Самооценка школьника – развитие, диагностика

Методики исследования самооценки школьников

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

1-3 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “ Какой Я? ” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.

Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов. Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла.

Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки

Протокол методики “Какой я”

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки.

Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе.

Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

verabnd.ulcraft.com

Подборка педагогических диагностик для исследования самооценки младших школьников

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Педагогическая диагностика направлена на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.

Самооценка личности младшего школьника является объектом исследования для многих психологов

Из числа многообразных методик измерения самооценки у детей в данную работу включены те, которые являются наиболее адекватными в работе с детьми младшего школьного возраста.

Для выявления различных уровней нравственных суждений и самооценки, которые формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности, был проведен специальный констатирующий эксперимент

При изучении уровней сформированности самооценки у третьеклассников применяли методику взаимо- и самооценок. На основе оценочной шкалы Дембо-Рубинштейн (С.Я.Рубинштейн,1970)была разработана инструментальная часть методики: трехцветная шкала, состоящая из красной, зеленой и черной частей, указывающих на сильную, среднюю и слабую выраженность (или отсутствие) какого-либо личностного качества. Детям предлагали отметить на этой шкале свое положение и положение одноклассников. Тем самым они имели возможность давать себе и своим товарищам высокие, средние и низкие оценки относительно десяти отобранных экспериментатором качеств, характеризующих нравственную сферу человека (доброта, честность, справедливость), особенности деятельности, связанные с гуманистической и общественной направленностью личности (помощь товарищам, работа для класса), эмоционально-волевые проявления (веселость, смелость), а также рационально-деловые характеристики (умный, хорошо учится). Чтобы определить, как дети осознают уровень своего положения и положения товарищей в классе, им предлагали дать оценку по такому показателю, как «уважаемый в классе»

Методика ранжирования качеств была нацелена на определение ценностей ориентации детей. С ее помощью можно было увидеть, в какой последовательности дети выделяют перечисленные качества у человека. Методика определения качеств человека позволила узнать уровни представленности в суждениях детей сущности указанных качеств, т.е. то, насколько четко дети понимают суть качеств, которые им предъявляли для оценки и ранжирования. Определения детей оценивались по трем критериям: наличию качеств, адекватности и степени обобщенности. В результате были выделены четыре уровня определений этих качеств (отсутствующие, неадекватные, адекватно-ситуативные и адекватно-обобщенные), которым для последующей количественной обработки данных придавались соответствующие баллы (0, 1, 2, 3)

Проба Де Греефе

Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом определения самооценки. Ее рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Процедура исследования

В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй — тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя).

От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый — самую короткую; от того, кто средний — среднюю».

После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

Источник: http://all-voprosi.ru/metodiki-issledovaniya-samootsenki-shk/

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

Троицкая И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 207-209. — URL https://moluch.ru/archive/140/39396/ (дата обращения: 19.09.2018).



В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по данной проблеме. Приведены результаты практического изучения проявления самооценки у учащихся начальных классов.

Ключевые слова: самооценка, младший школьный возраст, диагностика, рекомендации

https://www.youtube.com/watch?v=JgOvCUrH6LE

На современном этапе развития системы образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального образования возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных учебных действий (УУД).

Результатом усвоения личностных УУД является развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, таким образом, одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки и позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые и психологи, как Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина, Р. С. Немов, И. И. Чеснокова, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, Г. В. Бороздина, Д.

Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс. В словаре по психологии самооценка определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. С этой позиции были проанализированы труды выше обозначенных авторов.

Наибольший интерес в развитии самооценки имеет младший школьный возраст. Это сензитивный период для формирования и развития самооценки. Так например, известный отечественный психолог, Л. С. Выготский, предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка.

Именно в период младшего школьного возраста самооценка получает свое развитие за счет учебной деятельности, новой позиции — позиции ученика, нового психического образования — рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать.

Именно в этот период ребенок впитывает, накапливает знания о других и о самом себе [1]. Липкина А. И.

считает особенностью этого возрастного периода то, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценки (адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения), которые имеют свою специфику [3].

Самооценка младшего школьника в большей мере, чем у взрослого человека, поддается воздействию и изменению. В самооценке ребенка — ученика начальной школы начинают отражаться его представления о будущем.

В работе Л. А. Кислицкой утверждается, что завышенная самооценка является преобладающей в первых классах. Но по мере взросления младшие школьники в большинстве начинают правильно оценивать себя и свои возможности [2].

В ряде работ отмечается, что самооценка ребенка в начальный период обучения оказывает влияние на весь учебный процесс, на формирование учебной мотивации, саморегуляции деятельности, на удовлетворенность ведущих потребностей возраста [5, 6].

Педагогам и родителям в связи с этим следует уделять особое внимание формированию адекватной самооценки, так как она характеризуется реальным оцениванием личностью самой себя, своих качеств и поступков, то есть человек оценивает себя трезво и объективно. Именно это является основой нормальной самооценки.

В данной статье представлены результаты изучения самооценки детей младшего школьного возраста. С этой целью нами были использованы психодиагностические методики: «Лесенка» Т. Д. Марцинковской [4] и проективная методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З.

Василяускайте [7]. Исследование проводилось на базе МБОУ «Котовская основная школа» и МБОУ СОШ № 14 г. Саров.

В исследовании приняли участие учащиеся 2 и 4 классов, с целью выявления динамики изменения количества детей с завышенной самооценкой на протяжении младшего школьного возраста.

Методика «Лесенка» позволяет выявить представления ребенка о себе, а также то, как он оценивает самого себя, и как, по его мнению, оценивают его другие.

Данная методика выявляет виды самооценки ребенка — низкая, адекватная и завышенная на основе определенного критерия (какая из ступеней выбрана ребенком).

Чтобы получить более полную картину исследования и сделать корректные выводы, учителю необходимо провести индивидуальную беседу с каждым учеником во время или после проведения методики.

На основе полученных данных при проведении методики «Лесенка» нами был сделан вывод, что у младших школьников преобладает завышенная самооценка — 62,5 % во 2 классе, но постепенно она корректируется — 30 % в 4 классе (рис.1).

В младшем школьном возрасте подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки, но это является нормой для младших школьников — это является особенностью данного возраста. При этом дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т. е.

причислившие себя к самым лучшим), на практике не смогли объяснить свое решение.

Рис. 1.

Методика «Нарисуй себя» позволяет определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей младшего школьного возраста. Также как и методика «Лесенка», данная методика требует проведения беседы педагогом с каждым ребенком.

В результате проведения методики «Нарисуй себя» нами был сделан вывод, что у 90 % учащихся 2 класса преобладает позитивное эмоционально-ценностное отношение к себе и только у 10 % наблюдается негативное эмоционально-ценностное отношение, таким образом большинство детей младшего школьного возраста оценивает себя положительно.

Анализ психолого-педагогической литературы и экспериментального исследования самооценки младших школьников позволил нам разработать практические рекомендации для учителей и родителей по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей с заниженной самооценкой:

  1. Педагогу следует создавать для детей ситуации успеха (это повышает уверенность ребенка в себе);
  2. И родителям, и учителям следует не скупиться на похвалу, но в разумных пределах, чтобы у ребенка не сформировалась неадекватно завышенная самооценка;
  3. Также и родителям, и педагогу следует проявлять эмоциональную поддержку по отношению к детям;
  4. Следует предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.
  5. Родителям стоит избегать критики в адрес ребенка, чаще его поощрять, подчеркивать его положительные стороны;
  6. Педагогу и родителям следует соблюдать принцип постепенности в организации ситуаций успеха;
  7. Родителям и педагогам не следует втягивать ребенка в соревнование с другими учащимися, особенно если они лучше подготовлены;
  8. При затруднении в выполнении задания педагогу следует разбить его на части.

Практические рекомендации педагогам и родителям по формированию адекватной самооценки у детей с завышенной самооценкой:

  1. Следует предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  2. Следует предоставлять детям возможность делать выбор;
  3. Педагог должен соблюдать меру в своих воздействиях на ребенка;
  4. Педагогу следует использовать различные методы и механизмы для формирования адекватной самооценки;
  5. Следует научить ребенка обосновывать свою самооценку, приводить доводы.

Особого внимания требуют дети с заниженной самооценкой, так как завышенная самооценка, как правило, к концу младшего школьного возраста сменяется на более адекватную, а заниженная — остается и может перерасти в дальнейшем в комплексы.

Читайте также:  Тремор, что это такое - причины, симптомы, лечение

В связи с этим подробнее остановимся на приемах формирования адекватной самооценки у детей с заниженной самооценкой:

  1. Игровая терапия: в данном случае игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим миром, неуверенность в себе, повышает самооценку. Эффект достигается путем установления положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Данный прием может использоваться как в работе с группой, так и индивидуально;
  2. Терапия искусством (музыкой, рисованием, чтением, танцами): главное в данном случае — это терапевтический эффект от занятий творчеством, а не умения и таланты. Создание «творческого продукта» позволяет человеку самостоятельно определить значимость собственных работ. Данная терапия позволяет добиться состояния психологического комфорта;
  3. Психогимнастика: предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

Подводя итоги исследования можно сделать выводы, что полученные данные будут полезны и учителям, и родителям, стремящимся формировать у ребенка младшего школьного возраста адекватную самооценку.

С помощью разработанных нами рекомендаций и подобранных средств и приемов коррекции самооценки учителя и родители смогут эффективнее воздействовать на ребенка.

Самооценка играет огромную роль в формировании личности человека, поэтому так важно уделять ее формированию особое внимание.

Литература:

  1. Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. /Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  2. Кислицкая Л. А. Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению /Л. А. Кислицкая. — М.: МГППУ, 2006. — 320 с.
  3. Липкина А. И. Самооценка школьника /А. И. Липкина. — М., 1999. — 382 с.
  4. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии /Т. Д. Марцинковская.М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — 176 с.
  5. Троицкая И. Ю., Рогожина Е. Н. К проблеме преемственности в реализации образовательных стандартов на ступенях дошкольного и начального образования /И. Ю. Троицкая, Е. Н. Рогожина //Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. — 2015. — С. 127–132.
  6. Троицкая И. Ю. Формирование саморегуляции у младших школьников /И. Ю. Троицкая //Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 40.
  7. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие /А. М. Щетинина. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка, педагог, родитель, самооценка, особое внимание.

Источник: https://moluch.ru/archive/140/39396/

1. Понятие самооценки школьника

По мере того как дети становятся старше, у них формируются все более точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В.

Столина, самооценка это “сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды”.

Также можно сказать, чтосамооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценку можно рассматривать как механизм переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, как один из инструментальных показателей развитости образа “Я”.

Образ – Я это представление индивида о самом себе, а самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением, всегда носит субъективный характер.

Важную роль в ее формировании играет:

1. Сопоставление образа реального Я образом идеального Я;

2. Интериоризация социальных реакции индивида (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие);

3. Призма своей идентичности (индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо).

Было установлено, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требования авторитетных взрослых (как это происходит в младшем школьном возрасте), но и через собственные требования. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие взрослые. К концу подросткового периода самооценка может стать мощным регулятором поведения индивида.

Саморегуляция осуществляется как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне, определяя меру адекватности и восприятия и оценивания себя.

Критерии самооценки нередко избираются до того, как проявляется возможность испытать их по настоящему. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, отказаться от них чрезвычайно трудно.

Часто лишь по происшествие времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.

При исследовании содержания представления подростков о самих себе, прежде всего, обращает на себя внимание бурный рост (по сравнению с младшими школьниками) негативных самооценок.

Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. К счастью, эти ощущения сами по себе еще не создают замкнутый круг, и многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в конечном счете, находят что-то, в чем они способны преуспеть.

Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают успеха в каком-либо деле, если они уверены в своих силах и способностях, – а их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие, оно продолжает падать.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/48257

Какова самооценка личности ребенка: тесты, диагностики, книги

Адекватное отношение к самому себе и восприятие собственного «Я» играет огромную роль в жизни любого человека. Самооценка ребенка формируется с самых ранних лет.

Родителям особенно важно вовремя повлиять на ее развитие и провести коррекцию, если это необходимо.

Ведь при неправильно выработанном самовосприятии у крохи может возникнуть множество проблем и комплексов, которые будут досаждать и во взрослой жизни.

Самооценка ребенка дошкольника (младшего и старшего дошкольного возраста)

Самооценка – это сложная конструкция, а ее формирование – длительный и многогранный процесс, подверженный влиянию множеству факторов.

Какой же бывает самооценка

  • Заниженная (малыш чувствует себя ущербным, негативно относится к себе, испытывает страхи и неуверенность).
  • Завышенная (кроха переоценивает свой потенциал и возможности, игнорируя недостатки).
  • Адекватная («золотая середина», ребенок воспринимает себя таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками).

Формирование самооценки в каждом возрасте имеет свои нюансы и особенности. В младшем дошкольном возрасте (с рождения до 4 лет) самосознание развито не в полной степени, кроха еще не умеет глубоко оценивать свои поступки и анализировать их.

Этот период очень важен, ведь именно в раннем детстве постепенно развивается основа, с помощью которой в дальнейшем будет формироваться самооценка.

Дети раннего возраста, как правило, окружены повышенным вниманием, регулярно получают похвалу от мамы и папы за малейшие успехи и достижения.

Любовь родителей, их забота, понимание и поддержка, а также правильный психологический климат в семье дарят ребенку уверенность в своих силах и чувство защищенности.

Это, несомненно, поможет в формировании адекватной самооценки. Малышу важно чувствовать себя нужным и важным.

Чтобы кроха стремился вести себя правильно и соответствовать ожиданиям взрослых, родителям необходимо с детства учить его положительно воспринимать себя.

Убедите малыша, что если у него что-то не получается сейчас, то в скором времени непременно получится. Не бойтесь делать замечания, но критикуйте не ребенка, а его поступки.

Помните, что чрезмерная похвала и опека могут сыграть плохую роль в формировании самооценки.

Когда наступает период подготовки к школе (от 5 лет и до 6-7 лет), на восприятие его собственного «Я» влияют не только родители и психологический климат в семье.

Малыш повзрослел, научился оценивать свои поступки, по-своему их анализировать. Он уже воспринимает себя как личность, постепенно отделяясь от матери. Кроме того, многие малыши этого возраста уже прошли этап социализации в детском саду.

Они научились взаимодействовать с другими детьми и чувствовать себя частью большого коллектива.

Самооценка ребенка тесты

Для определения степени самооценки используют различные виды диагностики, самыми распространенными из которых являются тесты.  «Лесенка» и «Смешные человечки» наиболее популярные из них.

  • Тест «Лесенка». На нарисованной 10-ступенчатой лестнице попросите ребенка расположить себя на той ступеньке, на которой он себя видит. Объясните, что плохие детки должны находиться на самой нижней ступеньке, хорошие – на самой верхней. Рисунки на 4-7 ступени свидетельствуют об адекватной самооценке, на 1-3 – о заниженной, на 8-10 – о завышенной.
  • Тест «Дерево». Крохе необходимо показать рисунок, на котором изображено дерево и сидящие на его ветках человечки. Попросите карапуза обвести ярким фломастером того человечка, который больше всего напоминает ему себя. После – того человечка, на месте которого он бы хотел находиться. Скачать изображение для проведения теста, а также детальную интерпретацию результатов к нему вы сможете в интернете.

Помните, лучше всего узнать об уровне самовосприятия ребенка помогут доверительные и регулярные беседы с ним.

Самооценка детей школьного возраста

Самооценка детей младшего школьного возраста зависит не только от собственного восприятия, но и от оценки других людей, учебно-воспитательного процесса, общения со сверстниками, успеваемости в школе и многих других факторов. Первоклассник сталкивается с новым персонажем, который оказывает непосредственное влияние на формирование многих личностных качеств – учителем.

Первые школьные годы особенно сложны для малыша, он переживает новый спектр эмоций, проводит сложную психологическую работу над собой. В это время родителям особенно важно быть внимательными и понимающими, ведь даже на маленького человека с огромным потенциалом можно повесить ярлык неудачника.

Помогите крохе раскрыть свои таланты и возможности, познать себя, безболезненно пройти адаптацию к новым условиям. Не сравнивайте его успехи с достижениями других детей, хвалите его пусть даже за небольшие успехи в учебе.

Для определения уровня самооценки можно воспользоваться психологическим тестом в форме игры «Проигрывание ситуаций». Для этого малышу необходимо сыграть роль самого себя в различных жизненных ситуациях.

Например, попросите чадо представить следующее: «дети во дворе играют в мяч, ты опоздал, но очень хочешь участвовать.

Как ты попросишь их принять себя в игру? Как поведешь себя, если они не захотят этого делать?» Родители могут исполнить роль других персонажей, а после поменяться ролями с малышом.

Такая методика поможет не только выяснить уровень самовосприятия крохи, но и узнать о его личностных качествах и особенностях поведения в той или иной ситуации. Родителям важно пояснить малышу, как правильно себя вести и как не стоит поступать. Для таких уроков подойдут самые разнообразные сценарии, как вымышленные, так и взятые из жизни.

Определить уровень самооценки помогут не только тесты, но и наблюдения родителей и педагогов.

Например, если ребенок часто хвалит себя, не замечает своих недостатков, не считается с мнениями других людей, демонстрирует чрезмерную амбициозность – все это свидетельствует о завышенной самооценке.

Излишняя самокритичность, отсутствие веры в собственные силы и успех, потеря интереса к прежним увлечениям, частые вспышки уныния и тревоги – признаки заниженного самовосприятия.

Читайте также:  Страхи у детей - ночные страхи, страх смерти, страх темноты

Самооценка у детей с нарушением речи, у детей с ЗПР (задержкой психического развития)

Самовосприятие малышей с задержкой психического развития (ЗПР) зачастую требует коррекции и тщательного контроля со стороны родителей и учителей.

У этих детей недостаточно сформированы такие мыслительные процессы, как анализ, обобщение, кроме этого нарушено восприятие, внимание, а также качество познавательных процессов. Малыши быстро утомляются, эмоции их поверхностны и неустойчивы.

Задания, с которыми с легкостью справляются их сверстники, зачастую вызывают у них сильные затруднения.

Самооценка у детей с ЗПР имеет свои особенности. В большинстве случаев она отклонена от нормы, отличается противоречивостью и неустойчивостью.

Сравнивая себя с другими, такие малыши часто страдают комплексом неполноценности, повышенной неуверенностью и тревожностью.

Особенно остро это ощущается, когда ребенок имеет трудности в обучении, получая те задания, которые ему не под силу.

В других случаях, взрослые, «искусственно» нахваливая ребенка, стараясь этим компенсировать его особенности развития, оказывают ему «медвежью услугу». Тот, в свою очередь, начинает переоценивать себя и свои возможности. Он не способен проводить адекватную оценку своих поступков и действий.

В наше время задержка психического развития поддается коррекции и дети с такими проблемами, при правильном организованном учебно-воспитательном процессе, поддержке со стороны родителей, регулярном проведении тестирований и коррекционных мероприятий добиваются хороших успехов и даже интеллектуально не только догоняют сверстников, но и зачастую превосходят их. Такая же ситуация и в случаях педагогической и психологической практики с детьми с нарушениями речи.

Самооценка ребенка: книга для родителей

Для того чтобы подробнее понять природу формирования детской самооценки вам понадобится специализированная литература. Следующие издания наиболее популярны среди читателей.

  • «Самооценка у детей и подростков», Гюру Эейстад.

В этой книге вы узнаете, как построить доверительные отношения со своим чадом, как научить его прислушиваться к себе, понимать мотивы и чувства. Автор дает множество советов, которые позволят родителям разобраться во многих аспектах детской психологии. Это издание – настоящая мини-энциклопедия для мам и пап.

  • «Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку»,Елена Новиченкова.

Для формирования адекватной самооценки недостаточно одной лишь родительской любви. Если вы не знаете, как повлиять на формирование здоровой самооценки у ребенка – эта книга поможет вам.

С ее помощью вы сможете найти ответы на множество волнующих вопросов – как справится с кризисами в развитии, как помочь ребенку преодолеть трудности, как стать малышу другом и построить доверительные отношения и т. д.

Помните: самооценка детей нестабильна и пластична, в течение жизни из-за различных обстоятельств она может меняться в ту или иную сторону. Но в любом жизненном периоде такие постулаты, как правильный психологический климат в семье, теплая атмосфера и родительская любовь играют неотъемлемую роль в построении фундамента, на основе которого формируется личность ребенка.

Самооценка личности ребенка: полезное видео

Как развивается самооценка малыша? Какие факторы влияют на нее? Подробнее об этом узнайте в следующем видеоуроке:

Вам будет интересно

Советуем прочитать:
Если ребенок манипулятор: советы
Как научить читать по методике Глена Домана
Что делать, если ребенок вызывает раздражение

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/samootsenka-lichnosti-rebenka.html

Самооценка младших школьников

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Педагогический колледж №14

ПЦК психолого–педагогических дисциплин

Выпускная квалификационная работа

Тема: «Самооценка младших школьников»

Выполнила:

Кривошеева Юлия Дмитриевна,

студентка IV курса 402 группы

Научный руководитель:

Федорова Эллен Адельевна,

преподаватель

психолого-педагогических дисциплин

Рецензент:

Малютенкова Татьяна Борисовна,

преподаватель психологии

Отметка ________________________

Председатель ГАК _______________

Дата защиты ____________________

К защите допущена ______________

Москва,2008

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы самооценки в младшем школьном возрасте.

    1. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии

    2. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.

2.1. Диагностика самооценки младших школьников

2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является « Я-КОНЦЕПЦИЯ».

«Я – КОНЦЕПЦИЯ», по мнению знаменитого психолога И. П.

Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми.

Составной и неотъемлемой частью « Я – КОНЦЕПЦИИ» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.

Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место : в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Проблема: в чем особенности самооценки у младших школьников?

Цель: изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.

Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.

Задачи:

  1. Изучить самооценку, как психологическую категорию.

  2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.

  3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.

  4. Проанализировать полученный результат.

На основе выведенных задач были определенны следующие методы:

Теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме;

Эмпирические : наблюдение, беседа, диагностические методики;

Статические методы обработки данных.

Глава I. Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии

Глава I.1. « Я – концепция» личности как психологическая категория

Понятие « Я – концепции» вошло в словарь российского педагога – практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога У.

Джеймса, основателя психоанализа З. Фрейда и его дочери А. Фрейд заложены основы изучения этого психического феномена. Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известный отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г.

Спиркина, И. И. Чесноковой.

Что же такое « Я – концепция», какую роль она играет в психической жизни ребенка?

«Я – концепция» – это результат, итоговый продукт работы самосознания ( Психологический словарь. – М., 1997.). «Я – концепция» – система представлений человека о самом себе, котрая включает три составляющих.

Первая составляющая – слова, как правило, прилагательные, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, составных качеств личности. Например, «общительный», «ловкий», « сильный», « терпеливый» и т.д.

Вторая составляющая – самооценка, эмоционально – аффективная оценка того представления, которое мы составляем о себе.

Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

По мнению Роберта Бернса, «Я-концепция» включает в себя следующие три составляющие ( 4, с.43):

Когнитивная составляющая « Я- концепции»

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных : “надежный”, “ общительный”, “сильный”, “совсестливый” и т.д.

Все это абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия.

То же самое происходит, когда мы описываем самих себя : мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего само – восприятия.

Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входя в « Образ Я» с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее.

Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Оценочная составляющая «Я-концепции»

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и , вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий.

В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их « Я- концепции».

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я- концепции» могут возникнуть серьезные затруднения.

Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе открытую оценку.

Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.

Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я –концепции». При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником.

Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими : его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальных резонанс.

Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким–нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями.

Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях . Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную имманентную оценку, в то время как «умный», «смелый», « надежный» – позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Всякая попытка себя охарактеризовать содержат оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Читайте также:  Признаки влюбленного мужчины - как распознать

В литературе, посвященной «Я- концепции», можно найти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит К.Р. Роджерсу (16,с.48).

Он утверждает, что « Я- концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем(24,с.58).

Источник: http://works.doklad.ru/view/jAIq6lITuiE.html

Диагностика уровня развития самооценки младших школьников

Наталья Геннадьевна Каменкова,

Валентина Михайловна Синельникова

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

kamkoc@mail.ru,

valentinasinelnikova@yandex.ru

Диагностика уровня развития самооценки младших школьников

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по диагностике уровня развития самооценки младших школьников и их анализ, рассмотрены причины неадекватной самооценки учащихся, предложено направление развития адекватной самооценки на основе учета учебных достижений учащихся.

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, адекватная и неадекватная самооценка, уровень сформированности самооценки, учебная деятельность, учет учебных достижений.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте НОО второго поколения отмечается, что сегодня перед школой стоят задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций [1]. Воспитание активной, творческой личности включает подготовку учащихся к самосовершенствованию, которое невозможно без объективной оценки своих возможностей, своих особенностей, т.е. требует объективной самооценки.

Формирование объективной самооценки особенно значимо в период обучения в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. По мнению Выготского Л.С. [2, с. 74], самооценка начинает складываться к 7 годам.

Однако исследователи самооценки младших школьников утверждают, что самооценка учащихся данной возрастной категории чаще всего необъективна, зависит от оценки педагогов, имеет тенденцию к переоценке ([3], [4], [5]). Кулагина И.Ю. свидетельствует, что младшим школьникам свойственна неадекватная завышенная самооценка, так как «они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое» [6].

С целью подтверждения тезиса о необъективности самооценки учащихся начальной школы нами было проведено исследование. Для выявления уровня сформированности самооценки у учащихся 4-х классов были отобраны следующие методики: тест Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой); методика определения уровня самооценки учащихся Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейна.

Тест Куна «Кто Я?» используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности.

Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией, с его самооценкой.Методика определения уровня самооценки учащихся Т.В.Дембо, С.Я.

Рубинштейна дает возможность судить об уровне притязаний учащегося, его адекватности и позволяет выявить детей с неустойчивой самооценкой.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/doklady/88833-diagnostika-urovnja-razvitija-samoocenki-mlad.html

Самооценка школьника – развитие, диагностика

Самооценка школьника — это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе.

Самооценка школьника развивается с младенчества и в дальнейшем оказывает значительное воздействие на взрослую жизнь личности, ее поведение, отношение к событиям и к себе, окружающему социуму. Первостепенной задачей взрослых наряду с заботой, воспитанием, обучением ребенка является развитие адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Самооценка младших школьников

Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.

Сформированная адекватно самооценка младшего школьника — это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.

Самооценка младших школьников — это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.

Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.

Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями индивида. Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности.

Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой.

На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.

Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов. Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи.

В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям.

Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность.

Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.

Развитие самооценки младшего школьника

Поскольку основы самооценки закладываются в раннем возрасте, а продолжают формироваться уже в школьном, то они поддается коррекции и воздействию.

Учитывая это, родители, учителя, взрослые, должны принимать во внимание все характерные особенности, закономерности образования самооценки, а также пути развития адекватной (нормальной) самооценки и позитивной «Я»-концепции развития личности.

В этот период большую роль в развитии ребенка приобретает коммуникационное взаимодействие со сверстниками.

Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным.

Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности.

Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.

Но не стоит забывать о необходимом вкладе родительского поощрения, похвалы в развитии самооценки младшего школьника.

Школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений имеет похожие характеристики. Школьники в таких группах зачастую характеризуются проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности.

Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности. Дети, которые пользуются популярностью среди сверстников, отмечаются общими чертами. Они обладают уравновешенным характером, инициативны, общительны, активны и богаты на фантазию.

Большинство таких школьников неплохо учится.

У детей постепенно в ходе учебы повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами.

Ребенок второго, а также третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.

На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют.

Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости.

Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышами.

Ориентируясь на оценки учителя, младшие школьники разделяют себя и сверстников на отличников, слабых и средних учеников, старательных или не совсем, ответственных и не очень, дисциплинированных или нет.

Малыши не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.

Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для личностного роста, дальнейшей успешности, развития.

В раннем детстве самооценка у ребенка пребывает на должном уровне. Однако взрослея, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя.

Так возникает завышенная самооценка. До достижения школьного возраста, у малыша самооценка сохраняется адекватной.

Это связано с тем, что ребенок осознает, что он не является во вселенной единственным и других малышей тоже любят.

Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. В этом случае необходима коррекция выработки адекватного самооценивания.

Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе: ребенок-лидер имеет завышенную самооценку, а ребенок-аутсайдер очень низкую.

Для развития адекватной самооценки или коррекции уже имеющейся заниженной или завышенной самооценки, родителям необходимо оказывать школьнику помощь и поддержку. Ребенок нуждается в уважении, доверии, справедливом отношении.

Психологи взрослым рекомендуют исключить тотальный контроль, однако проявлять интерес к увлечениям школьника.

Родители должны четко отдавать себе отчет, что чрезмерная или незаслуженная похвала ведет к появлению нарциссизма.

Низкая самооценка у школьника развивается из-за влияния семейного воспитания, безответной любви, избыточной самокритичности, неудовлетворения внешностью, недовольства собой. Такие школьники нередко склонны к мыслям о суициде, подвержены уходам из дому.

Поэтому им жизненно необходимо повышенное внимание, любовь родных и уважение. От критики лучше воздерживаться, даже если она необходима. Следует акцентировать внимание только на всех позитивных моментах, качествах личности.

Ребенок с заниженной самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведение.

Диагностика самооценки школьника

Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.

Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.

Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.

Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».

Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.

«Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:

Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;

Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.

Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.

Источник: http://www.cs.housepsych.com/samootsenka-shkolnika_default.htm

Ссылка на основную публикацию