Самопознание и развитие личности, виды самопознания человека

Самопознание и развитие личности. 2 Цели и задачи урока 1. Объяснить понятия и термины: самосознание, самопознание, самооценка. 1. Объяснить понятия и. – презентация

Самопознание и развитие личности, виды самопознания человека

1 Самопознание и развитие личности<\p>

2 2 Цели и задачи урока 1. Объяснить понятия и термины: самосознание, самопознание, самооценка. 1. Объяснить понятия и термины: самосознание, самопознание, самооценка. 2. Ознакомиться с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности. 2. Ознакомиться с особенностями процесса самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности. 3. Определить трудности познания человеком самого себя. 3. Определить трудности познания человеком самого себя. 4. Развить у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы. 4. Развить у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы. 5. Рационально решать познавательные и проблемные задания. 5. Рационально решать познавательные и проблемные задания. 6. Способствовать выработке гражданской позиции учащихся. 6. Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.<\p>

3 3 План 1.Мозговой штурм 2.Притча 3.Мнения 4.Новый материал 1.Исторический взгляд 2.Современный взгляд 3.Виды самопознания 4.Этапы самопознания 5.Самооценка 6.Образ Я 7.Самонаблюдение 8.Самоидентификация 5.Заключение<\p>

4 4 Мозговой штурм Ощущения Ощущения Восприятие Восприятие Представление Представление Понятие Понятие Суждение Суждение Истина Истина Заблуждение Заблуждение Наблюдение Наблюдение Эксперимент Эксперимент Аналогия Аналогия Личность Личность Сознание Сознание Познание Познание<\p>

5 5 Притча<\p>

6 6 Мнения… Евтушенко Е. А. Евтушенко Е. А. Франсуа Вийон Франсуа Вийон Я знаю как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя.<\p>

7 7 Исторический взгляд Джон Локк Иммануил Кант Георг Гегель<\p>

8 8 Современный взгляд Особенности самопознания и самосознания. Особенности самопознания и самосознания. Что такое самосознание? Что такое самосознание? Что такое самопознание? Что такое самопознание? Что такое самоузнаваемость? Что такое самоузнаваемость?<\p>

9 9 Особенности самопознания и самосознания Объект и субъект совпадают. Объект и субъект совпадают. Самосознание – это определение человеком себя как личности. Самосознание – это определение человеком себя как личности. Важный признак самосознания – готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершенные действия. Важный признак самосознания – готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершенные действия. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни. Самопознание происходит на индивидуальном уровне в течение всей жизни. Личность проявляет себя в процессе самореализации. Личность проявляет себя в процессе самореализации. Для реализации самого себя человек должен знать свои особенности. Для реализации самого себя человек должен знать свои особенности. Самопознание начинается с самоузнаваемости. Самопознание начинается с самоузнаваемости.<\p>

10 10 Основные понятия Самосознание – способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль. Самосознание – способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самоузнаваемость – процесс, который начинается в возрасте 3-8 месяцев; при этом ребёнок постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Самоузнаваемость – процесс, который начинается в возрасте 3-8 месяцев; при этом ребёнок постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов.<\p>

11 11 Виды самопознания Опосредственное Опосредственное –Совершается путем анализа собственной деятельности. Непосредственное Непосредственное –Выступает в форме самонаблюдения.<\p>

12 12 Этапы самопознания Первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Кризис первичного самопознания – активное познание себя самим собой Вторичное самопознание – активное самопознание, при котором человек переделывает себя в соответствии со своим собственным планом.<\p>

13 13 Факторы самооценки Сопоставление реального Я с образом того идеала, каким личность хотела бы быть. Сопоставление реального Я с образом того идеала, каким личность хотела бы быть. Оценка других людей во многом обусловливает самооценку личности. Оценка других людей во многом обусловливает самооценку личности. Отношение личности к собственным успехам и неудачам. Отношение личности к собственным успехам и неудачам.<\p>

14 14 Формула самооценки Самооценка = Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, либо снизив требования к идеалу.<\p>

15 15 Мотивы самооценки Понимание себя. Понимание себя. Повышение собственной значимости. Повышение собственной значимости. Самопроверка. Самопроверка.<\p>

16 16 Уровни самооценки Реалистический Реалистический У людей, ориентированных на успех. У людей, ориентированных на успех. Нереалистический Нереалистический У людей, ориентированных на избежание неудач. У людей, ориентированных на избежание неудач. –завышенная самооценка –заниженная самооценка<\p>

17 17 Образ Я 3 «Я» скрытое 1 «Я» открытое 2 «Я» слепое 4 «Я» неизвестное Открытое «Я»: знание о себе и о других Скрытое «Я»: секреты – все, что вы думаете, чувствуете, скрываете это в себе Слепое «Я»: то, что интересно другим, вам не очень ясно: привычки, манеры, защитные механизма. Неизвестное «Я»: то, что не известно никому и проявляется в определенных ситуациях; бессознательно – мечты, комплексы, мистический опыт<\p>

18 18 Исповедь Самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем.<\p>

19 19 Основные формы самонаблюдения Личные дневники Личные дневники Анкеты Анкеты Тесты Тесты<\p>

20 20 Самоидентификация – мое место в мире… Диффузная идентичность Диффузная идентичность –отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего. Предрешенная идентичность Предрешенная идентичность –подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих. Кризисная идентичность Кризисная идентичность –подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее. Реализованная идентичность Реализованная идентичность –подросток делает свой выбор осознано и вполне самостоятельно.<\p>

21 21 Заключение Вопросы: – Какие этапы самопознания можно выделить? – Можно ли считать представление о собственной внешности истинным? – Какие факторы с вашей точки зрения влияют на самооценку личности? – Какие способы повысить самооценку вы знаете?<\p>

22 22 Домашнее задание Параграф 27, вопросы на стр<\p>

23 23 Спасибо за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/493613/

Самопознание и саморазвитие личности

Человек только тогда с гордостью может называться личностью, когда не останавливается в своем жизненном движении и делает максимум, чтобы реализовать себя в жизни и обществе.

Самопознание и саморазвитие личности – как раз те категории, которые обеспечат успешность и результативность процесса реализации себя. Понимание и содержание упомянутых категорий заложено в самом их названии.

Самопознание – умение, возможность и способность объективно посмотреть на себя и относиться к себе как к объекту познания. Саморазвитие – усовершенствование собственных потенциальных возможностей своими силами с целью достижения наивысшего уровня.

Наиболее развернуто, с использованием научного подхода самопознание рассматривается в психологии. Смысловые характеристики процесса познания себя представлены несколькими гранями:

  • здоровье личности – как психологическое, так и психическое;
  • гармония внутреннего мира и зрелость личности с психологической точки зрения;
  • оптимальная реализация личностного потенциала.

Описанные грани работают во взаимодействии и целостности, лишь так обеспечивается эффективность самопознания личности.

Процесс самопознания и саморазвития личности продолжителен по времени. Его осуществление проходит в течение всей сознательной жизни человека. Еще в раннем возрасте дети развиваются и познают свои возможности, окружающий мир через механизмы подражания.

Ребенок буквально впитывает все вокруг, не различая при этом содержания: что пригодится, а что не будет нужным; что относится к понятию «положительное», а что характеризуется как «отрицательное». Разделение и освоение всей воспринятой информации происходит в ходе дальнейшего саморазвития личности, где-то после 3-х летнего возраста.

Теоретических подходов к концепции саморазвития личности существует много. Один из них – Self-concept теория или самоконцепция. Предполагает способность к саморазвитию и психологическую готовность к нему. Человек, в процессе возрастного созревания, строит ряд убеждений относительно себя и находит собственный мотив, побуждающий к саморазвитию.

При этом складывается содержание мыслей и чувств человека, формируется специфика его поведения, отношение к окружающей действительности и мировосприятие. Каждый определенным образом творит собственный сценарий жизни, может усовершенствовать его при изменении сознания и образа мыслей.

Теория самоконцепции задает структуру личности, состоящей из тройственности собственного «Я».

Я в идеале – четкое суждение о своей уникальности, включающее представления о мечтах, идеалах, надеждах и иллюзиях. Это интегрированный образ идеального для конкретной личности человека, вобравший в себя лучшие качества и поведенческие проявления, черты характера и жизненные ценности – своего рода наивысший стандарт.

Я в реальности – то, как каждый видит свой собственный образ на данный момент, подобие внутреннего зеркала, где отражается личность, ее образы мира, поведение, мотивация и прочее.

Я в оценке себя – характеристика уровня самооценки личности, чувство собственной привлекательности или неудовлетворенности собой. Самооценка поддерживает индивидуальность человека или загоняет личность в тупик.

Саморазвитие личности в данной концепции выглядит как процесс интеграции компонентов «Я».

На начальном этапе определяется собственный идеальный образ, каким должен быть совершенный человек по конкретным характеристикам – это позволяет максимально уточнить задачи саморазвития и подобрать оптимальные методики.

Именно на это направляется мышление саморазвивающегося человека – хотя бы 15 минут ежедневно анализируется собственное мнение.

Так постепенно формируется представление о путях приближения к идеалу: как именно необходимо себя вести, с кем именно общаться, чем заниматься и что конкретно делать. Постепенно уменьшается разрыв между «я в идеале» и «я в реальности». «Я в оценке себя» подскажет, на правильном ли пути человек.

Самопознание неотрывно от саморазвития личности. Человек, не понимающий и не принимающий себя таким, как есть, свои уникальные особенности не сможет конструктивно подойти к процессу саморазвития, понять его направление и движущий мотив.

Источник: http://istina-ryadom.ru/dukhovnoe-razvitie/samopoznanie-i-samorazvitie-lichnosti.html

15.5. Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие

Опорные слова к вопросу №15 — здесь

Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие.

Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается:

  • во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами,
  • во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности),
  • в-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений (Я-образов) о самом себе.

Самопознание является основой развития са­моконтроля и саморегуляции человека.

Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения.

Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка – это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки.

Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной.

Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п.

Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.

Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания.

Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей.

В психологии установлено, что для лиц, совершающих правонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуважения составляет важную, как правило, неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступают защитные механизмы личности (см. соответствующий экзаменационный вопрос).

Источник: http://vestishki.ru/node/772

Методы самопознания личности

 Что в себя включает понятие «Самопознание».

Как же познать собственную личность? Посмотрим, какие методы самопознания существуют.

1 способ – это целенаправленно наблюдать за собой. Как я поступаю в той или иной ситуации, какие чувства обуревают, что и о чем я думаю каждую секунду. 

Последние 2 месяца я приучала себя наблюдать за ходом своих мыслей. Это очень интересно! Попробуйте!

Более того, сейчас я учусь переводить негативные мысли в позитивные. Это просто супер прикольно! Не говоря о том, что хорошего настроения стало намного больше, чем хандры! И это ощущение сказочно, потому что я целых 5 лет находилась в затяжной депрессии. И у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Наблюдайте за собой, не запускайтесь!

2 метод самопознания личностианализировать все то, что заметили в себе. Вот довели меня до сильного раздражения. А как легко меня довести до такого состояния? Ведь я спокойная по своей сути.

И выясняется, что становлюсь легко вспыльчивой и даже резкой в общении только с одним человеком. И это самый близкий и любимый человек способен довести меня до белого каления!

Какая причина? Почему в целом я рассудительная и спокойная, загораюсь, как спичка? И понимаю, что это тянется с самого детства. Мне всегда этот человек пытался навязать свое мнение, а я упорно сопротивлялась и поступала по-своему. И сейчас, уже взрослая и прожившая длинную жизнь, завожусь в такой же ситуации с пол-оборота!

И тут я понимаю, что не человек здесь является причиной, а сама ситуация. Оказывается, на меня не надо давить морально и заставлять что-то делать не желаемое мной!

И тут второе открытие, вот почему я с мужем всю жизнь вымучила…

Вот так из самопознания себя, как личности и анализа из конкретной ситуации, которая случилась час назад, – я увидела всю свою жизнь и ВСЕ про нее поняла.

3 метод самопознания – это сравнить себя с неким идеалом человека. Просто с принятыми нормами. Здесь, как мне кажется, не настолько интересно.

Например, сравню себя с супер красавицей с несметными богатствами и кучей поклонников.

Ну и что? Все ясно, и уродина, и нищая и бог весть что еще можно про себя подумать. Нет уж, не желаю никому себя сравнивать с эталонами.

Я единственная и самая хорошенькая, самая добрая, самая умница и все в таком роде. И мужчина будет дурак, если не разглядит это все во мне!   Другое дело! Не правда ли? И дураков хватает.))) Не без этого.

😉

4 вариант – очень мудреный – это смоделировать себя, свое поведение, характер специальными знаками. При этом, и других людей тоже включить в моделирование взаимоотношений.

Не пробовала, но любопытно. Прямо сейчас и сделаем это вместе с тобой, мой любимый читатель!

  Для этого хорошо подойдет любой сервис по созданию инфографики. Мне больше всего понравился, предложенный здесь.

Смотрите, что получилось. Изображены я, мои дети, внуки, бывший муж и кот в мешке. Думаю угадать кто где – не трудно внимательному человеку. 

 

Изобразила свое окружение, но не всех. А только с ярко выраженными отношениями.

5 механизм познания себя наступает после изучения предыдущих шагов. Теперь мы должны осознать наличие противоположности. Ведь одно и о же качество человека имеет две стороны медали: негативную и позитивную. И когда мы принимаем себя такими, как есть, мы приближаемся к самосовершенствованию.

Самым распространенным методом является самопознание через познание других людей. Мы оцениваем другого в ситуациях, делаем анализ его поступка. Вспомните свой вопрос: «ну почему он (она) так поступил(а)?». Таким образом, мы видим собственное отличие.

Одни пишут личные дневники, другие смотрят фильмы и читают книги, где замечают психологические портреты героев и ставят себя на их место. А я бы так поступил или нет?

Также можно читать специальную литературу по психологии, проходить тесты, участвовать в тренингах.

Для чего нужно понять себя, как личность?

Для того, чтобы повысить свою самооценку.

И на этом этапе, мы себя должны сами проверить, насколько соответствует желаемое действительному. Чего мы добились, познавая себя и, над чем еще предстоит работать.

Источник: http://i-magik.ru/psikhologiya/metody-samopoznaniya-lichnosti.html

Процесс самопознания — это способ познакомиться с собой

Самопознание — это уникальный процесс, связанный с изучением и развитием себя как личности. Это способ гармоничного и целостного формирования индивида. Процесс самопознания начинается еще в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни человека.

Значение и общая характеристика

Определение «самосознание» включает изучение личностных характеристик, осознание своей глубинной сути, а также психических и физических способностей.

Самопознание — это серьезная потребность, которую испытывает только человек. Это процесс познания своих потенциальных и актуальных возможностей, личностных, интеллектуальных качеств, черт характера, своих взаимоотношений с другими людьми.

У одних самосознание не занимает много времени: оно происходит в один момент. А у других на определение себя в этом мире уходят годы, десятилетия, а иногда вся жизнь.

В науке данное определение лучше всего объясняется в психологии. Она помогает обозначить смысловые функции самопознания. Например, в психологии выделяются следующие грани самосознания:

  • критерий психологически здоровой личности;
  • способ обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
  • путь саморазвития и самореализации индивида.

Все эти функции связаны между собой и помогают составить целостный портрет зрелого и здорового человека.

Самопознание помогает разрешать конфликты и понимать мотивы собственных поступков. Через познание самого себя человек учиться управлять своей жизнью.

Лишь через познание человек становится личностью, обретает счастье и делится им с окружающими людьми.

В процессе самосознания развиваются творческие способности, индивид находит новые способы решения проблем, которые основаны на взаимопонимании, сопереживании и взаимопомощи.

Определение «самосознание» имеет несколько значений:

  1. Религиозное. Здесь это средство, которое помогает достичь единства с Богом, осознать в себе Божественное начало.
  2. Повседневное. Здесь это способ наиболее широкого применения своих способностей, это метод, с помощью которого можно управлять другими людьми.
  3. Психологическое. Здесь это средство, которое помогает обрести психологическое здоровье, внутреннюю гармонию и зрелость.

Психологи и философы сходятся во мнении, что первоначально самосознание — это инстинктивный процесс, а осознанное восприятие — это продукт жизненного опыта.

Виды самосознания

В психологии обозначены следующие виды самопознания:

  • опосредованное;
  • естественное;
  • самоисповедь;
  • рефлексия;
  • познание себя через познание других, в ходе общения, игры, труда, развивающей активности.

На практике существуют такие способы самопознания, как:

  • анализ;
  • наблюдение за собой, применяются следующие формы: дневник, анкета, тесты;
  • правдивый внутренний самоотчет;
  • размышления о происходящем в сознании.

Человек посвящает знакомству с самим собой всю жизнь, иногда это происходит неосознанно. Процесс начинается с рождения, заканчивается смертью. Формирование складывается поэтапно по мере отображения внешнего и внутреннего мира личности.

Познать себя можно через постепенное, осознанное узнавание других. Младенец не отделяет себя от окружающего пространства.

В возрасте 3-8 месяцев ребенок учится идентифицировать себя, свои органы, тело в целом от окружающей обстановки. Это называется самоузнаванием — первая ступень на пути к самосознанию.

Для малыша родители, окружающие взрослые — главный ресурс сведений о самом себе. Именно родители дают имя, приучают отзываться на него и т.д.

С того момента, как в лексиконе ребенка начинают появляться такое выражение, как «хочу сам», наступает новый этап самопознания. Ребенок начинает словами обозначать себя, давать себе характеристику.

Изучение собственных качеств происходит с помощью деятельности, контакта с окружающим миром. В процессе коммуникации люди узнают друг друга, дают оценку окружающим. Данные показатели непосредственно влияют на самооценку личности.

Самооценка — эмоционально-субъективная позиция по отношению к своему образу.

Факторы, которые оказывают влияние на самооценку:

  • сравнение своего Эго с выдуманным эталоном;
  • оценивание окружающих людей и сравнение себя с ними;
  • собственное отношение к успехам, неудачам.

Эго-концепция — это более или менее устойчивое, осознанное понятие личности о самой себе. Это представление, как правило, зафиксировано словесно.

Концепция может быть как адекватной, так и неадекватной. Человек способен придумать себе такой образ, который не соотносится с реальностью, вступает с ней в конфликт.

Правильная оценка самого себя помогает успешной адаптации к миру, окружающими людям.

Структура самосознания

Самопознание человека включает в себя следующие элементы:

  1. Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
  2. Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
  3. Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.

Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:

  1. Реальное. Согласуется с представлением личности о себе в настоящий момент времени. При помощи самопознания можно увидеть объективную картину собственного положения. Индивид дает себе оценку с различных позиций. Общий образ складывается на основе всех социальных ролей. Человек буквально ставит перед собой вопросы о том, какой он родитель, работник. Результаты могут удовлетворять личность или же расстраивать ее. Если образы не совпадают друг с другом, появляются переживания и страдания. Человек способен уйти в глубокую рефлексию.
  2. Идеальное. Это внутренние мотивы и стремления личности к самосовершенствованию. Сюда входят желания, мечты и представления о себе в будущем времени. Формируется представление о том, что нужно сделать для того, чтобы получить желаемое. Этот компонент показывает уровень притязаний, амбиций и уверенности в себе и своих силах. Чаще всего формируется идеальный образ, из-за которого человек не замечает уже достигнутых результатов. Многие так и остаются на этапе мечтаний, не приступив к реальным активным действиям. Для реализации идеального Эго обязательно наличие стремления к переменам.
  3. Прошлое. Это напряженная часть, которая влияет на способ построения жизни человека. Прошлое нельзя изменить. Прожитые негативные моменты не дают личности активизироваться в настоящем времени, делая ее чрезмерно осторожной. Нужно помнить, что прошлое — это незаменимый опыт, который помогает проанализировать собственные поступки и принятые решения. Благодаря этому человек может сконцентрироваться на будущих достижениях.

Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.

Процесс самопознания

В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:

  1. Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
  2. Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
  3. Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.

По активности этапы самопознания можно разделить на:

  1. Пассивную фазу: это возраст от 3 до 8 месяцев, когда познание нацелено на внешний окружающий мир, а познание самого себя происходит эпизодически.
  2. Активную фазу, которую можно разделить на 2 возрастные группы:
    • от 12 до 15 лет: большая часть внимания направлена на внешний вид (одежда, телосложение);
    • от 20 до 30 лет: внимание переключается на внутреннюю сущность (поиск своего места в жизни, самореализация, постижение смысла жизни);
  3. Фазу падения активности: от 60 лет. Индивид считает, что знает о себе все, поэтому самопознание уходит на второй план.

Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.

Упражнения на самопознание

Самопознание в психологии — это сложный, но интересный, полезный процесс. Многих волнует вопрос о том, с чего начать этот нелегкий путь. Существуют различные методы самопознания, которые можно использовать дома самостоятельно, некоторые из них представлены в игровой форме.

Самопознание и самовоспитание характера можно натренировать с помощью определенных упражнений.

Упражнение «4 квадрата психологии сознания»

Оно направлено на осознание своей сущности, поиск положительных и негативных качеств личности.

Начните упражнение с того, что разделите лист бумаги на 4 части в виде квадрата, каждый из которых пронумеруйте от 1 до 4. В первой части необходимо написать 5 своих положительных качеств. В третьей части нужно прописать свои негативные стороны.

Главное требование этого упражнения — это честность, нужно искренне ответить на эти вопросы для самого себя.

Далее негативные качества необходимо заменить положительными и записать результаты во вторую часть. Например, такое слово, как «скупость» можно перефразировать в «бережливость».

Положительные качества из первого квадрата тоже нужно переделать в отрицательные и записать результат в 4 квадрат.

Затем следует закрыть качества из 3,4 части и прочитать качества из 1 и 2 квадрата.

Суть упражнения заключается в том, чтобы человек понял, что любую характеристику можно описать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Что для кого-то является хорошим, для другого может оказаться плохим. Не следует тратить время на мнение окружающих, лучше сконцентрироваться на развитии качеств, которые нравятся самому человеку и могут помочь ему в будущем.

Упражнение «Мои желания, мечты и цели»

На выполнение этого упражнения понадобится 30-40 минут. В спокойной обстановке нужно записать свои мечты, желания на бумаге. Масштаб желаемого не имеет значения.

Все мечты рекомендуется прописать в мельчайших подробностях. Лучше всего сделать не менее 100 записей. Должна быть полная уверенность в том, что это именно то, чего хочется.

Важно ответить себе на вопрос о том, а зачем это нужно.

Если все сделать правильно, то появится понимание своих намерений, истинных потребностей. Это поможет прожить более осознанную, энергичную жизнь.

Результаты самопознания

Самопознание и самовоспитание характера помогают получить полноценные данные о себе самих. Полученные сведения объединяются по принципу близости, например, свойства характера, эмоциональные характеристики и т.

д. Все это в дальнейшем образует концепцию Эго. Всецело осознать, понять эту теорию невозможно, так как внушительная ее часть находится в сфере бессознательного. Поэтому путь самопознания — незавершенный процесс.

Степень осознания полноты данной системы во многом зависит от желания, намерения индивида к познанию самого себя.

Все представления, которые человек получил о себе, могут оказаться как истинными, так и ложными. Все зависит от адекватной оценки себя.

К общим результатам самопознания с эмоциональной точки зрения относятся:

  1. Чувство идентичности. Оно рождается благодаря пониманию непрерывности своего существования, чувству полноценности и вовлеченности в окружающий мир. Это чувство может усиливаться с возрастом. Если человеку так и не удалось обрести это осознание, то наступает отчаяние, жизнь теряет всякий смысл.
  2. Принятие себя таким, какой есть. Оно неразрывно связано с чувством идентичности. Индивид принимает все свои положительные и отрицательные стороны. Это не значит, что человек не ставит перед собой целей к самосовершенствованию, это лишь создает основу для саморазвития, работы над собой. Если личность не принимает себя или принимает лишь частично, то возникает борьба с самим собой, которую далеко не каждому удается выиграть.
  3. Уважение к своей личности. Это уровень благожелательного отношения к самому себе. Человек в целом принимает себя положительно, ценит и гордится своими успехами. Уважение должно быть основано на реальных результатах. При низком уровне уважения к себе у личности начинаются внутренние конфликты. При завышенной самооценке развивается эгоизм и пренебрежительное отношение к окружающим. Самоуважение должно складываться по формуле успех / притязания.
  4. Чувство личностной компетентности. Оно складывается на основе данных о себе, своих способностях, осознанности и понимании того, что человек сам способен строить жизнь в соответствии с желаниями, уверенности в своих силах.

Результаты познания самого себя, своей сути достаточно обширны. Это система из сведений о личности и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Самопознание и саморазвитие — это путь, проходя который индивид постигает самого себя. Через этот процесс человек может осмыслить и осознать свое внутреннее Эго, лучше узнать свои психологические и физические возможности. Самопознание — это развитие целостности и единства личности.

Источник: https://mypsihologiya.ru/samorazvitie/protsess-samopoznaniya-eto-sposob-poznakomitsya-s-soboj

План лекции 1 Сущность самопознания личности. 2

Лекторий для родителей

Цель: Познакомить родителей с сущностью самопознания личности, развитие составляющих элементов самопознания через предмет «Самопознание».

Форма проведения: лекция.

План лекции

1) Сущность самопознания личности.

2) Самопознание- элемент познавательной деятельности человека.

3) О предмете «Самопознание».

4) Что входит в самопознание.

5) Развитие самосознания и формирование личности.

Ход лекции

1.Сущность самопознания личности

Самопознание первый путь к жизненному самоопределению: для чего и почему стоит жить, роль и место различных видов деятельности в жизни – труда, отдыха, питания, свободного времени, режима, общения.

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников.

Самопознание – это процесс осознания личностью своего «Я», самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных процессов (ощущение восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.), понимание своих потенциальных возможностей, склонностей и способностей, своеобразия протекания своих волевых и эмоциональных процессов, предрасположенности своего организма и состояния здоровья.

Процесс самопознания – это «обыденная работа, повседневная деятельность, которая внешне не отличается оттого, что мы делаем сегодня и каждый день», т.е.

процесс самопознания проявляется в деятельности, по результатам которой личность осознает себя, оценивает свои успехи и недостатки, а также в отношениях, которые складываются в ее процессе.

Значит, деятельность выступает одним из важнейших средств самопознания.

Процесс самопознания является определенным актом, который может существовать «произвольно и не произвольно, с усилием и без усилия, в зависимости от степени привычности обстоятельств, ситуации и предстоящей деятельности». Исследования показывают, что чем глубже самопознание человека, тем успешнее он действуют (учится, трудится, играет и т.д.).

Нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания.

Самопознание совершается, во-первых, в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами.

Во-вторых, при осознании отношения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности).

В-третьих, самопознание совершается в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание личности – сложное системное образование. Оно включает целый ряд составляющих элементов «само»: самосознание, самонаблюдение,

самоопределение, самовыражение, самооценка, саморефлексия, самосовер-шенствование, самореализация, самоутверждение.

2. Самопознание является элементом познавательной деятельности человека.

Способность к самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем

самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.

Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-образ.

Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают.

Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию — образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет.

Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя.

Образ-Я возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека, становления его как личности – с самого детства до глубокой старости.

3. О предмете «Самопознание».

Программа «Самопознание» позволяет детям с раннего возраста осваивать непростую науку быть хорошим человеком. Идея этой программы принадлежит Саре Алпысовне Назарбаевой. Разработанная под ее руководством программа возрождает общечеловеческие ценности.

Сара Алпысовна беспокоится о судьбе каждого маленького Казахстанца. Своей заботой она дарит надежду нашим детям, чтобы они выросли гражданами — патриотами своей страны.

Суть программы «Самопознание» — верить в собственные силы, возможности, научить вас понимать, что свою жизнь вам надо строить самим на принципах нравственности.

^

4.1Самосознание

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Следовательно, одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

«Человек — это знание, которое познает самое себя». Е.Евтушенко.

Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности.

Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.

Но личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Однако для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности, и самосознание, т.е. то, какими люди видят самих себя является важнейшей составляющей самопознания: оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.

Самосознание – это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности». В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и обществ, событий.

4.2 Роль самооценки в формировании личности

Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив…», «Я – абсолютная бездарность», «Я не хуже других…» и т.д. – все это примеры самооценок.

Самооценка наиболее существенная сторона самопознания личности. Самооценка — непременный спутник нашего «Я». С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми.

Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Можно выразить самооценку такой формулой:

Самооценка – успех – притязание

Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные.

И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.

^ приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих.

Это естественно – ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим.

А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – неиссякаемый источник негативизма окружающих.

Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих.

^ может быть обусловлена многими причинами.

Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей.

На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков формируют у человека нелестное мнение о себе.

Источник: http://kzgov.docdat.com/docs/329/index-32982.html

3 Самосознание индивида и социальное поведение

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Самосознание это:

  • осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
  • осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

3. Виды самопознания: опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира.

Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание.

Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.


4.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).


5.
Факторы, влияющие на самооценку:

  • сопоставление реального «Я» с идеалом,
  • оценка других людей и сравнение себя с ними,
  • отношение личности к собственным успехам и неудачам. 

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.


8.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.


9.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

10.
Виды социального поведения:

  • массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);
  • просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;
  • помогающее – конкурентное;
  • девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

11. Значимые виды социального поведения:

  • связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;
  • связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
  • связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.


12.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.


13. Отклоняющееся (девиантное) поведение
– поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.


14. Делинквентное поведение
(от лат. delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

  • Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
  • Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)
  • Ретритизм (отвергает и цели и способы)
  • БунтМятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch1_3

Ссылка на основную публикацию