Трансперсональная психология личности

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология личности

Трансперсональная психология — направление в психологии, исследующее трансперсональные аспекты психики. В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.[1][2]

Общие сведения

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология).

Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.

Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

История развития

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли.

[1][2][3] Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году.

[4] Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах.[5]

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье.

Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования[6][3] и социальная работа[1].

В текущее время трансперсональная психология, особенно школы юнгианской и архетипической психологии, интегрированы в программы многих факультетов психологии США и европейских университетов. Трансперсональная психотерапия используется во многих терапевтических практиках.

Среди высших учебных заведений, включивших открытия трансперсональной психологии в свои учебные программы, можно назвать Институт трансперсональной психологии (The Institute of Transpersonal Psychology, США), Университет Дж. Ф. Кеннеди (John F.

Kennedy University, США), Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies, США), Сэйбрукский институт (Saybrook Institute, США), Университет Нэйропа (Naropa University, США), Университет Нортхэмптона (Northampton University, Великобритания) и Ливерпульский университет Джона Мура (Liverpool John Moores University, Великобритания).

Поскольку трансперсональная психология имеет корни в гуманистическом направлении, гуманистическая психология имеет весьма сильную связь с трансперсональной психологией.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

  • Юнгианская психология
  • Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)
  • Духовная психология (Роберт Сарделло)
  • Психосинтез (Роберто Ассаджоли)
  • Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта
  • Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология — академическая научная дисциплина, которую не следует ошибочно принимать за религиозное или духовное движение.

Хотя трансперсональная психология до сих пор не получила соответствующего официального признания со стороны Американской психологической ассоциации (APA), Британское психологическое общество в 1996 году официально открыло Отделение трансперсональной психологии, что считается большим шагом в направлении закрепления за ней статуса официального академического направления.

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Исследуемые области

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей[6]:

Научный вклад

Сознание и развитие

Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание природы сознания и развития человека. В рамках трансперсонального направления выделяют два вида теории развития человека: линейная и иерархическая модель, подобная представленной Кеном Уилбером, и нелинейная комплексная модель таких исследователей, как Майкл Уошбёрн и Ральф Мецнер.

Основным вкладом Уилбера в психологию развития можно считать теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:

  • доличностная, или преэгоическая;
  • личностная, или эгоическая;
  • надличностная, или трансэгоическая.[2]

Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.[1]

Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархическую структуру, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим. Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые свойства, связанные только с этим уровнем.

[7] Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню.

[1] Основываясь, в частности, на работах Кена Уилбера, психологи трансперсонального направления считают обоснованным дифференциацию дорациональных психиатрических расстройств и собственно трансперсональных состояний.

В отличие от Уилбера Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн — сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории.

Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики. Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии.

Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.[7]

Духовность и религиозность

Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем.

Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам.

Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений. В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.

Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные. Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности.

Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией.

В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, опытом прошлых жизней, реинкарнаций и др.

Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились.[8][9]

Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» (англ. Spiritual Emergence) для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека.

В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями».

[10] Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.

В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема».

Данную категорию затем включили в четвёртое издание «Диагностического и статистического справочника по психическим расстройствам» (DSM-IV) под заголовком «Другие состояния, могущие попасть под внимание клинициста».

[11][12] Исследования конструктной валидности новой категории были проведены Милстейном (2000).[13]

Критика трансперсональной психологии

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии.

[14] В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.

Похожие критические высказывания опубликовал Алекзандер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла».[15] Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования.[6][16]

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.[17] Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.[18][19]

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области.

Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы.

Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки.

[20] Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.[6]

Примечания

  1. а б в г д Cowley, Au-Deane S. & Derezotes, David (1994) Transpersonal Psychology and Social Work Education. Journal of Social Work Education, 10437797, Winter, Vol. 30, Issue 1.(англ.)
  2. а б в Miller, John J. (1998) .

    Psychiatric Services 49:541-542, April 1998. American Psychiatric Association.(англ.)

  3. а б Davis, John V. (2003). Transpersonal psychology // Taylor, B. and Kaplan, J., Eds. The Encyclopedia of Religion and Nature. Bristol, England: Thoemmes Continuum.(англ.)
  4. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред.

    Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006.

  5. Vich, M.A. (1988). Some historical sources of the term «transpersonal». Journal of Transpersonal Psychology, 20 (2) 107-110.(англ.)
  6. а б в г Scotton, Bruce W, Chinen, Allan B. and John R. Battista, Eds. (1996) . New York: Basic Books.

    (англ.)

  7. а б Kasprow, Mark C & Scotton, Bruce W. (1999) . Journal of Psychotherapy Practice and Research, 8:12-23, January.(англ.)
  8. Turner, Robert P.; Lukoff, David; Barnhouse, Ruth Tiffany & Lu Francis G. (1995) . Journal of Nervous and Mental Disease, Jul;183(7):435-44.(англ.

    )

  9. Lukoff, David, Lu, Francis G. & Turner, Robert P. (1998) . Journal of Humanistic Psychology, 38(2), pp. 21-50.(англ.)
  10. Grof, Stanislav & Grof, Christina (eds) (1989) Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis (New Consciousness Reader) Los Angeles : J.P Tarcher.(англ.

    )

  11. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV) Code V62.89 (American Psychiatric Association, 1994)
  12. Lu FG, Lukoff D, Turner R (1997) . In: DSM-IV Sourcebook, Vol. 3. Widiger TA, Frances AJ, Pincus HA et al., eds. Washington, D.C.: American Psychiatric Association, pp1001-1016.(англ.

    )

  13. Milstein, Glen; Midlarsky, Elizabeth; Link, Bruce G.; Raue, Patrick J. & Bruce, Martha (2000). . Journal of Nervous & Mental Disease. 188(9):608-615, September.(англ.)
  14. Aanstoos, C. Serlin, I., & Greening, T. (2000). . In D. Dewsbury (Ed.

    ), «Unification through Division: Histories of the divisions of the American Psychological Association», Vol. V. Washington, DC: American Psychological Association.(англ.)

  15. Alexander, Gary T. (1980). . Journal of the American Academy of Religion, XLVIII(2):191-206.(англ.)
  16. Daniels, M. (2005). . Exeter: Imprint Academic.(англ.

    )

  17. Ellis, Albert (1989) Dangers of Transpersonal Psychology: A Reply To Ken Wilber. Journal of Counseling & Development, Feb89, Vol. 67 Issue 6, p336, 2p.
  18. Wilber, Ken (1989) . Journal of Counseling & Development, Feb89, Vol. 67 Issue 6, p332.(англ.)
  19. Walsh, R. & Vaughan, F. (1993). On transpersonal definitions.

    Journal of Transpersonal Psychology, 25 (2) 125—182.(англ.)

  20. Friedman, Harris (2000) . Paper presented at Old Saybrook 2 conference, May 11 — 14, 2000, State University of West Georgia.(англ.)

Представители трансперсонального направления

Библиография

  • Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние. — М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-024616-1
  • Гроф С.

Источник: http://mediaknowledge.ru/7307fee6f7a4b0bd.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология личноститрансперсональная психология

Есть в природе нечто, что не любит стен
и хочет их разрушить.

Психология как наука всегда пыталась дать ответы на вопросы касающиеся познания человеческой сущности или интерпретировать поведение человека во всех его стимулах, мотивах и поступках за пределами эго.

Психика как совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений все больше и больше порождает вопросы, ответы на которые все тяжелее найти с точки зрения того самого психоанализа, бихевиоризма или же когнитивной психологии, которая заняла лидирующие позиции в мире науки.

Трансперсональная психология, которая сначала являлась ответвлением гуманистической психологии и питала свои идею сначала, например, с концепции А. Маслоу, занимает на сегодня достаточно значительную часть психологической мысли.

И этому объяснение, как по мне, простое, по сколько сайентизм (ориентация на науку как на истину познания мира) во многом уступает антисайентизму, который утверждает, что все проблемы, которые мы имеем на сегодняшний день являются результатом научной деятельности человечества.

Трансперсональная психология питается наоборот отойти от устоявшихся догматов науки и сделает свою почву на самоактуализации личности путем традиционных практик и методов, которые она использует в своей терапии.

Не зря трансперсональную психологию многие именуют квазинаукой, которая не имеет достаточних оснований называться наукой из-за недостатка закономерностей и законов, принципов и эмпирических подтверждений. Но следует вспомнить того самого А. Пуанкаре и его конвенционализм, который говорит, что любая парадигма в науке является договором ученых в данной области.

Так что же мы тогда можем считать чистой воды наукой ??! Следует заметить, что трансперсональная психология не появилась не из чего. Я имею виду, что психология как наука дала свой толчок для разработки теории и практики, аппарата науки как таковой. Основные идеи трансперсональной психологии на ее основании были взяты, как отмечалось выше, с гуманистической психологии.

Представители гуманистов утверждали, что самоактуализация личности является главной целью на пути жизненных переживаний и психологических состояний, что проявлялось в субъективном и объективном опыте.

Первое раскрывает опыт человека в его связью с природой, всем человечеством и даже космосом, а второе – факторы, которые влияют на нас в совокупности всего, что нас окружает на микро- и макро- уровнях. Но фундамент, который заложила гуманистическая психология для трансперсональной устоялся, окреп и трансперсональность как феномен вышла на новый уровень.

Любая идея есть результатом истории ее творения, так и с трансперсональной психологией. Протонаука, которая является матерью всех наук, а именно философия древности, древних духовных традиций Востока и Запада дала настолько богатые медитативные практики, духовный опыт, что гуманистические идеи скоро себя исчерпали в глазах трансперсональной психологии стали для нее всего лишь скелетом истории и основой для пояснения общих процессов в данной области. Медитативные практики и трансперсональные состояния личности, вот что интересует трансперсональнаю психологию в 21 ст.. Психологи данной отрасли утверждают, что традиционные взгляды на психику человека потерпели крах, по сколько они упустили такие важные факторы формирования личности как духовность в ее формах переживания, изменения сознания и других психологический состояний человека.

Особенностью школы трансперсональной психологии является то, что она соединила, сделала своеобразный синтез всех знаний духовных практик для самоактуализации личности и отвергла модель человека как механизма, доминанты разума над чувствами, что истина недосягаема (скептицизм).

Трансперсональная психология выработала свою парадигму восприятия мира и утверждает, что все есть единое, неподдельное и каждый из нас есть зеркалом Вселенной. Мы есть микрокосмосом в миниатюре, который отображает все что происходило в данный момент и будет происходить.

Идея про Вселенную внутри нас раскрывает возможность восприятия всего опыта который когда – либо был или будет и помогает нам понять, что все едино, ничего не происходить бесследно и просто так, понять в первую очередь нас самих, нашу сущность и неделимость с миром, с природой, со всей Вселенной.

Трансперсональная психология практики. Учение Уилбера

Кен Уилбер

Основной интерес в 21 ст. трансперсональной психологии направлен на изучение практик в области: 1) Развитие и расширение сознания личности; 2) Духовный и религиозней опыт всех народов мира; 3) Целостность личности.

Первое рассматривается в рамках учения Кенона Уилберома, который является очень известным философом в США в области интегрального подхода, который гласит, что все открытия которые когда – либо были есть результатом чего-то едино целого, которое следует рассматривать для достижения истины.

Другими словами, чтоб не было плюрализма никому ненужных знаний и методов для достижения поставленной цели.

В рамках трансперсональной психологии Уилбером была разработана идея «спектра сознания» выходя из которой восприятие личностью бытия и материи проходит три стадии: 1) преэгоическая (доличностный уровень развития); 2) эгоическая (личностный уровень развития); 3) трансэгоическая.(трансперсональный уровень развития). Уилбер пишет, что человек, который развивается идет по пути комплексного и осознанного пути и основной его целью есть расширение спектра сознания через интегральный подход изучения мира и человека в нем.

Рассматривая духовный и религиозный опыт как направление в изучении трансперсональной психологии, следует отметить, что духовность для человека есть центральной проблемой, которые пытаются решить транспсихологи всего мира.

Проблема заключается главным образом в том, что повседневная действительность заставляет менять отношение человека к вопросам более важным, нежели приземленным, в результате мы имеем социализацию личности по пути машины потребления, но никак не духовности и самоактуализации, познании себя хотя бы частично, осознании индивидуальности каждого из нас.

Трансперсональная психология Грофа

Станислав Гроф

Станисав Гроф, основоположник трансперсональной психологии, утверждает, что социальные роли, которые являются чем-то сложным, тем самым разъединяют целостность личности. Данные роли через некоторое время покидают нас и не дают нам быть самим собой.

Потому проблема духовности и поиска себя есть центральной для транспсихологов.
Целостность личности – это процесс синтеза основных структур психики человека, которое ведет к гармонии и душевному здоровью личности.

Идею целостности личности разработал Роберто Ассаджиоли, который утверждал, что утрата смысла существования, отсутствие позитивных ценностей и наличие противоречий могут привести к психическим расстройствам и заболеваниям.

Если структуры психики приобретают единую картину, то человек набирается энергией жизни и его прогресс на пути к самоактуализации преобретает целостный характер, жизнь становиться осмысленной и целенаправленной.

Ассаджиоли как представитель трансперсональности в своей теории психосинтеза раскрывает ряд задач, которые должен поставить перед собой человек для психического здоровья, а именно: познание своего духовного Я, обретение гармонии с самим сабой и внутренним миром и здоровые отношения с людьми и миром.

Трансперсональная психология основные положения

Трансперсональная психология основные положения

Поняв основные направления, по которым трансперсональная психология строит свою теорию, можно выделить основные принципы, то бишь основополагающие положение, по которых трансперсональная психология живет: 1. Принцип единства всего, что есть во Вселенной; 2.

Принцип самоактуализации личности; 3. Принцип развития сознания за пределы привычного; 4. Принцип духовного здоровья.

Вся методология, которая имеется на сегодня в трансперсональной психологии, являет собой трансперсональную терапию, которая питается достичь поставленных целей духовного здоровья личности, его целостности и самоактуализации.

Трансперсональная терапия – это метод трансперсональной психологии, который позволяет работать с подсознательными слоями психики для лечения вытесненных психотравм. Транспсихологи утверждают, что все психотравмы, которые скрываются в нас не дают нам развиваться по позитивному пути.

Только трансформация всего негатива, который в нас заложен, на позитивную энергию через трансформацию поможет нам понять суть психотравмы и исцелиться.

Только вот вопрос в том, как освободить эту энергию ? Трансперсональная психология идет по пути трансперсональних состояний, в которых человек переживает эти психотравмы, что является своего рода катализатором поиска ответа на вопрос и как результат выделение внутренней энергии человеком для исцеления. Это состояние можно назвать метафизическим и совсем не вредоносным.

Просто человек через данную практику питается взглянуть на проблему не путем вытеснения, а путем правильного восприятия и понимания. Тем самым личность освобождается от психотравмы. Взгляд на проблему проходит не шаблонным, навязанным обществом сценарием поведения, а приобретает новый качественный уровень осознания и как следствие решения, переходит в режим контроля ума и эго.

Трансперсональная психология практические методы. Холотропное дыхание, Ребёрфинг

холотропное дыхание

В трансперсональную терапию входят такие распространенные практики (методы): 1. Холотропное дыхание; 2. Ребёрфинг. 3. Экзистенциальные практики; 4. Медитации и йога. Первые две практики относятся к дыхательным практикам, которые имеют свои особенности и каждая из них на сегодня имеет свою технику и число поклонников.

Данные техники вызывают комплекс переживаний у человека, которые ведут к разным результатам в соответствии с приемами, которые применяются в техниках и тем самых разделяют их. Экзистенциальная практика затрагивает основные категории, которыми оперирует экзистенциальная психология. В первую очередь это смысл жизни и комплекс ценностей личности.

Сама практика проходит в активном монологе поиска личностью смысла в совокупности вспомогательных средств. Медитации есть частью этнокультурных и старинных духовных практик, которая призвана активировать внутренний потенциал и достичь самоисцеления. Данная практика используется как оздоровительная и несет в большинстве случаев духовно – религиозный опыт.

Как правило, все практики в трансперсональной психологии имеют комплексный характер, потому используются сообща. Следует понимать, что изучение духовных практик и традиций в ракурсе индуизма, буддизма, кабали, суфизма и др. раскрывают новые техники и приемов.

Все эти направления входят в предмет изучения трансперсональной психологии и направлены на поиск полной картины мира и реальности бытия.

Можно утверждать, что основа трансперсональной психологии имеет очень спорные и тяжелые для восприятия тезисы такие как абсолютная истина, жизнь после смерти или отвержения транспсихологами универсальных научных методов.

Но важно понять, что отсутствие ответов на вопросы делает экспансии данной области знаний все популярней и обоснованней. Духовное развитие, путь к самоактуализации и постижение самого себя – не так уж плохо для психического здоровья.

Главное что бы каждый нашел свой путь к истине и те ключи по пути были сопоставимы с его индивидуальностью.

Васильковский Илья

Источник: http://atmanspirit.com/transpersonalnaya-psihologiya/

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология личности

Трансперсональная психология в Доме Солнца – избранные публикации по теме Трансперсональная психология. Трансперсональная психология – направление в психологии, изучающее надличностные аспекты психических и духовных процессов в человеке.

Хаос – изначальное живое субъективное, бессознательное энергетическое начало, разные формы движения, живой субъект. Не обязательно биологический субъект. Просто Субъект. Виды хаоса: 1) Материальный хаос. Реактивность в чистом виде.

2) Духовный или энергетический хаос. Активность в чистом виде. 3) Духо-материальный, или материально-энергетический хаос. Активность-реактивность в чистом виде.

Порядок или Программа, Организация чего-либо – изначальное техническое, объективное…

Я занимаюсь духовным поиском уже около пятнадцати лет в русле холистического движения, и в своей практике активно использую многие инструменты Трансперсональной Психологии (ТП), такие как дыхательные психотехники, расстановки по Хеллингеру, динамические медитации, эксперт-операторные практики, а также многие модели и теории сознания, созданные в рамках ТП. Естественно, я заинтересована в развитии Трансперсональной Психологии, как движения, помогающего мне совершенствоваться, и, поэтому, активно…

Оба эти движения в некотором смысле эклектичны.

Они обращаются к различным системам воздействия на тело и мышление, чтобы изменить или расширить сознание, а также используют западные и восточные техники медитации и визуализации, йогические дыхательные и физические упражнения, дзен-буддистские техники преодоления линейности мышления, даосские метафоры, такие, как ян и инь, помогающие выразить текучесть, изменчивость мира и т.д.

Сутью Движения за Развитие Человеческого Потенциала является…

Существует личностная преемственность и кровная связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Основателями обоих направлений были одни и те же люди – А. Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи, Д. Будженталь, Р. Лэйнг, В.

Франкл, Ф. Перлз. Где-то с середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных “ценностях Бытия”, “пиковых…

Термин «Ничто», введенный мною, относится к нашему психологическому бессознательному. Термин «Оно», введенный Зигмундом Фрейдом, относится к нашему подсознанию.

Бессознательное – это уровень физической материи, это физический инстинкт реактивности в чистом виде без внутренней активности.

Без внутренней стимуляции субъекта реактивности, организованный не мистически, как подсознание, а хаотически, то есть совсем не организованный, изначальный.

Подсознательное – это уровень дочеловеческой…

1. Эволюция познания состоит не в наращивании объёма познанных истин, но в изменении (эволюции) познавательного акта.

От «истина – объективная, общая для всех, картинка отражающая реальность» к «истина – это принципиально субъективные картины художников (субъектов познания), – переживания – всегда личностные и никогда не вступающие в конфликт друг с другом».

И, наконец: «познание переживанием и созидание – две грани единого акта, поэтому Истина – это Любовь, Красота, Святость» (Конечно, для…

В настоящее время возникает все больше направлений психокоррекции, психотерапии, а также духовных учений, которые для улучшения душевного и физического здоровья особое внимание уделяют прежним поступкам и прежнему образу жизни человека, его прошлому опыту, полагая и даже утверждая, что травмы рождения, воспитание, традиции, царящие в семье и обществе, страхи, запреты и прочие жизненные обстоятельства могут стать причиной нынешних отклонений в психике. Хотя отклонений от чего именно, каким должен…

Большинство людей постоянно ощущают некоторую зажатость и напряжение в шее, глазах, диафрагме, плечах или в нижней части спины.

Оцепенение и нечувствительность часто ощущается в области таза, в гениталиях, сердце, в нижней части живота или в конечностях. Важно сделать все возможное, чтобы найти, где расположены именно ваши блоки. На данном этапе не пытайтесь избавиться от них.

В лучшем случае это ничего не даст, в худшем – укрепит их. Просто найдите, где они по-видимому находятся, и мысленно…

Мы чувствуем, что в нашем нынешнем положении нам существенно недостает удовольствия, и что мы должны создавать его, окружая себя всякого рода сложными игрушками и приспособлениями.

Это подкрепляет иллюзию, что счастье и удовольствие могут быть закачаны извне, иллюзию, которая как раз и блокирует удовольствие; в результате мы устремляемся к тому, что мешает нам испытывать радость.

Вернуться к кентавру значит осознать, что психическое и физическое благополучие уже циркулирует в нашем целостном…

Термин – ложный, так как гипнотизирует на будто бы имеющееся у какого-то человека или учения генерального чертежа-идеала к чему стремится в совершенствовании, понимания не только главных законов мироустройства и его истинных ценностей, но ещё и знание пути пути – как идти к цели.

Эволюция духа – эволюция веры (эволюция мировиденья) в то или иное мироустройство (включая материальный мир) – этическая и эстетическая оценка МИФА (религии) и эволюция ИДЕАЛА состояний души. Соответственно ни…

Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Трансперсональная психология вам оказалось не достаточно.

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/transpersonalnaya-psihologiya

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология личности

Трансперсональное направление в психологии описывает измененные состояния сознания, когда оно выходит за пределы конкретного человека или души.

Многая информация, касающаяся этой темы, имеет непосредственную связь с толкованиями снов, с чувствами, возникающими после употребления легких наркотиков, с ощущениями, описывающими во время медитации и с другими состояниями, имеющими отношение к недлительным изменениям мозговой деятельности.

Трансперсональная психология, как новое направление в психологии

Представители этого направления предполагают, что есть Высшие силы, но при этом они исключают связь с какой-либо из существующих религий. Основное направление в изучении – множество состояний сознания, которые могут подчиняться неизвестным законам.

Психика человека не ограничивается, к примеру, мозгом, биографией, воспитанием, и поэтому сознание может «путешествовать». Это позволяет расслабиться, активировать процесс восстановления, получить новые знания, вдохновение и т.д.

Модель психики в трансперсональной психологии во многом ориентируется на восточные практики, поэтому представители часто организуют семинары, как правильно медитировать и практиковать дыхательные техники.

Это направление изучает разные варианты сознания и переживаний, которые могут кардинально изменить существующие ценности и помогают приобрести целостность личности.

Сегодня трансперсональная терапия пользуется огромной популярностью. Многие во время сеансов испытывают неприятные ощущения, которые могут сопровождаться проблемами с дыханием, ощущением тошноты и удушья. Именно поэтому проводить такие занятия должен только специалист, умеющий контролировать подобные состояния.

Книги по трансперсональной психологии

Впервые подробно заговорили об этом направлении в 1902 году, и сделал это Уильям Джемс. Над развитием трансперсональной психологии работало много специалистов, среди которых можно выделить следующих: А. Маслоу, С. Гроф, М. Мерфи и многие другие. Сегодня представлено достаточно много литературы по трансперсональной психологии, вот некоторые популярные издания:

  1. «За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии». Автор – С. Гроф. В книге представлены важные наблюдения за психикой человека, касающиеся сфер, которые невозможно объяснить существующими науками и теориями.
  2. «Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста». Автор – К. Уилбер. Автор предлагает простую в понимании концепцию человеческого сознания, на основе которой предложено несколько форм терапии. К каждой главе приложены определенные упражнения, благодаря которым можно легче и быстрее понять описанную информацию.
  3. «Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации». Авторы – С. Гроф и К.Гроф. Эта книга по трансперсональной психологии предназначена для людей, которые пережили или на данныймомент переживают духовный кризис. Данная в этом издании информация поможет не только человеку с проблемами, но и его близким людям.
  4. «Измененные состояния сознания». Автор – Ч. Тарт. Многие люди хотя бы раз в жизни задумывались о том, что сейчас они находят в реальности или во сне. В книге объясняется, что человек не всегда может это правдиво объяснить, поскольку существует огромная неизведанная область психической деятельности. Автор также попытался проиллюстрировать способы, как можно вызвать измененное сознание.

Это только небольшой перечень книг, по трансперсональной психологии. Большинство изданий написано известным американским психологом Станиславом Грофом.

Источник: https://womanadvice.ru/transpersonalnaya-psihologiya

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология личности

текст раздела подготовлен по материалам В.Козлова, В.Майкова и Г.Карельского

Термин «» имеет латинские и греческие корни. Греческое слово «психология» состоит из двух слов — «psyche», что означает душа, дух, дыхание и «logos», т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова «психология» следующее: «слово души» или «слово духа». Слово «трансперсональная» происходит от латинских «trans» и «persona», т.е. «сквозь», «через» и «маска».

Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает «слово души сквозь и по ту сторону маски».
Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».

Мировые духовные и философские традиции являются предшественниками и носителями трансперсонального проекта в психологии. Следует различать между собой термины «трансперсональное», «духовное» и «религиозное».

Религиозные переживания относятся к системе верований, хотя и содержат некоторые трансперсональные элементы. Духовное относится к области человеческого духа и части человеческого опыта, которая не ограничена телесным переживанием.

Трансперсональные переживания, выходящие за пределы уровня эго, включают духовные переживания и вбирают в себя воплощенное человеческое переживание высших уровней.

Трансперсональная психология возникла в США в конце 60-х годов XX века на основе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, и др.

Проблемное поле трансперсональной психологии обозначили специалисты психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также ученые из других областей знания: У. Джеймс, З. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д.

Чью, Ф. Капра и др.

Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях.

Трансперсональная психология — это учение о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д.

, которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Особенностью современной трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.

Во время дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей — А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими — было узаконено название «трансперсональная психология». Существует немало интерпретаций самого слова «трансперсональное».

Трансперсональный психолог Кен Уилбер слово «трансперсональное» поясняет как: «личное +…» и считает, что трансперсональная ориентация включает все остальные области личностной психологии и добавляет к ним более глубокие аспекты человеческого опыта, которые трансцендируют повседневные переживания.

Он считает, что трансперсональное — или «более чем персональное, надличностное» — это попытка более глубоко и научно представлять весь спектр возможного человеческого переживания.

Кен Уилбер утверждает, что трансперсональная психология исследует весь спектр сознания и она естественно обнаруживает себя в сочетании с другими трансперсональными подходами: трансперсональной экологии, трансперсональной философии, антропологии и социологии.

Р. Уолш и Ф. Воон считают что, трансперсональными можно назвать переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух и космос.

Брюс Скоттон определяет «трансперсональное» как находящееся «за пределами личностного» и относит его к области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня.

Более специфично трансперсональное относится к развитию за пределами среднего функционирования, где такое высшее функционирование оказывается более распространенным, чем считалось раньше.

Трансперсональное развитие является частью континуума человеческого функционирования и сознания, простирающегося от предперсонального через персональное и к трансперсональному, в котором эго сохраняется, но оказывается в окружении более всеобъемлющих точек отсчета.

Развитие человеческого сознания, в соответствии с исследованиями основателей трансперсональной парадигмы психологической науки (У. Джеймса, К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбера, С. Грофа и др.), происходит по следующей схеме: сначала дифференциация, независимость функционирующего эго и затем трансцендирование привязанности к этому эго.

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.

Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.

. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Тематические разделы:

Источник: http://www.terton.ru/transpersonalnaya-psihologiya.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология личности

Развитие науки о человеке в наши дни активно продолжается – об этом свидетельствует возникновение и само существование трансперсональной психологии. Ее родоначальники заложили фундамент универсального, новаторского понимания мира и личности, методов ее развития.

Характеризуя трансперсональную психологию как подход из будущего, специалисты стремятся воссоздать целостную, гармоничную картину мироздания, где человек перемещает границы своих возможностей, сознавая общность не только с другими людьми, но и с Вселенной. Что является содержанием данного подхода, на чем он основан, как трансперсональная психология развивается сейчас? Попробуем найти ответ.

Что такое трансперсональная психология

Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность».

Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания.

Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.

ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:

  • особенности расширенного состояния сознания;
  • феномены парапсихологии;
  • духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
  • психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
  • методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг);
    исцеляющие практики народов (индейцев и проч.);
  • медитация и практика йоги;
  • процессы старения, смерти и умирания;
  • особенности духовного роста.

ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Современные направления в психологии претендуют на роль сугубо научных и объективных, их исследования подтверждаются фактами и через проведение исследовательских экспериментов. Но традиционная наука о человеке несколько игнорирует отдельные феноменологические проявления личности – трансперсональный опыт.

Трансперсональный подход в психологии более сосредоточен на специфических сферах знаний о человеке:

  • на особенном понимании психики, которая «соразмерна всей вселенной (всему сущему)» и не должна ограничиваться личностным опытом;
  • на вдохновляющих для творчества явлениях – их природе, формах, причине и следствии;
    на изучении человеческого сознания в сочетании с творческим разумом Вселенной, когда личность рассматривается в многообразии контекстов (межличностном, межкультурном, экологическом, космическом);
  • на целостности рассудка и телесности, которые неотъемлемо существуют друг от друга и по отдельности не определяют целое (личность человека), но в сочетании позволяют жить в гармонии с собой;
  • на широте охвата и адаптивности, когда в сферу интересов ТП попадают даже диаметральные области знаний (религия и физика, к примеру).

Четко можно сформулировать чем ТП не является: ее называют скорее паранаукой, до научной дисциплины она не суживается, почти все научные общества выступают с критикой по поводу слабости научных оснований подхода и результативности применяемых в нем методов. Хотя популярность ТП от этого не уменьшается и даже растет!

Пересматривая сложившиеся традиции научного подхода, ТП удается объединять несочетающиеся с научной точки зрения психофизику и психофизиологию.

Представители трансперсональной психологии

Основатели изначально дали имя трансперсональной психологии как «четвертой силе» – поставив ее в один ряд с уже существующими традициями бихевиаризма, психоанализа и гуманистического подхода.

Истоки новой традиции закладывались уже в разработках Карла Юнга. Его архетипы – символы, сложившиеся за долгие годы существования человечества, являются интегрированным опытом людей и коллективным бессознательным. Именно с их помощью может осуществляться исследование глубинных (духовных) уровней психики.

Юнговское личностное развитие человека превращается в познание и интеграцию разрозненных смыслов коллективного бессознательного (его символов – архетипов).

Абрахам Маслоу

А.Маслоу по праву признан родоначальником – как гуманистической психологии, так и трансперсональной. Для последней он четко выписал общие принципиальные моменты. Учение про самоактуализацию личности прославило его в области гуманистического подхода.

Видя ограниченность гуманистической психологии, Абрахама Маслоу заинтересовали «пиковые переживания» личности:

  • кульминационные мгновения любовных отношений;
  • инсайты (внезапное «озарение»);
  • ситуации экстаза;
  • утрата границ своего «Я».

Эти исследования явились каркасом будущей «четвертой силы». А спустя некоторое количество времени (1968 г.), в ходе заседания по поводу создания новой научной школы, ученый Абрахам Маслоу и психотерапевт Энтони Сутич поддержали предложение своего коллеги ввести термин «трансперсональная психология». Автором названия школы психологии стал Станислав Гроф.

Про успешность начинания говорит тот факт, что уже в 1969 году трое упомянутых исследователей издали 1-й номер журнала, полностью посвященного новому направлению в психологии и с таким же названием (Journal of Transpersonal Psychology).

Станислав Гроф

Психолог чешского происхождения, С.

Гроф стал известен как руководитель программы по изучению психоделиков (класс психоактивных препаратов, меняющих восприятие, эмоциональную сферу и сознание) в одном из центров психиатрических исследований в США.

Хотя психоделические вещества уже в 1973 году оказались под запретом, их исследования подтолкнули Станислава Грофа к созданию авторской концепции холотропной терапии.

Данный подход автором охарактеризован как теоретическая и практическая основа психотерапевтической работы и самопознания через измененные состояния сознания.

Ядром концепции является усилия и активность личности по восстановлению целостности.

Здесь совмещены опыт по изучению измененных состояний сознания человека под воздействием психоактивных препаратов (например, ЛСД) с нефармакологическим влиянием на сознание личности.

С.Грофом был предложен метод холотропного дыхания, в ходе использования которого снимаются блоки, удерживающие внутренний поток энергии человека – тогда возможным становится активизировать подавленное сознание и превратить его в поток познавательных переживаний.

Владимир Майков

Отечественные представители ТП удачно адаптируют и развивают опыт западных исследований. Первый президент ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП) Владимир Майков инициировал распространение холотропной терапии в России.

Внедряя традиции ТП через тренинговую работу, В.Майков раскрывает возможности практик холотропного дыхания и пневмосинтеза как средства разрешения жизненных затруднений. Философия поддержки, основанная на холотропной мудрости, противопоставляется манипулятивной философии и философии управления человеческой психикой.

Лишь расширенные состояния сознания, достигаемые через дыхательные практики, проявят механизмы интеграции до того разделенных во времени и пространстве переживаний, людей, событий. Тогда раскрываются грани единого процесса исцеления и самопознания.

Многообразие трансперсонального подхода легло в основу совместного издания В.Майкова с В.Козловым (доктором психологических наук, психологом-практиком), в нем показаны фундаментальные основы ТП, представлены идеи о ее роли, функциях, значении для современного мира (в культуре и науке про особенности психики человека).

Герман Карельский

Практическую работу по обучению принципам ТП проводит еще один учредитель АТПП – Г.Карельский. Будучи соавтором программы духовного акушерства и перинатальной психологии, Герман Карельский способствовал продвижению альтернативного акушерства через многолетнюю подготовку профессионалов в этой области.

Как сертифицированный специалист международного уровня в психотерапии методами ТП, Г.Карельский реализует практику развития личности посредством интенсивных интегративных технологий. Тут психика человека рассматривается как комплекс дихотомических (дуальных, противоположных) структур, а развитие – сущностное слияние пространства Я с не-Я.

Трансперсональная психология: методы исследования

Методы исследования в ТП основаны на использовании устоявшихся и передовых подходов. К традиционно психологическим методам в ТП следует отнести: психофизиологические (активность мозга исследуется через ЭЭГ – электроэнцефалографию), психодиагностические (применяются тестовые методики и опросники – индекс базовых духовных переживаний, методика САН).

Сугубо трансперсональными можно назвать:

  • психоделические методы (использование фармакологии – психостимуляторов);
  • дыхательные психотехники;
  • работа с органами чувств (воздействие на анализаторы – зрительные, слуховые);
  • визуализация и работа с воображением.

Отдельно существуют техники инициации измененного состояния сознания (ИСС). В практике используются несколько приемов, которые берутся из различных областей (религиозных, шаманизма, мистицизма):

№ п/пНазвание техники ИСССодержание техники ИСС
1 Фокусировка внимания и внезапное его переключение прикосновение предметом в момент суггестии (жезлом, символическим предметом)
2 Стимуляция через жидкостную депривацию отказ от питья на некоторое время, воздержание от жидкости при интенсивных физических нагрузках
3 Усиленная двигательная активность безостановочный бег, бесконечный танец
4 Температурное (значительное снижение/повышение) воздействие купание в ледяной воде, пробежки по снегу босыми ногами, пребывание в условиях повышенных температур
5 Акустическое воздействие непрерывное песнопение, звуковое воздействие музыкальных инструментов или предметов
6 Ограничение двигательной активности, уединение неподвижное сидение в уединенном, темном и тихом месте
7 Депривация сна создание условий, когда невозможно погрузиться в сон

Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.

Холотропное дыхание

Особенность холотропной терапии состоит в пробуждении бессознательной составляющей психики через холотропное дыхание (глубокое, с высокой интенсивностью и частотой), телесные упражнения и специальные музыкальные композиции. Под таким воздействием снимаются блоки, восполняется энергия жизненных переживаний в психике человека, которые до этого подавлялись.

Человек должен двигаться в потоке активированной энергии, спонтанные действия (движения, позы, звуки) не нужно сдерживать в ходе сеанса. Именно так отыщется путь к трансформирующему исцелению, энергия потечет в необходимое русло. Практика дыхания должна продолжаться до момента угасания потока энергии, полого расслабления тела.

Результатом сеанса должно стать обретение целостности Я.

В измененной реальности могут возникать любые образы: нерешительный мужчина смотрит в глаза понравившейся женщине, преодолевая свои комплексы; женщина, утратившая свою идентичность из-за жизненного кризиса, вновь постигает очарование женственности и словно перерождается. Или запутавшийся в жизненных приоритетах человек обретает способность понять, что любит свою семью, что именно ей сейчас нужно уделить максимум внимания.

Главное, что реальность личности действительно меняется.

Ребёфинг

Техника словно заставляет пережить процесс рождение заново, тем самым проработать родовую травму и выплеснуть из себя негативные переживания. Последовательность реализации ребефинга включает 5 элементов:

  1. дыхание, организованное по определенному циклу (чередование вдоха и выдоха без пауз);
  2. достижение расслабленного состояния (мышц, психики в целом);
  3. особое внимание (тотальное, не пропускающее мельчайших нюансов);
  4. позитивное интегрирование (изменение контекста – от негатива к позитиву во всем);
  5. доверительное отношение к сеансу ребефинга.

Тета-хилинг

Изменение активности мозга путем сосредоточения и работы на определенной волне (тета) стало основой тета-хилинга. Через тренировки и медитативное состояние человек научается чувствовать энергетическое поле особого порядка. Тут могут возникать зрительные образы, ощущения парения в воздухе, творческие озарения.

Простейшая технология перехода в тета состояние начинается с воображения пульсирующего у себя в груди сгустка света. Дальше надо представить, что световой поток поднимается вверх (2,5 м над головой). Через короткое время поток нужно вернуть назад.

Результатом подобной визуализации должно стать ощущение необычного спокойствия в сочетании со сконцентрированным вниманием. Схему нужно повторять до состояния полного отсутствия мыслительных процессов – это и называют состоянием тета.

Обучение трансперсональной психологии

Передача и получение знаний по ТП должны носить целостный характер, активизироваться не поверхностным желанием получить диплом или формально пройти обучение («для галочки»), а скорее опираться на мотивы познания себя и мира, овладевая не только теоретическими постулатами, но и практикой трансперсональной парадигмы.

Удачным примером служит Институт интегративной психологии и психотерапии. Каждый желающий может обучаться в магистратуре по специальности «Трансперсональный психолог» и получить второе высшее образование.

Примечательной есть сама образовательная программа, опирающаяся на подходы ТП: обязательными являются дистанционное обучение и самообучение, а также практическая подготовка в виде цикла тренингов под руководством признанных специалистов в ТП, т.к. никакие книги не заменят непосредственного опыта постижения.

В заключении еще один пример проникновения традиции ТП в нашу жизнь – в культорологическую сферу.

Яркой иллюстрацией трансперсонального подхода стала одна из радиопередач – Фрэнки шоу. Она выходила на одной из российских радиостанций (около 7 лет) в виде некой биографической викторины.

Трансляция была в стиле эфира из сумасшедшего дома, а ее ведущий, умалишенный Фрэнки, каждый раз представлялся каким-либо вымышленным или реальным персонажем. В течение всей программы повествование Фрэнки велось от имени и о событиях, происходящим с персонажем. Задача слушателей – угадать, чья роль исполняется.

Подобные медиа эксперименты позволяли слушателям выйти за границы своего Я, разнообразить свою жизнь через понимание и охват другой реальности, тем самым лучше осознавать свое место в картине целостного мира.

С уверенностью можно сказать – трансперсональная психология может стать той универсальной кистью на пути самопознания, самопринятия и самосовершенствования, которая способна раскрасить любую черную полосу в жизни каждого развивающегося как личность человека.

Источник: http://zhenskaya-dusha.ru/zhenskaya-psihologiya/transpersonalnaja-psihologija

Ссылка на основную публикацию