Профессиональное самоопределение личности учащихся, старшеклассников

Статья по теме: Профессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение личности учащихся, старшеклассников

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

        Принципиально новые условия жизни нашей страны, сложившиеся в настоящее время, кардинальным образом изменили содержание активности людей, представления о профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Эти условия характеризуются тем, что изменились экономические, политические и социальные координаты существования человека.

 В настоящее время   перед подростком  стоит один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно сегодня он приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет всё больше и больше задумываться над этим вопросом. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, заканчивавшему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества, а так же соответствующей его запросам и интересам.

Помочь старшекласснику найти свое место в жизни и призвана профориентация.

        Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Она включает в себя:

1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности.

3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

         В современной литературе уделяется достаточно внимания определению понятия «профессиональная ориентация».

        Но всё же все большее значение в самоопределении человека приобретают его личностные качества. Самоопределение представляет собой поиск и утверждение своего пути в жизни, своих ценностей и смысла существования в мире. В связи с этим весьма актуальной является проблема психологической готовности к личностному самоопределению современных подростков.

Старший подростковый возраст – важнейший этап становления личности, он необходим  для осознания самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, определения жизненных перспектив и смыслов, выработки ценностных ориентаций, формирования психологической готовности к личностному самоопределению. В первую очередь этому способствуют условия современного образования.

 Девятый класс насыщен эмоциональными переживаниями.

Именно в девятом классе современные школьники проходят государственную итоговую аттестацию, именно в девятом классе ученики должны сделать свой первый ответственный выбор по поводу своего дальнейшего образования: остаться в своей общеобразовательной школе в своем классе или перейти в какой-либо профильный класс, или поступить в специализированную школу? гимназию? колледж? училище? Подросток все в большей степени начинает осознавать те чувства и эмоции, которые он испытывает по отношению к миру, социальным явлениям, людям, к самому себе. У него появляется потребность к обретению своих собственных направлений взаимодействия с изменяющейся и усложняющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным видением и этой реальности, и своего места в ней. Иными словами, подросток все активнее становится субъектом психологической адаптации, которая представляет собой единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации.         Психологическая адаптация к современной жизни вместе с социальными и личностными аспектами подростка является значимым условием развития психологической готовности старшеклассников к личностному самоопределению. Так же не маловажную роль в формировании профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда является адекватная самооценка подростка. Главным фактором здесь выступает эмоциональность подростка, его переживание, эмоциональное отношение к миру, к социальным ценностям, к окружающим людям и самому себе являются главными в многоаспектном содержании психологической готовности к личностному самоопределению.

        Особенности психологической адаптации в значительной степени за висят от характера семейных отношений, в которые включен подросток.

Чем выше уровень удовлетворённости подростка в системе семейных отношений, тем легче и быстрее протекает адаптация к жизни, к личностному самоопределению личности. Существенным фактором адаптации старших школьников в жизни выступает семья.

Выявлено, что большинство подростков не в полной мере удовлетворены отношениями в семье. У них отсутствует ощущение гармонии в семейных отношениях. Обнаружена взаимосвязь психологической адаптации в семье с показателями общей социальной и личностной адаптации к жизни.

Эмоционально – личностная напряженность, которую испытывает подросток в семье, переносится и в сферу широких социальных отношений и убеждений, что ведет к психологической дезадаптации.

        Наряду с семейными отношениями значимым фактором психологической адаптации, является и социо-культурная среда образовательной организации.

Человек с рождения усваивает социальный опыт, систему социальных связей и отношений — норм, ценностей, традиций, культуры данного общества и ближайшего социального окружения.

Он воспроизводит их в своем собственном опыте и в итоге приобретает определенные личностные качества, у него формируются убеждения, ценности, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, у него формируется характер, складывается мотивационная сфера, он начинает сотрудничать и взаимодействовать с другими людьми. Иными словами, человек постепенно становится социально адаптированным. Социальной адаптацией называют успешное приспособление личности к условиям социальной среды, о которой можно судить по совокупности следующих центрообразующих показателей: адекватное восприятие окружающей действительности; адекватная система отношений и общения с окружающими; активность в учебной, трудовой деятельности. Следовательно, социальная адаптация проявляется через фактические достижения человека во взаимодействии с окружающими его людьми и в его активной деятельности.

        Таким образом, усвоение социального опыта носит субъективный, личностный характер. Социальные нормы входят в индивидуальное пространство личности и там или укрепляются, или преобразуются в соответствии с собственными устремлениями, представлениями, предпочтениями, личностными смыслами и осознанными возможностями самого человека.

Социальная и культурная среда, в которой живут подростки, являются внешними условиями их личностного развития. С.Л. Рубинштейн обосновал положение о том, что внешние причины всегда действуют лишь опосредствованно через внутренние условия.

Это и субъективные переживания школьниками тех проблем, которые существуют и возникают в окружающей их действительности. На основании этих переживаний появляются определенные интересы, предпочтения, ценностные ориентации, которые, постепенно укрепляясь и интегрируя, начинают составлять устойчивую совокупность ценностных отношений личности.

Индивидуализация – это и есть процесс осознания растущим человеком своей самости, собственных потребностей, мотивов, интересов, чувств, своего отличия от других.

Человек адаптируется к жизни в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и со своими представлениями, позициями, переживаниями, с собственным видением происходящего в окружающем мире и себя в нем. Все это имеет непосредственное отношение к личностному самоопределению.

        Из всего вышеизложенного следует сформулировать следующий вывод: главнейшее значение в психологической адаптации личности имеют семья и система образования. Самоопределение личности – это сложный, многогранный процесс, он происходит на протяжении всего жизненного пути человека.

Особенности психологической адаптации позволяют судить о степени готовности к самоопределению, осознанному выбору жизненного пути. Следовательно, самоопределение есть определение себя в мире. Старший подростковый возраст очень важен в развитии самоопределения личности.

В этот период активно формируются когнитивная и эмоциональная стороны самосознания, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость.

         Главная задача при современных рыночных отношениях –  подготовка старшеклассников по конкретной специальности,  формирование личности готовой правильно осуществить свой выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

        Творить, дерзать, искать – удел молодых, пытливых, знающих.

        Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям – одна из  основных задач  современного обучения.

Цель профессиональной ориентации учащихся —  оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения. Направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению. Не правильно выбранная профессия – страдает он сам и страдает государство.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/02/08/adaptatsiya-stasheklassnikov-0

Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения – сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Алиева Назифат Юсуфовна.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, старший преподаватель кафедры ДПИ и дизайна, nazi09@list.ru.

Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, в ходе которого осуществляется поиск и развитие задатков, способностей, построение личностно-ориентированной педагогической системы, требует модернизации имеющихся в распоряжении традиционной общеобразовательной школы содержания, форм и методов общеобязательного образования.

Поиск новых решений делает особо актуальной проблему профильного обучения, основной целью которой является обеспечение профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и адекватного требованиям общества.

Исследованию проблем профориентационной работы и профессионального самоопределения школьников в психолого-педагогической науке уделяется значительное внимание. В исследованиях отечественных ученых самоопределение личности рассматривается как с точки зрения особой деятельности, процесса, так и с точки зрения тех личностных образований, которые являются ее результатом.

Многими учеными профессиональное самоопределение рассматривается во взаимосвязи с процессом личностного самоопределения (Л.И. Божович, Е.А. Климов, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, М.Н. Миронова, Л.М. Митина, В.А. Поляков, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков и др.).

Л.И. Божович рассматривает профессиональное самоопределение как момент личностного самоопределения старшеклассников, связанного с формированием внутренней позиции взрослого человека.

Под внутренней позицией Л.И. Божович понимает систему реально действующих мотивов личности по отношению к окружению или к какой-либо сфере, а также отношение к себе в контексте окружающей действительности [2].

Понятие внутренней позиции подразумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного компонентов.

Внутренняя позиция личности – это не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренними мотивами, который является новообразованием юношеского возраста.

Профессиональное самоопределение как процесс развития внутренней позиции человека, т.е. мотивации профессиональной деятельности, отношение человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности, основывается на направленности личности.

Направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. С. Л.

Рубинштейн отмечал, что проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами[9].

Поэтому направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях. Именно направленность определяет психологический облик личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов [6].

В направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.

В направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые оказывают значительное влияние на самоопределение человека.

Характер представлений личности, являясь элементом общей структуры, обусловлен, таким образом, характерными особенностями личностной направленности, содержательная сторона которой включает моральные, нравственно-этические черты, а также мотивационные установки, склонности и интересы.

Эти характеристики, так или иначе, воздействуют на все стороны жизнедеятельности субъекта, избирательно направляют и стимулируют его познавательную активность.

В зависимости от направленности личности старшеклассника и характера его ценностных ориентаций детерминированных устремлений, желаний, потребностей человека, интересов мотивы профессионального самоопределения могут быть различными.

На формирование профессионального самоопределения оказывают воздействие интересы, в частности, профессиональные интересы личности.

В целом, профессиональные интересы и склонности – это характеризующие старшеклассника своеобразно переживаемые им избирательные отношения к действительности, влияющие на его профессиональный выбор и заключающиеся в направленности или сосредоточенности его помыслов на определенном предмете, в направленности на успешное овладение избранной профессией, основанной на осознании ее общественной и личной значимости [1]. Профессиональные интересы выражаются, таким образом, в сосредоточении мыслей личности на предмете избранной профессиональной деятельности, в положительном эмоциональном отношении к этой деятельности, в формировании представлений о ней, в практическом ее овладении. Тем самым, становится очевидной роль интересов в формировании профессионального самоопределения, поскольку они активизируют старшеклассника на поиск путей и способов удовлетворения возникшей жажды знаний в данной области.

Читайте также:  Как рассмешить девушку?

В.С.Лукина в контексте проблем мотивации профессиональной деятельности в процессе профессионального самоопределения выделяет несколько стадий [7].

 Первая стадия характеризуется общим положительным эмоциональным отношением к будущей профессиональной деятельности. В.С. Лукина отмечает: «Обращаясь к предложенной С.Л.Рубинштейном идее о соотношении понятий «хочу» – «могу» – «надо», можно сказать, что на данном этапе ярко выражен именно первый компонент, т.е.

желание овладеть профессией, но еще слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля.

Что касается третьего компонента, то можно предположить, что в последнее время  молодежь при выборе не в последнюю очередь принимает в расчет общественную потребность в той или иной профессии и ее престижность, а иногда руководствуется исключительно ею» [7, с.26].

Вторая стадия характеризуется осознанием своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности. И только на третьей стадии возникает адекватное представление о профессиональной деятельности, о своих способностях.

И.С. Кон отмечает, что самоопределение как новая внутренняя позиция, включая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем, является одним из новообразований ранней юности [3].

Основным компонентом самоопределения как внутренней позиции является способность к самопознанию: интерес к своему «Я», своим возможностям, результатам своей деятельности. По С.Л. Рубинштейну, проблема самоопределения есть проблема самосознания.

Самосознание является тем личностным конструктом, который определяет путь и смысл жизнедеятельности человека. Центральным образованием самосознания является ценностное отношение к себе и ценностные социальные установки, определяющие направленность личности, ее мотивы.

Содержание образа Я определяет жизненный смысл и путь личности.

«Я-концепция» как система взглядов о себе самом не может сложиться вне рефлексии индивида, т.е. самосознание не является некоторым самостоятельным феноменом, существующим наряду, или параллельно с сознанием.

В качестве механизма самосознания, рефлексия дополняется и обогащается в процессе обратной связи, что позволяет человеку корректировать свою деятельность и общение, произвольно управлять своим поведением.

В рамках нашей работы наиболее значимо, что рефлексия рассматривается учеными как особая организация процессов понимания происходящего; процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей.

Процесс самоопределения опосредуется функционированием различных видов рефлексии.

Ситуативная рефлексия обеспечивает поиск личностью в самой себе мобилизующих факторов для определенного выбора.

Ретроспективная рефлексия обеспечивает анализ личностью своего опыта с целью актуализации в ней компонентов: которые могут иметь отношения к переживаемому кризису;  которые ранее могли иметь отношения к различным способам самоосуществления личности, но по каким-то причинам не были ею использованы.

Благодаря перспективной рефлексии, создаются новые направления в решении возникших проблем.

Регуляция поведения, активности личности происходит с помощью самооценки.

Самооценка, в самом широком смысле – это оценка личностью самой себя – своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка есть результат, далеко не всегда осознаваемый личностью, своего рода проекция реального «Я» на «Я» идеальное.

Изучение генезиса самооценки на фоне анализа функционирования рефлексивного механизма поможет выявить конкретные механизмы ее порождения, развития, функционирования, распада и изменения.

Для исследования психологических механизмов самоопределения значительную ценность представляет анализ как глобальной, так и различных форм локальной самооценки.

Глобальной называется самооценка, которая рассматривается вне контекста конкретных форм активности и может служить показателем:

  • сформированности двух предельно обобщенных образований – «Я» реального и «Я» идеального, которые выступают в качестве необходимых структурных составляющих операций психологического слияния;
  • возможностей и конкретной результативности движения от «Я» к реальному в контексте жизненного пути в целом.

Непосредственным побудителем процесса самоопределения является  недостаточный  уровень  глобальной  самооценки  и, следовательно, она может выступать в качестве обобщенного показателя самоопределения в контексте жизни в целом. Уровень притязаний, являясь выражением отношения личности к миру, людям, жизни в целом на основе отношения к себе, определяет ценностную, соответствующую смыслу его жизни характеристику субъекта и его жизни в целом.

Уровень притязаний как психологическое образование включает в себя индивидуализированный, и типичный для конкретной личности комплекс и профиль ее потребностей, т.е. является их личностным выражением.

Уровень притязаний, с одной стороны, интегрирует в себе стремления личности и ее требования к тому способу самовыражения, которым эти стремления она надеется удовлетворить.

А с другой, он выражает степень соответствия конкретных форм и способов активности и ее результатов критериям, выработанным и принятым личностью, и формируется на основе представлений «Я» о своей личности и своих потенциях; о предполагаемом результате и его свойствах; о способах, характере и качествах активности при изучении этого результата.

Анализ уровня притязаний позволяет составить представление о целом спектре характеристик психической регуляции. Многие исследователи (Л.В. Бороздина, А.Б. Холмогорова, В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов и др.) указывали на связь уровня притязаний с такими процессами и состояниями психики, как различные виды самооценки личности, ее мотивационная направленность, гибкость целеполагания и т.д.

Для изложенного выше подхода особенно ценным является проблема о рефлексивной обусловленности динамики уровня притязаний.

Итак, процесс реализации активности личностью возможен благодаря профессиональной направленности, рефлексии, самооценке, уровню притязаний, представляющих собой сферу саморегуляции. И способность профессиональному самоопределению в значительной степени определяется сформированностью механизмов личностной саморегуляции.

Таким образом, проблему личностного и профессионального самоопределения старших школьников следует рассматривать как единый неразрывный процесс.

Это обусловлено тем, что выбор профессии, предопределяющий весь дальнейший жизненный путь старшеклассника, следует отнести к категории личностных выборов.

Развитие личности определяет выбор профессии и подготовку к ней и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяет стратегию развития личности, включающий способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде.

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, отражающий особенности формирования профессиональных перспектив личности, и который можно рассмотреть:

  • как серию задач, которые общество ставит перед личностью;
  • как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого человек формирует баланс между собственными целями и требованиями общества и т.п.;
  • как процесс формирования личности профессионала, его профессиональной карьеры, индивидуального стиля деятельности;
  • как выработку, принятие и реализацию личностью своих позиций и жизненной линии, а также конкретизирующих ее жизненных стратегий.

Библиографический список:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 334с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983.– 96 с.
  4. Кон И.С. Социология личности. – М., 1985. – 383 с.
  5. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Директор школы. – М., – С. 97–115.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы развития психики. – М.: Наука, 1984. – 276 с.
  7. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития / Вопросы психологии. – М.: 2004, № 5, – С. 25–32.
  8. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. Трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. – С. 50–61.
  9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Человек и мир. – М., 1973. – 423 с.

Источник: http://sispp.ru/articles/professionalnoe-i-lichnostnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-profilnogo-obucheniya/

1.2. Профессиональное самоопределение

Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный педагогический университет

Курсовая работа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ

Научный руководитель:

Выполнила: студентка 2 курса,

Омск 2005

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………….….………..3

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассника

1.1 Особенности старшего школьного возраста. Жизненный план………………………5

1.2 Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте……………………………………………………………………………………..6

1.3 Самопознание в выборе профессии…………………………………………………11

1.4 Роль самооценки в профессиональном самоопределении…………………………12

Глава II Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

2.1 Цели, задачи, организация исследования…………………………………………………16

2.2 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову……………..17

2.3 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда………….19

Выводы……………………………………………………………………………………21

Рекомендации…………………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………………..27

Приложение………………………………………………………………………………28
Введение.

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше.

Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий.

Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.

Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.

Цель: изучить типы профессий, выбираемые школьниками.

Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий

Задачи:

1) анализ литературы по данной теме;

2) изучить типы профессий;

3) проанализировать полученные результаты

Гипотеза: преобладание гуманитарной направленности в выборе профессиональной деятельности и социального типа личности.

Методики: анализ, тестирование, опрос, методы интерпретации полученных результатов.

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности старшеклассника

1.1 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. [5, стр. 87]

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. [9, стр. 140]

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути.

Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. [3, стр.

34] По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. [2. стр. 57]

Читайте также:  Маразм - симптомы, причины, признаки, лечение маразма

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей.

Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом.

У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. [16, стр. 25]

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения.

На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов.

В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. [14, стр 50]. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают. [10, стр. 89]

Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

– внешних условий;

– индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [1, стр. 56]

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы :

· Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

– малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

· Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

– возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

· Профессиональное обучение:

– осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

· Профессиональная адаптация:

Источник: http://MirZnanii.com/a/180369/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov

Профессиональное самоопределение старшеклассников

В настоящее время проблемы профессионального самоопределения приобрели особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма.

Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности

Профессиональный выбор в отличие от профессионального самоопределения — это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь.

Е.А. Климов понимает самоопределение не просто как «самоограничение», не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

Самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений).

Выделяется три уровня профессионального самоопределения:

  • высокий (сформированность интересов, соответствие личных качеств избранной профессии, твердое убеждение в правильности выбора),
  • средний (отсутствие устойчивого интереса, убежденности в правильности выбора),
  • низкий (отсутствие интереса, воли, желания достичь высоких результатов, малая активность, оценка себя в плане будущей профессии).

То есть, профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесениях с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.

Субъектом профессионального самоопределения выступает старшеклассник. Правильный выбор профессии должен определяться как сознанием, чувством долга, так и интересом, склонностями к данной профессии, и, разумеется, возможностями личности.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некую общую структуру.

Она включает в себя позиции старших членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способности, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции.

Старшеклассник часто отождествляет учебный предмет с профессией. Порой человек, увлеченный конкретным учебным предметом, не представляет, какое разнообразие профессий стоит за ним.

Иногда в выборе профессии старшеклассник ориентируется не на свои интересы и способности, а на представителя той или иной профессии. Допустим, ученику нравится профессия отца-врача.

Отец является для него авторитетом, он хочет подражать ему и стремится выбрать ту профессию, которую в свое время выбрал его отец.

Однако способностей и склонностей к данной профессии у ребенка может не обнаружиться вовсе.

Близко к этому фактору стоит фактор социального статуса семьи индивида. Здесь действует известный социальный закон, что родители и дети стремятся, чтобы статус детей был не ниже статуса родителей.

Согласно этому закону высшее образование родителей является фактором, существенно влияющим на формирование ориентации детей, на получение высшего образования.

Высшее образование в таких семьях рассматривается как обязательное требование, в то время как в семьях с невысоким образовательным уровнем высшее образование является скорее желательным, чем обязательным требованием.

Часто ребенок увлекается только внешней стороной профессии. Это может быть высокий материальный достаток, который сулит данная специальность. Но известно, что в каждой деятельности свои особенности и свои требования, которые могут не соответствовать личностно-психологическим особенностям индивида. Поэтому руководствоваться только этим принципом бессмысленно.

Кроме того, профессия может просто считаться престижной. Престиж профессии — сложное и многозначное понятие. Оно отражает оценку профессии в глазах общества. В общественном мнении всегда существует определенная шкала престижа профессий.

Учитывая социально-политическую и экономическую обстановку в стране, на сегодняшний день значительно возрос престиж профессий, требующих высшего образования. Наиболее престижными на сегодняшний момент остаются юридические, экономические, военные специальности.

Это наглядно показывает факт повсеместного функционирования в государстве так называемых частных вузов, которые предлагают обучение преимущественно по первым двум специальностям. Кроме того, большой популярностью пользуются учебные заведения, предлагающие освоить психологические и лингвистические специальности.

Еще одним фактором является прямое и косвенное мнение товарищей. Однако зачастую это мнение заглушает мнение рассудка самого индивида, что приводит к опрометчивым поступкам. Игнорируя свои интересы, он может, к примеру, поступить в какое-то учебное заведение вслед за товарищем, не имея при этом никаких личностных предпосылок.

В целом, можно говорить о том, что каковы бы не были факторы, влияющие на самоопределение, в настоящий момент наблюдается ориентация молодежи на продолжение образования.

Все субъективные факторы, под влиянием которых формируется профессиональное намерение молодежи, нацеленной на продолжение образования, представляют собой личностную ориентацию, которая в зависимости от индивидуально-психологических качеств личности может выступать в двух видах: как «ориентация на Я», так и «ориентация на задачу».

Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха.

В основе стремления к успеху может лежать особое свойство личности — желание испытать себя или утвердить ценность своей личности («ориентация на Я») или желание добиться социально ценного результата, стремление создать что-то ценное и нужное для людей («ориентация на задачу»).

При этом объективно задача может быть трудной, но человеку может субъективно казаться, что риск небольшой, так как он чаще всего переоценивает себя.

Если охарактеризовать психологические предпосылки выбора профессии, то профессиональное самоопределение учащихся представляет собой сложный вид деятельности, предполагающий длительную мотивацию. На реализацию этой деятельности направлена вся личность с ее потребностями, интересами, стремлениями, а также с ее мотивационной сферой.

Сознательный выбор профессии является сложным видом деятельности и предполагает длительную мотивацию. Мотивация профессиональных намерений не исключает возможности появления мотивационных конфликтов.

Они могут проявляться в противоречии между потребностями общества в работниках определенной отрасли народного хозяйства и ценностными ориентациями конкретной личности («Надо, но не хочу») и в противоречиях личностного порядка, между желаниями личности и ее возможностями («Хочу, но не могу»).

Как показывают исследования, более половины учащихся не в состоянии мотивировать свои профессиональные намерения. Отсутствие мотивации, как правило, говорит о недостаточной продуманности и о случайном характере выбора профессии.

Рассматривая динамику мотивации профессиональных намерений старшеклассников, необходимо отметить, что интерес к выбираемой профессии занимает ведущее место на этом возрастном этапе. На втором месте находятся мотивы долга, общественной значимости выбранной профессии. Затем следует мотив самооценки своей профессиональной пригодности.

Возрастает интерес к выбираемой профессии, а также роль оценки качеств своей личности. Следует отметить, что ведущими мотивами при выборе профессии являются общественные идеалы, творческий характер труда, перспективы роста, продвижение работника по служебной лестнице (вертикальная мобильность).

Среди мотивов выбора профессии выделяется материальное положение.

Итак, профессиональное самоопределение неизбежно несет в себе ряд противоречий. Среди них необходимо отметить несоответствие профессиональных устремлений молодых людей потребностям государства в кадрах определенной профессии, то есть проблема пресловутых престижных профессий.

Это противоречие выражается и в том, что большинство выпускников школы, по данным исследований и соцопросов выражают желание продолжить обучение в высших учебных заведениях, в то время как государство нуждается, прежде всего, в рабочих руках. Кроме того, выбирая профессию, молодежь сталкивается и затруднениями личного порядка.

Молодые люди, вступающие в жизнь, по ряду причин (широта способностей и склонностей, отсутствие психологических знаний, неумение анализировать, недостаточная информация о профессиях и т.д.) не всегда в состоянии дать объективную оценку своим способностям, а, следовательно, и правильно выбрать профессию.

Отсюда еще одно противоречие, а именно: несоответствие требований случайно избираемой профессии, с одной стороны, и личных качеств, особенностей человека, с другой стороны, что является существенным препятствием для принципа «от каждого по способности.

В заключение приведем слова известного отечественного социолога В.Н. Шубкина, который отмечал, что все первые решения молодежи сотканы из противоречий.

Они всюду: между личными профессиональными планами и потребностями общества в кадрах, между господствующей ориентацией на вуз и числом выпускников, которые могут в него поступить, между юношеским максимализмом и реальной жизни. То есть противоречия существовали, и будут существовать всегда. Важно не столько это, сколько факт реальности их разрешения.

На процесс профессионального самоопределения можно оказывать влияние, если помочь личности понять себя, оценить свои способности. Следовательно, профессиональное самоопределение — управляемый процесс.

Источник: https://novainfo.ru/article/12234

Тема выступления: «Профессиональное самоопределение школьников”

Тема выступления: «Профессиональное самоопределение школьников»

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов,

работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.

Читайте также:  Клептомания - причины, лечение, симптомы, признаки клептомании

Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий.

Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.

Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная

ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

1) Профессиональное самоопределение как процесс.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное

подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование»,

предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в

образовательных учреждениях профессионального образования. Успех

профессионального образования определяет такой важный психологический момент

как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной

профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних

ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой

самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор

профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это

объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из

ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов

зависит от:

– внешних условий;

– индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период

профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных

намерений до выхода из трудовой деятельности.

Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный

возраст, но ему предшествуют этапы :

· Первичный выбор профессии

(характерен для учащихся младшего школьного возраста):

– малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное

представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий,

неустойчивость профессиональных намерений;

· Этап профессионального самоопределения

(старший школьный возраст):

– возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная

ориентировка в различных сферах труда;

· Профессиональное обучение:

– осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной

профессии;

· Профессиональная адаптация:

– формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы

производственных и социальных отношений;

· Самореализация в труде:

– выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный

путь человека.

А) Предпосылки профессионального самоопределения:

· Профессиональное самоопределение с позиции принципов

детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная

сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей

проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения

предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая

саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования

молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. [7]. Данная система

включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных

организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая

совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение

задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение

профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в

трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации.

Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей

профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели

своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе

беспредметна . А.Н. Леонтьев отмечал, что «.до своего первого

удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не

обнаружен.».

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением,

расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами

профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Б) Предпосылки профессионального самоопределения.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к

двум основным группам :

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения

проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого

процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными

потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности,

привлекательной для человека.

2. «Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях

различных профессий, но и массу другой информации. [6].

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький.

Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии.

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. [6].

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим

в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной

деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений

человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей,

помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной

подготовки .

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления.

Управление выбором профессии.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. [8]. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:

– система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

– возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности. [8].

Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.

Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется.

Какое место занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.

Объясняется это целым рядом причин:

– отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;

– слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;

– нежелание затруднять себя дополнительной работой;

– неимение доступных метод и методик изучения учащихся.

Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценки личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его дисциплину, учебные оценки и общую активность.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения.

Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха.

Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе.

Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/tiema-vystuplieniia-profiessional-noie-samoopriedielieniie-shkol-nikov

Ссылка на основную публикацию