении, а флуоксетин – при пограничных психопатиях, которые сопровождаются импульсивным поведением и самоуничтожением.

Часто у агрессивно настроенных людей, имеется порочность в развитии или приобретенное органическое поражение нервной системы, что проявляется неспособностью адекватно воспринимать внутренние и внешние раздражители.

В таких случаях широкое применение получили психостимуляторы. Когда агрессивность в поведении сопровождается эпилептическими отклонениями на ЭЭГ, а также имеются соответствующие анамнестические данные, в лечении используют противосудорожные средства.

На смену старого препарата фентоин, получил широкое применение карбамазепин, который тормозит приступы агрессивности, суицидальные мысли, а также помогает поддерживать контроль над собой.

При эмоциональной неустойчивости, склонности к агрессивному поведению применяют препараты лития.

Такие состояния считаются предшественником пограничных психопатий. Его эффективность была доказана опытным путем, в результате применения в закрытой группе людей, находящихся в местах лишения свободы.

Не рекомендуемые препараты при лечении агрессии

Не рекомендуется применение антидепрессантов трициклического ряда.

Достоверно доказано, что использования их при наличии в поведении человека импульсивности и агрессивности различного генеза, как проявления любого из видов психопатий, только будет способствовать интенсивности нарастания и проявления симптомов данных патологических состояний.

У людей с таким заболеванием при назначении препаратов данного ряда, например, амитриптилин, может усилится асоциальное агрессивное поведение, и проявятся мысли о суициде.

Поэтому, необходимо сначала точно установить истинные причины развития психопатии с проявлением агрессивности.

Для этого врач должен внимательно и всесторонне обследовать человека и постоянно проводить контроль за лечением, отмечая все изменения в поведении, настроении и мыслительных процессах.

Особенно важно проводить наблюдение в начале лечения, когда происходит адаптация организма к назначенным препаратам и существует повышенный риск возникновения непредвиденной реакции пациента на применяемый препарат.

В любом случае, лечение должно подбираться только индивидуально и только на очной консультации у опытного врача-психотерапевта после тщательной диагностики состояния человека.

Расстройства импульсивного поведенияВ клинике Брейн Клиник имеются все средства и условия для лечения различных видов психопатий, которые проявляются как с выраженной степенью агрессии, так и проявлениями враждебности или повышенной раздражительности.

Звоните +7495 135 44 02

Мы помогаем в самых сложных ситуациях, даже если предыдущее лечение не помогло.

Лечение агрессии в клинике возможно амбулаторно, амбулаторно-поликлинически, в стационаре.

Источник: https://brainklinik.ru/lechenie-agressii/

Агрессивное поведение: причины, коррекция, профилактика

По мнению известных психологов и психотерапевтов, агрессивным называют поведение, при котором у человека возникает желание нанести кому-либо преднамеренный моральный или физический вред, создать благоприятную ситуацию для психологического дискомфорта. Демонстрация агрессии может проявляться не только по отношению к человеку, но и к животным или каким-то неживым предметам (порча имущества, осквернение памятников), в этом случае говорят о вандализме.

Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.

Что является причиной агрессивного поведения?

Агрессивное поведение бывает не только у взрослых, но и у детей и подростков. Часто оно является защитной реакцией на неблагоприятные жизненные ситуации, но иногда такое поведение бывает осознанным.

К причинам агрессивного поведения относят:

  • длительные психические и физические нагрузки;
  • неудачи в профессиональной деятельности, конфликты на работе;
  • злоупотребление алкоголем, увлечение наркотиками;
  • длительный прием снотворных препаратов и антидепрессантов;
  • трудности в семье, неустроенная личная жизнь, проблемы в интимных отношениях;
  • травмы психологического характера, полученные в детском возрасте;
  • длительное переутомление, недосыпание, отсутствие полноценного отдыха.

К мотивам агрессивного поведения подростков можно отнести увлечение фильмами ужасов, триллерами, квест-играми, а также спортивные игры и соревнования, при которых усиливается психологическое напряжение. Такое поведение часто возникает у больных нервно-психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, фобии).

Виды агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет разные формы проявления. Физическая агрессия выражается в нападении и причинении телесного вреда окружающим, вербальная — в оскорблении, крике, желании затеять ссору, а также в проклятиях, угрозах и стремлении причинить страдания в словесной форме.

Агрессия может быть прямой или косвенной. В первом случае оскорбительные действия направлены на конкретного человека, косвенная агрессивность заключается в распространении слухов, сплетен, клеветы, злобных шуток. Часто такие действия являются неупорядоченными и сопровождаются топаньем ногами, ударами кулака по столу.

Различают также внешнюю агрессивность и аутоагрессию. Внешняя агрессивность имеет направленное действие на окружающих, в то время как аутоагрессия направлена против себя и выражается в самоунижении, стремлении причинить себе физический вред вплоть до суицида.

Детская агрессивность

Агрессивное поведение детей зачастую зависит от поведения родителей. Маленькие дети стараются подражать им во всем, поэтому агрессия родителей становится нормой поведения малыша. Перерастанию обиды и гнева в агрессию способствуют:

  • отсутствие родительской любви, формирование у ребенка чувства беззащитности перед окружающим миром;
  • поведение родителей, формирующее у детей комплекс неполноценности, оскорбление и унижение со стороны учителей;
  • различное отношение к детям в семье, когда одному ребенку позволено все, а другой получает немотивированный отказ;
  • частые ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, предвзятое отношение воспитателей.

Агрессивное поведение детей в возрасте до 2-х лет не должно пугать родителей, потому что дети еще не осознают последствий своих действий.

Они еще плохо разговаривают и не могут выразить свои чувства, поэтому таким способом заявляют о том, что хотят кушать, спать, пить.

Начиная с трехлетнего возраста детям нужно спокойно объяснять, как следует себя вести, и не проявлять к ним агрессию в виде криков, шлепков и прочих наказаний.

Агрессию у детей школьного возраста провоцируют наказания за низкую успеваемость, неправильное воспитание, когда школьников учат отвечать физическим воздействием на обидчиков.

Агрессивное поведение подростков зачастую связано с неблагополучной ситуацией в семье, просмотром фильмов, в которых присутствуют сцены насилия, проблемами в учебе, сложными отношениями со сверстниками, желанием утвердиться и стать лидером в своем круге общения.

Костылева
Александра Сергеевна

Психолог

Записаться

Коррекцией агрессивного поведения занимаются психологи и психотерапевты.

В тяжелых случаях, когда такая форма поведения вызвана тяжелым нервно-психическим расстройством, человеку нужна помощь психиатра. Для коррекции агрессивности разработано немало методик, но важно, чтобы у человека было желание изменить свое поведение. Многим взрослым удается справиться с враждебным поведением самостоятельно.

Для коррекции агрессивного поведения школьников необходимо:

  • правильно организовать распорядок дня ребенка, распределить время между учебным процессом и досугом;
  • следить за соблюдением режима сна и активного времяпровождения;
  • организовать день так, чтобы у школьника было время на посещение спортивных секций, занятий танцами и других кружков в соответствии с его увлечениями;
  • следить за тем, чтобы занятия и увлечения ребенка не приводили к переутомлению.

Следует обратиться за помощью к опытному специалисту, если эти приемы не помогают исправить поведение.

Школьный психолог установит причину отклонений в поведении ребенка и поможет с организацией досуга в школе. Способы коррекции подростковой агрессивности зависят от вызвавших ее причин.

Для внесения корректив в поведение подростков проводят индивидуальные беседы, психологические тесты, групповые тренинги.

Профилактика проявлений агрессии

Для профилактики агрессивного поведения применяют игровые методики, которые учат школьников контролировать свой гнев и реагировать на конфликтные ситуации в школе безопасным для себя и окружающих способом. Для этого с детьми проводят работу по повышению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности, управлению собственными эмоциями.

Важными факторами являются:

  • переключение внимания детей на чувства и эмоции окружающих;
  • моделирование различных ситуаций возможного неуспеха для преодоления чувства обиды и неудовлетворенности;
  • стимуляция гуманных чувств по отношению к людям и животным;
  • формирование чувства радости при достижении позитивных результатов в овладении такими эмоциями, как гнев, ненависть, обида;
  • обучение технике релаксации с использованием глубокого дыхания.

Методики профилактики агрессивного поведения у взрослых применяются, когда у человека есть желание измениться. В противном случае нужно найти способ и мотивировать его обратиться за помощью к специалисту.

Источник: http://MedBooking.com/blog/article/detskoje-zdorovyje/agressivnoe-povedenie-prichiny-korrektsiia-profilaktika

Агрессия — это.. Понятие агрессии, виды, причины, проявления, диагностика, лечение детей и взрослых

В ежедневных сводках постоянно мелькают события, которые происходят из-за человеческой агрессивности. В повседневной жизни любого сопровождают ссоры, конфликты, крики и так далее. В современных реалиях агрессия воспринимается как негативное явление, поэтому подвергается осуждению. Однако это никак не влияет на существование вражеских группировок.

Для того чтобы понять, как сдерживать агрессию, нужно более подробнее разобраться в причинах ее появления, а также в самом понятии.

Для того чтобы разобраться с понятием “агрессия”, необходимо проанализировать данный термин. В психологии это явление представляет собой совершение разрушающих действий, которые способны нанести вред как психологический, так и физический предметам или живым существам.

Если рассматривать анализы различных ученых, то следует заметить — агрессию называют не только специфическим поведением, но также состоянием человека.

Известный психотерапевт Зигмунд Фрейд отмечал, что данное явление представляет собой предрасположенность каждого объекта. Чем она выше, тем больше будет тенденция к проявлению агрессии.

Поэтому описываемую реакцию можно считать естественной на различного рода стрессы и провоцирующие факторы. Агрессия способна быть деструктивной, а также конструктивной.

В первом случае она является ответной, а во втором — позволяет человеку сохранить свою индивидуальность, самоутвердиться или же повысить самооценку. Помимо сказанного, агрессия — это способ снять напряжение.

Описываемое явление может быть как эмоциональным проявлением, так и показателем социального поведения. Агрессией можно назвать любое действие, которое способно каким-либо образом нанести вред. Жертвой может быть как неодушевленный предмет, так и человек (животное).

Некоторые психологи ставят агрессию на уровне с жестокостью, однако нужно понимать, что не всякое действие с описываемым явлением можно классифицировать как тяжкое. Агрессивность воспринимается как свойство личности, когда человек способен совершить какие-либо подобные действия в рамках защиты своих интересов и для того, чтобы добиться определенных результатов.

Данное явление можно рассматривать в двух вариантах: форма враждебности и характеристика адаптивности. В первом случае человек будет обижаться на всех, затевать ссоры или драки, наносить разрушающие “удары”. Во втором варианте личность пытается защитить себя, свои права и сохранить независимость.

Таким образом, агрессивность может рассматриваться как негативное явление, так и условие, позволяющее человеку развиваться и реализовываться. Любому лидеру нужно иметь хотя бы малую долю агрессии, чтобы контролировать других.

Как уже было сказано выше, проявление агрессии следует рассматривать в двух аспектах. Один из них заключается в желании причинить вред, а второй — в необходимости, что позволяет гармонически развиваться.

В научной литературе указывается то, что при отсутствии агрессивности человек может стать пассивным и, как следствие, его индивидуальность будет стираться, а существование станет невыносимым. Данное явление есть у каждого человека, однако оно имеет различный уровень и особенности.

То, насколько сильная агрессия, а также как долго она длится, полностью зависит от многих нюансов. Подобные негативные явления следует рассматривать еще со стороны факторов, которые воздействуют на человека, то есть ситуационные, психологические, физиологические и так далее.

Читайте также:  Дебрифинг - в психологии, в тренинге, в критические моменты

К этому нужно добавить, что агрессия — это реакция человека на какую-либо неудовлетворенность, связанную с окружающей действительностью. Она может иметь скрытый характер либо же явный, быть прямой или непрямой, пассивной или активной, вербальной или физической.

Рассмотрим классификацию подобных действий. Выделяется 5 разных форм.

Рассмотрим более подробно виды агрессии.

  • Существует физическая. Она заключается в проявлении силы к любому живому организму.
  • Непрямая форма говорит о том, что человек ведет себя агрессивно не по отношению к причине раздраженности. Эти эмоции проявляются в сторону другого. Иногда человек в такой ситуации может выражать агрессию, хлопая дверями, постукивая по столу и так далее.
  • Словесная агрессия проявляется криками и ссорами, а также нередко люди используют брань, нецензурные слова, угрозы и прочее.
  • Негативизм характеризуется тем, что возникает агрессивное поведение к старшим по возрасту, а также по социальному положению людям. То есть, в таком случае вспышка агрессии будет проявляться только в сторону авторитета.
  • Последняя форма — это склонность человека к раздражению. То есть объект становится агрессивным даже при самой маленькой степени возбудимости: он очень вспыльчив, резок и груб.

Причины

Любая агрессия, как правило, проявляется вследствие каких-либо факторов. Именно они провоцируют человека на возникновение такой реакции. Следует рассмотреть основные причины, которые могут быть.

  • Особенности характера, темперамента.
  • Факторы поведенческого, социального, психологического типа и так далее.
  • Ненависть, которая проявляется по отношению к моральным убеждениям, а также попытка агрессивно утвердить в обществе свои идеалы.

Описание провоцирующих факторов

Для того чтобы вести борьбу с агрессией, необходимо знать, какие факторы способствуют повышению уровня такого явления. Рассмотрим их по отдельности.

  • Поведенческие. Речь идет о действиях, которые направлены на остановку развития человека. Сюда же следует отнести отсутствие стремления к саморазвитию, а также такие трудности, как вандализм или бесцельность самого существования.
  • Социальные. На человека могут влиять такие факторы, как политика, экономика самого государства. В том случае, когда в обществе проявляется какой-либо культ насилия или враждебности, а также какие-то вещи начинают резко пропагандироваться СМИ, то любой может проявлять агрессию. Следует также отметить влияние людей, которые окружают человека, а еще низкое социальное положение в самом обществе.
  • Личностные факторы. Речь идет о характере человека. Например, агрессивным будет тот, у кого повышенная тревожность, раздражительность, депрессивность, проблемы с развитием, самооценкой, с проявлением эмоций, гендерными ролями, имеются различные зависимости, трудности при общении в социуме.
  • Ситуативные. Сюда нужно отнести условия температурного и климатического типа, влияние культуры, стрессовые ситуации, ожидание какой-либо мести или же приступа агрессии со стороны другого человека.

То, как человек проявляет свою агрессивность, зависит от большого количества факторов.

Среди них нужно отметить индивидуальное развитие, возрастную категорию, опыт, нервную систему, а также воздействие вышеописанных нюансов на жизнь человека.

Особая роль при выяснении причин агрессии отводится системе воспитания и социальному окружению. В различном возрасте агрессивность может проявляться по-разному.

  • Если речь идет о малышах, то они плачут, кричат, не улыбаются, не хотят идти на контакт с родителями. Помимо этого ребенок может причинять вред младшим и животным.
  • В дошкольном возрасте проявление агрессии становится более разнообразным. Дети используют не только крик и плач, но также могут кусаться, плеваться, употребляют обидные слова и так далее. Как правило, в таком возрасте подобная реакция несет только импульсивный характер.
  • Агрессия школьников зачастую проявляется причинением вреда слабым детям. Они могут издеваться над другими, оказывать давление, насмехаться и влезать в драки.
  • В подростковом периоде агрессивность может проявляться из-за воздействия со стороны сверстников. Как правило, в таком возрасте данное явление является способом утвердиться в коллективе, а также занять особое место в обществе. Следует отметить, что часто агрессия у подростков возникает не только из-за ситуации, в которую он попал, но и также считается проявлением характера.
  • Отдельно нужно отметить появление агрессивности уже во взрослом возрасте, так как на человека будет воздействовать большее количество факторов, учитывая то, что характер уже является сформированным. Следует выделить наличие страха, который направлен на то, что общество может не принимать и не признавать, сильной раздражительности, импульсивности, подозрительности, зависимости от различных примет. Такие люди, как правило, испытывают только страх и обиду. Они не способны чувствовать вину и ответственность. Им также очень тяжело адаптироваться в новом обществе.

Условия формирования

Следует разобраться, что провоцирует агрессию у ребенка и взрослых людей. Наиболее значимыми условиями, которые формируют такое проявление, нужно выделить влияние СМИ, семейных факторов, агрессию со стороны окружающих, а также индивидуальные, возрастные и половые особенности.

Что касаемо масс-медиа, то в психологии этот фактор под вопросом. Рассмотрим условия, которые способны вызвать агрессию у ребенка или взрослого.

Почему появляются негативные эмоции? Причин тому несколько:

  • то, что пропагандируют масс-медиа, принимается человеком как проявление агрессии;
  • принятие себя как негативного героя из ролика или фильма;
  • отождествление себя как объекта, способного причинить вред какой-либо жертве;
  • показываемые ситуации выглядят слишком реалистично. Они могут существенно оказывать влияние на эмоциональную сферу человека.

Очень важно правильно провести диагностику агрессии для того, чтобы полностью ее побороть. Учитывая то, что данное явление у каждого человека развито по-разному, нужно точно изучать все особенности психотипа конкретного пациента.

Необходимо не просто наблюдать за поведением, но и также провести диагностику, состоящую из различных методик.

Они позволят не только понять всю ситуацию с субъективной стороны, но и еще объективно подтвердить результаты, которые были выявлены.

Внутреннюю агрессивность рассмотреть с медицинской точки зрения довольно сложно, так как большая часть методик направлена только на выявление внешних проявлений. На данный момент врачи используют опросник Басса-Дарки, тест Ассингера, а также некоторые другие методики. Они позволяют понять, что человек чувствует и каковы же причины агрессии. Рассмотрим отдельно каждую методику.

  • Тест Ассингера. Он необходим для того, чтобы выявить агрессию в отношениях. Благодаря ему можно разобраться, какой уровень негативных эмоций возникает у человека при разговоре с кем-то другим. Таким образом, становится понятным, легко ли ему дается общение, как он строит контакты с окружающими людьми и так далее.
  • Тест Айзенка. Благодаря ему можно проверить психическое состояние пациента. Имеется 4 шкалы. Они описывают различные состояния психики: фрустрацию, тревожность, ригидность и непосредственно агрессию.
  • Опросник Басса-Дарки. Он состоит из 8 шкал и позволяет определить то, какая агрессия у человека доминирует. Также можно понять по подсчету индекса, насколько выражена враждебность.

Нужно отметить, что эти методики не являются универсальными. Поэтому понять лишь по одному тесту, почему агрессия у человека появляется слишком часто, не получится. Диагностика должна всегда состоять из целого комплекса, что позволяет говорить про реальные результаты.

Корректировка состояния

Невозможно говорить о полном излечении от агрессивности, потому что она заболеванием не является. Данное явление — это свойство личности, которое может усиливаться или же, наоборот, подавляться. Все зависит от самосознания, саморегуляции и особенностей конкретного человека. Ученые также говорят о влиянии генетических условий на формирование агрессии.

Однако она больше зависит все-таки от навыков социального общения, а также тех факторов, которые влияют на человека ежедневно. Поэтому для лечения проявления агрессии у ребенка или взрослого важно использовать коррекционные методы. Они снижают уровень враждебности.

Следует заметить, что проявление такой эмоции не является неизбежной формой реагирования психики на различные трудности.

Уже давно доказано: если правильно работать над собой, а также создать комфортные условия для существования, то можно не только научиться контролировать подобные приступы, но и полностью прекратить их появление.

Коррекцию агрессивности может осуществлять психолог либо же психотерапевт.

К психиатру следует обращаться в том случае, если агрессия подростков или более взрослых людей дошла до критичной ситуации, когда человек способен навредить или себе, или другим живым существам.

Среди основных методов борьбы следует отметить гипноз, психодраму, психоанализ, тренинговые программы, а также аутогенную тренировку.

Очень интересным многие психологи считают тренинг, который позволяет человеку научиться общаться в социуме и приобрести определенные навыки.

На нем специалист моделирует ситуации, в которых максимально показывается, что человек может спокойно отреагировать на любой конфликт либо же проявление агрессивности со стороны других людей.

Устраиваются ролевые игры, что позволяет с максимальной безопасностью для психики человека переживать различные стрессовые ситуации. На тренинге также учат, как переносить полученные умения и навыки в свою жизнь.

Следует понимать то, что агрессия — это эмоции, которые дети часто испытывают. Главный шаг в борьбе с ней — внимание к ребенку. Если родители хорошо знают свое дитя, то они могут предотвратить внезапные вспышки.

Если речь идет о физической агрессии – ее подавить будет проще, чем вербальную. Когда ребенок начинает выражать свои эмоции какими-либо способами, его нужно отвлечь. Можно придумать какое-то интересное занятие.

Если ребенок стал причинять вред другому, то за такое его следует наказать.

Когда малыш не понимает, что ему нужно остановиться, рекомендуется максимально доступно объяснить ему ошибку и дать наказание. При этом объект вражды надо окружить вниманием и заботой. Тогда ребенок поймет, что его поведение является проигрышным и нужного результата он не добьется.

Сначала он будет проявлять больше агрессии, отказываться убирать за собой, следовать советам и так далее, однако уже через время осознает, что подобная тактика невыгодна. Важно дать понять малышу, что несет ответственность за свои поступки, в том числе и за агрессию. После того как ребенок выполнил необходимые действия, которые были сделаны в качестве наказания, он должен быть поощрен.

Игры для агрессивных малышей

Агрессия — это явление негативного характера, которое нужно вовремя купировать. Если речь идет о ребенке со слишком импульсивным и вспыльчивым характером, то следует придумать методы, помогающие ему бороться с агрессией.

Психологи рекомендуют выбирать те упражнения, которые позволят ему понять, что не обязательно издеваться над младшими, чтобы выплеснуть эмоции. Можно заниматься с ребенком при помощи игр. Хорошим вариантом будет покупка боксерской груши, выбивание подушек, бег или занятия на игровой площадке (в секции).

Ребенку можно положить в карман бумагу, которую он будет рвать при стрессе. Именно так малыш сможет ликвидировать свои негативные эмоции и перестанет проецировать их на младших.

В качестве итога необходимо подчеркнуть все, что было написано выше. Агрессией принято считать проявление характера человека, которое может быть воспринято как в позитивном свете, так и в негативном. Подобное явление позволяет лидерам сохранять авторитет. Агрессия также дает возможность контролировать людей. Благодаря ней можно утвердиться в социуме. Однако она хороша только в меру.

На данный момент в обществе негативные эмоции проявляются довольно часто. Это влияет на развитие у маленьких детей неосознанного стремления к проявлению своих чувств в агрессивной форме. Для предотвращения негативных ситуаций нужно бороться с данным явлением.

Следует обращаться к психологу. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Это связано с тем, что легче подавить агрессию только, когда она начинает проявляться, чем уже после сформировавшегося восприятия мира.

Только благодаря проведению коррекционных мер можно предотвратить различные проблемы в обществе.

Психология человека – довольно сложное понятие, и агрессия считается негативным проявлением характера. Следует бороться с ней, чтобы не конфликтовать с миром и нормально общаться с социумом.

Источник: https://www.nastroy.net/post/agressiya—eto-ponyatie-agressii-vidyi-prichinyi-proyavleniya-diagnostika-lechenie-detey-i-vzroslyih

Ссылка на основную публикацию