Целеполагание – система, процесс и технология целеполагания

Урок 2. Целеполагание

Целеполагание - система, процесс и технология целеполагания

Как известно, любое действие человека непосредственно связано с тем, что он затрачивает определённое количество времени на его совершение.

И если информация из первого урока научит вас определять и фиксировать свои временные затраты и разбираться в структуре распределения временного ресурса, то знания, которые вы получите отсюда, помогут вам научиться отделять то, на что нужно тратить своё время, от того, на что не нужно.

Здесь речь пойдёт о процессе целеполагания: вы научитесь определять свои истинные цели и второстепенные задачи, а значит, сможете делать то, что позволит вам исключить бесполезную трату времени, и даже ваши минимальные усилия будут приносить вам максимальные результаты.

Содержание

Понятие целеполагания

Принципиальным вопросом после анализа собственных временных трат становится вопрос «Как изменить сложившуюся ситуацию?» Это трудно сделать без размышлений, ведь если мы потратили на что-то своё время, то это значит, что в тот момент мы представляли это дело как важное, нужное — а что делать с таким представлением, не всегда понятно.

Научиться принимать решения относительно необходимости какого-либо дела — значит, соотносить его возможный результат с тем, что вы на самом деле хотите достичь, т.е. с вашей целью. Википедия даёт такое определение цели:

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Ещё одно определение гласит: цель — это мысленная модель желаемого результата, идеальный образ будущего.

Если мы знаем, чего хотим достичь в результате, гораздо легче отсеивать среди ежедневных дел ненужные — стоит просто задать вопрос «поможет ли мне это в достижении цели?».

Хорошо поставленная цель мотивирует, упорядочивает мысли, упрощает решения и, в конечном счёте, приводит к значительному росту эффективности.

Как сделать так, чтобы цель была хорошо поставлена? Нужно помнить, что она никогда не появляется сама по себе, а является результатом процесса целеполагания — сознательного либо нет. Целеполаганию можно дать такое определение: это процесс выбора одной или нескольких целей с установлением определённых к ним требований (например, параметров отклонений).

Психологическую структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:

Как мы видим из представленной схемы, процесс целеполагания и выполнения любого дела может быть осознанным либо неосознанным. Попробуем разобраться, как именно это влияет на вашу продуктивность.

В основе любой человеческой деятельности лежит определённая потребность, проблема либо возможность, которые покоятся на фундаменте определённых жизненных ценностей (мета-целей) личности. Потребности и проблемы могут не осознаваться, в то время как возможности должны быть предварительно замечены.

Все они ведут к возникновению определённого мотива — вопреки распространённому определению («мотив есть осознанная потребность»), он не обязательно осознаётся человеком.

Словарь практического психолога даёт такую характеристику: «Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа». Отдельно можно говорить о существовании мотивировок — сознательных доводов в пользу того или иного мотива.

О целеполагании как таковом можно говорить в том случае, если человек специально пытается осознать свою цель, проанализировав имеющиеся у него потребности, проблемы или возможности, а затем представив идеальный образ желаемого будущего. В этом случае далее запускается процесс планирования достижения цели, а также конкретные действия.

На рисунке выше хорошо видно, что отсутствие осознаваемой цели приводит к отсутствию этапа планирования, соответственно, поиск ресурсов для достижения неявной цели и соответствующие действия совершаются хаотично. Конечно, этот процесс не позволяет никак контролировать итоговый результат, а усилия, потраченные таким образом, будут напрасными.

Наша задача — сделать этот процесс управляемым, а значит, изучить возможные способы целеполагания.

Упражнение 2.1

Из предложенного списка выберите, пожалуйста, от 5 до 7 ключевых ценностей вашей жизни. Если предложенного списка недостаточно, то придумайте свои.

Упражнение 2.2

Составьте иерархию ваших ценностей. Подумайте, какие из них могут вступить в конфликт друг с другом и как вы его разрешите.

Способы целеполагания

Существуют следующие основные способы целеполагания:

Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения.

Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека.

Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

«Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать.

В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы.

Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели.

Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).

Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать.

Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И.

Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму.

Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга.

Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим.

Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым.

Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание.

Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

Методы постановки целей

3.1. SMART

Но не стоит забывать, что цель должна быть максимально точна не только в том, что касается вашего внутреннего восприятия желаемого.

Вы совершенно точно должны представлять пути достижения цели, использовать для этого в планировании совершенно конкретные инструменты и искать специфичные ресурсы, и, самое главное, — успеть это сделать в срок (мы же всё-таки говорим про тайм-менеджмент, правда?).

Именно для этого была разработана система постановки целей SMART. Своему названию она обязана мнемоническому правилу, объединившему первые буквы англоязычного названия критериев качества цели. Среди них следующие:

  • Specific (конкретная) — цель должна быть конкретной, т.е. должна указывать на то, что именно необходимо достигнуть;
  • Measurable (измеримая) — содержит указание на то, как измеряется результат. Если цель количественная, то необходимо указать целевую цифру («продажи на 5% больше», «купить iPhone 5S менее чем за 15000 рублей» и т.п.), если качественная — установить эталон («автомобиль не хуже S-класса», «такие же часы, как у Стаса Михайлова»);
  • Achievable (достижимая) — поставленная цель должна быть реальной; кроме того, должен быть понятен механизм её достижения и он также должен быть реален;
  • Relevant (релевантная, актуальная) — необходимо понимать, что выполнение цели актуально и действительно необходимого для достижения желаемого;
  • Time-bound (ограниченная во времени) — цель должна иметь чётко определённые границы времени её достижения.

Подробнее про SMART-целеполагание вы может прочесть в статье в нашем блоге.

Алгоритм постановки SMART-целей выглядит таким образом:

  1. максимальное уточнение результатов (S);
  2. обоснование цели как необходимой, релевантной (R);
  3. прогнозирование и оценка степени достижимости цели (A);
  4. выбор критериев оценки цели и целевых показателей (M);
  5. для максимально уточнённой цели выбирается срок исполнения (T).

Упражнение 2.3 от Брайана Трейси

Брайан Трейси, автор книги «Управляй своим временем и удвой результаты», предлагает очень похожий на SMART алгоритм постановки целей, а затем предлагает выполнить с помощью него следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите десять целей на следующий год так, как будто бы они уже реализовались (например, «я купил себе новую Ferrari 458 Italia в бутике на Третьяковском проезде»), а затем выберите из них ту, которая наибольшим образом изменила бы вашу жизнь. Обведите её, а затем выпишите её на отдельном листе и проработайте по критериям SMART.

Упражнение 2.4

Как вы считаете, к какому способу целеполагания (см. п. 2 урока) относится пример из предыдущего упражнения? Почему?

3.2. Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Несмотря на очевидные преимущества SMART-технологии, она эффективна только в том случае, когда известны начальные условия постановки цели и у субъекта целеполагания есть осознанное понимание желаемого образа будущего. Напротив, в жизни часто встречается ситуация, когда подходящая цель ещё не найдена, а изначальные условия быстро изменяются. Тогда можно выделить следующие этапы технологии проектного метода постановки цели:

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём: — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей); — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;— выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).
Читайте также:  Диабетическая полинейропатия нижних конечностей - симптомы, лечение

На заметку. Подробнее про систему Г. Архангельского вы можете прочитать в его книге.

3.3. Метод «цели — ценности»

Обладая знаниями о своих мета-целях (см. упр. 2.1), сформируйте таблицу соотнесения целей и ценностей:

Если по итогам заполнения таблицы выстроить цели по убыванию итогового балла, то можно определить, какая из них вносит наибольший вклад в исполнение ваших мета-целей.

Упражнение 2.5

К какому способу постановки целей относится метод «цели — ценности»?

Целеполагание является наиболее важным, но не единственным этапом тайм-менеджмента, предшествующим реальному выполнению дел, их реализации. Следующим важным этапом является планирование, изучением которого мы займёмся в третьем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

1 Основы ТМ3 Планирование →

1Упрврем

Источник: https://4brain.ru/time/celi.php

Целеполагание — инструмент планирования и развития

Целеполагание отражается на работе всей организации и эффективности сотрудников. Как внедрить систему, чтобы достичь желаемого результата, читайте в статье.

Что такое целеполагание

Целеполагание — это определение, постановка и достижение целей. В менеджменте под термином понимают основной этап бизнес-планирования.

Различают краткосрочные, долгосрочные цели компании во внешней и во внутренней среде, связанные с персоналом и производством.

Исходными пунктами для постановки задач выступают: миссия, видение, ценности организации, принцип отношений с конкурентами, проблемы и потребности фирмы.

Скачайте документы по теме:

Отправной точкой в постановке задач считается видение компании:

  • «здесь и сейчас» — для краткосрочных целей;
  • «в будущем» — для долгосрочных целей.

Скачать документ >>>

Целеполагание и планирование увеличивает эффективность организации. Коллектив стремится достичь запланированного результата, поэтому вкладывает больше сил и энергии. С помощью целеполагания мотивируют персонал, но в случае нескольких неудач сотрудники перестают проявлять активность. Чтобы этого избежать, ставьте достижимые задачи, ориентируйте персонал.

Постановка задач и формирование целеполагания

Учитывайте не только преимущества, но и проблемы целеполагания. Организация представляет собой общность индивидов, каждый из которых имеет личные цели, которые не всегда совпадают с задачами организации. Сложности могут возникать на любых этапах построения системы.

Этапы целеполагания включают: анализ текущего состояния организации, ее миссии и целей. Только после этого ведется разработка системы, в которой основные цели структурированы. Она должна включать механизмы согласования целей заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования служат цели и стратегия — на основе общности долгосрочных идей формируется мотивация к сотрудничеству.

Верхний уровень целей — идеалы, основанные на миссии. Он определяет смысл того, чем занимаются работники. Так как у сотрудников главная задача заключается в заработке денег, они не всегда разделяют миссию организации.

Стратегические намерения — видение будущего компании. В отличие от миссии, оно связано с определенным промежутком времени, дает выразительную картину будущего. Стратегические намерения должны притягивать сотрудников, вдохновлять их работать лучше.

Видение распространяет и формирует лидер. Если он не наделен способностью вовлекать, интересовать других, в системе целеполагания происходит сбой. Организация продолжает функционировать, но невозможно прогнозировать ее деятельность.

Проводите тренинги, обучайте менеджеров приемам вовлечения персонала в общие идеи.

Стратегические цели фиксируют стратегическое видение, определяют систему координат для компании. Долгосрочные приоритеты необходимы для планирования — они обеспечивают основу для согласования целей всех подразделений.

 Чем четче определены цели, тем легче их достичь. Определите, чего нужно добиться компании, чтобы выйти на новый уровень развития, занять более выгодные позиции на рынке, найти квалифицированный персонал.

Не только зафиксируйте желаемый результат, но и разработайте модель поведения.

Стратегические проекты необходимы для достижения поставленных целей. Мало определить цель, нужно понять, как ее достичь. Если руководитель не может управлять движением персонала к целям, обратитесь за помощью к сторонним специалистам, которые подготовят план действий.

Оперативный контроллинг — уровень целеполагания, который формируется в процессе годового планирования. Он включает ряд показателей: финансово-экономических, бизнес-процессов, деятельности организации на рынке и другие.

Справка

KPI относятся к той части системы целеполагания, которая направляет сотрудников к личным целям, согласованным с целями предприятия.

Индивидуальные показатели подразумевают результативность каждого работника. Чтобы добиться максимального эффекта, связывайте их с вознаграждение.

 Главное, чтобы показатели KPI играли стимулирующую и направляющую роль. Разрабатывайте их с учетом цели организации, ее миссии.

Система целеполагания включает цели, стратегию, структуру, идеологию и процессы. Все элементы тесно взаимосвязаны. Если происходит сбой в системе, она теряет смысл. Разрабатывайте ее только после детального изучения деятельности компании. Учитывайте, чего вы хотите достичь. Цели организации не должны идти вразрез с интересами сотрудников, иначе невозможно добиться желаемого результата.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Принцип построения системы целеполагания

Для построения системы в менеджменте используйте известный прием целеполагания — дерево целей, напоминающее пирамиду потребностей Маслоу. Вершина — общая цель организации.

Формирование уровней складывается так, чтобы обеспечить достижение целей, находящихся на уровень выше. Каждый уровень дерева описывает не способ достижения целей, а конкретный результат, выраженный показателями.

Иерархия целей связывается со структурой организации и с ее особенностями.

Процесс целеполагания может основываться на методике сбалансированной системы показателей Каплана и Нортона (ССП). Ее применяют организации любого размера и сферы деятельности. Если вы хотите использовать ее, четко сформулируйте цели с учетом миссии и стратегии организации. Они выглядят следующим образом:

  1. Стать самой крупной компанией.
  2. Выпускать новую линейку товаров или расширить спектр услуг.
  3. Принять в штат конкретных работников: известного менеджера, технолога и т.д.

О том, как использовать систему сбалансированных показателей для стимулирования сотрудников на выполнение стратегических целей, читайте в книге «Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика».

Перед вами практическая пошаговая инструкция по созданию эффективной системы оплаты труда и мотивации, учитывающей специфику конкретной компании, особенности ее корпоративной культуры и работающей на достижение ее стратегических целей. Вы не только научитесь правильно формировать постоянную и переменную части заработной платы сотрудников, но и узнаете, как достичь баланса системного и индивидуального подходов, добиться истинной лояльности сотрудников и превратить их способности в капитал, приносящий высокий доход. 
Скачать книгу

Когда решаете, какие области охватят цели, ограничьтесь одним направлением, а не несколькими. Независимо от специфики сферы, для которой ставите задачу, учитывайте некоторые особенности. Это поможет избежать ошибок, вызывающих дисбаланс в системе целеполагания.

  1. Цели затрагивают верхушку предприятия: если руководство не имеет ясных целей, нижние уровни теряют направление, а люди начинают считать, что постановка целей неважна.
     
  2. Цели имеют четкую формулировку. Все члены компании знакомы с ними. Нередко подчиненные не имеют представления о целях — это ведет к тому, что миссия становится второстепенной. Напоминайте людям ключевые цели, задавая наводящие вопросы. Мнение коллектива о том, для чего все работают, важно. Учитывая его, корректируйте план действий.
     
  3. Каждый человек, единица в организации или рабочая группа имеют одну ясную цель. Не назначайте больше, чем 6–9 целей сразу. Перегрузка подчиненных рассеивает усилия и подрывает эффективность.

Не ставьте перед собой и сотрудниками невыполнимых целей. Если вы не знаете, чего должна достичь организация, проведите детальный анализ деятельности, сравните этапы развития за последние годы, изучите рынок и предложения других фирм. Подумайте, какие методы целеполагания уместны на данном этапе развития.

Диагностика целеполагания

Правильность поставленных целей проверяйте методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely), ССП-BSC (Balanced Scorecard). Выполняйте анализ целеполагания регулярно, чтобы не упускать из вида процесс. Например, сотрудники могут еженедельно отсчитываться о том, на каком этапе на пути к достижению целей они находятся, что планируют сделать.

SMART подразумевает, что цели должны быть определены, описаны, приняты сотрудниками. Оценивайте их сложность перед тем, как ограничивать по времени. Распределяйте между руководителями ответственность за их достижение. Эта технология целеполагания не требует долгой подготовки, поэтому предпочтительна в подавляющем большинстве случаев.

Если вы решили использовать концепцию переноса целей для планирования деятельности и контроля их достижения, организуйте оценку KPI. Устанавливайте конкретные показатели, понятные персоналу организации. Учитывайте временные затраты, ведь разработка системы отнимает около двух месяцев.

Вывод

Грамотно поставленная цель и целеполагание — инструмент управления персоналом, развитием компании. Используйте его в интересах организации, но не забывайте о личных мотивах сотрудников. Помните о материальном и нематериальном поощрении, если человек достиг цели в установленные сроки.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67087-tselepolaganie-instrument-planirovaniya-razvitiya-18-m4

Целеполагание в бизнесе — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами

В прошлых статьях мы рассматривали более тонкие материи бизнеса, в целеполагании мы связываем воедино все понятия ценности, цели и стратегию развития, причем не только в бизнесе, а скорее в жизни человека, ведь бизнес – это неотъемлемая часть нашей жизни.
Вспомним пирамиду Маслоу – «пирамиду потребностей», где в основании лежат цели самосохранения и в верхушке пирамиды цели самореализации и самоактуализации. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека.

Залог хорошего целеполагания – это знание себя. “Познай себя, и ты познаешь весь мир…” Сократ (с)

Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей. Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшей цели достижения.

В менеджменте для целеполагания организации рекомендуют использовать методики, которые, по сути, имеют аналогичный характер как и в психологии индивидуума, являясь методами целеполагания, например методика SMART целей.

Организационные цели – это топливо в печке достижений. Организация без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на камни. Организация, имеющая цель, подобна кораблю со штурвалом, направляемому капитаном с помощью карты и компаса, знающим место назначения и ведущим корабль прямо в порт по своему выбору.

Именно поэтому, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Вы работаете для достижения либо собственных, либо чужих целей. Самая лучшая работа — для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей.

«Удачливые» прямо называют цель деятельности, а «неудачливые» вместо этого пробуют что-либо сделать, заведомо готовясь к неудаче.

«Пытаться», «стараться» — это значит готовиться к неуспеху и заранее оправдать его, найти для себя лазейку, освободиться от ответственности за результат, прежде всего перед самим собой.

Посеяв, вы пожнете. Причина порождает следствие, действие — реакцию. Ваша нынешняя жизнь содержит цену, заплаченную вами на сегодняшний день. Ваша жизнь и в будущем будет содержать цену, заплаченную в промежутке времени между сегодняшним днем и будущим.

Правила планирования целей

1. Пишите о том, что хотите, а не о том, чего не хотите достичь, формулируйте позитив.

2. Будьте предельно конкретным, составьте максимально ясное представление о конечном результате.

3. Планируйте те цели, которые вы можете достичь самостоятельно, а не с чьей-то помощью или при каких-то других внешних условиях.

4. Подумайте о последствиях своих целей — они должны приносить пользу не только вам, но и другим.

“Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, — пишет известный американский специалист по управлению Дж. О’Шонесси, — не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов”.

Читайте также:  Маразм - симптомы, причины, признаки, лечение маразма

Планируйте те цели, которые вы можете достичь самостоятельно, а не с чьей-то помощью

В результате наших размышлений и приведенных доводов, мы можем выявить основные рекомендации к разработке системы целеполагания:

1. Целеполагание является в управлении основным средством воздействия и реализации системного подхода

2. Процесс определения целей и их согласования является чрезвычайно сложным. Специфика формирования и уточнения целей, построения их иерархии, доведения до соответствующего уровня конкретности и соблюдения принципа приоритетности главной цели по отношению к целям нижнего уровня — одна из важнейших задач управления

3. Особое значение в целеполагании занимают цели стратегические, которые выражают долгосрочные и глобальные интересы общества, а потому являются генеральными для всех остальных

4. Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур “древа целей”, где разработка целей осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по определенным правилам.

Технологии и модели целеполагания

В любом производстве товаров или услуг существуют различные технологии, сборки, логистики и т.д.. При этом почему-то крайне редко я встречал предприятия, где существует более менее какая-то технологическая модель управления.

В основном управление идет от ежедневного решения оперативных задач. В более развитых компаниях управление основано на еженедельных, ежемесячных и годовых планах, которые в свою очередь как-то коррелируют со стратегическими задачами.

Практически на всех предприятиях в развитых странах управление основано на общепринятых моделях, которыми пользуются как инструментами повышения конкурентоспособности.

В основе всех моделей лежит одно основное правило ведения бизнеса – измерение деятельности сотрудника, подразделения, компании. Если вы не можете ее оценить – значит, вы не контролируете бизнес!

Поэтому предлагаю к рассмотрению основные модели и технологии управления предприятием.

Управление по целям (Management by Objectives – MBO)

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования “древа целей”. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по таким правилам: декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений

Особое значение в целеполагании занимают цели стратегические, которые выражают долгосрочные и глобальные интересы общества

Питер Друкер дал основную базу для зарождения современной концепции “управления по целям” – Системы KPI, задачей которой ставится определение нужных для бизнеса моделей ключевых показателей эффективности (КПЭ).

Система сбалансированных показателей

Традиционное измерение эффективности деятельности предприятия, сосредоточенное только на финансовых показателях, полученных из систем бухгалтерского учета, быстро устарело и не дает полной картины состояния предприятия. Так же оно не позволяет построить точный прогноз его развития.

Появилась необходимость в более совершенных и эффективных способах глобальной оценки деятельности всего предприятия.

Современные подходы к стратегическому менеджменту призывают обращать внимание на следующие нефинансовые составляющие: персонал, бизнес-процессы, инновации, отношения с потребителями.

Таким образом, предложенная система (ССП) – это система измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегического планирования), основанная на видении цели и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. Концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП) поддерживает стратегическое планирование, реализацию и дальнейшую корректировку стратегии, путём объединения усилий всех подразделений предприятия.

Модель делового превосходства EFQM

Модель является самой совершенной на данный момент времени и самой сложной в использовании. Требует наличие опыта и навыков управленческого состава предприятия в разработке предыдущих моделей. Кроме этого во внедрении данной модели необходимо использовать ресурсы консалтинговых компаний.

Для внедрения всех перечисленных моделей необходимо пользоваться ресурсами консалтинговых компаний. При этом нужно понимать, что ни один консультант за вас не внедрит на вашем предприятии ни одну модель.

Он может только дать вам технологии внедрения и оказать помощь при выборе различных инструментов внедрения выбранной модели.

Так как это ваше предприятие и вам самим необходимо полное понимание природы происходящих процессов.

Радик Сафин, директор по развитию и ведущий бизнес-консультант компании “ПрофМедиаГрупп”, председатель Совета Мурманского регионального отделения Обшероссийской общественной организации

малого и среднего предпринимательства “ОПОРА РОССИИ”

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА “СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ” № 5 2010 Г.

Еще статьи на тему “Цели”:

Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области

Цели создания НО «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф»

«Колэнергостройремонт» ставит высокие цели и добивается хороших результатов

ИД «Гелион»: МЭФ и «СЕВТЭК-2009» – наши ближайшие цели

Кредит всегда должен быть целевым!

Источник: https://helion-ltd.ru/formation-purposes/

iTeam

Если не знаешь куда плыть, то любой ветер попутный.

После публикации предыдущей статьи, посвященной проблеме целеполагания на национальном уровне, завязалась дискуссия, в которой меня заинтересовали две точки зрения: (1) целеполагание отождествляется с маниловщиной, фантазией, которые вредят делу; (2) в ряду проблем российского менеджмента отсутствие целеполагания не самая большая из них. Поскольку здесь я намерен обсудить проблемы целеполагания на уровне предприятия, то рассмотрю и эти точки зрения.

Целевое управление

Под целеполаганием я понимаю ту часть системы управления организацией, которая обеспечивает постановку целей развития и отслеживает достижение целей. Чтобы понять значение системы целеполагания в управлении, полезно провести аналогию с технической системой, например, ракетой запущенной в цель. Датчики системы управления ракетой определяют положение цели.

Вычислительная система определяет отклонение траектории ракеты от положения цели. После этого приводятся в действие двигатели, корректирующие курс ракеты.

Аналогичные функции выполняет система целеполагания предприятия, которая обеспечивает определение целевых показателей, сбор информации о фактическом положении дел, определение отклонений от выбранного курса и инициирование принятия решений об устранении отклонений.

Согласование целей

Что же касается целевого управления компанией, то оно имеет более сложную организацию. Это связано с тем, что компания представляет собой общность людей, каждый из которых имеет собственные цели, не совпадающие с целями компании.

Поэтому система целеполагания должна иметь механизмы согласования целей множества заинтересованных сторон. Главным инструментом согласования целей служат стратегические цели и стратегия.

Именно на основе общности долгосрочных целей у людей формируется мотивация к сотрудничеству. Цели образуют иерархию …

Идеал

Верхний уровень целей – идеал, который выражается в форме миссии организации. Идеал определяет смысл того, чем занимаются люди в этой компании, “какой храм они строят”.

К сожалению, этого понимания нет у сотрудников большинства предприятий. Поэтому смысл работы для них состоит лишь в добывании средств к существованию.

Безусловно этот мотив не может вдохновить людей щедро отдавать свою энергию для достижения целей организации.

Стратегические намерения

Стратегические намерения выражаются как видение будущего компании.

В отличие от миссии, видение связано с определенным горизонтом, например, 5 лет и отражает твердое намерение организации, достичь определенных рубежей в своем развитии.

Хорошее стратегическое видение дает яркую, выразительную картину будущего, которое притягивает к себе сотрудников и вдохновляет их на работу с высокой самоотдачей.

Стратегическое видение формирует и распространяет в организации лидер, добиваясь того, чтобы сотрудники восприняли видение, как желанную для них цель.

Очень немногие руководители обладают способностью создавать и доносить другим стратегическое видение. В большинстве своем руководители компаний даже не подозревают, что формирование видения является главной задачей лидера.

Это то немногое, что невозможно делегировать кому бы то ни было.

Без этого ключевого звена в системе целеполагания компания уподобляется кораблю, капитан которого не умеет прокладывать курс; его корабль носится по волнам, отдаваясь на волю стихии.

Стратегические цели

Ясно сформулированные, измеримые стратегические цели фиксируют стратегическое видение и определяют систему координат, в которых движется компания. Стратегические цели определяют долгосрочные приоритеты, являются руководством для планирования на оперативном горизонте, обеспечивают основу для согласования целей различных подразделений.

Немногие российские компании имеют четко определенные стратегические цели. Даже если цели провозглашены, они чаще всего, не имеют связи со стратегическим видением и миссией компании. Наиболее распространенными видами целей являются целевые показатели выручки и прибыли.

Однако, в отсутствие “верхних этажей” системы целеполагания – стратегических намерений и миссии – эти цели остаются не более чем пожеланиями, за которыми нет ясно сформулированной модели поведения компании на рынке и организационной концепции, с помощью которых должны достигаться финансовые результаты.

Стратегические проекты

Система целеполагания не заканчивается определением целевых показателей. Она включает и определение стратегических проектов, осуществление которых обеспечивает достижение поставленных целей. Мало определить цель, нужно разбить путь к цели на “кванты” и уметь оперировать этой “квантовой моделью” в управленческой деятельности.

Проектный подход к управлению продолжает оставаться terra incognita для огромного большинства российских компаний.

Именно по причине отсутствия инструментов управления стратегией целеполагание многих компаний напоминает маниловские “проджекты”.

Не случайно в среде “управленцев” сформировалась представление о том, что управление на основе целей – это маниловщина. Действительно, если у вас нет умения управлять движением к цели, то ваши цели не более чем мечты.

Оперативный контроллинг

Все, о чем мы говорили до сих пор, это стратегический уровень целеполагания. Но это не все, что необходимо для целевого управления. Система целеполагания организации состоит из трех компонент: стратегические цели и показатели (мы рассмотрели их выше), оперативные цели и показатели, а также цели и показатели деятельности сотрудников.

Оперативный уровень целеполагания обычно формируется в процессе годового планирования. Он включает целый ряд проекций: финансово-экономические показатели, показатели бизнес-процессов, показатели деятельности компании на рынке и другие.

В “продвинутой” системе управления может быть 7-9 проекций, включая, например, цели и показатели в области управления знаниями и корпоративной культуры.

Чем больше проекций объекта управления “видит” менеджмент, тем выше его способность улавливать “опережающие” сигналы и реагировать на изменения, которые еще только зреют. Высший пилотаж – это менеджмент в пространстве 9D.

В реальной жизни оперативная деятельность предприятия чаще всего оторвана от стратегического уровня управления – показатели годовых планов не связаны со стратегическими целями.

Проекции же оперативного контроллинга ограничиваются финансовыми показателями (зачастую неполноценными и искаженными) и фрагментами показателей некоторых основных процессов.

При таком уровне оперативного контроллинга пространство менеджмента ограничено размерностью не более чем 1.5D.

KPI

Показатели деятельности сотрудников, так называемые KPI, относятся к той части системы целеполагания компании, которая направляет каждого сотрудника к целям, согласованным с целями компании. Индивидуальные показатели позволяют измерить личный вклад сотрудника в достижение целей компании.

По моим наблюдениям, многие руководители компаний проявляют интерес к системе KPI в стремлении повысить результативность сотрудников и стимулировать их к более интенсивному труду.

Проблема в том, что зачастую это делается в отрыве от остальных уровней системы целеполагания, рассмотренных выше.

Показатели KPI “придумываются”, поскольку у компании не определена миссия, не сформулирована стратегия, не сформирована система показателей оперативного уровня.

В этой ситуации KPI существуют “сами по себе” и не играют направляющей и стимулирующей роли, ради которой они создавались. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после формального внедрения подобной системы KPI выясняется, что никаких положительных эффектов не выявлено, а появляются негативные явления в виде углубления демотивации сотрудников.

Читайте также:  Тремор у новорожденного - причины, лечение

ИТОГИ

Как видно, при детальном рассмотрении, система целеполагания подавляющего большинства российских компаний находится на весьма низком уровне развития.

Она не позволяет удерживать фокус деятельности компании на долгосрочных целях, не позволяет управлять приоритетами, не обеспечивает согласования целей подразделений и сотрудников с целями компании, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей.

Так ли значима эта проблема? Может быть есть задачи поважнее, чем построение системы управления, способной определять цели и достигать их?

Но в этом случае теряется смысл существования самой организации как целенаправленной системы. Она превращается в “эволюционную” систему, подобную природным, экологическим системам, вроде леса, озера, болота … Наверное, не случайно организацию, которая не определила (или забыла) смысл своего существования, где господствует застой, называют “болотом”.

Для компании, действующей на рынке, в условиях конкуренции, система целеполагания является центральным звеном системы управления. Она является стержнем стратегии, она определяет, какой должна быть организационная структура, бизнес-процессы, корпоративная идеология.

Стоит только вынуть этот стержень из системы, как она превращается в набор бесполезных фрагментов. Что при этом происходит с компанией хорошо известно.

Вместо того чтобы двигаться вперед, как ракета, направленная в цель, компания существует в режиме “тушения пожаров”, преодолевает перманентные кризисы, борется за выживание. К сожалению, это удел очень многих компаний.

Именно поэтому я называю проблему целеполагания ключевой проблемой российского менеджмента.

Для построения системы целевого управления в вашей компании пользуйтесь нашими вебинарами и учебными курсами;

Источник: https://iTeam.ru/publications/target/tselepolaganie_kak_kljuchevaja_problema_menedzhmenta

Целеполагание – это что такое? Целеполагание в педагогике :

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание – это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание – это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

В педагогической деятельности целеполагание – это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Функции целеполагания

Мы уже поняли, что постановка задач – это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.

Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении – основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.

Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.

Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое.

Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы.

Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.

Цель и целеполагание

Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Глобальные цели

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание – это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в воспитательном процессе – создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку.

Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели.

На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Индивидуальные цели

Целеполагание на уроке – это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:

  • свободный стиль – цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль – цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль – цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Важные факторы

Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Требования к целеполаганию

Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач.

Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы.

А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

  1. Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
  2. Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
  3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
  4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
  5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание – это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
Ребенок Социально-экономические условия
Родители
Педагоги Условия образовательного учреждения
Образовательная структура Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружение Уровень умственного и физического развития учащихся
Общество

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей.

Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-celepolaganie-eto-chto-takoe-celepolaganie-v-pedagogike.html

Ссылка на основную публикацию