Аграфия — причины, виды, диагностика, лечение аграфии

Аграфия – причины, виды, лечение и диагностика

Аграфия - причины, виды, диагностика, лечение аграфии

Существует несколько видов аграфии – расстройства письма, которое тесно связано с нарушениями речи пациента. Лечение проводится только логопедами и психиатрами, специалистами, разбирающимися в медицинских причинах данного явления. Сначала проводится диагностика, чтобы выявить степень аграфии, а потом уже назначается комплекс упражнений и процедур.

Интернет-журнал psytheater.com ставит умение писать наряду с другими сложными психическими и умственными способностями. Только человеку свойственно осваивать речь во всем его многообразии, а затем еще подключать к этому двигательную активность кистей. Письмо – это сложный навык, который требует определенной подготовки.

Чтобы что-либо написать, человек должен знать буквы алфавита, их произношение и написание. Также человек должен владеть языком, хотя бы отдельными словами.

Более сложным процесс становится, когда необходимо составлять предложения. Здесь также нужно владеть знаниями грамматики и орфографии.

Ко всему процессу подключается деятельность руки, которая подчиняется определенным областям головного мозга.

Если речь идет об аграфии, то ее зарождение начинается еще с момента усвоения устного языка. Человек может разговаривать, но с некоторыми нарушениями. Его умственные и интеллектуальные способности сохраняются. Также проблема аграфии не кроется в двигательной активности кистей. Проблема кроется в повреждениях головного мозга:

  1. Правого полушария у левшей.
  2. Левого полушария у правшей.

Аграфия подразумевает некоторое нарушение в развитии письменных навыков, когда ребенок коверкает слова, не может составлять слоги, пропускает слова и пр. Нарушается способность в письменном виде выражать свои мысли.

Аграфия не всегда является врожденной аномалией. Человек может приобрести данную патологию в середине жизни, к примеру, при повреждении сегмента задней части головного мозга. В таком случае может нарушиться функциональность движений руки либо человек просто частично потеряет навык написания текстов.

Аграфия предполагает частичную или полную неспособность человека писать тексты. У детей аграфия часто развивается на фоне:

  1. Алалии – несформированности функций речи.
  2. Поражения мозга.
  3. Речевого расстройства, что связывают с проблемами освоения речи.

У взрослых возникает на фоне афазии – речевой дисфункции.

перейти наверх

Нарушение навыка письма можно разделить на три большие категории-виды:

  1. Аграфия.
  2. Дисграфия – стойкое нарушение грамматики и орфографии во время письма, что связано с поражениями высшей ЦНС. Причинами этого становятся наследственные патологии, инфекции, травмы и болезни ЦНС, неравномерное развитие отдельных полушарий, что наблюдается во младенчестве. Дисграфия может развиться на фоне сильной увлеченности компьютером или телевизором. Дети могут быть достаточно умными и развитыми по другим предметам, однако на уровне письма они постоянно совершают многочисленные ошибки.
  3. Дизорфография.

Каждое из расстройств письма делится на виды. Аграфия бывает:

  • Амнестическая (чистая) – проявляется в виде неспособности написать нормально текст под диктовку или при сопровождении звукового аналога. Однако при списывании у человека не возникает проблем. В легкой форме может сопровождаться синдромом Герстмана (когда человек частично не ощущает своего тела). В тяжелой форме формируется зеркальный подвид написания слов.
  • Апраксическая – самостоятельное заболевание или следствие идеаторной апраксии. Человек не способен не то, что написать какие-то слова, но и вообще держать ручку. Это касается как написания под диктовку, так и при списывании.
  • Афатическая – развивается на фоне афазии (расстройство речи), при которой страдает слуховая и речевая память, фонематическая разновидность слуха.
  • Конструктивная – следствие конструктивных изменений в строении головного мозга.
  • Афферентная – неспособность распознать, какой звук на каком месте в слове располагается. Человек не способен распознавать идентичные звуки. В такой ситуации человек просто использует те буквы, которые схожи по звучанию.
  • Эфферентная – когда человек может писать буквы, однако сложности возникают при написании слогов или целых слов. Здесь в письме могут отмечаться написание отдельных букв, недописанные слова, перестановка букв, что связывают с неспособностью мозга переключаться от одной буквы к другой.

Дисграфия делится на такие виды:

  • Акустическая.
  • Оптическая – человек не способен воспринять, как пишутся буквы, поскольку нарушено его зрительное запоминание.
  • Аграмматическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Вследствие нарушения звукового синтеза и анализа.
  • Сенсорная – расстройство буквенно-звукового анализа. Возникает на фоне неспособности написать текст под диктовку, поскольку человек не способен понять и отличить звуки при их звучании. Человек способен списывать побуквенно или копировать.

Специфическая аграфия возникает при неспособности самостоятельно написать текст, что связано с  невозможностью придумать текст, спланировать его написание, а также контролировать процесс письма.

перейти наверх

Главной причиной аграфии врачи называют органическое поражение коры головного мозга, к чему могут привести следующие факторы:

  1. Травма головы.
  2. Геморрагические или ишемические формы инсульта.
  3. Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  4. Воспалительные процессы инфекционной природы.
  5. Негативное воздействие токсинов на организм и головной мозг.

Также причиной называют родовую травму, когда в младенчестве малыш не старается говорить, с годами не интересуется письмом, а в более старшем возрасте даже не может выразить свои мысли на уровне устной речи.

На формирование навыков письма влияет то, как работает головной мозг при восприятии устной речи, способен ли ребенок вообще слышать и распознавать различные звуки. Также письмо зависит от уровня развития устной речи, словарного запаса и богатства слов.

При аграфии могут наблюдаться различные поражения головного мозга:

  1. Височная доля мозга при поражении приводит к тому, что человек не способен нормально воспринимать и воспроизводить звуки.
  2. Поражение задних сегментов 2-й лобной извилины приводит к развитию чистой аграфии.
  3. При сбое работы между полушариями воспроизводится зеркальный тип аграфии, что чаще встречается у левшей или у интеллектуально отсталых пациентов.

Аграфия проявляется в частичном или полном нарушении письма, когда человек не способен написать букву, слог, целое слово, соединять буквы, составлять предложения, пропускает или переставляет в слове буквы. При этом интеллектуальные навыки и ранее развитые умения письма не нарушены.

Распознать аграфию можно по тому, что человек не способен самостоятельно писать, писать под диктовку или переписывать. Также может отмечаться зеркальное написание слов, букв и даже предложений.

перейти наверх

Только специалист может назначить лечение, которое частично или полностью поможет в выздоровлении.

Для начала проводится диагностика аграфии, что несложно, поскольку уже при рассмотрении текста, написанным самим больным, становится очевидно его заболевание.

Диагностика также проводится путем осмотра и неврологических тестов. Проводится опрос больного и его родителей, если речь идет о ребенке.

Далее нужно выявить причину заболевания. Это сделать намного сложнее, поскольку сам больной не знает, с какого момента у него возникла аграфия, если речь не идет о взрослом человеке. Так, назначается проверка работы головного мозга с целью выявления очага поражения:

  1. МРТ.
  2. КТ.
  3. Рентген.
  4. ЭХО.
  5. Электроэнцефалография.

Лечение проводится путем постановки на учет к невропатологу, который назначает курс лекарств и прописывает специальный курс по восстановлению навыков письма.

Пациент проходит как индивидуальные, так и групповые тренировки, что способствует выздоровлению.

Прежде чем скорректировать навыки письма, специалисты акцентируют внимание на устной речи, устраняют пробелы в ее развитии, чтобы затем перейти к устранению инертности и пробелов в письме.

Также пациент становится на учете у психиатра и логопеда. Логопедические занятия направлены на то, чтобы совершенствовать навыки устной речи, когда человек будет отрабатывать звуки и буквы, приучаться к их произношению и написанию.

Подключается к тренировкам ЛФК, что доказано практическими занятиями, когда физические упражнения способствуют быстрому усвоению знаний. Более того, письмо является частью физической активности.

Даже при обучении здоровых детей сначала тренировка происходит на уровне движения мелкой моторики руки. Если постоянно тренировать руку писать буквы, тогда это будет способствовать улучшению навыков.

Источник: http://PsyTheater.com/agrafiya.html

Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

Умение писать и сам процесс написания текста – это сложный, по своей сути, психологический процесс, который психологи ставят в один ряд с такой способностью человека, как речь и восприятие информации, в самопроизвольной и системной ее форме, как и к двигательные способности человека.

Под медицинским термином – аграфия медики подразумевают расстройство в самом процессе письма, обусловленное нарушениями в речи пациента, но все движения руки и кисти при этом сохранены. Интеллект, умственные способности сохранены также в полной мере, как и уже приобретенные навыки письма.

Само заболевание возникает и развивается вследствие поражения у пациента левой части коры головного мозга у правшей или же правого полушария – у левшей.

Виды расстройства — их особенности

Различают следующие виды аграфии:

  1. Чистая или же амнестическая – в этом случае у пациента случается сбой в письме, когда текст пишется под диктовку или же его пишут со звукового оригинала, а при списывании способность к письму в большей или меньшей степени сохраняется. Часто в своем течении сочетается с синдромом Герстмана, выступая его ярким симптомом, а в тяжелой форме своего течения проявляется в зеркальном написании слов. В последнем случае развивается зеркальный подвид чистой аграфии.
  2. Апраксическая форма патологии – проявляет себя как самостоятельное заболевание или же может быть проявлением идеаторной апраксии. Ребенок просто неспособен понять, как держать ручку, а последующие движения не способствуют правильному написанию букв и слов, их последовательности. Эта форма расстройства диагностируется при любом виде письма, как под устную ему диктовку, так и при самостоятельном списывании текста.
  3. Афатическая форма нарушения формируется при афазии, при которой поражена левая височная кора в строении мозга, что становится причиной проблем со слуховой и речевой памятью, а также фонематической разновидностью слуха.
  4. Конструктивная форма расстройства – развивается при конструктивной разновидности патологических изменений в головном мозгу.

Какие части мозга страдают

При поражении левой височной коры в головном мозге – развивается афатическая форма патологии, что провоцирует нарушение в слухоречевом типе памяти и поражение фонематического типа слуха.

Если нарушения диагностированы в работе задних отделов 2-й лобной извилины, расположенной в доминантном у пациента полушарии, то врачи диагностируют чистую форму аграфии, не связанную с иными патологиями и заболеваниями.

Если пациент пишет в зеркальном порядке – развивается зеркальный подвид нарушения и такую форму патологии чаще всего диагностируют у левшей, у интеллектуально отсталых пациентов, при сбое в процессе взаимодействия между полушариями мозга.

Дисграфия – частный случай аграфии

Дисграфия – это специфическое расстройство письменного вида речи, проявляющее себя в стойких ошибках и возникает в случае нарушения в области высших отделов ЦНС. Причинами патологии могут быть наследственность и болезни, травмы и инфекции ЦНС, перенесенные в младенчестве, неравномерное развитие обоих полушарий головного мозга.

Читайте также:  Детские капризы - причины, как бороться с детскими капризами

В список причин входит и иные неврологические проблемы, чрезмерное увлечение телевизором или же компьютером.

Часто возникновение дисграфии способствует развитию дислексии.

Симптоматика патологии может различаться – она зависит от первопричины развития болезни. Дети, у которых диагностирована дисграфия, – умные, с высоким уровнем интеллекта, могут успевать по другим школьным предметам, но в их тетрадях допускают очень много ошибок, путая написание таких букв как Р и З, Э и Ъ.

Где искать причину?

Основной причиной, которая провоцирует развитие аграфии, медики называют поражение коры головного мозга органической природы.

Спровоцировать данное расстройство могут также следующие факторы:

Часто причиной развития данной патологии является родовая травма – в меньшем возрасте ребенок не умеет говорить, не учится писать, в более старшем возрасте сбой в письменной речи в своем течении сочетается с неспособностью выражать свои мысли при помощи устной речи.

Также сбой в умении писать может быть и признаком развития иной патологии, течения основного заболевания, например при развитии синдрома Герстманна, — данное нарушение указывает на развитие очага поражения на грани височных и теменных долей мозга. У детей или же взрослых нарушается фонематическое восприятие информации и ее интерпретация в графические символы.

Как показывает медицинская статистика, чаще аграфией страдают дети, у которых наблюдается недоразвитость устной речи, развитие языкового, словарного запаса не достигло их возрастного уровня развития.

Дополним клиническую картину

Самым ярким проявлением заболевания является полная и необратимая потеря к способности писать. Отмечается сильное нарушение в структуре самого слова, буквы пропущены, пациент не способен соединять слоги, но интеллект остается незатронутым, а ранее выработанные навыки письма не нарушены.

Ребенок или взрослый не могут написать текст под диктовку или же просто переписать его с оригинала, проявляет себя зеркальное размещение букв, слов и целых предложений.

Постановка диагноза

Сам процесс диагностики нарушения не вызывает затруднений. В самом начале врач проводит детальный осмотр пациента, проводит неврологический осмотр, изучает пример текста пациента. На практике сложнее удается диагностировать первопричину, которая приводит к развитию данного заболевания.

В начале обследуется головной мозг и выявляется очаг поражения и, как следствие, причина нарушения. Для этого врач проводит опрос пациента и родителей, если это ребенок, далее применяется дополнительные методы неврологического исследования — МРТ или же КТ, рентгенологическое исследование черепа.

Также врачи применяют в процессе диагностирования электроэнцефалографию, ЭХО – энцефалографию.

Лечение и коррекция

Прежде всего, пациента ставят на учет у невропатолога, назначают медикаментозный курс лечения, обучают заново навыкам письма по специально разработанной программе.

В ней, прежде всего, ставится за цель преодоление инертности в звеньях, ответственных за структуру слога, выбор слов и восстановление всех языковых функций, речи – как письменной ее формы, так и устной. Со взрослым и ребенком специалисты проводят как индивидуальное, так и коллективное занятие, только так достигается положительный эффект.

Пациент стоит на контроле у психиатра и логопеда, где проходит курс психиатрии и логопедические уроки. Как пример – занятия ритмикой, которые помогут восстановить работу коры головного мозга.

ЛФК также положительно влияет на уровень умственного развития пациента, поскольку научно доказана взаимосвязь между движением, физической и двигательной активностью и умственной тренировкой той или иной, пораженной части головного мозга.

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/agrafiya.html

Аграфия

Письмо — это один из достаточно сложных психических процессов. Его относят и к речи, и к процессу восприятия (произвольному и системному), а также к двигательной сфере.

Термином «аграфия» называют расстройство письма, которое связанно с нарушениями речи, при этом движения кисти полностью сохраняются. Данное заболевание возникает как следствие поражения левого (у правшей) или правого (у левшей) полушария головного мозга.

«Чистая» (амнестическая). Затруднения, главным образом, наблюдаются при письме под диктовку и письме спонтанном. При списывании сохранность письма более или менее остается. Дети могут путать порядок букв в словах, заменяют другими (литературная параграфия).

Наиболее яркими проявлениями амнестической аграфии являются затрудненные перекодирования фонем в графемы. Ребенок не способен отыскать графему, которая соответствовала бы заданой фонеме, графический образ буквы отчуждается.

Наблюдаются грубые аграмматизмы, литеральные параграфии, пропуски в словах — букв, в предложениях — слов, пропуски знаков препинания. Может наблюдаться зеркальное письмо или его элементы.

«Чистая» аграфия часто сочетается с синдромом Герстмана (неврологическим расстройством, которое указывает на поражение мозга), и проявляется, как один из его компонентов.

Апраксическая аграфия может быть самостоятельной формой апраксии или одним из проявлений апраксии идеаторной.

При апрактической аграфии ребенок не понимает, какое положение должна занять рука перед началом письма, то есть не знает, как надо взять ручку или карандаш. А последующие двигательные акты он не способен развернуть в правильной последовательности.

Поэтому возникают искажения, неправильные соотношения в пространстве отдельных элементов букв, отдельные буквы изображаются зеркально.

При особо тяжелых формах рисунок буквы может полностью рападаться, и ребенок будет изображать лишь отдельные черточки, которые будут пересекаться друг с другом. Апраксическую аграфию можно наблюдать во всех видах письма: при списываниисамостоятельном или под диктовку. Само нарушение организации и осуществления движения затрудняют в написании букв из элементов.

Апраксическая аграфия является следствием поражений надкраевой и угловой извилин левого полушария. Но присутсвуют ситуации, когда данная форма патологии развивается при поражениях задних отделов второй лобной извилины в левой лобной доли.

Афатическая – возникает при афазии, поражена левая височная кора, это и становится причинами дефектов слухоречевой памяти и фонематического слуха.

Конструктивная аграфия — возникает при конструктивной афазии.

Наиболее ярким проявлением этого заболевания можно назвать полную потерю к способности писать. Либо может быть сильное нарушение структуры слова, пропуск букв, слогов, неумение соединять отдельные слоги в слова и буквы в слоги и др. что интересно, так это то, что интеллект у детей может быть не нарушенным, да и навыки письма выработаны, а данные проявления все же возникают.

Наиболее распространенными причинами данного заболевания считаются нарушения графической символизации и фонематического восприятия. В основном, аграфия наблюдается у детей с недоразвитой устной речью (не всегда ярко выраженной).

У таких детей языковое сознание в развитии не смогло достичь стадии целостного осознания звукового аспекта слова. Ребенок воспринимает слово исключительно со смысловой стороны. Фонема с речевой действительностью не связывается.

Как следствие, установление звуко-буквенной ассоциации утрудняется.

Диагностика аграфии не представляет затруднений. После детального неврологического осмотра врач сразу же может поставить диагноз. Куда сложнее установить причины возникновения данного заболевания. Сперва выявляют пораженный очаг головного мозга и причину этого поражения.

При этом следует подробный расспрос родителей больного. Показано использование различных методик неврологических исследований, таких как магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии, рентген черепа, электроэнцефалографии, реовазографии, ЭХО-энцефалографии.

Занимайтесь с ребенком речевыми упражнениями, старайтесь делать это как можно чаще. Следите более внимательно за тем, насколько Ваш ребенок способен к выражению собственной мысли, за порядком связывания слов, а в младшем возрасте – за развитием речи.

Добиться положительных результатов при лечении любых речевых расстройств, а в нашем случае аграфии, возможно только при комплексной и всесторонней терапии.

Она должно объединять и лечение медикаментозного характера (назначение препаратов, которые послужат улучшением процессов питания головного мозга), а также лечебную физкультуру, музыкальные занятия, логоритмику, занятия с психотерапевтом, логопедом.

Следует отметить о своевременности начатого лечения, поскольку в дальнейшем через аграфию будут возникать проблемы с обучением в школе. Если Вы заметили у своего малыша проявления аграфии, немедленно обращайтесь к специалисту, который после глубокой диагностики назначит правильное лечение.

Источник: https://nebolet.com/bolezni/agrafiya.html

Дисграфия

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.

Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.

Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения.

В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается.

При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Читайте также:  Бихевиоризм в психологии - теория, направления, представители

Классификация дисграфии

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.

Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма

1. Дисграфии:

  • 1.1. Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • 1.2. Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

2. Дизорфографии:

  • 2.1. Морфологические дизорфографии.
  • 2.2. Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка.

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет).

В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е.

у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).

Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова.

При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы.

Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии.

К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Диагностика дисграфии

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов. На первом проводится изучение и анализ письменных работ.

Для выяснения возможных причин дисграфии внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д.

Важное место при обследовании лиц с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п.

На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи.

Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте.

В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia

Аграфия — психология

Аграфия – это ограничение способности писать, зарождающееся при дисфункции речевых процессов. Аграфия может обнаруживаться в абсолютной утрате навыка или в грубом коверкании слов, пропусках букв, нарушении в слиянии слогов или букв в слове.

Зачастую нарушение написания возникает при отсутствии координационной дисфункции верхних конечностей, на фоне сохранности мыслительной деятельности. Аграфия зарождается вследствие повреждения задних сегментов лобной извилины.

У малышей аграфия является проявлением алалии (несформированность функции речи), возникающей вследствие поражения мозга.

Помимо того, рассматриваемое отклонение также отмечается у детей, имеющих речевые расстройства, обусловленные проблемами с овладением звуковым рядом слова, отклонением в звуковом разборе слов. У взрослых лиц аграфия является проявлением афазии (речевая дисфункция).

Причины аграфии

Сложносоставным процессом психики считается письмо, поскольку имеет прямое отношение к процессам психики и восприятию, а помимо этого, задействует двигательную сферу.

Аграфия что это такое? Рассматриваемое отклонение подразумевает дефект письма, обусловленный речевыми отклонениями при сохранности двигательной функции верхних конечностей. Часто встречаемыми факторами, провоцирующими рассматриваемый недуг, считаются дефекты в графической символизации и аномалии в фонематическом восприятии.

Как правило, аграфия зарождается у малышей, страдающих несформированностью устной речи, которая часто бывает не явной. Они не могут осознать целостно звуковой ряд слова. Дети воспринимают слово только со стороны смысла.

Главным фактором зарождения рассматриваемого отклонения считается поражение коры, которое вызывают ниже приведенные причины: различные опухолевые процессы, травмирование головы, мозговое кровоизлияние или ишемический инсульт, инфекционно-воспалительные процессы, токсическое отравление.

Кроме перечисленных факторов, признаки аграфии у самых маленьких обитателей планеты могут появиться вследствие родовой травмы. Различают такие вариации травмы, при которых кроха научиться говорить не может, следовательно, и писать он не способен. Другими словами, алалии сопутствует отклонение в письме.

Симптомы аграфии довольно однообразны. Прежде всего, рассматриваемый недуг проявляется отклонениями в письме, выражаемой либо в полной утрате умения, либо в нарушении строения слова, пропуске литер или слогов, неспособности соединять отдельные литеры в слоги или слова. Наряду с этим интеллектуальная функция сохранена, навыки письма сформированы.

Виды аграфий

Можно выделить такие разновидности аграфий, как сенсорная и оптическая, афферентная и эфферентная моторные отклонения.

Расстройство буквенно-звукового анализа возникает вследствие пороков фонематического слуха, что приводит к сенсорной форме недуга. Ее стержневым механизмом является аномалия акустического понимания речи, нарушение различения звуков. Главный дефект представлен распадом всех вариаций письма, но в первый черед написания на слух.

Симптомы аграфии, рассматриваемой разновидности, заключаются в абсолютной потере умения писать либо в серьезных, литеральных параграфиях, которые выражаются в замене восприятия звуков, разнящихся по акустико-артикуляционным признакам.

Афферентная моторная форма зарождается вследствие поражения нижних сегментов постцентральной извилины. При операции написания всегда принимают участие скрытые артикуляции.

По причине наличия дефектов в речевых кинестезиях при этой разновидности аграфии больные утрачивают артикуляционные грани между звуками, схожими по генезису.

Центральным проявлением является расстройство написания звуков, схожих по месту и способу их формирования.

Признаки аграфии этой разновидности представлены литеральными параграфиями, выражающимися в подмене звуков иными, при слиянии согласных возникают их пропуски, также отмечаются пропуски в середине слова целых слогов. При рассматриваемой форме недуга расстраиваются все вариации письма, кроме списывания.

Эфферентная моторная форма зарождается вследствие поражения либо отклонения в функционировании задних сегментов лобных извилин. Здесь трудности не представляет написание отдельных литер. Сложности возникают при стремлении написать целое слово или слог.

Основой этих нарушений является сбой в механизме переключения, иными словами возникает расстройство денервационных механизмов. Клиническая картина проявляется в оплошностях при письме вплоть до исчезновения навыка, персеверациях, перестановках или пропусках букв, недописании слов.

Наблюдаются сложности при формировании из отдельных литер слов.

Помимо перечисленных вариаций недуга, аграфию также классифицируют на:

— афатическую, появляющуюся при афазии по причине повреждения левого сегмента височной коры, проявляется дефектом в слухоречевой памяти и аномалиями в фонематическом слухе;

Читайте также:  Как лечить депрессию у женщин и мужчин

— чистую, то есть не обусловленную иными синдромами, возникающую вследствие повреждения задних сегментов лобной извилин главного полушария;

— конструктивную, зарождающуюся вследствие конструктивной афазии;

— апрактическую, зарождающуюся на фоне идеаторной афазии.

Специфическую разновидность аграфии составляют расстройства написания, вызванные повреждением лобных сегментов, когда страдает письмо одновременно с иными видами целенаправленных произвольных психических процессов. Здесь в большей мере наблюдаются дефекты самостоятельного активного написания из-за расстройства замысла, кодирования процесса написания и контроля над написанием букв.

Диагностика и лечение аграфии

Поскольку нарушения функции написания характеризуются яркими клиническими признаками, часто наблюдаются в совмещении с иной симптоматикой, то диагностировать рассматриваемую патологию довольно просто.

Диагноз можно определить непосредственно после проведения тщательного осмотра невропатологом. Гораздо сложнее определить этиологический фактор недуга. Прежде всего, медикам необходимо определить локализацию в мозге аномального очага.

После определения места расположения источника патологии специалисты переходят к этапу установления причины.

Процедура диагностирования начинается с подробного опроса взрослой родни больного.

Затем проводятся разнообразные неврологические исследования при помощи специфических диагностических методов, таких как: ЭХО-энцефалография (исследование структурных единиц мозга), рентгенография черепа, реовазография (исследование циркуляции крови), компьютерная (послойное изучение структуры органа) и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография.

Кроме того, особое место в успешной терапии занимает психотерапия, тренировки с логопедом (логоритмика), лечебная гимнастика, музыкальная терапия.

Фундаментом успеха при нарушениях написания являются: своевременность начала в лечении, его многоэтапность и комплексность.

Лечение аграфии также предполагает регулярные тренировки навыка написания, включающие списывание текста, диктанты. Медикаментозная терапия базируется на назначении фармакопейных средств, воздействующих на улучшение питания мозга, активизации его процессов.

Источник:

Аграфия – причины, виды, лечение и диагностика

Существует несколько видов аграфии – расстройства письма, которое тесно связано с нарушениями речи пациента. Лечение проводится только логопедами и психиатрами, специалистами, разбирающимися в медицинских причинах данного явления. Сначала проводится диагностика, чтобы выявить степень аграфии, а потом уже назначается комплекс упражнений и процедур.

Интернет-журнал psytheater.com ставит умение писать наряду с другими сложными психическими и умственными способностями. Только человеку свойственно осваивать речь во всем его многообразии, а затем еще подключать к этому двигательную активность кистей. Письмо – это сложный навык, который требует определенной подготовки.

Чтобы что-либо написать, человек должен знать буквы алфавита, их произношение и написание. Также человек должен владеть языком, хотя бы отдельными словами.

Более сложным процесс становится, когда необходимо составлять предложения. Здесь также нужно владеть знаниями грамматики и орфографии.

Ко всему процессу подключается деятельность руки, которая подчиняется определенным областям головного мозга.

  1. Правого полушария у левшей.
  2. Левого полушария у правшей.

Аграфия подразумевает некоторое нарушение в развитии письменных навыков, когда ребенок коверкает слова, не может составлять слоги, пропускает слова и пр. Нарушается способность в письменном виде выражать свои мысли.

Аграфия не всегда является врожденной аномалией. Человек может приобрести данную патологию в середине жизни, к примеру, при повреждении сегмента задней части головного мозга. В таком случае может нарушиться функциональность движений руки либо человек просто частично потеряет навык написания текстов.

Аграфия предполагает частичную или полную неспособность человека писать тексты. У детей аграфия часто развивается на фоне:

  1. Алалии – несформированности функций речи.
  2. Поражения мозга.
  3. Речевого расстройства, что связывают с проблемами освоения речи.

У взрослых возникает на фоне афазии – речевой дисфункции.

перейти наверх

Нарушение навыка письма можно разделить на три большие категории-виды:

  1. Аграфия.
  2. Дисграфия – стойкое нарушение грамматики и орфографии во время письма, что связано с поражениями высшей ЦНС. Причинами этого становятся наследственные патологии, инфекции, травмы и болезни ЦНС, неравномерное развитие отдельных полушарий, что наблюдается во младенчестве. Дисграфия может развиться на фоне сильной увлеченности компьютером или телевизором. Дети могут быть достаточно умными и развитыми по другим предметам, однако на уровне письма они постоянно совершают многочисленные ошибки.
  3. Дизорфография.

Каждое из расстройств письма делится на виды. Аграфия бывает:

  • Амнестическая (чистая) – проявляется в виде неспособности написать нормально текст под диктовку или при сопровождении звукового аналога. Однако при списывании у человека не возникает проблем. В легкой форме может сопровождаться синдромом Герстмана (когда человек частично не ощущает своего тела). В тяжелой форме формируется зеркальный подвид написания слов.
  • Апраксическая – самостоятельное заболевание или следствие идеаторной апраксии. Человек не способен не то, что написать какие-то слова, но и вообще держать ручку. Это касается как написания под диктовку, так и при списывании.
  • Афатическая – развивается на фоне афазии (расстройство речи), при которой страдает слуховая и речевая память, фонематическая разновидность слуха.
  • Конструктивная – следствие конструктивных изменений в строении головного мозга.
  • Афферентная – неспособность распознать, какой звук на каком месте в слове располагается. Человек не способен распознавать идентичные звуки. В такой ситуации человек просто использует те буквы, которые схожи по звучанию.
  • Эфферентная – когда человек может писать буквы, однако сложности возникают при написании слогов или целых слов. Здесь в письме могут отмечаться написание отдельных букв, недописанные слова, перестановка букв, что связывают с неспособностью мозга переключаться от одной буквы к другой.

Дисграфия делится на такие виды:

  • Акустическая.
  • Оптическая – человек не способен воспринять, как пишутся буквы, поскольку нарушено его зрительное запоминание.
  • Аграмматическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Вследствие нарушения звукового синтеза и анализа.
  • Сенсорная – расстройство буквенно-звукового анализа. Возникает на фоне неспособности написать текст под диктовку, поскольку человек не способен понять и отличить звуки при их звучании. Человек способен списывать побуквенно или копировать.

Специфическая аграфия возникает при неспособности самостоятельно написать текст, что связано с  невозможностью придумать текст, спланировать его написание, а также контролировать процесс письма.

перейти наверх

Главной причиной аграфии врачи называют органическое поражение коры головного мозга, к чему могут привести следующие факторы:

  1. Травма головы.
  2. Геморрагические или ишемические формы инсульта.
  3. Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  4. Воспалительные процессы инфекционной природы.
  5. Негативное воздействие токсинов на организм и головной мозг.

Также причиной называют родовую травму, когда в младенчестве малыш не старается говорить, с годами не интересуется письмом, а в более старшем возрасте даже не может выразить свои мысли на уровне устной речи.

На формирование навыков письма влияет то, как работает головной мозг при восприятии устной речи, способен ли ребенок вообще слышать и распознавать различные звуки. Также письмо зависит от уровня развития устной речи, словарного запаса и богатства слов.

При аграфии могут наблюдаться различные поражения головного мозга:

  1. Височная доля мозга при поражении приводит к тому, что человек не способен нормально воспринимать и воспроизводить звуки.
  2. Поражение задних сегментов 2-й лобной извилины приводит к развитию чистой аграфии.
  3. При сбое работы между полушариями воспроизводится зеркальный тип аграфии, что чаще встречается у левшей или у интеллектуально отсталых пациентов.

Источник: http://obu4ayka.ru/psihologiya/agrafiya-psihologiya.html

Что такое аграфия

Многие формы поражения коры головного мозга протекают с признаками аграфии. Она проявляется в виде нарушений способностей к письму или полной их утратой. Особенно ярко симптоматика аграфии выражена у взрослых и детей старшего возраста, когда патология возникает при полностью сформированной письменной речи.

Характерные проявления ↑

Функциональность кисти и пальцев не изменяется, полностью сохраняется мелкая моторика.

Человек, крепко держа в пальцах ручку или карандаш, силится вспомнить, как нужно писать и как выглядят графические знаки, или пишет с грубыми ошибками, путает буквы, пропускает слова или слоги, напрочь забывает о знаках препинания. Он вдруг может начать писать в «зеркальном» отображении.

Такое разнообразие проявлений заболевания зависит от формы аграфии, которая определяется локализацией очага поражения в определенных центрах головного мозга.

У правшей патология письма возникает при локализации очага в левом полушарии, у левшей – в правом, то есть всегда задействована доминантная сторона. Вторая лобная извилина, затылочно-теменная область (центр Экснера), граница угловой извилины и затылочной, височные извилины – вот основные точки коры, поражение которых приводит к аграфии.

Причины и формы заболевания ↑

Главная причина – это органическое поражение коры, к которому могут привести несколько факторов. Это может быть:

  • новообразование (доброкачественная или раковая опухоль);
  • травма;
  • геморрагический или ишемический инсульт;
  • токсическое воздействие отравляющих веществ;
  • воспалительные процессы, вызванные инфекционным агентом.

Родовая травма, полученная малышом, также может стать причиной аграфии.

При некоторых формах травмы ребенок не может научиться говорить и, следовательно, писать, то есть неспособность к письму сопровождает алалию, отсутствие речи или ее нарушения.

У более старших детей и взрослых нарушения письменной речи сочетаются с афазией: человек теряет способность к выражению своих мыслей с помощью устной речи.

Наиболее часто аграфия протекает не как самостоятельное заболевание, а как симптом, то есть является проявлением основной патологии. Если человек может переписать слова, но затрудняется написать что-то под диктовку или самостоятельно, то это амнестическая форма болезни.

Он забывает, как выглядит буква, и не может подобрать к звуку его графическое изображение. Эта форма аграфии – одно из проявлений синдрома Герстманна, свидетельствующего о локализации очага на границе теменной и височной доли.

Когда человек берет в руки карандаш уверенно, но неправильно, и, неестественно держа руку, начинает изображать буквы корявыми, разного размера, «зеркально» или представлять их отдельными штрихами, то это говорит об апраксической форме аграфии.

Она встречается при вовлечении в патологический процесс угловой извилины или, гораздо реже, второй лобной извилины и проявляется при всех видах письма.

При поражении левой височной доли наступает афатическая форма, которая сочетается с афазией, потерей слухоречевой памяти, способности называть предметы и действия своими именами.

Диагностика и лечение ↑

Так как нарушения письменной речи имеют яркую картину и сочетаются с другими симптомами, то диагностировать аграфию как проявление другой патологии несложно.

Врач после проведенного осмотра обязательно назначит дополнительные методы исследования. Это необходимо для выявления точной локализации очага в коре мозга.

Магнито-резонансная или компьютерная томография, ЭЭГ, рентгенография предоставят максимум информации для постановки окончательного диагноза.

Лечение установленной патологии, и нарушений письма в том числе, всегда длительное, с применением различных средств и методов. В основе лежит этиологическая терапия, зависящая от причины заболевания.

Немаловажными при лечении аграфии являются занятия с логопедом, психотерапевтом, лечебная гимнастика.

Своевременное начало терапии, ее комплексность и многоэтапность – вот основа успеха при речевых и письменных нарушениях.

Источник: http://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/chto-takoe-agrafiya.html

Ссылка на основную публикацию