Воспоминание — в психологии, значение слова, детские воспоминания

В чем ценность детских воспоминаний

Воспоминание - в психологии, значение слова, детские воспоминания

К сожалению, далеко не все хотят вспоминать свое детство. Часто оно наполнено страхами, травмами, ощущением ненужности, нехватки любви, заботы и внимания.

Ну кто же по доброй воле согласится ворошить то, что так старательно прятал многие годы и к чему точно не хочется возвращаться?

Этот вопрос встает перед теми, кто стремится научиться вспоминать свои прошлые жизни, поскольку, прежде чем перейти непосредственно к ним, нужно закончить базовый курс Института Реинкарнационики, где как раз-таки целый месяц студенты работают с воспоминаниями раннего детства.

И часто возникает сопротивление:

“У меня нет радостных воспоминаний в детстве, мне нечего там смотреть!” “В моем детстве слишком много боли и слез, зачем я буду туда окунаться? Я не хочу снова испытать это!”

“Я не помню своего детства раньше 5 лет. Вот не помню и все тут!”

И тут самое важное — решить для себя: готовы ли вы что-то изменить в себе и своей жизни или так и будете по-прежнему прятать голову в песок и отказываться от тех сокровищ, которыми обладаете, помимо травм, обид и претензий?

А сокровища, они есть у всех! Поверьте огромному опыту преподавателей Института Реинкарнационики, через которых прошли уже сотни студентов и клиентов, боящихся и сопротивляющихся.

И только доверительная и доброжелательная обстановка в пространстве “школы волшебников”, как мы ласково называем наш Институт, позволяет рано или поздно открыться и вспомнить, сколько прекрасных моментов было в вашем детстве, даже если изначально оно казалось вам семью кругами ада.

Я хочу совсем немножко приоткрыть завесу и показать, что же можно найти даже в самом безрадостном детстве.

Наверняка у каждой из вас была самая любимая игрушка! Это могла быть красивая кукла, говорящая “Мама!” и томно хлопающая синими глазами. Или мягкий плюшевый медведь, с которым было уютно и не страшно засыпать, обнявшись и уткнувшись носиком в его мохнатую щеку.

А может, это сшитая из лоскутков и старых ниток куколка, невзрачная и потрепанная, или выструганная чьими-то руками грубая деревянная фигурка, но милее которой не было ничего на свете!!!

Это могла быть даже совсем не детская игрушка, а обычный предмет: ложка, крышка от кастрюльки, крючочек или бусинка. Но вы до сих помните, как сжимали ее в ладошке и что ощущали при этом!

Вовсе не важно, какой была эта игрушка. Важно то, чем она была для вас-малышки и что вы чувствовали снова и снова, беря ее на руки, баюкая и разговаривая с ней, доверяя все свои радости и горести.

к содержанию ↑

Пушистый друг

Вы были абсолютным счастливчиком, если в вашем детстве был настоящий друг — домашнее животное, с которым вы играли вместе, гуляли или просто ухаживали за ним, наблюдали.

Кто же это был? Верный и преданный пес? Смешной озорной котенок, о проделках которого можно вспоминать бесконечно? Или раненый голубь, которого вы притащили с улицы, спасая птичью жизнь несмотря на протесты и непонимание взрослых? А может милый хомячок, так смешно набивающий свои щеки?

У нас на балконе голуби свили гнездо. Бабушка ужасно ругалась и настаивала на том, чтобы выкинуть нечистоплотных птиц. Как же яростно я защищала страшненьких синих существ без перьев с огромными кривыми клювами!

И как же сладко было ощущение победы и спасенных жизней, когда моя настойчивость пересилила бабушкину строгость!

А еще я обожала лошадей с детства. И у меня был свой конь! Я скакала на нем по полям во весь опор. Он красиво и грациозно цокал копытами. Наши дни были полны путешествий и приключений в окрестностях поселка, где я росла.

И ничего, что мой скакун был воображаемым. Для меня он был самым настоящим!

к содержанию ↑

Душевные встречи

Также согревающим душу свойством обладают воспоминания о людях, которые дарили нам ласку, заботу, внимание.

Может быть, кто-то из семьи был особенно близок вам, с кем ощущалась сильная родственная связь, кто всегда поймет, приласкает и приголубит, угостит чем-то вкусным или просто нежно улыбнется, заговорщически подмигивая.

Источник: https://reincarnationics.com/detskie-vospominanija/

Воспоминание – понятие, в психологии, детские воспоминания

У какого человека нет воспоминаний? Абсолютно у каждого человека есть прошлое, которое с ним случилось, запечатлилось в памяти, и теперь он может его воспроизводить.

Одни воспоминания человек может восстановить в памяти, а другие уходят глубоко в подсознание, порой влияя на решения и взгляды человека. Нередко этими «подсознательными» воспоминаниями являются детские образы.

О понятии воспоминаний и об их значении в психологии расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Воспоминаниями принято называть образные представления о том, что с человеком произошло. То, что человек видел в прошлом, он может восстановить в своей памяти. Однако нередко воспоминаниями являются еще и чувственные ощущения: запахи, вкусы, звуки, которые человек ощущал в определенный промежуток времени.

Следует понимать, что воспоминания человека не всегда являются подлинными, истинными.

Человеческая память обладает защитными функциями, которая может приукрашивать или видоизменять события или отношение человеку к произошедшему с целью снижения уровня психического напряжения.

Другими словами, человек может неправильно вспоминать определенные события, поскольку его психическая защита их немного видоизменила либо исказила, чтобы он не слишком страдал или боялся.

  • Воспоминания могут быть выборочными: человек не все помнит и помнит лишь, то было ему важно и ценно, на что он обратил свое внимание.
  • Воспоминания нередко формируются на основе того, как человек интерпретирует произошедшие события. Другими словами, человек вспоминает зачастую не картинки окружающего мира, а собственное отношение, внутренние переживания, эмоциональные ощущения и интерпретацию конкретной ситуации, которая с ним произошла. Если, к примеру, попросить двух человек описать одно и то же событие, в котором они принимали участие, то они опишут его разными словами. Может создаться такое ощущение, будто они говорят о разных событиях.

Прошлое есть у каждого человека.

Если вы живы, продолжаете жить и уже достигли достаточно зрелого возраста, значит, за вашими плечами остались истории, о которых вы сожалеете, которым радуетесь и некоторые из них даже хотели бы вернуть.

У всех есть свое прошлое. Способность иногда возвращаться мыслями в прошлое – естественное явление. Если вы не страдаете амнезией, тогда вы помните то, что с вами происходило.

Но вот вопрос: а что дают вам воспоминания о прошлом? Возвращаясь в те события, которые с вами уже произошли, насколько полезным является такое ваше времяпрепровождение?

Все люди вспоминают о прошлом. Но есть и те, которые большую часть времени посвящают тому, чтобы погрузиться в собственные воспоминания.

А когда они живут? Как они строят свое будущее? Логично будет сказать, что, чем больше вы вспоминаете о прошлом, тем меньше времени вы уделяете своей настоящей жизни и созданию будущего.

Соответственно, время проходит мимо вас, а ваше будущее становится похожим на настоящее, где вы только вспоминаете и вспоминаете.

В прошлом нет ничего плохого, кроме двух вещей:

  1. Оно уже прошло, то есть вы уделяете время тому, что уже не имеет смысла.
  2. Оно может быть как хорошим, так и плохим.

Мало того, что вы тратите свое время на то, что не вернуть и не имеет смысла, так вы еще можете вспоминать не о хороших событиях, а о плохих. Человек часто портит сам себе настроение только потому, что вспоминает о своем негативном опыте из прошлого. Зачем он это делает? Этот вопрос нужно задать каждому, кто возвращается воспоминания в прошлое.

Вспоминая о том, что уже с вами произошло, о чем конкретно вы вспоминаете? Хороший ли это опыт или плохой? Что полезного вам дает занятие, когда вы вспоминаете о прошлом?

Человек занимается бесполезным занятием, если ничего хорошего для себя не берет из своего прошлого опыта. Можно вспоминать о плохом, но делать выводы и видеть свои ошибки. А можно вспоминать о неприятном, при этом страдать и горевать. В каком случае возвращение к прошлому дает человеку пользу, а в каком – вред?

Если вы вспоминаете о прошлом, то пусть это будет идти вам на пользу. Если вам нечего вспомнить или вы страдаете от своих воспоминаний, то не следует заниматься тем, что только время ваше отнимает.

Что такое воспоминание?

Понятие «воспоминание» подразумевает под собой мысленное образное воспроизведение определенной картины, которая ассоциируется с конкретным временным отрезком времени. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными:

  1. Произвольные воспоминания возникают тогда, когда человек по собственной воле мысленно воспроизводит определенные картины из прошлого.
  2. Непроизвольные воспоминания возникают в голове сами по себе, зачастую им предшествуют определенные условия окружающего настоящего, которые ассоциируются или напоминают о конкретном прошлом.

Воспоминаниями называются мыслительные операции, когда из памяти достаются определенные картины, которые с человеком произошли. Зачастую человек вспоминает прошлое так, как он его воспринял – вспоминается ситуация не объективно, а субъективно, нередко в такой цветовой гамме, которую сам человек накладывает на прошлое.

Воспоминания часто не совпадают с реальными событиями, которые происходили в прошлом, что связано с субъективным отношением человека к ситуации, с его оценкой ситуации, защитными психическими механизмами, точностью воспринятых обстоятельств, от которых индивид не укрывался, и готовностью воспринимать реальность любой, а не так, как лично хочется.

Воспоминания нередко влияют на человеческую жизнь в настоящем и даже в будущем. У каждого человека есть свое прошлое. Даже у всего человечества есть прошлое, которое и приводит к тому настоящему, которое имеется сейчас. Несомненно, прошлое влияет на то, какими люди становятся в настоящем и к какому будущему они устремляются.

Но довольно часто прошлое не такое счастливое и успешное, чтобы оно подводило человека к чему-то хорошему и прекрасному в дальнейшем. Возникает вопрос: «Неужели смириться и жить, как живется?». Нет. Если вы хотите жить иначе, а не так, как может предречь вам прошлое, вы вольны взять под контроль свою жизнь и изменить ее течение.

Давление прошлого не позволяет человеку жить счастливо в настоящем времени.

Многочисленные шаблоны, правила и нормы поведения, стереотипы общества, а также собственные страхи, нереализованные желания, комплексы – все это просто уничтожает возможность счастливого существования. И если человек поддается своей «судьбе», тогда он действительно живет несчастливо, страдальчески, ничего не достигая.

Можно ли изменить прошлое? Нет, прошлое никак не изменишь. Но вот настоящее и будущее еще поддается изменению. Поэтому если вы хотите что-то изменить в своей жизни, то нужно менять не прошлое, а свое настоящее, перенаправляя течение жизни к другому будущему. Это словно вырыть новый ров, по которому потечет река уже в другом направлении, а не в том, по которому привыкла течь.

В чем заключаются изменения? Под переменами понимается то, что вы должны изменить самого себя. Вы должны проработать собственные страхи и комплексы, чтобы от них освободиться, понять, какие убеждения полезные, а какие только мешают вам жить, освободиться от стереотипности мышления, а также наметить цели, к которым вы будете идти.

Все это происходит нелегко, поэтому готовьтесь к тому, что вам захочется все бросить и вернуться в прежнее «русло». Также вас подстерегают различные трудности и ошибки, которые вы будете совершать.

Но вопрос будет заключаться не в том, сможете ли вы не делать ошибок, а в том, готовы ли вы преодолевать трудности и продолжать двигаться к своей цели, несмотря на неудачи.

Вам придется изменить себя, «переломить», стать другим. А это очень трудно. Но лишь ваше желание и упорство жить иначе не позволят прошлому давить на вас, позволят жить так, как вы того хотите. Поймите, что вы можете жить так, как вам хочется. И мир в любой момент предоставляет вам такую возможность. Но воспользуетесь ли вы своим шансом или нет – это уже решать вам.

Воспоминание – это то, что человек извлекает из своей памяти в виде образов, которые относятся к прошлому, произошедшие с ним в реальной жизни. Несмотря на то, что они могут неправильно воспроизводиться человеческим сознанием, они продолжают оставаться воспоминаниями.

перейти наверх

Детские воспоминания

Почему человек зачастую не помнит своего раннего детства? Это связано с особенностями памяти. На первом году жизни человек обычно ненадолго запоминает зрительные образы, с которыми постоянно контактирует. Однако пока они не задерживаются в сознании ребенка. Уже на втором году запоминание увеличивает свой промежуток. Ребенок на более длительный срок может все запоминать.

Начиная с 3 лет, ребенок запоминает единичные события на долгие годы, прочая информация запоминается приблизительно на один год. Запоминаются надолго обычно те ситуации, которые были эмоционально окрашены.

Воспоминания закрепляются в памяти с самого детства, только человек не имеет к ним доступа. Воспоминания становятся более длительными и доступными для воспроизведения, когда:

  1. Ребенок начинает задавать вопросы, на которые пытается найти ответы из своего прошлого опыта.
  2. Ребенок начинает создавать определенные цепочки между прошлыми событиями и настоящими ситуациями, явлениями, предметами.

Уже в дошкольном возрасте запоминание событий становится длительным, что связано с обучением, когда ребенок должен заучивать. При этом жизнь ребенка все менее становится новой, малыш уже сталкивается со знакомыми ситуациями. Повторение способствует тому, что малыш запоминает.

Прошлое человека становится неважным только тогда, когда то, что с ним происходило в прошлом, не происходит сейчас. Например, уже не имеет значения, какие оценки человек получал в школе, когда ему сейчас 30 лет. Знание об оценках в школе – лишь дополнительная информация, но она не важна, поскольку не играет никакой роли в настоящей жизни человека.

Читайте также:  Лень - причины, как побороть лень?

Прошлое человека становится важным только тогда, когда то, что с ним происходило ранее, может происходить и сейчас.

К примеру, это касается привычек: человек бросил курить, но как только он попадет в стрессовую ситуацию, он снова закурит. То, что было в прошлом, происходит или может происходить и сейчас.

А значит, это важно знать, поскольку данное знание будет не просто информацией, но и предупреждающим звоночком.

Одни говорят, что прошлое – это прошлое, о нем не нужно вспоминать. Другие говорят, что зная о прошлом, можно предсказать и будущее человека. Но верно только одно: прошлое важно лишь тогда, когда оно может проявиться в настоящем. Но если прошлое действительно не может быть повторено в настоящем, тогда оно не имеет никакого значения.

перейти наверх

Итог

У всех людей есть прошлое, которое они воспроизводят путем представления образных картинок из памяти. Это называется воспоминаниями, которые нередко бывают искаженными из-за неправильного отношения к ним, интерпретации события и даже нежелания о них вспоминать.

Однако нередко человек начинает ностальгировать по прошлому – когда он уже не видит ничего хорошего в своей настоящей жизни и скучает по прошлому бытию, которое с ним происходило.

Источник: http://PsyTheater.com/vospominanie-v-psihologii.html

Детские воспоминания формируют наш взрослый мир

Говорят, что все мы родом из детства. Именно в раннем возрасте формируются наши вкусы и привычки, и даже желания и страхи. Это приводит к тому, что, уже став взрослыми людьми, достигнув зрелости, мы продолжаем испытывать тягу к вещам, которые влекли нас в детстве. И опасаемся того, что нас тогда пугало… Комментарии дает психолог Ольга Мшанская.

— Как могут повлиять полученные в детстве впечатления на нас, уже взрослых? — говорит специалист. — По-разному. Иногда они способствуют позитивному созиданию, а иногда буквально разрушают нашу жизнь. Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций.

Толчок к творчеству.

Саше в детстве подарили строительный набор, позволяющий строить здания из игрушечных кирпичиков. Мальчик так полюбил играть с этим набором, что стал буквально бредить строительством… После школы он окончил сначала строительный техникум, а потом и архитектурный институт. Сейчас Александр работает в крупном архитекторском бюро.

Комментарий психолога:

— Подарок вызвал у мальчика интерес к строительству. Он выбрал для себя эту стезю, так как она была связана с творческим удовлетворением, с положительными эмоциями, полученными в детстве. Чтобы и впоследствии получать такие положительные эмоции, Александр избрал профессию строителя и архитектора, и как видите, преуспел в этом.

Моделирование хороших воспоминаний.

Когда Вика была маленькой, она часто гостила у бабушки, где ее детское воображение поражал большой старинный комод на гнутых ножках с резными дверцами.

После смерти бабушки комод продали, а может, выбросили на помойку… Как только Виктория начала зарабатывать приличные деньги, она потратила массу времени на то, чтобы приобрести точно такой же комод, какой был у ее бабушки.

Эта вещь казалась ей символом уюта и стабильности. В конце концов, она нашла на антикварном сайте похожий комод и купила его, хотя он стоил очень больших денег…

Комментарий психолога:

— Воссоздание мира детства может превратиться для кого-то в идею фикс.

Несмотря на всю абсурдность, мы можем держать у себя старые вещи или специально приобретать их, потому что они напоминают нам о детстве… Иногда взрослый человек охотится за какой-то определенной книгой или диском с фильмом только потому, что любил эту книгу или фильм в детстве. Или покупает старый дом-развалюху, потому что он напоминает тот, что принадлежал в далеком прошлом его семье… Ностальгические воспоминания — вещь очень сильная.

Реализация неисполненных желаний.

Рита в детстве мечтала иметь большую говорящую куклу — точно такую, какую ее подружке папа привез из-за границы… Но ее семья не имела возможности приобрести дочке такую игрушку. Прошло много лет.

Теперь Маргарита собирает кукол — причем не каких-то штучных и коллекционных, а самых обычных.

Единственное — они должны быть больших размеров и говорящими… Вся семья смеется над ее увлечением, но женщина никак не может остановиться…

Комментарий психолога:

Видео

— Если в детстве мы чего-то были лишены, то впоследствии стремимся наверстать это.

Мальчик, который ютился с родителями в коммуналке, достигнув зрелости и став обеспеченным человеком, может купить дом из двадцати комнат для себя одного или семьи из двух-трех человек… Девочка, которой запрещали есть сладкое, в зрелом возрасте может страдать от лишнего веса, так как она не может заставить себя не есть постоянно тортики и конфеты… Те, кого родители плохо одевали, могут тратить деньги на красивую, дорогую одежду и обувь… Причем траты могут быть совершенно излишними. Так срабатывает механизм психологической компенсации.

Негативный сценарий.

Родители Кости часто ругались, при этом отец обзывал мать шлюхой, кричал, что она ему изменяет… Константин вырос и женился, но никогда не доверял своей жене. Он был уверен, что она тоже будет изменять ему, как мать отцу… Между ними на этой почве постоянно происходили ссоры, и в конце концов, семья распалась.

Комментарий психолога:

— Сценарий, заложенный в детстве, очень часто воздействует на всю жизнь человека.

Костин отец внушал сыну, что все женщины шлюхи, потому тот с самого начала так отнесся к собственной жене… Дочери алкоголиков нередко тоже выходят замуж за алкоголиков, потому что этот сценарий им уже знаком… Если мать воспитывала дочь одна, внушая ей, что «все мужики — козлы», то довольно велика вероятность того, что та тоже не будет уживаться с мужчинами… По мнению Ольги Мшанской, если ваши детские ассоциации мешают нормальной, гармоничной жизни, то есть смысл начать работать над собой, обратиться к психологу. Все можно исправить, если этого захотеть.

Источник: http://www.missus.ru/articles/family/psychology/13-07-2012/memory/7254

Основы общей психологии

. . .

Частным видом воспроизведения является процесс воспоминания; частным видом представления — воспоминание в собственном смысле слова.

Представление как продукт воспроизведения — это воспроизведённый образ, всплывающий из прошлого; воспоминание — образ, отнесённый к прошлому. Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания.

Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознаёт его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведённого образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.

Воспоминание — это представление, отнесённое к более или менее точно определённому моменту в истории нашей жизни.

Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчуждёнными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни.

Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфически человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминание о своём прошлом.

Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс её развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания.

Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до её распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти и притом именно этого «исторического» её аспекта: известные периоды жизни выпадают из памяти, утрачиваются для личного сознания.

Локализация наших воспоминаний, располагающая события нашего прошлого в определённом месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления.

Попытка считать наши воспоминания продуктом реконструкции прошлого, совершающейся посредством одних лишь умозаключений, по существу совершенно тожественной с реконструкцией хода исторических событий, свидетелем которых мы не были (М. Гальбвакс), явно несостоятельна.

Но бесспорно, что процесс локализации наших воспоминаний включает в себя умозаключения и является опосредованным процессом. Целый ряд воспоминаний мы локализуем посредством заключений об объективной последовательности событий на основании причинных зависимостей между ними.

Без таких умозаключений порядок наших воспоминаний и интервалы между событиями, к которым они относятся, не были бы сколько-нибудь однозначно определимы.

Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь. Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего ближайшего окружения. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни.

Эти события датированы независимо от наших личных воспоминаний. Но, исходя из них, мы можем локализовать наши воспоминания благодаря тому, что события нашей личной жизни постоянно сплетались с событиями коллективной жизни и по мере их переживания включались в рамки социальной жизни.

Внутри этих социальных рамок мы и осуществляем локализацию наших воспоминаний, пользуясь некоторыми особенно памятными моментами для восстановления наших воспоминаний.

Чем более наша жизнь включена в общественную, тем более благоприятны условия для восстановления наших воспоминаний и их локализации посредством косвенных умозаключений.

В нашей «исторической» памяти, воспроизводящей наше прошлое, особенно отчётливо выявляется значение для формирования памяти требований, предъявляемых к человеку социальными отношениями, в которые он вступает.

Необходимость действовать в дальнейшем в соответствии с характером обязательств к другим людям влечёт за собой необходимость сохранять воспоминание о прошлом. Участие в общественной жизни требует сохранения и уточнения воспоминаний, и оно же даёт для этого опорные точки.

Мы должны помнить наше прошлое, поскольку оно связано с другими людьми, и именно это участие в коллективной жизни связывает события нашей индивидуальной жизни с событиями коллективного опыта; это даёт возможность восстановить первые, исходя из вторых.

И на памяти человека, следовательно, сказывается то, что он — общественное существо, включённое в общественную жизнь.

Значение социальной жизни для восстановления воспоминаний, освещающих историю нашей жизни, особенно отметили представители французской социологической школы Э. Дюркгейма.

М. Гальбвакс посвятил специальное исследование (см. M. Halbwachs, Les cadres sociaux de la memoire. Paris, 1925) обоснованию того положения, что процесс воспоминания совершается на основе «социальных рамок», в которых протекает наша жизнь. Гальбвакс исходит из идеалистической концепции Э.

Дюркгейма, признающего реальное существование коллективного духа социальной группы.

Основной порок работ Гальбвакса заключается в том, что, говоря о социальной природе памяти, он предполагает существование памяти у социальной группы; утверждение о социальной природе памяти у человека превращается у него в отожествление её с памятью общественной группы.

Психология памяти, развитая М. Гальбваксом, представляет собой не что иное, как частную реализацию в учении о памяти характерного для французской социологической школы Э. Дюркгейма сведЕния психологии к идеологии и растворения идеологии в психологии.

С этой общей позицией Гальбвакса связано и то, что он отожествляет воспоминание личного прошлого с процессом восстановления исторического прошлого, свидетелем которого мы не были (см. выше). Более осторожен в этом отношении в своих выводах Э.

Бартлетт, который тоже подчёркивает социальный характер человеческой памяти, но ограничивает этот тезис признанием социальной обусловленности памяти индивида, воздерживаясь от признания «коллективной» памяти в духе Гальбвакса.

У нас в СССР вопрос о памяти в социально-историческом плане ставился Л. С. Выготским, А. Р. Лурией и А. Н. Леонтьевым. Л. С. Выготский и А. Р. Лурия (как и П. Жане) особенно подчеркнули связь памяти в её историческом развитии с письменностью.

Источник: http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl56.shtm

Почему исчезают детские воспоминания | Милосердие.ru

Фото с сайта sott.net

Мое первое воспоминание – день рождения брата: 14 ноября 1991 года. Я помню, как отец вез бабушку, дедушку и меня в больницу в Хайленд парке в Иллинойсе. Мы ехали туда, чтобы увидеть новорожденного брата.

Я помню, как меня привели в палату, где лежала мама, и как я подошел, чтобы заглянуть в люльку. Но лучше всего я запомнил, какая программа шла тогда по телевизору. Это были последние две минуты мультфильма «Паровозик Томас и его друзья». Я даже помню, какая была серия.

В сентиментальные моменты жизни я чувствую, что запомнил рождение брата, потому что это было первое событие, заслуживающее, чтобы о нем помнили. Возможно, в этом есть доля правды: исследование в области ранней памяти демонстрируют, что воспоминания часто начинаются со значимых событий, и рождение брата – классический пример.

Но дело не только в важности момента: первые воспоминания большинства людей относятся к возрасту около 3,5 лет. На момент рождения брата мне было как раз столько.

Когда я говорю о первом воспоминании, конечно же, я имею в виду первое осознанное воспоминание.

«Мы привыкли думать, что причина, по которой у нас отсутствуют ранние воспоминания, в том, что у детей нет системы памяти, или они просто все очень быстро забывают, но это оказалось неправдой, – говорит Петерсон. – У детей хорошая память, но сохранятся ли воспоминания, зависит от нескольких факторов».

Два наиболее значимых, как объясняет Петерсон, это подкрепление воспоминаний эмоциями и их связность. То есть наделены ли истории, которые всплывают в нашей памяти, смыслом. Конечно, мы можем помнить и не только события, но именно события чаще всего становятся основой для наших первых воспоминаний.

В самом деле, когда я спросил специалиста в области психологии развития Стивена Резника о причинах детской «амнезии», он не согласился с употребленным мной термином. По его мнению, это устаревший взгляд на вещи.

Резник, который работает в University of North Carolina-Chapel Hill, напомнил, что вскоре после рождения младенцы начинают запоминать лица и реагировать на знакомых людей. Это результат работы так называемой опознающей памяти.

Способность понимать слова и учиться говорить зависит от оперативной памяти, которая формируется, примерно, к шести месяцам.

Читайте также:  Малодушие - что это такое и как с ним бороться

Более сложные формы памяти развиваются к третьему году жизни: например, смысловая память, которая позволяет запоминать абстрактные понятия.

«Когда люди говорят, что младенцы ничего не помнят, они имеют в виду событийную память», – объясняет Резник. В то время как наша способность помнить события, произошедшие с нами, зависит от более сложной «ментальной инфраструктуры», чем другие виды памяти.

Здесь очень важен контекст. Чтобы запомнить событие, ребенку нужен целый набор понятий. Так, чтобы запомнить день рождение брата, я должен был знать, что такое «больница», «брат», «люлька» и даже «Паровозик Томас и его друзья».

Более того, чтобы это воспоминание не забылось, оно должно было сохраниться в моей памяти в том же языковом коде, который я использую сейчас, будучи взрослым человеком. То есть у меня могли быть и более ранние воспоминания, но сформированные зачаточными, доречевыми способами. Однако по мере овладения языком мозг развивался, и эти ранние воспоминания стали недоступны. И так с каждым из нас.

Моя семья эмигрировала в Америку из Англии в июне 1991 года, но у меня не сохранились никакие воспоминания о Честере – городе моего рождения. Я рос, узнавая об Англии из телепрограмм, а также кулинарных привычек, акцента и языка родителей. Я знал Англию как культуру, но не как место или родину…

Однажды чтобы удостовериться в подлинности моего первого воспоминания, я позвонил отцу расспросить о деталях. Я опасался, что выдумал приезд бабушки и дедушки, но оказалось, они действительно прилетали повидать новорожденного внука.

Отец сказал, что брат родился ранним вечером, а не ночью, но принимая во внимание, что это была зима, и темнело рано, я мог принять вечер за ночь. Он также подтвердил, что в палате были люлька и телевизор, но сомневался в одной важной детали – в том, что по телевизору шел «Паровозик Томас и его друзья»».

Правда, в данном случае можно сказать, что эта деталь закономерно врезалась в память трехлетнего ребенка и выпала из воспоминаний отца новорожденного. Было бы весьма странно добавить такой факт спустя годы. Ложные воспоминания действительно существуют, но их конструирование начинается гораздо позже в жизни.

В исследованиях, которые провела Петерсон, маленьким детям рассказывали о якобы произошедших в их жизни событиях, но почти все отделили реальность от выдумки.

Причина, по которой дети более старшего возраста и взрослые начинают латать дыры в своих воспоминаниях выдуманными деталями, как объясняет Петерсон, заключается в том, что память конструируется нашим мозгом, а не просто представляет череду воспоминаний.

Память помогает нам познавать мир, но для этого нужны цельные, а не обрывочные воспоминания.

У меня есть воспоминание о событии, которое хронологически предшествует рождению брата. Я туманно вижу себя сидящим между родителями в самолете, летящим в Америку. Но это не воспоминание от первого лица, в отличие от моего воспоминания о посещении больницы.

Скорее, это «ментальный снимок» со стороны, сделанный, а лучше сказать сконструированный, моим мозгом. Но интересно, что мой мозг упустил важную деталь: в моем воспоминании мама не беременна, хотя на тот момент живот уже должен был быть заметен.

Примечательно, что не только истории, которые конструирует наш мозг, меняют наши воспоминания, но и наоборот. В 2012 году я полетел в Англию, чтобы увидеть город, в котором родился. Проведя в Честере меньше дня, я чувствовал, что город был удивительно знаком мне. Это ощущение было неуловимым, но безошибочным. Я был дома!

Было ли так потому, что Честер в моем взрослом сознании занимал важное место как город рождения, или же эти чувства были спровоцированы реальными доречевыми воспоминаниями?

По мнению Резника, вероятно последнее, так как опознающая память наиболее устойчива. В моем случае, «воспоминания» о городе рождения, которые я сформировал в младенческом возрасте, вполне могли сохраняться все эти годы, пусть и смутными.

Когда люди в Честере спрашивали меня, что делает одинокий американец в маленьком английском городе, я отвечал: «Вообще-то я отсюда родом».

Впервые в жизни я почувствовал, что ничего внутри не сопротивлялось этим словам. Теперь я уже не помню, шутил ли вслед: «А что, по моему акценту не заметно?» Но со временем, я думаю, эта деталь может стать частью моего воспоминания. Ведь так история выглядит интереснее.

Источник:

Why Childhood Memories Disappear

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pochemu-ischezayut-detskie-vospominaniya/

воспоминание — это… Что такое воспоминание?

  • Воспоминание — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * …   Сводная энциклопедия афоризмов
  • ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ, воспоминания, ср. 1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого. Воспоминание о детстве. Воспоминание детства. Старики живут воспоминаниями. Приятное воспоминание. 2. только мн. Род литературного произведения,… …   Толковый словарь Ушакова
  • воспоминание — бледное (Бальмонт); смутное (Каренин); туманное (Бальмонт); услужливое (Пушкин) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913. воспоминание О степени… …   Словарь эпитетов
  • ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ, я, ср. 1. Мысленное воспроизведение чего н. сохранившегося в памяти. В. детства. Осталось одно в. от чего н. (ничего не осталось; шутл.). 2. мн. Записки или рассказы о прошлом. Литературные воспоминания. Вечер воспоминаний. Толковый …   Толковый словарь Ожегова
  • ВОСПОМИНАНИЕ — непроизвольно возникшее или произвольно вызванное вновь содержание сознания, которое более или менее сходно с первоначальным переживанием или кажется сходным ( достоверность воспоминания и его заблуждения). Способность к точному воспроизведению,… …   Философская энциклопедия
  • воспоминание — сущ., кол во синонимов: 3 • мемуар (1) • памятование (2) • помин (8) Словарь синонимов ASIS …   Словарь синонимов
  • ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ. Извлечение из долговременной памяти какого л. материала, усвоенного ранее. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным (когда образы спонтанно возникают в сознании). Реконструкция, или восстановление, прошлого опыта… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • ВОСПОМИНАНИЕ — ВОСПОМИНАНИЕ, один из процессов памяти, сводящийся к воспроизведению прежнего опыта, оживлению оставленных прежними раздражениями следов. В основе памяти, как думают некоторые авторы, лежит пластичность живой материи; каждое раздражение оставляет …   Большая медицинская энциклопедия
  • Воспоминание — 1. мысленный образ (объекта, идеи, умозаключений), намеренно извлекаемый или спонтанно появляющийся в сознании из хранилищ памяти. Обычно воспоминания локализуются в пространстве и во времени, к которым они относятся, и связаны с тем или иным… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • воспоминание — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? воспоминания, чему? воспоминанию, (вижу) что? воспоминание, чем? воспоминанием, о чём? о воспоминании; мн. что? воспоминания, (нет) чего? воспоминаний, чему? воспоминаниям, (вижу) что? воспоминания,… …   Толковый словарь Дмитриева

Источник: https://psychology.academic.ru/349/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Почему мы теряем детские воспоминания?

В моменты сентиментальности я привык говорить, что рождение брата стало моим первым воспоминанием, потому что это было первое событие в моей жизни, стоившее того, чтобы его запомнить.

В этом есть доля правды: исследования показывают, что формирование и удержание наших самых ранних воспоминаний часто начинается с важных личных событий, и рождение братика или сестренки — хрестоматийный пример. Но также имеет значение время.

Первые воспоминания большинства людей относятся к возрасту 3,5 лет, именно столько мне было во время поездки в роддом.

Говоря о своем первом воспоминании, я подразумеваю первое сохранившееся воспоминание. Эту тему исследует профессор психологии Кэрол Петерсон из университета Ньюфаундленда.

Как доказывают ее работы, маленькие дети помнят окружающий мир с 20-го месяца своей жизни, но к 4-7 летнему возрасту эти воспоминания тускнеют и исчезают.

«Мы привыкли думать, что отсутствие ранних воспоминаний —следствие неразвитой системы памяти у младенца, однако это неверно, — говорит Петерсон.

— У детей очень хорошая память, но то, задержатся ли в ней надолго те или иные вещи, зависит от нескольких факторов».

Два важнейших — эмоциональная составляющая и то, насколько история когерентна, то есть логически укладывается в формирующуюся у нас позже картину мира.

Воспоминания, соответствующие этим критериям, обычно и задерживаются в голове вплоть до зрелости. Обычно, но не всегда. О причинах детской амнезии я спросил у психолога Стивена Резника, специалиста по вопросам развития человека из университета Северной Каролины.

По его словам, термин амнезии не вполне корректен в этом случае.

Вскоре после рождения ребенок начинает распознавать конкретные лица и реагировать соответствующе, когда они снова появляются (так дети отличают маму от всех остальных людей и забывают папу, когда он отправляется в длительную командировку). Это «распознающая память».

Способность понимать слова и учиться языку зависит от «рабочей памяти», которая начинает проявляться в шесть месяцев. К двум годам подключаются более сложные формы памяти, такие как «семантическая память», которая позволяет усваивать концепции и формировать общие знания о мире.

«Когда люди приписывают младенцам амнезию, они имеют в виду то, что называется эпизодической памятью», — объясняет Резник.

Наша способность запоминать события, которые случились с нами, основывается на более сложной умственной инфраструктуре, чем остальные типы памяти. Контекст здесь первостепенен.

Чтобы сформировать такие воспоминания, нужно их осмыслить, а это возможно лишь тогда, когда существует понимание концепций.

Воспоминание о пополнении моей семьи появилось благодаря тому, что я уже знал такие концепты как «больница», «брат», «койка» и даже «шоу паровозика Томаса».

Более того, чтобы этот момент остался доступным для меня-взрослого, он должен был быть зафиксирован в тех же лингвистических терминах, которые я использую для взрослых воспоминаний. Более ранние события оказались недоступными из-за того, что мой мозг перестроился в процессе изучения языка (так произошло и с вами).

Что мы теряем, когда закрывается доступ к самым ранним событиям, зафиксированным нами в младенчестве? Я потерял целую страну — наша семья эмигрировала из Англии в июне 1991-го, и в моей голове не осталось ничего о Честере, моей малой родине. Я рос, узнавая Англию из телешоу и этикеток на импортной еде, из акцента и фразеологизмов родителей; я знаю Англию как культуру, но не как место, не как родину.

Мои родители мало говорили о Честере, частично потому, что для них это было просто место, куда они перехали, когда решили завести детей (их собственное детство прошло в Манчестере), и частично из-за эмигрантского стремления ассимилироваться в Америке. После того, как мы осели на территории северо-восточных штатов, мой отец с его эталонным британским английским выработал для себя новый стандарт, отвечая на вопрос, откуда он: «Нью-Джерси. Разве по моему акценту не слышно?».

Чтобы узнать, насколько точным оказалось мое первое воспоминание, я позвонил отцу. Я беспокоился, не выдумал ли я подробностнй этого дня.

Отец сказал, что брат родился ранним вечером, а не ночью, как я думал (но учитывая, что солнце над больницей в тот день зашло в 16:31, мы оба были правы).

Он также подтвердил детали о детской койке и телевизоре, относительно Тома отец не заспомнил, но мы оба согласились, что трехлетний мальчик явно лучше замечал все, что касается мультиков, чем нежели взволнованный родами мужчина.

Странность детали про паровозик прибавляет истории правдивости — вряд ли в более старшем возрасте мне понадобилось бы домысливать ее.

Ложные воспоминания существуют, но они начинают генерироваться гораздо позже.

Петерсон провела эксперимент, в ходе которого пытался обвести вокруг пальца ряд малышей, заставляя их припомнить несуществующие события — большинство не повелись.

Что же касается причин, по которым старшие дети и взрослые начинают заполнять пробелы никогда не происходившими событиями, психолог указывает, что память — это фундаментальная когнитивная активность, которую мы используем для того, чтобы понять мир, и это понимание часто требует более полного нарратива, чем могут предоставить наши настоящие воспоминания.

По мере того, как человек взрослеет, ему становится все проще объединять реальные воспоминания с другими когнитивными сигналами — всем тем, что было получено из книг, телепередач, кино и непосредственного общения. Резник рассказал мне об отчетливом воспоминании, как он с сестрой едет сначала в игрушечном вагончике, а потом на тракторе.

Проблема в том, что он не вспоминал, как ехал, а мысленно видел себя едущим. Отгадка нашлась в старой фотографии, на которой запечатлены они с сестрой в этом самом детском транспорте. Резник забыл, что видел снимок, но его содержание отложилось и трансформировалось в ясное воспоминание о том, чего он на самом деле не запомнил.

После этого рассказа я начал думать о той единственной картинке в своей голове, которая могла предшествовать рождению брата. Это был смутный образ меня крошечного, сидящего между родителями, в кресле самолета, летящего в Америку.

Отец подтвердил, что такое было, но меня смущало, что это не было переживанием от первого лица, скорее видением нас троих с перспективы оси салона.

Кроме того, не хватало существенной детали: в тот момент моя мать была на четвертом месяце беременности, и папа заверил, что не заметить живот было нельзя, хотя мама это гневно отрицала. Моя память, если это все же была она, оказалась чрезмерно вежливой.

Истории, которые рассказывают о себе взрослые, могут переиначить их воспоминания, но с другой стороны, воспоминания, даже давно забытые, могут влиять на них.

В 2012-м я проведывал брата, который тогда учился в лондонском колледже, и заехал на запад Англии, чтобы впервые (на моей памяти) увидеть место, где родился.

Я провел в Честере всего один день, но успел ощутить нечто правильное в этом маленьком городке. Чувство было смутным, но несомненным: я дома.

Мой ли это ум наложил фильтр осознанной важности на это место, или ощущение вызвали реальные воспоминания, которые остались где-то в заповедных уголках мозга? Резник склоняется ко второму: та самая «распознающая память», которая помогала мне узнавать маму из колыбели, вполне могла узнать и город, по улицам которого я гулял, лежа в коляске.

Распознавание — доминирующая функция, ее плоды и могли сохраняться 20-30 лет спустя.

Когда честерцы спрашивали, что я, одиноко бродящий американец, делаю в их городе, я отвечал: «Вообще-то я отсюда».

Впервые в жизни эта фраза для меня была полностью правдивой, без уточнений о ранней эмиграции в Нью-Джерси, где я вырос.

Не помню, пытался ли я повторить папино «А что, по моему акценту не слышно?», но дайте мне пару десятилетий, и я с уверенностью это вспомню — уже слишком хорошая получится история.

Хотите написать что-то интересное в «Нож», но у вас мало опыта? Присоединяйтесь к нашему Клубу!

Источник: https://knife.media/flashbacks/

Почему воспоминания раннего детства не сохраняются

Мало кто способен вспомнить празднование своего первого дня рождения или же другие события раннего детства. Хотя и первые переживания имеют большое значение при развитии психики человека, в памяти они не сохраняются.

Это явление известно под названием «детская амнезия». Хотя уже двух- или трехлетний ребенок хорошо помнит, что происходило с ним несколько месяцев назад, через год эти воспоминания поблекнут, а затем исчезнут вовсе.

Читайте также:  Причины развода - статистика, что указать в исковом заявлении

Многие детские психологи считают, что наплыв новой информации в мозг ребенка настолько интенсивен, что старые воспоминания попросту вытесняются «на обочину» памяти.

В одном исследовании было показано, что дети трех лет хорошо помнят все, что с ними происходило за последний год. Эта информация хорошо сохраняется в памяти даже у семилетних: опрашиваемые дети восстанавливали на 72% события, описанные ими четыре года назад.

Однако уже через год воспоминания детства стирались; дети могли вспомнить лишь на 35% то, о чем рассказывали в трехлетнем возрасте. 

Эта перемена, по мнению специалистов по детской психологии, связана с изменением способа запоминания новой информации. Начиная с семи лет, дети запоминают события линейно, т. е. как они развивались в пространстве и времени.

Потребность запоминания событий и каталогизирования их соответственно личному графику своей жизни может вызвать стирание ранней памяти, которая хранится в мозгу в хаотическом виде.

©Flickr/george ruizc

У младенцев память формируется иначе

Младенцы обладают как семантической, так и эпизодической памятью. Семантическая память образуется при обработке информации, полученной не из личного опыта (названия цветов, исторические даты и события и т. д.). Эпизодическая же память, наоборот, опирается исключительно на личный опыт (первый день в школе; авария, увиденная своими глазами).

С течением времени, эпизодическая память может стать семантической. Так, например, человек забывает, что он впервые узнал о собаке, играя со своей собственной; он просто знает, что собой представляет собака.  

Ученые считают, что причиной того, что мы не способны вспомнить события из раннего детства, связаны с тем, как именно хранятся и вызываются воспоминания. Как семантическая, так и эпизодическая память, хранятся в различных частях коры головного мозга. Только к 3-4 годам гиппокамп объединяет все эти разбросанные островки информации в единую сеть.  

С помощью этой сети дети и взрослые могут быстро получить доступ к хранящейся в их памяти информации. Статья 2014 года в журнале Science пролила новый свет на явление детской амнезии.

Авторы статьи рассмотрели вопрос постоянного формирования новых клеток в младенческом мозгу. Нейрогенез, процесс роста новых нейронов, не прекращается на протяжении всей жизни любого млекопитающего.

Однако у младенцев нейроны возникают на повышенной скорости, причем именно в гиппокампе, центральном управляющем органе памяти.

Специалисты провели ряд экспериментов на подопытных грызунах. Они предположили, что повышенное производство новых нейронов в гиппокампе создает помехи при доступе к памяти.

Действительно, когда ученые с помощью лекарственных препаратов замедлили нейрогенез у грызунов, память у последних улучшилась. Ускорение роста нейронов привело к обратному эффекту.

У всех ли теряется детская память?

Несмотря на все исследования вокруг детской амнезии, все еще остается неясным, когда именно теряются младенческие воспоминания. Некоторые взрослые люди все же хорошо помнят все, что происходило с ними в возрасте 2-3 лет.

Была высказана интересная гипотеза о том, что сохранение детской памяти связано с амбидекстрией. В статье, опубликованной в журнале Neuropsychology, выдвигается предположение о том, что люди, которые пользуются одинаково хорошо как правой, так и левой рукой (амбидекстры), помнят младенческие переживания лучше правшей.

Ученые попросили 100 студентов-испытуемых, среди которых были амбидекстры и правши, написать о двух событиях из самого раннего детства. Одно из них должно было сохраниться в их собственной памяти, а о втором они должны были знать исключительно по словам родителей или других очевидцев. 

Оказалось, что амбидекстры вспоминали эпизоды из значительно более раннего детства, нежели правши. Более того, воспоминания со слов родителей (семантическая память) у них оказывались также из более ранних периодов жизни. 

Исследователи считают, что сохранение детской памяти у амбидекстров связано с тем, что коммуникационные связи между правым и левым полушариями у них развиты значительно сильнее, нежели у правшей. 

©depositphotos.ru

Источник: https://naked-science.ru/article/nakedscience/why-cant-we-remember-being-babies

Проблема детских воспоминаний: куда и почему они уходят — Моноклер

Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать. Или вот ещё: кладики.

Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.

Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.

Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни. Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?

© Gerard DuBois

Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов — «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:

В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.

А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний.

В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало.

В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными.

Читайте также Ложные воспоминания: можно ли быть уверенным в том, что случилось вчера

Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии.

Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Один эксперимент за другим показывали, что воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями. В возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день; в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели; в возрасте двух лет — в течение года.

А в историческом исследовании (1) 1991-го года  учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого. Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний.

Очередной эксперимент (2) 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.

Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.

Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, — в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте.

Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии.

В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).

Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, — наш мозг. С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.

Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться. С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» — чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).

Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену.

В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны к распадаться во время взросления.

© Gerard DuBois

А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте» (3), демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми.

Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти она ухудшилась после жизни в клетке с колесом.

Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу — процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти.

Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов.

В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания. Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответствен за детскую амнезию.

Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток.

Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях.

Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.

Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками.

Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение.

Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые — скорее, они присоединяются к уже существующей схеме.

Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде. Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.

Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам — некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы.

Это подтверждает исследование Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием.

© Gerard DuBois

В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, рассказанных родственниками.

Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией — о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом.

И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.

Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:

Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды.

Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня —  все те кладики детства, которые остаются с нами до конца.

Обложка: Wikipedia, «Smythe’s Accordion Center»

Источник: https://monocler.ru/kuda-uhodit-nasha-detskaya-pamyat/

Ссылка на основную публикацию