Самооценка личности – уровни, формирование, изучение, исследование

Исследование самооценки личности

Самооценка личности - уровни, формирование, изучение, исследование

Цель исследования: определить уровень самооценки. Материал и оборудование: список слов или специальный бланк со словами, характеризующими отдельные качества личности, ручка.

Это исследование имеет два существенно различающихся по процедуре варианта определения самооценки личности. В обоих случаях можно работать как с одним испытуемым, так и с группой.

Первый вариант исследования

В основе исследования самооценки в этом варианте методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии.

Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования.

При работе с группой испытуемых важно обеспечить строгую самостоятельность ранжирования.

Первая серия

Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть “Я” идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.

Инструкция испытуемому: “Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности.

Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их идеальной личности, то есть с точки зрения полезности, социальной значимости и желательности. Для этого проранжируйте их, оценив каждое в баллах от 20 до 1.

Оценку 20 поставьте в бланке, в колонке №1 слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым полезным и желательным для людей.

Оценку 1 – в той же колонке №1 слева от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась дважды”.

Вторая серия

Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его “Я” реальное. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.

Инструкция испытуемому. “Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их Вам. Проранжируйте их в колонке №2, оценив каждое от 20 до 1.

Оценку 20 – поставьте справа от того качества, которое, по Вашему мнению, является присущим Вам в наибольшей степени, оценку 19 – поставьте тому качеству, которое характерно для Вас несколько меньше, чем первое, и так далее.

Тогда оценкой 1 у Вас будет обозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите, чтобы оценки-ранги не повторялись дважды”.

Бланк со словами, характеризующими качества личности выглядит следующим образом.

Бланк

№1 Качества личности №2 d d2
Уступчивость
Смелость
Вспыльчивость
Нервозность
Терпеливость
Увлекаемость
Пассивность
Холодность
Энтузиазм
Осторожность
Капризность
Медлительность
Нерешительность
Энергичность
Жизнерадостность
Мнительность
Упрямство
Беспечность
Застенчивость
Ответственность

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я” – идеальное и “Я” реальное.

Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за их ранги.

Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

п – число предложенных качеств личности (п=20);

d – разность номеров рангов.

Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале подсчитать на бланке, в специально отведенной колонке, разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d ), суммируют и сумму (Sd2) вносят в формулу.

Если количество качеств равно 20, то формула имеет упрощенный вид:

Коэффициент ранговой корреляции (г) может находиться в интервале от –1 до +1.

Если полученный коэффициент не менее -0,37 и не более +0,37 (при р = 0,05), то это указывает на слабую незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах.

Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего идеального “Я” и “Я” реального.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между “Я” – идеальным и “Я” – реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при R от +0,39 до-И), 89, тенденции к завышению. Но, значения от+0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание.

Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между “Я”-идеальным” и “Я”-реальным”. Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку.

Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Второй вариант исследования

Второй вариант исследования самооценки основан на способе выбора. Материалом является список слов, характеризующих отдельные качества личности. Этот вариант исследования также состоит из двух серий.

Первая серия

Задача первой серии: определить список и количество эталонных качеств желаемого и нежелаемого образа – Я. Испытуемого просят просмотреть слова из списка и, выбрав, составить два ряда.

В один ряд нужно записать слова, обозначающие те качества личности, которые относятся к субъективному идеалу, то есть составляют “положительное” множество, а в другой ряд – те качества, которые нежелательны, то есть составляют “отрицательное” множество.

Инструкция испытуемому: “Посмотрите внимательно на список предложенных слов, характеризующих личность.

В левом столбике на листе бумаги запишите те качества, которые Вы хотели бы у себя иметь, а в правый – те, которые не хотели бы у себя иметь.

Качества, смысл которых Вам непонятен или которые Вы не можете отнести ни в один, ни в другой столбик, никуда не пишите. Не думайте о том, есть ли данное качество у Вас или нет, важно только одно: хотите его иметь или нет”.

Вторая серия

Задача второй серии: определить набор качеств личности испытуемого, которые, по его мнению, ему присущи, среди выбранных эталонных качеств “положительного” и “отрицательного” множества.

Инструкция испытуемому: “Просмотрите внимательно слова, записанные Вами в левый и в правый столбик и отметьте крестиком или галочкой те качества, которые, по Вашему мнению, Вам присущи”.

Список качеств, характеризующих личность

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие,медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициентов самооценки по “положительному” (СО+) и “отрицательному” (СО-) множествам. Для подсчета каждого из коэффициентов количество качеств в столбике, определенных испытуемым как присущих ему (М), делят на все количество качеств в данном столбике (Н). Формулы для подсчета коэффициентов выглядят следующим образом

М+ М-

СО+ = –– ; СО– = –– ; где

Н+ Н-

М+ и М- – количество качеств в “положительном” и “отрицательном” множествах, соответственно, отмеченных испытуемым, как присущие ему; Н+ и Н- – количество эталонных качеств, т.е. количество слов правого и левого столбика соответственно.

Уровень и адекватность самооценки определяют на основании полученных коэффициентов с помощью таблицы.

СО+ СО- Уровень самооценки
1-0,76 0-0,25 неадекватная, завышенная
0,75-0,51 0,26-0,49 адекватная с тенденцией к завышению
0,5 0,5 адекватная
0,49-0,26 0,51-0,75 адекватная с тенденцией к занижению
0,25-0 0,76-1 неадекватная, заниженная

Определяя уровень самооценки и ее адекватность, важно учитывать не только величину полученного коэффициента, но и количество качеств, составляющих то или иное множество (Н+ и Н-).

Чем меньше качеств, тем примитивнее соответствующий эталон. Кроме того, уровень самооценки по “положительному” и “отрицательному” множеству у некоторых испытуемых может не совпадать.

Это требует специального анализа и может быть вызвано защитными механизмами личности.

Анализ результатов

В двух предложенных вариантах исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между “Я” идеальным и “Я” реальным.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако, независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер, при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Так, например, неадекватность в оценивании своего внешнего вида может быть вызвана, с одной стороны, ориентацией человека на внешние стандарты, оценки и искаженным представлением об этих оценках или незнанием их, с другой стороны.

Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных или желаемых представлений о себе. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Выводы об адекватности и уровне самооценки будут надежными, если результаты совпадают по двум вариантам методики или подтверждаются наблюдением.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образа реального “Я” с образом идеального “Я”.

Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку, даже если идеальный образ не отличается объемом и когнитивной сложностью.

Если же человек рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений. Адекватная самооценка способствует достижению внутренней согласованности.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотивацией и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Для гармонизации системы самоотношения существуют методы психологической коррекции и развития, одним из которых является социально-психологический тренинг.

Источник: https://stydopedia.ru/1x200e.html

2.2 Диагностика самооценки личности

В современном мире все большую роль играет проблематика становления регулятивных функций, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Анализ литературы показал, что современные авторы-психологи в последнее время все чаще выносят вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план.

Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка, интеллект и т.д.

– повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

По результатам исследования самооценка может быть:

Оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели.

Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей.

То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой – излишней критичности к себе;

Неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков.

При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая.

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

Читайте также:  Заниженная самооценка - признаки, причины, как избавиться

<\p>

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях.

Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики. Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно.

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее).

Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном “Я”.

Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении. Рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики диагностики самооценки. Там же

Методика Дембо-Рубинштейн. Методика Дембо-Рубинштейн, названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость.

В данной методике обследуемому дается возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства. Методика Дембо-Рубинштейн отличается крайней простотой в проведении.

На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, здоровье, ум, характер, авторитет испытуемого.

Верхний край соответствует состоянию, где, по мнению испытуемого находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

самооценка личность поведение адекватность

Испытуемому необходимо выдать специальный бланк, где изображено семь линий высотой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы (Приложение Б). При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

Далее испытуемому предлагается обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где он может оказаться, объективно оценивая свои возможности.

Сама процедура выполнение методики и подсчет результатов является основой для дальнейшего собеседования с испытуемым. Более того, в процессе собеседования может быть выявлена необходимость какой-нибудь еще шкалы. Ее также можно включить в исследование. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / Т.

А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта – Москва: Флинта: МПСУ, 2013.<\p>

Данная методика может проводиться как фронтально – с целой группой, так и индивидуально. В первом случае необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы.

После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах.

Специалисты убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах (Приложение Б).

Методика С.А. Будасси. Методика анализа личностной самооценки по Будасси дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального “Я” и тех качеств, которые существуют в реальности.

Методика позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение, в основе которой лежит способ ранжирования. Она основана на положении о том, что личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результатов проверки выявляет занижение или завышение собственной оценки по сравнению с эталоном.

Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. Прикладная социальная психология. Под редакцией А. Н Сухова и А.А. Деркача. – М., Наука, 2001.

<\p>

Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики.

Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции. Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами.

Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми. Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания (Приложение В).

Тест Кеттелла. Шестнадцати-факторный личностный опросник американского психолога Кеттелла является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических черт личности, который был создан в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.

Опросник Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос “да”, “не знаю”, “нет” (или “а”, “в”, “с”).

Данный метод направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор.

Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость (Приложение Г).

Другие методики. Методика В. Щур под названием “Лесенка” способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный.

Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав.

Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя.

Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность не уверена в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле. Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела. В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.

Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей. Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль.

Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А. Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием “Дерево”, модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест, предложенный Т. Лири, предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа “Я”. При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке.

Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности.

Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика проведения диагностики самооценки состояний психики, разработанная Г. Айзенком, применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. сост.Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – 672 с.<\p>

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/39695

Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности

УДК 159. 923

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

© 2010 М.ВПастухова Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина

Статья поступила в редакцию 25.06.2010

В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения проблематики самооценки: приведены определения данного понятия, излагаются взгляды ученых на исследуемый вопрос, приводятся виды, характеристики и подходы к теоретическому изучению самооценки, а также перечисляются методологические проблемы, связанные с ее изучением.

Ключевые слова: самооценка, виды самооценки, уровни развития самооценки, адекватная самооценка, неадекватная самооценка.

Проблематика самооценки широко изучается современной психологической наукой и практикой: разработаны определения данного понятия, подходы к ее теоретическому изучению, имеются определенные сведения о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее исследование.

Согласно психологическому словарю, самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности1. По В.Б.Абд-рахмановой, самооценка представляет собой особую ступень в развитии самосознания, на которой возникает определенное оценочное отношение к себе, своим способностям, продуктам деятельности и др.2 По И.С.

Кону, наши самооценки — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта «Я»3. По А.И.Липкиной, самооценка — отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику4. Как справедливо пишет Л.В.

Бо-роздина, в современной психологии проблема самооценки является одной на наиболее разрабатываемых. Однако, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого

5

определения понятия самооценки .

В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – ее преобразований путем

~ 6 т-,

воспитательных воздействий на личность . В психологической науке принято различать общую и частную самооценки. В литературе по проблематике изучения самооценки, названы следующие уровни описания самооценки: завышенная; заниженная; адекватная (Т.Л.Ива-нова)7.

Согласно Большому психологическому словарю, самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая; 2) реалистичности – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная; 5) устойчивости и др.8. В отечественной психологии при анализе проблемы самооценки принято отталкиваться от традиционного представления о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе (Л.В.Бороздина)9.

Что касается подходов к изучению самооценки, то их выделяется несколько (по Да Круш Сампайо Антеро)10: 1) личностный подход, рассматривающий самооценку как важнейший компонент самосознания личности; 2) структурно-целостный под-

Пастухова Марина Владимировна, ассистент кафедры общей психологии. E-mail: marinavastuhova@mail.ru

1 Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., Яро-шевского М.Г. – М.: 1990.

2 Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интралично-стного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. – 1975. – № 5. – С. 138 – 141.

Читайте также:  Самооценка школьника - развитие, диагностика

3 КонИ.С. Открытие «Я». – М.: 1978.

4 Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: 1976.

5 Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический

журнал. – Т.13. – 1992. – № 4. – С. 99 – 100.

6 Психология. Словарь ….

7 Иванова Т.Л. Стиль общения педагога и его взаимосвязь с самооценками учащихся (на примере младших школьников): Дис.канд.психолог. наук. — Казань: 2003.

8 Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.— СПб.: 2004.

9 Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал Т.13. — 1992. — № 4. — С. 99 — 100.

10 Да Круш Сампайо Антеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: Дис.канд.психолог. наук. — СПб.: 1995.

Психология

ход, предполагающий рассмотрение самооценки как одного из компонентов целостной структуры личности и одновременно как сложное системное по своей природе образование: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности; 3) деятельностный подход – подход, предполагающий рассмотрение самооценки как фактора, влияющего на качество результатов деятельности личности (в том числе профессиональной); 4) динамический подход используется при рассмотрении самооценки в процессе возрастного изменения индивида во взаимосвязи со становлением личности; 5) психопатологический подход — самооценка рассматривается как показатель психического здоровья человека как личности; 6) функциональный подход предполагает рассмотрение самооценки как одной из основных функций личности.

Согласно Г.В.

Лозовой, несмотря на то, что самооценка является одним из самых популярных объектов психологических исследований, ее изучение на данный момент оказывается затрудненным в связи с наличием целого ряда проблем методологического характера, среди которых данный автор называет следующие: нахождение родового (по отношению к рассматриваемому) понятия, в определении видов самооценки (и уровней ее развития), в определении свойств самооценки и ее функций как психологического явления, в установлении механизмов формирования самооценки, а также в обосновании «структуры» самооценки. По словам Г.В.Лозовой, изучение самооценки еще далеко от свого завершения. Остается еще довольно много вопросов, ответы на которые должны быть получены в результате экспериментальных исследований данного феномена11. Особое значение в психологической науке занимает изучение самооценки в связи с различными возрастными периодами развития личности.

Нами изучается самооценка ребенка младшего школьного возраста, причем существенную роль в ее формировании, по результатам нашего исследования, следует отводить отцу. Обратимся к положению о специфике проявления любви отца, выдвинутого Э.Фроммом12.

Данным автором подчеркивалась «обусловленность» любви отца, в чем заключается ее главное отличие от «безусловной» материнской любви. Отец воплощает условную любовь, то есть отец любит ребенка больше всего потому, что тот живет в соответствии с его ожиданиями.

Таким образом, «обусловленный» характер проявления любви отца помогает ребенку сформи-

11 Лозовая Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25 — 28 июня 2003 года: в 8 т. — СПб.: 2003. — Т. 5. — С. 172 — 176.

12 Фромм Э. Искусство любви. — Минск: 1991.

ровать объективный взгляд на события, происходящие в его жизни, и на собственные поступки. На наш взгляд, именно отсюда берет начало процесс формирования у ребенка адекватной самооценки. В процессе работы нами создана модель, которая отражена в схеме (рис. 1).

Как отражено в схеме, самосознание ребенка младшего школьного возраста развивается под влиянием родительского отношения, одним из главных проявлений которого является эмоциональная близость родителя (отца) по отношению к ребенку.

При этом отец как носитель обусловленной родительской любви особенным образом влияет на самооценку ребенка, выражая свое объективное и справедливое отношение к нему. Таким образом, у ребенка младшего школьного возраста развивается адекватная самооценка. Неадекватная самооценка, по нашему мнению, может развиваться в двух вариантах.

Как показано в схеме (см. вариант 1), отсутствие эмоциональной близости у отца в родительском отношении к ребенку связано с отсутствием проявления отцом обусловленной родительской любви.

Это может происходить при формализме в выполнении родительских функций, когда истинного интереса к поступкам и жизни ребенка не проявляется и, следовательно, отец не выражает своего справедливого и внимательного отношения к ребенку, ограничиваясь бессмысленным соглашательством или безразличием.

Возможно, что отсутствие обусловленного проявления любви отца может происходить и при наличии эмоционально близких взаимоотношений между отцом и ребенком. Это может наблюдаться при гиперопеке со стороны отца и симбиотических отношениях отца и ребенка. Однако и в этом случае также можно предполагать развитие неадекватной самооценки младшего школьника. Наглядно, данная точка зрения представлена в схеме (см. вариант 2).

Рис. 1. Модель развития самооценки ребенка младшего школьного возраста во взаимодействии с отцом

По нашему мнению, обобщая сказанное о психологических особенностях развития самооценки ребенка, можно сделать вывод о том, что для развития адекватной самооценки у ребенка младшего школьного возраста необходимо позитивное взаимодействие с отцом, который наряду с эмоцио-

нальной близостью проявляет обусловленный характер проявления своей любви, как было показано в схеме. Изучение проблематики самооценки чрезвычайно актуально и имеет широкие перспективы развития, как в нашей стране, так и за рубежом.

SOME ASPECTS IN PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF SELF-ESTIMATION

© 2010 M.V.Pastuhova°

Ryazan State University named after Sergei Yesenin

Theoretical aspects in the analysis of self-estimation aie considered in the article. The article gives definitions of the notion as well as scientists' opinion on this issue. Types, characteristics and approaches to the theoretical analysis of self-estimation are stated, and methodological problems which are connected with the research are listed.

Key words: self-estimation, types of self-estimation, levels of self-estimation development, adequate self-estimation, inadequate self-estimation

Pastuhova Marina Vladimirovna, assistant ^Department of General Psychology. E-mail: marinapastuhava@mail.ru

о

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-psihologicheskogo-izucheniya-samootsenki-lichnosti

Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязаний

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязаний

Введение

Актуальность исследования. Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. На сегодняшний день изучение самооценки сфокусировано, в большой степени, на изучении её уровня. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности.

В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если личность невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности. Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами.

Следовательно, становится особенно важным изучение проблемы влияния на личность и поведение конфликта самооценки в сторону е завышения или занижения, особенно в период возрастного кризиса.

Самооценка и уровень притязаний служат конструктами, которые длительно и интенсивно изучают психологи. Однако в спектре довольно многочисленных работ неоправданно мало внимания уделяется вопросу о характере взаимосвязи этих образований.

Разработанность проблемы. Проблемой самооценки и уровня притязаний личности занимались такие авторы как Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, У. Джемс, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, Х. Хекхаузен,

И.И. Чеснокова и проч.

В качестве проблемы нашего исследования мы рассматриваем выявление особенности самооценки личности подростка в зависимости от уровня притязаний.

В соответствии с проблемой была определена тема курсового исследования «Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязания».

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: зависимость уровня притязаний личности подростка от самооценки.

Целью нашего исследования является – изучить особенности самооценки личности подростка в зависимости от уровня притязаний.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, нами были выдвинуты следующие задачи:

Теоретические:

. Изучить современные подходы к исследованию личности подростка;

. Изучить основные подходы к пониманию самооценки личности подростка;

. Изучить основные подходы к пониманию уровня притязаний личности подростка;

Эмпирические:

. Исследовать уровни самооценки личности подростков;

. Исследовать уровень притязаний личности подростков;

. Исследовать связь уровней самооценки и уровня притязаний личности подростка.

Гипотеза: существует зависимость уровня самооценки личности подростка от уровня притязаний.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблемам исследования; констатирующий эксперимент, реализованный при помощи методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан для исследования самооценки и уровня притязаний.

Для статистического анализа результатов был использован ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические и методологические основания исследования самооценки личности подростков в связи с уровнем притязаний

.1 Современные подходы к исследованию личности подростка

самооценка притязание личность подросток

Изучение особенностей развития личности на различных этапах онтогенеза представляется наиболее актуальным и важным. Особый научный интерес представляет вопрос изучения факторов, влияющих на поведение подростка.

Важным фактором в регуляции поведения, как показали результаты теоретического исследования, является самооценка и уровень притязания личности.

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая – на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости.

Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т. д.).

Для второй – участие в производительном труде и использование приобретенных профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности, как полагает Ильин В.А. [16].

Рост самосознания – это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Как полагает Ложкин Г.В., они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника [27].

Самосознание – это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Самосознание лежит в основе самооценки, так как на определенной ступени развития самосознание становится самооценкой.

Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.

В подростковом возрасте последовательно проявляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, периода, примерно, в 15 лет, после поисков себя, после личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе. Образов «Я».

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте часто оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать подростку те личные качества, оторые следует развивать в себе, воспитывать.

Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая.

С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему дается.

Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так ак подросток будет с большей строгостью относится к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать свое место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения.

То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Все это приведет к отсутствию стремления к самовосприятию.

Подросток будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

Уровень притязания, как правило, выше уровня их авторских возможностей.

Если учесть такие факторы, как диапазон разброса интересов, поверхность мышления, неопределенность во взглядах по многим вопросам, недостаток жизненного опыта и эрудиции, максимализм, возможность быстрой смены приоритетов, потребительская позиция, неспособность к долгой и кропотливой работе и к четкой аргументации своего мнения, по мнению Гордиенко Е.В. [10].

.2 Самооценка личности подростка как предмет психологии развития

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов.

В результате такого развития формируется образ собственного «Я» (Я-концепция) – итоговый продукт самопознания, т. е. совокупность представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой (Р.

Читайте также:  Демонстративное поведение у детей, подростков и взрослых

Бернс) [49].

Образ «Я» – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:

когнитивный компонент-представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;

эмоционально-оценочный компонент – переживание отношения к себе (самокритичность; самоуважение; себялюбие и т. д.);

поведенческий (волевой) компонент – стремление быть понятым; завоевать симпатии; уважение, повысить свой статус и т. д.

Степени адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т. п. [30,31].

Содержание самооценки у разных авторов наполняется различным содержанием. Многие авторы (Л.И. Божович [4], М.И. Боришевский [7], А.Г. Спиркин [40] определяют самооценку как центральное структурное образование самосознания.

Существуют подходы, определяющие самооценку как итог интегративной работы основных структурных частей [44], единицу самосознания (В.В. Столин [41], механизм переработки знаний о себе (М.И. Лисина [25], А.И.

Сильвестру [39]), одну из составляющих структуры самопознания (Р. Бернс [1], И.С. Кон [20]).

Анализ работ, затрагивающих тему места и роли самооценки в самопознании, свидетельствует о том, что в данной области нет четкой терминологии, отсутствует единый концептуальный аппарат. Об этом в своих работах пишут И.И. Чеснокова [42, 43,44], М.И. Лисина[26], А.И. Сильвестру [39].

Источник: http://diplomba.ru/work/110036

Личностная самооценка – психология

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности.

Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка.

Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего места в жизни и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к самому себе.

Личностная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Все это зависит от характера человека, который, в свою очередь, влияет на формирование определенных качеств.

Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.

Самооценка и самосознание личности

В психической деятельности человека самосознание есть не что иное, как сложный процесс познания самого себя. В результате активного взаимодействия с окружающим миром, каждый познает себя. Данный процесс никогда не завершается. Самопознание развивается параллельно с развитием самооценки.

Благодаря познанию собственного «Я», индивид способен сохранять постоянство личностного поведения, при этом испытывая ответственность за сохранение социальных ценностей, что были им усвоены. Самооценка – это главный стержень самопознания на всех этапах его существования.

Для определения уровня самооценки индивида существует специально разработанная, диагностика самооценки личности осуществляемая при помощи тестовых заданий, размещенных в различных психологических справочниках.

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Методика самооценки личности С.А. Будасси – один из самых распространенных методов, с помощью которого, можно провести количественное исследование личностной самооценки, то есть измерить ее.

Данная методика основана, в первую очередь на способе ранжирования. Вам будет предложен список, состоящий из 48 слов, что обозначают личностные свойства. Нужно выбрать только двадцать таких качеств, что с наибольшей степенью характеризуют ваше представление об идеальной личности («эталонная личность»). В списке будут как положительные, так и отрицательные качества.

Далее, методика самооценки личности предлагает вам «Протокол исследования» в первой колонке, которого на первых позициях необходимо расположить наиболее важные для вас свойства, а в последней, следовательно, − отрицательные, менее желательные.

Из этих качеств построить ряд d2 , в котором расположить качества по мере уменьшения их выраженности.

Главной целью обработки результатов есть определение наличия связи между ранговыми оценками личностных свойств, что входят в представления «Я реальное» и «Я идеальное».Интерпретация результатов представляет собой отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Процесс самооценки осуществляется двумя путями:

  1. Сравнением самого себя с другими людьми.
  2. Или же сопоставлением степени своих притязаний с более объективными показателями личностной деятельности.

При помощи специальной таблицы человек может интерпретировать собственные полученные результаты. И напоследок хотелось бы добавить, что всегда стоит помнить о том, что работать над собой и своей самооценкой нужно постоянно не покладая рук.

Источник:

Самооценка личности

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения.

Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека.

Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека.

В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности.

На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

Три типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Низкая самооценка

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны.

Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать.

Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя.

Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу».

В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Нормальная самооценка

Люди с адекватной самооценкой реально оценивают свои силы и возможности по отношению к делу, которое перед ними. Такие личности ставят перед собой четкие цели, которых добиваются, трезво смотрят на вещи. Так же адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Чем более зрелой личностью является человек, тем более адекватная у него самооценка.

То, какая самооценка личности сформировалась на выходе развития, будет влиять на уровень и качество жизни индивида в обществе.

Осознавая себя, понимая и принимая определенным образом, человек строит жизненные планы, создает свое окружение и живет в этом мире.

Источник:

Самооценка личности

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем.

Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год.

При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь — не блиц-турнир.

Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности.

Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т.

Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: — когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации;

— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка — процедура нелицеприятная. У тех, кто не махнул на себя рукой, при самооценке появляется возможность поразмышлять о самом неопознанном объекте на планете — о самом себе. Вот написал же французский поэт Ф. Вийон: Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю ВСЕ! Но только НЕ СЕБЯ!

А что там удивляться, если в структуре головного мозга человека участкам, ориентированным на неудовольствие, природа отвела менее 10 % от всей площади. Вот человек и склонен льстить себе. Лесть — пища глупых, говорил Д. Свифт, но между тем сколько умных людей готовы, время от времени, отведать хоть глоток этой пищи.

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий.

Успех — факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек: — приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»); — имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других); — игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе; — истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность; — становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению; — экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками; — к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти; — как правило, ставит перед собой невыполнимые цели; — имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности; — легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость; — ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда — скрытое или явное негативное отношение к нему); — подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»); — прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

Источник: http://obu4ayka.ru/obshhenie/__trashed-929.html

Ссылка на основную публикацию